Межнациональные отношения это в обществознании


Межэтнические (межнациональные) отношения – отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни. Межнациональные отношения включают две разновидности: отношения между разными национальностями внутри одного государства; отношения между разными нациями-государствами.

Способы мирного сотрудничества

А) Этническое смешивание: разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки.

Б) Этническое поглощение (ассимиляция): представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции.

В) Создание многонационального государства (культурный плюрализм), в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными (в Бельгии – французский, датский и немецкий, в Швейцарии – немецкий, французский и итальянский).


Тенденции в развитии наций

1. Межнациональная интеграция – процесс постепенного объединения различных этносов, народов, наций через сферы общественной жизни. Формы интеграции: экономические и политические союзы (Евросоюз), транснациональные корпорации, международные культурные центры, взаимопроникновение религий, культур, ценностей.

2. Межнациональная дифференциация – процесс разъединения, разделения, противостояния различных этносов, народов, наций. Формы дифференциации: самоизоляция, протекционизм в экономике, национализм в различных формах в политике и культуре, религиозный фанатизм, экстремизм.

Формы межнациональных отношений

1. Этническая миксация – смешивание разных этнических групп и возникновение нового этноса (Латинская Америка).

2. Ассимиляция.

3. Аккультурация – взаимное уподобление и приспособление различных культур народов и отдельных явлений этих культур, в большинстве случаев при доминировании культуры народа, в общественном отношении более высокоразвитого.

4. Мультикультурализм – политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.


5. Национализм – идеология, политика, психология и социальная практика обособления и противопоставления одной нации другим, пропаганда национальной исключительности отдельной нации. Виды национализма: этнический; державно-государственный; бытовой.

6. Шовинизм – политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов интересам других наций и народов, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм; крайняя, агрессивная форма национализма.

7. Дискриминация – умаление (фактически или юридически) прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т. п.

8. Сегрегация – политика принудительного отделения какой-либо группы населения по расовому или этническому признаку, одна из форм расовой дискриминации.

9. Апартеид – крайняя форма расовой дискриминации, означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции.

10. Геноцид – преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп.


11. Сепаратизм – стремление к отделению, обособлению; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования (сикхи, баски, тамилы) или за предоставление части страны автономии.

Межнациональный конфликт – 1) любая конкуренция (соперничество) между группами, от противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной конкуренции, во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности ее членов; 2) одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн. Причины межнациональных конфликтов: социально-экономические; культурно-языковые; этнодемографические; экологические; экстерриториальные; исторические; конфессиональные; культурные.

Типы межнациональных конфликтов: 1) конфликты стереотипов (этнические группы четко не осознают причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ «нежелательного соседа», армяно-азербайджанский конфликт); 2) конфликт идей: выдвижение тех или иных притязаний, обоснование «исторического права» на государственность, на территорию (Эстония, Литва, Татарстан, в свое время идея Уральской республики); 3) конфликт действий: митинги, демонстрации, пикеты, принятие институциональных решений, открытые столкновения.


Пути решения межнациональных конфликтов

* Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики.

* Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, овладение культурой межнациональных отношений, требующей безусловной реализации прав и свобод лиц любой национальности, уважения самобытности, их национального самосознания, языка, обычаев, исключающей малейшее проявление национального недоверия, вражды.

* Использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации.

* Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры – национальные общества и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры.

* Организация эффективно действующих международных комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров.

* Предупреждение конфликтов – сумма усилий, направленная на то, чтобы не допустить событий, приводящих к конфликтам.

* Применение широкого спектра санкций. Вооруженное вмешательство допустимо только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму вооруженных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека.

Следующая глава >

Источник: info.wikireading.ru

Межэтнические отношения


Большое влияние на жизнь общества оказывают отношения между различными этническими общностями.

Межнациональные отношения – отношения между различными этносами, как внутри одного государства, так и между разными национальными государствами.

Как и в любых отношениях, взаимодействие двух и более этносов может иметь как мирный, так и конфликтный характер.

Этнический конфликт – форма межгруппового конфликта, когда группы с противоречивыми интересами поляризуются по этническому признаку.

Конфликты между 5 "А" и 5 "Б", между пролетариатом и буржуазией – это не этнические конфликты, а между Францией и Германией в Первой мировой войне или между народами тутси и хуту в Руанде – этнические.

Такие конфликты могут возникать в силу различных причин, вот некоторые из них:

1) Политико-территориальные: стремление этноса к политической независимости и самостоятельной государственности, спор по поводу территорий.


Советско-финская война 1939-1940 была вызвана стремлением советской власти расширить территорию СССР на запад, чтобы отодвинуть границу от Ленинграда.

2) Социально-экономические: неравенство в уровне жизни народов, неравное представительство различных этносов в экономической и политической элите общества.

Основой конфликта между черным и белым населением в США во второй половине 20 века было социально-экономическое неравенство представителей разных рас.

3) Культурно-языковые: дискриминация одного этноса в области культуры, религии, национального языка.

Конфликт между русскоговорящим и эстонским населением современной Эстонии вызван нежеланием этнически русских отказываться от русского языка как основного.

4) Исторические: прошлые поражения и обиды, желание реванша (чаще всего история служит дополнительной причиной или же обоснованием, оправданием для конфликта).

Можно сказать, что агрессия нацистской Германии против Франции и Великобритании во Второй мировой войне была в том числе вызвана стремлением "отомстить" за поражение в Первой мировой и унизительные условия Версальского договора.

Главная задача современных международных отношений – это избежание конфликтов и межэтнического насилия. Именно эти занимается, в частности, ООН. Современный подход к регулированию межнациональных отношений получил название гуманистического. Вот наиболее важные его черты:


  • признание и уважение многообразия культур, толерантность (культурный плюрализм),
  • приверженность идеям мира и согласия, неприятие насилия в отношениях между народами,
  • развитие демократии, обеспечение прав и свобод личности независимо от этнической принадлежности.

В современных межнациональных отношениях можно выделить две разнонаправленные тенденции – межнациональную интеграцию и межнациональную дифференциацию. Интеграция означает процесс объединения, сближения различных этносов; сейчас этот процесс становится все более активным и заметным из-за глобализации в разных сферах жизни общества.

Яркий пример такой интеграции – это создание и расширение Европейского союза, объединяющего множество европейских наций в наднациональное политическое и экономическое образование.


В то же время есть и обратный процесс – дифференциация, то есть разъединение, разобщение этносов. Это проявляется, во-первых, в усилении сепаратистских тенденций – желании части государства выйти из состава страны и обрести политическую независимость.

В Европе есть два очень известных примера таких тенденций – это Шотландия (правда, в 2014 году по результатам референдума шотландцы снова решили остаться в составе Великобритании), а также Каталония (здесь власти Испании аналогичный референдум проводить запретили). Вопрос о статусе этих территорий по-прежнему открыт: возможно, когда-нибудь они действительно станут независимыми.

Дифференциация также проявляется в усилении национализма, протекционизма или религиозного экстремизма в отдельных странах. Это разные явления, но все они в данном случае направлены на усиление значимости "своего, родного, национального" в противовес "чужому, иностранному" – будь то культура, экономические блага или религиозные традиции.

Брекзит (выход Великобритании из состава Евросоюза), популярность подобной идеи среди сторонников кандидата в президенты Франции Марин ле Пен – это тоже пример межнациональной дифференциации.



Источник: lampa.io

Множество наций в современном мире вступают между собой в межнациональные отношения. Эти отношения многообразны и многоаспектны. От особенностей межнациональных отношений зависит стабильность общества и государства в целом.

Межнациональные отношения включают два вида:
— отношения между национальностями внутри государства. Пример: в России отношения между русскими, белорусами, абхазами, дагестанцами и т.д.;
— отношения между разными нациями государств. Пример: отношения между русскими (или россиянами в целом, включая и другие нации) и французами.
Обычно выделяют уровни межнациональных отношений:
— межличностные отношения между представителями разных наций. Такие отношения наиболее ярко окрашены и предполагают ярко выраженное индивидуальное начало;
— взаимодействие народов разных стран. Такое взаимодействие является обезличенным (т.е. не личным, а социальным, между социальными группами).
Можно выделить формы взаимоотношений наций:
— мирное сотрудничество — взаимодействие наций, приносящее пользу всем участникам взаимодействия. Способы мирного сотрудничества разнообразны. К ним можно отнести сотрудничество наций в политике, экономике, культуре, этническое смешивание (стихийное смешивание за счёт межэтнических браков разных наций, проживающих на одной территории), ассимиляция (почти полное растворение одного этноса в другом за счёт межнациональных браков);


— этнический конфликт — столкновение наций в разных сферах, часто приводящее к вооружённой борьбе. Такие конфликты часто носят затяжной характер ввиду огромного числа участников и напряжённости межэтнических отношений.

Демократическое государство должно предотвращать такие конфликты. Самый эффективный путь — признание равноправия всех наций. В таком государстве недопустимы любые формы дискриминации (ущемления прав) наций. Так, например, в некоторых государствах закреплены даже несколько языков в качестве государственных. Пример: Швейцария — там государственными считаются немецкий, французский и итальянский языки. Так формируется культурный плюрализм — многообразие культур разных наций в одном государстве и признание их равноправия. Культурный плюрализм — условие стабильности государства. При культурном плюрализме нации взаимно обогащают культуры друг друга. Часто представители одной нации овладевают традициями и привычками, языком другой без ущерба собственной культуре. В демократическом государстве может быть один государственный язык, который становится языком межнационального общения. Другие нации овладевают им добровольно, не забывая и сохраняя свой. При этом государство должно гарантировать право народам на сохранение собственных языка и культуры.

В современном мире наметились две противоположные тенденции развития межнациональных  отношений:
— межнациональная дифференциация — процесс разделения, разъединения наций, выделения и гипертрофизации (преувеличения) национальных различий. Часто причиной такой тенденции межнациональных отношений становится национализм — идеология и политика, предполагающая демонстрацию превосходства одной нации над другой. Крайняя форма межнациональной дифференциации — сепаратизм — вооружённая борьба народа за отделение от многонационального государства. К примеру, в 1990-е гг. отдельные вооружённые формирования в Чеченской республике в составе нашей страны объявили о своём желании отделиться от России. Чеченские сепаратисты развязали войну, которая продолжалась несколько лет;
— межнациональная интеграция — сближение наций через разные сферы общественной жизни — политические союзы, деятельность транснациональных корпораций (корпораций, осуществляющих деятельность сразу во многих странах), международные культурные центры, взаимодействие разных религий и культур.

Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях:

Источник: social-studies.ru

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14 пос. Приэтокского»

НАЦИИ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Реферат

Подготовила:

ученица 9 класса

Иванова Виктория

Руководитель:

Бобрешова Валентина Сергеевна,

преподаватель-организатор ОБЖ

МКОУ СОШ №14 пос. Приэтокского

2014 год

Содержание

Введение

  1. Нация и ее основные признаки

  2. Национальное самосознание

  3. Отношения между нациями

  4. Отношение к истории и традициям народа

  1. Межнациональные отношения в современном обществе

  2. Межнациональные конфликты: основные причины возникновения и пути их преодоления

Используемая литература

Введение

Сегодня толерантность в обществе – необходимая составляющая дальнейшего

успешного развития. Толерантность, то есть равное признание возможности всех людей реализоваться в обществе, независимо от религиозных, национальных, расовых различий, — залог экономической и политической стабильности в обществе. Толерантность дает людям возможность реализовать себя, сотрудничать между собой. В обществе, в котором существует высокий уровень толерантности, люди защищены и чувствуют себя свободно, а значит, будут работать на укрепление такого общества. В связи с этим необходимо рассматривать теоретические и практические аспекты воспитания толерантности в молодежной среде.

Вашему вниманию предлагается реферат, который поможет углубить знания об

исторически сложившихся формах социального общества людей, о ведущих тенденциях развития наций и межнациональных отношений в современном мире и в нашей стране, возможных путях межнациональной интеграции гармонизации межнациональных отношений. Мы рассмотрим ряд идей, составляющих ценностную базу культуры межнациональных отношений как часть общей нравственно-правовой культуры. В ее основе лежит принятый современной цивилизацией принцип гуманистического подхода к этническим проблемам, суть которого рассматривается в реферате.

  1. Нация и ее основные признаки

Человечество всю обозримую историю состояло из различных народов, или, выражаясь в терминах науки, этносов. Сопоставим общее число народов, живущих сегодня на Земле (по разным подсчетам, от двух до трех тысяч, если учитывать малые народы), с общим количеством существующих ныне суверенных государств (около двухсот). Почти все современные государства многонациональны. Многонациональные все столицы мира, все крупные города и даже крупные села. Коллективы с пестрым национальным составом в наши дни стали нормой не только в самых отдаленных уголках земли, но и в космическом пространстве.

Многонациональная среда есть объективно существующая, типичная черта и условие жизни современного человека, народы не просто соседствуют, но и активно взаимодействуют, процесс взаимодействия также осуществлялся практически на протяжении всей истории человечества.

Из истории нам известно о взаимодействии народов и континентов, разных государств и различных цивилизаций, национальных групп и отдельных людей. Современная научно-техническая революция подняла интенсивность взаимодействия на новый уровень: оно стало в полной мере глобальным. Всюду, где соседствуют, сотрудничают, взаимодействуют люди, происходили и происходят не только деловые, но и личные, физические контакты. Возникают так называемые смешанные браки самых разных народов, родится новая семья, в которой дети соединяют в себе разные этнические ветви в одно древо человеческой жизни. Наука утверждает: сегодня нет не только чистокровных народов, но и отдельных людей, среди предков которых не присутствовали бы наверняка (или с большей долей вероятности) представители разных этносов.

Крупнейший русский ученый-этнолог Л.Н.Гумилев не раз подчеркивал, что нельзя говорить ни о какой «чистоте крови», «исключительности», «избранности».

Основываясь на убедительных научных аргументах, сформулируем важное в нравственном отношении положение: любые претензии на «чистокровность» как с позиций науки, так и с позиций морали есть расистская фантазия или расчетливая политическая демагогия, обман. И обман не безобидный: именно на этой почве вырастают национализм, шовинизм, фашизм, означающие тупик на пути к будущему, причем тупик кровавый, о чем говорят и опыт истории, и опыт наших дней.

Принадлежность человека к той или иной нации не является ни достоинством, ни недостатком. Национальная принадлежность вообще не подлежит какой-либо моральной оценке, ибо оценивать собственно нечего: в ней не заключено никакого человеческого (социального) поступка, действия, отношения, свершения и т.д., которые можно было бы рассматривать с позиции добра и зла. Вместе с тем в реальной действительности нередки случаи, когда грубо принижается, оскорбляется достоинство человека. Такое поведение можно расценивать только как аморальное, как поступок подлый. Недостойный порядочного человека, ибо фактически он унижает личное достоинство человека, которое, если исходить из цивилизованных, гуманных принципов, следует понимать как право каждого на уважение независимо от происхождения, социального положения, мировоззрения и т.д. Это во-первых, а во-вторых, такое поведение противоправно. Во всем цивилизованном мире действуют нормы международного права, защищающие права и достоинства личности независимо от национального происхождения (Всеобщая декларация прав человека, ст. 1-2), действуют они в каждой стране (Конституция РФ, ст. 19,21).

Как следует строить свои отношения с людьми другой национальности, как относиться к ним? Как вести себя с ними?

Современная цивилизованная этика межнациональных отношений дает четкий, совершенно определенный ответ: эти отношения всегда, в любой ситуации должны строиться только на основе моральных и правовых норм. Эту мысль можно выразить конкретнее: поскольку все мы всегда жили, и будем жить в многонациональной среде, каждый из нас обязан проявлять особую деликатность и ответственность в отношении к людям другой национальности. Ответственный человек всегда должен предвидеть последствия своих поступков и знать, что за них придется отвечать по законам морали и права. А слово «деликатность» в русском языке всегда означало и означает вежливость, предупредительность, тактичность, тонкость в обращении.

  1. Национальное самосознание

Если говорить о национальном самосознании, то разговор коснется таких сложных и сокровенных понятий, как «патриотизм» и «национальная гордость». Данные понятия взаимосвязаны общностью составляющих их аспектов. К таким аспектам можно отнести прежде всего сознание принадлежности к своему народу и чувство любви к Отечеству. Само же чувство любви – это бесконечно сложный внутренний мир, включающий и чувство уважения к историческому наследию (материальному и духовному), чувство ответственности за судьбу Отечества, и боль за него, и вместе с тем критическое отношение к недостаткам, желание видеть Родину процветающей, свободной и т.д. В нем нет места высокомерию, гордыне и чванству, но оно непременно включает чувство уважения к творческому опыту других народов и общечеловеческим ценностям.

  1. Отношения между нациями

В структуре человеческого общества важное место занимают большие группы (общности), объединяющие людей по национальному признаку. Национальность человека – это его принадлежность к определенной нации или народности. На 3емле сейчас насчитывается около 2 тыс. наций, народностей, племен. Они входят в состав l80 государств. Нетрудно сообразить, что наций и народностей намного больше, чем государств в мире, поэтому среди этих государств немало таких, которые являются многонациональными.

Из курса истории мы знаем, что в первобытном обществе людей объединяло племя. После появления классов и государств (в период рабовладельческого и феодального общества) складываются народности: на основе усиления межплеменных связей и смешения племен формируется единый для данной народности язык, возникает территориальная и культурная общность.

Капитализм значительно усилил экономические связи внутри народности, благодаря чему народности превратились в нации. Нации возникли как из родственных, так и неродственных друг другу племен и народностей в результате их соединения, «перемешивания», «сплавления». Люди, принадлежащие к одной нации, объединены общностью экономических связей, территории, культуры. Они говорят на одном языке. Им присущи общие черты национального характера.

История отношений между племенами, народностями, нациями сложна и драматична. Нередко между ними возникали распри, кровавые конфликты. Правящие классы, стремясь увеличить территорию и богатства, которыми они владели, не раз натравливали один народ на другой. Разжигая национальную рознь, они использовали обстановку напряженности для усиления антидемократических режимов. И в современном мире продолжаются национальные конфликты.

Мечтой лучших людей всех времен и народов было создание государства дружбы и братства, общества гармонии между нациями. А. С. Пушкин думал «о временах грядущих, когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся».

  1. Отношение к истории и традициям народа.

Судьбу отдельного человека нельзя оторвать от судьбы его народа. Когда германские фашисты задумали уничтожить целые народы или значительную их часть — славян (русских, украинцев, белорусов, поляков и др.), евреев, цыган, — их преступные действия поломали судьбы миллионов семей, принесли несчастье бесчисленному множеству людей. Поэтому человек не может быть безразличным к успехам или бедам своего народа. Людям любой нации присуще чувство национальной гордости. Но понимают национальную гордость по-разному. Например, лучшие представители русского народа всегда гордились творениями рук русских мастеров, выдающимися достижениями русской культуры, подвигами своих воинов на полях сражений. Национальная гордость лучших русских людей включала в себя уважение к национальным чувствам других народов, признание того, что и другие народы тоже имеют право на национальную гордость.

Этой позиции противостоит другая: «Все свое – хорошо, все чужое (т.е. свойственное другой нации) – плохо». Люди, разделяющие такую позицию, готовы, не задумываясь, оправдывать все, что было в истории своего народа, — и хорошее, и плохое, и чернить все, что было в истории другого народа. Такая ограниченность ведет к национальной розни, а значит, и к новым бедам не только для других народов, но и для своего собственного.

В историческом прошлом разных народов были славные страницы. Достижения материальной и духовной культуры народа вызывают восхищение не только у людей, принадлежащих к данной нации, но и у представителей других наций. Но если в истории есть мрачные страницы, то и воспринимать их надо соответственно с болью или негодованием. Не скрывать «неудобные» факты исторического прошлого, а оценивать их так, как они того заслуживают.

Исторический путь каждого народа объясняет возникновение национальных традиций и обычаев. У многих народов есть традиция гостеприимства. Сложилась традиция помощи другим народам, попавшим в беду.

Но бывают и другие традиции. Например, кровная месть.

Молодое поколение не может слепо воспринимать любые национальные традиции и обычаи. Оно должно самостоятельно определить, что в историческом опыте достойно преклонения, а что – осуждения.

Германские фашисты, напав в 1941г. на Советский Союз, рассчитывали на возникновение в СССР национальных столкновений. Они просчитались. Все народы страны мужественно защищали свою общую Родину, плечом к плечу сражались на фронте, помогали друг другу в тылу. Среди 11 тысяч Героев Советского Союза тысячи русских и украинцев, сотни белорусов, татар, евреев, десятки казахов, грузин, армян, узбеков, мордвин, чувашей, азербайджанцев, башкир, осетин, марийцев, туркмен, таджиков, латышей, киргизов, воинов многих других национальностей.

Сотрудничество и взаимопонимание между нациями, достигнутое в любой многонациональной стране, — великое завоевание народов, которое нужно всячески беречь и укреплять.

  1. Межнациональные отношения в современном обществе

Во второй половине 80-х годов в некоторых районах нашей страны произошло обострение межнациональных отношений. В ряде районов возникли нетерпимость, трения, конфликты на межнациональной основе. Они выбивали людей из нормальной жизненной колеи, а в ряде случаев обернулись многочисленными человеческими жертвами. Пострадали люди, в том числе старики, женщины, дети. Появились подстрекатели, которые хотели бы использовать межнациональные трения в преступных целях. Такие действия могут привести к всеобщей беде.

От проблем межнациональных отношений в значительной мере зависят спокойствие и благополучие людей, судьба страны. Важно хорошо понимать опасность обострения отношений между людьми разных национальностей, опасность для общества, для каждой семьи, для каждого человека. Необходимо осуществить меры по нормализации межнациональных отношений, решению накопившихся в этой области проблем.

Многое зависит от каждого человека. Никто не должен мириться с проявлениями национальной розни в любой форме, с искусственным противопоставлением наций, с установкой на вытеснение одних наций другими. Эти проявления унизительны с точки зрения человеческого достоинства.

Надо руководствоваться основополагающим критерием: каждый человек, к какой бы нации он ни относился, должен чувствовать себя в любой части нашей страны равноправным гражданином, иметь возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом. Равенство наций и народов неразрывно связано с равенством людей независимо от их национальности. Это – высший принцип гуманизма.

Опыт человеческой цивилизации показывает, что национальные конфликты можно исключить или смягчить, соединяя принципы территориальной, национально-территориальной и персональной автономии. Последнее означает гарантию прав человека: права национального самоопределения, культурную автономию, свободу перемещения, экономическую и политическую защиту независимо от места проживания. Эти права нашли отражение в законодательстве Российской Федерации. В нем прежде всего записано, что каждый вправе свободно определить свою национальную принадлежность. Никто не должен быть принужден к определению и указанию его национальной принадлежности. Национальное самоопределение означает, что сам человек определяет свою национальность не по национальности родителей, а по самосознанию, по языку, на котором он всегда говорит и думает и который поэтому является для него родным, по традициям и обычаям, которые он соблюдает, по культуре, которая ему наиболее близка.

Законы России провозглашают, что каждый имеет право на пользование родным языком, включая обучение и воспитание на народном языке. С этой целью для детей из числа национальных меньшинств создаются школы с преподаванием на родном языке.

Люди, причисляющие себя к одной нации и проживающие среди людей других национальностей, могут объединиться для сохранения и развития своей культуры, общения на родном языке, создания школ, клубов, театров, издания книг и журналов. Международное право содержит такую норму: в тех странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к этим меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять обряды, а также пользоваться родным языком.

И еще одна важная норма международного права: всякое выступление, направленное на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом. Законы нашей страны предусматривают уголовную ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства. Уголовное наказание влечет за собой и всякая пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности.

  1. Межнациональные конфликты:

основные причины возникновения и пути их преодоления

Какие жизненные причины межнациональной напряженности считаются

актуальными сегодня? Ныне все субъекты Федерации, согласно Конституции РФ, равны, тенденция к росту самоуправления нарастает. Исправляются просчеты в культурной и языковой политике – намечается рост культурной автономии и пр. можно сделать вывод о том, процесс реформирования, демократизации общественной жизни, построения правового государства в нашей стране положительно сказывается на характере межнациональных отношений. И наоборот: когда национальной политике не хватает мудрости, когда отступают от демократических принципов, попирают права человека, возникает напряженность и даже конфликты.

Всегда и везде есть люди, заинтересованные в разжигании межнациональной розни. Кто они? Возможно, это политиканы-карьеристы, которые на волне национализма хотели бы взобраться на ключевые административные посты, или некомпетентные руководители, которые любят списывать свои промахи за счет «инородцев», постоянно «подбрасывающих» что-то «очень плохое и вредное для народа»; это те писатели, журналисты, которые стремятся снискать дешевую популярность за счет нагнетания шовинистских идей в своих сочинениях. Это, конечно, мафиозные группы, алчущие легкой наживы в условиях нестабильности и слабости правоохранительных органов; это, наконец, люди с больной психикой, комплексом неполноценности, которые пытаются самоутвердиться, оскорбляя и преследуя людей другой национальности.

Можно ли жить без межнациональных конфликтов? Есть ли такие страны, где национальный вопрос успешно разрешен? Каковы пути гармонизации межнациональных отношений?

Анализируя относительно успешный опыт гармонизации межнациональных отношений ряда стран мира (Швейцария, Швеция, Финляндия, Бельгия, США), специалисты полагают, что последовательная демократизация, соблюдение принципов гуманизма в решении этнических проблем и, как главное условие свободы всего народа, защита прав человека проявляют себя в ряде конкретных условий, в том числе:

— в предоставлении всем народам, живущим в данной стране, максимально широкого самоуправлении – автономии (во всех ее видах);

— в отказе национальных меньшинств от сепаратизма, т.е. обособления, отделения с целью создания нового самостоятельного государства, что нарушает суверенитет страны, несет угрозу ее целостности, создает массу сложных проблем (Россия – проблема Чечни; Канада – проблема франко-канадцев; Испания – проблема басков; Индия – проблема сикхов, тамилов; Эфиопия – проблема эритрейцев; Индонезия – проблема молукски, сумтранских сепаратистов и др.);

— в постоянном поиске консенсуса;

— наконец, в настойчивой борьбе с труднопреодолимым пороком – бытовым национализмом и шовинизмом, противопоставляя ему последовательное проведение принципа уважения к людям иной национальности. Это долг каждого мыслящего гражданина, просто порядочного человека.

В заключении хочется ознакомиться с мнением специалистов. Наука утверждает: в абсолютном смысле – нет, а в относительном – да. Иначе говоря, построение гармоничных межнациональных отношений – задача не безнадежная. Сдержанный же оптимизм ученых имеет основания. Мир полон противоречий и конфликтов – это реальность, которую нельзя приукрашивать. И пока существуют социальные и даже межличностные конфликты (а они, видимо, будут существовать всегда), в любом многонациональном обществе сохраняется опасность перевода конфликта в межнациональную плоскость, то есть возможность взвалить вину за все беды на «инородцев». Помимо мудрой национальной политики вообще, этому можно противопоставить только одно – личную культуру межнациональных и шире – межличностных отношений, которую каждый должен вырабатывать в себе. Такая культура, говорил русский ученый Л.Н.Гумилев, считавший дружбу народов бесценным даром, строится на простой формуле: уважай национальное своеобразие другого, будь терпим, отзывчив и искренне доброжелателен, короче – проявляй к другим такое отношение, какое ты ждешь от них.

Используемая литература

  1. Введение в обществознание: Учеб. пособие для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.И.Матвеев и др.; Под ред. Л.Н.Боголюбова. – 6 изд. – М.: Просвещение, 2001.

  2. Все различны – все равны: Учеб сб. Идеи, средства, методы и работа в области межкультурного воспитания взрослых и молодежи / Европейский Молодежный центр. – Страсбург.

  3. Конституция Российской Федерации. 2004.

  4. Мельникова Е.В. Культура и традиции народов мира: [этнопсихологический аспект]/Е.В.Мельникова. – М.: Диалог культур, 2006.

  5. Селищева Л. Толерантность – ключ к благополучию общества/Л.Селищева // Библиополе. – 2008. — №5.

  6. Элиасберг Н.И. Обществознание. Социальная практика: Учеб. пособие по обществознанию для 6-7 кл. основной общеобр. шк. – СПб.: Союз, 2006.

  7. http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/8.html

Источник: infourok.ru

План урока:

Понятия: народ, нация, национальность

Межнациональные отношения в прошлом и сегодня

Причины межнациональных конфликтов

Пути разрешения межнациональных конфликтов

 

Около 40 тысяч лет назад на Земле появился новый биологический вид — человек разумный, который в течение тысячелетий расселялся по всей поверхности суши. Все многообразие современных типов людей можно объяснить разными природными факторами, которые влияли на людей в зависимости от их географического положения (места расселения на Земле). Ученые, занимающиеся изучением больших групп людей, отдельно выделяют такие понятия как народ, нация, национальность.

1
(Источник)

 

Понятия: племя, народ, нация, национальность

Ученые выделяют разные этнические общности (этносы) – исторически сложившиеся устойчивые группы людей, отличающиеся между собой биологическими характеристиками, общей территорией проживания, языком, религией, традициями. К этническим общностям относят племена, народы, нации. Формирование этносов происходило поэтапно, по мере расселения людей по планете и в процессе развития общественных отношений между ними.

В первобытном обществе люди жили общинами — крупными кровнородственными группами. Общины состояли из нескольких десятков семей, проживавших совместно ради повышения шансов на выживание. Общины являлись первыми типами этноса, они представляли собой первые устойчивые общности людей.

В каждой общине были свои обычаи, люди в общине помнили о своих предках и почитали их. Со временем, некоторые общины вынуждены были объединяться друг с другом, чтобы защитить себя от воинственных соседей. Так появились племена — предшественники древних народов.

Племя — это относительно устойчивая группа людей, проживающая на общей территории, обладающая собственным языком, традициями, организацией власти. Племена в свою очередь стали объединяться в племенные союзы, из которых впоследствии сформировались древние государства.

С зарождением государственности наступил новый этап развития этноса, на смену племенам пришли народы. Народы — это большие исторически сложившиеся группы людей с совместной территорией проживания, общими биологическими и социальными признаками. К биологическим признакам разных народов относят:

  • Цвет кожи;
  • Разрез глаз;
  • Рост;
  • Особенности строения тела.

Однако биологические свойства не являются определяющими, намного важнее социальные признаки, к которым относятся:

  • Традиции и обычаи народов. У восточных народов сильны обычаи гостеприимства, почитания старших, традиционно мужчины пользуются большим уважением в обществе, нежели женщины. Западные народы так же чтят свои традиции, передающиеся из поколения в поколение. Однако со временем, народ может забыть о собственных традициях и перенять традиции другого народа или нации.
  • Особенности быта. У разных народов мира свой быт, сформировавшийся в зависимости от местности, в которой проживали люди. К примеру, люди, жившие на побережьях рек и морей, традиционно стали заниматься рыболовством, в меню у них стали преобладать рыбные блюда, а среди всех видов транспорта развитие получили морские или речные суда.
  • Общий язык народа. Хотя язык является отличительным признаком народа, разные народы могут использовать один и тот же язык. К примеру, народы, проживающие на территории России (казахи, татары, башкиры, болгары, буряты и другие) могут использовать русский язык для общения между собой.
  • Манера поведения и манера общения.
  • Национальное самосознание – это чувство духовного единства человека со своим народом, самоотождествление себя с ним.

2
(Источник)

Нацией называют совокупность народов, проживающих на территории определенной страны и являющихся ее гражданами. Нация является более многочисленной, чем отдельно взятый народ, главной объединяющей силой для нации становится единое политическое устройство страны, ее хозяйственный уклад.

Между отдельными народами и нациями складываются межнациональные отношения. Развитие межнациональных отношений может принимать мирные формы, а может приводить к возникновению крупных военных конфликтов.

 

Межнациональные отношения в прошлом и сегодня

Истории народов тесно переплетаются между собой, так как многообразные этнические общности не жили обособленно, постоянно контактировали друг с другом, вступали в различные взаимоотношения. Между отдельными племенами, народами, нациями отношения развивались по двум основным сценариям:

  1. По пути интеграции – сближения, сплочения, объединения отдельных народов и национальностей.
  2. По пути дезинтеграции – разобщения народов, конфликтов между многообразными племенами, этносами или нациями.

Среди процессов сплочения представителей разных этносов и нацийученые выделяют:

  • Консолидацию – объединение нескольких групп этносов, родственных друг другу, в один более крупный народ. Процессы консолидации происходили на территориях древнейших государств, в большинстве стран мира. Племена или народы, близкие друг другу традициями, религиозными верованиями, языком- постепенно сливались в одно целое.

3
(Источник)

Пример. Многочисленные восточнославянские племена: тиверцы, уличи, древляне, волыняне, полочане, вятичи и прочие объединились в древнерусский народ. У этих племен был схожий быт, религиозные верования (язычество), язык, традиции. Процесс консолидации ускорили тесные хозяйственные связи между отдельными восточнославянскими племенами, межплеменные браки.

  • Ассимиляцию – растворение одного малого этноса в другом, более крупном народе. При этом малый этнос терял свою самобытность, полностью утрачивал свои отличительные особенности, самостоятельность. Ассимиляция могла происходить мирным путем, а могла принимать форму насильственного захвата одного народа другим.

Пример 1. Славяне, переселившиеся в древности на греческие острова, со временем утратили свое национальное самосознание. Они переняли письменность и культуру греков, полностью растворились в другой национальности – греческом населении.

Пример 2. В начале 15 века под власть Османской империи попали народы Болгарии и Сербии. Некоторые из них переняли турецкие обычаи, язык, религию. Так от основной части сербов отделились те, которые переняли турецкую культуру, они образовали отдельную этническую общность, которую назвали санджаклии. Из болгар, ассимилировавших с турками, появилась другая этническая общность — помаки.

  • Межэтническую интеграцию – взаимодействие в многонациональном государстве крупнейших этносов, существенно различающихся между собой культурой, языком, религиозными воззрениями. Благодаря межэтнической интеграции не происходило слияния разных национальностей в один народ, но у них появились некоторые общие черты в культуре и быте.

Пример. На территории Британской Индии (с 1858 по 1947 г) совместно проживал иранский народ и индийский. Эти народы не объединились друг с другом, не потеряли своего национального самосознания, но за годы взаимодействия у них появились некоторые общие традиции, сложились схожие условия быта.

Кроме процессов сближения национальностей мира история знает множество примеров дезинтеграции народов. В основе разобщения единого народа лежит желание отдельной этнической общности обрести независимость, разорвать экономические, политические и культурные связи с основной частью нации. Ярким примером дезинтеграции нации людей является распад Югославии. Ставшие некогда единым целым, жители Югославии в 1991 году решили отделиться друг от друга. Так крупное государство распалось на 6 частей, ставших небольшими независимыми государствами: Словенией, Хорватией, Македонией, Боснией и Герцеговиной, Сербией, Черногорией.

4
(Источник)

Важно! Процессы интеграции и дезинтеграции народов земли продолжаются и сегодня. Они происходят в течение длительного времени, оказывают огромное влияние на судьбу всего человечества.

 

Причины межнациональных конфликтов

Иногда между определенными национальностями возникают непримиримые противоречия, которые приводят к межнациональным конфликтам. Межнациональные противоречия могут возникать как внутри одного государства, так и между разными государствами. Поэтому межнациональные конфликты бывают внутригосударственными и международными.

Межнациональный конфликт – это конфронтация (противостояние), конкуренция, соперничество между разными нациями, которые приводят к столкновению наций друг с другом.

Обострению отношений между нациями способствует ряд факторов, которые часто становятся причинами межнациональных конфликтов:

  • Соперничество за овладение природными ресурсами;
  • Расхождения в религиозных взглядах;
  • Споры из-за месторасположения границ, территориальные споры;
  • Конкуренция в торговле, политике, сфере образования или спорте;
  • Национальная дискриминация (ограничение или полное лишение нации или этнической общности прав и свобод).

5
(Источник)

Кроме того, распространенной причиной межнациональных конфликтов становится чувство национальной гордости. Национальная гордость – это чувство уважения к собственной нации, осознание своей неразрывной связи с ней, восхищение и любовь к собственному народу, его национальным традициям, обычаям, религии, языку, истории.

Проблема национальной гордости состоит в том, что некоторые нации считают себя самыми лучшими, не уважают чувств других народов, стремятся возвыситься над ними. Самым ярким примером, когда гордость нации привела к мировой трагедии, является Вторая мировая война. Гитлер заявил, что немецкий народ является представителем единственной чистокровной и высшей нации на Земле — арийцев. Все остальные нации, по мнению Гитлера, являлись низшими, подлежали частичному уничтожению и порабощению. Особенным гонениям подвергались евреи и цыгане, которых уничтожали миллионами.

Из-за национальной и расовой нетерпимости проблема межнациональных конфликтов возникает снова и снова, так как многие межнациональные противоречия не разрешаются в течение десятков, а иногда и сотен лет.

 

Пути преодоления межнациональных конфликтов

Современные политики выделяют три главных пути разрешения межнациональных конфликтов:

  1. Признание необходимости отказа от насилия и готовность разных наций идти на компромисс (взаимные уступки); Осознать, что насилие не является выходом, в настоящее время очень просто, стоит только задуматься о последствиях применения ядерного и других современных видов оружия.
  2. Применение санкций (различного рода запретов со стороны мирового сообщества к государству — агрессору);
  3. Создание межнациональных союзов.

Решение межнациональных конфликтов является важной задачей каждой страны, так как такие конфликты представляют серьезную опасность для благополучия отдельных государств и зачастую всего мира.

6
(Источник)

 

Источник: 100urokov.ru


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.