Имя матери базарова


Образы родителей Базарова — это тоже типы «отцов», но они ничего общего не имеют с Кирсановыми. Родители Базарова — бедняки, плебеи, «маленькие люди» и написаны Тургеневым удивительно тепло, ярко. Они запоминаются надолго и волнуют своей добротой, сердечностью, искренностью. Мать Базарова -типичная патриархальная дворяночка старого времени. Ей, по словам писателя, следовало бы «жить лет за двести, в старомосковские времена».

Арина Власьевна — религиозная, боязливая и чувствительная женщина, верившая во всевозможные гаданья, заговоры, сны, приметы, в конец света и т.д. Она вся отдалась заботам о сыне. Арина Власьевна больше всего думала о том, чтобы не помешать и не надоесть ему. Для нее вся жизнь и весь ее смысл заключались только в нем. Доброту, заботу матери Евгений всегда чувствовал и высоко ценил. В глубине души он любил ее. Больной, он просил ее, чтобы она причесала его. Базаров умирает с думой о матери. «Мать? Бедная! Кого-то она будет кормить теперь своим удивительным борщом?»,- говорил он в полубредовом состоянии. И хотя Тургенев писал, что подобные женские типы исчезали, все же в них он находил то простое, человечное, что было ему дорого и близко.


Отец Базарова — самобытный человек, жизнерадостный «штаб-лекарь», провинциальный философ. Это человек труда, дела; в то же время он любил помечтать, поговорить о великих мира сего — о Руссо, Горации, Цинциннате, о мифологических героях. Ему пришлось в жизни многое увидеть, потереться в различных сферах, побывать на войне против Наполеона, где он, как медик, щупал пульс у князя Витгенштейна и Жуковского. Василий Иванович свободно пользуется, хотя и недостаточно точно, латынью, научной терминологией. Живя в деревне, он стремится к тому, чтобы не зарасти мохом, не отстать от века в науке. Отец Евгения чувствует происходящие изменения в жизни и считает, что теперь настало такое время, « … что каждый должен собственными руками пропитанье себе доставать, на других нечего надеяться: надо трудиться самому».

Главными жизненными принципами Василия Ивановича являются труд и свобода. Он сам любит работать в саду, огороде, оказывает медицинскую помощь окрестным поселянам. Василий Иванович считает себя человеком отжившим, в сыне он видит свою смену. Все думы и помыслы его были связаны с ним, о нем он расспрашивал Аркадия. В отце заговорило чувство гордости, когда Аркадий сказал ему, что Евгений — «один из самых замечательных людей, с которыми я когда-либо встречался».


Василий Иванович верил, что Евгений прославит свое имя, будет знаменит, как ученый, получит известность в будущем не только как врач, но, очевидно, и как общественный деятель. Стоически, мужественно переносил он страдания, болезнь сына. Зная о безнадежности его состояния, Василий Иванович старался утешить себя, жену мыслью о выздоровлении. С каким восторгом говорил он о приезде Анны Сергеевны и врача. «Жив еще, жив мой Евгений и теперь будет спасен! -сказал Базаров-отец. — Жена! жена! .. К нам ангел с неба».
Но это был только последний и безнадежный крик самоуспокоения. В образах скромных, незаметных старичков Базаровых Тургенев показал таких людей, которых, по выражению Евгения, в большом свете днем с огнем не найдешь. Писатель создавал их с самой искренней любовью. Он опоэтизировал родителей в эпилоге, сказав о них трогательные слова.

Источник: info-shkola.ru

Образ и характеристика матери Базарова в романе «Отцы и дети» (Арина Власьевна Базарова)

Мать Евгения Базарова зовут Арина Власьевна Базарова. Это пожилая дворянка, владелица небольшого имения. Вместе с мужем Василием Ивановичем Базаровым старушка живет в своем имении в глубинке России:
О внешности матери Базарова известно следующее:

«…Арина Власьевна приблизилась к нему и, прислонив свою седую голову к его седой голове…»  


«…она тихонько положила свою мягкую ручку на его жесткую и широкую ладонь…» 

«…повел в дом ослабевшую старушку…» 

«…Арина Власьевна успела принарядиться; надела высокий чепец с шелковыми лентами и голубую шаль с разводами…» 

«…свое мокрое от слез, смятое и умиленное лицо, посмотрела на него какими-то блаженными и смешными глазами и опять к нему припала…» 

«…на пороге показалась кругленькая, низенькая старушка в белом чепце и короткой пестрой кофточке… <…> Пухлые ее ручки мгновенно обвились вокруг его шеи…»  

В молодости мать Базарова была очень милой девушкой, играла на клавикордах и говорила по-французски, но с возрастом расплылась и забыла музыку и французский язык:

«В молодости она была очень миловидна, играла на клавикордах и изъяснялась немного по-французски; но в течение многолетних странствий с своим мужем, за которого она вышла против воли, расплылась и позабыла музыку и французский язык.»


Арина Власьевна — умная и добрая женщина. Она ведет себя ласково и кротко с подчиненными и всегда дает подачки нищим:

«…Ты матери своей не знаешь, Евгений. Она не только отличная женщина, она очень умна, право. Сегодня утром она со мной с полчаса беседовала, и так дельно, интересно…» 

Мать Базарова является набожной и чувствительной старушкой. Она верит в разные заговоры, нечистую силу, приметы и т.д.:

«…в вас религия сильна; вот вам случай поставить ее на пробу…»  

«…Арина Власьевна сперва помолилась всласть, потом долго долго беседовала с Анфисушкой, которая, став как вкопанная перед барыней…» 

«Она была очень набожна и чувствительна, верила во всевозможные приметы, гаданья, заговоры, сны; верила в юродивых, в домовых, в леших, в дурные встречи, в порчу, в народные лекарства, в четверговую соль, в скорый конец света; верила, что если в светлое воскресение на всенощной не погаснут свечи, то гречиха хорошо уродится, и что гриб больше не растет, если его человеческий глаз увидит; верила, что черт любит быть там, где вода, и что у каждого жида на груди кровавое пятнышко; боялась мышей, ужей, лягушек, воробьев, пиявок, грома, холодной воды, сквозного ветра, лошадей, козлов, рыжих людей и черных кошек и почитала сверчков и собак нечистыми животными; не ела ни телятины, ни голубей, ни раков, ни сыру, ни спаржи, ни земляных груш, ни зайца, ни арбузов, потому что взрезанный арбуз напоминает голову Иоанна Предтечи; а об устрицах говорила не иначе, как с содроганием…»


 Она любит покушать, но при этом строго постится, когда это положено:

«…любила покушать – и строго постилась…»

Старушка Базарова любит поспать, но при этом она не ложится спать, если муж плохо себя чувствует:

«…спала десять часов в сутки – и не ложилась вовсе, если у Василия Ивановича заболевала голова;

За свою жизнь она прочла только одну книгу:

«…не прочла ни одной книги, кроме «Алексиса, или Хижины в лесу», писала одно, много два письма в год…»

Арина Власьевна Базарова — прекрасная женщина, по мнению Аркадия: 

Источник: www.literaturus.ru

Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» вышел в свет в 1862 году. И с тех пор он все продолжает восхищать читателей своими художественными достоинствами, а политические проблемы, поднятые писателем на его страницах, вызывают несомненный интерес. Автору удалось запечатлеть остроту идейной борьбы между основными общественными силами в России конца 50-х годов 19 века. В то время самым злободневным был вопрос об отмене крепостного права. В ходе подготовки реформы 1861 года четко выявились противоположные позиции либералов-дворян и революционных демократов.


Самый главный герой романа — это Евгений Базаров. С ним мы встречаемся с первых же глав. Он приезжает погостить в имение своего молодого товарища Аркадия, где знакомится с его отцом: «Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями… крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал». Главное в портрете — это руки труженика. Перед нами человек труда; служение науке, людям для него — цель жизни.

Он «демократичен до кончиков ногтей». И в первую очередь — по своему происхождению. «Мой дед землю пахал…», — с надменной гордостью говорит Базаров. Внук пахаря и сын бедного лекаря, он легко сходится с простыми людьми: «Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете». И действительно, в отличие от Павла Петровича, в усадьбе с Евгением быстро «освоилась скромная Фенечка», «слуги также привязались к нему», а лакей Петр всегда «улыбался и светлел», когда Базаров обращался к нему.

Базаров — демократ и нигилист по своим убеждениям. Он отрицает самодержавие, религию, народную нищету. Он презирает все, что связано с невежеством, отсталостью.


Главный противник Базарова в спорах — Павел Петрович Кирсанов, представитель либерального дворянства. Он уверен в том, что вся его жизнь может служить примером для подражания. Но появляется Базаров, который доказывает пустоту и бессмысленность его существования.

Кирсанов пытается убедить противника в эстетическом значении искусства, живописи и поэзии. Базаров же считает эти культурные ценности совершенно бесполезными. «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта!» — заявляет он.

Центральный диалог романа — разговор Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой, объяснение в любви. По своим принципам Базаров отрицает любовь, но его подлинная способность любить заставляет думать о нем иначе. Базаров страстно любит Анну Сергеевну, но для нее он — лишь таинственный предмет, который она хочет «разгадать». Он признается: «Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно… Вот чего вы добились…» Ему тяжело говорить эти слова, ему враждебно это чувство. Но даже во имя любви к Одинцовой Базаров не может пожертвовать своими убеждениями. С сердцем, полным трагической и искренней любви, он вынужден уехать от нее.

Здесь происходит встреча с родителями Базарова. Отец его — старый уездный лекарь, совершенно опустившийся в бесцветной жизни бедного помещика; мать его — дворяночка старого покроя, верящая во все приметы и умеющая только отлично готовить кушанья. Базарову с ними скучно, пусто, тяжело. Жить с ними под одной кровлей он может только с тем условием, чтобы они не мешали ему работать. Родители страдают от этого разлада.


Один из главных диалогов в романе — это разговор Аркадия и Базарова под стогом. Здесь мы видим внутренний мир героя. Простая осина напоминает ему детство, и он предается воспоминаниям. Базаров предстает романтиком. Значит, остались еще в нем человеческие чувства. Он рассуждает о своем месте в жизни: «Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где до меня дела нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет…» Базаров с болью осознает человеческую ничтожность перед лицом вечности и пространства и злится, так как не может ничего изменить.

После неудавшегося романа с Одинцовой Базаров снова приезжает в деревню к Кирсановым и начинает заигрывать с Фенечкой, любовницей Николая Петровича. Фенечка ему нравится как пухленькая, молоденькая женщина. Увидев, что Базаров поцеловал Фенечку, Павел Петрович, уже давно питавший ненависть к «лекаришке» и, кроме того, неравнодушный к Фенечке, вызывает нашего героя на дуэль. Базаров стреляется с ним, ранит его в ногу, потом сам перевязывает ему рану и на другой день уезжает, видя, что ему после этой истории неудобно оставаться в доме Кирсановых. Во время дуэли в Базарове проявляются такие черты его характера, как простота и добродушие.


Базаров не изменяет себе; приближение смерти не перерождает его; напротив, он становится естественнее, человечнее, непринужденнее, чем он был в полном здоровье. К родителям своим он остается по-прежнему равнодушен. О матери он говорит: «Бедная! Кого-то она будет кормить теперь своим удивительным борщом?» Василию Ивановичу он советует быть философом.

В конце романа Базаров умирает достойно, оставаясь сильной личностью.

Писарев считал, что России на данном этапе требуются именно такие люди, как Базаров: они критически относятся ко всему, что не проверено их личным опытом, привыкли полагаться только на себя, обладают одновременно знанием и волей.

Источник: mel.fm


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.