Писатели второй половины 20 века


Литературы второй половины XX века.

Урок-лекция. 11 класс.

Цель: познакомить учащихся с литературой 2 пол 20 века, с течениями, возникшими в это период, темами и жанрами.

Исторические события, произошедшие в 20 веке, выдвинули перед русской литературой новые задачи и определили отличные от литературы 19 века темы. Появляется патриотическая лирика, так как поэты и писатели, как и весь русский народ, переживали войну и тяжелый период, который наступил после войны.

Течения литературы второй половины XX века: новые сюжеты

К наиболее явным течениям литературы второй половины 20 века относится: поздний сталинизм, «оттепель», застой, перестройка и современные реформы. И каждый из тех периодов ознаменован тем, что русской литературе приходить пережить неблагоприятные условия для своего полноценного и свободного развития.

Постоянные политические преследования, сдерживание и повсеместный контроль, регулярная опека и чье-то целенаправленное руководство — все это не позволяло писателям свободно выражать свое мнение и художественно показывать исторические события и действительность русской жизни.


Основным направлением русской культуры после 1947 года была ее изоляция от мирового сообщества и мировой культуры.

Такие деятели культуры, как Зощенко, Ахматова, Шостакович, постоянно подвергались преследованиям и запретам, они обвинялись в буржуазной идеологии и формализме. В литературных произведениях постоянно фигурировал один сюжет, который повествует о конфликте новаторов и консерваторов.

Периодизация русской литературы 2 пол. 20 века:

В развитии её можно выделить четыре основные периода, связанные с изменением социокультурной и литературной ситуации.

Первый: 1956 – 1964, «оттепель».

Второй: 1965 – 1985, «послеоттепельное» двадцатилетие.

Третий: 1986 – 1991, «гласность».

Четвёртый: начинается с декабря 1991 и длится по сей день, русская литература конца XX – начала XXI веков.

Самая характерная черта развития русской литературы в годы «оттепели» – её начавшееся раскрепощение в послесталинскую эпоху. Период характерен отходом от нормативности, расширением рамок правдивого изображения жизни. Доминирует в этот период по-прежнему социалистический реализм, который переживает обновление. Кроме того, на неофициальном уровне начинают возрождаться запрещённые при Сталине критический реализм и авангардизм.


Период послеоттепельного двадцатилетия – период разложения тоталитарной системы. В эти годы в русской литературе усиливаются оппозиционные настроения. Параллельно с официальной литературой, всё двадцатилетие развивается и литература неофициальная. Представители первой по-прежнему следуют соцреализму, а во второй происходит окончательное возрождение и дальнейшее развитие критического реализма, модернизма, включая его радикальные разновидности, зарождается русская ветвь постмодернистской литературы.

Период гласности. В СССР приходят свобода слова и печати, гарантированные на официальном уровне Законом о печати и других средствах массовой информации. В этих условиях наблюдается постепенное угасание литературы социалистического реализма. Появляется огромный пласт так называемой возвращённой литературы, то есть начинает публиковаться то, что было запрещено в годы советской власти. Легитимный статус получают критический реализм, модернизм в различных модификациях и постмодернизм. Литература переживает проблемно-тематическое и эстетическое обновление.

С декабря 1991 начинается современный период литературного развития, главной особенностью которого является эстетический плюрализм. В литературе осуществляется радикальная переоценка ценностей. Также новой чертой в развитии русской литературы является появление на рубеже прошлого и нашего веков «сетературы», то есть литературы, создаваемой в сети. Это принципиально новое явление, указывающее на скрещение литературы с техникой. Сетература оказывает известное воздействие на книжную литературу, предлагая ей некоторые новые способы и приёмы освоения реальности и работы с текстом.


Литература в годы оттепели

1956 – 1964 (период «классической оттепели»); отдельные исследователи выделяют раннюю и позднюю «оттепель». (Она ещё не пришла, но некоторые черты уже проявились.) Это, соответственно, с 1953 до 1956 и с 1964 по 1968 год.

В 1954 году Илья Эренбург написал повесть «Оттепель», название которой в последующем было использовано для обозначения нового этапа в жизни советского общества, наступившего после смерти Сталина и характеризовавшегося резким изменением социально-политического и экономического курса в направлении его либерализации. Руководство страны, прежде всего в лице Хрущёва, провозглашает отказ от политического террора и массовых репрессий, вину за которые возлагает на Сталина, и начинает своеобразную перестройку советского общества.

В стране осуществляется широкая пропагандистская кампания по развенчанию культа личности Сталина и преодолению последствий сталинизма, укоренившихся в жизни общества. В первую очередь Хрущёв осуществляет реабилитацию невинно репрессированных.

Открываются двери на запад. Самым популярным западным писателем был Эрнест Хемингуэй. Зарубежное влияние на советскую литературу в это время ощутимо усилилось.

Не выдержав мук совести, застрелился Фадеев (1956). Писательская организация при нём вела себя постыдно. Не известно ни одного факта, когда она вступилась бы в защиту репрессированного. Напротив, требовалась санкция руководства союза писателей на арест. Фадеев эту санкцию давал. Вернувшиеся из лагерей писатели плевали ему в лицо. Стоя у его гроба, Пастернак сказал: «Он искупил свою вину».


Литературная жизнь резко оживляется. Из лагерей вернулись Даниил Андреев, Солженицын, Шаламов, Смеляков, Серебрякова, Домбровский, Чичибабин. В литературу они принесли свой трагический опыт.

В годы «оттепели» появляется ряд новых литературных журналов и альманахов. Самый популярный – «Юность» (для молодёжи, публиковал наиболее талантливых молодых авторов того времени). Начинают работать новые театры. Самый популярный – театр «Современник». В основном этот театр тоже ставил молодую, современную драматургию.

С 1956 года в СССР начинают проводиться ежегодные Дни поэзии, и раз в год издаётся альманах под таким же названием, куда отбиралось, по мере возможности, относительно лучшее. 1956 – несколько стихотворений Цветаевой. Печатали также Заболоцкого.

Во время «оттепели» приходит в литературу новое поколение писателей: Бродский, Ахмадулина, Вознесенский, Рубцов, Солженицын, Бондарев, Айтматов, Шукшин, Белов, Битов, Володин и ряд других. Оплотом либерализма в период «оттепели» стал журнал «Новый мир», возглавляемый Твардовским. Реакционеры не дремали. Под их давлением был исключён из союза писателей Борис Пастернак и подвергся публичной травле на всю страну за то, что был удостоен Нобелевской премии за 1958 год. (С другой стороны, в тюрьму не попал и насильственной высылке за рубеж не подвергся.)


Основным творческим методом продолжает оставаться социалистический реализм.

В 1940-е годы, наконец, появились такие тексты, где все герои без исключения положительные, отрицательных просто нет, и борьба идёт только между хорошим и лучшим, восторжествовала так называемая теория бесконфликтности, согласно которой в советском обществе все конфликты преодолены. Таким образом, соцреализм трансформируется в лже-соцреализм. Это индустрия мифов, которая полностью отказалась от жизнеподобных реалий. (Мифы о Ленине, Сталине, войне, коллективизации и проч. В пример приведена «Белая берёза» Бубённова.)

Поэзия оттепели

С наибольшей полнотой и выразительностью произошедшие в обществе перемены отразила поэзия. Можно назвать несколько её направлений:

1. Гражданская (лирико-публицистическая), обращена к актуальным событиям своего времени, трактовка которых даётся через личностное восприятие поэта. Публицистичность, открытая апелляция к читателю – одна из самых ярких черт. Твардовский, Смеляков, Евтушенко и другие авторы.

2. Романтическая поэзия. Отнюдь не прославляет идеалы революции, героику труда. В период «оттепели» романтическая поэзия поэтизирует прекрасное в самой жизни и в человеке. Её характерные фигуры – Окуджава, Юнна Мориц, Новелла Матвеева.


3. Философская лирика, которая обращена к так называемым вечным проблемам бытия: что есть мир, жизнь, смерть, в чём проблема смысла жизни, как соотносятся смерть и бессмертие. Таковы поздние тексты Пастернака, Тарковского, Заболоцкого.

В литературу входит и новое поколение поэтов. В годы «оттепели» они казались примерно равными друг другу по таланту. Наибольшую известность в этот период приобретают поэты-шестидесятники, чьё мироощущение созвучно мироощущению большинства населения Союза. Звучала шире всего четвёрка: Евтушенко, Рождественский, Вознесенский, Ахмадулина.

Новые темы в литературе второй половины XX века

Но в начале 60-х годов происходит долгожданное обновление духовности русской культуры, и особенно литературы. Наконец-то свободно обсуждаются произведения Булгакова, Зощенко и Ахматовой до этого многие их творения даже не издавались. Появляется рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича», который получает существенный социальный резонанс.

Это произведение поднимает тему репрессий, тяжелую и мрачную, но представляющую собой историческую правду. Эту тему продолжают и другие деятели русской литературы, только уже раскрывают историческую правду о Великой Отечественной войне.

Произведения Быкова, Богомолова и Астафьева посвящены именно этой теме. Но большинство произведений, создатели которых хотели пролить свет на революции, гражданские войны, историческую судьбу России и истинной жизни в деревнях и селах, с трудом доходили до массовой аудитории.


Снова начинаются вынужденные эмиграции писателей, это Солженицын, Бродский и Вишневская. Появляется ощутимое противостояние между интеллигенцией и властью, очевидно, что это сказывается и на культурной жизни россиян.

В литературе находят свое отображение сложные процессы идеологических конфликтов. Литература повествует о духовной разобщенности народа и сложной, даже трагической жизни всех людей.

Произведение Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» публикуется за рубежом. Становятся известными произведения таких авторов, как Трифонов, Битов, Искандер, Шукшин и Астафьев.

Основные жанры литературы 2 половины 20 века.

Настоящий культурный взрыв в эпоху «оттепели» привел к тому, что живые проблемы вернулись на страницы книг. В прозе особую популярность приобрел жанр художественно-публицистического, проблемного очерка. Даже в поэзии стихотворцы вновь захотели «к штыку приравнять перо», писать на злобу дня. Именно в этот период возник удивительный феномен «громкой», «эстрадной» лирики, как ее тогда называли. В ее основе лежала традиция русского футуризма, традиция прямых обращений поэта к массовой публике. Это была поэзия «прямого действия», для голоса и слуха, а не размышления, ей были присущи, говоря словами критика, «скоростные методы образного мышления». Писатели и поэты почувствовали насущную необходимость напрямую, без посредников в виде книг или журналов обращаться к своему читателю. Поэзия пришла в концертные залы, на стадионы. Появилась целая плеяда молодых поэтов, со сцены громящих обыденщину, пошлость, пороки современного человека, пережитки прошлого. Среди них особое место занимали А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Р. Рождественский.


Рассказать правду о нацистских и сталинских лагерях, о зверствах и мучениях солдат на Второй мировой войне взялась литература. 50 — 70-е годы XX века — настоящий взрыв военной прозы, осторожно преступавшей границы дозволенного, чтобы донести до читателей «окопную правду» — ту правду, что открывалась солдатам не в передовицах газет или разъяснениях политработников, а виделась ими через бруствер окопа или слышалась в стонах раненых товарищей, звучала в осторожных разговорах в перерывах между боями. Не случайно особенно популярным стал жанр повести, потому что именно этот жанр позволял показать судьбу человека в ее протяженности, избежав при этом искушения больших обобщений и массовых картин, свойственных многим произведениям сталинского периода.

В рассказах М. Шолохова «Судьба человека» и А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», романе В. Гроссмана «Жизнь и судьба» читатель слышал живую исповедь человека, прошедшего все круги рукотворного ада, уготованного человеком — человеку. Такой правды социалистический реализм выдержать не мог. Ведь власть догмы требовала, чтобы любое мало-мальски допустимое с точки зрения идеологии художественное произведение объявлялось отвечающим критериям социалистического реализма. В результате само понятие «соцреализм» неимоверно расширилось и стало значить так много, что уже не значило почти ничего.


И последним ударом по «единому методу советской литературы» оказалось возникновение в 60-х годах такого мощного культурного явления, как проза писателей-«деревенщиков». В. Распутин, В. Белов, В. Астафьев, В. Шукшин и другие отказывались творить во имя «победы над природой», воспевать «светлое будущее». Два ключевых понятия деревенской прозы — «память» (В. Распутин) и «лад» (В. Белов) плохо вписывались в концепцию соцреализма с его пафосом переустройства мира и избавления от «пережитков прошлого». Писатели-«почвенники» утверждали, что основу личности составляет вовсе не идеология, а память — то, что накоплено человеком за годы жизни, что уникально и отличает его от любого другого человека. Утрата памяти означает утрату личности, ее подмену — и потому призыв «опомниться» означал буквально «вернуться к себе», к своим корням, истокам, к своей сути. Идея «лада» требовала признать, что веками складывавшийся мир основан на разумных началах, и попытка его переустройства приводит лишь к хаосу, к утрате людьми устойчивых ориентиров. Так постепенно слово «реализм» очистилось от идеологического довеска «социалистический» и вернуло себе подлинную сущность верность реальности, ее непреложным и мудрым в своей основе законам.


О том же говорила и «тихая лирика», возникшая в 60 — 70-е годы во многом как реакция на лирику «громкую», эстрадную.

Столь огромным оказалось духовное наследие веков, что оно уже начало восприниматься как непосильное для отдельного человека, просто не способного это наследие усвоить в достаточной мере. Еще сложнее сказать свое, новое слово после великих классиков, казалось, если не ответивших, то раскрывших в своем творчестве все основные вопросы бытия, перебравшие все возможные художественные формы и приемы, доведя их до совершенства. На рубеже 60—70-х годов зародилось такое противоречивое явление, как постмодернизм — особое мировосприятие, принесшее новое отношение к культуре, к слову, к мудрости.

Литература современная интуитивно нащупывает новые пути, отвечает на вопросы, которые ставит перед человечеством жизнь. Среди этих проблем — экология, разрушение прежде четких границ между условно говоря «высокой» и «массовой» культурой, развитие электронных средств коммуникации и медиа-технологий. Само возникновение этих проблем рождало и новые художественные формы для их отражения. Уже в 60-е годы в литературу пришла экологическая проблематика, писатели все активнее стремятся создавать «многослойные» произведения, интересные и рядовому читателю, лишенному глубокой гуманитарной подготовки, и «высоколобому» эстету. Наконец, книга перестала ассоциироваться исключительно с «бумажными носителями», перейдя в электронный формат, став «виртуальной», что существенно расширило ее возможности. Да к тому же все больше не только специалистам становится ясно, что именно появление письменности позволило человечеству всего за несколько тысячелетий сделать такой прыжок от варварства к современной цивилизации.

Ничто так не развивает мыслительные способности человека, ничто так духовно не обогащает и не облагораживает его, как хорошая книга. Способность различать буквы и складывать их с слова, из слов составлять тексты, из текста извлекать смыслы и подтексты, получая высшее, эстетическое и духовно-нравственное наслаждение от него, — уникальный вид деятельности человека. Потому все разговоры о смерти литературы, о ненужности чтения лишены всякого смысла. Литература вместе с нами входит в новый век, вместе с нами обживает его. И здесь мы друг другу оказываемся очень нужны: читатели — автору, автор с его особым, острым взглядом и метким словом — читателям.

Источник: multiurok.ru

Русские писатели XX века

Максим Горький

Максим Горький

М. Горький — один из самых значительных писателей и мыслителей начала столетия. Признан основателем такого литературного направления, как социалистический реализм. Его произведения стали "школой мастерства" для литераторов новой эпохи. А творчество Горького оказало огромное влияние на развитие мировой культуры. Его романы и рассказы переводились на множество языков и стали мостом, соединившим русскую революцию и мировую культуру.

Биография:

Максим Горький: жизнь и творчество

Избранные произведения:

  • "Мещане"
  • "На дне"
  • "Старуха Изергиль"

Леонид Андреев

Леонид Андреев

Л.Н.Андреев. Творчество этого писателя – одна из первых "ласточек" эмигрантской русской литературы. Творчество Андреева гармонично укладывается в концепцию критического реализма, обнажавшего трагедию социальной несправедливости. Но, примкнув к рядам белой эмиграции, Андреев на долгое время был забыт. Хотя значение его творчества оказало большое влияние на развитие концепции реалистического искусства.  

Биография:

Леонид Андреев: жизнь и творчество

Избранное произведение:

  • "Кусака"

Александр Иванович Куприн

Александр Иванович Куприн

А.И. Куприн. Имя этого величайшего писателя незаслуженно ставят рангом ниже, чем имена Л. Толстого или М. Горького. Вместе с тем, творчество Куприна – яркий образчик самобытного искусства, искусства истинно русского, интеллигентного. Главные темы в его произведениях: любовь, особенности русского капитализма, проблемы русской армии. Вслед за Пушкиным и Достоевским А. Куприн огромное внимание уделяет теме "маленького человека". Также писателем написано немало рассказов специально для детей.

Биография:

Александр Иванович Куприн: жизнь и творчество

Избранные произведения:

  • "Гранатовый браслет"
  • "Олеся"

Константин Георгиевич Паустовский

Константин Георгиевич Паустовский

К.Г.Паустовский — удивительный писатель, которому удалось остаться самобытным, остаться верным самому себе. В его произведениях нет революционного пафоса, громких лозунгов или социалистических идей. Главная заслуга Паустовского в том, что все его рассказы и романы представляются эталонами пейзажной, лирической прозы.

Биография:

Константин Георгиевич Паустовский: жизнь и творчество

Избранные произведения:

  • "Теплый хлеб"
  • "Телеграмма"

Михаил Александрович Шолохов

Михаил Александрович Шолохов

М.А. Шолохов — великий русский писатель, чей вклад в развитие мировой литературы трудно переоценить. Шолохов, вслед за Л. Толстым создает удивительные монументальные полотна жизни России в самые переломные моменты истории. Также Шолохов вошел в историю русской литературы как певец родного края – на примере жизни донского края писатель сумел показать всю глубину исторических процессов.

Биография:

Михаил Александрович Шолохов: жизнь и творчество

Избранные произведения:

  • "Тихий Дон"
  • "Поднятая целина"

Александр Трифонович Твардовский

Александр Трифонович Твардовский

А.Т. Твардовский — ярчайший представитель литературы советской эпохи, литературы социалистического реализма. В его творчестве поднимались самые насущные проблемы: коллективизации, репрессий, перегибов идеи социализма.  Являясь главным редактором журнала "Новый мир" А. Твардовский открыл миру имена многих "запретных" писателей. Именно в его легкой руки стали печатать А. Солженицина.

Сам А. Твардовский остался в истории литературы и как автор самой лиричной драмы о войне – поэмы "Василий Тёркин".

Биография:

Александр Трифонович Твардовский: жизнь и творчество

Избранное произведение:

  • "Василий Теркин"

Борис Пастернак

Борис Пастернак

Б.Л.Пастернак — один из немногих русских писателей, получивших Нобелевскую премию по литературе за свой роман "Доктор Живаго". Известен также как поэт и переводчик.

Биография:

Борис Пастернак: жизнь и творчество

Избранное произведение:

  • "Доктор Живаго"

Михаил Булгаков

Михаил Булгаков

М.А. Булгаков… В мировой литературе, пожалуй, нет более обсуждаемого писателя, чем М. А. Булгаков. Блестящий прозаик и драматург оставил немало загадок для будущих поколений. В его творчестве гармонично переплелись идеи гуманизма и религия, безжалостная сатира и сострадание к человеку, трагизм русской интеллигенции и безудержный патриотизм.

Биография:

Михаил Булгаков: жизнь и творчество

Избранные произведения:

  • "Собачье сердце"
  • "Мастер и Маргарита"

Виктор Петрович Астафьев

Виктор Петрович Астафьев

В.П. Астафьев — русский писатель в творчестве которого главными были две темы: война и русская деревня. Причем все его рассказы и романы – это реализм в самом ярком его воплощении.

Биография:

Виктор Петрович Астафьев: жизнь и творчество

Избранное произведение:

  • "Васюткино озеро"

Чингиз Айтматов

Чингиз Айтматов

Чингиз Айтматов — одна из самых массивных фигур в русской советской литературе, и, пожалуй, самый известный тюркоязычный писатель. В его произведениях запечатлены самые разные периоды советской истории. Но главная заслуга Айтматова в том, что он, как никто другой, сумел красочно и ярко воплотить на страницах красоту родного края.

Биография:

Чингиз Айтматов: жизнь и творчество

Избранное произведение:

  • "И дольше века длится день…"

С распадом СССР русская литература вышла на абсолютно новый этап своего развития. Канули в прошлое жесткая цензура и идеологическая направленность. Обретенная свобода слова стала отправной точкой для появления целой плеяды писателей нового поколения и новых направлений: постмодернизма, магического реализма, авангардизма и других.

Источник: xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

1955 — 1985

В середине 60-х гг. на развитие литературы повлияло смягчение политической ситуации в Советском Союзе, „оттепель“. Литература опять становится более разнообразной. Писатели вообще возвращаются к индивидуальному, но для своей среды типичному герою. Во многих произведениях они снова задают вопросы о моральных качествах человека.
Новое в литературе представляют не развитие жанров или техники повествования, но темы. Можно писать о ранее запрещенном – появляются вторая волна военной литературы, лагерная литература, деревенская литература, мифологическое течение.
В эпоху „застоя“ много хороших авторов остается в подполье.

Военная литература

После войны писали в СССР только о победах и героизме советских солдат (исключение из правила – проза Платонова и Шолохова).
В 60-е гг. появляется новый тип повествования о войне – не панораматическое описание сражений, а психологическое изображение переживания и страдания одного или нескольких человек. О войне пишут те, кто в ней лично участвовали, будучи молодыми людьми (В.Богомолов – повесть Иван , Г. Бакланов Июль 1941 года ).

Виктор Некрасов (1911-1987)

Некрасов

Некрасов был предшественником второй волны военной литературы.
В окопах Сталинграда — повесть, которая принесла автору подлинную славу, объективное повествование об условиях войны.


Деревенская литература

Второй, вновь открытой темой, была жизнь русской деревня. Авторы еще не пишут открыто о ужасах коллективизации, но можно прочитать о нарушениях отношений между людьми в деревне, об экологических проблемах.

Валентин Распутин

Распутин

Живи и помни — роман-баллада, самое известное произведение автора. Молодая женщина Настена живет у своей тещи и тестя. Идет война, ее муж мобилизован в армию. Один раз, находясь неподалеку от своей деревне, он бежал из своего подразделения. Он вынужден скрываться, но с женой встречается. Кончается война, но дезертирство по-прежнему считается страшнейшим преступлением, и Андрей не может выйти из своего убежища. Он живет как волк в лесу, и беременная Настена бросается в реку Ангару.


Лагерная литература

В 1962 г. удалось напечатать повесть Солженицына Один день Ивана Денисовича, что вызвало целый поток других произведений, представляющих собой свидетельство о ГУЛаге.

Александр Солженицын (род. 1918)

Солженицын

Солженицын пробыл в ГУЛаге 8 лет. В эпоху застоя принимал активное участие в диссидентском движении, за что был в середине 70 гг. выслан из СССР. Удостоен Нобелевской премии.
Один день Ивана Денисовича – рассказ, в котором описываются события одного зимнего дня заключенного Шухова. Герой вечером оценивает этот день как удачный – он не заболел, его бригаду не сослали на новую стройку, он наелся лучше, чем обычно. Солженицын уверен, что страдание может усилить гуманные достоинства человека; духовность его спасет.
Архипелаг ГУЛаг – художественно-историческое исследование о ГУЛаге. Солженицын над книгой работал тайно. В России книга была издана только в 1990 г.
Вернувшись в середине 90-х гг. на Родину, Солженицын продолжает высказываться по поводу общественных вопросов.

Варлам Шаламов (1907-1982)

Шаламов

Шаламов повествовал о жизни в ГУЛаге, не отождествляя себя с идеей Солженицына, что лагерь развивает лучшее в человеке.
Колымские рассказы — цикл рассказов, детали из жестокой и печальной лагерной жизни.


Литература духовного сопротивления

В 60-х гг. возникают произведения, в свое время часто не опубликованные, возвращающиеся к сталинским репрессиям, осуждающие несвободу в советском обществе.

Анатолий Рыбаков (1911-1998)

Рыбаков

Дети Арбата – роман, в котором автор рисует атмосферу страха, недоверия, доносов 30 гг. В центре внимания стоит образ московского студента, который попал в тюрьму и в ссылку, и его друзей (все живут на Арбате). В книге необычно изображен Сталин – сквозь свои личные монологи.


Мифологическое направление

Чингиз Айтматов (1928-2008)

Айтматов

Айтматов – киргиз, общественный деятель (в первой половине 90 гг. работал послом России в странах Бенилюкса, сейчас — посол Киргизии в Бельгии).
В романах и рассказах Айтматова судьбы современных героев переплетаются с мифами и легендами. Айтматов осуждает состояние мира как катастрофическое – моральный упадок человека, неуважение природы.
Больше века длится день – сложный, многопластовый роман в себя включает легенду о „рабах“, лишенных разума; действие происходит в местах старта космических ракет.


Новая волна

Новая волна — литературное течение, показывающее образ жизни эпохи брежневского застоя, с иной, нежели официальная, точки зрения. Авторы выбирают в основном негативную сторону действительности (укоренилось обозначение „чернуха“). Вскрывают деградацию во всех сферах жизни (пьянство, домашнее насилие, болезни, старость, бедность, плохие жилищные условия). Героями этой прозы становятся алкоголики, проститутки, наркоманы, психи, несчастные люди, утомленные женщины. Важной частью поэтики Новой волны являются ирония, пародия и абсурд.

Людмила Петрушевская (род. 1938)

Петрушевская

Прозы Петрушевской второй половины 70 гг. считаются вершиной Новой волны.
Время ночь – история поэтессы в виде аутентичных записок, которая воспитывает своего внука, недоедает, живет в ужасных психических условиях („домашний ГУЛаг“). Наконец она теряет связь со всеми своими близкими.


Постмодернизм

Широко распространенное направление в русской литературе. Постмодернистские произведения допускают полную творческую свободу. В них сочетаются самые разные элементы – фантастика, мистика, документальный материал, пародия, слова разных лексических пластов, смешение жанров в рамках одного произведения, цитаты из других текстов, литературные аллюзии. Подчеркивается искусственность художественного текста, игра. Произведение надо читать как ребус. Постмодернизм свидетельствует о хаосе современного мира.

Венедикт Ерофеев (1938-1990)

Венедикт Ерофеев

Москва – Петушки – „поэма“, шедевр русского и мирового постмодернизма. Главный герой Веничка путешествует на электричке в Петушки за своей любовницей. Систематически пьет (иногда прозу Ерофеева именуют «библией алкоголиков“). В своем пьяном состаянии он говорит с Богом, ангелами и сатаной. В Петушки его не впускает Сфинкс, потому что герой не сумел разгадать его загадки. Веничка в конце поэмы отождествляется с Христом, умирает в Москве от руки бандитов.
Проза Ерофеева – это, с одной стороны, образ брежневской России, а с другой — аллегории о русской душе, о поисках русского человека. Путь Венички в рай в Петушках символизирует жизненный путь человека.


Виктор Ерофеев (род. 1947)

Виктор Ерофеев

Русская красавица – в свое время очень популярный роман. Красавица Ирина (тип новый богини) проходит все слои русского общества (станет любовницей высокого политика), предоставляет свидетельство о его моральном маразме и хочет спасти Россию.


Соц-арт

Экспериментальное направление в литературе и изобразительном искусстве, которое работает с материалом социалистического реализма и с идолами социалистической идеологии, но вводит их в другой, сниженный контекст с целью шокировать и осудить. Литература полностью воспринимается как технический процесс.

Владимир Сорокин (род. 1955)

Писатели второй половины 20 века

Тридцатая любовь Марины – самый известный роман соц-арта. У Марины много любовников и любовниц (книга начинается как эротический роман), она пользуется своей красотой – участвует в вечеринках коммунистической верхушки, делает покупки в спецмагазинах, ездит только на такси, пренебрегает рабочими — но внутри она не соглашается с режимом, обожает Солженицына, читает Библию… После своей встречи с партийным деятелем она открывает для себя новую жизнь – начинает работать на заводе, жить в общежитии и в идее коммунизма находит счастье. Роман заканчивается пропагандистскими цитатами из советских газет.

Литература с 1985 года

Гласность Горбачева приносит в русское искусство бесцензурность. Литература колоссально разрастается – объединяются внутренняя и эмигрантская литературы, официально издаются произведения «самиздата».
Возникает феномен „возвращенной литературы“ — это книги, которые впервые печатаются много лет спустя после своего возникновения.
Многие писатели стараются переоценить русскую историю.
В 90-х гг. и в начале 21 столетия появляются также книги развлекательного характера, что не очень типично для русской литературы (Борис Акунин).

Самые изветсные писатели конца 20-ого и начала 21-ого века

Владимир Сорокин (см. выше)

Писатели второй половины 20 векаСорокин преващается в писателя мирового значения. Особенность его худдожественног стиля заключается в умении подражаать любому стилю литературы. Читая Сорокина, необходимо знать широкий литературный, исторический и идеологический контекст. Сорокин склонен откровенно показыватъ насилие и телесность.

  • День Опричника (2006) —  роман-антиутопия,, роман -сатира о будущем России во главе с единым Государем окруженным дружиной верных сотрудников — опричников, написан под стиль древнерусской литературы
  • Метель (2010) — фантасы-повесть происходящая на территории уездной России будущего, написана в стиле русской литературы ХIХ века
  • Телурия (2013) — мрачный образ Европы и России  середины XXI века. 50 отдельных глав разных стилей жанров и сюжетов, пероснажи которых редко пересекаются.

Официаляный вебсайт: http://www.srkn.ru/

Виктор Пелевин (род. 1962)

Писатели второй половины 20 векаПредставитель русского постмодернизма. В его книгах наблюдается огромное количество интертекстуальных ссылок. Пересекаются реальный и виртуальный мир.  Лауреат многочисленных литературных премий. Буддист. Некоторые критики упрекают Пелевина в поверхности.

  • Омон Ра (1992) — роман офиктивной подготовке мальшиков к космической программе
  • Чапаев и Пустота (1996)- роман, действие происходит частично в психбольнице, частично во время Гражданской войны. Толкование мифа военного вождя Чапаева.
  • Ампир «В». Поовесть о настоящем сверхчеловеке (2006) — роман о корпоративной культуре

http://pelevin.nov.ru/

 

Людмила Улицкая (род. 1943)

Писатели второй половины 20 векаУлицкая показывает повседневные переживания своих героев, чаще всего женщин. Сценарист. Ее творчество открываетн некоторые табуизированные темы, в том числе сексуальные. Лауреат многочисленных премий. Критики иногда обознают ее творчество как «новосентиментализм», иногда пишут, что она показывает своих героев как исследователь животных. Улицкая критически оценивает ситуацию внутри современной России.

  • Сонечка (1992) — повесть, история женщини погруженной в чтение великой литературы
  •  Медея и её дети (1999) — сборник рассказов, семейная хроника
  • Казус Кукоцкого (2001) — роман, жизнь семьи профессора Кукоцкого на фоне истории Советского государства 
  • Даниэль Штайн, переводчик (2006) — роман в форме писем и разговоров о необычной судьбе еврея Даниэля Штайна, ставшего католическим священником

http://www.ulickaya.ru/

Захар Прилепин (род. 1975)

Писатели второй половины 20 векаПисатель вызыавает разноречивые реакции. Бесспорно талантливый писатель, бывший сотрудник ОМОН, ветеран войны в Чечне, является членом радикалной Национал-боольшевистской партии. Активный журналист и публицист. Лауреат многих литературных премий.

  • Санька (2006) — роман о современных левых радикальных активистах-патриотах
  • Ботинки, полные горячей водкой (2008) — сборник рассказов о жиненном опыте писателя, сочетающих трагизм, юмор и лирику

http://zaharprilepin.ru/

Источник: ruskerealie.zcu.cz


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.