Отцы и дети конфликт поколений аргументы


Все, что необходимо для подготовки к направлению "Отцы и дети". Пример итогового сочинения. Аргументы. Список произведений. Примерные темы. Цитаты для эпиграфа.


Итоговое сочинение по направлению «Отцы и дети» (пример) (396 слов)
Вступление Конфликт поколений – вечная проблема, волнующая человечество. К сожалению, людям, которых разделяет всемогущее время, непросто найти общий язык, и это повторяется из века в век. Многие авторы русской и зарубежной литературы писали об этом в своих книгах и выработали методы решения этого конфликта. Посмотрим, можно ли помирить отцов и детей, когда разрыв уже сделал трещину в семейных отношениях?
Аргумент 1 В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» герои стали жертвами вечного конфликта поколений. Евгений Базаров приехал в Марьино вместе со своим другом и сразу же вызвал неудовольствие одного из хозяев дома, Павла Петровича Кирсанова. Автор описывает различие между ними, говоря об их руках: у одного они очень ухоженные и белые, а другой своими красными и мозолистыми руками вызывает только брезгливость. Состояние рук передает образ жизни мужчин. Если старшее поколение привыкло к светским манерам, праздной аристократичности и ученым беседам, то новое поколение – это люди дела и труда. Базаров презирает Кирсанова-старшего за ленивое прозябание в усадьбе и чванство, а его оппонент раздражен грубостью и категоричностью гостя. Решился ли их конфликт? Да. Столкновение привело к развязке, и герои стали более понимающими людьми. Павел Петрович разрешил мезальянс брата и уехал, решив что-то изменить в своей бессмысленной жизни, а Евгений осознал, что чувства – не порок человека, а то, без чего он не сможет жить.
Аргумент 2 В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» конфликт поколений особенно ярко выделяется в семье Болконских.
язь деспотично и грубо обращается с детьми, пытаясь навязать им свои взгляды и убеждения. Он холоден и резок с сыном, но больше всего достаётся Марье. Она кротко и нежно заботится об отце, а взамен получает лишь упреки. Эти бытовые разногласия имеют под собой более глубокий подтекст. Старик злится, потому что его время прошло, а перемены он принять не готов. Видя независимость сына и тихий, но упорный протест дочери, он осознает, что теряет власть над ними, что семья отныне изменится. Он пытается удержать прошлое, но на смертном одре признает свою неправоту. Герой отлично воспитал детей, но им не хватило его любви, и он горько об этом жалел, прощаясь с Марьей. Разрешился ли их конфликт? Да. Но к примирению они пришли позже, чем стоило бы.
Заключение Таким образом, конфликт поколений неизбежен, ведь времена меняются, как и люди. Однако его можно разрешить, прийти к взаимопониманию, но это возможно лишь тогда, когда обе стороны выскажутся прямо и честно, без лести и недомолвок. Не надо бояться спора, ведь именно в нем отцы и дети отыщут истину, которая всех примирит.

 



Итоговое сочинение на тему «Отцы и дети». Аргументы, примеры, произведения.
Советы Отношения между поколениями фигурируют во многих произведениях мировой литературы, ведь проблема отцов и детей не даром является “вечной”. При чем не стоит забывать, что отношения между старшими и младшими не всегда являются конфликтными. Это может быть и ярое противостояние друг другу, и полное взаимопонимание.
О чем может быть ваше сочинение об отцах и детях? Можно рассматривать разные поколения в самом широком смысле, а можно обратиться лишь к семейным взаимоотношениям. Это могут быть размышления в духе Базарова о разности взглядов, а может быть проникновенный монолог о любви к матери и отцу. Все будет зависеть от конкретной формулировки темы (ее вы узнаете лишь за 15 минут до начала сочинения).

Не будет лишним приготовить заранее несколько универсальных цитат для эффектного введения или эпиграфа. Например: 
Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями. (Фалес)
Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили. (Ф. Шиллер)
Все отцы хотят, чтобы их дети осуществили то, что не удалось им самим. (И. Гете)
Каждому возрасту присущи свои особенности. (М. Цицерон)
Тот является отцом, кто воспитывает, а не тот, кто родит. (Менандр)

Примерные темы Предлагаем возможный круг тем по данному направлению. Обращаем внимание, что это лишь предположение, реальные темы сочинений находятся в закрытом доступе и станут известны в день написания итогового сочинения.


В чем заключается конфликт между поколениями?
Почему разные поколения не понимают друг друга?
Нужно ли учитывать опыт старших поколений?
Почему конфликт отцов и детей вечен?
Почему отцы всегда поучают детей?
Почему нужно уважать старших?
К чему ведет конфликт отцов и детей?
Каковы последствия разрушения преемственности поколений?
Что такое преемственность поколений?
Как изменился конфликт отцов и детей со временем?
Как помирить отцов и детей?

Примерный список литературных произведений Примерный список литературных произведений по направлению "Отцы и дети":
А.Н. Островский, «Гроза»;
Л.Н. Толстой «Война и мир»;
Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные»;
М.А. Шолохов: «Тихий Дон», «Судьба человека»;
А.С. Пушкин: «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»;
И.А. Бунин, «Тёмные аллеи»;
И.А. Гончаров, «Обломов»;
В.Г. Распутин, «Уроки французского”;
И.С. Тургенев “Отцы и дети”;
А.С. Грибоедов “Горе от ума”;
Н.В. Гоголь “Мертвые души”;
А.П. Чехов “Вишневый сад”;
Б. Васильев “Завтра была война”.
Аргументы И.С. Тургенев. “Отцы и дети”
В данном произведении мы видим самый настоящий конфликт поколений. К поколению “отцов” можно отнести Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых. Поколение “детей” – это Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов. Молодые люди придерживаются одних и тех же взглядов: они говорят, что являются нигилистами – людьми, отрицающими общепринятые ценности. Старшее поколение не понимает их. Конфликт доходит до ожесточенных споров и дуэли Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Постепенно Аркадий Кирсанов осознает, что его ценности не совпадают с учением Базарова, и возвращается в семью.

Н.В. Гоголь. “Тарас Бульба”
Остапу и Андрию отец не только хочет дать приличное образование, но и сделать их настоящими воинами, защищающими Родину. Тарас Бульба не может простить Андрию предательства (он переходит на сторону врага из-за любви к полячке). Несмотря на, казалось бы, отцовскую любовь, он убивает своего сына. Тарас Бульба гордится Остапом, старшим сыном, сражающимся с врагом самоотверженно, изо всех сил.

А.С. Грибоедов. “Горе от ума”
Источником счастья для Фамусова являются деньги. Он любит свою дочь Софью, желает ей всего самого наилучшего, поэтому приучает девушку только к мыслям о финансовом благополучии. Софье Фамусовой чужды такие взгляды, она старательно прячет свои чувства от отца, потому что знает, что ее не поддержат. Совсем по-другому обстоят дела с Молчалиным, которого отец учил всегда и везде искать выгоду: он во всем следует этому принципу. Родители, желая обеспечить счастье своих детей, передали им свои взгляды на жизнь. Проблема лишь в том, что эти самые взгляды являются неверными.


А.С. Пушкин. “Капитанская дочка”
Отец, отправляя Петра Гринева на службу, сказал очень важную и правильную вещь: “Береги рубаху снову, а честь смолоду”. Слова отца стали для молодого человека важнейшим нравственным ориентиром. В самых сложных условиях, грозящих смертью, Петр Гринев сохранил свою честь. Для него было по-настоящему важно не предать отца и Родину. Этот пример – яркое подтверждение того, что наставления родителей помогают ребенку усвоить важнейшие нравственные ценности.

А.С. Пушкин. “Станционный смотритель”
Дуня совершила безнравственный поступок: сбежала из родительского дома с Минским, который остановился на их станции. Отец ее, Самсон Вырин, не смог без дочери: он решил пешком отправиться в Петербург, чтобы найти Дуню. Однажды ему посчастливилось увидеть девушку, но Минский прогнал старика. Спустя время рассказчик узнал, что смотритель умер, а предавшая его Дуня приезжала на могилу с тремя барчатами и долго пролежала там.

К.Г. Паустовский.
dquo;Телеграмма”

Катерина Петровна очень любила свою дочь Настю, живущую в Ленинграде очень яркой, насыщенной жизнью. Только девушка совсем забыла о своей старой матери, она даже не пыталась найти время, чтобы навестить ее. Даже письмо Катерины Петровы о том, что она совсем плоха стала, Настя не воспринимает серьезно и не рассматривает возможность немедленно ехать к ней. Только известие о том, что мать умирает, вызывает у девушки чувства: Настя понимает, что никто ее так не любил, как Катерина Петровна. Девушка едет к матери, но уже не застает ее в живых, поэтому чувствует вину перед самым дорогим для нее человеком.

С. Есенин. «Письмо матери»
В лирике также поднимаются проблемы поколений. Перед нами простой молодой человек, который успокаивает свою маму. Просит ее не переживать о его жизни, может быть, разгульной и запойной, но все-таки взрослой жизни. И мы прекрасно знаем, что мама будет переживать, и знаем, что Есенин будет жить как жил. Это извечный и поэтому всегда актуальный разговор матери и ребенка, которые говорят не друг с другом, а сами с собой. Они – разные, но все же противоречия не должны мешать естественным семейным узам, которые соединяют неграмотную крестьянку и ее городского сына, ставшего одним из самых известных поэтов своего времени.

Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”
Родион Раскольников искренне любит свою мать и сестру. Говоря о мотивах убийства старухи-процентщицы, он сообщает, что на самом деле хотел помочь матери. Герой пытался выбраться из вечной нищеты, неблагополучия. Закладывая часы, он с трепетом вспоминает отца, которому принадлежала вещь.


Л.Н. Толстой. “Война и мир”
В произведении мы видим несколько семей, в основе жизни которых лежат абсолютно разные нравственные принципы. Князь Василий Курагин – человек безнравственный, готовый пойти на любую подлость ради денег. Его дети руководствуются точно теми же принципами: Элен выходит замуж за Пьера Безухова ради получения части огромного наследства, Анатоль пытается сбежать с Наташей Ростовой. Совсем иная атмосфера царит у Ростовых: они наслаждаются природой, охотой, праздниками. И родители, и дети – люди добрые, отзывчивые, не способные на подлость. Князь Николай Болконский воспитывает своих детей в строгости, но эта строгость идет им во благо. Андрей и Марья Болконские – люди нравственные, настоящие патриоты, как и их отец. Мы видим, что между родителями и детьми существует тесная взаимосвязь. От мировоззрения родителей зависит мировоззрение детей.

А.Н. Островский. “Гроза”
В семье Кабанихи отношения построены на страхе, жестокости, лицемерии. Ее дочь Варвара прекрасно научилась врать, чему хочет научить и Катерину. Сын Тихон вынужден во всем беспрекословно подчиняться матери. Все это приводит к ужасным последствиям: Катерина решается на самоубийство, Варвара сбегает из дома, а Тихон решает “восстать” против Кабанихи.


Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль»
Главный герой Митрофан (чье имя трактуется как близкий к матери или сын своей матери) представляется нам отрицательным персонажем, как и вся его семья. Его мать барыня-тиран, которая не дает проходу ни слугам, ни собственному мужу, который буквально поглощен ею. Софья, сирота, живущая с этой семьей, и ее дядя Стародум представляют положительных героев. Об этом семействе, а точнее о Митрофане, дядя высказывается: «Вот злонравия достойные плоды». В этой фразе можно уместить лейтмотив произведения, проблема отцов и детей раскрывается со стороны того сильного и пагубного влияния порочного родителя на ребенка. Гипертрофированная и чрезмерная опека портит подростка. Он растет в семье, где мать одной рукой гладит его по голове, а другой лупит слугу. И мы видим развязку, если мать Митрофана любит, то сынок не отвечает ей взаимностью и просто бросает ее в финале пьесы.

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»
Конфликт поколений ложится на бунт духовный. Маленький Мцыри, подневольный и лишенный родного дома, чувствует, что не в силах день за днем проживать жизнь, которая ему не мила. Своим побегом он показывает не только свою силу духа, но и протест и нежелание мириться со своей участью. Его смелость вдохновляет нас. В роли «отца» тут выступает режим, неволя, в которой герой оказывается, рамки и ограничения, которые Мцыри разрывает только посмертно. Это также протест молодого поколения против войны, развязанной отцами и оторвавшей Мцыри от дома, родины и семьи.


Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»
Совет «копить копейку» Чичиков пронес от самого детства через всю жизнь. Страх остаться без денег или без покровительства людей с деньгами превратился в манию. Но бедность — не порок. Порок — это ложь, лицемерие и обман, они становятся ключами, которые открывают дверь к богатству. Чичиков еще в школе понял, как люди любят услужливость, как важно заработать доверие, чтобы в самый неожиданный момент напасть. Чичиков — это «христопродавец», не зря товарищ назвал его именно этим словом. Он продаст все, только назначьте цену. Пагубное отцовское влияние и бедность сделали нашего героя именно таким, каким мы видим его в «Мертвых душах». Этот неявный конфликт помогает понять, почему и как Чичиков стал таким человеком. Все это время он стремился доказать отцу, что превзошел его и воплотил его амбиции в себе.

И.А. Гончаров. Роман «Обломов»
Илья Ильич не бунтовал против предков, а в точности повторил их судьбу, хоть и время, и обстоятельства к этому не располагали. Отличную картину семьи главного героя мы получаем из одного из снов. Деревня Обломовка — это идеальное и тихое место, где рос Илья Ильич, его обували, одевали и кормили несчитанное количество слуг. Опека и любовь чувствовались во всем. А что делает человек, если у него все хорошо? Он в большинстве случаев не делает ничего, стремиться и делать что-либо не слишком хочется. Эта лень, которая появилась по причине неправильного воспитания, наложила огромный отпечаток на всю жизнь Обломова. Именно так семья повлияла на судьбу нашего героя. Поколение «отцов» обрекло «детей» на праздное и бессмысленное прозябание в мире, полном прекрасного.

А. П. Чехов «Вишнёвый сад»
В пьесе дочь Аня, семнадцатилетняя девушка, отправляется за блудной матерью, потерявшейся где-то в Париже, чтобы вернуть её в лоно семьи, для решения проблем с имением. Раневская ведёт себя наивно и глупо. Здравым смыслом наделена только Варя, приёмная дочь всё той же Раневской. Когда Любовь Андреевна даёт проходящему нищему золотой, Варя не выдерживает и говорит, что в доме есть нечего, а барыня такими деньгами разбрасывается. Потеряв всё, Раневская уезжает в Париж и увозит деньги тёти, а дочерей бросает на произвол судьбы. Девушка Аня едет в столицу, и как сложится её жизнь, где она будет брать деньги на жизнь – непонятно. Варя уходит в экономки. Отцы и дети здесь меняются местами.

М.А. Шолохов «Тихий Дон»
В семье Мелеховых всё держится на власти отца. И когда Пантелей Прокофьевич узнаёт о связи Григория с Аксиньей, он решает женить сына на Наталье. Григорий подчиняется воле отца. Но, понимая, что не любит свою жену, бросает всё и уходит с Аксиньей в работники. Он согласен на позор во имя любви. Но время рушит в мире всё, и рушится дом Мелеховых, устои казачьей жизни. И скоро никто не подчиняется законам жизни, все живут, как хотят. Дарья наступает на свёкра с непристойным предложением, а Дуняшка ставит мать в безвыходное положение и буквально заставляет её благословить на брак с Мишкой Кошевым.

Источник: vopvet.ru

(433 слова) О проблеме непонимания, возникающего между представителями разных поколений, размышляли многие люди. Особенно часто её пытались анализировать писатели-классики. Почему такая проблема вообще существует? Как мне кажется, это связано с тем, что времена быстро меняются. То, что интересовало и волновало отцов, спустя годы может оставить их детей равнодушными. Напротив, смелые планы и прогрессивные взгляды младшего поколения покажутся поколению старшему недостойными внимания и сочувствия. Приведу несколько аргументов, подтверждающих мою точку зрения.

Пожалуй, самое известное произведение о конфликте поколений – это «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева. Нигилист Базаров и его друг Аркадий Кирсанов живут совершенно в другом мире, который не признают их родители. Изменился ход истории: в 1861 году было отменено крепостное право, и общество как бы разделилось на два лагеря. Помещики, привыкшие к праздной жизни, смотрели на амбициозную молодёжь с подозрением, а юноши и молодые женщины с увлечением рассуждали о ценности свободы, о правах человека, об идее равенства и братства. Базаров отрицал всё и всех и пытался подавить в себе чувства, которые бы мешали служить великим идеям. Павел Петрович Кирсанов верил в непогрешимость некоторых идеалов и считал неприличными взаимоотношения с простолюдинами. Вряд ли эти спорщики когда-нибудь согласились бы на компромисс. На этом примере видно, что причина конфликта заключается в глобальных изменениях, касающихся времени и его быстротечности. Эпоха аристократов и франтов прошла, теперь на передовой истории были революционно-настроенные разночинцы, которые противопоставляли себя прошлому и хотели изменить будущее.

Другой яркий пример в защиту моей позиции – история Катерины Кабановой, героини произведения А. Н. Островского «Гроза». Молодая женщина живёт в обществе консерваторов, блюстителей патриархальных нравов. Кабаниха и Дикой, представители старшего поколения, боятся, «как бы чего не вышло», как бы традиции и идеалы прошлого не были поруганы. Любое изменение для них – сигнал об опасности. Катерина же, как и Тихон, и Борис, и Варвара, смотрит на мир иначе. Каждый представитель молодого поколения стремится что-то изменить в своей жизни, но делает это по-своему. Кто-то сбегает из дома, кто-то находит утешение в алкоголе, кто-то приносит себя в жертву устоям. Таковы проявления конфликта поколений, вызванного разными взглядами на мир. Взгляды эти, в свою очередь, меняются под влиянием происходящих исторических событий. Время Домостроя прошло, нужно идти дальше, и для детей это очевидно, ведь они более чувствительны к новым веяниям. Взрослые же привязались к тому, что имели, и для них прогресс был враждебным явлением априори.

Таким образом, причина спора поколений заключается в смене эпох и парадигм мышления, а также в неспособности многих людей пойти на компромисс и выслушать другую сторону конфликта. Отцы и дети действительно не поймут друг друга, пока не научатся смотреть на одну и ту же вещь с разных сторон, не принимая, но хотя бы уважая чужую точку зрения и, что самое главное, право ее отстаивать.

Автор: Виктория Арутюнян

Источник: litrekon.ru

 

 

 

Проблема отцов и детей – одна из центральных в литературе. Писатели в своих произведениях пытаются показать, как строятся взаимоотношения старшего и младшего поколения, почему между ними появляется непонимание, а порой и настоящий конфликт. Авторы видят в этом ряд причин. Рассмотрим их на примере произведений классической русской литературы.

 

В романе И.С. Тургенева одной из центральных проблем является проблема отцов и детей. Автор раскрывает её как столкновение интересов, принципов, взглядов на жизнь представителей двух поколений. К старшему относятся братья Кирсановы. Близок по своим взглядам к ним и Аркадий. Новое, молодое поколение представляет Евгений Базаров, нигилист, отрицающий устаревшие, по его мнению, принципы, не склоняющийся перед авторитеты. Он «не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип».

По каким же вопросам расходятся герои? Это ярко показано в сцене спора Базарова с Павлом Кирсановым. Герои не могут понять друг друга, принять позицию другого, пытаются доказать свою правоту. Среди проблем, по которым они расходятся, выделю некоторые. Базаров уверен, что природа должна быть «не храмом, а мастерской», а человек в ней – «работником». Практическое использование природы – вот главное в деятельности людей, считает он. Павел Петрович же уверен в огромном эмоциональном влиянии красоты природы на человека.

Евгений не считает нужным тратить время и на искусство, он уверен, что  «…читать Пушкина потерянное время, заниматься музыкой смешно, наслаждаться природою нелепо», а «Рафаэль гроша медного не стоит.» Этого никак не может принять Кирсанов.

Но самые негативные эмоции вызывает в Базарове то, что аристократы продолжают считать себя элитой общества, хотя не приносят никакой пользы государству, сидят «сложа руки», живут за чужой счёт, занимаются пустой болтовнёй. Сам Базаров занимается врачебной практикой, научной деятельностью. Он энергичен, всегда занят делом. Кирсанов же уверен, что аристократы – это сила государства, что в них развито чувство достоинства, а это так важно для личности.

Эти два человека не могут понять друг друга, потому что, по мнению автора, принадлежат к разным поколениям. Трудно читателю занять чью-либо сторону, так как не всё принимается в позициях каждого. Да и нигилизм Базарова – это веяние времени. Сам герой – глубоко ранимый , эмоциональный, способный на сильные чувства человек. Только Евгений пытается тщательно скрывать это от окружающих.

Таким образом, проблема отцов и детей как проблема непонимания двух поколений, была поставлена И.С. Тургеневым очень остро. До сих пор идут споры о том, как же решить её. Вывод, который хочется сделать после прочтения произведения, в том, что нужно уметь идти на компромисс, понимать других, искать точки соприкосновения, уметь вести достойно спор, уважать позицию другого. Молодым стоит прислушиваться к позиции старших, а старшему поколению нужно понимать, что жизнь не стоит на месте, что молодёжь хочет изменений, движения, преобразований, понимать это и идти в ногу со временем. Конфликт в обществе, в семье всегда приведёт лишь к негативным последствиям.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

 

Источник: literatura-ege.ru

И. С. Тургенев, «Отцы и дети»

  1. В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» герои находятся по разные стороны баррикад, потому что они – представители разных поколений. Их конфликт происходит, казалось бы, на ровном месте, но под ним кроются серьезные причины, которые дают о себе знать не одно столетие. Каждый раз, каждый век отцы и дети ссорятся и не находят общего языка. Так и в книге: Евгений и Павел Петрович невзлюбили друг друга с первого взгляда. Хозяин дома даже не подал руки, а гость грубо и насмешливо вносил свой устав в чужой монастырь. Аристократ видел в разночинце невоспитанного и наглого выскочку, а ученый и медик считал праздного барина никчемным и пустым человеком. А все потому, что времена меняются, и отцы не могут приспособиться к переменам, а дети не желают перенимать их опыт из-за самоуверенности. Павел Петрович мог бы многому научить Евгения Васильевича, а именно такту, сдержанности и манерам. А Базаров мог бы ввести стариков в новый мир преобразований. Но оба поколения не могут понять и услышать друг друга, и причина этого конфликта – бескомпромиссность и категоричность отцов и детей.
  2. В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» раскрываются некоторые причины, которые объясняют нежелание многих детей перенимать опыт старших. Из личной истории Анны мы узнаем, что их отец разорился от бессмысленных и чрезмерных кутежей. В результате мужчина оставил детей на произвол судьбы, ведь женщины в то время не могли работать, а без капитала в качестве приданого они не могли выйти замуж. Он своей безответственностью перечеркнул их будущее. Из-за него Одинцова фактически продала себя, став женой нелюбимого человека. Она сделала это, чтобы обеспечить младшую сестру. Конечно, после этого доверие детей к отцам сильно ослабевает, и они уже не хотят ничему у них учиться. Таким образом, старшее поколение порой само дискредитирует себя перед потомками, поэтому они разрывают исторические связи между прошлым и будущим.

Н. В. Гоголь, «Мертвые души»

  • В поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» рассказывается о детстве главного героя. Его отец коренным образом повлиял на его мировоззрение. Маленький Павлуша учился у него строжайшей экономии, а также усвоил с малых лет важность денег. Завет «Береги копейку» он запомнил на всю жизнь. Также мужчина научил сына угождать начальникам, дружить только с богачами и больше всего на свете ценить «копейку», ибо одна она не продаст и не обманет. Желая, видимо, порадовать отца, мальчик начал заниматься предпринимательством еще в школе, и там же обрел беспринципность, которая позволила ему в дальнейшем перейти к серьезным махинациям. Так, неправильное воспитание привело к плачевному итогу: Чичиков превратился в мошенника и афериста, который так и не обрел по-настоящему близких людей.
  • В поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» рассказывается трагедия семьи Плюшкиных. После смерти своей доброй и хлебосольной супруги глава семейства стал сходить с ума. Из бережливого и трудолюбивого хозяина он стал превращаться в жестокосердного скупца. Его подозрительность и жадность стали отражаться на детях. Старшая дочь убежала из дома, а отец проклял ее, но потом все же простил, когда она привезла ему внуков. При этом он наотрез отказался помогать ей и ее детям, хотя у него кладовые ломились от припасов. Судьба сына была еще трагичнее. Когда он попросил денег на мундир, устроившись в армии, старик с гневом послал ему проклятие. Молодой человек залез в карточные долги, но и тогда отец даже не подумал выручать сына, хотя юноше грозило бесчестье. Младшая дочь помещика умерла, оставшись с ним в доме. Не удивительно, что Плюшкин прозябал в одиночестве, ведь он сам разогнал всех своих детей, да еще и уморил голодом половину слуг. Таким образом, родители не всегда лишаются поддержки детей из-за эгоизма молодого поколения. Порой они сами становятся виновниками своего несчастья.

А. С. Пушкин, «Станционный смотритель»

  • Неблагодарность к родителям – это всегда трагедия, как для отцов, так и для детей, просто не все вовремя осознают ее пагубное влияние на судьбу человека. Такой пример описал А. С. Пушкин в книге «Станционный смотритель». Дуня счастливо жила с отцом и вела их скромное хозяйство, пока к ним не пожаловал очередной гость. Это был ротмистр Минский, которого сразу же поразила красота героини. Она была голубоглазой блондинкой с кокетливыми манерами и прелестным лицом. Мужчина внезапно заболел и остался у смотрителя в доме на несколько дней, а дочка Самсона простодушно ухаживала за ним. Отец ничего не подозревал и отпустил дочь в церковь, куда ее подвез ротмистр после выздоровления. Однако девушка так и не вернулась домой. Она поехала в столицу искать лучшей жизни, став любовницей офицера. Разумеется, Вырин выпросил отпуск, чтобы найти девочку и отвезти обратно. Однако там его ждал холодный прием. Минский не захотел отдавать Дуню, а она при виде отца потеряла сознание. Самсона выставили за дверь. Потеряв надежду, он спился и вскоре умер от тоски. Спустя несколько лет на его могиле рыдала госпожа Минская. Она поздно осознала, как несправедлива была к любящему отцу.
  • А. С. Пушкин в книге «Станционный смотритель» описал пример, из которого мы можем сделать вывод, что правильное воспитание – важнейшая наука, которую должен освоить каждый родитель. Самсон Вырин очень баловал свою дочь, всегда доверял ей, хотя она была кокетливой и нескромной для своих юных лет. Она вольно общалась с гостями, рассказчику даже позволила поцелуй. Поэтому читателя не удивил тот факт, что она уехала с ротмистром, не предупредив отца. Всему виной неправильное воспитание, ведь Вырин никак не контролировал беседы гостя и Дуни, не говорил с ней о том, чем опасны мужчины, предлагающие целомудренным девушкам побег из отчего дома. Естественно, девушка не устояла перед красноречивыми обещаниями роскошной жизни, ведь она была неопытна и слишком юна. Если бы отец больше времени уделял ее воспитанию, если бы сильнее контролировал дочь, то, возможно, трагедии не случилось бы. Поэтому очень важно не только заботиться о детях, но и формировать их чувство ответственности, совести и добропорядочности.

А. С. Пушкин, «Дубровский»

  • А. С. Пушкин в книге «Дубровский» описал конфликт отцов и детей, который завершился трагически для обеих сторон. Троекуров решил выгодно выдать дочь замуж за богача Верейского, который еще и жил неподалеку. Однако его не смутило то обстоятельство, что этот брак был неравен: Маша была юной девушкой, а ее жених — стариком. Конечно же, героиня бросилась отцу в ноги с мольбой избавить ее от ненавистного бремени. Она полюбила Дубровского и хотела стать его женой. Но Кирилла Петрович был не из сентиментальных отцов и просто запер дочь дома в ожидании свадьбы. Тогда Маша отправила письмо Верейскому с просьбой о расторжении помолвки, но это лишь ускорило подготовку к венчанию пары. Владимир не знал о переносе даты и прибыл поздно, героиня уже была повенчана и отказалась идти с ним. Так, отец обрек родную дочь на полную горя жизнь в объятиях нелюбимого человека. Вряд ли она когда-нибудь его простит, отношения в семье навсегда испорчены. Вот, к чему ведет противостояние поколений, если его вовремя не прекратить.
  •  А. С. Пушкин в книге «Дубровский» привел пример того, как отец и сын могут хорошо понимать друг друга, если они оба являются честными и благородными людьми. Владимир любил своего родителя и по первому его зову приехал в Кистенёвку. Оба героя очень похожи: горды, смелы и принципиальны. Старший Дубровский не вынес оскорбления и умер, но с достоинством отстаивал свою независимость от богатого соседа. Он один не любезничал с всемогущим Троекуровым, а держался с ним наравне, как будто разницы между ними и не было. Таким же вырос и Владимир. Он не пытался попросить врага отступить, не просил и не умолял, хотя эти земли были его единственным достоянием. Герой выгнал Троекурова прочь, а потом сжег родной дом, который присвоил себе сосед. Без сомнения, его дальнейшие поступки были бы полностью оправданы отцом, он гордился бы своим мальчиком. Поэтому я не согласен с тем, что отцы и дети непременно должны враждовать или же не находить общего языка. Это не вечный конфликт всех со всеми, а частные случаи, которые легко исправить, если захотеть.

И. А. Гончаров, «Обломов»

  • Отцы во многом определяют судьбы своих детей, потому что они в ответе за то воспитание, которое формирует мировоззрение их отпрысков. Хороший пример описал И. А. Гончаров в романе «Обломов». Главный герой стал ленивым и праздным человеком без перспектив, потому что семья с детства подталкивала его к этому. В Обломовке никто из хозяев толком ничего не делал. С утра все кушали, потом пили чай, затем спали и снова кушали, а до вечера и полежать можно, пока снова еду не накроют. Такое существование усыпило изначально активного и любознательного мальчика. Он просто не смог вести себя по-другому, когда переехал в город. Привычка к сытой и праздной трясине дней так и осталась в сознании Обломова идеалом, который он искал во всем и нашел в доме Агафьи Пшеницыной. Его судьба была предопределена родителями, которые с самого начала баловали и портили ребенка.
  • Будущее детей во многом зависит от прошлого отцов, которые вложили в потомков то, что хотели. Например, И. А. Гончаров описал в романе «Обломов» пример правильного воспитания подрастающего поколения. Штольц-старший не баловал сына, но заботился о его образовании. Дома он получил все необходимые для жизни навыки и умения. В юности Андрей отправился покорять большой город без денег и протекции отца. Старик мудро рассудил, что дорогу юноша должен пробивать себе сам. Эта суровая наука дисциплинировала и мотивировала героя. Он стал успешным предпринимателем, который добился всего самостоятельно. У него развились полезные качества: умения экономить и договариваться, обходительность и рассудительность, деловитость и трудолюбие. В отличие от своего друга Обломова, Штольц реализовал свой потенциал и двигался вперед. Очевидно, что правильное воспитание может сделать будущее ребенка безоблачным.

А. С. Грибоедов, «Горе от ума»

  • К сожалению, плохое влияние отцов пагубно отражается на детях. В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Фамусов сам исповедует ложные ценности и навязывает их дочери. По его мнению, ее жених может быть ничтожеством, но только богатым и перспективным. Также его не смущает, что зять будет пресмыкаться и лицемерить, лишь бы получить чин. А еще отец выступает против образования, так что Софья довольствовалась только чтением романов. Естественно, подобная расстановка приоритетов в воспитании девушки сыграла не последнюю роль в формировании ее дурных наклонностей. Она спокойно обманывает отца, встречаясь с Молчалиным, бессовестно лжет гостям, обвиняя Чацкого в сумасшествии. Героиня не видит во лжи ничего плохого, ведь отец тоже не порицает лицемерие. Он приветствует все, что ведет человека к успеху, и его дочь усвоила урок: своего можно добиваться любыми средствами. Вот так грехи отцов передаются детям.
  • Конечно, зрелые люди опытны и авторитетны, но не всегда правы. Доказательство мы можем найти в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума». Поколение отцов ратует за консерватизм и перетягивает на свою сторону молодежь, которая не спорит, а подстраивается под стариков, чтобы получить высокий чин. Например, Фамусов не признает необходимости образования и выступает за сохранение крепостного права. Он одобряет пороки: лицемерие, карьеризм, жестокость ради забавы. Барин даже не считает постыдным свое волокитство за горничной. Сам он волнуется лишь об общественном мнении, поэтому в финале восклицает: «О боже мой, что будет говорить княгиня Марья Алексевна!». Сам скандал — пустяк, главное — это то, что подумают о вас важные люди. Такое мировоззрение никак нельзя назвать правильным, ведь оно сохраняет все недостатки старины и не принимает положительные обновления.

А. Н. Островский, «Гроза»

  • В пьесе А. Н. Островского «Гроза» конфликт поколений приобретает пугающий масштаб. Кабаниха и Дикой доводят молодежь до крайностей: Катерина уходит из жизни, Варя сбегает из дома, Тихон обвиняет мать в преступлении, а Борис отказывается от любви, боясь остаться без обеспечения. Эти ужасные последствия конфликта отцов и детей фактически лишили Калинов светлого будущего, ведь его просто некому делать. В неравной борьбе победило то, что обречено на скорую смерть, а новые ценности и ориентиры больше некому защищать. Старшее поколение своим деспотизмом и консерватизмом обрекло город на застой. Поэтому мы наблюдаем в Калинове господство невежества, социальное расслоение и ханжеские нравы времён средневековья. Очевидно, что «отцы» правы далеко не всегда, ведь со временем их система ценностей устаревает и нуждается в обновлениях, которые может принести только новое поколение.
  • Почему отцы и дети не находят взаимопонимания? Дело в том, что они развивались в разных условиях, поэтому им не суждено понять друг друга в полной мере. Например, в пьесе А. Н. Островского «Гроза» молодое поколение существенно отличается от старшего. Если Кабаниха и Дикой росли в ханжеской атмосфере патриархального купечества, то молодежь растёт в мире, где есть альтернатива «Домострою». Перед ними Кулигин развенчивает невежественные стереотипы странниц, а Катерина, которая получила дворянское воспитание, произносит возвышенные речи о свободе. Естественно, Варвара и Тихон в такой среде ведут себя иначе, чем их предки. На пороге новое время, когда мужчина не будет попирать права женщины, когда люди поймут, что Илья-пророк не скачет по небесам. Но отцы не готовы просто так уступить власть. Они обороняют свою правоту, боясь признать себя побеждёнными. Они свято оберегают то, во что верят. Поэтому конфликт неминуем. Ни одна сторона не сможет понять другую, ведь между ними пролегла пропасть времени.

Источник: LiteraGuru.ru

Доброго времени суток, уважаемые друзья. В данной статье мы предлагаем сочинение на тему «Проблема отцов и детей: аргументы из литературы».

Будут использованы следующие аргументы:
– И.С. Тургенев, “Отцы и дети”
– К. Г. Паустовский, «Телеграмма»


Жизнь каждого из нас наполнена общением и постоянным взаимодействием с другими людьми, как с родными, так и совершенно чужими нам. Особо важной категорией можно выделить родителей, взаимоотношения с которыми таят в себе множество сложностей. Социальные роли ребенка и родителя, в разном возрасте имеют некоторые особенности, которые могут стать причиной возникновения конфликтов между сторонами. Говоря об отношениях отцов и детей, можно провести параллель с разницей поколений в целом, так как споры возникают и между людьми разного возраста, не связанными кровными узами. Чтобы мирно взаимодействовать молодым и зрелым людям в едином обществе, нужно уметь проявлять уважение как «отцам», так и «детям» к мнению и взглядам друг друга.

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» главной проблемой выступают отношения младшего поколения в лице Базарова и Аркадия со старшим – Николая и Павла Кирсановых. Молодые люди называют себя нигилистами, отрицающими авторитет, власть, принципы и устои общества, чем вызывают недоумение у зрелого поколения, убежденных идеалистов. Самое яркое противостояние возникает между Евгением Базаровым и дядей Аркадия Павлом Петровичем, их споры приводят к дуэли, на которой последний получает незначительное ранение и весомый урок. Николай Кирсанов не противостоит убеждениям сына и его друга, хотя изменения в характере Аркадия его огорчают, на их отношениях это не отражается.

С родителями Базаров ведет себя сдержаннее: он не показывает своих чувств, хотя любит их; временами подшучивает или острит. Те в свою очередь боготворят своего сына, не спорят с ним и принимают все аспекты его натуры.

Появление чувств у обоих друзей к Анне Одинцовой отдаляет их, Базаров становится жестче, а Аркадий наоборот спустя время начинает сомневаться в идеологии нигилизма. Он понимает, что меняется и отходит от прежнего скептицизма, а после помолвки с Екатериной прощается с Базаровым и возвращается в семью. Отец рад возвращению сына, его дела в хозяйстве после этого идут на улучшение. Павел Кирсанов уезжает за границу, где продолжает спокойную жизнь, не отказавшись от своих идеалов. Евгений уезжает домой, где отдается работе, а после впадает в уныние – ничто не может вызвать его интерес. Но мучения героя вскоре заканчиваются ранней смертью.

В рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма» повествуется весьма предсказуемая история, но её трагичность не оставляет равнодушным к судьбам героев. Катерина Петровна доживает свой век в доме, который построил еще её отец, известный художник. Она слаба и одинока, ей помогает по дому дочь соседа Манюшка, приходит в гости сторож Тихон, но родных близких людей рядом нет. У Катерины Петровны есть единственная дочь Настя, но она живет в Ленинграде, видятся они крайне редко. Настя посылает матери деньги, пишет короткие записки о загруженности на работе и нехватке времени, но старушка не обижается на дочку: она понимает её склад жизни, новые интересы, считает, что «лучше не мешать». Катерина Петровна изредка пишет письма дочери, очень скучает по ней.

Анастасия Семёновна работает в Союзе художников, устраивает выставки и конкурсы, дел очень много, а времени мало, девушка отдается своему делу целиком. Во время выставки работ талантливого скульптора Настя получает записку от Тихона о том, что её мама умирает. В ту же ночь девушка уезжает в село с единственной мыслью – лишь бы успеть. Настя не черствая и эгоистичная, она тяжело переживет свое неправильное отношение к матери, но попросить прощения не представляется возможности: героиня приезжает лишь на второй день после похорон Катерины Петровны.

Дом резко опустел, жизнь из него ушла, а Настя проплакала всю ночь в комнате матери. Маленькая старушка была скромной и сердечной, она понимала свою дочь и не требовала внимания, тихо скучая в своем домике. Анастасия уехала из села незаметно, она не желала расспросов. Девушка понимала, что вину с неё снять сможет лишь мама, а мучительное раскаяние будет её спутником до конца жизни.

Непонимание и невнимание являются проблемами во многих взаимоотношениях, но в отношениях с родителями они проявляются особенно остро. Только родительское сердце способно на бесконечное прощение, что часто остается забытым нами. Молодому поколению необходимо быть безмерно благодарными за всю заботу родителей, их переживания и терпение.


Сегодня мы поговорили на тему «Проблема отцов и детей: аргументы из литературы». Данный вариант вы можете использовать для подготовки к единому государственному экзамену.

 

 

 

Источник: egeshik.ru


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.