Гроза аргументы к сочинению отцы и дети


И.С. Тургенев «Отцы и дети»

  • В данном произведении мы видим самый настоящий конфликт поколений. К поколению «отцов» можно отнести Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых. Поколение «детей» – это Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов. Молодые люди придерживаются одних и тех же взглядов: они говорят, что являются нигилистами – людьми, отрицающими общепринятые ценности. Старшее поколение не понимает их. Конфликт доходит до ожесточенных споров и дуэли Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Постепенно Аркадий Кирсанов осознает, что его ценности не совпадают с учением Базарова, и возвращается в семью.
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»

    • Источником счастья для Фамусова являются деньги. Он любит свою дочь Софью, желает ей всего самого наилучшего, поэтому приучает девушку только к мыслям о финансовом благополучии. Софье Фамусовой чужды такие взгляды, она старательно прячет свои чувства от отца, потому что знает, что ее не поддержат. Совсем по-другому обстоят дела с Молчалиным, которого отец учил всегда и везде искать выгоду: он во всем следует этому принципу. Родители, желая обеспечить счастье своих детей, передали им свои взгляды на жизнь. Проблема лишь в том, что эти самые взгляды являются неверными.

  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

    • Родион Раскольников искренне любит свою мать и сестру. Говоря о мотивах убийства старухи-процентщицы, он сообщает, что на самом деле хотел помочь матери. Герой пытался выбраться из вечной нищеты, неблагополучия. Закладывая часы, он с трепетом вспоминает отца, которому принадлежала вещь.
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»

    • В произведении мы видим несколько семей, в основе жизни которых лежат абсолютно разные нравственные принципы. Князь Василий Курагин – человек безнравственный, готовый пойти на любую подлость ради денег. Его дети руководствуются точно теми же принципами: Элен выходит замуж за Пьера Безухова ради получения части огромного наследства, Анатоль пытается сбежать с Наташей Ростовой. Совсем иная атмосфера царит у Ростовых: они наслаждаются природой, охотой, праздниками. И родители, и дети – люди добрые, отзывчивые, не способные на подлость. Князь Николай Болконский воспитывает своих детей в строгости, но эта строгость идет им во благо. Андрей и Марья Болконские – люди нравственные, настоящие патриоты, как и их отец. Мы видим, что между родителями и детьми существует тесная взаимосвязь. От мировоззрения родителей зависит мировоззрение детей.
    • другие аргументы из произведения «Война и мир»

  • А.Н. Островский «Гроза»

    • В семье Кабанихи отношения построены на страхе, жестокости, лицемерии. Ее дочь Варвара прекрасно научилась врать, чему хочет научить и Катерину. Сын Тихон вынужден во всем беспрекословно подчиняться матери. Все это приводит к ужасным последствиям: Катерина решается на самоубийство, Варвара сбегает из дома, а Тихон решает «восстать» против Кабанихи.
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

    • Отец, отправляя Петра Гринева на службу, сказал очень важную и правильную вещь: «Береги рубаху снову, а честь смолоду». Слова отца стали для молодого человека важнейшим нравственным ориентиром. В самых сложных условиях, грозящих смертью, Петр Гринев сохранил свою честь. Для него было по-настоящему важно не предать отца и Родину. Этот пример – яркое подтверждение того, что наставления родителей помогают ребенку усвоить важнейшие нравственные ценности.
    • другие аргументы из произведения «Капитанская дочка»
  • Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

    • Остапу и Андрию отец не только хочет дать приличное образование, но и сделать их настоящими воинами, защищающими Родину. Тарас Бульба не может простить Андрию предательства (он переходит на сторону врага из-за любви к полячке). Несмотря на, казалось бы, отцовскую любовь, он убивает своего сына. Тарас Бульба гордится Остапом, старшим сыном, сражающимся с врагом самоотверженно, изо всех сил.

  • А.С. Пушкин «Станционный смотритель»

    • Дуня совершила безнравственный поступок: сбежала из родительского дома с Минским, который остановился на их станции. Отец ее, Самсон Вырин, не смог без дочери: он решил пешком отправиться в Петербург, чтобы найти Дуню. Однажды ему посчастливилось увидеть девушку, но Минский прогнал старика. Спустя время рассказчик узнал, что смотритель умер, а предавшая его Дуня приезжала на могилу с тремя барчатами и долго пролежала там.
  • К.Г. Паустовский «Телеграмма»

    • Катерина Петровна очень любила свою дочь Настю, живущую в Ленинграде очень яркой, насыщенной жизнью. Только девушка совсем забыла о своей старой матери, она даже не пыталась найти время, чтобы навестить ее. Даже письмо Катерины Петровны о том, что она совсем плоха стала, Настя не воспринимает серьезно и не рассматривает возможность немедленно ехать к ней. Только известие о том, что мать умирает, вызывает у девушки чувства: Настя понимает, что никто ее так не любил, как Катерина Петровна. Девушка едет к матери, но уже не застает ее в живых, поэтому чувствует вину перед самым дорогим для нее человеком.
  • С. Есенин «Письмо матери»

    • В лирике также поднимаются проблемы поколений.
      ред нами простой молодой человек, который успокаивает свою маму. Просит ее не переживать о его жизни, может быть, разгульной и запойной, но все-таки взрослой жизни. И мы прекрасно знаем, что мама будет переживать, и знаем, что Есенин будет жить как жил. Это извечный и поэтому всегда актуальный разговор матери и ребенка, которые говорят не друг с другом, а сами с собой. Они – разные, но все же противоречия не должны мешать естественным семейным узам, которые соединяют неграмотную крестьянку и ее городского сына, ставшего одним из самых известных поэтов своего времени.
  • А. Алексин «Раздел имущества»

    • Верочку вырастила бабушка Анисья: она буквально поставила ребенка, перенесшего тяжелую родовую травму, на ноги. Девочка называет бабушку своей мамой, что вызывает недовольство настоящей матери. Конфликт постепенно накаляется и заканчивается судом, на котором делится имущество. Больше всего Верочку поражает то, что ее родители оказались настолько черствыми, неблагодарными людьми. Девочка тяжело переживает ситуацию, она пишет родителям записку, где определяет себя как имущество, которое должно отойти бабушке.

  • Д.И. Фонвизин Пьеса «Недоросль»

    • Главный герой Митрофан (чье имя трактуется как близкий к матери или сын своей матери) представляется нам отрицательным персонажем, как и вся его семья. Его мать барыня-тиран, которая не дает проходу ни слугам, ни собственному мужу, который буквально поглощен ею.

      фья, сирота, живущая с этой семьей, и ее дядя Стародум представляют положительных героев. Об этом семействе, а точнее о Митрофане, дядя высказывается: «Вот злонравия достойные плоды». В этой фразе можно уместить лейтмотив произведения, проблема отцов и детей раскрывается со стороны того сильного и пагубного влияния порочного родителя на ребенка. Гипертрофированная и чрезмерная опека портит подростка. Он растет в семье, где мать одной рукой гладит его по голове, а другой лупит слугу. И мы видим развязку, если мать Митрофана любит, то сынок не отвечает ей взаимностью и просто бросает ее в финале пьесы.
  • М.Ю. Лермонтов Поэма «Мцыри»

    • Конфликт поколений ложится на бунт духовный. Маленький Мцыри, подневольный и лишенный родного дома, чувствует, что не в силах день за днем проживать жизнь, которая ему не мила. Своим побегом он показывает не только свою силу духа, но и протест и нежелание мириться со своей участью. Его смелость вдохновляет нас. В роли «отца» тут выступает режим, неволя, в которой герой оказывается, рамки и ограничения, которые Мцыри разрывает только посмертно. Это также протест молодого поколения против войны, развязанной отцами и оторвавшей Мцыри от дома, родины и семьи.
  • М. Цветаева «Бабушке»

    • Лирический монолог Марины Цветаевой отличается от Есенинского. Марина никогда не знала свою бабушку, и ее стихотворение, как и многие другие, — это вопросы и крики в пустоту.
      о эмоции, которые появляются, когда начинаешь интересоваться своей семьей и своей историей. Это разговор, который никогда не состоится, ведь бабушка умерла, а вопросов от этого меньше не становится. Марина Цветаева старается угадать, какой была ее бабушка, сравнивает ее с собой, смотрит, как она выглядела. В своем стихотворении автор показывает не конфликт, а загадку, которую оставляют нам близкие люди после смерти.
  • Н.В. Гоголь Поэма «Мертвые души»

    • Совет «копить копейку» Чичиков пронес от самого детства через всю жизнь. Страх остаться без денег или без покровительства людей с деньгами превратился в манию. Но бедность — не порок. Порок — это ложь, лицемерие и обман, они становятся ключами, которые открывают дверь к богатству. Чичиков еще в школе понял, как люди любят услужливость, как важно заработать доверие, чтобы в самый неожиданный момент напасть. Чичиков — это «христопродавец», не зря товарищ назвал его именно этим словом. Он продаст все, только назначьте цену. Пагубное отцовское влияние и бедность сделали нашего героя именно таким, каким мы видим его в «Мертвых душах». Этот неявный конфликт помогает понять, почему и как Чичиков стал таким человеком. Все это время он стремился доказать отцу, что превзошел его и воплотил его амбиции в себе.
  • И.А. Гончаров Роман «Обломов»

    • Илья Ильич не бунтовал против предков, а в точности повторил их судьбу, хоть и время, и обстоятельства к этому не располагали.
      личную картину семьи главного героя мы получаем из одного из снов. Деревня Обломовка — это идеальное и тихое место, где рос Илья Ильич, его обували, одевали и кормили несчитанное количество слуг. Опека и любовь чувствовались во всем. А что делает человек, если у него все хорошо? Он в большинстве случаев не делает ничего, стремиться и делать что-либо не слишком хочется. Эта лень, которая появилась по причине неправильного воспитания, наложила огромный отпечаток на всю жизнь Обломова. Именно так семья повлияла на судьбу нашего героя. Поколение «отцов» обрекло «детей» на праздное и бессмысленное прозябание в мире, полном прекрасного.
  • М.А. Шолохов «Тихий Дон»

    • В семье Мелеховых всё держится на власти отца. И когда Пантелей Прокофьевич узнаёт о связи Григория с Аксиньей, он решает женить сына на Наталье. Григорий подчиняется воле отца. Но, понимая, что не любит свою жену, бросает всё и уходит с Аксиньей в работники. Он согласен на позор во имя любви. Но время рушит в мире всё, и рушится дом Мелеховых, устои казачьей жизни. И скоро никто не подчиняется законам жизни, все живут, как хотят. Дарья наступает на свёкра с непристойным предложением, а Дуняшка ставит мать в безвыходное положение и буквально заставляет её благословить на брак с Мишкой Кошевым.
  • А.П. Чехов «Вишнёвый сад»


    • В пьесе дочь Аня, семнадцатилетняя девушка, отправляется за блудной матерью, потерявшейся где-то в Париже, чтобы вернуть её в лоно семьи, для решения проблем с имением. Раневская ведёт себя наивно и глупо. Здравым смыслом наделена только Варя, приёмная дочь всё той же Раневской. Когда Любовь Андреевна даёт проходящему нищему золотой, Варя не выдерживает и говорит, что в доме есть нечего, а барыня такими деньгами разбрасывается. Потеряв всё, Раневская уезжает в Париж и увозит деньги тёти, а дочерей бросает на произвол судьбы. Девушка Аня едет в столицу, и как сложится её жизнь, где она будет брать деньги на жизнь – непонятно. Варя уходит в экономки. Отцы и дети здесь меняются местами.
  • «Поучения Владимира Мономаха»

    • Тема отцов и детей берёт своё начало со времён Киевской Руси. Одним их таких произведений является «Поучение Владимира Мономаха». Благодаря этому произведению мы можем узнать о воспитании детей на Руси в те далёкие времена, когда отношения между людьми регулировались нормами христианской морали. «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев», — говорит Владимир Мономах. Мудрый князь призывает отложить обиды и смирить гордыню, проявлять взаимоуважение и любовь.
  • Дж. Олдридж «Последний дюйм»

    • Проблема отцов и детей своеобразно решена в рассказе Дж. Олдриджа «Последний дюйм». Бен получил работу – ему нужно снять фильм о жизни акул.
      Акулью бухту он прибыл вместе с сыном, которым тяготился, не чувствуя с ним внутренней связи. Дэви ощущал свою ненужность отцу и поэтому боялся его, не мог свободно себя чувствовать с ним. Грубоватые слова и насмешливые замечания ранили стеснительного мальчика. Обидчивость и робость сына воспринималась Беном как слабость. И вот случилась беда – на Бена напала акула и серьёзно поранила его. Теперь Бэн понимает, что единственное спасение – это Дэви, которого нельзя пугать, нужно с ним договариваться, стараясь вселить в него уверенность, что он справится. В результате Дэви сумел перевязать отца, посадить его в самолёт, поднять самолёт в воздух, управлять им во время полёта и посадить. Таким образом, уважение и любовь отца, помогли Дэви проявить свои самые лучшие стороны, а решительность и сила характера сына спасли Бену жизнь. Так отец и сын обрели друг друга и прошли «последний дюйм» на пути сближения.

  • Источник: bingoschool.ru

    Дополнительные аргументы к итоговому сочинению по направлению «Отцы и дети»!

    «Отцы и дети» И.С. Тургенева

    Аргументы Отцы и ДетиВо все времена представители разных поколений резко отличались.
    было сложно друг друга понять. Подобные примеры можно найти в истории и литературе, как русской, так и зарубежной. Особенно ярко это отражено в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Конфликт зреет и разворачивается на протяжении всего произведения. Неподготовленному читателю может показаться, что проблема вырастает на ровном месте. Но это не так. Здесь скрыты серьезные причины, копившееся не один десяток лет в обществе, современном для героев.

    Конфликт рождается в доме Кисановых. Где «отцы» – братья Николай и Павел Кирсановы, а «дети» – Аркадий Кирсанов, сын Николая Петровича Кирсанова, и Евгений Базаров, друг Аркадия. Базаров и Кирсанов старший с самого начала не смогли найти общий язык. Павел Петрович даже не подал руки юному гостю. А Евгений насмешливо, с определенной долей грубости, стал вмешиваться в порядки чужого дома.

    Представитель древнего дворянского рода видел в молодом разночинце наглого выскочку, которому необходимо поучиться как вести себя со старшими. А представитель просвещенной молодежи обладал передовыми, современными взглядами и считал праздного барина паразитом на теле общества. Молодым людям свойственно отрицать законы и нормы отцов. Для них это развитие, приобретение собственного мнение, отделение от родителей, движение вперед. У Базарова этот момент достигает наивысшей точки. Неприятие старого превращается в отрицание всего – нигилизм.

    Бескомпромиссность и категоричность двух поколений друг к другу приводит к неприятным последствиям для отцов и детей.

    «Бежин луг» И.С. Тургенева

    И.С. Тургенев в рассказе «Бежин луг» (из цикла «Записки охотника») знакомит нас с сельскими ребятами. Они растут в одной деревне, все крестьянского сословия, не сильно отличаются по возрасту. Но все они разные по одежде, мышлению, характеру, взглядам на жизнь. Автор объясняет это тем, кто в какой семье родился. По Феде видно, что он из зажиточного крестьянства. У него тонкие, мелкие черты лица. Видно, что ночью в поле он выехал не из-за нужды, а лишь для развлечения. Одет он хорошо, добротно, во все новое и аккуратное. У него даже собственные сапоги, а не отцовские. Юноша не верит в крестьянские приметы, не знает местных легенд о лесных духах. Но при этом труслив. Видно, что богатые родители воспитывают его по-другому, не так, как остальных ребят. Федор сравнивается с Павлом. Второй мальчик – Павлуша совсем иной внешне и внутренне. Он из бедной семьи, рано начал работать. Лицо его неказистое, фигура приземистая, но в глазах светится гордость и упрямство. Парнишка самый работящий и смелый среди ребят. Один бросается в лес на лай собак, думая, что там волк. Остальные мальчишки трусят. Он настоящий крестьянин, интересуется делами взрослых. Знает все приметы, легенды и мистические истории, хорошо знаком со славянской мифологией. Но судьба его печальна. Он погибает, упав с лошади во время работы. Таким образом, семья, родители определяют то, каким растет их ребенок. Его взгляды, характер, внешний вид и даже судьбу.

    «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя

    На страницах повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» мы встречаемся с бравым казаком Тарасом и его сыновьями: Остапом и Андреем. Юноши только вернулись с учебы в Киеве. Бульба не хочет, чтобы взрослые дети сидели возле матери. Он хочет сделать из них смелых и самоотверженных бойцов, как он сам. Сыновья отличаются удалью и отвагой в бою с неприятелем. И все прочат им будущее славных атаманов. Тарас горд. Но Андрий влюбляется в девушку польку. Чтобы спасти возлюбленную и ее мать, юноша выносит хлеб из станицы в оккупированный город. Отец считает это предательством, за что убивает сына. Остап же продолжает отважно биться с врагом, попадает в плен. После чего был казнен на глазах у Тараса. Таким образом, не всегда правда отцов становится единственно верной для детей. А их образ жизни не всегда приносит счастье сынам.

    «Горе от ума» А.С. Грибоедова

    А.С. Грибоедов в своей бессмертной комедии «Горе от ума» глубоко и образно показал борьбу «века нынешнего» и «века минувшего». В роли отцов выступает Фамусов со своим окружением. В роли детей – Чацкий и Софья. Здесь противоборство сторон определяется не только возрастом. Есть молодые люди, такие как Молчалин, которые выступают за «век минувший», поддерживая его традиции и нравы.

    Софья не спешит покоряться отцу. Ей неприятны его взгляды. Она не хочет идти замуж по расчету. Но после обмана возлюбленного, принимает сторону «отцов».

    «Война и мир» Л.Н. Толстого

    Одной из тем романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» является мысль семейная. Здесь нет открытого противоборства отцов и детей. Скорее, наоборот. Каждый герой романа – плоть от плоти часть своей семьи. Красивые, жестокие, расчетливые Элен и Анатоль – дети таких же родителей. Курагины всегда были известны в свете, как меркантильные люди, не имеющие принципов. Марья и Андрей не отличаются внешней красотой, но прямы, благородны, честны и упрямы, как истинные Болконские. Дети семьи Ростовых: Петя, Николай и Наташа. Они добрые, самоотверженные, как родители. Особенно поражает читателя благородный поступок Наташи, когда она отдает подводы раненым, понимая, что тогда не успеет эвакуироваться из города.

    «Обломов» И.А. Гончарова

    И.А. Гончаров в романе «Обломов» показал нам два типа людей. Илья Обломов – сын дворян, которые провели весь свой век в праздности, получая капитал с поместья. Потому и ребенок вырос безвольным, ленивым, не знающим иной жизни. И Штольц, отец которого был немецким купцом. Он сам вырос дельцом, умеющим добиваться поставленных целей, зарабатывать и копить деньги.

    Источник: spadilo.ru

    «Поучения Владимира Мономаха»

    Тема отцов и детей берёт своё начало со времён Киевской Руси. Одним их таких произведений является «Поучение Владимира Мономаха». Благодаря этому произведению мы можем узнать о воспитании детей на Руси в те далёкие времена, когда отношения между людьми регулировались нормами христианской морали. «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев», — говорит Владимир Мономах. Мудрый князь призывает отложить обиды и смирить гордыню, проявлять взаимоуважение и любовь.

    Д.И.Фонвизин «Недоросль»

    Тема отцов и детей является одной из главных в комедии Фонвизина. Чтобы раскрыть данную тему, стоит обратиться к значению имени «Миторофан», что означает «похожий на мать». Сходство просматривается во всем, например, в отношении к учёбе. Простакова довольна учителями, которые её сыночка не неволят, в её понимании дворянину вообще не нужна никакая образованность. Главное, как считает она, — это производить нужное впечатление на людей. Мать и сын схожи и в отношении к людям: к зависимым — грубость и деспотизм, к вышестоящим – лесть и подхалимство. К отцу Митрофан испытывает жалость, но страх перед матерью не позволяет ему в этом признаться. Он не уважает отца, не считается с ним. Что же говорить о других людях! Учителей Митрофан обзывает, угрожает им, своей нянькой помыкает. Лишившаяся власти мать, также не удостаивается слов поддержки и сожаления. Конфликт родителей и детей в комедии – следствие дурного воспитания, морального уродования человека.

    А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка»

    Глубокая любовь и уважение связывают отцов и детей в произведениях А.С.Пушкина. Молодые герои могут проявлять своеволие и непокорность, но никогда это не даётся им легко и просто. Например, в повести «Барышня-крестьянка» Алексей Берестов желает поступить на военную службу, но отец его категорически против этого. Однако конфликт не обостряется, потому что Алексей не желает огорчать отца и решает пока переждать, надеясь, что отец через какое-то время передумает. Лиза Берестова растёт балованным ребёнком, часто проказничает, но это только умиляет и восхищает отца. Так продолжается до того момента, когда родители и дети встают перед принципиальным выбором, касающимся любви и счастья. Отцы, Берестов и Муромский, решили поженить детей. Алексей, ещё не зная, что Лиза – это и есть милая его сердцу Акулина, решительно отказался выполнить волю отца. Конфликт оказался принципиальным и закончился угрозой отца лишить сына наследства. Алексей готов на всё, лишь бы жениться на своей Акулине, поэтому спешит к Муромским, чтобы открыто заявить им о своём решении. Там он встречает свою любимую в истинном её обличии, и всё заканчивается благополучно и счастливо. Пушкин изображает в этом произведении прелесть гармоничных взаимоотношений, основанных исключительно на любви. В таких семьях не бывает конфликтов отцов и детей, а если они и бывают, то заканчиваются примирением.

    Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

    В повести «Тарас Бульба» Н.В.Гоголь обращается к теме отцов и детей, повествуя о трудном военном времени. В отношении Тарас Бульбы к сыновьям нет ни «нежбы», ни добрых слов. С самого же первого момента встречи он начинает подзадоривать сыновей, вынуждая их вступить с отцом в открытое противоборство. Об особенностях воспитания мы можем судить по словам Бульбы: «Не слушай, сынку, матери, она ничего не знает». Опасаясь влияния жены, он сразу же решает отправиться с сыновьями в Запорожскую Сечь: «Вот где наука так наука! Там вам школа; там только наберётесь разуму». Отец гордится сыновьями, что не мешает ему воспитывать их в строгости. Главным бесчестием для отца является измена товариществу, общему делу, служению Родине. Когда он узнал о предательстве Андрия, сын перестал существовать для него, появился самый ненавистный враг и личный позор, поэтому Тарас безжалостно убивает Андрия. С этого времени единственной его надеждой становится Остап, который всецело разделяет убеждения отца. Настоящей гордостью становится для Тараса избрание сына атаманом, а казнь Остапа вселила в его сердце ещё большую отвагу и беспредельную ненависть к врагу. Гоголь хотел донести до нас мысль, что в трудные времена не бывает конфликтов отцов и детей, а есть только соратники-товарищи и враги — недруги.

    Дж.Олдридж «Последний дюйм»

    Проблема отцов и детей своеобразно решена в рассказе Дж.Олдриджа «Последний дюйм». Бен получил работу – ему нужно снять фильм о жизни акул. В Акулью бухту он прибыл вместе с сыном, которым тяготился, не чувствуя с ним внутренней связи. Дэви ощущал свою ненужность отцу и поэтому боялся его, не мог свободно себя чувствовать с ним. Грубоватые слова и насмешливые замечания ранили стеснительного мальчика. Обидчивость и робость сына воспринималась Беном как слабость. И вот случилась беда – на Бена напала акула и серьёзно поранила его. Теперь Бэн понимает, что единственное спасение – это Дэви, которого нельзя пугать, нужно с ним договариваться, стараясь вселить в него уверенность, что он справится. В результате Дэви сумел перевязать отца, посадить его в самолёт, поднять самолёт в воздух, управлять им во время полёта и посадить. Таким образом, уважение и любовь отца, помогли Дэви проявить свои самые лучшие стороны, а решительность и сила характера сына спасли Бену жизнь. Так отец и сын обрели друг друга и прошли «последний дюйм» на пути сближения.

    Источник: 4ege.ru

    Взаимоотношения поколений в пьесе “Горе от ума” А. С. Грибоедова

    А. С. Грибоедов в своей пьесе говорит уже о другом противостоянии “отцов и детей”. В произведении иной конфликт: влияние старшего поколения на убеждения детей младшего поколения. Противопоставление идет между Софьей Фамусовой и Молчалиным. Оба героя — хорошие дети своих родителей, однако, влияние старшего поколения разное.

    Рис. 2. Фамусов и слуги со свечами. Художник Т. Александрова
    Фамусовы — семья высшего сословия, они презирают всех, кто ниже их по статусу. Отец Софьи все время говорит о том, что тот, кто беден, тот ей не пара. Фамусовское общество нацелено только на пустое времяпрепровождение: обеды, ужины и сплетни. София Фамусова под влиянием этого общества копирует некоторые черты своего старшего поколения. Именно она распускает слух о невменяемости Чацкого. Софья пытается следовать правилам отца, но она влюбляется в слугу Молчалина. Молчалин, как и Софья, действует по наставлению своего отца. Постулаты семьи Молчалиных: угождать всем и не говорить лишнего слова. Сын отлично практикует эти правила, тем самым добиваясь карьерного роста и обогащения. Но это приводит к тому, что Молчалин становится заложником своего безмолвия, он не может выразить своего мнения и унижается перед другими людьми.

    Важно! Иная и развязка этого конфликта: оба героя — и Софья, и Молчалин, слепо следовали советам своих отцов, но при этом они не оказались счастливыми людьми.

    “Гроза” пьеса А. Н. Островского

    В “Грозе” А. Н. Островского спор между поколениями выражен в столкновениях Кабанихи и Дикоя, представителями “старшего” поколения, и Катерины с Борисом. Кабаниха является матерью двух детей: слабовольного Тихона и беспринципной Варвары. Оба получили воспитание, которое сопровождалось тотальным контролем. Тихон при этом стал “маменькиным сынком”, а Варвара унаследовала от матери лживость и равнодушие к окружающим.

    Рис. 3. Тихон Кабанов и Кабаниха. Художник-иллюстратор С. В. Герасимов
    В противопоставление ставятся нравственная и добрая Катерина, которая получила от родителей любовь, заботу и ласку. Она вышла замуж за Тихона и попала под гнет свекрови. Катерина не может выдержать эти издевательства, и находит утешение в племяннике Дикого, Бориса. Борис, в свою очередь, зависит от дядьки, и не может ослушаться его, тем самым отвергает любовь молодой Катерины Кабановой.

    Важно! Итогом двух конфликтов явилась смерть Катерины, которая не смогла приспособится и принять правила семьи мужа.

    Проблема связи поколений в романе “Капитанская дочка” А. С. Пушкина

    Петр Гринев — главный герой романа, является представителем молодого поколения, который зависит от старшего поколения. Тут выявлен не конфликт, а, наоборот, преемственность поколений. Петруша живет по закону отца “береги честь смолоду”, и все действия сравнивает с этим выражением. Честь для него — главное, это помогает ему выжить при встрече с Пугачевым.

    Рис. 4. Маша и Гринев. Рисунок П. П. Соколова
    Влияние матери Петра также сказалось на воспитании сына. Ее романтичная натура, помогла пробудить в сыне доброту и отзывчивость. Когда Петр решает, что хочет жениться на сироте Маше Мироновой, родители не принимают его выбор.

    Важно! Лишь после того как отец и мать понимают, что сами вырастили такого сына — высоконравственного и отвечающего за свои поступки и слова, они приняли невестку как родную.

    “Тихий дон” роман М. Шолохова

    Семья Мелеховых — образец казачьих устоев: дети подчиняются отцу, женщины подчиняются мужчинам. Григорий, подчинившись отцу, женится на Наталье, которую не любит, но перечить отцу он не может. Аксинья, возлюбленная Григория, также страдает от родительского воспитания. Она жила в постоянном страхе перед отцом. Аксинья не видела нормальных отношений, поэтому она и не смогла дать Григорию крепкой семьи. В противопоставление Аксинье автор показывает Наталью — с хорошим воспитанием и примерным характером.  Будучи замужем за Григорием, она родила детей и всячески сохраняла мир в доме.

    Рис. 5. Григорий и Аксинья. Художник С. Корольков
    После распада казачества Мелеховы не смогли восстановить семью. Вся власть отца Пантелея Прокофьевича держалась на казачьих устоях, и когда не стало опоры, дети начали бунтовать. Дарья, средняя дочь, начала вести распутную жизнь, а Дуняша отдаляется от семьи. Только тогда отец понимает, что ценности не должны быть приказами к исполнению, а лишь советами, которые человек может как принимать, так и отвергать.

    “Король Лир” пьеса В. Шекспира

    К проблеме поколений прибегали и зарубежные авторы. Герой пьесы король Лир опьянен властью и требует от окружающих не любви к нему, а покорности. Две из трех его дочерей пытаются такой покорностью обманом получить большую долю денег отца. Он верит этой наигранной покорности и любви и не слышит предупреждения младшей дочери Корделии. Лир оказывается на улице, в полной нищете, но рядом с ним — Корделия, которая не променяла любовь на деньги.

    Рис. 6. Корделия. Картина Уильяма Ф. Йимза. 1888 год
    Только после того, как дочери обманули короля Лира, он понимает, что властью и деньгами не купить семью.

    “Алые паруса” А. Грин

    Это произведение значительно отличается от других. Здесь, наоборот, автором показывается не проблема отцов и детей, а инструкция, как необходимо ладить с младшим поколением. Александр Грин описывает жизнь главной героини Ассоль и ее отца Лонгрена. Автор показывает чуткое отношение отца к дочери, он полностью посвящает жизнь Ассоль, но при этом не давит на нее. Она растет свободной и независимой, но при этом чтит семейные традиции. Таким образом, “Алые паруса” А. Грина — это не только история о красивой любви, но и история “новых” отношений между поколениями, основанными на взаимопонимании и чуткости к друг другу. Аргументов и примеров из литературы для жизни на тему взаимоотношения отцов и детей предостаточно. Главное — не только понимать их, но и анализировать, ведь классики мировой литературы дают нам примеры для того, чтобы каждый делал свой единственно верный, осознанный выбор. Еще больше примеров смотрите в предложенном видео.

    Источник: nauka.club

    Итоговое сочинение. И.С. Тургенев «Отцы и дети». Л.Н. Толстой «Война и мир». Д.И. Фонвизин «Недоросль». Н.А. Островский «Гроза». НАПРАВЛЕНИЕ ОТЦЫ И ДЕТИ.   Темы: Проблема отцов и детей, взаимоотношения отцов и детей, конфликт поколений,причины конфликта, воспитание, гармония в отношениях отцов и детей, преемственность поколений, вечный спор отцов и детей. 

    Д.И. Фонвизин «Недоросль» В пьесе проблема отцов и детей решается через события в семье Простаковых. Самовластная барыня-тиран – мать семейства, безгласная Еремеевна, супруг – забитый хуже крепостного, Митрофан, невообразимый обжора, увертливый и хитрый, как бес. Он весьма сметлив, и всегда в свою пользу. «Вот злонравия достойные плоды» — это о нем говорит Стародум. Пагубное влияние порочного воспитания сформировало в Митрофане склонность к предательству. Он предает свою «мамку» Еремеевну: «Ну, еще слово молви, старая хрычовка! Уж я те отделаю; опять нажалуюсь матушке…». Он предает и родную мать. Простакова, совершив ряд злодейств ради своего ненаглядного дитяти, лишенная права бесчинствовать в своем имении, бросается обнимать сына: «Один ты остался у меня, мой сердешный друг Митрофанушка!» Но сын отталкивает ее: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…». По-человечески её жаль. Проще всего видеть в ней самовластную помещицу и только. Вряд ли надо доказывать, что она беззаветно любит своего единственного ребенка. Она его нравственно калечит своей любовью. Это бесспорно. Но ведь она и сама искалечена. Она глубоко страдает, когда убеждается в неблагодарности сына.  
    НЕДОРОСЛЬ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

    Типы взаимодействия между представителями разных поколений и причины противоборства.
    И.С. Тургенев «Отцы и дети»

    М.Ю. Лермонтов вводит в литературу понятие «герой времени», означающее человека, наиболее типичного для данного поколения, характер и судьба которого сформированы этой эпохой, отражают ее боли и беды, взлеты и падения. Разумеется, поколение не может состоять из одних «героев времени». Основную массу людей эпоха как бы «задевает краем», они к любому времени могут приспособиться. Вечные типы любого поколения: «герои времени» и «люди нормы», то придерживающиеся привычных норм бытия. Братья Кирсановы (роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева) как раз составляют такую психологическую пару. Павел Петрович не случайно назван Писаревым «маленьким Печориным». Он не только принадлежит к тому же поколению «лишних людей», что и Печорин, но и являет собой «печоринский тип» «героя времени», в котором все обусловлено эпохой: он стремится к великой деятельности, к испепеляющим страстям, к жизни, масштаб которой не вписывается в масштаб его эпохи. Все в обыденной жизни, в общепринятом пути человека от детства к возмужанию, к созданию семьи и воспитанию детей, к любованию на излете собственной жизни молодой порослью – этому герою чуждо и недоступно. Потому и потянуло его к брату Николаю, столь непохожему на него, столь далекому от страстей и сфинксов. Павел Петрович греется около чужого маленького тихого счастья, около духовного благополучия брата. Он издали любуется невозможным для него самого патриархальным укладом жизни, где за любовью следует брак, где, горестно оплакав смерть жены, можно на закате жизни обрести не менее праведную вторую любовь и вновь создать семью, и вновь растить детей. 

    В Николае Петровиче Кирсанове воплощен тип человека «нормы», в нем сила устоя и традиции. Он – отец. И отец вдумчивый, стремящийся исполнить отцовский долг как можно лучше. Его жизнь обыденна и внешне неинтересна, но глубинно правильна! Что дало ему силу не сломиться, выстоять после смерти горячо любимой жены? Что дает ему силу заниматься хозяйством, воспитанием сына? Что позволит сохранить чистоту и свежесть чувства, чтобы полюбить Фенечку, растить Митю, зачитываться Пушкиным, играть на виолончели, живо интересоваться нигилизмом и на новом уровне строить отношения с повзрослевшим сыном? Великая жизненная сила! Она постоянно обновляется в Николае Петровиче тем, что он ощущает себя не самодостаточной личностью, кружимой таинственными страстями, но сыном и отцом, чья жизнь включена в общую цепь поколений. Он поступает – как должно, живет – как заведено от веку. Усвоенные им традиции отцов и дедов создают некую схему человеческой жизни, которую каждый наполняет своим живым содержанием. Это так же старо и так же неисчерпаемо, как смена времен года, как залог вечного обновления жизни.
    Как истово исполняет Николай Петрович свой долг отца! Почему, доставив Аркадия в Петербург, остался с ним, отчего не вернулся в Марьино? Зачем так старается сблизиться с соучениками сына, читает книги, которыми увлекается Аркадий? Да потому, что его волнует не только материальное благополучие сына. Он занимается его духовным развитием, делает все, чтобы понимать новые увлечения молодежи, следит за современной жизнью. 
     
    У каждого молодого человека наступает период взросления, когда он стремится обрести себя, отвергнуть все былое во имя нового; когда жизнь, дела и верования отцов представляются наивными заблуждениями, а собственные мысли или идеи современных кумиров-ровесников кажутся высшими откровениями, истиной в последней инстанции. Это необходимый этап взросления, обретения самого себя. Необходимый – но очень тяжелый. Именно в этот момент отношения с родителями особенно напряжены, доходят до полного взаимонепонимания, взаимоотрицания. Так было и будет всегда.

    К этому-то периоду и готовится исподволь мудрый Николай Петрович. Он как бы заново переживает с сыном этот проблемный возраст, готовясь достойно встретить грядущие трудности, чтобы не оттолкнуть Аркадия в слепой обиде на чужую молодость, поддержать его, помочь. Он умел быть прекрасным мужем своей Машеньке, он стал мудрым и любящим отцом. Любя и почитая брата, он ни на йоту не поддается его влиянию, идет своим собственным путем. Как достойно ведет он себя в трудной ситуации, определяя отношения с Фенечкой. Поздняя его любовь к простой девушке несовместима с аристократическими понятиями Павла Петровича. Оберегая «принсипы» брата, Николай Петрович не женится на Фенечке, но строит жизнь так, что и она, и Митя чувствуют неустанную заботу любящего человека и отца. Он вступит в законный брак, когда поймет, что брата Павла это не оскорбит. А вот Аркадий постоянно находится под чьим-то влиянием: то родительским, то Базарова, то Одинцовой, то Кати. У него как будто и есть убеждения, но всегда оказывается, что эти идеи и принципы не его, а заёмные, чужие. Ах, как это важно иметь свои, собственные убеждения! От Аркадия остается удручающее впечатление: если «природа-мать» будет посылать миру таких сыновей «заглохнет нива жизни». Жизненный эмпиризм нуждается в свете мысли – новой мысли. Потому-то с таким интересом Николай Петрович присматривается и прислушивается к Базарову. Он терпит горькие обиды и все же испытывает к нему острое любопытство. Жизнь всегда ждет руководящей идеи, которую люди, подобные Аркадию, никогда не породят.
    Традиции, устои – великая сила. Такие люди, как Николай Петрович, и осуществляют связь поколений. Именно они связывают воедино прошлое и будущее, ибо в любую эпоху умеют достойно прожить свою незаметную жизнь, сохранив здоровые корни, передав своим детям простые и мудрые жизненные принципы. 

    Отец и сын Базаровы – особая тема романа. С родителями любого человека связывают важнейшие нити. Отношение к отцу и матери – та лакмусовая бумажка, с помощью которой определяется нравственность человека. Считая любовь физиологией, Базаров и в родительской любви видит лишь инстинкт, животное чувство. Потому так томится он в отчем доме, потому и не находит общего языка с родителями.
    Перечитаем трагическую сцену прощания Василия Ивановича и Арины Власьевны с Евгением. Пробыв три дня, он наскучил их обществом. Как одухотворена любовь стариков к Енюше! Как старались они получше его принять, не раздражать излишней заботой! И какое чувство собственного достоинства звучит в словах матери, оскорбленной предательством сына, как требует она той же гордости, того же мужества и от мужа. Как утешила она его в печали!
    Что понимал Базаров в своих «стариках»? Они ли «недоразвились» до него или он не дорос до этих необразованных, простых людей, с их умением любить, с их понятиями о чести и нравственном долге?

    С отцом Евгения связывают еще и общие занятия медициной. Но даже профессия не может их объединить: слишком высокомерно, презрительно относится сын к попыткам Василия Ивановича не отстать от века. Как только может, он показывает отцу, что познания его устарели, что профессиональный разговор с ним ему скучен. А ведь отец был первым его учителем в медицине, первым, кто направил его по избранному пути. Неуважение к отцу и к наставнику – большое ли то достоинство, даже если ученик пошел значительно дальше учителя? Отец прекрасно понимает, что интересы сына лежат в иной, нежели медицина, области. А ведь Базаров никогда не говорил с отцом о своих убеждениях, о жизненных целях! Уж такой ли отец не понял бы своего сына, если б тот только пожелал с ним общаться в ином тоне, кроме насмешливо-снисходительного! Откуда это взаимонепонимание, эта отчужденность между ними?

    Можно вновь вспомнить о драме Павла Петровича, отвергшего путь отца, не создавшего ни Дома, ни потомства. О горьком его уделе – греться на старости лет у чужого счастья. Не умевший быть сыном не может стать отцом – такова судьба «героев времени». Так же, как ему не дано стать отцом, не дано ему и быть сыном – эти явления слишком взаимосвязанные. А с другой стороны – «герои времени» способны обновить жизнь, без них смена поколений оказывается лишь механическим повторением и ведет к вырождению. Такова философия жизни.

    Загнанный в тупик Базаров все-таки вернется в родительский дом, спрячется в нем, как зверь в нору, от самого себя, от своей души. Чем глубже, чем умнее человек, тем тяжелее для него проходят периоды переоценки ценностей. Свое мировоззрение, свое понимание мира Базаров обретал ценой мучительных раздумий, до каждой истины доходил сам, не принимая готовых рецептов, выстраивал все с нуля. Ему стократ тяжелее перешагнуть через кровью добытые убеждения. Себя Базаров считал богом («Не Богам же… горшки обжигать!»), и теперь должен понять и принять мир с иными богами, мир, где ему уже не доведется так возвыситься в собственных глазах. Он изменился: ищет общества, бродит по огороду с отцом, помогает ему во врачебной практике. Начавшийся процесс сомнений в истинности его теории необратим. Не сумевший реализовать себя в жизни, Базаров должен перед лицом смерти совершить все, на что способен. Смерть не озлобляет героя. Неуклюже, неумело, но искренне пытается он утешить родителей, не помешать им искать утешение в религии. В нем просыпается сыновнее чувство. Какие бы люди не приходили в мир, как бы ни отрицали духовное начало, родительское начало, они уходят – а остается то, что вечно: любовь, дети, земля, небо – и безутешные двое у могилы сына. Только так продолжается жизнь.
    ОТЦЫ И ДЕТИ АНАЛИЗ
    ОТЦЫ И ДЕТИ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ 

    Источник: rustutors.ru


    Leave a Comment

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.