Тема отцов и детей в евгении онегине


б)  пейзаж придает произведению особую поэтичность, осо­бое настроение, получившее название лиризма прозы Тургене­ва. Так, описание весны в начале романа создает настроение ра­дости, душевного подъема. А описание сельского кладбища и могилы Базарова в финале романа – настроение печали;

в)   важнейшая функция пейзажа в произведениях Тургене­ва раскрыть характеры и внутренний мир героев. В этом Тургенев наследует пушкинскую традицию: так, психологиче­ское состояние Аркадия и Николая Петровича воссоздается в том числе с помощью приема психологического параллелизма; пейзаж становится косвенной психологической характеристи­кой героя, «настроение» природы передает душевное состояние человека. Весенний пейзаж в начале романа передает настрое­ние молодого веселья, переживаемого Аркадием, с которым контрастирует настроение Николая Петровича, цитирующего описание весны в «Евгении Онегине» (глава седьмая, стро­фа II). Пушкинское восприятие весны было парадоксально, т.к. поэт переживал весной не чувство радостного обновления, а «томное волнение», «тяжелое умиление». Таким образом, пси­хологические состояния отца и сына хотя и противопоставлены (что отражает, вероятно, разницу в их возрасте), но в то же вре­мя оба показаны как герои, глубоко чувствующие природу.


Ту же функцию выполняет пейзаж в XI главе – позволяет противопоставить характеры и психологические состояния братьев Кирсановых.

Одинцова, равнодушно относящаяся к природе, так же хо­лодно расчетливо, без любви, выходит замуж за человека «хо­лодного, как лед»;

г)  новая функция пейзажа у Тургенева: отношение к при­роде – это проверка не только душевных качеств, но и систе­мы ценностей, убеждений героя.

Базаров отрицает дуэль, как и всю дворянскую культуру. Перед сценой дуэли Базарова с Павлом Петровичем автор дает описание раннего утра. Восхищение красотой природы кон­трастирует с нелепостью дуэли, описанной иронически. Тем самым автор обнаруживает непоследовательность Базарова, слабость его позиции.

Для утверждения авторской идеи о несостоятельности ба­заровское системы ценностей Тургенев использует в финале романа цитату-намек из стихотворения Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…». «Равнодушная природа» сияет вечной красотой на могиле Базарова. Она знать не знает ничего ни о высокомерном базаровском отрицании любования ею, ни о базаровском отрицании бессмертия души («из меня лопух рас­ти будет»). И это дискредитирует, по мысли Тургенева, ниги­листическую систему ценностей Базарова.


III. Заключение

Опираясь на пушкинскую традицию, Тургенев сделал сле­дующий шаг в изображении человека и природы: способность глубоко чувствовать природу – важнейшая часть подлинной культуры человека с точки зрения писателя.

Источник: sochineniye.ru

Список литературы:

  1. «Гроза», А.Н. Островский
  2. «Война и мир», Л.Н. Толстой
  3. «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные», Ф.М. Достоевский
  4. «Тихий Дон», «Судьба человека», «Родинка», М.А. Шолохов
  5. «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», А.С. Пушкин
  6. «Тёмные аллеи», И.А. Бунин
  7. «Обломов», И.А. Гончаров
  8. «Уроки французского», «Последний срок», В.Г. Распутин
  9. «Премудрый пескарь», М.Е. Салтыков-Щедрин
  10. «Вишневый сад», А.П. Чехов
  11. «В дурном обществе», В.Г. Короленко
  12. «Детство», А.М. Горький
  13. «Расплата», В. Тендряков
  14. «Завтра была война», Б. Васильев
  15. «Безумная Евдокия», «Шаги», А. Алексин
  16. «Ночь исцеления», «Пара осенней обуви», Б. Екимов
  17. «Горе от ума», А.С. Грибоедов
  18. «Отцы и дети», И.С. Тургенев



Источник: www.ctEGE.info

 

Тема «отцов и детей» в литературе рассматривается авторами в следующих направлениях:

  • Дети — достойные дети своих родителей (А.С.Пушкин « Капитанская дочка», Л.Н.Толстой « Война и мир» , семья Ростовых и Болконских)
  • Дети — зеркальная копия пороков родителей ( Д.И.Фонвизин «Недоросль», А.С.Грибоедов « Горе от ума», Н.В.Гоголь « Мёртвые души», Л.Н.Толстой « Война и мир» , семья Курагиных, А.Н.Островский «Гроза», А.С.Пушкин « Евгений Онегин»,И.А.Гончаров « Обломов»)
  • Конфликт отцов и детей ( И.С.Тургенев « Отцы и дети»- идейный конфликт, А.Островский «Гроза»- семейный конфликт.)
  • Взаимопонимание отцов и детей ( А.М.Горький « Мать»)

 

Семья, пример родителей, воспитание — всё это основа формирования личности человека с самого раннего детства. Авторы произведений художественной литературы отражали в своих произведениях влияние семьи на личность их главных героев. Многое в характерах их можно понять, читая страницы, посвящённые их детству и юности.


  • Одни герои впитали в себя то лучшее, что было в самих родителях: нравственные принципы, идеалы, жизнь по законам чести и справедливости, доброта, порядочность, понимание людей и многие другие положительные качества были воспитаны в них с детства.
  • Другие герои – полностью переняли все отрицательные идеалы и ценности, которые есть в их семьях. Это стремление к накопительству, чинопочитание, определение ценности человека не по нравственным качествам, деятельности, а по положению в обществе, по их материальному состоянию. Деньги, власть, богатство, влияние в свете, душевная холодность и чёрствость — вот те уроки, которые хорошо усвоили эти герои.
  • Конфликт отцов и детей, их непонимание, желание детей выйти из –под опеки родителей, жить самостоятельно- это особенность раскрытия данной темы в следующих произведениях. Часто в основе конфликта лежат нравственные, идеологические принципы.
  • Наконец, тема взаимопонимания родителей и детей, когда не родители, а дети становятся примером для родителей, ведут за собой, показывают пример самопожертвования, стремления к свободе, справедливости. Именно любовь к детям побуждает родителей идти за ними, быть рядом, становится их друзьями и единомышленниками.

 

Как видим, тема «отцов и детей» раскрывается совершенно по –разному в произведениях классиков. Актуальность темы привлекает к ней читателей. На примерах жизни героев читатели делают для себя выводы, понимая, как важно с детства закладывать в душу ребёнка высокие нравственные ценности, чтобы дети не стали похожими на Митрофанушку, Чичикова, Курагиных, а были порядочны ,как Пётр Гринёв, Маша Миронова, Наташа Ростова, Андрей Болконский, Павел Власов  и многие другие герои произведений.

 

Примечания:


  • Приведённый список произведений будет пополняться ( буду благодарна, если коллеги подскажут мне, какие ещё произведения можно привести в качестве аргументов по данной теме)
  • По каждому произведению будет написана отдельная статья ( в течение определённого времени)

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник: literatura-ege.ru

Конфликты – неотъемлемая часть жизни многих людей. Проблема конфликтов отцов и детей, также является частой.

В произведении Л.Н. Толстого "Война и мир" тема отцов и детей рассмотрена со стороны духовного сближения поколений.


Автор произведения считал, что род человеческий развивается только в семье. Каким будет человек, когда вырастет, какими будут его убеждения и взгляды, в большей степени определяется семейным окружением, которые являются своего рода фундаментом. Толстой в своих произведениях зачастую выделял взаимоотношения внутри семьи, давал характеристику героям отношением в семье.

Давая характеристику семье, следует указать, что это дом, муж и жена, дети, бабушки и дедушки. Это взаимная любовь и забота, разделенная радость и горе, несчастья и печали, семейные привычки и традиции.

В романе Л.Н. Толстого "Война и мир" можно рассмотреть несколько сюжетных линий, такие как:

  • к какому типу семьи примыкают Ростовы? Что значит для них родительский дом?
  • каковы взаимоотношения родителей и детей? Какова этика этих взаимоотношений.
  • что будет значить семья в жизни Наташи-матери?

В произведении автор придерживается основной точки зрения по отношению к семье — авторитет родителей, заботой о своих детях. Духовную общность всех членов семьи Л.Н. Толстой обозначает одним словом – Ростовы, а близость матери и дочери подчеркивает одним именем – Наталья. Именно мать олицетворяет мир в семье у Толстого, по ней будут проверять свою жизнь дети Ростовых: Наташа, Николай, Петя. Их объединит важное качество, заложенное в семье родителями: искренность, естественность, простота.

Автор описывает, как Ростовы могут притягивать к себе людей, понимают чужую душу, умеют переживать, сочувствовать. И все это на грани самоотречения. Толстой в своем произведении через судьбу Наташи Ростовой показывает, что все ее таланты реализуются в семье.


Наташа, как мать сумела привить в своих детях и любовь к музыке, и способность к самой искренней дружбе и любви. Она научила детей самому главному в жизни – любить настолько сильно, забывая порой про себя. Учеба эта проходит в форме ежедневного общения детей и родителей, которые показаны автором, как добрые, честные искренние и правдивые люди. Семья Ростовых в романе "Война и мир" олицетворяет согласие и любовь.

В семье Болконских просматривается духовность, ум, независимость, благородство, высокие представления о чести и долге. Старый князь постоянно следит за тем, чтобы дети развивали свои способности, умели работать и хотели учиться. Николай Андреевич сам занимался воспитанием и обучением детей, не доверяя их воспитание никому другому. При этом Толстой описывает, с какой внутренней злобой он дает согласие на брак Андрея с Наташей, что говорит о том, что князь хочет сам строить судьбы своих детей.

Он не может отпустить княжну Марью, поэтому совершает отчаянные поступки, которые можно назвать даже злобные, к примеру говорит гадости про нее при женихе. Отношения между братом и сестрой в семье Болконских строятся на искренней дружбе. они заботятся друг о друге, но не показывают это. Болконские все очень сдержанны.

В семьях Ростовых и Болконских присуща огромная забота родителей о детях.

Источник: www.bolshoyvopros.ru


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.