Психология одаренности


В психологии одаренностью называют системное психическое качество, определяющее возможность достижения человеком уникальных результатов в одном или нескольких видах деятельности. Понятие начало исследоваться в связи с желанием определить его сущность. Родоначальником изучения нового направления стал ученый из Англии

Ф. Гальтон. В научном изыскании «Наследственность таланта: ее законы и последствия» им была раскрыта проблема соотношения гениальности и генетических предпосылок. Этот труд был издан в 1869 году. Ученый считал, что одаренность передается исключительно по наследству. Научные изыскания были подтверждены статистическими данными.

Определение

Крупным представителем психологической школы при Стэнфордском университете был продолжатель учения Ф. Гальтона А.М. Термен. Ученый также утверждал, что большинство гениальных детей испытывали культурное влияние со стороны родителей. Несостоятельность теории заключалась в том, что лишь в половине семей один родитель имел высшее образование.


Последователи школы Ф. Гальтона — ученые Ч. Спирмен, К. Пирсон, С. Берт утверждали, что высокие умственные способности объясняются ограниченным законом наследственности. Исследователи не находили связи между гениальностью и обучением. Ч. Спирменом было введено понятие «общеинтеллектуальные способности» и «генеральный фактор интеллекта», на основе которых им были разработаны специальные тесты, измеряющие уровень умственного развития.

Одаренность в психологии — это сознательное направление мышления на новые требования, инструмент приспособления к новым жизненным условиям. Такое содержательное определение предлагал ученый В. Штерн. Оно отразило смысл проблемы глубже. Гениальность была представлена в свете адаптации к изменяющимся условиям.

Диагностика дала возможность дифференциации высоких интеллектуальных возможностей, но мешала пониманию сущности феномена в социальном свете. Понятие было отделено от таких личностных характеристик, как воля, эмоциональность и индивидуальность.

Основы теории были раскритикованы ученым Э. Мейманом. Ученый не проводил дифференциации одаренности и эмоционально-волевой сферы. На рубеже XIX — XX века зарождается функциональный подход к проблеме. Сторонниками этой теории являлись

Одаренность в психологии. Что это такое, виды, диагностика, признаки у детей
Одаренность в психологии

А. Бен, В. Вундт, Д. Милль, Г. Спенсер. Исследователи были поглощены изучением познавательных функций, к которым помимо мышления были отнесены внимание, память и восприятие.


Одаренность в психологии, по мнению психолога Б.М. Теплова, — это категория, связанная со всеми гранями психической сферы.

Ни один из психологов не смог объяснить сущность гениальности и отразить ее взаимосвязь с отдельными сторонами психической сферы человека. Базовую основу при изучении проблемы заложил университет Южной Калифорнии, в котором сотрудничала группа ученых —

Дж. Гилфорд, П. Торренс, Ф. Барон и К. Тейлор. Команда смогла объединить все теоретические положения данной проблемы и создать программы для дифференцированного обучения.

Дж. Гилфордом было предложено деления мышления на конвергентное и дивергентное, что положило начало таким понятиям, как «интеллектуальная одаренность» и «творческая одаренность». Подобный подход лег в основу многих психологических учений и диагностики гениальных детей.

Ученый П. Торренс считал, что одаренность не должна рассматриваться как отдельная характеристика личности. Основой успеха, по мнению исследователя, выступает творчество, которое является потребностью человека при снятии внутреннего напряжения.


Исследователи Дж. Рензулли, Дж. Фельдхью-зен, А. Танненбаум, Р. Стернберг, С. Каплан, Д. Сиск, К. Хеллер считали гениальность многогранным явлением, включающим как личностные, так и социальные факторы.

В отечественных психологических трудах 20-х годов ХХ века А.П. Болтунова, А.И. Макаровой и A.A. Люблинской устанавливалась связь между явлением и статусом человека (национальность, раса, половая принадлежность).

Теоретическая позиция советского ученого Щадрикова основывается на сложении способностей, пригодных к тому или иному виду деятельности.

Советский ученый Н.С. Лейтес считал гениальность психическим свойством, обусловливающим возможности индивида. Способности, по мнению ученого, не появляются сами по себе. Для их развития необходимо усвоение, а затем и практическое применение знаний.

Ученый А.Г. Петровский рассматривал одаренность как структурную категорию, включающую внимание и готовность к напряженному труду. Л.С. Выготский считал, что гениальность развивается обучением, которое опирается на зону ближайшего развития.

Современной психологией понятие рассматривается как динамическая характеристика.

По мнению Ю.Д.Бабаева, А.И.Савенкова одаренность порождает движение. Другие ученые современности Р. Стернберг и Д. Лаверт предложили так называемую «инвестиционную модель». Они считают, что для творческого начала необходимы интеллект, знания и внутренняя мотивация.

По мнению А. Танненбаума, наличие высокого интеллекта не может стать гарантом реализации творческих качеств. Большую роль ученый отводил личностным и социальным факторам.

Пытаясь обобщить вышеизложенное, можно сказать, что основой развития психологических исследований стало постепенное наращивание знаний об этом явлении. Каждое последующее учение базировалось на предыдущих научных изысканиях и расширяло поле исследования.

Виды


В психологических учениях представлены разные виды классификаций способностей. Некоторые специалисты выделяют степень их интенсивности (выраженная и невыраженная), а некоторые — время их проявления (раннее и позднее).Одаренность в психологии. Что это такое, виды, диагностика, признаки у детей

Наибольшую популярность приобрело перечисление видов одаренности, которое основывается на сфере их использования. Классификация была предложена американским психологом Ховардом Гарднером в 1983 году.

Ученый различал несколько видов мышления:


Мышление Характеристика
Лингвистическое Умение читать, слушать. Развитая письменная и устная речь.
Музыкальное Певческие способности. Умение воспринимать музыку.
Логико-математическое Наличие логического мышления, быстрое решение математических примеров и задач.
Пространственное Контакт с физическим окружением.
Телесно-кинетическое Спортивные достижения, успехи в танцах.
Социальное Продуктивное взаимодействие с другими людьми.

Психолог определил интеллект как рычаг решения задач и создания продуктов, обусловленных культурой и социумом. Множественная характеристика интеллектуальных способностей дает возможность овладевать различными профессиями.Одаренность в психологии. Что это такое, виды, диагностика, признаки у детей

Классификация одаренности, созданная в 1996 году российским психологом В.С. Юркевич, предполагает другие типы.



Мышление Характеристика
Интеллектуальное Повышенный уровень любознательности и живость ума.
Академическое Интерес к какому-либо предмету. Способность классификации и систематизации.
Художественное Наличие изобретательности. Стремление решать задачи по-своему, сниженное внимание к авторитетам.
Креативное Нестандартное мышление. Особый взгляд на окружающие предметы мира.
Лидерское Наличие инициативности, развитая коммуникация.
Психомоторное (спортивное) Двигательная активность, развитая координация.

Одаренность в психологии. Что это такое, виды, диагностика, признаки у детей

По мнению автора, каждый ребенок требует индивидуального подхода учителей и психологов. Знание основных видов гениальности важно для оценки возможностей ребенка и нахождения путей решения проблем в его обучении. Учитель должен создать правильное направление выбора будущей профессии.

Признаки

Признаками одаренности выступают особенности, проявляющиеся в реальной деятельности, которые получают характерологическую оценку. Гениальность ребенка включает категории — «хочу» и «могу».

Критерии предполагают две поведенческие грани: инструментальную и мотивационную. Инструментальная категория предполагает способы деятельности, а мотивационная — отношение ребенка к действительности.

Инструментальная категория включает следующие признаки:


  • Быстрое овладение навыками и их успешное применение.
  • Постановку новых целей на основе всестороннего овладения предметом. Она формирует взгляд на ситуацию через новую призму, а также способствует продуцированию новых идей.
  • Формирование индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности все выполнять на свой манер.
  • Способность выделять существенную деталь из множества других предметных понятий.
  • Осуществление легкого перехода от конкретных понятий к общим категориям.
  • Умение в сложном раскрыть простое и наоборот.

Обучение ребенка с развитым интеллектом характеризуется быстротой и легким усвоением нового материала. Также процесс может отличаться медленностью.Одаренность в психологии. Что это такое, виды, диагностика, признаки у детей

Поведение гениального ребенка отличается:

  • Повышенным уровнем чувствительности к некоторым явлениям действительности.
  • Потребностью в познании нового.
  • Неприятием стандартных форм мышления.
  • Сильной увлеченностью каким-либо предметом.
  • Критичностью к себе.
  • Постоянным самосовершенствованием.

Поведение одаренного ребенка соответствует не всем вышеперечисленным критериям. Наличие хотя бы одной характеристики должно стать поводом проявления внимания специалиста.

Формы проявлений


Одаренность может носить явный и скрытый характер. Первый тип прослеживается в деятельности ребенка отчетливо даже при неблагоприятных условиях. Психологом может быть намечена ближайшая зона развития и разработана программа для дальнейшего совершенствования знаний.

Одаренность в психологии — это категория, которая не всегда бывает явной. Скрытая форма носит менее выраженный характер, что влечет ошибочное мнение об отсутствии гениальности.

Из-за мнимой бесперспективности ребенка могут лишить нужной поддержки, необходимой для дальнейшего развития способностей. Причина скрытой формы зиждется на внутренних психологических барьерах. Они формируются при развитии и интеграции способностей и искажают проявление гениальности.Одаренность в психологии. Что это такое, виды, диагностика, признаки у детей

Дать оценку степени одаренности посредством обычных психологических тестов очень трудно. Дети, обладающие скрытой формой, отличаются сложностью характера. Процесс идентификации таких личностей отличается длительностью. Он основан на многостороннем поведенческом анализе, включении в разнообразные виды реальной деятельности, вовлечении в методы обучения инновационного характера.

Психологические теории и школы


Изучением одаренности занималось большое количество психологических школ. Исходные тезисы многих исследователей были ошибочными. Ярким примером неоднозначности служит труд, посвященный роли наследственности и среды, созданный психологами Стэнфордского и Чикагского университетов во главе с

Л. Терменом и Ф. Фрименом. Исследователи изучали такие факторы, как раса и социальная среда. Огромная научная работа обладала противоречивостью. В противовес Л. Термену психолог Ф. Фримен утверждал, что огромную роль играет воспитание и родители.

Модель, разработанная представителем психологической школы при университете Небраски Дж. Гилфордом, получила название «Структура интеллекта». Она послужила основой для многих концепция педагогики. Большое внимание исследователь уделял памяти, познанию и логике.

Одаренность в психологии — это категория, которая носит не только узконаправленный, но и общий характер. Такое мнение высказал советский ученый Н.С. Лейтес.

Психолог предлагал рассматривать категорию через призму возрастных изменений. Им был введен термин «возрастная одаренность». Исследователь утверждал, что умственные возможности возрастают с годами, происходит постоянное вытеснение старых свойств и становление новых.

Профессор и директор Института педагогической психологии и психологической диагностики Мюнхенского университета К. Хеллер полагал, что одаренным детям присуща:

  • сверхчувствительность к знаниям;
  • интерес к постановке дивергентных задач;
  • высокий уровень концентрации внимания;
  • креативность.

Мышление у таких детей, по мнению ученого, обладает оригинальностью, продуктивностью и ассоциативностью. Психолог говорил, что гениальным детям присуща феноменальная память, высокая способность усвоения всего нового и развитое чувство любопытства.Одаренность в психологии. Что это такое, виды, диагностика, признаки у детей

Американский психолог Э.П. Торренс утверждал, что одаренный ребенок обладает творческими способностями и мотивацией. Той же концепции придерживался советский исследователь А.М. Матюшкин, полагая, что творчество является базисом, а ум — надстройкой.

Заведующая российской лабораторией психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина и Института психологии РАН М.А. Холодная отмечает, что для изучения интеллекта требуются естественные и экстремальные условия. Ею были выделены 3 формы одаренности: компетентность, мудрость и талант.

Теория одаренности представлена в трудах ученого Ю.Д. Бабаевой. Специалист утверждает, что гениальность обусловлена социальным фактором. Исследователем был разработан тренинг для выявления гениальности, посредством которого можно постоянно развивать потенциал ребенка.

Одаренность в психологии — это достижение человеком высоких результатов в сферах деятельности. По мнению современного психолога В.С. Юркевич гениальность не существует без устойчивой системы интересов у ребенка. Одаренность всегда развивается на основе любимой деятельности. Развитый интеллект следует рассматривать в качестве системного психического продукта.

Диагностика

Опираясь на дифференциацию ученых, гениальность может быть:

  • Психомоторной. Связывается с точностью движений.
  • Интеллектуальной. Обусловливается высоким развитием мыслительных процессов.
  • Социальной. Определяется развитым навыком общения с другими людьми.
  • Духовной. Связывается с этическими и моральными качествами.
  • Творческой. Определяется уровнем креативности.Одаренность в психологии. Что это такое, виды, диагностика, признаки у детей

К психомоторной категории относят тест:

  • Пурдве. Служит инструментом определения уровня координации.
  • Крауфорда. Позволяет оценить ловкость манипуляции с предметами небольшого размера.
  • Арнхейма и Синклера. Оценивает координированную функциональность рук и глаз.

Для оценки уровня мышления применяют шкалу:

  • Станфорд–Бине. Оценивает степень развития ребенка.
  • Векслера. Анализирует творческие спсобности. Используется и для взрослых людей.
  • Маккарти. Она составлена для детей от 2 до 8 лет. Оценивает память.
  • Торндайка и Хагена. Обозначает когнитивные навыки.

С целью анализа академической гениальности применяют:

  • Общее тестирование. Оценивает навыки чтения, счета и письма.
  • Айовский тест. Анализирует лексику, скорость чтения и коммуникацию.
  • Стэндфордский тест достижений. Предусматривает анализ навыков в математических вычислениях и устной речи.
  • Калифорнийский тест достижений. Оценивает беглость чтения, быстрое понимание, почерк и математические способности.

Для выявления творческих способностей служат тесты следующих авторов:

  • Гилфорда. Выявляет креативное мышление.
  • Торранса. Раскрывает творческие способности и
  • наличие образного мышления.
  • Пимма. Производит оценку деятельности в группе.
  • Хорнера и Ю.Хеменвея. Раскрывает необычность мыслительных процессов и творческий потенциал.

Если перед психологом или педагогом лежит более широкая задача или предполагается отбор, то диагностическая сфера существенно расширяется. Она включает тесты на раскрытие способности коммуникации гениального ребенка со сверстниками и взрослыми людьми или мониторинг психомоторного или эмоционального дисбаланса.

Однако самые усовершенствованные методы не являются гарантом защиты от ошибок. Следует отметить, что ни один из тестов не может охватить все виды одаренности.

Тестирование гениальности можно провести в образовательных центрах. Психологами используются различные методы. Включаются и игровые формы. Результаты фиксируются в специальном бланке. После обработки полученных данных делаются выводы о ведущей, сопутствующей и отстающей способности. Процедура длиться 45 минут. Стоимость услуги составляет 1500 руб.

Развитие

Развитие предполагает систему методов, которые стимулируют мыслительные процессы ребенка. Стратегии являются пусковым механизмом генерации новых идей, повышают эффективность решения задач творческого характера.

Мозговой штурм

Метод был создан американским психологом А. Осборном. Предполагает внедрение группового мышления, отличающегося креативностью. Для решения задачи предлагается множество вариантов, как положительных, так и отрицательных.Одаренность в психологии. Что это такое, виды, диагностика, признаки у детей

Все решения подвергаются серьезному анализу, после чего самые необычные воплощаются в жизнь. Способ позволяет выйти за рамки стандартного мышления и проявить оригинальность.

Синектика

Образовалась на основе мозгового штурма. Ее создателем является психолог Д. Гордон. Основу метода составляет поэтапный отбор учащихся.

Предполагается 3 этапа:

  • Первый. Производится оценивание знаний и опыта
  • Второй. Раскрывается творческий потенциал.
  • Третий. Анализируются способности коммуникации.

Участником синектического метода можно стать только после успешного прохождения всех этапов. Он предполагает не высказывание идей, а разработку того или иного варианта на основе имеющихся знаний и опыта.

Благодаря коллективному сотрудничеству могут быть предложены оригинальные и смелые решения. Отрицательной стороной метода является падение продуктивности, что объясняется быстрым привыканием друг к другу членов группы.

Многомерные матрицы или метод «морфологического ящика»

Впервые метод был предложен американским психологом Бернсом, который стремился повысить эффективность производства. Данный подход был усовершенствован американским физиком Ф. Цвикки. Суть заключена в комбинации известного старого с неизвестным новым.Одаренность в психологии. Что это такое, виды, диагностика, признаки у детей

В этом случае используются не метод проб и ошибок. Подразумевается целостный комплекс связей, который подлежит вычислению при помощи матричного анализа проблемы. Способ дает возможность генерирование новых идей. Есть и отрицательный момент: чем сложнее задача, тем труднее найти оптимальное решение.

Инверсия

Основой метода является французский диалектик Гегель. Любое явление может быть познано противоположными процессами мышления: логикой и интуицией, статикой и динамикой, анализом и синтезом. Способ дает возможность нахождения креативных идей при решении проблемы.

Развивающие игры

С этим понятием связан термин «раннее развитие детей». Основу метода составляют труды психологов и педагогов Монтессори, Домана, Никитина, Зайцева и Скрипалева.

Развивающие игры позволяют усовершенствовать навыки. В процессе игр происходит тренировка мышления, изобретательности, воображения и креативности.Одаренность в психологии. Что это такое, виды, диагностика, признаки у детей

Одаренность в психологии предполагает различные темпы развития ребенка. Это могут быть скачки и замедление. Каждый возрастному периоду присущи свои преимущества и своеобразие. Одаренность — это базис, на котором могут проявиться выдающиеся способности.

Источник: healthperfect.ru

Одна из основных задач психологической науки о человеке – это изучение способностей (качеств). Психология способностей, одаренности, творчества остается до сих пор неясной. Но вместе с тем выявлены некоторые закономерности развития способностей, методы диагностики, позволяющие организовать обучение учащихся, профессиональную деятельность работников с учетом принципа индивидуальности.

Проблема способностей в зарубежных исследованиях

Психология способностей как самостоятельная научная область имеет своих основателей. Зарубежная психология представлена такими учеными, как Ф. Гальтон, А. Бине, Т. Симон, Д. Векслер, Ч. Спирмен, Л. Терстоун, Дж. Гилфорд, Р. Кеттелл. История экспериментального исследования индивидуальных различий в умственных (интеллектуальных) способностях начинается с работ Френсиса Гальтона . Ученый полагал, что интеллектуальные возможности обусловлены биологической природой человека, а талант – наследственная черта, проявляющаяся в ряде поколений. Ф. Гальтоном разработаны метод анализа образной памяти, ассоциативный метод, исследованы феноменология восприятия, способности к визуализации представлений, ассоциативные способности. Существенную роль в экспериментальном исследовании развития умственных способностей сыграли Альфред Бине и Теодор Симон. Работая в Комиссии по изучению методов обучения умственно отсталых детей во французских школах, А. Бине и Т. Симон в 1905 г. создали шкалу измерения интеллекта, которая включала 30 заданий в порядке возрастания трудности. А. Бине и Т. Симон ввели понятие умственного возраста как уровня интеллектуального развития, который определяется генетическим фактором. Исследования А. Бине и Т. Симона привели Давида Векслера к разработке теста интеллектуальных способностей, стандартизированного для взрослого населения. Первая версия шкалы измерения интеллекта (Векслер–Бельвью) вышла в 1939 г.

Р. Кеттелл определил два компонента в работе интеллекта: первый обусловлен биологической природой головного мозга и в целом нервной системой, второй – влиянием культурной среды. Джой Пол Гилфорд предпринял попытку математического построения модели творческой личности. В результате двадцатилетних исследований Дж. Гилфорд пришел к созданию кубической модели структуры интеллекта, в которой представлено три измерения: операции (познание, память, оценивание, дивергентная и конвергентная продуктивность), содержание (изобразительный, символический, семантический, поведенческий материал), результаты (элементы, классы, отношения, системы, типы преобразований и делаемые выводы).

Проблема способностей в отечественных исследованиях

Среди отечественных психологов необходимо назвать Б. М. Теплова, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, В. Д. Небылицина, В. М. Русалова, Э. А. Голубеву, А. В. Брушлинского, Н. С. Лейтеса, Я. А. Пономарева и др. Благодаря этим исследователям накоплен богатый фактический материал, созданы методики диагностики (на сегодняшний момент они признаны классическими) и развития способностей, одаренности и творчества. Исследования В. Н. Дружинина, М. А. Холодной, Е. Л. Григоренко, посвященные проблеме интеллекта и креативности, концепция способностей В. Д. Шадрикова, труды Д. Б. Богоявленской, Ю. Д. Бабаевой, посвященные проблеме одаренности и творчества, представляют современный этап развития отечественной психологии. Истинно оригинальные, вдохновляющие подходы разработаны этими учеными. Основателем отечественной школы дифференциальной психологии по праву считается Борис Михайлович Теплов. Развивая идеи И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности, он предложил программу экспериментальной диагностики физиологических свойств индивидуальных различий человека. Б. М. Теплов и его ученики выделили новые свойства нервных процессов: лабильность (Б. М. Теплов), динамичность (В. Н. Небылицин), концентрированность возбуждения (М. Н. Борисова), активированность (Э. А. Голубева). Особую роль Б. М. Теплов сыграл в разработке проблемы способностей в контексте индивидуальности личности. Ученый предложил три признака способностей: 1) способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2) это только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности; 3) способности не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у человека, но могут обусловливать быстроту и легкость их приобретения. Исследования Б. М. Теплова и его учеников позволяют определить сложившееся понимание способностей как индивидуально-пси­хо­ло­гических различий, которое нашло отражение в следующих положениях: нервная система имеет многоуровневую иерархическую организацию, представленную сложными взаимосвязями между общими и парциальными свойствами; нервная система является природной основой индивидуально-психологических различий; индивидуальные особенности нервных процессов обусловливают специфику индивидуальности человека, выраженную в деятельности; способности есть индивидуально-психологические особенности; структура способностей заключена в структуре конкретного вида деятельности; развитие способностей осуществляется в деятельности. Сергей Леонидович Рубинштейн раскрывает понимание способностей как индивидуальных особенностей личности и определяет их через механизм обобщения, т. е. способности – это обобщение психических способов осуществления деятельности. Таким образом, способности – это личностные образования, которые одновременно устойчивы и изменчивы: устойчивы, поскольку они присущи данной личности, составляют ее ярко выраженную определенность; изменчивы, потому что открыты в систему взаимодействия личности с миром. Природная сущность способностей, по С. Л. Рубинштейну, заключается в общих «родовых свойствах», присущих всем людям. Общие «родовые свойства» – психические процессы – и выступают основой развития способностейИсследования Льва Семеновича Выготского и Бориса Герасимовича Ананьева позволяют раскрыть структуру способностей и механизмы их развития. Л. С. Выготский выделил органические (биологические) и культурные процессы развития высших психических функций, показал их тесную взаимосвязь и слитность в процессе онтогенетического развития. Ученый подчеркивал, что развитие высших форм поведения требует известной степени биологической зрелости, структуры в качестве предпосылки. Главное внимание Л. С. Выготский сосредоточил на роли знака и способе его употребления в ходе овладения субъектом своим поведением. Ученый сформулировал важное положение о том, что при исследовании высших психических функций необходимо изучить, как ребенок владеет той или иной функцией, например, не какой памятью он обладает, а как умеет использовать свою память. Комплексное изучение психических функций позволило Б. Г. Ананьеву соотнести биологические и социальные компоненты психической деятельности. Психическая функция, по Б. Г. Ананьеву, есть сложное сочетание функциональных, операционных и мотивационных образований. Функциональные механизмы детерминированы онтогенетической эволюцией и природной организацией человеческого индивида. Операционные механизмы не содержатся в самом мозге – субстрате сознания, они усваиваются индивидом в процессе воспитания, образования, в общей его социализации и носят конкретно-исторический характер

Уровни развития способностей.

Способности — это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивно, обусловливающими возможность их приобретения. Одаренность -своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только наличие соответствующего сочетания способностей, но и овладение необходимыми знаниями и навыками. Какую бы феноменальную математическую одаренность ни имел человек, если он никогда не учился математике, он не сможет успешно выполнять функции самого заурядного специалиста в этой области. Одаренность определяет только возможность достижения успеха в той или иной деятельности, реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере будут развиты соответствующие способности и какие будут приобретены знания и навыки. Талант — высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т. д.). Так же как и способности, талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Следует отметить, что талант – это определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом, а пробуждение таланта, так же как и способностей вообще, общественно обусловлено.

Талант и одаренность

Талантливый — это человек, который практически доказал, что может вполне успешно справляться с данным видом деятельности. Более того, его можно назвать талантливым лишь тогда, когда он добился в данном виде деятельности значительных успехов, то есть выполняет ее на высоком уровне, превосходящем средний уровень выполнения этой деятельности многими другими людьми.

Одареннымможет быть ребенок, человек, который только еще приступает к освоению соответствующей деятельности, а талантливым — как правило, взрослый человек, ученый, писатель, художник, инженер, бизнесмен и любой другой, кто своим трудом доказал свою талантливость на деле. Гениальность— Высший уровень развития способностей.О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Гениальный — это человек, который не только талантлив, но уже добился в своей области выдающихся и признанных успехов. Если одаренных людей очень много (практически каждый человек потенциально может быть в чем-то одаренным), способных — тоже немало, но несколько меньше, чем одаренных (далеко не все из них в силу разных причин могут полностью развить свои задатки и превратить их в способности), то талантливых довольно немного, а гениальных — только единицы. Принято считать, что за всю пятитысячелетнюю историю цивилизации их было не более 400 человек. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности. Среди гениев, добившихся подобного универсализма, можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г.В. Лейбница, М.В. Ломоносова.

Теории гениальности.

Как же до сих пор пытались объяснить природу или первопричины гениальности? Связь гениального творчества с психическими расстрой­ствами отмечалась на протяжении длительного исторического периода. Ещё до того, как первый автор смог сформулировать в конкретной форме эту идею, она нашла своё отражение в древнейших языках планеты. Некоторые из них имеют одинаковые слова как для обозначения психического расстройства, так и высокой творческой способности: древнегреческое «мания», древнееврейское «нави», санскритское «ниграта» оз­начали и «безумие», и «пророчество». В древнеисландском языке одним словом обозначали и понятие «бешеный», и «дух, поэзия». Гениальное творчество и психическое нарушение объеди­нялись как по внешнему сходству, так и из-за своего отличия от обычных проявлений душевной деятельности. Необыкновенные творческие способности, как и психические аномалии, вызыва­ются божеством. Подтверждение этому можно найти у Гомера (VII в. до н. э). Вероятно, первым в новой истории был французский философ Гельвеций ХУШ в., размышлявший о гениальности в общем контексте исследования человеческого мышления. В известном трактате "Об уме" он отстаивал идею о приобретённом, социальном характере становления и развития способностей личности. По его убеждению, любой человек при правильном его воспитании может достичь выдающихся результатов. В XIX в. немецкий философ А.Шопенгауэр в своих "Максимах"(1851) детально рассмотрел проблему гениальности — исключительно с феноменологической стороны. Он трактовал достижения гениев как результат уникального сочетания способностей, в основном врождённых, которые, однако, могут проявиться при благоприятных условиях среды. Такие же взгляды, получившие название "теории качественного превосходства" высказывали такие мыслители как Р.У. Эмерсон (США) и Т.Карлейль (Великобритания). В наши дни подобные позиции занимают, как уже упоминалось, большое число западных учёных.

Группа теорий, психоаналитических (такую классификацию ввела в 1950-х годах американский психолог А.Анастази) принадлежит представителям неофрейдизма, наиболее известны из которых Э.Фромм и К.Хорни (США). Исходя из основополагающей концепции 3.Фрейда о ведущей роли бессознательных процессов во всей психической жизни человека, они и гениальность рассматривают как проявление неосознаваемых актов творчества. В качестве аргументов используются самоотчёты выдающихся личностей, преимущественно из мира искусства, описывавших процесс реализации своих замыслов как практически неконтролируемый сознанием, происходящий под незримым воздействием неких непознанных, как правило, внешних сил. Напомним, что похожие на эти данные были получены и представителями группы "патологических" теорий гениальности. Кроме того, по их мнению, гении обладают обычными способностями (что опять-таки созвучно идеям последователей Ч.Ломброзо), но используют их в полной мере благодаря чрезвычайно сильной мотивации, нацеленности на творчество. Еще одна группа теорий, относящаяся уже к нашим дням, утверждает наличие дара творчества у всех людей, но в меньшей степени, чем у гениев. А гениальность — это результат количественного превосходства, достигаемый при благоприятных социальных условиях (соответствующее воспитание и образование, высокая социальная значимость продукта творчества и т. д.). Если коротко, то гений — это верхний предел непрерывного распределения способностей, дающий значительно более высокие результаты. С совершенно иной стороны подошёл к исследованию проблемы итальянский врач-психиатр Ч.Ломброзо. В некогда широко известном труде "Гениальность и помешательство. Тайна интеллекта». Размышления и возможностях человеческого разума, 1880", он привёл результаты собственных многолетних клинических наблюдении и историко-биографического анализа имеющихся сведений о выдающихся личностях нового времени. Основные из них, подтверждённые и многими более поздними авторами, следующие: Гениальность сопровождается вполне очевидными и существенными отклонениями от "нормы" в чертах характера и поведении или, как сказали бы сейчас, в психологическом профиле личности. Большинству из гениев присуща очень сильная впечатлительность и чувствительность к внешним раздражением. Чрезвычайные целеустремлённость и упорство в решении поставленных задач часто доходит до одержимости, что резко отличает их от талантов и, тем более, людей с нормальными способностями. Их привычная деятельность редко протекает равномерно: периоды высочайшего творческого подьёма, доходящего до экстаза, сменяются, из-за чрезмерной траты нервной энергии, чрезмерным же упадком сил, вплоть до полной прострации и неспособности мыслить. Очень часты чрезмерное употребление различных стимуляторов для поддержания творческой активности. Очень многие из них отмечали бессознательный (с приходом вдохновения) характер своего творчества. Анализ генеалогии семей с необычайно высоким процентом одарённых личностей не дал убедительных доказательств в пользу теорий наследования гениальности. Учитывая отсутствие в то время методов полноценного факторного анализа, они зачастую основывались на определённой совокупности фактов, специально отобранных из имеющегося достаточно большого их числа для защиты этих теорий. Современная генетика также не выявляет наследственной (не путать с врожденной) детерминации гениальности, о чём упоминалось выше. Сейчас можно с уверенностью сказать только, что генетически обусловлен тип нервной системы, а психологические свойства не наследуются. Более точное установление врождённости или приобретённости сложнейшей совокупности психофизиологических свойств личности остаётся по-прежнему за наукой дня завтрашнего. Однако, одно существенное замечание можно сделать уже сейчас. Ответы на эти вопросы не могут быть типа "или — или". Обязательно будет типа " и ", т.е., и то и другое. Но ответ должен быть с точностью, достаточной для нужд практики. Предрасположенность же к психическим нарушениям передаваемая, как известно, по наследству, у гениев оказалась выше, чем у обычных людей. В целом, как пишет Ч. Ломброзо, между этими двумя явлениями точек соприкосновения с позиций физиологии достаточно много. Последователи Ч.Ломброзо уже в XX в., в первую очередь, физиологи В. Ланге-Эйхбаум и Э.Кречмер (Германия) сделали более радикальные выводы об отсутствии заметных отличий в способностях обычного развитого человека и гения. Выдающиеся достижения второго приписываются ими исключительно наличию психопатических факторов. Имманентность, обязательное присутствие данных факторов в структуре личности рения подчёркивал и В.П.Эфроимсон . Обоснованность данных выводов, в рамках предлагаемой в настоящей работе концепции, будет специально рассмотрена далее. Гипотеза «гений и безумие» возрождается и в наши дни. Д. Карлсон считает, что гений — это носитель рецессивного гена шизофрении. В гомозиготном состоянии ген проявляется в болезни. Например, сын гениального Эйнштей­на болел шизофренией. В этом списке — Декарт, Паскаль, Ньютон, Фарадей, Дарвин, Платон, Эмерсон, Ницше, Спенсер, Джемс и др. Но не присутствует ли в основе представлений о связи гениальности и психиче­ских отклонений иллюзия восприятия: таланты на виду и все их личностные качества тоже. Может быть, душевнобольных среди «средних» не меньше, а даже больше, чем среди «гениев»? Т. Саймонтон провел такой анализ и выявил, что среди гениев число душевнобольных не больше, чем среди основной массы населения (около 10 %). Един­ственная проблема: кого считать гением, а кого не считать таковым? Если исходить из вышеизложенной трактовки творчества как процесса, то гений — это человек, творящий на основе бессознательной активности, который способен пере­живать самый широкий диапазон состояний ввиду того, что бессознательный твор­ческий субъект выходит из-под контроля рационального начала и саморегуляции. Аналогичные выводы о высокой тревожноности и плохой адаптированности творческих людей к социальной среде приводятся в ряде других исследований. Такой специалист, как Ф. Баррон, утверждает, что, для того чтобы быть творческим, надо быть немного невротиком; следовательно, эмоциональные нарушения, искажающие “нормальное” видение мира, создают предпосылки для нового подхода к действительности. Исследованию гениальности, понимаемой как повышенная умственная активность, посвящены работы выдающегося российского генетика В.П.Эфроимсона, использующего метод патографии (изучения болезней) великих людей прошлого. Понимая гениальность как результат взаимодействия социальных и биологических факторов, к средовым он относил следующие условия: 1) Становление в детско-подростково-юношеском периоде твердых ценностных установок (нечто подобное импринтингу). 2) Выбор деятельности в соответствии с индивидуальными дарованиями, которые имеются у каждого человека. 3) Оптимальные условия для развития этих дарований, иногда активно созданные даже вопреки социуму. 4) Наличие благоприятных социальных условий (социального заказа, «спроса») для самореализации.

Источник: studopedia.ru

Психология одаренности и творчества: монография
Под редакцией профессора Л. И. Ларионовой и профессора А. И. Савенкова

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО МГПУ)

Институт педагогики и психологии образования

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии Института общественных наук ФГБОУ ВО РАНХ и ГС

И.В. Бачков

доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии личности Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Е.Б. Старовойтенко

© Коллектив авторов, 2017

© ГАОУ ВО МГПУ, 2017

© Издательство «Нестор-История», 2017

Введение

Коллективная монография посвящена психологии одаренности и творчества.

Проблема одаренности и творчества привлекает интерес и внимание ученых всего мира. Это связано с потребностью современного общества в одаренных, творческих личностях, способных решать сложные вопросы, возникающие во всех сферах современной жизни: экономике, производстве, медицине, образовании, искусстве и др., брать на себя ответственность и участвовать в преодолении многочисленных кризисов: экономических, экологических, духовных и др.

Современное образование ориентировано на поиск, поддержку и сопровождение одаренных и талантливых детей в общеобразовательной школе в течение всего периода становления личности, что декларируется в ряде официальных документов.

Одаренность и творчество людей выступают в качестве главного ресурса государств в современном мире. До настоящего времени многие вопросы, связанные с пониманием феноменов одаренности и творчества, особенностями возрастного развития одаренной личности, организацией ее психологического сопровождения в школе остаются недостаточно изученными.

Представленная монография является оригинальным трудом ведущих специалистов в области психологии одаренности и творчества, известных в России и за рубежом.

Ряд авторов монографии принимал участие в создании «Рабочей концепции одаренности» (В.Н. Дружинин, Д. Б. Богоявленская, Ю.Д. Бабаева, В. И. Панов, В. А. Холодная, Н. Б. Шумакова), которая явилась крупным прорывом в психологии одаренности в нашей стране, т. к. давала единую теоретическую базу для решения ключевых проблем одаренности.

В. И. Панов, член-корреспондент РАО, лауреат премии Правительства РФ в области образования, в период с 1997 по 2002 г. являлся научным руководителем координационного совета Федеральной целевой программы «Одаренные дети».

В монографии отражена феноменология различных аспектов проявления одаренности и креативности, продуктивности и творчества, таланта и гениальности.

Новизна работы в том, что в ней впервые в системе психологического знания об одаренности и творчестве представлены различные концептуально-методологические подходы (культурно-исторический, филогенетический, рефлексивный, междисциплинарный, социально-психологический, психолого-педагогический, экологический, динамический, гендерный, формирующий) к изучению и развитию одаренности и творческих способностей.

В книге предлагаются методологические средства, концептуальные модели, методы теоретико-эмпирического исследования психологических проявлений одаренности и психотехнологии психолого-педагогического развития творческих способностей и одаренности у детей и взрослых, их сопровождения в процессе инновационного образования.

Важной особенностью этой книги является то, что в ней содержатся устоявшиеся, апробированные авторами теоретические положения концепции, модели, эмпирическая проверка и подтверждение которых заняли значительную часть жизни этих ученых. Таким образом, выполнено пожелание Б. М. Теплова, чтобы общая теория одаренности в нашей стране создавалась в результате большой и кропотливой работы по изучению конкретных фактов и закономерностей.

При разработке своих моделей и концепций одаренности и творчества ученые опирались на труды психологов-классиков: Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др. Авторы монографии разделяют взгляд Л. С. Выготского на проблему преемственности в психологии: «Мы не хотим быть Иванами, не помнящими родства; мы не страдаем манией величия, думая, что история начинается с нас; мы не хотим получить от истории чистенькое и плоское имя, мы хотим имя, на котором осела пыль веков» (Л. С. Выготский, 1982 г.). Они считают, что преемственность во взглядах ученых в области психологии одаренности и творчества – залог успешного решения научных и практических проблем.

Другая важная особенность этой книги состоит в том, чтобы найти точки соприкосновения между теоретическим и эмпирическим знанием по психологии одаренности и творчества. В современной психологии возрастает роль методологии и теоретического знания. Также большое значение придается эмпирическому знанию, его теоретико-методологической обоснованности. Содержащиеся в монографии статьи подтверждают важные положения о взаимодополнительности теоретического и эмпирического знания в психологической науке.

Композиционно монография включает три раздела. В первом разделе, «Теоретические и методологические основы исследования одаренности и творчества», рассматриваются понятия «одаренность» и «творчество», подходы к их изучению с разных методологических позиций.

Раздел начинается с анализа В.Н. Дружининым проблемы способностей к творчеству в психологической науке. Приводятся данные, полученные автором и его сотрудниками в ходе исследований развития способностей, изучения их структуры. Особое внимание уделено проблеме творческой личности и ее жизненному пути. В.Н. Дружинин рано ушел из жизни, но его труды чрезвычайно актуальны в настоящее время.

Д. Б. Богоявленская представила историческую динамику исходных понятий творчества и одаренности, показала, как положения отечественной методологии обеспечили принципиально новый подход к исследованию психологии творчества и одаренности.

В. И. Панов рассмотрел экопсихологический подход к развитию одаренности. С его точки зрения, одаренность – это становящаяся психическая реальность, а образовательная среда является средством становления одаренности. На основе объективных критериев выделены группы детей и типы образовательных сред, способствующих развитию одаренности.

Л. В. Попова проанализировала гендерные аспекты выявления и развития одаренности, барьеры, препятствующие реализации одаренности, предложила рекомендации по работе с родителями и учителями для нивелирования гендерных стереотипов.

И. Н. Семенов дал панораму рефлексивной психологии творчества и проанализировал ключевые направления ее развития во взаимодействии с персонологией, акмеологией и педагогикой.

Во втором разделе, «Концепции, модели одаренности и творчества», содержатся материалы, отражающие разные методологические основания и подходы, которые использовались авторами при разработке концепций и моделей.

Ю.Д. Бабаева представила авторскую теорию одаренности, разработанную на основе культурно-исторической психологии Л. С. Выготского, а также идей А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова и О. К. Тихомирова, и дала эмпирическую верификацию данной теории.

Д.К. Кирнарская, опираясь на модель множественного интеллекта X. Гарднера, рассмотрела и выделила в филогенетическом аспекте появление девяти видов человеческих способностей и отмечает их роль в музыкальном и других талантах.

Р. В. Комаров предложил авторскую 3D-модель одаренности, разработанную на основе систематизации наиболее известных психологических теорий, концепций и подходов к исследованию одаренности.

Л. И. Ларионова представила культурно-психологическую модель интеллектуальной одаренности, разработанную на основе культурно-исторической теории Л. С. Выготского, а также результатах кросс-культурных исследований, проведенных в России, США, Монголии.

А. И. Савенков проанализировал трудности использования научных моделей детской одаренности в образовательной практике и дал рекомендации по применению эффективных моделей одаренности, сочетающих ясность эксплицитных и глубину имплицитных концепций, которые могут стать надежным фундаментом для разработки прикладных аспектов развития детской одаренности в современной образовательной среде.

М.А. Холодная рассмотрела специфику проявлений интеллектуальной одаренности в детском возрасте, сравнительно с возрастом взрослости, в контексте анализа эффекта инверсии развития одаренности на разных этапах онтогенеза. Предложила новое понимание природы интеллектуальной одаренности как постепенно развивающейся компетентности.

Е.И. Щебланова проанализировала дискуссионные аспекты концепций одаренности в XXI в., выделила области согласия и противоречий в определении, идентификации и развитии одаренных детей, показала множественность и альтернативность критериев и стратегии принятия решении в подходах к развитию одаренности.

Третий раздел, «Эмпирические исследования и психолого-педагогическое сопровождение одаренных обучающихся», содержит результаты исследований одаренности детей и взрослых на разных этапах онтогенеза, а также технологии обучения и сопровождения одаренных детей и подростков.

A. В. Губенко на основе понимания творчества как процесса сочетания несочетаемого, отраженного в законах творческой логики, отличающихся от законов формальной логики, представил авторскую методику развития творческого мышления на основе объединения отдаленных идей и понятий.

B. В. Казарина обсудила проблему педагогического сопровождения одаренных детей как одну из приоритетных задач российского образования и представила результаты апробации модели педагогического сопровождения социальной компетентности одаренных детей.

М. М. Кашапов рассмотрел абнотивность как профессионально важное когнитивное качество в структуре готовности педагога к работе с одаренными обучаемыми и представил результаты исследования уровней сформированности абнотивности учителей, прошедших целенаправленную подготовку.

C. А. Коногорская раскрыла значение пространственного мышления в общем интеллектуальном развитии школьников и в их академической успешности, привела результаты эмпирического исследования, подтверждающие значимость пространственного мышления в формировании общих способностей.

В. П. Песков предпринял попытку рассмотрения представлений, с одной стороны, как психического явления, а с другой – как ресурса одаренной личности, показал роль представлений в интеллектуальном творчестве одаренного человека.

В.М. Поставнев раскрыл психологические основания творческого долголетия, обобщил результаты анализа интервью с пожилыми творческими персонами и рефлексии известных ученых на потенциал своих творческих возможностей и выявил особенности личности людей пожилого возраста, включенных в творческую деятельность и сохранивших высокую продуктивность.

Н. Б. Шумакова проанализировала теоретические основания и эмпирические данные, показывающие эффективность технологии творческого междисциплинарного обучения детей с разными видами одаренности: интеллектуальной, художественной и творческой – на разных этапах школьного обучения.

Е.Н. Холондович подняла проблему социально-психологических аспектов формирования и развития гениальной личности и показала, как общество влияет на первичную социализацию будущего гения, на становление его личности.

П. В. Смирнова представила результаты лонгитюдного исследования исследовательского поведения детей раннего возраста и факторов домашней среды, влияющих на его развитие, предложила диагностический инструментарий для определения уровня развития исследовательского поведения в раннем возрасте.

Разнообразие исследовательских позиций и подходов к изучению одаренности и творчества, представленных в настоящей монографии, однако, не нарушило целостного представления о рассматриваемых феноменах, позволило увидеть многообразие ракурсов научного анализа проблемы одаренности и творчества, оценить преемственность в их изучении, очертить актуальные и выделить поисковые направления дальнейших исследований.

Материалы, представленные в настоящей монографии, не содержат исчерпывающих решений на поставленные вопросы. Однако в них сделан существенный шаг, приближающий нас к таким решениям, поэтому данный коллективный труд создает мощный стимул для новых исследований в данной области.

Л. И. Ларионова, доктор психологических наук, профессор

А. И. Савенков, доктор психологических наук, профессор

Раздел 1
Теоретические и методологические основы исследования одаренности и творчества

Проблема способности к творчеству. концепция редукции к интеллекту[1]1
  По тексту публикации: В.Н. Дружинин «Психодиагностика общих способностей». – М.: Издат. центр «Академия», 1996. – С. 156–175.

[Закрыть]
(В. Н. Дружинин)

Существует как минимум три основных подхода к проблеме творческих способностей.

1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивация, ценности, личностные черты (А. Дж. Танненбаум, А. Олох, Д. Б. Богоявленская, А. Маслоу и другие). К числу основных черт творческой личности относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.

Особняком стоит концепция Д.Б. Богоявленской, которая вводит понятие креативной активности личности, полагая, что она обусловлена определенной психической структурой, присущей креативному типу личности. Творчество, с точки зрения Д.Б. Богоявленской, является ситуативно не стимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Креативный тип личности присущ всем новаторам, независимо от рода деятельности: летчикам-испытателям, художникам, музыкантам, рабочим-изобретателям [1].

2. Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Грубер, Я. А. Пономарев). В более «мягком» варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция. Наиболее развитой концепцией является «теория интеллектуального порога» Е. Торранса: если IQ ниже 115–120, интеллект и креативность образуют единый фактор, при IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной, т. е. нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью [19].

Предположение Е. Торранса на удивление хорошо совпадает с данными Д.Н. Перкинса [11]: для каждой профессии существует нижний допустимый уровень развития интеллекта. Люди с IQ ниже определенного уровня не могут овладеть данной профессией, но если IQ выше этого уровня, то прямой связи между интеллектом и уровнем достижений нет. Главную роль в определении успешности работы играют личностные ценности и черты характера.

3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Д. Векслер, Р. Уайсберг, Г. Айзенк, А. Термен, Р. Стернберг и другие).

Попытаемся рассмотреть третью точку зрения, на мой взгляд наименее достоверную. Многое в этой позиции определяется взглядами ее представителей на природу интеллекта.

Г. Ю. Айзенк, опираясь на значимые (но все же невысокие) корреляции между IQ и тестами Д. Гилфорда на дивергентное мышление, высказал точку зрения, что креативность есть компонент общей умственной одаренности. Р. Уайсберг утверждает, что творческое мышление диагностируется по своему творческому продукту, а не по способу его получения. Всякий познавательный процесс, с его точки зрения, опирается на прошлые знания и влечет их преобразования в соответствии с требованиями задачи [8].

В последнее время распространение получила концепция Р. Стернберга. Он рассматривает интеллектуальную деятельность в трех аспектах. Первый из них – механизмы функционирования интеллекта (отражение решения, когнитивные стили, знания). Второй аспект – связи интеллекта с типами задач. Третий аспект – отношение интеллекта с внешним миром. Согласно Р. Дж. Стернбергу, интеллект участвует и при решении новых задач, и при автоматизации действий. По отношению к внешнему миру интеллектуальное поведение может выражаться в адаптации, отборе или преобразовании внешней среды. Если человек реализует третий тип отношения, то при этом он проявит творческое поведение [17]. Как бы то ни было, теоретические рассуждения должны подкрепляться фактами. Сторонники интеллектуальной редукции творческих способностей опираются на результаты эмпирических исследований, к числу которых относится классическая работа Л. Термена и К. Кокса [18]. В 1926 г. они проанализировали биографии 282 западноевропейских знаменитостей и попытались оценить их IQ на основе достижений в возрасте от 17 до 26 лет. Кроме того, они опирались на шкалу Стенфорд-Бине для оценки интеллекта в детстве. При этом в ходе оценки достижений учитывались не только интеллектуальные, но и творческие достижения, что априорно ставило под вопрос правильность выводов. Если методика учитывает в IQ не только интеллектуальные, но и творческие показатели, выводы о связи IQ и творческих способностей являются артефактами метода. Но тем не менее результаты, полученные К. Коксом, получили широкую известность и вошли во многие учебники психологии [4].

Сравнение возраста овладения знаниями и навыками знаменитыми людьми с аналогичными данными выборки обычных детей показало, что IQ знаменитостей значительно выше среднего (158,9). Отсюда Л. Термен сделал вывод, что гении – это те люди, которых еще в раннем детстве по данным тестирования можно отнести к категории высокоодаренных (см. рисунок 1).

Рис. 1. IQ знаменитых людей в возрасте 17 и 26 лет

Наибольший интерес представляют результаты Калифорнийского лонгитюда, который организовал Л. Термен в 1921 г. Л. Термен и К. Кокс отобрали из учащихся 95 средних школ Калифорнии 1528 мальчиков и девочек в возрасте от 8 до 12 лет с IQ 135 баллов, что составило 1 % от всей выборки. Уровень интеллекта определялся по тесту Стенфорд-Бине. Контрольная выборка была сформирована из учащихся тех же школ.

Выяснилось, что интеллектуально одаренные дети опережают своих сверстников в среднем на два класса.

В ходе исследования проводилось три среза по измерению IQ: 1927–1928 гг.; 1932–1940 гг. и 1951–1952 гг. Последняя проверка осуществлена Д. Фельдманом через 60 лет после начала исследования: он проверил достижения членов выборки Л. Термена с 150 < IQ < 180 и с IQ > 180.

800 мужчин с IQ 135, входящих в выборку Л. Термена, опубликовали к 50-м годам 67 книг (21 – художественные произведения и 46 – научные монографии), получили 150 патентов на изобретения, 78 человек стали докторами философии, 48 стали докторами медицины и т. д. Фамилии 47 мужчин вошли в справочник «Лучшие люди Америки за 1949 год». Эти показатели в 30 раз превысили данные по контрольной выборке.

Надо сказать, что дети, отобранные Терменом, отличались ранним развитием (рано начали ходить, говорить, читать, писать и пр.). Все интеллектуальные дети окончили успешно школу, 2/3 получили университетское образование, а 200 человек стали докторами наук.

С другой стороны, что касается творческих достижений, то результаты не так однозначны. Ни один ранний интеллектуал из выборки Термена не проявил себя как исключительно талантливый творец в области науки, литературы, искусства и т. д. Никто из них не внес существенного вклада в развитие мировой культуры.

Интересно, что у членов обследуемой группы в 1955 г. доход был в четыре раза выше среднего дохода на душу населения США. Практически все они добились высокого социального статуса. Таким образом, ранние интеллектуалы чрезвычайно успешно адаптировались в обществе. Интеллект является не препятствием, а необходимым условием достижения успеха в демократическом обществе.

Однако высокий (и даже сверхвысокий) уровень интеллекта не гарантирует творческих достижений. Можно быть интеллектуальным и не стать творцом. Компенсирует ли это социальный успех? И столь ли привлекательна личная участь творческого человека при всей прижизненной и (возможно!) посмертной славе? Отсутствие однозначной связи между интеллектом и творческостью явилось аргументом для сторонников двух других подходов, альтернативных редукционистскому.

Источник: iknigi.net


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.