Пожилой человек в обществе


Место и роль пожилых и старых людей в современном обществе.

Структура ответа:

  1.  Вступление
  2.  Понятие пожилого и старого человека
  3.  Исторический аспект положения пожилых и старых людей в обществе
  4.  Современная ситуация. Стереотипы старости
  5.  Вывод

На протяжении последних лет в развитии России сохраняются негативные демографические тенденции. Главная среди них – абсолютное сокращение численности жителей страны. Этот процесс сопровождается радикальными изменениями в возрастной структуре населения – оно быстро стареет. За последние 60 лет доля в населении детей уменьшилась почти вдвое, а доля пожилых и старых людей (в возрасте после 60 лет), напротив возросла почти втрое. 30 миллионов россиян уже принадлежат к старшему поколению.1


В последние десятилетия предлагались различные варианты возрастной классификации для позднего периода жизни человека. В документах Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), возраст от 60 до 74 лет рассматривается как пожилой; 75 лет и старше – старые люди; возраст 90 лет и старше – долгожители. В зарубежной литературе встречается различие «молодых пожилых» — 65-74 лет, «старых» — 75-84 лет и «очень старых» — 85 лет и старше. Доклад Комитета экспертов ВОЗ ссылается на решение ООН от 1980 г., в котором возраст 60 лет рекомендуется рассматривать как границу перехода в группу пожилых. Согласно международным критериям (например, ООН) население страны считается старым, если доля людей в возрасте 65 лет и старше превышает 7%. По этому показателю население России давно можно считать таковым, ибо каждый пятый россиянин относится к вышеуказанной возрастной категории. А в некоторых десятках областей страны удельный вес пожилого населения в сельской местности превышает 30%.2

Пожилые (и старые) – это люди, прожившие относительно долгую жизнь, вследствие чего они уже испытывают определенные психофизические ограничения независимо от наличия или отсутствия заболеваний, в некоторых случаях они функционально недееспособны либо им необходима помощь со стороны.3


История развития человечества свидетельствует о том, что старые люди в разное время занимали различное положение в обществе и оказывали на него неодинаковое влияние. Американский антрополог и этнограф Л. Морган выделил три основных периода в развитии общества: дикость, варварство и цивилизацию. В соответствии с этим он разделил периоды дикости и варварства на три подпериода (низший, средний и высший), отличающиеся уровнем развития. Эволюция положения старых людей в обществе происходила не в одном направлении – от плохого к хорошему: существовали периоды, когда оно было очень хорошим и, напротив, очень плохим.4 

В давние времена, на низшем уровне дикости, когда средняя продолжительность жизни составляла менее 20 лет, старые люди не умирали естественной смертью. С.М. Соловьев писал, что детям вменялось в обязанность убийство немощных и старых родителей. Этот обычай существовал у племен воинственных, которые не терпели в своей среде лишних, слабых, не способных оказать помощь во время войны, защитить сородичей, отомстить за свои обиды. Однако это была не единственная причина уничтожения стариков; основная же заключалась в том, что в условиях первобытного общества люди с трудом могли прокормить себя, прилагая к этому по истине коллосальные усилия.


енно поэтому среди них не было места тем, кто из-за физической немощи терял способность добывать пищу. Однако зрелый человек как носитель практических знаний и обладатель многолетнего опыта был объектом уважения в первобытной орде. Он осуществлял связь между поколениями, так как передавал свои знания молодым людям. Однако когда он становился беспомощным, бесполезным для племени или рода, когда силы и память отказывали ему, его либо бросали на произвол судьбы, либо убивали. Этот обычай существовал у кочевых народов, диких племен, занимавшихся охотой. Угасание этого жестокого обычая, связанное непосредственно с хозяйственным прогрессом, по мнению Л. Моргана, наступило в средний подпериод эпохи дикости.

Умерщвление старых людей прекратилось окончательно тогда, когда появилась необходимость использования их в процессе добывания пищи в связи с расширением источников существования. Самым главным фактором, способствовавшим сохранению жизни старым людям, явилось открытие огня. Необходимость постоянного наблюдения за огнем привела к первому общественному разделению труда между мужчинами и женщинами: первые должны были охотиться, вторые – поддерживать и оберегать огонь. С появлением огня человечество научилось варить пищу, что способствовало уменьшению убийств детей и стариков. Старые люди становились одной из необходимых категорий общества6 они освобождали женщин от наблюдения за огнем, становились его хранителями.


Развитие оседлости и начало занятий сельским хозяйством еще более способствовало прекращению традиции уничтожения стариков.

Следует остановиться на том факте, что понимание старческого возраста в глубокой древности очень разнилось от его современного толкования. Согласно исследованиям Дж. Эйнджела, средняя продолжительность жизни составляла в раннюю эпоху железа и бронзы на территории Греции не более 18 лет. В первобытном обществе не было стариков. В.В. Фролькис писал, что в каменный и бронзовый века люди в возрасте 50 лет были исключением. В первобытном обществе немногочисленные старики пользовались уважением как люди с наиболее богатым личным опытом, историки рода, хранители традиций, толкователи мистерий, воспитатели детей, посредники между умершими и живыми и мастера различных церемоний. В глазах соотечественников они были живыми свидетелями прошлого, что ценилось очень высоко.

Конечно, такое уважение было связано в значительной степени с тем, что число старых людей было невелико, само достижение старости было очень редким явлением. Именно этим объясняется существование олигархии старцев в Центральной Австралии и геронтократии в Полинезии. В жизни многих примитивных сообществ старые люди играли главные роли в политике, магии и религии. Геронтократия надолго установилась в Древней Греции: в Афинах и Спарте членом ареопага или геронсии мог стать лишь человек, достигший 60 лет. В Древнем Риме высший орган власти получил название «Сенат», что означало собрание старых и уважаемых людей.


Доиндустриальная эпоха также не знала проблемы старости. Старых людей было мало, и они почти до самой смерти могли с пользой трудиться в сельском хозяйстве в своих собственных семьях, заниматься ремеслами, искусством. Дожившие до старости становились настоящими мастерами в своей сфере деятельности, стать их учениками было очень престижно для молодых. Развитие индустрии быстро разрушило всеобщее уважение к старым людям, отношение к ним как хранителям очага, знаний, мудрости. Промышленная и демографическая революции привели к полному отвержению старых людей. Их становилось все больше, общество начало сталкиваться с наиболее отягощающими последствиями старения.

Стремление к извлечению максимальной прибыли способствовало жестокой эксплуатации работающих, возникновению непосильного эмоционального напряжения, ускоренному истощению адаптационных возможностей стареющего человека. Трагизм положения стареющих людей заключается в том, что они становятся ненужными именно в период полного расцвета физических сил и умственных способностей.


По мнению многих исследователей, общественное положение старого человека постоянно ухудшается. Уважение к старости, бывшее правилом в прошлом, в наше время исчезает, уступая место безразличию или даже вражде. По мнению известных геронтологов, дискриминация стариков, существовавшая у примитивных народов на заре эпохи дикости, в современном обществе претерпела изменения по форме, а не по сути отношения к старым людям. В условиях социального регресса старость становится обесцененным периодом жизни людей. Еще одной особенностью современного общества, оказывающей влияние на рост неприязни к старым людям, является происходящая революция в образовании. Впервые в истории развития человечества возникла ситуация, когда новые поколения в интеллектуальном отношении и по своей профессиональной подготовке в области использования современных технических средств оказываются выше прежних поколений.

В наше время положение старых людей во многих странах остается очень трудным. 16 декабря 1991г. Генеральной Ассамблеей ООН принята Декларация прав старого человека, которая, по существу, представляет собой свод этических норм и рекомендаций по установлению приоритетов в отношении старых людей. Этот документ способствует воплощению в жизнь фундаментальных положений Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948г. о признании достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, о праве каждого на социальное обеспечение, на «такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи»5, и о праве каждого на обеспечение по случаю наступления старости.


Культ независимости и самостоятельности, характерный для российской культуры, сформировавшейся в условиях рыночной экономики, все больше разделяет поколения. Между поколениями возникает ряд противоречий, крайней степенью которых может стать разрыв межпоколенных связей и отношений. Ценность человеческой жизни на данном этапе развития общества определяется умением быстро и эффективно переобучаться, легко приспосабливаться к меняющимся условиям. Пожилой возраст отличает особая, специфическая роль в системе жизненного цикла человека: старость призвана обеспечивать связь времен и поколений. В условиях наступающей культуры, когда процесс обучения больше не связан с передачей опыта старших поколений, старый человек перестает выполнять данную социальную роль, но при этом российское общество не предлагает иных альтернативных ролей. В итоге социальная группа пожилых и старых людей с их ценностными ориентациями вытесняется на границу социокультурной жизни общества. Старый человек постепенно приобретает качества маргинальной личности.6

Каждое общество в целом создает свой стереотип старого человека, черты которого экстраполирует затем на всю категорию пожилого и старческого населения.


Социальный стереотип – относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта (группы, человека, события, явления и т.п.), складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе.7

В настоящее время в научной литературе указываются три основные позиции, которые определяют отношение нашего общества к понятию пожилого человека. Наиболее распространенной является точка зрения, что пожилые – это, прежде всего, обездоленные люди, нуждающиеся в адекватном социальном обеспечении. Другое мнение, что эта группа населения представляет значительный человеческий потенциал, который может и должен быть вовлечен в социально активную жизнь. Третья позиция в явном виде проявляется редко, но отчетливо прослеживается при обсуждении социальной политики: пожилые – это социальный балласт общества, тормозящий реформы.8

Стереотип старости, сформировавшийся в том или ином обществе, является отражением положения старых людей, которые в этом обществе живут.

Позитивный стереотип. В его основе лежат ценность жизненного опыта и мудрости старых людей, потребность в уважении к ним и соответствующей опеке.


Негативный стереотип. На старого человека смотрят как на ненужного, лишнего, бесполезного, «нахлебника», а его опыт расценивают как устаревший и неприменимый в настоящий момент.

Понятия «геронтофилия» и «геронтофобия» существуют, вероятно, с сотворения мира. Геронтофилия (gerontos  — старец, phileo – любить), или, иначе, любовь к старым людям, в большей или меньшей степени прослеживаются во все века. Благотворительность, попечительство, призрение старых людей – все это различные формы проявления геронтофилии. Геронтофобия (gerontos  — старец, phobos – боязнь) – это боязнь старости. Враждебное чувство к ней и страх перед собственной старостью пришли из далекого прошлого, когда старому человеку не было места в роду или племени, когда его выбрасывали собственные дети, у которых удушение, утопление или закапывание живьем старого родственника не вызывали внутреннего протеста и считались благодеянием.

Геронтологи описывают несколько геронтологических социальных стереотипов. 1. Геронтофилия – особое почитание стариков, предоставление им исключительных привилегий. 2. Геронтофобия – неприятие старых людей вообще и собственной старости в частности. 3. Агглютинативные модели поведения – геронтократия власти и ее почитание, добровольное или принудительное, и неприязненное, жестокое отношение к простым, не имеющим социального статуса, старым людям. 4. Рефлексия старости как социокультурной ценности признание высоких статусных характеристик старого человека (опыт, мудрость), одобрение его наставнических функций.9


К сожалению, нашу цивилизацию, по мнению большинства ученых. Занимающихся различными аспектами старости можно считать геронтофобической.

А. Сови видит в геронтофобии явление в высшей степени небезопасное. Он считает, что в определенных условиях, которые сейчас трудно предугадать, молодежь может счесть старых людей балластом и настаивать на их физическом уничтожении.

Таким образом, старые люди в разное время занимали различное положение в обществе и оказывали на него неодинаковое влияние. Эволюция положения старых людей в обществе происходила не в одном направлении – от плохого к хорошему: существовали периоды, когда оно было очень хорошим и, напротив, очень плохим. В целом же отношение общества к пожилым людям отражает уровень цивилизованности этого общества, несущего ответственность за их социальное, материальное положение, эмоционально-психологическое состояние. Каждое общество создает свой стереотип старости. Социальные стереотипы могут иметь как положительное, так и отрицательное значение. Они могут приводить к ошибочным знанием и деформации межличностного взаимодействия. Чтобы не допустить этого, необходимо анализировать каждую конкретную ситуацию.

В настоящее время существуют положительный и отрицательный стереотипы старости с преобладанием последнего. Старость ассоциируется с бедностью, плохим жильем, безобразным медицинским обслуживанием, слабым здоровьем и социальной изоляцией. Сложившиеся стереотипы, в свою очередь, влияют на мироощущение пожилых людей: активная старость начинает восприниматься как исключение, пассивная и болезненная – как норма.

Возможности и способности пожилых людей приносить материальные и духовные блага обществу и тем более стать определенным фактором его развития зависят от того, готово ли общество изменить стереотипное отношение к пожилым людям и социально защитить их. При соответствующем отношении к пожилым людям со стороны государства, общественных и других объединений и организаций, общества в целом их жизнь может быть достаточно полноценной.

1 Забелина Н.В. Маргинализация пожилых людей в условиях социокультурной трансформации России//Отечественный журнал социальной работы,2007г №2, с.38

2 Владимиров Д. Г. Старшее поколение как фактор экономического развития // Социс – 2004, №4, с.57

3 Холостова Е. И. Словарь-справочник по социальной работе – М: Юрист, 2000

4 Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология – М,1999, с.34-35

5 п.1 ст. 25 Всеобщая декларация прав человека

6 Забелина Н.В. Маргинализация пожилых людей в условиях социокультурной трансформации России//Отечественный журнал социальной работы,2007г №2, с.39

7 Психологический словарь, с.384

8 Писарев А. В. Образ пожилых в современной России//Социс – 2004, №4, с.54

9 Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология – М,1999, с.82-83

Источник: 5fan.ru

История старости как история формирования стереотипов и аттитюдов к пожилым в обществе

Введение в проблему: определение старости

Цикл человеческой жизни от рождения до смерти вызывает любопытство многих людей, которые имеют свой личный, уникальный опыт взросления и старения.

Сравнительно недавно (в историческом масштабе) люди доживали до «старого» возраста, который сейчас мы относим к среднему или даже молодому. Так, известны времена, когда люди жили только до 25 лет. Это одна из причин, почему старый возраст – мало изученный период жизни. Старость, по традиции, окрашена суеверными представлениями и аттитюдами. Например, многие люди верят, что существует секрет долгожительства, различные способы омоложения, «источники молодости». Испокон веков человек мечтал не только о бессмертии и долголетии, но и об «эликсире вечной молодости», избавлении от старческой немощи, недугов и страданий. Сильное желание долгой и активной жизни преобладало в мечтах и мыслях людей всех возрастов, времен и народов, которые пытались разыскать эти «источники» в дальних странах, проводя химические опыты, соблазняясь всякими псевдо- и квазирекомендациями продления жизни.

Менее века назад мистические и суеверные мысли доминировали в представлении о старении и долгой жизни. Те, кто переживал своих современников и доживал до 70 — 80 лет, получали специальный статус, называясь «мудрыми».

Проблема старости всегда была одной из центральных в мировоззрении людей разных эпох и народов. Мечта о продлении человеческой жизни и бессмертии родилась вместе с осознанием ценности жизни и ее отличия от жизнедеятельности животных. Это произошло на самых ранних этапах антропосоциогенеза, когда появились первые дошедшие до нас свидетельства зарождения искусства и религии.

Бесспорно, взросление обычно воспринимается как нечто привлекательное. Старение, напротив, традиционно имеет негативное значение. Каждое общество превозносило силу и плодородность, что было тесно связано с молодостью, красотой, и опасалось «изношенного бесплодия и дряхлости, которые приходят со старостью». С этим высказыванием С. де Бовуар [Beauvoirde 5., 1977] соглашаются многие исследователи, подчеркивая пессимизм и враждебность к старению «во все времена»: молодость всегда и везде была предпочтительнее старости. С самого начала истории старые люди сожалели и сожалеют о своей молодости, а молодые боятся старости. Негативный взгляд на старение основывается на дискриминационной модели, которая рассматривает старение как процесс разрушения или упадка физического и психического здоровья, интеллектуальных возможностей и социальных взаимоотношений. Согласно западному мышлению, старый возраст есть «зло», «дряхлость», физический или/и моральный недостаток и мрачное время подготовки к смерти. Последнее часто рассматривали даже с большей симпатией, чем саму старость, так как смерть означала освобождение от бренной оболочки и тягот земной жизни. Христианская традиция всегда пыталась не только примирять своих приверженцев с мыслью о смерти, но и готовиться, приближать эту «дверь в вечную жизнь».

Альтернативой этой дискриминационной модели является модель личностного роста, которая отмечает потенциальные выгоды поздней зрелости или пожилого возраста, старости. «Старость» относится к числу полисемантических, многозначных понятий. Это означает, что человечество на разных этапах своего развития вновь и вновь пытается постичь феномен утраты и обретения, оскудения плоти и расцвета духа, рождения и смерти, начала и конца, запечатленных в человеческом развитии, но делало это часто с самых противоположных позиций. Главное общее заключение в этом процессе самонаблюдения и самоидентификации человека состояло в том, что старость естественна, что она является наградой за правильно Прожитую жизнь, альтернативой противоестественности ухода из жизни молодых, не достигших старости людей.

Культура в различных формах и проявлениях смягчает, а в ряде случаев и снимает природный фактор старости. Подлинная культура безвозрастна, и чем ощутимее разрыв между юностью и старостью в обществе, тем неблагополучнее положение с его культурой. Особенно обострил эту проблему XX в. За понятием старости встали общественные институты: государство, семья, религия, мораль. В плане Содержания это привело к таким формам и субстанциям, как «пенсия», «ветеранство», «дома престарелых», «заслуженный отдых» и пр.

Ситуация, в которой находятся старые люди западного общества, выражает неопределенность и двусмысленность человеческого существования более полно, чем другие возрасты жизни. Продолжая жить в этом мире, пожилые люди чувствуют, что больше не принадлежат к нему. Активность, деятельность и развлечения молодых им запрещены. Множество оппозиций – «молодость – старость», «здоровье – болезнь», «успех – кризис», «процветание – нищета» – отражают состояние современной морали, образования и воспитания. Отныне пожилым принадлежит только одна жестокая роль – неизменная мудрость без права на ошибку. Старый человек должен быть «святым». Приговоренные к почитанию или сильному отвращению, пожилые и старые люди не имеют права совершать ошибки. «У них много опыта, но они не могут больше поддаваться малейшим побуждениям плоти, они так слабы и бесполезны, что должны быть совершенны. В противном случае они будут казаться отвратительными» [Minois, 1999. – С. 327]. «Если старые люди высказывают те же самые желания, чувства и требования, что и молодые, мир смотрит на них с отвращением: в них любовь и ревность кажутся абсурдными, сексуальность отталкивающей, а жестокость – смехотворной. От них требуется быть примером всех добродетелей. Мир утверждает, что они владеют им, и это утверждение позволяет миру игнорировать их несчастливость. Очищенный имидж, который общество предлагает стареющим, – почтенный мудрец с белой головой и богатым опытом. Если они будут ниже этого образа, то только с противоположным значением – старый дурак в старческом слабоумии, источник смеха для своих детей. В любом случае, своими ли добродетелями, или своей деградацией, они остаются вне общества» [de Beauvoir, 1977. – С. 10].

От глубокой древности до Ренессанса общества развивались, признавая только физическую силу и физическую энергию. В этом смысле условия жизни были неблагоприятны для старого возраста с самого начала истории. Однако были возможны некоторые вариации, которые вносили вклад в локальное и временное улучшение или ухудшение ситуации пожилых людей. Любой поиск эволюции ситуации пожилых людей от времен Древнего Египта до Ренессанса будет тщетным и напрасным. Условия старости определялись несколькими факторами, которые не обязательно развиваются одинаково, и улучшения одних сторон жизни могли сопровождаться ухудшениями в других.

Геронтофилия и геронтофобия

Одной из важных особенностей становления человеческого общества, в отличие от стай животных, была забота о стариках как хранителях социально-психологического опыта коллектива и источнике мудрости. Исследования могильников эпохи мезолита и неолита свидетельствуют о раннем возрасте смерти, особенно у женщин. Стариками считались тогда люди от 30 до 50 лет, а условная продолжительность жизни поколения составляла от 20 до 25 лет.

На заре цивилизации и на ранних ступенях развития человечества центральной фигурой был зрелый человек. Многочисленные источники показывают, что продолжительность жизни в то время составляла два-три десятилетия. С наступлением старости, когда силы уже отказывали беспомощному старику, а знания и умения становились бесполезными, его бросали на произвол судьбы. Поэтому первобытные общества были обществами без стариков. Многочисленные этнографические работы западноевропейских и американских ученых, повествующие о том, как поступали со стариками первобытные люди, позволяют сделать вывод, что условия жизни стариков сильно зависят от социальной сферы.

В традиционных обществах функцию закрепления и передачи традиций племени выполняли старейшины. Постепенно происходило разделение функций – одни старейшины олицетворяли культ предков, а другие (жрецы) – культ богов. Оформление патриархальных отношений в большей части мира приводило к сакрализации личности стариков, к развитию культа старого вождя. Этот мотив стал сквозным для мировой цивилизации в целом и локальных культур, особое развитие он получил в иудейско-христианской традиции, где библейские пророки и апостолы персонифицируют общественную мудрость. В православно-христианской традиции Бог предстает в образе мудрого старика.

В восточных философско-этических системах, прежде всего в Древнем Китае, особо почитали стариков и старость. Возраст от 60 до 70 лет считался «желанным», ибо, по словам Конфуция, он «в семьдесят лет следовал желаниям сердца и не переступал меры». На почтении к старости и старикам основано мироощущение китайцев. Эта восточная геронтофилия имеет глубокие социальные корни, так как устойчивость социально-политического устройства общества ассоциировалась с прочностью и устойчивостью организма человека и обретением им мудрости в старости. Социальные паттерны в Восточной Азии в общем относятся к конфуцианским ценностям. Однако в послевоенную эру (после Второй мировой войны) начались социально-экономические трансформации в Японии, Южной Корее, Гонконге, являющихся моделями для развивающихся и развитых стран. Эти изменения привели к изменениям социальных паттернов. В одном ряду с указанными странами стоят Китай и, в меньшей степени, Северная Корея. На повседневном сленге старых людей образно называют «серебряноголовые» (на китайском звучит как yin-fa tsu), уважительно признавая седую голову знаком выполненной жизни, награды. Однако большинство социальных исследований показывают, что эта седина вместо достижения реально означает в общественном сознании процесс изменения отношения к старикам, ухудшения их положения в обществе. Для людей Восточной Азии с признанным уважением старшинства и ценностей семьи и общины появление знаков социального ухудшения отношения к пожилым и старым людям особенно разрушительны. В то время как в Тайване очевидны результаты экономического роста и развития, многие старые женщины сталкиваются с различными проблемами.

Комбинация увеличения продолжительности жизни и быстрых социально-экономических трансформаций породила не только увеличение старшей части населения, преимущественно женской, но и игнорирование их обществом. Средняя продолжительность жизни для женщин в Тайване увеличилась за последние пять лет до 78 лет. Изменения экономической жизни и семейной структуры лишили этих вынужденных приспосабливаться к новым условиям жизни старых женщин в свои 70-80 лет обычных ресурсов и престижа. Теперь не та ситуация «царствования матриархата», когда Конфуций, по его словам, «под своей собственной крышей частенько радовался». Как бабушки они больше не ожидают от своих женатых сыновей их зарплаты в качестве вклада в семейный фонд, они не ждут от своих невесток обеспечения повседневным содействием их физических и эмоциональных потребностей. Большинство из этих пожилых женщин сталкиваются с перспективой одинокой жизни, они не имеют своего жилья, так как взрослые сыновья уходят из дома и эти женщины становятся теми, кто «часто переезжает с места на место» по домам своих женатых сыновей.

В то же время старость нуждалась в моральном оправдании уже в эпоху античности, и это говорит о формировании в общественном сознании другой, полярной психологической, установки – геронтофобии. Обычай убивать стариков бытовал у многих народов, он, в частности, отмечен и у славянских племен. Этот обычай был связан не только с низким уровнем производительных сил, что делало стариков обузой в глазах общества, но и с рядом социальных и классовых противоречий, закрепленных в определенной культурно-психологической традиции.

Негативные установки по отношению к старым людям, возникшие на ранних этапах прогресса общества в условиях скудости существования и сохраняющиеся в известной мере в западном сознании, оказывают существенное влияние на мотивы поведения, самочувствие и даже состояние здоровья пожилых людей, считающих себя лишними в обществе. Этим вызвана необходимость критики гетерофобных установок. С общечеловеческой, гуманистической позиции большое значение приобретают признание общественной ценности старых людей как носителей традиций и культурного наследия наций, пропаганда современных научных знаний о психологической наполненности и красоте поздних лет жизни, о путях достижения «благополучного» старения.

Таким образом, понятия «геронтофилия» и «геронтофобия» существуют очень давно. Геронтофилия (gerontos – старец, phileo – любить), или любовь к старым людям, прослеживается во все времена. Благотворительность, попечительство, призрение старых людей – это различные формы проявления геронтофилии. Геронто-фобия (gerontos – старец, phobos – боязнь) – это боязнь старых людей. Иногда под геронтофобией понимают боязнь именно старости. Враждебное чувство к ней и страх перед собственной старостью пришли из далекого прошлого, когда старому человеку не было места в общине или племени, когда его выбрасывали собственные дети и это не вызывало никакого протеста ни у них, ни в их общине.

Противоположные точки зрения на образ старого человека представляют собой социокультурный феномен, имеющий корни в реальных противоречиях общества. Геронтофобные установки по отношению к старости и старым людям должны быть подвержены всесторонней критике, так как на уровне обыденного сознания их влияние еще нередко сохраняется. Повышение в общественном мнении «ценности» юности в западной культуре привело и к эволюции представлений о старости: как пишет Ф.Арьес, старик «исчез» [1977]. Слово «старость» выпало из разговорного языка, ибо понятие «старик» стало резать слух, приобрело презрительный или покровительственный оттенок.

Источник: lektsia.com

Какую роль играет пожилой человек в обществе

Что значит пожилой человек? Сколько надо «пожить», чтобы общество признало тебя пожилым человеком: 60 или 100 лет? На этот вопрос наука и история отвечают конкретно. Со времен Древнего Рима и до средних веков средняя продолжительность жизни была не более 20-25 лет. До начала XX века она мало изменилась: что в Европе, что в России она едва доходила до 30 лет. За каких-то полвека, а именно к 60-м годам прошлого столетия, продолжительность жизни выросла в 2 раза и достигла уже 60-65 лет, и это не предел. На современном этапе она доходит до 75, и, кстати, не стоит забывать, что ученые заявляют о природном программировании человека на 120 лет. Готово ли к этому наше общество?

Пожилой человек в обществе – старейшина, вождь, мудрец – всегда был почитаем. К нему обращались в трудных ситуациях, просили совета. Он был хранителем традиций, наказывал и миловал. Большие семьи сейчас редкость, резкое увеличение продолжительности жизни, развитая медицина, массовые миграции в города с разрывом родственных связей сделали свое дело. Стремительное развитие технических средств заменило живое семейное общение. Прогрессом довольны те, кто за ним успевает, много зарабатывает. Целые поколения оказались не у дел, и в первую очередь это касается пожилых людей.

Только единицы сегодня начинают понимать, как много мы потеряем, если прямо сейчас не обратимся к родным истокам, семейным ценностям, мудрости и бесценному опыту пожилых людей.

Пожилые люди в современном обществе своим трудом, самоотверженностью заслужили право на достойную старость. Она должна быть наполнена смыслом и возможностью самореализации.

С 1990 года во всем мире отмечается День пожилых людей. А вот в Японии с 1966-го года отмечается День почитания пожилых людей. Для кого-то это праздник – День мудрости, день встречи с друзьями и единомышленниками, день приятных слов благодарности, встречи с внуками, день сюрпризов и подарков. А для кого-то это напоминание о возрасте и повод поворчать о старости. В любом случае, это толчок для окружающих, для общества оглянуться вокруг, повернуться лицом к проблемам пожилых людей, окружить заботой долгожителей. Кого же сегодня можно считается таковыми?

У Организации Объединенных Наций есть точная цифра, это возраст 90 лет.

Таких людей на сегодняшний день по всему миру немало. Известны рекордсмены. Например, жительница Франции Жанна-Луиза Кальман прожила 122 года. Ее рекорд по продолжительности жизни пока не побит, т.к. он документально подтвержден и официально заверен. Интересно, как она смогла сохранить силы и здоровье до столь преклонных лет? На этот вопрос ответа нет, более того, он не понравился бы сторонникам здорового образа жизни. Известная долгожительница не отказывалась ни от портвейна, ни от сигареты, а курить бросила лишь за пять лет до своей кончины. Портвейн, оливковое масло и шоколад – вот продукты, которым Кальман благодарна за свое долгожительство.

Интересен случай, который произошел с Кальман. Будучи 90-летней престарелой дамой, она продала свой дом в 1965 году по принципу обратного заклада. Это значит, что до ее смерти сумма должна выплачиваться частями. 47-летний юрист торжествовал от очевидной выгоды сделки, но в результате в выигрыше оказалась французская долгожительница. Она не только пережила адвоката, покупателя квартиры, но и получала ренту уже от его вдовы.

Есть и совсем фантастические факты, подтвержденные некоторыми источниками. Китайцу Ли Цинъюню приписывают 255 лет, даже предоставляют документы о годах его жизни: с 1677 по 1933 год.

Много долгожителей в Швейцарии, Италии, Франции. Но страной-чемпионом в этом плане является Япония. На одного столетнего человека там приходится 2890 японцев, в России эта цифра значительно скромнее.

Место пожилого человека в современном обществе

Казалось бы, о чем говорить? Пожилой человек в обществе должен быть уважаем и почитаем. Но история развития человечества говорит, что все было не так безупречно. Положение пожилых людей в обществе меняется стремительно, как на аттракционе «Американские горки». Факты истории неумолимы: положение пожилого человека в разные века, в разные эпохи, в разных странах всегда было неоднозначным. Значит, и влиять на это самое общество для облегчения своего социального положения пожилые люди не могли.

Представьте себе картину с названием «Пожилой человек». У вас получился добрый портрет умиротворенного и счастливого дедушки в окружении детей и внуков? Вы счастливчик. Чаще люди видят замученного проблемами и болезнями дряхлого человека, считающего у кассы копеечки на булку. Увы, правда неприятна, но положение пожилых людей в современном обществе не назовешь благополучным. Чудо, если родные души, дети или внуки, помогут материально, сделают ремонт, подлечат в платной клинике.

Оксюморон «пожилой человек в обществе» не фантастика. Одинокий человек, мимо которого проносится жизнь, – вот реальность. Страшнее всего, когда пожилой человек страдает от одиночества в своей семье. Тогда ему как никому другому нужна поддержка общества.

Пожилые люди в структуре общества и государства

Если началом старости считать 65 лет, то по данным ООН население можно обозначить четырьмя фазами. Итак, общество считается:

События последних лет, статистика заставляют ломать установленные рамки и требуют внести в таблицы еще одну фазу – глубокой демографической старости. Дело в том, что во многих странах доля пожилых людей в возрасте 60-ти лет и старше давно превысила установленные 10 процентов!

Какова же ситуация в России? Последние исследования подтверждают неблагоприятную демографическую тенденцию. С одной стороны, происходит сокращение численности российского населения, с другой – стремительное его старение. Если сравнить статистические данные 60-летней давности, то доля пожилых людей в социальной структуре российского общества сегодня увеличилась в три раза, тогда как число детей за этот же период уменьшилось вдвое. Если принять во внимание классификацию ООН, то Россия принадлежит к категории «старых» государств. И это верно, потому что каждый пятый житель нашей страны относится к пожилым людям, а в некоторых областях пожилое население составляет почти треть.

Пожилой человек в обществе и семье

Статус пожилого человека в обществе неразрывно связан с его положением в семье. Каждый мечтал бы в старости обитать в тихом семейном гнездышке в окружении заботливых детей и внуков. Семья – это то, что остается у пожилого человека после выхода на пенсию. Радость быть полезным обществу, потребность общения, взаимопомощь – это все жизненно необходимо для поддержания тонуса пожилого человека. Только родные люди могут понять, что силы уже не те, что раньше, болезни настигают все чаще, а энергии не хватает для преодоления прежних нагрузок. Пожилые нуждаются в особом уходе, специальном питании. Где, как ни в семье, человек преклонных лет может быть полезен и от этого счастлив! Именно здесь фронт его забот, работы, советов, демонстрации своего опыта и мудрости.

» />

Поладит ли старшее поколение и младшее, зависит от каждого, они вместе формируют психологический климат в семье. Только страдать от недоброжелательной домашней атмосферы будут, скорее всего, пожилые люди. Они сдержанней в проявлении эмоций, с высоты прожитых лет смотрят на ситуацию спокойнее, часто прощая своим родным грубые слова и непонимание. Самочувствие пожилого человека будет лучше, если семья найдет баланс взаимопонимания и терпения, распределит значимые обязанности в семье между бабушками, дедами, внуками и детьми. Для пожилого человека с годами возрастает роль семьи, где его ценят и уважают. Впрочем, как и его зависимость от нее по мере старения.

Привыкшие трудиться, оказавшись на пенсии, пожилые люди испытывают дискомфорт. Поэтому их активность в семейных делах объяснима и адекватна. Их взрослые дети совершают ошибку, когда не доверяют им простые домашние дела, искренне считая, что родителям пора и отдохнуть. Либо, напротив, сваливают на пожилого человека массу дел и проблем, считая, что он свободен. Найти золотую середину, чаще интересоваться мнением самих старших членов семьи, дать возможность полноценно участвовать в ведении домашнего хозяйства и в воспитании внуков – все это решит проблему адаптации пожилых в обществе в период старения.

Наш мир цикличен, все повторяется. Внуки видят, с какой заботой и терпением их родители относятся к родным старикам, сами бывают вовлечены в интересный процесс передачи жизненного опыта. Родители, воспитавшие таких детей, не останутся без помощи своих выросших птенцов, когда придет время их старости и болезней. Человеческое общество с давних времен знакомо с законом жизни: уважай старость. И дело даже не в том, что молодым уже не будешь, а старости не избежать, и высокомерие к пожилым людям вернется бумерангом. В современном обществе встречается сегодня такое странное потребительское отношение к старикам. Что было потеряно в семье, почему порвалась та нить единения родных душ? Почему мы, старшее и младшее поколения, упрямо не хотим уступить, понять, выслушать друг друга, почему наряду с проблемой одиночества в пожилом возрасте в обществе добавляется пропасть в человеческих отношениях родных людей?

Пожилые люди в современном обществе и их интересы

Многие пожилые люди очень болезненно переживают выход на пенсию, они не хотят смириться с вынужденным бездельем. Фразы «заслуженный отдых», «отдыхайте, вы это заслужили» означают для них «уходите прочь, без вас обойдемся». Поэтому выход на пенсию стоит воспринимать как возможность заняться чем-то интересным, на что всегда не хватало времени: внуками, цветочными клумбами, творчеством – от вязания до пения в хоре. Социальная активность пожилых людей для общества неоценима. Для участия пожилых людей в жизни общества создаются различные профессиональные объединения, клубы, ветеранские организации. В последнее время при университетах громко заявили о себе факультеты «третьего возраста», ведь учиться никогда не поздно. Цель таких занятий заключается в поддержке пожилых людей с активной жизненной позицией в овладении новыми знаниями. Это поможет им адаптироваться к новой жизни и тем самым повысить ее качество. Ведь и в 60 лет может быть интересно научиться общаться по-английски, познать основы психологии, дизайна, окунуться в краеведение или попытаться разобраться в экономике.

Бесплатная неделя проживания в пансионате Осень жизни

Да, именно в экономике, здесь без аналитического мышления не обойтись. А это свойственно нашим старикам. Новостной портал «Компьюлента» высказал интересную мысль: неизбежное старение мозга человека не приводит к исчезновению каких-то его функций, а перераспределяет нагрузку между его отделами. Что-то слабеет, а что-то улучшается, в частности, аналитические способности. Вот еще одно из доказательств силы мудрости пожилых. Заявление неголословно: озвучены результаты исследования Техасского университета, подробно все изложено в журнале «Psychological Science». Из жителей штата Мичиган сформировали три группы по возрасту: 25-40 лет, 41–59 и люди старше 60 лет. Всем участникам, а их было 247 человек, предлагалось высказать свое мнение о социальных проблемах общества государственного значения. Каково же было изумление экспериментаторов, когда пожилые люди лучше других справились с поставленной задачей. Это объяснимо: пожилые люди в обществе наблюдательны, им понятны устремления и мысли молодых и людей в возрасте. Именно поэтому они понимают, что все в нашем обществе имеют разные ценности, и пытаются найти компромисс в различных конфликтах социальных групп. Анализируя данные проблемы, пожилые люди пытались найти приемлемое решение не для своей возрастной группы, а для всего общества. Американские ученые доказали, что отличная способность пожилых к социальным взаимодействиям не зависит от интеллекта, образования или социального статуса. Пожилые люди при решении вышеозначенных проблем опередили участников среднего возраста с соответствующим экономическим образованием.

Участие пожилых людей в жизни общества: выдающиеся примеры

Интернет, газеты и журналы с восхищением рассказывают о людях преклонных лет, нашедших себя в творчестве, спорте, искусстве и ведущих интересный и здоровый образ жизни

Игорь Гольдман, 78 лет. Тяжелоатлет, ученый.

Игорь Гольдман

Старость для Гольдмана – это отсутствие физической и интеллектуальной работы, конец планов и свершений. С этим он не согласен, поэтому и в 78 лет легко поднимает 130 килограммов на штанге. Не зря же он активно участвует в международных соревнованиях по пауэрлифтингу, имеет звание чемпиона России, ставит мировые рекорды. Свое образование, а он биолог, применил для разработки индивидуальной системы тренировок. Используя природу и механику движений человеческого организма, Гольдман поставил цель: тренировки должны улучшать результат и защищать тело от травм. Тяжелоатлет с успехом занимается наукой, является директором трансгенбанка Института биологии гена РАН, с коллективом молодых сотрудников работает над созданием трансгенных животных, а это новое слово в современной науке. Лет десять назад увлекся публицистикой, его статьи можно найти в журнале «Юность». Интересна своими открытиями, воспоминаниями очевидцев его книга «Сталин должен был умереть». Общество ждет от него новых произведений, уже подготовленных к печати.

Егор Мишустин, 88 год. Спортсмен-гиревик. 

Егор Мишустин

Супер-дед, так называют Егора Мишустина те, кто с ним знаком. Живет по принципу «Движение – жизнь! Нельзя опускать руки!» Именно это помогло ему добиться блестящих результатов в гиревом спорте в возрастной группе старше восьмидесяти лет. Его имя записано в Книге рекордов России, Егор Мишустин может за 2 минуты поднять восьмикилограммовую гирю шестьдесят раз! В 50 лет решил получить высшее образование и узнал, что на спортивное отделение его не примут из-за проблем с сердцем. Но всю жизнь он занимался спортом, был учителем физкультуры, побеждал в велогонках. Сейчас Мастер спорта международного класса проживает в г. Короча Белгородской области и поддерживает свою спортивную форму, работая инструктором в тире ДОСААФ.

Джон Лоу, 92 года, артист балета.

Джон Лоу

Мнение уроженца Уитчфорда (Великобритания) Джона Лоу таково: надо найти то, что полностью изменит вашу жизнь. Джону повезло, он нашел балет, вернее, себя в балете. «Мое увлечение заставляет держать спину ровно и обманывать возраст», а он немал – 92 года. Джон Лоу – ветеран Второй мировой войны, был узником японских военных лагерей. Всю жизнь проработал учителем искусств. А сейчас…танцует балет! Придя в 79-летнем возрасте в танцевальный класс с тайным желанием научиться бить чечетку, он сейчас имеет партию в спектаклях «Каменный цветок» Прокофьева и «Жизнь художника» Штрауса. Дети и одиннадцать внуков не стали отговаривать старшего Лоу от мечты. Они помогли оборудовать в его доме зал для ежедневных упражнений у станка с условием, что делать обороты на 360 градусов он все-таки не будет. Общество восхищается такими примерами!

Грейс Кук (Grace Cook), 91 год, рок-музыкант.

Грейс Кук

Многие бабушки, услышав звуки рок-музыки из комнат своих внуков, невольно морщатся. Но только не Грейс Кук! В Англии ее знают, как «чертову бестию с гитарой». Действительно, этой женщине из Лондона уступают многие молодые. Музыка для Грейс всегда была любимым занятием. Поэтому, когда английский режиссер, работая над фильмом о престарелых, но не унывающих британцах, предложил создать самую возрастную музыкальную группу, не отказалась. Музыкальный коллектив не претендует на заработки и славу, 80-летние рок-музыканты понимают комичность своих выступлений. Не зря же они взяли название «The Zimmers», одинаковое с фирмой, выпускающей ходунки для пожилых людей. Однако группа уже несколько лет держится на пике славы, рок-звезды поют, играют и танцуют на радость людям, заражая общество своим оптимизмом!

Каково отношение к пожилым людям в современном обществе

Отношение к пожилым людям в обществе – это зеркало цивилизованности любого государства. Именно общество в целом отвечает за своих стариков, за их востребованность, материальное положение, социальный статус, психологическое состояние. В разных государствах отношение к пожилым людям отличается: где-то не смеют присесть, если в комнате находится старший, а где-то дом без стариков считается обездоленным, неполноценным.

Но мнение ученых-геронтологов не радует. Как бы мы ни старались сделать жизнь пожилых людей легче, полноценнее, отношение к ним ухудшается. Почему? Уважение к старости – один из первых нравственных законов жизни. Но прогресс, развитие общества оборачивается для нас злой шуткой. Отношение к старикам, как к балласту, бытовавшее у примитивных народов-дикарей, к сожалению, возвращается. Мы еще не понимаем, что не сможем обойтись без пожилых людей, общество обеднеет, потеряет стержень.

Как происходит адаптация пожилых людей в обществе

Процесс привыкания к своему возрасту, к новому статусу пожилого человека в обществе часто связан с адаптацией возрастной, когда прожитые годы приводят к глубокому возрастному кризису. Что же вызывает возрастную дезадаптацию?

Пожилой человек:

В каждой шутке, как известно, есть доля правды. Зачем люди выходят на пенсию? Ответ: чтобы работа болеть не мешала. К сожалению, это правда. Почти каждый пожилой человек сталкивается с хроническими заболеваниями, с осложнениями профессиональных недугов. Многие неожиданно осознают риск получения инвалидности. Статистика неумолима, и она говорит о 80-ти процентах пожилых людей старше 75 лет, имеющих серьезные отклонения в здоровье. Это нарушает планы, естественный образ жизни, приводит к инвалидности, что в свою очередь оборачивается потрясением и страданиями для такого человека.

Адаптация пожилых людей в современном обществе может проходить безболезненно, если к ней будут готовы и заботливые родственники, и сами будущие пенсионеры. Но вот проблема: большинство из них остается без поддержки, они страдают от одиночества, что делает реабилитацию затянутой и сложной.

Интересно мнение крупнейшего российского учёного в области социальной политики Е.И. Холостовой. Она считает, что к выходу на пенсию нужно готовиться не менее тщательно, чем к другим значимым событиям в жизни. Все понимают, что, выйдя на пенсию, пожилой человек попадает в стрессовую ситуацию. Адаптироваться в обществе пожилой человек может не сразу. Разрушается прежняя столь привычная жизнь, появляются материальные и психологические трудности. Пожилой человек в обществе ощущает себя лишним, невостребованным. Страх остаться наедине с собой движет пожилыми людьми, оттягивая срок выхода на пенсию. Социализация в старости действует так же, как профориентация в молодости. Общество должно помочь пожилому человеку определиться с вопросом: что же дальше? Чем я хочу заниматься? Где мне найти единомышленников?

Таким образом, социальная адаптация пожилых людей в обществе должна помочь найти свое место в жизни будущему пенсионеру, определить круг ролей в обществе, которые будут соответствовать новому статусу.

Проблемы пожилых людей в современном обществе

Проблем хватает у всех, но основные проблемы пожилых людей в современном обществе очевидны, это:

Медико-социальные проблемы связаны с ухудшением здоровья в пожилом возрасте. Согласитесь, это не обязательно, но чаще всего так и происходит. Никто не планирует болеть в пожилом возрасте, но наша стрессовая работа, бесконечная борьба за благосостояние, тревоги о близких и детях, их проблемы дают о себе знать. В нашем обществе, как правило, пенсионер не может обратиться за качественной медицинской помощью. С одной стороны, старость уже де-факто не считается поводом для медицинской помощи: «Годы! Что ж вы хотите…». С другой стороны, бесплатная медицина, за редким исключением, не отличается сильной диагностикой, результативным высокотехнологичным оборудованием, а платная нашим пенсионерам часто просто недоступна. Получается бег по кругу: заболевание, обострение, хроническая форма, упадок настроения, снижение тонуса, зацикленность на своей болезни, потеря интереса к жизни.

Социально-психологические проблемы пожилых людей в современном обществе мы видим в следующем: после выхода на пенсию многие люди словно попадают в вакуум: жизнь идет, но возле них пусто и глухо. Так происходит не из-за того, что, изменив социальный статус, они оказываются за бортом жизни, не востребованные обществом в своем богатом профессионализме и опыте. Так получилось, что, кроме работы, пожилые люди не видели ничего, у них изначально не было никаких параллельных увлечений в жизни. Не умея жить без труда, без занятости, которой они посвятили себя, пожилые люди сталкиваются с одиночеством, потому что они за годы службы и друзей растеряли, и не заметили, как выросли собственные дети. Отсюда появляются проблемы в семье, конфликт поколений. Пожилым людям приходится примерять совсем иной образ. Счастливы единицы, а большинство не может смириться с новым статусом «бездельника» и видит в выходе на пенсию конец жизни, крах надежд, несоответствие себя и идеалов молодости. Появляется депрессия, в тяжелых случаях склонность к суициду, чувство черноты и пустоты.

Проблема ухудшения качества жизни объясняется низким материально-финансовым обеспечением пожилых людей. Эта проблема, конечно, характерна не только для нашей страны. Уровень пенсий, которые в современной России, стоит это отметить, выплачиваются вовремя, недостаточен, чтобы обеспечить достойную старость. Все попытки успеть за инфляцией при помощи индексаций хотя и проводятся постоянно, но не покрывают рост цен. Пожилым людям приходится выбирать, куда после оплаты коммунальных платежей направить оставшиеся средства: на лекарственные нужды или питание.

18 принципов, способных улучшить положение пожилых людей в обществе

Отрадно, что пожилые люди отстаивают свои права. В 1991 году Генеральной Ассамблеей ООН был разработан «Международный план действий по проблемам старения и связанных с ним мероприятий». Это очень актуально и дальновидно: по данным демографического комитета, к 2025 году число лиц старше 60 лет возрастет в 7 раз. Старение населения планеты – это доказанная закономерность, и с этим надо считаться. Права пожилых были четко определены в принципах ООН «Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста», которые были с успехом реализованы уже в 1999 году. Этот памятный год прошел под названием Международный год пожилых людей

Были разработаны 18 принципов, которые по своему значению можно разделить на 5 основных групп. Это независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала, достоинство. 

Что же входит в каждое понятие?

Эти принципы не могут нравиться лишь тем, кто не понимает, что старость неизбежна для всех. Данный документ направлен на принятие пожилого человека в адекватном, развитом обществе. Помочь ему достигнуть удовлетворительного качества жизни, поддержать и обеспечить условия для полноценной и плодотворной жизни – тоже забота общества. 

Источник: pansionat-osen.ru


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.