Как воздействовать на подсознание


Говорить о неосознаваемом психическом бессмысленно и непродуктивно без более или менее четкого определения того, что понимается под термином «сознание». Из всех существующих определений наиболее строгим и непротиворечивым в контексте обсуждаемой проблемы нам представляется мысль о сознании как знании, которое может быть передано, может стать достоянием других членов сообщества. Co-знание — это знание вместе с кем-то (ср. с сочувствием, сопереживанием, сотрудничеством и т. п.). Осознать — значит приобрести потенциальную возможность научить, передать свои знания другому. Согласно современным данным, для осознания внешнего стимула необходима связь гностических зон новой коры большого мозга с моторной речевой областью в левом (у правшей) полушарии. Классические труды А. Р. Лурия, открытие Г. В. Гершуни класса неосознаваемых условных реакций, исследования пациентов с расщепленным мозгом, справедливо увенчанные Нобелевской премией Р. Сиерри, и последовавшие затем серии работ, в том числе Э. А. Костандова, В. Л. Деглина, Н. Б. Брагиной, Т. А. Доброхотовой и других, ознаменовали поистине революционный скачок в изучении нейрофизиологических основ сознания человека.


Сформулированная выше дефиниция позволяет однозначно провести грань между осознаваемым и неосознаваемым в деятельности мозга. Если человек перечисляет детали предъявленной ему сюжетной картинки, а спустя определенное время называет фрагменты, отсутствовавшие в нервом отчете, мы имеем все основания говорить о наличии неосознаваемою восприятия и непроизвольной памяти, то есть о следах, лишь позднее проникших в сферу сознания. Если тысячелетний опыт человечества побуждает отличать военную науку от военного искусства, то мы понимаем, что в поенном деле существует нечто, чему можно научить, ч го можно сформулировать в виде правил, наряду с тем, чему научить в принципе невозможно. Разумеется, военное искусство, как всякое иное искусство, располагает своей технологией, зависит от ранее накопленного опыта и навыков, позволяющих использовать этот опыт наиболее эффективным образом. Вместе с тем в искусстве полководца присутствует тот элемент интуиции, который невозможно формализовать и передать другому в виде рационально обоснованного решения. Иными словами: можно научить правилам игры. Научить выигрывать нельзя.

В обширной сфере неосознаваемого психического необходимо различать минимум две группы явлений. К первой принадлежит все то, что было осознаваемым или может стать осознаваемым в определенных условиях. К этой группе прежде всего относятся хорошо автоматизированные и потому переставшие осознаваться навыки и вытесненные из сферы сознания мотивационные конфликты, суть которых становится ясна только благодаря специальным усилиям врача-психотерапевта. За этим классом явлений целесообразно сохранить традиционный термин «подсознание».


В сферу подсознания входят и глубоко усвоенные субъектом социальные нормы, регулирующая функция которых переживается как «голос совести», «зов сердца», «веление долга». Важно подчеркнуть, что интериоризация внешних по своему происхождению социальных норм придает этим нормам ту чрезвычайную императивность, которой они не обладали до момента интериоризации. «Суд людей презирать нетрудно, — писал А. С. Пушкин, — суд собственный презирать невозможно». «Когда никто не увидит и никто не узнает, а я все-таки не сделаю — вот что такое совесть» (В. Г. Короленко). «Совесть — есть память общества, усвоенная отдельным лицом» (Л. Н. Толстой). Межличностное происхождение совести закреплено в самом названии феномена: совесть, то есть весть, в которой незримо присутствует некто иной или иные, помимо меня, посвященные в содержание данной «вести». Нетрудно видеть, что «сверх-Я» Зигмунда Фрейда, безусловно, отличное от биологических влечений, целиком принадлежит сфере подсознания и не может рассматриваться как аналог сверхсознания, о котором подробнее речь пойдет ниже.


К подсознанию мы относим и тс проявления интуиции, которые не связаны с порождением новой информации, но предполагают лишь использование ранее накопленного опыта. Когда знаменитый клиницист, мельком взглянув на больного, ставит правильный диагноз, он нередко сам не может объяснить, какие именно внешние признаки болезни побудили его придти именно к такому заключению. В данном случае он ничем не отличается от пианиста, давно забывшего, как именно следует Действовать тем или иным пальцем. Заключением врача, как и действиями пианиста, руководит их подсознание.

Подчеркнем, что ранее осознававшийся жизненный опыт, будь то система двигательных навыков, знание симптомов тех или иных заболеваний, нормы поведения, присущие данной социальной среде и т. д., представляют отнюдь не единственный канал, наполняющий подсознание конкретным внешним по своему происхождению содержанием.

Имеется и прямой путь, минующий рациональный контроль сознания. Это — механизмы имитационного поведения. Именно прямое воздействие на подсознание приводит к тому, что пример взрослых и сверстников из непосредственного окружения ребенка нередко формирует его личность в большей мере, чем адресующиеся к интеллекту разъяснения полезности и социальной ценности того или иного поступка.

В процессе длительной эволюции подсознание возникло как средство защиты сознания от лишней работы и непереносимых нагрузок.
ет ли речь о двигательных навыках пианиста, шофера, спортсмена и т. д., которые с успехом могут реализоваться без вмешательства сознания, или о тягостном для субъекта мотивационном конфликте, — подсознание освобождает сознание от психологических перегрузок. Поясню сказанное примером, который я заимствую из работы И. С. Кона. Человек завидует другому, но сознает, что чувство зависти унизительно и постыдно. И тогда он бессознательно начинает искать те отрицательные черты, действительные и мнимые, которые могли бы оправдать его недоброжелательное отношение. Он искренне верит, что его неприязнь вызвана именно недостатками другого, хотя на самом деле единственная причина недоброжелательности — зависть.

Подсознание всегда стоит на страже добытого и хорошо усвоенного, будь то автоматизированный навык или социальная норма. Консерватизм подсознания — одна из его наиболее характерных черт. Благодаря подсознанию индивидуально усвоенное (условно рефлекторное) приобретает императивность и жесткость, присущие безусловным рефлексам. Отсюда возникает иллюзия врожденности некоторых проявлений неосознаваемого, например, иллюзия врожденности грамматических структур, усвоенных ребенком путем имитации задолго до того, когда он осознает эти правила на школьных уроках родного языка. Сходство подсознательного с врожденным получило отражение даже в житейском лексиконе, породив метафоры типа «классовый инстинкт», «голос крови» и тому подобные образные выражения.


Теперь мы перейдем к анализу второй разновидности неосознаваемого психического, которую дихотомически к подсознанию и вслед за К. С. Станиславским можно назвать сверхсознанием или надсознанием, по терминологии М. Г. Ярошевского. В отличие от подсознания, деятельность сверхсознания не сознается ни при каких условиях: на суд сознания подаются только результаты этой деятельности. К сфере сверхсознания относятся первоначальные этапы всякого творчества — порождение гипотез, догадок, творческих озарений. Если подсознание защищает сознание от излишней работы и психологических перегрузок, то неосознаваемость творческой интуиции есть защита от преждевременного вмешательства сознания, от давления ранее накопленного опыта. Не будь этой защиты, и здравый смысл, очевидность непосредственно наблюдаемого, догматизм прочно усвоенных норм душили бы «гадкого утенка» смелой гипотезы в момент его зарождения, не дав ему превратиться в прекрасного лебедя будущих открытий. Вот почему за дискурсивным мышлением оставлена функция вторичного отбора порождаемых сверхсознанием гипотез, сперва путем их логической оценки, а затем в горниле экспериментальной производственной и общественной практики.

Деятельность сверхсознания и сознания в процессе творчества сопоставимы с функциями изменчивости и отбора в процессе «творчества природы» — биологической, а затем и культурной эволюции.
азу же заметим, что сверхсознание не сводится к одному лишь порождению «психических мутаций», то есть к чисто случайному рекомбинированию хранящихся в памяти следов. По каким-то, еще неведомым нам, законам сверхсознание производит первичный отбор возникающих рекомендаций и предъявляет сознанию только те из них, которым присуща известная вероятность их соответствия реальной действительности. Вот почему даже самые «безумные идеи» ученого принципиально отличны от патологического безумия душевнобольных и фантасмагории сновидений.

Современная нейрофизиология располагает знанием ряда механизмов, способных привести к замыканию временных нервных связей между следами (энграммами) ранее полученных впечатлений, чье соответствие или несоответствие действительности выясняется лишь вторично путем сопоставления с объективной реальностью. Среди этих механизмов, подробно рассмотренных нами ранее, особое место занимает принцип доминанты А. А. Ухтомского. В настоящее время можно считать установленным, что сверхсознание (интуиция) всегда «работает» на удовлетворение потребности, устойчиво доминирующей в иерархии мотивов данного субъекта. Так, карьерист, жаждущий социального успеха, может быть гениален в построении своей карьеры, но вряд ли подарит миру научные открытия и художественные шедевры. Здесь не следует впадать в дурную «одномерность». Великий художник (или ученый) может быть достаточно честолюбив, скуп, играть на бегах и в карты.
— человек, и ничто человеческое ему не чуждо. Важно лишь, чтобы в определенные моменты бескорыстная потребность познания истины и правды безраздельно овладевала всем его существом. Именно в эти моменты доминирующая потребность включит механизмы сверхсознания и приведет к результатам, недостижимым никаким иным рациональным способом. «Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон…", — А. С. Пушкин гениально угадал эту диалектику деятельности сверхсознания.

Подобно тому, как имитационное поведение способно адресоваться к подсознанию, минуя контроль рационального мышления, важнейшим средством тренировки и обогащения сверхсознания является детская игра. Будучи свободна от достижения утилитарных, а до определенного возраста и социально-престижных целей, игра обладает той самоцельностью и самоценностью, которые направляют ее на решение бескорыстно-творческих задач. Детская игра мотивируется почти исключительно потребностями познания и вооруженности. (Под последней мы понимаем потребность приобретения знаний, навыков и умений, которые понадобятся лишь в дальнейшем). Именно эти две потребности — познание и вооруженность — питают деятельность детского сверхсознания, делая каждого ребенка фантазером, первооткрывателем и творцом По мере взросления потребности познания все чаще приходится конкурировать с витальными и социальными потребностями, а сверхсознанию — отвлекаться на обслуживание широкого спектра самых разнообразных мотиваций. Не случайно подлинно великие умы характеризуются сохранением черт детскости, что было замечено давно и не один раз.


В своей книге Е. Л. Фейнберг предложил различать интуицию-догадку (порождение гипотез) от интуиции — прямого усмотрения истины, не требующего формально-логических доказательств. Примером интуиции последнего типа может служить заключение ученого о достаточности количества экспериментов или заключение судьи о достаточности объективных доказательств виновности. Напомним, что закон требует от судьи выносить приговор согласно «внутреннему убеждению», а не такому-то заранее предписанному количеству доказательств. Не случайно в законе, наряду с дискурсивной «буквой», присутствует интуитивный «дух». Мы полагаем, что в генезе двух разновидностей интуиции есть нечто принципиально общее, а именно: дефицит информации, необходимой и достаточной для логически безупречного заключения. В первом случае (интуиция-догадка) этой информации еще н е т, ее предстоит найти в ходе проверки возникшего предположения. В случае с интуицией — прямым усмотрением истины получить такую информацию вообще невозможно, какое количество экспериментов ни поставил бы ученый и какое количество доказательств ни собрал бы судья. Для нас важно, что пример с интуицией, — усмотрением истины еще раз оправдает термин «сверхсознание». В самом деле, дискурсивное мышление поставляет материал для принятия решения, предлагает сознанию реестр формализуемых доказательств, но окончательное решение принимается на уровне интуиции и формализовано быть не может.


Материал для своей рекомбинационной деятельности сверхсознание черпает и в осознаваемом опыте, и в резервах подсознания. Тем не менее, в сверхсознании содержится нечто именно «сверх», то есть нечто большее, чем сфера собственно сознания. Это «сверх» есть принципиально новая информация, непосредственно не вытекающая из ранее полученных впечатлений. Силой, инициирующей деятельность сверхсознания и одновременно канализирующей содержательную сторону этой деятельности, является доминирующая потребность. Экспериментально доказано, что при экспозиции субъекту неопределенных зрительных стимулов количество ассоциаций этих стимулов с пищей возрастает по мере усиления голода. Этот эксперимент может служить примером мотивационных ограничений, изначально наложенных на деятельность сверхсознания. Подчеркнем еще раз, что интуиция — отнюдь не калейдоскоп, не игра случайности, она ограничена качеством доминирующей потребности и объемом накопленных знаний. Никакое «генерирование идей» не привело бы к открытию периодического закона без обширнейших знаний свойств химических элементов.

Если позитивная функция сверхсознания заключается в порождении нового, то его негативная функция состоит в преодолении существующих и общепринятых норм.
ким примером негативной функции сверхсознания может служить чувство юмора и его внешнее выражение в виде смеха. Смех возникает непроизвольно и не требует логического уяснения субъектом, почему смешное — смешно. Будучи положительной эмоцией, смех возникает по универсальной схеме рассогласования между прединформированностью (прогнозом) и вновь полученной информацией. Но в случае смеха поступившая информация не просто превосходит существовавший ранее прогноз, а отменяет, перечеркивает его. Классический пример тому — структура любого анекдота, всегда состоящего из двух частей — ложного прогноза и отменяющей его концовки. Мотивационную основу юмора составляют потребности познания и экономии сил. Остроумный ход ищущей мысли не только приближает к истине, но и ведет к решению логической задачи неожиданно коротким путем. В юморе всегда торжествует превосходство нового знания над несовершенством, громоздкостью и нелепостью устаревших норм. Вот почему, по образному выражению К. Маркса, человечество, смеясь, расстается со своим прошлым. Присоединение к потребностям познания и экономии сил других побочных мотиваций — биологических и социальных — придает смеху множество дополнительных оттенков, делает его добродушным, злорадным, надменным, умным, глупым, беззаботным и т. д., превращая тем самым смех в «самую верную пробу душ» (Ф. М. Достоевский).

Неполное, лишь частичное осознание человеком движущих им потребностей снимает мнимое противоречие между объективной детерминированностью человеческого поведения и субъективно ощущаемой свободой выбора. Эту диалектику поведения в свое время проницательно разглядел Бенедикт Спиноза. Люди лишь по той причине считают себя свободными, — писал Спиноза, — что свои поступки они сознают, а причин, их вызвавших, не знают. Поведение человека детерминировано его наследственными задатками и условиями окружающей среды, в первую очередь — условиями социального воспитания. Науке не известен какой-либо третий фактор, способный повлиять на выбор совершаемого поступка. Вместе с тем вся этика и прежде всего — принцип личной ответственности базируются, как объяснил нам Гегель, на безусловном признании абсолютно свободной воли. Отказ от признания свободы выбора означал бы крушение любой этической системы и нравственности.

Вот почему эволюция породила иллюзию этой свободы, упрятав от сознания человека движущие им мотивы. Субъективно ощущаемая свобода и вытекающая из нее личная ответственность включают механизмы всестороннего и повторною анализа последствий того или иного Поступка, что делает окончательный выбор более обоснованным. Дело в том, что практическая мотивационная доминанта, непосредственно определяющая поступок («вектор поведения», по Л. А. Ухтомскому), представляет интеграл главенствующей потребности, устойчиво доминирующей в иерархии мотивов данной личности (доминанта жизни или сверх сверхзадача, по К. С. Станиславскому), наряду с той или иной ситуативной доминантой, актуализированной экстренно итожившейся обстановкой. Например, реальная опасность для жизни актуализирует ситуативную доминанту — потребность самосохранения, удовлетворение которой нередко оказывается в конфликте с доминантой жизни — социально детерминированной потребностью соответствовать определенным этическим эталонам. Сознание (как правило с участием подсознания) извлечет из памяти и мысленно «проиграет» последствия тех или иных действий субъекта, скажем, последствия нарушения им своего воинского долга, предательства товарищей по оружию и т. п. Кроме того, в борьбу мотивов окажутся вовлеченными механизмы воли-потребности преодоления преграды на пути к достижению главенствующей цели, причем преградой в данном случае окажется инстинкт самосохранения. Каждая из этих потребностей породит свой ряд эмоций, конкуренция которых будет переживаться субъектом как борьба между естественным для человека страхом и чувством долга, стыдом при мысли о возможном малодушии и т. п. Результатом подобной конкуренции мотивов и явится либо бегство, либо стойкость и мужество. В данном примере нам важно подчеркнуть, что мысль о личной ответственности и личной свободе выбора тормозит импульсивные действия под влиянием сиюминутно сложившейся обстановки, дает выигрыш во времени для оценки возможных последствий этого действия и тем самым ведет к усилению главенствующей потребности, которая оказывается способной противостоять ситуативной доминанте страха.

Таким образом, не сознание само по себе и не воля сама по себе определяют тот или иной поступок, а их способность усилить или ослабить ту или иную из конкурирующих потребностей. Это усиление реализуется через механизмы эмоций, которые, как было показано нами ранее, зависят не только от величины потребности, но и от оценки вероятности (возможности) ее удовлетворения. Ставшая доминирующей потребность (практическая доминанта) направит деятельность интуиции (сверхсознания) на поиск оптимального творческого решения проблемы, на поиск такого выхода из сложившейся ситуации, который соответствовал бы удовлетворению этой доминирующей потребности. Тщательный анализ военных мемуаров выдающихся летчиков Отечественной войны показывает, что виртуозное боевое мастерство с принятием мгновенных и неожиданных для противника решений человек проявлял при равной степени профессиональной квалификации (запасе навыков) не в состоянии страха (потребность самосохранения) и не в состоянии ярости (потребность сокрушить врага любой ценой), а в эмоционально положительном состоянии боевого азарта, своеобразной «игры с противником», то есть при наличии компонентов идеальной потребности творчески-познавательного характера, сколько бы страной она ни казалась в условиях борьбы не на жизнь, а на смерть.

Если главенствующая потребность (доминанта жизни) настолько сильна, что способна автоматически подавить ситуативные доминанты, то она сразу же мобилизует резервы подсознания и направляет деятельность сверхсознания на свое удовлетворение. Борьба мотивов здесь фактически отсутствует, и главенствующая потребность непосредственно трансформируется в практическую доминанту. Примерами подобной трансформации могут служить многочисленные случаи самопожертвования и героизма, когда человек, не задумываясь, бросается на помощь другому. Как правило, мы встречаемся здесь с явным доминированием потребностей «для других», будь то «биологический,» родительский инстинкт или альтруизм более сложного социального происхождения.

Формирование практической доминанты может оказаться тяжкой задачей для субъекта, когда главенствующая и ситуативная доминанты примерно равны по силе и находятся в конфликтных отношениях. Такого рода конфликты лежат в основе многих произведений классической литературы. С другой стороны, отсутствие практической доминанты (у пенсионера, у человека, оказавшегося не у дел) переживается отдельными личностями исключительно тяжело. Не менее печально по своим последствиям отсутствие главенствующей потребности (доминанты жизни), в результате чего человек становится игрушкой ситуативных доминант. «Отклоняющееся» поведение подростков, алкоголизм и наркомания дают множество примеров такого рода. Подчеркнем, что человек как правило не осознает подлинной причины тягостного для него состояния, давая самые разнообразные объяснения своему бесцельному и пустому времяпрепровождению.

Выше мы сравнили взаимодействие сознания и сверхсознания с ролью отбора и непредсказуемой изменчивости в процессе биологической эволюции. Подчеркнем, что речь идет не об аналогии, но об универсальном принципе всякого развития, который проявляется и в «творчестве природы» (происхождении новых видов), и в творческой деятельности индивидуального субъекта, и в эволюции культуры. Здесь нелепо говорить о каком-то «перенесении» биологических законов на социально детерминированную психику или на историю человеческой цивилизации в целом. Наука не раз встречалась с подобного рода универсальными принципами. Достаточно вспомнить регуляторные функции обратной связи, которые обнаруживаются и в регуляции кровяного давления (даже в биохимических процессах!), и в управлении промышленным производством. Это отнюдь не значит, что мы «перенесли» физиологические эксперименты на экономику или законы общественного развития на биологические объекты. Дело не в «переносе», а в универсальности фундаментальных правил теории управления.

То же самое мы встречаем и в динамике происхождения нового, где бы это новое ни возникало: в процессе филогенеза, в индивидуальном (научном, техническом, художественном) творчестве человека, в истории человеческой культуры. Процесс возникновения нового с необходимостью предполагает наличие четырех обязательных компонентов: 1) эволюционирующую популяцию, 2) непредсказуемую изменчивость эволюционирующего материала, 3) отбор, 4) фиксацию (наследование в Широком смысле) его результатов. В творческой деятельности человека этим четырем компонентам соответствуют:

1. Опыт субъекта, который включает присвоенный им опыт современников, равно как и опыт предшествующих поколений.

2. Деятельность сверхсознания (интуиция), то есть такие трансформации и рекомбинации следов (энграмм) ранее полученных впечатлений, чье соответствие или несоответствие реальной действительности устанавливается лишь позднее.

3. Деятельность сознания, подвергающего гипотезы (своеобразные «психические мутации») сначала логическому отбору, а затем экспериментальной, производственно-практической и общественно-практической проверке.

4. Закрепление результатов отбора в индивидуальной памяти субъекта и в культурном наследовании сменяющихся поколений.

В случае развития цивилизации эволюционирует культура в целом, однако новое (идея, открытие, изобретение, этическая норма и т. д.) первоначально возникает не в абстрактном межличностном и надличностном пространстве, а в индивидуальном материальном органе — мозге конкретного человека, первооткрывателя и творца. Это обстоятельство уместно сопоставить с тем фактом, что, хотя эволюционирующей единицей в биологии является популяция, отбор может действовать только через отдельных особей. Непредсказуемость открытия, его защищенность от вмешательства сознания и воли представляют необходимое условие развития, подобно тому, как непредсказуемость мутаций обязательна для биологической эволюции. Полная рациональность (формализуемость) и произвольность первоначальных этапов творчества сделали бы это творчество невозможным и означали бы конец развития цивилизации.

Поясним сказанное примером. Допустим, что успехи генной инженерии и усовершенствованная система воспитания позволили там формировать «идеальных людей». Но ведь они будут идеальны с точки зрения наших сегодняшних, исторически преходящих и неизбежно ограниченных представлений об этом идеале. Тем самым, идеально запрограммированные люди могут оказаться крайне уязвимыми при встрече с будущим, которое потребует от них непредусмотренных нами качеств. К счастью, в области психофизиологии творчества мы встречаемся с одним из тех запретов природы, преодоление которых было бы нарушением законов этой природы, подобно скорости света в вакууме, закону сохранения энергии и принципу дополнительности. Вот почему все попытки формализации и кибернетизации творчества напоминают попытки создать вечный двигатель или одновременно определить импульс и положение электрона на орбите.

Поскольку сверхсознание питается материалом, накопленным сознанием и частично зафиксированным в подсознании, оно в принципе не может породить гипотезу совершенно «свободную» от этого опыта. В голове первобытного гения не могла родиться теория относительности или замысел Сикстинской мадонны. Гений нередко опережает свое время, но дистанция этого опережения исторически ограничена. Иными словами, человечество берется за решение только тех задач, к которым оно относительно подготовлено. Здесь вновь мы встречаемся с непредсказуемой неслучайностью «психических мутации». Вместе с тем общественное разбитие реализуется через активно преобразующую мир деятельность конкретных личностей, через деятельность их сверхсознания, где зарождаются научные и технические открытия, новые этические нормы и замыслы художественных произведений. Сугубо индивидуальная находка в области технологии позднее оборачивается промышленной революцией, в свою очередь меняющей ранее существовавшие производственные отношения. Так высшая нервная деятельность человека, ядром которой являются его витальные («биологические»), социальные и идеальные (творчески-познавательные) потребности, становится, по выражению В. И. Вернадского, великой планетарной и космической силой среди других природных сил.

Сверхсознание в несопоставимо большей мере, чем сознание (не говоря уж о подсознании!) реагирует на сдвиги тенденций общественного развития. В тот момент, когда сознанию все окружающее представляется незыблемым и устоявшимся на века, чувствительнейший сейсмограф сверхсознания уже регистрирует подземные толчки надвигающихся изменений. И появляются идеи, столь странные и неожиданные с точки зрения господствующих норм, что сознанию современников трудно примириться с их предсказующей правотой.

Мы закончим свой краткий очерк формулировкой нескольких итоговых положений:

1. Высшая нервная (психическая) деятельность человека имеет трехуровневую структуру, включая в себя сознание, подсознание и сверхсознание-Сознание оперирует знанием, которое потенциально может быть передано другому, может стать достоянием других членов сообщества. Для осознания внешних стимулов или событий внутренней жизни субъекта необходимо участие речевых зон больших полушарий, как это показали многочисленные исследования функциональной асимметрии головного мозга.

К сфере подсознания относится все то, что было осознаваемым или может стать осознаваемым в определенных условиях. Это — хорошо автоматизированные навыки, глубоко усвоенные (интериоризованные) социальные нормы и мотивационные конфликты, тягостные для субъекта. Подсознание защищает сознание от излишней работы и психологических перегрузок.

Деятельность сверхсознания (творческой интуиции) обнаруживается в виде первоначальных этапов творчества, которые не контролируются сознанием ни при каких условиях. Неосознаваемость этих этапов представляет защиту рождающихся гипотез («психических мутаций») от консерватизма сознания, от давления ранее накопленного опыта. За сознанием остается функция отбора этих гипотез путем их логического анализа и с помощью критерия практики в широком смысле слова. Нейрофизиологическую основу сверхсознания представляет трансформация и рекомбинация следов (энграмм), хранящихся в памяти субъекта, первичное замыкание новых временных связей, чье соответствие или несоответствие действительности выясняется лишь в дальнейшем.

2. Деятельность сверхсознания всегда ориентирована на удовлетворение доминирующей потребности, конкретное содержание которой канализирует направление «психического мутагенеза». Таким образом, «психические мутации» изначально носят непредсказуемый, но неслучайный характер. Вторым канализирующим фактором является ранее накопленный опыт субъекта, зафиксированный в его сознании и подсознании.

3. Неполное осознание субъектом движущих им потребностей снимает мнимое противоречие между объективной детерминированностью поведения человека наследственными задатками, условиями воспитания, окружающей средой и субъективно ощущаемой им свободой выбора. Эта иллюзия свободы является чрезвычайно ценным приобретением, поскольку обеспечивает чувство личной ответственности, побуждающее всесторонне анализировать и прогнозировать возможные последствия того или иного поступка. Мобилизация из резервов памяти такого рода информации ведет к усилению потребности, устойчиво главенствующей в иерархии мотивов данной личности, благодаря чему она обретает способность противостоять ситуативным доминантам, то есть потребностям, экстренно актуализированным сложившейся обстановкой.

4. Взаимодействие сверхсознания с сознанием есть проявление на уровне творческой деятельности человека универсального принципа возникновения нового в процессе биологической и культурной эволюции. Функции сверхсознания и сознания соответствуют взаимодействию непредсказуемой изменчивости и отбора в происхождении новых видов живых существ. Подобно тому, как эволюционирующая популяция рождает новое через отбор отдельных особей, эволюция культуры наследует в ряду сменяющихся поколений идеи, открытия и социальные нормы, первоначально возникающие в голове конкретных первооткрывателей и творцов.

5. Сведение психической деятельности человека к одному лишь сознанию не в состоянии объяснить ни диалектику детерминизма и свободы выбора, ни механизмы творчества, ни подлинную историю культуры. Только признание важнейших функций неосознаваемого психического с выделением в нем принципиально различных феноменов под- и сверхсознания дает возможность получить естественнонаучный материалистический ответ на самые жгучие вопросы человековедения. Только учет этих функций открывает путь к решению практических задач воспитания, профилактики и лечения нервно-психических заболеваний.

Бессознательное. Тбилиси. rn.1V, 1985, с. 149-160

Источник: www.psychiatry.ru

Психология подсознания человека

Это своего рода хранилище всей информации, которую человек получил на протяжении своей жизни. Также считается, что в подсознании хранится информация всех земных жизней человека.

То, как человек влияет на определенную ситуацию, зависит полностью от того, какую информацию он давно заложил в подсознание. Например:

  • Когда еще ребенком видел как маленький, замерзший котенок, едва живой лежал где-то под деревом и у ребенка это вызвало чувство жалости, то можно с уверенностью сказать, что подобная ситуация вызовет те же самые эмоции.
  • А те события, которым человек не придал никакого значения – сознание вычеркивает из своей памяти, в отличие от подсознания.
  • А в том случае, когда это маленькое событие дало человеку негативные эмоции, то в будущем подсознание высвободит в жизни человека именно такую эмоцию в подобной ситуации.

Для того чтобы это не повторилось, необходимо найти то первое событие в памяти, и постараться его перепрограммировать, для того, чтобы подсознание не толкало уже в подобные ситуации. А случается так, что подсознание человека высвобождает сами эмоции без подходящей ситуации. В таком случае тоже необходимо выяснить первопричину и избавится от нее.

Для того чтобы избавиться от тех программ в подсознании, необходимо духовно развиваться. Для этого необходимо полностью освободить свое подсознание от накопившихся негативных чувств. Это может быть:

  • страх пережитый когда-то, даже в прошлой жизни;
  • чувство обиды;
  • совершенная ошибка;
  • или даже преступление.

Необходимо найти эти первые чувства и исправить их на позитивные. Те болезни, которые мучают человека, их причина заложена в подсознании. Это связано с тем, что весь негатив, который накопило подсознание человека, отражается на его здоровье.

Как изменить подсознание человека

Для того чтобы найти первопричину, необходимо оставить все дела, сесть в удобную позицию, закрыть глаза и задать вопрос: «Когда последний раз было такое чувство?». После заданного вопроса, стоит подождать, какой ответ даст подсознание.

Когда ответ получен, можно задать второй вопрос; «Когда впервые появилось это чувство?». Чаще всего, подсознание возвращает человека в прошлое, это может быть как детство, так и глубокое детство. Когда получен ответ, нужно изменить то событие, которое вызывает негативные эмоции на вымышленное счастливое событие.

И только после того, как была совершена попытка перепрограммирования, можно открывать глаза. Может случиться так, что с первого раза не получилось, тогда следует попробовать еще раз через какое-то время. Важно следить за своими ощущениями.

Этот процесс называется медитация. Когда человек пытается найти ответ на свой вопрос. Очень важно, чтоб голова не была заполнена мыслями, нужно расслабится и дать подсознанию самому выдать ответ.

Еще один способ, который поможет избавиться от негативных эмоций и изменить программу в подсознании. Когда появляется негативная эмоция, необходимо сразу оставить все дела и сказать этой эмоции «Я с тобой».

Эту эмоцию нужно прочувствовать до самых косточек, а потом дать ей характеристику.

Например, эта эмоция может быть как жар. После этого, опять нужно закрыть глаза, и задать вопрос подсознанию – «Как ощущается жара?» и подсознание даст ответ, главное, очень внимательно прислушиваться. После этого можно задать следующий вопрос исходя из ответа. Допустим, ответом было «Жара ощущается как нехватка воздуха», тогда следует задать следующий вопрос «Как нехватка воздуха ощущается?». И с учетом ответа подсознания, можно еще много вопросов задать.

Итог будет приятное ощущение в теле и нахлынут приятные эмоции. Нужно помочь подсознанию показать истинную причину тех негативных эмоций, чтоб потом их изменить на приятные. Так же советую посмотреть статью о том, как сделать шаг на пути к богатству.

Наша жизнь зависит от всего пережитого и чтобы жизнь была прекрасной, нужно работать с подсознанием, помогать с помощью подсознания находить первопричины и перепрограммировать эти причины на позитивные и приятные эмоции.

Всем пока. 

Источник: zen.yandex.ru

Мы знаем, что такое эффект плацебо ‒ выпиваешь «таблетку», которая не содержит никаких лекарственных препаратов, но чувствуешь себя лучше. Увы, у эффекта плацебо есть менее известный антипод ‒ эффект ноцебо. Это значит, если мы ждем болезнь, то можем заболеть без объективных на то причин.

Эффект ноцебо зачастую проявляется у тревожных людей с невротическими отклонениями, но в период пандемии коронавирусной инфекции, воздействию СМИ поддались люди и с устойчивой нервной системой, начиная выявлять у себя симптомы и делая вывод, что у них COVID-19. Этому явлению можно дать следующее объяснение: «Эффект массовой мнительности». Ниже мы более подробно рассмотрим, что из себя представляет «эффект ноцебо».

На развитие практически любого недуга влияет эмоциональная сфера человека. Так, например, первопричиной язвенной болезни являются Helicobacter pylori, который есть у 90% людей. Но заболевают те, у кого в результате душевных переживаний в организме возникают условия для успешного размножения бактерий.

Сильное воображение порождает событие

Ноцебо-эффектом обладает «сарафанное радио». «Стоит человеку, не имеющему отношения к профессиональной медицине, распустить слух, мол, некое лекарство действует негативно, как все сразу отказываются от него. Хотя зачастую лечились им многие годы и были довольны результатом.

Иногда роль «сарафанного радио» играет телевидение. Например, однажды на ТВ распространили информацию о том, что один французский антидепрессант употребляют наркоманы. Тут же пошла волна отказов, хотя препарат имел прекрасные показатели действия и его употребляет вся Европа.

Все материально, даже тревога

Эффекты плацебо и ноцебо имеют вполне реальные проявления в мозгу человека и объясняются материальными причинами. Их выявил Джон-Кар Зубьета из Мичиганского университета, используя позитронно-эмиссионную томографию (PET). Ученый продемонстрировал, что эффект ноцебо связан со снижением выработки гормона дофамина, который участвует в выработке опиоидных пептидов, обладающих обезболивающим действием. Это объясняет, почему ноцебо усиливает боль.

Ноцебо-эффект у мужчин и женщин

Тревожность в виде ноцебо-эффекта у женщин проявляется чаще, чем у мужчин. Но мужчины тоже бывают тревожными, и их проблема в том, что свою тревожность они загоняют внутрь себя, не обсуждают подозрения с врачом.

У мужчин на развитие ноцебо-эффекта сильнее влияет ожидание болезни, чем жизненный опыт и информация о недуге. Для женщин справедливо обратное. «Женщины больше опираются на прошлый опыт, тогда как мужчины при анализе конкретной ситуации весьма неохотно принимают в расчет прошлое», ‒ говорит Пауль Энк, психолог университетского госпиталя Тюбингенского университета (Германия).

Полезные советы

Помните, что синдром эмоционального состояния развивается постепенно на фоне длительной психоэмоциональной нагрузки и приводит к истощению личных ресурсов. Это происходит в результате длительного накопления негативных эмоций без соответствующей «разрядки», что в свою очередь влияет на эмоциональную сферу человека и создает почву для «ноцебо».

Как показывает опыт психологов, наиболее эффективными являются естественные методы саморегуляции организма:

Любовь к жизни. «Мой совет ‒ во избежание ноцебо-эффекта поменьше доверять статьям в непрофессиональной прессе;

Думайте, что наступает новый погожий день, вас окружают родные и близкие, есть интересная работа, в выходные ждет встреча с друзьями»;

Изменение мировоззрения. «У человека всегда есть выбор ‒ как поступить, что думать и чувствовать. Он может «утонуть» в отрицательных эмоциях и в результате ноцебо-эффекта втянуться в болезнь, которой у него могло бы вовсе не быть. В таком случае нужно кардинально менять мировоззрение и образ жизни».

  • рассматривание фотографий или картин;
  • определенная физическая нагрузка (зарядка);
  • прослушивание звуков природы;
  • свежий воздух.

Есть и другие методы, кроме естественных технологий:

1. Контролируйте дыхание.

Эта практика является эффективным средством воздействия на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Глубокое и медленное дыхание снижает возбудимость нервных центров, способствует расслаблению мышц.

2. Контролируйте мышечный тонус и движение.

Под воздействием психического стресса возникают мышечные зажимы, напряжение. Способность их расслаблять позволяет снять нервно-психическое напряжение и быстро восстановить силы. Как правило, невозможно сразу полностью расслабить все мышцы,нужно сосредоточиться на самых напряженных частях тела.

3. Контроль над мышлением.

Процесс самовнушения влияет на эмоциональное состояние человека. Необходимо выстраивать формулировки в виде коротких предложений с позитивной направленностью.

4. Рисование.

Важно понимать, что умение рисовать не играет никакой роли, но важно использовать карандаши, фломастеры и краски для выражения эмоций в абстрактной форме.

Думайте позитивно и живите позитивно, даже если вы дома! Позаботьтесь о себе и своих близких!

Источник: www.dzhmao.ru

1. Самогипноз, самовнушение и аутосуггестия

Это методы влияния на подсознание, при которых человек внушает самому себе те или иные установки, возможность достижения каких-либо целей. Первой задачей, которую должен выполнить человек, согласно этому методу, – поверить в истинность отдаваемых команд и внушаемых убеждений. Затем, каждый день эти убеждения, как подсознательные команды, многократно повторяются с максимальной психической отдачей и верой в их осуществление. Вследствие многократного повторения, внушаемые установки попадают в подсознание, подменяя или блокируя существовавшие там раньше, мешающие человеку.

2. Визуализация

Это представление и мысленное переживание определенных ситуаций, которых в действительности не существует. Механизм воздействия метода объясняется невозможностью мозга отличить реальные события от воображаемых, переживаемых только в уме. Весь след, который они оставляют, так или иначе, фиксируется сознанием. Здесь человеку важно четко осознавать, что визуализируется то, чего нужно достичь. Очень большую роль играет также эмоциональная окраска процесса визуализации: она должна обязательно присутствовать на занятии по данной методике. «Сухие» образы никогда не дадут результата, по сравнению с теми, которые практикующий максимально прочувствовал. Как для предыдущего метода, для успеха необходимо многократное ежедневное повторение.

3. Аффирмации

Это метод осознанных, контролируемых и четко сформулированных мыслей, которые проговариваются вслух или в уме. Данные установки призваны замещать негативные, мешающие, навязчивые мысли, которые беспокоят человека. Произносят их в положительном ключе («могу», «хочу», не употребляя частицу «не»), с эмоциональной отдачей, в настоящем времени и обязательно применимо к самому себе. Механизм воздействия аффирмаций заключается в том, что мозг в определенный промежуток времени может удерживать только одну единственную мысль. Поэтому, повторяя позитивные аффирмации, человек вытесняет то, что мешает ему двигаться к цели. Влияние на подсознание таким способом сильно упрощают общедоступные технологии на основе закодированных внушений, например гипнотические сессии, аудиосессии, нейронастрои и нейросессии Интераура.

4. Благодарность

Это мощная разновидность аффирмации, при которой человек концентрируется на том, что он уже имеет и чего достиг. За это он благодарит Вселенную, каких-либо других людей, обстоятельства. В обычной ситуации люди сконцентрированы на том, чего у них еще нет. Многие очень переживают из-за этого, испытывая постоянное нервное напряжение, стресс. Тем самым они отталкивают от себя блага, поскольку подсознательно настроены на ощущение недостатка. Человек, практикующий благодарность, наоборот, настроен на изобилие, обладание и поэтому привлекает в свою жизнь еще большее благосостояние.

5. Технологии, которые позволяют напрямую влиять на подсознание

С какой целью можно оказывать влияние на подсознание при помощи таких технологий? Например, у человека серьезная душевная травма, он не может разобраться в себе, не может привнести гармонию в свой внутренний мир, хочет раскрыть свой внутренний потенциал или развить определенные личные качества. Такими технологиями являются гипнотические сессии, аудиосессии, нейронастрои и нейросессии. Отличаются они некоторыми особенностями механизма влияния на подсознание, удобством применения и продолжительностью аудиофайла. Самой эффективной технологией считаются нейросессии Интераура, так как только они разрабатывались при помощи ЭЭГ. Производятся они компанией Интераура и доступны каждому желающему на официальном сайте: http://www.interaura.net

Источник: md-eksperiment.org

Ваше подсознание может все, вам нужно лишь донести до него желаемое! Узнайте, как правильно оказывать воздействие на подсознание!

На прошлом занятии нашего курса «Магия денег» вы узнали о технике прерванного сна. Сегодня вы узнаете, как правильно работать с этой техникой и оказывать воздействие на подсознание. Читайте внимательно, текст небольшой, но важный!

Почему воздействие на подсознание осуществляется именно в это время?

Итак, когда вы проснулись в 2.22. ночи, и прервали свой сладкий сон, вы, автоматически, находитесь в тета состоянии¹. Тета состояние — это состояние промежутка между сном и явью. Это пограничное состояние сознания.

В этом состоянии вы легко можете влиять на свое подсознание и получать желаемое.

Давайте рассмотрим это состояние подробнее с практической точки зрения. Когда вы завели будильник и проснулись в 2.22, вы проснулись в магическое время. Вам не нужно вставать с постели, но вы можете сесть или заниматься лежа. Если вы хотите в туалет, то можете сходить (можно, но не желательно). Это не сильно помешает.

Как работать в технике «Прерванный сон»?

Все, что вам требуется — это сесть или лечь и ощутить сонливое тета состояние. Нет ничего проще, так как оно уже будет у вас. Вам не нужно в него входить, вы находитесь в нем, когда только проснулись и еще 5 минут после этого. Просто ощутите, как вас снова затягивает в сон.

Вероятно, вы почувствуете некую волну сна, которая тянет вас вниз, внутрь себя. Вы можете почувствовать некие «провалы» сознания в сон. Мысли путаются, а сознание уплывает…

Вот это оно — магическое тета состояние, в котором вы можете изменять свою реальность.

Итак, нас интересуют именно эти состояния «провалов» или волн затягивания. В этот момент внутри вас открывается «магический» портал в подсознание, а это значит, что вы можете внедрять в него различные программы и редактировать некоторые установки.

Как перепрограммировать свое подсознание?

Делается это очень просто.

1. Сосредоточьтесь насколько возможно на какой-либо мысли, которая вас интересует, например: «Я очень богат». Или: «У меня на счету 10 миллионов».

2. Мысленно произнесите эту фразу внутрь себя. Фраза может быть любой и на любую тему («Я абсолютно здоров», «Меня любит такой-то или такая-то»,»Я стройная и красивая»…).

3. Когда начинается провал вы мысленно громко произносите нужную вам команду внутрь себя, идя как бы по волне провала вниз или вглубь. Не пытайтесь сейчас понять это логически. Логики в тета состоянии никакой нет, только ощущение.

Иррациональное³ ощущение, которое невозможно ухватить или описать с помощью логики. Не задавайте вопросов, просто сделайте это.

Как понять, что программа принята подсознанием и работа началась?

Понять это довольно просто. Должен быть отклик или эхо. То есть, когда вы вводите команду «Я богат», через миг, как бы откуда-то изнутри вас или из ниоткуда вы слышите или ощущаете эхо — я богат… богат… Это может прозвучать или почувствоваться один или несколько раз.

Эхо не обязательно будет голосом или звуком, но может быть как озарение или ощущение, или как «удар молнии». Словами сложно объяснить все, что касается тета состояния. Нужно получить этот опыт, чтобы понять его.

Сколько раз нужно давать команду подсознанию?

Когда вы работаете в прерванном сне, вам достаточно только один раз ввести команду и получить «эхо» или «отклик», если вы не получили этого «отклика», то программа, вероятно, не усвоена или усвоена не полностью. Тогда нужно ввести команду повторно.

Чтобы установка была принята подсознанием, вводите команду до тех пор, пока не получите «эхо». Данную работу следует проводить на протяжении многих дней. Из моего опыта простые задачи могут быть приняты с первого раза.

Но оно стоит того, если предположим вы хотите получить собственное жилье или излечиться от неизлечимой болезни.

Как реализуются запрограммированные ситуации?

Обычно через «случайные» стечения обстоятельств жизни вы получаете то, что хотите. Ситуации разворачиваются, нечто формируется, что-то происходит (не всегда хорошее), и в результате этой цепочки ситуаций постепенно, через некоторое время, ваше желание реализуется. Подсознание будет способствовать этому, а Вселенная поможет воплотить желаемое в действительность.

О чем вы узнаете из следующего урока?

На следующем уроке будет рассмотрен еще один удивительный процесс подсознания. Оказывается, техника прерванного сна может дать доступ к неограниченной информации!

Вы можете просматривать свою судьбу, можете задавать вопросы подсознанию (оно знает обо всем). Эта техника окажет просто невероятную услугу исследователям, писателям, игрокам, брокерам, букмекерам и просто обычным людям, которые хотят узнавать то, что сокрыто в обычной жизни.

<<< Секрет 9                                              Секрет 11  >>>

Другие  секреты курса >>>

 


Источник: omkling.com


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.