Смысл жизни человека философия


Философия жизни - смысл жизни и смерти человека

Жизненная философия — это система воззрений человека. Поиск ответов на главные вопросы в жизни, в чем ее смысл, для чего, что и как делать, не прекращается. С античных времен умы философов мудрствуют над этим. Сформированы десятки учений, но по-прежнему люди задают себе эти вопросы.

Что такое философия жизни?

Понятие «философия жизни» имеет два значения:

  1. Личная философия, в центре которой решение экзистенциальных вопросов о состоянии человека.
  2. Философское направление, зародившееся в Германии во второй половине XIX века как реакция на рационализм. Главные представители:
  • Вильгельм Дильтей;
  • Анри Бергсон;
  • Пьер Адо;
  • Фридрих Ницше;
  • Георг Зиммель;
  • Артур Шопенгауэр.

Понятие жизни в философии

Жизнь определение в философии занимало умы многих мыслителей. Сам по себе термин многозначен и может быть рассмотрен с разных точек зрения:

  • биологической (как форма существования материи);
  • психологической (как форма существования сознания);
  • культурно-исторической (как форма существования человечества).

Философия жизни — основные идеи

Философия жизни объединила в себе различные направления, объединенные общими идеями. Она возникла как реакция на устаревшие философские традиции, обусловленные рационализмом. Идеи философии жизни в том, что бытие – это первооснова, и только через него можно что-то постичь. Все рациональные методы познания мира – в прошлом. На смену им приходят иррациональные. Чувства, инстинкты, вера – основные инструменты постижения реальности.

философия жизни

Иррационализм и философия жизни

Иррационализм основан на уникальности человеческого опыта, важности инстинктов и чувств, в противовес разумному познанию. Он, как и романтизм в литературе, стал реакцией на рационализм. Получил отражение в историзме и релятивизме Вильгельма Дильтея. Для него все знание было обусловлено личной исторической перспективой, поэтому он утверждал важность гуманитарных наук.


Иоганн Георг Гаман, немецкий философ, отвергал процесс размышления, искал правду в чувстве и вере. Личная уверенность – окончательный критерий истинности. Его соратник по литературной группировке «Буря и Натиск» Фридрих Якоби возвеличивал уверенность и ясность веры в ущерб интеллектуальному знанию.

Фридрих Шеллинг и Анри Бергсон, озабоченные уникальностью человеческого опыта, повернулись к интуитивизму, который «видит вещи, невидимые науке». Сам разум не был аннулирован, он потерял свою ведущую роль. Инстинкт – двигатель, лежащий в основе существования. Прагматизм, экзистенциализм, иррационализм – жизненная философия, расширившая представление о человеческой жизни и мысли.

Смысл жизни человека — философия

Проблема смысла жизни в философии была и остается актуальной. Ответы на вопросы, в чем смысл жизни и что делает жизнь значимой ищут философы разных направлений на протяжении веков:

  1. Античные философы были единодушны во мнении, что суть человеческой жизни таится в стремлении к благу, счастью. Для Сократа счастье равно совершенствованию души. Для Аристотеля – воплощению человеческой сущности. А сущность человека – это его душа. Духовный труд, мышление и познание ведут к достижению счастья. Эпикур видел смысл (счастье) в удовольствии, которое он представлял не как наслаждение, а как отсутствие страха, физических и духовных страданий.
  2. В Средние века в Европе представление о смысле жизни было напрямую связано с традициями, религиозными идеалами и сословными ценностями. Здесь наблюдается схожесть с жизненной философии в Индии, где повторение жизни предков, сохранение сословного статуса являются ключевыми.

  3. Философы XIX-XX веков считали, что жизнь человека бессмысленна и абсурдна. Шопенгауэр утверждал, что все религии и философские течения – это лишь попытки найти смысл и сделать бессмысленную жизнь выносимой. Экзистенциалисты, Сартр, Хайдеггер, Камю, приравнивали жизнь абсурду, и только человек мог собственными действиями и выбором придать ей некий смысл.
  4. Современные позитивистский и прагматичный подходы утверждают, что жизнь обретает тот смысл, который важен для отдельного человека в рамках его реальности. Это может быть все, что угодно – достижения, карьера, семья, искусство, путешествия. То, за что конкретный человек ценит свою жизнь и к чему стремится. Такая философия жизни очень близка многим современным людям.

Философия жизни и смерти

Проблема жизни и смерти в философии является одной из ключевых. Смерть как результат процесса жизни. Человек как любой биологический организм смертен, но в отличие от других животных, он осознает свою смертность. Это подталкивает его к мыслям о смысле жизни и смерти. Все философские учения можно условно поделить на два типа:

  1. Нет жизни после смерти. После смерти нет никакого бытия, вместе с телом человека погибает и его душа, его сознание.
  2. Жизнь после смерти есть. Религиозно–идеалистичный подход, жизнь на земле – это подготовка к загробной жизни или реинкарнации.

Книги о философии жизни для саморазвития

Художественная литература может стать отличным источником для философского просветления. Не только научные или научно-популярные книги, написанные философами, знакомят с новыми философскими идеями и дают толчок духовному развитию. Пять книг, в которых представлена философия жизни человека:

  1. «Посторонний». Альберт Камю. Книга – вымысел, в ней автору удалось отразить основные идеи экзистенциализма, даже лучше, чем в философских трактатах.
  2. «Сиддхартха». Герман Гессе. Эта книга перенесет ваши мысли с забот о будущем к мыслям о красоте настоящего.
  3. «Портрет Дориана Грея». Оскар Уальд. Великая книга об опасностях, связанных с гордостью и тщеславием, в ней читатель найдет много само-рефлексии и чувственного поиска.
  4. «Так говорил Заратустра». Фридрих Ницше. Ницше построил одну из самых оригинальных и радикальных философий за всю свою историю. Его идеи по-прежнему посылают ударные волны через христианскую общину. Большинство людей отвергают лозунг Ницше о том, что «Бог мертв», но в этой работе Ницше действительно объясняет это утверждение и озвучивает интересные идеи о жизни на Земле.
  5. «Превращение». Франц Кафка. Однажды проснувшись, герой повести обнаруживает, что он превратился в большое насекомое…

смысл жизни человека философия

Фильмы о философии жизни

Режиссеры обращаются в своих картинах к теме человеческой жизни. Фильмы о философии жизни, которые заставят задуматься:

  1. «Древо жизни». Режиссера Терренса Малика. Это кино поднимает миллионы риторических вопросов о значении жизни, проблеме идентичности человека.
  2. «Вечное сияние чистого разума». Картина Мишеля Гондри, вышедшая на экраны в 2004, своего рода философское учение о том, как жить свою жизнь, принимать ошибки и не забывать о них.
  3. «Фонтан». Фантастическое кино от Даррена Аранофски покажет новые интерпретации действительности.

Источник: womanadvice.ru

Философское видение проблемы

Понятие смысла жизни наличествует в любой развитой мировоззренческой системе, оправдывая и истолковывая свойственные этой системе моральные нормы и ценности, демонстрируя цели, оправдывающие предписываемую ими деятельность[1].


Социальное положение индивидов, групп, классов, их потребности и интересы, стремления и ожидания, принципы и нормы поведения определяют содержание массовых представлений о смысле жизни, которые при каждом общественном строе имеют специфический характер, хотя и обнаруживают известные моменты повторяемости. Подвергая теоретическому анализу представления массового сознания о смысле жизни, многие философы исходили из признания некой неизменной «человеческой природы», конструируя на этой основе некий идеал человека, в достижении которого и усматривался смысл жизни, основное назначение человеческой деятельности[2].

Великие философы — такие, как Сократ, Платон, Декарт, Спиноза, Диоген и многие другие — обладали чёткими представлениями о том, какая жизнь «лучше всего» (а, следовательно, и более всего осмысленна) и, как правило, ассоциировали смысл жизни с понятием блага.

Древняя Греция и Рим

Древнегреческий философ и учёный-энциклопедист Аристотель, например, полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье (eudaimonia), которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека, сущность которого — душа, счастье состоит в мышлении и познании. Духовная работа, таким образом, имеет преимущество над физической. Научная деятельность и занятия искусством — это так называемые дианоэтические добродетели, которые достигаются через подчинение страстей разуму[3].


Эпикур и его последователи провозглашали целью человеческой жизни получение удовольствия, понимаемого не как чувственное наслаждение, а как избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти. Идеал — жизнь в «укромном месте», в тесном кругу друзей, неучастие в государственной жизни, отдалённое созерцание. Сами боги, по Эпикуру, — блаженные существа, не вмешивающиеся в дела земного мира[3].

Киники (Антисфен, Диоген Синопский) — представители одной из сократических школ греческой философии — считали конечной целью устремлений человека добродетель (счастье). По их учению, добродетель состоит в умении довольствоваться малым и избегать зла. Это умение делает человека независимым. Человек должен стать независимым от внешнего мира, который непостоянен и неподвластен ему, и стремиться к внутреннему покою. В то же время, независимость человека, к которой призывали киники, означала крайний индивидуализм, отрицание культуры, искусства, семьи, государства, имущества, науки и общественных установлений[3].


Согласно учению стоиков, целью человеческих устремлений должна быть нравственность, невозможная без истинного познания. Душа человека бессмертна, а добродетель состоит в жизни человека в согласии с природой и мировым разумом (логосом). Жизненный идеал стоиков — невозмутимость и спокойствие по отношению к внешним и внутренним раздражающим факторам[3].

Средневековая Европа и Индия

Для европейцев и индийцев, несмотря на культурные различия и географическую отдаленность друг от друга, представление о смысле жизни было очень похожим. Оно было связано с почитанием предков, следованием общераспространенным религиозным и мифическим идеалам и повторением социального статуса, полученного при рождении (Ванина Е. Ю. «Средневековое мышление. Индийский вариант», 2007):

Иррационализм

Немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр определил жизнь человека как проявление некой мировой воли: людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля. Будучи бессознательной, мировая воля абсолютно безразлична к своим творениям — людям, которые брошены ею на произвол случайно складывающихся обстоятельств.
гласно Шопенгауэру, жизнь — это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение — мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям. Жизнь человека, по Шопенгауэру, — это постоянная борьба со смертью, непрестанное страдание, причём все усилия освободиться от страданий приводят лишь к тому, что одно страдание заменяется другим, тогда как удовлетворение основных жизненных потребностей оборачивается лишь пресыщением и скукой[5].

В поисках смысла человек и создает различные религии и философии, чтобы сделать жизнь выносимой. А. Шопенгауэр полагает, что человечество уже изобрело средство спасения от отсутствия смысла — иллюзии, придумывание занятий.

Экзистенциализм

О смысле жизни писали многие философы-экзистенциалисты XX века — Альбер Камю («Миф о Сизифе»), Жан-Поль Сартр («Тошнота»), Мартин Хайдеггер («Разговор на проселочной дороге»), Карл Ясперс («Смысл и назначение истории»).

Предтеча экзистенциализма, датский философ XIX века Сёрен Обю Кьеркегор утверждал, что жизнь полна абсурда и человек должен создавать свои собственные ценности в равнодушном мире.

По словам Жана-Поля Сартра, «существование предшествует сущности», «человек прежде всего существует, наталкивается на себя, чувствует себя в мире, а затем определяет себя.
т никакой человеческой природы, поскольку нет никакого Бога, чтобы иметь её замысел» — следовательно, нет никакой предопределённой человеческой природы или первичной оценки кроме той, что человек привносит в мир; люди могут быть оценены или определены по их действиям и выборам — «жизнь до того, как мы её проживём, — ничто, но это от вас зависит придать ей смысл»[6].

Современный гуманизм

Доктрина гуманизма сформулирована в «Гуманистическом манифесте» (Humanist Manifesto) и в «Декларации светского гуманизма» (A Secular Humanist Declaration).

Нигилистские взгляды

Фридрих Ницше характеризовал нигилизм как опорожнение мира и особенно человеческого существования от смысла, цели, постижимой истины или существенной ценности. Термин «нигилизм» происходит от лат. «nihil», что означает «ничего». Ницше описывал христианство как нигилистическую религию, поскольку она удаляет смысл из земной жизни, концентрируясь взамен на предполагаемой потусторонней жизни. Он также видел нигилизм как естественный результат идеи «смерти Бога» и настойчиво утверждал, что эта идея была тем, что должно быть преодолено, возвращая смысл на Землю. Ф. Ницше также считал, что смыслом жизни является подготовка Земли к появлению сверхчеловека: «Человек — это канат, натянутый между обезьяной и сверхчеловеком», — что имеет определённые общие черты с мнением трансгуманистов о постчеловеке, человеке будущего.

Мартин Хайдеггер описывал нигилизм как состояние в котором «…нет никакого бытия как такового…[источник не указан 1313 дней]», и утверждал, что нигилизм покоился на превращении бытия в простое значение.

Нигилизм отрицает требования знания и истины, и исследует смысл существования без познаваемой истины. В нём можно найти силу и причину для прославления в различных и уникальных областях человеческих отношений, которые он исследует. С нигилистической точки зрения, первоисточником моральных ценностей является индивид, а не культура или другое иное рациональное или объективное основание[источник не указан 1313 дней]. Нигилизм, доведённый до крайнего состояния, превращается в прагматизм, отрицание того, что неполезно и нерационально по отношению к собственному организму, служащее удовлетворению основных нужд человека; в признание того, что лучшее, что можно сделать в этой жизни — получить от неё удовольствие.

Позитивистские взгляды

Что касается смысла жизни, Людвиг Витгенштейн и другие логические позитивисты скажут: выраженный через язык, вопрос бессмысленен. Потому что «смысл X» это элементарное выражение (term), которое «в» жизни обозначает что-то относительно последствий X, или важности X, или что-то, что должно быть сообщено об X. и т. д.. Поэтому когда «жизнь» используется как «X» в выражении «смысл X», утверждение становится рекурсивным и, следовательно, бессмысленным.

Другими словами, вещи в личной жизни могут иметь смысл (важность), но сама жизнь не имеет никакого смысла отличного от этих вещей. В этом контексте говорится, что чья-то персональная жизнь имеет смысл (важна для самой себя или других) в форме событий, случающихся на протяжении всей этой жизни, и результатов этой жизни в терминах достижений, наследства, семьи и т. д.. Но говорить, что сама жизнь имеет смысл — это неправильно употреблять язык, так как любое замечание о важности или значении уместно только «в» жизни (для тех кто живёт её), делает утверждение ошибочным. Язык может обеспечить осмысленный ответ только если он ссылается на области «внутри» области жизни. Но это невозможно когда вопрос выходит за границы области в которой язык существует, нарушая контекстные ограничения языка. Таким образом вопрос разрушается. И ответ на неправильный вопрос является неправильным или неадекватным ответом. (См. Ответ на главный вопрос жизни, вселенной и всего такого)

Другие философы, помимо Витгенштейна, обращались к попыткам открыть, что является осмысленным в жизни, изучая присущее ей сознание. Но когда такие философы пытались найти глобальное определение «Смысла жизни» для человечества, им не удалось найти согласования с лингвистической моделью Витгенштейна.

Прагматический подход

Философы-прагматики полагают, что вместо поисков истины о жизни мы должны искать полезное понимание жизни. Уильям Джеймс утверждал, что истина может быть создана, но не найдена. Таким образом, смысл жизни — это вера в цель жизни, которая не противоречит чьему-либо опыту содержательной жизни. Грубо говоря, это могло бы звучать как: «Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют вас ценить её». Для прагматика смысл жизни, вашей жизни, может быть открыт только через опыт.

На практике это означает, что для прагматиков, теоретические требования должны быть завязаны на практику верификации, то есть необходимо уметь делать предсказания и проверять их — и что, в конце концов, потребности человечества должны направлять человеческие исследования.

Точка зрения трансгуманизма

Трансгуманизм выдвигает гипотезу, что человек должен искать улучшения человеческой расы как целого. Но он идёт дальше гуманизма, подчёркивая, что человек также должен активно совершенствовать тело, используя технологии, для того чтобы преодолеть все биологические ограничения (смертность, физические недостатки и пр.). Первоначально это означало, что человек должен стать киборгом, но с появлением биоинженерии открываются другие варианты развития. Таким образом, основная цель трансгуманизма — это развитие человека в так называемого «постчеловека», наследника человека разумного (Homo sapiens).[источник не указан 1313 дней]

Социальная психология

Виктор Франкл, К. Г. Юнг, А. Адлер

Религиозные подходы и теории

Большинство религий охватывают и выражают определённые понятия о смысле жизни, предлагая метафизические причины для объяснения того, почему существуют люди и все другие организмы. Возможно, фундаментальное определение религиозной веры — это убеждение в том, что жизнь служит Высшей, Божественной цели.[источник не указан 1313 дней]

Ответ на вопрос о смысле жизни в конкретной религии в первую очередь определяется ее представлением о Боге. По мнению Ю. Шрейдера, пантеистические религии отождествляют Бога с законами (дхарма), имманентно присущими материальному миру и управляющими всем происходящим, поэтому смысл (значение) жизни человека в пантеистических религиях определяется через его конкретные цели (смыслы). Это приводит к движению целей по кругу: законы (дхарма), определяющие цели бытия, сами являются частью мира и его целей, что ведет к страданию человека от бесконечности цепочки смыслов и потребности стать нечувствительным к этому.[нейтральность?] В монотеистических религиях проводится сущностное различие между Богом как Творцом и миром как его творением, поэтому различаются между собой цель (желательное состояние) и смысл (значение существования) человека. Это приводит либо к тому, что конец вопрошания всегда заканчивается в Боге, либо усматривается в восстановлении утраченного единения человека с Богом в результате акта грехопадения[7].

Иудаизм

В рамках иудейской философии представлены различные варианты смысла жизни: 1) познание Бога (Втор. 4:39; Пс. 100:3); 2) любовь к Богу (Втор. 6:5); 3) праведная жизнь, соблюдение заповедей (Пр. 13:25)[8].

Рав Шимшон Рефаэль Гирш в своих письмах пишет, что назначение человека — это исполнение воли Бога — управление миром в соответствии с Торой. Посредством Торы Бог уберегает человека от опасностей гордости, предвзятости и наслаждения материальным миром (письмо 5-е). Назначение Израиля (еврейского народа) — доказать всем остальным народам на своем примере (т.е. исполнением Торы), что истинное назначение человечества — это служение единому Богу (письмо 7-е). Лучшая же форма служения Богу — это служение сердца, т.е. воспитание в себе посредством изучения Торы уважения к ближнему (любви и праведности), замена злого на доброе. Совершенствуя себя человек проявляет свою любовь к Богу, осуществляет достойное служение Ему (письма 13-14)[9].

Седьмой Любавичский ребе (рабби) Менахем-Мендел Шнеерсон в одном из писем указывает, что изучение Торы и постижение смысла ее заповедей — это обязанность, приготовленная для каждого иудея. Тора — это одновременно путь жизни (действие) и ключ к ее пониманию (знание, которое направляет действие). В ней четко указан смысл человеческой жизни: жить в соответствии с Торой, исполняя ее предписания (мицвот-ассе) и соблюдая ее запреты (мицвот-ло-таасе)[10]. Постоянно соблюдать все заповеди (613 мицвот) трудно, но необходимо для избавления от темноты материального мира, которая делает жизнь бесцельной, наполняет ее страхом и неуверенностью, обесценивает добрые дела. Исполнять Тору означает быть свободным от всего этого, иметь жизнь наполненную смыслом, нести свет и гармонию знания-действия в этот мир, делать со своей стороны шаг навстречу к Богу[11].

Христианство

В христианстве представление о смысле жизни отличается от иудейского представлением о Мессии (Иисусе Христе) как ипостаси Бога и Богочеловеке.

Как указывает В. Полетаев, апостол Евангелист Иоанн называет Иисуса Христа Словом (λόγος), Христос — это воплотившийся Смысл всего мира, «Премудрость Божия». Именно Он наполнил смыслом этот мир в момент Сотворения Мира, и, что самое важное, восстановил уже было утраченный смысл каждой человеческой жизни через Своё воскресение из мёртвых. Только в свете воскресения Христова человеческая жизнь обретает свою непреходящую ценность. Только после воскресения Христова возможны истинный прогресс и развитие к святости как идеальной норме жизни[12].

Православное христианство

Согласно православному «Закону Божьему» существование человека на Земле имеет глубокий смысл, великое назначение и высокую цель. Они определяются природой человека, сотворенной по образу и подобию Бога, т.е. имеющей разум, свободную волю и бессмертную душу. Поэтому смысл человеческой жизни заключается в уподоблении Богу, назначение — в наследовании вечной блаженной жизни с Богом, цель — в познании Бога[13].

Согласно учению православных святых (свв. Афанасия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Максима Исповедника, Серафима Саровского и др.), смысл жизни православного христианина заключается в обожении — приобщении человека к воплощенному Богу, уподоблении Богу посредством стяжания Св. Духа[14][15]. Для христиан это возможно благодаря боговоплощению, которое, как отмечает св. Афанасий Великий, привело к обновлению людей: возвращению их к познанию Бога и возвращению им надежды на вечную жизнь с Богом[16]. Это выражено в формуле святых отцов : «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом». В связи с этим в православии важное значение придается Преображению и Вознесению Иисуса Христа, как событиям, демонстрирующим обожение человеческой природы и обещающим воссоединение людей с Богом[17].

Как отмечает православный богослов Георгий (Капсанис), большое значение для реализации смысла жизни православных христиан имеет церковь. Она — место обожения. Совершаемые в ней таинства, молитвы, литургия, чтения Евангелия, проповеди имеют своей целью обожение и подготовку к будущей, вечной жизни с Богом[18].

Если же делать акцент не на природе человека на момент творения, а на его грехопадении и падшем состоянии, то смысл жизни может быть определен в православном богословии как восстановление благодатного союза с Богом. Так формулирует смысл жизни, к примеру, кандидат богословия, иеромонах Тихон (Иршенко)[19]. Такая формулировка сближает православное представление о смысле жизни с католическим и протестантским.

Однако патриарх Сергий (Страгородский) в своей магистерской диссертации отстаивает позицию, что католическое и протестантское богословие дают смыслу жизни юридическое (правовое) толкование, в то время как православное — стоит на позициях нравственного. Первое акцентирует свое внимание на акте искупления человека Иисусом Христом (т.е. на справедливости Бога), второе — на соучастии («дерзновении») человека, следующего за Христом, в процессе спасения (т.е. на любви и милости Бога)[20].

Гностические христианские секты

Гностики отрицали телесность Христа. Они пренебрегали всем телесным, считая его злом по определению. Смысл жизни в разных сектах гностиков мог формулироваться по-разному (или не формулироваться совсем), но в большинстве своём они видели смысл в том, чтобы осколок «высшей реальности» — душу — вызволить из «темницы» этого мира. Разобраться во многих из их религиозно-философских представлений сложно в связи с запутанностью их теогонии излишними эманациями, а учения — «тайными знаниями».[21]

Ислам

Ислам подразумевает особое отношение между человеком и Богом — «вручение себя Богу», «покорность Богу»; последователи ислама — мусульмане, то есть «преданные». Смысл жизни мусульманина состоит в том, чтобы поклоняться Всевышнему: «Я ведь создал джиннов и людей только, чтобы они Мне поклонялись»[22].

Как указывает Аль-Мансури, «Согласно основополагающим догматам ислама, «Аллах властвует надо всем и опекает свои творения. Он милостив, милосерден и всепрощающ. Люди же должны полностью предать себя Ему, быть покорными и смиренными, всегда и во всём полагаться только на волю и милость Аллаха. При этом человек ответственен за свои деяния — и праведные, и неправедные. За свои поступки каждый человек получит воздаяние на Суде, которому Аллах подвергнет всех, воскресив их из мёртвых. Праведники попадут в рай, грешникам же предстоит суровое наказание в аду»[23].

Индуизм

Известный немецкий и английский индолог Макс Мюллер выделяет шесть основных ортодоксальных (признающих авторитет Вед) философских систем (даршан) Индии: Санкхья и Йога, Ньяя и Вайшешика, Пурва-миманса и Уттара-миманса (Брахма-миманса, Веданта). Общей для них является идея освобождения от страдания (зла) и достижения блаженства (счастья), но из-за разного понимания их природы и причин, каждая из этих школ по-разному определяет смысл (цель) жизни человека:

1. «Система Джаймини» (Пурва-миманса) акцентирует внимание человека на его делах (карма), на их мотиве и правильном совершении. Считает, что только дела, совершенные без всякого желания вознаграждения (т.е. бескорыстно) являются спасающими как на земле, так и на небесах.

2. Бадараяна («Веданта»), отталкиваясь от того, что причина всякого зла — неведение (авидья), провозглашает своей целью устранение этого неведения посредством знания (видьи) и восхождение к высшему знанию Брахману, которое и есть высшее блаженство (ананда) (Тайтирия-упанишада, II, 11). Связывая знание о сущности с достижением самой сущности Веданта формулирует принцип «Brahmavid Brahma eva bhavati» («тот, кто знает Брахмана, есть сам Брахман») и определяет смысл жизни человека как достижение блаженного состояния единения с Брахманом, которое кладет конец всем страданиям и неосуществленным желаниям.

3. «Философия Капилы» (Санкхья) различает три рода страдания, которые связаны с созерцанием индивидуальным духом (пурушей) неразвитой, первобытной материи (пракрити, (Urstoff)), содержащей в себе возможности всего. Это препятствует блаженному одиночеству (кайвалья) человеческого духа. Остановка увлечения иллюзиями и прохождением препятствий возвращает пуруше ее единство, уединенность, независимость и, исходящее от нее самой, совершенное блаженство.

4. «Философия Йоги», считает целью человеческой жизни достижение совершенной свободы (кайвальи) и указывает на созерцание и самососредоточение (самадхи) как на способ достижения этого. Важным моментом для реализации смысла жизни также является поддержание спокойствия и преданность Духу (Брахману), высшему среди всех других духов, само бытие которого, по мнению Капилы (Санкхья), не может быть установлено никаким из признанных средств познания.

5.«Вайшешика» считает главным для человека познание истины. Устранение ложного знания автоматически должно привести к блаженству (апаварга).

6. «Философия логики Готамы» (Ньяя) представляет смысл жизни человека в получении полного блаженства (апаварга) как высшего блага и награды, обещанной всем людям. Готама называет это высшее благо нихшреясой — буквально «то, лучше чего ничего нет» (non plus ultra)[24].

Буддизм

Согласно учению Будды, доминирующим, неотъемлемым свойством жизни каждого человека является страдание (дукха), а смысл и высшая цель жизни состоит в прекращении страдания.

Источником страдания являются человеческие желания. Прекратить страдание считается возможным только по достижении особого принципиально невыразимого состояния — просветления (нирваны — состояния полного отсутствия жажды, а значит и страданий[25]).

С точки зрения буддизма южной традиции (Тхеравада), смысл жизни состоит в изучении собственного сознания, повышении степени осознанности, достижении естественного состояния ума и, в конечном итоге, в полном прекращении бытия в обычном понимании этого слова (то есть достижении нирваны).

Буддизм северной традиции (Махаяна) полагает свою мотивацию более возвышенной по сравнению с прочими традициями. Обеты Махаяны обязуют практикующего не уходить в нирвану, пока все существа не достигнут просветления. Также именно в Махаяне наличествует представление о том, что просветления можно достичь не только за счёт практики, но и путём праведной жизни в миру.

Некоторые школы тибетского буддизма определяют себя как самостоятельное направление; это течение его последователи называют Ваджраяной. Несмотря на различие в некоторых формальных моментах, принципиально формулировка цели существования в Ваджраяне неотличима от принятой в Махаяне.

Конфуцианство

По Конфуцию, главной целью человеческого существования является созидание идеального, совершенного общества — «Поднебесной империи», что позволяет достигнуть гармонии между людьми и Небом. Этой цели подчинено всё остальное. Человек рассматривается как часть единого общества, обладающая своими конкретными обязанностями, часть единого механизма, в котором интересы общества являются приоритетными. Исполнить своё предназначение человек может лишь через самосовершенствование.

Человеческая природа в своей сущности непорочна, но у каждого человека есть свобода выбора — он может стать «благородным» или «низким» человеком. Благородный человек ставит своей целью самосовершенствование через постижение высшей добродетели, сочетающей в себе самоуважение и человеколюбие (гуманность). Сама добродетель есть нечто свойственное человеку, а поэтому достаточно следовать указаниям своей природы, чтобы идти по верному пути. Поведение, ведущее к достижению благородства, подразумевает прежде всего умеренность, выбор «среднего пути», стремление избежать крайностей. Крайне важно поддержание внутрисемейных связей, следование многочисленным ритуалам и традициям, образование и культура.[26]

Даосизм

Основатель Даосизма Лао-цзы, в отличие от Конфуция, призывал не вмешиваться в процесс жизни, не заниматься её обустройством, улучшением, исправлением. По Лао-цзы, всё сущее должно быть предоставлено самому себе, а человек должен придерживаться принципа «недеяния» (wú wéi 無爲). Вселенная порождена великим Дао, всеобщим Законом и Абсолютом, выражающим универсальное единство мира и являющимся источником гармонии и равновесия, поэтому всё в мире должно оставаться таким, как оно есть в своём естественном состоянии.

Смысл человеческой жизни состоит в познании Дао, следовании ему и слиянии с ним. Для этого человек должен отвлечься от мира форм и красок, от ненужных волнений мысли и духа. Главные добродетели человека, согласно Лао-цзы, — любовь, умеренность и смирение.[26]

Язычество

В язычестве под смыслом жизни подразумевается следование установленным укладам традиционного общества, выполнение возложенных на человека обязанностей в соответствии с той или иной традицией[источник не указан 243 дня].

Литература

  • Алексей Фёдорович Лосев. / Под ред. А.А. Тахо-Годи и Е.А. Тахо-Годи. — М.: РОССПЭН, 2009. (Серия «Философия России второй половины ХХ в.»)
  • Анатомия кризисов. / А. Д. Арманд, Д. И. Люри, В. В. Жерихин и др. — М.: Наука, 1999. — C. 84, 104.
  • Смысл жизни // Словарь Группы лакановского психоанализа. Санкт-Петербург, 2008.
  • Книга Екклисиаста
  • Джиоев О. И. О некоторых типических постановках проблемы смысла жизни в истории философии // Вопросы философии. 1981. № 6.
  • Зеленкова И. Л. Проблема смысла жизни: Опыт историко-этического исследования. Минск, 1988. — 125 с.
  • Капранов В. А. Нравственный смысл жизни и деятельности человека. Л., 1975.
  • Кузнецова С. В. Проблема «смысла жизни» в историософских построениях Е. Н. Трубецкого // Философские исследования. 1996. — № 2. — С. 160—171.
  • Лем С. Сумма технологии. М., СПб.: Terra Fantastica, 2002. — С. 36—73.
  • Леонтьев Д. А. Какой смысл в смысле?.
  • Леонтьев Д. А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999. — С. 249—250.
  • Попов Б. Н. Взаимосвязь категории счастья и смысла жизни. М., 1986.
  • Пищугина О. С. К анализу понятий «смысл» и «смысл жизни».
  • Смысл жизни в русской философии, конец XIX — начало XX в. СПб.: Наука. С.-Петерб. изд. фирма, 1995. — С. 12, 218
  • Соловьёв В. С. Оправдание добра. М.: Республика, 1996. — С. 29—30, 189—193, 195—196.
  • Стечкин О. Я. Развитие представлений о цели и смысле жизни в домарксистской этике. Тула, 1971.
  • Трубецкой Е. Н. Смысл жизни, М.: Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1914 (Djvu, Gif)
  • Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. Москва, 1918
  • Франк С. Л. Смысл жизни. Берлин, 1925
  • Шафф А. Куда ведет дорога? Человек в поисках смысла жизни (Homo Studiosus — Homo Universalis)
  • Шрейдер Ю. А. / Смысл. // Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2001. — Т. 3. — С. 576—577.
  • Ялом, Ирвин. Экзистенциальная психотерапия. Часть IV. Бессмысленность. М.: Класс, 1999
  • Frankl V. E. Man’s search for meaning; an introduction to logotherapy. Boston: Beacon Press, 1962. Франкл В. / Поиск смысла жизни и логотерапия. // Психология личности: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1982. — С. 118—126.

См. также

  • Мотивация
  • Научная картина мира
  • Всё о жизни (книга)
  • Смысл жизни по Монти Пайтону (фильм)
  • Ответ на главный вопрос жизни, вселенной и всего такого
  • Фёдоров, Николай Фёдорович
  • Мелиоризм

Источник: dic.academic.ru

Что такое смысл жизни человека?

Интернет-журнал psytheater.com определяет смысл жизни человека в том, ради чего он живет. Это то, ради чего он каждое утро просыпается, встает с кровати, начинает действовать, преодолевает трудности, устраняет ошибки, учится и пр. Во все века пытались найти ответ на вопрос, в чем заключается смысл жизни. Однако на сегодняшний день ответ не найден.

смысл жизни

Можно сказать, что у каждого человека смысл жизни свой, что зависит от его психологии, качеств характера и образа жизни. Самое главное – чтобы социальные условия и мир в целом не мешал человеку реализовывать свои ценности. Очень трудно жить счастливо и в соответствии со своим предназначением, когда обстоятельства и окружающие условия различными способами мешают в реализации себя. Вот почему смысл жизни должен в некоторой степени соответствовать тому времени, в котором человек живет.

Живя в социуме, человек с самого детства делит себя, свою жизнь и окружающий мир на две половинки: хорошее и плохое, правильное и неправильное, удачное и неудачное, и т. д. Но если бы человек жил отдельно от цивилизованного общества, то у него не было бы стремления таким образом делить все, что его окружает и чем он является. Он бы просто жил, пытаясь улучшить собственную жизнь в том направлении, в котором считает нужным. А, возможно, даже ничего бы и не менял.

Но все люди родом из того детства, когда их окружали родители, родственники, воспитатели, учителя и другие дети. Наблюдая за взрослыми и обмениваясь опытом со сверстниками, человек вырастает в индивида, который делит все на «черное» и «белое». Он хочет жить только в «белой полосе», стараясь различными способами избежать «черной». Определиться ему помогают люди, с которыми он общается, так как в большей степени человек становится недовольным собой лишь потому, что им недовольны другие. И не желая быть плохим в чужих глазах и продолжая общение с людьми, человек старается себя поменять.

Очень часто люди устают быть не самими собой, постоянно меняться и ощущать на себе критику и недовольство окружающих. В какие-то моменты человек замыкается, стремится побыть наедине и впадает в апатию. Именно в такие моменты, когда человек понимает, что он потерялся во всех этих претензиях в свой адрес и ущемлении своих желаний и представлений о счастье, он задумывается о смысле жизни. Зачем ему это нужно? Определившись в том, для чего он живет, он сможет найти верный путь, по которому пойдет, чтобы быть счастливым. То есть человеку нужно дать конкретную большую цель, которая укажет ему единственно верный путь, где он будет радоваться жизни и не будет страдать.

смысл жизни

Так, в чем смысл жизни? Многие люди думали на эту тему. И лишь немногие поняли истину. А она заключается в том, что смысла жизни нет! Нет никакой одной-единственной цели, которую должны достигать все люди! Нет единственного пути, по которому следует идти всем людям, чтобы быть счастливыми и любимыми. В чем смысл жизни? В самой жизни. Ее, как таковой, нет вообще. Но сам факт того, что вы живете, — и есть смысл.

Еще Зигмунд Фрейд говорил, что если человек задумывается о смысле жизни, значит, он болен. И действительно, вы можете физически не болеть, но болит ваша душа, ваше сознание, ваш разум. Вы задаетесь вопросом о смысле жизни лишь тогда, когда вам плохо, когда вы чувствуете пустоту, потерянность, отсутствует радость. Тогда вы пытаетесь найти хоть какой-то смысл своего существования. А его на самом деле вообще не существует.

Тогда зачем человек живет? И здесь открывается прекрасная истина, которая намного приятнее той, которую можно было только услышать. Вселенная не дала человеку конкретного смысла жизни лишь для того, чтобы он сам определил для себя, ради чего он живет. Вам дана уникальная возможность побыть Богами и самим определить для себя, ради чего вы живете. Вы можете выбрать абсолютно любой путь, по которому потом пойдете – и он будет правильным. Если вы наконец-то выберите то, что будет вас радовать и окрылять, — это будет верный выбор. И неважно, что именно вы выберите, главное – это то, что вы выбрали тот путь, где будете счастливы лично вы!

Смысла жизни не существует лишь потому, что каждому человеку дан выбор самому определять для себя, ради чего он живет. Вы можете выбрать все, что только захотите, и потом пойти по пути осуществления своего выбора. Вы имеете на это полное право, потому что это — ваша жизнь! Единственный ориентир, который вам может подсказать, насколько верным оказался ваш путь, является счастье.

Счастливы ли вы, что пошли именно по этому пути? Счастливы ли вы уже сейчас тем, что делаете? Счастливы ли вы той жизнью, которой живете в настоящее время? Наличие счастья внутри вас говорит о том, что вы на правильном пути, даже несмотря на то, что другие люди считают иначе. Следует помнить, что все люди разные и у каждого свое понятие счастья. И если вы счастливы, то не слушайтесь никого, потому что ваше послушание приведет вас к страданиям. Если же вы несчастливы, это верный показатель того, что вы сделали неверный выбор. Подумайте еще раз, где вы ошиблись, и измените свой путь. Но делайте это в одиночку. Не просите ни у кого совета, потому что люди вам могут рассказать лишь о своем понимании счастья, а не о вашем. Только вам известно, от чего вы можете быть счастливыми, а от чего нет.

В чем смысл жизни? В самой жизни. В том, какими событиями вы будете ее наполнять. Что вы будете при этом чувствовать? Будете ли вы счастливы или выберите путь следовать представлениям общества? Смысл жизни в том, чтобы решать для себя, как вы будете жить, и идти по этому пути. Даже если будете выбирать не вы, а кто-то другой, то это тоже ваш выбор – дать другим людям решать за вас вашу судьбу.

Определите для себя, как вы хотите жить, и идите по этому пути, которое будет делать вас счастливым. В этом и есть смысл жизни – дать человеку возможность самим выбирать свой путь и быть хозяином своей судьбы.

Философы отмечают, что смыслом жизни для человека становится то, чему он придает важное и значимое значение. Это может быть какая-то вещь, подарок близкого человека, деньги, дети и пр. Вот почему смысл жизни у всех разный – каждому человеку важны различные вещи, люди и явления, на которые он готов тратить свои силы и время.

перейти наверх

Цель и смысл жизни

На каждом жизненном этапе у человека меняются смыслы жизни, соответственно, и цели, на которые он тратит свои силы. К примеру, в детстве ребенок считал своим смыслом жизни иметь как можно больше игрушек, однако во взрослом возрасте цели могут измениться, например, на создание семьи.

смысл жизни

Следует отметить, что каждое направление имеет свое понимание того, какой у человека смысл жизни. К примеру, религия считает, что смыслом жизни должно быть созерцание, познание самого себя и Бога. Институт брака пропагандирует создание семьи и рождение детей, на которых следует посвятить все свое время. Тенденции моды диктуют мысль о том, что человек должен всегда и везде выглядеть стильно и красиво, что и определяет его смысл жизни.

В каждой сфере, на каждом жизненном этапе смысл жизни человека меняется. Отсюда делаем выводы:

  1. Не следует огорчаться из-за того, что раньше вы стремились к одним целям, а теперь они стали вам неинтересны. Время прошло, и вы видите значимое значение в чем-то другом.
  2. Не паникуйте, что потеряли смысл жизни. Возможно, вы находитесь на этапе переосмысления, когда один смысл сменяется другим.

Одни люди создают семьи, другие – самосовершенствуются, третьи – занимаются спортом, четвертые – работают и зарабатывают деньги. Каждый живет в соответствии с тем, что он сделал для себя смыслом жизни. И если его это не радует, тогда он ошибся. Следует пересмотреть свои взгляды, чтобы встать на тропу истинного смысла жизни.

перейти наверх

Смысл жизни и предназначение человека

Почему еще очень важно понять, какой смысл жизни человека? Когда индивид отвечает себе на данный вопрос, все для него становится ясным. Что именно? То, как жить дальше. Смысл жизни – это цель, конечный пункт, значимость чего-либо. А предназначение – это способ бытия, жизни, которого будет придерживаться человек, чтобы идти к своему смыслу жизни.

предназначение человека

Можно сказать, что наличие смысла жизни определяет путь, по которому человек будет идти. Что он будет делать? Какими взглядами руководствоваться? К чему стремиться? Все это определяется тем смыслом жизни, который назначает для себя человек.

перейти наверх

Итог

В чем заключается смысл жизни? Этот вопрос становится актуальным, когда человек теряется по жизни. Он находится в депрессии, потерял нечто ценное для себя, скучает и не знает, куда идти дальше. Именно ответ на вопрос о смысле жизни позволяет человеку определиться, что ему делать дальше, к чему стремиться, какие цели достигать. А без этого всего он становится «червяком», который просто не знает, куда ему ползти.

На самом деле нет никакого смысла жизни. Человек является объектом, который составляет часть одного целого под названием «Вселенная». Сам по себе человек – лишь часть целой цепочки, которая поддерживает свое равновесие. Для Вселенной человечество – необходимый элемент своего существования. Это говорит лишь о том, что люди необходимы Вселенной, иначе бы их просто не существовало. Поэтому на уровне инстинктов человеку заложены механизмы, которые будут побуждать его сохранять свое существование: страх смерти, голод, стремление к размножению и т. д.

Смысла жизни не существует. Человеку просто отведен определенный отрезок времени, который он должен прожить. И что он будет делать в этот период, уже не имеет никакого значения. Он может лежать и ничего не делать, а может целыми днями работать – все это не имеет никакого значения, поскольку Вселенной важно лишь то, чтобы человек был жив какое-то время.

Люди сами придумывают смыслы жизни. Точнее сказать, каждому человеку отведен конкретный отрезок времени и дано право решать, как именно он его проживет. Смысл жизни каждого человека заключается в том, что он решит сам для себя: как будет жить, что будет ценить и чем себя увлекать. Люди сами себя развлекают, пока живут. А как именно они это будут делать, уже их право решать, поскольку это не имеет никакого значения для всей Вселенной.

Смыслы жизни люди сами придумывают, чтобы как-то заполнить тот отрезок времени, который они должны прожить. Поэтому смысл жизни – найти такое развлечение для себя, на которое вы будете тратить свое время и силы. Что именно вы выберите, решать вам. Но в любом случае это будет ваш выбор, за который вы и будете отвечать сами перед собой.

 

Источник: PsyTheater.com

Киренаики

Смысл жизни человека философия

Киренаки были сторонниками одной из ветвей учения Сократа. Эта группа была основана около 400 года до нашей эры в Северной Африке, ее возглавил Аристипп, один из учеников Сократа. Их учение содержало положение о том, что опыт и знание, доступные отдельному человеку, всегда субъективны. Поэтому ни один человек не сможет увидеть мир так, как его видит другой. Они также считали, что мы не знаем ничего определенного о мире, а единственное доступное знание — это чувственный опыт.

Они учили, что единственная цель жизни — испытывать удовольствие в настоящем, вместо того, чтобы делать планы на будущее. Первостепенны физические наслаждения и человек должен принимать все меры к тому, чтобы максимизировать их количество. В целом, это была очень эгоистичная точка зрения, ставившая удовольствие отдельного человека выше  благополучия общины, города или страны.

Киренаики игнорировали не только чужую философию, но и традиционные социальные нормы. Так, Аристипп учил, что в инцесте нет ничего дурного — по его мнению, только общественная условность привела к табуированию родственных браков.

Моизм

Смысл жизни человека философия

Моизм разрабатывался китайскими философами примерно в то же время, когда в эллинистическом мире появились киренаики. Это учение создал Мо Ди, который одним из первых в Китае поставил вопрос о смысле жизни. Он наметил 10 принципов, которым должны следовать люди в повседневной жизни, центральным из которых стала беспристрастность.

По этому учению, смысл жизни будет достигнут тогда, когда каждый человек будет в равной степени уделять внимание всем остальным, не ставя никого из людей выше других. Это означало, разумеется, отказ от роскоши, богатства и удовольствий. Моисты видел идеал человеческих отношений в равенстве и верили, что будут вознаграждены за это таким же равенством в загробной жизни.

Циники

Смысл жизни человека философия

Циники были еще одной группой, близкой к Сократу. Они находили смысл жизни в том, чтобы жить повинуясь больше естественному порядку вещей, а не этике и традициям. Циники считали, что такие социальные условности, такие как богатство или лицемерие, мешают людям достигать добродетелей.

Они не отказывались от общественных установлений целиком, но считали, что каждый человек вырабатывает свои личные представления о добре и зле и имеет право пойти против общества, следуя своим установкам. Отсюда возник принцип «парезии» — принцип говорить правду.

Еще одним важным принципом цинизма была самодостаточность. Циники полагали, что свободу человек может сохранять только если он готов в любой момент отказаться от общения с другими людьми и благ цивилизации.

Альберт Эйнштейн

Смысл жизни человека философия

Эйнштейн был одним из самых выдающихся представителей человечества. В 1951 году молодая женщина спросила у него в письме, в чем смысл жизни. Ответ был коротким: «Чтобы создавать удовлетворение для себя и для других».

В письме своему сыну Эдуарду Эйнштейн был более конкретен. Он написал ему, что верит в «высшую стадию сознания как высший идеал», а человеческая способность создавать новые вещи из ничего — это больше, чем мы можем подумать. Именно акт творения позволяет нам испытывать счастье. Он также напоминал, что творить нужно не из желания запомниться, а из любви к вещи, которую создаешь.

Дарвинизм

Смысл жизни человека философия

У Чарльза Дарвина были сложные отношения с религией и с религиозным значением смысла жизни. Первоначально он придерживался христианских убеждений, но позже его представления заметно поколебались.

Некоторые его наследники стали практически обожествлять эволюцию — ведь именно она обеспечила появление человека. Они видят в этом высший смысл эволюции и полагают, что она неминуемо должна была привести к современным людям. Некоторые, напротив, подчеркивают, что эволюция — это сочетание цепочки случайностей и способностей к выживанию. Но и те, и другие согласны, что смысл жизни в том, чтобы передать часть своей ДНК будущим поколениям.

Нигилизм

Смысл жизни человека философия

Чаще всего слово «нигилизм» ассоциируется с предшественниками русских революционеров начала XX века, но этот термин куда более сложен. Нигилизм — от латинского hihil («ничто») – полагает, что таких вещей как «ценность» или «смысл» в природе не существует, а потому и существование человека смысла не имеет.

Ницше полагал, что распространение нигилистических убеждений со временем приведет к тому, что люди прекратят какую-либо деятельность в принципе. Этого, как мы видим, не произошло, но нигилизм как безразличие к происходящему все-таки остается популярным.

Тибетская философия

Смысл жизни человека философия

Эти учения распространены в Тибете и других частях Гималаев. Очень похожая на классический буддизм тибетская философия полагает, что смыслом жизни является прекращение земных страданий. Первым шагом к этому является понимание мира. Поняв мир, вы сможете прийти к знаниям, необходимым для прекращения страданий.

Философия предоставляет возможность выбрать «Путь малых возможностей», на котором человек занимается прежде всего своим спасением из мира, либо «Путь больших возможностей», на котором человек помогает другим. Истинный смысл жизни обретается в практике. Тибетская философия запоминается еще и тем, что она предлагает своим последователям точные инструкции по поведению.

Эпикурейцы

Смысл жизни человека философия

Эпикурейскую философию часто чрезмерно упрощают. По Эпикуру, все состоит из мельчайших частиц, в том числе и человеческий организм, который складывается из частиц души. Без частиц души тело мертво, а без тела душа неспособна воспринимать внешний мир. Таким образом, после смерти ни душа, ни тело не способны продолжить существование. После смерти нет ни наказания, ни награды — ничего. Это значит, что человеку надо сосредоточиться на земных делах.

Частицы души способны испытывать и удовольствие, и боль. Поэтому нужно избегать боли и получать удовольствие. С тем, что мы не можем контролировать (неожиданную смерть), нужно просто смириться.

Это не означает, что можно делать все, что хочется. Даже если ограбление банка принесет некоторые приятные впечатления, настоящий эпикуреец помнит, что чувства вину и тревоги могут принести затем больший дискомфорт. Эпикурейцы также привержены дружбе, самому приятному, безопасному и надежному чувству, которое может быть доступно человеку.

Ацтекская философия

Смысл жизни человека философия

Высший смысл жизни у ацтеков заключался том, чтобы жить в гармонии с природой. Такая жизнь позволяет продолжать энергию и образовывать новые поколения. Эта энергия называлась «теотль» и была не божеством, а чем-то вроде джедайской Силы. Теотль наполняет собой мир, все наши знания и простирается за пределы знаний.

В теотль есть полярные противоположности, которые борются друг с другом и тем самым сохраняют равновесие во Вселенной. Ни жизнь, ни смерть не плохи — они лишь часть цикла. Ацтеки полагали, что правильнее всего оставаться на середине, не стремясь к богатству и пользуясь тем, что уже есть, с умом. Это было залогом того, что дети получат мир в том же состоянии, что и отцы.

Стивен Фрай и гуманисты

Стивен Фрай — один из ярких представителей современного гуманизма — ставит вопрос о смысле жизни так, чтобы он касался каждого, вне зависимости от пола, убеждений, расы или возраста. В гуманизме нет конкретного смысла жизни. Каждый человек находит собственный смысл в жизни. Вместо того, чтобы искать его вовне, человек должен найти его внутри себя, думая о том, что делает его счастливым.

Потому что смысл жизни действительно будет для каждого из нас своим. Кто-то хочет создать шедевр, кто-то — благотворительный фонд. Или посадить сад, усыновить ребенка, подобрать животное с улицы… Нет единственного правильного ответа на вопрос о смысле жизни — каждый вырабатывает этот ответ самостоятельно. И, кажется, именно эта теория позволяет быть счастливыми наибольшему числе людей.

Источник: www.qwrt.ru


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.