Социализация личности социология


Процесс формирования определяет развитие личности под действием природных и социальных сил. Но даже сформировавшийся человек еще не в полной мере готов жить в обществе: он не имеет образования, профессии, навыков общения; он плохо представляет себе устройство общества, не ориентируется в социальных процессах.

Одновременно с процессом формирования личности идет процесс ее социализации.

Социализация — это внедрение человека в общество, овладение им навыками и привычками общественного поведения, усвоение ценностей и норм данного общества.

Если процесс формирования идет особенно интенсивно в детстве и юности, то процесс социализации интенсифицируется тем сильнее, чем активнее индивид вступает в систему социальных отношений. Детские игры, воспитание и обучение в школе и вузе, овладение специальностью и служба в армии и т. д. – все это и есть внешние проявления процесса социализации.


Отличия социализации от формирования заключаются в следующем:

социализация изменяет внешнее поведение, а формирование личности устанавливает базовые ценностные ориентации;

социализация дает возможность получить определенные навыки (общения, профессии), а формирование определяет мотивацию социального поведения;

формирование личности создает внутреннюю психологическую установку на определенный тип социальных действий; социализация, корректируя эти социальные действия, делает всю установку более гибкой.

Процесс социализации в советской социологии привязывался к трудовой деятельности, которая понималась как оплачиваемая государством работа. При таком подходе выделяются три типа социализации:

дотрудовая (детство, школа, вуз);

трудовая (работа на производстве);

послетрудовая (на пенсии).

Такая периодизация, делавшая упор на трудовую деятельность, неудовлетворительно раскрывала сущность социализации в детстве и неадекватно рассматривала положение пенсионеров.

Более простым и удобным представляется деление процесса социализации на два качественно различных периода:

первичная социализация — период от рождения до формирования зрелой личности;

вторичная социализация (ресоциализация) – перестройка уже социально зрелой личности, связанная, как правило, с овладением профессией.

Процесс социализации личности протекает на основе социальных контактов, взаимодействий личности с другими личностями, группами, организациями, институтами. В процессе этого взаимодействия срабатывают социальные механизмы имитации и идентификации, социального и индивидуального контроля, конформизма. На них накладывают свой отпечаток социальные, национальные, профессиональные, моральные, расовые различия людей.


Социологические исследования показывают, что родители из средних слоев общества гибко относятся к власти авторитета. Они учат своих детей осмысливать факты и отвечать за свои решения, а также поощряют способности к сопереживанию. В семьях нижних слоев общества, где родители в основном заняты физическим трудом и работают под строгим контролем, они внушают детям готовность подчиниться внешнему авторитету, власти. Здесь придают большее значение послушанию, чем развитию творческих способностей.

Национальные различия, национальные ценности и нормы также оказывают значительное влияние на социализацию личности.

Рассмотрим для сравнения американские и российские национальные ценности (табл. 4).

[10]

Понятно, что, испытав одни и те же процессы социализации, но впитывая, приобщаясь к разным нормам и ценностям, американцы и россияне приобретают разные черты личности. Впрочем, следует отметить влияние реформ и общего направления развития российского общества на изменение базовых национальных ценностей и черт национального характера, которые берут свое начало еще в чертах русской общины в сторону сближения их с более рациональными характеристиками развитых постиндустриальных обществ.


Основными средствами социализации, обеспечивающими социальный контакт между личностями, личностью и группой, организацией, являются:

язык;

ценности и нормы поведения;

навыки и умения;

статусы и роли;

поощрения и санкции.

Рассмотрим эти средства.

Язык — основной инструмент социализации. С его помощью человек принимает, анализирует, обобщает и передает информацию, выражает эмоции и чувства, заявляет о своей позиции, точке зрения, дает оценки.

Ценности, как мы уже выяснили, – это идеальные представления, принципы, с которыми личность соотносит свои поступки, а нормы — усвоенные личностью общественные образы мышления, поведения, общения.

Навыки и умения — это образцы деятельности. Они играют не только поведенческую, но и дидактическую (обучающую) роль в последующей социализации. Образование навыков и умений называют социализацией для социализации, так как закрепленные в поведении навыки и умения помогают быстрее и увереннее овладевать новыми навыками и умениями. Например, овладение компьютером значительно расширяет кругозор специалиста, помогает ему не только получать нужную информацию, но дает новые навыки общения во всемирной электронной сети Интернет.


Для иллюстрации социологического термина «статус» введем понятие «социальное пространство», под которым будем понимать всю совокупность социальных позиций данного общества, т. е. весь объем так называемой «социальной пирамиды». Социальное пространство, как видим, не совпадает с геометрическим. Например, в геометрическом пространстве король и шут почти всегда находятся рядом, но в социальном пространстве их разделяет почти вся высота социальной пирамиды.

Социальный статус — это положение личности в социальном пространстве, в социальной пирамиде, в социальной структуре общества. Социальный статус характеризуется социальным положением (т. е. принадлежностью к определенному классу, социальному слою, группе), должностью, заработком, уважением других людей (престижем), заслугами, наградами и т. д.

Следует отметить личный статус, который характеризуется личными качествами и ярче проявляется в небольшой группе.

Например, в любом давно сложившемся коллективе, особенно в неслужебное время, общение идет на основании личного, а не социального статуса, если различия в должностях невелики.

Одна и та же личность может иметь несколько статусов. Например: инженер, муж, верный друг, футбольный болельщик и т. д.

Статус, полученный от рождения, называется предписанным статусом. Например: сын крупного начальника.

Положение личности в социальной пирамиде, которого она добилась своими усилиями, называется достигнутым статусом.


Поведение личности, связанное с ее социальным статусом, т. е. диктуемое положением человека в обществе, называется социальной ролью.

Совокупность всех социальных ролей, соответствующая всем социальным статусам личности, называется ролевым набором.

Социальные роли, все разнообразие социального поведения личности определяются социальным статусом и господствующими в обществе или в данной группе ценностями и нормами (рис. 3).

Поведение личности

Если поведение человека соответствует общественным (групповым) ценностям и нормам, он получает социальное поощрение (престиж, деньги, похвалу, успех у женщин и т. д.); если не соответствует — социальные санкции (штрафы, осуждение общественным мнением, административные наказания, тюремное заключение и др.) (рис. 3).

С помощью средств социализации (язык, ценности и нормы, навыки и умения, статусы и роли) становится возможным постоянное взаимодействие между личностями, личностью и институтами социализации, т. е. теми группами, которые и обеспечивают процесс вхождения молодого поколения в общество.

Рассмотрим подробнее основные институты социализации.

Семья — один из ведущих определяющих агентов социализации. Оказывает функциональное воздействие не только на формирование и социализацию, но и на становление всей структуры личности. Эмпирические исследования показывают, что в конфликтных или неполных семьях процент детей с отклоняющимся поведением значительно выше.


Группа ровесников — выполняет функцию «охраны» от захвата приоритета взрослых в процессе социализации. Обеспечивает появление таких качеств личности, как самостоятельность, независимость, социальное равенство. Позволяет проявлять социализирующейся личности новые эмоции и чувства, невозможные в семье, новые социальные связи, статусы и роли (лидер, равный партнер, изгой, маргинал и др.).

Школа — действует как общество в миниатюре. Дает новые знания и навыки социализации, развивает интеллект, формирует ценности и нормы поведения. В отличие от семьи позволяет понять значения формальных статусов и ролей (учитель как формальный и временный начальник). Школа более авторитарна, рутинизирована. Ее социальное пространство обезличено, так как учителя, директор не могут быть такими же ласковыми, как родители; к тому же любой учитель может быть заменен другим человеком.

Средства массовой информации формируют ценности, образы героев и антигероев, дают образцы поведения, знания о социальной структуре общества. Действуют обезличенно, формально.

Армия осуществляет специфическую, вторичную социализацию (ресоциализацию). Военное образование дает возможность молодому офицеру быстро внедриться в военную систему. Другое дело — призванные на срочную службу. Разность ценностей и стереотипов поведения гражданской и военной жизни проявляется резко и часто вызывает у молодых солдат социальный протест.
о тоже своеобразный институт социализации, форма освоения новых социальных норм. Важно чтобы такие протесты протекали на невысоком уровне конфликтности, не вызывали у молодых людей психических потрясений. Для этого служит специальная подготовка (допризывные сборы, курс молодого бойца), на это направлена деятельность командиров, военных социологов и психологов. Старослужащие, прошедшие вторичную социализацию, не столько протестуют, сколько «примеряют» на себе новые роли «гражданской» жизни.

Если протест принимает открытые формы и действует постоянно, это означает так называемую неудачную социализацию.

Социологические исследования показывают, что когда в процессе социализации используют исключительно авторитарное давление, рассчитанное на слепое подчинение, то человек, попавший затем в нестандартную критическую ситуацию и оказавшийся без начальника, не может найти правильный выход. Результатом такого кризиса социализации может быть не только невыполнение задания, но и стресс, шизофрения, самоубийство. Причина этих явлений кроется в упрощенных представлениях о реальности, страх и подозрительность, недостаток эмпатии (сопереживания), конформизм личности, сформированные при неудачной социализации.

Следующая глава >

Источник: fil.wikireading.ru

Социализация личности социология

  • 1. Понятия «человек», «индивид», «личность»
  • 2. Социологические теории личности
  • 3. Социализация личности
  • 4. Этапы социализации
  • 5. Личность в системе социальных статусов и ролей
  • Первичным агентом социального взаимодействия и отношений является личность. Для того чтобы понять, что же такое личность, необходимо провести разграничение понятий «человек», «индивид», «личность».

    Понятие человек употребляется для характеристики присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие указывает на наличие такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род. Единичным представителем человеческого рода, конкретным носителем черт человека является индивид. Он уникален, неповторим. Вместе с тем он универсален – ведь каждый человек зависит от социальных условий, среды, в которой живет, людей, с которыми общается. Индивид является личностью постольку, поскольку в отношениях с другими (в рамках конкретных социальных общностей) он выполняет определенные функции, реализует в своей деятельности социально значимые свойства и качества. Можно сказать, что личность – это социальная модификация человека: ведь социологический подход выделяет в личности социально-типическое.


    Человек становится личностью, вступая в общественные отношения, в связь с другими людьми. В этих связях и отношениях индивид приобретает разнообразные общественные свойства и таким образом сочетает в себе индивидуальные и общественные качества. Человек становится персонифицированным носителем социальных качеств, личностью.

    Личность занимает определенное положение в системе общественных отношений, принадлежит к определенному классу, социальному слою, группе. В соответствии со своим социальным статусом личность играет определенные социальные роли.

    В социологии наиболее известны следующие теории личности.

    Теория зеркального «Я» (Ч. Кули, Дж. Мид). Сторонники этой теории личность понимают как совокупность отражений реакций других людей. Стержнем личности является самосознание, которое развивается как результат социального взаимодействия, в процессе которого индивид обучился смотреть на себя глазами других людей, т. е. как на объект.

    Психоаналитические теории (З. Фрейд). Направлены на раскрытие противоречивости внутреннего мира человека, на изучение психологических аспектов взаимосвязи личности и общества. Сфера психики человека включает в себя:


    1) бессознательное – ид (природные инстинкты);

    2) сознание индивида – эго, являющееся регулятором инстинктивных реакций;

    3) супер-эго – законы, запреты, усвоенные в процессе воспитания.

    Такая трехслойность делает личность крайне противоречивой, поскольку идет борьба между природными инстинктами, влечениями, желаниями и требованиями и стандартами общества, направленными на подчинение социальным нормам.

    Ролевая теория личности. Р. Минтон, Р. Мертон, Т. Парсонс описывают ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Социальный статус обозначает конкретную позицию индивида в социальной системе, предполагающую определенные права и обязанности. Человек может иметь несколько статусов – предписанный, естественный, профессионально-должностной, причем последний, как правило, является основой главного статуса, который и определяет положение человека в обществе.

    Каждый статус включает обычно ряд ролей. Под социальной ролью понимают совокупность действий, которые должен выполнить человек, обладающий данным статусом в социальной системе.

    Марксистская теория личности рассматривает личность как продукт исторического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения, при этом сущность личности раскрывается в совокупности ее социальных качеств, обусловленных принадлежностью к определенному типу общества, классовой и этнической принадлежностью, особенностями труда и образа жизни.

    Важнейшим видом социального взаимодействия, в ходе которого совершается формирование любого человека как полноправного и полноценного члена общества, является социализация. Социологи используют этот термин для описания процесса, в ходе которого и с помощью которого люди обучаются приспосабливаться к социальным нормам. Социализация как процесс делает возможным продолжение общества и передачу его культуры из поколения в поколение. Этот процесс концептуализируется двумя путями.

    Социализацию можно понимать как интернализацию социальных норм: социальные нормы становятся обязательными для индивида в том смысле, что они, скорее, устанавливаются им самим для себя, нежели навязываются ему средствами внешней регуляции и являются таким образом частью собственной индивидуальности личности. Благодаря этому индивид ощущает внутреннюю потребность в приспособлении к окружающей его социальной среде.

    Социализацию можно представить как сущностный элемент социального взаимодействия на основе предположения о том, что люди желают повысить цену своего собственного имиджа, добиваясь одобрения и повышения статуса в глазах других; в этом случае индивиды социализируются в той мере, в какой они соизмеряют свои действия в соответствии с ожиданиями других.

    Следовательно, под социализацией понимают процесс усвоения личностью образцов поведения общества и групп, их ценностей, норм, установок. В процессе социализации формируются наиболее общие устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества. Основными агентами социализации являются: семья, школа, группы сверстников, средства массовой информации, литература и искусство, социальная среда и др.

    В ходе социализации реализуются следующие цели:

    1) взаимодействие людей на основе освоения социальных ролей;

    2) сохранение общества благодаря усвоению его новыми членами сложившихся в нем ценностей и моделей поведения.

    Этапы социализации совпадают (условно) с этапами возрастного развития индивида:

    1) ранняя (первичная) социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила, рамки поведения;

    2) вторичная социализация:

    а) профессиональная социализация, которая связана с овладением специальными знаниями и навыками, с приобщением к определенной субкультуре. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон социальных ролей;

    б) включение индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам. Скорость социальных изменений в современных обществах приводит к тому, что возникает необходимость ресоциализации, усвоения новых знаний, ценностей, вместо устаревших. Ресоциализация охватывает многие явления (от коррекции чтения и речи до профессиональной подготовки или смены ценностных ориентиров поведения);

    в) пенсионный возраст или утеря трудоспособности. Характерен изменением образа жизни в связи с исключением из среды производства.

    Следовательно, социализация личности начинается с рождения и длится всю жизнь, этот процесс на каждой стадии осуществляют особые институты. К ним относятся: семья, детские сады, школы, вузы, трудовые коллективы и т. д. Каждый этап социализации связан с действием определенных агентов. Агенты социализации – это люди и учреждения, связанные с ней и ответственные за ее результаты.

    Статус – это определенное положение человека в обществе и связанная с ним совокупность прав и обязанностей. Роль – это динамичная, поведенческая сторона статуса. Статус личности определяется возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.

    Различают статус прирожденный (социальное происхождение, национальность) и достижимый (образование, квалификация и т. д.). Человек может изменить свой социальный статус, повысить его, получив хорошее образование, либо, напротив, понизить. Каждый человек выполняет множество ролей, и поведение его бывает различным в зависимости от того, какую социальную роль он выполняет в данный момент (роль отца, мужа, руководителя предприятия, избирателя, члена политической партии, общественной организации и т. д.).

    Человек может иметь несколько статусов, но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Часто бывает так, что главный статус обусловлен должностью человека. Социальный статус отражается на внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности) и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.).

    Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы.

    Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины, женщины, зрелость, старость). Профессионально-должностной – это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т. д.).

    Престиж представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в культуре, в общественном мнении. Это своеобразный магнит. В зоне влияния престижного статуса создается особое социальное напряжение, сосредотачиваются наиболее активные, подготовленные, амбициозные члены общества. И в этом плане престиж того или иного статуса оказывает существенное влияние на самовосприятие, утверждение собственного «Я».

    Социальный статус означает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором.

    Если статус – это сами функции, права и обязанности, то социальная роль – это ожидание поведения, типичного для людей данного статуса. Иными словами, концепция социальной роли проста. Каждый человек в различных группах и коллективах занимает какое-то положение, с которым связаны образцы поведения, и группа ожидает от своих членов, что, занимая данное положение, они будут вести себя в соответствии с этим образцом, определяющим поведение, признанное идеальным.

    Многообразие социальных ролей, выполняемых нами, становится причиной, порождающей различные явления индивидуальной жизни. Прежде всего, отметим, что каждая личность обладает лишь ей присущим набором ролей. Уникальность же сочетания социальных функций и ролей выступает как один из аспектов индивидуальной личности, особенностей ее духовных свойств и качеств. Но самое главное – это то, что многообразие ролей порождает внутренние ролевые конфликты личности.

    Ориентация на две параллельные, противоречащие друг другу социальные роли ведет к внутренней борьбе личности, ее раздвоению. Конфликт ролей выступает непосредственно как борьба мотивов, за каждым из которых стоит представление о желательном, одобряемом образце выполнения тех или иных социальных функций.


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх

    Источник: www.libma.ru

    В повседневном  и научном языке часто употребляются такие понятия, как «человек», «индивид», «личность». Обозначают ли они одно и то же  или между ними есть различия ? Понятие «человек» характеризует общие, присущие всем людям качества и способности. Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого – на биологическом, психологическом, социальном уровнях. Понятие «личность» вводится для подчеркивания творческой сущности человека и индивида.

    В момент рождения ребенок еще не личность. Он всего лишь индивид. Чтобы стать личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются биологические и генетические предпосылки, наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым человек взаимодействует. Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру. На сложность, многоплановость структуры личности обратил свое внимание австрийский психоаналитик З.Фрейд. Он выделил в структуре личности три главных компонента психики: «Оно» (сфера бессознательного), «Я» (сфера сознания), «Сверх-Я» (сверхсознание или сфера культуры).

    Подсознание является хранилищем бессознательных инстинктов, связанных с необходимостью удовлетворения биологических потребностей. Подсознанием правит принцип удовольствия. Фрейд считал, что «В каждом человеке сидит такое существо, которое говорит: буду делать только то, что нравится. Но, поскольку индивиду часто нравится то, что диктует ему биологическая природа и, прежде всего, желания и влечения, осуждаемые обществом, то индивиду приходится с ними бороться, вытесняя их в сферу бессознательного».

    По мере взросления человек под влиянием окружающей социальной среды учится ограничивать проявление биологических инстинктов, вести себя по правилам, принятым в данном обществе, делать то, что от него требуется. Так формируется сознание или «Я», стремящееся обуздать бессознательное и направить его в русло социально одобренного поведения. Сферой сознания управляет принцип реальности. Он вынуждает человека во всем слушаться рассудка, извлекать из всего выгоду, манипулировать обстоятельствами и людьми, скрывать свои мысли и пр. Рациональное «Я» делает человека расчетливым, предприимчивым, способным добиваться своих целей и выходить из трудных обстоятельств.

    Сверхсознание – это внутренние правила, установки, заповеди, мораль, социальные запреты, стереотипы поведения. Их диктует человеку общество. По Фрейду, «Сверх-Я» – это внутренний «надзиратель». Данный слой психики личности формируется бессознательно в процессе воспитания в семье и проявляется в виде совести.

    Фрейд отводил решающую роль бессознательному. Бессознательное – это самый глубинный и крупный слой человеческой личности, из которого в процессе социализации появляются «Я» и «Сверх-Я».

    В динамическом плане все три компонента личности характеризуются конфликтом. Бессознательные влечения и инстинкты подавляются сверхсознанием и загоняются в «подполье», но при этом все-таки требуют выхода. Они проявляются, пройдя через цензуру сверхсознания, в сравнительно цивилизованных и культурных формах в деятельности личности. Все, что человек делает, творит (создавая, например, произведения искусства) является всего лишь проявлением этих вытесненных бессознательных устремлений.

    Механизм и процесс формирования личности раскрывается в социологии на основе понятия «социализация». Социализация – это процесс, в ходе которого индивид усваивает основные элементы культуры: символы, смыслы, ценности, нормы. На основе этого происходит формирование социальных качеств человека. Социализация – это процесс становления социального «Я», причем двусторонний по своему содержанию. С одной стороны, он состоит в передаче обществом исторического опыта, символов, ценностей и норм, с другой – их усвоение индивидом.

    Главный смысл процесса социализации на ее ранних этапах заключается в формировании собственного Я и собственного социального места. Собственное Я (самость) – это наши идеи по поводу собственных качеств, способностей и поведения. Становление самости начинается в детстве и происходит на основе постоянной оценки себя в сравнении с другими. Самость участвует в развитии эгоцентрического сдвига, когда человек ставит самого себя в центр всех событий. Такой смещенный взгляд на реальность формирует наше восприятие событий.

    В социологии выделяются два уровня социализации: первичный и вторичный. На каждом из них действуют разные агенты и институты социализации. Агенты социализации – это конкретные люди, отвечающие за передачу культурного опыта. Институты социализации – это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его. Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве агентов первичной социализации выступают родственники, друзья, т.е. ближайшее окружение индивида. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты – это формальные организации, официальные учреждения. Их влияние не столь значимо и всеобъемлюще, а скорее специализировано. Каждый институт нацелен на решение своих задач в соответствии со своими функциями (школа, армия, государство).

    Социализация проходит ряд этапов, связанных с так называемыми жизненными циклами. Жизненные циклы – это важнейшие вехи в биографии человека, которые могут рассматриваться качественными этапами становления социального «Я» — детство, подростковый возраст, молодость, зрелость, старость и, наконец, смерть. Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового социального статуса, отказом от прежних привычек, окружения, сменой образа жизни. Каждый этап жизненного цикла сопровождается двумя взаимодополняющими друг друга процессами: десоциализацией и ресоциализацией. Десоциализация – это процесс отвыкания отстарых ценностей, привычек, ролей, правил поведения. Ресоциализация, напротив,  процесс обучения новым ценностям, нормам и правилам взамен старых. Например, что общего имеют женщина, только что ставшая монахиней, и мужчина, который только что развелся ? Ответ один – оба они проходят процесс ресоциализации – усвоения новых норм. Ресоциализация может быть интенсивной. Например, поступая в университет, многие молодые люди сталкиваются с интенсивной ресоциализацией, особенно в первое время. Этот процесс еще более выражен при психотерапии или при вступлении в религиозную секту, поскольку в обоих случаях люди подвергаются воздействию идей, противоречащих их прежнему мировоззрению

    Итак, процесс социализации непрерывен и продолжается в течение все жизни человека. Окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих изменений и от нас.

    1.Детство. В средневековье, например, понятия «детство», которое характерно для нашего времени, просто не существовало. На детей смотрели как на маленьких взрослых. Произведения искусства и письменные источники средневековья изображают детей и взрослых практически одинаково. Даже специальных слов для обозначения детей и подростков мужского пола в возрасте от 7 до 16 лет не существовало. Слово «ребенок» скорее выражало родственные отношения, чем возрастные отличия. Только в начале XVII века началось формирование новой концепции детства – мира волшебных сказок, игрушек и детских книг.

    Дети демонстрируют общечеловеческие реакции на очень ранних этапах своего развития. Большинство детей – довольно «податливый» материал для воспитания. И диапазон их возможностей удивителен. Именно в детском возрасте, к примеру, наиболее успешно можно освоить иностранный язык.

    В дошкольном возрасте дети рассматривают собственное Я и свой разум просто как части тела. Однако в 6-8 лет они уже различают разум и тело и понимают, что люди уникальны не потому, что выглядят по-разному, а потому что у каждого человека свои чувства и мысли. Самое интенсивное развитие социального Я имеет место с 7 до 8 лет, затем оно замедляется. Фактически различия между детьми 7 и 8 лет чаще бывают более значительными, чем различия между 8-летними и 15-летними.

    2.Подростковый возраст. В большинстве стран подростковый период не рассматривается как социально значимый в жизни человека. Тем не менее понятие «подростковый возраст» укоренилось и стало реальной социальной категорией в связи с обязательным посещением школы, законами о детском труде и специальными юридическими уложениями, касавшимися подростков. Так, например, предметом дискуссий является законодательное установление возраста вступления в брак.

    В подростковый период у индивидов происходят поистине революционные изменения в росте и развитии (физическом и духовном). Подросткам свойственно путать свои социальные роли, их представления о самих себе еще расплывчаты. Несформировавшаяся личность влечет подростков к поиску более надежной опоры, вследствие чего они подвержены влиянию извне и легко вступают во всяческие группировки, секты и т.д.

    Еще одна важная проблема – проблема «отцов и детей». Она воспринимается слишком упрощенно. И семья, и сверстники оказывают одинаково сильное влияние на подростка, но в разном плане. Сверстники оказывают большее влияние в вопросах формирования, скажем, музыкальных пристрастий. Семья – в том, что касается выбора будущей профессии, жизненных целей и ценностей. Во многих случаях  молодежь не видит причин проводить резкую грань между системой ценностей родителей и системой ценностей своих сверстников. Частично это объясняется тем, что подростки интуитивно выбирают себе друзей, разделяющих взгляды, согласующиеся со взглядами членов их семей.

    3.Молодость.  Рост индустрии услуг, увеличение сроков обучения и очень высокий образовательный ценз в постиндустриальном обществе удлинили переход индивидов во взрослую жизнь. Молодежь как социально-демографическая группа возникла около 100 лет назад, в индустриальном обществе. Возраст молодежи очерчен временем достижения сначала половой, а затем социально зрелости. В документах ООН за возраст половой зрелости принято 15 лет, а за возраст социальной – 25 лет. Таким образом, молодежь – это социальная группа в возрасте от 15 до 25 лет, в которой происходит окончательное становление личности. В традиционном обществе достижение социальной зрелости было связано с достижением половой, потому молодежи как отдельной группы не существовало. До середины XX века над молодежью довлела культура старших поколений. На втором этапе развития молодежи – со второй половины  XX века – рождается ее собственная субкультура.

    4. Зрелость. По времени это довольно размытая и нечеткая категория. Она используется и для определения тех индивидов, кому около 30-ти лет, и тех, кому уже за 50. В это время индивид обычно решает проблемы, связанные с созданием семьи, «собственного очага», и карьерным ростом. Работа занимает основную часть жизни мужчин и женщин зрелого возраста. Она является не только времяпрепровождением, «лекарством от скуки», но и поддерживает чувство значимости и самоуважения. Социологические данные оказывают, что и мужчины, и женщины в 30 лет ищут свою «нишу» в жизни; в 35-40 лет – пытаются освободиться от власти других и утвердить свою независимость; в 45 лет – переживают «кризис среднего возраста», вызванный несоответствием между поставленными жизненными целями и реальными результатами. Согласно существующим стереотипам, мужчины в последнем случае склонны к необдуманным поступкам, по принципу «седина в бороду, бес  в ребро». Однако, в конечном счете, большинство индивидов успешно справляется с кризисом среднего возраста, постепенно приводя свои желания в соответствие со своими достижениями без серьезных моральных переживаний и метаний.

    5. Старость. Начало пожилого возраста в разных обществах определяется по-разному. В доиндустриальных обществах продолжительность жизни невелика, и пожилой возраст наступает раньше. Например, в эпоху Возрождения старыми считались мужчины в возрасте за 40 лет. Сегодня в западных странах происходит деление на «молодых пожилых» и «старых пожилых». Первые – это люди, вышедшие на пенсию раньше принятого возраста. Они бодры, полны энергии, получают удовольствие от освободившегося времени, имея возможность заниматься любимым делом или общественной деятельностью. Ко второй категории относятся люди преклонного возраста. В западных странах и России привилегированным возрастом считается молодость, в то время как старость редко пользуется должным уважением. Совсем иные культурные нормы существовали в традиционных обществах, например, в Китае. Молодые женщины искусственно «старили» свою внешность, поскольку почет и привилегии были связаны с возрастом.

    В пожилом возрасте человек расстается с наиболее важными для него социальными ролями. Жизнь на пенсии рассматривается как практически бесцельная, поскольку основная задача пенсионера, по крайней мере, в российской действительности, — решить, чем заполнить длинный и бессмысленный день. Социализация в старости резко ослабевает.

    Каковы механизмы социализации ? Уже З.Фрейд выделил психологические механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины. Имитацией называется сознательная попытка человека копировать определенную модель поведения. Образцами для подражания выступают родители, родственники, друзья и т.д. Идентификация – это осознание принадлежности к той или иной социальной общности. Поэтому ценности, нормы данной общности автоматически признаются своими. Имитация и идентификация распространены в основном на стадии детства и являются позитивными механизмами, поскольку нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, так как они подавляют или запрещают некоторые образцы поведения.

    Механизм социализации раскрывает теория «зеркального Я» американского социального психолога Ч.Кули (1864-1929). Он поставил целью исследовать процесс постепенного понимания личностью отличия своего Я от других личностей. Каждый человек, по предположению Кули, строит свое Я, основываясь на восприятии или реакции других людей, с которыми общается. Это индивидуальное Я, открывающееся через реакцию других людей, получило известность как «зеркальное Я». «Зеркальное Я» – процесс, в ходе которого мы мысленно становимся на точку зрения других и видим себя их глазами или так, как по нашему мнению другие видят нас. Как отражение в зеркале дает представление о физическом Я, так реакция других людей на наши поступки дает образ социального Я. Роль «зеркала» в основном играют лица из непосредственного окружения индивида.

    Развитием теории «зеркального Я» является концепция «обобщенного другого» Джорджа Мида (1863-1931). «Обобщенный другой» представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения той или иной группы, на которые ориентируются индивиды – члены этой группы. Они оценивают свои действия и наружность в соответствии с требованиями этого «обобщенного другого», выступая в роли наблюдателя самих себя. В собственном воображении индивид представляет позицию другого человека и с этой позиции изучает самого себя. Повторяя и принимая роль «обобщенного другого» индивид постепенно формирует образ своего Я. По мнению Мида, «обобщенный другой» — это средство связи каждого из нас с нашим обществом. Уточнением этой концепции выступает  теория «значимого другого». «Значимый другой» – это та личность, одобрения которой добивается индивид, и чьи указания он по преимуществу принимает (родители, друзья, кумиры).

    Процесс социализации достигает определенной завершенности при достижении личностью социальной зрелости и основного социального статуса.

    Социальный контроль

    Любое общество развивается в соответствии с определенными законами, нормами, традициями. Люди обычно следуют этим нормам в своей повседневной жизни. Но все же иногда они нарушаются. Эти нарушения норм отдельными индивидами и получили в социологии название отклоняющегося, или девиантного поведения.

    Девиация – это отклонения от нормы, рассматриваемое большей частью общества как предосудительное и недопустимое. Обычно мы оцениваем поведение как девиантное в зависимости от того, получает ли оно отрицательную оценку и вызывает ли враждебную реакцию.

    Девиация относительна в том смысле, что она основана на оценках, различающихся в разных обществах. Девиация есть то, что общество считает отклонением. Сравнение разных культур показывает, что одни и те же действия одобряемы в одних обществах и недопустимы в других (например, такое явление как каннибализм). Определение поведения как девиантного зависит от времени, места и группы людей. Например, если «искатели приключений» взламывают склепы, их клеймят как осквернителей праха, но если это делают археологи, то о них говорят с одобрением, как об ученых, развивающих науку. Однако в обоих случаях в места погребения вторгаются посторонние и выносят оттуда какие-то предметы.

    Таким образом, само общество решает, считать то или иное поведение отклоняющимся от нормы, или нет. Однако, это вовсе не означает, что при отсутствии оценок в обществе таких явлений как убийство, воровство, наркомания, последние не могут иметь место. Решающее значение имеет то, как люди определяют поведение и каким образом реагируют на него. Отклонения не могут быть внутренне присущи поведению людей. Ни один стиль поведения не является отклонением сам по себе. Отклонение есть предмет социальных определений.

    Эти определения зависят от тех, в чьих руках сосредоточена власть, позволяющая их закрепить. За последние годы такие стили поведения, как алкоголизм, наркомания, проституция, считавшиеся в России традиционно девиантными, теперь подвергаются пересмотру. Утверждается, что эти модели поведения являются болезнями, подлежащими лечению в специальных учреждениях. В ряде случаев носители девиантного поведения становятся известны, именно благодаря ему (группа «Тату», гей-певцы и пр.).

    Во-многом оценка поведения как девиантного зависит от конкретного социального контекста. Например, появление в нетрезвом виде на работе вызывает недовольство окружающих, в то время как на новогодней вечеринке именно такое поведение вполне естественно. Добрачные сексуальные отношения и разводы, всего одно поколение назад взывавшие сильное осуждение в обществе, сегодня в целом считаются нормой.

    К основным формам девиантного поведения относятся пьянство, наркомания, преступность. Возрастание отклоняющегося поведения в том или ином обществе свидетельствует о глубоком кризисе ценностных оснований в этом обществе, конфликте между личностными и общественными интересами. Девиантное поведение – это чаще всего попытки уйти от общества, убежать от повседневных жизненных трудностей и проблем, преодолеть состояние неуверенности через какую-то компенсацию.

    Отклоняющееся поведение во многом определяется экономическим отношениями, господствующими в обществе, а также социальным неравенством. Источником отклоняющегося поведения в советский период были противоречия между квалифицированным и неквалифицированным трудом, престижным и непрестижным. Конечно, это не значит, что неквалифицированный труд прямо или непосредственно влечет за собой отклонения. Однако криминологические исследования 1970-1980-х гг. фиксировали тесную взаимосвязь между содержанием труда и преступным поведением. Лиц с высокой квалификацией среди преступников было в 6 раз меньше, чем работников этой квалификации в общей структуре населения.

    В середине 1990-х гг. ситуация изменилась. Теперь источником возникновения групп с отклоняющимся поведением – бомжей, наркоманов, проституток – стала массовая безработица. К основным группам отклоняющегося поведения относятся алкоголики, наркоманы и преступники.

    Алкоголизм и алкоголики. Этот порок присущ российскому обществу издавна. Даже госбюджет, казны при царском режиме и в советское время были «пьяными», т.е. пополнялись за счет доходов от продажи спиртного. Особенно увеличилось потребление алкоголя на душу населения в 1990-е гг. Спаивание общества приобрело поистине колоссальные размеры, негативно сказавшись на здоровье нации. Пьянство стало нормой жизни, перестав быть чем-то предосудительным.

    Если стоимость хлеба в 1990-1996 гг. выросла в 15 тыс. раз, то водки – в 3 тыс. Она стала почти «национальной валютой» страны. Кроме того, страну захлестнул поток импортного спиртного, нередко «левого» качества. В результате, смертность среди мужчин стала необыкновенно расти, а продолжительность жизни сократилась до 50-55 лет. По этому показателю Россия находится в числе неразвитых африканских стран.

    Алкоголизм присущ всем социальным слоям российского общества. Особенно же он распространен среди малообеспеченных слоев населения, лиц, занятых неквалифицированным, физически тяжелым, трудом.

    Неверно также, что пьянство является органическим элементом молодежной культуры. Согласно исследованиям 40 % молодежи категорически «за» безалкогольные традиции. Среди старших поколений таких всего 15%.

    Политика, направленная на пропаганду здорового образа жизни, далека от совершенства. Низкая культура российского общества дополняется неэффективными, примитивными мерами по  борьбе с пьянством (например, знаменитая «антиалкогольная кампания» 1987 г.).

    Наркомания и наркоманы. В советском обществе долгое время попросту закрывали глаза на новую, растущую социальную проблему —  наркоманию. Она постепенно охватила все слои общества.

    По данным социологов, наркомания распространена в основном среди мужчин в возрасте до 35 лет, живущих в городах. Треть из них – молодежь до 25 лет. Подавляющее большинство (свыше 80%) наркоманов имеет среднее, незаконченное высшее или высшее образование, 61% работают, около 6% учатся, не работают и не учатся – около 25%. Велик среди них и удельный вес ранее судимых – 46%. Почти каждый второй из них был наказан за преступления, связанные с наркотиками. Примерно каждый второй живет в семье, где злоупотребляют спиртным или наркотиками, имеет судимость или тяжело болен, часто психическими и нервными заболеваниями. Многие относятся к категории хронических наркоманов, т.е. лиц, давно и систематически принимающих наркотики.

    Большинство (77%) пристрастились к наркотикам под воздействием других лиц – друзей и знакомых. Две трети захотели испытать новые ощущения, примерно четверть попробовали наркотики «за компанию», подражая другим.

    Исследования опровергают устоявшийся миф о том, будто главная причина употребления наркотиков – желание преодолеть страдание, неудовлетворенность жизнью, стремление приобрести душевное равновесие.

    Сегодня наркомания стала одной из самых острых проблем общества, которая требует к себе повышенного внимания со стороны власти и общественных организаций.

    Преступность и преступники. Преступники – это крайняя степень отклоняющегося поведения, когда интересы личности, социальных институтов и общества оказываются под угрозой. Преступление является социально опасным поведением, что определяется уголовным законодательством. Закон является ключевым моментом социального контроля в современном обществе. Поэтому некие действия можно считать криминальными сквозь призму закона. Если нет законов, нет и криминала. Преступление вовсе не обязательно может быть деянием, которое общество осуждает как порочное и безнравственное. Например, многие россияне считают сокрытие доходов от налоговой инспекции не большим злом, чем их отцы и деды считали приобретение и продажу самогона. Отличительная черта преступности в том, что индивиды, нарушившие закон, могут быть арестованы, судимы, объявлены виновными и лишены свободы,  имущества, т.е. становятся «клиентами» социальной системы правосудия – органов милиции, ФСБ, прокуратуры, судов и тюрем.

    Особую остроту приобрела борьба с организованной преступностью, мафией. Организованная преступность – это крупные криминальные организации, построенные по бюрократическому принципу и поставляющие обществу нелегальные товары и услуги. Такая форма преступности обычно возникает, когда государство объявляет преступными определенные виды деятельности – проституцию, наркоторговлю, порнографию, биржевые спекуляции, в которых заинтересованы многие граждане, и за которые они готовы платить.

    Пристрастие к наркотикам часто определяет криминальное поведение, рост «уличных преступлений». Поэтому борьба с распространением наркотиков может оказаться эффективным методом снижения уровня преступности.

    Ни одна из социальных программ не в состоянии полностью искоренить преступность, поскольку она имеет множество источников. Тюремное заключение традиционно рассматривается как главный инструмент искоренения преступлений.

    Социологи различают девиантное и делинквентное поведение. Первое означает такие отклонения, которые не ведут к уголовному наказанию. Второе означает преступное поведение.

    Причины девиации. Впервые их попытался раскрыть Э.Дюркгейм в своей теории аномии. Главной причиной девиации является аномия, т.е. «отсутствие регуляции и норм». Аномия – это дезорганизация общества, когда отсутствуют ценности, нормы, стереотипы поведения, разрушаются привычные социальные связи. Все это влияет на коллективное сознание людей, сеет «смуту» в умах. Былые кумиры и идеалы низвергнуты, а новых еще нет (Россия ельцинского периода).

    Аномия возникает вследствие быстрых социальных изменений, когда старые ценности и нормы перестают соответствовать изменившейся реальности. Иной причиной аномии может быть мощное влияние чужой культуры, в результате чего теряют авторитет собственные нормы, а чужие еще не успевают внедриться. Еще одна причина – усложнение структуры общества, выделения в ней множества профессиональных, религиозных, возрастных, территориальных общностей и групп, обладающих собственными субкультурами, что ослабляет влияние общекультурных норм.

    Существуют и иные социологические объяснения девиации. Причиной ее появления может быть социальное неравенство, точнее, невозможность его изменить, отсутствие или слабость социальной мобильности. Представители социальных групп, для которых мобильность затруднена скорее склонны прибегать к девиантному поведению. Сложившийся социальный порядок для них – это нечто несправедливое, неправильное. Отношение их к этому порядку и его нормам соответствующее. Это не означает, что высшие слои общества чужды девиации. Просто она выражается в разных формах – для низших слоев – это мелкое хулиганство и воровство, а для элиты – крупные финансовые махинации и организованная криминальная деятельность (дело «оборотней в милицейских погонах»).

    Культурная неоднородность общества также может служить причиной девиации: так, с точки зрения средневековых христиан, евреи считались «отклоняющимися» из-за приверженности к своей религии и своеобразного мышления. В царской России к евреям относились точно также, впрочем, как и к  другим «альтернативным» официальному православию религиозным группам и сектам (старообрядчеству, баптизму, молоканству и пр.). Таким образом, культурное (особенно – религиозное) своеобразие воспринимается как отклонение, требующее наказания или исправления.

    Особым механизмом социальной регуляции поведения и поддержания общественного порядка является социальный контроль. Социальный контроль – фундамент стабильности в обществе. Его отсутствие или ослабление ведут к аномалии, беспорядкам, смуте и социальному хаосу.

    Социальный контроль включает в себя два главных элемента – нормы и санкции. Социальные нормы – это требования, предписание и ожидание соответствующего поведения. Они задаются, прежде всего, потребностями материального производства. Повторяемость актов производства, распределения и обмена требует наличия определенных правил социального взаимодействия между их участниками.

    Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости. Строже всего карается нарушение табу (в примитивных обществах) и юридических законов (в индустриальных обществах), мягче всего – привычек.

    Нормы выполняют следующие функции:

    —          регулируют ход социализации;

    —          интегрируют индивидов в группы, а группы – в общество;

    —          контролируют отклоняющееся поведение;

    —          служат эталоном, образцом поведения.

    Соблюдения норм добиваются с помощью санкций, которыми являются не только наказания, но и поощрения. Выделяют четыре типа санкций: позитивные, негативные, формальные и неформальные.

    Формальные позитивные санкции (Ф+) – публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительство, учреждения): правительственные награды, премии, стипендии за отличную учебу, пожалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, допуск к высоким должностям и пр.

    Неформальные позитивные санкции (Н+) – публичное одобрение, исходящее не от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, аплодисменты, слава, почет и т.д.

    Формальные негативные санкции (Н-) – наказания, предусмотренные законодательством: арест, тюремное заключение, лишение гражданских прав, увольнение, штраф, конфискация имущества, отлучение от церкви, низложение с престола и т.д.

    Неформальные негативные санкции (Н-) – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, насмешка, пренебрежение, клевета, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, разоблачительная статья.

    Социальные санкции, таким образом, выполняет ключевую роль в системе социального контроля.

    Социальный контроль – это способ саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного регулирования. Стабилизирующая функция социального контроля заключается в воспроизводстве господствующих общественных отношений (рабовладение, феодализм, капитализм, социализм). Содержание и специфика социального контроля напрямую зависит от политических, экономических, социальных, духовных и культурных характеристик того или иного общества.

    Источник: students-library.com


    Leave a Comment

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.