Формирование культуры межнационального общения у дошкольников


Альбина Самкова
Формирование культуры межнационального общения у старших дошкольников

Особенность России состоит в том, что ее население составляют более ста коренных народов – это множество языков, культур, традиций. Из-за особенностей политических событий последних лет во всем мире все чаще возникают конфликты на национальной и религиозной почве. В этих условиях резко повышается актуальность и значимость воспитания у дошкольников чувства дружелюбия и симпатии по отношению к детям разных национальностей.

Необходимость формирования культуры межнационального общения у старших дошкольников связана с увеличением в образовательном учреждении детей мигрантов, вынужденных переселенцев, детей из смешанных семей. В городе ощущается увеличение притока иностранных граждан. Поэтому мы в своей работе ставим и решаем ряд задач:

— познакомить детей с многонациональным составом населения России (в нашей стране живут люди разных национальностей, они имеют свой язык, обычаи, свои сказки, танцы, песни, все народы дружны и помогают друг другу, они любят свою Родину и трудятся на ее благо);


— воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.

Нами был разработан проект «Мой многонациональный Усть-Илимск», цель которого – создание организационно-педагогических условий для формирования толерантного поведения у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к истории, культуре, традициям разных народов.

В ходе реализации проекта были проведены беседы: «Я, ты, он, она – вместе дружная страна», «Все мы разные, но все мы равные», «Дружат дети разных стран», «Протяни ладошку дружбы». Был организован просмотр видеофильмов «Права детей», «Мир без насилия».

Достичь развивающего эффекта позволяет приём рассматривания картин и иллюстраций. Дети с интересом рассматривали картины, вспоминали с по­мощью воспитателя, какие национальности изображены на них. Дети украинку, русского мальчика, бурята узнают по костюмам сами. Они не всегда правильно называют национальность, но картины неизменно вызывают у них интерес к разным народам и желание поделиться своими знаниями.

Углублению возникших дружеских чувств детей к сверстникам другой национальности способствует чтение художественных произведений, в которых рассказывается о дружбе детей разных национальностей. Знакомились со сказками «Колосок», «Волк и лиса», «Чудесные гусли», «Кто над кем посмеялся», «Ястреб и сова», «Красавица Бакбакай»; стихами, пословицами, поговорками, потешками изучаемых национальностей. Народное творчество обогатило воспитанников знаниями о жизни и культуре людей разных национальностей.


Особую роль отводили играм: «В семье российской, братской», «Все вместе», «Помогай другу везде, не оставляй его в беде», «Мы все россияне», так как они являются действенным способом сближения детей. Разучили подвижные игры «Выбей из круга», «Достать шапку», «Сурхарбан» и др. В них ярко отражался образ жизни людей, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве. С целью формирования гостеприимства и знакомства с национальными традициями, связанными с приготовлением пиши, проводили дни национальной кухни. Национальные блюда в эти дни подавали не в обычных тарелках, а в национальной посуде.

Укреплению дружбы между дошкольниками разных национальностей помогало рассматривание и рисование национального костюма. Воспитанники с удовольствием раскрашивали национальные костюмы, делали аппликацию по мотивам киргизских, украинских, бурятских, татарских узоров. Из ниток и ткани мастерили кукол-мотанок, которые взяли на память домой. Дошкольники с удовольствием играют в сделанные совместно с детьми и родителями дидактические игры: «Одень куклу», «Собери картинку», «Найди отличия», «Узнай костюм», «Назови элементы костюма», «Это интересно», «Чей это орнамент?». На музыкальных занятиях слушали народную музыку, знакомились с музыкальными инструментами; изучали элементы народных танцев.


Не менее важным условием формирования культуры межнационального общения является тесная взаимосвязь с родителями. Вовлекали родителей в поисково-познавательную деятельность по сбору наглядного и познавательного материала. С детьми и родителями организовали выставку работ «Страна, где мы живём», «Народы, населяющие Россию». Перед праздником «День народного единства» провели семейную гостиную «Мы – многонациональная семья!», где родители Азима У., Карины М. представили презентации о своей национальности, провели анализ родословной, где выяснилась их национальность. В заключении провели фестиваль «Пусть всегда будет солнце!» с участием родителей и сделали лэпбуки «Какой национальности я сам?».

Наши наблюдения показали, что к концу дошкольного периода дети знают: что нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т. д.

Литература


1. Ветохина А. Я., Дмитриенко З. С. Нравственно-патриотическое воспитание для детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. – СПб.: Детство-пресс, 2017. – 192 с.

2. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.

3. Писарева А. Е., Уткина В. В. Живём в «Ладу»: Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

Источник: www.maam.ru


Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.



Наименование:


Диплом Национальные праздники как средство формирования культуры межнационального общения у старших дошкольников

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 11.12.2017. Год: 2017. Страниц: 54. Уникальность по antiplagiat.ru: 43. *

Описание (план):


Формирование культуры межнационального общения у дошкольников
Министерство образования Саратовской области
ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова»

Национальные праздники как средство формирования культуры межнационального общения у старших дошкольников

Выпускная квалификационная работа

Специальность 44.02.01 Дошкольное образование

Вольск 2017

Содержание

Введение……………………………………………………………..…………3
Глава 1. Теоретические основы воспитания этики межнационального общения детей дошкольного возраста…………………………………………..….6
1.1 Понятие «межнациональное общение» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………….….6
1.2 Особенности общения детей дошкольного возраста……………………9
1.3 Средства формирования культуры межнационального общения детей старшего дошкольного возраста………………………………………………….….16
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию культуры межнационального общения детей старшего дошкольного возраста (фольклор народов Поволжья)……………………………………………………………………..28
2.1.Констатирующий эксперимент………………………………………….28
2.2. Формирующий эксперимент………………………………………..….34
2.3. Контрольный эксперимент………………………………………………38
Заключение…………………………………………………………………..39
Список использованной литературы…………………………………….…43
Приложение………………………………………………………………….48


ВВЕДЕНИЕ

Проблема межнационального общения всегда была и будет актуальной, ею всегда интересовались ученые многих стран. Вопрос межнационального общения является сложным и многогранным. В обществоведческой науке рассматриваются различные аспекты этой проблемы: социально-психологический, социально-политический, социологический, лингвистический и другие.
Образование, начиная с дошкольного, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к другим культурам.
Межнациональное общение – это вид социального общения, обусловленный основными сферами взаимодействия народов – экономикой, политикой, наукой, культурой, языком.
Этика межнациональных отношений есть не что иное, как высокая степень совершенства и развития этих отношений, которые проявляются в межнациональных и духовных связях разных народов, в соблюдении определенного нравственного такта и взаимной уважительности людей различных национальностей друг к другу, в их общении и недопустимости кого-либо пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов. Воспитание этике межнационального общения необходимо начинать у детей уже в дошкольном возрасте.
Ребенок должен постепенно в практике реального общения открывать для себя сходства и различия с другими людьми. Поэтому цель всех образовательных учреждений – не только ознакомить детей с разными этнокультурами, но научить их жить в сообществе, где образуются новые сложные культурные конгломераты.
Все это и обусловило актуальность темы исследования.
При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлены противоречия между общими моральными взглядами дошкольников и их единичными воплощениями, между необходимостью воспитания этики межнационального общения и малым количеством разработок по воспитанию этики межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: выявление средств воспитания этики межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста.
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Национальные праздники как средство формирования культуры межнационального общения у старших дошкольников»
Объект исследования: педагогический процесс формирования культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: средства воспитания межнационального общения старших дошкольников.
Цель исследования: теоретически выявить и путем опытно-экспериментальной работы проверить эффективность средств воспитания культуры межнационального общения.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: формирование культуры межнационального общения в образовательных заведениях предполагает, что воспитание межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста будет успешно в игровой деятельности старших дошкольников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1 Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2
2. Рассмотреть понятие «межнациональное общение» и определить особенности общения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить средства воспитания культуры межнационального общения.
4. Экспериментальным путем проверить эффективность средств воспитания культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическая основа исследования: общетеоретические основы межнациональных отношений изложены в трудах Р.Г.Абдулатинова, Э.Н.Аллахвердянц, Э.А.Баграмова, Н.И.Белова, Ю.В.Бромлея, Т.Ю.Бурмистровой, Ж.Г.Головина, М.С.Джунусова, О.А.Дмитриева, Л.М.Дробижевой, А.Н.Некрасовой, Р.А.Саликова, Э.А.Тадевосяна, Е.А.Троицкого, Н.И.Хмары и др.; психологические аспекты развития межнационального восприятия Л.И.Алексеевой, Л.А.Альшевской, А.П.Оконешниковой, В.Ю.Хотинец; цели, содержание, задачи, средства и составные элементы интернационального воспитания молодежи в комплексе с другими направлениями развития личности в работах Т.К.Ахаян, Н.И.Болдырева, А.А.Кирсанова, Б.Т.Лихачева, И.С.Марьенко, В.А.Сластенина; пути и средства формирования интернационалистических взглядов и убеждений П.М.Викторовой, К.Е.Лускаловой, Э.М.Махмечевой, А.Микаберидзе, И.Э.Моносзоном, Г.М.Рогачевым, М.А.Свердлиным, Л.М.Симакиной, А.И.Холмогоровым.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по проблематике исследования; педагогические наблюдения, беседы, анкетирование учителей и учащихся; проведение педагогического эксперимента, количественная обработка и качественная интерпретация экспериментальных данных, статистическая обработка полученных данных.
cтруктура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений.

Глава 1. Теоретические основы воспитания этики межнационального общения детей дошкольного возраста
1.1 Понятие «межнациональное общение» в психолого-педагогической литературе

В психолого-педагогической литературе существует много определений деятельности общения.
Общение — это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты.[15, c. 36]
Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект. Общение есть не просто действие, а именно взаимодействие — оно осуществляется между участниками, каждый из которых равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.[7, c. 5]
Общение — взаимодействия между людьми, главным образом непосредственные. В трактовке общественных отношений общение — форма их реализации, обеспечивающая — наряду с предметными опосредованиями — воспроизводство и накопление человеческого опыта, кооперацию и разделение человеческой деятельности.[11, c. 5] Понятие «общение» используется и для характеристики взаимодействий между различными социальными и культурными системами («межнациональное общение», «общение культур»), т. е. в плане более широком, нежели межличностная связь между людьми. В любом случае общение не может осуществиться, минуя межиндивидуальные контакты…

Заключение

Проблема воспитания межнациональной культуры общения на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, и продолжать развивать навыки общения в начальной школе. Так как именно дети этого возраста являются сенситивными для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.
В результате нашей работы мы рассмотрели понятия «общения», «культуры межнационального общения», «толерантности» в психолого-педагогической литературе, определили особенности общения детей младшего школьного возраста, выявили средства формирования культуры межнационального общения.
Культура межнационального общения укореняется в школе, формирует отношения к ней как к важнейшей ценности общества, так как развивает у обучающихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.
Самым важным источником формирования культуры межнационального общения является школа. Воспитание культуры межнационального общения у детей младшего школьного возраста – актуальная задача наших дней. Культура межнационального общения рассматривается, как одно из необходимых качеств формирования целостной личности. В процессе обучения, младший школьник приобретает навыки социального общения, усваивает основы культуры толерантного поведения. Культура терпения и согласия начинается с отношения человека к себе и к своему ближайшему окружению.
Процесс воспитания культуры межнационального общения младших школьников включает в себя не только усвоение этнокультурных знаний, развитие потребности в их получении, но и формирование этнокультурной деятельности личности, ее уважения к людям других национальных групп. Важным показателем культуры межнационального общения является поведение, поступки ребенка в отношении представителей других народов.
Идея формирования культуры межнационального общения в образовательных заведениях имеет определенную специфику, которая состоит в том, что эта идея получает здесь дополнительную межличностную окраску. В качестве особой ценности образования рассматривается взаимодействие с другими людьми, в ходе которого происходит личностное взаимообогащение и развитие.
В настоящее время необходимо в учебных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание.
В процессе массового общения возникают большие психологические перегрузки людей, конфликтные ситуации. Следует учить детей правильно строить свои отношения не только со сверстниками, но и всеми окружающими людьми, необходимо прививать им навыки межнационального общения, формировать умение преодолевать мелкие неурядицы, конфликтные ситуации мирным путем.
При этом педагогу следует проявлять деликатность и осторожность, учитывать специфику и особенности национального состава детей (язык, традиции, культурные ценности, трактовка исторических событий и др.), строить свою работу, критически осмысливая и вырабатывая суждения о моральных ценностях, принципах толерантности, а также важно, чтобы педагог личным примеров показывал, как корректно отстаивать свою точку зрения, относится к суждениям других.
Исходя из того, что объектом нашего исследования является педагогический процесс формирования культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста, то основным средством мы определили национальный праздник.
На начальном этапе знакомства с детьми, с помощью беседы и проведенного анкетирования было замечено, что дети не в полной мере знакомы с существованием множества наций и народностей, недостаточно владеют информацией в данном направлении, уважение к детям другой национальности недостаточно развито.
Благодаря проведенным мероприятиям, занятиям с применением тематических игр, показом развивающих мультфильмов, разнообразных презентаций, включение детей в специальные коллективные занятия по овладению знаниями о других нациях и народностях, традициях и обычаях людей разных национальностей, организацией и проведением национальных праздников — уровень формирования межнационального общения у дошкольников повысился. Это видно по результатам различных игровых упражнений и тестам.
Разработанный нами проект показал, что использование средств такого плана, поможет формированию культуры межнационального общения, как одного из необходимых моральных качеств личности. В ходе нашего исследования нами были достигнуты поставленные цели.

Список используемой литературы:

1 Асмолов А.Г. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. 2017.- 61с.
2 Асмолов А.Г. Мы обречены на толерантность// Семья и школа, 2012.-?11.
3 Асмолов А.Г. Толерантность в общественном сознании России.- М., 2013.
4 Байбородова Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. М.: Прогресс. 2013.
5 Байбородова Л.В., Рожков М.И. Теория и методика воспитания: учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2014.
6 Баныкина С.В., Кожухарь Г.С. Конфликты в сфере образования // Конфликтология — теория и практика. — ? 4. — 2014.
7 Бардиер, Г. Л. Социальная психология толерантности / Г. Л. Бардиер. – СПб. : Изд-во С.-Пб ун.-та, 2015. – 120 с.
8 Безюлева Г.В., Бондырева С.К., Шеламова Г.М. Толерантность в пространстве образования: Учебное пособие. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2014.
9 Белоцерковец Н.И., Васильев А.М., Назаренко Н.Н. Педагогика межнационального общения: Учебное пособие, Издательство МГП, 2016. — 168 с.
10 Бетти Э. Риэрдон. Толерантность — дорога к миру. — М., 2012.
11 Бугаева Н.Н. Комфорт младших школьников в образовательной деятельности // Нач. школа, 2014,?2.
12 Воспитание в многонациональной школе: пособие для учителя./ А.Н.Джуринский. – М.: Просвещение, 2016.- 96с.
13 Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. Махачкала, 2013.-338 с.
14 PAGE 44
15 Гасанов З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. // Педагогика. -2013. ?4. — С.24-30.
16 Гукаленко О.В. Поликультурное образование: теория и практика. Ростов н/Д. -2013, -290с.
17 Декларация принципов толерантности //Литературная газета, 2012-?15.с.7.
18 Декларация ЮНЕСКО о принципах толерантности.
19 Джуринский А.Н. Воспитание в многонациональной школе. – М., Просвещение, 2015г.
20 Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общения: поликультурное воспитание в России и за рубежом. Учебное пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2015. — 224с.
21 Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире/ А.Н.Джуринский.- М., 2015.
22 Закон РФ «Об образовании» ст. «Принципы государственной политики в области образования» от 28.09.2010 ?243-Ф3.
23 Клепцова Е.Ю. Терпимое отношение к ребенку: психологическое содержание, диагностика, коррекция: Учебное пособие, — М.: Академический проект, 2015.
24 Кукушкин B.C., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов Н/Д: Феникс, 2012. — 448с.
25 Латышина Д.И. Этнокультурное образование: содержание и педагогические технологии // Профессиональное образование учителя начальных классов (Сборник статей). Самара Москва, — 2015. — С.91-99
26 Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Тренинг этнической толерантности для школьников. Учебное пособие для студентов психологических специальностей. М., 2014. -356 с.
27 Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н .и Запорожца А.В.
28 PAGE 45
29 — М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 2015. — 144с.: ил.
30 Лизинский В. Принципы, нормы и правила успешного воспитания. // Народное образование. — 2012 . ? 4.стр 12-16.
31 Лисицына М.И. Проблемы и задачи изучение общения дошкольников со сверстниками. В кн. Хрестоматия по детской психологии/ сост. Г.В.Бурменская.-М.: Международная педагогическая академия, 2016, -264 с
32 Макарова Т.В., Ларионова Г.Ф. Толерантность и правовая культура младших школьников. Методические рекомендации — М.:ТЦ Сфера, 2015. — 80с.
33 Мубинова З.Ф. Педагогика этничности и толерантности: теория и практика, проблемы. — Уфа, 2015.
34 Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В.Мудрик – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Издательский центр «Академия». 2016. – 304 с.
35 Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания. – М.: Пед. общество России, 2012. – 320 с.
36 Мясищев В. Н. Проблема отношений в психологии индивидуальных различий // Проблемы психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 2014.
37 На пути к толерантному сознанию / Под ред. А.Г. Асмолова. — М., 2014.
38 Никитова Н.А. Урок толерантности//Начальная школа. – 2012.
39 Николаева М.А. Становление толерантности в условиях модернизации образования // Воспитание толерантности: взаимодействие различий: Сб. Науч. и метод. тр. Под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко и др. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2014.
40 Никоненко В. К Адаптация первоклассников к школе. // Интернет-ресурс: Netparents. ru., 02.10 2016.
41 PAGE 46
42 Обухова Л.Ф. Возрастная психология, М., 2012.
43 Педагогика межнационального общения // Уч.Пособие под редакцией Д.И.Латышиной. М.Гардарики, 2014 — 303с.
44 Петрова М.М. Педагогика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.
45 Почебут Л.Г., Мейжис И.А. Социальная психология.- Спб.: Питер, 2015.
46 Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. — М. Изд-во «Когито-Центр», 2016.
47 Психология. / Под ред. A.A. Крылова. М.: ПБОЮЛ. М.А. Захаров, 2015.- 584с.
48 Пчелинцева И. Толерантность и школьник. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013.
49 Пчелинцева И. Толерантность, как она формируется? — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
50 Риэрдон Б.Э. Толерантность — дорога к миру. М.: Бонфи, 2016.
51 Рожков М.И. Воспитание толерантности у школьников», Ярославль, 2013
52 Рожков М.И., Л.В.Байбородова. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2014. – 384 с.
53 Свирская Л. Работа с семьей. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2017.
54 Семенака С.И «Уроки добра», Москва, Творческий центр «Сфера», 2014.
55 Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь…: Практическое пособие. — М.:Генесиз, 2013.
56 Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., — 2016.-С. 223-244.
57 Социология семейного воспитания: дошкольный возраст / В.С. Собкин, Е.М. Марич. – Москва : ЦСО РАО, 2012. – 247 с.
58 PAGE 47
59 Стегно Ю. 1-ый класс: как помочь вашему ребенку в новой жизни? // Домашний очаг. – 2016. — ? 9.
60 Степанов П. Как воспитать толерантность? //Народное образование. 2016 ? 9. стр 23-24
61 Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. — 672с.
62 Толерантность личности: характеристика, закономерности, механизмы формирования: Монография / Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Селезнева Е.В. И др. — М.: Изд-во РАГС, 2017.
63 Феоктистов И.Е. Воспитание культуры межнационального общения у младших школьников // Начальная школа. — 2016. — ? 10. — С. 54.
64 Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 4.— М.: Генезис, 2016.— 160 с.
65 Шалин В.В. Толерантность. — Ростов-на-Дону, 2015.
66 Этническая толерантность в поликультурных регионах России / Под ред. Н.М. Лебедевой, А.Н. Татарко. М.: РУДН, 2015. — 432 с.
67 Якушев С.С. Педагогика. М.: Юнити, 2013.
68 Яровой Б.Н. Основы педагогики. М.: Логос, 2014.
69 >



Источник: www.webkursovik.ru

Сформирование правильного мировоззрения у детей

Россия является многонациональной страной. Всю её территорию населяют многие десятки народов с различными самобытными культурами, разными историческими традициями, религиозными верованиями и поэтому воспитание культуры межнационального общения и таллерантности всегда очень актуально, особенно для педагогов национальных языков и культур.

 

Воспитание культуры межнационального общения дошкольников и младших школьников

 

Успех работы педагога наряду с другими факторами, зависит ещё и от того, как параллельно с преподаванием, он сам учится и следит за новейшими тенденциями в педагогике и достижениями науки в целом.

Россия является многонациональной страной. Всю её территорию населяют многие десятки народов с различными самобытными культурами, разными историческими традициями, религиозными верованиями и поэтому воспитание культуры межнационального общения и таллерантности всегда очень актуально, особенно для нас педагогов национальных языков и культур, и мы постоянно следим за педагогическими статьями и разработками в этой области.

В 26 статье Всеобщей декларации прав человека сказано: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами…». В соответствии с Декларацией принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО в 1995 году, толерантность определяется как ценность и норма гражданского общества, проявляющаяся вправе всех индивидов гражданского общества быть различными. Это подразумевает обеспечение устойчивой гармонии между различными концессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважение к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям и верованиям.

Сложными и многогранными проблемами межнационального общения всегда интересовались ученые многих стран. В обществоведческой науке рассматриваются различные аспекты этой проблемы: социально-психологический, социально-политический, социологический, лингвистический и другие.

По моим наблюдениям, в обществоведческой литературе понятия «культура межнационального общения», «межкультурная коммуникация» в основном стали употребляться с начала 80-х годов ХХ века. Например, проблема общения в этнической сфере и попытка определения критериев культуры и типологии межнационального общения, находит отражение в работах Аксентьева А.В; Аксентьев В.А.; Шаповалов В.А. (Этнические проблемы современной России: социально-философский аспект анализа, Ставрополь, 1997); Бурмистровой Т.Ю.; Гасанова Н.Н.; Дробижевой Л.М.; Гасанов Н.Н.(О культуре межнационального общения //Социально-политический журнал. 1997. № 3); Он же: Особенности формирования культуры межнационального общения в многонациональном регионе //Педагогика. 1994. № 5. С.12. В исследовании проблемы межнационального общения важное место занимают этнологические теории Арутюнова С.А., Баграмова Э.А., Бромлея Ю.В., Гумилева Л.Н. и многих других, которые позволяют глубже осмыслить сущность межэтнических отношений и выявить особенности данного процесса.

Модель современного образования не может быть создана без учета региональных особенностей, без опоры на историческую память народов, на национальный опыт обучения и семейного воспитания.

Межкультурная коммуникация подразумевает межличностное общение детей разных культур, а также культурные контакты, в процессе такого общения происходит сформирование и обогащение национального самосознания детей.

Исходным моментом воспитания этики межнационального общения должно стать формирование у детей позитивного эмоционального отношения к национальному многообразию населения нашей страны и всей планеты, многообразию человеческих языков: как хорошо, что нас так много и все мы такие разные. Учащиеся должны осознавать, как было бы скучно, не интересно, если бы все люди были похожи друг на друга и говорили только на одном языке.

Специфика возраста 5-10 лет предполагает выбор таких средств и методов межнационального воспитания, которые в большей степени соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей. В воспитательном процессе большую роль играют взгляды и убеждения педагога. Дети обучающиеся у учителей с адекватной позитивной формой выражения этнического самосознания, лучше адаптированы в микросоциуме, их поведение характеризуется больше гибкими и гармоничными способами взаимодействия с окружающими. Самая важная задача педагога создать позитивный образ этнических отношений в детском сознании. Между тем, такой образ — это исключительно важный элемент полиэтнического и поликультурного общества.

Система образования призвана скорректировать негативные проявления разного рода, создать условия для формирования и распространения тех ценностных ориентиров, которые предпочтительны как для личности, так и для общества. Чтобы в нашем сложном мире оставаться самим собой, нужно воспринимать культурные различия как данное и пытаться освоиться в “чужой” культуре, не теряя своей собственной.

Акцент в учебно-воспитательной работе по поликультурному образованию делается на сотрудничество, диалог, творческий характер деятельности, направленность на поддержку, защиту индивидуального развития ребенка, предоставление ему свободного, защищенного пространства для принятия самостоятельных решений, разнообразие способов, форм и приемов творческого самовыражения личности в ее культурной идентификации.

Подлинная культура межнационального общения, взаимодействия и общение детей может возникнуть только на основе раскрытия духовно-нравственного потенциала каждого ребенка, обмена опытом социального и культурного творчества, на основе реализации идеалов свободы, справедливости и равенства. Ведь именно образование призвано обеспечить сочетание интернационального и национального воспитания у детей.

В моей авторских программах (программы: «Младший Мгер», «Старший Мгер», «Армат (корень)» который министерства образования и науки РА рекомендует как образовательный стандарт обучения армянского языка в дополнительном образовании РФ) и учебниках (Младший Мгер, Краснодар, изд. Алви дизайн, 2012г.; Старший Мгер, Ереван, изд. Зангак, 2014) я попыталась раскрыть как процесс обучения, способствуют адаптации личности в социуме, привитию культуру посредством образования. Решающую роль в этом направлении играет обучение национальному языку. Преподнося 2-й язык в ее материальном воплощении в произведениях устного народного творчества (сказки, малые жанры фольклора) — это та естественность, которая сопровождает ребенка и сформирует её национальное сознание. Именно через сказки ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Малые жанры фольклора (пословицы, поговорки), отличаясь лаконичностью, поэтической образностью, важны для запоминания нравственных норм, правил поведения, навыков взаимодействия с людьми.

В мою программу включаются не только тексты, стишки и задачи о разных культурах нашей Малой Родины, но и проводятся разного типа и масштаба мероприятия, которые помогают детям понять особенность различных культур: утренники, фестивали, презентации, конкурсы. Например, есть ежегодные даты, которые отмечаются в нашем объединении как фейерверк разных национальных культур и традиций: 21 февраля (международный день родного языка), 12 июня (День России, приложение 1) Дети надевают национальные костюмы, поют песни на разных языках, подготавливают национальные блюда.

Мир народной культуры многомерен и многообразен, он отражает ритмичность жизни и быта народа. Праздники являются одним из древних элементов человеческой культуры, имеют общечеловеческие корни и при этом ярко выраженные национальные черты, что свидетельствует о развитии праздника как общественного явления.

Народные танцы как элементы народной культуры также имеют огромное значение в национальном и межнациональном воспитании детей. Это символический способ выражения взглядов, мировидения народа посредством движений и жестов. Танцевальное искусство в той или иной степени, форме присутствует в культуре каждого этноса, этнической группы.

Надо начинать с воспитания симпатии детей к разным национальностям через любовь к матери, родным, близким людям; верность другу и любовь к родной природе. Этим мы вызываем желание дружить, раскрывая нравственные качества, воспитываем уважение к народам, которые они представляют. Важно дать детям правильные ориентиры в социальном окружении: о человеке судят не по его национальности, а по тому, каков он, по его делам и поступкам.

Решение названных задач оказывается возможным благодаря усвоению детьми определенного круга знаний о нескольких (четырех-пяти) народах, а именно о (об):

  • месте жительства каждого из них;

  • их труде;

  • быте (жилище, предметы быта, национальные кушанья);

  • языке;

  • народном творчестве (сказки, загадки и другие виды фольклора, подвижные игры);

  • искусстве (песни, танцы, национальные костюмы, произведения художественной литературы и изобразительного искусства);

  • нравственных общечеловеческих качествах народа.

Формирование, углубление и развитие этих представлений происходит в различных видах деятельности: игровой, изобразительной, в свободное время, по предложению педагога и инициативе детей.

У дошкольников и младших школьников, кроме интереса, симпатии к сверстникам не только своего, но и других народов, необходимо воспитывать дружелюбие, уважение к людям разных национальностей, этику межнационального общения именно демонстрируя все прелести и нюансы разных культур.

Полезны рассказы и беседы с детьми о народах, проживающих на территории России и в мире, знакомство с их культурой, историей, чтение художественной литературы, и особенно яркие впечатления и существенные результаты дают сюжетные игры: «Оденем куклу на праздник», «Встречаем гостей» (приложение 2), «Кто в какой стране живет», «Танцуем на вечеринке» и т.п. (игровые действия: в зависимости от этнической принадлежности гостя приветствовать его на родном языке, сервировать стол, угощать традиционными национальными блюдами, танцевать национальные танцы).

Этнокультурное просвещение предполагает введение младшего школьника изначально в родную для него, а затем в иные культуры. При этом, как отмечает М. Беннет, вначале у ребёнка должна быть сформирована готовность признавать этнокультурные различия как что-то позитивное, которая затем должна развиться в способность к межэтническому пониманию и диалогу.

Эффективным средством воспитания может стать экскурсия в этнографический музей, и даже создание своего музея в результате совместной поисковой работы педагогов, обучающихся и родителей с целью воспитания памяти о нашем прошлом, нравственных ценностях, формирования представлений о быте, культуре, образе жизни своего народа, воспитания бережного отношения к предметам старины.

Культура межнационального общения — это качество человека, характеризующее общий уровень его воспитанности, готовность и умение общаться с представителями разных культур, способность учитывать их национальную специфику, деликатность и терпимость в любых ситуациях; уважительное отношение человека к людям различных наций и рас, уважение к их культуре, традициям, языкам, истории, национальному достоинству; совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, взаимопонимание и согласие в общих интересах.

Литература

  1. Асипова, Н.А. Общение школьников в многонациональной среде // Советская педагогика — 1991 — №12, с. 12-17.

  2. Болотина,Т.В., Новикова,Т.Г., Смирнов, Н.К. Культура мира, права человека, толерантность и миролюбие: учебное пособие для учащихся средних школ. — М.: АПК и ПРО, 2002.

  3. Бондаревская, Е.В. Мигрантская педагогика. — М., 2005.

4. Безюлева, Г.В., Шеламова, Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение.- М.: Вербум, 2003.

5. Гасанов, З.Т., Матис, В.И. Воспитание культуры межнационального общения. — М.. 2004.

6. Давлекамова, Г.В. Этническая педагогика. — М., 2003.

7. Дмитриев, Г.Д. Многокультурное образование. — М.. 2005.

8. Мириманова, М.С., Обухов, А.С. Воспитание толерантности через социокультурное взаимодействие.- М., 2002.

9. Палаткина, Г.В. Педагогика толерантности. — М.. 2004.
10. Сковородкина, И.З. Этика национальных отношений.- М., 2004.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРАЗДНИК «У МЕНЯ ДВЕ РОДИНЫ»

КО ДНЮ РОССИИ (12 ИЮНЯ) В ОБЪЕДИНЕНИИ

«МЛАДШИЙ МГЕР»

 

  • Цель и задачи открытого урока: Обеспечение каждому ребенку условий раннего представления о двух Родинах, посредством расширения представлений о странах Армения и Россия, формирование гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родинам.

  • передать знания о вековой дружбе армянского и русского народов, воспитать патриотические чувства к обоим народам;

  • воспитать нравственно-патриотические чувства у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родных стран- России и Армении, и с государственными символами;

  • способствовать формированию гуманистического нравственного мировоззрения у детей, толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;

  • создать тесную взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций;

  • развить интересы к русским и армянским традициям и промыслам, к родным местам и родным людям, чувства ответственности и гордости за достижения страны.

  • Оборудование: Компьютер, карта России и Армении, презентация с символическими фотографиями России и Армении, аудиозаписи «Песни о Родине», видеоматериал «Мои родные места», CD и DVD диски с песнями, фильмами, открытки с фотографиями, электронные фотографии, цветные карандаши, красочные карточки с заданиями.

Педагог — Смотрим на экран и повторяем слова и выражения. Если помните, мы рассказывали о своем доме, о своей семье, об Армении и о России.

Воспитанники узнают по картине и по записи — герб, флаг и гимн Российской Федерации и Республики Армения.

Педагог – Отвечайте, пожалуйста, на мои вопросы. (На армянском языке задает вопросы):

Какие цвета на флаге РФ, а из каких цветов состоит армянский флаг?

Какой город является столицей РФ, а столица РА?

Кто президент РФ, а РА?

(Воспитанники отвечают, поднимая руку).

А сейчас давайте расскажем наизусть стихотворения о Родине, которые мы проходили.

Дети рассказывают 5 стихотворений:

 

 

Педагог – Мы много раз говорили о своем доме, где живем мы, наши родные. Там нам хорошо, где бы мы ни были, нам хочется туда вернуться. Это наш маленький родной очаг, но у нас есть еще и большой родной очаг, кто скажет, что это за места?

Учащиеся – Наш город. Краснодар. Россия. Армения.

Педагог – Все правильно. Наша малая Родина Краснодар, наша большая Родина Россия. А вы знаете, где родились, выросли и жили ваши дедушки и бабушки? Кто знает?

Учащиеся – В Ереване. В Гюмри. В Ванадзоре. В Арцахе. В Степанакерте. В Арташате. В Лори….

Педагог – Это все Армения. Не всегда человек живет там, где рождается и поэтому у него бывают две Родины, которые он любит и почитает одинаково. Теперь, смотрим на карту (показывает Россию и Армению, затем раздает раскраски с изображением карт России и Армении и предлагает раскрасить соответствующими цветами флага).

Учащиеся – (Выполняют задачу).

Педагог — А кто из вас был в Армении?

Учащиеся – (Отвечают).

Педагог — Что вы видели интересного в Армении, что понравилось больше всего?

Учащиеся – (Рассказывают о впечатлениях).

Педагог – Да, на самом деле в Армении очень высокие и красивые горы и много старинных церквей. Города там построены из туфа и гранита. Это очень древняя страна, страна разноцветных камней и солнца. Солнце там как будто больше и ярче, а небо синее и высокое. Там растут очень вкусные фрукты: абрикос, инжир, персик, гранат, виноград…и сочные овощи, там с крана течет вкусная и полезная родниковая вода. Армяне в тондырах пекут необычно вкусный лаваш и хлеб и готовят изумительный шашлык, толму, арису, хапаму и другие блюда. Люди добрые, вежливые, отзывчивые и трудолюбивые. Они все гостеприимные, жизнерадостные и очень любят детей. Ответьте мне, пожалуйста, что вы представляете в первую очередь, когда произносит слово Армения?

Учащиеся – (отвечают).

Педагог – А в каких еще российских городах вы были и что интересного видели? Сейчас каждый встает и рассказывает, в каких городах был в своей жизни, кроме родного Краснодара?

Учащиеся – (Встают и рассказывают).

Педагог – Теперь, скажите мне, пожалуйста, кто, что представляет в первую очередь, когда произносит слово Россия.

Учащиеся – (отвечают).

Педагог – Давайте посмотрим две картины. Внимание на экран. Что вы видите на первой картине и что на второй. Кто может догадаться, какая страна изображена на первой картине, и какая на второй?

Учащиеся – Обсуждают.

Педагог – анализирует картины Ованеса Айвазовского, Мартирос Саряна, и Исаак Левитана.

 

Педагог – Мы много раз говорили о Родине, о России, об Армении.

Продолжаем рассказывать стихотворения о Родине.

 

Учащиеся – рассказывают ещё 5 стихов.

 

ОБОБЩЕНИЕ

 

Педагог — Давайте подумаем — Какое для нас самое родное место?

Учащиеся — Самое родное место для меня — мой дом.

Учащиеся – Это моя комната, дом моей бабушки, мой класс, улица….

Педагог – А почему вы любите эти места? Как вы там чувствуете себя?

Учащиеся – Спокойно, комфортно, уютно….

Педагог – Вот это и есть Родина, где нам хорошо, светло, тепло, где мы окружены любовью и лаской. Мы с вами очень богатые, у нас две Родины. У нас и в Армении и в России есть родные люди и любимые места.

Педагог – Что мы можем сделать для своих Родин.

Учащиеся – Обсуждают.

Педагог – Нам надо вести себя хорошо, правильно, порядочно, слушаться родителей, любить бабушек и дедушек, заботится о своей семье. Хорошо учится, стать хорошим специалистом, профессионалом своего дела и приносить пользу своему окружению (рисует на доске механические весы с чашками). В мире есть зло, и есть добро. На одной стороне весов чаша со злом, на другой с добром. Каждый из нас должно добавить разновески в чаше добра, чтобы зло не перевесило, и не начались война и бедствия. А добро, это наши хорошие поступки, честность, доброжелательность, любовь и уважение к другим людям. Давайте назовем на армянском языке слова, которые обозначают добро.

Учащиеся – Называют.

Педагог – Теперь, давайте опишем — какая наша Родина.

Учащиеся – Описывают.

Смотрят презентацию “У меня две Родины”. Педагог объясняет все слайды, отвечает на вопросы учащиеся.

 

 

 

Приложение 2

ИГРА «ВСТРЕЧАЕМ ГОСТЕЙ»

  • Надо предварительно серьезно подготовиться к игре.

  • Дети делятся на группы: первые идут в гости, вторые принимают их у себя дома.

  • Педагог объясняет задачу: представители разных национальностей собрались в гости в армянскую семью, например: русский, украинец, грек, грузин, цыган, адыгеец, вьетнамец и другие. Они должны подготовит соответствующие национальные костюмы, и принести подарки: что-то из национальных символов или блюд.

  • Хозяева должны подготовить блюда из своей национальной кухни. Все садятся за стол, говорят тосты разных народов, включают песни на разных языках и танцуют народные танцы.

  • Педагог руководит, наблюдает, анализирует действия каждого учащиеся.

 

Источник: pedsovet.org

Россия является многонациональной страной. Её территорию населяют десятки народов с различными самобытными культурами, разными историческими традициями, религиозными верованиями и поэтому воспитание культуры межнационального общения и толерантности всегда очень актуально, особенно для педагогов национальных языков и культур. Данная статья рассчитана на педагогов дополнительного образования.

Карапетян (Арутюнян) Еразик Левоновна,
педагог дополнительного образования,
кандидат филологических наук,
МБОУ ЦТР «Центральный»

Успех работы педагога наряду с другими факторами, зависит ещё и от того, как, параллельно с преподаванием, он сам учится и следит за новейшими тенденциями в педагогике и достижениями науки в целом.

Россия является многонациональной страной. Её территорию населяют народы с различными самобытными культурами, разными историческими традициями, религиозными верованиями и поэтому воспитание культуры межнационального общения и толерантности всегда очень актуально, особенно для нас, педагогов национальных языков и культур, и мы постоянно следим за педагогическими статьями и разработками в этой области.

В 26 статье Всеобщей декларации прав человека сказано: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами…». В соответствии с Декларацией принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО в 1995 году, толерантность определяется как ценность и норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными. Это подразумевает обеспечение устойчивой гармонии между различными концессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважение к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям и верованиям.

Сложными и многогранными проблемами межнационального общения всегда интересовались ученые многих стран. В обществоведческой науке рассматриваются различные аспекты этой проблемы: социально-психологический, социально-политический, социологический, лингвистический и другие.

По моим наблюдениям, в обществоведческой литературе понятия “культура межнационального общения”, “межкультурная коммуникация” стали употребляться с начала 80-х годов ХХ века. Например, проблема общения в этнической сфере и попытка определения критериев культуры и типологии межнационального общения находит отражение в работах: Авксентьев В.А., Шаповалов В.А. «Этнические проблемы современной России: социально-философский аспект анализа»; Гасанов Н.Н. «Особенности формирования культуры межнационального общения в многонациональном регионе» и др.

В исследовании проблемы межнационального общения важное место занимают этнологические теории Арутюнова С.А., Баграмова Э.А., Бромлея Ю.В., Гумилева Л.Н. и многих других, которые позволяют глубже осмыслить сущность межэтнических отношений и выявить особенности данного процесса.

Модель современного образования не может быть создана без учета региональных особенностей, без опоры на историческую память народов, на национальный опыт обучения и семейного воспитания.

Межкультурная коммуникация подразумевает межличностное общение детей разных культур, а также культурные контакты. В процессе такого общения происходит формирование и обогащение национального самосознания детей.

Исходным моментом воспитания этики межнационального общения должно стать формирование у детей позитивного эмоционального отношения к национальному многообразию населения нашей страны и всей планеты, многообразию человеческих языков: как хорошо, что нас так много и все мы такие разные. Учащиеся должны осознавать, как было бы скучно, не интересно, если бы все люди были похожи друг на друга и говорили только на одном языке.

Специфика возраста, 5-10 лет, предполагает выбор таких средств и методов межнационального воспитания, которые в большей степени соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей. В воспитательном процессе важную роль играют взгляды и убеждения педагога. Дети, обучающиеся у учителей с адекватной позитивной формой выражения этнического самосознания, лучше адаптированы в микросоциуме, их поведение характеризуется гибкими и гармоничными способами взаимодействия с окружающими. Самая важная задача педагога – создать позитивный образ этнических отношений в детском сознании. Между тем, такой образ – важный элемент полиэтнического и поликультурного общества.

Система образования призвана скорректировать негативные проявления разного рода, создать условия для формирования и распространения тех ценностных ориентиров, которые предпочтительны как для личности, так и для общества. Чтобы в нашем сложном мире оставаться самим собой, нужно воспринимать культурные различия как данное и пытаться освоиться в “чужой” культуре, не теряя своей собственной.

Акцент в учебно-воспитательной работе по поликультурному образованию делается на сотрудничество, диалог, творческий характер деятельности, на поддержку, защиту индивидуального развития ребенка, предоставление ему свободного, защищенного пространства для принятия самостоятельных решений, разнообразие способов, форм и приемов творческого самовыражения личности в ее культурной идентификации.

Подлинная культура межнационального общения, взаимодействия и общения детей может возникнуть только на основе раскрытия духовно-нравственного потенциала каждого ребенка, обмена опытом социального и культурного творчества, на основе реализации идеалов свободы, справедливости и равенства. Ведь именно образование призвано обеспечить сочетание интернационального и национального воспитания у детей.

В моих авторских программах: «Младший Мгер», «Старший Мгер», «Армат (корень)», которые министерство образования и науки Армении рекомендует как образовательный стандарт обучения армянскому языку в дополнительном образовании РФ, и учебниках: «Младший Мгер», «Старший Мгер», я попыталась раскрыть, как процесс обучения способствуют адаптации личности в социуме, привитию культуры посредством образования. Решающую роль в этом направлении играет обучение национальному языку.

Преподносить второй язык в его материальном воплощении в произведениях устного народного творчества (сказки, малые жанры фольклора) – это та естественность, которая сопровождает ребенка и формирует его национальное сознание. Именно через сказки ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Малые жанры фольклора (пословицы, поговорки), отличаясь лаконичностью, поэтической образностью, важны для запоминания нравственных норм, правил поведения, навыков взаимодействия с людьми.

В мою программу не только включаются тексты, стишки и задачи о разных культурах нашей малой Родины, но и проводятся разного типа и масштаба мероприятия, которые помогают детям понять особенность различных культур: утренники, фестивали, презентации, конкурсы. Например, есть ежегодные даты, которые отмечаются в нашем объединении как фейерверк разных национальных культур и традиций: 21 февраля (международный день родного языка), 12 июня (День России, см. приложение 1) Дети надевают национальные костюмы, поют песни на разных языках, готовят национальные блюда.

Мир народной культуры многомерен и многообразен, он отражает ритмичность жизни и быта народа. Праздники являются одним из древних элементов человеческой культуры, имеют общечеловеческие корни и при этом ярко выраженные национальные черты, что свидетельствует о развитии праздника как общественного явления.

Народные танцы, как элемент народной культуры, также имеют огромное значение в национальном и межнациональном воспитании детей. Это символический способ выражения взглядов, мировидения народа посредством движений и жестов. Танцевальное искусство в той или иной форме присутствует в культуре каждого этноса, этнической группы.

Надо начинать с воспитания симпатии детей к разным национальностям через любовь к матери, родным, близким людям; верность другу и любовь к родной природе. Этим мы вызываем желание дружить, раскрывая нравственные качества, воспитываем уважение к народам, которые они представляют. Важно дать детям правильные ориентиры в социальном окружении: о человеке судят не по его национальности, а по тому, каков он, по его делам и поступкам.

Решение этих задач оказывается возможным благодаря усвоению детьми определенного круга знаний о нескольких (четырех-пяти) народах, а именно:

  • о месте жительства каждого из них;
  • об их труде;
  • о быте (жилище, предметы быта, национальные кушанья);
  • о языке;
  • о народном творчестве (сказки, загадки и другие виды фольклора, подвижные игры);
  • об искусстве (песни, танцы, национальные костюмы, произведения художественной литературы и изобразительного искусства);
  • о нравственных общечеловеческих качествах народа.

Формирование, углубление и развитие этих представлений происходит в различных видах деятельности: игровой, изобразительной, в свободное время, по предложению педагога и инициативе детей.

У дошкольников и младших школьников, кроме интереса и симпатии к сверстникам не только своего, но и других народов, необходимо воспитывать дружелюбие, уважение к людям разных национальностей, этику межнационального общения, демонстрируя все прелести и нюансы разных культур.

Полезны рассказы и беседы с детьми о народах, проживающих на территории России и в мире, знакомство с их культурой, историей, чтение художественной литературы. Особенно яркие впечатления и существенные результаты дают сюжетные игры: «Оденем куклу на праздник», «Встречаем гостей» (см. приложение 2), «Кто в какой стране живет», «Танцуем на вечеринке» и т.п. (игровые действия: в зависимости от этнической принадлежности гостя приветствовать его на родном языке, сервировать стол, угощать традиционными национальными блюдами, танцевать национальные танцы).

Дошкольный и младший школьный возраст – важнейший период в психосоциальном развитии человека. Дети этого возраста активно включаются во взрослую жизнь, формируют идентичность своей этнической группы, осваивают различные социальные роли и наиболее активно проходят этап становления национального самосознания.[1]

Этнокультурное просвещение предполагает введение младшего школьника изначально в родную для него, а затем в иные культуры. При этом, как отмечает М. Беннет, у ребёнка должна быть сформирована готовность признавать этнокультурные различия как что-то позитивное, которая затем должна развиться в способность к межэтническому пониманию и диалогу.

Эффективным средством воспитания может стать экскурсия в этнографический музей и даже создание своего музея в результате совместной поисковой работы педагогов, обучающихся и родителей с целью сохранения памяти о нашем прошлом, формирования представлений о нравственных ценностях, быте, культуре, образе жизни своего народа, бережном отношении к предметам старины.

Культура межнационального общения – это качество человека, характеризующее общий уровень его воспитанности, готовность и умение общаться с представителями разных культур, способность учитывать их национальную специфику, деликатность и терпимость в любых ситуациях; уважительное отношение человека к людям различных наций и рас, уважение к их культуре, традициям, языкам, истории, национальному достоинству; совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных поступков и действий, взаимопонимание и согласие в общих интересах.


Приложение 1

Праздник «У меня две родины» ко дню России (12 июня) в объединении «Младший мгер»

Цель и задачи открытого занятия:

  • Обеспечение каждому ребенку условий раннего представления о двух Родинах посредством расширения представлений о странах Армения и Россия, формирование гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине;
  • передача знания о вековой дружбе армянского и русского народов, воспитание патриотических чувств к обоим народам;
  • воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родных стран – России и Армении, и с государственными символами;
  • формирование гуманистического нравственного мировоззрения у детей, толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
  • создание тесной взаимосвязи с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций;
  • развитие интереса к русским и армянским традициям и промыслам, к родным местам и родным людям, чувства ответственности и гордости за достижения страны.

Оборудование:

  • компьютер, карта России и Армении, презентация с символическими фотографиями России и Армении, аудиозаписи «Песни о Родине», видеоматериал «Мои родные места», CD и DVD диски с песнями, фильмами, открытки с фотографиями, электронные фотографии, цветные карандаши, красочные карточки с заданиями.

Педагог – Смотрим на экран и повторяем слова и выражения. Если помните, мы рассказывали о своем доме, о своей семье, об Армении и о России.

Воспитанники узнают по картине и по записи – герб, флаг и гимн Российской Федерации и Республики Армения.

Педагог – Отвечайте, пожалуйста, на мои вопросы. (На армянском языке задает вопросы):

  • Какие цвета на флаге России, а из каких цветов состоит армянский флаг?
  • Какой город является столицей России, а столица Армении?
  • Кто президент России, а Армении?

Учащиеся – (отвечают, поднимая руку).

Педагог – А сейчас давайте расскажем наизусть стихотворения о Родине, которые мы проходили.

Учащиеся – (рассказывают 5 стихотворений).

Педагог – Мы много раз говорили о своем доме, где живем мы, наши родные. Там нам хорошо, где бы мы ни были, нам хочется туда вернуться. Это наш маленький родной очаг, но у нас есть еще и большой родной очаг, кто скажет, что это за места?

Учащиеся – Наш город. Краснодар. Россия. Армения.

Педагог – Все правильно. Наша малая Родина – Краснодар, наша большая Родина – Россия. А вы знаете, где родились, выросли и жили ваши дедушки и бабушки? Кто знает?

Учащиеся – В Ереване. В Гюмри. В Ванадзоре. В Арцахе. В Степанакерте. В Арташате. В Лори….

Педагог – Это все Армения. Не всегда человек живет там, где рождается и поэтому у него бывают две Родины, которые он любит и почитает одинаково. Теперь смотрим на карту (показывает Россию и Армению, затем раздает раскраски с изображением карт России и Армении и предлагает раскрасить соответствующими цветами флага).

Учащиеся – (выполняют задачу).

Педагог – А кто из вас был в Армении?

Учащиеся – (отвечают).

Педагог – Что вы видели интересного в Армении, что понравилось больше всего?

Учащиеся – (рассказывают о впечатлениях).

Педагог – Да, на самом деле в Армении очень высокие и красивые горы и много старинных церквей. Города там построены из туфа и гранита. Это очень древняя страна, страна разноцветных камней и солнца. Солнце там, как будто больше и ярче, а небо синее и высокое. Там растут очень вкусные фрукты: абрикос, инжир, персик, гранат, виноград… и сочные овощи, там с крана течет вкусная и полезная родниковая вода. Армяне в тондырах пекут необычно вкусный лаваш и хлеб и готовят изумительный шашлык, толму, арису, хапаму и другие блюда. Люди добрые, вежливые, отзывчивые и трудолюбивые. Они все гостеприимные, жизнерадостные и очень любят детей. Ответьте мне, пожалуйста, что вы представляете в первую очередь, когда произносит слово Армения?

Учащиеся – (отвечают).

Педагог – А в каких еще российских городах вы были и что интересного видели? Сейчас каждый встает и рассказывает, в каких городах был в своей жизни, кроме родного Краснодара?

Учащиеся – (встают и рассказывают).

Педагог – Теперь, скажите мне, пожалуйста, кто что представляет, в первую очередь, когда произносит слово Россия.

Учащиеся – (отвечают).

Педагог – Давайте посмотрим две картины. Внимание на экран. Что вы видите на первой картине и что на второй. Кто может догадаться, какая страна изображена на первой картине, и какая на второй?

Учащиеся – (обсуждают).

Педагог – анализирует картины Ованеса Айвазовского, Мартироса Сарьяна, и Исаака Левитана.

Педагог – Мы много раз говорили о Родине, о России, об Армении. Продолжаем рассказывать стихотворения о Родине.

Учащиеся – (рассказывают ещё 5 стихов).

Обобщение

Педагог – Давайте подумаем – Какое для нас самое родное место?

Учащиеся – Самое родное место для меня – мой дом, моя комната, дом моей бабушки, мой класс, улица

Педагог – А почему вы любите эти места? Как вы там чувствуете себя?

Учащиеся – Спокойно, комфортно, уютно…

Педагог – Вот это и есть Родина, где нам хорошо, светло, тепло, где мы окружены любовью и лаской. Мы с вами очень богатые, у нас две Родины. У нас и в Армении, и в России есть родные люди и любимые места.

Педагог – Что мы можем сделать для своих Родин.

Учащиеся – (обсуждают).

Педагог – Нам надо вести себя хорошо, правильно, порядочно, слушаться родителей, любить бабушек и дедушек, заботиться о своей семье. Хорошо учиться, стать хорошим специалистом, профессионалом своего дела и приносить пользу своему окружению (рисует на доске механические весы с чашками). В мире есть зло, и есть добро. На одной стороне весов чаша со злом, на другой с добром. Каждый из нас должен добавить разновески в чаше добра, чтобы зло не перевесило, и не начались война и бедствия. А добро, это наши хорошие поступки, честность, доброжелательность, любовь и уважение к другим людям. Давайте назовем на армянском языке слова, которые обозначают добро.

Учащиеся – (называют).

Педагог – Теперь, давайте опишем – какая наша Родина.

Учащиеся – (описывают). Смотрят презентацию “У меня две Родины”.

Педагог объясняет все слайды, отвечает на вопросы учащихся.

Источник: prodod.moscow


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.