Станционный смотритель аргумент отцы и дети


Аргументы по направлению «Отцы и дети»

И. С. Тургенев, «Отцы и дети»

  1. В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» герои находятся по разные стороны баррикад, потому что они – представители разных поколений. Их конфликт происходит, казалось бы, на ровном месте, но под ним кроются серьезные причины, которые дают о себе знать не одно столетие. Каждый раз, каждый век отцы и дети ссорятся и не находят общего языка. Так и в книге: Евгений и Павел Петрович невзлюбили друг друга с первого взгляда. Хозяин дома даже не подал руки, а гость грубо и насмешливо вносил свой устав в чужой монастырь. Аристократ видел в разночинце невоспитанного и наглого выскочку, а ученый и медик считал праздного барина никчемным и пустым человеком. А все потому, что времена меняются, и отцы не могут приспособиться к переменам, а дети не желают перенимать их опыт из-за самоуверенности. Павел Петрович мог бы многому научить Евгения Васильевича, а именно такту, сдержанности и манерам. А Базаров мог бы ввести стариков в новый мир преобразований. Но оба поколения не могут понять и услышать друг друга, и причина этого конфликта – бескомпромиссность и категоричность отцов и детей.


  2. В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» раскрываются некоторые причины, которые объясняют нежелание многих детей перенимать опыт старших. Из личной истории Анны мы узнаем, что их отец разорился от бессмысленных и чрезмерных кутежей. В результате мужчина оставил детей на произвол судьбы, ведь женщины в то время не могли работать, а без капитала в качестве приданого они не могли выйти замуж. Он своей безответственностью перечеркнул их будущее. Из-за него Одинцова фактически продала себя, став женой нелюбимого человека. Она сделала это, чтобы обеспечить младшую сестру. Конечно, после этого доверие детей к отцам сильно ослабевает, и они уже не хотят ничему у них учиться. Таким образом, старшее поколение порой само дискредитирует себя перед потомками, поэтому они разрывают исторические связи между прошлым и будущим.

Н. В. Гоголь, «Мертвые души»

  • В поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» рассказывается о детстве главного героя. Его отец коренным образом повлиял на его мировоззрение. Маленький Павлуша учился у него строжайшей экономии, а также усвоил с малых лет важность денег. Завет «Береги копейку» он запомнил на всю жизнь. Также мужчина научил сына угождать начальникам, дружить только с богачами и больше всего на свете ценить «копейку», ибо одна она не продаст и не обманет. Желая, видимо, порадовать отца, мальчик начал заниматься предпринимательством еще в школе, и там же обрел беспринципность, которая позволила ему в дальнейшем перейти к серьезным махинациям. Так, неправильное воспитание привело к плачевному итогу: Чичиков превратился в мошенника и афериста, который так и не обрел по-настоящему близких людей.


  • В поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» рассказывается трагедия семьи Плюшкиных. После смерти своей доброй и хлебосольной супруги глава семейства стал сходить с ума. Из бережливого и трудолюбивого хозяина он стал превращаться в жестокосердного скупца. Его подозрительность и жадность стали отражаться на детях. Старшая дочь убежала из дома, а отец проклял ее, но потом все же простил, когда она привезла ему внуков. При этом он наотрез отказался помогать ей и ее детям, хотя у него кладовые ломились от припасов. Судьба сына была еще трагичнее. Когда он попросил денег на мундир, устроившись в армии, старик с гневом послал ему проклятие. Молодой человек залез в карточные долги, но и тогда отец даже не подумал выручать сына, хотя юноше грозило бесчестье. Младшая дочь помещика умерла, оставшись с ним в доме. Не удивительно, что Плюшкин прозябал в одиночестве, ведь он сам разогнал всех своих детей, да еще и уморил голодом половину слуг. Таким образом, родители не всегда лишаются поддержки детей из-за эгоизма молодого поколения. Порой они сами становятся виновниками своего несчастья.


А. С. Пушкин, «Станционный смотритель»

  • Неблагодарность к родителям – это всегда трагедия, как для отцов, так и для детей, просто не все вовремя осознают ее пагубное влияние на судьбу человека. Такой пример описал А. С. Пушкин в книге «Станционный смотритель». Дуня счастливо жила с отцом и вела их скромное хозяйство, пока к ним не пожаловал очередной гость. Это был ротмистр Минский, которого сразу же поразила красота героини. Она была голубоглазой блондинкой с кокетливыми манерами и прелестным лицом. Мужчина внезапно заболел и остался у смотрителя в доме на несколько дней, а дочка Самсона простодушно ухаживала за ним. Отец ничего не подозревал и отпустил дочь в церковь, куда ее подвез ротмистр после выздоровления. Однако девушка так и не вернулась домой. Она поехала в столицу искать лучшей жизни, став любовницей офицера. Разумеется, Вырин выпросил отпуск, чтобы найти девочку и отвезти обратно. Однако там его ждал холодный прием. Минский не захотел отдавать Дуню, а она при виде отца потеряла сознание. Самсона выставили за дверь. Потеряв надежду, он спился и вскоре умер от тоски. Спустя несколько лет на его могиле рыдала госпожа Минская. Она поздно осознала, как несправедлива была к любящему отцу.

  • А. С. Пушкин в книге «Станционный смотритель» описал пример, из которого мы можем сделать вывод, что правильное воспитание – важнейшая наука, которую должен освоить каждый родитель.
    мсон Вырин очень баловал свою дочь, всегда доверял ей, хотя она была кокетливой и нескромной для своих юных лет. Она вольно общалась с гостями, рассказчику даже позволила поцелуй. Поэтому читателя не удивил тот факт, что она уехала с ротмистром, не предупредив отца. Всему виной неправильное воспитание, ведь Вырин никак не контролировал беседы гостя и Дуни, не говорил с ней о том, чем опасны мужчины, предлагающие целомудренным девушкам побег из отчего дома. Естественно, девушка не устояла перед красноречивыми обещаниями роскошной жизни, ведь она была неопытна и слишком юна. Если бы отец больше времени уделял ее воспитанию, если бы сильнее контролировал дочь, то, возможно, трагедии не случилось бы. Поэтому очень важно не только заботиться о детях, но и формировать их чувство ответственности, совести и добропорядочности.

А. С. Пушкин, «Дубровский»

  • А. С. Пушкин в книге «Дубровский» описал конфликт отцов и детей, который завершился трагически для обеих сторон. Троекуров решил выгодно выдать дочь замуж за богача Верейского, который еще и жил неподалеку. Однако его не смутило то обстоятельство, что этот брак был неравен: Маша была юной девушкой, а ее жених — стариком. Конечно же, героиня бросилась отцу в ноги с мольбой избавить ее от ненавистного бремени. Она полюбила Дубровского и хотела стать его женой.
    Кирилла Петрович был не из сентиментальных отцов и просто запер дочь дома в ожидании свадьбы. Тогда Маша отправила письмо Верейскому с просьбой о расторжении помолвки, но это лишь ускорило подготовку к венчанию пары. Владимир не знал о переносе даты и прибыл поздно, героиня уже была повенчана и отказалась идти с ним. Так, отец обрек родную дочь на полную горя жизнь в объятиях нелюбимого человека. Вряд ли она когда-нибудь его простит, отношения в семье навсегда испорчены. Вот, к чему ведет противостояние поколений, если его вовремя не прекратить.

  •  А. С. Пушкин в книге «Дубровский» привел пример того, как отец и сын могут хорошо понимать друг друга, если они оба являются честными и благородными людьми. Владимир любил своего родителя и по первому его зову приехал в Кистенёвку. Оба героя очень похожи: горды, смелы и принципиальны. Старший Дубровский не вынес оскорбления и умер, но с достоинством отстаивал свою независимость от богатого соседа. Он один не любезничал с всемогущим Троекуровым, а держался с ним наравне, как будто разницы между ними и не было. Таким же вырос и Владимир. Он не пытался попросить врага отступить, не просил и не умолял, хотя эти земли были его единственным достоянием. Герой выгнал Троекурова прочь, а потом сжег родной дом, который присвоил себе сосед. Без сомнения, его дальнейшие поступки были бы полностью оправданы отцом, он гордился бы своим мальчиком. Поэтому я не согласен с тем, что отцы и дети непременно должны враждовать или же не находить общего языка. Это не вечный конфликт всех со всеми, а частные случаи, которые легко исправить, если захотеть.


И. А. Гончаров, «Обломов»

  • Отцы во многом определяют судьбы своих детей, потому что они в ответе за то воспитание, которое формирует мировоззрение их отпрысков. Хороший пример описал И. А. Гончаров в романе «Обломов». Главный герой стал ленивым и праздным человеком без перспектив, потому что семья с детства подталкивала его к этому. В Обломовке никто из хозяев толком ничего не делал. С утра все кушали, потом пили чай, затем спали и снова кушали, а до вечера и полежать можно, пока снова еду не накроют. Такое существование усыпило изначально активного и любознательного мальчика. Он просто не смог вести себя по-другому, когда переехал в город. Привычка к сытой и праздной трясине дней так и осталась в сознании Обломова идеалом, который он искал во всем и нашел в доме Агафьи Пшеницыной. Его судьба была предопределена родителями, которые с самого начала баловали и портили ребенка.

  • Будущее детей во многом зависит от прошлого отцов, которые вложили в потомков то, что хотели. Например, И. А. Гончаров описал в романе «Обломов» пример правильного воспитания подрастающего поколения. Штольц-старший не баловал сына, но заботился о его образовании. Дома он получил все необходимые для жизни навыки и умения. В юности Андрей отправился покорять большой город без денег и протекции отца.
    арик мудро рассудил, что дорогу юноша должен пробивать себе сам. Эта суровая наука дисциплинировала и мотивировала героя. Он стал успешным предпринимателем, который добился всего самостоятельно. У него развились полезные качества: умения экономить и договариваться, обходительность и рассудительность, деловитость и трудолюбие. В отличие от своего друга Обломова, Штольц реализовал свой потенциал и двигался вперед. Очевидно, что правильное воспитание может сделать будущее ребенка безоблачным.

Д.И.Фонвизин «Недоросль»

Тема отцов и детей является одной из главных в комедии Фонвизина. Чтобы раскрыть данную тему, стоит обратиться к значению имени «Митрофан», что означает «похожий на мать». Сходство просматривается во всем, например, в отношении к учёбе. Простакова довольна учителями, которые её сыночка не неволят, в её понимании дворянину вообще не нужна никакая образованность. Главное, как считает она, — это производить нужное впечатление на людей. Мать и сын схожи и в отношении к людям: к зависимым — грубость и деспотизм, к вышестоящим – лесть и подхалимство. К отцу Митрофан испытывает жалость, но страх перед матерью не позволяет ему в этом признаться. Он не уважает отца, не считается с ним. Что же говорить о других людях! Учителей Митрофан обзывает, угрожает им, своей нянькой помыкает. Лишившаяся власти мать, также не удостаивается слов поддержки и сожаления. Конфликт родителей и детей в комедии – следствие дурного воспитания, морального уродования человека.


Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

В повести «Тарас Бульба» Н.В.Гоголь обращается к теме отцов и детей, повествуя о трудном военном времени. В отношении Тарас Бульбы к сыновьям нет ни «нежбы», ни добрых слов. С самого же первого момента встречи он начинает подзадоривать сыновей, вынуждая их вступить с отцом в открытое противоборство. Об особенностях воспитания мы можем судить по словам Бульбы: «Не слушай, сынку, матери, она ничего не знает». Опасаясь влияния жены, он сразу же решает отправиться с сыновьями в Запорожскую Сечь: «Вот где наука так наука! Там вам школа; там только наберётесь разуму». Отец гордится сыновьями, что не мешает ему воспитывать их в строгости. Главным бесчестием для отца является измена товариществу, общему делу, служению Родине. Когда он узнал о предательстве Андрия, сын перестал существовать для него, появился самый ненавистный враг и личный позор, поэтому Тарас безжалостно убивает Андрия. С этого времени единственной его надеждой становится Остап, который всецело разделяет убеждения отца. Настоящей гордостью становится для Тараса избрание сына атаманом, а казнь Остапа вселила в его сердце ещё большую отвагу и беспредельную ненависть к врагу. Гоголь хотел донести до нас мысль, что в трудные времена не бывает конфликтов отцов и детей, а есть только соратники-товарищи и враги — недруги.


Источник: multiurok.ru

Проблема равнодушия к близким

Проблема равнодушия к близким людям часто встречается на страницах русской классики. Вспомним, например, произведение К.Г.Паустовского «Телеграмма». На первый взгляд, кажется, что Настя, героиня рассказа, – человек отзывчивый, ведь именно она открывает в Ленинграде новые таланты, организует выставку никому не известного скульптора. Причем, она все силы, все свое время отдает любимой работе. Однако писатель показывает, что Настя забыла о главном человеке ее жизни: в далеком Заборье доживает свои последние дни ее мама. Екатерина Ивановна пишет дочери письма, в которых, понимая, что ей осталось немного, просит дочь приехать. Но девушка так и не нашла времени, чтобы увидеться с матерью. Когда она приехала, было слишком поздно.

Писатель учит нас не забывать близких людей даже в суете жизни, помнить, что именно родители – самые дорогие для нас люди, и внимание к ним должно быть у человека на первом месте.

Эта проблема также раскрывается в произведении А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Самсон Вырин всю свою любовь отдавал единственной дочери. Но когда в его доме остановился приезжий гусар, девушка влюбилась в него и бежала вместе с ним. Отец долго не мог поверить в это. Он едет в Санкт-Петербург, ищет ее, находит. Но Минский выгоняет его из дома, где теперь живет дочь Вырина. Жизнь потеряла для него смысл. Он спивается, а потом умирает, так и не поговорив с дочерью.


Foxford

Дуня (теперь уже Авдотья Самсоновна) с тремя детьми приезжает на могилу отца, но прощения просить ей уже не у кого.

Таким образом, писатели предупреждают нас о том, чтобы мы забывали своих близких: матерей, отцов. Это те, кто дал нам жизнь, воспитал нас, поднял на ноги, и мы должны отдать им долг своей любовью и вниманием. Берегите родителей!

Источник: www.kritika24.ru

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

  • В данном произведении мы видим самый настоящий конфликт поколений. К поколению «отцов» можно отнести Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых. Поколение «детей» – это Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов. Молодые люди придерживаются одних и тех же взглядов: они говорят, что являются нигилистами – людьми, отрицающими общепринятые ценности. Старшее поколение не понимает их. Конфликт доходит до ожесточенных споров и дуэли Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Постепенно Аркадий Кирсанов осознает, что его ценности не совпадают с учением Базарова, и возвращается в семью.
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»

    • Источником счастья для Фамусова являются деньги. Он любит свою дочь Софью, желает ей всего самого наилучшего, поэтому приучает девушку только к мыслям о финансовом благополучии. Софье Фамусовой чужды такие взгляды, она старательно прячет свои чувства от отца, потому что знает, что ее не поддержат. Совсем по-другому обстоят дела с Молчалиным, которого отец учил всегда и везде искать выгоду: он во всем следует этому принципу. Родители, желая обеспечить счастье своих детей, передали им свои взгляды на жизнь. Проблема лишь в том, что эти самые взгляды являются неверными.
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

    • Родион Раскольников искренне любит свою мать и сестру. Говоря о мотивах убийства старухи-процентщицы, он сообщает, что на самом деле хотел помочь матери. Герой пытался выбраться из вечной нищеты, неблагополучия.  Закладывая часы, он с трепетом вспоминает отца, которому принадлежала вещь.
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»

    • В произведении мы видим несколько семей, в основе жизни которых лежат абсолютно разные нравственные принципы. Князь Василий Курагин – человек безнравственный, готовый пойти на любую подлость ради денег. Его дети руководствуются точно теми же принципами: Элен выходит замуж за Пьера Безухова ради получения части огромного наследства, Анатоль пытается сбежать с Наташей Ростовой. Совсем иная атмосфера царит у Ростовых: они наслаждаются природой, охотой, праздниками. И родители, и дети – люди добрые, отзывчивые, не способные на подлость. Князь Николай Болконский воспитывает своих детей в строгости, но эта строгость идет им во благо. Андрей и Марья Болконские – люди нравственные, настоящие патриоты, как и их отец. Мы видим, что между родителями и детьми существует тесная взаимосвязь. От мировоззрения родителей зависит мировоззрение детей.
    • другие аргументы из произведения «Война и мир»
  • А.Н. Островский «Гроза»

    • В семье Кабанихи отношения построены на страхе, жестокости, лицемерии. Ее дочь Варвара прекрасно научилась врать, чему хочет научить и Катерину. Сын Тихон вынужден во всем беспрекословно подчиняться матери. Все это приводит к ужасным последствиям: Катерина решается на самоубийство, Варвара сбегает из дома, а Тихон решает «восстать» против Кабанихи.
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

    • Отец, отправляя Петра Гринева на службу, сказал очень важную и правильную вещь: «Береги рубаху снову, а честь смолоду». Слова отца стали для молодого человека важнейшим нравственным ориентиром. В самых сложных условиях, грозящих смертью, Петр Гринев сохранил свою честь. Для него было по-настоящему важно не предать отца и Родину. Этот пример – яркое подтверждение того, что наставления родителей помогают ребенку усвоить важнейшие нравственные ценности.
    • другие аргументы из произведения «Капитанская дочка»
  • Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

    • Остапу и Андрию отец не только хочет дать приличное образование, но и сделать их настоящими воинами, защищающими Родину. Тарас Бульба не может простить Андрию предательства (он переходит на сторону врага из-за любви к полячке). Несмотря на, казалось бы, отцовскую любовь, он убивает своего сына. Тарас Бульба гордится Остапом, старшим сыном, сражающимся с врагом самоотверженно, изо всех сил.
  • А.С. Пушкин «Станционный смотритель»

    • Дуня совершила безнравственный поступок: сбежала из родительского дома с Минским, который остановился на их станции. Отец ее, Самсон Вырин, не смог без дочери: он решил пешком отправиться в Петербург, чтобы найти Дуню. Однажды ему посчастливилось увидеть девушку, но Минский прогнал старика. Спустя время рассказчик узнал, что смотритель умер, а предавшая его Дуня приезжала на могилу с тремя барчатами и долго пролежала там.
  • К.Г. Паустовский «Телеграмма»

    • Катерина Петровна очень любила свою дочь Настю, живущую в Ленинграде очень яркой, насыщенной жизнью. Только девушка совсем забыла о своей старой матери, она даже не пыталась найти время, чтобы навестить ее. Даже письмо Катерины Петровны о том, что она совсем плоха стала, Настя не воспринимает серьезно и не рассматривает возможность немедленно ехать к ней. Только известие о том, что мать умирает, вызывает у девушки чувства: Настя понимает, что никто ее так не любил, как Катерина Петровна. Девушка едет к матери, но уже не застает ее в живых, поэтому чувствует вину перед самым дорогим для нее человеком.
  • С. Есенин «Письмо матери»

    • В лирике также поднимаются проблемы поколений. Перед нами простой молодой человек, который успокаивает свою маму. Просит ее не переживать о его жизни, может быть, разгульной и запойной, но все-таки взрослой жизни. И мы прекрасно знаем, что мама будет переживать, и знаем, что Есенин будет жить как жил. Это извечный и поэтому всегда актуальный разговор матери и ребенка, которые говорят не друг с другом, а сами с собой. Они – разные, но все же противоречия не должны мешать естественным семейным узам, которые соединяют неграмотную крестьянку и ее городского сына, ставшего одним из самых известных поэтов своего времени.
  • А. Алексин «Раздел имущества»

    • Верочку вырастила бабушка Анисья: она буквально поставила ребенка, перенесшего тяжелую родовую травму, на ноги. Девочка называет бабушку своей мамой, что вызывает недовольство настоящей матери. Конфликт постепенно накаляется и заканчивается судом, на котором делится имущество. Больше всего Верочку поражает то, что ее родители оказались настолько черствыми, неблагодарными людьми. Девочка тяжело переживает ситуацию, она пишет родителям записку, где определяет себя как имущество, которое должно отойти бабушке.

  • Д.И. Фонвизин Пьеса «Недоросль»

    • Главный герой Митрофан (чье имя трактуется как близкий к матери или сын своей матери) представляется нам отрицательным персонажем, как и вся его семья. Его мать барыня-тиран, которая не дает проходу ни слугам, ни собственному мужу, который буквально поглощен ею. Софья, сирота, живущая с этой семьей, и ее дядя Стародум представляют положительных героев. Об этом семействе, а точнее о Митрофане, дядя высказывается: «Вот злонравия достойные плоды». В этой фразе можно уместить лейтмотив произведения, проблема отцов и детей раскрывается со стороны того сильного и пагубного влияния порочного родителя на ребенка. Гипертрофированная и чрезмерная опека портит подростка. Он растет в семье, где мать одной рукой гладит его по голове, а другой лупит слугу. И мы видим развязку, если мать Митрофана любит, то сынок не отвечает ей взаимностью и просто бросает ее в финале пьесы.
  • М.Ю. Лермонтов  Поэма «Мцыри»

    • Конфликт поколений ложится на бунт духовный. Маленький Мцыри, подневольный и лишенный родного дома, чувствует, что не в силах день за днем проживать жизнь, которая ему не мила. Своим побегом он показывает не только свою силу духа, но и протест и нежелание мириться со своей участью. Его смелость вдохновляет нас. В роли «отца» тут выступает режим, неволя, в которой герой оказывается, рамки и ограничения, которые Мцыри разрывает только посмертно. Это также протест молодого поколения против войны, развязанной отцами и оторвавшей Мцыри от дома, родины и семьи.
  • М. Цветаева «Бабушке»

    • Лирический монолог Марины Цветаевой отличается от Есенинского. Марина никогда не знала свою бабушку, и ее стихотворение, как и многие другие, — это вопросы и крики в пустоту. Это эмоции, которые появляются, когда начинаешь интересоваться своей семьей и своей историей. Это разговор, который никогда не состоится, ведь бабушка умерла, а вопросов от этого меньше не становится. Марина Цветаева старается угадать, какой была ее бабушка, сравнивает ее с собой, смотрит, как она выглядела. В своем стихотворении автор показывает не конфликт, а загадку, которую оставляют нам близкие люди после смерти.
  • Н.В. Гоголь Поэма «Мертвые души»

    • Совет «копить копейку» Чичиков пронес от самого детства через всю жизнь. Страх остаться без денег или без покровительства людей с деньгами превратился в манию. Но бедность — не порок. Порок — это ложь, лицемерие и обман, они становятся ключами, которые открывают дверь к богатству. Чичиков еще в школе понял, как люди любят услужливость, как важно заработать доверие, чтобы в самый неожиданный момент напасть. Чичиков — это «христопродавец», не зря товарищ назвал его именно этим словом. Он продаст все, только назначьте цену. Пагубное отцовское влияние и бедность сделали нашего героя именно таким, каким мы видим его в «Мертвых душах». Этот неявный конфликт помогает понять, почему и как Чичиков стал таким человеком. Все это время он стремился доказать отцу, что превзошел его и воплотил его амбиции в себе.
  • И.А. Гончаров Роман «Обломов»

    • Илья Ильич не бунтовал против предков, а в точности повторил их судьбу, хоть и время, и обстоятельства к этому не располагали. Отличную картину семьи главного героя мы получаем из одного из снов. Деревня Обломовка — это идеальное и тихое место, где рос Илья Ильич, его обували, одевали и кормили несчитанное количество слуг. Опека и любовь чувствовались во всем. А что делает человек, если у него все хорошо? Он в большинстве случаев не делает ничего, стремиться и делать что-либо не слишком хочется. Эта лень, которая появилась по причине неправильного воспитания, наложила огромный отпечаток на всю жизнь Обломова. Именно так семья повлияла на судьбу нашего героя. Поколение «отцов» обрекло «детей» на праздное и бессмысленное прозябание в мире, полном прекрасного.
  • М.А. Шолохов «Тихий Дон»

    • В семье Мелеховых всё держится на власти отца. И когда Пантелей Прокофьевич узнаёт о связи Григория с Аксиньей, он решает женить сына на Наталье. Григорий подчиняется воле отца. Но, понимая, что не любит свою жену, бросает всё и уходит с Аксиньей в работники. Он согласен на позор во имя любви. Но время рушит в мире всё, и рушится дом Мелеховых, устои казачьей жизни. И скоро никто не подчиняется законам жизни, все живут, как хотят. Дарья наступает на свёкра с непристойным предложением, а Дуняшка ставит мать в безвыходное положение и буквально заставляет её благословить на брак с Мишкой Кошевым.
  • А.П. Чехов «Вишнёвый сад»

    • В пьесе дочь Аня, семнадцатилетняя девушка, отправляется за блудной матерью, потерявшейся где-то в Париже, чтобы вернуть её в лоно семьи, для решения проблем с имением. Раневская ведёт себя наивно и глупо. Здравым смыслом наделена только Варя, приёмная дочь всё той же Раневской. Когда Любовь Андреевна даёт проходящему нищему золотой, Варя не выдерживает и говорит, что в доме есть нечего, а барыня такими деньгами разбрасывается. Потеряв всё, Раневская уезжает в Париж и увозит деньги тёти, а дочерей бросает на произвол судьбы. Девушка Аня едет в столицу, и как сложится её жизнь, где она будет брать деньги на жизнь – непонятно. Варя уходит в экономки. Отцы и дети здесь меняются местами.
  • «Поучения Владимира Мономаха» 

    • Тема отцов и детей берёт своё начало со времён Киевской Руси. Одним их таких произведений является «Поучение Владимира Мономаха». Благодаря этому произведению мы можем узнать о воспитании детей на Руси в те далёкие времена, когда отношения между людьми регулировались нормами христианской морали. «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев», — говорит Владимир Мономах. Мудрый князь призывает отложить обиды и смирить гордыню, проявлять взаимоуважение и любовь.
  • Дж. Олдридж «Последний дюйм»  

    • Проблема отцов и детей своеобразно решена в рассказе Дж.Олдриджа «Последний дюйм». Бен получил работу – ему нужно снять фильм о жизни акул. В Акулью бухту он прибыл вместе с сыном, которым тяготился, не чувствуя с ним внутренней связи. Дэви ощущал свою ненужность отцу и поэтому боялся его, не мог свободно себя чувствовать с ним. Грубоватые слова и насмешливые замечания ранили стеснительного мальчика. Обидчивость и робость сына воспринималась Беном как слабость. И вот случилась беда – на Бена напала акула и серьёзно поранила его. Теперь Бэн понимает, что единственное спасение – это Дэви, которого нельзя пугать, нужно с ним договариваться, стараясь вселить в него уверенность, что он справится. В результате Дэви сумел перевязать отца, посадить его в самолёт, поднять самолёт в воздух, управлять им во время полёта и посадить. Таким образом, уважение и любовь отца, помогли Дэви проявить свои самые лучшие стороны, а решительность и сила характера сына спасли Бену жизнь. Так отец и сын обрели друг друга и прошли «последний дюйм» на пути сближения.

  • Источник: bingoschool.ru

    «Поучения Владимира Мономаха»

    Тема отцов и детей берёт своё начало со времён Киевской Руси. Одним их таких произведений является «Поучение Владимира Мономаха». Благодаря этому произведению мы можем узнать о воспитании детей на Руси в те далёкие времена, когда отношения между людьми регулировались нормами христианской морали. «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев», — говорит Владимир Мономах. Мудрый князь призывает отложить обиды и смирить гордыню, проявлять взаимоуважение и любовь.

    Д.И.Фонвизин «Недоросль»

    Тема отцов и детей является одной из главных в комедии Фонвизина. Чтобы раскрыть данную тему, стоит обратиться к значению имени «Миторофан», что означает «похожий на мать». Сходство просматривается во всем, например, в отношении к учёбе. Простакова довольна учителями, которые её сыночка не неволят, в её понимании дворянину вообще не нужна никакая образованность. Главное, как считает она, — это производить нужное впечатление на людей. Мать и сын схожи и в отношении к людям: к зависимым — грубость и деспотизм, к вышестоящим – лесть и подхалимство. К отцу Митрофан испытывает жалость, но страх перед матерью не позволяет ему в этом признаться. Он не уважает отца, не считается с ним. Что же говорить о других людях! Учителей Митрофан обзывает, угрожает им, своей нянькой помыкает. Лишившаяся власти мать, также не удостаивается слов поддержки и сожаления. Конфликт родителей и детей в комедии – следствие дурного воспитания, морального уродования человека.

    А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка»

    Глубокая любовь и уважение связывают отцов и детей в произведениях А.С.Пушкина. Молодые герои могут проявлять своеволие и непокорность, но никогда это не даётся им легко и просто. Например, в повести «Барышня-крестьянка» Алексей Берестов желает поступить на военную службу, но отец его категорически против этого. Однако конфликт не обостряется, потому что Алексей не желает огорчать отца и решает пока переждать, надеясь, что отец через какое-то время передумает. Лиза Берестова растёт балованным ребёнком, часто проказничает, но это только умиляет и восхищает отца. Так продолжается до того момента, когда родители и дети встают перед принципиальным выбором, касающимся любви и счастья. Отцы, Берестов и Муромский, решили поженить детей. Алексей, ещё не зная, что Лиза – это и есть милая его сердцу Акулина, решительно отказался выполнить волю отца. Конфликт оказался принципиальным и закончился угрозой отца лишить сына наследства. Алексей готов на всё, лишь бы жениться на своей Акулине, поэтому спешит к Муромским, чтобы открыто заявить им о своём решении. Там он встречает свою любимую в истинном её обличии, и всё заканчивается благополучно и счастливо. Пушкин изображает в этом произведении прелесть гармоничных взаимоотношений, основанных исключительно на любви. В таких семьях не бывает конфликтов отцов и детей, а если они и бывают, то заканчиваются примирением.

    Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

    В повести «Тарас Бульба» Н.В.Гоголь обращается к теме отцов и детей, повествуя о трудном военном времени. В отношении Тарас Бульбы к сыновьям нет ни «нежбы», ни добрых слов. С самого же первого момента встречи он начинает подзадоривать сыновей, вынуждая их вступить с отцом в открытое противоборство. Об особенностях воспитания мы можем судить по словам Бульбы: «Не слушай, сынку, матери, она ничего не знает». Опасаясь влияния жены, он сразу же решает отправиться с сыновьями в Запорожскую Сечь: «Вот где наука так наука! Там вам школа; там только наберётесь разуму». Отец гордится сыновьями, что не мешает ему воспитывать их в строгости. Главным бесчестием для отца является измена товариществу, общему делу, служению Родине. Когда он узнал о предательстве Андрия, сын перестал существовать для него, появился самый ненавистный враг и личный позор, поэтому Тарас безжалостно убивает Андрия. С этого времени единственной его надеждой становится Остап, который всецело разделяет убеждения отца. Настоящей гордостью становится для Тараса избрание сына атаманом, а казнь Остапа вселила в его сердце ещё большую отвагу и беспредельную ненависть к врагу. Гоголь хотел донести до нас мысль, что в трудные времена не бывает конфликтов отцов и детей, а есть только соратники-товарищи и враги — недруги.

    Дж.Олдридж «Последний дюйм»

    Проблема отцов и детей своеобразно решена в рассказе Дж.Олдриджа «Последний дюйм». Бен получил работу – ему нужно снять фильм о жизни акул. В Акулью бухту он прибыл вместе с сыном, которым тяготился, не чувствуя с ним внутренней связи. Дэви ощущал свою ненужность отцу и поэтому боялся его, не мог свободно себя чувствовать с ним. Грубоватые слова и насмешливые замечания ранили стеснительного мальчика. Обидчивость и робость сына воспринималась Беном как слабость. И вот случилась беда – на Бена напала акула и серьёзно поранила его. Теперь Бэн понимает, что единственное спасение – это Дэви, которого нельзя пугать, нужно с ним договариваться, стараясь вселить в него уверенность, что он справится. В результате Дэви сумел перевязать отца, посадить его в самолёт, поднять самолёт в воздух, управлять им во время полёта и посадить. Таким образом, уважение и любовь отца, помогли Дэви проявить свои самые лучшие стороны, а решительность и сила характера сына спасли Бену жизнь. Так отец и сын обрели друг друга и прошли «последний дюйм» на пути сближения.

    Источник: 4ege.ru

    Ленинский район

    МБОУ средняя школа №67

    Гошко Анна

    6 класс «А»

    Тема отцов и детей в повести А.С.Пушкина

    «Станционный смотритель» и в рассказе К. Г. Паустовского

    «Телеграмма».

    Научный руководитель:

    Смирнова Татьяна Сергеевна,

    учитель русского языка и литературы

    Новосибирск 2012

    Оглавление.

    Введение…………………………………………………………3

    Глава 1.Основные аспекты проблемы

    отцов и детей в произведениях русской литературы…………5

    Глава 2. Мотив «блудного сына» в контексте повести

    А.С. Пушкина «Станционный смотритель»………………….7

    Глава 3. Проблема благодарности в рассказе

    Г.К. Паустовского « Телеграмма»……………………………11

    Заключение………………………………………………………15

    Список использованной литературы……………………………16

    Введение.

    Проблема отцов и детей не раз поднималась в русской классической литературе. Тема эта стара как мир. Является она лишь частью той бесконечной естественной борьбы старого с новым из которой новое не всегда выходит победителем, и трудно сказать, хорошо это или плохо. Кроме того, в семье, от своих родителей, человек получает первые знания о жизни, об отношениях между людьми, поэтому от взаимоотношений в семье между родителями и детьми зависит то, как в будущем человек будет относиться к другим людям, какие нравственные принципы изберет для себя, что для него будет самым главным и святым.

    К проблеме отцов и детей разные авторы подходят по-разному. Кроме романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», само название которого показывает, что эта тема самая важная в романе, данная проблема существует практически во всех произведениях: в одних она представлена более ярко, в других появляется лишь намеками для более полного раскрытия образа героя. Трудно сказать, кто первый поднял проблему отцов и детей. Она настолько жизненна, что, кажется, существовала всегда на страницах литературных произведений.

    Проблема отцов и детей включает в себя целый ряд важных нравственных проблем. Это и проблема образования, проблема выбора нравственных правил, проблема благодарности, проблема непонимания. Они подняты в различных произведениях, и каждый автор пытается по-своему взглянуть на них.

    Проблема отцов и детей актуальна во все времена, потому что это глубоко нравственная проблема. Все то, что для человека является святым, передается ему родителями. Прогресс общества, его развитие порождает разногласия между старшим и молодым поколением.

    Одной из самых важных граней проблемы «отцов и детей»является благодарность. Благодарны ли дети своим родителям, любящим их, вырастившим их и воспитавшим? Тема благодарности поднята в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» и в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма».

    Именно эти факты и обосновывают выбор темы данного научного проекта, его актуальность и значение для изучения названных произведений в частности и для рассмотрения данной темы в контексте классической литературы в целом. Проект вносит определенный вклад в осмысление глубины творчества вышеназванных писателей, а также затрагивает нравственные аспекты проблемы, ставшей особенно острой в двадцать первом веке- веке равнодушия и неблагодарности даже к собственным родителям.

    Целью данного проекта является исследование особенностей раскрытия проблемы отцов и детей в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и в рассказе К.Г.Паустовского.

    Для достижения поставленной цели был обозначен ряд конкретных задач:

    1.Рассмотреть мотив «блудного сына» в контексте повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма»

    2.Проанализировать образы повести « Станционный смотритель», рассказа «Телеграмма».

    3.Сопоставить особенности изображения темы отцов и детей в двух произведениях.

    4.Изучить монографические работы и статьи в периодике по вышеназванной теме.

    В ходе исследования применялись различные методы:

    • Метод сравнительно-сопоставительного анализа;

    • Метод пообразного анализа;

    • Метод аналитического чтения.

    Теоретической базой исследования данного проекта являются работы по литературоведению М.Гершензона, В. Гиппиус, А. Слонимского, А.Г.Гукасовой.

    Структура работы соответствует содержанию решаемых исследовательских задач и строится в виде логической последовательности. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

    Глава 1.Основные аспекты проблемы отцов и детей в произведениях русской литературы.

    Проблема отцов и детей является одной из важных в русской литературе. Традиции ее восходят к глубокой древности, к устному народному творчеству, где ярко прослеживается проблема ослушания и расплаты за него. Не послушалась Аленушка родителей, не следила за братцем, и случилось несчастье: унесли его гуси-лебеди. Забыли матушкины наставления козлятушки- ребятушки- съел их серый волк.

    Древнерусская литература также не обходит данную проблему стороной. Достаточно вспомнить «Золотое слово» Святослава, который выступает с осуждением князей Игоря и Всеволода, которые рано начали себе славы искать. Святослав по-отечески призывает русских князей к объединению.

    Невозможно назвать практически ни одного автора, который обошел бы данную проблему своим вниманием.

    А. С. Грибоедов, описав в комедии «Горе от ума» борьбу «века нынешнего» и «века минувшего», не обошел вниманием сложную проблему отцов и детей. Сам замысел произведения — борьба старого с новым — это та же проблема, взятая более широко. Кроме того, здесь прослежены и взаимоотношения Фамусова со своей дочерью Софьей. Фамусов, конечно, любит дочь и желает ей счастья. Но вот счастье он понимает по-своему: счастье для него — деньги. Он приучает дочь к мысли о выгоде и этим совершает настоящее преступление, потому что Софья может стать похожей на Молчалина, перенявшего от отца лишь один принцип: искать выгоду везде, где только можно.

    Отцы постарались научить детей жизни, в своих наставлениях передали им то, что для них самих являлось наиболее важным и значительным. В результате, для Чичикова копейка стала смыслом жизни, и для того, чтобы ее беречь и копить, он готов на любую подлость, предательство, лесть и унижение.

    А Петр Гринев, следуя наставлению отца, оставался честным и благородным человеком во всех ситуациях, в какие ему приходилось попадать: честь и совесть на всю жизнь остались для него превыше всего. Как тут не вспомнить пословицу: «Каков батька, таковы и детки».

    Но, хотя эта пословица часто бывает права, иногда все оказывается наоборот. Тогда появляется проблема непонимания. Родители не понимают детей, а дети — родителей. Родители навязывают детям свою мораль, принципы жизни (не всегда достойные подражания), а дети не хотят принять их, но не всегда могут и хотят сопротивляться. Такова Кабаниха из «Грозы» Островского. Она навязывает детям (да и не только им) свое мнение, приказывает поступать лишь так, как хочет она. Кабаниха считает себя хранительницей старинных обычаев, без которых весь мир рухнет. Вот уже настоящее воплощение «века минувшего»! А ее дети, хотя им вовсе не по душе такое отношение к ним матери, не хотят исправить положение. И здесь, как это ни печально, «век минувший», со всеми его предрассудками, торжествует победу над новым. Одной из самых важных граней проблемы «отцов и детей» является благодарность, отсутствие которой прослеживается в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» и в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма»,

    Глава 2. Мотив «блудного сына» в контексте повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».

    Главный герой повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» Самсон Вырин обыкновенный, ничем не примечательный мелкий чиновник, «маленький человек». Повествованию о его горестной судьбе предпослан эпиграф из Вяземского:

    Коллежский регистратор,

    Почтовой станции диктатор.

    В этих словах содержится горькая ирония. Станционный смотритель не диктатор, а «сущий мученик четырнадцатого класса», огражденный своим чином разве что от побоев. «Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними побранивался?»- спрашивает рассказчик. Проезжающим они кажутся «извергами», «муромскими разбойниками». Вступаясь за этих людей, автор говорит о том, что должность смотрителя- настоящая каторга. Он виноват во всем: в плохой погоде, в том, что ямщик упрям, а лошади не везут. В дождь и в слякоть станционный смотритель бегает по дворам, в мороз скрывается в сенях от гнева постояльца.

    Самсон Вырин описывается Пушкиным как добрый семьянин, любящий муж и отец. После смерти красавицы жены он не женится вторично, не приводит в дом мачеху, а живет вдвоем с дочерью, которая становится смыслом его жизни. Прямодушный и бесхитростный, Вырин не замечает кокетства дочери с проезжающими, не видит притворства постояльца, задумавшего увезти Дуню. После бегства Дуни с ротмистром Минским станционный смотритель не находит себе места, думая о дочери. Его преследуют ужасные мысли о «молоденьких дурах», которые «сегодня в атласе да бархате», а завтра метут улицы «вместе с голью кабацкою». Безусловно, эти опасения имели основания. Вырин прилагает все усилия, чтобы спасти свою «заблудшую овечку». Он разыскивает Минского, умоляет возвратить ему дочь. Но все напрасно: сунув несчастному отцу пачку ассигнаций, Минский считает, что его обязательства по отношению к смотрителю исполнены, а дальнейшие отношения между ними невозможны.

    Выйдя от Минского на улицу и ощутив в своей руке комок ассигнаций, смотритель бросает его па землю, топчет. И все-таки мысль о дочери заставляет его вернуться за брошенными деньгами (видимо, к этому моменту отец еще не утратил надежды вернуть Дуню). Но денег уже пет, их уже схватил хорошо одетый молодой человек (деталь, свидетельствующая о меркантилизме нового поколения и о падении нравов).

    В повести сообщается о жизни Самсона Вырина после разлуки с дочерью. С горя он спился, в доме у него царят «ветхость и небрежение». Из свежего и бодрого человека лет пятидесяти, каким он был еще недавно, он превратился в хилого старика: седого, с глубокими морщинами на лице, со сгорбленной спиной. Оставлена работа, которую он исправно выполнял долгое время (о его скромных, но достойных уважения заслугах говорят три медали на полинялых лентах сюртука). Но и утратив надежду на возвращение дочери, Вырин сохранил добрый нрав, любовь к детям. Из слов мальчика Ваньки мы узнаем, что старик до самой смерти оставался заботливым и ласковым по отношению к детям. Он оделял их орехами, Ваньку научил делать дудочки.

    Обратимся к другим персонажам повести: к Минскому и к Дуне. Гусар Минский по-своему честен. Он обещает смотрителю не покинуть Дуню, составить се счастье и выполняет свое обещание. Однако Минский принимает в расчет только себя и Дуню, «опускаться» до какого-то коллежского регистратора он и не помышляет. «Зачем ее тебе? она отвыкла от прежнего своего состояния», слышит от него Вырин. Непроницаемая социальная стена отделяет его, а теперь и Дуню, перешедшую в другое «состояние», от бедного чиновника. Похищая Дуню, Минский не думал, какой трагедией обернется это для ее отца. Для самого ротмистра его мнимая болезнь, сговор с лекарем и похищение девушки (видимо, с ее согласия) представлялись веселыми приключениями влюбленного гусара.

    Но и Дуне (а она, как мы успеваем попять из некоторых деталей, добрая девушка) не приходит в голову мысль повидаться с отцом или хотя бы послать о себе добрую весть. А между тем она любит отца. По свидетельству ямщика, всю дорогу в Петербург она плачет, а когда отец появляется на ее петербургской квартире, Дуня падает в обморок. Наконец, в финале повести она долго лежит у могилы своего отца, оплакивая его. Но все же никаких попыток при жизни смотрителя повидать его, утешить с ее стороны не было. Она, как и сказал Минский, «отвыкла от прежнего состояния».

    Но не только Минский и Дуня не думают о возможности общения со станционным смотрителем. Ему и самому не грезятся родственные отношения с семьей дочери. Отца и дочь разделила стена социального неравенства.

    Но смысл пушкинской повести шире, чем обличение сословных предубеждений. «Станционный смотритель»- это и произведение на вечную тему об отцах и детях, и горькая история о неспособности людей, даже самых близких, кровно связанных, любящих понять и принять жизненную позицию другого, преодолеть эгоистическую замкнутость на собственных интересах.

    Трагедия отца, нежно любившего единственную дочь, предстает перед нами в этой повести. Конечно, Дуня не забыла своего отца, она любит его и чувствует свою вину перед ним, но все же то, что она уехала, оставив отца одного, оказалось для него большим ударом, настолько сильным, что он не смог его выдержать. Старый смотритель простил свою дочь, он не видит ее вины в происшедшем, он любит свою дочь настолько, что желает ей лучше умереть, чем пережить позор, который, возможно, ожидает и ее. И Дуня чувствует и благодарность, и вину перед отцом, она приезжает к нему, но уже не застает в живых. Лишь на могиле отца все ее чувства вырываются наружу. «Она легла здесь и лежала долго».

    «Станционный смотритель» — самая печальная из повестей Белкина. Прежде всего, трагедия главного героя Самсона Вырина – это трагедия отца, «просмотревшего свою дочь». Сам станционный смотритель – человек вполне положительный; из категории людей, по замечанию рассказчика титулярного советника А. Т. Н., «мирных, услужливых, склонных к общежитию, скромных в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивых». Так в повести возникает тема денег. Самсон Вырин очень любит дочь, которую после смерти жены воспитывает один. Вот только «Дом» этого простого и доверчивого человека – это и место его службы. А это вещи «не совместны». В начале повести мы видим «смиренную, но опрятную обитель». На стенах картинки, изображающие историю блудного сына, которые сопровождаются «приличными немецкими стихами». Могла ли дочка Дуня читать по-немецки?

    «Дом», открытый всему миру, не защищает от нападок и неприятностей. Дуня в свои 14 лет была «бойка», «без робости вела беседу» за чашкой чая с проезжими, и возможно, А. Т. Н. не единственный мужчина из тех, кто «просил ее поцелуя». Отец «с довольным самолюбием» гордился своей дочкой: «Такая разумная, такая проворная». Позднее он говорил: «…курьеры, фельдъегеря с нею по получасу заговаривали, барыни дарили ее, господа останавливались…, чтоб на нее подолее поглядеть,…я ль не лелеял моего дитяти?» Хорошо ли это? С точки зрения религиозной морали – нет.

    Укрощенный красотой Дуни, гусар Минский хитростью, с помощью любезности и услужливости очаровывает не столько девушку, сколько ее отца. И по воле отца дочь, которая собралась идти к обедне, садится в кибитку вместе с отъезжающим в Петербург молодым человеком. Отец сам отворачивает дочь с дороги к Храму. Понимает это слишком поздно. И тяжелая болезнь его — уж не наказание ли за это? Выздоровев, Самсон Вырин идет пешком в Петербург «искать свою заблудшую овечку». Смотритель оказался прав: «его высокоблагородие не волк». Минский искренне полюбил Дуню, а она – его. Во время первой встречи Минский признает свою вину, просит прощения, дает честное слово, что «Дуня будет счастлива…». А потом сует за обшлаг рукава сверток с ассигнациями. После второй встречи бедный Самсон Вырин понимает, что его вытолкнули не только на лестницу, но и из жизни дочери, и вообще из нормальной жизни. В конце концов заказывает молебен у Всех Скорбящих, предает дальнейшую судьбу дочери в руки Господа. Опустошенный духовно, пешком возвращается Самсон Вырин в свой дом. И очень скоро в его «Доме», «все кругом показывало ветхости и запустение». Сам он с горя стал горьким пьяницей. Остатки своей отцовской любви отдавал деревенским ребятишкам: то дудочку вырежет, то орешками угостит. Вспоминал дочь и при этом сознавался: «Поневоле согрешишь, да пожелаешь ей могилы». Он был уверен, что судьба Дуни будет самая несчастная. Вот в этом-то и есть самый большой его грех. Православные люди молятся за своих детей, обращаясь к Богу: «…сохрани их под кровом Твоим, покрый от всякого лукавого похотения, отжени от них всякого врага и супостата, отверзи им уши и очи сердечные, даруй умиление и смирение сердцам их».

    Дуня выстрадала свое счастье смирением и любовью. Благодаря Промыслу, стала законной женой Минского, «барыней». Скорее всего, и Минскому пришлось преодолеть немало трудностей, чтобы этот неравный брак состоялся. Теперь у Дуни есть свой «Дом», трое детей. Но чтобы счастье было полным, необходимо восстановить утраченные с отцом связи, сказать спасительное «прости» и получить, наконец, родительское благословение. Возвращение блудной дочери запоздало. Отца уже нет. В их доме живут другие люди. Единственное, что остается – слезы раскаяния и сокрушения на могиле отца и молитвы за упокой его души.

    Хотя мотив «блудного сына» присутствует в «Станционном смотрителе», повесть не является прямой иллюстрацией библейской притчи. Скорее это авторское размышление на тему «блудных детей», причем на первом плане стоит изображение переживаний и судьбы отца, а не его дочери.

    Глава 3. Проблема благодарности в рассказе Г.К. Паустовского «Телеграмма».

    Когда мы молоды, мы не задумываемся о том, что ждет нас в старости, и совершенно не думаем о том, какой она может быть – легкой, светлой или тяжелой, печальной. А зря. Поразмышляв над судьбой героини К.Г. Паустовского Катерины Ивановны, начинаешь понимать, как же это все-таки горько, когда ты не только стар и беспомощен, но и никому не нужен…

    Рассказывая о Катерине Ивановне, которая была «одна на белом свете», Паустовский по-новому высвечивает одну из самых трагических проблем человечества – разрыв связей между поколениями, который в наше время влечет за собой не идейный конфликт, а, казалось бы, нечто совсем обычное и потому еще более грустное — одинокую старость.

    Дочь Катерины Ивановны, Настя, «вот уже четвертый год не приезжает – забыла, значит, мать». Сетуя на нечуткость по отношению к родителям младшего поколения, автор сопереживает героине. Более того, Паустовский считает Катерину Ивановну своим идеалом матери: «…как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!» Какая? Всепрощающая, добрая, теплая… Доказывают это и художественные средства, которые помогают Паустовскому нарисовать образ Катерины Ивановны. За деталями ее одежды – «теплым салопчиком», «теплым платком», «кроется» теплота ее сердца; душевной же боли аккомпанируют метафоры «грустного» сада («сад облетел», «висел серп месяца»); искренность героини подчеркивает ее речь, наполненная экспрессивными повторами.

    К.Г. Паустовский, следуя традиции отечественной литературы, соотносит состояние природы с душевным состоянием человека. В природе, как и в жизни человеческой , наступает медленное увядание, нежелание «сдаваться» на милость зимних холодов и наконец, сон, подобный смерти.

    К.Г.Паустовского считают мастером детали. Каждый предмет в доме, деревья в саду, с которыми связана вся жизнь Катерины Петровны, одухотворяются автором с целью подчеркнуть ужас одиночества старой женщины- глубины ее тоски по дочери.

    Прошлое- в воспоминаниях Катерины Петровны: петербургская жизнь, «жила с отцом в Париже и видела похороны Виктора Гюго». Это была счастливая и насыщенная событиями жизнь, отсвет ее в эскизе к «Неизвестной» Крамского. Катерина Петровна живет воспоминаниями, они бы могли скрасить ее одиночество. Но и они тускнеют, как « потускнели от времени» картины на стенах. Автор своим подтекстом показывает, что сумрачно не только в опустевших комнатах, но и в душе героини.

    Старушка хотела только одного: увидеть свою дочь, приласкать её, «погладить её русые волосы «очаровательной красоты»». Катерине Ивановне так одиноко, что она просит отнюдь не родного ей человека прогуляться с ней в сад. Но там героиня не удержалась и заплакала, «как очень старые люди, не стыдясь своих слёз».

    Таким образом, Паустовский не только пытается «вразумить» молодежь, показать, насколько одиноко и тоскливо забытым старикам, и тем самым сократить разрыв между поколениями, но и, рисуя образ покинутой матери, старается вызвать наше сочувствие к героине.

    Из года в год, из века в век люди сталкиваются с одиночеством, из года в год такие же, как Катерина Ивановна, говорят: «Не дай вам бог дожить до такой одинокой старости!» Очень часто мы видим пожилых людей, которые одни ездят по магазинам, везя с собой очень тяжелые сумки, так как им некому помочь.

    В нашем мире существует большое количество так называемых «брошенных» родителей, которые уже не состоянии себе помочь. Конечно, дети иногда присылают деньги и раз в год приезжают в гости, но ведь этого отнюдь не достаточно.

    Именно о взаимоотношениях престарелых родителей и их детей пишет К.Г. Паустовский в своем произведении. Автор с горечью размышляет о том, что дети забывают родителей. А ведь старые люди словно дети — так же беспомощны. Но «Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость».

    Обычно пожилые люди не жалуются на свою жизнь. Казалось бы, они должны быть более капризными и требовательными. Но если они будут таковыми, то их дети будут приезжать к ним и присылать деньги только для того, чтобы отвязаться. Вспомним, что дочь «Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно».

    Любовь Катерины Петровны к дочери самоотверженна и лишена эгоизма. Женщина готова простить и даже оправдать и отсутствие писем, и нежелание приехать .Нельзя без жалости и чувства вины читать о том, как бережно перебирает Катерина Петровна принесенные почтарем деньги, представляя себе, что эти бумажки хранят аромат Настиных духов, помнят тепло ее рук.

    Очевидно, что автор призывает нас не забывать родителей, потому что они могут умереть в любой момент, а потом мы будем очень горько сожалеть. Между родными людьми существует незримая связь. Константин Георгиевич Паустовский в своём рассказе рассуждает о проблеме разрыва этой связи.

    Паустовский глубоко сострадает женщине, на старости лет забытой своей дочерью, оставшейся «одной на белом свете». На мой взгляд, Настя сделала ошибку, оставив свою мать в одиночестве. Любому человеку тяжело жить, осознавая, что он никому не нужен. А ещё хуже, если между родными и близкими людьми разрывается связующая их ниточка. Катерине Ивановне и многого-то не требовалось. Она всего лишь хотела, чтобы дочка Настя навестила её. Доживающая свои последние дни Катерина Ивановна глубоко несчастна. Чтобы выразить всё её отчаяние и тоску, автор прибегает к экспрессивным повторам («Не дай вам бог, родной мой! Не дай вам бог!»). Фразеологизм «одна на белом свете» наиболее полно характеризует положение, в котором оказалась Катерина Ивановна.

    Когда наши родители становятся престарелыми, то ответственность за их спокойную старость ложится на наши плечи. Теперь уже мы должны помочь им. И часто это не только помощь деньгами. Также необходимо внимание и общение

    Каждый из нас может оказаться на месте Катерины Ивановны. Поэтому мы должны любить и помнить наших родителей. Всем, чего достигает человек, он обязан своим родителям и воспитателям.

    Рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» — это не банальное повествование об одинокой старушке и невнимательной дочери. Паустовский показывает, что Настя отнюдь не бездушна: она сочувствует Тимофееву, тратит много времени на устройство его выставки. Как же могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери? Оказывается, одно дело — увлекаться работой, делать ее от всего сердца, отдавать ей все силы, физические и душевные, а другое — помнить о близких своих, о матери — самом святом существе на свете, не ограничиваясь только денежными переводами и короткими записками. Вот такого испытания на истинную человечность Настя не выдерживает. «Она подумала о переполненных поездах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней — и положила письмо в ящик письменного стола». В сутолоке ленинградских дней Настя чувствует себя интересной и нужной людям, ею движет желание проявить активность своей натуры. Есть в ней и эгоистическое чувство.

    «На одной из площадок Настя достала зеркальце, напудрилась и усмехнулась, — сейчас она нравилась самой себе. Художники называли ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза». Глаза- зеркало души человека. Значит у нее холодная душа. Не присутствует ли доля эгоистического чувства даже в хлопотах о выставке Тимофеева? Недаром же на вернисаже говорят: «Этой выставкой мы целиком обязаны… одной из рядовых сотрудниц Союза, нашей милой Анастасии Семеновне…» «Настя смутилась до слез». Гармонии между заботами о «дальних» и любовью к самому близкому человеку Насте достигнуть не удалось. В этом -трагизм ее положения, в этом причина чувства непоправимой вины, невыносимой тяжести, которое посещает ее после смерти матери и которое поселится в ее душе навсегда.

    Беззаветно стучит материнское сердце!

    Литературу не случайно называют учебником жизни. «Всем лучшим во мне я обязан книгам», — писал Горький М. Да, каждая мысль писателя, пропущенная через призму собственного сердца, заставляет нас быть неравнодушными: открывать вместе с героями те или иные неизведанные дали, покорять вершины, преодолевать расстояния, шагать трудными тропами, быть романтиком, героем, который способен совершать чудеса. Книга учит ненавидеть зло и предательство, человеческую несправедливость и страшное равнодушие.

    Родители дают жизнь детям, воспитывают их, стараются научить добру, любви, честности, хотят, чтобы они стали настоящими людьми. Но отношения детей и родителей часто складываются непросто из-за разницы взглядов на жизнь, несходства мнений, вкусов, из-за того, что дети хотят быть поскорее самостоятельными и не слушают советов родителей, хотят все делать по-своему. А в конечном итоге чаще всего правы оказываются все-таки родители.

    Очевидно, что в названии «Телеграмма» скрыт глубокий подтекст. По сути, весь рассказ – это телеграмма, обращённая к нам с вами. Ведь телеграмму, как вы уже сказали, отправляют, когда хотят сообщить что-то безотлагательно важное. «Будь человеком! — напоминает Паустовский. – За добро плати добром. Не будь пустельгой». Не прикрывайся заботой о человечестве, когда твоего тепла, твоего внимания, твоего доброго слова и взгляда ждут самые близкие люди и, прежде всего мама.

    Не упустите время, чтобы потом всю жизнь не мучиться угрызениями совести. Загляните в мамины глаза, может быть, уже сейчас ей нужны ваше внимание и ваша поддержка.

    Заключение.

    В данной работе была исследована проблема отцов и детей, нашедшая свое отражение в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма».

    Эти два произведения разделяет временной промежуток длинною более ста лет. Но проблема взаимоотношений родителей и детей вечна и актуальна во все времена, что писатели и поэты никогда не смогут обойти ее стороной.

    Мотив «блудного сына» ярко прослеживается в обоих произведениях.

    История повести «Станционный смотритель» окрашена грустью и состраданием. Ирония в эпиграфе, в имени главного героя: маленький бессильный человек назван именем библейского богатыря.

    Самсон Вырин, как тот отец из притчи, ждет возвращения и раскаяния блудной дочери, и он готов ее принять и простить, но не дождался, умер.

    Авдотья Самсоновна, Дуня, по модели притчи допускает в будущем возвращение с раскаянием в родной дом отца, и она возвращается, но, оказывается, что вернуться некуда. Пушкин показывает, что жизнь устроена проще и жестче самых мудрых и старых притч.

    Все дело в этом «чудесном» превращении Дуни: оно ведь лишь усугубляет горемычное положение смотрителя. Да, Дуня стала богатой и счастливой, но отец навсегда потерял дочь, а с нею и саму жизнь. Дуня стала богатой барыней, но отца не пустили даже на порог столичного дома, куда Минский поместил Дуню.

    Бедняк не просто остался бедняком; его оскорбили, растоптано его человеческое достоинство.

    А семейное, женское, материнское счастье дочери лишь усугубляет в глазах читателей горе старика- отца. Да ведь и Дуня в конце повести явно сгибается под тяжестью запоздалого раскаяния.

    Все гораздо сложнее в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма». Забытой, брошенной, лишенной дочерней ласки и заботы оказывается старенькая, беспомощная мать. Да, Настя регулярно отсылает матери денежные переводы , но зачем они ей?

    Катерине Петровне нужно внимание, она просто хочет увидеть дочь, по которой так соскучилась. Но так же, как и Самсон Вырин, не дождалась своего «блудного» ребенка, хотя до последнего верила, что Настенька приедет. И односельчане, а не дочь проводили Катерину Петровну в последний путь по-человечески.

    Дунечку затянула любовь и появившиеся дети, а Настя не может оставить работу и карьеру. Но они обе жертвуют самым дорогим- родителями.

    Паустовский предостерегает нас от беспамятства и нелюбви, нас, забывающих в суете повседневности о главном.

    Блудный сын оказался счастливее наших героинь потому что успел попросить у отца прощение.

    Список использованной литературы.

    1. Пушкин А.С. Повести- Алма-Ата: Мектеп, 1984.-304с.

    2. Паустовский К. Собрание сочинений в восьми томах. Издательство «Художественная литература», Москва, 1968-1969.

    3. Ю. А. Сохряков. «И. А. Ильин как мыслитель и литературный критик». Литература в школе № 1 1996.

    4. Н. Н. Скатов. «Пушкин». – Ленинград: Детская литература, 1991, с. 176

    5. В. В. Вересаев. «Пушкин в жизни» «Правда». – Москва, 1990, с. 215

    6. В. Непомнящий. «Да ведают потомки православных». – Литература в школе. — № 2. – 1993 г.

    7. В. В. Розанов. «Возврат к Пушкину». – Литература в школе. — № 4. – 1989

    8. Лотман Ю. М. «В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь». – Москва: Просвещение, 1988, с. 30

    9. Этимологический словарь русского языка. Под редакцией Н. М. Шанского. Издательство Московского университета, 1972, с. 163

    10. Православный календарь. – Кострома, 2004

    11. В. В. Розанов. «Возврат к Пушкину». – Литература в школе. — № 4. –

    1989

    Источник: gigabaza.ru


    Leave a Comment

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.