Отцы и дети это роман или повесть


После романа остается чувство недосказанности: так как же нам поступать, кто же прав был в споре поколений? Попробуем вместе разобраться, где искать ответы и на что опираться при написании итогового сочинения по роману «Отцы и дети»

В чем суть?

Прежде всего, попробуем вместе ответить на самые частые вопросы старшеклассников о романе «Отцы и дети». Нам в этом помогает кандидат филологических наук, педагог с 20-летним стажем Людмила Кожурина.

Часто школьники выражают свою симпатию Базарову и пренебрежительно относятся к поколению «отцов». Насколько верна эта позиция?

Соблазн влюбиться в Базарова как персонажа действительно велик, особенно если читатель — подросток, который прямо сейчас занят тем, что решает, «сделать бы жизнь с кого». Базаров привлекателен для юных умов тем, что его позиция четка, понятна, логична и незыблема, он — пример силы и власти.


 давайте всмотримся в этот образ пристальнее: людей он не видит, реальности не слышит, ни с родными, ни с друзьями не может жить, радоваться, сопереживать. Он мыслит схемами и ярлыками, а вот испытать, прожить какие-либо чувства он не может. Об этом говорит, например, сцена объяснения с Одинцовой: Базаров возмущен чувствами, которые сам в себе находит, совершенно не понимает, что с ними делать и в конце концов бежит в лес (Тургенев описывает ночь как прекрасную, романтическую, но Базаров этого словно бы не замечает, ломает сучья и стесняется сам себя). Возможно, поэтому в финале романа Николай Петрович Кирсанов, Аркаша, Катя получают возможность прожить свое маленькое счастье, а Базаров — нет.

По мнению автора, Базаров — прав? Он положительный герой в романе?

Этот вопрос меньше всего подходит к такому автору, как Тургенев. В его произведениях никогда нет прямых ответов, нет «лобовых» решений. Доподлинно известно, что Базаров Тургеневу дорог: в одном из писем он пишет, что, если читателю этот герой несимпатичен, то в том только его, Тургенева, вина. Но считает ли он его правым и правильным? Неизвестно. Поскольку Тургенев описывает живых людей, а не идеальные образы, категории правоты к ним сложно применять: все правы и все неправы, но допустимы любые способы жить и мыслить.


Вообще, читая роман «Отцы и дети», невозможно понять, за кого сам автор — за Базарова, или за Аркашу, или за кого-то еще. Эта черта была свойственна Тургеневу во всем; он не готов был доказывать или отстаивать какую-либо точку зрения, хотя до последнего дня жизни оставался верен своим идеалам. «С кем вы?» — вопрошал его Лев Толстой, желая получить четко сформулированную позицию, но желаемого так и не достиг: на долгие годы писатели поссорились и только затем, примирившись, возобновили дружескую переписку. Видимо, за эту нечеткость и нежелание поучать Тургенева так недолюбливали соратники по перу.

О чем говорит смерть Базарова в финале?

С одной стороны, по законам литературы, если герой романа в конце умирает — значит, автор посчитал его несостоятельным. С другой, героем финальной сценой у могилы Базарова является уже не сам Базаров, а скорее равнодушная природа, которая все перетрет в пыль и все горячие головы усмирит рано или поздно. Не то чтобы природа была в романе на стороне «отцов» — ей просто все равно, кого первым обращать в прах. Это философский, глубокий, открытый финал; здесь можно размышлять, подмечать, ведь Тургенев внимательный писатель и приметливости требует от читателя.


Одна из программных иллюстраций при изучении романа «Отцы и дети» — картина В.Г. Перова «Старики-родители на могиле сына». Эта и многие другие иллюстрации к роману в хорошем качестве вы можете найти в электронных формах учебников УМК Б. Ланина для 10 класса. Не забывайте выносить на интерактивную доску дополнительные иллюстративные материалы; напомните ученикам, чтобы после знакомства с тем или иным произведением они в целях самопроверки решали онлайн-тесты, представленные в ЭФУ.

Что взять для проработки?

Полифония идей и позиций: экспромтный спектакль. По сути, Тургенев — единственный подлинный полифонический писатель-романист, так как он позволяет героям своих романов высказывать точку зрения, отличную от его собственной. У Льва Толстого, например, все персонажи в унисон транслируют точку зрения автора. С Тургеневым ситуация иная: его персонажи спорят на равных, а он позволяет им это делать. Чтобы лучше услышать эту полифонию, попробуйте разыграть экспромтные мини-спектакли, импровизированные диалоги персонажей. Один ученик берет на себя роль Базарова, другой, к примеру, Павла Петровича, они оба выходят к доске и начинают вести беседу так, как вели бы герои романа. Не нужно повторять текст из романа — важнее постараться высказать такие мысли, которые пришли бы в голову именно этим героям. Беседовать можно о чем угодно, важно соблюсти целостность образов.


Споры Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым. Эти знаменитые споры в 6-й главе, где как бы сталкиваются два лагеря, высказывается две противоположные философские доктрины. Есть риск подать их очень однобоко: один за прошлое, другой за будущее, и так далее. Но если «посидеть» на них подольше и разобраться по существу, ученики сами смогут прийти к мысли: ни одна сторона не выдерживает реальных аргументов против, не отвечает на вопросы. Это разговор двух глухих, каждый из которых замкнулся в своей убежденности и совершенно не слышит другого. Это невероятно актуальная для наших дней ситуация. Неплохо было бы попробовать смоделировать такой разговор между этими двумя героями, чтобы диалог между ними все-таки состоялся.

Любовные линии. Их в романе четыре, и одна из них — автобиографическая: о любви Тургенева к крепостной девушке и их дочери Полине, которая воспитывалась впоследствии в доме Полины Виардо. Писатель позволил Кирсанову сделать то, чего не сделал сам — забыть об этических предрассудках, вопреки угрозам матери жениться на любимой женщине и счастливо растить своего ребенка вместе с ней.
орая любовная линия — классическая тургеневская история любви Павла Петровича с княгиней Р. Эта княгиня — роковая тургеневская женщина, с роковой судьбой, любимый тип женщин для самого Тургенева. У публициста Дмитрия Быкова есть версия, что княгина Р. — это Россия, сильная и необузданная, которая любящего мужчину отвергает и чурается. Можно проработать и эту версию в классе. Любовная линия Базарова и Одинцовой — печальная, так как Базаров не позволяет проявить себя в любви. Здесь тоже можно найти отголоски автопортрета писателя: Тургенев много раз собирался жениться, но в последний момент что-то его останавливало. Наконец, линия Кати и Аркаши Кирсанова — самая беспроблемная, заурядная, однако дарящая много любви и мало проблем.

О чем поговорить на классном часе?

«Отцы и дети» — роман о конфликте поколений. Однако, похоже, сегодня в моде бесконфликтность: молодежь дружит с мамами и папами, воспроизводит их схемы поведения, послушно делает то, что говорят. И отцы, и дети дружелюбны и снисходительны друг к другу, у них нет желания доказать, поставить на место, перевернуть мир своим гениальным открытием. Как вы считаете, почему это происходит? Почему среди старшеклассников сегодня так сложно встретить хоть одного подлинного Базарова? Нужны ли вообще такие Базаровы сегодня, нужно ли обществу больше Базаровых, или без них все-таки стабильнее и спокойнее?


Что разобрать с «продвинутыми» учениками?

Читая финальные страницы романа, мы можем усмотреть в последних днях Базарова сходство с еще одним персонажем — Дон Кихотом. Точно так же в конце герой явно разочаровывается в своих убеждениях, чувствует, что все было словно бы напрасно, что мир не изменить волей одного человека, каким бы он ни был.

10 января 1860 года Тургенев произнес речь на публичном чтении в пользу Общества для вспомоществования нуждающимся литераторам и ученым. В сборники она вошла под названием «Гамлет и Дон-Кихот». Роман «Отцы и дети» еще не написан, однако речь содержит его предсказание и предвосхищение. Коротко, основная ее идея такова: есть два основных типа людей, по-разному относящихся к своему идеалу. «Гамлеты» — представляют эгоизм и безверие. По словам Тургенева, Гамлет «вечно носится сам с собой, к себе возвращается, потому что не находит, к чему прилепиться душою». Они не верят ни в себя, ни в жизнь, хотя и привязаны к ней — а для дела нужна воля, для дела нужна мысль. «Дон-Кихоты» — это, напротив, бесстрашные, горящие верой, умеющие верить идеалу и терпеливо служить ему.
о энтузиасты, которые время от времени появляются в нашем обществе и готовы перевернуть землю одной лишь собственной волей и верой в свои идеалы. Главное, что для Тургенева самое ценное не в результате, а в устремлении: «Главное дело в искренности и силе самого убежденья… а результат — в руке судеб». Иными словами, у Дон-Кихота что-то хотя бы может получиться, а у Гамлета ничего получиться в принципе не может, так как он ни в чем не уверен и может только бездействовать.

По УМК Б. Ланина, школьники впервые читают статью Тургенева «Гамлет и Дон-Кихот» в 9 классе, а затем возвращаются к ней, читая в 10 классе роман «Отцы и дети». Благодаря подробному разбору основных идей писателя, ученики могут более глубоко изучить аналогии Базарова с рядом других персонажей, которых их же современники считали «потерянными, ненужными людьми».

Что можно сделать в классе? Во-первых, выборочно почитать текст речи с заинтересованными учениками. Во-вторых, припомнить всех героев, которых хочется отнести к Гамлетам и к Дон-Кихотам. Затем — поместить в этот перечень Базарова и обосновать, почему он оказался именно с теми или с этими. Наконец — рассмотреть всех найденных «Дон-Кихотов» — возможно, это будет Чацкий, Кандид, Мышкин, Мюнхгаузен, многие другие — и найти между ними нечто общее. Попробуйте порассуждать, как часто удается такому Дон-Кихоту изменить мир — и трагично ли это? Нужно ли, чтобы всякий раз действующий Дон-Кихот побеждал рефлексирующего Гамлета?

Источник: rosuchebnik.ru

Главные герои


  • Евгений Васильевич Базаров — нигилист, студент, учится на доктора. В нигилизме он — наставник Аркадия, протестует против либеральных идей братьев Кирсановых и традиционных взглядов его собственных родителей. Влюбляется в Одинцову. Умирает от заражения крови в конце романа.
  • Николай Петрович Кирсанов — помещик, либеральный демократ и отец Аркадия. В начале работы он стыдится подтвердить свою любовь к неаристократке Фенечке, но по примеру идеалов, представленных нигилистами, и с одобрением брата, он женится на ней.
  • Павел Петрович Кирсанов — брат Николая Петровича, аристократ, гордый, самоуверенный, является ярым приверженцем либерализма. Он не может сдержать свою ненависть к Базарову.
  • Аркадий Николаевич Кирсанов — недавний дипломированный специалист Санкт-Петербургского университета и друг Базарова. Он также нигилист, хотя, кажется, это происходит от его восхищения Базаровым, а не от собственных убеждений.
  • Василий Иванович Базаров — отец Базарова, отставной армейский хирург и небольшой содержатель земли, а также крепостных крестьян. Образован и просвещён, он тем не менее чувствует, подобно многим, что сельская изоляция оставила его вне пределов досягаемости современных идей. Он таким образом сохраняет лояльность к традиционным путям, проявленным особенно в преданности к Богу и к своему сыну.

  • Арина Власьевна — мать Базарова, набожная последовательница православия. Она любит своего сына глубоко, но в душе она обеспокоена его отречением от всех вер.
  • Анна Сергеевна Одинцова — богатая вдова, которая развлекает друзей-нигилистов в своём имении. Поначалу она симпатизирует Базарову, но после его признания не отвечает теми же чувствами.
  • Екатерина Сергеевна Локтева — сестра Анны Одинцовой, тихая, незаметная в тени сестры девушка, играет на клавикордах. С ней Аркадий проводит много времени, изнывая от любви к Анне. Но позже осознает свою любовь именно к Кате. В конце романа Екатерина выходит замуж за Аркадия.
  • Фенечка — мать ребёнка Николая Петровича. Живёт с ним в одном доме.

Источник: biograf.academic.ru

Анализ произведения

Основной сюжет

Отцы и дети это роман или повесть


Главный герой романа нигилист Базаров вместе с молодым дворянином Аркадием Кирсановым приезжает в имение Кирсановых, где происходит знакомство главного героя с отцом и дядей товарища.

Павел Петрович утонченный аристократ, которому совершенно не нравится ни Базаров, ни выказываемые им идеи и ценности. Базаров в долгу также не остается, и не менее активно и страстно, он высказывается против ценностей и морали стариков.

После этого молодые люди знакомятся с недавно овдовевшей Анной Одинцовой. Они оба влюбляются в нее, но временно скрывают это не только от предмета обожания, но и друг от друга. Главному герою стыдно признать, что он, выступавший яро против романтизма и любовной привязанности, сам теперь страдает от этих чувств.

Отцы и дети это роман или повесть

Молодой дворянин начинает ревновать даму сердца к Базарову, между друзьями происходят недомолвки и, в итоге, Базаров рассказывает о своих чувствах Анне. Одинцова предпочитает ему спокойную жизнь и брак по расчету.

Постепенно отношения между Базаровым и Аркадием портятся, а сам Аркадий увлекается младшей сестрой Анны Екатериной.

Отношения между старшим поколением Кирсановых и Базарова накаляются, дело доходит до дуэли, на которой ранение получает Павел Петрович. Это ставит жирную точку между Аркадием и Базаровым, и главному герою приходится вернуться в отчий дом. Там он заражается смертельной болезнью и погибает на руках у собственных родителей.

В финале романа Анна Сергеевна Одинцова выходит замуж по расчету, женятся Аркадий и Екатерина, а также Фенечка и Николай Петрович. Свои свадьбы они играют в один день. Дядя Аркадия покидает имение и отправляется жить за границу.

Герои тургеневского романа

Евгений Васильевич Базаров

Евгений Базаров

Базаров – студент-медик, по социальному статусу, простой человек, сын военного лекаря. Он серьезно увлекается естественными науками, разделяет убеждения нигилистов и отрицает романтические привязанности. Он уверен в себе, самолюбив, ироничен и насмешлив. Много говорить Базаров не любит.

Помимо любви главный герой не разделяет восхищение искусством, мало верует в медицину, невзирая на получаемое им образование. Не относя себя к романтичным натурам, Базаров любит красивых женщин и, одновременно, презирает их.

Самый интересный момент в романе – это когда герой сам начинает испытывать те чувства, существование которых он отрицал и высмеивал. Тургеневым наглядно демонстрируется внутриличностный конфликт, в тот момент, когда чувства и убеждения человека расходятся.

Подробнее: Евгений Базаров: характеристика и образ героя

Аркадий Николаевич Кирсанов

Аркадий Кирсанов

Один из центральных героев тургеневского романа – это молодой и образованный дворянин. Ему всего 23 года и он едва закончил университет. В силу своей юности и склада характера, он наивен и легко попадает под влияние Базарова. Внешне он разделяет убеждения нигилистов, но в душе, и далее по сюжету это видно, он предстает великодушным, мягким и очень сентиментальным молодым человеком. Со временем герой и сам понимает это.

В отличие от Базарова, Аркадий любит много и красиво говорить, он эмоционален, жизнерадостен и дорожит привязанностями. Он верит в брак. Невзирая на демонстрируемый вначале романа конфликт между отцами и детьми, Аркадий любит и дядю, и своего отца.

Подробнее: Аркадий Кирсанов: характеристика и образ героя

Анна Одинцова

Анна Одинцова

Одинцова Анна Сергеевна – рано овдовевшая богатая особа, которая в свое время замуж вышла не по любви, а по расчету, чтобы уберечь себя от бедности. Одна из главных героинь романа любит покой и собственную независимость. Она никогда никого не любила и ни к кому не привязывалась.

Для главных героев она выглядит красивой и недоступной, поскольку взаимностью не отвечает никому. Даже после смерти героя, замуж она выходит повторно, и опять-таки по расчету.

Подробнее: Анна Одинцова: характеристика и образ героини

Екатерина Локтева

Екатерина Локтева

Младшая сестра вдовы Одинцовой, Катя, совсем юна. Ей всего 20 лет. Екатерина является одним из самых милых и приятных персонажей романа. Она добра, общительна, наблюдательна и при этом демонстрирует самостоятельность и упертость, которые только красят молодую особу. Она из семьи небогатых дворян. Родители ее погибли, когда ей было всего 12 лет. С тех пор она воспитывалась старшей сестрой Анной. Ее Екатерина побаивается и под взглядами Одинцовой чувствует себя неловко.

Девушка любит природу, много размышляет, она прямая и не кокетливая.

Подробнее: Екатерина Локтева: характеристика и образ героини

Николай Петрович Кирсанов

Николай Петрович Кирсанов

Отец Аркадия (брат Павла Петровича Кирсанова). Вдовец. Ему 44 года, он совершенно безобидный человек и нетребовательный хозяин. Он мягкий, добрый, привязанный к сыну. По своей натуре он романтик, ему нравится музыка, природа, поэзия. Николай Петрович любит тихую, спокойную, размеренную жизнь в деревенской глуши.

В свое время он женился по любви и жил в браке счастливо до тех пор, пока его жена не умерла. В течение долгих лет не мог прийти в себя после смерти возлюбленной, но с годами нашел любовь вновь и ей стала Фенечка, простая и бедная девушка.

Подробнее: Николай Петрович Кирсанов: характеристика и образ героя

Павел Петрович Кирсанов

Павел Петрович Кирсанов

Утонченный аристократ, 45 лет от роду, дядя Аркадия. В свое время он служил офицером гвардии, но из-за княгини Р. его жизнь изменилась. Светский лев в прошлом, сердцеед, который легко завоевывал любовь женщин. Всю свою жизнь он строил в английском стиле, читал газеты на иностранном языке, вел дела и быт.

Кирсанов явный приверженец либеральных взглядов и человек с принципами. Он самоуверенный, гордый и насмешливый. Любовь в свое время его подкосила, и из любителя шумных компаний, он стал ярым мизантропом, который всяческим образом избегал общества людей. В душе герой несчастлив и в конце романа он оказывается далеко от своих близких.

Подробнее: Павел Петрович Кирсанов: характеристика и образ героя

Анализ сюжета романа

Отцы и дети это роман или повесть

Основным сюжетом, ставшего классическим, романа Тургенева, является конфликт Базарова с обществом, в котором он волей судьбы оказался. Обществом, которое не поддерживает его взглядов и идеалов.

Условной завязкой сюжета становится появление главного героя в доме Кирсановых. В ходе общения с другими героями демонстрируются конфликты и столкновения взглядов, которые проверяют убеждения Евгения на стойкость. Происходит это и в рамках главной любовной линии – во взаимоотношениях Базарова с Одинцовой.

Противопоставление – это главный прием, который автор использовал при написании романа. Он отражается не только в его заглавии и демонстрируется в конфликте, но и отражен в повторении маршрута главного героя. Базаров дважды оказывается в имении Кирсановых, дважды бывает у Одинцовой и также дважды возвращается в родительский дом.

Развязкой сюжета становится смерть главного героя, которой писатель хотел продемонстрировать крах высказываемых героем на протяжении романа мыслей.

В своем произведении Тургенев наглядно показал, что в круговороте всех идеологий и политических споров есть большая, сложная и многообразная жизнь, где всегда одерживают победу традиционные ценности, природа, искусство, любовь и искренние, глубокие привязанности.

Источник: xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.

 

Базаров помолчал.

— Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, — проговорил он с расстановкой, — тогда я изменю своё мнение о самом себе. Ненавидеть! Да вот, например, ты сегодня сказал, проходя мимо избы нашего старосты Филиппа, — она такая славная, белая, — вот, сказал ты, Россия тогда достигнет совершенства, когда у последнего мужика будет такое же помещение, и всякий из нас должен этому способствовать… А я и возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет… да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну, а дальше?

— Полно, Евгений… послушать тебя сегодня, поневоле согласишься с теми, которые упрекают нас в отсутствии принципов.

— Ты говоришь, как твой дядя. Принципов вообще нет — ты об этом не догадался до сих пор! — а есть ощущения. Всё от них зависит.

— Как так?

— Да так же. Например, я: я придерживаюсь отрицательного направления — в силу ощущения. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен — и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? — тоже в силу ощущения. Это всё едино. Глубже этого люди никогда не проникнут. Не всякий тебе это скажет, да и я в другой раз тебе этого не скажу.

— Что ж? и честность — ощущение?

— Ещё бы!

— Евгений! — начал печальным голосом Аркадий.

— А? что? не по вкусу? — перебил Базаров. — Нет, брат! Решился всё косить — валяй и себя по ногам!.. Однако мы довольно философствовали. «Природа навевает молчание сна», — сказал Пушкин.

— Никогда он ничего подобного не сказал, — промолвил Аркадий.

— Ну, не сказал, так мог и должен был сказать, в качестве поэта. Кстати, он, должно быть, в военной службе служил.

— Пушкин никогда не был военным!

— Помилуй, у него на каждой странице: на бой, на бой! за честь России!

— Что ты это за небылицы выдумываешь! Ведь это клевета наконец.

— Клевета? Эка важность! Вот вздумал каким словом испугать! Какую клевету ни взведи на человека, он, в сущности, заслуживает в двадцать раз хуже того.

— Давай лучше спать! — с досадой проговорил Аркадий.

— С величайшим удовольствием, — ответил Базаров.

Но ни тому, ни другому не спалось. Какое-то почти враждебное чувство охватывало сердца обоих молодых людей. Минут пять спустя они открыли глаза и переглянулись молча.

— Посмотри, — сказал вдруг Аркадий, — сухой кленовый лист оторвался и падает на землю; его движения совершенно сходны с полётом бабочки. Не странно ли? Самое печальное и мёртвое — сходно с самым весёлым и живым.

— О друг мой, Аркадий Николаич! — воскликнул Базаров, — об одном прошу тебя: не говори красиво.

— Я говорю, как умею… Да и наконец это деспотизм. Мне пришла мысль в голову; отчего её не высказать?

— Так; но почему же и мне не высказать своей мысли? Я нахожу, что говорить красиво неприлично.

— Что же прилично? Ругаться?

— Э-э! да ты, я вижу, точно намерен пойти по стопам дядюшки. Как бы этот идиот порадовался, если б услышал тебя!

— Как ты назвал Павла Петровича?

— Я его назвал, как следует, — идиотом.

— Это, однако, нестерпимо! — воскликнул Аркадий.

— Ага! родственное чувство заговорило, — спокойно промолвил Базаров. — Я заметил: оно очень упорно держится в людях. От всего готов отказаться человек, со всяким предрассудком расстанется; но сознаться, что, например, брат, который чужие платки крадёт, вор, — это свыше его сил. Да и в самом деле: мой брат, мой — и не гений… возможно ли это?

— Во мне простое чувство справедливости заговорило, а вовсе не родственное, — возразил запальчиво Аркадий. — Но так как ты этого чувства не понимаешь, у тебя нет этого ощущения, то ты и не можешь судить о нём.

— Другими словами: Аркадий Кирсанов слишком возвышен для моего понимания, — преклоняюсь и умолкаю.

— Полно, пожалуйста, Евгений; мы наконец поссоримся.

— Ах, Аркадий! сделай одолжение, поссоримся раз хорошенько — до положения риз, до истребления.

— Но ведь этак, пожалуй, мы кончим тем…

— Что подерёмся? — подхватил Базаров. — Что ж? Здесь, на сене, в такой идиллической обстановке, вдали от света и людских взоров — ничего. Но ты со мной не сладишь. Я тебя сейчас схвачу за горло…

Базаров растопырил свои длинные и жёсткие пальцы… Аркадий повернулся и приготовился, как бы шутя, сопротивляться… Но лицо его друга показалось ему таким зловещим, такая нешуточная угроза почудилась ему в кривой усмешке его губ, в загоревшихся глазах, что он почувствовал невольную робость…

 

И. С. Тургенев «Отцы и дети»

Источник: lit-ege.sdamgia.ru

Главные герои

Евгений Васильевич Базаров

Взрослый человек, примерно 30 лет. К окружающему миру скептическое отношение. В его образе преобладают холодные и жесткие черты. Беспринципный и не высоконравственный. Сын лекаря из крестьянской семьи, учится на медицинском факультете, самоуверенный. Умирает от заражения крови.

Николай Петрович Кирсанов

Самый чистый и положительный герой книги. 44-летний вдовец, приходится отцом Аркадию, любит сына. Спокойный и уравновешенный романтик. Долго переживал смерть любимой жены, после стал мужем простой бедной крестьянки Фенечки.

Аркадий Николаевич Кирсанов

Романтическая душа, сентиментальный, мягкий и добрый человек. Дворянин, отучился в университете, поддается влиянию Базарова. Верит в настоящие человеческие чувства.

Павел Петрович Кирсанов

Бывший гвардейский офицер. 45-летний брат Николая Петровича. Принципиальный аристократ, придерживается либеральных взглядов. Приверженец всего английского, самолюбивый. Пережив несчастную любовь, превратился в мизантропа, отдалился от родственников и уехал за границу.

Второстепенные персонажи

Василий Иванович Базаров

Любящий сына старик, бывший лекарь, продолжает врачебную практику, безвозмездно помогая крестьянам. Жизнерадостный и трудолюбивый, любит поболтать и пофилософствовать, живет просто и скромно.

Арина Власьевна Базарова

Пожилая дама дворянского рода, мать Евгения. Чересчур мнительная и набожная старушка, добрейшей души человечек, ласковая и умная, аккуратная и опрятная. Сильно переживает нелепую смерть сына.

Анна Сергеевна Одинцова

Жестокая и расчетливая, овдовевшая дамочка 28 лет. Независимая и высокомерная гордячка, обожает роскошь. Предпочитает жить в уединении, вдали от светского общества. Несчастная женщина. Никогда и никого не любила, замуж выходит опять по расчету.

Катерина

В строгости воспитанная сестрой, молодая, кроткая девушка. Добрая, скромная, любит природу и музыку. Спокойная и умная. Побаивается строгого нрава своей сестры. Вышла замуж за Аркадия.

Виктор Ситников

Купеческий сын, стыдится своей родословной. Человек недалекого ума, слепо подражает всему новому. Слабохарактерный и боязливый, ведет себя глупо и пошло, назойлив и болтлив в общении, мечтает прославиться. Считает Базарова своим учителем. Женившись, стал подкаблучником.

Авдотья Кукшина

Приятельница Базарова, Кирсанова и Ситникова. Помещица. Сторонница эмансипации. Считает, что небрежность в нарядах и развязное поведение – признак прогрессивности. Любительница папирос и шампанского.

Фенечка

Образ Фенечки входит в список второстепенных героев произведения, хотя описание ее соответствует женскому идеалу. Простая крестьянская девушка, она является воплощением чистоты и естественности. Уютная и домашняя, становится женой Николая Кирсанова.

Дуняша

Горничная Фенечки, помогает ей ухаживать за ребенком. Простая крестьянка, веселая и игривая хохотушка, в доме ведет себя строго.

Петр

Туповатый и самовлюбленный слуга Павла Петровича Кирсанова, едва научившись читать, считает себя ученым человеком.

Княгиня Р. (Нелли)

Эксцентричная, загадочная особа. Любовь всей жизни Павла Петровича, сильно повлиявшая на его судьбу. После рассказа об ее смерти, Кирсанов потерял смысл жизни.

Это характеристика героев романа Тургенева «Отцы и дети», речь в котором идет о вечном взаимном непонимании поколений. Произведение «Отцы и дети» герои, старое и новое поколение которого, стало примером для подражания, и нашло отклик в сердцах читателей. Имена героев, данная таблица характеристик, дают краткое представление об основных персонажах из книги Тургенева. Эти сжатые данные могут быть использованы для написания сочинения на уроках литературы.

Источник: obrazovaka.ru


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.