Как найти свой голос


Как найти свой голос

Говорят, что в Италии, которая, как известно славится своей оперой, в паспорте (среди прочих пунктов) есть отметка о высоте голоса. Считается, что тембр — это как отпечаток пальца или линии на ладони, нечто индивидуальное и неповторимое, данное нам от рождения. Однако это не мешает развивать свой голос и расширять его диапазон. Это неоспоримый факт, особенно если хочешь стать королём эстрады.

Изначально певческие голоса делятся на мужские, женские и детские. Они, в свою очередь, делятся на высокие, средние и низкие. У женщин высокий — это сопрано, у детей — дискант, у мужчин — тенор; средний у прекрасного пола соответственно — меццо-сопрано, у детей — альт, у мужчин — баритон; и, наконец, контральто — низкий у женщин, бас — низкий у мужчин.

Женское сопрано подразделяется на колоратурное (в качестве примера можно послушать партию Снегурочки в «Снегурочке» Римского-Корсакова, лирическое (партия Татьяны в «Евгении Онегине» Чайковского), драматическое (Наташа в «Русалке» Даргомыжского) и меццо-сопрано (Кармен в «Кармен» Бизе). Пример контральто — партия Ратмира в «Руслане и Людмиле» Глинки.


Мужской тенор делится на тенор-альтино (партия Звездочета в «Золотом петушке» Римского-Корсакова, лирический тенор (Фауст в «Фаусте» Гуно), драматический тенор (Отелло в «Отелло» Верди). Пример баритона — Демон в «Демоне» Рубинштейна. Бас, соответственно — Дон Базилио в «Севильском цирюльнике» Россини.

Для более полной ясности, чтобы вы могли сопоставить голоса и даже послушать их в Интернете, предлагаем примеры некоторых представителей певческих голосов. Сопрано: Мария Каллас, галина Вишневская; меццо-сопрано: Ирина Архипова, Надежда обухова; контральто: Лина Мкртчан, Мария Долина; тенор: Сергей Лемешев, Энрико Карузо, Пласидо Доминго; баритон: Муслим Магомаев, Владимир Высоцкий, Дмитрий Хворостовский; бас: Фёдор Шаляпин, Поль Робсон, Борис Христов.

Как определить свой тембр голоса и подобрать песню рассказывает в видео преподаватель вокала в Санкт-Петербургской школе телевидения Елизавета Мазанова.

Источник: videoforme.ru


Можно ли найти свой природный голос и как его тренировать? Влияет ли голос на нашу жизнь и в какой степени? Накладывает ли отпечаток на тембр и глубину голоса музыка?

Благодарим ресторан Buono
за помощь в организации съемки.

Ответ на эти

и другие вопросы знает Вадим Курилов, автор и преподаватель тренинга «Голос», владелец агентства EITCOM, один из авторов серии учебников американского варианта английского языка «America the Beautiful».

С Вадимом я знакома давно. Когда мы встретились с ним впервые, меня не покидало ощущение, что мы знаем друг друга не один год. Это, конечно, заслуга Вадима, — уметь сделать так, чтобы тебе с первой минуты было комфортно в его обществе — тонкий, очень образованный, интеллигентный, великолепный собеседник с отличным чувством юмора…

Справка Posta-magazine.ru: В прошлом Вадим Курилов — преподаватель английского языка, 10 лет проработавший по методу Активизации резервных возможностей личности и коллектива (Метод Китайгородской). Обучаться технике речи и голосу начал в 90-е годы у диктора Всесоюзного радио Лоры Ереминой. Учился у преподавателей сценической речи ГИТИСа и школы-студии МХАТ. Проходил тренинги в The Linklater Center for Voice and Language в США и в Linklater Voice Centre в Шотландии. В работе применяет принципы и приемы метода Кристин Линклейтер, знаменитого тренера, актрисы и режиссера, чьими учениками являются многие звезды Голливуда.

Мы сидим с ним в одном из самых панорамных ресторанов Москвы Buono, почти на последнем этаже. Я смотрю на Вадима и не верится, что за последние несколько лет он с легкостью поменял свою жизнь на 180 градусов.


Вадим Курилов, автор и преподаватель тренинга «Голос», владелец агентства EITCOM, один из авторов серии учебников американского варианта английского языка «America the Beautiful»

—  Вадим, у тебя такая богатая профессиональная биография. Ты начинал преподавателем английского языка в 31-й спецшколе, затем 10 лет проработал в школе Китайгородской и там даже написал половину диссертации, стал соавтором двух учебников по английскому. И вдруг неожиданный ход — ушел простым пиар-менеджерем в парфюмерно-косметическую компанию. Скажи, почему такой крутой поворот в жизни?

—  10 лет в школе Китайгородской я не просто преподавал английский язык. Я преподавал его для взрослых. Это интенсивный метод обучения, когда за два месяца ты должен научить людей общаться на языке. Для того, чтобы достичь этого, преподаватель организует на уроке постоянное общение. Так что психологией общения, культурой общения, коммуникацией между людьми — всем тем, что нужно для пиара — я занимался 10 лет.
раллельно я работал в фонде «Триумф» с чудеснейшей Зоей Борисовной Богуславской, которая, кстати, написав книгу «Американки», пошла ко мне в ученицы в школу Китайгородской. В фонде я, в основном, занимался переводами, но одновремено участвовал в организации пресс-конференций. Это сейчас мне понятно, что я постепенно шел не просто к пиару, а еще и к организации разного рода мероприятий. А тогда я оказался на перепутье, потому что понимал: вот сейчас я напишу диссертацию, потом получу доцентскую должность в МГУ, еще через некоторое время напишу докторскую… Но у меня возникло ощущение, что академическая карьера — не совсем моя история. Я долго думал, чем же заниматься. В 1994 году даже писал небольшие новостные заметки в журнал «Домовой», а когда запускался журнал GQ, была мысль пойти туда работать. В общем, идей было много, но бизнес, связанный с рекламой и пиаром, почему-то привлекал больше всего. Думаю, во многом потому, что он основан на общении.

—  И ты, после стольких лет работы преподавателем, написав два учебника, пошел работать простым пиар-менеджерем?

—  На тот момент мне было 34 года. И да, я пошел в парфюмерно-косметическую компанию простым пиар-менеджером. Приходилось заниматься всем: и рекламой, и организацией мероприятий, и пиаром. Зато через 3 года, в 1995 году, я открыл свое агентство Eticom, которое успешно работает и сейчас.

Анастасия Зарипова, директор отдела красоты Posta-Magazine и Вадим Курилов, автор и преподаватель тренинга «Голос», владелец агентства EITCOM, один из авторов серии учебников американского варианта английского языка «America the Beautiful»


—  То есть работы много и всегда есть, чем заняться. Тогда почему же возник тренинг «Голос»?

—  Моя жизнь делится на 10-летние циклы. И вот когда второй цикл подходил к концу, стало очевидно, что пора что-то менять. А надо сказать, что техникой голоса я начинал заниматься еще в институте, последние два года у нас был спецкурс по технике голоса и культуре речи, который вела Лора Еремина, диктор и автор программы «Поэтическая тетрадь» на Всесоюзном радио. В школе Китайгородской, в которой я проработал 10 лет, сама Галина Александровна для нас, преподавателей, организовала курс по голосу и технике речи. И вот, когда у меня уже было свое пиар-агентство, когда мой очередной 10-летний цикл завершался, возникло желание опять преподавать. Но преподавать английский в аудитории я точно не хотел. Пока я раздумывал, что же делать дальше, пошел социальный заказ от моих пиар-клиентов. Кто-то просил послушать презентации, для кого-то я проводил мероприятия и мы сидели с бренд-менеджерами, выверяя и выстраивая презентации. Мои знакомые обращались с просьбами позаниматься с голосом — чтобы он не уставал, чтобы звучал уверенно, более низко, стал легче. Так что идея тренинга «Голос» родилась сама собой.


Но взять и сразу начать проводить тренинги я не мог. Просто потому, что многое из того, чему меня учили, уже забыл. И тут вспомнил про гениальную Кристин Линклейтер, которая обучила технике голоса половину звезд Голливуда. Почитал про нее и поехал к ней на курс сначала в Нью-Йорк, а потом и в ее школу в Шотландии, куда, кстати, еду еще в сентябре и октябре.

Вот так все совместилось — моя любовь к преподаванию, любовь к театру, мой природный голос и желание приносить людям пользу.

—  Какую роль играет голос в нашей жизни?

—  Огромную. Конечно, не самую важную, но тем не менее. Смотри сама, мы все общаемся. Так или иначе. В жизни, в быту, в работе, с любимым человеком…. А если еще и работа связана с общением… Голос — это то, что настраивает и располагает к тебе собеседника. Говорят, встречают по одежке, провожают по уму. Да, конечно. Но, когда ты произносишь первое слово, смысл вашего высказывания уходит в кору головного мозга, в центр анализа речи. А голос, его тембральная окраска, немедленно уходит в подсознание собеседника. И если вы сказали что-то важное слабым, зажатым голосом, то в подсознание ушла идея неуверенности. И если даже потом вы говорите какие-то умные вещи, в подсознании собеседника уже лежит недоверие к вам. Он и сам не понимает, почему. Так что в данном случае встречают по одежке и провожают тоже по одежке. Поэтому на моих бизнес-тренингах мы очень внимательно и серьезно прорабатываем именно голос, дыхание, тембральную окраску, используя метод высвобождения природного голоса, технику которого предлагает Кристина Лекрейтор.


Анастасия Зарипова, директор отдела красоты Posta-Magazine

—  Ты хочешь сказать, что мы понятия не имеем, каков наш природный голос?

—  Конечно! Мы слишком зажаты и живем под давлением социума, а голос все это чувствует. Возьмем, к примеру, младенцев. Они кричат во всю силу своих легких и у них нет никаких зажимов. А потом родители начинают говорить: тихо, не кричи, это неприлично! Так мы сами прививаем своим детям социально обусловленные нормы поведения, они привыкают «зажимать» свои эмоции. В результате возникает мышечный зажим, что отражается на голосе — дыхание становится поверхностным, а голос сдавленным. Например, когда у нас напряжена поясница, неправильно работает диафрагма, напрягаются мышцы гортани, нижняя челюсть, мы говорим тусклым, монотонным голосом. А если убрать зажимы и направить звук во все резонаторы (полости нашего организма, в которых отражаются звуковые вибрации), голос будет глубокий и сильный. И мы сможем использовать все его возможности, в зависимости от целей, которые перед собой ставим, — звонким, глубоким, тихим, вкрадчивым, интимным. У нас у всех есть потенциал, о существовании которого многие даже не подозревают. Как правило, люди используют свой голос всего на 25-50%. А ведь можно на все сто!


—  Почему-то вспомнила сериал «Обмани меня», когда герой Тима Ротта по мимике распознавал, блефует ли человек. Скажи, а по голосу можно судить об искренности собеседника?

—  Если честно, определить сложно. Но можно. Когда мы говорим правду, никого не обманывая, то всегда спокойны, ну а что нам нервничать-то? Но как только появляется фальшь, в теле возникает еще больше ненужных зажимов — в коленях, в попе, в руках, плечах. И тут же это отражается на голосе, он становится сдавленным и неестественным, с более высоким тембром, напряженным. Кстати, вот интересная вещь. Я про обратный эффект. У вас может быть напряженный голос по личным причинам (поссорились с другом, на работе неприятности, родители заболели — да что угодно!). Но ваш собеседник, не зная этого, может интерпретировать это как фальшь с вашей стороны.

—  Вадим, а как ты думаешь, прослушивание музыки, например, попсы или классики, рока или джаза, откладывает отпечаток на наш голос?

—  Отличный вопрос! Мне не приходило это в голову, честно говоря. Но это возможно. Есть такая байка у оперных певцов. Якобы во время спектакля у суфлера в опере срывался голос. Потому что голосовые складки суфлера не могли переварить сильнейшие голосовые вибрации, исходящие от певца. Такое сильное воздействие волны. И это чистая правда — голосовые складки человека имеют свойство подстраивается под общий хор. На тренинге мы этим очень активно занимаемся, когда звучим вместе. И если у вас что-то не получается, я становлюсь рядом и звучу, чтобы ваши голосовые складки подстроились под мои. Так что, да, музыка влияет на голос. Когда мы слышим красивую мелодию, голосовые складки тут же под нее подстраиваются и даже может появиться другой тембр у голоса.


—  Что лучше слушать в машине, когда едешь на работу?

—  Надо тренировать голос! Есть целая серия фоновых упражнений, различные мычалки, когда звук направляется в разные части нашего тела и во вне. Но так просто их не сделать. Этому я учу на тренинге. В машине я советую слушать спокойную классику.

Вадим Курилов, автор и преподаватель тренинга «Голос», владелец агентства EITCOM, один из авторов серии учебников американского варианта английского языка «America the Beautiful»

—  Если уж мы заговорили про тренировку голоса, есть ли упражнения, которые помогли бы с утра его разбудить?

—  Конечно, есть. Их два и они очень простые, но эффективные. Вы еще лежите в кровати, когда тело расслабленно. Вспомните что-то приятное и сделайте очень легкий, так называемый «вздох облегчения» — чуть глухой, неоформленный, идущий из живота. Это ваш первый природный звук. Вздохните так с чувством, улыбкой несколько раз. Не стесняйтесь! И второе упражнение, очень естественное для всех нас, — зевните, не закрывая рот и обязательно со звуком (постарайтесь найти свой самый высокий звук зевка — это, кстати, ваш второй естественный звук). Зевок расслабляет челюсть и приподнимает верхнее небо. Голос проснулся!


—  Есть ли техники, которые помогут вернуть голос, когда он сел после длительного выступления, например?

—  Такого чудо-упражнения нет. Нужен регулярный тренинг — голоса, дыхания. Наблюдайте за собой. Если вы владеете техникой перехода в грудной резонатор, то можно попробовать максимально использовать глотку для того, чтобы говорить. Кстати, если начать говорить через грудной резонатор, можно значительно снизить боль в горле во время ангины или гриппа, а направляя голос в средний и верхний диапазон, снять отек и заложенность носа во время насморка.

—  Найдя свой природный голос, как сделать так, чтобы он остался с тобой навсегда?

—  Это как с автомобилем с механической коробкой передач. Новички теряются сразу — и на дорогу смотреть, и рычаг скоростей переключать, и на педали газа, сцепления и тормоза нажимать. А через пару дней об этом даже не задумываются — все делают на автомате. Также и с голосом. Найдя его, потренировавшись, вы автоматически начинаете пользоваться всеми его возможностями.

—  Вадим, ты говоришь о цикличности твоей жизни. Чем планируешь заняться следующие 10 лет?

—  В кино буду сниматься! Между прочим, это не шутка! И мне уже прислали сценарий.

Вадим Курилов, автор и преподаватель тренинга «Голос», владелец агентства EITCOM, один из авторов серии учебников американского варианта английского языка «America the Beautiful»

 

 

 

Источник: posta-magazine.ru

Многие известные люди своим успехом обязаны именно голосу, инструменту влияния и убеждения. Склонность подсознательно подчиняться сильному и богатому вибрациями голосу имеет глубинные корни. В голосе отражается потенциал организма. Подчиняясь голосу, мы как бы подчиняемся силе и получаем покровительство сильного. Такое подчинение естественно для природы, где выживает сильнейший.

Бывает и наоборот — суетливая речь, неприятные нотки и невнятное произношение перечеркивают все достоинства, казалось бы, вполне респектабельного мэна. Суровая реальность такова, что чем выше голос — тем ниже должность: человек с тонким писклявым голосом наверняка будет на побегушках. Высоко звучащий пронзительный голос подсознательно вызывает чувство тревоги и дискомфорт, уменьшая степень доверия к словам. Ведь известно, что не столь важно, ЧТО сказано, сколь то, КАК это сказано.

Довольны ли Вы звучанием своего голоса? Пытались ли с ним работать? Ведь голос, как показывает практика, можно настроить. Совсем немного времени и усилий — и он будет звучать именно так, как Вам хочется и как Вы считаете нужным. Сила и тембр голоса зависят и от дыхания, и от осанки, и от общего состояния здоровья, и от многих других факторов.

Специально разработанный тренинг «Сила голоса» поможет освоить теорию, принципы и практические приемы естественного извлечения голоса и палитру его возможностей. Поможет открыть вновь свой собственный природный голос и секреты его настройки, научит владеть голосом в стрессовых ситуациях.

К голосовым дефектам приводит хроническое ощущение напряжение и зажатости, навязанные извне чужие установки и ложные ценности. Важно осознать их и, освоив техники дыхания и расслабления, освободить свой голос от напряжения. Умение отслеживать свое состояние и быть естественным позволяет развить гармоничность и уверенность звучания голоса. Затем формируются новые навыки его применения, осваивается незадействованный до сих пор природный потенциал.

В результате занятий Вы научитесь извлекать из себя красивый, объемный и богато окрашенный звук. Вы почувствуете и осознаете, что сила голоса естественна и не требует никакого физического напряжения. Это природный дар, нужно лишь вернуть голосовые свойства, заложенные природой при рождении. Вы будете удивлены глубиной и красотой звучания собственного голоса…

Необыкновенно приятно будет почувствовать новую неизведанную силу своего «нового» голоса, его диапазон, выразительность, эмоциональность, сексуальность и привлекательность для знакомых и незнакомых Вам людей. Ваш голос зазвучит чудесной музыкой для всех, кто Вас слышит. Это новая возможность раздвинуть рамки восприятия Вас окружающими и начать влиять на мир по-новому, это тонкое искусство управлять своей жизнью!

Освобожденный от зажима, открытый, развитый голос излучает жизненную энергию, позитивно влияет на физическое здоровье человека, улучшает умственное и эмоциональное его состояние, придает уверенность в себе, придает внутреннюю силу и создает гармонию в отношениях с другими людьми. Когда меняется голос, вместе с ним меняется и общее состояние личности, появляется значительная внутренняя свобода. Занимаясь голосом, совершенствуя его звучание, человек восстанавливает важную, потерянную когда-то, часть самого себя.

Источник: ShkolaZhizni.ru

4 критерия определения голоса

В профессиональном пении есть свои критерии определения. Во время прослушивания преподаватель обращает внимание на:

  1. Тембр голоса. Так называют неповторимую окраску голоса, которая может быть светлой и тёмной, насыщенной и мягкой, лирической нежной. Тембр складывается из индивидуальной окраски голоса, которая есть у каждого человека. У одного голос звучит мягко, тонко, даже немного по-детски, у другого уже в ранние годы имеет насыщенную грудную окраску. Различают тембр головной, грудной и смешанный, мягкий и резкий. Он является основной характеристикой окраски. Есть голоса, резкий тембр которых звучит очень отталкивающе и неприятно до такой степени, что им не рекомендуется заниматься вокалом. Тембр, как и диапазон, является отличительной особенностью певца, а голос выдающихся певцов и певиц отличается яркой индивидуальностью и узнаваемостью. В вокале цениться мягкий, красивый и приятный для слуха тембр.
  2. Диапазон. Каждый тип голоса имеет не только своё характерное звучание, но и диапазон. Его можно определить во время распевания или, попросив человека спеть песню в удобной для него тональности. Обычно певческие голоса имеют определённый диапазон, который позволяет безошибочно определить его тип. Различают рабочий и нерабочий диапазон голоса. Профессиональные певцы имеют широкий рабочий диапазон, который позволяет им не только замещать коллег с другими голосами, но и красиво исполнять оперные арии для других партий.
  3. Тональность. Любой голос имеет свою тональность, в которой исполнителю удобно петь. Она будет разной у каждого типа.
  4. Тесситура. Так называется определённый участок диапазона, в котором исполнителю удобно петь. Для каждого голоса он свой. Чем шире этот участок, тем лучше. Часто говорят о том, что есть удобная и неудобная тесситура для голоса или исполнителя. Это значит, что, песня или партия в хоре может быть удобной для пения одним исполнителем и неудобной для другого, хотя диапазоны у них могут быть одинаковыми. Так можно определить и особенности голоса.

golos-cheloveka2

Как правильно определить тип голоса у детей

Детские голоса ещё не имеют сформированного тембра, но уже в это время можно определить их тип во взрослом возрасте. Обычно их делят на высокие и низкие, как у мальчиков, так и у девочек. В хоре их называют сопрано и альт или дискант и бас. В смешанных хорах есть 1 и 2 сопрано, а также 1 и 2-й альт. После переходного возраста они приобретут более яркую окраску и уже после 16-18 лет можно будет определить взрослый тип голоса.

Чаще всего из дискантов получаются тенора и баритоны, из альтов – драматические баритоны и басы. Низкие голоса девочек могут превратиться в меццо-сопрано или контральто, а сопрано стать немного выше и ниже и приобрести свой неповторимый тембр. Но бывает, что низкие голоса становятся высокими и наоборот.

Дискант хорошо узнаваем по звонкому высокому звучанию. Некоторые из них могут петь даже партии для девочек. У них хорошо развит высокий регистр и диапазон.

Альты и мальчики, и девочки имеют грудное звучание. У них красивее звучат низкие ноты, а не верхние. У сопрано – самых высоких голосов у девочек – лучше звучат высокие ноты, начиная от соль первой октавы, чем низкие. Если определить их тесситуру, то можно понять, как он будет развиваться. То есть, как определить диапазон этого голоса во взрослом возрасте.

Как правильно определить свой тип голоса

В настоящее время есть 3 типа женских и мужских голосов. Каждый тип имеет свои отличия.

Сопрано – наиболее звонкий, лёгкий высокий женский голос. Он имеет яркий женственный тембр и может звучать высоко, звонко и пронзительно. Ему удобнее петь в конце первой октаве и во второй, а некоторые колоратурные сопрано легко поют высокие ноты в третьей. У мужчин похожее звучание имеет тенор.

Меццо-сопрано – сочный и насыщенный средний женский голос. Чаще всего, он имеет красивый глубокий тембр и диапазон, который красиво раскрывается в первой октаве и в начале второй. Низкие ноты этого голоса звучат наполнено, сочно, с красивым грудным звучанием. Он аналогичен звучанию баритона.

Контральто – глубокий, чувственный, бархатный и самый низкий голос у женщин. Он имеет звучание, напоминающее по тембру виолончель, и может брать низкие ноты малой октавы. А самым низким мужским голосом является бас-профундо, который в природе встречается очень редко. Чаще всего самые низкие партии в хоре поют басы.

Прослушав выдающихся певцов вашего пола, вы без труда поймёте, как определить по окраске свой тип.

Как определить безошибочно, тональность голоса? Вы сможете это сделать дома, если у вас есть музыкальный инструмент. Выберите песню, которая вам нравиться и спойте её в удобной тональности. Она должна иметь широкий диапазон, чтобы охватить хотя бы полторы октавы. Затем попробуйте подобрать её мелодию. В каком диапазоне вам удобно её петь? Затем поднимите её выше и ниже.

Где лучше раскрывается ваш голос? Это и есть наиболее удобный участок вашего рабочего диапазона. Сопрано будет удобно петь в конце первой и начале второй октавы и выше, меццо – в первой, а контральто ярче всего звучит в последнем тетрахорде малой октавы и в первой сексте первой. Это хороший способ, верно определить тональность своего голоса.

Вот ещё один способ, как определить, какой у тебя природный голос. Нужно взять распевку в диапазоне октавы (например, до – ми – ля – до (вверх) до –ми –ля (вниз), и спеть её в разных тональностях, которые будут отличаться на секунду. Если голос раскрывается, когда вы поёте верх, значит, его тип – сопрано. А, если тускнеет и теряет выразительность – меццо или контральто.

Теперь то же самое проделайте сверху вниз. В какой тональности вам стало петь удобнее всего? Не стал ли голос терять свой тембр и становиться тусклым? При движении вниз сопрано теряют свой тембр на низких нотах, им неудобно их петь, в отличие от меццо и контральто. Так вы сможете определить не только тембр голоса, но и наиболее удобный участок для пения, то есть рабочий диапазон.

Как определить, какой у тебя голос в студии? Выбрать несколько фонограмм любимой песни в разной тональности и пропеть их. Там, где лучше всего раскрывается голос, и стоит петь в дальнейшем. Ну а заодно вы будете знать, как определить свой тембр, прослушав запись несколько раз. И, хотя вы можете с непривычки не узнать свой голос, порой запись может наиболее точно определить его звучание. Так что, если вы хотите определить свой голос и понять, как с ним надо работать, отправляйтесь в студию. Удачи!

Источник: music-education.ru


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.