Межнациональные отношения
1) Межэтнические (межнациональные) отношения – отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни.
Межнациональные отношения в силу их многоаспектности представляют собой сложное явление. Они включают две разновидности:
— отношения между разными национальностями внутри одного государства;
ие группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки. Таким путем сформировались латиноамериканские народы: в одно целое здесь смешались традиции испанцев, португальцев, местных индейцев и африканцев-рабов.
2) Этническое поглощение (ассимиляция) — представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции. Современная Америка — пример мирного пути, а древние империи, завоевавшие соседние народы, например Ассирия и Рим, служат образцом немирного пути. В одном случае захватчики растворяли в себе покоренные народы, в другом — сами растворялись в них. В нас.
онального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными, например, в Бельгии — французский, датский и немецкий, в Швейцарии — немецкий, французский и итальянский. В результате формируется культурный плюрализм (от лат. pluralis — множественный).
Межнациональная интеграция – это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни.
Межнациональный конфликт — одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.
Межэтнические конфликты не возникают на пустом месте.
к правило, для их появления необходимы определенный сдвиг привычного уклада жизни и разрушение системы ценностей, что сопровождается у людей чувствами растерянности и дискомфорта, обреченности и даже потерей смысла жизни. В таких случаях на первый план в регуляции межгрупповых отношений в обществе выдвигается этнический фактор как более древний, выполняющий функцию группового выживания. Эти процессы могут привести к национализму.
Национализм — идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.
— Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики.
— Осознание всеми людьми .
ont-family: Arial, Tahoma, Helvetica, FreeSans, sans-serif; font-size: 14px; line-height: 20px;" />— Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры — национальные общества и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры.
— Организация эффективно действующих международных комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров.
Источник: buharinanan.blogspot.com
Межэтнические (межнациональные) отношения – отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни. Межнациональные отношения включают две разновидности: отношения между разными национальностями внутри одного государства; отношения между разными нациями-государствами.
Способы мирного сотрудничества
А) Этническое смешивание: разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки.
Б) Этническое поглощение (ассимиляция): представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции.
В) Создание многонационального государства (культурный плюрализм), в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными (в Бельгии – французский, датский и немецкий, в Швейцарии – немецкий, французский и итальянский).
Тенденции в развитии наций
1. Межнациональная интеграция – процесс постепенного объединения различных этносов, народов, наций через сферы общественной жизни. Формы интеграции: экономические и политические союзы (Евросоюз), транснациональные корпорации, международные культурные центры, взаимопроникновение религий, культур, ценностей.
2. Межнациональная дифференциация – процесс разъединения, разделения, противостояния различных этносов, народов, наций. Формы дифференциации: самоизоляция, протекционизм в экономике, национализм в различных формах в политике и культуре, религиозный фанатизм, экстремизм.
Формы межнациональных отношений
1. Этническая миксация – смешивание разных этнических групп и возникновение нового этноса (Латинская Америка).
2. Ассимиляция.
3. Аккультурация – взаимное уподобление и приспособление различных культур народов и отдельных явлений этих культур, в большинстве случаев при доминировании культуры народа, в общественном отношении более высокоразвитого.
4. Мультикультурализм – политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.
5. Национализм – идеология, политика, психология и социальная практика обособления и противопоставления одной нации другим, пропаганда национальной исключительности отдельной нации. Виды национализма: этнический; державно-государственный; бытовой.
6. Шовинизм – политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов интересам других наций и народов, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм; крайняя, агрессивная форма национализма.
7. Дискриминация – умаление (фактически или юридически) прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т. п.
8. Сегрегация – политика принудительного отделения какой-либо группы населения по расовому или этническому признаку, одна из форм расовой дискриминации.
9. Апартеид – крайняя форма расовой дискриминации, означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции.
10. Геноцид – преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп.
11. Сепаратизм – стремление к отделению, обособлению; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования (сикхи, баски, тамилы) или за предоставление части страны автономии.
Межнациональный конфликт – 1) любая конкуренция (соперничество) между группами, от противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной конкуренции, во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности ее членов; 2) одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн. Причины межнациональных конфликтов: социально-экономические; культурно-языковые; этнодемографические; экологические; экстерриториальные; исторические; конфессиональные; культурные.
Типы межнациональных конфликтов: 1) конфликты стереотипов (этнические группы четко не осознают причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ «нежелательного соседа», армяно-азербайджанский конфликт); 2) конфликт идей: выдвижение тех или иных притязаний, обоснование «исторического права» на государственность, на территорию (Эстония, Литва, Татарстан, в свое время идея Уральской республики); 3) конфликт действий: митинги, демонстрации, пикеты, принятие институциональных решений, открытые столкновения.
Пути решения межнациональных конфликтов
* Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики.
* Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, овладение культурой межнациональных отношений, требующей безусловной реализации прав и свобод лиц любой национальности, уважения самобытности, их национального самосознания, языка, обычаев, исключающей малейшее проявление национального недоверия, вражды.
* Использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации.
* Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры – национальные общества и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры.
* Организация эффективно действующих международных комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров.
* Предупреждение конфликтов – сумма усилий, направленная на то, чтобы не допустить событий, приводящих к конфликтам.
* Применение широкого спектра санкций. Вооруженное вмешательство допустимо только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму вооруженных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека.
Следующая глава >
Источник: info.wikireading.ru
Межнациональные отношения… Этот термин в последнее время довольно часто доносится из радиоэфира и с телевизионных экранов, а интересующиеся горячими новостями могут встретить его еще и на страницах современных периодических изданий или популярных Интернет-ресурсов. Иногда в хорошем контексте, но чаще, согласитесь, все же в грустном или тревожном. К сожалению…
В своей статье я предлагаю рассмотреть данный термин более подробно, дать ему определение, заглянуть в историю и привести некоторые типичные примеры.
Межнациональные отношения. Определение понятия
Межнациональные отношения – это совокупность индивидуально переживаемых отношений между людьми, которые принадлежат либо к разным национальностям, либо же являются представителями различных этнических общностей. Данное понятие изучается сразу двумя социальными науками: общей психологией и этнопсихологией.
Как же возникают данные отношения?
Да, собственно говоря, они складываются постепенно, в процессе трудовой или политической жизни, а также вытекают из семьи, быта, дружеского и любого другого неформального общения.
В зависимости от исторического прошлого той или иной страны, социально-политической обстановки, экономических, культурных и бытовых условий жизни характер таких взаимоотношений может меняться и принимать дружественные, нейтральные или же (в самом крайнем случае) негативные формы. Кроме этого, на него может значительно влиять и личная заинтересованность в общении.
Межнациональные отношения. Их разновидности и формы
Такого рода отношения могут возникнуть между представителями разных национальностей на уровне одного государства, а также они, конечно же, могут сложиться между разными государствами или нациями.
Ученым удалось выделить две основные формы межнациональных отношений:
-
этнический или национальный конфликт;
-
мирное сотрудничество, включающее в себя сразу несколько подвидов:
— Этническое смешивание. Возникает в том случае, если различные группы, стихийно смешиваясь между собой, спустя какое-то количество лет начинают образовывать одну нацию. Как правило, это происходит через межнациональные браки. Если углубиться в историю, то можно узнать, что именно таким способом некогда появились латиноамериканцы, в традициях которых и по сей день смешаны обычаи и испанцев, и португальцев, и рабов-африканцев, и местных аборигенов.
— Этническая ассимиляция или поглощение. Случается в том случае, если один народ практически полностью растворяется в другом или даже одновременно нескольких. Это может произойти как в мирный, так и в военный период. Например, без кровопролитий и порабощений удалось сформироваться США. А вот в древности все происходило намного жестче, и в качестве примера можно привести конфликт между Ассирией и Римом.
Если сценарий ассимиляции носит насильственный характер, то более крупная и сильная нация запрещает второй, например, использовать свой язык или придерживаться собственных обычаев и традиций.
Межнациональные отношения. Способы решения конфликтов
По мнению современных социологов и политологов, если отношения между нациями зашли в тупик и любые попытки выйти из создавшейся ситуации, в конце концов, привели к еще большему ее обострению, существует несколько реальных способов повлиять на данный конфликт:
-
Признать наличие межнациональных проблем и решить их с помощью методов национальной политики.
-
На уровне нации осознать неприемлемость насилия и овладения культурой другого народа. Позволить любой национальности реализовывать свои свободы и права, уважать ее самобытность, язык и обычаи, не проявляя никакой вражды или недоверия.
-
Для нормализации этнополитической ситуации использовать различные рычаги экономики.
-
Создавать в тех регионах, для которых характерен смешанный национальный состав, различного рода культурную инфраструктуру. Например, национальные центры, школы с возможностью посещать уроки на родном языке, а также дать возможность соблюдать все национальные традиции и обычаи.
-
Организовать специальные международные комиссии, советы или другие структуры, которые будут заниматься мирным решением всех возникающих национальных споров.
Проблема межнациональных отношений возникает, прежде всего, там, где люди не слышат друг друга и не хотят даже попробовать договориться мирным путем.
Источник: FB.ru
Межнациональные отношения в силу их многоаспект- ности представляют собой сложное явление. Они включают две разновидности:
— отношения между разными национальностями внутри одного государства;
— отношения между разными нациями-государствами.
Формы межнациональных отношений следующие:
— Мирное сотрудничество.
— Этнический конфликт (от лат. conflictus — столкновение).
(что точнее). Существуют три типа этноса. Для главное основание объединения людей в одну _ кровно-родственные связи и общее |
Способы мирного сотрудничества довольно многообразны.
Способы мирного сотрудничества
Наименование способа |
Его характеристика |
Этническое смешивание |
Разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки. Таким путем сформировались латиноамериканские народы: в одно целое здесь смешались традиции испанцев, португальцев, местных индейцев и африканцев-рабов |
Этническое поглощение (ассимиляция) |
Представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции. Современная Америка — пример мирного пути, а древние империи, завоевавшие соседние народы, например Ассирия и Рим, служат образцом немирного пути. В одном случае захватчики растворяли в себе покоренные народы, в другом — сами растворялись в них. В насильственном сценарии более крупная нация запрещает другим использовать родной язык а публичной жизни, получать образование на нем, закрывает книжные издательства и средства массовой информации |
|
Самый цивилизованный путь объединения разных народов — создание многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации, В подобных случаях несколько языков являются государственными, например, в Бельгии — французский, датский и немецкий, в Швейцарии — немецкий, французский и итальянский. Б результате формируется культурный плюрализм (от лат. pluralis — множественный).
При культурном плюрализме ни одно национальное меньшинство не теряет самобытности и не растворяется в общей культуре. Он подразумевает, что представители одной национальности добровольно овладевают привычками и традициями другой, обогащая при этом собственную культуру.
Культурный плюрализм — показатель успешной адаптации (приспособления) человека к чужой культуре без отказа от своей собственной. Успешная адаптация предполагает ов
ладение богатствами еще одной культуры без ущерба дли ценностей собственной.
В современном мире просматриваются две взаимосвязанные тенденции в развитии наций.
Основные тенденции развития наций
Межнациональная дифференциация
Межнациональная интеграция
Процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов и народов в самых разных планах
Процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни
• Самоизоляция в целом
• Протекционизм в экономике
• Национализм в различных формах в политике и культуре
• Религиозный фанатизм, экстремизм
• Экономические и политические союзы (например, Европейский союз (ЕС))
• Транснациональные корпорации (ТНК)
• Международные культурные и народные центры
• Взаимопроникновение религий,культур, ценностей
Глобализация — это исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую систему
Межнациональный конфликт
В современном мире практически не существует этнически однородных государств. К таковым можно условно отнести только 12 стран (9% всех государств мира).
В 25 государствах (18,9%) основная этническая общность составляет 90% населения, еще в 25 странах этот показатель колеблется от 75 до 89%, В 31 государстве (23,5%) национальное большинство составляет от 50 до 70%, и в 39 странах (29,5%) едва ли половина населения является этнически однородной группой.
Таким образом, людям разных национальностей так или иначе приходится сосуществовать на одной территории, и мирная жизнь складывается далеко не всегда.
Межнациональный конфликт — одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.
В мировой конфликтологии нет единого концептуального подхода к причинам межэтнических конфликтов.
Анализируются социально-структурные изменения контактирующих этнических групп, проблемы их неравенства в статусе, престиже, вознаграждении. Есть подходы, сосредоточивающиеся на поведенческих механизмах, связанных с опасениями за судьбу группы, -— не только за потерю культурного своеобразия, но и за использование собственности, ресурсов и возникающей в связи с этим агрессией.
Исследователи, опирающиеся на коллективные действия, концентрируют свое внимание на ответственности элит, борющихся за власть, ресурсы. Очевидно, элиты прежде всего ответственны за созданий «образа врага», представлений о совместимости или несовместимости ценностей этнических групп, идеологии мира или вражды.
В ситуациях напряженности создаются представления о чертах народов, препятствующих общению, — «мессианстве» русских, «наследуемой воинственности» чеченцев, а также иерархии народов, с которыми можно или нельзя «иметь дело».
Большим влиянием на Западе пользуется концепция «столкновения цивилизаций» американского исследователя С. Хантингтона. Она объясняет современные конфликты, в частности недавние акты международного терроризма, конфессиональными различиями. В исламской, конфуцианской, буддийской и православной культурах будто бы не находят отклика идеи западной цивилизации — либерализм, равенство, законность, права человека, рынок, демократия, отделение церкви от государства.
Осповпой причиной конфликтов, трспий, различного рода предубеждений между представителями разных национальностей выступает этноцентризм.
Этноцентризм — совокупность неправильных представлений (предубеждений) одной нации по отношению к другой, свидетельствующих о превосходстве первой.
Этноцентризм — уверенность в правоте собственной культуры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные. Поэтому многие межнациональные конфликты называют ложными, поскольку в их основе лежат не объективные противоречия, а непонимание позиций и целей другой стороны, приписывание ей враждебных намерений, что порождает неадекватное чувство опасности, угрозы.
Современные социологи предлагают следующую классификацию причин межнациональных конфликтов.
Причины межнациональных конфликтов
— Социально-экономические — неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти.
— Культурно-языковые — недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни.
— Этнодемографические — быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения,
— Экологические — ухудшение качества окружающей среды в результате ее загрязнения либо истощения природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы.
— Экстерриториальные — несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов.
— Исторические — прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства-подчинения и т. д.),
— Конфессиональные — из-за принадлежности к разным религиям и конфессиям, различий в уровне современной религиозности населения.
— Культурные — от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры народа.
Социологи выделяют различные типы межнациональныхконфликтов.
Государственно-правовой
Неудовлетворенность правовым положением нации, стремление к собственной государственности
Конфликт с властными структурами государства, в составе которого находится нация
(например, Абхазия и Южная Осетия в Грузии и др.)
Этнотерри- ториальный
Определение территории нации, наци- онально-тер- риториаль- ных границ
(например, конфликты в Нагорном Карабахе, Южной Осетии)
Этнодемог- рафический
Защита прав «коренной национальности», ограничения для «пришлых»
Опасность растворения этноса в результате притока иноязычного населения
(например, конфронтация между Конфедерацией нардов Кавказа и российскими властями)
Социально- психологический
Изменение образа жизни, нарушение прав человека
Переселенцы (беженцы) и местное населе
ние
(например, проблемы месхетинеких турок в Узбекистане, чеченцев в Казахстане, дискриминация русскоязычного населения в странах СНГ и Прибалтийских государствах)
Межэтнические конфликты не возникают на пустом месте. Как правило, для их появления необходимы определенный сдвиг привычного уклада жизни и разрушение системы ценностей, что сопровождается у людей чувствами растерянности и дискомфорта, обреченности и даже потерей смысла
жизни. В таких случаях на первый план в регуляции межгрупповых отношений в обществе выдвигается этнический фактор как более древний, выполняющий функцию группового выживания.
Действие этого социально-психологического фактора реализуется следующим образом. Когда появляется угроза существованию группы как целостного и самостоятельного субъекта межгруппового взаимодействия, на уровне социального восприятия ситуации происходит социальная идентификация по признаку происхождения, по признаку крови; включаются механизмы социально-психологической защиты в виде процессов внутригрупповой сплоченности, внутригру ппов ого фаворитизма, усиления единства «мы» и внешне- групповой дискриминации и обособления от «них», «чужих».
Эти процессы могут привести к национализму.
Национализм (фр. nationalisme от лат, natio — народ) — идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.
Виды национализма
• Этнический — борьба народа за национальное освобождение, обретение собственной государственности,
• Державно-государственный — стремление наций воплотить в жизнь свои национально-государственные интересы, нередко за счет малых народов.
• Бытовой — проявление национальных чувств, враждебное отношение к инородцам, ксенофобия (pp. xenos — чужой и phobos — страх).
Национализм может перерасти в свою крайне агрессивную форму — шовинизм.
Шовинизм (фр. chauvinisme — термин происходит от имени Никола Шовена, литературного героя комедии братьев И, и Т. Коньяр «Трехцветная кокарда», радетеля величия Франции в духе идей Наполеона Бонапарта) — политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов интересам других наций и народов, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм.
Одним из проявлений государственного национализма является геноцид.
Геноцид (от лат. genos — род и caedere — убивать) — преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп. Примером геноцида является холокост — массовое уничтожение гитлеровцами еврейского населения во время Второй мировой войны.
Объединение группы по этническому признаку происходит на основе;
— предпочтения своих соплеменников «чужим», пришлым. некоренным и усиления чувства национальной солидарности;
— защиты территории проживания и возрождения чувства территориальности для титульной нации, этнической группы;
— требований о перераспределении дохода в пользу «своих»;
— игнорирования законных потребностей других групп населения на данной территории, признаваемых «чужими».
Все эти признаки обладают одним преимуществом для группового массового действия — наглядностью и самоочевидностью общности (по языку, культуре, внешности, истории и т. д.) по сравнению с «чужими». Индикатором состояния межнациональных отношений и, соответственно, их регулятором является этнический стереотип как разновидность социального стереотипа. При этом регуляция межгрупповых отношений с помощью этнического стереотипа приобретает как бы самостоятельное существование и психологически возвращает социальные отношения в историческое прошлое. Когда сталкиваются интересы двух групп и обе группы претендуют на те же блага и на ту же территорию (как, например, ингуши и североосетинцы), в условиях социального противостояния и девальвации общих целей и ценностей, национально-этнические цели и идеалы становятся ведущими социально-психологическими регуляторами массового социального действия. Поэтому процесс поляризации по этническому признаку неизбежно начинает ьыражитьсм и противостоянии, в конфликте, который, в свою очередь, блокирует удовлетворение базовых социально-психологических потребностей обеих групп.
При этом в процессе эскалации (расширения, наращивания, увеличения) конфликта объективно и неизменно начинают действовать следующие социально-психологические закономерности:
— уменьшение объема коммуникации между сторонами, увеличение количества дезинформации, ужесточение агрессивности терминологии, усиление тенденции использовать СМИ как оружие в эскалации психоза и противостояния широких масс населения;
— искаженное восприятие информации друг о друге;
— выработка установки враждебности и подозрительности, закрепление образа «коварного врага» и его дегуманизация, т. е. исключение из рода человеческого, что психологически оправдывает любые зверства и жестокости по отношению к «нелюдям» при достижении своих целей;
— формирование ориентации на победу в межнациональном конфликте силовыми методами за счет поражения или уничтожения другой стороны.
В острых конфликтных ситуациях одной из первых промежуточных фаз его урегулирования является юридизация конфликта.
Само по себе подписание каких-либо соглашений еще не гарантирует погашения конфликта. Определяющей является готовность сторон их выполнять, а не использовать в качестве «дымовой завесы» для продолжения попыток добиваться своих целей неправовыми средствами. Для этого, в свою очередь, необходимо хотя бы частичное преодоление конфликта интересов или по крайней мере снижение его остроты, к чему может повести, например, появление в отношениях между сторонами новых стимулов: суровая экономическая необходимость, заинтересованность сторон в ресурсах друг друга, «премии» за урегулирование конфликта в виде международной или иностранной помощи — могут (правда, не всегда) переключить интересы конфликтующих сторон в иную плоскость и значительно притушить конфликт.
Таким образом, в социально-политическом плане пути к преодолению межнациональных конфликтов лежат либо через хотя бы частичное удовлетворение требований сторон, либо через понижение для них актуальности предмета конфликта.
Существующие межнациональные проблемы (территориальные споры, стремление к суверенизации; борьба этнических меньшинств за самоопределение, создание независимого государственного образования; дискриминация языка, образа жизни; проблема беженцев, вынужденных переселенцев и т. д.) требуют значительных усилий для их разрешения.
Пути разрешения межнациональных проблем
— Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики.
— Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, овладение культурой межнациональных отношений, требующей безусловной реализации прав и свобод лиц любой национальности, уважения самобытности, их национального самосознания, языка, обычаев, исключающей малейшее проявление национального недоверия, вражды.
— Использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации.
— Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры — национальные общества и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры.
— Организация эффективно действующих международных комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров.
Образец задания
j Сб. | Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте каждую из них примером.
Ответ: Могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие тенденции в развитии современных межнациональных отношений: Интеграция; экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (например, Европейское сообщество). Стремление ряда народов сохранить или обрести культурно- национальную самостоятельность, автономию (например, корейское меньшинство в Японии),
Источник: megaobuchalka.ru