Отцы и дети история любви павла петровича


«…Она внезапно уезжала за границу, внезапно возвращалась в Россию, вообще вела странную жизнь. 

Она слыла за легкомысленную кокетку, с увлечением предавалась всякого рода удовольствиям, танцевала до упаду, хохотала и шутила с молодыми людьми, которых принимала перед обедом в полумраке гостиной, а по ночам плакала и молилась, не находила нигде покою и часто до самого утра металась по комнате, тоскливо ломая руки, или сидела, вся бледная и холодная, над Псалтырем. 

День наставал, и она снова превращалась в светскую даму, снова выезжала, смеялась, болтала и точно бросалась навстречу всему, что могло доставить ей малейшее развлечение…»

«…Она была удивительно сложена; ее коса золотого цвета и тяжелая, как золото, падала ниже колен, но красавицей ее никто бы не назвал; во всем ее лице только и было хорошего, что глаза, и даже не самые глаза – они были невелики и серы, – но взгляд их, быстрый и глубокий, беспечный до удали и задумчивый до уныния, – загадочный взгляд. Что-то необычайное светилось в нем, даже тогда, когда язык ее лепетал самые пустые речи. Одевалась она изысканно…»


«…Павел Петрович встретил ее на одном бале, протанцевал с ней мазурку, в течение которой она не сказала ни одного путного слова, и влюбился в нее страстно. Привыкший к победам, он и тут скоро достиг своей цели; но легкость торжества не охладила его…»

В княгине Р. таится какая-то загадка, которая манит Павла Петровича Кирсанова. Он крепко привязывается к этой женщине:

«…он еще мучительнее, еще крепче привязался к этой женщине, в которой, даже тогда, когда она отдавалась безвозвратно, все еще как будто оставалось что-то заветное и недоступное, куда никто не мог проникнуть. Что гнездилось в этой душе – бог весть! Казалось, она находилась во власти каких-то тайных, для нее самой неведомых сил; они играли ею, как хотели…» 

Княгиня Р. не отличается большим умом:

«…ее небольшой ум не мог сладить с их прихотью…»

Но она покоряет Кирсанова своим обаянием:

«…Ее образ, этот непонятный, почти бессмысленный, но обаятельный образ слишком глубоко внедрился в его душу…»


Княгиня Р. ведет себя непредсказуемо и нелогично. Кажется, что любовь не приносит ей радости:

«…Все ее поведение представляло ряд несообразностей; единственные письма, которые могли бы возбудить справедливые подозрения ее мужа, она написала к человеку почти ей чужому, а любовь ее отзывалась печалью: она уже не смеялась и не шутила с тем, кого избирала, и слушала его и глядела на него с недоумением…»

У княгини Р. случаются приступы печали, и тогда она запирается в комнате и рыдает:

«…Иногда, большею частью внезапно, это недоумение переходило в холодный ужас; лицо ее принимало выражение мертвенное и дикое; она запиралась у себя в спальне, и горничная ее могла слышать, припав ухом к замку, ее глухие рыдания…»

 Павел Петрович страдает от этих причуд княгини Р., но продолжает любить ее:

«…Не раз, возвращаясь к себе домой после нежного свидания, Кирсанов чувствовал на сердце ту разрывающую и горькую досаду, которая поднимается в сердце после окончательной неудачи. «Чего же хочу я еще?» – спрашивал он себя, а сердце все ныло…»  


«…прибавила она с незначительною усмешкой, а глаза глядели все так же странно…»

В конце концов княгиня Р. охладевает к Кирсанову, из-за чего он чуть не сходит с ума. Княгиня уезжает за границу, чтобы сбежать от его преследований:

Источник: www.literaturus.ru

Цели:

  1. Углубление и систематизация знаний о романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”, его идейном содержании.
  2. Развитие умений анализировать эпизод, определять его место в образной структуре произведения и значение в постижении авторской идеи, обнаруживать связь между эпизодом как самостоятельным фрагментом текста и произведением в целом.

Задачи:

В процессе анализа VII главы романа И.С. Тургенева “Отцы и дети”:

  1. Обобщить знания о композиции романа через анализ композиции сюжета.
  2. Актуализировать представления о своеобразии конфликта между “отцами” и “детьми” , подвести к убеждению о том, что П. П.Кирсанов и Е.Базаров являются “героями своего времени”, относятся к лагерю “детей” и между ними гораздо более сходства, чем различий.
  3. Заставить задуматься о личной ответственности за судьбу тех, кто тебе близок. Развитие основ гармоничных отношений с окружающим миром.
  4. Обогащение словарного запаса, развитие аналитических навыков и умений: выделять главное, сравнивать, доказывать и опровергать, обобщать и систематизировать.

План занятия:

1. Постановка цели, определение путей ее достижения.
2. Анализ VII главы романа с использованием плана анализа эпизода:
– Как данный эпизод связан с предыдущим содержанием романа;
– Содержание:
 – Тематика
 – Проблематика
 – Идея и идейно-эмоциональная оценка (пафос).
– Форма:
1. Характер конфликта
2. Сюжет и композиция:
 – композиция сюжета (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка);
 – время и пространство;
 – система образов: главные герои (их место в образной системе всего романа), второстепенные персонажи;
 – средство создания образа (поступки, портрет, речь, внутренняя речь, взаимные характеристики, самохарактеристики персонажа, авторская   оценка и т. д.);
 – пейзаж, интерьер;
 – роль детали;
 – отступления от сюжета.
– Речевая система.
– Значение эпизода для понимания общего смысла произведения.
3. Подведение итогов.

Конспективный сценарий урока.

1. Вступительное слово учителя.

Каковы причины нашего обращения к одному из эпизодов романа И.С. Тургенева “Отцы и дети” и особого внимания к нему? История любви П. П. Кирсанова к княгине Р. ,несомненно, интересна сама по себе, но также она проливает свет на характер героя и, что самое главное, многое объясняет в его настоящей жизни. У большого художника даже маленькая деталь наполняется большим смыслом. Вставной эпизод может быть соотнесен с остальными персонажами. Через него можно услышать и почувствовать “задушевные” мысли всего романа. Попробуем в этом убедиться.


2. Анализ VII главы романа.

Вопрос учителя: Как данный эпизод связан с предыдущими событиями? Чем вызвана его необходимость?

– В доме Кирсановых “предгрозовая” атмосфера. П. П. Кирсанов, испытывая явную неприязнь к Базарову, готовится к “схватке”. Базаров, отрицая все, не признает Кирсанова как отжившее явление, поэтому его суждения резки, категоричны. Аркадий, желая разрядить обстановку, рассказывает Базарову историю своего дяди.

Вопрос учителя: Почему с историей П. П. Кирсанова читатель знакомится через автора-повествователя, хотя рассказывает ее Аркадий?

– Смена рассказчика, вероятно, связана позицией автора: это придает истории более объективное значении, к тому же ей отводится самостоятельное место (VII главы). Этим, скорей всего, подчеркивается особая значимость эпизода.

Учитель обращает внимание на своеобразие жанра эпизод.

Это вставная новелла. Здесь налицо все признаки этого жанра; в том числе динамично развивающиеся события, ограниченное число персонажей, она может быть рассчитана на слушание не только одного героя, но и более многочисленной публики.


– Какова композиция сюжета?

Учащиеся отмечают совпадение сюжета с фабулой и классическое построение сюжета. Определяется экспозиция, знакомящая читателя с жизнью Павла Петровича до встречи с княгиней. Значительному отрезку времени – 28 лет – отводится сравнительно небольшой объем, несмотря на то, что и пространство (дом, корпус, Петербург) достаточно широко, художественное время, не совпадающее с реальным, усиливает впечатление динамизма жизни героя. Характерологический портрет П. П. Кирсанова, нарисованный по контрасту с портретом его брата, подчеркивает его исключительность, энергию.

Завязка совпадает с “ключевым” словом “вдруг”, означающим начало нового этапа в жизни героя. Это происходит на балу, где Кирсанов встречается с княгиней Р. Романтический портрет героини подчеркивает главное в ее характере – таинственность. Объяснение романтического двоемирия княгини весьма банально: она глубоко несчастная женщина, ее блеск и беспечность всего лишь маска, истинное лицо обнаруживается лишь ночью, когда княгиня остается наедине с собой.

Павел Петрович, покоренный тайной княгини Р., так и не смог разгадать ее загадки.

Развитие действия сюжета связано с описаниями, как Кирсанов волочился везде и всюду за княгиней. Время словно остановилось для него, оно не заполнено ничем значительным, а жизнь однообразна.


Особое значение в описании взаимоотношений П. П. Кирсанова и княгини Р. в эпизоде отводится художественной детали. Это кольцо с изображением сфинкса. Что означает крестообразная черта по сфинксу? Выходя за пределы данного эпизода, представляется возможным сравнить сначала героинь любовных коллизий, а затем сопоставить влюбленных в них героев. Сравнивая княгиню Р. и Одинцову, обнаруживаем сближающую их таинственность: “Что гнездилось в душе – бог весть! Казалось, она находилась во власти каких-то тайных для нее самой сил”, – княгиня Р. “Довольно странное существо” – Одинцова. Обе героини, несомненно, явление значительное по живости изображения, по авторскому отношению к ним. Есть сходство и в семейном положении: тихий и спокойный брак с любимым человеком у княгини Р. и тихая, спокойная жизнь с мужем, а затем во вдовстве у Одинцовой. При этом обе несчастные: княгиня Р. “плачет и молится”, Одинцова – уставшая от жизни женщина, уединившаяся в деревне. Сопоставление П.П.Кирсанова и Базарова, непримиримых идеологических противников, прошедших через “испытание любовью”, позволяет также обнаружить между ними гораздо больше сходств, чем различий: возникает некая незримая связь, когда человек попадает во власть природы. Отвергнутые, они оба страдают. Несмотря на словесные дуэли, между ними нет той резкости и непримиримости (горе сближает!), что было в начале романа. Базаров влюбляется и тем самым приобщается к духовному миру, который только что отрицал. Рушится миф о свободе человека от всего, что связывает его с другими людьми.


Неразделенная любовь разрушает и Павла Петровича, и Базарова. Любовь не бывает счастливой, если она настоящая, сильная страсть. Такой любви почти всегда уготован печальный конец – утрата, разлад, расставание.

Интересно также сравнение княгини Р. и Фенечки.

При отсутствии внешнего сходства между героинями все же есть связь, начиная с символики имен: княгиня Нелли (Елена) – “свет, блеск”; Фенечка (Федосья) – “богом данная”; т.е. высший свет, высший блеск. Это, конечно, поверхностное, внешнее сравнение. И все же! Стоит особо сказать о том, что именно к Фенечке “тянется” душа Павла Петровича. Знаменателен эпизод посещения им дома Фенечки (гл. IX). Глазами Павла Петровича мы видим Дом, Мать с ребенком – вот они – тайны и их разгадка, вот он – смысл жизни. Не случайно Павел Петрович, придя к себе в комнату, “бросается на диван” – дважды повторяется эта фраза. Что это? Наверное, позднее прозрение; жизнь прошла в разгадке тайны – жизнь прошла мимо: Павел Петрович, увы, княгиню Р. с ее указывающим крестом на сфинксе понять не сумел!

Этот смысл понятен Николаю Петровичу (не случайно в VII главе рисуются через противопоставление) – он не искал тайны в женщине, был счастлив со своей первой женой, счастлив с Фенечкой.

“Тянется” к Фенечке и Базаров. Это не только “сюжетная подтяжка”, когда противоположные герои объединяются общим объектом любви. Во внимании к Фенечке в Базарове обнаруживается то самое живое человеческое чувство, которое он так тщательно прятал под нигилистическими “одеждами”.


3. Подведение итогов урока.

Анализируемый эпизод, представляя собой новеллу, связан с предыдущим и особенно последующим содержанием романа:

– Он помогает глубже понять Павла Петровича Кирсанова. История княгини Р. позволяет глубже понять идейное содержание романа и закономерности развития сюжета.

– Что означает крестообразная черта по сфинксу? В чем разгадка креста?

Учащиеся вспоминают миф об Эдипе, отмечают, что в мифе Эдип разгадал загадку сфинкса и остался жив. Павел Петрович не смог разгадать загадку – саму княгиню Р. – и поплатился за это своими чувствами, так и не сумел завоевать любовь таинственной княгини.

Крест – начало новой жизни. Возвращая кольцо с крестообразной чертой по сфинксу, княгиня словно дает ему напутствие на начало новой жизни. Но Павел Петрович не смог раскусить и этот орешек, продолжал мучить себя мыслями о княгине Р. всю жизнь.

Обращается внимание на то, что кольцо и камень обозначают замкнутое пространство. Княгиня перечеркнула его, указывая на желание вырваться из этого замкнутого пространства в жизнь, которая шире, богаче, не менее интересна и загадочна, чем придуманное, искусственно созданное воображением.

Перечеркивая сфинкса, княгиня, может быть, хотела сказать, что, видя в женщине загадку, не надо пытаться ее разгадать, ибо это невозможно, во-первых, и это превращает ее в сфинкс, идола, кумира, во-вторых. А она – живая душа. Павел Петрович же всю жизнь провел, думая о тайне.


– Развязка истории.

Учащиеся обращают внимание на окончательную остановку времени для Павла Петровича, движение реального времени (полтора года прошло, три зимы) лишь изредка, однажды в 48-году, приобретает размытые, обтекаемые формы, а замкнутое Марьиным пространство изолирует героя от настоящей жизни. Не случайно автор в конце XXIV главы (после дуэли П. П. и Базарова) подведет черту такой фразой: “Да он и был мертвец”.

– Какова связь эпизода с содержанием всего романа.

Несмотря на появление княгини Р. лишь в одном эпизоде, нетрудно увидеть, что героиня продолжает жить в романе.

Учащиеся находят сходство между княгиней Р. и Одинцовой. Обе героини, несомненно, явление значительное по живости изображения, по авторскому отношению к ним.

Семейное положение: тихий и спокойный брак с любимым человеком у княгини Р. и тихая, спокойная жизнь с мужем, а затем во вдовстве у Одинцовой. При этом обе несчастные: Р. “плачет и молится”, Одинцова – уставшая от жизни женщина, уединившаяся в деревне.

– В VII главе обнаруживается параллель между Базаровым и П. П. Кирсановым.

Домашнее задание: написать сочинение на тему “История любви Павла Петровича Кирсанова и княгини Р.” (Анализ эпизода VII глава романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”).

Литература:

  1. Геймбух Е. Ю. Сочинение. Просто? Сложно? Попробуй написать! УНЦ ДО, Москва 2003.
  2. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения “Флинта”, “Наука”, Москва 1998.
  3. Бусланова Т. П. Русская литература XIX века. Москва “Высшая школа”, 2003.
  4. Криницын А.Б. Тургенев. Ст. в книге “Русская литература” XIX-XX веков, т. 1 Издательство МГУ 2003.
  5. Базанова А. Е., Рыжова Н. В. Русская литература XIX-XX веков, Москва, 1997.

Источник: urok.1sept.ru

Чувство Базарова к Одинцовой

Высказывания о любви Базарова и его чувство к Одинцовой выдают противоречия в натуре Евгения. Возможно, в какой-то степени иронией автора является изображение победы над нигилизмом вспыхнувшего романтического чувства. Однако настоящий смысл этой ситуации представляется обратным. Дело в том, что для Тургенева настоящая любовь всегда была критерием высокой личности. Автор отнюдь не стремился унизить Евгения, напротив, он хотел возвысить его. Тургенев пытался показать, что в черствых и сухих нигилистах скрыта мощная сила чувства, такого, на которое не способен Аркадий во взаимоотношениях с Катей.

Однако любовь в судьбе разночинцев-демократов редко играла роковую роль, как, например, в жизни Павла Петровича. То, что случилось с Евгением, – скорее, исключение. Именно поэтому Тургенев в своем произведении отводит второстепенную роль любовному сюжету.

Базаров в начале романа относится к этому чувству как к романтической чепухе. Он считает, что это «пустота» и «распущенность». Рассказ о чувстве, которое испытывал к княгине Р. Павел Петрович, введен Тургеневым как предупреждение Базарову, этому заносчивому юноше. Любовь в жизни героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» становится роковой.

Образ Анны Сергеевны

Анна Сергеевна – вот виновница больших перемен, произошедших с главным героем. Это красавица, аристократка, молодая вдова 28 лет. Одинцова многое пережила и прочувствовала. Это гордая, независимая и умная женщина, которая обладает решительным и свободным характером. Безусловно, Евгений поразил ее воображение. И Анна Сергеевна заинтересовала героя свободой суждений, безмятежным спокойствием, начитанностью, незаурядностью, демократизмом. Однако Одинцова не может ответить Базарову таким же сильным чувством. Безусловно, в глазах читателя она проигрывает Евгению, который оказывается выше нее.

Можно сказать, что благодаря ей в душе Евгения Базарова произошел перелом. Любовь к ней является началом трагического возмездия Базарову. Это чувство как будто раскалывает на две половины его душу.

Перелом в душе Евгения Базарова

В герое с этого момента живут два человека. Первый и них является противником романтических чувств. Духовная природа любви отрицается им. Второй – одухотворенно и страстно любящий человек, который столкнулся с таинством этого чувства. Евгений обычно не придает внешнему виду человека большого внимания, однако его поразила красота Одинцовой, и он увлекся ей. Отрицавший ранее красоту герой теперь становится захвачен ею. Базаров, отвергавший любовь, начинает испытывать это чувство. Сам Евгений осознает, что бороться с собой – безнадежное дело!

Одиночество Базарова в любви

Базаров в любви одинок. Герой раскрывается в горьком чувстве к Анне Сергеевне как глубокая, страстная и сильная натура. Автор показывает, как любовь сломила Евгения, выбила из колеи. В конце произведения это уже не тот человек, что был в начале. Базаров испытывает тяжелый душевный кризис. У него все начинает валиться из рук. Даже заражение как будто неслучайно: находящийся в подавленном состоянии человек становится неосторожным. Однако Базаров все-таки не отказывается от борьбы и не унижается перед Анной Сергеевной. Всеми силами он пытается побороть отчаяние и боль.

Сходство историй Евгения Базарова и Павла Кирсанова

Любовь в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» показана как на противопоставлении (чувство Аркадия к Кате и Базарова к Одинцовой), так и на сходстве. Можно заметить, что истории Евгения Базарова и Павла Кирсанова очень похожи. И тот, и другой знакомятся со своими возлюбленными на балу. И Базаров, и Кирсанов несчастны в своем чувстве. Оба они раньше были «охотниками до женщин», однако вдруг изменились, полюбив. Павел Петрович, привыкший к победам, скоро добился своей цели и в отношении к княгине Р. Однако эта победа не охладила его. Евгений же скоро осознал, что от Анны Сергеевны «не добьешься толку», однако не смог не думать о ней. И для Павла Петровича, и для Базарова любовь не простое влечение. Она становится для них настоящей мукой. Кирсанов со временем не только не охладел к княгине, но и «еще мучительнее» к ней привязался. Эта история любви в романе «Отцы и дети» проходит через всю его жизнь. Базарова тоже «мучила и бесила» любовь, от которой его спасла только смерть. И этом можно найти сходство историй двух героев. Любовь и в том и в другом случае оказывается связанной со смертью. Павел Петрович не смог разлюбить княгиню и после того, как она скончалась. И Кирсанов потерял все. Автор отмечает, что «исхудалая голова» Павла Петровича лежала на подушке, будто голова мертвеца. Полюбив Анну Сергеевну, Базаров тоже умирает. Не так, как Павел Петрович, а физически.

Любовь в жизни Николая Петровича

Как же раскрывается тема любви в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» в отношении следующего героя, Николая Петровича? Для него это чувство – движущая сила и опора. Тема любви в романе «Отцы и дети» Тургенева получает новое освещение, когда речь идет о Николае Петровиче или его сыне. Для них это не роковое чувство, как для Павла Петровича или Базарова. Это нежная привязанность, естественная потребность души, с которой они не пытаются бороться.

Вначале Николай Петрович испытывал к своей жене Маше глубокое, нежное и трогательное чувство. Супруги практически не расставались. Так прошло 10 лет, а затем жена Кирсанова скончалась. Николай Петрович едва смог вынести этот удар. Прошло 10 лет, прежде чем его сердце смогло вместить новую любовь.

Фенечка не равна ни по общественному положению, ни по возрасту Николаю Петровичу. Однако это не остановило Кирсанова. Героиня родила ему второго сына. Эта дочь бывшей экономки Николая Петровича смогла наполнить дом радостью и осветить жизнь Кирсанова на склоне лет.

Взаимоотношения Аркадия и Кати

Тема любви в романе «Отцы и дети» представлена также взаимоотношениями сына Николая Петровича и Кати. В отношении Аркадия нужно сказать, что перед его глазами был пример глубокой и нежной любви родителей. У него было совершенно другое представление об этом чувстве, чем у Базарова. Поэтому этот герой возмущался, когда Евгений высмеивал тайну отношений между мужчиной и женщиной. Стоило Аркадию отдалиться от своего друга, как в нем стала преобладать потребность в любящем и близком человеке. Незаметно в его жизнь вошла Катя. В отношениях между Катей и Аркадием автор разоблачает нигилизм, несвойственный натуре сына Николая Петровича. Катя прямо заявляет, что берется переделать его. И девушке удается претворить эти слова в жизнь. Через некоторое время Аркадий отказывается от нигилистической идеологии и становится примерным семьянином.

Заключение

Очень широко представлена тема любви в романе «Отцы и дети» Тургенева. Сочинение по этому произведению написать не сложно. Для раскрытия темы любви можно выбрать взаимоотношения двух героев или же представить общий обзор, как в нашей статье. Страницы романа «Отцы и дети» Тургенева буквально пронизаны духом этого вечного чувства. Характер героев наиболее полно раскрывается как раз во время испытания любовью. Безусловно, тема любви в романе «Отцы и дети» – одна из ключевых в этом произведении.

Источник: FB.ru


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.