Отцы и дети война и мир аргумент


Тезисы

  • Непонимание между поколениями возникает из-за разницы мировоззрений
  • Советы родителей очень много значат для детей
  • По отношению человека к родителям можно судить о его нравственных качествах
  • Не заботиться о своих родителях – значит предать их
  • Не всегда родители несут добро своим детям
  • Многие готовы пожертвовать самым дорогим ради того, чтобы их дети были счастливы
  • Правильные отношения между детьми и родителями строятся на любви, заботе, поддержке
  • Иногда по-настоящему близким человеком становится не тот, кто родил, а тот, кто воспитал

Аргументы

И.С. Тургенев “Отцы и дети”. В данном произведении мы видим самый настоящий конфликт поколений. К поколению “отцов” можно отнести Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых. Поколение “детей” – это Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов. Молодые люди придерживаются одних и тех же взглядов: они говорят, что являются нигилистами – людьми, отрицающими общепринятые ценности. Старшее поколение не понимает их. Конфликт доходит до ожесточенных споров и дуэли Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Постепенно Аркадий Кирсанов осознает, что его ценности не совпадают с учением Базарова, и возвращается в семью.


 

Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”. Остапу и Андрию отец не только хочет дать приличное образование, но и сделать их настоящими воинами, защищающими Родину. Тарас Бульба не может простить Андрию предательства (он переходит на сторону врага из-за любви к полячке). Несмотря на, казалось бы, отцовскую любовь, он убивает своего сына. Тарас Бульба гордится Остапом, старшим сыном, сражающимся с врагом самоотверженно, изо всех сил.

 

А.С. Грибоедов “Горе от ума”. Источником счастья для Фамусова являются деньги. Он любит свою дочь Софью, желает ей всего самого наилучшего, поэтому приучает девушку только к мыслям о финансовом благополучии. Софье Фамусовой чужды такие взгляды, она старательно прячет свои чувства от отца, потому что знает, что ее не поддержат. Совсем по-другому обстоят дела с Молчалиным, которого отец учил всегда и везде искать выгоду: он во всем следует этому принципу. Родители, желая обеспечить счастье своих детей, передали им свои взгляды на жизнь. Проблема лишь в том, что эти самые взгляды являются неверными.


 

А.С. Пушкин “Капитанская дочка”. Отец, отправляя Петра Гринева на службу, сказал очень важную и правильную вещь: “Береги рубаху снову, а честь смолоду”. Слова отца стали для молодого человека важнейшим нравственным ориентиром. В самых сложных условиях, грозящих смертью, Петр Гринев сохранил свою честь. Для него было по-настоящему важно не предать отца и Родину. Этот пример – яркое подтверждение того, что наставления родителей помогают ребенку усвоить важнейшие нравственные ценности.

 

А.С. Пушкин “Станционный смотритель”. Дуня совершила безнравственный поступок: сбежала из родительского дома с Минским, который остановился на их станции. Отец ее, Самсон Вырин, не смог без дочери: он решил пешком отправиться в Петербург, чтобы найти Дуню. Однажды ему посчастливилось увидеть девушку, но Минский прогнал старика. Спустя время рассказчик узнал, что смотритель умер, а предавшая его Дуня приезжала на могилу с тремя барчатами и долго пролежала там.

 

К.Г. Паустовский “Телеграмма”. Катерина Петровна очень любила свою дочь Настю, живущую в Ленинграде очень яркой, насыщенной жизнью. Только девушка совсем забыла о своей старой матери, она даже не пыталась найти время, чтобы навестить ее. Даже письмо Катерины Петровы о том, что она совсем плоха стала, Настя не воспринимает серьезно и не рассматривает возможность немедленно ехать к ней. Только известие о том, что мать умирает, вызывает у девушки чувства: Настя понимает, что никто ее так не любил, как Катерина Петровна. Девушка едет к матери, но уже не застает ее в живых, поэтому чувствует вину перед самым дорогим для нее человеком.


 

Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”. Родион Раскольников искренне любит свою мать и сестру. Говоря о мотивах убийства старухи-процентщицы, он сообщает, что на самом деле хотел помочь матери. Герой пытался выбраться из вечной нищеты, неблагополучия. Закладывая часы, он с трепетом вспоминает отца, которому принадлежала вещь.

 

Л.Н. Толстой “Война и мир”. В произведении мы видим несколько семей, в основе жизни которых лежат абсолютно разные нравственные принципы. Князь Василий Курагин – человек безнравственный, готовый пойти на любую подлость ради денег. Его дети руководствуются точно теми же принципами: Элен выходит замуж за Пьера Безухова ради получения части огромного наследства, Анатоль пытается сбежать с Наташей Ростовой. Совсем иная атмосфера царит у Ростовых: они наслаждаются природой, охотой, праздниками. И родители, и дети – люди добрые, отзывчивые, не способные на подлость. Князь Николай Болконский воспитывает своих детей в строгости, но эта строгость идет им во благо. Андрей и Марья Болконские – люди нравственные, настоящие патриоты, как и их отец. Мы видим, что между родителями и детьми существует тесная взаимосвязь. От мировоззрения родителей зависит мировоззрение детей.


 

А.Н. Островский “Гроза”. В семье Кабанихи отношения построены на страхе, жестокости, лицемерии. Ее дочь Варвара прекрасно научилась врать, чему хочет научить и Катерину. Сын Тихон вынужден во всем беспрекословно подчиняться матери. Все это приводит к ужасным последствиям: Катерина решается на самоубийство, Варвара сбегает из дома, а Тихон решает “восстать” против Кабанихи.

 

А. Алексин “Раздел имущества”. Верочку вырастила бабушка Анисья: она буквально поставила ребенка, перенесшего тяжелую родовую травму, на ноги. Девочка называет бабушку своей мамой, что вызывает недовольство настоящей матери. Конфликт постепенно накаляется и заканчивается судом, на котором делится имущество. Больше всего Верочку поражает то, что ее родители оказались настолько черствыми, неблагодарными людьми. Девочка тяжело переживает ситуацию, она пишет родителям записку, где определяет себя как имущество, которое должно отойти бабушке.

Источник: bank-argumentov.info

Добро

  1. Наташа Ростова. Наташа – самый явный образ доброты в романе «Война и мир». И именно доброта этой героини отличает её от других женских образов.

    таша привлекает своей искренностью, желанием жить. В её поступках нет зла и агрессии, есть лишь страх быть непонятой, отвергнутой. Ростова искренне ищет любви, верит в лживые слова Анатоля Курагина. Доброе сердце наполнено любовью, поэтому девушка так тяжело переживает утрату веры в мужчин. Любовь Наташи к Болконскому также не лишена искренности и доброты. Во всех эпизодах, начиная с первого бала, Ростова очень добра и человечна по отношению к молодому человеку. Смерть любимого человека поразила героиню, но не лишила главной черты её характера. В конце романа Наташа – жена Пьера и любящая, заботливая мать. Она нашла своё счастье и теперь всю свою доброту отдаёт семье.
  2. Марья Болконская. Марья – спокойная, тихая девушка. Она верующая и очень добрая. Героиня не умеет обманывать людей, ей чужды расчётливость и кокетство. Свою доброту она проявляет, прежде всего, по отношению к членам своей семьи. Несмотря на то, что старый граф Болконский очень строг с ней, девушка всё равно любит отца, поэтому терпит все его замечания и даже грубость. Марья с большой заботой и любовью относится к своему брату. С Андреем у неё довольно тёплые отношения, он – один из немногих людей, с которыми героиня может поделиться своими чувствами. После смерти брата Марья берёт на воспитание его сына и посвящает ему все свое время. А в конце романа у девушки появляются свои дети, которых она окружает заботой и добротой. Также Марья хорошо влияет на мужа – Николая Ростова – она учит его хорошо поступать с крепостными, ведь в её понятии грубость и жестокость – низкие чувства.

  3. Пьер Безухов. В течение всего романа Пьер ищет себя, его образ терпит большие изменения, но неизменным остаётся его желание творить добро. «Это самый смешной и рассеянный человек на свете, но самое золотое сердце», — так сказал о нём Андрей Болконский. Пьер и правда неловок, прост и неуклюж, но эти недостатки делают его обаятельным, потому что они – обратная сторона его доброты. Этот герой не может оставаться равнодушным к чужому несчастью: он спасает женщину во время пожара, раздаёт деньги неимущим. Желание творить добро приводит Безухова в масонство. Пьер единственный смог понять причины измены Наташи Ростовой и посочувствовать ей. В конце романа герой счастлив – у него есть семья: любимые дети и жена.
  4. Николай Ростов. Этот герой похож на ребёнка: он вспыльчив, слишком честен и добр. Николай не умеет лгать и лукавить, он порядочен и благороден. Он всегда думает о других, руководствуется моральными принципами в своих поступках. На одном из сражений раненый Ростов видит бегущих к нему французов и из смелого гусара превращается в «зайца, убегающего от собак». Страх смерти заставил героя задуматься о жизни и о своих поступках. «И зачем я пошёл сюда!» — восклицает Николай. Он слишком добрый, слишком честный для жестоких военных действий. Герой не говорит о патриотизме, но своим поведением, отношением к службе и товарищам он проявляет себя как истинный патриот. На бесчеловечной войне Ростов остаётся человеком.

  5. Соня Ростова. Толстой описывает эту героиню исключительно как добрую и кроткую девушку. Он утверждает, что Соня была идеальна – настолько, что её нельзя было упрекнуть ни в чём. Девушка обладает спокойным характером, она терпеливая и тихая. Любовь Сони к троюродному брату – Николаю – стала для неё трагедией в жизни. Сначала Николай проявлял к девушке симпатию, что развило её надежду на отношения. Но потом чувства Николая угасли, а Соня всё ещё продолжала верно любить юношу. Новость о том, что Ростов женится на Марье Болконской, девушка восприняла крайней болезненно. Но, в силу своего доброго и смирного характера, Соня не могла удерживать Николая, поэтому отпустила его.

Зло

  1. Элен Курагина. Элен – один из отрицательных персонажей в романе. Она — эгоистичная и меркантильная девушка. Героиня обладает безупречной внешностью, но в её поступках абсолютно отсутствуют чувства доброты, сострадания и любви. Элен – корыстная и тщеславная женщина, которую волнует только ее положение в обществе. Ей совсем не важно, каким будет её муж, если он богат. И именно эта её позиция стала губительной для Пьера Безухова. Он стал «обладателем красавицы жены», но это не принесло герою счастья. А всё потому, что Элен не любила его. Пьер хотел семью, а супруга не собиралась менять своих привычек. Она продолжала посещать светские мероприятия, более того, изменяла мужу. Героиня не боится перегнуть палку, ведь точно знает, что Пьер не выгонит её на улицу. Поэтому она пользуется добротой своего мужа. Эгоистичная и бесчувственная Элен не заслуживает счастья, поэтому она умирает в конце романа.

  2. Анатоль Курагин. Брат Элен – такой же негативный персонаж. Он тоже очень красив, но за шикарной внешностью скрываются корысть, эгоизм и глупость. Он прожигает свою жизнь, не задумываясь о последствиях и о своём будущем. Анатоль разбил не одно сердце и опозорил не одно имя. В случае с Наташей Ростовой его любовные забавы чуть не обернулись для девушки трагедией. Курагин пользуется своей красотой, чтобы вызвать у жертвы доверие, и ему это легко удаётся. Он не любит Наташу, скорее, для него это очередная интрига. Побег проваливается, но позор становится спутником героини на долгие годы. Но Анатоль совершенно не чувствует раскаяния, ведь уже не в первый раз совершает авантюру. Он и женился только потому, что обесчестил девушку, но не смог уйти от наказания ее отца и был вынужден вступить в брак. Но проблемы Курагина не ограничиваются безнравственностью. Анатоль не отличается ни умом, ни храбростью на поле битвы. Его жизненный путь доказывает, что злой и эгоистичный человек не может быть счастлив.
  3. Василий Курагин. В становлении личности человека главную роль играет семья. Поэтому не удивительно, что отец Элен и Анатоля тоже лишён благородства и доброй души. Князь Василий — очень известный и влиятельный человек в обществе, он богат.
    не желает никому зла намеренно, но бесстыдно пользуется людьми и обстоятельствами для осуществления своих планов. Он — большой интриган, который умеет жить в светском обществе и пользоваться случаем. Именно Василий отправляет своего сына свататься к богатой Марье Болконской, именно он способствует женитьбе Пьера Безухова на его дочери. Он готов сделать всё, лишь бы у него и у его детей была шикарная жизнь. Безобидный, на первый взгляд, пожилой князь делает много поступков, которые характеризуют его как низкого и подлого человека.
  4. Борис Друбецкой. Борис – сын Анны Друбецкой, пожилой женщины, которая хочет для сына всего самого лучшего. С помощью Василия Курагина она устраивает его в гвардии. Попав на службу, Друбецкой мечтает сделать блестящую карьеру именно в этой области. И для достижения своей цели он готов на всё. В обществе Борис старается заводить полезные знакомства, тратит последние деньги, стараясь показаться богатым и преуспевающим человеком. Стремясь обрести авторитет, он становится любовником Элен и пользуется ее осведомленностью в светских делах. Борис увлекается Наташей, но до серьезных отношений дело так и не доходит, ведь брак с Ростовой означал бы конец его карьеры. В итоге Друбецкой женится на Жюли Карагиной – богатой девушке, которую он совсем не любит. Его стремление к деньгам оборачивается полной нравственной деградацией: он присоединяется к тем людям, которые лишь наживаются на войне, но не защищают родину, а сидят в штабе и добывают чины. Цинизм светского общества — не зло в чистом виде, но та сила, которая является его причиной.

  5. Жюли Карагина. Жюли – самовлюблённая и глупая девушка. Она не хочет оставаться «старой девой», поэтому очень желает поскорее выйти замуж – для этого она посещает балы, различные выставки, театры. Ей нравится Николай Ростов, но их отношения не складываются, ведь благородный юноша не хочет жениться на Жюли только ради её богатства. Карагина старается казаться лучше, чем есть на самом деле. Она демонстрирует обществу свой патриотизм только для того, чтобы заслужить одобрение и похвалу. Жюли показана читателю, как героиня, которая готова выйти замуж за кого угодно. Не удивительно, что любви и счастья она так и не обрела. В ее поступках нет зла как такового, но лицемерие и фальшь, свойственные ей, становятся причинами постыдного равнодушия, порождающего зло. Будучи крупной помещицей и наследницей всех родных, она е заботится о судьбе крестьян и беззаботно тратит все, что они нажили непосильным трудом. Ей безразличен народ, на котором она паразитирует.  

Автор: Алина Садекова

Источник: litrekon.ru

В помощь учителю

русского языка и литературы

Литературные аргументы

по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

Проблема

Пример для аргумента

Историческая память

Память о войне 1812 года, работа Л.Н. Толстогод романом, достоверность описываемых событий

Любовь к Родине

Любимые герои Толстого не говорят высоких слов о любви к родине, они во имя её совершают поступки: Наташа Ростова, не раздумывая, уговаривает отца отдать подводы раненным под Бородино,

Князь Андрей Болконский получает смертельное ранение на Бородинском поле.

Но подлинный патриотизм, по мнению Толстого, в простых русских людях, солдатах, которые без рисовки, без высоких фраз выполняют свой долг, в минуту смертельной опасности отдавая жизнь за Родину. Люди разных сословий ,разных званий, разных национальностей сплотились в борьбе против общего врага, а с такой могучей силой никто не может сладить. Толстой даже пишет, что под Бородиным французская армия потерпела нравственное поражение — наше войско выиграло это сражение благодаря духу и патриотизму.

Примером истинного патриотизма служит Пьер Безухов, который на собственные деньги снаряжает ополчение в тысячу человек, сам участвует в Бородинском сражении, остается в Москве, чтобы убить Наполеона.

Эпизоды Бородинского сражения, оставление жителями Смоленска, партизанская война

Ответственность человека за жизнь окружающих

Кутузов, стремящийся к сохранению русской армии в войне 1805-1806 гг, совет в Филях. Образы Кутузова, Наполеона, Александра I.

Человек, осознающий ответственность перед родиной, людьми, умеющий в нужный момент понять их, истинно велик. Таков Кутузов, таковы простые люди в романе, которые без высоких фраз выполняют свой долг

Отцы и дети

Взаимоотношения в семье Болконских: дети не всегда понимают отца, но за строгостью скрывается огромная любовь и беспокойство за них.

Атмосфера семьи Ростовых: открытость, доверительные отношения Наташи с матерью

Воспитание человека

Воспитание в семье Болконских: гордость, честь, понимание жизни

Воспитание в семье Ростовых: доброта, искренность, открытость

Воспитание в семье Курагиных: приспособленчество, стремление к богатству, эгоизм

Самопожертвование

Отказ Сони от Николая ради благополучия семьи Ростовых, Соня в эпилоге

Сострадание, чуткость, милосердие

Наташа, ухаживающая за раненым князем Андреем

Попав в плен, Пьер Безухов встретил там простого солдата Платона Каратаева. Платон, несмотря на свои страдания, любовно жил со всеми: с французами, с товарищами. Именно он своим милосердием помог Пьеру обрести веру и научил его ценить жизнь.

Человек и власть

Наполеон: наслаждение , упоение властью. Гибель улан при переправе через Неман, равнодушие к людям

Александр Первый: солдаты-пушечное мясо для удовлетворения амбиций (Шенграбен, Аустерлиц), неспособность принятия стратегически важных решений

Воздействие искусства на человека

Пение Наташи, влияние на окружающих (влюбленность Денисова), танец Наташи у дядюшки

Роль личности в истории

Осмысление автором личности Кутузова. Одна из центральных проблем романа – роль личности в истории. Эта проблема раскрывается в образах Кутузова и Наполеона. Писатель считает, что нет величия там, где нет добра и простоты. По мнению Толстого, влиять на ход истории может личность, интересы которой совпадают с интересами народа. Кутузов понимал настроения, желания масс, поэтому был велик. Наполеон думает лишь о своём величии, потому обречен на поражение. Толстой доказывает, что именно народ – творец истории. Миллионные массы простых людей, а не герои и полководцы бессознательно движут общество вперед,создают великое и героическое, творят историю.

Человек и природа

Небо Аустерлица

Старый дуб

Лунная ночь в Отрадном

Андрей и Пьер на пароме

Черствое и бездушное отношение к людям

Бездушие офицеров Жеркова, Несвицкого к солдатам, стремление выслужиться

Честь и бесчестие

Поступки князя Андрея, Пьера( желание защитить честь Наташи после истории с Анатолем), стремление кн.Андрея к честной службе

Поступки Элен

Русский язык

В высшем обществе предпочтение отдают французскому языку, коверкание русских слов с французскими

Преданность животных человеку

Собака Каратаева, следовавшая за ним в плену

Взаимоотношения личности и коллектива

Салон Анны Павловны Шерер- «приличьем стянутые маски», неприязнь кн. Андрея к высшему свету, Петя Ростов в партизанском отряде, его умение влиться в коллектив

Чинопочитание

Стремление Анны Михайловны Друбецкой добыть сыну чин любой ценой, Борис, стремящийся сделать карьеру.

Окружение Александра Первого

Василий Курагин( мнение о Кутузове, когда тот был в опале и когда назначен главнокомандующим)

Нравственный выбор

Князь Андрей при Аустерлице

Подчинение воле старого князя Болконского. Выбор Наташи между Андреем и Анатолем, ошибка.

Роль детства в становлении человека

Истоки характера формируются в детстве, в семье (см. воспитание человека)

Душевная глубина человека

Андрею Болконскому пришлось много пережить, многое переосмыслить, прежде чем он смог простить своего врага, умирающего Анатоля Курагина, интригана и предателя, к которому он до этого испытывал лишь ненависть. Этот пример иллюстрирует способность благородного человека достигнуть подлинной духовной высоты.

Размышления кн. Андрея о жизни, понимание мира, людей после испытанных ужасов плена Пьером, переживания Наташи, Сони, Марьи

Нравственная деградация, низость

Для Анны Михайловны Друбецкой и ее сына главная цель в жизни — устройство своего материального благополучия. И ради этого Анна Михайловна не гнушается ни унизительного попрошайничества, ни применением грубой силы (сцена с мозаиковым портфелем).

Долохов, отомстивший Николаю (проигрыш 40000 рублей) за любовь Сони,

Анатоль по отношению к Наташе.

Элен, ее нравственная деградация, стремление выйти замуж при нерасторгнутом браке.

Родительская любовь

Помощь графа Ростова Николаю (возврат долга), переживания старого князя Болконского перед смертью о судьбе Марьи, его любовь к детям. Поддержка Ростовыми Наташи в трудные минуты (история с Анатолем, смерть кн. Андрея)

Героизм

Солдаты на Бородинском поле, батарея Тушина, подвиг князя Андрея

Поиск смысла жизни

Путь Пьера, вступление в тайное общество, честная жизнь князя Андрея, его размышления перед смертью

Маленький человек

Сконфуженный, униженный Тушин перед начальством боится оправданий, чтобы не подвести вышестоящее начальство.

Источник: videouroki.net


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.