Роль любви в романе отцы и дети


Тема любви в романе «Отцы и дети» раскрывается на примере взаимоотношений следующих четырех пар: Базарова и Одинцовой, Павла Петровича и княгини Р., Аркадия и Кати, Николая Петровича и Фенечки. В этой статье мы кратко охарактеризуем чувства этих героев. Тема любви в романе «Отцы и дети» помогает понять характер персонажей. Испытание этим чувством раскрывает особенности личности каждого из них.

Самым ярким персонажем произведения является Базаров. Автор поставил этого героя в центр повествования, а истории его взаимоотношений с Анной Сергеевной отводится значительное место. Поэтому мы начнем именно с него.

Чувство Базарова к Одинцовой

Высказывания о любви Базарова и его чувство к Одинцовой выдают противоречия в натуре Евгения. Возможно, в какой-то степени иронией автора является изображение победы над нигилизмом вспыхнувшего романтического чувства. Однако настоящий смысл этой ситуации представляется обратным. Дело в том, что для Тургенева настоящая любовь всегда была критерием высокой личности. Автор отнюдь не стремился унизить Евгения, напротив, он хотел возвысить его. Тургенев пытался показать, что в черствых и сухих нигилистах скрыта мощная сила чувства, такого, на которое не способен Аркадий во взаимоотношениях с Катей.


Однако любовь в судьбе разночинцев-демократов редко играла роковую роль, как, например, в жизни Павла Петровича. То, что случилось с Евгением, – скорее, исключение. Именно поэтому Тургенев в своем произведении отводит второстепенную роль любовному сюжету.

Базаров в начале романа относится к этому чувству как к романтической чепухе. Он считает, что это «пустота» и «распущенность». Рассказ о чувстве, которое испытывал к княгине Р. Павел Петрович, введен Тургеневым как предупреждение Базарову, этому заносчивому юноше. Любовь в жизни героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» становится роковой.

Образ Анны Сергеевны

Анна Сергеевна – вот виновница больших перемен, произошедших с главным героем. Это красавица, аристократка, молодая вдова 28 лет. Одинцова многое пережила и прочувствовала. Это гордая, независимая и умная женщина, которая обладает решительным и свободным характером. Безусловно, Евгений поразил ее воображение. И Анна Сергеевна заинтересовала героя свободой суждений, безмятежным спокойствием, начитанностью, незаурядностью, демократизмом. Однако Одинцова не может ответить Базарову таким же сильным чувством. Безусловно, в глазах читателя она проигрывает Евгению, который оказывается выше нее.

Можно сказать, что благодаря ей в душе Евгения Базарова произошел перелом. Любовь к ней является началом трагического возмездия Базарову. Это чувство как будто раскалывает на две половины его душу.

Перелом в душе Евгения Базарова


В герое с этого момента живут два человека. Первый и них является противником романтических чувств. Духовная природа любви отрицается им. Второй – одухотворенно и страстно любящий человек, который столкнулся с таинством этого чувства. Евгений обычно не придает внешнему виду человека большого внимания, однако его поразила красота Одинцовой, и он увлекся ей. Отрицавший ранее красоту герой теперь становится захвачен ею. Базаров, отвергавший любовь, начинает испытывать это чувство. Сам Евгений осознает, что бороться с собой – безнадежное дело!

Одиночество Базарова в любви

Базаров в любви одинок. Герой раскрывается в горьком чувстве к Анне Сергеевне как глубокая, страстная и сильная натура. Автор показывает, как любовь сломила Евгения, выбила из колеи. В конце произведения это уже не тот человек, что был в начале. Базаров испытывает тяжелый душевный кризис. У него все начинает валиться из рук. Даже заражение как будто неслучайно: находящийся в подавленном состоянии человек становится неосторожным. Однако Базаров все-таки не отказывается от борьбы и не унижается перед Анной Сергеевной. Всеми силами он пытается побороть отчаяние и боль.

Сходство историй Евгения Базарова и Павла Кирсанова


Любовь в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» показана как на противопоставлении (чувство Аркадия к Кате и Базарова к Одинцовой), так и на сходстве. Можно заметить, что истории Евгения Базарова и Павла Кирсанова очень похожи. И тот, и другой знакомятся со своими возлюбленными на балу. И Базаров, и Кирсанов несчастны в своем чувстве. Оба они раньше были «охотниками до женщин», однако вдруг изменились, полюбив. Павел Петрович, привыкший к победам, скоро добился своей цели и в отношении к княгине Р. Однако эта победа не охладила его. Евгений же скоро осознал, что от Анны Сергеевны «не добьешься толку», однако не смог не думать о ней. И для Павла Петровича, и для Базарова любовь не простое влечение. Она становится для них настоящей мукой. Кирсанов со временем не только не охладел к княгине, но и «еще мучительнее» к ней привязался. Эта история любви в романе «Отцы и дети» проходит через всю его жизнь. Базарова тоже «мучила и бесила» любовь, от которой его спасла только смерть. И этом можно найти сходство историй двух героев. Любовь и в том и в другом случае оказывается связанной со смертью. Павел Петрович не смог разлюбить княгиню и после того, как она скончалась. И Кирсанов потерял все. Автор отмечает, что «исхудалая голова» Павла Петровича лежала на подушке, будто голова мертвеца. Полюбив Анну Сергеевну, Базаров тоже умирает. Не так, как Павел Петрович, а физически.

Любовь в жизни Николая Петровича


Как же раскрывается тема любви в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» в отношении следующего героя, Николая Петровича? Для него это чувство – движущая сила и опора. Тема любви в романе «Отцы и дети» Тургенева получает новое освещение, когда речь идет о Николае Петровиче или его сыне. Для них это не роковое чувство, как для Павла Петровича или Базарова. Это нежная привязанность, естественная потребность души, с которой они не пытаются бороться.

Вначале Николай Петрович испытывал к своей жене Маше глубокое, нежное и трогательное чувство. Супруги практически не расставались. Так прошло 10 лет, а затем жена Кирсанова скончалась. Николай Петрович едва смог вынести этот удар. Прошло 10 лет, прежде чем его сердце смогло вместить новую любовь.

Фенечка не равна ни по общественному положению, ни по возрасту Николаю Петровичу. Однако это не остановило Кирсанова. Героиня родила ему второго сына. Эта дочь бывшей экономки Николая Петровича смогла наполнить дом радостью и осветить жизнь Кирсанова на склоне лет.

Взаимоотношения Аркадия и Кати

Тема любви в романе «Отцы и дети» представлена также взаимоотношениями сына Николая Петровича и Кати. В отношении Аркадия нужно сказать, что перед его глазами был пример глубокой и нежной любви родителей. У него было совершенно другое представление об этом чувстве, чем у Базарова.
этому этот герой возмущался, когда Евгений высмеивал тайну отношений между мужчиной и женщиной. Стоило Аркадию отдалиться от своего друга, как в нем стала преобладать потребность в любящем и близком человеке. Незаметно в его жизнь вошла Катя. В отношениях между Катей и Аркадием автор разоблачает нигилизм, несвойственный натуре сына Николая Петровича. Катя прямо заявляет, что берется переделать его. И девушке удается претворить эти слова в жизнь. Через некоторое время Аркадий отказывается от нигилистической идеологии и становится примерным семьянином.

Заключение

Очень широко представлена тема любви в романе «Отцы и дети» Тургенева. Сочинение по этому произведению написать не сложно. Для раскрытия темы любви можно выбрать взаимоотношения двух героев или же представить общий обзор, как в нашей статье. Страницы романа «Отцы и дети» Тургенева буквально пронизаны духом этого вечного чувства. Характер героев наиболее полно раскрывается как раз во время испытания любовью. Безусловно, тема любви в романе «Отцы и дети» – одна из ключевых в этом произведении.

Источник: FB.ru

Урок литературы в 10 классе

Как раскрывается образ Базарова в любви

(по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети") 

Тип урока: урок – исследование

Цели урока:

Образовательные: 

  • раскрыть в столкновении Базарова с Одинцовой чужеродность их характеров, глубокие внутренние разногласия, которые привели к трагической развязке,
  • обратить внимание на художественные особенности произведения в раскрытии этой темы.

Развивающие:

  • развивать у учащихся критическое мышление;
  • развитие умения аргументировать и доказывать свою точку зрения;

Воспитательные:

  • повышать интерес к изучению творчества И.С. Тургенева и его произведений.

Задачи урока:

Выяснить, какие отношения сложились у Базарова с Одинцовой и почему?

Как выдержал Базаров "испытание любовью"?

Оборудование урока:

— текст романа И.С. Тургенева "Отцы и дети";

— фрагменты фильма "Отцы и дети" (режиссёр Вячеслав Никифоров)

— иллюстрации художника Л. Боровского (портрет Анны Сергеевны Одинцовой и портрет Базарова);

— портрет писателя И.С. Тургенева.

— мультимедиа проектор;

— компьютер

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Учитель: В любом тургеневском романе главный герой обязательно проведён через любовь к женщине, через самое личное из всех человеческих чувств. В его романах любовь является одним из основных моментов раскрытия характера героя, причём через это интимное чувство Тургенев раскрывает и гражданские качества человека, проверяет его общественную состоятельность. Неразделимое единство личной и общественной тем составляет особенность тургеневского романа.

По сравнению с предыдущими романами ("Рудин", "Накануне") в "Отцах и детях" любовная фабула проходит не через весь роман. И это естественно, если учесть, что для главного героя основной была всё — таки сфера политической деятельности.

2. Беседа по вопросам.

Учитель: Каково же отношение Базарова к любви? К женщине вообще? (зачитывается 7 глава)

(Суждения Базарова: любви вообще не существует, от понравившейся женщины надо лишь "добиться толку", "свободно мыслят между женщинами только уроды", Базаров отрицает наличие таинственности, "загадочности" любви. Он считает это "романтизмом, чепухой, гнилью, художеством". Базаров всё сводит к физиологии: "Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду?")

Учитель: Но это всё пока теоретические рассуждения. Они могли остаться в силе для характеристики героя, если бы автор не показал героя в любви, ведь Базаров мог и не полюбить никого. Впрочем, может быть, герой, полюбив, ведёт себя согласно его девизу: "Нравится тебе женщина — старайся добиться толку; а нельзя — ну и не надо. Отвернись — земля не клином сошлась". Может быть, Базаров только и способен на то, чтобы добиваться отнюдь не таинственного взгляда от женщины и быть равнодушным к отказу? Всё это может быть проверено только жизнью.

Учитель: Как же поведёт себя Базаров в любви?

3. Пересказ — анализ сюжетной линии "Базаров — Одинцова".

Задание для учащихся: составить план — конспект рассказа.

Содержание пересказа-анализа

Приглашение на бал к губернатору, аркадий и Базаров поместились в уголке. Аркадий танцевал плохо, а базаров и вовсе не танцевал. "Одинцова приехала", — со смущением проговорил Ситников. "В дверях зала остановилась женщина высокого роста в чёрном платье. Она поразила Аркадия достоинством своей осанки. Обнажённые её руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос лёгкие ветки фуксий4 спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво глядели светлые глаза из-под немного  нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкой. Какой — то ласковой и мягкой силой веяло от её лица"

Внешний облик героини — важная составляющая её образа. В нём намечаются основные черты её характера: спокойствие, благородство, изящёство, сила в соединении с мягкостью.

Одинцова заинтересовала собой Базарова. «Это что за фигура? На остальных баб не похожа».

Учитель: Что хочет сказать Базаров? (Что Одинцова красива, что в ней есть что-то, отличающее её от остальных женщин дворянского круга. Это всё возбуждает у Базарова интерес к ней.)

Учитель: Есть ли в содержании этих мыслей что-нибудь грубое, циничное? Вряд ли. Это справедливая и даже тонкая оценка Одинцовой. Но Аркадия покоробило от цинизма Базарова, от цинизма выражения его мыслей.

Не только Базаров обратил внимание на Одинцову, но и она заметила его. Прощаясь с Аркадием, она пригласила к себе и Аркадия, и Базарова. «Мне будет очень любопытно видеть человека, который имеет смелость ни во что не верить». Одинцова оказывается внимательной и наблюдательной женщиной, способной с первого взгляда почувствовать необычность Базарова.

— Мы знаем, что из себя представляет Базаров. А что мы можем сказать об Одинцовой?

Её биографию уже успели узнать оба приятеля, отправляясь к ней в гости. В прошлом Анны Сергеевны  — «ключ» к пониманию её характера.

— Расскажите биографию Анны Сергеевны.

(Примерные тезисы сообщения.

Анна Сергеевна Одинцова, по мнению губернских остряков, прошла через огонь, воду и медные трубы. Сама она полагает, что прожила долгую (ей всего лишь 29 лет) и несчастную жизнь, в которой было «воспоминаний много, а вспоминать нечего». Дочь дворянина, известного красавца – игрока, и обедневшей княжны, она получила в Петербурге блестящее светское воспитание. От отца она унаследовала любовь к роскоши.

Ей трудно пришлось, когда отец проигрался и вынужден был переселиться в деревню, где скоро умер, оставив детям крошечное состояние. Мать умерла раньше. В 20 лет Анна Сергеевна должна была вести самостоятельную жизнь и отвечать за жизнь младшей сестры. Посоветоваться было не с кем: по отцовской традиции она презирала соседей, они платили ей тем же.

Не подготовленная «блестящим» воспитанием к перенесению забот по хозяйству и дому, она научилась многому в этот период жизни и сумела стать главой своего небольшого дома. Она же занималась и воспитанием своей сестры. «В переделе была…нашего хлеба покушала», — говорит об этом Базаров.

Замуж Анна Сергеевна вышла не по любви, а по расчёту, чтобы не «увянуть в глуши», за пожилого и богатого человека, которого считала добрым, но едва выносила. На толки и пересуды по поводу её брака Одинцова не обращала ни малейшего внимания – «характер у неё был свободный и довольно решительный». Скорая смерть мужа сделала её богатой помещицей в губернии. За ум, независимость и гордость её уважали и боялись, но не любили. Она вела уединённую жизнь в своём имении Никольском, где был великолепный, отлично убранный дом, прекрасный сад с оранжереями, богатое хозяйство.

Обеспеченность как основа её независимости, возможность роскоши в жизни, спокойствие, ум, самостоятельность, холодность и незнание любви, отсутствие интересных людей вокруг неё, отсутствие друзей – вот особенности жизни Анны Сергеевны к моменту встречи её с Базаровым.

При первых встречах, на балу и в гостинице, её двигало любопытство узнать, что это за человек. Она наблюдает за тем, как тот поведёт себя, что будет говорить.)

Учитель: Что же Базаров?

Аркадий с тайным удивлением заметил, что Базаров сконфузился. Базаров сам почувствовал это, и ему стало досадно. «Вот тебе раз! Бабы испугался!» — подумал он и заговорил преувеличенно развязно…

Базаров говорил много. Он увидел в Одинцовой умную собеседницу. Оказалось, Одинцова не теряла времени в уединении, читала хорошие книги и могла говорить о медицине, гомеопатии, ботанике. Одинцова учла неразвитость художественного вкуса у Базарова, но главное – увидела в нём ум, самобытность, силу и отсутствие в нём пошлости, несмотря на развязность его поведения в первое время. Часа три с лишним длилась беседа, неторопливая, живая. Любопытство Одинцовой перешло в заинтересованность.

Прощаясь, Анна Сергеевна пригласила друзей к себе в гости. В Никольское. Поступок был необычным. Анна Сергеевна совершила его, подумав немного и с нерешительной улыбкой. Аркадий и Базаров тоже почувствовали смелость этого приглашения – «герцогиней, владетельной особой» «таких сильных аристократов, как мы с тобой». В ответ на приглашение Базаров только поклонился, а аркадий заметил, что Базаров покраснел. Интерес Базарова и Одинцовой друг к другу после свидания в гостинице углубился.

В Никольском приятелей встретили два рослых лакея в ливрее, один побежал за дворецким и тут же провёл их в особую комнату, приготовленную для гостей. Потом они спустились в гостиную, куда Анна Сергеевна пригласила их «пожаловать через полчаса». Дожидаясь хозяйки, Базаров и Аркадий огляделись.

По чуждым для Базарова обычаям дворянско – аристократического мира живёт Анна Сергеевна. И это вызывает у него желание – «аль удрать?» Но спустилась хозяйка дома, начались общие разговоры, а затем чай, и жизнь покатилась. «как по рельсам». В доме Анны Сергеевны был строгий порядок…

Со всем тем в молодых людях произошла перемена. Они разделились. Анна Сергеевна, очевидно, благоволила к Базарову. Аркадий не мог её заинтересовать, поэтому был чаще с Катей – сестрой Анны Сергеевны, и ему было хорошо с ней, а Одинцовой – с Базаровым.

Обыкновенно случалось так: побыв немного вместе, они расходились; Катя любила природу – и Аркадий её любил; «Одинцова была к ней довольно равнодушна, так же как и Базаров». Приглашая Базарова гулять поутру, она хотела узнать от него латинские названия растений и их свойства, так как «во всём нужен порядок». И они отправлялись ботанизировать, спорили.

В Базарове «стала проявляться небывалая прежде тревога: он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не мог усидеть на месте, словно что его подмывало». Он перестал говорить с Аркадием об Одинцовой, перестал даже бранить её «аристократические замашки», и «вообще с Аркадием беседовал гораздо меньше прежнего… он как будто избегал, как будто стыдился его…». Он вдруг спросил у Одинцовой, зачем она, с её умом и красотой, живёт в деревне, тогда как раньше не допускал такого сочетания в женщинах. Он стал странно вести себя: то «отправлялся в лес и ходил по нём большими шагами, ломая попадавшиеся ветки и браня вполголоса и её и себя…».

«Настоящей причиной… было чувство, внушённое Базарову Одинцовой, — чувство, которое его мучило и бесило…» Вот в чём ключ к тревоге, к внутреннему разладу Базарова. Он, в теории отрицавший возвышенную, романтическую любовь, полюбил сам, и не только грубого «толку» хотел он добиться: «Вдруг ему представится, что эти целомудренные руки когда – нибудь обовьются вокруг его шеи, что эти гордые губы ответят на его поцелуи. Что эти умны глаза с нежностью… остановятся на его глазах, и голова его закружится…». Базаров, утверждавший, что анатомия глаза не оставляет места для загадочных или нежных взглядов, мечтал именно о нежных взглядах. Непредвиденная Базаровым, отрицаемая им большая, глубокая любовь, любовь в смысле «романтическом», заняла его сердце.

Базаров любит в Одинцовой не только красивую женщину, но и человека умного и сильного. Романтика, любовь «в смысле идеальном» существует, и Базаров вынужден убедиться в этом на своём собственном опыте. Эта романтика сильна, её нельзя выкинуть из сердца. Но, с другой стороны, это не только урок Базарову. Это проверка его характера, и на деле базаров оказывается выше и человечнее своих теорий. Это поражение Базарова, но такое, в результате которого он стал лучше, человечнее, сердечнее.

Любовь Базарова действительно была гордой. «Ему казалось иногда, что в Одинцовой происходит перемена, что в выражении её лица появлялось что-то особенное, что, может быть…». Но даже желание поверить, что и она его полюбит (в этом смысле «может быть»), даже благосклонность к нему Одинцовой не закрывали ему глаза на истинное положение вещей. У него было ясное представление, что Одинцова вряд ли его полюбит, и однажды «он объявил о своём отъезде не с мыслью испытать её, посмотреть, что из этого выйдет: он никогда не сочинял». Открываться в своей любви, умолять любимую женщину он не хотел, он и не открылся бы, если бы не поведение Одинцовой.

— А как же она себя вела?

Базаров не совсем ошибался, замечая в Одинцовой что-то особенное. «Он поразил воображение Одинцовой, он занимал её, она много о нём думала. В его отсутствие она не скучала, не ждала его, но его появление тотчас её оживляло… Она как будто хотела и его испытать и себя изведать». Когда он внезапно объявил о своём отъезде. «она побледнела, словно её что в сердце кольнуло». «Как все женщины…»

Интерес к чему – то новому и боязнь этого нового лежали в основе её отношения к Базарову. Базаров её нравился «отсутствием кокетства и самою резкостью суждений», силой. В них было даже некоторое сходство в уме, в стремлении к самостоятельности, в равнодушии к природе. Но странным казался ей этот лекарь в аристократическом великолепии её жизни.  Базаров «сердил или оскорблял её вкус, её изящные привычки» Она чувствовала пропасть между собою и демократическим лекарем, однако сила его натуры увлекла её. Любопытство её переходит в заинтересованность, заинтересованность в увлечение, которое может вырасти в любовь, но…

Одинцовой надо знать, что представляет собой базаров как человек. Она думает о нём, она решает, может быть, «или…» (то есть даёт  волю своему увлечению, чтобы оно выросло в чувство или нет).

Последние, пред отъездом Базарова, разговоры были нелегки для них, и особенно для Базарова, так как Анна Сергеевна спрашивает его о нём самом. О его чувствах и настроениях. Она предлагает ему остаться.

-Просмотрим фрагмент фильма —  разговор Базарова с Одинцовой. Что же произошло во время этой встречи?

Одинцовой не хочется отпускать от себя Базарова, ей хочется проникнуть в его мысли, понять их. Он ведь действительно мало говорил о себе, а её это интересует. На слова Базарова, что он будущий уездный лекарь, она делает нетерпеливое движение: Базаров в такой роли для неё неприемлем. Она обиженно говорит о недоверии к ней – она «сумела бы понять» Базарова. Базаров отвечает: «Я вообще не привык высказываться, и между вами и мною такое расстояние…» Но Одинцова возражает: «Какое расстояние? Вы опять мне скажете, что я аристократка…» Она пытается уверить Базарова в том, что они могут стать хорошими друзьями, если исчезнет его сдержанность. Ей хочется знать, что в нём «теперь происходит». Она несколько раз возвращается к этому. Она просит объяснить ей причину напряжённости Базарова. И то не выдерживает. Базаров высказывает глубокую свою тайну.

-Как реагирует на это Одинцова?

«Одинцова протянула вперёд обе руки, а Базаров упёрся лбом в стекло окна. Он задыхался…». Пред отъездом Базарова они виделись ещё раз, но всё было уже ясно. «Ведь вы, извините мою дерзость, не любите меня и не полюбите никогда?» — говорит Базаров. «Анна Сергеевна не отвечала ему. «Я боюсь этого человека», 0 мелькнуло к ней в голове».

— Ребята, почему же не состоялось счастье Базарова, почему Анна Сергеевна Одинцова так и не ответила на его любовь?

Когда Базаров ушёл, она ходила и думала о нём и о себе. Раз она даже всплакнула. В себе она чувствовала что-то такое, что говорило о возможности другого исхода. «Или? – произнесла она наконец. – Бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие всё – таки лучше всего на свете»

Учитель: Почему же Одинцова решила «не шутить» этим «или»?

Основа её жизни и характера – спокойствие. Вторжение Базарова в её мир означало бы конец этого спокойствия, и душевного, и общественного, и поэтому силой разума, холодности она решила «наконец». Базаров – нигилист был человеком чуждого ей мира. О «перевоспитании» его нечего было и мечтать. Характер Базарова был слишком резок, даже груб для Одинцовой. Она испугалась резкости выражения Базаровым чувства. Даже если бы Одинцова и полюбила Базарова, она всё – таки не пошла бы за ним в его «горькую, терпкую, бобыльную жизнь».

4. Проверка составленных в течение урока планов – конспектов (у 2-3 учащихся)

5. Подведение итогов урока

— Какие отношения сложились у Базарова с Одинцовой?

— Как выдержал Базаров «испытание любовью»?

— Могла ли Одинцова измениться, пойти с Базаровым в его «горькую, терпкую, бобыльную жизнь»?

— В конце 8 главы И.С. Тургенев пишет, что Одинцова, дойдя до известной черты, «заставила себя заглянуть за неё – и увидела за ней даже не бездну, а пустоту… или безобразие». Какую «пустоту… или безобразие» имеет в виду автор?

6. Домашнее задание

Выписать из романа цитаты, которые объясняют отношение главных героев к любви и к её месту в жизни человека.

 

Источник: nsportal.ru

Любовная интрига составляет основу большинства произведений русской классической литературы. Особое значение истории любви героев придавал и И.С. Тургенев, поэтому во всех его произведениях главные герои, обязательно проходят испытание любовью. Любовная тема – одна из ведущих тем романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Все герои писателя испытывают это чувство в той или иной степени, так, как могут или умеют. Именно любовь становится для них тем мерилом, которое выявляет истинную сущность героев, придает им смысл жизни или делает несчастными.

 

1. Для Базарова любовь стала переломным этапом в жизни.

Любовь к Одинцовой – начало трагического возмездия надменному Базарову, считающего любовь романтической чепухой: она раскладывает его душу на две половины. Отныне в нем живут и действуют два человека. Один из них – убежденный противник романтических чувств, отрицатель духовной природы любви. Другой – страстно и одухотворенно любящий человек, столкнувшийся с подлинным таинством этого высокого чувства.. Опровергая взгляды героя романа на любовь, писатель заставляет его переживать то, что сам Базаров отвергал. Трудный внутренний процесс познания истинной любви заставляет Базарова по-новому почувствовать природу. . Любовь Базарова — гордое чувство. Он видит, что Одинцова только кокетничает, дразнит его от скуки, и потому собирается уехать, так и не признавшись ей в любви. Евгений и не открылся бы, не переступил через свою гордость" если бы Одинцова не сделала первый шаг.

В своем чувстве к Одинцовой Базаров раскрывается как натура сильная, страстная и глубокая. И здесь проявляется его превосходство над окружающими людьми: чувство его непохоже любовные отношения прочих персонажей. Базаров увидел в Одинцовой человека умного, незаурядного, выделив ее из круга губернских дам: «На остальных баб непохожа». Одинцова во многом достойна его, и это обстоятельство также возвышает Базарова. Если бы он полюбил пустую женщину, его чувство не вызвало бы уважения. Базаров борется, он не раскис и не стал унижаться, как Павел Петрович. Тургенев показал, что Базаров и в любви выше уездных аристократов, в том числе умной, но холодной и эгоистичной Одинцовой.. Базаров предстает перед нами «духовным мертвецом» в начале романа. Гордыня, самолюбие, бессердечность, сухость и резкость по отношению к людям, природе, всему окружающему миру — Тургенев сразу же обнажает в герое эти черты. Базаров лишен полноты жизни, жизни во всем многообразии ее проявлений. Живое течение этой жизни как будто минует героя, проходит мимо него. Поэтому Базаров — «духовный мертвец» в начале романа. Но в конце романа мы видим иного Базарова.

!!!!!Любовь к Одинцовой «воскрешает» героя, пробудив его уснувшие чувства, жажду жизни и любви, открыв ему красоту мира

2.И в связи с этим Тургенев предлагает читателю еще одну любовную историю: историю Павла Петровича. Павел Петрович тоже любит по-настоящему. Но в его жизни любовь стала величайшей драмой. Это чувство сломало Павла Петровича.

Р ади любви Павел Петрович бросил все, перечеркнул всю свою карьеру, что привело его к духовной гибели. Любовь его к княгине Р. – мучительное и унизительное чувство. Рассказ о любви Павла Петровича к княгине Р. вводится не как вставной эпизод. Тургенев подчеркивает, что тот период в жизни Кирсанова был наиболее ярким, бурным, насыщенным событиями. Поселившись в имении, Павел Петрович ведет тихую, размеренную, однообразную жизнь, разучившись мечтать и любить. Он живет лишь воспоминаниями о давно прошедших событиях. В настоящем же Кирсанова фактически ничего не происходит, он как будто застывает в своих воспоминаниях. И автор неоднократно подчеркивает эту жизненную неподвижность, внутреннюю «окаменелость» Павла Петровича. Его «красивая, исхудалая» голова похожа на «голову мертвеца», жить Павлу Петровичу «тяжело… тяжелей, чем он сам подозревает…». !!!!!!Любовь «убила» Кирсанова, уничтожив его волю к жизни, чувства, желания.Эта любовь — любовь-наваждение, которая «сломала» жизнь Павла Петровича, он уже не мог жить по-прежнему после смерти княгини. Эта любовь не принесла ничего людям, кроме муки.

 

3. Любовью проверяются все герои романа «Отцы и дети». Но Тургенев желает сказать читателю и свои собственные мысли. Почему именно Николай Петрович находит свое счастье в браке с Фенечкой?

. Николай Петрович просто живет, согласно сердцу и совести (сломав ногу в юности, что помешало ему сделать военную карьеру, он не впадает в уныние, не озлобляется на весь мир, а учится в университете, затем женится, живет с женой десять лет в любви и согласии, после смерти жены отдает себя воспитанию и обучению сына; затем жизнь посылает ему любовь к простой девушке Фенечке, к новорожденному ребенку). То выстраданное знание, которым обладает Николай Петрович — о гармоничном существовании, о единении с природой, о поэзии, о любви, — можно понять только развитой душой, которой нет ни у "уездного аристократа", ни у "предводителя нигилистов".Любовь Николая Петровича и Фенечки естественна и проста. Если отношения Павла Петровича и княгини Р. не могли воплотиться в брак, семью, они напоминали костер, который вспыхнул, а потом долго тлели угли, то отношения Николая Петровича и Фенечки — это прежде всего семья, сын. Их любовь, как свеча, пламя которой горит ровно и спокойно. В жизни Николая Петровича Кирсанова любовь всегда была опорой и движущей силой. Вначале — бесконечное, трогательное, нежное и глубокое чувство к жене Маше, с которой они почти не расставались: "десять лет прошло как сон". Но счастье закончилось, жена Николая Петровича скончалась. "Он едва вынес этот удар, поседел в несколько недель", и начал учиться жить заново. Вдвоем, с сыном Аркадием, в деревне Марьино, названной так в честь жены. Десять лет прошло, прежде чем сердце Николая Петровича, тянущееся к семейной жизни, смогло вместить в себя еще одну любовь, не равную ни по возрасту, ни по общественному положению. Феничка — мать второго сына Кирсанова, дочь его бывшей экономки — сумела осветить жизнь и наполнить дом радостью.Замечательна картина семейного обеда в доме Кирсановых, нарисованная Тургеневым тепло и с любовью: Николай Петрович, Фенечка и Митя, сидящий рядом, Павел Петрович, Катя и Аркадий… «Всем было немножко неловко, немножко грустно и, в сущности, очень хорошо. Каждый прислуживал другому с забавною предупредительностию…». Этой сценой писатель еще раз напоминает нам, что любовь, семья, уважение и доверие — вот те вечные ценности, ради которых стоит жить

 

В романе «Отцы и дети» Тургенев изобразил несколько любовных линий, благодаря которым особенности характера главного героя раскрываются полностью, давая читателю возможность заглянуть в самые потаенные уголки его души. Заканчивается роман описанием сельского кладбища, где похоронен Евгений Базаров. «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами…», — пишет Тургенев. Человек смертен, а любовь, как и природа, вечна .И это мысли самого автора.

 

 

2. «Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?» Философский характер лирики Ф.И. Тютчева. Чтение наизусть одного из стихотворений поэта (по выбору учащегося).

 

Творческое наследие Федора Ивановича Тютчева невелико: оно составляет всего несколько публицистических статей и примерно 50 переводных и 250 оригинальных стихотворных произведений.. Именно философский характер лирики Тютчева способствует тому, что интерес к его творчеству не ослабевает, ведь оно затрагивает вечные темы.

1. Проникнутая напряженной страстной мыслью и одновременно острым ощущением трагизма жизни, поэзия Тютчева выразила в художественном слове всю противоречивость и сложность действительности.. Лирика Федора Ивановича пропитана тревогой. Природа, человек, мир предстают в его творениях в вечном столкновении различных противоборствующих сил. Человек по своей природе обречен на "неравный", "безнадежный" бой, "отчаянную" борьбу с роком, жизнью и самим собой.

2.Федор Иванович Тютчев — первый в истории русской литературы поэт, центральной темой творчества которого являются «предельные основания бытия», общие вопросы мироустройства. Его лирический герой задастся «проклятыми», не имеющими ответа вопросами: что есть человек? для чего он заброшен в мир? для чего сотворена сама природа? в чем загадка природного бытия? Драматическое ощущение бесперспективности философского поиска нашло отражение в знаменитом тютчевском четверостишии:

Природа — сфинкс. И тем она верней

Своим искусом губит человека,

Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней

3.Основные мотивы философской лирики Тютчева :

А).- мотив мистической и хаотической первоосновы всего живого

По своим философским взглядам Т был «пантеистом», т.е высшей силой, перед которой может преклониться человек, являлась для него природа. Но духовная жизнь, по представлениям поэта, была сложна и противоречива. Его восприятие жизни вызывало настроение глубокого трагизма, ставшего основным мотивом творчества поэта. В глубине существования природы волнуется некая первозданная, темная, всепоглощающая стихия бытия, которую он называл «хаосом» или «бездной». Весь видимый мир является только кратковременным всплеском этой безликой лучины жизни.

Любимое время суток Т-ва – вечер, ночь, когда оживают тайные силы. Если дневной мир ясен, светел, то изображение ночи связано с ощущением тревоги, , страха. Видимый мир – это покров, скрывающий «древний хаос». Он стремится вырваться наружу в гражданских потрясениях, в мятеже. «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые».

Жизнь человеческая сопоставляется у Т-ва со сменой времен года: весна-молодость, лето-зрелость…Природа и человек живут по одним законам, человек – неотъемлемая часть природы, «мыслящий тростник»(выражение Паскаля).

Такое понимание жизни придает всему философскому мировосприятию поэта трагический характер. «Когда испытываешь сознание хрупкости и непрочности всего в жизни, — писал Т., — то существование, помимо духовного роста, является лишь бессмысленным кошмаром».

Таким образом, всякое индивидуальное существование представлялось ему чем-то неизбежно обреченным на исчезновение. Идеальное и демоническое – вот два начала, которые находятся в постоянной борьбе. Невозможно существование жизни, если отсутствует одно из начал, ибо во всем должно быть равновесие. Так, например, в стихотворении «День и ночь» два этих состояния природы противопоставляются друг другу:

Дей – сей блистательный покров –

День – земнородных оживленье,

Души болящей исцеленье,

Друг человека и богов.

День у Тютчева наполнен жизнью, радостью и безграничным счастьем. Совсем иной характер носит ночь:

И бездна нам обнажена,

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ней и нами:

Вот отчего нам ночь страшна.

Две этих стихии космоса поэт именует «хаосом». Вся жизнь, все существование основано на борении светлого начала и темного, но одержать победу в таком противостоянии просто невозможно. В этом самая главная жизненная истина. Однако подобная борьба происходит не только в природе, в космосе, но и в душе самого человека. Он, «как сирота бездомный», находится на перепутье и стремится к истине, существующей как и в светлом, так и в темном начале.

Таким образом, философия Тютчева тесно связана с «глобальным», поэт не видит существования обычного, конкретного без большого и великого. В философской лирике Тютчева, «самой ночной души русской поэзии», открывается вся прелесть окружающего мира как божественного космоса.

 

Б)- мотив природы как основы всего живого

В стихах Тютчева изображение природы и мысли о природе сплавлены воедино, пейзажи получают символический смысл. Природа для поэта – просто второе имя жизни.

Природа в лирике Тютчева имеет два лика – хаотический и гармонический. Свой язык присущ обоим. Человек же может понимать или не понимать и тот, и другой язык.

В стихотворениях Т-ва. природа, словно живое существо, радуется и грустит, чувствует и дышит. Такое одушевление обычно в поэзии. Но для Т. это не просто литературный прием: величие и красоту природы он «принимал и понимает не как свою фантазию, а как истину».

Так и человек в поэзии Т. Он соединяет в себе и слабость, и величие. Он немощен перед горем, разлукой и смертью, но он велик своим стремлением к красоте, к идеалу, к беспредельному. Не рассуждай, не хлопочи.

Безумство ищет, глупость судит,

Дневные раны сном лечи,

А завтра быть чему, то будет.

Поэт считал, что весь мир заключает в себе какую-то истину, которую человеку определить очень сложно. По мнению Тютчева, слова не могут в полной мере показать и рассказать тайны вселенной, мироздания.

Но, несмотря на это, мир людей и мир природы тесно переплетены и являют собой одно целое. Природа очеловечивается поэтом:

Не то, что мните вы, природа –

Не слепок, не бездумный лик: —

В ряде тютчевских стихов природа действительно одушевлена: ручьи «гласят» и «предвещают», родник «шепчет», вершины берез «бредят», море «ходит» и «дышит», поле «отдыхает». С другой стороны, автор говорит о глухоте природы к мольбам своих детей, о ее равнодушии как к смерти человека, так и к его страданиям и страстям.

 

В)-любовный мотив как безотрадное и нежное признание ограниченности любви –

Любовь в лирике Т-ва – уникальное явление в русской поэзии. Поэт запечатлел все оттенки любовного переживания:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Любовь в лирике Т-ва – это не внешнее увлечение и не простое восхищение прелестью любимого человека, — это глубокое, стихийное чувство, поглощающее всю человеческую душу, это роковая страсть, которая может дать человеку высочайшее упоение и привести его к гибели. Т-чев пишет о чувстве, подобном грозам и бурям в природе.

Судьбоносной была встреча уже немолодого поэта с Еленой Денисьевой. «Денисьевский »цикл стихов – это история любви, роман в стихах, длившийся до ее кончины. Вот бреду я вдоль большой дороги

В тихом свете гаснущего дня…

Тяжело мне, замирают ноги,

Друг мой милый, видишь ли меня?

Творчество Т-ва умещается в одном сборнике стихов, но содержание его бездонно и необъятно. Понять стихи большого поэта – это значит прикоснуться к вечности, постичь безмерность жизни, полноту и красоту бытия.

В небольшом творческом наследии Тютчева все же есть немало светлых и радостных стихотворений, в которых выражены благоговейные, восторженные чувства, вызванные красотой мира («Весна», «Летний вечер», «Утро в горах», «Нет, моего к тебе пристрастья…», «Зима недаром злится…»). Такова знаменитая «Весенняя гроза», наполненная торжествующими интонациями, ликующим звучанием симфонии красок и звуков, энергией обновления жизни.

Билет № 4

Имя, образ, судьба – женские образы в пьесах А.Н. Островского (по

Выбору учащегося).

Пьесы А. Островского насыщены разнообразной символикой. Прежде всего это символы, связанные с миром природы: лес, гроза, река, птица, полет. Но вместе с тем очень важную роль играют в пьесах и имена героев. Ясно, что имена эти вовсе не случайно выбраны автором, очень важен их звуковой состав, образность и их значение в русском языке.

1. Имя главной героини чрезвычайно точно характеризует ее роль в сюжете и судьбу: Катерина — “чистая, светлая». Мы даже забываем о том, что она носит фамилию мужа, настолько близка героиня своему имени. А она — Кабанова, т. е. часть «темного царства», из которого мечтает вырваться, улететь

Эта молодая женщина располагает зрителя своей огромной, чистой душой, детской искренностью и добротой. Но живет она в затхлой атмосфере «темного царства» купеческих нравов. Островскому удалось создать светлый и поэтичный образ русской женщины из народа. Основная сюжетная линия пьесы – это трагический конфликт живой, чувствующей души Катерины и мертвого уклада жизни «темного царства». Она не такая, как все. Даже имя ее звучит не как «Екатерина», а «Катерина».Честная и трогательная Катерина оказалась бесправной жертвой жестоких порядков купеческой среды. Недаром Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве». Катерина не смирилась с деспотизмом и самодурством; доведенная до отчаяния, она бросает вызов «темному царству» и гибнет. Только так она может сохранить от грубого давления свой внутренний мир. По мнению критики, для Катерины «не смерть желанна, а жизнь невыносима. Жить для нее – значит быть самой собой. Не быть самой собой – значит для нее не жить».

 

2.Образ Катерины построен на народно-поэтической основе. Ее чистая душа слита с природой. Себя она представляет как птицу, образ которой в фольклоре тесно связан с понятием воли. «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле». Катерине, попавшей в дом Кабановой, как в страшную тюрьму, часто вспоминается родительский дом, где к ней относились с любовью и пониманием. Разговаривая с Варварой, героиня спрашивает: «…Отчего люди не летают, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». Катерина рвется на волю из клетки, где вынуждена оставаться до конца дней.

Высокие светлые, чистые чувства, прилив радости и благоговения вызывала в ней религия. Красота и полнота души героини выражались в молитвах к Богу. «В солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало… ночью встану… да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колени, молюсь и плачу».

Свои светлые мысли и чувства Катерина выражает поэтичным народным языком. Напевная речь героини окрашена любовью к миру, употребление множества уменьшительно-ласкательных форм характеризует ее душу. Она говорит «солнышко», «водица», «могилушка», часто прибегает к повторам, как в песнях: «на тройке на хорошей», «и люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны». Пытаясь выплеснуть кипящие в ней чувства, Катерина восклицает: «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!»

 

3. Судьба Катерины предначертана, кажется, ее именем тоже. Нет места в «темном царстве» светлому и чистому. Трагедия Катерины в том, что она не умеет и не хочет лгать. Героиня чиста в помыслах. А в «темном царстве» ложь – основа жизни и взаимоотношений. Борис говорит ей: «Никто не узнает про нашу любовь…», на что Катерина отвечает: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!» В этих словах проявляется мужественная, цельная натура этой женщины, рискующей бросить вызов обывательской морали, в одиночку противостоять обществу.

Но, полюбив Бориса, Катерина вступает в борьбу с собой.Она, замужняя женщина, чувствует себя великой грешницей. Чистота ее натуры не может этого принять.Ее вера в Бога – это не ханжество Кабанихи, которая прикрывает Богом свою злобу и человеконенавистничество. Осознание собственной греховности, муки совести преследуют Катерину. Она жалуется Варе: «Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?» Катерина не задумывается над тем, что это над ней совершили насилие, отдав замуж за нелюбимого. Ее муж, Тихон, рад уехать из дому и не хочет защитить жену от свекрови. Сердце подсказывает ей, что ее любовь – величайшее счастье, в котором нет ничего плохого, но мораль общества и церкви не прощает свободного проявления чувств. Катерина бьется среди неразрешимых вопросов.Она кается в своем грехе. Покаяние от чистого сердца по религиозным законам обязательно требует прощения. Но люди забыли доброго, прощающего и любящего Бога, у них остался Бог карающий и наказывающий. Катерина не получает прощения. Жить и мучиться она не хочет, ей некуда идти, любимый человек оказался таким же слабым и зависимым, как и ее муж. Все предали ее. Самоубийство церковь считает страшным грехом, но для Катерины это акт отчаяния. Лучше оказаться в аду, чем жить в «темном царстве». Героиня не может причинить никому вреда, поэтому она решает сама уйти из жизни. Бросаясь с обрыва в Волгу, Катерина в последний миг думает не о своем грехе, а о любви, которая осветила ее жизнь великим счастьем. Последние слова Катерины обращены к Борису: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» Можно только надеяться, что Бог окажется милосерднее к Катерине, чем люди. Она жертва своей чистоты, своей религиозности, не вынесшая раздвоения своей души, ведь любила — не мужа, и жестоко наказала себя за это.

Итак, раскрытие значения имен и фамилий в пьесах Островского помогает осмыслить и сюжет, и основные образы. Хотя фамилии и имена нельзя в данном случае назвать “говорящими”, но они являются говорящими в широком — символическом — смысле слова.

 

2.«Люблю отчизну я, но странною любовью!» В чем «странность» любви к Родине М.Ю. Лермонтова (на примере 2-3 стихотворений). Чтение наизусть одного из стихотворений поэта (по выбору учащегося).

Все большие русские поэты болели душой за Россию: Пушкин, Некрасов, Блок, Есенин. Немалое место тема Родины занимает и в творчестве М.Ю. Лермонтова.Любовью к Родине наполнены многие поэтические строки Лермонтова. Он бесконечно любит свой народ, тонко чувствует красоту родной природы, умеет отделить подлинный патриотизм от мнимого.

1. Отрадой для поэта является любовь к Родине и чувство патриотизма. Но это не показной патриотизм, Лермонтов любит Родину не слепо и бездумно, а видит всю тяжесть действительности: вокруг все «иль пусто, иль темно». Поэт создает образы положительных героев из прошлого России, пытаясь противопоставить их современности. Героический купец Калашников, российские солдаты, сражавшиеся с Наполеоном (стихотворение «Бородино»)— вот настоящие образы, подтверждающие величие России и ее народа. Среди своих современников поэт подобных героев не видит. Новаторство й Лермонтова заключается в том, что впервые в русской литературе крупное историческое событие в жизни страны показано глазами простого человека, рядового участника событий войны 1812 года – солдата. Это стихотворение «Бородино», в котором звучит живая народная речь. «Дядя», рассказывающий о войне 1812 года, о великом бородинском сражении, — носитель народного начала. Поэт утверждает, что рядовые участники сражения — солдаты, крестьяне — внесли огромный вклад в победу русского народа над Наполеоном.

 

2. Любовь поэта к Родине огромна, но не слепа. Она идет от самого сердца. Картины природы, созданные Лермонтовым, остаются у нас в памяти навсегда. Русская природа приближает поэта к постижению великой мировой гармонии — единственного, что может приносить радость сердцу поэта в жизни.

В стихотворении «Родина» поэт подводит итоги своим размышлениям о том, что есть для него любовь к родине. Эта любовь «странная», так как она объективная, сознательная, идет от самого сердца. Родина» — это итог раздумий поэта о сущности России, ее судьбах в истории и в современности, ее прошлом и будущем. Именно в стихотворении «Родина» Лермонтов выразил то, к чему шел с первых шагов своего творчества, когда почувствовал себя «русским душою»

Россия в стихотворении Лермонтова – огромная, необъятная. Поэт любит

степей холодное молчание,

Ее лесов безбрежных колыхание,

Разливы рек ее подобные морям…

Примечательно, что все это – атрибуты не помещичьей, обеспеченной, сытой России, а Руси крестьянской, народной. Важно обратить внимание на такие строки:

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно.

Поэт называет свою любовь к родине странной любовью:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

В стихотворении «Родина» Лермонтов противопоставляет свой патриотизм патриотизму официальному, казенному. Он заявляет о своей кровной связи с русской, родной ему природой, с русским народом, горестями и радостями его жизни. Свою любовь к родине Лермонтов называет «странной» потому, что он любит в своей стране народ, природу, но ненавидит «страну господ» , самодержавно-крепостническую, официальную Россию.

3. Почему же поэт называет странной свою любовь к отчизне? Надежда Лермонтова на счастливое будущее России была связана с народной Русью. В русском народе поэт видел потенциальные силы для возрождения России. И конечно, такая любовь казалась необычной, «странной» в те годы, когда был провозглашен казенный патриотизм с его требованием любви к самодержавию, когда большая часть дворянства была далека от народа. Любовь поэта к России ничего общего не имеет ни с казенным монархизмом, ни со славой империи, купленной кровью народа. Она искренняя, душевная, народная..

Все, что создано поэтом за тринадцать лет творчества — это подвиг во имя свободы и Родины

Билет № 5

Источник: lektsia.com

В романе мы видим четыре пары, четыре истории любви: это любовь Николая Кирсанова и Фенички, Павла Кирсанова и княгини Г. , Аркадия и Кати, Базарова и Одинцовой. В жизни Николая Петровича Кирсанова любовь всегда была опорой и движущей силой. Вначале — бесконечное, трогательное, нежное и глубокое чувство к жене Маше, с которой они почти не расставались: «десять лет прошло как сон». Но счастье закончилось, жена Николая Петровича скончалась. «Он едва вынес этот удар, поседел в несколько недель», и начал учиться жить заново. Вдвоем, с сыном Аркадием, в деревне Марьино, названной так в честь жены. Десять лет прошло, прежде чем сердце Николая Петровича, тянущееся к семейной жизни, смогло вместить в себя еще одну любовь, не равную ни по возрасту, ни по общественному положению. Феничка — мать второго сына Кирсанова, дочь его бывшей экономки — сумела осветить жизнь и наполнить дом радостью. Совсем другой была судьба второго брата Кирсанова — Павла Петровича. Молодой и энергичный, он нравился женщинам в юности, но его сердце было отдано в один момент княгине Р. — замужней женщине, пустой и легкомысленной кокетке. Умный и деятельный Павел Петрович не сумел справиться со своим чувством и впоследствии погубил из-за несчастной любви не только свою блестящую карьеру офицера, но и всю последующую жизнь. Эта любовь никогда не могла быть удовлетворена, она лишила Кирсанова дела, отняла богатые возможности, принесла мучения и отчаяние. Аркадий Кирсанов вырос, имея перед глазами живой пример нежной и глубокой любви родителей. Именно поэтому он так возмущался, когда его друг — нигилист Базаров — высмеивал человеческие чувства, таинственность отношений мужчины и женщины, «загадочность» женского взгляда. Стоило ему отдалиться от Евгения, как потребность в близком и любящем его человеке стала ведущей, и Катя вошла в его жизнь долгожданным светом. В отношениях Аркадия и Кати Одинцовой И. С. Тургенев разоблачает нигилистские взгляды Аркадия. Катя заявляет, что переделает его и претворяет свои слова в жизнь. Кирсанов отказывается от своей прошлой идеологии. По сути, любовь Аркадия к Кате результат подчинения слабой натуры более сильной. Наиболее яркая история любви случилась в романе у Евгения Базарова. Умный, рассудительный, живущий головой, а не сердцем, он не оставлял в своей жизни места для чувств, поскольку считал их чепухой, выдумкой, неспособностью следовать своим убеждениям. Именно по этому любовь застала его врасплох, смяла, привела в отчаяние. Как мог он, Базаров, попасться на эту удочку, если всегда смеялся над этим чувством, которому просто не давал права на существование! Но оно пришло и сделало образ Базарова трагическим, поскольку, возвысив его, не только заставило усомниться в своих установках и убеждениях, но и сделало его более человечным. В обществе Одинцовой он резок, насмешлив, а наедине с собой открывает в себе романтика. Его раздражают собственные чувства. И когда они, наконец, выливаются, то приносят только страдания. Избранница отвергла Базарова, испугавшись его животной страсти и безкультурия чувств. Она не может пожертвовать своим порядком, ей нужна спокойная любовь. Тургенев подаёт жестокий урок своему герою. Но Базарова любовь не погубила, за счет своего характера он не сдался, жизнь на этом не закончилась.

Любовь — вечное чувство, оно приходит, не спрашивая, и уходит, не предупреждая. Страницы романа буквально пронизаны духом любви. И именно во время испытания любовью наиболее полно раскрывается характер людей, как это и показано в прекрасном романе И. С. Тургенев «Отцы и дети»
канец

Источник: otvet.mail.ru


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.