Дом родителей базарова описание


Анализ романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

 

Кульминационный момент романа – не дуэль, даже не объяснение. Приезд Базарова к родителям начинает процесс переосмысления многих прежних постулатов. Во время свидания Одинцова обратилась к нему с традиционной для таких мгновений просьбой: «Расскажите мне что-нибудь о самом себе… то, что в вас теперь происходит». На протяжении нескольких вечеров Базаров упорно уклоняется от этого вопроса. Не из «скромности», не по опасению, что «аристократка» его не поймет. Он так глубоко загнал свою внутреннюю жизнь, что теперь трудно понять, «что в тебе происходит». «Происходит, – возмущается уязвленный Базаров, – точно я государство какое или общество!» Но процесс самоосознания уже начался. Впервые при виде родного дома героя охватывает чувство ностальгии: «Та осина <..> напоминает мне мое детство… я в то время был уверен, что эта яма и осина обладали особенным талисманом… Ну, теперь я взрослый, талисман не действует».


ервые в голову приходит сознание неповторимости и ценности своей личности: «Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет… А в этом атоме <…> кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже».

Впервые Базаров осознал, что, поставив себя над всеми, он обрек себя на одиночество. Великая цель противопоставила его остальным людям – простым, заурядным, но счастливым: «Хорошо моим родителям жить на свете!», спустя мгновенье возвращается к той же мысли: «Как посмотришь… на глухую жизнь, какую ведут здесь «отцы», кажется, чего лучше?» Да и сама цель теперь представляется не такой уж безусловной. Почему один человек (самоценная личность) обязан жертвовать собой ради другого (такой же личности)? Чем он хуже? «…Ты сегодня сказал, проходя мимо избы нашего старосты Филиппа, – размышляет он, обращаясь к Аркадию, – …Россия тогда достигнет совершенства, когда у последнего мужика будет такое же помещение…» Аркадий, конечно, повторял слова учителя о том, что «всякий из нас должен этому (счастью народа) способствовать».
реакция Базарова оказывается для него полной неожиданностью: «А я и возненавидел этого последнего мужика <…>, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не cкажет… Ну, будет он жить в белой избе. А из меня лопух расти будет<…>?» «И каким бы пугающим ожесточением ни веяло от такого признания, это тоже симптом прибавления человечности в Базарове. Конечно, ненависть – страшное чувство, но это именно чувство, а как раз чувств и не было в прежнем базаровском отношении к людям. Теперь «Филипп или Сидор» ненавистен и, значит, ощутим: для Базарова он впервые живой человек, а не <…> абстрактный знак вопроса».

«Да правда-то где, на какой стороне?» – добивается простодушный Аркадий. Новый Базаров уже не знает ответа на все вопросы: «Где? Я тебе отвечу как эхо: где?» Нельзя сказать, чтобы новый Базаров понравился себе. Открытие собственной души приводит к печальному выводу: ты такой же, как все; так же уязвим, так же причастен смерти. «Что за безобразие!» Порой Базаров завидует даже …муравью. «Тащи ее (муху), брат, тащи! Пользуйся тем, что ты, в качестве животного, имеешь право не признавать чувства сострадания!..» Бросить вызов.., но кому? Кто теперь его враг?

Отсюда непрязненное отношение к Аркадию. Младший Кирсанов на сей раз предстает не в качестве друга, а как двойник.


рнее, двойник прежнего Базарова. Которому так легко было жить и которого мучительно пытается воскресить в себе. Базаров ему завидует, и ненавидит, и провоцирует: «Полно, пожалуйста, Евгений, мы наконец поссоримся». Но Базаров как раз и хочет ссоры – «до истребления». Снова, к ужасу Аркадия, пробудилось в Базарове зверино-самолюбивое начало: «…Лицо его друга показалось ему таким зловещим, такая нешуточная угроза почудилась ему в кривой усмешке его губ, в загоревшихся глазах…» Базаров изо всех сил хочет остаться прежним Базаровым. «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною.., тогда я изменю свое мнение о самом себе».

 

Источник: licey.net

Отношения Базарова к его родителям могут одних читателей предрасположить против героя, других — против автора. Первые, увлекаясь чувствительным настроением, упрекнут Базарова в черствости; вторые, увлекаясь привязанностью к базаровскому типу, упрекнут Тургенева в несправедливости к своему герою и в желании выставить его с невыгодной стороны. И те и другие, по моему мнению, будут совершенно неправы. Базаров действительно не доставляет своим родителям тех удовольствий, которых эти добрые старики ожидают от его пребывания с ними, но между ним и его родителями нет ни одной точки соприкосновения. 
Отец его — старый уездный лекарь, совершенно опустившийся в бесцветной жизни бедного помещика; мать его — дворяночка старого покроя, верящая во все приметы и умеющая только отлично готовить кушанье.
с отцом, ни с матерью Базаров не может ни поговорить так, как он говорит с Аркадием, ни даже поспорить так, как он спорит с Павлом Петровичем. Ему с ними скучно, пусто, тяжело. Жить с ними под одною кровлею он может только с тем условием, чтобы они не мешали ему работать. Им это, конечно, тяжело; их он запугивает, как существо из другого мира, но ему-то что ж с этим делать? Ведь это было бы безжалостно в отношении к самому себе, если бы Базаров захотел посвятить два-три месяца на то, чтобы потешить своих стариков; для этого ему надо было бы отложить в сторону всякие занятия и целыми днями просиживать с Василием Ивановичем и с Ариною Власьевною, которые на радостях болтали бы всякий вздор, приплетая каждый по-своему и уездные сплетни, и городские слухи, и замечания об урожае, и рассказы какой-нибудь юродивой, и латинские сентенции из старого медицинского трактата. Человек молодой, энергический, полный своею личною жизнью, не выдержал бы двух дней подобной идиллии и как угорелый вырвался бы из этого тихого уголка, где его так любят и где ему так страшно надоедают. Не знаю, хорошо ли бы себя почувствовали старики Базаровы, если бы, после двухсуточного блаженства, они услышали от своего ненаглядного сына, что непредвиденные обстоятельства принуждают его уехать.


знаю вообще, каким образом Базаров мог бы вполне удовлетворить требованиям своих родителей, не отказываясь совершенно от своего личного существования. Если же, так или иначе, ему непременно пришлось бы оставить их неудовлетворенными, тогда не из чего было возбуждать в них такие надежды, которые не могли осуществиться. Когда два человека, любящие друг друга или связанные между собою какими-нибудь отношениями, расходятся между собою в образовании, в идеях, в наклонностях и привычках, тогда разлад и страдание той или другой стороны, а иногда обеих вместе, делаются до такой степени неизбежными, что становится даже бесполезным хлопотать об их устранении. Но родители Базарова страдают от этого разлада, а Базаров и в ус не дует; это обстоятельство естественно располагает сострадательного читателя в пользу стариков; иной скажет даже: зачем он их мучает? Ведь они его так любят! — А чем же, позвольте вас спросить, он их мучает? Тем, что ли, что он не верит в приметы или скучает от их болтовни? Да как же ему верить-то и как же не скучать? Если бы самый близкий мне человек сокрушался бы оттого, что во мне с лишком два с половиною, а не полтора аршина роста, то я при всем моем желании, не мог бы его утешить; вероятно, даже я не стал бы утешать его, а просто пожал бы плечами и отошел в сторону. Предвижу, впрочем, одно довольно курьезное обстоятельство: если бы Базаров так же страдал от невозможности сойтись со своими родителями, то сострадательные читатели помирились бы с ним и посмотрели бы на него как на несчастную жертву исторического процесса развития. Но Базаров не страдает, и потому многие на него накинутся и с негодованием назовут его бесчувственным человеком. Эти многие очень дорожат красотою чувства, хотя эта красота не имеет никакого практического значения.


Источник: istoria.neznaka.ru

Образы родителей Базарова — это тоже типы «отцов», но они ничего общего не имеют с Кирсановыми. Родители Базарова — бедняки, плебеи, «маленькие люди» и написаны Тургеневым удивительно тепло, ярко. Они запоминаются надолго и волнуют своей добротой, сердечностью, искренностью. Мать Базарова -типичная патриархальная дворяночка старого времени. Ей, по словам писателя, следовало бы «жить лет за двести, в старомосковские времена».

Арина Власьевна — религиозная, боязливая и чувствительная женщина, верившая во всевозможные гаданья, заговоры, сны, приметы, в конец света и т.д. Она вся отдалась заботам о сыне. Арина Власьевна больше всего думала о том, чтобы не помешать и не надоесть ему. Для нее вся жизнь и весь ее смысл заключались только в нем. Доброту, заботу матери Евгений всегда чувствовал и высоко ценил. В глубине души он любил ее. Больной, он просил ее, чтобы она причесала его. Базаров умирает с думой о матери. «Мать? Бедная! Кого-то она будет кормить теперь своим удивительным борщом?»,- говорил он в полубредовом состоянии. И хотя Тургенев писал, что подобные женские типы исчезали, все же в них он находил то простое, человечное, что было ему дорого и близко.


Отец Базарова — самобытный человек, жизнерадостный «штаб-лекарь», провинциальный философ. Это человек труда, дела; в то же время он любил помечтать, поговорить о великих мира сего — о Руссо, Горации, Цинциннате, о мифологических героях. Ему пришлось в жизни многое увидеть, потереться в различных сферах, побывать на войне против Наполеона, где он, как медик, щупал пульс у князя Витгенштейна и Жуковского. Василий Иванович свободно пользуется, хотя и недостаточно точно, латынью, научной терминологией. Живя в деревне, он стремится к тому, чтобы не зарасти мохом, не отстать от века в науке. Отец Евгения чувствует происходящие изменения в жизни и считает, что теперь настало такое время, « … что каждый должен собственными руками пропитанье себе доставать, на других нечего надеяться: надо трудиться самому».

Главными жизненными принципами Василия Ивановича являются труд и свобода. Он сам любит работать в саду, огороде, оказывает медицинскую помощь окрестным поселянам. Василий Иванович считает себя человеком отжившим, в сыне он видит свою смену. Все думы и помыслы его были связаны с ним, о нем он расспрашивал Аркадия. В отце заговорило чувство гордости, когда Аркадий сказал ему, что Евгений — «один из самых замечательных людей, с которыми я когда-либо встречался».


Василий Иванович верил, что Евгений прославит свое имя, будет знаменит, как ученый, получит известность в будущем не только как врач, но, очевидно, и как общественный деятель. Стоически, мужественно переносил он страдания, болезнь сына. Зная о безнадежности его состояния, Василий Иванович старался утешить себя, жену мыслью о выздоровлении. С каким восторгом говорил он о приезде Анны Сергеевны и врача. «Жив еще, жив мой Евгений и теперь будет спасен! -сказал Базаров-отец. — Жена! жена! .. К нам ангел с неба».
Но это был только последний и безнадежный крик самоуспокоения. В образах скромных, незаметных старичков Базаровых Тургенев показал таких людей, которых, по выражению Евгения, в большом свете днем с огнем не найдешь. Писатель создавал их с самой искренней любовью. Он опоэтизировал родителей в эпилоге, сказав о них трогательные слова.

Источник: info-shkola.ru

Несколько слов о сюжете романа

Итак, перед нами события, которые разворачиваются за два года до крестьянской реформы 1861-го. Роман начинается приездом Аркадия Кирсанова и его друга – Евгения Базарова – в именье родителей Аркадия – Марьино.

Уважаемые читатели! Рекомендуем вам прочитать драматическое произведение “Му-му” Ивана Тургенева.

Евгений – представитель того, что позже будет названо прогрессивной молодежью. Представителей этой своеобразной и маргинальной тогда прослойки прекрасно описал, в том числе, Борис Акунин в романе-эпопее «Приключения Эраста Фандорина». Итак, у Базарова и Кирсановых случается идейный конфликт и Евгений решает отправиться в город. За ним следует и Аркадий Кирсанов.


Повесть "Отцы и дети"

Базаров отличается приверженностью нигилистическим идеям, и в городе на балу у губернатора он знакомится с достаточно молодой вдовой – Анной Сергеевной Одинцовой. Последняя склонна принимать у себя представителей молодежного подполья того времени. В именье Одинцовой – Никольское – приглашаются и Аркадий с Евгением. Однако Анну пугают слишком открытые и откровенные романтические чувства к ней Базарова, и тот снова решает покинуть очередное разочаровавшее его место.

Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию характеристику Павла Кирсанова” в повести Ивана Тургенева “Отцы и дети”.

Следующая «остановка» – дом родителей Базарова – Арины Власьевны и Василия Ивановича. Однако их специфика – это тема следующей части нашей статьи. А пока обратимся к логике дальнейшего развертывания сюжета.


Евгений быстро отягощается излишней любовью родителей, которых вскоре снова покидает. Путь снова приводит Евгения и Аркадия к Одинцовой, но та не выказывает теплоты при встрече с ними. В итоге наши герои в очередной раз оказываются в Марьино.

Евгений проводит некоторое время в доме родителей Аркадия, но вступает в конфликт с его дядей и стреляется с ним на дуэли – из-за девушки. Младший Кирсанов же уезжает в Никольское, где дает волю своим чувствам к Кате – сестре Анны Одинцовой.

Что касается Базарова, то он также вскоре снова покидает Марьино. В этих перипетиях Базаров переживает некое духовное и идейное обновление: он просит прощения у Анны, а также, вконец разругавшись с Кирсановыми, возвращается в родительский дом. Евгений также прерывает общение с Аркадием, который, наконец, все же признается в любви сестре Одинцовой.

Эпизод из повести "Отцы и дети"
Пребывая у родителей, Базаров оказывает помощь отцу – доктору. Однако после неудачного вскрытия трупа человека, умершего от тифа, Евгений погибает от заражения крови.

Василий Иванович Базаров

Что известно о внешности отца Евгения? Василий Иванович описывается высоким мужчиной худощавого телосложения. Он – человек не слишком богатый, но и не бедный. Крестьяне были у него в оброке, а всего имение насчитывало 22 души и принадлежало жене Базарова – Арине. Сам же Василий работал армейским хирургом.

Как отец, так и мать, не чают души в своем единственном сыне – Евгении. Некоторое новшество, витавшее в дореформенном воздухе, проявляется здесь в том, что культуролог Маргарет Мид назвала префигуративной культурой. Что же это означает? Например, это означает то, что отец учится у сына, а не наоборот, что было, безусловно, более привычно для того времени, да и вообще для патриархальной и консервативной российской культуры.

Отец воспринимает нигилистическое мировоззрение сына с любопытством. Он начинает активно изучать новейшие публицистические тексты, вникать в особенности современной мысли.

Но зачем? Потому ли Василий Базаров делал это, что и сам проникся искренними чувствами к последним культурным веяниям? Нет, он просто очень боялся потерять сына, он страшился, что тот отвернется от него, перестанет обращать на отца внимание. В итоге Василий запутывается и не может заново отыскать ориентиры в жизни.

На самом деле, позиция отца Базарова выражает его внутреннюю силу: как ни трудно ему было отринуть принципы, строгие и консервативные, в которых он был воспитан, он все же делает это, избирая приоритеты. Да, он стремится иметь образ просвещенного и современного человека, воспринимающего и принимающего прогрессивные идеи, однако читатель догадывается (что сделать вовсе и не сложно), что это лишь личина, в которую и сам герой старается поверить, но на деле он все так же остается консерватором, а не либералом.

Арина Власьевна Базарова

Как и супруг, она безумно любит сына и боготворит его. Арина не дворянка, она обыкновенная, простая и добродушная женщина. Если ее муж – высокий и стройный, то она низкого роста, суетливая и полноватая – хозяйка и любящая, заботливая мать.

Она покладиста и добра, но слишком уж старомодна в ее набожности и приверженности старым порядкам. Даже сам автор романа замечает, что ее рождение должно было произойти намного раньше, лет так на 200.

Кроме гордости за сына, она испытывает также страх перед ним. Но если Василий Базаров пытается наладить с ним контакт, то Арина замыкается в себе и старается вовсе обходить младшего Базарова стороной.

Она почти не говорит с ним и практически не выказывает своего отношения и чувств к сыну. Однако делает она это не потому, что хочет так, а лишь по причине, что знает: Евгений не любит излишних нежностей. Конечно, ее простота иногда выдает ее: бывает, что женщина плачет или бросается обнимать Базарова. Но эти порывы пресекаются либо же самим Евгением, либо же его отцом.

Эпизод из повести "Отцы и дети"

Родители Базарова – пример того, как отеческая и материнская любовь без границ, до уподобления собственного ребенка Богу, может оказать обратное влияние на этого ребенка: вместо того, чтобы приблизиться к Евгению, они стали от него бесконечно далеки, несмотря на все старания несчастных стариков.

Разрыв отцов и детей

Из романа видно, что образованный и начитанный Евгений тянется к похожим на него по уровню интеллектуального развития Кирсановым, однако и у них он не находит себе места. Что касается родителей Базарова, то нельзя сказать, что он не любит их: разумеется, любит, но он не может говорить с ними на одном языке.

Конечно, можно притвориться, что такой язык существует, но это все равно не позволяло Евгению вести дискуссии и интеллектуальные, идейные споры с его родителями. Как и многие ученые люди, внутренне Базаров частично усох, иссушился, словно слишком долго живущее дерево. Если вслушаться, всмотреться в образ Базарова-младшего, можно увидеть, насколько он несчастен и потерян, ведь его жизненная философия проповедует всеоотрицание, скепсис и постоянные сомнения.

Не все литературные критики, однако, соглашаются, что Базаров любил своих родителей. Между тем, не вызывает сомнений, что любовь Арины и Василия к сыну была слепа: это прослеживается не только в их словах, но и в каждом поступке. В Евгении был заключен весь смысл жизни Базаровых.

В конце романа мы видим, насколько тонка и хрупка идейная скорлупа: на умы людей, вроде Евгения Базарова, она влияет лишь в той мере, что перестраивает его поведение, а не внутреннюю сущность. Лишь умирая, он, наконец, говорит родителям, что любит их, и на самом деле всегда замечал и ценил их заботу. Но проявить свои чувства он не умел. Возможно, и прав был Кирилл Туровский, когда писал о том, что некоторым людям свойственно впадать в «печаль ума».


Источник: r-book.club

Образы стариков родителей Базарова

Небогат. Управляет имением жены.

В меру образован и просвещён, чувствует, что сельская жизнь оставила

его в изоляции от современных идей.

Придерживается в целом консервативных взглядов, религиозен,

Василий Иванович Базаров,» высокий, худощавый человек с

взъерошенными волосами и тонким орлиным носом»,

с трубкой в зубах, «отставной ветеран» (как он себя именует) .

Он прожил долгую кочевую жизнь военного лекаря,» в каких только

обществах не бывал, с кем не важивался!»

Не без гордости бережёт он воспоминание из далёких лет

своей походной жизни:

Я у князя Витгенштейна и у Жуковского пульс щупал» .

Живёт в нём и другое, утаённое воспоминание — о декабристах:

«Техто, в южной армии, по четырнадцатому, вы понимаете

(и тут Василий Иванович значительно сжал губы) ,

всех знал наперечёт».

Живя в глуши, Базаров — старший — вставал с рассветом, в своем саду

сам каждое деревце сажал.

Имея весьма скромный доход, он посадил крестьян на оброк и

отдал им свою землю «исполу».

Он старается «не отстать от века», быть тем мыслящим человеком

, для которого «нет захолустья». Ему не хочется перед такими

передовыми людьми, как Базаров и Аркадий, ударить лицом

в грязь, и он пытается блеснуть перед ними своим интересом

к науке, заводит речь»о тяжёлых опасениях, внушаемых ему

наполеоновской политикой и запутанностью итальянского вопроса» .

Выражается он витиевато .

Именно ей принадлежит деревушка Базаровых и 22 души

Набожная последовательница православия.

Мнительна и сентиментально-чувствительна.

Любит своего сына, глубоко обеспокоена его отречением от веры.

Арина Власьевна-«кругленькая, низенькая старушка» с «пухлыми ручками»,

набожная, чувствительная, верящая в приметы, гадания, заговоры, сны.

Всё это рисует образ «настоящей русской дворяночки прежнего времени» ,

которой следовало бы жить «лет за двести, в старомосковские времена» .

Но она покоряет своей добротой, искренностью.

но не докучали ему излишней опекой и “не притесняли”.

Он — гордость и слава добрых, наивных старичков.

Они дали “Енюшеньке” полную свободу, и он сформировал

себя как личность совершенно самостоятельно.

Но Евгений не жаловал своих родителей, считал себя

выше родителей и это создаёт пропасть в отношениях

Источник:
Образы стариков родителей Базарова
Пользователь Vlad Bouners задал вопрос в категории Литература и получил на него 1 ответ
http://otvet.mail.ru/question/196063421/

Родители базарова

Старик Базаров и его жена Арина Власьевна очень любят своего единственного сына Евгения. После смерти сына они печально и одиноко доживают свой век.

Образ и характеристика отца Базарова в романе «Отцы и дети»

Полное имя героя — Василий Иванович Базаров:

«. щеки Василия Ивановича смутно покраснели. «

«. вот я – старик, шестьдесят второй год живу. «

«. Отец в шестьдесят лет хлопочет. «

«. Он очень походил лицом на своего сына, только лоб у него был ниже и уже, и рот немного шире. «

«. как он, однако, поседел, бедняга. «

«. высокого, худощавого человека с взъерошенными волосами и тонким орлиным носом, одетого в старый военный сюртук нараспашку. «

«. шлепая стоптанными туфлями. «

«. прикладывая по-военному руку к засаленной ермолке, прикрывавшей его голову. «

«. старый штаб-лекарь предстал перед молодыми людьми, облеченный в домоделанный полотняный пиджак и с соломенною, тоже домоделанною, шляпой на голове. «

«. Бронзовые щеки Василия Ивановича смутно покраснели. «

«. вдруг разевал широкий рот и хохотал безо всякого шума. «

«. Придерживая свой засаленный шлафрок двумя пальцами на желудке. «

«. руки тряслись у старика, и он не мог справиться с бинтами. «

«. его неподвижную, сгорбленную спину. «

«. хохотал, выказывая все свои черные зубы до единого. «

Отец Базарова управляет имением, принадлежащим его жене:

«. В нашей же губернии, верст восемьдесят отсюда. У него там небольшое именьице. «

«. и моего отца усадьбишка оттуда недалеко. «

«. небольшая деревушка, где жили родители Базарова. Рядом с нею, в молодой березовой рощице, виднелся дворянский домик под соломенною крышей. «

«. Впрочем, мне не в диво: я ведь плебей, homo novus – не из столбовых, не то, что моя благоверная. «

«. в батюшкиной дивизии был лекарь Базаров. «

«. Он был прежде полковым доктором. «

«. позвольте попросить в кабинет к отставному ветерану. «

«. Я у вашего дедушки в бригаде служил, – обратился он опять к Аркадию. » (служил в бригаде у генерала Кирсанова — дедушки Аркадия Кирсанова)

Отец Базарова — простой человек:

«. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать. «

«. Они у меня люди хорошие, особенно отец: презабавный. Я же у них один. «

«. Ты видишь, какие у меня родители. Народ не строгий. «

«. у меня здесь все по простоте, на военную ногу. «

«. Весь его домик состоял из шести крошечных комнат <. > кожаный, кое где продавленный и разорванный, диван. «

«. мы живем здесь, так сказать, на бивуаках*. » (бивуак — стоянка войск для ночлега)

«. мы с тобой не Крезы и <. > у тебя не дворец. «

«. Вот тебе на! Презабавный старикашка и добрейший. «

«. добродушнее хохотал <. > его осчастливленный отец. «

«. великодушничает с крестьянами – кутит, одним словом. «

«. По непринужденности обращения, – заметил Аркадию Базаров, – и по игривости оборотов речи ты можешь судить, что мужики у моего отца не слишком притеснены. «

«. Такой же чудак, как твой, только в другом роде. Много уж очень болтает. «

«. Василий Иванович <. > собирался было поболтать с ним, но Базаров тотчас его отослал. «

«. он беспрестанно двигался, поводил плечами, точно платье ему под мышками резало, моргал, покашливал и шевелил пальцами, между тем как сын его отличался какою то небрежною неподвижностию. «

«. Василий Иванович живо вскочил с скамейки. «

«. Замечательная живучесть! – проговорил, отходя от окна, Базаров. «

«. И Василий Иванович суетливо пошел вперед, шаркая и шлепая стоптанными туфлями. «

«. я стараюсь, по возможности, не зарасти, как говорится, мохом, не отстать от века. «

«. я, например, не без чувствительных для себя пожертвований, посадил мужиков на оброк и отдал им свою землю исполу. Я считал это своим долгом, самое благоразумие в этом случае повелевает. «

«. А ты посмотри, садик у меня теперь какой! Сам каждое деревцо сажал. И фрукты есть, и ягоды, и всякие медицинские травы. «

«. Василий Иванович. В бухарском шлафроке, подпоясанный носовым платком, старик усердно рылся в огороде. «

«. А я здесь, как видите, как некий Цинциннат, грядку под позднюю репу отбиваю. Теперь настало такое время, – да и слава богу! – что каждый должен собственными руками пропитание себе доставать, на других нечего надеяться: надо трудиться самому. «

«. Все это я делаю gratis* – анаматёр. » (*gratis — бесплатно)

«. Ведь я, ты знаешь, от практики отказался, а раза два в неделю приходится стариной тряхнуть. Идут за советом – нельзя же гнать в шею. Случается, бедные прибегают к помощи. «

«. толкует о «паллиативных» средствах, лечит людей. «

«. Ну да, я готов вот перед ними признаться, имел я эту страсть в молодости – точно; да и поплатился же я за нее. «

«. Василий Иванович повел всех в сад, для того чтобы полюбоваться красотою вечера. «

«. На сем месте я люблю философствовать, глядя на захождение солнца. «

«. Ну, коли христианство не помогает, будь философом, стоиком, что ли! Ведь ты хвастался, что ты философ. «

«. затерли бы меня, маленького человека. «

«. Василий Иванович не смел сознаться, что он сам пожелал молебна… Набожен он был не менее своей жены. «

«. в вас религия сильна; вот вам случай поставить ее на пробу. «

«. мою военную, бивуачную жизнь, перевязочные пункты <. > Много, много испытал я на своем веку. Вот, например, если позволите, я вам расскажу любопытный эпизод чумы в Бессарабии. «

«. За который ты получил Владимира? – подхватил Базаров. «

«. он только накануне велел спороть красную ленточку с сюртука) и принялся рассказывать эпизод чумы. «

«. не только боготворю его, я горжусь им. «

«. Они тебя так любят. » (родители любят Базарова)

«. рано умел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания. «

«. каждое утро, чуть свет, стоя о босу ногу в туфлях, он совещался с Тимофеичем и, доставая дрожащими пальцами одну изорванную ассигнацию за другою, поручал ему разные закупки. «

«. Главное – свобода; это мое правило… не надо стеснять… не…»

«. Василий Иванович принял от лица руки и обнял свою жену, свою подругу, так крепко, как и в молодости ее не обнимал: она утешила его в его печали. «

Источник:
Родители базарова
отец базарова отцы и дети, характеристика отец базарова отцы и дети, образ отец базарова отцы и дети, василий иванович базаров отцы и дети
http://www.literaturus.ru/2015/08/otec-bazarova-otcy-i-deti.html

Источник: psiholog4you.ru


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.