Спор поколений отцы и дети


Главный конфликт романа И. С. Тургенева — противоречия между «отцами» и «детьми». Название романа часто понимается весьма упрощенно: противоречие между поколениями, конфликт между аристократами и разночинцами. Но содержание романа выходит гораздо шире за рамки обозначенных выше проблем. Философские и психологические проблемы также важны для автора.

Конфликт поколений дается Тургеневым как противостояние Николая Петровича Кирсанова и Аркадия, Павла Петровича Кирсанова и Базарова.

Спор между Аркадием и его отцом проходит более мирно. Николай Петрович — семейный человек, его невозможно представить вне семейного круга. Он — отец, который стремится исполнить свой отцовский долг как можно лучше. Именно на нем, по мнению Тургенева, должна лежать ответственность за связь поколений. Во имя отцовской любви Николай Петрович готов многим поступиться. Николая Петровича отличает чуткость, терпение, мудрость. Именно эти качества предотвращают разрыв между отцом и сыном.


Павел Петрович, напротив, высокомерен и горд. Базаров тоже не уступает Кирсанову — он также сильная личность. Оба героя способны подчинять себе других, но сами при этом не попадают под чужое влияние. В чем-то схожи и их биографии: у каждого в жизни была неразделенная, несчастливая любовь. Оба они одиноки, у них нет наследников. Оба героя не умеют слышать других.

Базаров критически относятся к старшему поколению и многое отрицает в нем не потому, что оно старо по возрасту, а потому, что оно старо по духу, по своим жизненным принципам и мировоззрению.

Герои ведут полемику, которая начинается легкими перепалками, затем перерастает в спор, а затем противостояние героев приводит их к барьеру. Очень часто участниками спора движет не стремление к истине, а взаимная нетерпимость, раздражение. Поэтому они не могут справедливо оценить своего оппонента, понять его точку зрения.

Базаров отстаивает теорию «нигилизма»: «…мы действуем в силу того, что признаем полезным …В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем». Базаров подвергает отрицанию все: искусство («Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Рафаэль гроша ломаного не стоит»), природу как предмет для восхищения («природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»), любовь, и даже… Павел Петрович пытается уточнить, насколько далеко господин нигилист зашел в своих отрицаниях. И Базаров приводит в ужас своим ответом обоих старших Кирсановых:


— Мы отрицаем.

— Все?

— Все.

— Как? Не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить…

— Все, — с невыразимым спокойствием повторил Базаров.

Читатель лишь может догадываться, что стоит за этим категоричным «все», это и религия, и вера, и даже смерть.

Несмотря на категоричность суждений героя (Базарова), нельзя не заметить интереса и симпатии со стороны Тургенева к своему герою. Он, конечно же, не разделяет позиций Базарова, но по-человечески некоторые заблуждения Базарова вызывают скорее сочувствие Тургенева, нежели осуждение.

Со своей стороны Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам и верить в них. Павел Петрович уверен, что без «принсипов» могут жить лишь безнравственные люди. Сам он под принципами понимает, во-первых, конституцию, прогресс, во-вторых, аристократизм на английский манер, в-третьих, Павел Петрович открыто ненавидит материалистические идеи, разделяя точку зрения эстетов и идеалистов.

В своем романе автор пытается разрешить вечный конфликт двух поколений. С одной стороны, это конфликт возникает из-за непонимания мировоззрения одного поколения другим. С другой стороны, героям не хватает просто человеческой мудрости, терпения и доброты, а также внимания и открытости. Сам Тургенев утверждает, что жизнь сильнее любой теории, никакая теория не может определять течение жизни. И наконец, автор пытается найти выход из возникшего противостоянии: идеал писателя — жизнь, идущая беспрерывно от прошлого в будущее через настоящее. Самая главная ценность в жизни — любовь отцов к детям. Молодое поколение наследует лучшее от старшего, а старшее более терпимо относится к наследникам. Только в таком случае возможен диалог поколений.


Источник: studopedia.ru

Историческая основа романа

Столкновение интересов либералов и революционеров-демократов накануне событий 1861 года нашло выражение в произведении Тургенева. Спор поколений в романе «Отцы и дети» выражается противопоставлением взглядов Базарова и Кирсановых. По мнению Евгения, от реформы не будет толку.

Кирсановы олицетворяют собой уходящую дворянскую культуру. Базаров – сторонник революционно-демократических преобразований.

Спор поколений в романе «Отцы и дети» — о положении народа, об отношении к искусству, истории, литературе. В книге много говорится о противоречии двух поколений по самым различным вопросам, касающимся в том числе системы поведения человека, нравственных принципов. Не зря рецензенты называют этот роман произведением идейных споров.

Спор поколений в литературе

Немало авторов затрагивают вопрос конфликта поколений. Противоречие отцов и детей находит выражение в романе Пушкина «Евгений Онегин». Непонятым остается главный персонаж романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Одинок Чацкий в комедии Грибоедова «Горе от ума».

В каждом из этих произведений присутствует спор поколений. «Отцы и дети» — роман, в котором это противоречие звучит основной темой и задействует практически все сферы жизни.


Идея отмены крепостного права и отношение к дворянству

Спор поколений в романе «Отцы и дети» подчеркивает необходимость отмены крепостного строя. В произведении показана нелегкая судьба крепостных, невежество простого народа. Эту мысль автор озвучивает в самом начале произведения в виде размышлений Аркадия о нищете народа и об острой необходимости преобразований существующего режима. Тургенев размышляет в романе о судьбе страны и людей.

Автор о романе «Отцы и дети»

И.С. Тургенев о политическом содержании своего произведения говорит, что идея его направлена против дворянства и отвергает его как передовой класс. Автор называет Аркадия и его дядю, Павла Петровича, слабыми и ограниченным. При этом он отмечает, что это лучшие представители дворянства. Такое положение вещей показывает несостоятельность аристократии.

Автор отмечает определенные достоинства дворянства, но считает его исторически бесперспективным классом.

Идейный конфликт П.П. Кирсанова и Базарова

Спор поколений в романе «Отцы и дети» особенно явно проявляется в столкновении взглядов на существующий порядок вещей Павла Петровича и Евгения.


Можно выделить четыре круга вопросов, по которым спорят эти герои. Рассмотрим их.

Первый вопрос – это отношение к дворянству. Павел Петрович считает, что аристократы — это те, кто способствует развитию общества. Базаров, напротив, говорит, что аристократы не способны действовать и не приносят пользы обществу. Дворянство, по его мнению, не может содействовать развитию России.

Второй вопрос, вызывающий противоречие между героями, — это отношение к нигилизму. Базаров не признает никаких авторитетов и ничего не принимает на веру. Он независим, обладает самостоятельным мышлением, для него важна суть проблемы, а не отношение к ней других. Однако как бы ни был практичен Базаров, человеческие чувства ему тоже свойственны. Он влюбился в Анну Одинцову и не смог не объясниться с ней. Однако, как справедливо отмечает Павел Петрович, крайним проявлением нигилизма может стать отрицание общечеловеческих ценностей и таких понятий, которые нельзя подвергать сомнению. Базаров отвергает религию и мораль, а утверждает обязательность революционных действий во благо народа.

Разнятся взгляды двух героев на простой народ и его судьбу. Павел Петрович прославляет патриархальность крестьянской семьи, религию. Базаров считает, что крестьяне невежественны и не способны понять своих интересов. Должно отличать предрассудки народа от его интересов. Кирсанов много говорит о необходимости служения отечеству, но при этом живет спокойно и сыто. Базаров ближе, чем Кирсанов, к простому народу по своему общественному положению: он разночинец и должен работать. Нужно отметить, что Евгений не любит бездействия. Работа увлекает его, он не уважает праздности и лени.


Последний вопрос, вызывающий разногласия двух персонажей, — это отношение к природе и искусству. Павел Петрович благословляет все прекрасное. Базаров способен видеть в вещах и явлениях только полезное. Природа для него – это мастерская, где хозяин – человек. Он отрицает достижения культуры и искусства, поскольку в них нет практической пользы.

Отношение современников к роману

Спор поколений в литературе — тема, которая поднималась многими писателями.

Однако сразу после публикации роман получил критические отзывы как консерваторов, так и демократов. Так, в частности, Антонович писал, что Базаров — не что иное, как клевета на молодое поколение. Критик не видит художественной ценности этого произведения.

Иное отношение к роману высказал Писарев. В статье «Базаров» он оправдывает безразличие героя к будущему простого народа. Кроме того, автор статьи солидарен с отношением Базарова к искусству.

Спор поколений в произведениях многих авторов – тема далеко не новая. Однако стоит отметить, что в романе рассматриваются в большей степени не идейные столкновения отцов и детей, а противоречия дворян и разночинцев, которые олицетворяют собой будущее страны.


Источник: FB.ru

На страницах романа столкнулись люди, имеющие раз­ные, порой противоположные мнения по различным воп­росам, и мы понимаем, что они никогда не договорятся, поскольку безграничное самолюбие каждого, «сатанинская гордость» не дают соглашаться им со взглядами оппонен­та, а взаимная вражда (неприятие не только убеждений друг друга, но и зачастую — личностных особенностей) углубляет этот конфликт.

Различие социального положения Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова накладывает свой отпеча­ток не только на внешний вид героев, но и на манеру их поведения, речь.

Разночинец по происхождению (сын полкового лека­ря), Базаров выступает принципиальным противником всего дворянства, понятий дворянского общества, а осо­бенно — романтического, либерального идеализма. Он — нигилист, а это значит, что он ничего не принимает на веру, для него не существует признанных авторитетов: «Мы: действуем в силу того, что мы признаем полез­ным… В теперешнее время полезнее всего отрицание, — мы отрицаем». Поэзия и искусство, по мнению Евгения, бесполезные занятия, поэтому он отвергает их не заду­мываясь. Своеобразно и его отношение к природе, кото­рая для него лишена романтической таинственности и загадочности: «Природа — не храм, а мастерская, и че­ловек в ней — работник». Все на свете Базаров хочет проверить опытным путем, доверяя лишь разуму и эк­сперименту, отвергая чувства, поэтому часто говорит вещи не только неприятные, но и обидные окружающим.


Бесконечно веря в науку, которая, как ему кажется, по­может человеку проникнуть во все тайны жизни, Базаров считает, что личностные различия между людьми — Та. кая же «гниль и художество», как и искусство, «роман­тизм»: «Все люди друг на друга похожи телом, так и душой, и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других». И в этом он противоречит сам себе, поскольку стремится утвердить себя как личность, не по­хожую на других.

Гордясь тем, что понимает народ и умеет разговари­вать с мужиками, Базаров в то же время резко отзыва­ется о народе, указывая на его консерватизм, невежество, леность.

Павел Петрович Кирсанов — дворянин, он аристократ, бывший «светский лев», который в молодости сделал блестящую карьеру офицера, но впоследствии погубил свою жизнь из-за несчастной любви к легкомысленной княгине Р. В образе этого героя Тургенев воплотил лучшие черты русского дворянства: порядочность, чест­ность, высокую культуру. Много внимания уделяет Кир­санов-старший своему внешнему виду: даже в деревне он одет по последней моде.


Павел Петрович любит народ, «всегда вступается за кре­стьян», прославляет крестьянскую семью, религиозность, патриархальность, однако он чужд народу, не умеет об­щаться с мужиками, которые его не понимают, сторонятся, чувствуют в нем «барина» (и они правы).

По мнению Павла Петровича, аристократия является движущей силой общества, лишь ей под силу изменить жизнь России путем реформ. Ставя традиции превыше всего, он утверждает: «Мы люди старого века, мы пола­гаем, что без принсипов… шагу ступить, дохнуть нельзя». Базаров резко высмеивает «принсипы» и авторитеты Кир­санова, поскольку не видит в аристократах никакой пользы. Он также выступает против болтовни и либе­рального обличительства: «Болтать, все только болтать о наших язвах не стоит труда». Отрицая пустую терми­нологию, устаревшие догмы «барской» культуры, Базаров стоит за вмешательство в несовершенную жизнь, а не за тстранение от нее в тень высоких рассуждений о само­уважении и чувстве собственного достоинства: «Вот вы уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза для общества? Вы бы не уважали себя и то же бы делали».

И все же, смеясь над убеждениями Павла Петровича, Базаров, на мой взгляд, мало что им противопоставляет. Он действует как разрушитель, готовя площадку для но­вого, но кто это новое будет строить, он не знает.

А Кирсанов, ненавидя весь стиль поведения Базарова, его развязность, неуважение к авторитетам, все же понима­ет, что время «отцов» уже проходит, а на смену ему идет нечто новое, прогрессивное.


Роман Тургенева «Отцы и дети» не только отразил це­лую эпоху в жизни России со всеми ее конфликтами и достижениями, но и заострил внимание современников на необходимости изменений в русском обществе. Значение романа и в том, что он не потерял своей актуальности до сегодняшнего дня из-за яркого отображения конфликта между «детьми» и «отцами», которые будут спорить друг с другом, наверное, во все времена.[/sms]

Источник: www.kalitva.ru

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Она тайно венчается с Дмитрием, готовится к отъезду к нему – в Болгарию. Родители, особенно отец, возмущены её самоволием, даже лишают её наследства. Всё-таки она не жалеет о своём выборе, даже когда Инсаров умирает. Она собирается пойти в сёстры милосердия, но след её теряется. Впрочем, сомневаться, что она останется верна идеалам, не приходится.

Роман о новом поколении людей. В финале задаётся вопрос, дескать, будут ли в России настоящие люди, готовые улучшить жизнь… ответ дан в романе.

This cannot be undone.»,»stories_narrative_remove_warning»:»Are you sure you want to delete this narrative?

Катя — характеристика персонажа Катя — младшая сестра Анны Сергеевны Одинцовой. Первоначально кажется всего лишь милой, застенчивой барышней. Но постепенно в ней обнаруживаются самостоятельность и душевная сила.

Глубокой основой романа Тургенева был вопрос о судьбе России, русского народа, о путях его дальнейшего развития.

Погребна В. Л. Проблеми фемінізму в російській критиці і романах письменниць другої половини хіх століття: автореф. дисертації на здобуття наукового ступеня д-ра філологічних наук. Киев, 2004. (Нацiональна академiя наук України. Інститут літератури ім. Т. Г.

Спор поколений в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева

Повесть Ивана Сергеевича Тургенева “Ася” – это повесть о всепоглощающей любви, написанная 1 в 1857 г. в Германии. Впервые она быпа опубликована в 1858 г. в журнале “Современник”. Одна из…

У главного героя романа, Евгения Базарова, широкий научный кругозор: у него глубокие научные познания в области медицины, химии, физики, ботаники, зоологии. Увлечение естественными науками было типичной чертой культурной жизни России 60-х годов. На изучение естественных наук в то время смотрели как на необходимый фундамент всех знаний.

В романе ярко переданы споры «отцов» и «детей» , представителей двух культур — старой, уходящей дворянской культуры и новой, демократической. Эти споры отразили столкновение между дворянскими либералами, сыгравшими свою относительно прогрессивную роль в 40-х годах, и разночинцами-демократами, ставшими во главе передового общественного движения.

Споры отразили столкновение между дворянскими либералами, сыгравшими свою относительно прогрессивную роль в 40-х годах, и разночинцами-демократами, ставшими во главе передового общественного движения.

В центре статьи – актуализация «женского вопроса» в социокультурном контексте 1860-х годов. Идейно-эстетическая специфика отражения в повести Плещеева «Призвание» (1860) и романе Тургенева «Отцы и дети» (1862) фактов профанирования передовых устремлений «людей шестидесятых годов» обнаруживается в побочных формах ритуала и культурной инсценировки.

Своим романом, и прежде всего образом Базарова, Тургенев как бы отвечал на вопрос, поставленный Добролюбовым в статье «Когда же придет настоящий день?». Добролюбов задавал вопрос: когда же появятся русские Инсаровы? Образ Базарова говорил: они появились, но у них нет жизненной программы, они — нигилисты.

Тургенев владел умением угадывать нарождающееся в обществе движение. Дыхание эпохи 60-х годов, ее типические особенности ощутимы в образах героев романа «Отцы и дети», в историческом фоне, на котором разворачивается действие, в центральном конфликте романа. Тургенев писал Полине Виардо: «Я попытался представить конфликт двух поколений».

Он хотел проститься со старой, уходящей эпохой и встретить эпоху новую, пока еще находящуюся в поисках и метаниях. Роман «Отцы и дети» — это спор двух культур: старой, дворянской, и новой, демократической.

Тургенев владел умением угадывать нарождающееся в обществе движение. Дыхание эпохи 60-х годов, ее типические особенности ощутимы в образах героев романа «Отцы и дети», в историческом фоне, на котором разворачивается действие, в центральном конфликте романа. Тургенев писал Полине Виардо: «Я попытался представить конфликт двух поколений».

Психологизм романа “Дворянское гнездо” огромен и очень своеобразен. Тургенев не развертывает психологического анализа переживаний своих героев, как это делают его современники Достоевский и Л. Толстой. Он ограничивается самым необходимым, сосредоточивая…

Андрей – тоже её поклонник, но он своим восхищением Инсаровым, зародил в ней интерес к революционеру с удивительной судьбой: мать украли, отца расстреляли, сам он исходил половину Европы. И его цель совпала со стремлением Елены.

Почему И. С. Тургенев не завершил роман смертью Базарова, этой наиболее сильной в художественном отношении сценой? Ведь о главном герое сказано, казалось бы, все, для чего нужно было писателю создавать…

На берегу реки, в один из самых знойных летних дней, на траве под липой лежали двое молодых парней. Одного из них звали Алексей Берсенев, он только что окончил университет и должен был стать ученым и, казалось, выглядел старше своего белокурого товарища, хотя был тремя годами младше.

В первую очередь перед Аркадием. Ведь для него радость встречи была со стороны родителей Кирсановых признаком аристократической мягкотелости. В свою очередь, Василий Иванович и Арина Власьевна боятся «спугнуть» редко приезжающего сына, не мешают ему, не говорят о своих чувствах.

Сочинение. Проблема поколений в романе Тургенева «Отцы и дети»

Конфликт «отцов» и «детей». Середина XIX века — время бурных и сложных для России со­бытий. После Крымской войны стало очевидно, что правительство не способно решить поставленные перед ним проблемы.

И вот в среду этих «хороших представителей дворянства», в полуобломовскую обстановку их жизни Тургенев вводит нового человека — сына лекаря Базарова, воплощающего в себе отрицание этой жизни. Сама ситуация приезда бедного студента, разночинца-демократа, к своему богатому товарищу в барскую усадьбу может показаться необычной.

Духовный конфликт поколений в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» — школьное сочинение, читать сочинение на тему.

Представители дворян обоих поколений — отец, сын и дядя Кирсановы — изображены мелкими, в большинстве своем слабовольными людьми, с узкими, ограниченными интересами. Их всех заслонила огромная фигура нового человека — Евгения Базарова.

С социальным и идеологическим конфликтом в романе тесно переплетен конфликт между поколениями. По словам исследователя Ю. Лебедева, семейная тема романа придает социальному столкновению особую гуманистическую окрашенность, делает последнее более широким и объемным, до конца разрывая былое единство живых сил национальной жизни. О таком же противостоянии писал Ф. И.

Яркими представителями двух идейных течений являются Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Уже во внешнем описании героев читатель видит резкий контраст. Евгений Васильевич предстает перед нами мрачным, отгороженным от мира, но в нем чувствуется неисчерпаемая энергия.

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» появился в 1862 году. С тех пор и до настоящего времени он продолжает восхищать читателей своими художественными достоинствами.

Читая роман Тургенева “Отцы и дети”, мы постоянно встречаем авторские характеристики и описания героев, ремарки автора и различные комментарии. Следя…

Сочинение на тему: Конфликт двух поколений в романе Тургенева “Отцы и дети”

По дороге в Марьино Базарову и Аркадию попадались «деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами».

Оказывается, жизнь продолжается там, где нет разрыва между отцами и детьми, где разные поколения находят путь к взаимопониманию. Таковы семьи Аркадия и Кати, Николая Петровича и Фенечки. А значит, извечный конфликт отцов и детей все же может иметь положительное решение.

Степанова Г. В.О прототипе Кукшиной в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» // Русская литература. 1985. № 3. С. 152–154.
С одной сто­роны, это поколение «отцов», к которому принадлежали дворянские либералы, с другой — идущее ему на смену поколение «детей», то есть новая, демократически настроенная молодежь, отрицавшая все, что было связано со старым миром. общественно-политическая дискуссия.

Яркими представителями двух идейных течений являются Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Уже во внешнем описании героев читатель видит резкий контраст. Евгений Васильевич предстает перед нами мрачным, отгороженным от мира, но в нем чувствуется неисчерпаемая энергия. Особое внимание автор обращает на ум героя: “оно (лицо) оживлялось спокойной улыбкою и выражало самоуверенность и ум”.

Ярким представителем нового поколения является главный герой романа — Базаров. Он появляется на первых страницах произведения и сразу же привлекает наше внимание своей неза- иисимостью, раскованностью, резкостью и прямотой.

Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем в 28 тт. Сочинения в 15 тт. Письма в 13 тт., в 15 кн. / Гл. ред. М. П. Алексеев. Письма. Т. 4. М.; Л.: АН СССР, 1962.

Полюбив страстно и сильно, герой глубже понимает человеческие отношения, Базаров борется с собой, но человеческое побеждает. Вглядитесь в лица Николая Петрович?, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян — и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность».

Источник: shadowgunlegends.ru

Сочинение. Спор двух поколений в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"

Спор Кирсанова и Базарова

   Проблема отцов и детей существовала и, скорее всего, будет существовать во все времена. Очевидно, именно поэтому роман И.С. Тургенева "Отцы и дети" до сих пор остается актуальным. Два поколения, изображенные писателем, различаются не столько возрастом, сколько противоположными взглядами, мировоззрениями: старого дворянства, аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции.
   Яркими представителями двух идейных течений являются Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Уже во внешнем описании героев читатель видит резкий контраст. Евгений Васильевич предстает перед нами мрачным, отгороженным от мира, но в нем чувствуется неисчерпаемая энергия. Особое внимание автор обращает на ум героя: "оно (лицо) оживлялось спокойной улыбкою и выражало самоуверенность и ум". В описании Павла Петровича преобладают, в основном, прилагательные: "Его коротко стриженные волосы отливали немалым блеском…; лицо его желчное…, необыкновенно правильное и чистое… являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чистые, продолговатые глаза". Это придает его образу некоторую мягкость. Жизнь Павла Кирсанова не имела определенного смысла, это мы можем заметить даже по деталям его одежды, например, он носил "тёмный английский свют, модный низенький галстук и лаковые туфли", следил за красотой своих ногтей даже в деревне. Конечно же, герои романа различались не только внешне. Разногласия у Базарова и Кирсанова возникали по разным вопросам, но самые яркие предметы спора — это аристократизм и нигилизм, народ и искусство.
   В одном из споров раскрывается первая тема. Павел Петрович, будучи дворянином, пытается защитить старые порядки, проявить свою эрудицию, в частности, в области литературы, называет имена Шиллера и Гете. На что Базаров отвечает: "Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта". Затем речь заходит о соседнем помещике, который по мнению Евгения, "дрянь, аристократишка". Павел Петрович крайне разозлен и отвечает, что это слово нельзя употреблять в качестве ругательства. Кирсанов пытается убедить Базарова в том, что аристократы — это высоконравственные люди, придерживающиеся особых "принсипов", уважающие человеческую личность и достоинство. Кроме того, Павел Петрович называет своего собеседника безнравственным и пустым человеком, а его убеждения — безжизненными. Он не понимает, как можно жить, не имея определенного эталона для подражания, и отвергать все, во что люди верили веками. Евгений Васильевич же со свойственными ему уверенностью и хладнокровием отвечает: "Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, подумаешь, сколько иностранных … и бесполезных слов! Русскому человеку они и даром не нужны". Так же легко и уверенно опровергает мысли Павла Петровича о нигилизме: "Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицать — мы отрицаем". Из этой полемики очевидно, что старшее поколение терпит "поражение".
   Далее разговор заходит о жизни народа. И здесь, на первый взгляд, мнения двух героев сходятся: Базаров гордится тем, что его дед "землю пахал", Кирсанов же признается в своей любви к патриархальному народу, который "свято чтит предания" и "не может жить без веры". Но потом Евгений говорит, что не понимает пассивного народа, который слепо верит глупым приметам и поверьям и не может бороться за свое счастье, с крепостным правом, со старыми устроями.
   Кульминацией всех споров героев является дуэль. Этот поединок имеет большое значение как в композиционном, так и в идейном отношении. Тургенев хотел показать столкновение не просто двух людей, а двух различных мировоззрений, двух эпох. В дуэли победу одерживает Базаров, то есть поколение "детей". "Поражение" старшего поколения является символом того, что необходимы перемены, которые рано или поздно настанут.
   Таким образом, мы видим, что Павел Петрович оказывается несостоятельным оппонентом для Базарова. Все "принсипы" Кирсанова — лишь слова, не подкрепленные действиями, когда всё сводится к соблюдению внешних приличий. Но то же самое можно сказать о Базарове! Несмотря на столь блестящую победу в спорах, он так же, как и его опонент, склонен к внешней напыщенности. Кроме того, существуют некоторые идеологические сходства: Базаров отрицает все уродливое и недееспособное в Павле Петровиче, тем самым впадая в крайность, а две крайности, как известно, притягиваются друг к другу. Философия Базарова — это отрицание жизненных устоев "отцов", но Тургенев показывает, что только на отрицании ничего построить нельзя. Евгению необходимы были испытания: любви и приближающейся смерти, чтобы понять это.
   Финал романа вполне закономерен. Павел Петрович уезжает из России за границу, понимая, что уже не сможет реализовать своих идей на родине; Базаров умирает. На мой взгляд, так и должно было произойти: ни Базаров, ни Павел Петрович не находят своего места в жизни. Счастливыми в романе становятся лить те персонажи, которые нащупали золотую середину между слепым поклонением и категоричным отрицанием.

Источник: picakin.ru


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.