Паустовский телеграмма проблема отцов и детей


И.С. Тургенев «Отцы и дети»

  • В данном произведении мы видим самый настоящий конфликт поколений. К поколению «отцов» можно отнести Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых. Поколение «детей» – это Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов. Молодые люди придерживаются одних и тех же взглядов: они говорят, что являются нигилистами – людьми, отрицающими общепринятые ценности. Старшее поколение не понимает их. Конфликт доходит до ожесточенных споров и дуэли Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Постепенно Аркадий Кирсанов осознает, что его ценности не совпадают с учением Базарова, и возвращается в семью.
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»

    • Источником счастья для Фамусова являются деньги. Он любит свою дочь Софью, желает ей всего самого наилучшего, поэтому приучает девушку только к мыслям о финансовом благополучии. Софье Фамусовой чужды такие взгляды, она старательно прячет свои чувства от отца, потому что знает, что ее не поддержат. Совсем по-другому обстоят дела с Молчалиным, которого отец учил всегда и везде искать выгоду: он во всем следует этому принципу. Родители, желая обеспечить счастье своих детей, передали им свои взгляды на жизнь. Проблема лишь в том, что эти самые взгляды являются неверными.

  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

    • Родион Раскольников искренне любит свою мать и сестру. Говоря о мотивах убийства старухи-процентщицы, он сообщает, что на самом деле хотел помочь матери. Герой пытался выбраться из вечной нищеты, неблагополучия. Закладывая часы, он с трепетом вспоминает отца, которому принадлежала вещь.
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»

    • В произведении мы видим несколько семей, в основе жизни которых лежат абсолютно разные нравственные принципы. Князь Василий Курагин – человек безнравственный, готовый пойти на любую подлость ради денег. Его дети руководствуются точно теми же принципами: Элен выходит замуж за Пьера Безухова ради получения части огромного наследства, Анатоль пытается сбежать с Наташей Ростовой. Совсем иная атмосфера царит у Ростовых: они наслаждаются природой, охотой, праздниками. И родители, и дети – люди добрые, отзывчивые, не способные на подлость. Князь Николай Болконский воспитывает своих детей в строгости, но эта строгость идет им во благо. Андрей и Марья Болконские – люди нравственные, настоящие патриоты, как и их отец. Мы видим, что между родителями и детьми существует тесная взаимосвязь. От мировоззрения родителей зависит мировоззрение детей.
    • другие аргументы из произведения «Война и мир»

  • А.Н. Островский «Гроза»

    • В семье Кабанихи отношения построены на страхе, жестокости, лицемерии. Ее дочь Варвара прекрасно научилась врать, чему хочет научить и Катерину. Сын Тихон вынужден во всем беспрекословно подчиняться матери. Все это приводит к ужасным последствиям: Катерина решается на самоубийство, Варвара сбегает из дома, а Тихон решает «восстать» против Кабанихи.
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

    • Отец, отправляя Петра Гринева на службу, сказал очень важную и правильную вещь: «Береги рубаху снову, а честь смолоду». Слова отца стали для молодого человека важнейшим нравственным ориентиром. В самых сложных условиях, грозящих смертью, Петр Гринев сохранил свою честь. Для него было по-настоящему важно не предать отца и Родину. Этот пример – яркое подтверждение того, что наставления родителей помогают ребенку усвоить важнейшие нравственные ценности.
    • другие аргументы из произведения «Капитанская дочка»
  • Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

    • Остапу и Андрию отец не только хочет дать приличное образование, но и сделать их настоящими воинами, защищающими Родину. Тарас Бульба не может простить Андрию предательства (он переходит на сторону врага из-за любви к полячке). Несмотря на, казалось бы, отцовскую любовь, он убивает своего сына. Тарас Бульба гордится Остапом, старшим сыном, сражающимся с врагом самоотверженно, изо всех сил.

  • А.С. Пушкин «Станционный смотритель»

    • Дуня совершила безнравственный поступок: сбежала из родительского дома с Минским, который остановился на их станции. Отец ее, Самсон Вырин, не смог без дочери: он решил пешком отправиться в Петербург, чтобы найти Дуню. Однажды ему посчастливилось увидеть девушку, но Минский прогнал старика. Спустя время рассказчик узнал, что смотритель умер, а предавшая его Дуня приезжала на могилу с тремя барчатами и долго пролежала там.
  • К.Г. Паустовский «Телеграмма»

    • Катерина Петровна очень любила свою дочь Настю, живущую в Ленинграде очень яркой, насыщенной жизнью. Только девушка совсем забыла о своей старой матери, она даже не пыталась найти время, чтобы навестить ее. Даже письмо Катерины Петровны о том, что она совсем плоха стала, Настя не воспринимает серьезно и не рассматривает возможность немедленно ехать к ней. Только известие о том, что мать умирает, вызывает у девушки чувства: Настя понимает, что никто ее так не любил, как Катерина Петровна. Девушка едет к матери, но уже не застает ее в живых, поэтому чувствует вину перед самым дорогим для нее человеком.
  • С. Есенин «Письмо матери»

    • В лирике также поднимаются проблемы поколений.
      ред нами простой молодой человек, который успокаивает свою маму. Просит ее не переживать о его жизни, может быть, разгульной и запойной, но все-таки взрослой жизни. И мы прекрасно знаем, что мама будет переживать, и знаем, что Есенин будет жить как жил. Это извечный и поэтому всегда актуальный разговор матери и ребенка, которые говорят не друг с другом, а сами с собой. Они – разные, но все же противоречия не должны мешать естественным семейным узам, которые соединяют неграмотную крестьянку и ее городского сына, ставшего одним из самых известных поэтов своего времени.
  • А. Алексин «Раздел имущества»

    • Верочку вырастила бабушка Анисья: она буквально поставила ребенка, перенесшего тяжелую родовую травму, на ноги. Девочка называет бабушку своей мамой, что вызывает недовольство настоящей матери. Конфликт постепенно накаляется и заканчивается судом, на котором делится имущество. Больше всего Верочку поражает то, что ее родители оказались настолько черствыми, неблагодарными людьми. Девочка тяжело переживает ситуацию, она пишет родителям записку, где определяет себя как имущество, которое должно отойти бабушке.

  • Д.И. Фонвизин Пьеса «Недоросль»

    • Главный герой Митрофан (чье имя трактуется как близкий к матери или сын своей матери) представляется нам отрицательным персонажем, как и вся его семья. Его мать барыня-тиран, которая не дает проходу ни слугам, ни собственному мужу, который буквально поглощен ею.

      фья, сирота, живущая с этой семьей, и ее дядя Стародум представляют положительных героев. Об этом семействе, а точнее о Митрофане, дядя высказывается: «Вот злонравия достойные плоды». В этой фразе можно уместить лейтмотив произведения, проблема отцов и детей раскрывается со стороны того сильного и пагубного влияния порочного родителя на ребенка. Гипертрофированная и чрезмерная опека портит подростка. Он растет в семье, где мать одной рукой гладит его по голове, а другой лупит слугу. И мы видим развязку, если мать Митрофана любит, то сынок не отвечает ей взаимностью и просто бросает ее в финале пьесы.
  • М.Ю. Лермонтов Поэма «Мцыри»

    • Конфликт поколений ложится на бунт духовный. Маленький Мцыри, подневольный и лишенный родного дома, чувствует, что не в силах день за днем проживать жизнь, которая ему не мила. Своим побегом он показывает не только свою силу духа, но и протест и нежелание мириться со своей участью. Его смелость вдохновляет нас. В роли «отца» тут выступает режим, неволя, в которой герой оказывается, рамки и ограничения, которые Мцыри разрывает только посмертно. Это также протест молодого поколения против войны, развязанной отцами и оторвавшей Мцыри от дома, родины и семьи.
  • М. Цветаева «Бабушке»

    • Лирический монолог Марины Цветаевой отличается от Есенинского. Марина никогда не знала свою бабушку, и ее стихотворение, как и многие другие, — это вопросы и крики в пустоту.
      о эмоции, которые появляются, когда начинаешь интересоваться своей семьей и своей историей. Это разговор, который никогда не состоится, ведь бабушка умерла, а вопросов от этого меньше не становится. Марина Цветаева старается угадать, какой была ее бабушка, сравнивает ее с собой, смотрит, как она выглядела. В своем стихотворении автор показывает не конфликт, а загадку, которую оставляют нам близкие люди после смерти.
  • Н.В. Гоголь Поэма «Мертвые души»

    • Совет «копить копейку» Чичиков пронес от самого детства через всю жизнь. Страх остаться без денег или без покровительства людей с деньгами превратился в манию. Но бедность — не порок. Порок — это ложь, лицемерие и обман, они становятся ключами, которые открывают дверь к богатству. Чичиков еще в школе понял, как люди любят услужливость, как важно заработать доверие, чтобы в самый неожиданный момент напасть. Чичиков — это «христопродавец», не зря товарищ назвал его именно этим словом. Он продаст все, только назначьте цену. Пагубное отцовское влияние и бедность сделали нашего героя именно таким, каким мы видим его в «Мертвых душах». Этот неявный конфликт помогает понять, почему и как Чичиков стал таким человеком. Все это время он стремился доказать отцу, что превзошел его и воплотил его амбиции в себе.
  • И.А. Гончаров Роман «Обломов»

    • Илья Ильич не бунтовал против предков, а в точности повторил их судьбу, хоть и время, и обстоятельства к этому не располагали.
      личную картину семьи главного героя мы получаем из одного из снов. Деревня Обломовка — это идеальное и тихое место, где рос Илья Ильич, его обували, одевали и кормили несчитанное количество слуг. Опека и любовь чувствовались во всем. А что делает человек, если у него все хорошо? Он в большинстве случаев не делает ничего, стремиться и делать что-либо не слишком хочется. Эта лень, которая появилась по причине неправильного воспитания, наложила огромный отпечаток на всю жизнь Обломова. Именно так семья повлияла на судьбу нашего героя. Поколение «отцов» обрекло «детей» на праздное и бессмысленное прозябание в мире, полном прекрасного.
  • М.А. Шолохов «Тихий Дон»

    • В семье Мелеховых всё держится на власти отца. И когда Пантелей Прокофьевич узнаёт о связи Григория с Аксиньей, он решает женить сына на Наталье. Григорий подчиняется воле отца. Но, понимая, что не любит свою жену, бросает всё и уходит с Аксиньей в работники. Он согласен на позор во имя любви. Но время рушит в мире всё, и рушится дом Мелеховых, устои казачьей жизни. И скоро никто не подчиняется законам жизни, все живут, как хотят. Дарья наступает на свёкра с непристойным предложением, а Дуняшка ставит мать в безвыходное положение и буквально заставляет её благословить на брак с Мишкой Кошевым.
  • А.П. Чехов «Вишнёвый сад»


    • В пьесе дочь Аня, семнадцатилетняя девушка, отправляется за блудной матерью, потерявшейся где-то в Париже, чтобы вернуть её в лоно семьи, для решения проблем с имением. Раневская ведёт себя наивно и глупо. Здравым смыслом наделена только Варя, приёмная дочь всё той же Раневской. Когда Любовь Андреевна даёт проходящему нищему золотой, Варя не выдерживает и говорит, что в доме есть нечего, а барыня такими деньгами разбрасывается. Потеряв всё, Раневская уезжает в Париж и увозит деньги тёти, а дочерей бросает на произвол судьбы. Девушка Аня едет в столицу, и как сложится её жизнь, где она будет брать деньги на жизнь – непонятно. Варя уходит в экономки. Отцы и дети здесь меняются местами.
  • «Поучения Владимира Мономаха»

    • Тема отцов и детей берёт своё начало со времён Киевской Руси. Одним их таких произведений является «Поучение Владимира Мономаха». Благодаря этому произведению мы можем узнать о воспитании детей на Руси в те далёкие времена, когда отношения между людьми регулировались нормами христианской морали. «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев», — говорит Владимир Мономах. Мудрый князь призывает отложить обиды и смирить гордыню, проявлять взаимоуважение и любовь.
  • Дж. Олдридж «Последний дюйм»

    • Проблема отцов и детей своеобразно решена в рассказе Дж. Олдриджа «Последний дюйм». Бен получил работу – ему нужно снять фильм о жизни акул.
      Акулью бухту он прибыл вместе с сыном, которым тяготился, не чувствуя с ним внутренней связи. Дэви ощущал свою ненужность отцу и поэтому боялся его, не мог свободно себя чувствовать с ним. Грубоватые слова и насмешливые замечания ранили стеснительного мальчика. Обидчивость и робость сына воспринималась Беном как слабость. И вот случилась беда – на Бена напала акула и серьёзно поранила его. Теперь Бэн понимает, что единственное спасение – это Дэви, которого нельзя пугать, нужно с ним договариваться, стараясь вселить в него уверенность, что он справится. В результате Дэви сумел перевязать отца, посадить его в самолёт, поднять самолёт в воздух, управлять им во время полёта и посадить. Таким образом, уважение и любовь отца, помогли Дэви проявить свои самые лучшие стороны, а решительность и сила характера сына спасли Бену жизнь. Так отец и сын обрели друг друга и прошли «последний дюйм» на пути сближения.

  • Источник: bingoschool.ru

    Тема: «Зарубки на сердце» (Урок — размышление над рассказом К.Г.Паустовского «Телеграмма»)

    Форма проведения: урок – размышление

    Методы: сочетание эвристической беседы с проблемно – поисковыми вопросами и самостоятельной работой с текстом, стратегия «Чтение с остановками» РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)

    Цели урока:

    • Донести до учащихся нравственный смысл рассказа К. Паустовского «Телеграмма»;


    • Раскрыть проблему взаимоотношений между родителями и детьми (на примере Насти и Катерины Петровны);

    • Определить авторскую позицию и средства ее выражения;

    • Сформулировать личностное отношение учащихся к поднятой проблеме и героям рассказа К. Паустовского.

    Обучающие цели:

    продолжить работу по формированию у учащихся умения анализировать этический текст небольшого объема, используя стратегию «Чтение с остановками».

    Развивающие цели:

    создать условия для развития у учащихся умений формулировать проблемы, находить и определять средства выражения авторской позиции, давать оценку героям, формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее.

    3. Воспитательные цели:

    формировать гуманное отношение к близким людям;

    содействовать развитию умения общаться между собой;

    помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

    За добро плати добром, не будь пустельгой.

    К.Паустовский

    Чти отца твоего и мать твою,

    Да благо ти будет, и долголетен

    Будеши на земле.

    Пятая заповедь Божия

    ХОД УРОКА

    I. Оргмомент.

    II Вступительное слово учителя.

    СЛАЙД 1.

    Фаза вызова.

    — Ребята, у нас сегодня непростой урок. Непростой по содержанию, по осмыслению, непростой эмоционально. Предметом нашего исследования будет самый сложный инструмент, пожалуй, из всех, что существуют на свете, — душа человека.

    Самостоятельная актуализация имеющихся знаний и смыслов по теме.

    — Послушайте отрывок из песни.

    Звучит 1-ый куплет песни М. Шуфутинского «Мама ушла»

    В доме пахнет сосной и еловыми ветками,

    И уже наготове лежит молоток.

    И шуршат незнакомые женщины платьями,

    Что случилось со мной? Мне еще невдомек.

    Мне еще невдомек, что обломанной веткою

    Я остался с судьбою один на один,

    И что сыном меня называть больше некому,

    И что пусто и холодно стало в груди.

    Это мамы не стало,

    Это мама ушла,

    Улыбнувшись устало,

    Как Христос из угла.

    И планета людская из – под ног уплыла, …

    Это мамы не стало, это мама ушла …

    1. Ребята, о чем эта песня? Какие чувства в ней выражены?

    — ответы-

    2. Как вы думаете, почему я начала урок с этой песни? Как она связана с темой прошлого урока?

    (На прошлом уроке мы прочитали рассказ К.Паустовского «Телеграмма». Его главная героиня, Настя, тоже осталась без матери и горько сожалеет об этом.)

    — «Телеграмма» – короткое название, но мысли, высказанные в произведении столь глубоки, что не могут никого оставить равнодушным. Что же вас потрясло в этом рассказе? О чем думали после его прочтения? Поделитесь своими чувствами.

    -ответы-

    — Я поняла, что рассказ растревожил ваши души, сегодня мы продолжим размышлять над прочитанным.

    Откройте тетради, запишите число и тему урока.

    1. — Как вы понимаете слово «зарубки»?

    ЗАРУБКИ → (см. словарь) ЗАРУБКА -1. Отметка рубящим орудием на чём-нибудь

    2. перен. О том, что запомнилось крепко и надолго

    2. В каком значении употреблено это слово в теме урока?

    — отметки в памяти, в душе, сердце, которые остаются после прочтения художественного произведения.

    Пробуждение познавательной активности в связи с изучаемой темой.

    — Какие же проблемы, ребята, поднимает в своем рассказе К.Паустовский?

    — одинокой старости

    — материнской любви

    — милосердия

    — взаимоотношений родителей и детей и другие проблемы

    СЛАЙД 3

    Самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы.

    — Какая из этих проблем, на ваш взгляд, основная, главная в рассказе,

    она затронула вас больше всего, и вам хотелось бы поговорить на эту тему сегодня на уроке?

    — ответы → проблема взаимоотношений между родителями и детьми.

    — Проблема «отцов и детей» — одна из вечных в русской литературе. О ней писали, пишут и будут писать. В нашей жизни, к сожалению, немало примеров бездушного отношения детей к своим родителям и родителей к детям, это не может не волновать.

    Итак, проблему, которую вы хотели бы обсудить на уроке, мы определили.

    Наша цель: исследовать рассказ «под лингвистическим микроскопом» и выяснить, как раскрывается проблема взаимоотношений детей и родителей (на примере Насти и Катерины Петровны), при помощи каких художественных средств это делает автор и какова авторская позиция в рассказе.

    И еще: подумайте, почему рассказ называется «Телеграмма».

    III. Осмысление содержания рассказа.

    — Итак, обратимся к тексту, медленно, вдумчиво, с остановками перечитаем начало рассказа.

    СЛАЙД 4. Остановка 1.

    ( Чтение на фоне музыки П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь»)

    — У Паустовского природа – это живое существо, связанное незримой нитью с человеком. Как с помощью пейзажной зарисовки писатель передает состояние главной героини? Помогла ли музыка понять это состояние?

    — Увядание природы, даже омертвение ее, безотрадная картина осени соответствуют внутреннему состоянию Катерины Петровны.

    -Какие изобразительные средства вы увидели в отрывке?

    — спутанная трава (некошеная, мокрая от дождя), рыхлые тучи (низко идут, лишены строгих очертаний) — эпитеты

    — тащатся (а не плывут тучи), сыплется (а не льет) дождик – олицетворения.

    — Какое выражение в описании осеннего пейзажа показалось вам необычным?

    — маленький подсолнечник у забора.

    — это как бы маленькое теплое солнышко на фоне безотрадной картины поздней осени, которое никак не хочет погаснуть, надеется на что–то.

    — Какие чувства у вас вызывает этот пейзаж?

    — грустные, тревожные –

    — Так почему же именно с осеннего пейзажа начинает Паустовский свой рассказ?

    — ответы –

    — Паустовский говорил, что пейзаж печален, когда печален человек. Пейзаж способствует созданию образа одинокой пожилой женщины, Катерины Петровны, о которой дальше пойдет речь.

    СЛАЙД 5. Остановка 2.

    (Чтение отрывка на фоне музыки П.И.Чайковского).

    — Ребята, какие два глагола в прочитанных отрывках очень созвучны и образованы одинаково?

    «доцветал» и «доживала»

    — На что указывает приставка до- в этих словах: на стремительность или продолжительность действия, которое никак не может закончиться.

    на продолжительность.

    В пейзаже у Паустовского нет ни одного случайного слова. Давайте выберем в этих эпизодах слова, которые подчеркивают усиление признаков поздней осени.

    СЛАЙД 6.

    Тесовые крыши почернели

    Спутанная трава полегла

    Ветер свистел в голых ветвях, сбивал последние листья

    Валил водянистый снег

    Хмурое небо все ниже опускалось

    — Как называется в литературе такой прием, при котором каждое последующее слово содержит усиливающееся значение?

    — градация-

    -Зачем Паустовский использует градацию? Что хочет подчеркнуть писатель?

    — усиление ненастья – ощущение тревоги, которое нарастает-

    -Омертвела природа, замерла и жизнь в старом доме. Какие детали интерьера свидетельствуют об этом?

    СЛАЙД 7.

    — Запах нетопленых печей, пыльный журнал, пожелтевшие чашки, нечищеный самовар, немытые окна.

    — На что указывает такая деталь, как керосиновый ночник?

    — указывает на безмерность одиночества Катерины Петровны.

    Остановка 3.

    -Автор является непосредственным участником событий, описанных в рассказе. Это он посылает Насте телеграмму, это он закрывает глаза и заботится о погребении Катерины Ивановны (имя изменено). Это с ним Катерина Ивановна выходит с сад в последний раз в своей жизни. Послушайте воспоминания Паустовского из повести «Золотая роза»:

    «Уже вечерело. Сад облетел. Палые листья мешали идти. Они громко трещали и шевелились под ногами. На зеленеющей заре зажглась звезда. Далеко над лесом висел серп месяца.

    Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о нее рукой и заплакала. Я крепко держал ее, чтобы она не упала. Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слез.

    — Не дай вам бог, родной мой, — сказала она мне, — дожить до такой одинокой старости! Не дай вам бог!

    Я осторожно повел ее домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мать».

    — А теперь обратимся к рассказу «Телеграмма» и вспомним этот же эпизод. Как автор описывает эту сцену в рассказе? Почему?

    — Описывает по-другому, чтобы острее чувствовалось одиночество Катерины Петровны.

    СЛАЙД 8.

    — Возвращаясь, Катерина Петровна сталкивается с кленом. Перечитаем этот эпизод.

    (Чтение отрывка на фоне музыки П.И.Чайковского)

    В воспоминаниях мы четко слышим авторский голос, а в рассказе он как бы самоустраняется. И тем не менее мы чувствуем присутствие писателя. Какие изобразительно-выразительные средства указывают на сострадание автора к героине?

    -Олицетворение и метафора — Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю – чтобы подчеркнуть одиночество, Катерину Петровну тоже все забыли, и звезды понимают это и смотрят пронзительно.

    олицетворения: облетел, озяб, ему некуда идти.

    психологический параллелизм – Катерине Ивановне тоже некуда идти, ее тоже никто не ждет — автор соотносит состояние природы с душевным состоянием человека и как бы проводит параллель.

    Какое слово повторяется дважды в эпизоде? Холодный

    Это слово встречается во всех отрывках, которые мы рассмотрели, и связывается у Паустовского с определением «одинокий».

    — Я думаю, вы убедились, что мастерство Паустовского в использовании детали поразительно. Ведь деталь для писателя – это не только предметы быта, но еще с их помощью передается психологическое состояние героини.

    Остановка 4.

    -Именно после встречи с кленом Катерина Петровна решается написать письмо дочери. Этот фрагмент произведения не поддается пересказу, давайте его перечитаем.

    СЛАЙД 9.

    (Чтение отрывка на фоне музыки П.И.Чайковского)

    — О чем говорит довольно выразительный эпитет «ненаглядная»?

    — о силе материнской любви – от слова «глядеть», мать очень хочет хотя бы перед смертью «наглядеться» на дочку.

    — Ребята, «ненаглядная» — одно из ключевых слов в рассказе. Когда это слово повторяется в тексте еще несколько раз?

    — Именно это слово, передающее всю глубину материнской любви, будет повторять Настя, когда поймет, что надо немедленно ехать к умирающей матери.

    — Ребята, вы обратили внимание на композицию рассказа? Паустовский резко меняет место действия: он переносит нас в иной мир – мир большого города, где живет и работает Настя. Что мы узнаем о Насте из 1-ой части? Как мы к ней относимся?

    — Живет далеко, в Ленинграде, 3 года не была у матери. 1 раз в 2 – 3 месяца посылает деньги – 200 рублей. Нигде не увидели осуждения, жалоб Катерины Петровны на дочь, наоборот, она оправдывает Настю: «« У них, у молодых свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать». Но автор сумел вызвать в нас такое сильное сострадание, что неприязнь к Насте родилась сама по себе.

    — А обратили ли вы внимание, что на страницах, рассказывающих о жизни Насти в Ленинграде почти нет описаний природы. Как вы думаете, почему?

    — Большой город, отсутствие уголков природы.

    — Настя – черствый человек, такие обычно не видят природу, она им не нужна в жизни.

    — Но можно ли говорить о равнодушии, о черствости Насти, зная об ее участии в судьбе скульптора Тимофеева? Как проявляет себя Настя в организации выставки?

    — Настойчива, требовательна.

    — Как оценили деятельность Насти художники? Как они ее называли?

    СЛАЙД 10.

    — Сольвейг – солнечный путь или луч. Но была она им для матери? Для чужих людей?

    — На какую деталь портрета Насти сразу обратили внимание?

    — Холодные глаза.

    — Л.Н.Толстой говорил, что «глаза – зеркало души человеческой», а здесь такой разоблачающий эпитет. У каких людей бывают холодные глаза?

    — У людей бесчувственных, черствых душой, равнодушных, не способных понимать и откликнуться на чужое горе.

    — Паустовский как всегда краток: одним штрихом он изобразил характер Насти. Но будем смотреть глубже. Слово «холодный» уже много раз встречалось в рассказе. С каким эпитетом связывает писатель это слово?

    — одинокий – холодный

    — Есть подтверждение этой связи в истории Насти? « Как же это могло случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее». На что же обрекла себя Настя?

    на одиночество.

    СЛАЙД 11.

    — И еще одна черта к портрету героини. «На одной из площадок Настя достала зеркальце, напудрилась и усмехнулась, — сейчас она нравилась самой себе»…

    Что подчеркивает автор в этой фразе?

    — Самолюбование

    — Что заставило Настю в мастерской скульптора вспомнить, что в ее сумочке лежит нераспечатанное письмо от матери, которую она не видела больше трех лет? Обратимся к тексту.

    СЛАЙД 12.

    — И великий сатирик Гоголь, и Паустовский видят Настю изнутри: доброта ее показная, ненастоящая. Почему, даже получив такое письмо, Настя не поехала к матери?

    — Дилемма: мать или выставка. Дочь выбрала выставку.

    — Настя получает телеграмму. Казалось бы, надо кричать, плакать, бежать, что-то делать. А Настя? Обратимся к тексту (стр. 72).

    Выборочное чтение.

    Почему автор ввел сцену вручения телеграммы, страшной по содержанию, именно во время праздника?

    — Отсутствие Насти в разгар веселья не заметили бы, но ей нравится быть у всех на виду, нравится быть заботливой и хорошей, только для чужих людей, приятно слушать похвалы в свой адрес.

    Давайте выберем из этого эпизода слова, отражающие действия Насти в момент, когда она узнает, что мама умирает.

    СЛАЙД 13.

    Почему Настя боялась поднять голову?

    — Боялась, что о ее бесчеловечности, жестокости по отношению к матери узнают все.

    На каком фоне все это делает Настя?

    — На фоне похвалы в ее адрес.

    — Обратите внимание на резкий контраст. Он подчеркивает несоответствие, несовместимость поступков и похвалы.

    СЛАЙД 14.

    — Перечитаем еще один эпизод. Это внутренний монолог Насти.

    — Какие предложения по интонации и по цели высказывания использует автор? Почему?

    — Вопросительные и восклицательные предложения передают волнение, боль, раскаяние и вину Насти. Она прозрела (многое поняла). Слово «мама» звучит как пропуск.

    — А в это время в Заборье умирала Катерина Ивановна. Снова перенесемся в старинный заброшенный опустевший дом. Чья доброта показана на фоне эгоистичности, бездуховности Насти?

    Героине помогают Тихон, Манюшка, почтарь Василий.

    Как Тихон, зная о близкой смерти Катерины Петровны, решил скрасить последние дни ее жизни?

    — Сам написал телеграмму от имени Насти.

    — «За добро плати добром, не будь пустельгой, — говорит Тихон Манюшке. Как вы поняли смысл этой фразы?

    — ПУСТЕЛЬГА — 1. Хищная птица сем. соколиных. 2. Легкомысленный, пустой человек (разг. Неодобр.)

    Такой пустельгой оказалась Настя.

    СЛАЙД 15.

    — Перечитаем сцену похорон.

    Каким стал пейзаж? Почему?

    -Пейзаж стал светлым, веселым и холодным, потому что кончились мучения Катерины Петровны, ее одиночество и боль. В людях, совсем чужих, еще живет доброта, чуткость, человечность, это примеряет мир природы и мир людей.

    — С чем осталась Настя?

    — Холодная комната, чувство вины – ее одинокая история еще впереди.

    Оказывается, к тому, кто был и, кажется, будет всегда, можно и не успеть, и не сказать о чем-то важном, можно очень многое потерять в суете жизни, в якобы важных и первостепенных делах.

    — Так к кому же обращена телеграмма? О чем она? Сформулируйте языком телеграммы предупреждение писателя.

    СЛАЙД 16

    «Будь человеком!» — напоминает Паустовский.

    «За добро плати добром. Не будь пустельгой».

    Не прикрывайся заботой о человечестве, когда твоего тепла, твоего внимания, твоего доброго слова и взгляда ждут самые близкие люди, прежде всего МАМА…

    IV. Итог урока

    — Не забывайте о самых близких людях, которые так нуждаются в вас, будьте отзывчивы, внимательны, человечны по отношению к ним. Пока наши мамы живы, мы остаемся детьми.

    Домашнее задание:

    1. Какие «зарубки» на сердце у вас оставил рассказ К.Паустовского «Телеграмма»?

    Запишите несколько из них для себя.

    Например:

    А) Надо быть благодарным тому, кто дал тебе жизнь.

    Источник: infourok.ru

    1аргумент: сегодня происходит процесс переосмысления многих ценностей в нашем обществе, связанный с изменениями в стране. Это сказывается на отношении поколений (Пример личный, молодёжные субкультуры).

    2 аргумент: есть то, что объединяет нас всех – это природа, вечность, нравственность. (Пример: Л. Н.Толстой «Война и мир», И.С. Тургенев «Отцы и дети»).

    3 аргумент: К.Г. Паустовский «Телеграмма» (рассказ). Настя, искусствовед, живет яркой, наполненной жизнью вдали от одинокой, старенькой матери. Дочери все дела кажутся важными и неотложными настолько, что она совсем забывает писать письма домой, не навещает мать. Даже когда пришла телеграмма о болезни матери, Настя не сразу поехала, а потому и не застала Катерину Ивановну в живых. Мать так и не дождалась своей единственной дочери, которую очень любила.

    4 аргумент: Детская неблагодарность по отношению к родителям. А. С. Пушкин «Станционный смотритель» (повесть). У Самсона Вырина, главного героя повести, есть дочь Дуня, в которой он души не чает. Но проезжий гусар, положивший на девушку глаз, обманом увозит ее из отцовского дома. Когда Самсон находит свою дочь, она уже замужем, хорошо одета, живет многим лучше его и не хочет возвращаться. Самсон возвращается на свою станцию, где впоследствии спивается и умирает. Спустя три года рассказчик проезжает по тем местам, и видит могилу смотрителя, а местный мальчик рассказывает ему, что летом приезжала барыня с тремя барчатами и долго плакала на его могиле.

    5 аргумент: И.С. Тургенев «Отцы и дети» (роман). Конфликт поколений мы НЕ видим во взаимоотношениях Базарова с его родителями. У главного героя очень противоречивые чувства по отношению к ним: с одной стороны, он признается, что любит родителей, с другой — презирает «глупую жизнь отцов». От родителей Базарова отдаляют, прежде всего, его убеждения. Если у Аркадия Кирсанова мы видим презрение к старшему поколению, вызванное скорее желанием подражать другу, а не идущее изнутри, то у Базарова все иначе. Такова его жизненная позиция. При всем этом мы видим, что именно родителям их сын Евгений был по-настоящему дорог. Старшее поколение Базаровых очень любит Евгения, и эта любовь смягчает их взаимоотношения с сыном, отсутствие взаимопонимания.Она сильнее других чувств и живет даже тогда, когда главный герой умирает.

    6 аргумент: Б. Васильев. Повесть «Завтра была война».Отношения между героями, чья юность пришлась на начало Вов, мало отличаются от тех, что связывают сегодняшнее юношество. Они влюбляются, ищут свое место в бесконечно меняющемся мире, решают проблемы долга, предательства, порядочности, ежедневно сдают экзамен на человечность. Это дает надежду на взаимопонимание между поколениями.

    7 аргумент: «Похороните меня за плинтусом». Саша Савельев в первую очередь жертва безоглядной любви бабушки, природа которой – в конфликте между бабушкой и матерью Саши, бабушкиной дочкой. Неумение взрослых договориться превращают детство Саши в сплошной кошмар, в котором мальчик рвется между любимыми мамой и бабушкой, страдает и ищет ответов на недетские вопросы.

    Без чего человеческое счастье будет коротким и мелочным, как крыжовник у Чимши-Гималайского?

    · историческая память

    · патриотизм

    Источник: studopedia.ru


    Leave a Comment

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.