Цель жизни базарова


Если вам надо написать сочинение про образ Базарова, то в этой статье вы найдете цитаты, характеристику этого персонажа и других.

Базаров — главный герой романа «Отцы и дети», который написал И. С. Тургенев. Его образ стоит наряду с другими известными литературными персонажами такими, как Обломов, а также Евгений Онегин и другие. В этой статье вы найдете характеристику и описание образа Базарова нигилиста с цитатами для сочинения.

Сочинение на тему «Образ Евгения Базарова нигилиста» в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»: характеристика, образ жизни

Образ евгения базарова нигилиста
Образ Евгения Базарова нигилиста

Евгений молодой человек, сторонник нигилизма — модного течения того времени. Подробнее про его образ, жизненные предпочтения, семью, читайте ниже. Вот сочинение на тему «Образ Евгения Базарова нигилиста» в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» — характеристика, образ жизни:


Базаров – старший друг Кирсанова, будущий врач, что придерживается в убеждениях нигилизма. Его основные черты – острый ум, ирония, сарказм. Многие боятся его за остроту ума. Также герой может прямо выражать свою точку зрения, что далеко не всем нравится. Персонаж реалистичен – он не восхищается красотами природы, не верит в любовь. Тем не менее, в его жизни появляется вдова Одинцова. Базаров считает, что чувства к ней – слабость и презирает себя за это. Евгений с головой уходит в работу, чтобы найти утешение от неразделенной любви.

Почему же Базаров не герой времени, как Онегин или Печорин? Ведь он также придерживается прогрессивных и противоречивых взглядов, имеет свою точку зрения. Все дело в том, что в ту пору нигилизм был в моде, его придерживались многие молодые люди. Поэтому можно сказать, что Евгений Базаров не привносит ничего своего, он просто следует уже сложившейся модели поведения. Как и многие другие.


Кирсанов характеризует Базарова как человека смышленого. Видно, что приятель старше самого Аркадия. Учитывая, что Одинцовой 28 лет, то Базарову около 30-ти. Он обладает высоким ростом, носит длинный балахон с кистями. Евгений имеет бакенбарды, приятное, длинное и худое лицо, широкий лоб и заостренный нос. Ему не чужда самоуверенность.

Мать Базарова – потомственная дворянка. А вот отец – обычный врач. В Базарове чувствуется некая дерзость – и это нечто большее, чем обычный максимализм. Сложно сказать, унаследовал ли Евгений дворянство либо же он разночинец. Однако сам себя герой к дворянам не относит. Он человек принципиальный и гордый. Хоть и не богат.

Занимается естественными науками. Нигилист относится ко всему с критической точки зрения, все анализирует и не витает в облаках. Авторитетов у Базарова нет. Только он сам.
Герой ничего не принимает «на веру», ему важны доказательства и факты. В душе он бунтарь. Тем не менее, Базаров не любит «церемониться» и прост в общении. На балах Базаров считает оставаться в стороне и не веселится. Разговорить ему достаточно сложно – возможно потому, что ему интересно общение только с теми, кто равен по интеллектуальным способностям. Остальные кажутся скучными.

Манеры Базарова небрежны. Он несколько развязен. Базаров – самовлюбленный. Робостью не отличается. Любит подтрунивать над остальными. О чувствах Евгений не любит говорить, считает их слабостью. Может быть надменным и презрительным. Герой не признает искусство и занимается самовоспитанием. Считает, что химик приносит больше пользы, чем поэты. К природе равнодушен. Что же касается женщин, считает, что если дама красива – умной ей быть необязательно. Резок в своих высказываниях.


Краткая характеристика образа: 

Евгений Базаров – 30-летний, несколько надменный и самонадеянный врач. Нигилист и циник. Его выбор – анализ и логика, а не чувства и возвышенные эмоции. Некоторые люди считают его грубоватым и надменным из-за того, что он не стесняется выражать свою точку зрения прямо. А она приятна далеко не всегда. Ведет себя герой развязно, а иногда даже вызывающе. Но рационализатором не является, ибо нигилизм в то время был моден среди молодежи.

Образ родителей Базарова — кратко образ матери, отца в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева: сочинение

Образ родителей базарова
Образ родителей Базарова

Конфликт отцов и детей – основная проблема произведения. Базаров не может найти точек соприкосновения с отцом и матерью. А может даже и не хочет. Вот сочинение на тему «Образ родителей Базарова» — кратко образ матери, отца в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева:


Отец его был заслуженный лекарь, добился дворянского статуса своими заслугами. А вот мать Базарова была женщиной весьма доброй и суеверной. Умело вела хозяйство. Вне зависимости от разницы рода деятельности и мать, и отец Евгения – консерваторы. Допустим, отец, Василий Иванович, достижения науки игнорирует. Считает, что медицина должна быть традиционной.

Родители Базарова трудолюбивые. Однако, в отличие от сына, им не хватает любознательности и стремления познавать новое. Они словно погрязли в своем устаревшем мирке, который уже давно не соответствует реалиям. Тем не менее, Евгений для них – смысл жизни. Да и они дороги ему – хоть, со стороны кажется, что Базаров вовсе не любит отца и мать.

Тем не менее, с родителями он более мягок, чем с другими людьми. Открыто выразить свои чувства он смог только перед смертью, когда осознал, что бороться с консерватизмом нет смысла. Кажется, единственная слабость в Базарове – это любовь к родителям. Но поддерживая в себе нигилиста, он намеренно скрывает свои чувства.

«Бунтующее сердце» — образ героя, Базарова: сочинение с цитатами, 10 класс


«бунтующее сердце» — образ героя, базарова
«Бунтующее сердце» — образ героя, Базарова

Базаров – герой прогрессивный, но неоднозначный. Он практически никого не уважает, никогда не прогибается ни перед кем и не придает значения чужому мнению. В душах читателей он оставляет неизгладимый след. По крайней мере, им можно восхищаться либо ненавидеть, но равнодушным герой не оставляет никого. Вот сочинение с цитатами для 10 класса про образ героя Базарова на тему «Бунтующее сердце»:

Как и Чацкий, он стремится открыть людям глаза и показать «правильный» взгляд на современный мир. Однако Базаров не боится быть непонятым, показаться глупым, не боится, что его отвергнут. По большому счету, Евгению безразлично, кто и что про него думает.

Герой – вольнодумец. Он говорит то, что считает нужным и никого не боится. Это «новый» человек, что верит в прогресс, который настанет благодаря благам науки. Что же касается искусства, он считает это бесполезным явлением в обществе. На первое место Базаров ставит разум и анализ.

Это дерзкий, надменный молодой мужчина, которому никто не указ. Тем не менее, тот факт, что Базаров умирает, говорит о том, что его мнение – заблуждение. Будущее не за такими людьми, они должны уходить. Вполне возможно, что в чем-то Базаров был прав. Но, увы, не во всем.

Цитаты:


  • «Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца».
  • «Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки».
  • «Я ничьих мнений не разделяю, я имею свои».
  • «Нечего мешкать. Мешкают одни дураки да умники».
  • «Вот, что значит с феодалами пожить. Сам в феодалы попадешь и в рыцарских турнирах участвовать будешь».
  • «А что касается до времени – отчего я от него зависеть буду? Пускай же оно лучше зависит от меня».

После влюбленности в Одинцову, его взгляды несколько меняются. Но суть остается прежней. Базаров уверен, что любовь – это непростительная слабость.

Образ Базарова и Кирсанова: сравнительная характеристика

Образ базарова и кирсанова
Образ Базарова и Кирсанова

Базаров и Кирсанов – представители кардинально разных точек зрения. Вот подробная сравнительная характеристика этих образов:


Можно сказать, что это столкновение двух мировоззрений, которые сформировались незадолго до крестьянской реформы. Один из них революционер – либерал, а другой – консерватор. Один – молодой человек, готовый менять мир. Второму нравится жить по привычному укладу.

Даже двигаются они по-разному. Базаров ходит быстро и уверенно, а Кирсанов – медленно. Друг Евгения по своей натуре аристократ. Он следит за своей внешностью. В молодости был любимцем женщин. Теперь же он среднего возраста. Что же касается Базарова, это бедно одетый молодой человек с густой шевелюрой. У него худощавое лицо с выразительными глазами. Он умен и самоуверен. Видно, что Евгений не особенно следит за своей внешностью.

Для молодого Базарова главное – движение к прогрессу путем развития научной мысли. Что же касается Кирсанова – ему главное жизненное спокойствие. Соответственно, его все устраивает. Менять он уж точно ничего не собирается.

Отличается и происхождение. Базаров – сын военного лекаря. Именно поэтому он далек от высшего общества. Что же касается Кирсанова, это офицер, дворянин. Бывать в высшем обществе для него не в новинку.


Кирсанов не интересуется наукой, он мало эрудирован. А вот Базаров, напротив, несмотря на бедность, очень начитан и порой говорит очень логичные вещи. Отличается и образ жизни. Базаров рано встает и успевает сделать много дел, пока все остальные еще спят. Порой он даже забывает поесть. Если Базаров попадает за стол, то ест много и много пьет. А вот Кирсанов ценит комфорт и годами принимает пищу в одно и то же время. Он любит нежиться в постели, встает поздно.

Что же касается взглядов на семью, Павел Петрович после смерти любимой женщины хранит ей верность. Ведь он однолюб. А Базаров вообще отношения с женщинами ни во что не ставит, он цинично говорит о любви. Хоть впоследствии и обретает ее. Базаров честен. Он презирает крестьянское невежество и суеверие. Но сочувствует простому люду. Считает, что все равны. А вот Кирсанов жалеет крестьян для вида, а при встрече с ними ему мерзко, он морщится и не разговаривает с ними.

Подобных Базаровых и Кирсановых можно и ныне наблюдать в современном обществе.

«Трагизм образа Базарова» в литературе, системе образования: сочинение

Трагизм образа базарова
Трагизм образа Базарова

Образ Евгения трагический. В чем это проявляется и почему, описано ниже. Вот сочинение на тему «Трагизм образа Базарова» в литературе, системе образования:


Образ Базарова можно считать трагическим, поскольку герой так и не успел реализовать свой выдающийся потенциал. Он имел много идей и видел пути развития общества, но на практике ничего не применил. Герой считал, что такие разночинцы, как он, должны стать основой общества, что не должно быть бедных и богатых. В своей борьбе Евгений категоричен и активен.

Он повергает семейство Кирсановых в шок, когда они понимают кто приятель Аркаши. Его друг (то есть Базаров) – нигилист, что не имеет авторитетов и подвергает все анализу. Ему не важен опыт предыдущих поколений, он считает все дурным и неправильным. Аристократы для него – не приспособлены к жизни и не полезны для общества (равно, как и творческие люди). Для Базарова – главное наука. Даже чувства для героя – пустое место.

Однако трагизм еще заключается и в том, что Евгений забывает о созидательной цели своего существования. Борясь с несовершенствами общества, он несет разрушение. А конкретно: опровергая все на свете, он не выдвигает своих стратегий развития общества, не делает ничего, чтобы изменить его к лучшему.


Получается, «ломать – не строить». Все раскритиковать и не сделать нового взамен – куда проще, чем наглядно показать, как сделать общество лучше. Он хочет освободить жизнь от аристократических накоплений, поскольку народу не нужно. Но Евгений не считает, что его поколение рождено созидать.

А что будет, если на месте старого не построить ничего нового? Останутся только руины. Даже если такие люди, как Кирсанов живут неправильной жизнью и вредны для общества, Базарову следовало продумать стратегию развития страны и общества и прилагать усилия, обзавестись единомышленниками. Тогда держава зажила бы лучше.

Евгений считал, что «расплачиваться» за его «социальные руины» будут дети и внуки – пусть они строят новое государство и новое общество. Что еще раз говорит о том, что его идеи – демагогия. Так же, как герой не готов к серьезным отношениям с женщинами, так он не готов и к изменению системы, что царит в стране. Бунт в его душе, безусловно присутствует. Но это протест ради протеста. И «логичный» и «критичный» Базаров сам себе противоречит, поскольку он только разрушает, а взамен ничего не предлагает.

Точно также думает и Тургенев. Он намеренно подвергает Базарова испытаниям, пытаясь развенчать его самонадеянность и сменить точку зрения. Кстати, тот факт, что умирая, Евгений признает свою неправоту, говорит сам за себя.

Писарев «Базаров» — образ Базарова: когда написана статья, о чем?

Писарев «базаров» — образ базарова
Писарев «Базаров» — образ Базарова

Для Писарева «базаровщина» — не правильный подход, а болезнь. Болезнь и заблуждение целого поколения. Молодой доктор самонадеян. Он сеет налево и направо нигилистические идеи, не имеет авторитетов, ломает, не стараясь при этом построить новое и лучшее. Вот что писал Писарев про образ Базарова в статье «Базаров» — о чем и когда она написана:

Общество понимает, что стратегия Евгения неверная. Быть может, поэтому у Базарова нет единомышленников, и даже женщины не обращают на него внимания? Да, сила Базарова в его уверенности в себе и верности идеалам (каким бы то ни было). Но жить совершенно без принципов и авторитетов невозможно.

Автор уважает тот факт, что перед смертью, Базаров признал свою неправоту и отказался от нигилизма. Писарев говорит, что умереть как Базаров – значит, совершить подвиг. Именно поэтому он прощает герою все несовершенства.

Тургенева Писарев считает эстетом, поэтому уверен, что Базаров ему антипатичен. Однако Евгений – неплохой молодой человек. Просто он, как и многие люди своего возраста, впадал в крайности. Если бы он этого не делал, а просто был практикующим медиком — то, вполне вероятно, считался бы полезным в обществе человеком.

Что же касается Аркадия, то это просто подражатель идей Базарова. Он пытается стать нигилистом, поскольку это модно. Писарев намекает и на то, что Кирсанов – не противоположность Базарова, а родная душа. Несмотря на разницу в сословии и идеях, они оба эмпирики и скептики.

Образ Базарова и Одинцовой в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева: сочинение, кратко

Образ базарова и одинцовой
Образ Базарова и Одинцовой

Образ Одинцовой очень интересный и прослеживается на протяжении всего произведения. Вот краткое сочинение про образ Одинцовой и Базарова в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева:

Анна Сергеевна Одинцова прожила непростую жизнь. Отец был азартным человеком и проигрывал все в карты. Поэтому ей пришлось рано повзрослеть, и начать заботиться о семье. После она вышла замуж по расчету. Муж был богатым мошенником. Тем не менее, он ее очень любил. Однако взаимности не получил. После смерти супруга, Одинцова наконец почувствовала себя свободной женщиной.

Она холодна и рассудительна. Существование Одинцовой скорее размеренное, чем бурное. Она облагораживает поместье, никого вокруг не замечая. Базаров видит в ней человека душевно близкого, но она отвергает его.

Несмотря на то, что Одинцова и Базаров одного возраста, она выглядит и мыслит намного старше. Мало того, героиня апатична. Она считает, что уже погубила свою жизнь и поздно что-то менять. К слову, в конце творения она вновь выходит замуж по расчету. Анализируя образ, невольно возникает вопрос: «А может сама Одинцова виновата в тот, что ее жизнь погублена?».

Источник: heaclub.ru

31.12.2020 — На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько». Подробнее >>

 

10.11.2019 — На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

 

20.10.2019 — На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

 

20.10.2019 — На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

 

20.10.2019 — Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

 

29.09.2019 — За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

 

22.09.2019 — Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

 

15.09.2019 — На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению » Гордость и смирение»

 

10.03.2019 — На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько. Подробнее >>

 

07.01.2019 — Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро ( в течение 3-4 часов). Узнать подробнее  >>

 

16.12.2018 —  Ребята, на Форуме создан пост, где размещены сочинения по сборнику И.П.Цыбулько. Смотрите работы, выставляйте свои сочинения! Ссылка >>

 

16.09.2017 — Сборник рассказов И.Курамшиной «Сыновний долг», в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

 

09.05.2017 — Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей! Подробнее >>

 

16.04.2017 — В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц! Подробнее >>

 

16.04.2017 — На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ  работа по написанию  нового блока сочинений по текстам ОБЗ. Смотреть вот здесь >>

 

25.02 2017 — На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБЗ. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

 

28.01.2017 — На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>

 

28.01.2017 — Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.

 

22.01.2017 — Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе всего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел! Количество участников ограничено.

 

15.01.2017ВАЖНО!!! На сайте размещены 35 аудиозаписей из ОБЗ ФИПИ для написания сжатого изложения на реальном экзамене в 2017 году >>

ВСЕ НОВОСТИ (архив новостей сайта) >>

 

Источник: www.xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai

Анализ романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

 

Внутренний мир Базарова и его внешние проявления. Тургенев рисует развернутый портрет героя при первом появлении. Но странное дело! Читатель почти сразу забывает отдельные черты лица и вряд ли готов их описать через две страницы. В памяти остается общий абрис – автор представляет лицо героя отталкивающе-некрасивым, бесцветным по краскам и вызывающе-неправильным по скульптурной лепке. Но тут же отделяет черты лица от их подкупающего выражения («Оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум»).

Первое, что бросается в глаза в поведении Базарова, можно истолковать как проявление самоуверенности. Его отличает некая грубость поведения, нежелание следовать правилам хорошего тона и даже элементарным нормам приличия. Его поведение контрастно искренней в своей приветливости манере добродушного Николая Петровича, изысканной холодноватой любезности его брата или восторженному многословию Аркадия. Вот герой знакомится с отцом друга, будущим хозяином дома, где располагает погостить: «Николай Петрович <…> крепко стиснул его <…> руку», Базаров же свою «сразу ему подал», на любезные расспросы «отвечал ленивым, но мужественным голосом». Принятая им небрежная манера общения распространяется на представителей всех сословий. Здесь, на постоялом дворе мы впервые становимся свидетелями общения Базарова с мужиками. «“Ну, поворачивайся, толстобородый!” – обратился Базаров к ямщику». Однако это меткая грубоватая характеристика нисколько не обидела мужиков: «Слышь, Митюха, – подхватил другой тут же стоявший ямщик <…>, – барин-то тебя как прозвал? Толстобородый и есть».

Окружающих суровая простота Базарова привлекает больше, нежели аристократическая любезность Павла Петровича, от которой, по меткому замечанию Фенечки, «так тебя холодом и обдаст». Николай Петрович, хотя и «побаивался молодого нигилиста», тем не менее «охотно его слушал, охотно присутствовал при его физических и химических опытах». К нему «привязались» слуги, не исключая ограниченного в самодовольстве Петра. За Базаровым следуют, «как собачонки», крестьянские ребятишки. Подружился он и с Фенечкой. Поначалу молодой нигилист позволил себе ироническое замечание в адрес Николая Петровича. Но подойдя к застеснявшейся Фенечке, повел себя со всей любезностью. «Позвольте представиться, – начал он с вежливым поклоном, – Аркадию Николаевичу приятель и человек смирный». Суровый доктор безошибочно тронул слабую струну в сердце матери – проявил внимание к ее ребенку. Базаровское обаяние признал даже маленький Митя: «Дети чувствуют, кто их любит». Впоследствии Базаров не раз в качестве врача придет на помощь Мите. И все это с неизменной шуткой, подтруниванием. За этим скрывается стремление, чтобы Фенечка не почувствовала себя ему обязанной. Здесь, в этом доме, Фенечке, неофициальной жене и матери незаконного ребенка, и без того нелегко приходится подчас – Базаров это понимает. По-человечески он симпатизирует Фенечке, но предпочитает не вмешиваться в сложную семейную ситуацию. «Она мать – ну, и права».

Домочадцы, слуги, дети – все они ему действительно по-человечески интересны. И сам он – интересная личность, чем неотразимо привлекает людей всех сословий. В безыскусной простоте поведения Базарову подражает Аркадий. Оказывается, однако, что быть простым и демократичным со всеми очень сложно. У Аркадия это выходит намеренно, и при всей искренности намерений, неестественно. Он хочет познакомиться с Фенечкой и без предупреждения отправляется к ней в комнату. Оставшемуся в гостиной с бьющимся сердцем отцу приходит в голову, «что едва ли не большее бы уважение оказал ему Аркадий, если б он вовсе не касался этого дела». Аркадий с восторгом воспринял знакомство с мачехой и присутствие на свете маленького брата. Но за порывом великодушия прячется скрываемое от себя самого высокомерие. Втайне молодой человек любуется широтою собственных взглядов. Аркадию не приходит в голову, что подобное великодушие унижает отца, хоть он и рад искренности чувства старшего сына. О последовавшей сцене родственного объятия автор замечает: «…Бывают положения трогательные, из которых все-таки хочется поскорее выйти».

В грубовато-раскованных манерах кирсановского гостя существует своя градация. В одних случаях они маскируют тонкую деликатность, как с Фенечкой. В других – являются открытым ответом на замаскированную грубость же. Так он в день приезда «сорвался» вслед за Аркадием, хоть за минуту не имел намерения уходить. Но предпочел бесцеремонный уход подчеркнутому игнорированию со стороны Павла Петровича («Руки не подал <…>, положил ее обратно в карман»). В дальнейшем мы видим, как Базаровская внешняя суровость помогает ему скрыть внутреннее смущение и даже робость (в отношениях с Анной Сергеевной). В любом случае, автор толкует нам поведение Базарова не только как особенность его характера, но и как национальную особенность. «Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения», – вскользь, но многозначительно роняет Базаров в разговоре с Аркадием.

Другая черта Базарова, которая не может не вызвать к нему уважения, – «привычка к труду благородная». Это органическая невозможность праздного существования. Отмечается, что Базаров проснулся «раньше всех» в доме Кирсановых на другой день после утомительной дороги. Когда со времени приезда прошло «около двух недель», как о само собой разумеющемся, автор говорит: «Жизнь в Марьине текла своим порядком: Аркадий сибаритствовал, Базаров работал». Осуществляя научные опыты и наблюдения, герой не боится испачкать ручки: «Его полотняное пальто и панталоны были запачканы в грязи; цепкое болотное растение обвивало тулью его старой круглой шляпы…»

Опорой врожденному трудолюбию становится «просвещенный ум». Со знанием дела Базаров «толкует» другу, какие деревья, исходя из состояния почвы, следовало бы посадить в саду вместо погибших дубков. Он «в несколько минут» проник в слабые стороны хозяйства Николая Петровича. Во всем, что касается прикладных, опытных, научных знаний Базаров, показывает широкую образованность, наблюдательность и ум. При этом знания дались ему нелегко. Сыну лекаря, владельца деревушки и двадцати двух душ крестьян наверняка приходилось труднее, чем его другу. Впоследствии отец Базарова с гордостью выдает Аркадию семейную тайну: «…Другой бы на его месте тянул бы да тянул со своих родителей; а у нас, поверьте ли? Он отроду лишней копейки не взял!..» Абсолютное бескорыстие, мужское стремление надеяться исключительно на собственные силы отличает Базарова. «…У Рудиных – знание без воли; у Базаровых есть и знание и воля…» – справедливо указал критик. С полным основанием к Базарову можно применить определение, которого не удостоился Рудин – «гениальная натура».

Показать в герое его человеческую привлекательность входило в задачу писателя. «“Современник”, вероятно, обольет меня презрением за Базарова, – записывал он в дневнике, – и не поверит, что во все время писания я чувствовал к нему невольное влечение». В одном из писем Тургенев прямо заявлял: «…Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью <…> – я виноват и не достиг своей цели».

Но как и в случае с Рудиным, все сильнее становятся в облике героя диссонирующие нотки. «Мысль и дело сливаются в одно», – с восторгом писал о Базарове радикальный критик Д.И. Писарев. Сказано – сделано. Заметил Базаров «непорядок» – хозяин дома, Николай Петрович, «Пушкина читает <…>. Это никуда не годится. Ведь он не мальчик: пора бросить эту ерунду». Базаров же признает в качестве полезного чтения «что-нибудь дельное». И в тот же день, Аркадий «молча, с этаким ласковым сожалением на лице», «как у ребенка» отобрал у отца злополучную книгу. Взамен же «положил» по совету друга, брошюру немецкого естествоиспытателя. Стоп… Мы видим, как в натуре Базарова, на первый взгляд, открытой, простой и цельной, проявляются стремления, которые нравственное чувство принять не может. И возникают они своеобразным продолжением черт симпатичных. Мы говорили, что обаяние Базарова притягивает всех, с кем жизнь его сталкивает. Спустя несколько дней по приезде он уже средоточие интересов дома. Герой это знает и пользуется, заставляя окружающих жить так, как он считает нужным. Внешняя простота скрывает потребность искусно манипулировать остальными. Ведь и книгу он не сам отобрал у хозяина дома, а подтолкнул к этому друга зная, что Аркадий рад будет демонстрировать широту взглядов, а Николай Петрович сыну возражать не станет. Но, подчиняя себе интересы других, Базаров считает себя свободным ото всех обязанностей общежития. Тургенев делает нас свидетелями того, как герой нарушает все правила гостеприимства, уважения к старшим и даже нравственные нормы. В том же эпизоде с книгой поступки Базарова явно ведут к тому, чтобы рассорить отца с сыном. Гость позволяет себе грубые выпады и в адрес дяди Аркадия, в его присутствии и за глаза. Внимательный читатель заметит, что делается это демонстративно. Герой, очевидно, убежден, что имеет на это полное право. А как же его демократизм, его интеллигентность, в наших глазах присущая человеку, занимающемуся наукой?

Чем проще и демократичнее Базаров себя ведет, тем резче выступает его непохожесть на окружающих. Любому ясно, что перед ним человек незаурядный. Одинцова, которой он представляется как «будущий уездный лекарь», с живостью возражает: «Вы этому сами не верите <…>. Возможно ли, чтобы вы удовольствовались такою скромною деятельностью <…>!» Отец Базарова, Василий Иванович допытывается у Аркадия: «…Ведь он не на медицинском поприще достигнет <…> известности?..»

– Разумеется, не на медицинском, хотя он и в этом отношении будет из первых ученых.

– На каком же <…>?

– Это трудно сказать теперь, но он будет знаменит.

Знает ли Базаров, какие на него возлагаются надежды? Знает. Аркадию Базаров вскользь напоминает, что является «внуком дьячка». И добавляет: «Как Сперанский». Михаил Михайлович Сперанский (1772–1839), родившийся в бедной духовной семье, благодаря исключительно своему уму и талантам сделал головокружительную карьеру – до графа и министра двора. Сперaнский был ближайшим советником двух императоров – Александра I и Николая I. Раздраженный его независимым нравом, напуганный радикализмом предлагаемых реформ, Александр отправил Сперанского в ссылку. Впоследствии претендующий на престол Николай и декабристы согласны были в одном – без опыта и знаний Сперанского в будущем правительстве никак не обойтись…

Брошенное как бы между прочим сравнение приоткрывает нам границы честолюбия Базарова. Он, очевидно, готовит себя к будущему государственного деятеля. С той лишь разницей, что Сперанский был согласен подниматься по ступеням существующей общественной лестницы. Базаров же – нигилист. Объяснению этого социального термина и его значения в романе посвящен специальный эпизод. Базаров в нем не участвует, хотя речь идет в первую очередь о нем. Аркадий «с усмешкой» (как можно не знать таких простых вещей!) поясняет отцу и дяде: «…Это слово означает человека, который…» «Который ничего не признает?» – догадывается Николай Петрович. Павел Петрович усиливает негативный оттенок значения «nihil» – «ничто»: «…Который ничего не уважает». Но и это оказывается слишком слабо. «Который ко всему относится с критической точки зрения…» «Нигилист – формулирует Аркадий, явно со слов Базарова, – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Но и это определение недостаточно отражает радикализм Базарова. Недаром в речах молодежи наиболее часты глаголы «не верить», «отрицать», «ломать», «разрушать». «Сперва нужно место расчистить», – говорит о задаче своей и своих единомышленников Базаров. «Тургеневский герой отвергает <…>действительно все – все реально существующие формы социального устройства, экономической жизни, культуры, быта и даже психологии людей <…>. Россия – в тупике, из которого не видно выхода <…>. Существующий мир должен быть разрушен полностью, до основания…»

Базаров как государственный муж, мыслит категориями общероссийскими. Мы едва ли сомневаемся, что он готов принять на себя ответственность в масштабах страны. Пока же его орудие – наука. Естественнонаучные знания полезны не только как средство раскрыть тайны природы и помочь страдающему человеку. Первым это понял главный противник нигилизма, критик и литератор Михаил Никифорович Катков: «Он потому занимается этими науками (естественными), что они, по его мнению, прямо ведут к решению вопросов об этих первых причинах, <…> орудие уничтожения предрассудков и для вразумления людей». «Для вразумления людей», – убежден Базаров, более всего подходит книга немецких материалистов. Недаром он почти силком заставляет неразумного Николая Петровича прочесть популярную брошюру Бюхнера. Людвиг Бюхнер (1824–1899) – немецкий врач, естествоиспытатель и философ, убежденный материалист. Он был одним из пропагандистов теории «социального дарвинизма».Открытия Чарльза Дарвина в области естественных наук предлагалось перенести на структуру человеческого общества: принципы естественного отбора, борьбы за существование, выживание наиболее приспособленных как определяющие факторы общественной жизни. «Немцы в этом наши учители», – с признательностью говорит Базаров.

Но он идет дальше своих учителей. Название брошюры Бюхнера «Материя и сила» русский нигилист склонен трактовать, пропуская одну букву, как «Материя – сила». Все, что нематериально, чего нельзя потрогать, измерить, проверить опытным путем, – предрассудок. Культура, искусство, власть природы, уважение к старикам – это предрассудки, долженствующие быть уничтоженными во имя общего блага. Базаров-нигилист предлагает это как ученый и как общественный деятель. Ученый Базаров сомневается в существовании этих ирреальных понятий. Деятель Базаров отрицает их нужность, основываясь на принадлежности их старому миру. Старый мир плох – не по вине ли культуры? Если он должен быть сметен, неизбежно падут его атрибуты. Так считает «герой своего времени». Но ведь существует еще Базаров-человек, которому должны быть знакомы чувства и переживания?

«Религия отрицания направлена против всех авторитетов, а сама основана на грубейшем поклонении авторитету <…> у нее есть свои беспощадные идолы», – ядовито подметил тот же Катков. Молодежь 1860-х, современники Чернышевского, Добролюбова, Писарева, строит свою жизнь по строгим законам, обдуманным, выработанным путем чтения книг, бесед с друзьями. Недаром слово «прынципы» звучит из их уст резко, грубо, категорично. И если ради идей требуется отказаться от прежних привязанностей, переступить через чувства – что ж, не страшно. Герой с гордостью называет себя «самоломанным». Впоследствии Базаров скажет другу, что поддаться чувствам для него значит – «рассыропиться». Взамен дается гордое сознание того, что они сами, от начала до конца строят свою судьбу: «Воспитание? …Всякий человек сам себя воспитать должен – ну, хоть как я, например <…>. А что касается до времени – отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня».

Для автора важно, что Базаров именно русский человек, явившийся даже в своих крайностях воплощением типических черт национального характера. Недаром Иван Сергеевич видел в нем «pеndant» (параллель) национальному герою, бунтарю Пугачеву. Еще в «Записках охотника» Тургенев заметил, что «русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед. Что <…> разумно – того ему и подавай, а откуда оно идет – ему все равно». Тогда писатель склонен был оценивать это качество как безусловно положительное. Но встретившись с философией и практикой нигилизма, был встревожен. Ведь цели нигилизма возвышенны и прекрасны – счастье человечества. Но не слишком ли от многого приходится отказаться во имя «разумного»? Прежде всего вступить в бой со своей собственной душою, как это делает на протяжении романа главный герой. Во многом поэтому Базаров для своего создателя – фигура «трагическая», «дикая», «сумрачная».

 

Источник: licey.net

Внешность Евгения Базарова

Евгений Базаров – человек «высокого роста». Лицо его «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Его возраст граничит с отметкой в 30 лет – Базаров находится в самом расцвете своих сил как умственных, так и физических.

Отцы и дети. Эпизод из романа
Он не уделяет должного внимания одежде и своему внешнему виду. Костюм его старый и ветхий, он выглядит неопрятно. Базаров не пренебрегает личной гигиеной, но и не отличается таким усердием к своему туалету, как, например, Павел Кирсанов.

Семья Евгения Базарова

У Базарова небольшая семья – в ее составе мать и отец. Отца Базарова зовут Василий Иванович. Он штабс-капитан в отставке. Базаров-отец часто помогает своим односельчанам и оказывает им медицинскую помощь. Василий Иванович по происхождению простой человек, но он довольно образованный и разносторонне развитый. Мать его Арина Власьевна, дворянка по происхождению. Она владелица небольшого имения в провинции, «душ, помнится, пятнадцать». Делами поместья занимается его отец. Сама же Арина Власьевна очень образована и немного знает французский язык (что было привилегией дворян). Евгений Базаров единственный ребенок в их семье, поэтому к нему отношение со стороны родителей довольно трепетное. Они часто попускают ему прохладное отношение к себе.

Происхождение и род занятий

Евгений Базаров – студент. Он пошел по стопам своего отца и в будущем свяжет свое деятельность с медициной. «Я, будущий лекарь, и лекарский сын, и дьячковский внук» – так говорит он о себе сам.

Отец его старался дать сыну хорошее образование и воспитание, поощрял его любознательность и любовь к исследованиям: «рано умел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания». Это значительно помогло Базарову стать успешным в своей профессии.

Он не благородного происхождения, но это не мешает ему занять выгодное положение в обществе и обзавестись хорошими друзьями. Его друзья и знакомые считают, что Базаров сможет добиться значительных результатов на поприще медицины и естественных наук.

Образ жизни и привычки

Базаров ведет активный образ жизни. Он рано просыпается и в большинстве случаев поздно ложится. Основную массу времени он проводит за опытами над лягушками – такие исследования позволят сделаться более компетентным в качестве врача: «Базаров привез с собой микроскоп и по целым часам с ним возился».

Предлагаем ознакомиться с характеристикой Павла Петровича Кирсанова в романе Ивана Тургенева “Отцы и дети”

Не сторонится Евгений и общества. Он охотно наносит визиты разным людям. Ведет там он себя в зависимости он ситуации. В обществе аристократов (если это не ужин в узком кругу) он, в основном, сдержан и редко вмешивается в ход беседы. В общении с дворянами «низшего ранга» или с людьми сродными с ним по социальному статусу Евгений ведет себя активно и часто вольготно. Порой его вольности настолько вызывающие, что кажутся неприличными.

Евгений любит сытно и вкусно поесть. Не лишает себя удовольствия выпить вина, в основном в больших количествах.

Суть нигилизма Евгения Базарова

Позиция Базарова в обществе необычна и противоречива. Он приверженец нигилизма – философского течения 60-х годов XIX века, распространенного на территории России. В своей основе это течение содержало крайне негативное отношение ко всем проявлениям буржуазно-дворянских традиций и принципов. Суть своей философии Базаров объясняет так: «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным, – промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем».

Личностные качества

Первое, что бросается в глаза читателю – это простота Евгения. Об этой его отличительной черте мы узнаем с самых первых страниц романа – его друг Аркадий неоднократно акцентирует внимание отца на этом факте, во время их поездки в родовое поместье. «Человек простой» – говорит Кирсанов-сын. У Николая Петровича первые впечатления о встрече с Базаровым были смазаны радостными переживаниями – после долгой разлуки он наконец-то дождался сына, но все же некий осадок по отношению к Евгению прочно осел в сознании Кирсанова-отца.

У Базарова незаурядный ум. Это касается не только сферы медицины, но и других сфер деятельности. Такое положение вещей стало причиной развития такого негативного качества, как самоуверенность. Евгений явно осознает свое умственное превосходство по отношению к большинству окружающих его людей и не может удержаться от резких замечаний и критики. Сопутствующим качеством к этому крайне непривлекательному букету добавляется еще и самолюбие. У Павла Петровича такие качества кажутся несовместимыми с родом деятельности Базарова. Дядя Аркадия утверждает, что человек с таким характером не может быть полноценным уездным врачом.

Отцы и дети. Базаров

Евгений думает, что он «человек положительный, неинтересный». На самом же деле он довольно привлекательная личность. Его взгляды нестандартные, они мало чем похожи на общепринятые. На первый взгляд, кажется, что он действует по принципу противоположности и противопоставления – Евгений противоречит фактически любой мысли, но, если хорошо разобраться, то это не просто прихоть. Базаров может объяснить свою позицию, привести аргументы и доказательства, свидетельствующие о его правоте. Он довольно конфликтный человек – готов затеять спор с человеком любого возраста и положения в обществе, но между тем, он готов выслушать своего оппонента, проанализировать его доводы, или же сделать вид, что делает их. В этом плане позиция Базарова заключается в таком тезисе: «Докажи мне свою правоту и я тебе поверю».

Несмотря на готовность Евгения к дискуссии, он очень упрямый, его сложно переубедить, на протяжении романа никому не удалось полностью поменять его отношение к определенным вещам: «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мной, тогда я изменю свое мнение о самом себе».

Фольклорные элементы в образе Базарова

Евгений Базаров не обладает даром красноречия. Он не любит утонченную манеру разговора аристократов. «Об одном прошу тебя: не говори красиво» – говорит он своему другу Кирсанову. В манере разговора Евгений придерживается принципов простого народа – немного грубая речь с множеством вкраплений фольклора – пословиц и поговорок.

Пословицы и поговорки Базарова отображают позицию молодого лекаря в обществе.

Многие из них относятся к положению народа и его невежества. «Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения». В этом случае ситуация усугубляется тем, что у Евгения двоякое отношение к простым людям. С одной стороны, он презирает мужиков за их необразованность и излишнюю религиозность. Не упускает возможности высмеять этот факт: «Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне согласиться с ним?» С другой стороны по своему происхождению Евгений ближе к простым людям, чем к аристократии. Он искренне сочувствует мужикам – их положение в общество крайне затруднительно, многие находятся на грани нищеты.

Эпизод из романа "Отцы и дети"

Базаров отвергает существование человека в гармонии с природой. Он считает, что человек вправе распоряжаться всеми доступными ресурсами природы, а не благоговеть перед ней: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Он считает, что порой стремление к образованию переходит все границы здравого смысла и люди забивают себе голову совсем не нужной им информацией: «В чемодане оказалось пустое место, и я кладу в него сено; так и в жизненном нашем чемодане: чем бы его ни набили, лишь бы пустоты не было».

Отношение Базарова к любви и романтике

Будучи циником и прагматиком, Базаров полностью отвергает чувства любви и симпатии. «Любовь — белиберда, непростительная дурь» – говорит он. В его глазах мужчина, позволивший любви овладеть своим умом, не достоин уважения.

«Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина, не самец».

В первую очередь это происходит из-за пренебрежительного отношения Базарова к женщинам в целом. В его понятии женщины весьма глупые создания. « Коли может женщина получасовую беседу поддержать, это уж знак хороший». Он рассматривает любовную связь с женщиной только с позиции физиологии, остальные проявления ему не знакомы, поэтому он их и отвергает.

В этом отношении Базаров допускает противоречия. Несмотря на высказывания о бесполезности для общества женщин он предпочитает их общество, особенно в том случае, если представительницы противоположного пола обладают привлекательной внешностью.

История любви Базарова и Одинцовой

Евгений Базаров очень цинично относился к любым проявлениям нежности и любви. Он искренне не понимал людей, которые теряют голову от любви – ему казалось это чем-то неприличным, а такое поведение недостойным для уважающего себя человека. «Вот тебе раз! бабы испугался!» – подумал он».

В один прекрасный момент Евгений знакомится с Анной Сергеевной Одинцовой – молодой вдовствующей девушкой, и попадает в сети любовных уз. В начале Евгений не осознавал своей влюбленности. Когда он с Аркадием Кирсановым посетили Одинцову в ее номере, Базаров ощущал непонятное, несвойственное для него смятение.

Одинцова приглашает друзей к себе погостить в имении. Аркадий, в отличие от Евгения, не скрывает своего восхищения девушкой, поездка будет хорошим способом наладить отношения и добиться благосклонности девушки.

Однако происходит все наоборот – поездка в имение Одинцовой стала губительной для влюбленности Кирсанова, но подала надежду для Базарова.

В начале Евгений пытается скрыть свои чувства. Он начинает вести себя слишком вольготно и развязно. Однако это длится недолго – любовные переживания все больше овладевают Базаровым: «Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость».

Возникшее чувство стыда и недовольства постепенно уходит – Базаров решается признаться в своих чувствах, но взаимности не добивается. Он замечает, что Одинцова тоже не ровно дышит по отношению к нему, поэтому ее пренебрежение чувствами действуют на него удручающее. Евгений не знает точной причины отказа, и не решается узнать об этом у своей возлюбленной.

Таким образом, Евгений Базаров – очень противоречивый персонаж романа Тургенева. Он талантливый и умный, но его грубость и цинизм перечеркивают все его достоинства. Базаров не умеет находить компромисс в общении с людьми, его возмущает факт несогласия с его точкой мнения. Он готов выслушать оппонента, но на практике все выглядит иначе – это всего лишь тактический ход – для Базарова все решено, его не интересуют другие позиции.

Источник: r-book.club


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.