Женские персонажи отцы и дети


Кому-то может показаться, что роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» это произведение о конфликте поколений. Несмотря на название, здесь только один конфликт: Базарова – с обществом. Даже Аркадий, готовый чуть ли не в рот ему заглядывать, и тот довольно часто не соглашается с ним. Особенно  бросается в глаза потребительское и циничное отношение Базарова к женщинам, с которыми он сталкивается на протяжении романа. В этой статье представлены женские образы, мастерски описанные Тургеневым.

С бабушкой и матерью Аркадия Кирсанова читатель знакомится заочно. Бабушку Агафоклею Кузминишну Кирсанову  Тургенев характеризует как  «матушку-командиршу» предпочитавшую одеваться  пышно.  Она чувствовала свое превосходство над всеми, считала себя вправе первой подходить ко кресту,  и вообще, в полной мере наслаждалась своим превосходством, которое дало ей выгодное замужество. Лишившись мужа и  провинциального превосходства,  Агафоклея Кузминишна затосковала, и вскоре умерла.

Николай Петрович, отец Аркадия, женился  на дочери чиновника Марии Преполовенской. Это была симпатичная и начитанная, как тогда говорили, развитая девица. Она интересовалась научной литературой,  играла вместе с мужем в 4 руки на фортепиано,  любила всем сердцем своего мужа. На 10-м году счастливого и безмятежного брака  матушка Аркадия тихо скончалась.


Фенечка – содержанка Николая Петровича. Молодая, миловидная женщина.  Она держалась робко и скромно.  Даже родив хозяину дома сына, она не возгордилась, всем, даже прислуге говорила «вы», и  не командовала, а просила, осознавая, что по положению в доме она недалеко ушла от прислуги.

Авдотья Никитишна Кукшина – «передовая» женщина, как выразился о ней Ситников. Сама себя она называла Евдоксией. Выражение лица ее было неприятно натянуто, сама она держалась неестественно, словно играла какую-то роль. Авдотья Никитишна старалась выглядеть эмансипированной дамой.  Она задавала вопросы и не ждала ответов.  Она пила вино наравне с мужчинами.

Женские образы в романе Отцы и детиОб Анне Одинцовой читатель и главный герой романа узнают во время пребывания у  Кукшиной.  Ситников  назвал ее  прелестью. Умница, богачка, вдова. Одинцова держалась прямо, с чувством собственного достоинства. От ее лица веяло ласковой и мягкой силой.  Движения были плавные и естественные.

Тургенев словно противопоставляет Анну Одинцову Кукшиной.   У Авдотьи  неприятное,   тоскующее выражение лица, у Анны   губы улыбались едва заметною улыбкой.  Авдотья держалась натянуто,  Анна Сергеевна  держится естественно и свободно. Аркадий в первый же вечер был очарован Одинцовой, Базаров, высказал свое мнение с некоторой долей цинизма, за которым, надо полагать он попытался скрыть свое чувство к ней.  В ее присутствии Базаров смущался и краснел.


Ее отец, игрок и шулер, почти ничего не оставил своим дочерям. И Анна не рассчитывала на хорошую партию. Поэтому она вышла замуж, не раздумывая, за 46-летнего  Одинцова, который влюбился в нее без памяти. Замужество давало ей покровительство и возможность поставить на ноги свою сестру Катерину. Правда, мужа своего она не любила,  но  прожила 6 лет. Он умер, оставив ей все свое состояние.  Анна была действительно неординарной личностью, и о ней сплетничали все, кому не лень.  Одни – из зависти в том   она из бесприданницы превратилась в богатую вдовушку, другие – из потребности посплетничать.

Анна Сергеевна показала себя умным и тонким собеседником. Например, когда Базаров высказался, что он отрицает искусства, она мягко и ненавязчиво перевела разговор на естественные науки.

Женские образы в романе Отцы и дети

В имении Анна Сергеевна завела определенный распорядок, которому все должны были подчиняться. На претензии Базарова она сказала, что в деревне иначе нельзя, иначе со скуки помрешь.

Люди обычно чувствовали себя рядом с Анной Сергеевной свободно и говорили все, что думали.

Катя – сестра Анны Сергеевны. С нею наши герои познакомились, приехав в имение Одинцовой.  Она хорошо играла на фортепиано. Катя была недоверчива, и эту недоверчивость в ней развило воспитание сестры. Вот как отозвался Базаров о Кате:


Женские образы в романе Отцы и дети

Княжна Х. – тетушка Анны Сергеевны и Кати.  Худенькая, маленькая женщина. Своенравная и капризная. Приехав в имение, она постаралась занять лучшие комнаты. На прогулку  выходила в сопровождении единственного крепостного. За столом у нее было персональное место, которое никто не имел права занимать.

Арина Власьевна матушка Базарова – маленькая, кругленькая старушка. Без ума любит своего единственного сына, и в то же время побаивается его. Она… без хитрости – так охарактеризовал  Базаров свою мать. Это была настоящая русская дворяночка, напоминавшая  русских боярынь XVII века. Она верила в гадания, приметы, домовых и леших. Любила вкусно покушать, но строго постилась. Не признавала за еду телятину, голубей, раков, сыр, спаржу, земляные груши (топинамбур), зайчатину,  арбузы.  Она была очень доброй и по-своему неглупой женщиной. В молодости знала французский, и играла на клавикордах. Писала одно – два письма в год.  Знала, что есть господа, которые должны приказывать, и простой народ, который обязан подчиняться, не гнушалась  земными поклонами и прочими атрибутами почитания.  Знала толк в сушении, вареньях, хотя сама никогда ничего не делала.


Тургенев не беспристрастен, описывая в романе женщин. По его словам можно понять, кто из женских образов романа ему симпатичен, а кто – неприятен.  Он сочувствует Фенечке,  Арине Власьевне, с почтением  относится в Анне Сергеевне.  А вот Кукшина с ее наигранной эмансипацией ему, как истинно русскому дворянину, неприятна.

Источник: tvercult.ru

Яркими представителями первого в романе являются братья Кирсановы, а второго – Евгений Базаров. То же самое противопоставление показано и на примере женских образов.

Авторская позиция в тексте произведения чётко не выражена, что послужило поводом для нападок на писателя и с той, и с другой стороны: «Не понятно – за кого Тургенев». Именно поэтому появление в печати «Отцов и детей» вызвало широкий общественный резонанс. Сам Тургенев отвергал своё предпочтение тому или иному лагерю, на протяжении всего романа он пытался сохранить объективность.

В романе прозаик нарисовал несколько женских портретов: Анны Сергеевны Одинцовой, Катерины Сергеевны Локтевой, Фенечки и Авдотьи Никитичной Кукшиной. Анна и Катерина принадлежат к дворянскому сословию, к тому же они сёстры, но совершенно разные по темпераменту. Одинцова, если делить героев романа на «отцов» и «детей», принадлежит ко второму лагерю. Необузданный характер и желание свободы, а также сознание своей женской силы выделяют этот образ.


Фенечка – простая крестьянка, хотя в воспитанности не уступает барышням. По внутреннему миру она более близка Катерине. Её история обычна для того времени – любовь к своему барину. Но необычность заключается в счастливом конце отношений Фенечки и Кирсанова – они поженились.

На примере каждой из своих героинь автор показал типичную судьбу русских женщин.

Итак, Анна Сергеевна и Катерина Сергеевна в романе являются противоположностями. Анна кокетлива, разговорчива, а Катерина робка, молчалива, “беспрестанно краснеет и быстро переводит дух”. Она больше любит читать, размышлять о жизни, о книгах, о людях, чем танцевать на балах. Даже в их внешнем облике автор подчеркивает противоположность, непохожесть героинь друг на друга.
Анна Сергеевна очень красива, стройна: «Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица».
Катя же не отличалась яркой красотой: «она очень много улыбалась, застенчиво и откровенно, и глядела как-то забавно-сурово, снизу вверх. Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чуть-чуть сжатые плечи…»


Одинцова достаточно перенесла в жизни («тертый калач») и теперь как будто хотела только отдыхать от своего прошлого. Не раз в разговоре с Базаровым она называла себя старой. У Анны Сергеевны сильный характер, поэтому она немного подавляла свою младшую сестру. Катя – славная девушка, и, хотя в первый момент она воспринимается как бледная тень Одинцовой, у нее все-таки тоже есть характер. Постепенно раскрывается индивидуальность этой героини, и становится ясно, что в союзе с Аркадием Кирсановым она будет главной.

Появление на сцене Фенечки оставляет в душе ощущение чего-то мягкого и естественного: «Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах».

Фенечка и от природы, и в силу обстоятельств очень стеснительна. Двойственность ее положения очевидна: крестьянка, которой барин разрешил жить в доме. К тому же у них есть ребёнок.

Николай Петрович совершил не скрывал, что Митя – его сын. Но вел он себя при этом так, что Фенечка не могла чувствовать себя свободно и справлялась со своим положением только благодаря природной естественности и достоинству. Именно поэтому Фенечка, появившись перед гостями, чувствует себя неловко: «Она опустила глаза и остановилась у стола, слегка опираясь на самые кончики пальцев. Казалось, ей и совестно было, что она пришла, и в то же время она как будто чувствовала, что имела право прийти».


Тургенев сочувствует героине и любуется ею. Он как будто хочет защитить ее и показать, что она в своем материнстве не только прекрасна, но еще и выше всяких толков и предрассудков: «И в самом деле, есть ли на свете что-нибудь пленительнее молодой красивой матери со здоровым ребенком на руках?» Натуре Фенички было чуждо жеманство, она подобна нежному цветку, имеющему, однако, необычайно крепкие корни.

Прямой противоположностью Фенечки является Евдоксия, а точнее, Авдотья, Никитична Кукшина. Это образ достаточно карикатурный, но не случайный. Вероятно, в середине XIX века эмансипированные женщины появлялись все чаще, и это явление не просто раздражало Тургенева, но вызывало у него жгучую ненависть. Подтверждением тому является описание быта Кукшиной: «Бумаги, письма, толстые номера русских журналов, большей частью неразрезанные, валялись по запыленный столам; везде белели разбросанные окурки папирос». А также ее внешности и манер: «В маленькой и невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного; но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить у ней: “Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пружишься?”». Околесица, которую несла Кукшина, вполне соответствовала ее внешнему облику и манерам.


Тургеневские героини – сильные женщины. Тургеневский идеал заключается в умении любить и жертвовать собой ради любимого. Пожалуй, эти женщины гораздо сильнее духом окружающих их мужчин. Каждая из них выполняет некую очень важную, хотя и невидимую постороннему, миссию. Одинцова помогает Базарову сбросить маску. Катя дарует вечное счастье на земле Аркадию, Фенечка – Николаю Петровичу, а Кукшина оттеняет прелесть настоящих и естественных женщин.

Источник: NauchnieStati.ru

Тургенев-художник по праву считается знатоком женской природы, поэтом женщин. «Что нам особенно нравится в Тургеневе, — это, так сказать экономия в красках: у него женский образ, большей частью, только набрасывается, редко отделывается; но, несмотря на это, в изображении читателя он всегда вырастает до истинно-художественной законченности», — писал Де-Пуле в 1915 году.

Эта законченность-воздушность свойственна почти всем героиням Тургенева. В романе «Отцы и дети» к этому свойству писателя добавляется его юмор, иронический взгляд на женщину, доходящий порой до язвительной сатиры.

Вот Фенечка, простодушная и непосредственная молодая женщина, «неблагородного происхождения», которую приблизил к себе Николай Петрович. Фенечка добра, наивна, бескорыстна. Однако она честна, открыта, религиозна, у нее свои понятия о порядочности. Она искренне и глубоко любит Николая Петровича, души не чает в маленьком Мите. Вот почему преследования Базарова и подозрения Павла Петровича в неверности глубоко оскорбляют ее. Для Фенечки самым главным в жизни является ее семья — в финале романа она становится женой Николая Петровича.


Другой женский образ в романе — Евдоксия Кукшина. Это молодая женщина, считающая себя сторонницей Базарова, «провинциальная нигилистка». Она необычайно начитанна, находится в курсе всех последних статей, идей, теорий, литературных произведений. В разговоре с Базаровым и Аркадием она упоминает имена Либиха, Жорж Санд, Эмерсона.

Однако все убеждения героини поверхностны. Она просто-напросто поддерживает имидж «передовой женщины», в действительности таковой не являясь. И Тургенев намекает на это в описании интерьера гостиной Кукшиной: «Комната, в которой они очутились, походила скорее на рабочий кабинет, чем на гостиную. Бумаги, письма, толстые нумера русских журналов, большею частью неразрезанные, валялись по запыленным столам; везде белели разбросанные окурки папирос».

Поэтому в описании Кукшиной звучит откровенная авторская сатира, все поведение ее кажется неестественным, деланным, производит неприятное впечатление. «В маленькой и невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного; но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить у ней: „Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пружишься?»… Она говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко… все у ней выходило, как дети говорят, нарочно, то есть не просто, не естественно».


Нарочитая развязность и неловкость манер Кукшиной свидетельствуют о ее неуверенности, зажатости, закомплексованности и о постоянном стремлении преодолеть собственные комплексы. Думается, именно об этом хочет сказать Тургенев, описывая ее манеры, то, как она говорит и двигается. «И у ней, как у Ситникова, — замечает писатель, — вечно скребло на душе».

Однако автор нисколько не сочувствует этой героине. Наоборот, Тургенев всячески подчеркивает какую-то нелепость внешнего облика Кукшиной, ее неряшливость, неопрятность, внешнюю непривлекательность. Мы видим Кукшину «растрепанной», в «не совсем опрятном платье», у нее — «сиплый голос», на балу она появляется «безо всякой кринолины и в грязных перчатках, но с райскою птицею в волосах».

 

Смысл этих портретов очень глубок. Столь явная авторская неприязнь, вероятно, связана с представлениями Тургенева о предназначении женщины, о ее внутреннем облике. Любимые героини писателя — Ася, Лиза Калитина, Наталья Ласунская — сродни пушкинской Татьяне. Как замечает Г. Б. Курляндская, они «отличаются романтическими порывами, идеальностью мечты, которая связана у них с чистотою нравственного чувства», сами «общественно-нравственные искания» героинь Тургенева неразрывно связаны с их чувствами. Любовь здесь не противостоит духовным запросам, а выступает заодно с ними.

Ничего подобного мы не находим в Кукшиной. Эта героиня «прозаична», ей не свойствен какой-либо романтизм, у нее нет никакой мечты. Любовь, бессознательное стремление к счастью — все это ей не свойственно. Со своим мужем Кук-шина, видимо, рассталась. Писатель как будто лишает героиню данного аспекта личности (основного для женщины, по мысли Тургенева). И это «обезличивание» оборачивается карикатурностью общественно-нравственных устремлений.

Наиболее значительный женский образ в романе — это образ Анны Сергеевны Одинцовой. Одинцова — молодая женщина лет двадцати восьми, богатая помещица, безвыездно живущая в своем имении. Она умна, рассудительна, уверена в себе. Величавое спокойствие Одинцовой, ее чувство собственного достоинства, тонкость и аристократизм подчеркнуты в описании ее внешности.

«Аркадий оглянулся и увидел женщину высокого роста, в черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкой. Какой-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица».

Судьба этой женщины была нелегкой. Отцом ее был Сергей Николаевич Локтев, карточный шулер, известный в свете аферист. Получив блестящее воспитание в Петербурге, она после смерти отца вынуждена была переехать в деревню. На руках у Анны осталась сестра — двенадцатилетняя Катя. Однако молодая девушка не растерялась: выписав к себе тетку, княжну Авдотью Степановну, она стала заниматься воспитанием сестры. Вскоре Анна Сергеевна случайно встретилась с Одинцовым, богатым человеком, слывшим чудаком, однако не злым и не глупым. Одинцов сделал ей предложение, и она согласилась. Но через шесть лет он умер, и Анна Сергеевна стала вдовой.

В губернии Одинцову не слишком жаловали: там постоянно ходили слухи и толки по поводу ее брака, по поводу дел отца. Однако сплетни эти не трогали Анну Сергеевну. Жизнь ее шла все так же спокойно и размеренно, все тем же заведенным порядком.

Тот же стройный порядок был заведен и в ее доме. Все в течение дня — завтрак, обед и ужин, занятия музыкой, отдых — совершалось в определенное время. Анна Сергеевна не любила никаких изменений и нововведений. «Как по рельсам катишься», — заметил Базаров, гостя у Одинцовой.

Тот же порядок, размеренность царят и в мыслях героини, в ее душевной жизни. Более всего на свете она ценит собственное спокойствие. Ум ее, глубокий и пытливый, требует себе новой пищи, и она с удовольствием общается с Базаровым. Одинцовой интересно поговорить с человеком, который «имеет смелость все отрицать». Она чувствует в нем сильную, яркую, незаурядную личность, и это притягивает ее. Кроме того, как и любой женщине, Анне Сергеевне приятно осознавать производимое ею впечатление. Но это — все, что она чувствует к Базарову. Именно поэтому она и отвергает его любовь.

Основные черты характера Одинцовой — это сила, уверенность и любовь к покою, стабильности и комфорту. Флегматичность проявляется в манерах Анны Сергеевны, в плавности и естественности ее движений, в вежливом участии ее разговора. И Тургенев изображает эти черты несколько иронично. Любовь Базарова не смогла «потрясти» это «спокойствие», не смогла вывести ее из привычного равновесия чувств и мыслей. В этом отношении Анна Сергеевна является женщиной духовно ограниченной, ограниченной теми рамками, в которых она держит свою жизнь, свои чувства и эмоции. Она достаточно консервативна. Базарова же невозможно ограничить какими бы то ни было рамками. Его пылкое признание, сильная и тяжелая страсть, «похожая на злобу», — все это пугает Одинцову. «…Бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше», — думает она. Похоже, что Анна Сергеевна вообще не нуждается в любви. Чувство Базарова для нее — «пустота или… безобразие». Впоследствии она удачно выходит замуж «не по любви, а по убеждению».

Если Анна Сергеевна, безусловно, личность неординарная, в, чем-то достойная любви Базарова, то ее сестра Катя, напротив, обыкновенная, посредственная барышня, ничем не выделяющаяся среди юных особ дворянского круга. Катя была воспитана сестрой, бывшей, вероятно, излишне строгой с ней, поэтому девушка недоверчива и немного диковата. Однако в ней есть какая-то особая чистота и неиспорченность. Именно эти черты в ней подмечает Базаров. При всем том Катя далеко не наивна, в ней есть и самостоятельность, и практический ум, и властность. Как заметил Базаров, она и «за себя постоит», и мужа «в руки заберет».

Итак, героини романа представляют собой типы, несколько отличные от прежних «тургеневских барышень». Однако в одном автор не изменяет себе: все женские образы в «Отцах и детях» выписаны мастерски и с любовью. Каждый из них по-своему неповторим, жизненно верен и притягателен.

Источник: lit-helper.com

В романе "Отцы и дети" Тургенев показал нам три основных женских образа: образ Анны Сергеевны Одинцовой, образ Катерины Сергеевны Локтевой и образ Фенечки. Тургенев описывает Анну Сергеевну и Катерину Сергеевну совсем противоположными. Анна Сергеевна кокетлива, очень опытна в отношениях с мужчинами, разговорчива. А Катерина Сергеевна робка, молчалива, "беспрестанно краснеет и быстро переводит дух". Она больше любит читать, размышлять о жизни, о книгах, о людях, чем танцевать на балах и кокетничать с мужчинами. Даже во внешнем облике автор показывает их противоположность, непохожесть друг на друга. Анна Сергеевна очень красива, стройна, у нее достойная осанка. "Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица. " Нельзя сказать, что Катя была красавицей, но "она очень много улыбалась, застенчиво и откровенно, и глядела как-то забавно-сурово, снизу вверх. Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чутьчуть сжатые плечи… " Анна Сергеевна никого не любила. И хотя Базаров нравился ей своей непохожестью на других, она не могла отдаться во власть своему чувству. Она прекрасно знала, что Базаров влюбился в нее вопреки своим убеждениям, видела, как он избегает ее, понимала, что признание в любви неизбежно, и ждала его, довольная собой. А для Базарова, наверное, существовала не любовь, а только страсть и роскошное тело Анны Сергеевны. Хотя Аркадий сначала был влюблен в Анну Сергеевну, скорее, даже не в нее, а в ее красоту, он выбрал Катю. Я думаю, что это случилось потому, что Катерина более близка к природе, естественна, добра, нежна, проста. С ней легко и приятно общаться. А Анна Сергеевна ведет себя гордо, даже высокомерно и заставляет всех, общающихся с ней чувствовать себя не очень уютно. В своем романе Тургенев также рисует образ Фенечки. Она была "беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухленькими губками и нежными ручками". Фенечка могла дать Николаю Петровичу любовь, доброту, заботу, уважение, которых он, несомненно, заслуживал, будучи человеком добрым и порядочным. В свою очередь, Николай Петрович дал Фенечке надежную защиту, уважение, любовь. Я считаю, что И. С. Тургенев очень удачно показал нам разные женские образы, разные характеры. И хотя у каждой женщины своя жизнь, свои переживания, их объединяет любовь и желание быть счастливыми. <a rel="nofollow" href="http://www.litra.ru/composition/get/coid/00086801184864031461" target="_blank">http://www.litra.ru/composition/get/coid/00086801184864031461</a> <a rel="nofollow" href="http://www.litra.ru/composition/download/coid/00493971347624171668/" target="_blank">http://www.litra.ru/composition/download/coid/00493971347624171668/</a> <a rel="nofollow" href="http://www.litra.ru/composition/download/coid/00069901184864202571/" target="_blank">http://www.litra.ru/composition/download/coid/00069901184864202571/</a> <a rel="nofollow" href="http://www.ukrlib.com.ua/sochin-rus/printout.php?id=2&amp;bookid=31" target="_blank">http://www.ukrlib.com.ua/sochin-rus/printout.php?id=2&amp;bookid=31</a>

Источник: touch.otvet.mail.ru

Евдоксия Кукшина

Женские образы в романе «Отцы и дети» выполняют разные функции. Евдоксия Кукшина с первого взгляда не может вызвать ничего, кроме антипатии. Во-первых, она небрежно одета, неопрятна, с растрепанными волосами. Во-вторых, она ведет себя вызывающе. Кажется, что она ничего не знает о приличиях. Но больше всего возмущает ее желание казаться продвинутой и передовой. Она делает вид, что сведуща во всех областях современной науки и философии. На самом же деле ее знания поверхностны. Базаров видит это сразу. Ее друг Ситников также жалок, как и она. Эти два героя — псевдонигилисты. Тургенев привлекает образ Кукшиной, чтобы снизить уровень восприятия нигилизма как направления. Если таковы его представители, то далеко ли они пойдут? Даже сам Базаров начинает сомневаться в правильности своих убеждений. Люди, подобные Кукшиной и Ситникову, могут подорвать авторитет любого учения. Как же мощно контрастирует образ вездесущей, лепечущей чепуху Кукшиной с благородной фигурой Одинцовой.

Анна Одинцова

С ней Евгений Базаров познакомился на балу в городе. Если классифицировать женские образы в романе «Отцы и дети» по значимости, то образ Одинцовой должен занять первое место. Она поражает своей грацией, спокойствием, королевской осанкой. Взгляд ее полон интеллекта. Именно поэтому Базаров сразу же обращает на нее внимание. Однако впоследствии читатель убеждается, что холодность Одинцовой не только внешняя, она также слишком рассудочна и на самом деле. Итак, Базаров, циник, отрицающий всякие привязанности между людьми, влюбляется. Он подолгу беседует с Одинцовой, находит в ее речах умные мысли, ему по-настоящему интересно с этой женщиной. Одинцова позволяет выявить внутренний конфликт в душе главного героя, с этой точки зрения ее образ очень значим. Разум Базарова вступает в противоречие с его чувствами. Нигилизм не оправдывает себя, идеи оказываются ошибочными.

Почему не сложились их отношения? Все женские образы в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» интересны и загадочны. Вообще, Тургенев особое внимание уделял изображению психологии и женской души. В ответ на признание Базарова Одинцова заявляет, что он неправильно ее понял. А потом думает про себя: «Бог знает, к чему это могло привести». Ее спокойствие ей дороже. Она оказалось слишком рассудительной, побоялась чувств. И Базаров, в свою очередь, испугался чувств.

Арина Власьевна

Идиллия родителей Базарова также наглядно показывает несостоятельность его идеи. Мать чрезмерно любит своего «Енюшу», всячески пытается окружить его любовью. Очень трогательным кажется образ этой пожилой женщины. Она боится, что сын обидится на ее теплоту, она не знает, как вести себя с ним, она аккуратничает с каждым словом, но порой материнское сердце не унять и Арина Власьевна начинает причитать возле своего умного и талантливого сына, которым она искренне гордится. Возможно, Евгений не может долго находиться дома именно из-за любви Арины Власьевны. Всегда бескомпромиссный и жесткий, он боится, что растает от материнских ласк, пустится в никому не нужный романтизм.

Фенечка

Женские образы в романе «Отцы и дети» противоположны друг другу. Не верится, что Фенечка может находиться в одном пространстве с Кукшиной и Одинцовой. Она скромная, тихая и боязливая. Она заботливая мать. Сама того не желая, Фенечка становится зерном раздора между Павлом Петровичем и Базаровым, последней каплей терпения. Сцена в беседке становится причиной того, что Павел Петрович вызывает Евгения на дуэль. А дуэль демонстрирует авторскую оценку: герои похожи, из-за сходства они друг друга и ненавидят. Поэтому их поединок комичен и похож на фарс.

Катя Одинцова

Это младшая сестра Одинцовой. На фоне Анны она кажется менее интересной, чрезмерно скромной и неприметной. Однако со временем в этой милой девушке обнаруживаются душевные силы. Она дает жизненную энергию Аркадию, он наконец может выразить свое мнение и поступить так, как велит ему сердце. Вдвоем Аркадий и Катя создают семью, такие отношения, о которых оба мечтали. Ведь Аркадий изначально слишком отличался от Евгения, он просто был обольщен его умом, знаниями, силой характера. Катя — это женский образ, который подтверждает изначальную мысль автора.

Женские образы в романе «Отцы и дети» (выводы)

Автор привлекает несколько героинь, для того чтобы выразить свою оценку. Например, Кукшина показывает, как Тургенев относился к нигилизму. По его мнению, этим направлением увлечены были, по большему счету, бесполезные и пустые люди. Женские образы в «Отцы и дети» Тургенева также усложняют конфликт, добавляя в него действия. Здесь в первую очередь следует назвать Фенечку. Что касается Ирины Власьевны и Анны Одинцовой — они призваны для того, чтобы отразить внутренний конфликт в душе Базарова. Катя же в ряду других тургеневских героинь является воплощением красоты и простоты. В целом все женские образы в романе придают ему художественную завершенность и целостность.

Источник: FB.ru


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.