В чем суть конфликта отцов и детей


В романе Тургенева "Отцы и дети" автор показывает читателю вполне сформировавшийся конфликт двух мировозрений, двух поколений и показывает его развитие и итоги.

Аркадий Кирсанов и его друг-нигилист Евгений Базаров выступают противниками Павла и Николая Кирсановых, представителей старшего поколения.

Молодые люди отрицают авторитеты, они стремятся разрушить старый мир, старые устои, очищая место для чего-то нового. Для чего, они и сами еще не знают и даже не задумываются об этом.

Старшее поколение, в основном в лице Павла Петровича, выступает ярким защитником существующего положения вещей, упирая на то, что любое действие должно быть основано а принципах и нести какую-то пользу обществу.

Спор между Павлом Кирсановым и Базаровым доходит до дуэли, но победителей в нем нет. Каждый из противников остается при своем мнении.

Таким образом конфликт между отцами и детьми может стать причиной трагедии, разрушать семьи, разделять близких людей.


Это пример деструктивного конфликта, когда спорщики даже не слышат друг друга, когда им важно только собственное мнение.

Но странное дело, если спор не могут решить люди, его решает за них сама жизнь. И вот уже Аркадий отдаляется от Базарова, фактически принимает сторону отца. Происходит примирение отца и сына, а в финале свадьба и счастливая семейная жизнь. Бывший бунтарь становится образцовым членом общества.

Да и Базаров все чаще наталкивается на противоречие между своими убеждениями и своими поступками, своими чувствами, которые он считает глупым романтизмом и подчеркнуто презирает. Конфликт отцов и детей перерастает в личностный конфликт Базарова и закончится такой конфликт благополучно уже не может. Базаров умирает, но остается верным своим убеждениям, хотя бы внешне.

Конфликт отцов и детей вечен, прежде всего потому, что разный возраст и разный жизненный опыт заставляет отцов и детей по разному смотреть на вещи, по разному к ним относиться. И прежде всего отцы, как более опытные и умные люди, должны тормозить развитие такого конфликта, гасить его и прислушиваться к мнению молодежи.

Источник: www.bolshoyvopros.ru

Сущность конфликта в романе
«Отцы и дети»

В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева ярко и достоверно отразился характер эпохи и те изменения в русской жизни, которые произошли накануне реформ 60-х годов. Писатель показал в произведении главный общественный конфликт этого времени — он показал Сущность конфликта между дворянами-либералами и разночинцами-демократами.


Основной принцип построения романа — антитеза; и это видно уже из названия романа, в котором как бы противопоставляются два поколения: старшее и младшее. Но в самом романе Сущность конфликта носит не возрастной, а идейный характер, то есть Сущность конфликта в романе «Отцы и дети» не в конфликте двух поколений, а в столкновение двух мировоззрений. Как антиподы воспринимаются в романе Евгений Базаров (выразитель идей демократов-разночинцев) и Павел Петрович Кирсанов (главный защитник мировоззрения и образа жизни либерального дворянства). Их столкновения и споры, составляющие основу сюжета романа, позволяют понять сущность их взглядов.
Взгляды Базарова основываются на нигилизме, то есть отрицании всего того, что, по его мнению, устарело или не приносит практической пользы. Но увлечение нигилизмом доводит Базарова до крайности: он отрицает искусство и литературу, любовь и дружбу, красоту природы и научную теорию. Для него «порядочный химик в двадцать раз полезнее любого поэта»; «Рафаэль гроша медного не стоит»; «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Но такое отрицание заводит героя в тупик: он не имеет положительной программы, не может создать ничего нового, у него нет настоящих сторонников и последователей.


тя Аркадий Кирсанов тоже называет себя в начале романа нигилистом, он все же относится к лагерю «отцов» и лишь находится под влиянием личности Базарова, а потом, женившись на Кате Одинцовой, окончательно расстается со своими прежними убеждениями. Не являются истинными нигилистами Ситников и Кукшина: они нахватались «модных» идей и на самом деле лишь опошляют настоящий нигилизм. Базаров перед смертью чувствует свое одиночество; его ранняя смерть является закономерной: Тургенев не видел будущего за нигилистами, у него были другие представления о развитии русского общества.

Но главный идейный противник Базарова — Павел Петрович — также не является идеалом для писателя. Он показан явно иронически: Тургенев высмеивает склонность старшего Кирсанова к красивым «либеральным» фразам, его аристократические замашки и дворянское чванство, его англоманию и рассуждения о русском народе-богоносце. Павел Петрович терпит поражение не только в спорах с Базаровым, но даже на дуэли, на которую сам вызвал его. Тургенев говорит о Павле Петровиче: «Да он и был мертвец». В конце романа мы узнаем, что он живет в Германии и что сами немцы принимают его за англичанина; а от его любви к России, о которой он так любил говорить, осталась лишь пепельница в виде мужицкого лаптя на его письменном столе.

Совсем по-другому Тургенев относится к Николаю Петровичу Кирсанову. Хотя автор и подсмеивается над его «мягкотелостью» и сентиментальностью, но симпатизирует ему за любовь к поэзии Пушкина, понимание музыки и красоты русской природы, доброжелательность и отсутствие пренебрежительного отношения к людям.
о привлекает также то, что Николай Петрович еще до реформы разделил свою землю с крестьянами; завел «ферму», стал использовать наемный труд и даже паровые механизмы. Писатель считал, что будущее — за такими хозяйствами, похожими на европейские. Николай Петрович счастлив се-мейно: у него жена, любимые дети… Он, бесспорно, вызывает и наши симпатии.

Сочинение: Сущность конфликта в романе «Отцы и дети»

Источник: historylib.net

В чем причин конфликтов между родителями и детьми? Что можно посоветовать родителям?

Психолог Валентина Иващенко: Конфликт, возникающий между разными поколениями, живущими под одной крышей – довольно частое явление. Если в раннем возрасте конфликт проявляется в виде капризов и слез, то по мере взросления ребенка, «взрослеют» и поводы для ссор. «Как редко ребенок бывает таким, как нам хочется», — отмечал известный польский врач, писатель и педагог Януш Корчак.
Желание родителей настоять на своей точке зрения, не учитывая потребности ребенка, например, быть услышанным и понятым часто лежит в основе конфликта.
таком случае, подвергаясь постоянному давлению, дети начинают сопротивляться, что выливается в непослушание, упрямство, деланию «назло».

Протоиерей Евгений Пейков:
Дело не всегда в том, что родители не учитывают потребностей ребенка. Сам ребенок чаще не учитывает своих потребностей, настаивая на выполнении своих желаний и прихотей. Попробуем понять, почему это всегда происходит. Ребенок не рождается на свет с чистой душой (он не белый лист бумаги), каждый человек с момента зачатья является носителем поврежденной человеческой природы, которая проявляет себя все сильнее по мере формирования самосознания. Механизм действия «закона греховного», ярко описанный апостолом Павлом в послании к Римлянам в 7 главе, актуален и для взрослых, и для детей. Часто предметы этих страстей взрослым кажутся неважными, и способ их выражения выглядит нелепо, в силу неумения детей притворяться, но суть их та же. Поэтому понять, что происходит в душе ребенка, без чего невозможно преодолеть ни одну проблему, может только тот родитель, который имеет опыт самоанализа, который в классической духовной литературе именуется «рассуждением», или «различением помыслов». Родители не всегда опыт рассуждения и борьбы со своими страстями, и к тому же не достаточно аргументировано объясняют ребенку причину требований и запретов. Отсюда непонимание, переходящее во взаимное упрямство и даже вражду.
r />Необходимо каждый раз находить время и возможность для разговора с детьми и подробного объяснения, к чему приведет то и ли иное поведение, стараясь строить беседу так, чтоб ребенок сам, руководствуясь вашими подсказками, логически пришел к правильному выводу и не думал, что вы навязываете ему свое мнение. Ищите истину вместе, размышляя вслух. Примеры таких бесед можно прочесть в «Диалогах» Платона. В некоторых православных семьях запреты вообще не объясняются, а на вопрос «почему?», дается односложный ответ: «Это грех» или, что еще хуже: «Если сделаешь так, Боженька тебя накажет». В сознании ребенка создается образ всемогущего существа, которое только и думает, как бы нас лишить удовольствий, а потом подловить на чем-то и наказать. Ребенок, скорее всего, вырастит запуганный, и не будет неожиданностью, если, убедившийся в том, что после какого-то греха его не убило молнией, откажется от веры в такое божество и начнет поступать ему и родителям назло. Каждую заповедь Божью, смысл которой мы хотим донести до ребенка, нужно представлять не как запрет, а как закон жизни, нарушение которого ведет к плохим последствиям, а Бог, Который нас любит и хочет нам помочь, подсказывает нам, как избежать зла, которым мы сами наказываем себя, нарушая законы жизни. Можно провести аналогию с физическими законами или правилами дорожного движения. В зависимости от возраста нужно подбирать понятные примеры из жизни и литературы. Спросите, например, у ребенка, кто наказывает попавшего под машину, если он переходил дорогу на красный свет или того, кто без рукавички схватил горячий чайник.
r />Для этих разговоров нужно время, нельзя их вести второпях. Сейчас многие родители очень заняты, работают в несколько смен, чтоб обеспечить материальные нужды семьи, но подумайте, кому это все будет нужно, если у вас не будет нормальных отношений с вашими детьми. Нужно обязательно играть с ребенком, ходить вместе гулять, вести задушевные беседы, читать мудрые книжки.

Психолог:
Еще одной причиной конфликтов между детьми и родителями может явиться неизбежное ограничение свободы
эгоцентрических желаний растущего ребенка, конфликт между «хочу» и «надо», когда ребенок учится принимать и соблюдать общечеловеческие правила и нормы. В гармоничной семье, как в единой команде: разногласия есть, но они быстро решаются, каждый член семьи имеет свое место и выполняет свою роль. В этом случае разные взгляды на жизнь отцов и детей лишь дополняют друг друга.

Протоиерей Евгений: Разные взгляды детей и родителей бывают не так опасны, как привычка взрослых не замечая того, совершат на деле поступки, противоречащие их теоретическим взглядам. Учат ребенка не жадничать, а сами отказывают пьянице, просящему две гривны на похмелку. Говорят, что нельзя обманывать, а на нежелательный телефонный звонок отвечают «никого нет дома», хотя тот, кому звонили, рядом.
вас, возможно, есть тысяча причин, чтоб поступать так, но ребенок о них не знает, он просто учиться жить и принимать решения. Насмотревшись примеров такой двойной морали, ребенок твердо усваивает, что мораль только тогда нужна, когда с ее помощью можно помыкать другими, а когда есть свой интерес, то на правила можно временно закрыть глаза. Самое страшное действие на ребенка оказывает лицемерие в религиозной жизни семьи, то, что сейчас обычно называют «фарисейством». Либо вырастет лицемером, либо взбунтуется и порвет с религией родителей. Чтоб этого не случилось, следите не только, как вы ведете себя в воскресенье в храме, а как вы живете от понедельника до субботы. Некоторые родители считают, что для того, что ребенок вырос верующим нужно, пока ребенок мал, носить его на причастие, а как подрастет, научить декламировать молитвы и водить в Воскресную школу. Но этого явно не достаточно. Причащаться и молиться нужно обязательно вместе. А воспринятая от родителей детская вера должна обязательно перерасти в самостоятельные отношения с Богом. Но это уже тема для отдельного разговора.

Психолог: Ребенок в своем развитии проходит через определенные стадии, и его родители также преодолевают один закономерный этап за другим, причем у каждого этапа свои задачи и трудности. Но есть особенные этапы, когда обостряются противоречия во взаимоотношениях детей и взрослых. В научной литературе их называют «кризисами развития».
иболее значительные – это кризис трех лет, кризис семи лет и подростковый кризис. Конфликты со взрослыми в это время возникают чаще, а вместе с ними приходят мучительные и болезненные переживания. Трехлетний ребенок на какое-то время становится упрямым строптивым, капризным и своевольным. Семилетний ребенок в это время становится неуравновешенным, несдержанным и капризным. У подростков падает работоспособность, затухают и нередко отмирают прежние интересы, а поведение приобретает негативный характер. Но необходимо помнить, что характер протекания кризиса в значительной мере зависит от конкретных жизненных ситуаций. Как отмечал известный советский психолог А.Н. Леонтьев, «кризисов вовсе может не быть, если психическое развитие ребенка складывается не стихийно, а является разумно управляемым процессом – процессом воспитания». При чем воспитание нужно начинать как можно раньше. Митрополит Антоний Сурожский говорил: «Воспитание человека начинается с его детства и еще до того: с момента, когда он зачинается во чреве матери».

Протоиерей Евгений: Правильное воспитание совсем не гарантия того, что удастся избежать различных кризисов. У праведных родителей иногда вырастали непослушные дети, которые не хотели идти по их стопам. И дело тут не всегда в ошибках воспитания. У каждого человека есть Богом дарованная свобода, которая может быть использована по своему усмотрению, вопреки всем влияниям извне.
все же роль родителей остается первостепенной.
Психолог: Первое с чем встречается новорожденный ребенок – это его семья. Все, что происходит внутри семьи, для маленького человечка является образцом, безусловным эталоном поведения. Доверие и страх, уверенность и робость, сердечность общения и отчужденность – все эти качества ребенок приобретает в семье. Здесь он осваивает навыки взаимодействия по примеру родителей, в том числе и способы поведения в конфликтных ситуациях. По законам нормального психического развития у ребенка с 2-3 лет появляется стремление к самостоятельности. Какими способами он будет отстаивать свои желания и потребности? Ответ прост – теми, которые ему не раз демонстрировали мама, папа, бабушки и дедушки. Других вариантов он пока не видел, а значит – не знает.
Вывод очевиден – родителям нужно быть внимательными в своих высказываниях и в поведении. Воспитание нужно начинать с самого себя. Ведь вы не будете отрицать, что вы мудрее и опытнее собственного ребенка? Тогда и менять что-то, чтобы свести конфликты к минимуму – именно вам. Необходимо быть внимательным к своему душевному состоянию, учится терпению и пониманию. Если вас раздирают противоречивые чувства, вы постоянно недовольны собой и окружающими, если внутренний конфликт стал для вас привычным, то вряд ли стоит рассчитывать, что у вас будет мир и полное взаимопонимание с ребенком.

Протоиерей Евгений:
Идеальных людей нет, каждый человек допускает ошибки и необдуманные поступки. Очень важно давать правильную оценку не только поведению ребенка, но и своему поведению. Не бойтесь просить прощения и признавать свои ошибки перед детьми. Иначе они тоже никогда не научаться этому. Если вы дали волю накопившимся негативным эмоциям, обязательно попросите прощения, даже если сам ребенок «довел вас», и понимает это, все равно скажите, что так выражать свои чувства нельзя. Нужно всегда контролировать себя и решать конфликты спокойно. Для того чтоб научить ребенка избегать конфликтов, покажите ему, что вы удовлетворены только тогда, когда конфликта удалось избежать, а не тогда, когда вы добились своего.

Сейчас очень много говорят о любви к ребенку, о его свободном развитии, но нужно ли при этом приучать ребенка к дисциплине?

Психолог: На родителях лежит ответственность за то, чтобы ввести ребенка в мир взрослых. А этот мир держится на правилах, нормах и законах. И родители являются образцом того, как следует себя вести, что следует делать в той или иной ситуации. Пока ребенок маленький большая свобода выбора и действий его дезориентируют. Поэтому маленьким детям так необходим режим, распорядок дня, то есть границы и рамки, заданные взрослым, в которых он чувствует себя защищенным. В таком случае ребенок понимает, что в мире есть стабильность и закономерность. А для развития ребенка, особенно младшего возраста, чувство безопасности, стабильности, эмоционального комфорта намного важнее, чем применение новейших развивающих методик. Маленькие дети, нуждающиеся в заботе и уходе, имеют мироощущение «Я – в центре мира, и все – для меня». По мере взросления родителям необходимо перестраивать эту природную эгоцентричность с помощью и любви и дисциплины. Есть прекрасная аналогия: ухаживая за растением, садовник поливает его, удобряет, рыхлит почву, отрезает лишнее, но не тянет за верхушку, чтобы оно поскорее выросло! Так и дети нуждаются и в терпеливой заботе об их росте, и в направлении их развития, и в разумно поддерживаемой самостоятельности.
Нужно отметить, что без дисциплины «слепая» родительская любовь делает из ребенка «кумира семьи», поведение которого становится неуправляемым. Большинство родителей воспитывающих детей в абсолютной свободе, на самом деле просто избегают необходимости «напрягаться». Послушание детей в таких семьях пытаются обрести родительской мягкостью, уступчивостью, порой переходящей в беспринципность. Родители боятся конфликтов и уходят от них. Дети вырастают капризными, требовательны, маленькими «тиранами» командующими родителями.
Другая крайность, жесткие, авторитарные родители, которые, не считаясь с мнением ребенка, отдают приказы и требуют точного и беспрекословного их выполнения. Воспитание для них заключается в том, чтобы продемонстрировать силу собственному ребенку, доказать ему в очередной раз, что он находится в родительской власти и спорить с этим бесполезно. Дети либо подчиняются и тогда страдают от отсутствия самостоятельности, вырастают забитыми, запуганным или, наоборот, сопротивляются требованиям взрослых и вырастают неуправляемыми, озлобленными, мстящим за подавленное детство.
Задача родителей – держаться «золотой середины», сохраняя четкую родительскую позицию и одновременно заботясь о потребностях и чувствах ребенка. При этом родителям также следует поощрять ребенка самостоятельно думать, действовать и осознавать, что он – личность, которая должна принимать на себя ответственность за свои действия и поступки. Банальная проблема: ребенок не хочет учить уроки, и мама начинает учить их вместе с ним. Но, чем больше мама принуждает ребенка к занятиям, тем очевиднее, что нужны они ей, а не ребенку. В итоге, домашние задания выполнены, но навыка самостоятельной работы нет. Существует парадокс: чем больше родители стараются, чтобы ребенок учился лучше, тем меньше у него на это шансов. Делая с ребенком уроки, мама берет на себя ответственность за его занятия, контролирует его. А если взялись контролировать — значит, сняли с ребенка ответственность. Достичь цели: чтобы ребенок учился самостоятельно, хорошо и успешно и вообще любил знания, будет очень непросто, потому что без контроля и принуждения ребенок учиться не будет. Родителям, оберегая от плохих оценок, не следует «стелить соломку» везде, где ребенок может «упасть». Важно ребенку не мешать столкнутся и с негативными результатами его поступков. Тогда он приобретет ценный опыт ответственности за свои действия.
Необходимо помнить – нельзя родителям жизнь ребенка прожить за него. Он имеет право на свое детство со своими ошибками, победами, мечтами и разочарованиями.

Протоиерей Евгений: О, это сладкое слово «Свобода»! Все хотят ее обрести, но когда вдруг получают, не знают, что с ней дальше делать. Внешняя свобода абсолютно не нужна в раннем возрасте никто к ней и не стремится, кроме тех неразумных родителей, которые желают прослыть очень «современными и прогрессивными» воспитателями. Постепенно желание свободы все больше овладевает умом ребенка. Но ищет на самом деле, он не той свободы внешней, которая больше налагает ответственности, чем дает прав, а свободы внутренней, которая и дает возможность обрести мир в самом себе. Страсти мучают чистую детскую совесть намного сильнее, чем могут себе представить взрослые. Он ищет причину душевных страданий вне себя, обвиняя всех и прежде всего родителей. Иногда ребенка охватывает отчаяние, которое, к счастью быстро проходит, если обиженные хамским поведением родители своими упреками не сделают еще хуже. Обижаться родители не имеют права, только трезво рассуждая можно принять правильное решение и помочь ребенку в борьбе с его страстями путем разумного ограничения внешней свободы. И как ни странно для многих, этим мы сделаем его счастливее.

Почему возникают сложности в общении взрослых с подростками? Как вести себя с подростками, когда они «бунтуют» против всех правил и норм семьи?

Психолог: В подростковый период (так называемый кризис переходного возраста 11-15 лет), у ребенка окончательно формируется собственное мировоззрение на окружающий мир, ценности, идеалы и жизненная позиция. Насколько тяжелым будет этот кризис, зависит от того, что было заложено родителями в раннем возрасте. Есть такая поговорка: «Дитя как сундук: что в него положишь, то потом и достанешь». Наверняка проявится то, что в детстве было «заложено» неудачно. Открытия могут быть болезненными, но когда проблема видна, ее при желании можно решить.
Дети растут, меняясь и внешне, и внутренне, но часто родители не всегда готовы видеть в подростке нового человека – с отличными от их представления эмоциями, целями и идеями. Осуждение его поведения и внешнего вида позволяет сохранить иллюзию, что нечего не меняется: родители продолжают относиться к нему как к беспомощному ребенку, не давая права на собственную автономную жизнь. Но подростку необходимо учиться жить самостоятельной, отдельной от родителей жизнью. В природе, когда приходит время научить птенца-орла летать, мать выталкивает его из гнезда. Когда он выпадает – она парит рядом, поддерживая и показывая, как нужно управлять крыльями. Чтобы стать взрослыми, детям нужно оторваться от родителей, иначе инфантильный взрослый окажется в родительском «гнезде» навсегда.
Родителям нужно знать, что подростковый период парадоксален: на фоне физиологических изменений скачки настроения – от безудержного веселья до беспричинных слез; высокий уровень раздражительности и ранимости. Любая критика воспринимается как подтверждение нелюбви к себе. Подросток ищет себя через провокацию взрослых. Стремление родителей помочь – встречает репликами «Оставьте меня в покое!». В тоже время у него сильна жажда родительской поддержки, участия, понимания и потребность быть услышанным без скепсиса и оценки.
Что остается делать родителям в такой ситуации?
Готовых ответов, к сожалению, на этот вопрос нет. Но есть совет: родителям подростка необходимо отказаться от идей, что ребенок всегда останется маленьким ребенком, и будет принадлежать им. В отношениях с ним необходимо найти правильную дистанцию, приспосабливаясь к новой ситуации и меняя некоторые старые правила. Но нельзя терпеть дерзость, хамство и грубость подростка, так как, находясь в плену сиюминутных противоречивых эмоций, ему необходимо чувствовать существование границ и рамок – это вопрос безопасности для ребенка и ответственности за него родителей.
Родители должны постараться не относиться к проблемам подростка свысока. Ведь жизнь дана каждому по силам и у ребенка она может быть более тяжела, чем у родителей, поскольку у него нет опыта взрослого. Родительская любовь и понимание – это самое важное в жизни любого человека, и ребенка, и взрослого. По дороге домой подросток должен знать, что его там примут любого, такого, какой он есть. Плохой или хороший – это все равно, потому что он пришел в свою семью, к родным и любящим людям.. И тогда не возникает желания делить свои беды и радости с кем-то вне дома, вне семьи.
И еще, подростковый период не вечен. Случается взросление затягивается и 30-40 летние «подростки» продолжают бунтовать против родителей. Но, это отдельная тема. В основном происходит так, как отметил Марк Твен: «Когда мне было четырнадцать, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его; но когда мне исполнился двадцать один год, я был изумлен, насколько этот старый человек поумнел за последние семь лет».

Протоиерей Евгений: Подростковое упрямство, непослушание, — это не порок, а защитная реакция, духовный иммунитет ребенка, только неправильно понятый и направленный не туда, куда нужно. Маленький человек должен научиться самостоятельно плавать по бушующему житейскому морю, справляться с массой соблазнов и искушений. Тут упрямство и нежелание делать так, как говорят другие, может пойти на пользу. Если подросток лишен возможности выражать свои протесты во внешней среде, то естественно он их направит против семьи. Пытаясь доказать, что он взрослый, будет требовать отмены всех запретов, которые были установлены как правила для маленьких без достаточных разъяснений и не подкрепленный своим примером. Есть только один, конечно не дающей полной гарантии, но верный путь, чтобы уберечь ребенка от вредных привычек, это не иметь их самим и терпеливо разъяснять все с раннего детства.. Но есть вполне законные и допустимые вещи, на которые претендует подросток в переходном возрасте. Пригласить на день рождения своих друзей, а не тех, кого назначат родители, читать книги и слушать музыку, которые им, а не родителям, нравятся, звонить друзьям по телефону и многие другие вещи, на которые, конечно родители должны иметь влияние, и стараться контролировать, но очень осторожно и незаметно. В некоторых православных семьях иногда как огня бояться этой неминуемой самостоятельности, за ручку водят в школу, боятся даже отправить в магазин за хлебом, а если уж вдруг подросток принес домой какие-то непонятные родителям музыкальные записи, то наступает полный ступор. Иногда родители сами того не замечая, обижают выросших детей, обращаясь как с маленькими, резко обрывая, высказываясь самоуверенно о вещах, в которых разбираются хуже детей, грубо отзываются об их друзьях, ничего толком о них не зная. Постарайтесь себя контролировать и не допускать в отношении детей того, чего вы не хотели бы видеть в отношении к вам. Нужно давать проявлять самостоятельность ребенка все больше, постепенно понижая уровень своего влияния на его жизнь. Позвольте ему проявлять самостоятельность прежде всего в интересах семьи, доверяйте ответственный поручения. Тут уже нет общих советов, нужны мудрость и глубокое уважение к своему ребенку. Высший пример такого уважения родителя к свободе чада являет нам Евангельская притча о блудном сыне. Отец предпочел отпустить его в никуда, чем насильно удерживать, лишая свободы и делая рабом.

Как приобрести родительский авторитет?

Психолог: Ребенок с первых дней жизни испытывает полное доверие к родителям. Все их слова воспринимаются, как абсолютная истина и не нуждаются в доказательствах. Но по мере взросления ребенка, авторитет необходимо выстраивать и завоевывать постоянно. Мнение родителей о родных и близких, поведение родителей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к работе и к посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей друг к другу – все это слагаемые родительского авторитета.
Важно чтобы ребенок воспитывался в атмосфере доброжелательности, доверия и уважения, как между родителями так и между старшими и младшими членами семьи. Авторитет родителей во многом зависит от того, насколько они сами умеют прощать и просить прощение. Ребенок никогда не будет просить прощения, если он не знал подобного опыта в собственной семье. Удивительный пример прощения наблюдал митрополит Антоний Сурожский в семье В.Н. Лосского, он вспоминает: «Я как-то пришел в воскресное утро, чтобы идти в церковь, и стоят четверо детей, стоит Владимир Николаевич, стоит его жена, подходят к каждому из них, кланяются в ноги и просят прощения, если дети не могут простить, они не могут получить разрешительную молитву от священника. И у детей было такое чувство, что они на равных началах, не в порядке семьи, где они должны слушаться родителей, а в порядке высшем, что Бог общий, что они все, взрослые и дети, равны перед Богом, что родители тоже могут быть виноваты и что они зависят от прощения детей столько, сколько дети зависят от прощения родителей». Комментарии, на мой взгляд, здесь излишни.
И еще. Современные дети умеют многое из того, что не умеют их родители. Поэтому, чтобы сохранить авторитет в глазах своих детей вы тоже должны учиться у них. Какая музыка интересна ребенку, какие книги он читает и почему они ему интересны; что может порадовать ребенка и что его может огорчить – это и многое другое должно интересовать родителей, претендующих на роль авторитетного лица для собственного ребенка. Но при этом постарайтесь быть деликатным, уважать его интересы, не принижая чувств и переживаний. Жизнь с детьми помогает взрослым учиться искренности, доверию и духовному возрастанию. Недаром Господь призывает: «Будьте как дети».

Протоиерей Евгений: Авторитет родителей рождается вместе с ребенком. Посмотрите, как маленькие дети перед тем, как отреагировать на что-то незнакомое, сначала смотрят на реакцию мамы, а потом уже соответственно этому выдает свою реакцию. Важно не потерять этот заложенный Богом авторитет, допуская все те ошибки, о которых мы писали выше. Постепенно слепой детский авторитет перерастет в уважение, которое можно приобрести только работая над собой и побеждая в себе, с Божьей помощью, свои греховные страсти. Если что-то идет не так, как вам хочется, не паникуйте и не отчаивайтесь. Не всегда путь ко спасению бывает прямым. Нужно помнить, что через наших детей Бог воспитывает и нас, помогает увидеть и победить наши страсти, поэтому нужно запастись терпением, работать усердно над собой, молиться и всеми силами помогать, а не мешать Богу воспитывать наше непослушное чадо.

Источник: ortodox-dn.livejournal.com

Проходят годы, десятилетия, века, а проблема взаимоотношений старшего и молодого поколений остаётся. Как часто можно услышать: «Что за молодёжь пошла! Вот в наше время…» Нам, молодым, кажется, что родители «давят» на нас своим авторитетом, возрастом, что они не понимают своих детей, стремятся ограничить нашу свободу. Станем взрослыми мы и, наверное, так же будем относиться к своим детям, то же самое будем говорить им, стремясь уберечь их от всех жизненных невзгод. Я думаю, что поэтому конфликт между детьми и родителями вечен и что на особенности каждого поколения людей влияет то время, в которое они живут, социальные и бытовые условия, политическая ситуация в стране.

Вопросы взаимоотношений «отцов и детей» всегда интересовали писателей и, конечно, нашли отражение в художественной литературе. Проблема преемственности поколений, конфликт между старшими и молодыми, отношения родителей и детей – это далеко не полный перечень проблем, отражённых в различных произведениях русской и зарубежной литературы. Обратимся к примерам.

Роман русского писателя 19 века И.С. Тургенева так и называется: «Отцы и дети». В данном произведении ярко продемонстрирована проблема взаимоотношений двух поколений. «Отцы» – это Николай и Павел Кирсановы, а «дети» — это Аркадий Кирсанов, сын Николая Петровича, и Евгений Базаров. Но конфликт между ними обусловлен не столько возрастом, сколько сменой социальных условий в стране. Отживают своё «дворянские гнёзда», уменьшается роль дворянства в обществе. На смену ему приходят новые люди, выходцы из среднего класса, так называемые разночинцы. Базаров — сын бедного уездного лекаря, он сам пробивает себе дорогу в жизни. Аркадий только увлечён новыми идеями, а по сути – сын своего отца. Мы видим его в конце романа помещиком, продолжателем дела «отцов». Высшая точка конфликта между новым поколением и поместным дворянством, аристократами — это дуэль Базарова и Павла Петровича. Здесь нет победивших и проигравших. Но Тургенев чутьём великого художника слова чувствует, знает, что в жизни победа базаровых неизбежна.

Конфликт поколений часто имеет место и в быту. Вспомним замечательный рассказ А. Алексина «Раздел имущества». В этом произведении представлены три поколения одной семьи. Бабушка Анисия Ивановна всю свою любовь, все силы и время отдала тому, чтобы её внучка Верочка, перенёсшая тяжёлую родовую травму, выздоровела, научилась преодолевать трудности, была такой же, как другие дети. Верочка выросла, и бабушка стала не нужна. Всё «по совести, по справедливости» хочет сделать мать девочки, даже собирается судиться со свекровью. Это конфликт между старшими поколениями. Но возникает и другой. Верочка пишет в своей записке, что станет той частью имущества, которая отойдёт к бабушке. И, наверное, уже не будет прежних отношений между повзрослевшей девочкой и матерью. То, что разрушено, очень трудно восстановить.

Как мы видим, причины конфликтов между поколениями бывают разные. Их вряд ли можно избежать при смене социальных условий, общественного строя, но они часто возникают и в повседневной нашей жизни. Я думаю, что главное — научиться в таких случаях вести себя достойно.

Вернуться к списку: Сочинение по литературе

Источник: rusulitka.ru

Идеи нигилистов

В апреле 1860 года Тургенев в очередной раз уехал во Францию. В небольшом городке Содене он изучал труды философов-материалистов. В шестидесятые годы многие молодые люди проявляли интерес к естественным наукам. Тургенева задела статья Добролюбова, в которой автор высказывал крайне нигилистские взгляды.

Молодежь умнее стариков — именно эта мысль просматривалась между строк в работе молодого критика. В переписке Добролюбова и Тургенева развернулся яростный спор. Причём дискуссия касалась прежде всего основных категорий человеческого существования – любви и смерти.

Идея романа

Нет любви, но есть физическое влечение. Нет красоты природы, но есть вечный круговорот химических процессов. Нет духовного наслаждения искусством, но есть лишь физиологическое раздражение нервов. Молодёжь с порога отрицает ветхие идеалы отцов. Материя и сила – лишь они не поддаются сомнению. Только почему-то ни один психически здоровый человек не мечтает о смерти, и каждый стремится любить и быть любимым. Подобные мысли не давали покоя писателю, и именно из них и был рожден роман, в котором как ни в одном другом раскрыта тема конфликта отцов и детей.

Из истории создания

Писатель много думал о взаимоотношениях молодости и старости. На чём держится связь между ними? Конфликт отцов и детей Тургенев анализировал, опираясь на собственный опыт. Между ним и повзрослевшей дочерью Полиной все чаще возникали споры, похожие на те, которые изображены в романе.

В 1866 году Тургенев встретился с Герценом в Лондоне. Разговор между старыми приятелями шел в основном о журнале «Современник». А прежде всего о нетерпимом отношении Чернышевского и Добролюбова к людям сороковых годов. Эти разговоры стали последним толчком для создания романа о конфликте отцов и детей. Тургенев эту тему затрагивал и в более ранних произведениях, а именно в «Дворянском гнезде». В «Отцах и детях» он создал образ, ранее не встречавшийся в литературе.

Новый герой

В 1860 году Тургенев начал работать над новым романом. Первые дни в его мыслях смутно выступал образ героя, убежденного в том, что естественнонаучные открытия могут объяснить в человеке всё. Прозаик представлял себе фигуру сумрачную, значительную, сильную, злобную, но при этом чистую и искреннюю. И обреченную на гибель.

Тургенев создал персонаж, который стоит в преддверии будущего, но находится в постоянной конфронтации с настоящим. При этом оказывается слишком слаб для того, чтобы реализовать свои идеи, воплотить их в жизнь. Конфликт отцов и детей, гуманистов и нигилистов, представителей русского дворянства и разночинцев — все это вдохновило писателя на создание романа.

Особенности прозы Тургенева

Этот прозаик оказал влияние и на форму, и на содержание зарубежной литературы. Мнение о том, что он был зависим от европейской культуры, неверное. Скорее, французские прозаики 20-го века писали под влиянием творчества Тургенева. Популярным в Европе стал и роман «Отцы и дети». Конфликт этого произведения, правда, до конца может понять лишь тот, кто вырос в России.

Тургеневским романам присуще отсутствие многословных нравоучений, чего не скажешь о книгах Достоевского и Толстого. Авторский голос в «Отцах и детях», «Накануне», «Асе», «Вешних водах» занимает отнюдь не первое место. Писатель никогда не навязывал читателю своего мнения. Ещё одна особенность манеры Тургенева – наличие подтекста.

И наконец, он писал всегда о наиболее актуальных проблемах современного ему общества. Так, в романе Тургенева «Отцы и дети» конфликт рождается из противоречий, возникших между приверженцами разных точек зрения. И он имеет прямое отношение к социальным и политическим преобразованиям в России середины 19-го века.

Человеческая природа неизменна

Какие политические события происходили в годы, когда Тургенев работал над своим романом? Из Сибири были возвращены декабристы. Начались реформы. В обществе прогрессируют либеральные взгляды. Тургенев быстро понял, что всё, что происходит, имеет поверхностный характер. Это всего лишь разговоры, за которыми ничего не следует. Тургенев, в отличие от Некрасова, иллюзий не питал.

Писатель никогда не возлагал на прогресс больших надежд. Он понимал, что человеческая природа неизменна. Главный герой романа — Евгений Базаров — человек, полностью свободный от либеральных иллюзий. Ему чужды пустые разговоры, которые страстно ведёт Павел Петрович Кирсанов. Базаров ни во что не верит, ничего не хочет. Это глубоко разочарованный человек.

Образ Базарова

Главный герой этого произведения – первый убедительный разночинец в русской литературе. Это первый персонаж, который с гордостью о себе говорит: «Мой дед землю копал». Почти каждый свой роман Тургенев писал ради нового литературного образа. «Отцы и дети» созданы ради Базарова. Этот персонаж – манифестация нового типа сознания.

В «Отцах и детях» писатель создал, как уже было сказано, принципиально нового героя. Существует мнение, что Достоевский образ Раскольникова отчасти позаимствовал у своего коллеги.

О чем роман Тургенева?

Политический смысл романа «Отцы и дети» несколько заслоняет главную идею автора, характерной чертой которого была человечность. Этот писатель не требовал от своих героев нравственного подвига. «Отцы и дети» — роман с очень глубоким человеческим смыслом, который довольно очевиден, но его заслоняет титаническая фигура Евгения Базарова.

Главный герой прямолинеен, он умнее большинства своих собеседников, потому общаться с ними ему неинтересно. Ему очень тяжело жить. Евгений любит отца, но не может построить с ним диалог. Он привязан к Аркадию, но тот его раздражает. У Базарова полностью отсутствуют способности, позволяющие установить контакт с окружающими. Главный герой тургеневского романа отрицает всё, а прежде всего условности. Ему непонятны любовные метафоры и романтические отношения, и это становится главной его трагедией.

В чем главная идея романа? Пожалуй, в том, что счастлив тот, кто умеет прощать и любить. Пейзаж, изображенный в финальной сцене, иллюстрирует главную мысль автора: природа побеждает всё. Вспомним содержание книги, а именно ее финал.

В церкви венчаются две пары: Николай Петрович с Фенечкой, Аркадий с Катей. Счастье в жизни этих персонажей есть, хотя и несколько наигранное. Павел Петрович все так же одинок, выглядит как джентльмен. Но жизнь его пуста. Ситников и Кукшина продолжают ломать комедию, изображая из себя представителей новых взглядов.

Меньше всего повезло герою-нигилисту. От его идей осталась всего лишь могильная плита, на которую регулярно приходят дряхлые старички, плачут и молятся за упокой души сына. Эта участь ждет каждого. Но Базаров не успел ни полюбить по-настоящему, ни познать отцовского счастья. Заряженный идеями философов-материалистов, он был выше этого.

Идеал человека по Тургеневу

Конфликт поколений в «Отцах и детях» выражен в форме диалогов. Герои на протяжении всего повествования ведут нескончаемые дискуссии, пытаются отстоять собственную точку зрения, доказать друг другу свою правоту. Кто побеждает в этом споре? Дочитав тургеневский роман, читатель не видит разрешения конфликта. Но один из персонажей — представитель старшего поколения — все же побеждает в споре. Хотя в полемику и не вступал.

Павел Петрович не вызывает уважения автора. Это человек, раздавленный женской любовью. Имени прежней возлюбленной Кирсанова писатель не называет. Однако существует мнение, что княгиня Р – символ, указывающий на Россию. Павел Петрович Кирсанов – человек без будущего, без перспектив. Хотя герою этому всего 44 года. Главный конфликт в романе выражен прежде всего в диалогах Павла Петровича и Базарова. Они являются представителями противоположных взглядов. Как известно из финала романа, в их интеллектуальном споре победителя нет.

Идеал человека для Тургенева – это отнюдь не Базаров. Самый обаятельный и милый персонаж в романе – Николай Петрович Кирсанов. У него есть любимый сын, любимая женщина. Он читает стихи, играет на виолончели. Николай Петрович умеет жить. И он самый человечный из всех героев тургеневского романа. Он один из немногих, кто в заключении всей этой истории обретает счастье.

Извечная проблема России

Автор романа «Отцы и дети» о конфликте поколений написал не первым. Ранее об этом говорил уже Лермонтов. Более того, конфликт отцов и детей (основная тема тургеневского романа) – проблема, актуальная в России давно. Соотечественникам Тургенева всегда чужда была и английская преемственность, и восточное уважение к старикам.

В России поддерживать идеи предков как-то не принято. Возможно, отсюда и революционные события разных масштабов, происходящие время от времени на протяжении последних двух столетий.

Источник: www.syl.ru


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.