Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя образовательная школа №2»
Реферат
«Проблема отцов и детей в СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ литературе»
Исполнитель:
,
ученица 9б класса
Руководитель:
,
учитель СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ языка и литературы 1 кат.
Югорск 2010г.
Проблема отцов и детей в СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ литературе
I. Введение
Я выбрала эту тему, потому что считаю ее актуальной по сей день. Отношения отцов и детей и сейчас остро стоят перед нами. Взаимоотношения между “отцами и детьми” — это, как мне кажется, непонимание друг друга или даже, может быть, нежелание понять. А это ведет к разногласию и спорам. Это связано с серьезными изменениями в жизни страны, ведущими порой к разладу, непониманию между поколениями.
Во время бурных изменений какой-либо сферы жизни человека эта проблема встает с удвоенной силой: отцы — консерваторы, которым чужды любые изменения, а дети — “двигатели прогресса”, стремящиеся свергнуть устои и традиции, воплотить в жизнь свои идеи.
«Отцы» и «дети» всегда смотрели на мир с разных точек зрения. «Дети», по мнению «отцов», ведут человечество к катастрофе (культурной, экологической и др.). Но катастрофы, как и утопии, предсказывали многие, но пока не было катастрофы, ставящей под угрозу существование человечества. Со временем “дети” становятся “отцами”. В этом отношении наблюдается цикличность. Вся история человечества состоит из таких циклов.
По моему мнению, не существует проблемы, а существует явление “отцов и детей”. Это явление может вызвать местные конфликты, но в целом это неотъемлемая часть человеческого существования.
В своей работе я хотела бы показать, как с течением времени и сменой эпох изменялись отношения отцов и детей и насколько эта тема глобальна по своему значению.
Моя цель: Проследить отношения разных поколений (отцов и детей) в связи с исторической эпохой, социокультурных взглядов и литературы.
Для реализации этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
1.Отобрать материал для подготовки реферата.
2.Связать сюжеты с историей.
3.Изучить тему в художественных произведениях.
4.Доказать актуальность этой темы.
Эту проблему надо решать, поскольку, чем больший промежуток времени будет она оставаться незамеченной, тем сложнее будет изменить отношение детей к родителям и наоборот.
Литература всегда была одной из главных составляющих в формировании мировоззрения человека. Но любой сюжет основан на конкретной исторической ситуации. Поэтому я решила проследить, как отношения разных поколений отражаются в произведениях русской культуры.
II. Основная часть.
1. Первое упоминание темы отцов и детей встречается в сказках. В народе закрепилось уважение Рє старшим и беспрекословное повиновение воле родителей. Фольклорное творчество передавалось из уст в уста и дошло до наших дней, что свидетельствует о зарождении темы отцов и детей. Беспрекословность и полное подчинение — вот что было главным в то время между родителями и детьми.
«В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею, у него было три сына — все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке оказать, ни пером написать; младшего звали Иван-царевич.
Говорит им царь таково слово:
«Дети мои милые, возьмите себе по стрелке, натяните тугие луки и пустите в разные стороны; на чей двор стрела упадет, там и сватайтесь».
Пустил стрелу старший брат — упала она на боярский двор, прямо против девичья терема; пустил средний брат — полетела стрела к купцу на двор и остановилась у красного крыльца, а на там крыльце стояла душа-девица, дочь купеческая, пустил младший брат — попала стрела в грязное болото, и подхватила её лягуша-квакуша.
Говорит Иван-царевич:
«Как мне за себя квакушу взять? Квакуша не ровня мне!»
— «Бери! — отвечает ему царь. — Знать, судьба твоя такова».
Иван – царевич был вознагражден счастьем и любовью умницы и красавицы жены за искреннее повиновение воле отца.
2. С возникновением Христианства на Руси распространяется учение Христа о всепрощении и любви к ближнему. Об отношениях отцов и детей, на мой взгляд, повествует «Притча о блудном сыне». Отец, не смотря на грех сына, прощает его и принимает в дом. Главная тема этого произведения — покаяние детей перед родителями и милосердное отношение отцов, поучение их не наказанием, а прощением. Таким образом, в Библии утверждается главная ценность человеческой жизни – кровная связь поколений.
У одного человека было два сына. Младший из них сказал отцу: «отец! дай мне следуемую мне часть имения». Отец исполнил его просьбу. По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю страну и там, живя распутно, растратил все свое имущество. Когда же он все прожил, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И он пошел, и пристал (т. е. присоединился) к одному из жителей той страны; а тот послал его на поля свои пасти свиней. С голоду он рад был бы питаться рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему. Тогда пришедши в себя, он вспомнил об отце, раскаялся в поступке своем и подумал: «сколько наемников (работников) у отца моего едят хлеб с избытком, а я умираю с голода! Встану, пойду к отцу моему, и скажу ему: «отец! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих».
Так он и сделал. Встал и пошел домой, к отцу своему. И когда он был еще далеко, отец увидел его и сжалился над ним. Отец сам побежал навстречу сыну, пал ему на шею, целовал его. Сын же начал говорить: «отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим»…
А отец сказал слугам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его; дайте ему перстень на руку и обувь на ноги; и заколите откормленного теленка; станем есть и веселиться! Потому что этот сын мой был мертв и ожил; пропадал и нашелся». И начали веселиться.»
Великолепной иллюстрацией этой притчи служит картина голландского художника — Хамрменса ван Рейна Рембрандта 1«Возвращение блудного сына»
Встреча отца и сына происходит как бы на стыке двух пространств: вдали угадывается крыльцо и за ним уютный отцовский дом. Перед картиной подразумевается и незримо присутствует безграничное пространство исхоженных сыном дорог, чуждый и оказавшийся враждебным к нему мир.
Фигуры отца и сына составляют замкнутую группу, под влиянием охватившего их чувства они как бы слились воедино. Возвышаясь над коленопреклоненным сыном, отец мягкими движениями рук прикасается к нему. Его лицо, руки, поза — все говорит о покое и счастье, обретенные после долгих лет мучительного ожидания. Лоб отца как бы излучает свет, и это самое светлое место в картине.
Ничто не нарушает сосредоточенного молчания. С напряженным вниманием наблюдают за встречей отца и сына присутствующие. Среди них выделяется стоящий справа мужчина в красном плаще, фигура которого как бы связывает главных действующих лиц с окружающими их людьми.
Эту мысль продолжает А. А.АНИКИН2, исследователь древнерусской литературы, в статье, посвященной еще одному произведению, регулирующему отношения отцов и детей:
«Домострой» является житейским воплощением христианской морали, а написан в форме «назидания от отца к сыну»: это завет обустройства жизни по слову Божию. Здесь отец и сын едины именно перед лицом Бога, что нисколько не умаляет земную, родительскую связь. Отец прежде всего ответственен за семью перед Богом, это вовсе не тиран семьи, как по незнанию часто говорят о «Домострое».
3.Проследим развитие этой темы в другой исторической эпохе.
Правление Владимира Мономаха, сына князя Всеволода Ярославича. В 1078 его отец стал киевским князем, а Владимир Мономах получил Чернигов. XI век для Российского государства один из самых трагических. Междоусобные войны истощали русскую землю, а князья, стремясь к власти, богатству и независимости от влияния отцов и братьев, обращали оружие против самых близких людей. Рвалась нить, соединяющая поколения отцов и детей.
В 1093 году после смерти отца, Великого князя Всеволода, Владимир имел возможность занять киевский престол, но, не желая новой усобицы, добровольно уступил это право двоюродному брату Святополку, сказав: «Его отец был старше моего и раньше моего княжил в Киеве». Сам же занял Черниговский престол.
Движимый порывом прекратить братоубийственную войну Мономах создает произведение, где пытается внушить молодому поколению мысль о ценности кровной связи.
Вот отрывок из «Поучения Владимира Мономаха»:
«Ибо, как Василий учил, собрав юношей: иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово господне: «Есть, и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свирепствовать словом, не хулить в беседе, немного смеяться, стыдиться старших, с непутевыми женщинами не беседовать и избегать их, глаза держа книзу, а душу ввысь, не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет».
Е. Ю.МЕХНО3 в статье «Воспитание и обучение в Древнерусском государстве ХI-XV вв» приходит к следующему выводу:
«Поучение к детям» или «Завещание» князя Владимира Мономаха было написано им в 1117 году.
им произведением заканчивалась третья редакция
«Повести временных лет». Вообще «Поучение» старается воздействовать на читателя простыми, но сильными по средневековым (и не только средневековым) понятиям эпизодами, событиями из собственного опыта жизни автора. Драматичные сами по себе, эти факты, принадлежащие истории Руси, вместе с тем составляют и эпизоды биографии самого автора, пропущенные жизнью через его судьбу и душу.
Поэтому личное и общечеловеческое переплетены в «Поучении» так тесно, делая его гениальным человеческим документом. А это всегда способно волновать душу, особенно детскую.»
4. Время украинско – польской войны. Украина пытается отвоевать свою независимость. Об этом времени и пишет в повести «Тарас Бульба».
Дети, которые с ранних лет были оторваны от отчего дома, вернувшись зрелыми юношами, отправляются вместе с отцом в Запорожскую Сечь, где воспитывались юные казаки как воины и защитники Отечества.
Остап и Тарас Бульба бьются за свой народ, за идею, за все, что дорого им…
Сын Андрий влюбляется в польскую девушку и отрекается от всего: от родины, отца, брата…
«… скажи отцу, скажи брату, скажи казакам, скажи запорожцам, скажи всем, что отец — теперь не отец мне, брат — не брат, товарищ — не товарищ, и что я с ними буду биться со всеми. Со всеми буду биться!»
Встреча Тараса Бульбы и Андрия была роковой, отец убивает сына за то, что тот стал предателем, нарушил клятву перед памятью предков. И сам терзается мыслью, что не смог воспитать потомка должным образом.
«- Ну, что ж теперь мы будем делать? — сказал Тарас, смотря прямо ему в
очи.
Но ничего не знал на то сказать Андрий и стоял, утупивши в землю очи.
— Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?
Андрий был безответен.
— Так продать? продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня!
Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив, ни мертв
перед Тарасом.
— Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! — сказал Тарас и,
отступивши шаг назад, снял с плеча ружье.
Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его
и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или
братьев — это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил».
Литературный критик 4 говорил: “…Рассказы, с которыми впервые выступил Гоголь, представляют собой серию подлинно прекрасных картин, изображающих нравы и природу МалоРоссии, — картин, полных весёлости, изящества, живости и любви. Повесть “Тарас Бульба” входит в гоголевский сборник под названием “Миргород”. “В “Миргороде” он столкнул норму, высокую возможность народного героизма с ужасной общественной действительностью, не дающей осуществиться этой возможности и опошляющей человека, созданного, по Гоголю, для великих дел”, — писал литературный критик .5
Историзм повести “Тарас Бульба” близок к фольклорному: создавая такое историческое произведение, Гоголь не только внимательно изучал документально-исторические материалы (летописи, мемуары, исследования), но и фольклорные произведения. Не преуменьшая роли исторических материалов, первенство следует всё же отдать фольклорным источникам.
Тарас Бульба – сильный, мужественный и отважный “казак”, отдавший свою жизнь и жизни своих сыновей за свободу и независимость Украины от польских и литовских феодалов. Он не пожалел родного сына, собственноручно убив его за предательство. с верой в торжество свободы, “товарищества”.
А. А.АНИКИН 6так осмысливает тематику повести Гоголя:
«Да, упоительно счастье отца, видящего в сыне достойного казака, отец не соперник для сына и не враг, он даже от того именно и счастлив, что сын «ей-ей, будет добрый полковник, да еще такой, что и батька за пояс заткнет», доблесть и слава сыновей для Бульбы – его собственная слава и доблесть. Собственно ради этой доблести и затевает он, поначалу даже весьма коварно и вероломно, военный поход. Идеал отца, по Гоголю, видится образцом доблести, в этом право и руководить детьми, и испытывать их характеры. Другое дело, будет ли Тарас идеальным отцом?
Полное доверие в отношениях отца и сына не омрачено знаменитой потасовкой при первой же встрече Тараса с сыновьями: побиться не всерьез значит уйти от настоящей вражды. Для Гоголя любовь отца и сына безусловна, но вместе с тем не столь суверенна, чтобы снять все духовные, нравственные критерии: Остап не на шутку задет насмешками отца и грозит его поколотить: «Да хоть и батька. За обиду не посмотрю и не уважу никого. – Добре, сынку! Вот так колоти всякого, как меня тузил». «И придет же в голову эдакое, чтобы дитя родное било отца!» — воскликнет мать, думая, что эта сцена – только нелепость. Но затем другой сын Тараса, Андрий, уже будет не в шутку биться против казаков, что символически приравнено к битве с отцом. Поэтому и в первой сцене заложено скрытое пророчество.
На наш взгляд, Гоголь не видит в своем герое полноты отцовства: это необычайно колоритная, волевая личность, не несущая столь богатой смыслом христианской любви. Да, он желает только блага детям, но само благо ему видится столь узко, что это не может удовлетворить сколько-нибудь более развитого духовно или более требовательного к жизни героя. И именно таким будет представлен Андрий. В казаках есть своя эстетика, есть своя привлекательность, но нет здесь всей глубины христианского мироощущения. В конце концов, здесь нет никакой иной красоты, кроме красоты воинского подвига, а этого оказывается недостаточно, чтобы устоять даже перед красотой женщины.
Казак Тарас – в высшей степени отец, но отец несовершенный. Тарас убивает сына не благодаря воинскому мастерству, но лишь одной своей волей, пред которой сын бессилен, как колос перед серпом или беспомощный барашек (таковы сравнения, данные Гоголем в этом эпизоде). Заметим, что еще при побеге Андрий, наткнувшись на спавшего отца, теряет совершенно самообладание: «Андрий стоял ни жив, ни мертв, не имея духа взглянуть в лицо отцу».
Итак, в повести Тарас как отец неубедителен для Андрия, но – силен. В христианском мире далеко не все измеряется силой, это еще не синоним праведности. Да, единство отца и сына, по Гоголю, идеально. Глубина трагедии в «Тарасе Бульбе» именно в несовершенстве и потому непривлекательности этого единства для Андрия. Сила отца должна быть убедительна во всем.»
5. Гражданская войнам в России (1917 — 1923) — цепь вооружённых конфликтов между различными политическими, этническими и социальными группами на территории бывшей Российской империи. Составной частью гражданской войны была вооружённая борьба национальных «окраин» бывшей Российской империи за свою независимость и повстанческое движение широких слоёв населения против войск основных противоборствующих сторон — «красных» и «белых».
С каждой эпохой общество всё больше вмешивалось в личные отношения. И без того напряженные отношения отцов и детей становятся ещё уязвимее.
Зачастую по разным сторонам баррикад оказывались самые родные люди: муж и жена, братья, отец и сын. Общественное заглушало личное, кровное. Борьба за идею ставилась выше, чем «вечные» отношения отцов и детей. Именно в такой ситуации оказались герои рассказа «Родинка». Человек – существо биосоциальное. К сожалению, без влияния общественного мнения не развивается ни один человек. Главное, как он сможет решить, что для него более важное: кровное, личное или идейное, общественное.
Герой рассказа Николка – казак по отцу. В юном возрасте остался без матери, отец сгинул в германской войне. От отца Николка унаследовал родинку на левой ноге выше щиколотки. Сын служил «красным».
Трое суток уходила банда от преследования отряда Николки Кошевого. Случилась битва, в которой встретились атаман – отец Николки, и командир – Николка, но по разные стороны баррикад. Отец во время битвы убивает сына. Увидев родинку, понимает, что совершил роковую ошибку и убил родного человека. Осознавая, что смысл жизни потерян — убивает себя.
Л. Г.САТАРОВА 7в статье «Брат на брата, сын на отца» исследует проблему отцов и детей во времена гражданской войны:
«В этом рассказе для автора важны не столько идеологические убеждения героев, он их и не акцентирует, сколько общечеловеческий смысл трагедии.
Открытие донского цикла М. Шолохова в том и состояло, что он показал преступность гражданской войны, её губительные разрушительные последствия как для судьбы, так и для России в целом. У донских писателей до Шолохова нет этой потрясающей душу бессмысленности и греховности братоубийства. У писателя созревает мысль о том, что в этой войне неправы обе стороны. Чувствуется понимание писателем глубины драматического раскола внутри донцов.
Главные действующие лица – отец и сын Кошевые, которых революция поставила по разные стороны баррикады. Николка почти не помнил своего отца-казака, рос сиротой, не зная своеобразной красоты казачьего быта.
Отец и сын, неузнанные, встречаются на поле боя. Их поединок окрашивается в эпические тона, отсылающие нас к древним временам. После смерти по родинке узнал атаман сына и понял, что совершил смертный грех. И сам себе вынес приговор.
Один из публицистов этой среды справедливо полагал, что Шолохова не столько интересуют перипетии борьбы красных и белых, сколько тот факт, что и красные, и белые могут быть и зверями, и людьми.
Шолохов пристально исследует небывалый по размаху конфликт поколений, когда сын во имя идеи пошел против отца, хотя почитание старших, законопослушность были в крови у донцов.
Неистовые ревнители ощутили у него эту пробирающуюся через все барьеры струю нравственно очищающего страдания, которому подвержены представители всех классов и проселок, воюющих в гражданской войне.
Главную тему «Донских рассказов»» можно определить так: расчеловечивание и красных, и белых в ходе войны и редкие минуты торжества очень трудного обратного процесса – вочеловечивания.»
Л. П.ЕГОРОВА, П. К.ЧЕКАЛОВ 8 в статье «Донские рассказы» продолжают мысль :
«В финальной сцене рассказа нельзя не прочувствовать и силу, искренность отцовского горя. Достаточно было атаману узнать в убитом сына, как меняется не только поведение героя, но и тональность повествования: до этого — «дернул, злобно выругавшись, с чулком сорвал сапог…», но: «…Медленно, словно боясь разбудить, вверх лицом повернул холодеющую голову, руки измазал в крови, выползавшей изо рта широким валом, всмотрелся и только тогда плечи угловатые обнял неловко и сказал глухо:
— Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя…
Чернея, крикнул:
— Да скажи же хоть слово! Как же это, а? Упал, заглядывая в меркнущие глаза; веки, кровью залитые, приподымая, тряс безвольное, податливое тело…
К груди прижимая, поцеловал атаман стынущие руки сына и, стиснув зубами запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот…»
Отступление от нормы человеческих отношений, от родовой сущности человека наказаны самим отступником. Шолохов, разрабатывая «семейную» коллизию, трактует художественную реальность в ее самых различных отношениях к идеалу и своими эстетическими критериями раскрывает перед читателем многообразие человеческих связей и отношений в исторически конкретную эпоху, приобщает его в » Родинке» к подлинному гуманизму.
Сегодня литературные произведения (и в первую очередь, Шолоховские) делают для нас события гражданской войны зримыми, помогая понять трагедию народа.
III. Заключение.
Связав сюжеты с историей, изучив тему в художественных произведениях, я проследила, как эпоха влияет на произведение, и как с историческими событиями изменяются отношения отцов и детей. Чем больше семья начинает соответствовать обществу, тем более отчужденными они становятся друг для друга.
Изучив свою тему, я пришла к следующим умозаключениям: в литературе тема видится одной из самых содержательных и будет развернута в самых различных аспектах: религиозном, нравственном, психологическом, социальном. Литература передает верность христианского идеала в отношениях отцов и детей, но и его трагическую недостижимость. Литература середины золотого века показывает уже реальность в единстве отцов и детей, снимая противоречия, казавшиеся неразрешимым конфликтом, хотя для этого требуется значительный личный опыт, зрелость и обращение к духовному приданому – к христианству. Завершение золотого века внесет в творчество как бы угасание темы. Но в отличие от тем маленького или лишнего человека тема отцов и детей не будет исчерпана в своем христианском аспекте и станет отчетливо звучать в литературе 21 века – если не в прямой, то в ассоциативной связи с библейскими заповедями и притчами.
Сейчас XXI век, но проблема до сих пор не утеряла своей актуальности. Заинтересовавшись этой темой, я несколько по-другому стала относиться к своим родителям, к людям поколения «развитого социализма».
Дети, открыто выступающие против поколения отцов, должны помнить, что лишь терпимость друг к другу, взаимное уважение и конечно любовь к ближнему помогут избежать серьезных столкновений. Необходимо подумать и попытаться устроить мир так, что «молодость» и «старость» в нем взаимно уравновешивали друг друга: старость сдерживала порывы неопытной юности, молодость преодолевала чрезмерную осторожность и консерватизм стариков, подталкивала жизнь вперед.
1 Реммбрамндт Хамрменс ван Рейн (нидерл. Rйmbrбndt Hбrmenszoon van Rijn, 1606—1669) — голландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Нарисовал знаменитую картину «Возвращение булдного сына».
2 Антон Андреевич Аникин — кандидат филологических наук, доцент МГПУ, автор статьи «Тема «отцов и детей» в русской классике» вып. 1.М., 1995.
3 статья «Воспитание и обучение в Древнерусском государстве ХI-XV вв.».
4 — русский писатель, публицист, философ, революционер. Статья:Стилевая иерархия в отношениях автора и героя как принцип внутренней формы. Автор и герой в русской литературе. М. 1981. с. 76-120.
5 — советский литературовед, филолог, критик. Статья:Стилевая иерархия в отношениях автора и героя как принцип внутренней формы. Автор и герой в русской литературе. М. 1981. с. 76-120.
6 Антон Андреевич Аникин — кандидат филологических наук, доцент МГПУ, автор сатьи:«Тема «отцов и детей» в русской классике» вып. 1.М., 1995.
7 Брат на брата, сын на отца… // Литература в школе. 1993. № 4. С. 34.
Источник: pandia.ru
Проблема «отцов и детей» волновала и будет волновать всегда. Поэтому ни классики русской литературы, ни современные писатели не могли обойти ее в своих произведениях. Где-то этот вопрос задавался вскользь, в каких-то произведениях он становился «центральным». Например, И. С. Тургенев считал проблему «отцов и детей» настолько важной, что дал одноименное название своему роману. Благодаря этому произведению он прославился на весь мир. С другой стороны, комедия «Горе от ума». Вроде бы интересующий нас вопрос не главный для Грибоедова. Но ведь проблема «отцов и детей» как раз и является проблемой мировоззрений, отношений «века нынешнего» и «века минувшего». А «Герой нашего времени» или «Преступление и наказание»? В этих произведениях так или иначе авторы касаются проблемы поколений. В романе «Война и мир» взаимоотношения в семье являются чуть ли не главной темой размышлений писателя.
В своем сочинении я постараюсь рассмотреть конфликт «отцов и детей» с разных точек зрения: как понимали его писатели и насколько этот вопрос злободневен сейчас.
Для начала определимся, что же все-таки подразумевается под проблемой «отцов и детей». Для одних это проблема на бытовом уровне: как родителям и детям найти друг с другом взаимопонимание. Для других это вопрос более обширный: проблема мировоззрений и поколений, которая возникает у людей, не обязательно связанных кровными узами. Они сталкиваются из-за того, что имеют различное отношение к жизни, по-разному смотрят на мир.
Примером тому мож;ет служить роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Автор в своем произведении противопоставляет друг другу не сына и отца, а просто людей разных поколений. Конфликт между Павлом Петровичем Кирсановым и Евгением Базаровым происходит не из-за размолвок на бытовом уровне, это даже не конфликт поколений — он гораздо глубже. В основе его различия во взглядах на жизнь, на общественное устройство мира.
Началом спора послужило то обстоятельство, что в мирную жизнь Павла Петровича, где ему никто не прекословил, дунул ветер перемен. «Его аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова». Основу жизни Павла Петровича составлял тихий, мирный уклад, многовековые традиции. Естественно, что Базаров с его нигилистическими наклонностями вызывает в нем возмущение. Принцип Базарова состоит в том, что нужно все разрушить, «место расчистить». И ведь это отталкивает от него не только Павла Петровича, но и всех, кто соприкасается с Евгением. Очень немногие могут решиться одним махом порвать со своим прошлым. Поэтому Базаров один: кто-то не приемлет его позицию, кого-то он сам от себя отстраняет, например своих родителей. Ведь здесь тоже конфликт «отцов и детей». Родители видят в своем ребенке только хорошее, светлое, они не могут отвернуться от него. И это позиция всех «отцов». Базаров же отталкивает их. Видя, с какой небрежностью он заявляет родителям о своей скорой смерти, можно утверждать, что он даже равнодушен к ним. Этим Тургенев хочет показать, что человек не обретет мира в своей душе, если отвернется ото всех, прежде всего от своих родителей.
Иначе представлен конфликт поколений в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». В основе этого конфликта лежит спор между Чацким и Фамусовым — представителями разных эпох, разных поколений. Позиция Чацкого по отношению к обществу Фамусова: «Что старее, то хуже». Но грань между поколениями в этом произведении довольно развита, основной мыслью комедии является конфликт мировоззрений. Ведь и Молчалин, и Софья, и Чацкий принадлежат к одной эпохе, «веку нынешнему», но по взглядам своим Молчалин и Софья являются членами фамусов- ского общества, а Чацкий — представителем новых веяний. По его мнению, лишь новый ум является «алчущим познаний» и склонным «к искусствам творческим». По-прежнему «отцы» отстаивают вековые устои, являются противниками прогресса, а «дети» жаждут знаний, стремятся найти новые пути развития общества.
Проанализировав эти два произведения, можно сказать, что писатели используют конфликт «отцов и детей» как для анализа самой проблемы, так и в качестве инструмента для раскрытия внутреннего мира героев, их мышления, взглядов на жизнь.
В романе «Война и мир» «мысль семейная» также подвергается тщательному анализу со стороны писателя. В своем произведении Л. Н. Толстой описывает три семьи: Ростовых, Болконских и Ку- рагиных. Эти три клана, хотя и мало различаются по происхождению и по занимаемому положению в обществе, имеют собственные семейные традиции, подходы к воспитанию, имеют в жизни раз-
ные приоритеты. С помощью этих деталей автор показывает, насколько индивидуальны и не похожи такие герои, как Николай и Наташа Ростовы, Андрей и Марья Болконские, Анатоль и Элен Курагины.
Рассматривая семью Ростовых, нельзя не заметить теплоту и нежность в их отношениях. Родители для Наташи и Николая являются надежной опорой, их дом, действительно, отчий. Туда они стремятся, как только возникают проблемы, потому что знают, что родители их поддержат, а если надо, и выручат. На мой взгляд, такой тип семьи является идеальным, но, к сожалению, идеал редко встречается в жизни.
Клан Курагиных разительно отличается от Ростовых. Цель этих людей — получше устроиться. Но о чем еще могут мечтать Элен и Анатоль, если им это внушали с детства, если их родители проповедуют те же принципы, если основой их семейных отношений является холодность и чопорность? Очевидно, что родители являются причиной такого отношения к жизни, и это сейчас не редкость. Часто родители слишком заняты собой, чтобы обращать внимание на проблемы своих детей, и это порождает конфликты, причины которых взрослые часто не понимают.
Основой взаимоотношений в семье Болконских является почтение и уважение старших. Николай Андреевич является беспрекословным авторитетом для своих детей, и, хотя они и не испытывают давление со стороны отца, ни Андрей, ни Марья не теряют своей индивидуальности. Они имеют свои жизненные приоритеты и более или менее целеустремленно пытаются их придерживаться. Такие люди в любом обществе заслуживают уважение и стремятся его оправдать.
Без малейшего сомнения можно сказать, что JI. Н. Толстой являлся великолепным психологом, если он так тонко смог прочувствовать связь между характерами героев и их социальным положением, определить роль семьи в жизни человека и так живо проиллюстрировать конфликт поколений.
Таким образом, проблема «отцов и детей» рассматривается многими писателями как конфликтная ситуация. Но иначе ее анализировать нельзя, потому что между «отцами» и «детьми» всегда существуют разногласия, причины которых могут быть совершенно разными, но суть их одна — непонимание. А ведь его можно избежать, если быть хотя бы чуть-чуть терпимее друг к другу, уметь выслушать другого человека, тем более, если это ваш ребенок, и, в первую очередь, уметь уважать его мнение. Только при этих условиях мы сможем достичь взаимопонимания и свести проблему «отцов и детей» к минимуму.
Источник: www.MegaShpora.ru
Тема урока: Проблема «отцов» и «детей» в произведениях русской литературы XIX века
Цель урока: на примере художественных произведений показать, как осмысливалась проблема поколений русскими писателями XIX века, углубить идейно-эмоциональное восприятие художественных произведений, способствовать глубокому проникновению в мир мыслей и чувств героев, развивать речевые умения и навыки учащихся, воспитывать толерантность, доброжелательность.
Тип урока: урок развития связной речи (устно)
Оборудование: текст романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», Л.Н.Толстого «Война и мир», иллюстрации к произведениям
Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость.
Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием:
да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.
И вы, отцы, не раздражайте детей ваших,
но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
-
Мотивация учебной деятельности учащихся
Вступительное слово учителя. «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей», — эти слова сказаны задолго до нашей эры и принадлежат они мудрейшему из греков – Сократу ( 470-399 гг. до н.э.). Сократ был не единственным и далеко не первым, кто критически относился к молодежи. Безызвестный египетский жрец, живший около двух тысяч лет до нашей эры, уверял: «Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек». Что же получается: проблема отцов и детей была актуальна во все времена. Волнует она нас и сегодня. Отцы по-прежнему осуждают, критикуют и не понимают собственных детей. А те, в свою очередь, пытаются любой ценой отстоять собственные позиции, порой отвергая все положительное, что было накоплено предыдущим поколением. Проблема отцов и детей потому так сложна, что включает в себя начала противоположные и одновременно неразрывно связанные. С одной стороны, молодое поколение должно руководствоваться новыми идеями, принципами, теориями, так как без этого невозможен прогресс в науке, в искусстве, в обществе. Но в то же самое время нельзя безоглядно отрицать все лучшее, что было создано предшественниками, нельзя нарушать закон преемственности поколений, так как в этом состоит первая и важнейшая заповедь жизни человека на земле. Обращение к эпиграфу урока.
Предварительное домашнее задание: перечитать соответствующие главы романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» (гл. V, гл.X), романа Л.Н.Толстого «Война и мир» (т.1, ч.1, гл. XXV; т.2, ч.1, гл.XVI), подготовить сообщения на предложенные темы.
II. Работа над темой урока
-
Коллективная работа учащихся над составлением этического словаря.
Учитель. Для работы над темой урока нам понадобится небольшой словарь этических терминов. Использование этого словаря поможет более полному и точному выражению мыслей. Назовите моральные качества, которые характеризуют отношение человека к себе и другим людям. Запишите их в таблицу в порядке возрастания значимости.
Положительные качества |
Отрицательные качества |
|
1. |
Любовь |
Эгоизм |
2. |
Искренность |
Лицемерие |
3. |
Великодушие |
Черствость |
4. |
Сдержанность |
Бестактность |
5. |
Деликатность |
Категоричность |
6. |
Терпимость |
Непримиримость |
-
Установление ассоциативных связей с произведениями русской литературы XIX века
Учитель. Проблема отцов и детей — одна из важнейших в русской классической литературе. В каких произведениях литературы XIX века в той или иной мере раскрывается проблема поколений?
Учащиеся. Тему отцов и детей затрагивают в своих произведениях А.С. Пушкин и Н.В.Гоголь. Эта тема раскрывается в драме Островского «Гроза». Столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим» показал в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов. По-своему подходят к раскрытию темы И.А.Гончаров в романе «Обломов», Л.Н.Толстой в романе «Война и мир». Проблема поколений – одна из важнейших в романе Тургенева «Отцы и дети».
Учитель. Слушая сообщения и высказывания учащихся, обратите внимание на то, как освещаются в них основные аспекты темы урока. Тезисно запишите мысли, в которых содержатся ответы на проблемные вопросы.
-
Беседа с учащимися по содержанию романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Учитель. Каждый из писателей по-разному разрешает проблему поколений в своих произведениях. В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» она раскрывается во взаимоотношениях молодого нигилиста Базарова с представителем лагеря «отцов» Павлом Петровичем Кирсановым, Базарова с его родителями, на примере отношений отца и сына Кирсановых. Об идейных разногласиях разночинца Базарова и аристократа Павла Кирсанова мы уже говорили на уроках литературы. Обращали внимание на то, что И.С.Тургенев противопоставляет внешность героев, возраст, манеры, образ жизни, убеждения. Но заметили ли вы у этих героев общие черты? Какие? Используйте наш этический словарь при подготовке к ответам.
Учащиеся. Общими являются непримиримость к иным взглядам и убеждениям, категоричность суждений.
Учитель. Принято считать, что Базаров одержал победу в споре с Павлом Петровичем Кирсановым. Однако давайте посмотрим на эту ситуацию иначе. Разве Базаров, используя веские аргументы, смог изменить убеждения противника? Подтвердите свои суждения текстом.
Учащиеся читают соответствующий фрагмент из X главы романа: «Вот, — начал наконец Павел Петрович,- вот вам нынешняя молодежь!… Я, напротив, уверен, что мы с тобой гораздо правее этих господчиков…»
Учитель. Создается впечатление, что герои, общаясь, не слышат друг друга. Неумение и нежелание слышать других, явное пренебрежение к их принципам и жизненным ценностям всегда приводит к конфликту. Поэтому очень скоро словесный поединок Базарова и Павла Петровича Кирсанова привел к настоящей дуэли. Были ли в ней победители?
Учащиеся. Все герои потерпели поражение. Ранен Павел Петрович Кирсанов, приходится поспешно уезжать Базарову, огорчен и разочарован Николай Петрович, напугана до смерти Фенечка.
Учитель. Можно ли конфликт поколений разрешить мирным путем, не прибегая к крайним мерам?
Учащиеся. Да, если поколение «детей» будет проявлять терпимость, а старшее поколение – мудрость.
Учитель. Конфликт поколений раскрывается и во взаимоотношениях Базарова с его родителями.
Сообщение учащегося « Базаров и родители»
Сложные отношения между Евгением Базаровым и его родителями. Они живут в разных мирах. Маленький мир Василия Ивановича и Арины Власьевны включает в себя такие простые радости и печали, как забота об имении, заготовка припасов на зиму, небольшая врачебная практика. Василий Иванович пытается «не отстать от века»: читает книги, использует новые агрономические приемы, одним из первых переводит мужиков на оброк. Но все-таки живут старики по давно устоявшимся традициям, в их семье ничего не меняется. Мир Евгения Базарова – это прогрессивные общественные и научные идеи, стремление вершить великие дела, мысли о благе всего народа. Между этими мирами лежит пропасть, которая с годами только увеличивается. Хотя Базаров и считает своих родителей добрыми людьми, но находиться с ними долгое время не может. Ему неинтересны их мелкие радости, раздражает навязчивое внимание и забота, «глупая жизнь отцов» вызывает презрение. Отсутствие взаимопонимания увеличивает и противоречия в характере Базарова. В глубине души он любит родителей, но убеждения не позволяют ему проявлять свои чувства. Родители очень любят Евгения, гордятся им, и эта любовь смягчает их взаимоотношения с сыном, отсутствие взаимопонимания. Духовные связи между отцом и сыном не совсем утрачены. Ведь именно от отца унаследовал Базаров трудолюбие, стремление к знаниям, упорство в достижении цели. В конце концов Базаров приходит к пониманию этого. Умирая, он говорит Одинцовой: «…таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать …».
Учитель. И.С.Тургенев показывает, что несмотря на противоречия между поколениями, их связывает сила любви отцов к детям, а детей к отцам, как бы ни резки были грани между убеждениями и принципами, как бы ни противоположны были суждения, как бы ни противостояла самоуверенность и резкость молодости Базарова разуму, терпимости и снисходительности старшего поколения.
Учитель. Существует ли проблема отцов и детей в семье Николая Петровича Кирсанова?
Учащиеся. Да, существует, но проблема поколений в этой семье не переходит в конфликт (во многом благодаря Николаю Петровичу).
Сообщение учащегося «Отец и сын Кирсановы»
Для Николая Петровича Кирсанова важную роль в жизни играют традиции и духовные ценности. Он много читает, любит природу, музыку, поэзию. Это искренний человек, от него всегда веет душевной теплотой. Николай Петрович пытается понять сына и быть ему не только отцом, но и другом. Чтобы лучше узнать интересы и увлечения сына, отец прожил с Аркадием три зимы в Петербурге, заводил знакомства с его товарищами. Отец и сын любят и уважают друг друга. Однако Николай Петрович не разделяет увлечение сына нигилизмом, так как это противоречит его отношению к жизни. Увлечение же нигилизмом заставляет Аркадия отдалиться от Николая Петровича. Это отдаление во многом наигранное. Аркадию очень хочется казаться взрослым, зрелым человеком со своими взглядами на окружающий мир. Он стремится быть во всем похожим на своего кумира Базарова. Николай Петрович сразу замечает перемены в поведении Аркадия, прекрасно понимает, чем они вызваны, но, обладая душевным тактом, не позволяет себе ни иронии, ни критики. Он дорожит дружбой с сыном.
Учитель. Всегда ли Аркадий проявляет такой же такт и понимание по отношению к отцу? (анализ фрагментов V главы романа)
Учащиеся. Николаю Петровичу трудно говорить с Аркадием о Фенечке, поэтому разговор заводит сын. «Я уверен, ты не мог сделать дурной выбор; если ты позволил ей жить с тобой под одной кровлей, стало быть, она это заслуживает: во всяком случае, сын отцу не судья…» — говорит он, совсем не замечая, что «читает нечто вроде наставления своему отцу». Аркадий чувствует себя великодушным, а Николай Петрович думает, «что едва ли не большее уважение оказал ему Аркадий, если б он вовсе не касался этого дела».
Учитель. В отношениях отцов и особенно взрослых детей очень важна сдержанность и деликатность. Проявляя эгоизм, взрослые дети порой отказывают родителям в праве на счастье и личную жизнь. А родители считают своим долгом вмешиваться в семейные отношения детей, тем самым только усугубляя возникшие проблемы и увеличивая непонимание. Значит ли это, что конфликт поколений предопределен?
Учащиеся. Конфликт между отцами и детьми – это скорее следствие мыслей и поступков, чем закономерная неизбежность
-
Беседа с учащимися по содержанию романа Л.Н.Толстого «Война и мир»
Учитель. Ни одно поколение не может иметь одинаковых взглядов, поэтому конфликты между детьми и родителями в разных семьях различны. Большое влияние на характер конфликта, да и на его наличие, оказывают воспитание, образование, нравственные ценности, как детей, так и родителей. Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» показал несколько семей, но особенно близки ему семьи Болконских и Ростовых.
Сообщение учащегося «Семья Ростовых».
В семье Ростовых царят мир, взаимопонимание и уважение. Все члены семьи очень близки друг другу. Только Вера — холодная и чуждая. Не случайно она вскоре выходит замуж за расчетливого Берга. Граф и графиня — добрые и простые люди. Дети чувствуют родительскую любовь и ласку, поэтому безгранично доверяют им, а те, в свою очередь, уважают желания и принципы детей. Например, Николай Ростов против воли отца хочет оставить университет и стать гусаром. Илья Андреевич ему не препятствует, хотя решение сына «стоило ему много горя». Николай, понимая душевное состояние отца, проявляет истинную чуткость: «Я уж вам говорил, папенька, что, ежели вам не хочется меня отпустить, я останусь. Но я знаю, что я никуда не гожусь, кроме как в военную службу…». Наташа спорит с графиней, требуя, чтобы освободили подводы для раненых офицеров. В этот момент она не хочет и не может думать ни о приданом, ни об имуществе семьи. Поэтому Наташа, как буря, ворвалась в комнату и закричала: «Это гадость! Это мерзость! Это не может быть, чтобы вы приказали». Однако она не может говорить с матерью в таком тоне и тут же просит прощенье за свою резкость: «Это нельзя, маменька; это ни на что не похоже…простите, пожалуйста, голубушка…». Но в главном Наташа не уступит ни за что. И графиня сдалась. «Яйца…яйца курицу учат… — сквозь счастливые слезы проговорил граф и обнял жену, которая рада была скрыть на его груди свое пристыженное лицо». Как ни тяжело было графу Илье Андреевичу отпускать шестнадцатилетнего Петю в армию, он сам хлопотал за сына, чтобы тот попал не в штаб, а в действующий полк. Честность и порядочность определяют взаимоотношения и поведение всех членов семьи.
Учитель. Почему размолвки, споры между родителями и детьми в семье Ростовых не переходят в конфликт?
Учащиеся. И родители, и дети стремятся к взаимопониманию, взаимопомощи, проявляют снисхождение друг к другу.
Учитель. Снисхождение к слабостям, ошибкам родного человека часто предполагает сознательную жертвенность. Перечитайте фрагмент из гл.XVI (часть 1, т.2), который показывает готовность графа Ростова понять и простить сына и умение Николая оценить благородство отца: « Ну что, повеселился? – сказал Илья Андреевич, радостно и гордо улыбаясь на своего сына… — Папенька! Па…пенька! – закричал он ему вслед, рыдая, — простите меня!»
Учитель. Собственная честь и честь детей для графа Ростова превыше всего. Николай смог заплатить карточный долг, хотя сумма грозила Ростовым разорением. Урок душевной чуткости и доброты Николай запомнил на всю жизнь. Приученные думать не только о себе, дети благодарны родителям. Приведите примеры этого.
Учащиеся. (прогнозируемые ответы) Наташа самоотверженно ухаживает за матерью, спасая ее от безумия после трагического известия о гибели Пети. Николай Ростов, желая сохранить доброе имя отца, принимает наследство, хотя долгов было вдвое больше, чем имения. Когда Ростовы совсем обеднели, Николай заботится о матери и Соне.
Учитель. Каким одним словом можно охарактеризовать взаимоотношения в семье Болконских?
Ученики. Сдержанность.
Учитель. В сдержанности Болконских есть своя правота, и чувства, скрытые за этой сдержанностью, не менее глубоки, чем те, что открыты всем.
Сообщение учащегося. «Болконские»
Болконские — аристократы, они по праву гордятся своим древним родом и заслугами перед отечеством. На первый взгляд, отношения между отцом и детьми лишены сердечности и взаимопонимания. У старого князя Николая Андреевича Болконского трудный характер: он изводит свою дочь бесконечными придирками, уроками геометрии. Княжна Марья боится отца. Князь Андрей вынужден отложить женитьбу на Наташе Ростовой на целый год по его требованию. Однако внутренне эти люди очень близки друг другу. Их объединяет скрытая, не выражающаяся на словах родственная теплота. Николай Андреевич, хотя излишне суров и строг, но гордится сыном и любит дочь. Князь Андрей уважает и высоко чтит своего отца. Дети привыкли считаться со слабостями и причудами старого человека. «Я не позволю себе судить его и не желала бы, чтоб и другие это делали»,- говорит княжна Марья. Между отцом и детьми существует настоящее взаимопонимание.
Учитель. Князь Андрей, собираясь на войну, подробно излагает отцу план предполагаемой кампании. Отец не просто внимательно слушает, но делает точные и верные замечания, заставляя князя Андрея удивляться: ««как мог этот старый человек, сидя столько лет один безвыездно в деревне, в таких подробностях и с такою тонкостью знать и обсуживать все военные и политические обстоятельства Европы последних годов». Непонимание и отчуждение между родителями и детьми возникает ведь не на пустом месте. Оно, к сожалению, бывает закономерно. Уставшие за долгую жизнь родители перестают интересоваться сегодняшним днем, не понимают интересов детей и сами углубляют возникающую пропасть, расхваливая «свое» время и осуждая непонятное им новое. Князь Николай Андреевич Болконский стремится не отставать от времени. Помня о прошлом, он живет днем сегодняшним, тем самым укрепляя дружбу с сыном.
Учитель. Приведите еще примеры духовной близости отца и сына.
Учащиеся. (прогнозируемые ответы)
-
Хотя князь Андрей не обмолвился ни словом о своем отношении к жене, отец сразу увидел, что сын несчастлив в браке, но не позволяет себе судить его личную жизнь: «Да нечего делать, дружок, они все такие, не разженишься. Ты не бойся; никому не скажу».
-
Князь Андрей просит отца, если его убьют и родится сын, не отпускать его от себя и воспитать в семье Болконских.
-
Отец и сын хорошо понимают друг друга. Прощаясь, старый князь говорит: « Коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно!» В ответ князь Андрей замечает: «Этого вы могли бы не говорить мне, батюшка».
-
Уехав на войну, Андрей Болконский пишет письма отцу каждый день. Ему очень важно знать, что отец разделяет его мысли, оценивает его поступки.
-
Гордость, независимость и благородство Николай Андреевич Болконский передал по наследству своему сыну, оба презирают выскочек и карьеристов.
Учитель. Л.Н.Толстой убежден, что духовная связь отцов и детей способствует формированию личности, помогает разобраться в себе, обрести гармонию с окружающим миром.
-
Фронтальная проверка и обсуждение тезисов. С помощью учителя проводится поиск наиболее точных и удачных формулировок (возможные варианты):
-
В основе неразрывной связи поколений лежат отношения, основанные на уважении, любви, принятии свободы другого человека.
-
Конфликт поколений можно разрешить мирным путем, если поколение «детей» будет проявлять терпимость, а старшее поколение – мудрость.
-
Конфликт между отцами и детьми – это не закономерная неизбежность, а в большей мере следствие мыслей и поступков людей.
-
В противостоянии поколений всегда возможен компромисс, важно стремление к взаимопониманию.
-
Смягчить конфликт между отцами и детьми поможет искренность, доверие, и снисхождение друг к другу.
6. Заключительное слово учителя
Мы говорили о том, как проблема поколений осмысливалась писателями-классиками. И.С.Тургенев и Л.Н.Толстой мечтали о гармонии, взаимопонимании между поколением «отцов» и поколением «детей». Таков идеал. Достижим ли он? К нему ведет тернистый путь жизненного опыта. Есть вещи, которые каждый решает сам в собственной душе. Будете ли вы руководствоваться наставлениями писателей или решать проблему «отцов» и «детей» по-своему, зависит от вас. При этом хорошо бы помнить вековую мудрость: « Жить в настоящем нужно так, как будто это твое будущее».
III. Домашнее задание
Написать сочинение « Проблема поколений в моем понимании»
Литература
1.Долинина Н.Г. По страницам «Войны и мира». Заметки о романе Л.Н.Толстого «Война и мир». – Л., 1978.
2. Кузьмичев И.К. Литература и нравственное воспитание личности. – М. 1980.
3..Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. – М., 1991.
4.. Толстой Л.Н. Избранные сочинения в трех томах — Т.2. – М.: Художественная литература,1988.
5.. Тургенев И.С. Избранные сочинения / Редкол. Г. Беленький, П.Николаев и др. – М.: Художественная литература, 1987.
Источник: gigabaza.ru