Писить хочу


Лиана Хазиахметова
Лиана Хазиахметова

Умение излагать мысли на бумаге — важный навык, который нужен всем. Написать заметку в блог, призыв о помощи в соцсетях, объявление о продаже телевизора — на первый взгляд, не нужно обладать особым мастерством, чтобы это сделать. Однако одни посты собирают тысячи лайков, другие остаются незаметными. Рассказываем, с чего начать большой писательский путь.

Избавляемся от дискомфорта и нерешительности

Писить хочу
Писать профессионально

В книге «Писать профессионально» говорится о двух самых недооцененных барьерах у начинающих писателей. Это физический дискомфорт и нерешительность. Избавимся от них, а потом поедем дальше.

  • Физический дискомфорт

Продуктивные писатели знают, что прокрастинация нередко начинается из-за дискомфорта, поэтому относятся к своему организму как к «творческому партнеру». В частности они приучаются а) создавать для себя удобное и безопасное (эргономическое) рабочее место; б) следить за состоянием своего здоровья и в) устранять незначительные болевые ощущения, прежде чем они усилятся.

Эргономичность рабочего места дает возможность продолжительное время работать в комфортных условиях. Писательство — занятие времязатратное, поэтому стоит заранее позаботиться об удобном месте, где вы будете писать.

Даже здоровое тело подвержено ощущению дискомфорта при длительной работе в сидячем положении. Это ощущение способно свести на нет все попытки сосредоточиться. Поэтому продуктивные писатели обращают внимание на тревожные сигналы тела и вовремя предпринимают нужные действия. Почувствовав первые признаки усталости или напряжения, они тут же встают, чтобы размяться. Затем снова принимаются за работу. Начиная замерзать, они включают обогреватель, а почувствовав жару — вентилятор или кондиционер. И продолжают писать. Многие, прежде чем сесть за работу, едят пищу, богатую витаминами и микроэлементами, препятствующими возникновению сонливости. Любители кофе стремятся ограничить его потребление, чтобы, оставаясь энергичными, не перевозбуждаться.

Писить хочу
Шоколад прибавит бодрости только на минут 5, затем придет чувство сонливости. Оно вам надо? Источник

Вывод: перед тем как сесть писать, убедитесь в удобстве рабочего места. Не пейте много кофе, чтобы не перевозбудиться, и не ешьте углеводную пищу, которая вызывает сонливость.


  • Нерешительность

Люди часто прокрастинируют, когда приходится принимать решение. И чем оно сложнее, тем серьезнее эта проблема. Суетливость при разрешении незначительных вопросов тоже изнуряет. Такая ситуация особенно характерна для писателей, потому что творческий процесс по сути — это бесконечный ряд больших и малых решений. Если вы будете прокрастинировать каждый раз, когда нужно выбрать подходящее слово, название или имя, то вас ждет болезненный писательский процесс. Тут все дело в перфекционизме, которому сопутствует страх во время принятия решений. Ведь перфекционист убежден, что должен сделать все правильно. Не-перфекционист, наоборот, остановится на первом пришедшем на ум слове, названии или имени. Его аргументы таковы: а) первоначальный вариант обычно самый верный и б) если это не так, то позже всегда можно внести исправления.

Писить хочу
Писательство, как и жизнь, похоже на быструю езду, где решения о поворотах нужно принимать молниеносно. Источник


Часто решения откладываются из-за того, что они требуют дополнительных размышлений или приводят в замешательство, неудобны, неприятны. Не обращайте внимания на сопротивление, примите решение и действуйте. Нередко нерешительность — основная проблема тех людей, у которых оказывается переполненным электрон­ный почтовый ящик. Дополнительные трудности создает их стремление писать подробные витиеватые ответы, хотя достаточно лаконичного письма (а можно и вовсе промолчать).

Вывод: не ищите идеального слова. Пишите, как получается. Потом исправите ?

Выбираем и формулируем тему

«Что я могу рассказать? Кто я такой? Почему кто-то должен тратить на меня время и тем более деньги?» Эти вопросы задает себе любой автор — даже известный, — если, конечно, он не нобелевский лауреат или графоман. Фокус в том, как обратить сомнения в плодотворную внутреннюю работу по синтезу темы, которую вы хотите раскрыть.

Писить хочу
Автор, ножницы, бумага

Николай Кононов в книге «Автор, ножницы, бумага» рассказывает, как сделать первый шаг. Сперва необходимо осознать: каждому человеку есть что рассказать. Но это что-то иногда не совпадает с желанием автора. Ему хочется поделиться откровением насчет газовых турбин, а ценность представляет, например, его детский опыт беженца. Однако мы с вами попробуем все-таки совмещать желаемое и возможное. Главное, что никто не может вас дисквалифицировать как автора, потому что автор — далеко не всегда эксперт. Это рассказчик.


Писить хочу

Великие произведения писались великими рассказчиками, а не экспертами. Источник

С каждым из нас случались истории — любые: семейные, профессиональные, медицинские, героические, — и каждый из нас так или иначе их формулировал и затем рассказывал. Пусть даже себе. Личный опыт достоин описания. Убеждение, что только коллективный опыт или исследование достойны публикации, — ошибка. Литература полна произведениями от первого лица, с частными историями — от «Исповеди» Аврелия Августина до книг Светланы Алексиевич, где она дает голос хору женщин-фронтовиков, спасателям из Чернобыля, ветеранам чеченской войны и другим «маленьким людям», а вовсе не титанам и первооткрывателям.

Писать надо о том, что вы хорошо и долго знаете, что вы пережили и переосмыслили, что горит в вашем сердце. Не обязательно это личный опыт. Мы разбираемся в окружающем мире и его феноменах, персонажах — точнее, можем разобраться достаточно глубоко. Если, конечно, речь не о сверхспециальных дисциплинах вроде общей теории поля. Какие-то вещи кажутся нам важными, какие-то — пустыми.

Есть простые критерии отбора и анализа, годится ли ваш объект внимания и связанная с ним тема для публикации:


  • текст должен сообщать что-то очень важное;
  • или нетривиально объяснять важные процессы;
  • или быть остро полезным читателю
  • или обосновывать свежую, касающуюся читателя закономерность и давать ей имя;
  • или рассказывать историю яркого героя.

Писить хочу
Яркий человек — не обязательно известная личность. Источник

Итак, выбор и формулировка темы — половина успеха. Выбор может все погубить, а может продать историю на стадии идеи. Если у вас нет сногсшибательного личного опыта, ищите яркого героя, яркое явление, яркую теорию, которые резонируют с эпохой, историческим контекстом, современностью, насущными проблемами людей.

Разобравшись с общей темой, сформулируйте тему в двух предложениях. Двух. Причем простых, а не сложноподчиненных с хвостом из придаточных. Почему такое ограничение? Потому что это естественная длина внятного ответа на устный вопрос «О чем ты хотел рассказать?».

Вот примеры формулировок, сделавших книги и статьи классикой.


Мозг во сне. Что происходит в нашей голове, пока мы спим

Подчинение авторитету. Научный взгляд на власть и мораль

Озарение. Сила мгновенных решений

Фрикономика. Мнение экономиста-диссидента о неожиданных связях между событиями и явлениями

Источник: blog.mann-ivanov-ferber.ru


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.