Отцы и дети тургенев картинки


Слайд 1

Герои р омана И.С. Тургенева «Отцы и дети » в живописи. я

Слайд 2

Иван Сергеевич Тургенев Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883) – знаменитый русский писатель и поэт, публицист и драматург, классик русской литературы 19 века. Творчество Тургенева включает шесть романов, множество рассказов, повестей, статей, пьес и стихотворений. Родился Иван Сергеевич Тургенев 28 октября 1818 года в городе Орел. Семья его принадлежала к дворянскому классу. Первое образование было получено в имении Спасском-Лутовинове . Затем обучение Тургенева проходило в частных пансионах Москвы, после чего – в Московском университете. Не окончив его, Тургенев перевелся на философский факультет Петербургского университета. Также учился заграницей, после чего путешествовал по Европе. К самым известным произведениям писателя можно отнести: «Записки охотника» (1852), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860) и «Отцы и дети» (1862), романы «Дым»(1867) и «Новь»(1877), повести и рассказы «Дневник лишнего человека» (1849), «Бежин луг» (1851), «Ася» (1858), «Вешние воды» (1872) и многие другие.


Слайд 3

История создания романа Замысел романа возникает у И. С. Тургенева в I860 году в небольшом приморском городке Вентноре , в Англии. «…Дело было в августе месяце 1860 года, когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей »…» «… В основании главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 года.) В этом замечательном человеке воплотилось — на мои глаза — то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно; я на первых порах, сам не мог хорошенько отдать себе в нем отчета — и напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало, как бы желая проверить правдивость собственных ощущений. Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось повсюду; поневоле возникало сомнение: уж не за призраком ли я гоняюсь?» — писал И. С. Тургенев в статье по поводу «Отцов и детей ».

Слайд 4

Работа над романом была продолжена в Париже. В течение зимы написаны первые главы, но работа идет медленнее, чем предполагалось. Чтобы получить возможность непосредственно познакомиться с проблемами современной русской действительности, И.
Тургенев приезжает в Россию. Начатый до реформы 1861 года роман писатель заканчивает уже после нее в своем любимом Спасском. В письме П. В. Анненкову он извещает об окончании романа: «Мой труд окончен наконец. 20 июля написал я блаженное последнее слово». Осенью, по возвращении в Париж, И. С. Тургенев «перепахивает» текст, вносит в него многочисленные изменения и поправки. «Кое-что исправил, дополнил, и в марте 1862 года «Отцы и дети» явились в «Русском вестнике» (И. С. Тургенев. «По поводу «Отцов и детей»). Иван Сергеевич Тургенев ( 1818 — 1883)

Слайд 5

Иллюстрации К. И. Рудакова к роману Константин Иванович Рудаков (26 марта 1891, Санкт-Петербург — 1949, Ленинград) — русский советский художник-график и педагог, член Ленинградского Союза художников, «Мира искусства», «Общины художников». Родился 26 марта 1891 года в Санкт-Петербурге в семье художника-декоратора Мариинского театра. Был учеником П. Чистякова, В. Савинского и Б. Кустодиева . Известность и признание получил как иллюстратор произведений русской и европейской классики: «Евгений Онегин» А. Пушкина (1934), «Милый друг» Г. де Мопассана (1935–1937), «Щелкунчик» А. Гофмана (1937), «Анна Каренина» (1942–1945) и «Война и мир» (1941–1948) Л. Толстого и других. Произведения художника находятся в многочисленных музеях и частных собраниях в России и за рубежом.

Слайд 6

Евгений Базаров (1946) Аркадий Кирсанов (1947)

Слайд 7


Арина Власьевна Базарова (1947) Василий Иванович Базаров (1946 — 1947)

Слайд 8

Николай Петрович Кирсанов (1947) Павел Петрович Кирсанов (1946 — 1947)

Слайд 9

Фенечка с ребенком Василий Иванович Базаров (1946 — 1947)

Слайд 10

Иллюстрации Д. Л. Боровского к роману Давид Львович Боровский (2 июля 1934, Одесса, СССР — 6 апреля 2006, Богота, Колумбия) — советский, российский театральный художник. Родился 2 июля 1934 года в Одессе. С 1947 по 1950 год учился в киевской художественной школе. С 15 лет начал работать в театрах Киева. Оформлял многие спектакли, такие как «Мать», «А зори здесь тихие…» Бориса Васильева, «Борис Годунов» А. С. Пушкина, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова и другие.

Слайд 11

Евгений Базаров Анна Сергеевна Одинцова

Слайд 12

Аркадий и Катя

Слайд 13

Иллюстрации П. М.Боклевского к роману Боклевский Пётр Михайлович (1816—1897) — один из крупнейших русских художников-иллюстраторов. Родился в селе Елшино (Рязанская губерния) 12 июня 1816 в семье военного. Учился в Московском университете (1834—1840). Его рисунки и акварели полны романтической иронии. Среди наиболее известных циклов работ — альбомы литографий и рисунков к сочинениям А. Н. Островского, а также композиции к Н. В. Гоголю. Также работал над иллюстрациями к П. И. Мельникову-Печерскому, И. С. Тургеневу (1869), Ф. М. Достоевскому (1881) и др.


Слайд 14

Николай Петрович Кирсанов Павел Петрович Кирсанов

Слайд 15

Евгений Базаров Евдоксия Кукшина

Источник: nsportal.ru

*Тургенев Иван Сергеевич (1818-1883) – русский писатель. Член-корреспондент Императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности (1860). Почётный член Московского университета (1880). Почётный доктор Оксфордского университета (1879).
Современники Тургенева неоднократно подчёркивали свойственные ему способности рисовальщика-карикатуриста. Иван Сергеевич сам неплохо рисовал и был иллюстратором собственных произведений.
«Как своеобразное явление художественной культуры рассматриваются… рисунки Тургенева. …Рисунки Тургенева оригинальны…» (Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь. Искусство. Время [Текст, изоматериал] : альбом / [авт.-сост. Пищулин Юрий Петрович]. – Москва : Советская Россия, 1988. – С. 5.).
«Тургенев был великим мастером в таких беглых набросках… Рисунки представляют собой портреты действующих лиц трех рассказов, входящих в цикл «Записок охотника»: «Однодворец Овсяников», «Касьян с Красивой Мечи» и «Гамлет Щигровского уезда».

Боклевский Пётр Михайлович (1816-1897) – русский художник, график.
Пётр Михайлович Боклевский посвятил себя книжной иллюстрации.
сшим достижением художника считаются ироничные, яркие, характерные портреты и иллюстрации к произведениям русских литераторов, в том числе, И. С. Тургенева.
«Дворянское гнездо», «Отцы и дети» И. С. Тургенева П. М. Боклевский проиллюстрировал в 1862 году, «Записки охотника» – в 1859- 1869 году, «Муму» – в 1859 году.
«Записки охотника» пленили художника своей яркостью, и он дал несколько рисунков к ним: появились «Хорь и Калиныч», «Ермолай и Валетка», «Касьян с Красивой Мечи», были созданы Лиза, Лаврецкий, Рудин и Инсаров, а впоследствии – типы из «Отцов и детей» – «Братья Кирсановы», Одинцова, Базаров, Кукшина и Фенечка.
Иллюстрации к «Запискам охотника» до нас, к сожалению, не дошли. Всего было 10 – 12 рисунков. Известен лишь карандашный набросок к последним рассказам – портрет «Старика из Ананьева».
Не сохранились также первоначальные рисунки к роману «Дворянское гнездо».
Рисунки к роману «Отцы и дети» известны по многочисленным авторским повторениям 1870 – 1890 годов.
О популярности рисунков художника говорит и тот факт, что даже конфетные фантики ведущих кондитерских фабрик XIX века украшались героями, вышедшими из-под руки П. М. Боклевского. Учебники литературы советского периода непременно снабжались его колоритными иллюстрациями.

Ковалевский Павел Осипович (1843-1903) – живописец. Профессор (1881). Член Академии художеств (1898).
Павел Осипович писал батальные и жанровые полотна, делал рисунки и иллюстрации.
Выполнил иллюстрации к романам И. С. Тургенева «Дворянское гнездо», «Отцы и дети».
Произведения П. О. Ковалевского находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея.


Архипов Иван (Жан) Дмитриевич (1926) – график. Член Союза художников СССР.
Иван Дмитриевич Архипов иллюстрировал и оформлял книги для Детгиза: «Отцы и дети» И. С. Тургенева (1955) и другие.
«Приятно отличается от многих изданий романа «Отцы и дети» книга, изданная Детгизом с иллюстрациями молодого художника И. Д. Архипова. Наряду со страничными иллюстрациями книгу оживляют небольшие рисунки пером, расположенные прямо в тексте. Разумеется, такие рисунки без сочетания с большими иллюстрациями не могут претендовать на раскрытие в полной мере произведения писателя, однако они являются тем необходимым дополнением, которое помогает придать образное лицо книге и делает иллюстративный цикл более завершенным.
Эти рисунки отличаются остротой характеристик героев, хорошо помогают восприятию текста и подготавливают внимание к страничным иллюстрациям».
Работы художника хранятся во многих региональных музеях и частных собраниях. (Круглый, И. А. Иллюстрации советских художников к произведениям И. С. Тургенева [Текст, изоматериал] / И. А. Круглый. – Орёл : Орловское книжное издательство, 1959. – 196 с.


Боровский Давид Борисович (1926-2004) – живописец, график, театральный художник.
Уже в 1954-1956 годах принимал участие в оформлении собрания сочинений И. С. Тургенева, создал рисунки для 4, 5, 6 томов – очень крепкие, описательные, рисунки станкового, «оконного» типа, выполненные соусом и угольным карандашом.
И. С. Тургенев стал для художника писателем всей его жизни.
В 1962 году художник выполнил свою лучшую иллюстрационную работу зрелого периода – оформление повести И. С. Тургенева «Вешние воды».
Художник и в дальнейшем иллюстрировал Тургенева, дополняя уже сложившийся тургеневский мир новыми образами.
«Им выполнены рисунки к 12 произведениям писателя. В их числе серии к романам, повестям, а также к отдельным рассказам» (Круглый, И. А. Иллюстрации советских художников к произведениям И. С. Тургенева [Текст, изоматериал] / И. А. Круглый. – Орёл : Орловское книжное издательство, 1959. – 196 с.).
Произведения Боровского хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, а также во многих провинциальных музеях и музеях-усадьбах городов, связанных с жизнью И. С. Тургенева и дорожащих памятью о нём: Орле, Спасском-Лутовинове, Туле, Клине, французском Буживале.

Перов Василий Григорьевич (1834-1882) – художник. Профессор (1870).
Василий Григорьевич Перов написал картину «Старики-родители на могиле сына» на сюжет романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Источник: www.hallenna.narod.ru


Отцы и дети тургенев картинкиBo4kaMeda

Почему роман Тургенева начинается 20 мая 1859 года? Откуда автор заимствовал воззрения Базарова? Почему нам рассказывают про роковую влюбленность Павла Петровича и кольцо со сфинксом? Ищем ответы на эти вопросы.



Отцы и дети тургенев картинки
Титульный лист второго издания (Лейпциг, Германия, 1880)

1. Тайна первой фразы романа

В первой фразе «Отцов и детей» Тургенев точно называет дату начала действия романа:

«— Что, Петр, не видать еще? — спрашивал 20-го мая 1859 года, выходя без шапки на низкое крылечко постоялого двора на *** шоссе, барин лет сорока с небольшим…»

Почему именно 20 мая 1859 года? Мы никогда не узнали бы точный ответ, если бы не была найдена черновая рукопись романа. (История изучения «Отцов и детей» похожа на детектив.
рновая рукопись романа считалась утерянной, пока в середине 1980-х годов английский антиквар лорд Пармур не разыскал ее в Париже и не сообщил об этой сенсационной находке академику Д. С. Лихачеву. Тот сделал все, чтобы выкупить рукопись, которую едва было не выставили на аукционные торги «Сотбис». Лихачеву удалось убедить председателя Совета министров СССР Н. И. Рыжкова найти 400 тысяч фунтов стерлингов, и уникальный автограф наконец оказался в Пушкинском Доме в Петербурге, где хранится до сих пор.)

Отцы и дети тургенев картинки Отцы и дети тургенев картинки

01. Аркадий Кирсанов. Художник К. И. Рудаков
02. Евгений Базаров. Художник К. И. Рудаков


Оказалось, что вначале Тургенев датировал приезд Аркадия и Базарова в имение Кирсановых 25 мая. Именно этот день 1859 года был памятен Тургеневу его встречей со старым приятелем Герценом в Лондоне после долгого перерыва. Друзья, скорее всего, обсуждали знаменитую статью лондонского эмигранта «Very dangerous!!!», направленную против взглядов Добролюбова и Чернышевского, двух молодых радикальных критиков журнала «Современник», и опубликованную в «Коло­коле» 1 июня.



Отцы и дети тургенев картинки
Статья Герцена «Very dangerous!!!». 1859 год
Из издания «Колокол. Первое десятилетие 1857–1867», Лондон, Женева, 1867 год

В тот день Тургенев появился в доме Герцена не один, а со своим младшим приятелем и протеже — Елисеем Колбасиным, также сотрудником «Современ­ника». Можно предполагать, что разговор Герцена, Тургенева и Колбасина вращался вокруг конфликта, который разгорелся между «отцами» (Герценом и вставшим на его сторону Тургеневым) и «детьми» (Чернышевским и Добро­любовым). Позже, шлифуя текст, Тургенев решил, по-видимому, отказаться от чересчур прямолинейного намека на дату выхода статьи Герцена, чтобы снять возможные проекции и намеки.


2. Тайна комплексов Базарова

Отцы и дети тургенев картинки
Петр Боклевский. Евгений Базаров
Иллюстрация к роману Тургенева Отцы и дети

Главный герой романа Базаров рассказывает другу Аркадию и читателям о своем происхождении:

«— Хороша герцогиня, — возразил Аркадий, — с первого раза пригласила к себе таких сильных аристократов, каковы мы с тобой. — Особенно я, будущий лекарь, и лекарский сын, и дьячковский внук… Ведь ты знаешь, что я внук дьячка?..
— Как Сперанский, — прибавил Базаров после небольшого молчания и скривив губы».

В подготовительных материалах к роману генеалогия Базарова была обозна­чена еще более развернуто: «сын доктора, который сам был сын попа». Почему Тургенев дал герою именно такое социальное происхождение?

Это решение глубоко закономерно: оно типично для биографий многих врачей XIX века. Лекарская профессия воспринималась как недостойная дворянина. Как правило, врачами в 1850-е годы становились дети духовенства (мелкого и среднего). Выпускники духовных семинарий часто шли на медицинские факультеты по разным причинам — кто из желания служить простому народу, кто по квоте правительства, специально рекрутировавшего семинаристов на пустовавшие из-за недобора места на медицинских факультетах. Отец Базарова, Василий Иванович, «сильный был латинист», т. е. хорошо успевал в свое время по латинскому, очевидно благодаря семинарской выучке, но потом служил в армии и выбился в дворяне.

Однако с происхождением Базарова-старшего и отношением к нему его сына в романе не все так просто. Исследователи установили, что в разговоре о себе Базаров самоиронично использует аристократи­ческое именование «лекарь», глядя на себя со стороны, в то время как другие герои романа называют эту профессию «доктор» (или «дохтур»). Все это дает основания заподозрить Базарова в комплексе социальной неполноценности, который, судя по намекам Тургенева, заставляет героя все время возвращаться к этой теме и болезненно обыгрывать ее в разговорах с дворянами Кирсановыми. Цельность личности Базарова оказывается, таким образом, под сомнением.


Отцы и дети тургенев картинки


3. Тайна имени Базарова

Евгений Базаров сообщает Аркадию, что у него день ангела:

«— Поздравь меня, — воскликнул вдруг Базаров, — сегодня двадцать второе июня, день моего ангела. Посмотрим, как-то он обо мне печется. Сегодня меня дома ждут, — прибавил он, понизив голос… — Ну, подождут, что за важность!»

Однако недавно исследователи выяснили, что слова Базарова не соответствуют действительности: 22 июня отмечается день памяти священномученика Евсе­вия Самосатского, а Евгения — зимой и в марте. Что это — ложь Базарова или недосмотр автора?

Наиболее правдоподобное объяснение этой неувязке — случайная ошибка Тургенева, который, вероятно, проверил по месяцеслову за 1858 и 1859 годы, где под датой 22 июня был ошибочно указан день Евгения Самосатского, причем в алфавитном списке святых в конце около Евсевия стояла дата 22 июня. Другая версия — что Базаров был крещен как Евсевий, но набожные родители звали его Енюшей (Женей) — кажется неубедительной.


4. Тайна сфинкса

Тургенев рассказывает нам биографию Павла Петровича, и в частности говорит о его роковой страсти к некой княгине Р. Влюбленный подарил княгине кольцо со сфинксом — символом загадочности; княгиня умирает и перед смертью возвращает подарок:

«…он получил пакет, адресованный на его имя: в нем находилось данное им княгине кольцо. Она провела по сфинксу крестообразную черту и велела ему сказать, что крест — вот разгадка».

И все-таки — в чем разгадка сфинкса? Чтобы ответить на этот вопрос, зададим его сначала чуть шире: зачем вообще Тургеневу понадобился сам сюжет с прошлой влюбленностью Павла Петровича?

Дело в том, что, рассказывая историю Павла Петровича и Базарова параллель­но, сталкивая героев-антагонистов, Тургенев намекает, что сталкиваются они не только потому, что принадлежат к двум разным поколениям и двум кон­фликтующим политическим лагерям, но еще и потому, что в них много общего. Они двойники, их характеры «зазеркалены» с помощью целой системы дублетных мотивов: оба следуют жестким жизненным принципам, у обоих происходят любовные неудачи, обернувшиеся психологической травмой, оба бросают любовные взгляды на Фенечку и, наконец, оба поклоняются фетишу — каждый своему.

Отцы и дети тургенев картинки Отцы и дети тургенев картинки

01. Павел Петрович Кирсанов. Художник К. И. Рудаков
02. Павел Петрович Кирсанов. Художник П. М. Боклевский

Фетиш Павла Петровича — это идеал роковой и с «загадочным взглядом» Нел­ли Р. Хотя она перечеркнула сфинкса, дав поклоннику понять, что «загадки» нет, Павел Петрович никакого урока из этого не извлек. Он не избавился от страсти к мертвой княгине, продолжая искать ее образ в женщинах, и непостижимым образом нашел его в Фенечке.

Базаров, штудирующий анатомию глаза, в «загадочный взгляд» не верит, но поклоняется иному фетишу — вере в свою полезность для русского мужика, который на самом деле его не понимает и принимает за «шута горохового». Хотя в романе слово «сфинкс» не вложено в уста Базарова, его отношение к народу передано через другое витиеватое сравнение с мистическими персо­нажами готических романов Анны Ратклифф: «Русский мужик — это тот самый таинственный незнакомец, о котором некогда так много толковала госпожа Ратклифф. Кто его поймет? Он сам себя не понимает». В 1862 году в письме Павлу Анненкову Тургенев уже напрямую уподобил русский народ «сфинксу», а в 1878 году даже сочинил стихотворение в прозе «Сфинкс» — ровно об этом.

5. Тайна мировоззрения Базарова

Нигилист Базаров размышляет:

«А я думаю: я вот лежу здесь под стогом… Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностию, где меня не было и не будет… А в этом атоме, в этой математической точке кровь обра­щается, мозг работает, чего-то хочет тоже… Что за безобразие! Что за пустяки!»

Все хорошо помнят материалистические взгляды Базарова: герой отрицает романтизм, религию, напирает на приоритет ощущений и рефлексов, советует Николаю Петровичу прочесть модную тогда книгу «Материя и сила». Но что нигилистического в его мыслях под стогом?!


Отцы и дети тургенев картинки
Блез Паскаль. Гравюра Герарда Эделинка. XVII век
Bibliothèque nationale de France

Материалистические воззрения героя Тургенев заимствовал из статей Черны­шевского, Добролюбова и отчасти Белинского. Но исследователи установили, что у его размышлений под стогом — совсем иной источник: это скептическая философия Блеза Паскаля (которым писатель восхищался). Прочувствованный монолог Базарова восходит к следующему отрывку из «Мыслей» Паскаля:

«Я вижу эти ужасающие пространства вселенной, которые заключают меня в себе, я чувствую себя привязанным к одному уголку этого обширного мира, не зная, почему я помещен именно в этом, а не другом месте, почему то короткое время, которое дано мне жить, назначено мне именно в этом, а не в другом пункте целой вечности, которая мне предшествовала и которая за мной следует. Я вижу со всех сторон только бесконечности, которые заключают меня в себе, как атом… Все, что я сознаю, это только то, что я должен скоро умереть…»

Оказывается, что, описывая воззрения Базарова, Тургенев подмешивал к мате­риализму Чернышевского — Добролюбова еще и совсем иную философию из почтенной европейской традиции. Очевидно, что этим и другими философствованиями Базаров после вспышки страсти к Одинцовой отчасти опровергает сам себя — свое полное отрицание духовной и метафизической стороны жизни.


6. Тайна бреда Базарова

Базаров умирает, и его предсмертные слова прерывает бред:

«Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник… мясо продает… мясник… постойте, я путаюсь… Тут есть лес…»

При чем тут лес? Понятно, что в бреду и не такое скажешь, но это бред не настоящий, а литературный — значит, должна быть разгадка.

И вот она: лес в бреду Базарова — из его же собственных предыдущих слов. В XVI главе в споре с Одинцовой герой красноречиво отстаивает, как ему кажется, научный, правильный взгляд на человека, в котором индивидуальная психика теперь не играет никакой роли:

«…Изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой».


Отцы и дети тургенев картинки
Anna Odintsova by Konstantin Rudakov

Несогласная с Базаровым Одинцова задумчиво повторяет вслед за ним фразу «деревья в лесу». Чем больше герой влюбляется в Анну Сергеевну, тем больше романтизма он в себе обнаруживает и тем сильнее злится на свою слабость. Именно в эти минуты какая-то сила увлекает Базарова в тот же самый лес: «Тогда он отправлялся в лес и ходил по нем большими шагами, ломая попа­давшиеся ветки и браня вполголоса и ее и себя».

Наконец, окончательно становится ясно, что лес является символом и важным мотивом романа, когда во сне перед дуэлью с Павлом Петровичем тот пред­ставляется Базарову «большим лесом, с которым он все-таки должен был драться».

Круг замыкается: лес, состоящий из множества деревьев, превращается в сим­вол не просто отдельно взятого человека (Одинцовой или Павла Петровича), который оказывает герою сопротивление, но и бездонной человеческой пси­хики, подсознания, какие Базаров силится, но не может постичь, потому что не понимает, зачем их изучать по отдельности. Именно поэтому перед смертью Тургенев заставляет его снова видеть лес — этот символ непознаваемости чужой души. Ведь и по русской пословице, чужая душа — темный лес.


Отцы и дети тургенев картинки

7. Тайна смерти Базарова

Базаров умирает от тифозного заражения:

«Дня три спустя Базаров вошел к отцу в комнату и спросил, нет ли у него адского камня?
— Есть; на что тебе?
— Нужно… ранку прижечь.
— Кому?
— Себе.
— Как, себе! Зачем же это? Какая это ранка? Где она?
— Вот тут, на пальце. Я сегодня ездил в деревню, знаешь — откуда тифозного мужика привозили. Они почему-то вскрывать его собирались, а я давно в этом не упражнялся.
— Ну?
— Ну, вот я и попросил уездного врача; ну, и порезался».


Отцы и дети тургенев картинки
«Отцы и дети». Глава 27. Приезд Одинцовой к умирающему Базарову. Художник И. Архипов

Почему Базаров умирает именно так? Эта запоминающаяся деталь открывает пути к ответу на один из главных вопросов для тургеневедов — кто именно был прототипом Базарова. Ответов на этот вопрос несколько, и многие из прототи­пов связаны с врачеванием и борьбой с эпидемиями.

После выхода романа в 1862 году Тургенев обмолвился об одном из прототи­пов — провинциальном докторе Дмитриеве, случайном попутчике, который рассказывал писателю в вагоне поезда Петербург — Москва о каком-то новом средстве борьбы с сибирской язвой. Очень скоро Тургенев узнал, что Дмитриев умер, что, очевидно, повлияло на складывание финала романа со смертью героя.


Отцы и дети тургенев картинки

Споры об иных прототипах главного героя не утихали более ста лет, пока в 1984 году Патрик Уоддингтон не опубликовал хранившуюся в частном парижском архиве записную книжку Тургенева с подготовительными мате­риалами к роману. Оказалось, что, задумывая главного героя летом 1860 года, Тургенев держал в уме «смесь Добролюбова, Павлова и Преображен­ского». Если черты известного критика Николая Добролюбова современники разгля­дели сразу и сломали на этот счет много копий, упрекая писателя в злой иро­нии по отношению к умершему в 1861 году автору статьи «Темное царство», то о других упомянутых персонах никто не догадывался. Иван Васильевич Павлов, врач, литератор, знакомец и сосед Тургенева по Спасскому-Лутови­нову, был остер на язык и славился своими резкими суждениями о литературе, что и пригодилось писателю. Наконец, Василий Григорьевич Преображенский, молодой земский доктор и сын управляющего имениями брата писателя, мог запомниться Тургеневу своей самоотверженной борьбой с холерой, которая разразилась в соседнем со Спасским уезде в 1855 году и приводила писателя в ужас.

Наконец, сама фамилия Базаров была в конце 1850-х годов на слуху — в Туле профессором Духовной академии был Иоанн Григорьевич Базаров, а его сын, Иоанн Иоаннович, с 1844 года был священником русской церкви по Франк­фурте-на-Майне и духовником дочери одного из великих князей. В 1869 году Тургенев лично с ним познакомился в Штутгарте.

Текст: Алексей Вдовин


.

Источник: www.liveinternet.ru

«Отцы и дети» – роман, прославивший Ивана Сергеевича Тургенева наравне с повестью «Муму». Сразу после выхода в 1862 году книга стала настоящей сенсацией. Передовая молодёжь того времени во всём хотела подражать Евгению Базарову – одному из главных героев. Встречайте, в нашей рубрике «Краткое содержание» – «Отцы и дети».

Книга «Отцы и дети» начинается накануне крестьянской реформы 1861 года. На дворе 1859-й, глубинка России. После окончания учёбы молодой дворянин Аркадий Кирсанов приезжает в имение к родителям. его сопровождает приятель Евгений Базаров. Базаров – нигилист, он ставит под сомнение существующие общепринятые ценности. Он не сильно старше Аркадия, однако является кем-то вроде его наставника.

Дома у Кирсановых Базаров знакомится с отцом и дядей Аркадия – Николаем Петровичем и Павлом Петровичем. Между молодым и зрелым поколением разгорается серия споров. Дядя и отец Кирсановы не разделяют передовых идей молодёжи, а Базаров открыто насмехается над ценностями «стариков».

В какой-то момент Базаров и Аркадий Кирсанов знакомятся с молодой вдовой Анной Одинцовой. Аркадий ревнует друга к вдове, и небезосновательно: Базаров влюбляется в молодую женщину, но скрывает это, ведь он, нигилист, не должен мучиться от любви. В итоге Аркадий сближается с Катей, младшей сестрой Анны Одинцовой. В финале он женится на ней.

Отношения Аркадия Кирсанова и Базарова портятся, но ещё сложнее общение Базарова с Павлом Петровичем. Их разногласия приводят к дуэли. Павел Петрович легко ранен, Базаров уезжает. Становится понятно, что пути нигилиста и его младшего друга расходятся навсегда.

Через некоторое время Базаров заболевает тифом и умирает на руках своих родителей.

Таково краткое содержание романа «Отцы и дети». Тургенев писал его, держа в мыслях угасание дворянства как передового класса. В своей переписке с драматургом Константином Случевским он подчеркивает, что специально рассказывает о хороших представителям дворянства. И Павел, и Николай Петрович, без сомнения, достойные люди, однако оба они, по словам Тургенева, по характеру слабые, вялые, ограниченные. Он объяснял это так: «Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?»

Хотите проверить знание романа «Отцы и дети»? Вот небольшой блиц, состоящий из самых каверзных вопросов, которые преподаватели иногда используют, чтобы подловить ученика или студента на незнании текста:

Сколько лет вдове Одинцовой?

38

28

41

На кого учился Базаров?

Писарь

Лекарь

Инженер

Кого Евгений Базаров называет «божьей коровкой»?

Фенечку

Николая Кирсанова

Катю

Кто из героев играет на виолончели?

Одинцова

Николай Кирсанов

Аркадий Кирсанов

Кто из героев любил пить какао и зелёный чай?

Павел Кирсанов

Базаров

Аркадий Кирсанов

Понравился материал? Читайте также «Краткое содержание: «Война и мир»

Источник: zen.yandex.ru


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.