Роберт мертон теория среднего уровня


Роберт Мертон — представитель структурно-функционального направления в социологии. На него оказали влияние работы М. Вебера, Э. Дюркейма, Т. Парсонса, учеником которого он был. Лейтмотив его работ — тема социальной структуры и ее влияние на социальное действие (анализ бюрократической организации).

Работы: «Социальная теория и социальная структура», « Социальная структура и аномия», «Явные и латентные функции» 1957.

Он создатель более динамической эмпирически обоснованной теор. системы.

2 крупных проблемы: выяснене дилеммы, кем же является социолог(функционалист или стурктуралист) и какое место занимает структура и сруктурный анализ.

Функционализм – теор. и динам. представление о работающей социальной структуре, о ее работающих компонентах, взаимосвязях.

Мертон утверждает, что анализ Парсонса слишком абстрактн, недетализирован, и поэтому мало применим для исследования социальной реальности. Своей задачей ставит создание «теории среднего уровня», которая была бы мостом между эмпирическими обобщениями и абстрактными схемами. Занимается критикой обобщений предшествующего функционализма и пояснение понятий. Наряду с функционал. анализом интересуется и структурой.


Задача социологии по Мертону: ясное объяснение логически взаимосвязанных и эмпирически подтверждаемых положений о структуре общества и его изменениях, о поведении человека в рамках этой структуры и последствиях этого поведения.

Разработал более конкретную и действенную концепцию соц. структуры.

Осн. компоненты этой структуры: статусы, роли, ролевые и статусные установки, нормы ценности, институты, коллективы, группы, организации, интересы.

Любая соц. структура ассиметрична и сложна: в ней постоянно присутствуют конфликты, дисфункции, отклонения, напряжение, противоречия. Соц. структура является многомерной комбинацией трех уровней: нормативнй, вероятностный, идеальный. В центре трех уровней находится индивид и его действия.

Соц. статус – структурное размещение индивида на всех его уровнях.

  • Нормативный уровень – набор соц. ожиданий в отношении поведения индивида, то, что общество ожидает от человека в конкретной роли.

  • Вероятностный – каждый статус имеет набор шансов, возможностей, льгот, доступных для индивида. Идеальный – каждый статус имеет соответствующий набор убеждений, взглядов, жизненных принципов, характерных для определенной группы.


Главные и общие характеристики Мертоновского функционализма: 2 взаимосвязанных аспекта:

  1. Критический (критика Парсонса и Малиновского)

  2. Творческо-новационный – представление своих собственны взглядов выразилось в концепции «о явных и латентных функциях»

Основные постулаты функционального анализа: подвергнуты критике Мертона.

  • Постулат функционального единства общества: любая частная соц. система функциональна для всей системы. Функцией отдельного соц. обычая является его вклад в совокупную соц. жизнь, которая представляет собой функционирование соц. системы в целом. Соц. система имеет определенный тип единства. Это состояние, в котором вс части соц. системы работают совместно с достаточной гармоничностью или внутренней согласованностью, то есть не порождая устойчивых конфликтов. Все человечекие общности должны иметь некоторую степень интеграции. Это недостижимо в реальности, предлагает ввести понятие дисфункции. Просто то что функционально для одной части системы, дисфункционально для другой.

  • Постулат универсального функционализма. Все стандартизированные и соц –культ. формы имеют позитивные функции, то есть все институц. Образцы действия и поведения служат единству и интеграции общества. Но Мертон отрицает и говорит, что все действительные нормы функциональны не потому, что они институционализированы, существуют, а потому, что их функциональные следствия перевешивают дисфункциональные.


  • Постулат необходимости. Некоторые институты и соц. образования являются трибутами общества, но нет убедительных доказательств, что такие институты как семья, религия и др. являются атрибутами всех челов. Обществ. То есть абсолютная необходимость определенных функций ведет к тому, что отутствие их ставит под сомнение само существование челов общества. В противоположность понятию незаменимости культурных форм предлагает ввести для замены понятия обязательности понятие «функциональных альтернатив., заментителей.

Мертон анализирует проблему в неясности отношений между сознательными мотивами, которые руководят соц. действием и объективными последствиями этих действий. Структруно-функц. Анализ сосредотачивает сове внимение прежде всего на объективных последствиях. Вводит понятия явные и латентные функции. (Функция – это те наблюдаемые последствия, которые способствуют ааптации и приспособлению данной системы; Дисфункция — это те наблюдаемые последствия, котрые уменьшают приспособление как адаптацию систем; Явные – это те объективные последствия, котрые вносят свой вклад в регулирование или приспособление системы и котрые входили в намерение и осознавались участниками системы; Латентные – те объективны последствия, которые не входили в измерение и не были сознаны.


Эти разграничения были введены, чтобы исключить смешивание соц. мотивации со. Поведения и его объективных последствий. Это позволяет понять соц. поведение, которое на первый взгляд кажется иррациональным, помогает соц. интерпретации многих видов соц. действий.

Понимал общество – как особый вид объекивной реальности, что действие инливидов рационально и сознательно мотивировано. Социальные явления как структуры, определяющие поведение людей, ограничивающих и рациональный выбор. Введенные им понятия служат снятию напряжения, возникающих при анализе эмпир. Фактов. Недостатки: консерватизм и утопизм взглядов на соц. жизнь, не объясняет соц. изменения.

В этом и есть основной смысл теории среднего уровня соединяющая в себе макро и микросоциологию, теоретическую и эмпирическую науки. Теория среднего уровня базировалась на концепции функционального анализа, которая становилась частью эмпирической социологии. Теория позволяет интерпретировать эмпирические данные, применять их для создания обобщающих теорий. Азы своей теории среднего ранга он описывает в своей работе «О социологических теориях среднего уровня» («Теоретическая социология» 1967). Работа над теорией среднего уровня имела двойственный характер:

  1. обоснование необходимости создания особого типа теорий, аналитический характер которых должен был отличаться от абстрактного теоретизирования. Работа несла в себе методологический заряд, поскольку она касалась общей теоретической направленности, анализа понятий и категорий, логики их построения, связи с интерпретацией полученных эмпирических данных.

  2. создание конкретных теорий среднего уровня в разных отраслях социологии.


По Мертону существуют три уровня социологического знания: широкие социологические теории, теории среднего ранга и малые гипотезы, рабочие. Теории среднего уровня выступают связующим звеном между первыми и третьими. Исходя из этой теории он делает вывод о необходимости посредника между эмпирической и теоретической социологиями, социологическая теория, по мнению Мертона и есть теория среднего уровня, поскольку рабочие гипотезы мелковаты, а системные теории высшего уровня слишком абстрактны. Все три уровня тесно связаны между собой, а переход от одного уровня к другому открывает перед социологом новые возможности. Теории среднего уровня Мертон создавал в самых разных отраслях социологического знания, но особенно яркой является теория в области исследования девиантного поведения (под влиянием взглядов Э. Дюркгейма).

Причиной аномии Мертон считал противоречие между нормами-целями культуры (стремление к успеху, к власти, богатству как установки и мотивы личности) и существующими социальными нормами-средствами достижения этих целей. Социолог исследует социальные и культурные отклоняющегося поведения и особое внимание обращает на типы приспособления (адаптации) к культурным целям и нормам, занимающих различное положение в социальной структуре общества. Существуют пять видов приспособления соответственно цели и средства, принимаемые или отвергаемые обществом, либо вообще отвержение господствующих ценностей и замена их новыми.


Типология способов индивидуальной адаптации

Способы адаптации

Одобряемые обществом цели

Одобряемые обществом средства

Конформизм

Принятие

Принятие

Инновация

Принятие

Отвержение

Ритуализм

Отвержение

Принятие

Ретритизм

Отвержение

Отвержение

Мятеж

ОЗ

ОЗ


Конформизм – полная солидарность личности с общественными целями и с социально одобряемыми средствами их достижения. Этот тип личностного поведения противоположен девиантному.

Инновационный способ адаптации предполагает согласие с общественно одобряемыми целями и одновременно поиск новых средств их достижения

Ритуализм характеризуется принятием общественно одобряемых целей, но отказ от некоторых целей (например, чрезмерное стремление к успеху).

Ретризм характеризуется отказом и от целей и от средств, это бегство от реальной жизни, этот тип характерен для маргиналов

Мятеж характеризуется полным отрицанием и целей и средств, господствующих в обществе, и заменой их на новые, в отличие от ретризма это активный способ адаптации и наиболее радикальный. Личность пытается противостоять аномии и вырабатывает свои способы адаптации.

Источник: StudFiles.net

Мертон поставил под сомнение правомерность трех постулатов социологов структурно-функционального направления (Б.К.
линовский,
А.Р. Радклифф-Браун). 1) «Постулат функционального единства общества» в традиционном и современном обществе роль религий различна, в первом объединяет, во втором плюрализм религий разъединяет. Речь должна идти
о степени функционального единства. 2) Согласно «постулату универсальности функционализма», все стандартизированные социальные или культурные формы имеют позитивные функции. Полагается «полезность» любой социальной практики. Данное утверждение не только упрощение, но может быть и неправильным. Часть общества может быть функциональна, дисфункциональна, и нефункциональна (например, игорный бизнес), это определять не априорно, а методом исследования. 3) «Постулат необходимости».
В обществе есть «универсалии»: социальные и культурные явления, которые являются атрибутами, незаменимыми компонентами существования общества в целом. Такими структурами назывались семья и религия. Однако Мертон показал, что идеология может полностью заменить религию. Он не согласен с парсонсовской теорией структурно-функционального анализа
не ввиду её принципиальной ошибочности, а в том, что эту концепцию как философскую систему невозможно соединить с эмпирическим анализом.

Теория среднего уровня Ее суть состоит в том, чтобы обеспечить гибкую связь между эмпирическим и теоретическим уровнями исследования. В отличие от парсонсовской всеобъемлющей теоретической системы, теория Мертона пригодна для анализа определенной, конкретной группы фактов, характерной для отдельных сфер общественной жизни. Её несомненным достоинством явилась возможность проверок гипотез с помощью эмпирических исследований. К числу теорий среднего уровня Мертон отнес теории социальной структуры, аномии, бюрократии, науки и другие.


Стратегия функционального анализаОсновная теорема функционального анализа.«Точно так же, какодно и то же явление может иметь многочисленные функции, так и одна и та же функция может по-разному выполняться различными явлениями».

Из неё, прежде всего, следует:

может существовать ряд структур, которые способны выполнять
ту или иную функцию;

социолог должен иметь в виду наличие функциональных альтернатив или функциональных заменителей;

необходимо учесть требование спецификации той социальной единицы (системы или её части), которая обслуживается конкретной социальной функцией. Для раскрытия смысла стратегии функционального анализа Мертону потребовалось ввести ряд понятий. Социолог, в частности, различает понятия «функции», «дисфункции», и «нефункциональности».



«Функции» – это те наблюдаемые последствия, которые способствуют адаптации или приспособлению данной системы.

«Дисфункции» – это те наблюдаемые последствия, которые уменьшают приспособление или адаптацию системы». Дисфункция указывает на наличие напряжения на структурном уровне.


«Нефункциональность» – это наблюдаемые эмпирически те последствия, которые безразличны для рассматриваемой системы.

Мертон также вводит понятие «социологическая амбивалентность», обозначающее, что некая форма, способная выполнить позитивные функции, может также играть и дисфункциональную роль в этой же системе.

При исследовании тех или иных реалий социолог сталкивается со случаями, когда субъективные цели совпадают с объективными последствиями и когда они расходятся. Для учета данного разграничения Мертон предложил понятия «явные» и «латентные» функции.

«Явные функции» – это те объективные последствия, которые вносят свой вклад в регулирование и приспособление системы и которые входили
и осознавались участниками системы

«Латентные функции» соответственно, те объективные последствия, которые не входили в намерения и не были осознаны.

Такое разграничение функций позволяет понять стандарты социального поведения, которые на первый взгляд кажутся иррациональными.
Церемониал вызывания дождя у некоторых народов выполняет функцию укрепления групповой солидарности.

Источник: studopedia.su

        Роберт Мертон "О социологических теориях среднего уровня".
  Свою работу Роберт Мертон начинает с того, как сейчас употребляют слово теория и что оно означает. Он пишет, что в наше время в это слово входит слишком много значений и из-за этого возможна потеря его смысла. В книге автор употребляет слово социологическая теория, под которым он понимает множество логических утверждений. Но в центре внимания находятся теории среднего уровня: "это теории, находящиеся между второстепенными, но необходимыми рабочими гипотезами, появляющимися в изобилии в ходе проведения рутинного исследования, и всеобъемлющими систематическими попытками разработать общую теорию, которая объяснит все наблюдаемые закономерности социального поведения, социальной организации и социального изменения" [1]. В социологии чаще всего их используют как ориентир для эмпирического исследования. Далее автор пишет, что теории среднего уровня очень не происходят от всеобъемлющих теорий, но очень часто всеобъемлющие теории совпадают друг с другом и теорию среднего уровня можно включить во всеобъемлющую.
  Мертон считает, что в современный ему период поиск всеобъемлющей социологической теории является бесполезным. Социология пока еще к этому не готова. Затем автор пишет о "балканизации" социологии. Под ним он понимает то, что если каждый социолог разработает свою собственную общую теоретическую систему, то тогда в разных частях будет действовать своя система. Сейчас социологическая теория представляет собой "общую ориентацию на данные , указывающие на типы переменных, которые теории должны каким-то образом учитывать, а не четко сформулированные, поддающиеся проверке утверждения о взаимоотношениях между точно определенными переменными" [2].
  Роберт Мертон выделяет несколько свойств теорий среднего уровня:
1) Теории среднего уровня состоят из ограниченного количества утверждений, из которых логически выводятся и подтверждаются экспериментом конкретные гипотезы
2)  Эти теории не разрозненны, а объединены в более широкие теоретические системы. К примеру теории уровня стремлений, референтных групп и структуры возможностей.
3)  Эти теории достаточно абстрактны, чтобы иметь дело с разными сферами социального поведения и социальной структуры, они выходят за пределы описания или эмпирического обобщения.
4) Такого рода теория выходит за пределы различий между микросоциологическими и макросоциологическими проблемами, что видно из сравнения социальной организации и официальных организаций  и взаимозависимости социальных институтов.
5) Всеобщие социологические теоретические системы представляют собой скорее теоретическими ориентациями, чем строгие и упорядоченные системы.
6) Многие теории среднего уровня пересекаются с рядом систем социологической мысли
7) Теории среднего уровня продолжают классические теоретические традиции.
8) Установка на средний уровень позволяет точно определить сферу непознанного. Она четко указывает, что нужно сначала узнать, чтобы затем получить еще большие знаниям.  Она не может решить все существующие на проблемы, но она может решить те проблемы на которые у нее хватит знаний.
  И заканчивает Мертон свою работу перечислением функций парадигм качественного анализа:
1) Парадигмы вводят систему относительных обозначений. Они предоставляют малогабаритную классификацию основных понятий и их взаимоотношений, какие употребляются для описания анализа.
2) Парадигмы убавляют возможность непроизвольного вступления скрытых допущений и понятий, так как любое новое допущение и любое новое понятие обязано или логически выводиться из прошлых компонентов парадигмы, или быть четко введено в нее.
3) Парадигмы способствуют накоплению теоретических интерпретаций. [3]
4) Парадигмы предполагают перекрестное сведение в таблицы важнейших понятий.
5) Парадигмы способствуют кодификации качественного анализа. [4]

                        Роберт Мертон " Явные и латентные функции ".
   Роберт обращает свое внимание именно на функционализм потому, что он появился на многих интеллектуальных фронтах. Мертон возлагает на него большие надежды.
  Наиболее слабая составляющая функционального анализа это метод. 
  Мертон начинает свое рассмотрение с определения слова «функции» и «функционального анализа».
  Путаница состоит в том что под словом «функция» скрывается много понятий и соответственно в «функциональном анализе» тоже.
  Мертон выделял несколько понятий функции. Первое состояло в том, что это прием или торжественное собрание обычно официального характера. Второе заключалось в том, что «функция»  становится фактически эквивалентна термину «профессия». Третье понятие было основано на том, что функция это деятельность по выполнению обязанностей, возложенных на человека.
Мне кажется, наиболее значимое для социологии является третье словоупотребление.
  По Малиновскому она определяется как « роль, которую играют в обществе».
  В качестве синонимов понятий функции используются такие слова как «использование», «полезность», «цель», «мотив», «намерение», «задача», «последствия».
  «Социальная функция относится к наблюдаемым объективным последствиям, а не к субъективным планам. А отсутствие межу ними объективными социологическими последствиями и субъективными планами неизбежно ведет к неразберихе».
  Преобладающие постулаты в функциональном анализе:
1.постулат функционального единства.
2.постулат универсального функционализма.
3.постулат обязательности.
  «Функциональная теорема — это всего лишь установка консервативного социолога, который настроен защищать существующее положение дел».
  Понятие функциональных альтернатив означает разные возможности в определении функционального анализа.
  Мертон приходит к выводу функциональный анализ исповедовал теологию. Как только он примет постулат обо всех существующих социальных структурах, то функциональный анализ грозит к абсурду.
  Парадигма и функциональный анализ посвящены влиянию конкретных религиозных систем на мнения и настроения, понимание определенных ситуаций и действий. Старые теории занимаются дифференциальными влияниями религиозных верований и ритуалов на различные подгруппы и слои общества.
  Отличие функционального анализа заключается в том что, при применении этого анализа для социологов в отличие от физиологов не корректно выполнять операционально -осмысленные процедуры, они не применяют общий набор понятий и не используют одинаковых критериев действенности.
  Парадигма это одновременное рассмотрение основных требований функционального анализа. Она показывает саму суть понятий. Так же она представляет собой кодификацию понятий и проблем.
  В каждом функциональном анализе присутствует концепция функциональных требований.
   Функциональное требования в функциональном анализе занимают такое место, которое для социологии понятие функционального требования в тавтологическое сводится к условиям «выживания».
  Взаимодействие элементов социальной структуры ограничивает реальную возможность изменений или  функциональных альтернатив.
  Структурный контекст — это структурное ограничении, которое соответствует «принципу ограниченных возможностей».
  Первая и главная цель парадигмы функционального анализа  —  это дать предварительный кодифицированный ориентир для адекватного и плодотворного функционального анализа.
Вторая цель заключается в непосредственных  пастулатах.
В- третьих парадигма должна заставить социолога осознать научные выводы функционального анализа.
[1] — Мертон Р.К. "Явные и латентные функции",стр. 64
[2] — Мертон Р.К. "Явные и латентные функции",стр. 80
[3] — Мертон Р.К. "Явные и латентные функции", стр. 103
[4] — Мертон Р.К. "Явные и латентные функции", стр. 104

Источник: nogalawka.livejournal.com

Теории среднего уровня

Хотя, Роберт Мертон сознательно не претендовал на формирование еще одного – отраслевого или частного (специального) уровня – социологической науки, он применил термин «теории среднего уровня» лишь к своей разработанной для объяснения отклоняющегося поведения и аномии теории девиантного поведения, а также к теории ролей. Мертон положил начало теориям среднего уровня в социологии, под которыми в дальнейшем стали пониматься все теории подобного рода.

Теория девиантного поведения

В такие периоды люди испытывают нормативную дезориентацию, когда им трудно координировать свои действия с общественными нормами, которые теряют свою значимость. Старые нормы устаревают, а новые еще не сформированы.

Роберт Мертон экстраполировал теории аномии и социальной солидарности Дюркгейма на общественную жизнь в США. Его теория аномии исходит из тезиса об отсутствии общего и равного доступа к средствам достижения культурно одобряемой и санкционированной жизненной цели, выраженной в американской философии прагматизма. Эта жизненная цель, к которой должен стремиться любой американский гражданин, — достижение успеха.

Такая ситуация проявляется в том, что беднякам и представителям национальных меньшинств часто доступны лишь более низкие уровни образования и скудные экономические ресурсы. Если же они усвоили в качестве основной жизненной цели достижение материального успеха, сильные ограничения в доступе к средствам восходящей социальной мобильности (например, к высшему образованию и финансовым ресурсам) могут толкнуть их к отклоняющемуся поведению, потому что они не могут достичь общепризнанных культуросообразных целей нормативными средствами. Они пытаются добиться престижной цели любыми средствами, включая порочные и преступные. Именно так в обществе возникает девиантное поведение.

Мертон выделил пять реакций на противоречие культурной цели и средств достижения:

  1. Конформизм.
  2. Инновация. В таком случае индивиды могут использовать для достижения материального благополучия воровство, махинации, изготовление и торговлю наркотиками, нелегальным алкоголем и т.д.
  3. Ритуализм. Примером являются бюрократы.
  4. Ретритизм является свойственным для маргиналов.
  5. Бунт. Пример – радикальные контркультуры.

Изучение СМИ

Также заслугой Р. Мертона является его исследование средств массовой коммуникации (радио, прессы, кино, телевидения) в сотрудничестве с П. Лазарсфельдом. На основании обобщения результатов данных исследований Мертон выделил основные социальные функции средств массовых коммуникаций:

  1. функция присвоения статуса;
  2. функция укрепления социальных норм;
  3. дисфункция наркотизации.

Источник: spravochnick.ru


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.