Вечные темы в романе отцы и дети


Вечные темы российского общества: что делать, кто виноват, кому живется весело, вольготно на Руси. Отсюда и вечные темы, по какому пути и как двигаться России. Иван Сергеевич обладал особым чувством времени, и его произведения отражали самые острые события в обществе. Таков и роман «Отцы и дети», он появился в острый политический момент, после отмены крепостного права. Закончен был роман в 1861 году в июле, а в 1862 году вышел отдельным изданием. Действие романа происходит в 1859 году, то есть накануне отмены крепостного права. Эпилог романа рассказывает о событиях, после отмены крепостного права. Споры «отцов» и «детей» в романе — это ярые столкновения дворянских либералов и разночинцев-демократов. Главные темы их споров: отношение к существующей крепостнической действительности, к дворянскому культурному наследию, о противостоянии Запада и Востока, о воспитании,общественном долге, о принципах поведения человека,об отношении к женщине, о любви.


самая важная тема — о судьбе народа.
Вид деревень и народа накануне отмены крепостного права печален. И Тургенев с присущим ему лаконизмом глазами Аркадия рисует печальный вид деревень : «…мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках…;исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам» И Аркадий, видя эту картину, думает о преобразованиях, но «…как их исполнить, как приступить?» Аркадий, молод, но Тургенев его относит к поколению «отцов». Он нерешителен и не космополит-западник, как Павел Петрович, но он не знает, что делать, как изменить эту жизнь. Он не способен на решительные действия, поэтому его жизнь обычна, такая же как и у Николая Петровича его отца. И это лучшие представители дворянства: братья Кирсановы, Аркадий Кирсанов. Но сам Тургенев говорит, что в их лицах «слабость и вялость или ограниченность» Евгений Базаров — другой. он представляет новое поколение «детей», поколение разночинской демократической молодежи. Впервые в русской литературе в лице Базарова представлен ученый-практик. Базаров- нигилист, его кредо: все разрушить и начать строить заново. И это базаровское кредо было воплощено в революции 1917 года, и в августе 1991 года

Источник: otvet.expert


Класс: 10.

Учебник: Литература, 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профил. уровни. / Ю.В.Лебедев. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2013 г.

Название раздела, темы: Иван Сергеевич Тургенев роман «Отцы и дети».

Цель: выяснение и понимание учащимися сущности идейных расхождений между взглядами героев романа И.С.Тургенева.

Задачи:

обучающие:

  • проанализировать образы-персонажи романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» посредством сопоставления высказываний Е.В.Базарова и П.П.Кирсанова на темы: отношение к нигилизму, аристократии, народу, природе, искусству;
  • провести наблюдение над умением данных героев вести спор.

развивающие:

  • способствовать развитию речи учащихся; умению обобщать, логически верно излагать свои мысли;
  • способствовать развитию мышления и познавательной активности;
  • способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работ;
  • развивать умение вести дискуссию, защищать свои убеждения аргументированными примерами;

воспитательные:

  • воспитывать почтительное отношение к родителям;
  • формировать деловую культуру общения.

Методы работы: проблемный метод обучения, метод активного диалога.

Формы работы: фронтальная, работа в группах.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Вечные темы в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети», тексты романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Тип урока: обобщение изученного материала.

Технология: проблемно-диалогового обучения.

Технологическая карта урока





Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание урока.
Деятельность учителя

1. Организация начала урока

Оценивание готовности к уроку, психологический настрой на работу.

Добрый день, ребята! Давайте поприветствуем гостей и одноклассников.

Внимание на экран – фрагмент «отец и сын» ЧТО ЭТО?

2. Мотивация урока

 

Активизировать мыслительную деятельность учащихся

— Прочитайте эпиграф нашего урока. Сформулируйте тему, обозначьте проблему сегодняшнего урока СЛАЙД 1.
Эпиграф к уроку:

Нынешняя молодёжь привыкла к роскоши.
Она отличается дурными манерами,
презирает авторитеты, не уважает старших.
Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и 
изводят учителя.
                             Сократ (470-399гг. до н.э.)


Сегодня мы с вами собрались поговорить о проблеме, ответ на которую не может найти человечество, это – проблема “отцов” и “детей”. Я не зря сказала, что это проблема человечества, но все-таки в чем она заключается, а может она сегодня уже не актуальна? СЛАЙД 2
— Как по-вашему, актуален ли сегодня роман И.Тургенева “Отцы и дети”? Почему? Можете ли подтвердить это мнение? СЛАЙД 3

3. Актуализация знаний

 

Создать внутреннюю заинтересованность

Конфликты возникают почти во всех семьях СЛАЙД 4 Что такое конфликт?
Тренинг “Семейные трудности”. Класс условно разделен на 2 группы
(Обсуждение в группе)
В течение 2 минут необходимо перечислить основные затруднения, с которыми сталкиваются родители и дети. В число этих затруднений можно включать все, что, на ваш взгляд, мешает нормальной семейной жизни. Гр. 1 – позиция– родители, гр.2 – позиция – дети.
В результате этого упражнения мы очертили круг проблем, из-за которых нарушается мир в наших семьях.
— Отчего возникают конфликты? Можно ли решить проблему поколений?
Давайте подумаем и поразмышляем над этими вопросами.СЛАЙД 5

4.  Обобщение изученного материала.

Cистематизировать знания

 

 

 

Яркий пример непонимания, разногласий, конфликта поколений мы можем увидеть в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Сегодня мы рассмотрим более подробно взаимоотношения между взрослым поколением – “отцами” и молодым поколением – “детьми”. Представитель “отцов”– Павел Петрович Кирсанов, а “детей” – Евгений Базаров. СЛАЙД 6
Обратимся к тексту произведения
1. Вы уже знакомы с текстом II и IV главы. Определите, какую роль играет мотив рук в раскрытии темы «отцов» и «детей».
(У Базарова «обнаженная красная рука», которую он не сразу подал Николаю Петровичу; у Павла Петровича «красивая рука с длинными розовыми ногтями», которую он не только не подал Базарову, но спрятал обратно в карман. Петр «в качестве усовершенствованного слуги не подошел к ручке барича». Прокофьич «подошел к ручке к Аркадию». Таким образом, рука — показатель противостояния Павла Петровича и Базарова, а конфликт «отцов» и «детей» существует даже в среде слуг.)

2. Посмотрите фрагмент телепрограммы «Игра в бисер», автор и ведущий И.Волгин.
О ком идет речь? (Фрагмент 1: время12.45.- 13.35
Как поняли значение слова антогонизм?
Антагони́зм — соперничество, конкуренция, борьба, противостояние, противоречия.)

Продолжая работу над характеристикой героев, докажите, что этот конфликт достигает своей вершины в X главе. Проследите, как развивается спор героев. В чем они правы и в чем не правы?
(Они спорят о значении дворянства, о нигилизме, о русском народе, об искусстве, о власти.)
Итоги спора (СЛАЙД 7)


Базаров

Павел Петрович

прав:
Надо делать дело. Надо проверять любую истину

прав:
Нужна связь во времени, т.е. преемственность

не прав:
В отношении к прошлому: в принципах объяснения жизни через отрицание любви, природы, красоты, мечты (любовь – физиология, природа – мастерская, красота – польза, мечта – гниль)

не прав:
В отрицании необходимости проверки жизни; в абсолютизации ряда истин; в постановке принципов во главу угла

3.  Поняли ли герои друг друга, старались ли понять? Нашли ли герои истину? Хотели ли они ее найти или просто выясняли отношения?  Анализ по группам
(Позиции Базарова – 1 гр. и Кирсанова – 2 гр. — крайности. Им не хватило: одному — чувства почтения «сына», другому — любви и понимания «отца». Они не искали истину, а просто выясняли отношения. Они не сумели отнестись друг к другу как отцы и дети)

6. Самостоятельная работа

Выявить уровень усвоения знаний

Как вы думаете, почему Кирсанов и Базаров разные люди?
Да действительно, это люди из разных семей. Проанализируем взаимоотношения в семьях героев.
Работа в группах СЛАЙД 8
Гр. 2. Охарактеризуйте взаимоотношения Базарова с родителями. Какова идейно-композиционная роль образов стариков Базаровых для понимания характера главного героя? (У Базарова нет близости с родителями, хотя он их любит и жалеет. Герой сознательно отказывается от семейных традиций, преемственности поколений, отрицает авторитеты, считает, что сам себя воспитал. Это герой времени, без прошлого и, как ни печально, без будущего.)
Гр.1. Охарактеризуйте взаимоотношения в семье Кирсановых. Какова композиционная роль образов Кирсановых для понимания личности Базарова? (Павел Петрович уважает традиции, но отказывается от изменений в жизни. Это герой без будущего, у него все в прошлом. Он, как и Базаров, самолюбив, не поддается влиянию, одинок. Оба героя нежизненны

Посмотрите еще один видеофрагмент: время 20.10–20.41

Тургенев не случайно связал в заглавии «отцов» и «детей» соединительным союзом.
Должно быть так: и отцы, и дети. Жизненными остаются Аркадий и Николай Петрович, потому что один стремится забрать все лучшее от «отцов», а другой постоянно держит в памяти прошлое и пытается понять будущее. Эти герои создают семьи, т. е. продолжают род, имеют будущее.)

7. Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание

Подвести под анализ и дать оценку успешности достижения цели

Зачитайте эссе (домашнее задание) на тему “Что для меня значат мои родители?” СЛАЙД 9
— Что вам лично позволил понять сегоднящний разговор? Продолжите фразу СЛАЙД 10
СЕГОДНЯ Я ИМЕЛ ВОЗМОЖНОСТЬ…
Домашнее задание СЛАЙД 11
Опираясь на знание текста и личный опыт, поразмышляйте над вопросом «Существует ли конфликт поколений?
Внимание на экран Фрагмент «отец и сын» ЧТО ЭТО? Продолжение

Приложение

Источник: urok.1sept.ru

Вечные проблемы в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Выступление учителя русского языку и литературы МБОУ «Средняя школа №3» Новиковой М.Г. на районной конференции «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий…»

Литература воздействует на ум и чувства читателя и воспитывает его в духе гуманизма.
е произведения И.С. Тургенева имеют именно такое назначение. Он часто изображал переломные этапы жизни, раньше других писателей мог видеть новые тенденции в обществе. Сюжеты произведений просты, манера повествования лаконична. В большинстве романов Тургенева нет фигуры рассказчика. Повествователь не индивидуализирован и внесюжетен. Для Тургенева характерен тонкий лиризм, особенно это видно в описаниях природы. У него вечный поиск гармонии. В произведениях Тургенева «жизнь как она есть». Значима каждая деталь, нагружённая психологическим содержанием. Проблемы, которые поднимает автор в своих произведениях, волновали человека во все времена, поэтому они являются вечными. Особенно ярко это проявляется в романе «Отцы и дети». Это конфликт поколений, столкновение разных идеологий, устройство общества, любовь и дружба, человек и природа, человек и культура, смысл жизни, отношение к смерти.

Роман изучается в 10 классе. Подросток уже стал юношей, старшеклассником. Самоопределение — главное новообразование данного возраста. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нём. Начинается поиск ответа на сложные вопросы жизни: «Кто я? Для чего живу? Кем стану? Что будет со мной в будущем?» Старшеклассник имеет собственную точку зрения. Он хочет рассуждать и спорить. На помощь учителю в первую очередь приходит технология проблемного обучения, то есть такая организация учебных занятий, которая предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Проблемное обучение продиктовано сегодняшней жизнью, проблемность — это общий принцип обучения в современной школе.


Первый этап работы с произведением – создание установки на чтение, которое должно вызвать не только интерес к книге, но и определенную направленность восприятия. Один из способов проблемного обучения – оживление личных впечатлений, связанных с темой произведения. Так как в названии романа отражается наличие семейно-бытовой коллизии, можно начать с побуждающего диалога:

Представьте себе, что вы оказались в непростой ситуации. К кому вы пойдёте за советом?

Всегда ли родители могут дать верный совет?

Всегда ли ваши взгляды совпадают с мнением родителей?

Почему возникают конфликты между детьми и родителями?

Какие качества характера людей чаще всего приводят к конфликтам?

Как можно избежать конфликтов?

На каких принципах должны строиться отношения между членами семьи?

В результате диалога приходим к выводу о том, что между родителями и детьми бывают разногласия и даже конфликты.

Вопрос к классу:

— Почему в названии романа Тургенев употребляет антитезу? (Хочет показать читателям, что главной будет проблема отцов и детей, то есть конфликт поколений.)

— Кто же в романе «отцы» и «дети»?

Вначале у учащихся этот вопрос не вызовет противоречий: они, без сомнения, ответят, что «отцы» — это братья Кирсановы и родители Базарова, а «дети» — это Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров. К этому вопросу мы вернёмся на последующих уроках, и тогда он станет проблемным.

При изучении романа мы увидим два типа взаимоотношений детей и родителей в семье. Один – взаимное согласие, общность интересов, вкусов и привычек, некая гармония, почти идиллия (отец и сын Кирсановы). Другой тип – глубинный конфликт, почти невозможность общения (Базаров и его родители). Оба типа взаимоотношений часто встречаются в жизни. Но можно увидеть и социально-исторический аспект этой антитезы.

Первый тип отношений более характерен для традиционных в данном обществе классов, ориентированных на стабильность, традицию, преемственность поколений (в данном случае речь идёт о дворянстве). Второй тип отношений более характерен для новых, только ещё формирующихся групп ( в данном случае – разночинцы). Конфликт отцов и детей усиливается в переходные, кризисные эпохи, когда роль революционных элементов в обществе увеличивается. Уважение к «отцам» — это одна из ценностей традиционной культуры. Поэтому бунт против «отцов» — часть «нигилистической» программы Базарова. Тема споров двух поколений (дворянства 30-х гг. и разночинцев 60-х гг.) придаёт роману статус социально-идеологического.

Обратиться к данному вопросу целесообразно уже в самом начале, при знакомстве с историей создания произведения. При этом полезно использовать такую форму работы, как заочная экскурсия. Полезность этой формы урока объясняется тем, что заочная экскурсия вызывает большой интерес учеников, содействует развитию их творческого воображения, непринужденно знакомит со сложными вопросами. Заочная экскурсия только на первый взгляд кажется преимущественно монологической, лекционной формой. В действительности в процессе ее развития возникает беседа, дается простор для различного рода самостоятельности и творчества учащихся.

Так, в заочной экскурсии об истории создания романа «Отцы и дети» могут прозвучать следующие материалы.

1) Экскурсия в Англию 1860 года, на остров Уайт, где у Тургенева возник замысел романа, а затем во Францию 1861 года, где писатель продолжил работу над своим произведением. Главный герой настолько увлёк Тургенева, что он некоторое время вёл от его лица дневник.

2) Россия 1859 — 1861 годов: общественно-историческая ситуация, расстановка политических сил. В этом разделе уместно рассказать о либералах, разночинцах, консерваторах и нигилистах. 1861год. В России была проведена реформа, отменившая крепостное право.

3) Передовая журналистика. Выход в 1859 году сатирического журнала «Свисток», который поставил своей целью обличение. Добролюбов – властитель дум передовой молодёжи. Май 1859 года. Журнал «Современник опубликовал статьи Добролюбова «Литературные мелочи прошлого года» и «Что такое обломовщина?», в которых людям старого поколения, дворянскому лагерю противопоставлено молодое действующее поколение, тип людей реальных, и решительно отверг дворянскую культуру. Июнь 1859 года. Произошло расхождение «Современника» с Герценом.

Проблемный вопрос.

Что могут означать эти конкретные даты из романа?

— 20 мая 1859 года молодой кандидат Петербургского университета Аркадий и его друг Базаров приезжают в Марьино.

— Две недели спустя, то есть в июне 1859 года состоялся спор Базарова и Павла Петровича Кирсанова о том, «что полезнее в наше время».

Сопоставив с датами и событиями, о которых говорилось во время экскурсии, делаем вывод: взяв за время действия конец мая и июнь 1859 года, Тургенев ориентировал читателя на то, что в романе показано время борьбы и окончательного разрыва общественных тенденций накануне отмены крепостного права. Так, изучение творческой истории романа помогает ученикам приблизиться к глубинной мысли автора.

4) Осень 1861 года. Экскурсия в имение Спасское, где И.С. Тургенев завершил работу над романом «Отцы и дети».

Вопрос к классу.

Почему именно здесь Тургенев смог окончить своё произведение?

Обращаемся к тексту. Посмотрим, как изображена общественная и историческая обстановка в романе. Работаем с ключевыми словами. Ключевые слова – это опорные фрагменты текста, которые несут на себе содержательную нагрузку всего высказывания, поэтому считаю работу с ключевыми словами важной на уроках и литературы, и русского языка. Заполняем таблицу ключевыми словами.

Портретная характеристика

Выводы

слуга

барин

молодой щекастый малый, тусклые глаза, бирюзовая сережка в ухе, напомаженные разноцветные волосы,

смотрел снисходительно на барина, ответствовал ему

в запылённом пальто, вздохнул и присел на скамеечку, подогнувши под себя ножки и задумчиво поглядывая кругом, замечтался, шепнул уныло

Слуга — человек новейшего, усовершенствованного поколения.

Это уже не тот барин, который везде чувствовал себя хозяином, который не сидел, а восседал, не ходил, а шествовал, не просил, а требовал.

Описание быта

низкое крылечко постоялого двора, ветхие ступеньки, запачканная кошка.

до половины разметанные крыши

речки с обрытыми берегами, крошечные пруды с худыми плотинами, разоренное кладбище, лес весь продан, а деньги нужны, опустелые гумна.

На мужиках тулупы нараспашку, разнузданные лошади.

Николай Петрович ничего этого не замечает. Для него это нормальная российская действительность.

Корма скотине зимой не хватило, и крестьяне кормили скот соломой с крыш.

Такова деревня накануне реформы 1861 года. Сердце Аркадия сжималось. Недаром он говорит: нельзя так оставаться, преобразования необходимы, но как их исполнить, как приступить? Он поставил наболевший вопрос, на который Тургенев и ответил своим романом.

К проблеме споров дворянства 30-х гг. и разночинцев 60-х гг. также обращаемся при разборе эпизода «Спор Базарова и Павла Петровича Кирсанова». Уместно провести аналогию: спор в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» «века нынешнего» и « века минувшего» с его девизом «Учились бы на старших глядя». Таким образом, ещё раз убедимся в усилении конфликта отцов и детей в переходные эпохи.

Главные темы споров: отношение к существующей крепостнической действительности, к дворянскому культурному наследию, о противостоянии Запада и Востока, о воспитании, общественном долге, о принципах поведения человека, об отношении к искусству, природе и самая важная тема — о судьбе народа.

При анализе эпизода «Спор Базарова и Павла Петровича» также следует остановиться на такой особенности жанра романа как построение диалога, раскрывающего личность главного героя — Базарова. Важна каждая деталь, наполненная психологическим содержанием. Это может доказать наблюдения над синтаксисом и лекскикой эпизода. В результате исследования были сделаны некоторые интересные выводы.

  1. Выписали слова, указывающие на действия героев, прежде всего глаголы из слов автора.

Базаров: чувствовал себя не в духе, равнодушно заметил, проговорил, возразил, промолвил, говорил, промолвил, повторил, перебил, воскликнул, с надменной гордостью отвечал, угрюмо повторил, повторил, ничего не отвечал, промолвил, ответил, возразил, флегматически заметил, прибавил, усмешка скривила зубы, промолвил. Всё говорит о спокойствии и уверенности в своих убеждениях.

Павел Петрович: сошёл в гостиную готовый к бою, ждал предлога накинуться на врага, горел нетерпением, начал, губы задрожали, повторил с ожесточением, побледнел, взмахнул руками, воскликнул, пробормотал изумлённый, промолвил, продолжал, перебил, дрогнул, но тотчас же овладел собою, продолжал, посмотрел и усмехнулся, возопил, не был в состоянии крепиться долее, воскликнул, закричал, подхватил.

Возмущению Павла Петровича не было предела. Он возражает Базарову, пытается вывести его из себя, но сохраняет правила приличия, а стиль его речи подчеркнуто высокопарен. Павел Петрович не сможет изменить убеждения Базарова.

  1. Сравнили количество вопросительных и восклицательных предложений в речи Базарова и Павла Петровича.

Речь Павла Петровича эмоциональна: вопросительных предложений в 4 раза больше, чем у Базарова, восклицательных – в 7 раз. К тому же 7 предложений с многоточием у Павла Петровича, у Базарова – 4. Первый пытался подобрать слова, второго перебивали.

  1. Делаем вывод о том, кто вышел победителем в споре.

Тургенев не дает прямого ответа на вопрос. Павел Петрович чувствует себя побежденным, Базаров – победителем, однако никто не смог изменить убеждения своего оппонента.

Необходимо отметить, что вопрос конфликта поколений углублён в романе философски: показан вечный характер споров «отцов» и «детей». Обратимся к словам Николая Петровича о том, как каждому поколению приходится рано или поздно «проглотить пилюлю», то есть выслушать отповедь детей.

Возвращаясь к вопросу о том, кто в романе «отцы» и «дети», мы должны увидеть взросление героев, причём тех, кто прошёл через страдания, почувствовал трагизм бытия. Глава 15 — Одинцова отмечает, что играет «роль тётки, наставницы, матери», об Аркадии говорит: «Он молод, молод…не то, что мы с вами, Евгений Васильевич». Любовь сделала старше Базарова, и в конце романа его уже трудно безоговорочно причислить к разряду «детей». Таким образом, во второй половине романа спор поколений перестаёт быть главной темой. Более важным становится разделение героев на другие две группы. Своеобразный «ключ» к этой проблематике – диалог Базарова с Аркадием в главе 21. Здесь сконцентрированы все философские темы романа: человек и природа, человек и культура, смысл жизни, отношение к смерти. Это позволяет назвать роман Тургенева философским. Внутренний психологический конфликт Базарова можно описать как борьбу в нём взрослого и ребёнка. В этой и следующих главах основное противопоставление не между «отцами» и «детьми», а между «взрослым» и «ребёнком» в каждом из героев. В каждой возрастной группе есть люди обоих типов (Базаров – Аркадий, Павел – Николай, Одинцова – Катя). Здесь речь идёт не о реальном, а о психологическом возрасте. Первые идут, так сказать, путём «взрослых», вторые – путём «детей». При исследовании по данному вопросу целесообразно использовать такой вид работы, как двухчастный дневник (цитаты и выводы). Например, слова Базарова: «Узенькое место, которое занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством…» Замечания, выводы: философская рефлексия на тему смерти и места человека в мире. Вывод, к которому приходим: Тургенев не даёт ответа на вопрос, какой путь правильный. Напротив, смысл романа в том, что у каждого свой путь и надо пройти его до конца. В каждом человеке есть «взрослый» и «ребёнок». Этот аспект придаёт «Отцам и детям», несмотря на всю злободневность общественно-политической проблематики, глубину философского и психологического романа.

С особенной силой как «лицо трагическое» Базаров раскрывается в главе, рисующей его смерть. Перед лицом смерти проявляются лучшие свойства героя: нежность к родителям, скрытая под внешней суровостью; поэтическая любовь к Одинцовой; жажда жизни, труда, подвига, общественного дела; сила воли, мужество перед угрозой неизбежной смерти. Мы слышим столь необычные для Базарова полные поэзии слова: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…» Страницы, рисующие болезнь и смерть Базарова, быть может, наиболее отчётливо выражают отношение автора к его герою: преклонение перед его мужеством, душевной стойкостью, скорбные чувства, вызванные гибелью столь замечательного человека. «Мне мечталось фигура сумрачная, дикая, большая, …сильная, злобная, честная и всё-таки обречённая на гибель, потому что она всё-таки стоит в преддверии будущего» — писал Тургенев. Ответ на вопрос: воплощён ли замысел Тургенева в романе?

В. Шереметевский, российский педагог и филолог, говорил: «Скажи, как ты читаешь, и я скажу, понимаешь ли ты прочитанное». Особой значимостью в школе отмечен вид работы, который назван выразительным чтением и требует не просто правильного произнесения текста, но наполнения чтения чувством и мыслями читателя, что приближает выразительное чтение к художественному, актерскому. Некая неожиданность, открытая в произведении, именно непривычностью своей должна заинтересовать читателя, пробуждать стремление проникнуть в загадки текста. Пробуждение чувств на первой стадии исполнительского анализа, таким образом, приводит к возникновению вопроса, ведущего к анализу текста произведения. Этот прием оказывается одним из путей к искусству общения. Именно поэтому при разборе эпизода смерти Базарова использую такой вид работы, как выразительное чтение, который включает в себя выявление авторской позиции, вживание в ситуацию произведения, план чтения и техника произнесения, а также сопоставление разных вариантов актёрского чтения.

Включение смежных искусств в изучение литературного произведения помогает нам управлять стимулировать возникновение определенных представлений в сознании читателя. Таким образом, смежные искусства могут усилить сопереживание, субъективную сторону разбора. В то же время сопоставление литературного текста с явлениями смежных искусств может подчеркивать своеобразие позиции, мироощущения писателя и с этой точки зрения оказываться способом постижения объективного смысла произведения. Сопоставляем с эпилогом романа картину В. Перова «Старики родители на могиле сына» и картину И. Репина «Отказ от исповеди» с эпизодом смерти Базарова.

Анализ образа Базарова – сложная работа. Это не только портретная характеристика, наблюдение за стилем общения, манерой одеваться, но и, главное, анализ его убеждений. Я предлагаю учащимся написать, в чём они согласны с Базаровым и по каким вопросам мнения расходятся. Даётся письменный ответ на вопросы: «Что бы вы сказали, если бы хотели разубедить этого человека? Какие контраргументы привели бы ему? Раскритикуйте эти убеждения».

Анализируя вечную тему любви в романе, обращаемся к совам из стихотворения в прозе «Воробей»: «Только ею, только любовью держится и движется жизнь». Записываю на доске и ставлю знак вопроса в конце предложения. Это вопрос для исследования.

Четыре линии любви в романе – четыре группы в классе: любовь-страсть (Базаров и Одинцова), любовь-семья (Николай Петрович и Фенечка), любовь-наваждение (Павел Петрович и княгиня Р), земная любовь (Аркадий и Катя). Предлагаю ученикам заполнить хронологические таблицы: события – реплики – психологическое состояние, поведение. Также предлагаю написать вопросы, которые они хотели бы задать героям. Главная задача – показать, как из-за любви меняется жизнь и душевное состояние человека. Заканчиваем обсуждение разговором о любви Базарова. Учащиеся отмечают, что в любви убеждения Базарова проходят проверку на прочность и выясняется, что они несовершенны, то есть не могут быть приняты как абсолютные. Мы наблюдаем внутренний конфликт, переживаемый Базаровым: требования живой человеческой натуры несовместимы с нигилизмом. Несмотря на всю трагичность, любовь делает Базарова другим человеком. Учащиеся дополняют вопрос словами Тургенева из того же стихотворения «Воробей»: «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти».

Затем всем предлагается творческая работа: написать неотправленное письмо Базарова, начав его словами: «Вот чего вы добились» (испытание любовью). Материалом для творческой работы послужит заполненная таблица о любви Базарова. Такой вид работы, как письмо от лица героя, помогает не только глубоко проникнуть в суть произведения, но и выработать своё представление о литературном герое.

Также считаю необходимым остановиться на вечной проблеме «лишних людей». Этот термин впервые употребил именно Тургенев. Содержательное сходство Базарова с «лишними людьми» обнаруживается при анализе его социальных и психологических конфликтов в романе.

Создаётся проблемная ситуация.

«Отцы и дети» — семейный роман, а его главный герой умирает в молодом возрасте, без семьи, без потомства. В чём противоречие?

Обсуждая, приходим к выводу, что у Базарова не могло быть счастливой семьи, потому что он не такой, как все, Базаров – нигилист. Он «лишний человек» в обществе, как Онегин и Печорин.

Работая по данной теме, проводим аналогию Онегин – Печорин – Базаров и выявляем признаки «лишних людей».

Традиционная идейно-композиционная роль Базарова как «лишнего человека»:

— человек новых взглядов,

— оказался в чуждой ему консервативной среде,

— идейные столкновения,

— стреляется на дуэли,

— терпит неудачу в любви,

— чувствует отчуждение от общества, одиночество,

— задумывается о смерти,

— умирает случайной смертью в молодом возрасте,

— бесплодность прожитой жизни,

— чрезмерная гордость,

— параллель «герой и друг» по принципу «простота и сложность, «герой и бестолковый подражатель».

Можно сказать, что Тургенев, изображая Базарова, ориентируется на традиционные образы «лишних людей» не только потому, что Базаров имеет сходный внутренний конфликт, но и потому что все сколько-нибудь значительные герои русских романов были как раз «лишними людьми»: это типичная роль «героя времени» в русской литературе.

Тургенев – сторонник скрытого психологизма. В отличие от Толстого он полагал, что автор не может глубоко «врываться» в сознание героя. Внутренний психологический процесс героя надо изображать не прямо, с помощью внутреннего монолога (как это обычно бывает у Толстого) и не с помощью монолога-исповеди (как у Достоевского), а косвенно, через внешние проявления. Психологические конфликты в сюжете романа назревают подспудно, сначала выражаются в незначительных деталях, потом выходят на первый план.

Примером может служить конфликт Базарова с Павлом Петровичем. Сначала мы видим, что отец и сын Кирсановы едут домой в одной коляске, а Базаров отдельно в тарантасе; Павел Петрович поджидает их дома. Такое «расположение» героев уже предвосхищает «расстановку» сил в конфликте: между отцом и сыном Кирсановыми нет антагонизма, а Базаров и Павел Петрович – «одинокие» люди, связанные между собой враждой. Таким образом, здесь можно говорить о символической детали. Далее в имении Кирсановых между Базаровым и Павлом Петровичем происходит долгая словесная «дуэль». Спустя какое-то время их вражда усиливается, потому что к идеологическим разногласиям примешивается и частный конфликт, связанный с Фенечкой. Кульминацией конфликта становится настоящая дуэль, которая заканчивается поражением Павла Петровича, его символической «смертью». Диалог братьев Кирсановых (глава 24) показывает, что в лице Павла Петровича поражение потерпело одряхлевшее, уходящее в прошлое дворянство, некогда «передовой класс» (то есть снова актуализируется социальный аспект конфликта). Таким образом, динамика конфликта передаётся Тургеневым с помощью символических деталей, позволяющих увидеть глубинно-психологический подтекст происходящего.

Другое важное средство раскрытия характера – психологический портрет. Большое значение имеют также некоторые детали поведения. Примером может быть описание состояния Базарова после любовной катастрофы с Одинцовой.

О приёмах скрытого психологизма можно говорить также при изучении композиции произведения, что помогает ученикам более глубоко, многогранно, отчетливо увидеть авторскую позицию. Сопоставление частей и различных элементов художественного текста, выявление и сравнение образов героев, рассмотрение связей пейзажа и портрета с общим течением текста — таковы основные приемы изучения композиции.

Заканчивая изучение романа «Отцы и дети», подводим итог всего творчества писателя. На этом этапе, думаю, будет уместным предложить ученикам выступить с речью при открытии памятника писателю. Это приобщение школьников к ораторскому искусству. В основе подготовки к данной деятельности лежит 5 этапов:

— подбор необходимого материала для содержания публичного высказывания;

— составление плана, распределение собранного материала в логической последовательности;

— литературная обработка речи;

— заучивание, запоминание текста речи;

— произнесение речи с соответствующей интонацией, мимикой, жестами.

В обучении школьников составлять речь при открытии памятника большую роль играют образцы публичных выступлений. Так, ученикам предлагается прочитать «Речь И.С. Тургенева при открытии памятника А.С. Пушкину в Москве 6 июня 1880 г.» и ответить на вопросы:

  1. Из скольких частей состоит этот текст? Укажите вступление и заключение. Есть ли между ними смысловая связь?

  2. Какова тема основной части?

  3. В каком стиле написана «Речь…»?

  4. Как обратился писатель к собравшимся?

При обучении писать сочинение в данном жанре помогают хронологические таблицы, составленные по творчеству писателя: краткая хроника жизни и творчества – цитатный план. Использование таких таблиц помогает расположить материал в логической последовательности и отобрать важные этапы в жизни и творчестве писателя.

Выступление ученика будет доказательным, ярким и выразительным, если он будет использовать высказывания критиков и современников о писателе. Поэтому учителю необходимо предложить ученикам выписать высказывания о писателе.

Одним из эффективных приёмов обучения составлению речи является редактирование текстов, а также работа с памятками о том, как готовиться к устному высказыванию и выступать публично. После выступлений учащихся необходимо написать отзыв об одной из работ. Как видим, обучение публичному выступлению предполагает разные виды работы по развитию письменной и устной речи школьников.

Итак, я рассказала о некоторых видах работы с прозаическим текстом. И.С. Тургенев, действительно, вечный писатель: его произведения прошли испытание временем, и каждое поколение будет находить в них ответы на свои вопросы.

Источник: multiurok.ru


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.