Основная идея романа отцы и дети


Конфликт мировоззрений

Роман был Написан Тургеневым накануне отмены крепостного права, в те времена в России стали появляться люди нового прогрессивного типа – революционеры-нигилисты. В своем произведении писатель дал яркое описание таким людям, готовым все разрушить, чтобы строить новое. В XIX веке в силу складывающейся в стране исторической обстановки все наиболее значимые литературные произведения поднимали на своих страницах важнейшие философские, социальные и этические вопросы современности.

Для русской классической литературы главным качеством всегда являлось богатство проблематики, часто отражающееся даже в названиях произведений. Роман Отцы и Дети принадлежит к особой группе русских произведений, в заглавиях которых заключены антитезы, как например «Преступление и наказание» «Война и мир» и др. Уже названием своего романа Тургенев подчеркивает описанный в нем конфликт отцов и детей, нового и старого, смены поколений. В столкновении главных героев показана жизненная закономерность, выявляющая глубочайшую пропасть в мировоззрении двух поколений. Описанный в романе конфликт говорит о том, что в обществе назрели глубокие преобразования.

Спор поколений


Главные герои романа разделены на две основные группы – «лагерь» отцов и «лагерь» детей. Главными представителями «отцов» выступают старшие Базаровы и Николай и Павел Петрович Кирсановы, в лагерь «детей» входят Евгений Базаров, Аркадий Кирсанов и Анна Одинцова. Решать вопрос о том кому предстоит совершать назревшие преобразования, консерваторам-отцам или революционерам-детям Тургенев предоставляет читателю. В спорах между разночинцем Базаровым и дворянином Кирсановым, на которых построен сюжет романа, Тургенев показывает острую борьбу демократических и либеральных мировоззрений. Вопросы связанные с отношением к народу, труду, науке, искусству волнующие самых передовых людей того времени также поставлены писателем в своем произведении. Какие реформы нужны экономике, сельскому хозяйству, в чем заключаются принципиальные разногласия между либералами и демократами, все эти вопросы задаются в спорах происходящих между Базаровым и Кирсановым. Революционер-нигилист Базаров не верит в способность либеральной демократии вести Россию к будущему. Аристократ Кирсанов считает, что только образованное либеральное дворянство, отстраненное от бытовой народной грязи способно двигать общество к прогрессу. Идейные споры героев-антгонистов приводят к дуэли, которая некоторым образом меняет их непримиримые позиции.


Проблемы противоборства мировоззрений поколений является довольно актуальными и в наше время. Консервативные отцы, которые воспитывались на других идеалах и сейчас зачастую отказываются понимать и не признают нравственных ценностей своих детей. Поэтому роман Отцы и дети, поднимающий эти вопросы, до сих пор изучают в школах и ВУЗах, и он не зря входит в классику русской литературы.

Источник: www.kakprosto.ru

Кадр из фильма "Отцы и дети" (1983, режиссер — Вячеслав Никифоров).

Примерные темы сочинений по направлению "Время перемен"

1. Как мы относимся к переменам в жизни?

2. Следует ли бояться перемен?

3. Почему не следует бояться перемен?


4. Как вы понимаете высказывание: «Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними»?

5. Перед каким выбором оказывается человек в период социальных и культурных изменений?

6. Как соотносятся изменения, происходящие в окружающей действительности и внутри человека?

7. Как изменения в жизни формируют наше мировоззрение?

8. Почему мы меняемся со временем?

9. Каковы положительные и отрицательные последствия происходящих с нами изменений?

10. Что в нашей жизни неподвластно переменам?

Раскроем одну из тем. Аргументировать свое мнение будем, обращаясь к тексту романа И. С. Тургенева "Отцы и дети". Обратите внимание, что рекомендуемый объем сочинения — от 350 слов, а обязательный — не менее 250 слов. Мы же предлагаем материал, объем которого — 710 слов, но при этом структура итогового сочинения сохранена. Напоминаем: одно из требований, предъявляемых к итоговому сочинению — это самостоятельность написания. Наш текст может подать Вам идею, но писать Вы должны сами.

Как мы относимся к переменам в жизни?

Развитие общества и личности не может происходить без перемен. Именно появление нового как во внешнем мире, так и в сознании человека определяет ход жизни.

Можно заметить, что наше отношение к изменениям зависит от того, каков характер этих изменений — положительные они или отрицательные. Не все события приводят к развитию и благотворно на нас влияют. Успех радует и окрыляет, неудачи могут повергнуть в уныние и отнять веру в возможность чего-то лучшего. Итак, наше отношение к переменам противоречиво, как и они сами, как порой и сама жизнь.


Чтобы раскрыть предложенную тему, обращусь к роману И. С. Тургенева "Отцы и дети".

Произведение написано в один из переломных периодов в истории России — период общественного подъёма конца 1850-х — начала 1860-х годов, когда появление новых идей разделило общество на два лагеря. Естественно, что представители старшего поколения дворян восприняли перемены с тревогой и опасением: привычный для них мир не был совершенен, но его исчезновение могло привести к утрате культурных традиций. Демократически настроенная молодежь, напротив, жаждала перемен и резко, со всем максимализмом отрицала прежний, потерявший актуальность образ жизни.

Братья-помещики Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы обращают внимание на странность и разрушительность идей нигилизма — их бездуховность, скрытый в них дерзкий вызов. Без принципов "шагу ступить, дохнуть нельзя" — вот о чем говорит Павел Петрович племяннику Аркадию, утверждающему, что авторитеты и принципы не следует принимать на веру. "Посмотрим, как вы будете существовать в пустоте, в безвоздушном пространстве," — предостерегает молодого собеседника мужчина.


Николай Петрович с болью воспринимает слова Базарова, приятеля сына, о том, что он, сорокачетырехлетний дворянин, — "добрый малый", но "человек отставной", песенка которого спета. Кирсанов побаивается гостя-нигилиста, сомневается в пользе его влияния на Аркадия. Николай Петрович и хотел бы понять "детей", даже считает, что они в чем-то правы, так как "в них меньше следов барства", однако герой никогда не сможет смириться с неуважительным отношением молодых к поэзии, искусству, с отрицанием ими красоты природы и высшего смысла жизни.

Мы видим, что представители старшего поколения сожалеют о ломке общественных устоев, относятся к ней как к болезненной утрате. Опираясь на жизненный опыт, "отцы" хотят предостеречь младшее поколение от самого опасного — потери нравственных основ.

"Дети" живут переменами, но не вполне довольны текущими реформами, видят недостатки общественного устройства и ошибки "отцов". Младшее поколение ещё не создало какой-либо программы, но и существовать по-старому не может. Базаров противопоставляет себя многословным, но бездеятельным консервативным либералам. "…Болтать, всё только болтать о наших язвах не стоит труда… умники наши, так называемые передовые люди и обличители, никуда не годятся", — сетует он. Евгений отмечает недостаток честных людей. На его взгляд, в общественном устройстве нет ничего, что можно было бы безоговорочно принять, и поэтому полезно отрицать.


Однако новое поколение подходит к жизни слишком рассудочно и односторонне. Чтобы показать это, автор проводит Базарова через испытание неразделенной любовью, а затем смертью. Безответно полюбив Анну Сергеевну Одинцову, Евгений обнаруживает в себе мир глубоких чувств, душевных потребностей. Личная неудовлетворенность рождает в Базарове ощущение горького одиночества, собственной ненужности. Герой понимает, что напряженный труд учёного в какой-то мере избавлял его от пустоты, словно заполняя сеном оказавшийся слишком большим жизненный чемодан. Читатель видит, что деятельный и практичный герой был явно не готов к переменам внутренним, что они застали его врасплох.

Это и отличает Базарова, исключительно сильную и дисциплинированную личность, от более гармоничных и мягких натур — любящих музыку, поэзию, природу, не противящихся чувству любви Аркадия и Кати. Например, вспомним, что автор говорит о философском отношении к переменам юной, но наделенной мудростью Кати: "…Она предавалась тому ощущению полной тишины… прелесть которого состоит в едва сознательном, немотствующем (безмолвствующем) подкарауливанье широкой жизненной волны, непрерывно катящейся и кругом нас, и в нас самих". Тургенев утверждает, что, реагируя на повороты судьбы, человек должен уметь соотносить их со своим внутренним миром, должен быть более искренним и открытым. Нельзя отказываться от чувств и духовной составляющей жизни, поскольку они придают личный смысл нашим бесконечным жизненным поискам.


Мы убеждаемся, что люди относятся к переменам по-разному. Это зависит от их возраста, приобретенного ими опыта, их взглядов. Старшим свойственно понимать неизбежность перемен, но встречать их с недоверием. Старшее поколение право, когда полагает, что любая ломка устоев может привести к частичной утрате духовности. Младшие, хотя и проявляют порой максимализм и недальновидность, реагируют на перемены живо, готовы отдавать новому свое время, энергию, нерастраченные силы, способности. Некоторые молодые люди сознательно посвящают переменам всю свою жизнь, видя в них необходимость.

Вам могут быть интересны статьи:

Готовимся к декабрьскому итоговому сочинению по литературе в 11 классе

Примеры логических и речевых ошибок в сочинении

Плюсы и минусы декабрьского итогового сочинения в 11 классе

Направление "Время перемен":

Изображение "времени перемен" в комедии Чехова "Вишнёвый сад"

"Время перемен" в комедии Грибоедова "Горе от ума"

Направление "Я и другие"

Готовимся к итоговому сочинению по направлению "Я и другие" и роману Булгакова "Мастер и Маргарита"


Направление "Я и другие" и комедия Фонвизина "Недоросль"

Готовимся к итоговому сочинению по направлению "Я и другие" и драме Островского "Гроза"

Источник: zen.yandex.ru

Замысел романа «Отцы и дети»

Разъясняя замысел своего произведения, Тургенев писал, что оно «направлено против дворянства как передового класса». Создание этого романа приходится на переломный момент в российском обществе, когда в нем назрел раскол на два лагеря, два разных поколения со своими идеологиями: «отцов» и «детей». Одни выступали за революционный путь борьбы с крепостничеством, другие — за реформаторский. Именно конфликт сменяющихся поколений становится главной темой романа — это отражено в самом названии.

Сюжет 

Действия романа происходят в 1859 году, практически накануне крестьянской реформы, проведенной в 1861 году.

Закончив учебу в университете, Аркадий Кирсанов возвращается в свой родной дом в Марьино — к отцу Николаю Петровичу и своему дяде Павлу Петровичу. Вместе с ним приезжает Евгений Базаров — его товарищ. Аркадию оказан теплый прием, однако с Базаровым у Кирсановых отношения не заладились. Дело в том, что он — ярый нигилист, что вызывает острое неприятие у аристократа Павла Петровича. Различие во взглядах приводит к постоянным столкновениям между ними, и никто из двоих не намерен уступать.


Напряженная обстановка вынуждает Базарова покинуть Марьино, и Аркадий едет вместе с ним. В губернском городе они знакомятся с Кукшиной и Ситниковым, которые стараются следовать современным, прогрессивным взглядам, однако представляют собой лишь бледную копию нигилистов. Гораздо больше симпатий у обоих юношей вызвала Анна Сергеевна Одинцова, которую они встретили на балу. В ее присутствии Евгений Базаров начинает вести себя не как обычно — так показалось Аркадию. Базаров, отрицающий все, и любовь в том числе, начинает испытывать чувства к молодой женщине. Аркадий тоже влюбляется в Одинцову.

Анна Сергеевна, однако, отвергает Базарова, а Аркадий увлекается ее младшей сестрой — Катей. Друзья на время уезжают к родителям Евгения, где между ними происходит разлад: Аркадий начинает сомневаться в идеалах своего товарища. Тем не менее, вскоре они вместе покидают дом Базаровых и возвращаются в Марьино.

Конфликт между Базаровым и Павлом Петровичем достигает своего пика, когда молодой человек целует Фенечку — возлюбленную Николая Кирсанова. Павел Петрович вызывает его на дуэль, на которой отделывается легким ранением. Базаров возвращается к родителям и с головой уходит в работу. Во время вскрытия умершего от тифа крестьянина он случайно порезался и получил заражение крови. В горячке он просит послать за Одинцовой и перед смертью признается ей в любви.

Полгода спустя Аркадий женится на Кате, а Николай Петрович — на Фенечке. Павел Петрович покидает страну. Жизнь идет своим чередом. А могилу нигилиста Базарова навещают только его постаревшие родители.


Характеристика главных героев

Евгений Базаров

Евгений Базаров — начинающий доктор, представитель нового поколения, приверженец нигилистических взглядов. «Это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип…» — так рассказывает о своем друге Аркадий Кирсанов.

Он отрицает все: искусство, чувства, природу. А доверяет только науке, более всего ценит физический труд. Даже по отношению к близким людям он ведет себя холодно и жестко. Однако несмотря на свою внешнюю непоколебимость, Базаров влюбляется, что совершенно противоречит его взглядам. В конце жизни он отказывается от своих принципов (точнее, их отсутствия).

Тем не менее, во многих ситуациях обнаруживается его благородство: например, он подает руку помощи Павлу Петровичу, ранив его на дуэли — перевязывает рану, зовет на помощь.

Аркадий Кирсанов

Аркадий Кирсанов находит в своем товарище — Базарове — авторитет, пример для подражания. Он совсем не такой, как Евгений, в глубине души он не отрицает эмоции и чувства, но старается во всем следовать новому молодежному течению. Даже на первый взгляд видно, что он — противоположность Базарова. В действительности он даже не понимает самой сущности нигилизма, полностью поддаваясь влиянию своего друга. Со временем он осознает это, и их пути с Базаровым расходятся.

Николай Кирсанов

Николай Петрович Кирсанов — отец Аркадия, дворянин. Николай Кирсанов очень мягкий и добрый человек. Так же, как и его сын, он романтик, любит искусство — в особенности музыку и стихи. Он тяжело переживал смерть своей жены, однако спустя время все же нашел новое счастье в крестьянке Фенечке, которую полюбил так же искренне. Несмотря на то, что она была ниже его по социальному положению, в конце концов он берет ее в официальные жены.

Павел Кирсанов

Брат Николая Кирсанова, Павел Петрович, истинный аристократ. Он уделяет много внимания своему внешнему виду, манерам. Он очень самолюбив и горд, считает себя либералом, однако на деле он выражает консервативные взгляды. Так, он совершенно отказывается принимать взгляды Базарова. Даже через портрет Павла Петровича можно увидеть, что, в отличие от Базарова, физическим трудом он никогда не занимался: его руки «красивые, с длинными розовыми ногтями». Больше времени он уделяет безделью и раздумьям.

При этом между этими двумя героями можно найти немало сходств: выражая полярные точки зрения касательно социальных и политических реалий, они оба довольно сухи, заносчивы и упрямы. Как и Евгений, Павел Петрович безнадежно влюбляется, ввиду чего замыкается в себе и решает вести уединенную жизнь вдали от дома.

Родители Базарова

Родители Базарова, Василий Иванович и Арина Власьевна — типичные деревенские люди, простые, добрые и гостеприимные. Они искренне любят своего сына, принимают его любым, даже если не соглашаются с его мнением на многие вещи. Арина Власьевна сильно тоскует по сыну, молится за него и в целом живет его судьбой. Василий Иванович — врач, готовый безвозмездно помогать всем, кто нуждается в помощи. Смерть единственного сына становится для них ударом, в конце книги они, кажется, единственные, кто скорбит по нему.

Анна Одинцова

Анна Сергеевна Одинцова, по мнению Базарова — особенная женщина, «на других баб не похожа». Она умна и независима, однако в душе расчетлива и излишне прагматична. Так, она отвергает Базарова, но не потому что не испытывала к нему чувств, а потому что чересчур заботилась о своем спокойствии и комфорте. В конце романа она вновь выходит замуж, но отнюдь не по любви, а по убеждению.

Екатерина Локтева

Младшая сестра Анны, Катя Локтева, совсем не похожа на нее. Она больше напоминает Аркадия — это чувственная и романтичная натура, хотя при этом скромная и закрытая. Неудивительно, что Аркадий впоследствии нашел в этой девушке свою судьбу.

Фенечка

Федосья Николаевна, которую все называли Фенечкой — это молодая крестьянская девушка, которой чуть за 20. По признанию многих, она очень красива, скромна и приятна, но простовата и малообразованна. Будучи сиротой, она искренне благодарна Николаю Кирсанову за его доброту и нежность. В конце концов, между ней и ее барином завязываются отношения, в которых она рожает ему сына, а затем становится его женой.

Основная идея романа

Основная идея романа «Отцы и дети» — показать конфликт как между двумя поколениями, так и между двумя кардинально различающимися политическими взглядами. Таким образом, основные конфликты разворачиваются между Базаровым (нигилистом, представителем нового поколения) и Павлом Петровичем (аристократом, консерватором); между родителями и детьми – Николаем Петровичем и Аркадием, родителями Базарова и самим Евгением. Все эти бытовые конфликты становятся частью истории: как уже было упомянуто, описанные в романе события происходят накануне отмены крепостного права.

Проблематика произведения

Главная проблема произведения следует из его названия — это противостояние «отцов» и «детей», старшего и младшего поколения. При этом большое внимание писатель уделяет изображению чувств и внутренних переживаний персонажей, а также поднимает важные вопросы, такие как:

  • социальное неравенство;
  • отношение к народу;
  • отношение к крепостным;
  • роль науки и искусства в жизни человека;
  • взаимоотношения детей и родителей и т.д.

Проблема отцов и детей в романе

В действительности, проблема отцов и детей на момент создания романа не была новой. Это одна из вечных проблем: столкновение двух разных поколений имеет место в любой период человеческой истории, и эта тема не утрачивает своей актуальности и в наши дни.

Содержание этого конфликта состоит в том, что молодежь придерживается иных взглядов, отличных от убеждений старшего поколения, а те, в свою очередь, отказываются понимать и принимать их. Мы видим, что Базаров отвергает все принципы «отцов», отрицает искусство и чувства. По его мнению, верить нужно только в то, что приносит материальную пользу — например, в науку.

Полярную точку зрения выражает Павел Петрович Кирсанов: «Я хочу только сказать, что аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди». Он ценит традиции, привычки и отказывается принимать изменения, которые назревают в обществе. Он искренне восхищается произведениями искусства, природой. Базаров же видит в природе чисто прагматическую пользу: например, он ловит лягушек для обучения врачеванию.

Но самая важная сторона этого конфликта — в их взглядах на общество, на российский народ. Как считает Кирсанов, аристократическое дворянство — двигатель общественного прогресса, и по их мнению, государство должно идти путем реформ; Базаров, напротив, революционер, и считает, что аристократы для общества бесполезны.

Таким образом, Павел Петрович, хоть и прославляет крестьянскую общину и патриархальность, совершенно не способен общаться с простыми людьми, тогда как Базаров с гордостью заявляет о том, что его дед пахал землю. И потому именно Базаров, вероятно, лучше понимает нужды простого рабочего народа.

Базаровские убеждения, однако, не выдержали испытания чувством. Тем не менее, получив отказ от Одинцовой, он принял его с достоинством. С точно таким же достоинством он принимает и собственную смерть, не жалея себя, чтобы не ранить еще больше собственных родителей — это лишний раз говорит о том, что в глубине души он их любил и заботился о них.

Тургенев в эпилоге пишет о Базарове, что это человек, необходимый России, обладающий умом и нестереотипным мышлением. И несмотря на то, что в романе взгляды Базарова терпят крах, писатель искренне любит этого героя и считает его «своим любимым детищем».

Хоть произведение и было написано практически два века назад, проблемы, которые были в нем затронуты, не потеряли своей актуальности. Что важнее: действие или размышления? Кто прав: старшее или младшее поколение? Как следует относиться к чувству, к искусству, к природе? Действительно ли наука важнее их? Все эти вопросы пытается разрешить каждое новое поколение, вступая в противоречие с предыдущим.

Источник: wiki.fenix.help

Начальный этап

Мысли о создании нового произведения, описывающего окружающую действительность, возникли у Тургенева, когда он находился в Англии на острове Уайт. Тогда он задумывает крупную повесть, героем которой должен стать молодой врач. Прототипом Базарова стал случайно встреченный Тургеневым во время путешествия по железной дороге молодой доктор. В нем он увидел зачатки нигилизма, только зарождавшегося в то время. Это поразило Ивана Сергеевича. Он был просто очарован воззрениями этого юноши.

Этапы создания

До написания произведения Тургенев сотрудничает с журналом «Современник». После конфликта с Добролюбовым прекращает работу. Чтобы понимать лучше последовательность событий, написан конспект для урока. Кратко об истории создания произведения «Отцы и дети»:

Остров Уайт

  1. Появляется умысел нового творения в 1860 году на острове Уайт, автор составляет план сочинения.
  2. В этом же году работа начинается в Париже.
  3. К весне 1861 г. создана первая половина романа.
  4. В Спасском Иван Сергеевич заканчивает писать в июле 1861 года.
  5. В Париже Тургенев переделывает рукописи и вносит поправки, в течение осени и зимы 1861 г.
  6. Впервые произведение публикуют в журнале «Русский вестник» (1862).
  7. Отдельное издание печатают осенью в 1862 году.

Незадолго до окончания работы в России отменяют крепостное право.

Демократическое направление романа усиливает то, что произведение посвящено В. Г. Белинскому. В роли главного героя видны черты Виссариона Григорьевича и качества народа его типа.

Начало работы

Непосредственно к началу работы Тургенев приступает в 1860 году. Он уезжает вместе с дочерью в Париж, обосновывается там и планирует в сжатые сроки закончить работу с новым произведением. В течение первого года работы над «Отцами и детьми» писатель заканчивает первую половину романа. Он чувствует огромное удовлетворение от своей работы. Его безумно привлекает образ Евгения Базарова. Но со временем он чувствует, что не может более работать в Париже. Писатель возвращается на родину.

Творческая история романа

Работа была начата И. С. Тургеневым в 1860 году на острове Уайт в Англии, а дописана в России в 1862. Произведение создавалось в Париже. Было написано в 1861 году, а затем несколько раз дописывалось из-за критики. Автор писал Достоевскому до публикации романа, что его будут ругать, но это пройдет, как летний дождик.

История создания романа И. Тургенева «Отцы и дети»

  • В первый год сочинения романа Тургенев дописывает первую половину, но потом понимает, что в Париже не может больше создавать произведение, и уезжает на родину. Ему нравится образ главного героя Евгения Базарова. В одном из писем автор пишет, что образцом этого персонажа является провинциальный доктор, с которым ехал в поезде. Молодой человек понравился писателю из-за своих взглядов, также были видны задатки нигилизма, только рождавшегося в то время.
  • Дописывает произведение в своем имении, затем возвращается в Париж и читает рукопись друзьям и знакомым, вносит исправления.

Впервые роман появился на страницах издания «Русский вестник». Рукопись попала к литературному торговцу Каткову. Ему не понравилось, как изображен образ главного героя, личности, не принадлежавшей ни к одному сословию. Он думал, что Тургенев разрушит мнения нигилистов-разночинцев. Поэтому работа продолжалась.

После правок и публикации непонятный образ Базарова вызвал множество разногласий. Критики писали статьи для обсуждения, какой смысл произведения и главного героя. Возникновение свежего образа, отвергающего все обыкновенное и великолепное, стало оригинальным гимном молодому скептическому направлению.

Ощущения Тургенева сбылись, потому что его ругали за возвышение разночинцев и за искаженный портрет демократа.

Когда писатель избавляется от напора Каткова, то подготавливает третье издание. Стремится восстановить первый текст, увеличивает критику отцов, вычеркивает подробности, очерняющие Базарова. Осенью 1862 года печатается исправленная версия. Роман посвящен близкому другу Белинскому.

Первые публикации и споры

Впервые «Отцы и дети» явились миру на страницах популярного литературного издания «Русский вестник». Как и опасался Тургенев, неоднозначный образ Базарова вызвал бурную реакцию в литературных кругах. Его обсуждение порождало массу споров в печати. Множество великолепных критиков посвящали свои статьи разбору идейного содержания романа и характеристике главного героя. Появление нового образа, отрицающего все привычное и прекрасное, стало своеобразным гимном молодому нигилистическому течению.

Время создания

Иван Сергеевич Тургенев один из первых заметил смену одного поколения другим. Создание и появление романа «Отцы и дети» происходит в достаточно переломный период для России: общество поделилось на два лагеря – «отцов» и «детей» – между которыми происходила политическая борьба. Старшее поколение уже уходило с арены действия, но не желала этого принять. «Отцы» не были готовы отдавать свое место новому поколению.

И. С. Тургеневу удалось показать этот переход от одной идеологии к другой. Роман «Отцы и дети» становится своеобразной иллюстрацией постепенного падения дворянства, на смену которого приходят «новые люди».

Последняя редакция романа

После появления романа в «Русском вестнике» Тургенев занимается небольшой переработкой текста произведения. Он сглаживает некоторые особо резкие черты характера главного героя, и делает образ Базарова более привлекательным, чем в первоначальном варианте. Осенью 1862 года в печать выходит отредактированная версия романа. На титульной странице стоит посвящение Виссариону Григорьевичу Белинскому. Тургенев и Белинский были очень близкими друзьями, и благодаря влиянию Виссариона Григорьевича формировались некоторые общественные взгляды Ивана Сергеевича.

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» стал уникальным произведением, отразившим вечное противостояние двух поколений не только в рамках отдельно взятого семейства, но и на уровне общественно-политической жизни целой страны.

Творческая история романа «Отцы и дети», замысел автора и его воплощение в романе

Роман « Отцы и дети» был начат И.С. Тургеневым в 1860

году на о. Уайте в Англии, а закончен в России в
1862
году. Весь творческий процесс создания этого произведения занял всего два года и проходил в Париже. Прототипом главного героя стал некий провинциальный врач, имя которого писатель не называет. Опубликован роман был в
1861
г. в журнале «Российский вестник». Действие самого романа охватывает период с
1855
по
1861
гг., когда Россией позорно проиграна война с Турцией, происходит смена власти: на престол взошел Александр II, в чье правление проводятся различные реформы, в числе которых отмена крепостного права и реформа в области образования. В романе показан рост авторитета образованных разночинцев-революционеров в обществе, и, наоборот, утрату аристократами своих социальных позиций. Писатель художественно изобразил в данном романе перелом общественного сознания России, при котором дворянский либерализм вытеснялся революционно-демократической мыслью. Базаров, являясь выразителем идей революционной демократии, противопоставлен в произведении братьям Кирсановым, лучшим представителям либерального дворянства. В основе сюжета лежит острый социальный конфликт, идейная борьба мировоззрения Базарова с взглядами Кирсановых. Поколение
60-
х годов
XIX
века противопоставляет себя старшему поколению — людям
40-
х гг. того же века. Развитие капиталистических отношений, острая необходимость срочного разрешения крестьянского вопроса создало в стране предреволюционную ситуацию. Новым героем эпохи в это переломный для России момент стал разночинец-демократ, представленный писателем в романе как сильная личность, энергичный, цельный человек, уверенный в своих взглядах и убеждениях, человек дела. Тургенев не выписал образ главного героя как положительного или отрицательного, не разделяя его взглядов, он просто объективно воспроизвел «нового человека» своей эпохи. Кроме социального конфликта, в названии произведения отражен и вечный конфликт поколений, «отцов и детей», когда младшее поколение стремится к самостоятельности, отстаивает свои взгляды и стремится обособится от людей старшего поколения. Конфликт «отцов» и «детей» в идеологическом смысле отражен через образы Кирсановых и Базарова, а психологический конфликт показан через отношения младшего Кирсанова – Аркадия к представителям старшего поколения – отцу и дяде Кирсановых, Николаю Петровичу и Павлу Петровичу. Роман «Отцы и дети» — это размышления автора о современных ему событиях, констатация исторических реалий того времени, мысли о судьбе старшего поколения, уходящего в прошлое, и тревога за будущее поколение просвещенных русских людей, которым предстоит жить в новую эпоху, в новом российском обществе.

Общественное мнение и критика

И цензоры, и читатели восприняли произведение очень по-разному. Особенно острая дискуссия разгорелась на популярных тогда страницах журналов «Современник» и «Русское слово». К сожалению, ни одно творение не обходится без критики — такова история создания. «Отцы и дети» — это роман, который был воспринят совсем не как творение «чистого» художника.

В мае 1862-го, буквально через несколько месяцев после выхода в свет произведения Ивана Сергеевича, в Петербурге произошла катастрофа. Было совершено несколько поджогов, погибли люди, уничтожены лавки.

Это событие напоминало сегодняшние теракты. Непонятно, кто пытается заявить о своей политической воле, даже не открывает своей личности. При этом страдают и гибнут ни в чем не повинные люди. И Тургеневу очень многие бросают прямой упрек, что его нигилисты жгут Петербург. Были и такие, кто заявлял, что роман «Отцы и дети» на самом деле не является художественным произведением. Это инструкция по совершению террористических актов и преступлений.

Теперь не только критики выступали против автора, но и читатели высказывали свои негативные мнения. Вот такой накал страстей и дискуссий кипел вокруг творения Ивана Сергеевича.

Перемены в сознании главного персонажа

А особенно сложную эволюцию переживает сам главный герой — Базаров. И идет она не по принуждению, а в результате внутренних движений души и разума. Он отрицает все основные ценности дворянского общества: природу, искусство, семью, любовь. И Иван Сергеевич прекрасно понимает, что его герой, в принципе, совершенно бесперспективный и не сможет долго жить в этом отрицании.

И как только на главного персонажа обрушивается любовь, его стройная система взглядов рушится. Ему незачем жить. Поэтому вряд ли смерть его в этом произведении можно считать случайной.

Смысл романа Ивана Сергеевича можно было бы очень кратко описать цитатой Пушкина: «Блажен, кто смолоду был молод…» Дело в том, что противоречия между молодой энергичностью, активностью и покорностью к жизни, которые присущи более зрелым периодам человека, – это мнимые конфликты.

Как природа поглощает и перерабатывает в себе социальные явления, так меняются взгляды молодежи в произведении «Отцы и дети». Герои романа, их характеры постепенно перерождаются и сближаются с мнениями и суждениями отцов. В этом и состоит выдающееся достижение Тургенева.

О нигилисте, человеке, который презирает искусство, Иван Сергеевич смог рассказать средствами этого самого мастерства. Об очень острых социальных событиях автор поведал не на языке реплики участника событий, а на художественном. Именно поэтому роман «Отцы и дети» до сих пор волнует чувства многих читателей.

Вопросы и ответы к роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»

  1. Каков был замысел романа «Отцы и дети»? Как отразилась в нем общественно-политическая борьба 60-х годов XIX века? Совпали ли в данном случае замыслы писателя и объективное значение его произведения?
  2. «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса», — утверждал И. С. Тургенев. В Базарове ему рисовалась фигура незаурядная, титаническая, выросшая из народной почвы, но одинокая и потому обреченная на гибель. Основной конфликт романа автор замышлял как конфликт идеологий: умеренно-либеральной позиции «отцов» и крайне левых взглядов нигилистов (читай, революционеров, Замечает автор). Писатель хотел показать торжество демократизма над аристократией, но был уверен в поражении революционеров. Поэтому он категорически возражал против революционных выводов, сделанных Добролюбовым по прочтении «Отцов и детей», и порвал из-за этого с дорогим ему «Современником». Писатель, служивший «революции сердечным смыслом своих произведений» (из прокламации народовольцев), оказался неправ: объективное значение его романа переросло замысел, оказалось шире и убедительнее, чем предполагал Тургенев.

  3. Каков основной конфликт в «Отцах и детях»? Показана в романе борьба двух поколений или двух идеологий?
  4. Кто из персонажей романа сразу приковывает к себе внимание, вызывает сочувствие? Кто может быть назван героем своего времени? Почему вы так думаете?
  5. Как выглядит в изображении Тургенева поколение «отцов» (братья Кирсановы, Василий Иванович Базаров)? Что вы думаете об их отношении к молодому поколению? Сочувствует им автор или презирает их?
  6. Какова сущность идейных споров между «отцами» и «детьми»? На чьей стороне Тургенев?
  7. Как вы полагаете, почему именно Павел Петрович Кирсанов стал главным противником Базарова? Что дает для характеристики каждого из них сцена дуэли?
  8. Каковы взгляды Базарова? Чем он вас привлекает (или отталкивает)? Почему Тургенев показывает его одиноким не только в стане «отцов», но и среди «детей»?
  9. Докажите, что Базаров — борец и мыслитель. В чем сущность базаровского нигилизма? Имеет ли он моральное право называть себя самоломанным?
  10. У Базарова характер борца. Он никогда не отступает в спорах с идейными противниками, не меняет своих убеждений, выработанных чаще всего опытным путем. Его афоризмы, часто спорные, — результат большой мыслительной работы. Нигилизм Базарова — это не отрицание ради отрицания, а твердое убеждение в том, что «наука «вообще» не существует вовсе», что на все надо смотреть критически, проверять результаты своих исследований в лаборатории и т. д. Базаров уверен, что «каждый человек сам себя воспитать должен», и в пример приводит себя. Он вправе называть себя «самоломанным», потому что никогда не уступает своим слабостям, бесстрашно отстаивает то, что считает верным.

  11. Как относится Базаров к своим родителям? Почему между ними не может быть духовной близости?
  12. Известно, что испытание любовью — трудный экзамен для тургеневских героев. Как раскрывается Базаров в любви? Как показывает Тургенев искренность и силу чувств своего героя? Достойна ли его любви Анна Сергеевна Одинцова?
  13. «Умереть так, как умер Базаров, все равно, что сделать великий подвиг». Согласны ли вы с этим мнением Д. И. Писарева? Как вы полагаете, почему роман завершается картиной смерти Базарова? Как отвечает на этот вопрос Д. И. Писарев? Почему Тургенев назвал Базарова «лицом трагическим»?
  14. Какова роль пейзажа в «Отцах и детях»?
  15. Почему Аркадий принадлежит стану «отцов»?
  16. Аркадий в эпилоге «сделался рьяным хозяином», его «ферма приносит значительный доход». Это говорит о том, что влияние

  17. Каким образом раскрываются идейные взгляды героев в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева?
  18. Базарова быстро исчезло — ведь Аркадий, несмотря на поиски общественного идеала вне дворянской идеологии, оставался «ли­беральным барином». Он хранитель традиций «отцов» не только в отношении культуры. Идейные взгляды героев И.С. Тургенева полнее всего раскры­ваются в спорах между Кирсановыми и Базаровым.

  19. Опишите портрет Павла Петровича Кирсанова.
  20. Павел Петрович Кирсанов — аристократ, что подчеркивается его красивыми белыми руками «с длинными розовыми ногтя­ми», «английским сьютом, модными низенькими галстуками», «удивительными воротничками». Говорит он с подчеркнутой изыс­канной учтивостью, слегка наклоняя голову.

  21. Какие принципы Базарова не выдерживают спора с жиз­нью?
  22. Нигилистическое отношение Базарова к любви разбивается его же чувством к Одинцовой. Впервые он осознает, что бесси­лен отказаться от любви в угоду разуму, что попадает в зависи­мость от женщины, чьи слова, взгляд, манеры вызывают в нем бурю неодолимых страстей. После поражения в любовном по­единке Базаров теряет оптимизм, приходит к мрачным рассуж­дениям о ничтожности человека перед лицом вечности.

  23. Как вы понимаете значение слова «нигилист»?
  24. Понятие «нигилизм» И.С. Тургенев ввел в русский язык как обозначение системы взглядов «новых людей», вошедших в рус­скую общественную жизнь с конца 50-х годов XIX века. Ниги­лизм — это упрощенное, грубо материалистическое понимание жизни, при котором на первый план выдвигается разумное, опыт­ное познание через естественные науки, отрицается религия, искусство, красота, мораль как бесполезные в обществе. «Мы действуем в силу того, что признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем».

  25. В чем слабость позиции Базарова? Материал с сайта //iEssay.ru
    Слабость позиции Базарова в тотальном отрицании всего, что выходит за рамки эмпирического познания: искусства, красоты природы, любви, религии. Сама жизнь разбивает его неприятие любви. Его материализм поверхностный и грубый, отождеств­ляющий физиологию и нравственность («у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены», значит, и «нрав­ственные качества» у всех одни и те же). Базаров не имеет пре­данных сторонников, он одинок, следовательно, обречен.
  26. Почему И. С. Тургенев заканчивает линию Базарова смер­тью героя?
  27. И. С. Тургенев считал, что «русские Инсаровы» пришли, но не пришло их время. Базаров — преждевременный человек, не имею­щий близкой социальной перспективы, потому он и должен был умереть.

  28. Каков смысл названия романа «Отцы и дети» И.С. Тур­генева?
  29. Название имеет двойной смысл: противостояние двух общест­венных сил- либеральных дворян («отцов») и демократов-разночинцев («детей»); вечное противоречие поколений.

  30. Какие детали портрета подчеркивают демократизм База­рова?
  31. И.С. Тургенев во внешнем виде подчеркнул демократизм База­рова. Его лицо «длинное и худое, с широким лбом, кверху пло­ским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми гла­зами и висячими бакенбардами песочного цвета оживлялось спо­койной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Одевается он просто и подчеркнуто небрежно — в «длинный балахон с кис­тями», а руки у него «красные и обнаженные», никогда не но­сившие перчаток.

Вариант 2

Идея написать данный роман появляется у Тургенева в 1860 году в невеликом приморском городке под названием Вентор. Для писателя это было время не из легких. Буквально недавно он перестал сотрудничать с журналом «Современник». Причиной была статья Добролюбова про роман «Накануне». Тургенев не разделял революционных идей, которые находились в романе. Причина отхода от журнала была куда глубже: не желание принимать идею Добролюбова и Чернышевского о мужском демократизме и их желание призвать «Русь к топору». Данный роман стал возможностью осмысления характера и мотивов так называемых «новых людей», которые только начали зарождать в обществе. В образ Базарова лег один врач, который поразил и удивил Тургенева.

Написание произведения было продолжено в Париже. Осенью 1860 года Тургенев пишет Боткину, что будет работать изо всех сил, и то, что план его нового романа готов до мельчайших деталей.

Первые главы были написан в течении всего лишь одной зимы, но Тургенев недоволен, так как думал, что работа будет идти куда быстрее. Автор в письмах своим друзьям, живущим в России, просит сообщать о последних новостях, которые связаны с одним из самых знаменательных и главных событий тех лет — отмены крепостного права. Для получения возможности ознакомления с проблемами тех лет лично, Тургенев приезжает в Россию сам. Роман был начат еще до реформы 1861 года, а заканчивает свое написание после нее, в одном из самых любимых мест — Спасском. В своей переписке с русским литературным критиком по имени Аннеков он говорит о том, что его труд окончен, и последнее слово было написано ровно 20 июля.

Осенью, когда он вернулся в Париж, он зачитывает свой роман тем, чье мнение наиболее важно для него по сравнению с другими критиками и литераторами, в этот список входили всего два человека, Боткин и Случевский, именно они услышали первыми роман. После прочтения романа и совета со своими друзьями он решает немного переделать роман и внести многочисленные изменения и редактуру.

Таким образом, уже ровно через полтора года на свет выходит роман «Отцы и дети» в февральском номере журнала под названием «Русский вестник». Тургенев посвящает его Белинскому.

Кратко для 10 класса

Другие сочинения: ← Характеристика героев романа Отцы и дети↑ ТургеневОбраз и характеристика Базарова в Отцы и дети →

Истинный смысл произведения Ивана Сергеевича

создание романа отцы и дети

Противоречие между отцами и детьми, которое заявлено на первых страницах романа, дальше не обостряется и не углубляется. Наоборот, крайности все больше приближаются друг к другу. В итоге читатель понимает, что в каждой семье отношения родителей к своим детям достаточно теплые, а те в ответ отвечают им взаимностью. И, несмотря на все предшествующие критические и негативные дискуссии, которые несет в себе история создания, «Отцы и дети» по мере развития сюжета демонстрируют, что противоречия между взглядами старшего поколения и молодого все больше сглаживаются. А под конец романа практически сводятся на нет.

Источник: irenit-perm.ru

Создатель русского романа

Да, именно так. Конечно, и до Тургенева в отечественной литературе было немало талантливых романистов. «Энциклопедия русской жизни» в стихах, написанная Пушкиным, психологический портрет целого поколения, созданный Лермонтовым в его «Герое…», и многие другие замечательные произведения давали пищу уму и сердцу русского человека, воспитывали, развивали, объясняли, способствовали формированию духовно зрелых личностей, патриотов своей родины. Но именно Тургенев вынес русский роман на просторы мировой литературы, познакомил зарубежных читателей со своеобразием нашей культуры, быта, истории. Краткость, необыкновенная выразительность языка, напряженность сюжета, отображение важнейших социально-политических моментов в жизни общества, идейная борьба, характерная для русской действительности, глубочайший психологизм и поразительное мастерство истинного художника – таковы отличительные черты Тургенева-романиста и лучших его творений. Благодаря Ивану Сергеевичу зарубежная публика и критика узнала об этом удивительном феномене – «русская литература», «русский роман». Самым важным и любимым своим детищем у автора были «Отцы и дети». Смысл произведения отразил не только многосложность семейных, общественных, гражданских и вообще общечеловеческих отношений, но и точки зрения Тургенева по указанным вопросам.

Почему отцы и дети

Позиция автора в романе не указана напрямую. Но ее довольно легко определить, если внимательно всмотреться в композицию произведения, проанализировать язык героев, систему образов, выявить роль отдельных элементов, например пейзажа, в романе. Этим, кстати, очень интересны именно «Отцы и дети». Смысл произведения заложен уже в заглавии, а основной художественный прием противопоставления, или антитезы, прослеживается на протяжении всего романа.

Итак, почему отцы и почему дети? Потому, что семья – это маленький срез со всего общества, и в ней, как в зеркале, отражаются те сложнейшие, подчас драматические коллизии, которые сотрясают и лихорадят общественное сознание. К моменту рождения замысла и написания самого романа жизнь, по словам критика Белинского, «разбежалась в глубину и ширину» в огромном множестве ее элементов. Это многообразие форм и позволяют нам увидеть и понять «Отцы и дети». Смысл произведения раскрывается в конфликте между поколениями, во взглядах на политику, религию, науки, искусство, общественное мироустройство и миропорядок. Не менее ярок и классовый конфликт, обострившийся на фоне жесткого противостояния социальных сил и проблем. Внимательный читатель, переходя от главы к главе, все отчетливее понимает метафоричность заглавия «Отцы и дети». Смысл произведения состоит не только в том, чтобы показать преемственность и размежевания поколений (общечеловеческий аспект), но и раскрыть противостояние устоявшихся взглядов и мнений и новых, приходящих на смену старым.

Мысль семейная

Давайте проанализируем вначале «мысль семейную» в романе. Стоит отметить, что тема семьи вообще характерна для Тургенева. Всю свою самостоятельную жизнь писатель прожил «на краю чужого гнезда», а с матерью были у него достаточно сложные отношения. Потому, наверное, так дорожил Иван Сергеевич теплом домашнего очага, гармонией взаимоотношений между старшими и младшими поколениями. Произведение «Отцы и дети» утверждает те вечные ценности, без которых, по сути, не может двигаться вперед прогресс. Показано это на примере семьи Кирсановых. Аркадий, представитель молодого и передового поколения, хоть и находится под влиянием Базарова, все равно теснейшим образом связан со своими родными. Даже по приезде в отчие края он восклицает, что здесь и воздух слаще и все дороже и ближе, чем в столице. Делая экскурс в прошлое своих героев, Тургенев рассказывает, что и Кирсанов-отец постоянно старался сблизиться с сыном, разделять его интересы, жить тем, чем живет Аркадий, знакомился с его приятелями, пытался понять новое поколение, приходящее на смену его ровесникам. Произведение «Отцы и дети», как уже говорилось, роман-антитеза. Но, хотя Базаров и является ярым противником всего прошлого, «отцов» в том числе, хотя он внешне грубоват со своими отцом и матерью и открыто высмеивает и презирает «старичков Кирсановых», ощущение родства не чуждо и ему. Таким образом, семейные традиции и узы священны для Тургенева. Приветствуя новое время, писатель считает, что нельзя полностью перечеркивать достижения минувших эпох, в том числе и преемственность поколений.

Новое и старое

Смысл романа «Отцы и дети» шире и глубже обозначенного выше вопроса. Да, действительно, молодое поколение, с присущим ему максимализмом, часто считает себя умнее, прогрессивнее, талантливее, более способным на значительные поступки и полезным для страны, чем те, чей век близится к закату. Увы, но по большому счету это так. И Николай Петрович, и Петр Петрович Кирсановы, люди образованные и мыслящие современно, все же во многом отстали от неудержимо летящего вперед века. Новые научные мысли, технические достижения, политические идеи им трудно понять и трудно принять в свою повседневность. Но значит ли это, что прошлое следует без остатка уничтожить, забыть, отказаться от него, «расчистить», как выражается Базаров? А что же тогда построить на новом месте, на пустом? Нигилист Евгений не может нарисовать подробную картину – видимо, и сам не знает, не представляет ее себе. И смысл романа «Отцы и дети» сам автор справедливо видел не только в том, чтобы подвергнуть критике уродства русской действительности, прогнившую систему социальных, а часто и человеческих отношений, но и доказать, что нельзя совершенно от прошлого отказываться. Человеческие цивилизации сменяли одна другую, и каждая базировалась на достижениях предыдущей.

Идеологический и эстетический замысел романа

О чем еще роман «Отцы и дети»? Произведение Тургенева писалось в 3 этапа. Первый датируется 1860-1861 годами, когда создавался основной текст, формировался сюжет и образная система. Второй относится к осени 1861 — началу зимы 1862 годов. В это время писатель активно перерабатывает текст, вносит сюжетные и композиционные поправки, расширяет круг освещаемых проблем в соответствии с политическими изменениями в стране. И, наконец, в период с февраля по сентябрь 1862 года окончательные правки и первое издание в «Русском вестнике» произведения «Отцы и дети». Проблематика романа – это яркая картина подъема движения разночинцев, революционеров-демократов; показ нового, только-только рождающегося типа общественного деятеля-нигилиста, подвергающего сомнению все устои российского государства. На 238 листах убористого тургеневского почерка уместилась история жизни бунтаря Базарова, критика аморальности нигилизма, конфликт между консерваторами-либералами и революционно настроенными прогрессистами, раскрытие философских, духовных, религиозных, этических и эстетических, морально-нравственных конфликтов.

Что хотел сказать автор и что у него сказалось?

Понять, в чем смысл романа «Отцы и дети» нельзя, не раскрыв образа главного героя – нигилиста Евгения Базарова. Сам автор отмечал, что виделась ему фигура сильная, злобная, дикая и неукротимая, честная, вышедшая из народа, но обреченная на гибель, ибо время базаровых еще не пришло. Он признавался, что не знает, любит или ненавидит созданный им же образ. Ведь раскритиковать писатель стремился в первую очередь дворянство как некогда передовой, а теперь уже отживающий, консервативный класс, тормозящий экономическое и политическое развитие страны. Но Базаров выдвинулся на первый план, и именно по поводу этого героя развернулась в отечественной критике полемика. Одни считали главный персонаж злобной карикатурой, памфлетом на молодое поколение. Другие, подхватив тургеневское слово «нигилист», стали называть им всяческие бесчинства, политические беспорядки, производимые студенчеством. И имя Базарова стало синонимом одного из имен дьявола – Асмодей. Третьи, подхватив революционные идеи, возвели Евгения Васильевича в ранг своего духовного вождя. Тургенев не разделял идеи ни одних, ни вторых, ни третьих. В этом была одна из причин идейного раскола между писателем и сотрудниками «Современника».

Победа жизни над идеологией

Да, Иван Сергеевич, при всей искренней симпатии к дворянству и сострадании к Базарову, осудил и одних, и других. В романе он доказал, что жизнь сложнее и многообразнее всех идеологий, политических споров, и ее нельзя уложить ни в одно прокрустово ложе. Природа, любовь, искренние привязанности, возрождающая и облагораживающая сила искусства, патриотизм одержат победу над любым «страстным, грешным, бунтующим сердцем». И по сию пору судьбы героев произведения интересуют и волнуют нас, рождают споры, побуждают стараться понять как можно глубже и учат каждого быть Человеком. А это и есть главный признак великих классических произведений.

Источник: FB.ru


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.