Проблема межнациональных отношений


Национальные отношения в современном мире. Проблемы межнациональных отношений в нашей стране.

Этносы — большие группы людей, выделяемые на основе общности культуры, языка, сознания нерасторжимости исторической судьбы.
Социальные общности, выделяемые по этническому признаку, многообразны. Прежде всего это племена, народности и нации.
Нации являются наиболее развитыми этническими образованиями, возникшими на основе языковой, территориальной, культурной, экономической, социально-психологической общности. Они наиболее характерны для современного мира, в котором существует не менее двух тысяч различных этносов.
Характер национальных отношений определяют две взаимосвязанные тенденции: к дифференциации и к интеграции.
Каждая нация стремится к саморазвитию, к сохранению национального своеобразия, языка, культуры. Эти стремления реализуются в процессе их дифференциации, которая может принимать форму борьбы за национальное самоопределение и создание самостоятельного национального государства.


r /> С другой стороны, саморазвитие наций в условиях современного мира невозможно без их тесного взаимодействия, сотрудничества, обмена культурными ценностями, преодоления отчуждения, поддержания взаимовыгодных контактов. Тенденция к интеграции усиливается в связи с необходимостью решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, с успехами научно-технической революции. Необходимо иметь в виду, что эти тенденции взаимосвязаны: многообразие национальных культур не ведет к их изоляции, а сближение наций не означает исчезновения различий между ними.
Межнациональные отношения — материя особенно тонкая. Нарушение или ущемление национальных интересов, дискриминация отдельных наций порождают чрезвычайно сложные проблемы и конфликты.
В современном мире, в том числе и в России, существуют межнациональные конфликты, вызванные различными причинами:
1) территориальными спорами;
2) исторически возникшей напряженностью в отношениях между народами;
3) политикой дискриминации, проводимой господствующей нацией в отношении малых наций и народов;
4) попытками национальных политических элит использовать национальные чувства в целях собственной популярности;
5) стремлением народов к выходу из многонационального государства и к созданию собственной государственности.
Следует иметь в виду, что международное сообщество при решении межнациональных конфликтов исходит из приоритета государственной целостности, нерушимости сложившихся границ, недопустимости сепаратизма и связанного с ним насилия.
При решении межнациональных конфликтов необходимо соблюдение гуманистических принципов политики в области национальных отношений:
1) отказа от насилия и принуждения;
2) поиска согласия на основе консенсуса всех участников;
3) признания прав и свобод человека важнейшей ценностью;
4) готовности к мирному урегулированию спорных проблем.


 

Политические партии РФ

Политическая партия – это специализированная, организационноупорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев тех или иныхцелей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть. Признаками партии являются: 1) наличие программы, в которой сформулированы цели и стратегия партии;2) наличие устава, содержащего важнейшие нормы внутрипартийной жизни; 3)фиксированное членство; 4) разветвленная сеть первичных местныхорганизаций. История политических партий в современном понимании этого слованачинается с XVIII–XIX вв., когда в условиях формирования буржуазнойдемократии появилась необходимость привлечения широких общественных слоев кучастию в управлении государством. Первоначально политические партииформировались в результате объединения парламентских фракций с комитетамипо поддержке кандидатов на местах. Сейчас наряду с этим «парламентским»путем создания партий существует еще несколько.


ртии возникают врезультате трансформации непартийных структур (профсоюзов, религиозных,промышленных обществ, клубов). Довольно часто партии создаются популярнымии влиятельными политическими деятелями под собственные кандидатуры. Особойразновидностью политических партий стали массовые партии, формирующиеся«снизу», в результате оформления стихийных социальных движений. Среди функций политических партий выделяют: 1) политическую – овладение государственной властью с целью осуществлениясвоей программы; 2) социального представительства – каждая партия либо выра жает в политической жизни интересы какого-то социального слоя, либопытается создать себе прочную опору в обществе; 3) социальной интеграции – примирение интересов различных социальныхгрупп, достижение консенсуса в обществе; 4) политического рекрутирова-ния – подготовка и выдвижение кадров дляразличных политических институтов; 5) идеологическую – разработка партийной идеологии и программ; 6) электоральную – организация и участие в избирательных кампаниях; 7) набора новых членов в партию и их политическое воспитание. Таким образом, партия – один из важнейших институтов гражданскогообщества, осуществляющий связь между ним и государством. Существует несколько классификаций политических партий в соответствии сразличными критериями: 1) в зависимости от способа организации внутренней жизнедеятельностипартии подразделяются на кадровые и массовые. Первые представляют собойнемногочисленные, аморфные и состоящие из авторитетных политическихдеятелей организации, в которых отсутствуют институт фиксированногочленства, членские взносы, отработанный механизм приема.
ганизационнаяструктура таких партий крайне проста, их центр – в парламентских фракциях.Массовые же партии имеют сложную организационную струк- туру, многочисленны, основным источником их финансирования являютсячленские взносы. Управление такими партиями ведется из центральных органов,не совпадающих с парламентскими фракциями; 2) в зависимости от степени участия в осуществлении политической властипартии делятся на правящие и оппозиционные. Последние могут быть легальными(деятельность которых разрешена государством и которые официальнозарегистрированы) и нелегальными (запрещенные государством и действующиеподпольно); 3) по устойчивости существования политические партии подразделяются настабильные и неустойчивые; 4) по характеру членства политические партии могут быть открытыми (сосвободным членством представителей различных социальных слоев) и закрытыми(с большим количеством формальных требований к кандидатам в члены партии исложным механизмом приема); 5) по характеру целей и отношению к существующему общественно-политическому строю партии делятся пореволюционные (выступают за коренное инасильственное преобразование существующего общественного строя),реформистские (выступают за постепенные изменения в существующих порядках),консервативные (выступают за сохранение основ прежней системы или за такиепреобразования, которые приспосабливают ее к изм.

ьную государственную власть) и центристские(пытаются примирить крайние интересы в политике). Совокупность всех существующих и действующих в стране партий называетсяпартийной системой. При авторитарных и тоталитарных режимах у власти, какправило, бессменно находится одна партия. Остальные либо запрещены, либофункционируют под жестким контролем правящей. Одним из признаков демократического режима является многопартийность, под которой понимается существование и легальная деятельность в государстведвух и более партий. При этом реально в осуществлении власти могутпринимать участие всего две партии (Республиканская и Демократическаяпартии в США или Консервативная и Лейбористская партии в Великобритании).Такие системы называют двухпартийными, что, однако, не исключает свободногофункционирования и участия в политической жизни других партий (например,коммунистических). В Конституции Российской Федерации признаются политическое многообразие имногопартийность (ст. 13), Все общественные объединения равноправны. Внастоящее время в нашей стране действуют десятки политических партий, ноговорить о стабильности партийной системы пока на приходится. У многихпартий отсутствует реальная социальная база, нет разветвленной сетипервичных организаций, крайне невелика численность. С другой стороны,интересы социальных групп представлены в партийной системе не в полноймере.


 

 

Наука и общество

Наукой принято называть теоретические систематизированные взгляды наокружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований. Европейской родиной науки считается Древняя Греция, жители которойпервыми поняли, что окружающий человека мир вовсе не таков, каким онпредставляется людям, изучающим его только при помощи методов чувственного познания. Греки первыми совершили переход отступени чувственного познания к абстрактному, от познания основных фактовокружающего мира к познанию его законов. В эпоху средневековья наука попалав зависимость от теологии и ее развитие существенно замедлилось. Однакопостепенно в результате открытий, сделанных Н. Коперником, Г. Галилеем, Дж.Бруно, наука начинает оказывать все возрастающее влияние на жизнь общества.С XVII в. в Европе идет процесс оформления науки в качестве общественногоинститута: создаются научные общества и академии, издаются научные журналы,а в XIX в. появляется и само слово «ученый».
рубеже XIX– XX вв.появляются и новые формы организации науки: научные лаборатории иинституты, исследовательские центры. Примерно с этого же времени науканачинает оказывать огромное влияние на развитие производства, становясь егоособым видом – духовным производством. Важнейшими социальными функциями науки являются: а) познаватпельно-объяснитель ная – заключается в том, чтобы познать иобъяснить, как устроен мир и каковы законы его развития; б) мировоззренческая – помогает человеку не только объяснить известныеему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотретьявления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать своемировоззрение; в) прогностическая – наука позволяет человеку не только изменятьокружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям, но и прогнозироватьпоследствия таких изменений. При помощи научных моделей ученые могутпоказать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендациипо их преодолению. Представляя собой подсистему более сложной системы, называемой обществом,наука испытывает на себе определенное воздействие последней. 1. Потребности развития общества часто являются основным фактором,определяющим проблематику научных исследований. Говорят о социальномзаказе, который общество дает ученым (например, найти способы избавлениячеловечества от рака и других тяжелых заболеваний). 2. Состояние научных исследований зависит от материально-технической базыобщества, от тех средств, которые направляются на развитие науки.
к,например, в Российской Федерации остро стоит проблема финансированияфундаментальных наук, которые не дают сиюминутных результатов. Между темименно открытия, сделанные в этих отраслях научного познания, во многомопределяют уровень развития и состояние прикладных наук, основной задачейкоторых является поиск решений текущих, подчас сиюминутных проблем. Будучи особой формой общественного сознания, наука обладает относительнойсамостоятельностью. Выполняя социальный за каз, она тем не менее развивается по своим внутренним законам. Так,например, существует закон «развитие науки в запас», соглас-но которомурешение любой научной проблемы может быть осуществлено только в том случае,если для этого наукой уже накоплен соответствующий объем знаний. Если жетакового запаса нет, то выполнить общественный заказ наука не в состоянии.

 

 

ПРИРОДА и СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

При рассмотрении сущности человека именно как личности в философско-антропологическом знании обозначилось несколько подходов.

Первый заключается в сведении сущности личности к нестандартным, неповторимым характеристикам человека, к его индивидуальности.

Традиция индивидуализации личности давняя. Известно, что само слово личность происходит от латинского термина persona, обозначающего маску актера в театре, играющего свою, строго индивидуальную, отличную от других роль. В последующем под персоной стал пониматься человек как юридическое лицо, затем — конкретный индивид в психологическом смысле, и, наконец, персоной стали называть абстрактное лицо, обладающее набором общезначимых характеристик.


Одно из первых определений личности как индивидуальности дал Боэций: «Лицо есть рациональная по своей природе индивидуальная субстанция». На современном философском языке это означает, что лицо (т.е. личность) — это уникальность отдельного человека, основывающаяся на наличии разума.

Индивидуальность как главное свойство личности рассматривали многие мыслители. Д. Юм усматривал сущность личности в способности самоощущения своего Я, а И. Кант считал, что личностью становится тот человек, который «может обладать представлением о своем Я».

Такой подход правомерен уже в силу лишь того, что развитие личности проистекает из способности человека вырабатывать и измерять отношение к самому себе, смотреть на себя «со стороны». Обобщенной характеристикой познания личностью самой себя, отношения к самой себе и является образ Я. Это не всегда осознаваемая, но устойчивая и всегда переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит отношения с другими людьми. По отношению к личности Я выступает как регулирующее образование, в котором воплощается ощущение собственных состояний, переживаний, поступков, собственной целостности и нерасторжимости, а также своего прошлого, настоящего и будущего.

В современной литературе можно встретить стремление рассматривать сущность личности через ее индивидуальную уникальность.
ряду основных причин, которые «делают каждого человека как личность неповторимыми и уникальными», называются: особенности психологического склада, опыт детства и воспоминания о детстве, особенности индивидуальной биографии, противоречивость жизненных ролей. В то же время, как признают сами авторы, «эта уникальность выражается в понятии Я», что в принципе совпадает с юмовско-кантовской позицией. Такой подход, являясь частным случаем характеристики личности, не обеспечивает проникновения в сущность, достаточного для философского уровня абстрагирования от частностей. Ставка на неповторимость, индивидуальность, по словам Э. В. Ильенкова, «обессмысливает личность» (Ильенков Э. В. Что такое личность?// Философия и культура. М., 1991. С. 389.), если неповторимость и индивидуальность берется на биологическом и психологическом уровнях.

Второй подход к рассмотрению сущности личности основывается на марксистской концепции человека как совокупности общественных отношений. Характеристики человека переносились на личностный уровень, в результате чего и личность рассматривалась как производная от отношений, существующих в данном обществе, при данном способе производства. Аргументы, приводимые в обоснование такого подхода к сущности личности, сводятся к следующему:

1. Личность несводима к биопсихосоциальным индивидуальным характеристикам. Любое их дополнение химико-физико-электро-механико-квантовыми и прочими характеристиками ведет в «дурную бесконечность». Поэтому сущность личности следует искать не в индивидуальном, а в общем. Таким «общим» для любой личности выступают общественные отношения. «Личность — явление только социальное», — утверждали многие последователи марксизма.

2. Личностные отношения возникают во взаимодействии «Я — вещь – Ты». Чтобы определить сущность личности, необходимо изучить социально-историческую обусловленность взаимосвязей элементов этой «триады»;

3. Индивидуальные биопсихологические качества проявляются и выражаются, прежде всего, как самосознание, самомнение, осознание своего Я и другие субъективные феномены. Понятно, что субъективные оценки не могут характеризовать сущность личности объективно. В то же время общественные отношения, будучи объективированными по своей природе, а для отдельного человека — объективными, могут дать и дают объективное понимание сущности личности.
Проблема межнациональных отношений Третий подход к рассмотрению сущности личности берет свое начало от Г. В. Ф. Гегеля и И. Бентама, которые подчеркивали дуализм личности. Причем это дуализм не души и тела, который рассматривался еще в эпохи античности и Средневековья, а индивидуального и социального, единичного и общего, индивидного и коллективного в личности. Так, Гегель различал личность как волю и историческую личность как «доверенное лицо Всемирного Духа». Бентам различал личность как индивидуальность и личность как члена общества.

Попытки «разведения» индивидуального и социального в личности предпринималась и в марксистской литературе. Так, например, С. С. Батенин отмечал, что «при определении личности как социальной единицы надо помнить замечание Маркса о том, что "человек как личность" — понятие более строгое и точное, чем понятие "личность". В первом понятии "личность" — это характеристика человека, всегда конкретного и качественно определенного в своих социальных чертах. Во втором понятии "личность" — это абстракция, синтезирующая определенные социально значимые качества социальной группы» (Батенин С.С. Человек в его истории. Л., 1976. С. 129.).

В каждом из названных подходов к рассмотрению сущности личности есть свое рациональное зерно. Действительно, личность — это не социальная группа, а индивид. Действительно, личности различаются между собой не общими, а индивидуальными признаками. В то же время, как справедливо заметил Э. В. Ильенков, есть индивидуальность физиологическая, а есть человеческая.

 

43. Политические конфликты в современном мире

Здравствуйте. Сегодняшний урок посвящен политическим конфликтам. К сожалению, избежать их в современном мире пока не удается.

Конфликт – столкновение двух или более сил, преследующих несовместимые интересы.

Положительное (марксизм) и отрицательное (функционализм) отношение к конфликту. Функционализм – направление в философии, сторонники которого не признают позитивной роли социального конфликта и делают акцент на сотрудничество и стабильность. Революция как форма не только развития, но и конфликта. Технологическая революция – хорошо, а политическая – ?

«Тот, кто умеет справиться с конфликтами путем их признания и регулирования, тот берет под свой контроль ритм истории. Тот, кто упускает такую возможность, получает этот ритм себе в противники»

Изучением конфликтов занимается наука конфликтология.

Конфликты внутригосударственные и межгосударственные. Мы рассмотрим межгосударственные конфликты.

Принято делить все конфликты на политические, экономические, социальные и культурные, однако сейчас в большей степени, чем раньше, конфликты в социальной сфере имеют комплексный характер.

Пример: арабо-израильский конфликт считается политическим, однако он имеет также экономическое, социальное, культурное и религиозное содержание.

Такую комплексность можно считать одной из наиболее явных характеристик современных политических конфликтов.

Вторая характерная черта современных конфликтов – это их глобализация. Если раньше, как правило, субъектами конфликтов были две страны, то с начала XX века участие в конфликтах принимают целые группы стран – Антанта, Тройственный Союз, Организация Варшавского Договора, НАТО и другие. Поэтому почти любой современный политический конфликт затрагивает интересы многих государств. Антанта – военно-политический блок Англии, Франции и России (1904-1919), один из главных участников Первой мировой войны. Тройственный Союз – военно-политический блок Германии, Австро-Венгрии, Османской империи и ряда других стран (1879-1918), принимавший участие в Первой мировой войне.

В свою очередь, глобализация конфликтов порождает необходимость их международного урегулирования. Различные группы стран создают совместные силы по осуществлению миротворческой деятельности.

Примером таких организаций является Шанхайская организация сотрудничества (2001). ОДКБ (1992).

Конечно, наиболее важную роль в разрешении международных конфликтов играет Организация Объединенных Наций. СБ ООН может принять решение о создании в том или ином регионе миротворческой миссии и направлении туда «голубых касок» ООН.

Превентивная дипломатия – меры, направленные на предупреждение разногласий между сторонами и недопущение перерастания споров в военные конфликты.

Третья особенность современных политических конфликтов заключается в том, что география их распространения существенно изменилась. Если на протяжении нового времени активные войны шли в европейских странах, то теперь, после 1945 года, развитые страны Запада практически не воюют между собой. «Торговые войны» между ними случаются, но они всегда завершаются путем переговоров.

Однако страны Запада в то же время столкнулись с другой проблемой, также имеющей международный характер. Это проблема международного терроризма – одна из наиболее острых глобальных проблем.

События 11.09.2001 в США.

Взрывы в Москве в 1999 году.

Этапы разрешения политических конфликтов:

— институционализация конфликта – признание его существования;

— легитимизация процедуры разрешения конфликта — принятие определенных правил разрешения конфликта и соблюдение их всеми участниками;

— структурирование конфликтующих групп – определение состава участников конфликта и их лидеров, формирование органов по разрешению конфликта.

В любом случае для разрешения конфликта необходим диалог между всеми его участниками. Если люди не хотят разрешить конфликт, он будет длиться вечно.

Кроме межгосударственных, существуют и внутригосударственные конфликты в виде борьбы за власть между различными политическими группами. В начале 1990х годов ареной наиболее активной борьбы за власть стала Россия. Об этом мы поговорим на следующем уроке. А наш сегодняшний урок окончен. Спасибо за внимание.

Миротворческие операции ООН

На настоящий момент в мире проводится около 15 миротворческих операций ООН (всего более 60 миссий) (рис. 2). Наибольшее количество операций проводится в Африке (Судан, Дарфур, Зап. Сахара, Кот д’Ивуар, ДРК) и Азии (Израиль, Ливан, Кипр, Афганистан, индо-пакистанская граница, Восточный Тимор). В Америке проводится операция в Гаити. В Европе действует миссия ООН в Косово.

Солдаты миссий ООН неофициально называются «голубые каски» (рис. 3). В настоящее время в операциях участвует около 100 тысяч человек – большинство из стран-участниц конфликта. Максимальный российский контингент существовал в 1996 году и составлял 1600 человек (более 1300 – в Боснии). В настоящее время Россию представляют около 250 миротворцев.

«Банановая война»

В 1993 году между Европой и странами Америки разразился экономический конфликт, связанный с принятием ЕС общих правил импорта фруктов. Переговоры велись до 1999 года и завершились соглашением, согласно которому страны ЕС открывали свои рынки для фруктов изо всех стран мира и выплачивали пострадавшей стороне компенсацию.

Бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт заявила после очередного раунда переговоров: «Никогда в жизни я не думала, что потрачу так много времени на разговоры о бананах».

Единство права и морали.

Как моральные нормы, так и правовые отражают приверженность человека к определенным идеалам, например, идеалам справедливости и свободы. В понятии единства морали и права можно выделить пять основных пунктов.

  1. Мораль и право, как система социальных норм универсальны, то есть они распространяются либо на все общество, либо (изредка) на какую-то значительную социальную группу (например, группа – охранники правопорядка, у которых есть свои предписания, законы, права, обязанности, как моральные, так и правовые).
  2. У норм права и морали общественные отношения являются единым объектом регулирования. То есть у них – один и тот же объект, на который направлено воздействие – поведение людей в обществе.
  3. И те, и другие нормы являются источником общественного волеизъявления. Общество само придумало для себя же моральные и правовые нормы.
  4. И те, и другие нормы произошли в процессе разложения обычаев первобытного общества. То есть они возникли тогда, когда обычаи стали несовместимы с развившимися убеждениями и мировоззрениями человеческой личности.
  5. И те, и другие нормы имеют похожую структуру. Следовательно, и правовые и моральные нормы состоят из гипотезы, диспозиции и санкций.

Различия права и морали.

Правоведы и социологи кроме пяти пунктов сходств морали и права выделяют столько же пунктов различий.

  1. Происхождение. Основа моральных норм – это понятие о добре и зле, о хорошем и плохом, праведном и неправедном. Эти понятия постепенно формируются в сознании людей с их развитием. Правовые нормы же сразу вступают в силу после принятия соответствующего решения.
  2. Форма выражения. В отличие от правовых норм, моральные содержатся не в нормативно-правовых актах или договорах, а в сознании человека, то есть они не имеют такой официальной формы (с печатью и подписью), как правовые.
  3. Способ санкций и охраны от нарушений. Моральные нормы соблюдаются добровольно, а правовые – принудительно. В физическом понимании правовые санкции более весомы, чем моральные, имеют большую материальную, чем нравственную направленность.
  4. Степень детализации. Моральные нормы имеют более обобщенный характер, чем правовые (не убий, будь справедлив и честен и т.д.). Правовые же – детализированы, имеют кучу нюансов, поправок, отступлений, исключений и т.д.
  5. Сфера действия. Моральные нормы действуют во всех сферах общественных взаимоотношений, правовые же охватывают только наиболее важные, с точки зрения государства, области жизни общества. Например, не существует нормативно-правовых актов, описывающих правила и законы дружбы. Это – область морали, но не права.

В заключение можно сделать следующий вывод: моральные законы – это еще не написанные правовые законы. Правоведы иногда эту область называют естественным правом, или обычным правом.

При этом мораль продолжает воздействовать на право. Приведу простой пример. Представьте себе суд присяжных. Вариант первый: бывший преступник, отсидевший немалый срок, снова убивает и грабит случайную пожилую женщину (это, кстати, рецидив). Вариант второй: Раскольников, историю которого мы прекрасно помним, который также раскаивается в своем преступлении (моральные санкции он уже испытал). Ответьте на вопрос: будет ли разница в вердикте присяжных? И если разница будет, то сколько присяжных вынесут суровое, а сколько мягкое наказание в первом и во втором варианте? То есть будут ли разными санкции, учитывая, что гипотеза и диспозиция идентичны?

 

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

Социальной стратификацией (ог лат. stratum — слой + facere — делать) называют дифференциацию людей в обществе в зависимости от доступа к власти, профессии, дохода и некоторых других социально значимых признаков. Понятие «стратификация» предложил социолог Питирим Александрович Сорокин (1889- 1968), который позаимствовал его из естественных наук, где оно, в частности, обозначает распределение геологических пластов.

Проблема межнациональных отношений

Рис. 1. Основные виды социальной стратификации (дифференциации)

Распределение социальных групп и людей по стратам (слоям) позволяет выделить относительно устойчивые элементы структуры общества (рис. 1) с точки зрения доступа к власти (политика), выполняемых профессиональных функций и получаемого дохода (экономика). В истории представлены три основных типа стратификации — касты, сословия и классы (рис. 2).

Проблема межнациональных отношений

Рис. 2. Основные исторические типы социальной стратификации

Касты (от португ. casta — род, поколение, происхождение) — закрытые общественные группы, связанные общим происхождением и правовым статусом. Членство в касте определяется исключительно рождением, а браки между представителями разных каст запрещаются. Наиболее известна кастовая система Индии (табл. 1), изначально основанная на разделении населения на четыре варны (на санскрите это слово означает «вид, род, цвет»). Согласно преданию, варны были образованы из разных частей тела первозданного человека, принесенного в жертву.

Таблица 1. Кастовая система в Древней Индии

Варны Представители Цвет Ассоциируемая часть тела
Брахманы Ученые и жрецы Белый Уста
Кшатрии Воины и правители Красный Руки
Вайшьи Крестьяне и торговцы Желтый Торс
Шудры «Неприкасаемые», зависимые лица Черный Ступни

Сословия — социальные группы, чьи права и обязанности, закрепленные в праве и традициях, передаются наследственным образом. Ниже приведены основные сословия, характерные для Европы XVIII-XIX вв.:

§ дворянство — привилегированное сословие из числа крупных землевладельцев и выслужившихся чиновников. Показателем дворянства обычно является титул: князь, герцог, граф, маркиз, виконт, барон и т.д.;

§ духовенство — служители культа и церкви за исключением жрецов. В православии выделяют черное духовенство (монашествующее) и белое (немонашествующее);

§ купечество — торговое сословие, включавшее владельцев частных предприятий;

§ крестьянство — сословие земледельцев, занятых сельскохозяйственным трудом как основной профессией;

§ мещанство — городское сословие, состоящее из ремесленников, мелких торговцев и низших служащих.

В некоторых странах выделялось военное сословие (например, рыцарство). В Российской империи к особому сословию иногда относили казачество. В отличие от кастовой системы браки между представителями разных сословий допустимы. Возможен (хотя и сложен) переход из одного сословия в другое (например, покупка дворянства купцом).

Классы (от лат. classis — разряд) — большие группы людей, различающиеся по их отношению к собственности. Немецкий философ Карл Маркс (1818-1883), предложивший историческую классификацию классов, указывал, что важным критерием выделения классов является положение их членов — угнетенное или угнетаемое:

§ в рабовладельческом обществе такими были рабы и рабовладельцы;

§ в феодальном обществе — феодалы и зависимые крестьяне;

§ в капиталистическом обществе — капиталисты (буржуазия) и рабочие (пролетариат);

§ в коммунистическом обществе классов не будет.

В современной социологии часто говорят о классах в самом общем смысле — как о совокупностях людей, имеющих сходные жизненные шансы, опосредованные доходом, престижем и властью:

§ высший класс: делится на верхний высший (богатые люди из «старых семей») и нижний высший (недавно разбогатевшие люди);

§ средний класс: делится на верхний средний (профессионалы) и

§ нижний средний (квалифицированные рабочие и служащие); о низший класс делится на верхний низший (неквалифицированные рабочие) и нижний низший (люмпены и маргиналы).

Нижний низший класс — это группы населения, которые в силу разных причин не вписываются в структуру общества. Фактически их представители исключены из социально-клас- совой структуры, поэтому их также называют деклассированными элементами.

К деклассированным элементам относятся люмпены — бродяги, попрошайки, нищие, а также маргиналы — те, которые лишились своих соии&пьных характеристик и не приобрели взамен новой системы норм и ценностей, напри мер бывшие рабочие заводов, лишившиеся работы из-за экономического кризиса, или крестьяне, согнанные с земли в ходе индустриализации.

Страты — группы людей, обладающих сходными характеристиками в социальном пространстве. Это наиболее универсальное и широкое понятие, позволяющее выделять любые дробные элементы в структуре общества по совокупности разнообразных социально значимых критериев. Например, выделяются такие страты, как элитные специалисты, профессиональные предприниматели, государственные чиновники, офисные служащие, квалифицированные рабочие, неквалифицированные рабочие и т.д. Классы, сословия и касты можно считать разновидностями страт.

Социальная стратификация отражает наличие неравенства в обществе. Она показывает, что страты существуют в разных условиях и люди обладают неодинаковыми возможностями для удовлетворения своих потребностей. Неравенство — источник расслоения в обществе. Таким образом, неравенство отражает различия в доступе представителей каждого слоя к социальным благам, а стратификация является социологической характеристикой структуры общества как совокупности слоев.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА. ПРОВО СОБСТВЕННОСТИ

Понятие гражданского права означает одну из отраслей права, регулирующую имущественные и личные неимущественныегражданские правоотношения. Гражданское право – основа удовлетворения частных потребностей человека, а также нормального развития экономики страны. Государство является гарантом защиты гражданских прав.

Система гражданского права берет корни еще в римском праве (или цивильном праве) – системе регулирования имущественных отношений между гражданами Древнего Рима. Такой принцип гражданского права характерен для России и всей континентальной Европы, в отличие от англосаксонских стран (Великобритания, США, Канада, Австралия), где основойзаконодательства

стало не римское право, а принцип «прецедента».

Понятие собственности.

Понятие собственности в экономической теории – это исторически сложившиеся отношения распределения и присвоения, которые заключаются в том, что субъект собственности (человек или группа лиц) обладает правами на распоряжение и использование объекта собственности (имущество). Одна из особенностей в понятии собственности в том, что субъектов должно быть, как минимум два. Потерпевшему кораблекрушение на необитаемом острове, например, не с кем вступать в отношения по поводу сорванного кокоса: хотя кокос принадлежит ему, на него больше нет претендентов, и понятие собственности теряет практический смысл. Другое дело, если потерпевших двое. Тогда один из них может поделиться кокосом, подарить его или спрятать, чтоб конкурент его не нашел.

Формы собственности.

С точки зрения права, форм собственности существует множество. Основные формы собственности в экономике зависят отсубъекта собственности. Если речь идет о человеке или домохозяйстве, то это личная или частная собственность. Если же речь идет о группе лиц, то это может быть коллективная собственность, кооперативная, акционерная, общественная илигосударственная собственно




© cyberpedia.su 2017 — Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

Источник: cyberpedia.su

Понятие

В современном обществе формирование наций приобрело устоявшийся характер, хотя и сейчас есть место локальным изменениям. Нации не существуют изолированно, напротив, они находятся в постоянном взаимодействии. Узнаем, что такое межнациональные отношения и кратко рассмотрим их разновидности.

Межнациональные отношения – это тип социальных отношений, участниками которых выступают различные народы.

Существует два основных вида межнациональных отношений:

  • внутри одного государства;
  • между нациями разных стран.

Проблема межнациональных отношений

Проблемы межнациональных отношений

Взаимодействие наций не всегда идет мирным путем, порой возникающие трудности и противоречия вызывают агрессию и даже военные столкновения.
Причинами этого могут служить:

  • различный уровень развития и культуры народов;
  • стремление выжить и достичь привилегий, избавиться от дискриминации;
  • борьба за экономические ресурсы.

Можно привести примеры стран, в которых взаимоотношения наций происходили мирным (Современная Америка) и немирным путем (Завоевание соседних народов Римской Империей).

Несмотря на всеобщее признание права наций на сохранение своих традиций, свободное пользование языком, в повседневной жизни конфликты между представителями разных народов случаются довольно часто. Они происходят из-за того, что некоторые люди не готовы мириться с чужой культурой, которая кажется им странной и неправильной. Такое отношение к традициям других народов и уверенность в правильности только своего образа жизни называют этноцентризмом.

Расовая и национальная дискриминация не соответствует принципам, действующим в современном мировом сообществе, поэтому любые формы ее проявления вызывают потребность в регулировании и принятии мер по предотвращению подобных случаев.

Национальная политика

В России, как в многонациональном государстве, в условиях постоянной международной интеграции (налаживание отношений с другими государствами), вопрос национальной политики является одним из самых важных.

Государство стремится не допустить национальной розни, уничтожая и не допуская любые различия в правах народов. Так, разрешается использование родного языка, в том числе, в образовательных учреждениях, в качестве школьного предмета. Тенденции развития межнациональных отношений в России связаны с организацией мирного и конструктивного диалога разных культур, их взаимообогащения, взаимного принятия и уважения (толерантности).

Источник: obrazovaka.ru

“Национализм” — этим термином пестрят газеты и журналы, он также на устах теле- и радиокомментаторов. Нам сообщают, что вспышки национализма снова и снова опаляют человечество. Причем они не обходят никого — ни развитые страны Запада, ни государства, еще недавно составлявшие так называемый социалистический лагерь, ни тем более страны “третьего мира”.

Приведем лишь наиболее известные конфликты такого рода: восстание народа ибо в Нигерии, вылившееся в настоящую войну после провозглашения республики Биафры в конце 60-х годов; многолетние, непрекращающиеся войны курдов против иракских и иранских властей; сепаратистские движения неарабоязычных племен на юге Судана и тамилов в Шри-Ланке; восстание бенгальцев в Пакистане, приведшее к образованию Бангладеш; ставшие “хроническими” распри между этническими группами в Руанде, Бурунди, Кении, Зимбабве; выступления западносахарцев против Марокко и эритрейцев против центрального правительства в Эфиопии; взрывоопасная этнолингвистическая ситуация в Индии… Этот печальный перечень можно продолжать долго. Начало 90-х годов отмечено вспышками политического насилия в бывшей Югославии, Грузии, Азербайджане и других республиках бывшего СССР.

К национально-этническим конфликтам следует добавить столкновения на конфессиональной (т. е. религиозной) почве. Достаточно упомянуть ситуацию с сикхами в Индии, многосторонние конфликты в Ливане, кризис в Ольстере, вооруженные выступления мусульманского населения на юге Филиппин и др. Причем этнические и религиозные конфликты имеют много общего. И в одном, и в другом случае речь идет о проблеме самоутверждения, нахождения собственного самобытного лица, часто через насилие, экстремизм. И тут, и там возникает своего рода “комплекс ущемленности”, что практически всегда предполагает борьбу против других групп населения.

Однако этнические конфликты в современном мире значительно более распространены, чем религиозные. Более того, главной, наиболее бросающейся в глаза причиной, порождающей политическое насилие в современном мире, является именно национализм. Какой же смысл вкладывается в этот термин?

Национализм — это очень сложное социально-экономическое, куль- турно-психологическое и идеологическое явление. Двумя словами его не охарактеризуешь. Многие ученые считают, что национализм — это патология общественного сознания, в основе которого лежит ложная установка, что люди от рождения могут быть лучше или хуже — в зависимости от того, к каким национальностям, религиям или сословиям относятся их родители. Иногда высказывается мнение, что национализм — это пробуждение национального самосознания, и этим как бы реабилитируется термин. Действительно, многие конфликты в “третьем мире” имели своей основой своеобразный “прогрессивный национализм”, т. е. стремление избавиться от чужеземного господства и обрести национальную независимость. Сегодня же ситуация иная. Преобладающими стали национально-этнические конфликты, сутью которых является недовольство национальных меньшинств внутри суверенных государств.

Национализм способен принимать самые различные формы — политического, культурного или религиозного движения, социальной борьбы экономического соперничества и т.д.

Очень часто национализм связан с ненавистью к соседним народам и сопровождается истерией поведения тех, кто проповедует националистические принципы. Ослабленность разумного, интеллектуального начала во многом определяет разрушительную силу национализма. Именно это дало нам основание предпослать этому разделу заголовок “Национализм — затмение разума?”.

Из очень многих теоретиков и пропагандистов национализма упомянем разве что имена Адольфа Гитлера и одного из его идейных учителей — Адольфа Иозефа Ланца. Перу последнего принадлежат, например, такие “перлы”: “Белый человек, точнее германец — это сын Божий”, “Отечеством белой расы является Германия, откуда произошли герои и государи” “Более тысячи лет славяне, цыгане и другие твари составляют постоянную угрозу для цивилизации”. Посмотрите теперь, далеко ли ушел от своего учителя фюрер, указавший в своей работе “Майн кампф”; “Смешение и вызываемое им понижение расового уровня являются единственной причиной смерти античных цивилизаций, ибо люди гибнут, не проигрывая воины, но утрачивая ту силу сопротивления, что принадлежит лишь чистой крови”. Кстати, этот культ “чистоты крови” поддерживался специальным декретом нацистских властей, а гитлеровские штурмовики маршируя, например, пели: “Германия, пробудись от твоего кошмара’ Не давай места чужакам-евреям в твоем Рейхе. Мы хотим бороться за твое пробуждение. Арийская кровь не погибнет. Мы выбросим прочь всех лицемеров. Иуды, покиньте наш дом. Когда же земля будет очищена и освобождена от скверны, мы будем едины и счастливы”. Безмерное высокомерие, самовозвеличивание, предельная духовная ограниченность — вот что заключено в вышеприведенных высказываниях, послуживших питательной средой для распространения нацистской бациллы.

Конечно, гитлеризм — это наиболее крайнее, экстремистское проявление национализма, имя которому — шовинизм. История националистических движений в общем обходилась без газовых камер и того жестокого геноцида, к которому прибегали в нацистской Германии. Однако призы-вы избнвать, громить, разрушать, рвать существующие связи можно слышать и сегодня то в одном, то в другом конце земного шара.

Общественные “нервы” в отдельных многонациональных странах сегодня так сильно напряжены, что порой достаточно искры, чтобы разрушительные силы — взаимная ненависть, агрессивность сразу же вырвались из-под контроля и принялись за свое черное дело. Установить же после этого “мир под оливами” бывает очень трудно. Да и легко ли примирить враждующие стороны после того, как уже произошли свирепые погромы “чужаков”, когда пролилась невинная кровь, когда пелена взаимной ненависти затуманила глаза?

Национализм часто бывает замешан на религиозном фанатизме. И хотя все мировые религии в принципе отвергают вражду и человеконенавистничество, выступая за сплоченность человеческого рода, различные религиозные секты (ереси, братства и т. д.) часто подпитывают националистические страсти. Взрывоопасные ситуации особенно часто возникают в тех регионах, где граница, разъединяющая два народа, одновременно служит границей и двух верований. Иноверцы нередко зачисляются к враждебным элементам, их отождествляют с силами зла, обреченными самим Господом на уничтожение. Какие социальные слои представляют националисты? Как правило, это обездоленные, часто доведенные до отчаяния люди, наивно полагающие, что в их собственных неурядицах повинен соседний народ. В национализме они видят то, что точно соответствует их эмоциональному, духовному и культурному состоянию. Однако не следует думать, что в националистическом движении принимают участие лишь люди с разрушенными социальными и культурными традициями, с примитивным сознанием. Зачастую в нем можно видеть представителей интеллигенции: писателей, театральных деятелей, юристов. Вспомним, что среди сподвижников Гитлера был тонкий эстет, покровитель искусств, теоретик человеконенавистничества Геббельс. Среди французских фашистов выделялся крупный писатель Д.Ф. Селин и т. д. Немало представителей интеллектуальной элиты и среди современных националистов. Любопытно, что всплески национализма способны на время “снимать” какие-то социальные различия и разрушать барьеры между классами.

Глубочайшие социальные потрясения, происшедшие в развивающихся странах, бывшем Советском Союзе, Восточной Европе, в других государствах, говорят нам о том, что национализм, к сожалению, не умер. Его вспышки то тут, то там служат грозным предупреждением для всех стран: “Нельзя доводить этнические трения до опасной черты”.

Разумеется, легко сказать: “нельзя доводить”. В жизни все гораздо сложнее и порой маленькая искра уже превращается в будущее пламя. Гасить его должны, естественно, сами государства, ибо подключение международной общественности нередко приводит к интернационализации этнических конфликтов, к образованию в международных масштабах своеобразных “партий болельщиков”, поддерживающих ту или иную сторону. В то же время мировому сообществу, наверное, не годится принимать и позу страуса, делать вид, что ничего не происходит. В условиях взаимозависимого мира любой локальный конфликт способен нести в себе угрозу для всеобщей безопасности. В заключение этого сюжета поговорим еще об одном: о роли бедности, экономических неурядиц в разжигании межнациональных и конфессиональных конфликтов. На первый взгляд здесь прямая и прямо пропорциональная связь. Например, в такой процветающей стране, как США, кровавые межэтнические и религиозные конфликты в основном преодолены: Техас не требует суверенитета или присоединения к Мексике, здесь идет устойчивый процесс национальной консолидации.

Так-то оно так. Но как же тогда оценивать конфликт в довольно преуспевающей Северной Ирландии? Как же объяснить, что благополучная Бельгия буквально недавно из унитарного государства превратилась в федерацию? Или чем вызвано растущее стремление к сохранению или возрождению своей национальной самобытности венгров, поляков, армян, украинцев и представителей многих других народов, живущих в общем-то в экономически развитых странах?

Бедность, по-видимому, лишь обостряет, приводит к крайним формам межнациональные распри. В этой связи уместно вспомнить восточную поговорку: “Когда быки долго пашут жесткую землю, они начинают коситься друг на друга”. Наверное, земля во многих странах оказывается слишком “жесткой”?

Когда речь идет о межнациональных отношениях, вопросов возникает больше, чем удается найти удовлетворительных ответов. “Этнический ренессанс”, наблюдаемый в мире, то и дело преподносит все новые вопросы, за которыми этническая “конфликтология” просто уже не поспевает. Людей тревожит Наметившаяся политизация национальных отношений. Все чаще народы становятся носителями не столько национальных, сколько политических интересов. Это опасная тенденция.

Между тем в мире есть страны, у которых можно поучиться предупреждению этнической и расовой вражды, где идет устойчивый процесс национальной консолидации. Думается, что это прежде всего Соединенные Штаты Америки. Длительное время образ США устойчиво сравнивался с гигантским котлом, в котором представители сотен народов “переплавились” в американцев. Однако сегодня от концепции “котла” американцы отказались. Почему же, ведь это, на первый взгляд, так привлекательно? А дело в том, что процесс “переплавки” означает утрату народами своих специфических черт. Поэтому сегодня образ котла в США уступил место образу огромного лоскутного одеяла, в котором каждый лоскут, отличный от другого по размеру, форме, цвету, символизирует собой представителей того или иного народа, большого или совсем малого.

Можно возразить: зачем же сравнивать бывший СССР и США? Территория бывшего Союза — исконная родина множества народов, тогда как США — в основном страна иммигрантов, создавшаяся некоренным населением. Это в свое время позволило им образовать федеративное устройство по территориально-административному принципу (штаты), в то время как у нас национальному принципу альтернативы просто не может быть. Наконец, в США практически снята проблема нищеты, борьбы за хлеб насущный.

Тем не менее опыт этой страны в сфере национальной жизни может быть поучительным. Взять хотя бы культуру межнационального общения. Она очень высока и распространяется повсеместно в системе воспитания и образования всех уровней, с помощью средств массовой информации и т.д.

И все же готовых рецептов урегулирования межнациональных отношений не существует: слишком тонкая это материя.

Источник: StudFiles.net

22.02.2018

Межнациональные отношения могут проявляться в виде экономических, политических, языковых, культурных, экологических и других отношений между нациями. Каждое из этих проявлений межнациональных отношений имеет свое специфическое содержание. Дадим краткую характеристику некоторым из них.
Экономические межнациональные отношения направлены на удовлетворение экономических потребностей наций (народов, этносов). Они формируются как стихийно, в процессе развития, скажем, торговых связей между народами, так и на уровне межгосударственных отношений самостоятельных государств, а также в рамках федеративных государств между республиками, автономиями и т. д. Объективной основой межнациональных экономических отношений являются сложившееся общественное разделение труда между различными национальными образованиями, хозяйственно-экономические связи между ними.
Политические межнациональные отношения в многонациональном государстве касаются прежде всего участия всех народов (наций) в осуществлении политической власти и решении на государственном уровне важнейших проблем их жизни. В данном случае встает вопрос о государственном устройстве: является ли данное государство унитарным, в котором отсутствуют механизмы представительства и реализации на государственном уровне интересов отдельных наций, или же оно представляет собой федерацию, в которой такие механизмы имеются.
Политические межнациональные отношения направлены, кроме того, на осуществление гражданских прав и свобод представителей различных наций. Наконец, свою роль играют национальные политические отношения на уровне межгосударственных отношений народов. Речь идет об отношениях между народами, имеющими свою национальную государственность, обладающими государственной независимостью и суверенитетом. В этом случае их отношения касаются практической реализации национальной независимости и суверенитета, а также их экономического, политического и культурного сотрудничества, нахождения путей и способов оптимального решения данных вопросов.
Важнейшую роль в жизни и развитии каждой нации играют межнациональные отношения в сфере их духовной жизни. Они направлены на взаимное обогащение народов в области духовной культуры и в то же время на сохранение и развитие их национальной самобытности. Этому способствуют обмены в области народного и профессионального искусства, в том числе песенного, танцевального, музыкального, прикладного, а также сотрудничество в области литературы, современного монументального искусства, живописи, архитектуры и т. п.
Национальная духовная культура, будучи, как правило, весьма сложным, бога-тым и многоплановым явлением, развивается в контексте имеющихся в данном об-
ществе экономических, политических, нравственных, религиозных и других общественных отношений, испытывает на себе их влияние и в немалой степени зависит от них. Вместе с тем она развивается в тесном взаимодействии национальных культур многих народов, в процессе которого складывается мировая духовная культура.
Можно указать на межнациональные экологические отношения, возникающие, в частности, в связи с охраной природы на территориях, где издавна живут те или иные народы. И не только с охраной, но и с воспроизводством природных ресурсов, в том числе земельных, лесных, водных и др. Цивилизованное решение данных проблем все более становится важнейшим условием выживания и развития больших и малых народов (этносов). Проблемы должны решаться как на государственном, так и на общественном уровне, в том числе на уровне общественного и семейного воспитания каждого человека, формирования у него современной экологической культуры, привития любви к природе, бережного к ней отношения. И конечно же, необходимо самое тесное и активное сотрудничество всех народов в области решения обострившихся в современную эпоху проблем экологии с учетом национальных интересов каждого из них.
Древние письменные и устные источники оставили нам свидетельства о крупнейших межнациональных конфликтах ранней поры. В Ветхом завете описана депортация евреев, т. е. насильственное выселение народа с его этнической родины; хорошо известна история изгнания сарацинов, т. е. арабов, с Пиренейского полуострова, которые сами пришли в Европу как завоеватели. Огромное количество подобных событий хранит история Азии. На протяжении всей эпохи развития человечества происходило постоянное перемещение этносов по территориям Земли. Можно выразиться даже так: мировая история явилась продуктом глобальных этнических сдвигов на поверхности планеты.
Один из пороков российской национальной политики – выдвижение задач без учета материальных условий их решения, без глубокого анализа существующих противоречий. Нельзя утверждать, что причиной межнациональных конфликтов явился только распад СССР, они существовали и ранее. В этом случае мощным катализатором явились политизация национальностей и перекрещивание национального и государственного. Национальные интересы и национальные конфликты находятся не в центре, а на периферии внимания реальной политики. Причем она осуществляется таким образом, что вновь и вновь порождает национальные конфликты, и вслед-ствии этого государственная власть наносит ущерб своей собственной стабильности. Фактически, более важным сточки зрения государственных структур оказывается вопрос о власти в Центре, о соотношении законодательной и исполнительной властей, о способах утверждения президентской власти. Многие политические деятели исходят из предпосылки: как только власть в Центре будет упрочена, так она сразу же сможет заняться разрешением национальных споров. Таким образом, конфликты двоякого рода накладываются друг на друга: политический конфликт в Центре, связанный с борьбой за власть, представляет собою питательную среду для развития национально-этнических конфликтов, и, наоборот, национально-этнические конфликты оказываются средством борьбы за власть [ 1, с. 183]. Кроме того, так уж сложилось исторически, неоднократно произвольно перекраивались как внутренние, так и внешние границы государства, что, в свою очередь, явилось бомбой замедленного действия. На этой почве возникла проблема разделенных народов, например, армяне – в Турции и Армении, таджики – в Афганистане и Таджикистане. Особенно часто эксперименты над терпением людей проводились в советский период. В результате появились трения на межнациональной основе: в Дагестане – между аварцами, кумыками, даргинцами и лезгинами, в Татарстане – между татарами и чувашами и др. Помимо всего прочего государственно-правовая реабилитация народов, депортированных из мест постоянного проживания, оказалась весьма сложным де-
лом. В этом случае интересы реабилитированных народов вступили в противоречие с интересами людей, заселивших места их прежнего проживания (крымские татары, месхетинские турки, немцы Поволжья и др.). Распространение ваххабизма способствует формированию исламофобии у всего (особенно славянского) населения. Из республик Северного Кавказа продолжается отток не только русских, но и представителей других, даже коренных национальностей. За 1989 – 2000 гг. минимальные миграционные потери Чеченской Республики оцениваются примерно в 500 тысяч человек и состоят практически целиком из русскоязычного населения. Осложняет ситуацию и отождествление в общественном сознании чеченцев и в целом мусульман с ваххабитами. В ряде городов Ростовской. Волгоградской и Астраханской областей, Ставропольского края прошли общественные выступления против строительства мечетей и открытия мусульманских молельных домов. Таким образом, ваххабизм выступает и в качестве серьезного идеологического и организационного канала влияния на межнациональные отношения населения юга России.
Факторами социальной напряженности в межнациональных конфликтах являются также психологические особенности и стереотипы поведения отдельных социальных этногрупп; влияние родоплеменных традиций, религиозных и иных обычаев; националистическая политика руководящей элиты в условиях многонационального населения региона; недовольство граждан некоторыми решениями центральных органов власти; безответственность средств массовой информации. Можно утверждать, что вся совокупность социальных отношений, как в зеркале, отражается в межнациональных отношениях. Вопросы, касающиеся равноправия и подчинения, неодинакового экономического и культурного уровня развития, вражды и подозрений на национальной почве являются сегодня главными. К сожалению, в общественном сознании процесс самоопределения почему-то ассоциируется с процессом отделения (нет отделения – нет самоопределения). В этом отношении стал наблюдаться перекос: самоопределение – цель, а не средство саморазвития нации без ущерба для других народов.
Надо сказать, что межнациональные отношения возникают и осуществляются не только на уровне целых народов (этносов, наций), но и на межличностном уровне в процессе повседневного общения людей разных национальностей. Межличностные отношения нередко обладают богатым духовным содержанием, но во всех случаях это есть отношения весьма деликатного свойства. Чрезвычайно важно учитывать моральную и психологическую стороны этих отношений. Национальные чувства людей, как правило, весьма утонченны и легкоранимы. Здесь особенно важно проявлять такт и деликатность, уважение друг к другу. Этому в немалой степени способствует расширение знаний относительно нравов, обычаев, традиций и в целом духовной культуры других народов, воспитание терпимости и уважения к представителям иных национальностей. Ярким подтверждением тяготения друг к другу представителей разных народов служат межнациональные браки. Было бы противоестественным запрещать их, как того требуют ярые националисты. Запретить их невозможно. Значит, надо создавать морально-психологические, политические и другие условия для нормальной жизни. Одной из фундаментальных предпосылок это1 о является формирование у каждого человека культуры межнационального общения в соответствии с требованиями современного цивилизованного общества.
Особое значение для предотвращения межнациональных конфликтов сегодня имеет деятельность правоохранительных органов. Их работа напрямую связана с работой органов власти и часто с ней отождествляется. Поэтому, если власть допускает такие просчеты, как слабый контакт с населением, ошибки в расстановке и контроле кадров руководителей местных учреждений, отсутствие навыков выявления и прогнозирования факторов обострения межнациональных конфликтов, а также непри-
нятие комплексных оперативных мер по их устранению, – все это ведет к обесцениванию деятельности органов внутренних дел (ОВД), падению авторитета, так как они не свободны от действии высших инстанций. Вместе с тем имеется и ряд недостатков в профессиональной деятельности, выявленных в зоне действия межнационального конфликта. К ним можно отнести недостаточное использование телефонов доверия, социологических опросов, слабую работу в коллективах, некорректные действия нарядов ОВД без учета национального состава групп граждан, медлительность (не учитывается возможность быстрой смены тактики действий толпы, организаторов беспорядков). Кроме того, отмечается банальная нехватка транспорта, средств связи и индивидуальной защиты. Неудовлетворительно обстоит дело со знанием языка, традиций того народа, на территории которого находятся работники правоохранительных органов.
В заключение хотелось отметить, что без создания культуры разрешения конфликтов в сфере национальных отношений, без введения их в цивилизованное русло прочное Российское государство невозможно. Можно сказать, что это центральный вопрос внутренней политики России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Здравомыслов Д. I’. Социология конфликта: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс. 1996.
Юлия Михайловна БЕСПАЛОВА –
профессор кафедры социологии и социального управления ГюмГУ, доктор философских наук Вадим Авенирович КОНДАКОВ – профессор кафедры философии ТГНГУ, кандидат философских наук
РУССКАЯ КУЛЬТУРА- ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ КОНФЛИКТНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ
В мировой и отечественной литературе веками существовало устойчивое представление о загадочности русской культуры, русского народа и «русской души». Ни одна культура в мире не оценивается так по-разному и так противоречиво, как русская. Н. Я. Данилевский в книге «Россия и Европа» обосновывал самобытность русского культурного типа. По его мнению, толерантность свойственна славянству по самой природе. Терпимость русского народа подтверждается тем, ч го смертная казнь была отменена в России раньше, чем в Европе. Даже в самые «грубые» времена среди славян существовала религиозная терпимость. Россия не имела колоний, завоеванные ею племена никогда не лишались свободы и постепенно раст ворялись в русском народе. Князь Владимир почти без сопротивления ввел на Руси христ панство. Почти без подготовки и борьбы совершилось в России освобождение крестьян. Все это объясняется, по Данилевскому, тем, что движущую силу русского народа составляет общинное нравственное сознание, которое медленно зреет, но всецело подчиняет себе личность, когда наступает момент действовать. Русский народ в массе своей обладает терпимостью, умением повиноваться, отсутствием властолюбия и стремлением к справедливости.
https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-problemy-mezhnatsionalnyh-otnosheniy-v-rossii
Игорь Львович ГРОШЕВ – доцент кафедры общегуманитарных дисциплин Тюменского юридического института МВД РФ, кандидат социологических наук Ирина Александровна ГРОШЕВА – доцент кафедры общегуманитарных дисциплин Тюменского юридического института МВД РФ, кандидат социологических наук.
Наша главная задача – сохранение межнационального мира и согласия в стране
Мы продолжаем публиковать материалы свежего (майского) номера журнала «Регионы России». Сегодня – статья Руководителя Федерального агентства по делам национальностей Игоря БАРИНОВА. http://www.gosrf.ru/news/29935/
29.05.2017
Мы продолжаем публиковать материалы свежего (майского) номера журнала «Регионы России». Сегодня – статья Руководителя Федерального агентства по делам национальностей Игоря БАРИНОВА:
Уровень общероссийской гражданской идентичности в нашей стране сейчас самый высокий за весь постсоветский период и с момента начала измерений этого показателя. Сегодня он, по данным Института социологии РАН, выше 70%. И что особенно важно, имеет тенденцию к дальнейшей положительной динамике. Вообще России свойственна сложная многоуровневая идентичность.

Люди идентифицируют себя и по национальному, и по профессиональному, и по социальному признаку. Житель Республики Дагестан, скорее всего, в кругу семьи назовет себя представителем конкретного народа, например, лакцем. Приехав в другой регион России, он с большей вероятностью скажет, что он дагестанец, а за пределами страны назовет себя россиянином. Это абсолютно нормально для нашей многонациональной страны.
Приведу еще один важный для нас показатель: 93% наших граждан говорят о том, что не сталкиваются с проблемами в связи со своей национальностью, и только 5% заявляют, что испытывают трудности. И это не может нас не радовать.
Стабилизация межнациональных отношений стала следствием продуманных действий на государственном уровне. В первую очередь, принятой в 2012 году Стратегии государственной национальной политики, а затем и создания два года назад нашего агентства, что позволило приступить к формированию многоуровневой системы государственного управления в национальной политике, основанной на взаимодействии федерального, регионального, муниципального уровней власти и институтов гражданского общества. Следующим таким основательным шагом была разработка и принятие первой государственной программы в нашей сфере и начало ее реализации в этом году.
Программа «Реализация государственной национальной политики», утвержденная Д. Медведевым в конце декабря 2016 года, во многом уникальна в силу специфики регулируемой сферы, которая связана с очень чувствительными отношениями между людьми разных национальностей и вероисповеданий.
Госпрограмма является механизмом реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Ее основные цели: сохранение, поддержание межнационального мира и согласия, межнационального единства; формирование общегражданской идентичности, укрепление духовной общности и одновременно сохранение и развитие этнокультурного многообразия всех народов, проживающих в нашей стране; обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии; успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов.
Принятие госпрограммы позволило перейти от ситуационной поддержки отдельных мероприятий к системному программно-целевому подходу финансирования этой сферы деятельности. Все мероприятия взаимосвязаны между собой по целям, задачам, срокам выполнения, финансовым ресурсам. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, на большие бюджетные ограничения, при работе над госпрограммой впервые удалось сконцентрировать достаточно серьезные деньги на сферу национальной политики – почти 26 млрд рублей до 2025 года.
Соисполнителями программы являются пять федеральных органов исполнительной власти, Управление делами Президента РФ и два государственных вуза – Московский и Санкт-Петербургский университеты.
В силу того, что фактически любой вопрос, любая проблема в этноконфессиональной сфере носит межведомственный характер, мы рассчитываем, что количество участников госпрограммы в будущем будет только увеличиваться.
Мы продолжим разрабатывать и внедрять совместно с регионами рабочие механизмы повышения эффективности реализации государственной национальной политики. Очень важно, чтобы руководство субъектов при формировании собственных программ в нашей сфере не замыкалось только на этноконфессиональной специфике региона, а включалось в общегосударственную повестку. Нельзя, чтобы государственные праздники – День России, День российского флага, День русского языка, День народного единства и другие – уходили на задний план и оставались в тени региональных мероприятий. Сегодня наша общая задача – формировать общегосударственные ценности, идеалы, способствующие укреплению единства нации, безусловно, не оставляя без внимания сохранение того уникального этнокультурного наследия, которым богата наша страна.

Еще одна уникальная особенность нашей страны – ее многоязычие. В России, по данным переписи 2010 года, живут представители 193 национальностей, и они говорят на почти трёх сотнях языков, не считая диалектов. В этом году мы учредили всероссийскую общественную премию «Ключевое слово». Этой премией будут отмечены люди, которые вносят заметный вклад в сохранение и развитие русского языка и языков народов России. Уверен, что решение всех этих вопросов имеет важнейшее значение для гармонизации межнациональных отношений, обеспечения гражданского единства, укрепления целостности России.

Источник: www.pechenga51.ru


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.