История жизни фенечки отцы и дети


В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев изобразил несколько ярких женских образов. Каждый символизирует определенные черты и наклонности героя. Анна Сергеевна Одинцова – дворянка по происхождению, интересная и умная женщина, не способная на искренние чувства. Евдоксия Кукшина – пустышка, считающая себя нигилисткой, неопрятное бесполезное создание. Образ и характеристика Фенечки в романе «Отцы и дети» раскрывают множество положительных черт женского характера и составляют облик идеальной женщины, по мнению Тургенева.

История жизни Федосьи Николаевны

Фенечка – незаконная жена Николая Петровича. По происхождению обычная крестьянка. После смерти отца осталась вдвоем с матерью. Матушка Фенечки поступила в дом Кирсановых на должность экономки, Николая Петровича поражала ее чистоплотность, умение содержать жилище в порядке. Внимание Николая Петровича привлекла юная дочь экономки, он старался чаще с ней видеться и общаться. После внезапной смерти матери Фенечка осталась в доме Кирсановых, они с Николаем Петровичем полюбили друг друга и стали жить вместе. Фенечка родила от него сына, Митеньку.

Описание Фенечки


Внешний облик молодой Федосьи Николаевны автор описывает, передавая читателю восхищение этой особой:

Фенечка миловидная девушка. Невзирая на крестьянское происхождение, она воспитана. Глуповата, неграмотна, но мила и добра. От матери наследовала любовь к чистоте и уюту в доме. Она скромна и немного стесняется жителей и гостей Марьина: Единственным человеком, с которым она чувствовала себя абсолютно свободно, был Евгений Базаров:

Полностью раскрывается ее характер в материнстве. Она трепетно относится к сыну, обожает и балует малыша. Огромную радость ей приносит интерес Павла Петровича к маленькому племяннику:

Кирсанов и Фенечка

В начале романа Фенечка – сожительница Николая Петровича. Такие отношения, кажется, лишены будущего. Он — дворянин, она – обычная крестьянка. Но рождение ребенка дарит Федосье Николаевне новое положение, Николай Петрович переселяет ее в дом, сообщает сыну о своих отношениях. Но сохраняется какая-то неопределенность в судьбе девушки. Кирсанов сам стесняется чувств:

Фенечка преданно любит отца своего ребенка: Она выше всяких обсуждений и наговоров. Простота и естественность девушки делают ее прекрасной и ни на кого не похожей. Итогом трехлетних неузаконенных отношений становится долгожданная свадьба Фенечки и Николая Петровича.


Образ Фенечки тщательно прорисован Тургеневым. Он сочувствует ей, восторгается искренностью и открытостью. Из женских образов, представленных в романе «Отцы и дети», она больше остальных подходит к идеальному типу тургеневской девушки.

Источник: frigato.ru

— А знаете что? Ведь с тех пор, как вы мне те капельки дали, помните? уж как Митя спит хорошо! Я уж и не придумаю, как мне вас благодарить; такой вы добрый, право. На лице Базарова появилась усмешка. Он ни для кого не был добрым, но с Фенечкой действительно давал слабину. После поражения, которое Евгений Васильич потерпел с Одинцовой, он вернулся в Марьино и ни с кем не говорил чаще, чем с Фенечкой. Она была простовата, не так умна, как дамы из предыдущего окружения Базарова, но она привлекала его своей молодостью, непорочностью. Впрочем, Базаров не давал себе обмануться — это не то глубокое чувство, какое он испытывал и, быть может, всё ещё испытывает к Одинцовой, это всего лишь симпатия, которая неизменно переросла бы в нечто большее, если бы не две преграды: Анна Сергеевна и Николай Петрович. — А по-настоящему, надо лекарям платить, — заметил Базаров, пристально глядя на Фенечку. — Лекаря, вы сами знаете, люди корыстные. Фенечка замялась было, так как не знала, шутит ли он или в самом деле хочет денег.


досья Николаевна до того привыкла к присутствию Базарова в доме, что воспринимала его как близкого родственника, члена семьи. С ним она чувствовала себя ещё более вольной, нежели с Николаем Петровичем, которого, надо признать, стеснялась до сих пор. — Если вам угодно, мы с удовольствием… Надо будет у Николая Петровича спросить… — после небольшой паузы, возникшей в диалоге, поспешно отвечала Фенечка. — Да вы думаете, я денег хочу? — перебил ее Базаров, вскинув брови. — Нет, мне от вас не деньги нужны. — Что же? — заинтересованно спросила Фенечка, уже не улыбаясь так широко, как минуту назад. — Что? Угадайте, — почти шёпотом ответил ей Базаров. На долю секунды Фенечка замерла было с чуть приоткрытым ртом, а после звонко рассмеялась. Надо отметить, что она почти не позволяла себе этого в присутствии Николая Петровича Кирсанова. — Что я за отгадчица, Евгений Васильич! — сквозь смех проговорила она, поправляя платок на голове. — Хорошо. Так я вам скажу; мне нужно… одну из этих роз, — Базаров наверняка хотел произнести нечто другое, но в итоге его взгляд упал на корзинку с розами, которую всё ещё держала в руках Фенечка. Фенечка снова рассмеялась, удивлённая таким простым желанием Базарова. Вместе с тем она была чуть смущена тем, что Евгений Васильич так пристально глядел на неё. Фенечка опустила взгляд на свою корзинку с розами, перебирая пышные цветы в руках. — А какую Вам: красную или белую? — Ну, не знаю, давайте красную.
лько не очень большую, — ответил Базаров и принял из рук Фенечки алую розу, самую прекрасную из всех цветов в корзинке по обоюдному мнению и Базарова, и Фенечки. Базаров поднёс цветок к носу, вдохнув его аромат. — Понюхайте, как славно пахнет роза, что вы мне дали, — произнёс, наконец, он, протягивая розу Фенечке, но, как только та приблизила своё личико к ней, то снова потянул к себе. — Погодите, я хочу понюхать с вами. Устроившись на скамейке поудобнее, Базаров положил одну руку на перила беседки, а второй держал розу, которая сейчас разделяла лица Базарова и Фенечки. Они оба одновременно потянулись к цветку: Фенечка с наивно распахнутыми глазами и улыбкой на лице, и чуть прищуренный Базаров. Мгновение спустя Евгений Васильич убрал цветок в сторону и поцеловал Фенечку в приоткрытые губы. Та попыталась отдалиться от Базарова и уперлась руками в его грудь. Но не настолько сильно, чтобы заставить Базарова прекратить поцелуй. Напротив, он был вполне решительно настроен: обе его руки теперь лежали на спине Фенечки. Возможно, совсем скоро она прекратила бы сопротивляться, если бы не сухой кашель, раздавшийся чуть поодаль от беседки. Фенечка мгновенно оттолкнула от себя Базарова и вскочила со скамейки. «Вы здесь», — услышала она насмешливый голос и увидела Павла Петровича. Горько усмехнувшись, он развернулся и пошёл прочь. А Фенечка, подхватив со скамейки корзинку цветов, бросила укоризненный взгляд на Базарова, с холодным равнодушием отнёсшегося к тому, что эта сцена была обнаружена. «Грешно вам, Евгений Васильевич», — шепнула она и спешно покинула беседку.


***

Евгений Васильич впервые приблизился к этой двери. Он никогда не входил в комнату Фенечки, да и она только однажды постучала к нему в комнату. Зачем он пришёл сейчас? Извиниться? Базаров не умеет извиняться и не собирается делать этого. Он настойчив и решителен. Ему нужно знать, что он способен завоевать чувства бедной простой Фенечки. Полчаса назад, в беседке, ему на мгновение показалось, что она вот-вот поддастся порыву. Но появление Павла Петровича помешало узнать, действительно ли так оно и будет. В руках Базаров всё ещё сжимал розу, дарованную ему Фенечкой. Она уже немного увяла, но Евгений Васильич этого и не заметил вовсе. Кратко постучав в дверь дважды, он потянул на себя ручку двери. Она оказалась открыта. — Феодосья Николаевна, — негромко позвал он и увидел её, стоящую посреди комнаты. Когда Базаров окликнул её, Фенечка повернулась и отступила на шаг. — Вы одни? — Да, одна, — после недолго молчания робко кивнула она. — Дуняша с Митей в саду. Вам не следовало приходить сюда. Базаров шагнул в комнату и прикрыл дверь. Секунду спустя послышался звон ключей, которые были оставлены Фенечкой в двери. Затем Базаров положил на стол справа от себя розу и ближе подошёл к Фенечке.
видел, что она хочет сделать ещё один шаг от него прочь, но не делает. Что-то будто удерживает её на этом месте. — Вы боитесь меня, Феодосья Николаевна? Как Павла Петровича? — спросил он, глядя в тёмные глаза молодой женщины. — Нет, — дрогнувшим, но твёрдым голосом ответила она. — Не так, как Павла Петровича. Он никогда бы не сделал того, что сделали Вы. Вы, Евгений Васильич, нарушили все правила гостя в этом доме. Базаров усмехнулся. В голосе этой женщины слышатся упрёки, она стала гораздо более смелой, чем тогда, когда они только познакомились. Расцвела, посвежела. «У твоего отца, Аркадий, губа не дура», — однажды сказал Базаров своему приятелю, увидев Фенечку. И теперь его слова были ещё большей правдой, чем когда он говорил это. — Тогда прогоните меня, если хотите, — спокойно отозвался Базаров и, не дожидаясь ответа Фенечки, снова поцеловал её. Неосознанно Фенечка подалась вперёд, упершись руками в грудь Базарова, но не пытаясь более оттолкнуть его. Она знала, что всё это не должно происходить, но именно сейчас не могла противиться внутреннему порыву. Фенечка любит Николая Петровича, но у неё имеется симпатия к Базарову, которая с каждым днём росла всё больше и больше и, наконец, выросла до такой степени, что она позволила поцеловать себя. Между тем Базаров желал большего, чем просто осознание своей победы. Он — триумфатор, а Фенечка — приз. Он притянул Фенечку к себе и теперь почти физически мог ощущать быстрое биение её сердца.
вдруг она отстранилась, выставив перед собой руки. — Нет. Нельзя, — тихо ответила она, но тут же вновь оказалась в объятиях Базарова. — Феодосья Николаевна. Фенечка, — прошептал Базаров на ухо девушке, ощущая её горячее дыхание у своей шеи. Чтобы справиться с лёгким белым платьицем Фенечки и, наконец, избавить девушку от него, у Базарова ушло немало времени. Женщина то отстранялась, то сама шла навстречу страстному порыву. В силу своей молодости она не могла ещё в полной мере контролировать свои чувства, эмоции. Что-то подсказывало ей, что это не должно происходить, но сердце робко шептало обратное. А Феодосья Николаевна металась между двумя этими точками зрения, не зная, где ей остановиться. Меж тем Базаров, наконец, совладал с одеянием женщины, платье упало на пол, вынуждая Фенечку стыдливо покраснеть. От Евгения Васильича эта перемена не осталась незамеченной. Он с необычайной для него мягкостью коснулся губами тонкой шеи Фенечки, сжал руками хрупкие плечи, прикрытые рубашкой. Феодосья Николаевна предприняла ещё одну попытку остановить Базарова, отступая на шаг назад, но потерпела поражение и, наконец, поддалась. Всё ещё испытывая крайнюю степень смущения, Фенечка отвечала на поцелуи Базарова. Тот опустил её на кровать, находившуюся в углу комнаты, склонился над девушкой, словно позволяя ей снова отказаться от происходящего. Но, встретившись с нею глазами, Базаров и сам уже не сомневался ни в чём.
о руки жадно скользили по бархатной коже Фенечки, заставляя ту почти до крови закусывать губу. От Базарова не укрылось и это, он с удовольствием отметил, что добился желаемого сполна. Девушка отдала себя ему в эту минуту целиком и полностью, вряд ли задумываясь о том, что последует дальше. Мысли об этом посетили голову Фенечки лишь некоторое время спустя (она не поняла, сколько прошло времени — минута, час, два — но Дуняша с Митей всё ещё не появились), когда голова Фенечки всё с той же робостью покоилась на плече Базарова, который сам в это время глядел в одну точку на потолке, одной рукой инстинктивно касаясь тёмных волос Фенечки. Из отстранённых раздумий его вывел тихий голос женщины. — Евгений Васильич. Что нам теперь делать? Это ведь не может остаться… просто так, — путано бормотала Фенечка. «Она надеется на что-то? Бедняжка», — с сожалением подумал про себя Базаров. Ему стало совестно за это желание обладать женщиной, которая уже принадлежала другому. Он поспешил подняться с кровати. Но, чтобы не уходить «по-английски», что в этой ситуации было бы совсем неуместно, склонился над Фенечкой, коснулся губами её лба и покачал головой: — Может. Именно так всё и останется. Всего лишь сиюминутный порыв, Феодосья Николаевна, плата лекарю, если Вам угодно, — ответил Базаров. Возможно, его взгляд мог выдать в эту секунду, что он сам верит в то, что у этих двоих всё могло бы сложиться по-другому.
временем, если бы Базаров позволил этой симпатии прочнее пустить корни в его сердце, он бы полюбил Фенечку с такой силой, на какую только способен. И Фенечка наверняка поняла бы, что Базаров может дать ей больше, чем Николай Петрович. Но Базаров не верит в любовь, он так сам решил для себя. А взгляд его Фенечка не могла видеть, так как закрыла глаза, будто это могло укрыть её от того позора, о котором не узнает никто, кроме самой Фенечки, но тень которого всегда будет преследовать её. Базаров забудет об этом, как только покинет Марьино. Фенечка — никогда. Несколько минут спустя Базаров покинул комнату Фенечки, оставив лишь одно напоминание о себе — одинокую алую розу, медленно увядающую на столе.

Источник: ficbook.net

(366 слов) В романах и повестях Ивана Сергеевича Тургенева часто встречаются самобытные и интересные женские образы. Писатель уделяет им особое внимание, а не только место рядом с главным героем. Одной из таких «самостоятельных» героинь является Фенечка — возлюбленная Николая Кирсанова.

Фенечка – крепостная девушка, на момент встречи с Базаровым ей 23 года.  Она осталась сиротой, после того как ее мать, Арина Савишна, работающая у Николая Кирсанова экономкой, умерла. Барин взял девушку под опеку и влюбился. Его можно понять, ведь Фенечка была хороша собой: светлая кожа, темные волосы и глаза, нежные руки и пухлые губы. 

У Фенечки уже есть сын, рожденный от Николая Кирсанова, что делает ее положение в имении двойственным: хозяин селит мать с ребенком у себя в доме, но скрывает их, так как Фенечка не является официально его женой. Скромная девушка не привыкла перечить, но, когда она выходит из своей комнаты, в ней чувствуется ее уверенность в том, что она находится на своем месте.


Фенечка — милая и скромная девушка, она постеснялась гостей – Аркадия и Базарова, и не сразу познакомилась с Евгением. Но именно с ней Базаров становится другим – добрым и искренним, одной Фенечке симпатизирует Базаров в доме Николая Петровича. Ее простота и естественность пленяют не только гостя, но и того, кто высказывался против ее брака с хозяином дома. Павел Петрович, несмотря на свое высокомерие, очень привязан к девушке и даже вызывает Евгения на дуэль, видя, как он целует девушку. После «схватки» Павел уже сам советует Николаю как можно быстрее жениться на Фенечке, а сам уезжает жить заграницу. 

Главными чертами Фенечки являются доброта, забота и способность преданно любить, что привлекает и героев, и автора. Именно мягкость и теплота девушки делают ее тургеневским идеалом. Сам писатель задается вопросом, что может быть лучше молодой и красивой матери со здоровым младенцем на руках? В романе никто открыто не упрекает Фенечку за рождение внебрачного ребенка –  Тургенев восхищается ее естественностью и добротой, но и немного сочувствует ее положению, ведь ей далеко не сразу удается наладить семейную жизнь. 

Однако героиня заслужила замужество, ее легкий и послушный нрав смог завоевать всех домочадцев. Именно образ Фенечки является воплощением природной натуры в ситцевом платье. Конечно, многим покажется, что она слабая и безвольная, но, на мой взгляд, именно внутренняя сила помогла Фенечке не растерять, а преумножить добродетели в таких сложных обстоятельствах.

Автор: Ирина Мельник

Источник: litrekon.ru

Анонимный комментирует…

Очень хороший подбор цитат. Но хотела бы поправить. Фенечка не пустая, так только несправедливо говорит о ней Павел Петрович. Да, у неё не развит интеллект так, как например у Одинцовой, но она по-житейски умна, спокойна, "рассудительна". Она любящий и искренний человек.

Анонимный комментирует…

Так же хочу заметить, что Фенечка не крестьянка, а мещанка. Ее мать управляла постоялым двором "в отдаленном уездном городе". Н.П. Кирсанов нанял Арину Савишну в качестве экономки "Николай Петрович в то время только переселился в новую усадьбу и, не желая держать при себе крепостных(!!!!) искал наемных…"

Админ комментирует…

Дорогой друг, мы с вами не согласны.

Могла ли Фенечка теоретически быть мещанкой? Да, могла. Но нужно смотреть на ее образ в целом. Автор довольно ясно дает понять, что Фенечка — самая простая крестьянка, малообразованная и т.д. Тургенев подчеркивает ее простоту и в каком-то смысле пустоту. И тем сильнее социальная пропасть между Фенечкой и Кирсановым. Будь она мещанкой, Кирсанову было бы не так стыдно жениться на ней. А он очень стыдился. Брак между дворянином и мещанкой не был таким вызовом обществу, как брак дворянина и крестьянки.

Фенечка легко могла быть крестьянкой. Другое дело, что она точно не крепостная крестьянка Кирсановых. Например, отец и мать Фенечки когда-то получили вольную от барина или выкупили себя сами и стали свободными крестьянами. То есть они могут принадлежать себе, но не перестают быть крестьянами.

Фраза, которую вы приводите, не означает, что Фенечка — именно мещанка. Кирсанов не хотел держать при себе СВОИХ крепостных крестьян, он хотел нанять посторонних крестьян ("наемных"). Но здесь нет речи именно о мещанах, на наш взгляд.

В качестве дополнения вспомним других мещанок из нашей классики. Например, Соня Мармеладова или Дуня Раскольникова. Образ Фенечки сильно отличается от этих героинь. Это нельзя считать аргументом, но все же.

Админ комментирует…

Дорогие друзья, хотели бы закрыть вопрос по поводу происхождения Фенечки. В романе есть фраза о том, как мать просит Фенечку поцеловать руку барину Кирсанову. Этот нюанс служит самым лучшим доказательством того, что Фенечка — простая крестьянка:

"«Поцелуй же ручку у барина, глупенькая», – сказала ей Арина…" (мать — Фенечке)

Насколько мы знаем, ни купцы, ни мещане не целовали руки дворянам. Этот жест был распространен именно среди крестьян в общении с помещиками.

Источник: www.literaturus.ru


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.