Проблема отцов и детей в произведении телеграмма


Исследовательская работа по литературе

Выполнила:

ученица 8 «А» класса

Спасской средней школы

Маракова Дарья.

Руководитель:

учитель СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ языка и литературы

Спасской средней школы

Тема: «Отцы и дети в рассказах А. Платонова «Третий сын» и К. Паустовского «Телеграмма»».

Введение

Тема взаимоотношения отцов и детей – одна из вечных тем в литературе. Начиная с устного народного творчества и до наших дней, эта тема остается актуальной.

«Материно сердце в детях, а детское в камне», «мать кормит детей – сохнет, а они по ней и не охнут» — в этих пословицах отражена суть взаимоотношений отцов и детей.

Литература XVIII века . Вспомним повести «Наталья, боярская дочь» и «Бедная Лиза».

Находит свое развитие данная тема и в произведениях писателей XIX века. Например, – рассказ «После бала», повесть «Детство»; — повесть «Тарас Бульба»; – повести «Дубровский», «Станционный смотритель», «Капитанская дочка»; – рассказ «Цифры»; – повесть «Детство»; А. Платонова – рассказ «Третий сын»; К. Паустовский – рассказ «Телеграмма» и другие.


«латонова «Третий сын» увидел свет в первом номере журнала «Красная новь» за 1936 год и в том же году украсил антологию советского рассказа на французском языке, перепечатывался «Интернациональной литературой», предназначенной для зарубежного читателя; О`Брайен, составитель ежегодных сборников лучшего американского рассказа «Америкен Бест шорт – сториез», включил, вопреки традиции, новеллу русского писателя в книгу 1837 года, а также в свое издание «Свиток почета», куда отбиралось выдающееся из лучшего. Э. Хемингуэй, прочитав «Третьего сына», признал Платонова одним из немногих писателей, у которых надо учиться».1

«На книгах Паустовского воспитывалось ни одно поколение. Я помню с какой жадностью мы зачитывались в школьные годы [книгами Паустовского], они переходили из парты в парту, из портфеля в портфель, из дома в дом, закапанные чернилами, с потертыми обложками, с захватанными корешками».2

Это замечательные отзывы о произведениях двух русских писателей, живших в одно и то же время: А. Платонов 1899 – 1951гг, К. Паустовский – 1892 – 1968 гг. Их стиль, манера письма абсолютно не похожи. Но оба писателя с разницей в десять лет обращаются к одной теме – взаимоотношения отцов и детей. Почему?

А. Платонову и К. Паустовскому выпало жить в сложное и тяжелое время: революции, мировые и гражданские войны. Это было время разобщения людей. Шло противостояние между нациями, классами, внутри семьи. Размышления писателей о будущем человечества, о человеческой жизни связаны с размышлениями о взаимоотношении поколений, отцов и детей.


Цель исследовательской работы: анализируя образы людей старшего и молодого поколений в рассказах А. Платонова «Третий сын» и К. Паустовского «Телеграмма», выявляя позицию авторов, их отношение к героям разных поколений, поразмышлять над одной из вечных человеческих и литературных проблем – взаимоотношение отцов и детей.

Глава 1 «Любовь, дающая детям силы жить»

Герой рассказа А. Платонова «Третий сын» — семидесятилетний рабочий на пенсии, старый отец шестерых сыновей, у которого умерла жена. Душевное состояние героя: глубину горя, одиночества, разбитость сердца, усталость души – автор передает и усиливает короткой зарисовкой природы: «… старый отец следил за одинокой жизнью серой птицы… поглядывал на окно, за которым менялась погода: то падали листья вместе с хлопьями сырого, усталого снега, то шел дождь, то светило позднее солнце, нетеплое, как звезда…».

Автор подчеркивает слабосильность старого отца, противопоставляя его «громадным мужчинам», его сыновьям. Но, называя сыновей мужчинами, автор причисляет к ним и отца, подчеркивая тем самым достойность жизни, прожитой им: он всю жизнь трудился, заботился о семье, растил сыновей. Он так рад их приезду, что не может сдержать неуместное радостное волнение, глядя «на могучую полдюжину своих сыновей». Он и в семьдесят лет остается заботливым отцом для своих детей: «постелил шесть постелей, постоял в дверях, пока его дети не разделись и не улеглись».


А. Платонов использует яркую художественную деталь, показывающую родительскую любовь и заботу, — это старые одеяла, которыми покрыл сыновей отец. Они покрывались ими еще в детстве и отрочестве. «К этим одеялам сверху и снизу были пришиты белые полоски бязи с надписями «голова», «ноги», чтобы стелить одеяла правильно и грязным, потным краем, где были ноги, не покрывать лица».

Отец ничего не говорил, когда его сыновья устроили неуместное веселье, и был доволен и горд, когда его шесть сыновей, «шестеро могучих людей», одевшись в форму, подняли гроб матери на плечи. Теперь он уверен, что вырастил настоящих людей, способных достойно переживать не только жизненные радости, но и трагедии.

Не менее значителен и образ умершей матери. Автор с восхищением и некоторой грустью говорит о силе материнской любви – любви беспрерывной и безвозмездной, дающей детям силы жить. Но дети, к сожалению, не сразу способны это понять и оценить.

Материнская любовь сравнивается А. Платоновым с лампой, горящей в старом доме и освещающей ночь. Не стало матери – и свет в ночном окне погас, погибло «счастье любви».

Даже после смерти, кажется, мать не перестает любить своих детей и горевать, «что она умерла и заставила своих детей тосковать по ней; если бы она могла, она бы осталась жить постоянно, чтоб никто не мучился по ней, не тратил бы на нее своего сердца и тела, которое она родила».


Читая рассказ А. Платонова «Третий сын», понимаешь, что автор, рассказывая просто и грустно-спокойно о матери и отце, приходит к выводу: родители, отрекаясь от себя, стараются сделать жизнь своих детей «обильной и здоровой», стремятся избавить своих детей от огорчений, сердечной муки. Даже сама жизнь им нужна только для того, чтобы любить своих детей и гордиться ими.

аустовского «Телеграмма» открывается пейзажем, грустным, печальным, удручающим. Этот осенний пейзаж помогает передать душевное состояние главной героини Катерины Петровны – одинокой, ослабевшей старой женщины, доживающей свой век в старом доме.

Описание обстановки дома: «горький запах нетопленых печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки, давно не чищенный самовар, картины, на которых ничего нельзя было разобрать», — все говорит о запущенности, дряхлости, заброшенности не только дома, но и его хозяйки. «Единственным живым существом в покинутом доме» казался керосиновый ночник. Этот слабый огонек помогает одинокой, тихо плачущей женщине пережить долгие, тяжелые, бессонные осенние ночи. Трагичность положения Катерины Петровны усиливает описание старого сада, позабытых звезд и клена, «облетевшего, озябшего, ему, как и Катерине Петровне, некуда было уйти от … бесприютной ночи».


Катерина Петровна плачет и ждет свою единственную дочь Настю, работавшую в Ленинграде. Она редко пишет дочери, не хочет ей мешать, но думает о ней дни и ночи. Отчаявшись, Катерина Петровна пишет Насте письмо, трагически-горькое, полное боли и одиночества, мольбы и безысходности.

Описанием дома, осенним пейзажем, письмом Катерины Петровны автор пробуждает в читателе чувство острой жалости к слабеющей, одинокой, покинутой матери.

А. Платонов и К. Паустовский, создавая образы старых отца и матери, передают их грусть, боль, одиночество, ожидание уехавших из дома детей, желание не мешать им и не беспокоить их. Печальный, унылый пейзаж в рассказах передает душевное состояние одиноких родителей, рождает чувство жалости к ним и невольно заставляет задуматься о нашем отношении к своим родителям. Не поселилась ли в наших душах «жестяная пустота» по отношению к родителям.

Глава 2 «Не будь пустельгой»

Шесть сыновей старика из рассказа А. Платонова «Третий сын» кажутся достойными людьми. Двое из них были моряками – командирами кораблей, один – московским артистом, третий сын – физиком, самый младший учился на агронома, старший сын работал начальником цеха аэропланного завода и имел орден.

По сравнению со слабосильным отцом и маленьким, экономичным, скупым телом умершей матери сыновья выглядели громадными мужчинами. Они – представители нового мира, которыми втайне восхищается поп, пришедший служить панихиду. Они – новое поколение с блестящим будущим.


Но за внешней устроенностью и благополучием скрывается душевная пустота. «Видимо, любящие друг друга братья, которые много лет не находили времени для встречи, устроили возню и веселье у гроба матери». Автор осуждает молодых мужчин: так не должно быть, нельзя попирать святость смерти, особенно матери и отца.

Увлеченный рассказ старшего сына о пустотелых пропеллерах, сытый и мощный голос, здоровье, вовремя отремонтированные зубы – все это хорошо, но как – то кощунственно рядом с умершей матерью.

Среди этих здоровых, сытых, мощных мужчин один ничего не говорил и не смеялся. Он, свято чтя свою мать и глубоко скорбя по поводу ее смерти, дает своим братьям нравственный урок.

Блестящее будущее, по мнению А. Платонова, невозможно, если молодое поколение будет ограничиваться только внешним благополучием, не думая о своей душе, оставаясь пустотелым.

Автор верит в наступление этого нового будущего, потому что есть третий сын и его маленькая дочка, которая подобно своему отцу и деду умеет глубоко скорбеть, страдать в трагические минуты жизни.

Жизнь – это не только веселье, счастье и радость, но и горе, несчастья, страдания. И молодое поколение должно научиться пристойно радоваться и страдать.

Героиня рассказа К. Паустовского «Телеграмма» Настя работает секретарем в Союзе художников. Она тоже уехала из дома матери, раз в месяц посылает Катерине Петровне двести рублей денег. Получая редкие письма от матери, Настя испытывает облегчение – мать жива. Но в то же время укоряет себя. За что же? Видимо, чувствует свою вину перед брошенной, слабеющей матерью.


Настя не бездушный человек. Она помогает талантливому скульптору Тимофееву. Настя очень занята, погружена в свою работу. Однако, по мнению автора, это не оправдывает Настю, ее отношения к одинокой, стареющей матери. Поэтому автор, сравнивая ее с Сольвейг, героиней драмы Ибсена, говорит о холодных глазах Насти, отражающих холодность души. Помогая Тимофееву, она не проявляет чуткости к матери, заботы о родном человеке, который любит ее больше всех на свете.

Как и А. Платонов, К. Паустовский говорит о душевной пустоте молодых людей, которые, погружаясь в работу, отгораживаются от своих стареющих родителей. «Не будь пустельгой, за добро плати добром», — внушает Тихон Манюшке. Эти слова, я думаю, являются ключевыми для рассказов «Третий сын» и «Телеграмма».

Рассказы заставляют задуматься об отношении к нашим стареющим родителям. Да, у нас, у молодых, свои дела, свои непонятные родителям интересы, свое счастье. Но как бы, подобно Насте, не пришлось нам, даже глубоко раскаявшись, жить с чувством невыносимой тяжести и непомерной вины перед своими родителями. Нужно научиться быть чуткими и заботливыми детьми, подобно Манюшке из рассказа «Телеграмма», третьему сыну из одноименного рассказа А. Платонова.

К. Паустовский выражает надежду, что молодое поколение, много говорящее о чуткости и внимании к людям, прежде всего не забудет о самых близких и родных людях – родителях. Не случаен в этом плане образ молодой учительницы, которая целует руку совсем незнакомой ей умершей старой матери. Тем самым выражая благодарность и преклонение перед великой материнской любовью.


Заключение

Содержание рассказов А. Платонова «Третий сын» и К. Паустовского «Телеграмма» не может быть исчерпано мыслью о сострадании к умершему родителю, о благодарной сыновней (дочерней) любви к своим родителям.

«Семейное начало оказывается зеркалом и первоосновой всех сложных форм общественности. Не случайно страну, в которой мы живем, мы называем родиной – матерью или отечеством. Отношения отцовско – сыновние не замыкаются только на кровном родстве, а распространяются далее на «сыновнее» отношение к прошлому, настоящему и будущему отечества, к тем историческим и нравственным ценностям, которые наследуют дети. «Отцовство» в широком смысле слова тоже предполагает любовь старшего поколения к идущей на смену молодежи, терпимость и мудрость, разумный совет и снисхождение.

Мир так устроен, что «молодость» и «старость» в нем взаимно уравновешивают друг друга: старость сдерживает порывы неопытной юности, молодость преодолевает чрезмерную осторожность и консерватизм стариков, подталкивая жизнь вперед».3

В. Васильев, анализируя рассказ А. Платонова «Третий сын», подчеркивает: «… в небольшом рассказе, до сих пор до конца не понятном, он [Платонов] создал свою художественную законченную концепцию исторического развития жизни…».1


Список литературы (в соответствии с номерами сносок)

1. В. Васильев «Андрей Платонов: очерк жизни и творчества». – 2 – е изд., испр., доп. – М.: Современник, 1990.

2. Ю. Бондарев «Мастер».

3. «Русская литература XIX века» — М.: Просвещение, 1998.

4. статья «Зарубки на сердце». ж/л «Уроки литературы» №2, 2002.

5. статья «Свет в ночном окне». ж/л «Литература в школе» №4, 2002

Источник: pandia.ru

Как относиться к своим родителям? Допустимо ли невнимательное отношение к ним? Рассуждая над этими вопросами, автор предложенного для анализа текста поднимает проблему равнодушного отношения детей к своим родителям.

А.Г. Алексин в своём тексте описывает письмо, адресованное главному герою. Автор письма упрекает героя в том, что он не пишет своей матери. «В шкатулке, как самую большую драгоценность, хранит Анна Филипповна твоё единственное за весь год письмо». Главный герой безразлично относится к трепетным чувствам своей матери.


Он мало заботился о её здоровье и состоянии. Об этом ещё раз упоминает автор письма. Когда матери героя стало плохо, герой больше беспокоился о том, что опаздывает на концерт. Вместо того, чтобы помочь и вызвать врача, он ушёл со словами «Если будет совсем плохо, постучи в стенку соседу». Это говорит о отсутствии каких-либо чувств у героя к своей матери.

Автор текста осуждает поведение героя. Он считает, что такое безразличное и холодное отношение к родной матери недопустимо.

Я полностью согласен с позицией автора и считаю, что отношения с близкими и родными – это самое ценное и дорогое, что человек имеет в жизни. Невнимательность и безразличие детей – это тяжёлый удар для любящих родителей.

В подтверждение своих мыслей приведу в пример произведение А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Главный герой повести Самсон Вырин души не чает в своей дочери Дуне. Однако из отцовского дома ее обманом увозит проезжий гусар. Самсон разыскивает дочь и видит, что она давно замужем, прекрасно одета, живет лучше, чем отец и не собирается возвращаться домой. Осознав, что больше никогда не увидит свою любимую дочь, Самсон Вырин падает в отчаяние и начинает пить. Не находя в себе силы оправиться от горя, герой вскоре умирает.

В рассказе Паустовского «Телеграмма» повествуется о том, как молодая девушка Настя покинула родительский дом и уехала в Ленинград, совсем позабыв о своей родной матери. В течение трёх лет Катерина Петровна не получила ни одного письма от дочери. Даже когда она попросила свою дочь навестить её, Настя не откликнулась на эту просьбу. Катерина Петровна была вынуждена доживать свой век в одиночестве, тоскуя о своей родной дочери, которой посвятила всю жизнь.

В заключение хотелось бы сказать, что невнимательное отношение к своим родителям является недопустимым. Ничто не приносит родителям так много страданий, как холодность и безразличие детей.

Источник: www.kritika24.ru

Примеры аргументов

Подходящие примеры можно найти во многих произведениях русской классической литературы. Отечественные писатели и поэты нередко обращались к проблеме отцов и детей в своих работах.

При подготовке аргументов советуем вспомнить не только романы, но и другие жанры:

  • рассказы;
  • повести;
  • новеллы;
  • стихотворения;
  • поэмы;
  • пьесы.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Когда Андрей Петрович Гринёв отправляет из дома 17-летнего сына Пётра, то даёт ему напутствие «Береги платье снову, а честь смолоду». Это яркий пример воспитания в ребёнке достоинства, передачи ему истинных ценностей и житейского опыта. Пётр прислушался к совету отца: герой всегда поступал по чести, был предан Родине и семье.

К.Г. Паустовский «Телеграмма»

Это произведение о важной роли родителей в жизни каждого человека, а также о заботе и внимании со стороны детей. Настя, дочь Катерины Петровны, – художник, работает в Ленинграде. Она так увлеченно трудится, что совсем перестала навещать свою маму, живущую в Заборье. Дочь не поехала к ней даже после получения телеграммы об ухудшении состояния Катерины Петровны. Когда же матери стало совсем плохо, Настя всё-таки приехала, но, к сожалению, слишком поздно. Героиня уже не застала самого близкого человека в живых.

А. Алексин «Раздел имущества»

Повесть показывает неблагодарное и эгоистичное отношение современного поколения к родителям. Анисия Ивановна приезжает к сыну и невестке для того, чтобы помочь выходить внучку Веру, нуждающуюся в опеке после родовой травмы. В итоге девочка сильно привязалась к бабушке, что не понравилось невестке. Эта история закончилась печально: мама и папа девочки подали в суд на раздел имущества, Анисия Ивановна уехала обратно в деревню, а Вера перенесла тяжёлый приступ.

С. Есенин «Письмо матери»

Произведение напоминает, что мама – самый родной человек в нашей жизни. В стихотворении лирический герой обращается к своей маме и просит не тревожиться, обещает приехать весной. Поэт позиционирует себя как уставшего мужчину, а не ветреного юношу. В произведении говорится о желании отдохнуть от тоски мятежной. Спокойствие души можно обрести только в семейном кругу.

М.А. Шолохов «Тихий Дон»

В произведении ярко представлен конфликт отцов и детей. Строгие правила казачьей семьи, непререкаемый авторитет и тирания Пантелея (глава семьи) делают несчастными всех и каждого. Вспомним хотя бы насильственную женитьбу Григория на Наталье Коршуновой и наказание невестки Дарьи розгами за измену мужу. После революции Пантелей теряет свою власть, а новое поколение получает больше свободы, оно выбирает свою дорогу и судьбу.

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Данное произведение – классический пример столкновения двух поколений, отцов и детей. Старшее поколение представлено образами двух братьев – Николая и Павла Кирсановых. А младшее – сыном Николая, Аркадием, и его другом – Базаровым. Молодые люди являются сторонниками нигилизма, всё отрицают и бунтуют, старшее же поколение придерживается традиционных взглядов на жизнь, любит комфорт и классическую музыку.

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Неправильный подход родителей к воспитанию может пагубно влиять на детей и их характер. Митрофан и его мать в произведении «Недоросль» – наглядное тому подтверждение. Простакова чрезмерно опекала сына, в итоге он вырос неблагодарным, злонравным и невежественным. Митрофан предал мать при первой же возможности.

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»

В этом произведении ярко представлен образ безграничной и безусловной любви родителей к детям. Вырин обожает свою дочь, которую обманом увозит гусар Минский. Безутешный отец едет в Петербург и видит, что разодетая дочь стыдится его, а зять выставляет из дома. Старик не может пережить горя и умирает.

А.Н. Островский «Гроза»

Драма «Гроза» – пример деспотичности родителей. Самодурство Кабанихи, стремящейся полностью контролировать жизнь собственного сына Тихона, дочери Варвары и невестки Катерины, приводит к трагедии. В финале произведения даже безропотный сын восстаёт против матери, поломавшей ему жизнь.

Приведённые аргументы к сочинению ЕГЭ помогут с разных сторон осветить вечные вопросы взаимоотношения поколений. «Отцы и дети» – это тема, которая всегда будет волновать старшеклассников и давать им пищу для размышлений. При написании сочинения на ЕГЭ по русскому языку нужно уметь подкрепить свою точку зрения примерами из книг школьной программы.

Источник: unikum.rudn.ru


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.