Роман Тургенева «Отцы и дети» раскрывает сразу несколько проблем. В одной отражается конфликт поколений и наглядно демонстрируется способ выйти из него, сохранив главное – ценность семьи. Во второй – демонстрируются процессы, происходящие в обществе того времени. Посредством диалогов и умело проработанных образов героев, преподносится едва начавший зарождаться тип общественного деятеля, отрицающий все устои существовавшей государственности и подвергавший насмешкам такие морально-этические ценности, как любовные чувства и искренние привязанности.
Сам Иван Сергеевич в произведении не становится ни на одну из сторон. Как автор он осуждает и дворянство, и представителей новых общественно-политических движений, наглядно показывая, что ценность жизни и искренних привязанностей намного выше бунтарства и политических страстей.
Содержание:
- История создания
- Анализ произведения
- Основной сюжет
- Главные герои:
- Евгений Базаров
- Аркадий Кирсанов
- Анна Одинцова
- Екатерина Локтева
- Николай Петрович Кирсанов
- Павел Петрович Кирсанов
- Цитаты
- Композиция. Анализ сюжета романа
История создания
Из всех произведений Тургенева, роман «Отцы и дети» единственный был написан в краткие сроки. От момента зарождения идеи до первой публикации рукописи прошло всего два года.
Первые мысли относительно новой повести посетили писателя в августе 1860 года во время пребывания его в Англии на острове Уайт. Способствовало этому знакомство Тургенева с провинциальным молодым врачом. Судьба столкнула их в непогоду на железной дроге и под давлением обстоятельств они общались с Иваном Сергеевичем всю ночь. Новым знакомым были выказаны те идеи, которые читатель после мог наблюдать в речах Базарова. Врач и стал прототипом главного героя.
(Имение Кирсановых из к/ф "Отцы и дети", место съёмок усадьба Фряново, 1983)
Осенью того же года по возвращению в Париж Тургенев проработал фабулу романа и приступил к написанию глав. В течение полугода половина рукописи была готова, а закончил ее он после приезда в Россию, в середине лета 1861 года.
Вплоть до весны 1862 года, зачитывая свой роман друзьям и отдавая рукопись на прочтение редактору «Русского вестника», Тургенев вносил в произведение правки. В марте этого же года, роман был опубликован. Эта версия немного отличалась от издания, увидевшего свет спустя полгода. В ней Базаров был представлен в более неприглядном свете и образ главного героя был немного отталкивающим.
Подробнее: И.С. Тургенев "Отцы и дети": история создания романа
Анализ произведения
Основной сюжет
Главный герой романа нигилист Базаров вместе с молодым дворянином Аркадием Кирсановым приезжает в имение Кирсановых, где происходит знакомство главного героя с отцом и дядей товарища.
Павел Петрович утонченный аристократ, которому совершенно не нравится ни Базаров, ни выказываемые им идеи и ценности. Базаров в долгу также не остается, и не менее активно и страстно, он высказывается против ценностей и морали стариков.
После этого молодые люди знакомятся с недавно овдовевшей Анной Одинцовой. Они оба влюбляются в нее, но временно скрывают это не только от предмета обожания, но и друг от друга. Главному герою стыдно признать, что он, выступавший яро против романтизма и любовной привязанности, сам теперь страдает от этих чувств.
Молодой дворянин начинает ревновать даму сердца к Базарову, между друзьями происходят недомолвки и, в итоге, Базаров рассказывает о своих чувствах Анне. Одинцова предпочитает ему спокойную жизнь и брак по расчету.
Постепенно отношения между Базаровым и Аркадием портятся, а сам Аркадий увлекается младшей сестрой Анны Екатериной.
Отношения между старшим поколением Кирсановых и Базарова накаляются, дело доходит до дуэли, на которой ранение получает Павел Петрович. Это ставит жирную точку между Аркадием и Базаровым, и главному герою приходится вернуться в отчий дом. Там он заражается смертельной болезнью и погибает на руках у собственных родителей.
В финале романа Анна Сергеевна Одинцова выходит замуж по расчету, женятся Аркадий и Екатерина, а также Фенечка и Николай Петрович. Свои свадьбы они играют в один день. Дядя Аркадия покидает имение и отправляется жить за границу.
Подробнее: И.С. Тургенев "Отцы и дети": сюжет и краткое содержание по главам романа
Герои тургеневского романа
Евгений Васильевич Базаров
Базаров – студент-медик, по социальному статусу, простой человек, сын военного лекаря. Он серьезно увлекается естественными науками, разделяет убеждения нигилистов и отрицает романтические привязанности. Он уверен в себе, самолюбив, ироничен и насмешлив. Много говорить Базаров не любит.
Помимо любви главный герой не разделяет восхищение искусством, мало верует в медицину, невзирая на получаемое им образование. Не относя себя к романтичным натурам, Базаров любит красивых женщин и, одновременно, презирает их.
Самый интересный момент в романе – это когда герой сам начинает испытывать те чувства, существование которых он отрицал и высмеивал. Тургеневым наглядно демонстрируется внутриличностный конфликт, в тот момент, когда чувства и убеждения человека расходятся.
Подробнее: Евгений Базаров: характеристика и образ героя
Аркадий Николаевич Кирсанов
Один из центральных героев тургеневского романа – это молодой и образованный дворянин. Ему всего 23 года и он едва закончил университет. В силу своей юности и склада характера, он наивен и легко попадает под влияние Базарова. Внешне он разделяет убеждения нигилистов, но в душе, и далее по сюжету это видно, он предстает великодушным, мягким и очень сентиментальным молодым человеком. Со временем герой и сам понимает это.
В отличие от Базарова, Аркадий любит много и красиво говорить, он эмоционален, жизнерадостен и дорожит привязанностями. Он верит в брак. Невзирая на демонстрируемый вначале романа конфликт между отцами и детьми, Аркадий любит и дядю, и своего отца.
Подробнее: Аркадий Кирсанов: характеристика и образ героя
Анна Одинцова
Одинцова Анна Сергеевна – рано овдовевшая богатая особа, которая в свое время замуж вышла не по любви, а по расчету, чтобы уберечь себя от бедности. Одна из главных героинь романа любит покой и собственную независимость. Она никогда никого не любила и ни к кому не привязывалась.
Для главных героев она выглядит красивой и недоступной, поскольку взаимностью не отвечает никому. Даже после смерти героя, замуж она выходит повторно, и опять-таки по расчету.
Подробнее: Анна Одинцова: характеристика и образ героини
Екатерина Локтева
Младшая сестра вдовы Одинцовой, Катя, совсем юна. Ей всего 20 лет. Екатерина является одним из самых милых и приятных персонажей романа. Она добра, общительна, наблюдательна и при этом демонстрирует самостоятельность и упертость, которые только красят молодую особу. Она из семьи небогатых дворян. Родители ее погибли, когда ей было всего 12 лет. С тех пор она воспитывалась старшей сестрой Анной. Ее Екатерина побаивается и под взглядами Одинцовой чувствует себя неловко.
Девушка любит природу, много размышляет, она прямая и не кокетливая.
Подробнее: Екатерина Локтева: характеристика и образ героини
Николай Петрович Кирсанов
Отец Аркадия (брат Павла Петровича Кирсанова). Вдовец. Ему 44 года, он совершенно безобидный человек и нетребовательный хозяин. Он мягкий, добрый, привязанный к сыну. По своей натуре он романтик, ему нравится музыка, природа, поэзия. Николай Петрович любит тихую, спокойную, размеренную жизнь в деревенской глуши.
В свое время он женился по любви и жил в браке счастливо до тех пор, пока его жена не умерла. В течение долгих лет не мог прийти в себя после смерти возлюбленной, но с годами нашел любовь вновь и ей стала Фенечка, простая и бедная девушка.
Подробнее: Николай Петрович Кирсанов: характеристика и образ героя
Павел Петрович Кирсанов
Утонченный аристократ, 45 лет от роду, дядя Аркадия. В свое время он служил офицером гвардии, но из-за княгини Р. его жизнь изменилась. Светский лев в прошлом, сердцеед, который легко завоевывал любовь женщин. Всю свою жизнь он строил в английском стиле, читал газеты на иностранном языке, вел дела и быт.
Кирсанов явный приверженец либеральных взглядов и человек с принципами. Он самоуверенный, гордый и насмешливый. Любовь в свое время его подкосила, и из любителя шумных компаний, он стал ярым мизантропом, который всяческим образом избегал общества людей. В душе герой несчастлив и в конце романа он оказывается далеко от своих близких.
Подробнее: Павел Петрович Кирсанов: характеристика и образ героя
Цитаты
«Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения». Евгений Базаров.
«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Евгений Базаров.
«Личность вот главное; человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней все строится». Павел Петрович.
«Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить». Николай Петрович Кирсанов.
«Время летит иногда птицей, иногда ползет червяком; но человеку бывает особенно хорошо тогда, когда он даже не замечает – скоро ли, тихо ли оно проходит». Автор
Подробнее: И.С. Тургенев "Отцы и дети": цитаты героев и автора романа
Композиция. Анализ сюжета романа
Основным сюжетом, ставшего классическим, романа Тургенева, является конфликт Базарова с обществом, в котором он волей судьбы оказался. Обществом, которое не поддерживает его взглядов и идеалов.
Условной завязкой сюжета становится появление главного героя в доме Кирсановых. В ходе общения с другими героями демонстрируются конфликты и столкновения взглядов, которые проверяют убеждения Евгения на стойкость. Происходит это и в рамках главной любовной линии – во взаимоотношениях Базарова с Одинцовой.
Противопоставление – это главный прием, который автор использовал при написании романа. Он отражается не только в его заглавии и демонстрируется в конфликте, но и отражен в повторении маршрута главного героя. Базаров дважды оказывается в имении Кирсановых, дважды бывает у Одинцовой и также дважды возвращается в родительский дом.
Развязкой сюжета становится смерть главного героя, которой писатель хотел продемонстрировать крах высказываемых героем на протяжении романа мыслей.
В своем произведении Тургенев наглядно показал, что в круговороте всех идеологий и политических споров есть большая, сложная и многообразная жизнь, где всегда одерживают победу традиционные ценности, природа, искусство, любовь и искренние, глубокие привязанности.
Источник: xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai
1. Тайна первой фразы романа
В первой фразе «Отцов и детей» Тургенев точно называет дату начала действия романа:
«— Что, Петр, не видать еще? — спрашивал
20-го мая 1859 года, выходя без шапки на низкое крылечко постоялого двора на *** шоссе, барин лет сорока с небольшим…»
Почему именно 20 мая 1859 года? Мы никогда не узнали бы точный ответ, если бы не была найдена черновая рукопись романа История изучения «Отцов и детей» похожа на детектив. Черновая рукопись романа считалась утерянной, пока в середине
В тот день Тургенев появился в доме Герцена не один, а со своим младшим приятелем и протеже — Елисеем Колбасиным, также сотрудником «Современника». Можно предполагать, что разговор Герцена, Тургенева и Колбасина вращался вокруг конфликта, который разгорелся между «отцами» (Герценом и вставшим на его сторону Тургеневым) и «детьми» (Чернышевским и Добролюбовым). Позже, шлифуя текст, Тургенев решил,
2. Тайна комплексов Базарова
Главный герой романа Базаров рассказывает другу Аркадию и читателям о своем происхождении:
«— Хороша герцогиня, — возразил Аркадий, — с первого раза пригласила к себе таких сильных аристократов, каковы мы с тобой. — Особенно я, будущий лекарь, и лекарский сын, и дьячковский внук… Ведь ты знаешь, что я внук дьячка?..
— Как Сперанский, — прибавил Базаров после небольшого молчания и скривив губы».
В подготовительных материалах к роману генеалогия Базарова была обозначена еще более развернуто: «сын доктора, который сам был сын попа». Почему Тургенев дал герою именно такое социальное происхождение?
Это решение глубоко закономерно: оно типично для биографий многих врачей XIX века. Лекарская профессия воспринималась как недостойная дворянина. Как правило, врачами в
Однако с происхождением Базарова-старшего и отношением к нему его сына в романе не все так просто. Исследователи установили, что в разговоре о себе Базаров самоиронично использует аристократическое именование «лекарь», глядя на себя со стороны, в то время как другие герои романа называют эту профессию «доктор» (или «дохтур»). Все это дает основания заподозрить Базарова в комплексе социальной неполноценности, который, судя по намекам Тургенева, заставляет героя все время возвращаться к этой теме и болезненно обыгрывать ее в разговорах с дворянами Кирсановыми. Цельность личности Базарова оказывается, таким образом, под сомнением.
3. Тайна имени Базарова
Евгений Базаров сообщает Аркадию, что у него день ангела:
«— Поздравь меня, — воскликнул вдруг Базаров, — сегодня двадцать второе июня, день моего ангела. Посмотрим,
как-то он обо мне печется. Сегодня меня дома ждут, — прибавил он, понизив голос… — Ну, подождут, что за важность!»
Однако недавно исследователи выяснили, что слова Базарова не соответствуют действительности: 22 июня отмечается день памяти священномученика Евсевия Самосатского, а Евгения — зимой и в марте. Что это — ложь Базарова или недосмотр автора?
Наиболее правдоподобное объяснение этой неувязке — случайная ошибка Тургенева, который, вероятно, проверил по месяцеслову за 1858 и 1859 годы, где под датой 22 июня был ошибочно указан день Евгения Самосатского, причем в алфавитном списке святых в конце около Евсевия стояла дата 22 июня. Другая версия — что Базаров был крещен как Евсевий, но набожные родители звали его Енюшей (Женей) — кажется неубедительной.
4. Тайна сфинкса
Тургенев рассказывает нам биографию Павла Петровича, и в частности говорит о его роковой страсти к некой княгине Р. Влюбленный подарил княгине кольцо со сфинксом — символом загадочности; княгиня умирает и перед смертью возвращает подарок:
«…он получил пакет, адресованный на его имя: в нем находилось данное им княгине кольцо. Она провела по сфинксу крестообразную черту и велела ему сказать, что крест — вот разгадка».
И все-таки — в чем разгадка сфинкса? Чтобы ответить на этот вопрос, зададим его сначала чуть шире: зачем вообще Тургеневу понадобился сам сюжет с прошлой влюбленностью Павла Петровича?
Дело в том, что, рассказывая историю Павла Петровича и Базарова параллельно, сталкивая героев-антагонистов, Тургенев намекает, что сталкиваются они не только потому, что принадлежат к двум разным поколениям и двум конфликтующим политическим лагерям, но еще и потому, что в них много общего. Они двойники, их характеры «зазеркалены» с помощью целой системы дублетных мотивов: оба следуют жестким жизненным принципам, у обоих происходят любовные неудачи, обернувшиеся психологической травмой, оба бросают любовные взгляды на Фенечку и, наконец, оба поклоняются фетишу — каждый своему.
Фетиш Павла Петровича — это идеал роковой и с «загадочным взглядом» Нелли Р. Хотя она перечеркнула сфинкса, дав поклоннику понять, что «загадки» нет, Павел Петрович никакого урока из этого не извлек. Он не избавился от страсти к мертвой княгине, продолжая искать ее образ в женщинах, и непостижимым образом нашел его в Фенечке.
Базаров, штудирующий анатомию глаза, в «загадочный взгляд» не верит, но поклоняется иному фетишу — вере в свою полезность для русского мужика, который на самом деле его не понимает и принимает за «шута горохового». Хотя в романе слово «сфинкс» не вложено в уста Базарова, его отношение к народу передано через другое витиеватое сравнение с мистическими персонажами готических романов Анны Ратклифф: «Русский мужик — это тот самый таинственный незнакомец, о котором некогда так много толковала госпожа Ратклифф. Кто его поймет? Он сам себя не понимает». В 1862 году в письме Павлу Анненкову Тургенев уже напрямую уподобил русский народ «сфинксу», а в 1878 году даже сочинил стихотворение в прозе «Сфинкс» — ровно об этом.
5. Тайна мировоззрения Базарова
Нигилист Базаров размышляет:
«А я думаю: я вот лежу здесь под стогом… Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностию, где меня не было и не будет… А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает,
чего-то хочет тоже… Что за безобразие! Что за пустяки!»
Все хорошо помнят материалистические взгляды Базарова: герой отрицает романтизм, религию, напирает на приоритет ощущений и рефлексов, советует Николаю Петровичу прочесть модную тогда книгу «Материя и сила». Но что нигилистического в его мыслях под стогом?!
Материалистические воззрения героя Тургенев заимствовал из статей Чернышевского, Добролюбова и отчасти Белинского. Но исследователи установили, что у его размышлений под стогом — совсем иной источник: это скептическая философия Блеза Паскаля (которым писатель восхищался). Прочувствованный монолог Базарова восходит к следующему отрывку из «Мыслей» Паскаля:
«Я вижу эти ужасающие пространства вселенной, которые заключают меня в себе, я чувствую себя привязанным к одному уголку этого обширного мира, не зная, почему я помещен именно в этом, а не другом месте, почему то короткое время, которое дано мне жить, назначено мне именно в этом, а не в другом пункте целой вечности, которая мне предшествовала и которая за мной следует. Я вижу со всех сторон только бесконечности, которые заключают меня в себе, как атом… Все, что я сознаю, это только то, что я должен скоро умереть…» Цитируется в переводе П. Д. Первова 1888 года.
Оказывается, что, описывая воззрения Базарова, Тургенев подмешивал к материализму Чернышевского — Добролюбова еще и совсем иную философию из почтенной европейской традиции. Очевидно, что этим и другими философствованиями Базаров после вспышки страсти к Одинцовой отчасти опровергает сам себя — свое полное отрицание духовной и метафизической стороны жизни.
6. Тайна бреда Базарова
Базаров умирает, и его предсмертные слова прерывает бред:
«Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник… мясо продает… мясник… постойте, я путаюсь… Тут есть лес…»
При чем тут лес? Понятно, что в бреду и не такое скажешь, но это бред не настоящий, а литературный — значит, должна быть разгадка.
И вот она: лес в бреду Базарова — из его же собственных предыдущих слов. В XVI главе в споре с Одинцовой герой красноречиво отстаивает, как ему кажется, научный, правильный взгляд на человека, в котором индивидуальная психика теперь не играет никакой роли:
«…Изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой».
Несогласная с Базаровым Одинцова задумчиво повторяет вслед за ним фразу «деревья в лесу». Чем больше герой влюбляется в Анну Сергеевну, тем больше романтизма он в себе обнаруживает и тем сильнее злится на свою слабость. Именно в эти минуты
Наконец, окончательно становится ясно, что лес является символом и важным мотивом романа, когда во сне перед дуэлью с Павлом Петровичем тот представляется Базарову «большим лесом, с которым он
Круг замыкается: лес, состоящий из множества деревьев, превращается в символ не просто отдельно взятого человека (Одинцовой или Павла Петровича), который оказывает герою сопротивление, но и бездонной человеческой психики, подсознания, какие Базаров силится, но не может постичь, потому что не понимает, зачем их изучать по отдельности. Именно поэтому перед смертью Тургенев заставляет его снова видеть лес — этот символ непознаваемости чужой души. Ведь и по русской пословице, чужая душа — темный лес.
7. Тайна смерти Базарова
Базаров умирает от тифозного заражения:
«Дня три спустя Базаров вошел к отцу в комнату и спросил, нет ли у него адского камня?
— Есть; на что тебе?
— Нужно… ранку прижечь.
— Кому?
— Себе.
— Как, себе! Зачем же это? Какая это ранка? Где она?
— Вот тут, на пальце. Я сегодня ездил в деревню, знаешь — откуда тифозного мужика привозили. Онипочему-то вскрывать его собирались, а я давно в этом не упражнялся.
— Ну?
— Ну, вот я и попросил уездного врача; ну, и порезался».
Почему Базаров умирает именно так? Эта запоминающаяся деталь открывает пути к ответу на один из главных вопросов для тургеневедов — кто именно был прототипом Базарова. Ответов на этот вопрос несколько, и многие из прототипов связаны с врачеванием и борьбой с эпидемиями.
После выхода романа в 1862 году Тургенев обмолвился об одном из прототипов — провинциальном докторе Дмитриеве, случайном попутчике, который рассказывал писателю в вагоне поезда Петербург — Москва о
Споры об иных прототипах главного героя не утихали более ста лет, пока в 1984 году Патрик Уоддингтон не опубликовал хранившуюся в частном парижском архиве записную книжку Тургенева с подготовительными материалами к роману. Оказалось, что, задумывая главного героя летом 1860 года, Тургенев держал в уме «смесь Добролюбова, Павлова и Преображенского». Если черты известного критика Николая Добролюбова современники разглядели сразу и сломали на этот счет много копий, упрекая писателя в злой иронии по отношению к умершему в 1861 году автору статьи «Темное царство», то о других упомянутых персонах никто не догадывался. Иван Васильевич Павлов, врач, литератор, знакомец и сосед Тургенева по Спасскому-Лутовинову, был остер на язык и славился своими резкими суждениями о литературе, что и пригодилось писателю. Наконец, Василий Григорьевич Преображенский, молодой земский доктор и сын управляющего имениями брата писателя, мог запомниться Тургеневу своей самоотверженной борьбой с холерой, которая разразилась в соседнем со Спасским уезде в 1855 году и приводила писателя в ужас.
Наконец, сама фамилия Базаров была в конце
Источник: arzamas.academy
Пожалуй, сразу в лоб стоит сказать что тут есть негативного. А негативное тут то, что, к сожалению, фирма МАГНАТ выпустила этот чудесный фильм на DVD в очень средненьком качестве. Понимаю, что лучшего ожидать не приходится (мечты о качественной реставрации недостижимы…), и лучше уж так, чем вообще никак. Ну, от этого тогда и будем отталкиваться. Хотя очень и очень жаль, что такое кино не выпускают достойным образом…
Бытуют мнения о том, что личность Базарова сильная, неординарная, чуть ли не грандиозная. Что с такими задатками он мог бы стать огого, но вот умер молодым. Но я бы отметил другое — что личность Базарова неполноценная, ущербная. Человек, который отрицает красоту, отрицает любовь, отрицает природу, отрицает в конце концов (или, скорее, во-первых) бога — это человек, пардон, конченный. Это человек вне мира, это человек без будущего. Такой человек или рано умрет (что и случилось), или закончит свои дни стариком в одиночестве и забытии.
Тут другое можно сказать — личность Базарова харизматичная. Это да, несомненно. В фильме это отлично показано. Он человек смелый и умный, и если бы направил свой ум и энергию в правильное русло, то мог бы достичь того самого огого. По сути Базаров исповедует свою сомнительную религию — нигилизм — лишь до первого, что называется, подводного камня, коим стала встреча с Анной Сергеевной. Он встретил ту самую женщину, которая пробудила в нем все то, что пробуждается в мужчине, когда он встречает ‘ту самую женщину’. И что стало с твоим нигилизмом, Евгений Васильевич? Ты полюбил женщину, и весь твой нигилизм рассыпается в пух и прах. Понятное дело ты злишься. Ну а куда деваться, сердцу то не прикажешь.
Но не стоит забывать, что фильм (как и произведение) именуется не ‘Базаров’, а ‘Отцы и дети’. Все таки это о конфликте поколений. И на примере ‘падения’ Базарова режиссер показывает, если можно так выразиться, правоту отцов. Не говорю ‘Тургенев показывает’ (хотя по сути можно и так сказать), т. к. речь идет все же о фильме, куда несомненно была привнесена личная оценка и восприятие режиссером великого произведения русского классика. На стороне отцов т.н. привычные устои общества — мораль, нравственность, религия и др. На стороне молодых — бунт, отрицание, энергия (правда без вектора). Базаров, относясь к поколению ‘детей’, скорее всего понимает всю тупиковость и бесперспективность своих убеждений. Думаю поэтому он, по сути, одинокий человек. Даже в компании своего друга Аркадия Кирсанова Базаров одинок, т. к. понимает, что их разделяет пропасть. Даже в лице Кирсанова (который почти всегда рядом с ним) он не находит искренний отклик своим убеждениям. Кирсанов просто играет в нигилизм. Базаров, обманывая сам себя, упорно продолжает его исповедовать. В итоге младший Кирсанов органично и естественно ‘принимает сторону отцов’ — влюбляется, женится, в общем остепеняется. Участь Базарова же вполне ожидаема, но только не для него самого.
Что же, Анна Сергеевна продолжает жить и выходит замуж, Аркадий Кирсанов продолжает жить, женится на любимой девушке и она рожаем ему сына, старшие Кирсановы — братья Николай Петрович и Павел Петрович — продолжают жить и занимаются каждый своим делом. Но Евгения Васильевича Базарова уже нет в этом мире. Он не увидит восход солнца, он не почувствует дуновение ветра и аромат распустившегося цветка, он не услышит журчание ручья и пения птиц, он не оставит потомства, впрочем как и заметного следа в жизни. Пройдут годы, десятилетия, многое случится, мир будет меняться, мир будет жить, но в нем уже не будет места Базарову.
Отличный фильм, замечательные актеры. Очень красивая и выразительная Наталья Данилова в роли Анны Сергеевны. Ну а Владимир Богин в ‘базаровской’ шкуре брутален и убедителен, молодец, очень понравился (не зря актер получил за эту роль госпремию СССР). Особо стоит отметить совершенно чудесную музыку в фильме (особенно заглавную тему) — волнующую, грустную, красивую. Хорошая, умная, интересная постановка, явно с большим уважением к первоисточнику. Такой фильм хочется пересматривать.
9 из 10
Источник: www.kinopoisk.ru
Роман И. С. Тургенева — ценнейшее произведение отечественной литературы, задумывался как описание противостояния либералов и демократов. Выход романа стал общественным событием, а ни одна из противостоящих группировок не была довольна работой Тургенева. Неужели судьба героев произведения «Отцы и дети» не пришлась по вкусу даже либералам, при условии смерти их главного противника нигилиста Базарова? И так ли хорошо сложилась жизнь других героев романа?
Меньше всего судьба, в лице самого Тургенева, была благосклонна к главному герою романа Евгению Базарову. Человек уверенный в правоте и истинности своих взглядов на жизнь, не ищет поддержки со стороны окружающих, видит ценность только в науке, а родители уверены в том, что их Енюшеньку ждёт великое будущее. Но жизнь постепенно вносит перемены в мировоззрение Базарова, когда ему приходится пройти через испытания любовью и смертью.
И вот мы уже видит, как первоначальная самоуверенность Базарова исчезает, а его внутренняя жизнь становится всё более сложной и противоречивой. Перед смертью герой становится проще и мягче, в его сознании происходит полная переоценка ценностей: «И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично». Смерти героя способствует ещё тот факт, что Тургенев сам являлся либералом и не представлял, как его главный герой революционер-демократ будет жить и дальше развивать свою идеологию.
Можно сказать, что базаров своей ранней смертью помог улучшить судьбу остальных героев романа. Аркадий хоть и старался следовать учению своего друга, в душе так и остался мягким и великодушным человеком. Благодаря Кате Локтевой, он вернулся в лагерь «отцов». Таким образом, судьба отца и сына Кирсановых осуществилась наилучшим образом: Аркадий нашёл себе уголок, где сможет в будущем завести собственную семью с Катей, а Николай Петрович, как и желал, сблизился с сыном. Павел Петрович, к сожалению, уже никогда не сможет достичь полной душевной гармонии, но он явно рад тому, что переехал за границу и теперь живёт в Дрездене, в Германии. Анна Сергеевна Одинцова вышла замуж «не по любви, а по убеждению, за одного их будущих русских деятелей», но она едва ли огорчена этим. Для неё в жизни важны комфорт и спокойствие, а любовь так и осталась несбывшейся мечтой: «Вам хочется полюбить, а полюбить вы не можете: вот в чём ваше несчастие», — так сказал однажды Одинцовой Базаров.
В заключение, хочу добавить, что Тургенев показал нам будущее героев, опираясь на их мировоззрение и идеологическую приверженность. Лучше всего сложилась судьба либералов Аркадия и Николая Кирсановых, консерватор Павел Петрович отдалился от своих родных, а нигилист Базаров, придерживавшийся революционных взглядов, перед смертью пересмотрел своё отношение к жизни и её основным ценностям.
Источник: www.kritika24.ru