Сообщение на тему любовная лирика лермонтова


Тема любви является одной из самых актуальных. Множество писателей и поэтов воспевали ее в своих произведениях, возносили ее и укоряли. Михаил Юрьевич Лермонтов открыл новую страницу любовной лирики. Его работы дали толчок для новых размышлений, показали не только лучшие, но и худшие стороны этого возвышенного чувства.

Творчество Лермонтова пропитано трагизмом.

И причина этого кроется не только в личных переживаниях, но и в окружающем мире. Благодаря умению видеть глубже, чем остальные, поэт открывает перед нами все тайны и особенности мира влюбленного человека.

Анализируя творчество Лермонтова, необходимо обратить внимание на то, как развивались его взгляды. Начнем с 30-х годов. Это время без каких-либо сомнений можно назвать жутким. Большое количество интеллигенции, думающих людей сослали в Сибирь, репрессировали, расстреляли. Сам же Лермонтов старался сравнить идеальное и реальное. Благодаря сложившейся ситуации, контраст был очень ярким. Поэт старался передать читателю свои мечты о лучшем будущем, где любовь стоит на первом месте.


Меня поражает то, как он превозносит любовь, верит в идеальное блаженство. Ему мало частичного улучшения. Он осознает, что времени у него не так много.

Много работ Лермонтова передают его самое сильное, настоящее и неразделенное чувство любви к Варе Лопухиной. О его грусти свидетельствуют следующие строки:

Душа моя должна прожить в земной неволе

Не долго. Может быть, я не увижу боле

Твой взор, твой милый взор, столь нежный для других.

Автор видит в любви нечто вечное и великое. Это говорит о его желании любить только одного человека и отдавать ему всего себя. И даже если на его пути и были увлечения, то они являлись лишь возможностью на мгновение заглушить боль от неразделенной любви:

У ног других не забывал я взор твоих очей.

Любя других, я лишь страдал

Любовью прежних дней.

Я думаю, что суть любовной лирики Лермонтова: создавать идеальные мечты и образы, которые смогли бы перекрыть существующую реальность. Он не пишет о любви нежной и радостной. В его творчестве можно наблюдать лишь за неразделенными и печальными чувствами. Мы не можем судить его взглядов, так как не пережили его жизненного пути. Лично я считаю, что это очень сильные стихотворения, которые дают нам возможность пережить не только счастье, но и печаль.


Источник: www.kritika24.ru

Жизнь Михаила Юрьевича Лермонтова была короткой и не столь насыщенной любовными приключениями, как, например, биография Пушкина. Он отличался некоторым постоянством чувств и отношений. Ниже вы можете ознакомиться с адресатами любовной лирики Лермонтова.

Сообщение на тему любовная лирика лермонтоваЕкатерина Александровна Сушкова познакомилась с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым весной 1830 года. Она была на два года старше поэта, и смотрела на него, как на мальчика. Тем более что Михаил Юрьевич был невысокого роста. Сушкова писала о Лермонтове:

Сообщение на тему любовная лирика лермонтова

Екатерина Александровна была очаровательна, с длинными до пят черными волосами и выразительными черными глазами она сводила с ума мужчин. Лермонтов также не остался равнодушен к ней. Только Сушкова вела себя с ним как опытная кокетка. И кстати, в свете она получила репутацию кокетливой барышни.


Осенью того же 1830 года они расстались и вновь встретились в Петербурге 4 года спустя. Лермонтов уже не был наивным пылким юношей и совсем другими глазами смотрел на Сушкову, которая собиралась замуж за Алексея Лопухина, друга Михаила, но родные Алексея были против. Лермонтов согласился подыграть, и начал ухаживать за Сушковой. Теперь Лермонтов и Сушкова поменялись ролями. Екатерина Александровна в самом деле, по ее собственному признанию влюбилась в поэта, Лермонтов лишь изображал влюбленность.

В пору своей увлеченности Сушковой Лермонтов посвятил ей следующие произведения:

  • «К Сушковой»;
  • «Благодарю!»;
  • «Зови надежду сновиденьем»;
  • «Нищий»;
  • «Стансы»;
  • «Ночь»;
  • «У ног других не забывал»;
  • «Я не люблю тебя, страстей…».

Сообщение на тему любовная лирика лермонтоваВарвара Александровна Лопухина (в браке – Бахметьева) была всего на год моложе поэта. В 1831 году ее привезли в Москву из имения, и здесь они познакомились. Любовь между молодыми людьми была взаимной. Но родственники Варвары Александровны были против их брака, очевидно, ввиду слишком юного возраста обоих. Михаилу Лермонтову едва исполнилось 17 лет. Поэт посвятил любимой девушке следующие стихи.

  • «К Л.-» («У ног других не забывал…»);
  • «К*» («Мы случайно сведены судьбою…»);
  • «К*» («Оставь напрасные заботы..»);
  • «Она не гордой красотою…»;
  • «Слова разлуки повторяя…».
  • «Прими мой дар».

Сообщение на тему любовная лирика лермонтова

Так отзывался родственник Лермонтова А. А. Шан-Гирей об отношениях Лермонтова к Лопухиной.

Наталья Федоровна Иванова, – дочь литератора и драматурга Ф. Ф. Ива́нова. Она старше Лермонтова на полтора года. В начале знакомства Наталья Федоровна поощряла и принимала ухаживания юного поэта, сумела влюбить его в себя, но потом он встретил с ее стороны холодность и равнодушие.

Наталье Федоровне был посвящен так называемый «Ивановский цикл» стихотворений, которые он писал на протяжении 2-х лет, и драма «Странный человек».

  • «Н. Ф. И….вой»
  • «Н. Ф. И.»
  • «Романс к И…»,
  • «К ***» («Всевышний произнес свой приговор»)
  • «Когда одни воспоминанья»
  • «К чему волшебною улыбкой»
  • «1831-го июня 11 дня»
  • «Видение» «Я видел юношу: он был верхом».

Предположительно, Наталье Федоровне поэт посвятил не менее 40 стихотворений.


Мария Алексеевна Щербатова на 5 лет моложе Лермонтова. Познакомилась с ним в 1839 году, когда она сама была уже вдовой, а поэт пользовался популярностью и признанием общественности. Мария Алексеевна, по словам А.И. Тургенева, любила поэта. Молодая образованная вдова предпочитала балам и развлечениям литературные и художественные салоны. В одном из салонов – у Карамзиных она встретила Лермонтова, творчеством которого давно восхищалась.

Марии Алексеевне поэт посвятил следующие стихи:

  • «Молитва» («В минуту жизни трудную»);
  • «М.А.Щербатовой»;
  • «Отчего».

Евдокия Петровна Ростопчина на три года старше Лермонтова. С ней он познакомился в начале 30-х годов. Она была родной сестрой товарища по пансиону С. Сушкова. Лермонтов был увлечен красотой графини, но сблизились они лишь в 41-м году во время его пребывания в Петербурге.

По словам Ростопчиной, присутствовавшей на вечере прощания с Лермонтовым, уезжавшим на Кавказ, у него было упадническое настроение. Он словно предчувствовал свою смерть.

Ростопчина посвятила Лермонтову стихотворение «На дорогу!», а когда поэт уехал на Кавказ, передала Е.А.Арсеньевой свой сборник «Стихотворения»(1841) с посвящением:

Сообщение на тему любовная лирика лермонтова

Евдокия Петровна, вспоминая Михаила Юрьевича, указала на сознательный «демонизм» и «донжуанство» юного Лермонтова и благодатность ссылки (как сурового испытания) для созревания его гения. Лермонтов посвятил Ростопчиной 2 стихотворения:

  • «Крест на скале» (1830);
  • «Додо».

 

Екатерина Григорьевна Быховец стала последней подругой в жизни поэта. Но Екатерина Григорьевна напоминала ему Вареньку Лопухину, которую он продолжал любить всем сердцем. Ей он посвятил стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю», в котором есть такие строки.

Сообщение на тему любовная лирика лермонтова

Екатерина Григорьевна была с Лермонтовым в последний день его жизни незадолго до дуэли. Об этой встрече сохранилось воспоминание:

Сообщение на тему любовная лирика лермонтова

Источник: LermontovM.ru

Тема любви в лирике М. Лермонтова


С именем Лермонтова открывается новая страница русской литературы. М. Ю. Лермонтова часто рассматривают как поэта, в творчестве которого много трагического. Нельзя забывать о том, что истоки трагизма в творчестве Лермонтова — это не только его личная судьба, и как человека, и как поэта, но и трагизм окружающей действительности.

30‑е годы — это годы реакции в России, все лучшее сгноили, разогнали, сослали в Сибирь. Характеризуя творчество Лермонтова, Белинский позднее скажет: “Без отрицания жизнь превратится в стоячее и вонючее болото”. Белинский верно заметил основное противоречие романтического восприятия мира Лермонтовым — это противоречие между идеалом и действительностью, которое в творчестве Лермонтова достигает предельного напряжения.

Его произведения поражают беспощадностью отрицания и могучим полетом мечты. Лермонтовский романтизм основан на твердом убеждении, что существует “жизнь иная”, что человек создан для любви, для счастья. Любовь занимает большое место в поэзии Лермонтова.

Позднее Тургенев скажет: “По тому, как может любить человек, мы можем судить о его внутренней зрелости”. Лермонтов, как личность, сформировался очень рано. В пятнадцать лет у него уже были глубокие, философские стихи о любви, о родине, о тайне человеческого бытия.

Он пишет: “Мне жизнь все как-то коротка, и все боюсь, что не успею я свершить чего-то”. Идеалы Лермонтова беспредельны: он жаждет не простого улучшения жизни, а “полного блаженства”, изменения несовершенной человеческой природы, абсолютного разрешения всех противоречий бытия.


Существовать вечно — на меньшее поэт не согласен. Любовь в творчестве Лермонтова носит трагический отпечаток из-за его единственной, настоящей, неразделенной любви к другу юности — Вареньке Лопухиной. Он видит невозможность любви и окружает себя мученическим ореолом, ставя себя вне мира и жизни.

Лермонтов грустит о потерянном счастье:

    Душа моя должна прожить в земной неволе

    Не долго. Может быть, я не увижу боле

    Твой взор, твой милый взор, столь нежный для других.

Лермонтов подчеркивает свою отчужденность от всего мирского: “Чего б то ни было земного, но я не сделаюсь рабом”. В понимании поэта любовь должна быть вечной, его не удовлетворяют “обычные”, скоротечные страсти, и если он иногда увлекается и отходит в сторону, то его строки — это не плод больной фантазии, а всего лишь минута слабости:

    У ног других не забывал я взор твоих очей.

     Любя других, я лишь страдал

    Любовью прежних дней.

Человеческая, земная любовь кажется помехой для поэта на его пути к высшим идеалам. В стихотворении “Я не унижусь пред тобою” он говорит, что вдохновение для него дороже ненужных страстей, которые способны кинуть человеческую душу в бездну. Любовь в лирике Лермонтова носит роковой характер. Он пишет: “Меня спасало вдохновенье от мелочных сует, но от своей души спасенья и в самом счастье нет”.


Бабушка Лермонтова говорила: “Странный Мишель, пока одни подыскивают себе невест и устраивают свои материальные дела, он все витает в облаках, грезит о неземной любви”. В стихотворении “Сонет” поэт пишет: “Я памятью живу с увядшими мечтами, виденья прежних лет толпятся предо мной, и образ твой меж них, как месяц в час ночной, между бродящими блистает облаками”. Поэт пытается противопоставить унылой действительности свои идеальные воззрения.

В этом отличие любовной лирики Лермонтова от любовной лирики Пушкина. У Пушкина любовь, как божественный дар, радостна и светла. Он не привносит неразрешимого трагизма в свои лирические стихи, у него любовь — всего лишь миг прекрасного, чарующего, возвышенного. Он более реалистичен и жизнерадостен в своих стихах, хотя и у него порой проступают пессимистические нотки. В стихотворениях Лермонтова любовь — чувство высокое, светлое, поэтическое, но всегда неразделенное или утраченное.

В стихотворении “Валерик” (“Я к вам пишу случайно; право…”) любовная часть, ставшая впоследствии романсом, передает горькое чувство утраты связи с возлюбленной. “Безумно ждать любви заочной? В наш век все чувства лишь на срок; но я вас помню…” — пишет поэт.

Традиционным в творчестве Лермонтова стал мотив неверной возлюбленной, недостойной великого чувства или не выдержавшей испытания временем. Разлад между мечтой и действительностью проникает в это прекрасное чувство, любовь Лермонтову приносит не радость, а грусть и страдание. Поэт раздумывает над вопросом жизни и смерти. Он грустит о скоротечности жизни и хочет успеть сделать как можно больше за тот небольшой срок, который отведен ему на земле. Ему “жизнь ненавистна, но и смерть страшна”.


Лирические стихи Лермонтова отражают глубину его восприятия окружающей жизни, в них сосредоточены душевные переживания поэта, богатство его внутреннего мира. Он повсюду ищет гармонию, его мысли о вечной свободе, о любви неразрывно связаны с думами о несовершенстве мира, о его жестокости по отношению к отдельной человеческой личности. Страдания человека — в противоречивости чувств: “Никто не получал, чего хотел. А что любил?”

Анализ стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю…» М. Ю. Лермонтов

Нет, не тебя так пылко я люблю,

Не для меня красы твоей блистанье:

Люблю в тебе я прошлое страданье

 И молодость погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю,

В твои глаза вникая долгим взором,

Таинственным я занят разговором,

Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней,

В твоих чертах ищу черты другие,

В устах живых — уста давно немые,

В глазах — огонь угаснувших очей.

1841

Не секрет, что в последние годы жизни Михаил Лермонтов очень сильно привязался к Варваре Лопухиной, которую буквально боготворил. Однако поэт понимал, что возможный союз двух любящих сердец принесет его избраннице лишь глубокие страдания. Объяснял Лермонтов это не только своим скверным и вспыльчивым характером, но и бессмысленностью собственной жизни. Он считал, что не может составить счастье женщины, если является глубоко несчастным и запутавшимся в своих стремлениях человеком.

Так или иначе, но о своем решении не связывать себя узами брака Лермонтов сообщил Лопухиной. Произошло это незадолго до роковой дуэли, когда поэт ненадолго приехал в Петербург, чтобы затем вновь отправиться на Кавказ. По дороге в свой полк Лермонтов остановился в Пятигорске, где судьба свела его с Екатериной Быховец. Именно этой девушке поэт посвятил стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю…».

Впоследствии Екатерина Быховец вспоминала, что поэт питал к ней очень нежные чувства. Однако такое отношение объяснялось очень просто, так как эта юная особа внешне очень напоминала Лермонтову Варвару Лопухину. Поэтому неудивительно, что обращаясь к Екатерине Быховец в стихах, поэт отмечает: «люблю в тебе я прошлое страданье и молодость погибшую мою».

Таким образом, из этой фразы становится очевидно, что Лермонтов действительно поставил крест на взаимоотношениях с Варварой Лопухиной, хотя это решение далось ему непросто. Мысленно он по-прежнему рядом со своей избранницей. Поэтому автор признается, что когда смотрит на юную Екатерину Быховец, то занят «таинственным разговором», который ведет в душе. «Но не с тобой я сердцем говорю», — подчеркивает поэт.

При этом Лермонтов понимает, что Варвара Лопухина исчезла из его жизни окончательно и бесповоротно. Мысленно он хоронит ее образ, однако сердцу не прикажешь. Именно по этой причине в облике другой он пытается отыскать такие знакомые и милые черты, надеясь увидеть в глазах своей собеседницы «огонь угаснувших очей». Примечательно, что Лермонтов, никого не впускавший в свой внутренний мир, во время краткого знакомства с Екатериной Быховец оказался на удивление откровенным.

Возможно, поэт предчувствовал свою скорую гибель и понимал, что пусть через третье лицо, но в последний раз признается в любви к Лопухиной. По воспоминаниям Екатерины Быховец, поэт мог часами говорить о той, которой принадлежало его сердце, но при этом вспоминал он ней в прошедшем времени.

Стих «Когда твой друг с пророческой тоскою» Лермонтов анализ

Когда твой друг с пророческой тоскою

Тебе вверял толпу своих забот,

Не знала ты невинною душою,

Что смерть его позорная зовет,

Что голова, любимая тобою,

С твоей груди на плаху перейдет;

Он был рожден для мирных вдохновений,

Для славы, для надежд; – но меж людей

Он не годился; и враждебный гений

Его душе не наложил цепей;

И не слыхал творец его молений,

И он погиб во цвете лучших дней;

И близок час… И жизнь его потонет

В забвенье, без следа, как звук пустой;

Никто слезы прощальной не уронит,

Чтоб смыть упрек, оправданный толпой,

И лишь волна полночная простонет

Над сердцем, где хранился образ твой!

Стихотворение «Не смейся над моей пророческой тоскою…» написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым предположительно в 1837 года. Впервые его опубликовали уже после смерти поэта в 1846 году в литературном сборнике «Сегодня и вчера» с купюрами и некоторыми неточностями. У этого произведения есть двойник – «К* (Когда твой друг с пророческой тоскою…)», оба они продолжают тему подвига во имя свободы и расплаты за него, которая была сильна в лирике поэта в 30‑х годах.

«Не смейся над моей пророческой тоскою…» отражает глубокие чувства и переживания автора. В нём речь идёт от первого лица. Поэт обращается к собеседнику, возможно, возлюбленной. Михаил Юрьевич создаёт очень трогательный образ, когда говорит о предчувствии скорой гибели:

Я знал: удар судьбы меня не обойдёт;

Я знал, что голова, любимая тобою,

С твоей груди на плаху перейдёт…

Используя анафору, поэт усиливает ощущение безысходности. Одновременно утверждается и спокойная уверенность. «Я знал», – говорит лирический герой, смиряясь с будущим. Это подтверждается в следующей строке: «Но я без страха жду довременный конец…»

Что же предчувствует поэт, терзаясь «пророческой тоскою»? Исследователи лирики Михаила Юрьевича отмечают, что ожидание гибели у поэта связано со смертью его кумира – А. С. Пушкина. Известно, что Лермонтов вдохновлялся творчеством Александра Сергеевича, воспринимал его как старшего товарища. Смелость, с которой Пушкин порицал современное ему общество и нравы, поражала молодого Лермонтова. Потому кончина великого наставника вызвала у юноши бурю эмоций, которая выплеснулась в стихотворении «Смерть поэта». Императору Николаю I эти стихи показались оскорбительными. Последовали арест и ссылка.

Неудивительно, что в свете этих событий Лермонтова охватила тоска. Поэт снова убедился в чёрствости общества и жестокости власти. Потому-то он и говорит не о смерти, а о плахе, то есть, о казни. «Час кровавый» — таким эпитетом он характеризует момент своей гибели.

Снова поэт создаёт образ «несвоевременного героя» – человека, безусловно, великого, но пришедшего в мир не в тот час:

И я паду, и хитрая вражда

С улыбкой очернит мой недоцветший гений…

В этом стихотворении содержится множество отсылок к творчеству А. С. Пушкина. Эпитет «недоцветший гений» перекликается с выражением «недозрелый гений» из пушкинского «Андрея Шенье». Лермонтов указывает на фигуру Александра Сергеевича, упоминая «венец певца, венец терновый», уже использованный в «Смерти поэта».

Финальная строка производит впечатление незавершённости. Но этому чувству не стоит доверять. Несмотря на то, что последняя фраза не рифмуется ни с одной из предыдущих, мысль произведения оказывается закончена. Автор отпускает все переживания. К сожалению, теперь мы знаем, что его предчувствия подтвердились. Однако читатель может утешиться тем, что поэт оптимистично относился к смерти, воспринимая её как путешествие к новым мирам.

Любовная лирика М. Ю. Лермонтова для учеников 9–11 классов

С именем Лермонтова открывается новая страница русской литературы. Лермонтова часто рассматривают как поэта, в творчестве которого много трагического. Нельзя забывать о том, что истоки трагизма в творчестве Лермонтова — это не только его личная судьба, и как человека, и как поэта, но и трагизм окружающей действительности. Тридцатые годы — это годы реакции в России, все лучшее сгноили, разогнали, сослали в Сибирь.

Характеризуя творчество Лермонтова, Белинский позднее скажет: “Без отрицания жизнь превратится в стоячее и вонючее болото”. Белинский верно заметил основное противоречие романтического восприятия мира Лермонтовым — это противоречие между идеалом и действительностью, которое в творчестве Лермонтова достигает предельного напряжения. Его произведения поражают беспощадностью отрицания и могучим полетом мечты.

Лермонтовский романтизм основан на твердом убеждении, что существует “жизнь иная”, что человек создан для любви, для счастья. Основная тема и мотив лирики Лермонтова — это любовь. Позднее Тургенев скажет: “По тому, как может любить человек, мы можем судить о его внутренней зрелости”.

Лермонтов как личность сформировался очень рано. В пятнадцать лет у него уже были глубокие, философские стихи о любви, о родине, о тайне человеческого бытия. Он пишет: “Мне жизнь все как-то коротка, и все боюсь, что не успею свершить чего-то”. Идеалы Лермонтова беспредельны: он жаждет не простого улучшения жизни, а “полного блаженства”, изменения несовершенной человеческой природы, абсолютного разрешения всех противоречий бытия. Существовать вечно — на меньшее поэт не согласен.

Любовь в творчестве Лермонтова носит трагический отпечаток из-за его единственной, настоящей, неразделенной любви к другу юности — Вареньке Лопухиной. Он видит невозможность любви и окружает себя мученическим ореолом, ставя себя вне мира и жизни, Лермонтов грустит о потерянном счастье:

    Душа моя должна прожить в земной неволе

    Не долго. Может быть, я не увижу боле

    Твой взор, твой милый взор, столь нежный для других.

Лермонтов подчеркивает свою отчужденность от всего мирского: “Чего б то ни было земного, но я не сделаюсь рабом”. В понятии Лермонтова любовь должна быть вечной, поэта не удовлетворяют “обычные”, скоротечные страсти, и если он иногда увлекается и отходит в сторону, то его строки — это не плод больной фантазии, а всего лишь минута слабости:

    У ног других не забывал

    Я взор твоих очей;

     Любя других, я лишь страдал

    Любовью прежних дней

Человеческая, земная любовь кажется помехой для поэта на его пути к высшим идеалам. В стихотворении “Я не унижусь пред тобою…” он говорит, что вдохновение для него дороже ненужных страстей, которые способны низвергнуть человеческую душу в бездну. Любовь в лирике Лермонтова носит роковой характер. Он пишет: “Меня спасало вдохновенье от мелочных сует, но от своей души спасенья и в самом счастье нет”. Бабушка Лермонтова говорила: “Странный Мишель, пока одни подыскивают себе невест и устраивают свои материальные дела, он все витает в облаках, грезит о неземной любви”. В стихотворении “Сонет” поэт пишет:

    Я памятью живу с увядшими мечтами,

    Виденья прежних лет толпятся предо мной,

     И образ твой меж них, как месяц в час ночной,

    Между бродящими блистает облаками.

Поэт пытается противопоставить унылой действительности свои идеальные воззрения. В этом отличие любовной лирики Лермонтова от любовной лирики Пушкина. У Пушкина любовь, как божественный дар, радостна и светла. Он не привносит неразрешимого трагизма в свои лирические стихи, у него любовь — всего лишь миг прекрасного, чарующего, возвышенного. Он более реалистичный и жизнерадостный в своих стихах, хотя и у него порой проступают пессимистические нотки.

В стихотворениях Лермонтова любовь — чувство высокое, светлое, поэтическое, но всегда неразделенное или утраченное. В стихотворении “Валерик” любовная часть, ставшая впоследствии романсом, передает горькое чувство утраты связи с возлюбленной. “Безумно ждать любви заочной? В наш век все чувства лишь на срок; но я вас помню…” — пишет поэт.

Традиционным в творчестве Лермонтова, связанным с его личным опытом, стал мотив неверной возлюбленной, недостойной великого чувства или не выдержавшей испытания временем. Разлад между мечтой и действительностью проникает в это прекрасное чувство, любовь Лермонтову приносит не радость, а грусть и страдание:

    Мне грустно, потому что я тебя люблю.

Поэт раздумывает над вопросом жизни и смерти. Он грустит о скоротечности жизни и хочет успеть сделать как можно больше за тот небольшой срок, который отведен ему на земле. Ему “жизнь ненавистна, но и смерть страшна”. Лирические стихи Лермонтова отражают глубину его восприятия окружающей жизни, в них сосредоточены душевные переживания поэта, богатство его внутреннего мира. Он повсюду ищет гармонию, его мысли о вечной свободе, о любви неразрывно связаны с думами о несовершенстве мира, о несправедливости по отношению” к отдельной личности. Страдания человека — в противоречивости чувств:

    Никто не получал, чего хотел.

    А что любил?

Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «К Сушковой»

Вблизи тебя до этих пор

Я не слыхал в груди огня.

Встречал ли твой прелестный взор —

Не билось сердце у меня.

И что ж? — разлуки первый звук

Меня заставил трепетать, —

Нет, нет, он не предвестник мук:

Я не люблю — зачем скрывать!

Однако же хоть день, хоть час

Еще желал бы здесь пробыть,

Чтоб блеском этих чудных глаз

Души тревоги усмирить.

1830

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «К Сушковой» было написано в 1830 году и посвящено Екатерине Сушковой – первой возлюбленной поэта. Известно, что любовь Лермонтова была безответной, имела продолжение – по прошествии некоторого времени – и закончилась для Сушковой довольно печально.

Однако первый «этап» этого романа завершился грустно для самого Лермонтова – его юношеские чувства были безжалостно отвергнуты. Думаю, поэт пишет стихотворение-обращение «К Сушковой», подводя своеобразный итог этой любовной истории

По форме произведение легко и непринужденно. В нем герой беззаботно прощается с предметом своего увлечения:

    Вблизи тебя до этих пор

    Я не слыхал в груди огня.

    Встречал ли твой прелестный взор

    Не билось сердце у меня.

Однако он признается, что, при необходимости разлуки, почувствовал грусть и свою привязанность к девушке:

    Однако же хоть день, хоть час

    Еще желал бы здесь пробыть;

    Чтоб блеском этих чудных глаз

    Души тревоги усмирить.

Однако это ни в коем случае не любовь! – предупреждает герой:

    Нет, нет, он не предвестник мук;

    Я не люблю — зачем скрывать!

Так ли это на самом деле? Зная автобиографический подтекст этого произведения, можно предположить, что беззаботность – это всего лишь маска. Вполне возможно, что лирический герой страдает и страдает сильно. Что является причиной его переживаний – чувство любви или ущемленное самолюбие? Трудно сказать, однако, на мой взгляд, в стихотворении все же преобладает теплая и дружеская интонация. Герой хочет показать, что видит в героине скорее доброго друга, способного отвлечь его от горестных мыслей и суеты бренного мира:

Чтоб блеском этих чудных глаз

     Души тревоги усмирить.

Стихотворений состоит из трех строф, планомерно развивающих авторскую мысль. Зачин — героя не было даже намека на чувство к героине. Развитие темы — предстоящая разлука выявила его привязанность к девушке. Вывод — это не любовь, а скорее, дружеская привязанность, которая способна утешить лирического героя, страдающего в этом мире.

Художественный строй стихотворения основывается на метафорах:«не слыхал в груди огня», «разлуки первый звук», «предвестник мук», «блеском этих чудных глаз Души тревоги усмирить».

По жанру стихотворение представляет собой обращение, поэтому оно построено как диалог, что придает ему живости и эмоциональности. В плане синтаксиса это выражается в наличие вопросительных и восклицательных предложений (вторая строфа), в лексических повторах («Нет, нет, он не предвестник мук»; «Однако же хоть день, хоть час…»). С фонетической точки зрения в произведении наблюдаются аллитерации: повторы звонких согласных, например, («разлуки первый звук»).

Стихотворение создано с помощью перекрестной рифмовки, с преобладанием точных мужских рифм. Оно написано четырехстопным хореем с пиррихиями и спондеями.

Таким образом, «К Сушковой» — высокохудожественное произведение юного Лермонтова, написанное в жанре обращения. Несмотря на то, что оно было создано шестнадцатилетним юношей, стихотворение содержит в себе основные черты стиля великого русского поэта.

«Я не хочу, чтоб свет узнал…» М. Ю. Лермонтова: анализ стихотворения

Я не хочу, чтоб свет узнал

Мою таинственную повесть;

Как я любил, за что страдал,

Тому судья лишь бог да совесть!..

Им сердце в чувствах даст отчет;

У них попросит сожаленья;

И пусть меня накажет тот,

Кто изобрел мои мученья;

Укор невежд, укор людей

Души высокой не печалит;

Пускай шумит волна морей,

Утес гранитный не повалит;

Его чело меж облаков,

Он двух стихий жилец угрюмый

И кроме бури да громов

Он никому не вверит думы…

Конфликт романтического героя и общества — важнейший для лермонтовской поэтики. «Свет», который пренебрежительно именуется «толпой», ценит лишь «ничтожество» и враждебен человеку свободному, мыслящему, талантливому. Искренний и смелый герой сталкивается с клеветой и обманом, которые метафорически уподобляются ядовитому веществу: романтику пришлось почувствовать на себе «злобы яд» и «яд сердечный».

Стихотворение 1837 г. начинается с декларации: лирический герой желает скрыть от враждебного общества свои чувства, составляющие «таинственную повесть» жизни. Право высшего суда признается только за Богом и собственной совестью. Отношение героя к божественному началу противоречиво. Бесстрашный романтик предъявляет претензию Всевышнему, бросая дерзкую фразу: «Изобрел мои мученья». Кощунственные строки проникнуты горькой иронией: могущественные силы не оградили возвышенное сердце от испытаний и терзаний.

«Высокая душа» безразлична к общественному осуждению, что подчеркивается лексической анафорой «укор». В этой же строке герой саркастически уравнивает членов светского общества с «невеждами».

Произведение завершается природной зарисовкой, служащей сравнением с внутренним состоянием героя. Символическая доминанта пейзажа — образ «утеса гранитного», которому не страшны морские бури. Поверхность скалы сравнивается с «челом», а сам утес наделяется способностью мыслить и получает метафору «жилец угрюмый» — система олицетворений призвана оживить образ и максимально приблизить его к облику мрачного и мятежного романтика.

Сквозной образ неприступного утеса или скалы, возвышающихся над бушующим морем, в лермонтовской трактовке символизирует душевную твердость и силу одинокого героя. Подобное идейно-образное наполнение характерно для произведений «Гроза», «Романс». В первом из них подчеркивается недвижность «скалы остроконечной» на фоне морской грозы. «Холодная» и «равнодушная» душа лирического субъекта соотносится с природным образом, объединяясь по признаку неподвижности.

«Серая скала», вокруг которой организуется художественное пространство «Романса», была расколота мощной стихией надвое. Ее образ символизирует утраченную любовь, память о которой вечна в воспоминаниях обоих влюбленных. Романтические чувства оставили след на сердце, сравнимый с «глубокими трещинами», появившимися на камне после разлома.

Источник: litfest.ru

Жизнь Михаила Юрьевича Лермонтова была короткой и не столь насыщенной любовными приключениями, как, например, биография Пушкина. Он отличался некоторым постоянством чувств и отношений. Ниже вы можете ознакомиться с адресатами любовной лирики Лермонтова.

Сообщение на тему любовная лирика лермонтоваЕкатерина Александровна Сушкова познакомилась с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым весной 1830 года. Она была на два года старше поэта, и смотрела на него, как на мальчика. Тем более что Михаил Юрьевич был невысокого роста. Сушкова писала о Лермонтове:

Сообщение на тему любовная лирика лермонтова

Екатерина Александровна была очаровательна, с длинными до пят черными волосами и выразительными черными глазами она сводила с ума мужчин. Лермонтов также не остался равнодушен к ней. Только Сушкова вела себя с ним как опытная кокетка. И кстати, в свете она получила репутацию кокетливой барышни.

Осенью того же 1830 года они расстались и вновь встретились в Петербурге 4 года спустя. Лермонтов уже не был наивным пылким юношей и совсем другими глазами смотрел на Сушкову, которая собиралась замуж за Алексея Лопухина, друга Михаила, но родные Алексея были против. Лермонтов согласился подыграть, и начал ухаживать за Сушковой. Теперь Лермонтов и Сушкова поменялись ролями. Екатерина Александровна в самом деле, по ее собственному признанию влюбилась в поэта, Лермонтов лишь изображал влюбленность.

В пору своей увлеченности Сушковой Лермонтов посвятил ей следующие произведения:

  • «К Сушковой»;
  • «Благодарю!»;
  • «Зови надежду сновиденьем»;
  • «Нищий»;
  • «Стансы»;
  • «Ночь»;
  • «У ног других не забывал»;
  • «Я не люблю тебя, страстей…».

Сообщение на тему любовная лирика лермонтоваВарвара Александровна Лопухина (в браке – Бахметьева) была всего на год моложе поэта. В 1831 году ее привезли в Москву из имения, и здесь они познакомились. Любовь между молодыми людьми была взаимной. Но родственники Варвары Александровны были против их брака, очевидно, ввиду слишком юного возраста обоих. Михаилу Лермонтову едва исполнилось 17 лет. Поэт посвятил любимой девушке следующие стихи.

  • «К Л.-» («У ног других не забывал…»);
  • «К*» («Мы случайно сведены судьбою…»);
  • «К*» («Оставь напрасные заботы..»);
  • «Она не гордой красотою…»;
  • «Слова разлуки повторяя…».
  • «Прими мой дар».

Сообщение на тему любовная лирика лермонтова

Так отзывался родственник Лермонтова А. А. Шан-Гирей об отношениях Лермонтова к Лопухиной.

Наталья Федоровна Иванова, – дочь литератора и драматурга Ф. Ф. Ива́нова. Она старше Лермонтова на полтора года. В начале знакомства Наталья Федоровна поощряла и принимала ухаживания юного поэта, сумела влюбить его в себя, но потом он встретил с ее стороны холодность и равнодушие.

Наталье Федоровне был посвящен так называемый «Ивановский цикл» стихотворений, которые он писал на протяжении 2-х лет, и драма «Странный человек».

  • «Н. Ф. И….вой»
  • «Н. Ф. И.»
  • «Романс к И…»,
  • «К ***» («Всевышний произнес свой приговор»)
  • «Когда одни воспоминанья»
  • «К чему волшебною улыбкой»
  • «1831-го июня 11 дня»
  • «Видение» «Я видел юношу: он был верхом».

Предположительно, Наталье Федоровне поэт посвятил не менее 40 стихотворений.

Мария Алексеевна Щербатова на 5 лет моложе Лермонтова. Познакомилась с ним в 1839 году, когда она сама была уже вдовой, а поэт пользовался популярностью и признанием общественности. Мария Алексеевна, по словам А.И. Тургенева, любила поэта. Молодая образованная вдова предпочитала балам и развлечениям литературные и художественные салоны. В одном из салонов – у Карамзиных она встретила Лермонтова, творчеством которого давно восхищалась.

Марии Алексеевне поэт посвятил следующие стихи:

  • «Молитва» («В минуту жизни трудную»);
  • «М.А.Щербатовой»;
  • «Отчего».

Евдокия Петровна Ростопчина на три года старше Лермонтова. С ней он познакомился в начале 30-х годов. Она была родной сестрой товарища по пансиону С. Сушкова. Лермонтов был увлечен красотой графини, но сблизились они лишь в 41-м году во время его пребывания в Петербурге.

По словам Ростопчиной, присутствовавшей на вечере прощания с Лермонтовым, уезжавшим на Кавказ, у него было упадническое настроение. Он словно предчувствовал свою смерть.

Ростопчина посвятила Лермонтову стихотворение «На дорогу!», а когда поэт уехал на Кавказ, передала Е.А.Арсеньевой свой сборник «Стихотворения»(1841) с посвящением:

Сообщение на тему любовная лирика лермонтова

Евдокия Петровна, вспоминая Михаила Юрьевича, указала на сознательный «демонизм» и «донжуанство» юного Лермонтова и благодатность ссылки (как сурового испытания) для созревания его гения. Лермонтов посвятил Ростопчиной 2 стихотворения:

  • «Крест на скале» (1830);
  • «Додо».

 

Екатерина Григорьевна Быховец стала последней подругой в жизни поэта. Но Екатерина Григорьевна напоминала ему Вареньку Лопухину, которую он продолжал любить всем сердцем. Ей он посвятил стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю», в котором есть такие строки.

Сообщение на тему любовная лирика лермонтова

Екатерина Григорьевна была с Лермонтовым в последний день его жизни незадолго до дуэли. Об этой встрече сохранилось воспоминание:

Сообщение на тему любовная лирика лермонтова

Источник: LermontovM.ru

Значимость любовной лирики

Любовная лирика Лермонтова отличается своей неповторимой красотой и глубиной. Поэт на протяжении всего своего творческого пути нежно и бережно воспевает любовные чувства. Многие произведения и стихи, написанные поэтом, адресованы реальным прототипам красавиц, к которым воспылал поэт неугасаемым чувством. В своих стихотворениях Михаил Юрьевич не только отражал свою радостную влюбленность, но и страдания от неразделенного чувства. Поэтому тема любовной лирики была так важна и значима для поэта. Многие написанные произведения не имели подписи, а значит, их героини играли не последнюю роль в жизни поэта.

До творчества М. Ю. Лермонтова любовь в литературе имела какое-т обыденное положение. Творчество в любовной сфере, которое создавал поэт, наполняло любовные переживания новыми звуками и красками. Особенно много произведений поэт написал под гнетом чувства любовного разочарования и драматизма. И это не случайно. Если познакомиться с биографическими данными Лермонтова, то можно увидеть множество трагических и горьких моментов, что и отразилось в творчестве.

Любовные произведения Лермонтова относят человека в другой мир, наполненный ощущениями свободной любви. Во многих романтических произведениях автор описывает проявления взаимного счастья, так не хватавшего ему самому в суровой реальности. В своих лирических произведениях поэт описывает не только неповторимое ощущение гармонии с окружающем миром, но и противоречия, возникающие в его душе против несправедливости общества и существующего государственного уклада.

Неразделенная любовь в творчестве Лермонтова

На протяжении всей жизни автор не раз сталкивался с проявлениями неразделенных любовных чувств, мучавших и угнетающих душу молодого поэта. Особенно сильную боль поэту причинила любовь к В. А. Лопухиной. На фоне таких переживаний автор создает несколько произведений, которые насыщены трагизмом и разочарованием. Хотя в пору проявления влюбленности к данной молодой особе, сам поэт был его очень юн, его стихи насыщены глубоким смыслом взрослого человека. Неразделенная любовь Лермонтова отражается в стихотворениях, смысл которых кричит о невозможности существования взаимного счастья между мужчиной и женщиной. После перенесенных переживаний автор пишет, что любовь – это не всегда радостные чувства, а наоборот, обречение человека на мученичества. Свое разочарование влюбленный автор выражает так: «Душа моя должна прожить в земной неволе».

Несмотря на это, любовная мелодия играет в душе молодого автора как вечное и высокое искусство. На протяжении всего жизненного пути поэтом постигается красоту и гармонию любовных отношений, так ему и не подвластная. Постигнутые им страдания и разочарования по отношению к Вареньке Лопухиной проносятся через все творчество поэта.

Любовь и творчество поэта

Любовь в лирике Лермонтова насыщена несколько другими красками, различными от простого проявления человеческих ощущений. Людское проявление страстной любви и горьких мук автор считает довольно приземленными порывами. В его ощущение любовная тема приобретает судьбоносные черты, отраженные им в его строках: «Меня спасало вдохновенье, От мелочных сует, Но от своей души спасенья и в самом счастье нет». Этими строками поэт пытается донести до читателя всю силу вдохновения, которая гораздо мощнее любовных сил. Его творчество является для него самого спасательным кораблем в море бушующих любовных страстей и переживаний.

Тема любви в творчестве Лермонтова представлена как глубоко неразделенное чувство. Причет горечь и любовные страдания выпадают на долю поэта по вине женщины, к которой он воспылал этим чувством. Женщины в жизни поэта в большинстве случаев не разделяли его высоких порывов и светлых чувств. Весь трагизм пережитого разрыва с любимой становится причиной противоречивой борьбы мечты и реальности, возникающих в душе поэта. Такое восприятие лирического романтизма и доносит до нас автор. Возникающая горечь не отвеченных взаимностью чувств, убивает огонь любви Лермонтова и оставляет в воспоминании о нем горький осадок.

Все чаще поэта мучают философские вопросы о смысле жизни и значении смерти. Будучи достаточно молодым, автор чувствует приближение смерти. Его мучает мысль о скоротечности жизни и все ли он успел совершить за отведенное ему время. В лирическом творчестве поэта данные переживания также находят свое отражение. Произведения поэта наполнены грустными и горькими мотивами от душевных обид. Внутренний мир Михаила Юрьевича ищет гармонии и выражения. Но существующий жизненный уклад отбрасывает влюбленные мечты молодого автора, разбивая их и суровость реальной жизни.

Источник: obrazovaka.ru


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.