Тема семьи в романе отцы и дети


Что такое семья? По-моему, семья- это близкие для нас люди, которые готовы помочь тебе в любой ситуации и которые всегда будут на твоей стороне независимо от обстоятельств. Тему семьи в своих произведениях поднимали многие писатели и поэты: И. С. Тургенев В своём романе » Отцы и дети», М. Горький в произведении » Детство», А. Н. Островский в драме » Гроза». Так в своём романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев наглядно показывает взаимоотношения в семье Базаровых.

Главным героем произведения является Евгений Базаров. Как нигилист он презирает всё наследие русских дворян, отрицает искусство, считает его чем-то бесполезным и вредным, способным только пудрить мозги и отвлекать от науки. Умный, сильный, уверенный человек, который может своими действиями изменить существующий строй России. Эта личность, которая умеет решительно действовать, ломать и уничтожать, но не способна создавать.


У него есть прекрасные родители, которые неистово любят своего сына. После приезда сына домой они собирают все свои сбережения и покупают самую вкусную еду на рынке, для того чтобы у их единственного сына было всё лучшее. Родители настолько боятся не угодить Евгению, что боятся спросить у него что-нибудь. Отец Василий Иванович считает сына исключительным, необыкновенным человеком, который вскоре станет великой личностью и прославит имена своих родителей. Родители выполняют все просьбы сына, даже когда он говорит не появляться на его глаза, они покорно повинуются. Узнав о заражении Евгения тифом, Василий Иванович не рассказывает ничего своей жене, чтобы не беспокоить и не волновать её. Родители до самого конца не верили, что их сын мог заразиться неизлечимой болезнью и умереть от такого нелепого случая, и надеялись на то, что это просто простуда. Евгений Базаров любит своих родителей не меньше, но не показывает этого. Евгений, зная о своей скорой смерти, не рассказывает своей старой любящей матери об этом, а на её расспросы отвечает, что это просто простуда, чтобы не опечалить Арину Власьевну. При смерти он говорит, что таких людей, как его родители, днём с огнём не сыскать, и просит Анну Сергеевну позаботиться о них. Евгений Базаров любит своих родителей, но боится выразить её, ведь он отрицает любовь. Любовь он называет «романтизмом, чепухой, гнилью, художеством». Евгений боится показать свои чувства к родителям, потому что это доказывает, что все его убеждения и взгляды были ошибочны. Несмотря на его холодное, равнодушное отношение к родителям, писатель любит его, и говорит, что «это самая симпатичная из всех его фигур».


Таким образом, я пришла к выводу о том, что к своей семье нужно относиться с любовью, доверием и пониманием. Писатель побуждает нас восхищаться семьёй его героя Евгения Базарова. Иметь таких любящих, заботливых родителей, действительно, счастье.

Источник: www.kritika24.ru

Тургенев особенно полно и ярко раскрыл образ Базарова в столкновении с Кирсановыми. Кирсановы — хорошие дворяне, их отец — боевой генерал, участник Отечественной войны 1812 года. Полуграмотный сам, он дал лучшее по тому времени воспитание детям. И, тем не менее, писатель вывел в романе Кирсановых не для того, чтобы показать их как носителей добродетели, а как представителей уходящего сословия, не имеющего своего исторического будущего.
Дворянство, как аристократическое в образе Павла Петровича Кирсанова, так и поместно-провинциальное в лице его брата Николая Петровича Кирсанова, а также и дворянская молодежь критичеки обрисованы в романе. Тургенев отмечает оскудение, хозяйственную беспомощность дворянства, показывая почти разорившееся поместье Кирсанова. В противоположность «детям» Тургенев изобразил две группы «отцов» — Кирсановых и Базаровых. Эти лица принадлежат к самым лучшим представителям своего поколения.


зличаясь между собой во многом, все «отцы» имеют общий недостаток — барство, благодаря которому они стоят ниже детей. Николай Петрович Кирсанов отлично сознавал это. «Мне кажется, — думал он, — что они (дети) дальше от истины, нежели мы, а в то же время я чувствую, что за ними есть что-то, чего мы не имеем, какое-то преимущество над нами … Молодость? Нет, не одна только молодость. Не в том ли состоит это преимущество, что в них меньше следов барства, чем в нас?» И, действительно, он не ошибался: барство было причиной того, что братья Кирсановы были неспособны ни к какой работе. Николай Петрович был привлекательнее Павла Петровича своей добротой и стремлением к делу. Он старался не отставать от века и, когда бывал в Петрограде, то целые дни просиживал над чтением новейших сочинений. Он первый допустил у себя вольнонаемный труд, хотя и не отменил оброка. Но все его рвение и трудолюбие не приносили пользы потому, что он не знал, как нужно обращаться с мужиками. Скоту него был плохой, лошади — разбитые, работники-лентяи, и хозяйство поэтому не приносило никакого дохода.

Источник: info-shkola.ru

Если такой герой, как Базаров, впервые появляется в романе Тургенева, то Кирсановы — герои из привычной для автора дворянской среды. У Аркадия, к примеру, есть множество родственных черт с героем “Аси” и отчасти с Рудиным, а Николай Петрович Кирсанов схож по характеру с Лаврецким из “Дворянского гнезда” и Берсеневым из “Накануне”.
ргенев пишет о Кирсановых с легкой иронией, но они близки ему по духу, он любит их, знает все об их чувствах и мировосприятии. В письмах по поводу “Отцов и детей” Тургенев много раз подчеркивал, что описал в Кирсановых именно лучших дворян. Особенно близок автору лиричный Николай Петрович Кирсанов — утонченный эстет, ценящий Шиллера, Гёте, Пушкина, играющий на виолончели Шуберта и восторгающийся красотой природы. (Не случайно на новом месте, где Николай Петрович решил построить свой дом, из всей растительности при общем запустении прижились и буйно разрослись лишь сирень и акации — самые романтические, “дворянские” растения.) У него мягкий характер и любвеобильное сердце. Даже в сорок с лишним лет его до слез волнует “волшебный мир”, “возникающий из туманных волн прошлого”:

Он ходил много, почти до усталости, а тревога в нем, какая-то ищущая, неопределенная, печальная тревога, все не унималась. О, как Базаров посмеялся бы над ним, если б он узнал, что в нем тогда происходило!.. У него, у сорокачетырехлетнего человека, агронома и хозяина, навертывались слезы, беспричинные слезы; это было во сто раз хуже виолончели.

После смерти жены он не мог долго оставаться один и сошелся с дочерью экономки — Фенечкой, переживая, что изменил памяти покойной жены. Но с появлением ребенка у него складывается новая, счастливая семья.


Очень похож на него его сын Аркадий — восторженный и романтический, тонко чувствующий красоту природы и искусства, быстро увлекающийся людьми и легко поддающийся их влиянию. У него не сильный характер, но зато счастливый и гармоничный. Он неглуп, быстро разбирается в людях, но ум его лишен смелости и оригинальности. В нем нет ни базаровской “дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор”. “Дальше благородного смирения или благородного кипения” он не пойдет.

Совсем иной тип представляет дядя Аркадия, Павел Петрович Кирсанов. Это надменный аристократ, в прошлом “светский лев”, обладающий, в отличие от мягкого брата, твердой и решительной натурой (недаром он с самого начала избрал для себя военную карьеру). “Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа…” Аристократизм его проявляется в неуклонном соблюдении раз и навсегда принятых им к исполнению принципов: безвыездно проживая в деревне, он одевается так, что в любую минуту дня мог бы появиться в великосветской гостиной, и разговаривает с любым собеседником с той же изысканной вежливостью, с какой говорил бы с английским лордом. (В этом он прямой антипод Базарову, у которого не меньшая сила характера проявляется как раз в освобождении себя от всевозможных принципов и ограничений.) Павел Петрович безукоризненно честен со всеми и сам с собой. Никогда бы он не уронил своего достоинства связью с женщиной из низшего сословия, так что брат Николай боится даже заикнуться ему о своем браке с Фенечкой. К искусству Павел равнодушен, но уважает в нем освященность традициями и элитарность.


Если Николай является носителем дворянской культуры, то Павел, с его интересом к политике и приверженностью к английскому парламентаризму, — носителем европейской цивилизации. Привнесение двух этих завоеваний прогресса с европейской на русскую почву и есть, с точки зрения Тургенева, главная заслуга и историческая миссия русского дворянства, которое было до недавнего времени единственным просвещенным сословием, вершившим пути духовного и общественного развития России. Характерно при этом, что Николай гораздо более приближен к русской почве, чем его брат, что должно, по замыслу автора, указывать на то, что национальная русская культура уже существует, в то время как до цивилизации в русской жизни еще далеко. Показательно, что Николай зачитывается Пушкиным, поэтическое наследие которого символизирует в романе высшие достижения дворянской культуры XIX в. Именно Николай занимается и хозяйством в имении (в основном земледелием), постоянно имея дело с “русским народом”. Но дело у него не идет, что для автора является свидетельством недееспособности дворянства в новых условиях экономического перелома. Павел же, “всю жизнь свою устроивший на английский вкус”, вообще абстрагируется от русской действительности, не касается хозяйства и, говоря с крестьянами, “морщится и нюхает одеколон”.

Объединяет братьев одно: оба они, безусловно, живут миром чувств.
нечно, объективно они видят смысл своей жизни в служении обществу и следовании непреложным для них нравственным идеалам (это вовсе не завышенный тон: вспомним слова Павла Петровича о том, что он следит за своим туалетом в деревне из чувства общественного долга, “да-с, да-с, долга”, а также его торжественное обращение к брату с призывом “исполнить обязанность честного и благородного человека” — жениться на Фенечке). Однако в реальности одна лишь любовь способна наполнить их существование и дать им настоящее счастье. Страстность, бывшая в характере Павла Петровича, сыграла в его жизни роковую роль: вся его жизнь оказалась разбита несчастной любовью к княгине Р., ради которой он пожертвовал карьерой и положением в свете. После окончательного разрыва а затем и смерти своей возлюбленной он почувствовал себя полностью опустошенным, разбитым и “уже не мог попасть в прежнюю колею”. “Потеряв свое прошедшее, он все потерял” и поселился окончательно в деревне у брата. Автор пишет о жизненной драме Павла Петровича сочувственно, но не скидывает со счетов и мнение Базарова, утверждающего, что Павел Петрович прожил свою жизнь зря: “Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакий человек — не мужчина, не самец”.

Источник: lit-helper.com


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.