Психология голоса


Приветствую! Проблема предвзятости к людям лежит чуть ли не вечность, правда, никто не желает ее решать, поскольку она несет в себе политическую выгоду. Возникает она из-за неверной трактовки чувств, эмоций и желаний человека. Тема сегодняшней статьи «Психология голоса человека, интонации при разговоре», в которой я решил рассказать, как распознать эмоцию по тону, ритму, продолжительности и другим голосовым показателям.

Уже в риторических школах Древней Греции и Рима подчеркивалась центральная роль вокальных свойств выражать эмоции и подчеркивалась их весомость в аудитории. Сегодня подбираются дикторы для радиостанций с подходящим под формат тембром. Песня звучит ярче, если ее исполнит человек, умеющий подавать нужную эмоцию в голосе посредством модуляции ритма, интонации и интенсивности речи. Речь — это волшебная способность, подаренная природой, являющаяся спутником жизни, поэтому еще в школе нас учат правильно говорить и подавать свои мысли.

Психология голоса человека.


Содержание статьи:

– Психология голоса: идентификация чувств в разговоре.
– Интонация голоса в психологии.
– Контроль голоса и переход на интернет-общение.

Психология голоса: идентификация чувств в разговоре.

Психология голоса человека имеет в себе спектр исследований, направленных на анализ и измерение взаимосвязанных случайных вокальных данных, эмоций, а также:

  1. Запись отдельных профессиональных ораторов и «прохожих»;
  2. Количество и тип исследуемых эмоций;
  3. Тип используемого акустического материала;
  4. Условия вызывания нового эмоционального состояния, влияющего на тембр речи человека…

Несмотря на наличие вокальных различий, констатируется обобщенность результатов. Из сорока исследований, проведенных в Италии Анолли и Цицери, выясняется, что гнев сопровождается увеличением средней интенсивности и коротких пауз или их отсутствием в разговоре.


  • Человек в гневе «вытесняет» фразу с одним дыханием, она сопровождается высоким ритмом. Декодированный профиль записи интонации представляет собой частое изменение угловой формы. Голос «горячего» гнева напряженный, полный.
  • Страх сопровождается сильным увеличением средней изменчивости и дальности тона с высокой скоростью ритма артикуляции и сильной интенсивностью голоса. Знак испытываемого страха — увеличение возмущения интонации на начальном этапе разговора, заметны нерегулярные гармоники, указывающие на наличие высокочастотных физиологических изменений. Голос страха поэтому тонкий, чрезвычайно напряженный, узкий.
  • Печаль сообщается через среднюю низкую интонацию и малый объем, наличие длительных пауз, медленного ритма артикуляции. Это спокойный, узкий голос.
  • Голос без эмоциональности в диктатуре определяется увеличением средних частот с изменчивостью по широкому профилю тона, увеличением интенсивности и, иногда, ускорением ритма артикуляции. Это полный, умеренно напряженный голос.
  • Презрение мало изучено. Выражается через медленную артикуляцию слогов, длительную продолжительность предложения (отдельные фонемы высказывания заметно отмечены), с глубокой интонацией голоса и с низкой интенсивностью. Это довольно напряженный, узкий, средний голос.
  • Нежность, изученная впервые Молли и Цицери, характеризуется регулярным ритмом, от сурового тона с линейным профилем шага и постоянно низким объемом. Это широкий, расслабленный голос.

На основе этих исследований в психологии сделан вывод о невозможности сокрытия эмоционального фона человека при разговоре.

Интонация голоса в психологии.

Не менее важна восприимчивая психология голоса в разговоре. Идея состоит в том, чтобы распознать в подаваемой интонации скрываемое эмоциональное состояние, анализируя только вокальные характеристики. Не каждый человек знает психологию, большинство делают выводы инстинктивно по мимике и жестам, но голос выдает натуральность души в 60% случаев. Эффективность паралингвистических признаков распознавания вокального выражения эмоций объясняется вариациями тона, интенсивностью и модификациями, поэтому куда проще опираться на голосовой анализ.

Очевидна схожесть между результатами, полученными в исследовании, проведенном Ван Безуиеном в Нидерландах, Шерером в Германии и Аналли и Цицери в Италии. В нем использовалось нескольких типов актеров с отличающимися голосовыми критериями. Гнев — легко узнаваемая эмоция, когда отвращение, презрение и нежность — это эмоции, которые менее легко идентифицируются через голос. Вывод: голосовые выражения отрицательных эмоций легче идентифицируются, чем голосовые положительные эмоции. Полезная и интересная информация также исходит из анализа матрицы путаницы. По факту ошибок, если встречаются, то не определяются как случайные, но кажутся систематическими и регулярными через симметричные путаницы (например, между гневом и презрением).


Вокальные реплики, определяемые объединенным действием различных биологических, языковых и социокультурных факторов, являются основой избыточности актерской игры. Они объясняют большую изменчивость в эмоциональном спектре психологии человека. Эти знания помогают отбирать актеров для профессиональной сцены. В быту помогает выявить ложь в разговоре с человеком, резко перестраивающим свой эмоциональный фон.

Контроль голоса и переход на интернет-общение.

Психология голоса в разговоре понимается интуитивно, это делает человека замкнутым, закрытым. Звук создает музыку: когда мы говорим, трудно скрыть истинные чувства. С каждым произносимым словом голос невольно передает эмоции. Почему? Насколько хорошо другие могут считывать то, что он передает?

  • Если мы в депрессии, то говорим довольно ровно, без особого внимания;
  • Когда мы претерпели поражение, сердиты, то «выплевываем» слова прямо;
  • Боимся — молчим.

Вывод: речь — это средство транспорта для человеческих эмоций, сложно поддающееся контролю. Касаемо технического прогресса, чтобы уточнить посыл отправляемых сообщений и заблаговременно задать правильную модель восприятия, люди отправляют смайлы, фотографии.

В эпоху технологий люди стали ругаться по причине недопонимания сообщения, присланного собеседником. Лень одолевает человека, вынуждая его прибегать к общению через социальные сети, телефоны, гаджеты. Я стал замечать разницу между поколениями. Если в моем детстве девушек с лишними килограммами на 100 человек было 2-3, то сегодня проблемой лишнего веса страдает большая их часть. Причина — насиживают целлюлит в теплой, уютной комнате возле компьютера или лежа со смартфоном на диване.

Степень изменения голоса зависит от самостоятельных реакционных физических и психологических факторов. Например, если мы разделяем грустное с собеседником, наше беспокойство отражается на нашем сознании, тон становится похожим. Если услышали вопрос: «Как дела?», моментально отвечаем: «Все нормально!», но задумчивость о проблеме выдается автоматически. Тут уже легко узнать, кто как относится к вам. Ведь если человек знаком с вашей психологической натурой, он не пошлет вас мысленно: «Хорошо, ну, ладно!».

Почему мы не способны контролировать тональное произношение лучше или для этого нужны годы тренировок? Потому что голос привязан к автономной, вегетативной, нервной системам, занимающимся жестикуляционным и мимическим контролем. Важную роль играет гортань. Этот «вокальный орган» реагирует на эмоционально заряженные ситуации без прямого влияния.


Слушатели быстро осознают наше истинное эмоциональное состояние, замечают слабость, особенно если мы хотим казаться сильными, уверенными или создать фальшивое впечатление о своей персоне.

Выхода два:

  1. Психотерапия, направленная на избавление психических реакций на внешние раздражители, мешающие твердо, уверенно говорить и рационально мыслить;
  2. Самонастрой, психологические упражнения, где нужно мысленно столкнуться с объектом, вызвавшим фобию.