Основная мысль романа отцы и дети


Воплощением исторического движения, исторического перелома в романе является один герой — Базаров. Появление его в помещичьей усадьбе или на балу воспринимается и им, и окружающими как «вылазка» во враждебный стан. Назвав роман «Отцы и дети» и окружив Базарова не учениками, которые способны пойти дальше, а недостойными идти по его стопам, Тургенев на него возложил миссию представлять молодое поколение, «детей». Базаров сознательно ставит перед собой цель служить прогрессу общества, отрицать и уничтожать то, что тормозит развитие. Тургенев писал о своем герое: «…если он называется нигилистом, то надо читать: революционером». Он представляет свое время и революционную природу молодости, в нем воплощается поколение «детей», не желающих оплачивать нравственные долги отцов, нести ответственность за старое зло.

Сделав средоточием романа споры Базарова с носителем дворянской культуры Павлом Петровичем Кирсановым, Тургенев дал понять, кому из них принадлежит будущее: сын лекаря, бедняк, проповедующий материализм, отвергающий утвержденные и освященные современным государством институты и идейные концепции, — носитель неотвратимых тенденций развития общества, он разбивает своего утонченного оппонента по всем пунктам, тем самым доказывая преимущество новой культуры.


aquo;Это торжество демократизма над аристократией», — так оценивает Тургенев смысл изображенной им ситуации.

Писарев отмечает, что у Павла Петровича нет убеждений. Вместо них он придерживается принципов, которые трактует на свой манер: главное, по его мнению, соблюдать внешние приличия и не щадить усилий, направленных на то, чтобы считаться джентльменом. Суть Павла Петровича заключается в том, что он придает большое значение внешней форме, не заботясь о ее содержании. Подтверждением данного высказывания может служить описание кабинета Павла Петровича.

Между Базаровым и Павлом Петровичем много общего: оба питают пристрастие к «внешним эффектам»; оба отличаются «неорганичностью» с окружающим их миром. Базаров нетерпимо относится ко всему уродливому и недееспособному, что есть в Павле Петровиче, впадая при этом в крайность. Он отрицает жизненные установки «отцов». Базаров, по сути, — Павел Петрович с точностью до наоборот. На отрицании нельзя ничего построить, так как суть жизни состоит не в отрицании, а в утверждении.

Николай Петрович Кирсанов, который не вступает в полемику с Базаровым, является настоящим оппонентом лидеру нигилистов. Он обладает знанием, которое невозможно передать словами, так как его можно лишь почувствовать. Мироощущение Николая Петровича, поведение, которое лишено внешней вычурности, а также душевная широта противостоят все отрицанию нигилистов и недоступны пониманию «уездного аристократа».


Сын Николая Петровича, Аркадий, осознает, что идеи Базарова несостоятельны, а потому склоняется к житейской мудрости, которой обладает Катя.

В своей любви, которую он так настойчиво отрицал, не желая себя ломать, Базаров проявляется как человек. Убеждения его вступают в противоречие с его человеческой сущностью. От убеждений он не может отказаться, и убить в себе человека он тоже не в состоянии. Он умирает потому, что для него нет выхода. Тургенев сам объяснял гибель Базарова не любовным недугом. За смертельной, как бы случайной болезнью героя писателю виделся рок, преследующий носителей исторического прогресса, людей, признанных воплощать новое в жизни общества, стоять в «преддверии будущего».

В романе множество описаний природы, которые приводят читателя к выводу о том, что природа — храм, а не мастерская, что человек счастлив лишь тогда, когда живет в гармонии с окружающим миром.

Вечная природа, несмотря на то что Базаров посягал на ее спокойствие, дарит Базарову последнее успокоение. На могилу к Базарову приходят его родители, давшие ему жизнь, с которой он так неразумно обошелся. Базаров уходит из жизни, не завершив своей миссии, он не оставляет достойных себя последователей, масштаб его личности столь велик, что рядом с ним все кажутся мелкими, но сама значительность этого героя свидетельствует о том, что подобному характеру еще предстоит сыграть свою роль в исторической жизни страны.


Д. И. Писарев о романе «Отцы и дети»

«В романе нет ни завязки, ни развязки, ни строго обдуманного плана; есть типы и характеры; есть сцены и картины, и, главное, сквозь ткань рассказа сквозит личное, глубоко-прочувствованное отношение автора к выведенным явлениям жизни… Мы видим в нем типы настоящей минуты и в то же время отдаем себе отчет в тех изменениях, которые испытали явления действительности, проходя через сознание художника».

«В его (Базарова) личности сгруппированы те свойства, которые мелкими долями рассыпаны в массах… Как эмпирик, Базаров признает только то, что можно ощупать руками, увидать глазами, положить на язык… Вследствие этого наслаждения красотами природы, музыкою, живописью, поэзиею, любовью женщины вовсе не кажутся ему выше и чище наслаждения сытным обедом или бутылкою хорошего вина… На людей, подобных Базарову, можно негодовать… но признавать их искренность — решительно необходимо…»

«Работает он без цели, для добывания хлеба насущного или из любви к процессу работы, а между тем он смутно чувствует по количеству собственных сил, что работа его не останется бесследною и к чему-нибудь приведет.
заров чрезвычайно самолюбив, но самолюбие его незаметно именно вследствие своей громадности. Его не занимают те мелочи, из которых складываются обыденные людские отношения; его нельзя оскорбить явным пренебрежением, его нельзя обрадовать знаками уважения; он так полон собою и так непоколебимо высоко стоит в своих собственных глазах, что делается совершенно равнодушным к мнению других людей».

«Им управляют только личная прихоть или личные расчеты… Впереди — никакой высокой цели; в уме — никакого высокого помысла, и при всем этом — силы огромные!»

«Если базаровщина — болезнь, то она болезнь нашего времени, и ее приходится выстрадать».

«Он сплеча отрицает вещи, которых не знает или не понимает… Выкраивать других людей на одну мерку с собою значит впадать в узкий умственный деспотизм… Базаров основательно знает естественные и медицинские науки; при их содействии он выбил из головы всякие предрассудки; затем он остался человеком крайне необразованным; он слыхал кое-что о поэзии, кое-что об искусстве, не потрудился подумать и сплеча произнес приговор над незнакомыми ему предметами».

«Личность Базарова замыкается в самом себе, потому что вне ее и вокруг нее почти вовсе нет родственных ей элементов».

«Для Базарова нет женщин, способных вызвать в нём серьезное чувство и с своей стороны горячо ответить на это чувство».


«Умереть так, как умер Базаров, — все равно что сделать великий подвиг… Рассудочность Базарова была в нем простительною и понятною крайностью; эта крайность, заставлявшая его мудрить над собою и ломать себя, исчезла бы от действия времени и жизни; она исчезла точно так же во время приближения смерти. Он сделался человеком, вместо того чтобы быть воплощением теории нигилизма…»

«Онегин холоднее Печорина, и потому Печорин дурит гораздо больше Онегина, кидается за впечатлениями на Кавказ, ищет их в любви Бэлы, в дуэли с Грушницким, в схватках с черкесами, между тем как Онегин вяло и лениво носит с собою по свету свое красивое разочарование. Немножко Онегиным, немножко Печориным бывал и до сих пор бывает у нас всякий мало-мальски умный человек… Рядом с этими скучающими трутнями являлись и до сих пор являются толпами люди грустящие, тоскующие от неудовлетворенного стремления приносить пользу… Горячее желание Рудиных и Бельтовых пристроиться к практической деятельности и видеть плоды своих трудов и пожертвований остается бесплодным… Из-за Рудиных выдвинулось новое поколение, которое с укором и насмешкой относилось к своим предшественникам… Они сознают свое несходство с массою и смело отделяются от нее поступками, привычками, всем образом жизни. Пойдет ли за ними общество, до этого им нет дела. Они полны собою, своею внутреннею жизнью и не стесняют ее в угоду принятым обычаям и церемониалам… У Печориных есть воля без знания, у Рудиных — знание без воли; у Базаровых есть и знание и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое».


«Тургенев, очевидно, не благоволит к своему герою. Его мягкую, любящую натуру, стремящуюся к вере и сочувствию, коробит от разъедающего реализма; его тонкое эстетическое чувство, не лишенное значительной дозы аристократизма, оскорбляется даже самыми легкими проблесками цинизма…»

«Не имея возможности показать нам, как живет и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает. Этого на первый раз довольно, чтобы составить себе понятие о силах Базарова, о тех силах, которых полное развитие могло обозначиться только жизнью…»

«Смысл романа вышел такой: теперешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самих увлечениях сказываются свежая сила и неподкупный ум; эта сила и этот ум без всяких посторонних пособий и влияний выведут молодых людей на прямую дорогу и поддержат их в жизни».

 

Герои романа

Аркадий

«Аркадий не любит своего друга, а как-то невольно подчиняется неотразимому влиянию сильной личности… напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись».

Павел Петрович

«Дядя Аркадия, Павел Петрович, может быть назван Печориным маленьких размеров… Убеждений у него, по правде сказать, не имеется, но зато есть привычки, которыми он очень дорожит… В глубине души Павел Петрович такой же скептик и эмпирик, как и сам Базаров».


Ситников и Кукшина

«Юноша Ситников и молодая дама Кукшина представляют великолепно исполненную карикатуру безмозглого прогрессиста и по-русски эмансипированной женщины… Ситниковы и Кукшины всегда останутся смешными личностями…»

 

Источник: lit-kratko.ru

Анализ 2

Роман «Отцы и дети» переносит читателя во времена крепостного права. События в произведении происходят в 1859 и заканчиваются в 1869 году.  И это сделано автором не случайно, так как именно в этот период происходит острый кризис крепостнического строя в России и отношения между «отцами», то есть либералами, и «детьми», то есть революционерами,  обостряются с особенной силой.

В тот период возникает новый тип людей – разночинцев-демократов. И главный герой романа,  Евгений Базаров, именно из этого круга. Изначально, Базаров является противопоставлением всем другим героям произведения, потому как он отличается от них, он из среды совершенно иной. С гордостью говорит Базаров о своем деде: «Мой дед землю пахал». Происхождение персонажа проявляется буквально во всем – в его взглядах, суждениях, отношениях с близкими и любимыми людьми.


В сцене самого первого появления Базарова мы понимаем, что он не такой как окружающие его дворяне. Увидев ногти Кирсанова-младшего, и сравнив их со своими красными руками, Базаров ехидно замечает, что эти ногти можно послать хоть на выставку.  Николай Кирсанов, будучи человеком деликатным, делает вид, что не замечает плебейского поведения гостя, хотя такое поведение его несколько и смущает.

Между Кирсановым-старшим и Базаровым возникает острый спор. Молодой человек нарекает, что его оппонент уже давно не у дел, и песенка его, к сожалению или к счастью, давно спета. Но Павел Петрович рвет и мечет, ведь именно из-за Базарова вся жизнь Кирсанова-старшего пошла под откос.  Отдав все, что имеет, княгине Р., он также лишается всего и остается у разбитого корыта. А вот младший брат, который все же осмелился пойти против воли родителей и жениться на простой девушке, абсолютно счастлив в браке и имеет любимого сына.

Перейдем к образу Базарова. Несчастлив персонаж  не только из-за одиночества, но также из-за несчастной любви. Базаров бескрайне влюблен в Анну Сергеевну, но любовь его отвергнута. До роковой встречи с этой женщиной, Базаров не воспринимал любовь серьезно, для него это было чем-то на уровне физиологии, всего лишь повод к продолжению рода.

Анна Сергеевна вызывает уважение уже тем, что она не только стала собеседницей и, в каком-то роде, советчицей Базарова, она сумела заставить его взглянуть на многие обыденный для героя вещи совершенно иначе. Базаров, с негодованием и даже отвращением, начинает видеть в себе романтика.


Жизнь героя заканчивает глупо и трагично. Страдая от неразделенной любви к Одинцовой, Базаров полностью уходит в работу, и во время очередного вскрытия умершего тела крестьянина, ранит себя скальпелем и заражается тифом. Такая кончина Базарова у многих читателей вызвала шок. Но Тургенев, такой концовкой говорит нам, что время таких людей еще не настало, и лучшим, единственным выходом для героя, становится достойная смерть в родительском доме в окружении близких людей.

Вариант 3

В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» ведется размышление о вечных противоречиях нового и старого поколений. Часто так складывается, что в семье дети противоречат родителям во взглядах. Иван Сергеевич Тургенев попытался разобрать и осветить данную тему в своём романе.

Будучи в Англии в 1860 году писателю пришлось целую ночь провести на вокзале, где познакомился с молодым хирургом. Их беседа была настолько увлекательна, что просидели они так всю оставшуюся ночь. Именно эта встреча впоследствии подтолкнула Ивана Сергеевича к написанию произведения. Характер хирурга перешёл на страницы книги в виде главного героя будущего шедевра – Базарова. Антагонистом выступает некий критик Добролюбов, постоянные споры которого с писателем стали прототипом спора между Базаровым и Кирсановым. За почти два года «Отцы и дети» были написаны и напечатаны.


Главный герой романа Базаров – типичный представитель молодежи, который отвергает старые порядки и презирает устоявшийся порядок жизни. Ему не нравится, и он хочет бороться за своё, как он видит, светлое будущее. Павел Кирсанов же яркий представитель потомственного дворянина, видевшего старые устои как единственно правильными и возможными для данной страны.

Автор постарался не делать выбор за читателя, показывая свою точку зрения. Он аккуратно приводит доказательства правоты как одного, так и другого героя. Книга выступает лишь направляющим путеводителем по данному вопросу, маршрут и конечную точку которой читатель должен выбрать сам для себя.

Произведение выполнено в жанре романа, но далекого от привычных обычному обывателю. Это психологический роман, в котором указываются переживания с каждой из сторон. Причем автор не пишет подробно о самих переживания, он говорит лишь о конечном итоге таких переживаний.

Например, это ярко выражено в чувствах Аркадия Кирсанова. Данная личность мало склонна к тяжелым усилиям как в жизни, так и в любви. На его примере автор попытался раскрыть излишне заурядные личности людей, мало готовых к переменам и тяжело на них настроенных.

Все же основной темой является противоборствующие стороны Базарова и Кирсанова. Борьба их взглядов на жизнь ведёт к полнейшему противоречию и непониманию друг друга.

В данном романе также был описан новый тип человека – нигилиста, появившегося в середине девятнадцатого века. Данный тип отрицает общепринятые устои и манеры поведения, духовные и культурные ценности общества.

Анализ романа Отцы и дети

Анализ романа Отцы и дети

Источник: sochinite.ru

Отцы и дети Тургенев в чем смысл романа

Возможность поймать и понять абсолютно каждое течение жизни, узнать и передать миру новое, развиваться самостоятельно и развивать каждого вокруг себя.

Именно все эти качества проявляются в известном романе «Отцы и дети» знаменитого русского писателя, которого многие называют ещё и художником. Тургеневу, автору данного произведения всегда удавалось передать своими произведениями именно ту истину, которую он изначально хотел донести до читателя, показать что-то, чему-то научить и объяснить как устроена эта жизнь на самом деле.

Что касается романа, то он был создан в тяжелые годы так называемого переломного момента, в тот период когда очень основательно подготавливалась и начинала действовать знаменитая в истории крестьянская реформа.

Автор данного произведения прежде всего хотел показать каждому читателю один очень важный момент в жизни каждого русского человека. Хотел и смог показать именно идею борьбы между «отцами» и «детьми» — так сказать между двумя совершенно разными поколениями, новым и старым, которое придерживается совершенно других взглядов и принципов. Вот как раз таки разницу во взглядах и принципах автор делает основным смыслом романа, при этом добавляя его другими, не менее важными идеями и смыслом.

Само название романа как бы противопоставляет и наводит на мысль вечных споров и разногласий между двумя, а иногда и большим количеством различных поколений.

дни, так называемое старое поколение обеспокоены новыми реформами и законами, считая что он не способны привести к чему-то хорошему, а другие, новое поколение наоборот считают, что без этих реформ не возможно представить развитие страны в дальнейшем и улучшения жизнь всех сословий.

Нельзя не заметить, что тема семьи в романе не сохранена и этот факт придает всему роману гуманистическую составляющую.

Ведь ни одна реформа, будь она социальной, или демократической просто не способна зачеркнуть нравственную составляющую семейных ценностей в жизни каждого человека. Хотя, очень часто многие отказываются от семьи и всего, что с этим связано как раз таки в пользу карьеры и продвижения других отраслей жизни. Но, как показывает время, человек всё же не может прожить без семейных ценностей и семейного счастья.

Так уж устроен человек, он может добиться многих успехов в различных отраслях, но если он несчастлив в семье, и у него есть какие-то разногласия с близкими, то он не будет счастлив до конца. Автор очень хорошо понимает этот момент и старается отразить это в данном произведении.

В чем смысл романа Отцы и дети Тургенева

В чем смысл романа Отцы и дети Тургенева

Источник: uchim-klass.ru


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.