Методологические основы психологии


Каждая наука для того, чтобы развиваться, должна опираться на исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают методология и теория. Б. Ф. Ломов в книге «Методологические и теоретические проблемы психологии», характеризуя современное состояние науки, отмечает, что в настоящее время «резко возрастает потребность в дальнейшей разработке методологических проблем психологической науки и ее общей теории».

Методология (от греч. methodos«путь исследования» или «путь познания», logos«учение» или «наука») система принципов и способов организации и построения теоретической и прак­тической деятельности, а также учение об этой системе.

Психологическая наука при решении своих задач как теоретического, так и практического характера основывается на методологии. Методология опреде­ляет исходные принципы исследования, нормы и требования к использованию методов, правила оказания воздействия и др.


тодология носит всеобщий характер, но она конкретизируется применительно к различным сферам практической и теоретической деятельности. В психологии такой сферой является психика, исследование которой предполагает разработку соответствующих методов. Без познания сути методологических основ научных исследований невоз­можно изучить проблему на высоком уровне обобщения, что и отличает научное знание от житейского.

Выделяют 3 уровня методологии:

Уровень общей методологии, выражающийся в философской позиции по отношению к окружающему миру вообще и роли и месту психики в нем в част­ности. Условно можно утверждать, что содержание данного уровня методологии составляют философские законы.

Уровень специальной методологии содержание, которого определяют принципы науки Исходя из того, что в общем смысле под принципом какие-то базисные, фундаментальные идеи, можем определить принципы психологии или теории.

Принципы психологии –основополагающие идеи, базисы психологической науки, определяющие способы познания психики и сознания.

Уровень частной методологии, или совокупность методов и методик психологии, содержание которых определяется более высокими уровнями методологии ( общей и специальной)

В качестве общей методологии психологической науки выступает диалектико-материалистический подход к пониманию окружающего мира, роли и места психики в нем.


Отечественная психологическая наука исходит из того, что:
1. Окружающий нас реальный мир материален.
2. Материя первична, сознание вторично.
3. Материя находится в непрерывном движении, развитии.
4. Окружающий мир и психика прошли длительный путь эволюции

Когда какой-то метод (или совокупность методов) применяется в конкретной исследовательской ситуации для решения определенной задачи, используют понятие «методика».

Таким образом, методология существенным образом влияет и на развитие психологических теорий. При этом если теория представляет собой результат познания психических явлений, выражающийся в системе идей, то методология определяет способы достижения и построения этого знания.

Методология — совокупность принципов. Принципы вытекают из определенной психологической теории. В настоящее время психологии не существует универсальной теории, при помощи которой можно было бы объективно объяснить все психические явления. И поэтому предпочтительнее говорить о существовании принципов какой-то теории, нежели принципов психологической науки. В то же время в отечественной психологии существуют методологические принципы, которые разделяются многими учеными и практиками.

Принцип психологии — это кратко сформулированная теория психологии, отражающая ее закономерность, подытоживающая ее прошлый опыт и ставшая исходным требованием для дальнейших исследований и построения дальнейшей теории.


Основные принципы психологии
1) Принцип детерминизма: актуальное состояние психики и поведения индивида детерминировано (обусловлено) предыдущими событиями его жизни, а все разнообразие феноменов человеческой жизнедеятельности, которые можно наблюдать, определяются взаимодействием двух групп факторов: наследственностью и окружающей биосоциальной средой. Любому явлению, событию предшествует совокупность обстоятельств, которые вызывают это явление. Психологическое исследование своей задачей ставит выявление этих обстоятельств, причин.
2) Принцип единства сознания и деятельности: психика, сознание, личность развиваются в неразрывном единстве с деятельностью — сложной, специфической человеческой формой целенаправленной активности. Психическое развитие человека невозможно вне деятельности. Содержательная особенность деятельности определяет ход развития психических процессов и свойств.

3) Принцип развития (историзма) или генетический принцип: при переходе психических феноменов от одного уровня организации к другому, при возникновении новых форм психических явлений и процессов происходит их изменение, которое имеет закономерный характер, несмотря на то , что могут содержать в себе элементы случайности и вариативности. Принцип обуславливает необходимость изучать психические явления в развитии.


4) Принцип системности: явления действительности необходимо исследовать в их зависимости от того целого, которое они создают, приобретая при этом свойства целого. Данный принцип основывается на идее, что от­дельный элемент целостной структуры приобретает свойства, отличные от тех, которыми он обладал, не находясь в составе этой структуры. Например, человек в группе студентов, в группе незнакомых людей, в кругу семьи ведет себя по-­разному, то есть он использует разнообразные поведенческие реакции в зависи­мости оттого, частью какой группы (какой целостности) он является в настоящий момент
5) Системно-структурный принцип-необходимость из великого множества явлений выделить и обособить специфическую категорию закономерно взаимосвязанных объектов, приобретающих значение и характер системных. Внутреннее строение этих объектов описывается в таких понятиях, как элемент, связь, структура, функция, организация, управление, саморегуляция, стабильность, развитие, открытость, активность, среда и др.

6)Принцип личностного подхода, учета групповой психики в изучении, понимании и формировании отдельных психических явлений, фактов, механизмов. С учетом требований этого принципа изучение психики человека и ее отдельных феноменов может быть правильным лишь при учете в совокупности, единстве, основных, ведущих, коренных личностных и групповых особенностей людей: их потребностей, интересов, жизненного и профессионального опыта, способностей и других особенностей в целом, учета своеобразия как психотипических, так и индивидуально-психологических особенностей людей.


7)Принцип отражения. Раскрывает понимание сущности психического и его основных функций, уровней в развитии психики человека. Своеобразие психики человека – особой формы отражения, обусловлено многими обстоятельствами: особенности самой объективной реальности, воспринимаемой как органами чувств, так и с помощь речи; состояние головного мозга; физического и психического здоровья человека; содержание и состояние его психики .

8) Рефлекторный принцип гласит: все психические явления есть результат непосредственного или опосредованного психического отражения, содержание которого детерминировано объективным миром. Физиологическим механизмом психического отражения являются рефлексы головного мозга;

9) Иерархический принцип, согласно которому все психические явления должны рассматриваться как ступени иерархической лестницы, где нижние ступени субординированы (подчинены и управляются высшими), а высшие, включая низшие в измененном, но не устраненном виде и опираясь на них, к ним не сводятся.

Говоря о принципах психологии, важно особо выделить принципы интегративной психологии, как современной масштабной тенденции психологических знаний.

Принцип целостности. Подразумевает понимание психики как чрезвычайно сложной, открытой, многоуровневой, самоорганизующейся системы, обладающей способностью поддерживать себя в состоянии динамического равновесия и производить новые структуры и новые формы организации.


Генетический принцип, или принцип развития, выражается в том, что развитие человеческой психики имеет множество потенциальных направлений. Эти направления определяются в критических точках — точках бифуркации, где система делает выбор, касающийся пути своего дальнейшего развития. Можно сказать, что в точке бифуркации система находится в состоянии временной нестабильности и чрезвычайно чувствительна даже к незначительным внешним воздействиям. Это состояние системы соответствует начальным этапам кризиса, когда на: фоне нарастающей нестабильности происходит мобилизация психических и физических ресурсов и активный поиск новых путей развития.

Принцип обусловленности. Психическое пространство представляет собой систему взаимосвязанных пространственно-временных сознательных и бессознательных структур (гештальтов, целостностей психической реальности, систем конденсированного опыта и т.п.), между которыми существует энергоинформационное взаимодействие внутри психики. Характер этого взаимодействия определяют паттерны отношений человека с окружающим миром.

Принцип позитивности подразумевает центрирование специалиста и клиента на положительном опыте.

Принцип соотнесенности подразумевает соответствие характера и интенсивности воздействия психотехнологий уровню зрелости пациента и степени сензитивности его психики.


Принцип потенциальности. Если обратить внимание на особенности русской ментальности, то можно отметить особый способ восприятия пространства. Оно переживается как простор, как-то, куда вырываешься из неволи, как чистая потенциальность бытия, воля, свобода, полноценное дыхание, то есть духовная жизнь, не стесненная мирской скорбью.

Интегративная методология, опираясь на целостное видение человека в перспективе его материального, социального, духовного роста, предусматривает при психосоциальной работе с клиентом раскрытие его потенциальности, развитие интуиции, творчества, высших состояний сознания, личностных ресурсов.

Принцип многомерности истины. Любая теория, концепция, терапевтический миф, учение, идея, житейское суждение о психической реальности при кажущейся их полноте и универсальности справедливы лишь при определенных обстоятельствах и с известной долей вероятности. Следует помнить, что как самые гениальные психологические теории, так и заявления некоторых клиентов о «сглазе», «порче» являются в первую очередь попыткой структурировать и транслировать собственный внутренний опыт.

Принципы аккумулируют в себе основные закономерности и законы, действующие в сфере психического.

Закономерность — объективно существующая, повторяемая причинно-следственная связь определенных явлений при их взаимодействии, которая, если она достаточно хорошо познана, отражается в формулировке закона.
r /> Психологическая закономерность — это еще недостаточно раскрытый психологический закон, который предусматривается, но еще не может быть точно сформулирован.Законы психологии имеют вид законов-тенденций. Вариативность проявлений психологических законов не отменяет того, что в них выражается что-то общее, но это общее выступает как тенденция.

Типы законов в психологии

  • относительно элементарные зависимости (например, основной психофизический закон);
  • законы, раскрывающие динамику психических процессов во времени (последовательность фаз процесса восприятия, принятия решений и пр.);
  • законы, характеризующие структуру психических явлений (современные представления о памяти);
  • законы, раскрывающие зависимость эффективности поведения от уровня его психической регуляции (закон Йеркса-Додсона, который раскрывает зависимость между уровнем мотивации и успешностью выполнения поведенческих заданий; законы, которые характеризуют уровни работоспособности, стрессовые состояния);
  • законы, описывающие процесс психического развития человека в масштабе его жизни;
  • законы, в которых раскрываются основания различных психических свойств человека — законы нейродинамики (нейрофизиологические основания темперамента);
  • законы об отношениях между разными уровнями организации психических процессов и свойств (законы отношения между разными уровнями организации в структуре личности).

Чисто научный подход требует не только определить объективный закон, но и очертить сферу его действия, а также условия, при которых он может действовать, его ограничения.

При проведении психологического исследования, диагности­ке, коррекции первоначально необходимо определиться с парадигмой, теорией исследования, его принципами и уже на их основе подбирать и использовать пси­хологические методы.

Понятие парадигмы введено американским историком науки Т. Куном как си­стема научных знаний, включающая в себя теорию, методы, экспериментальные процедуры и технические средства; ее придерживаются ученые данной сферы в течение достаточно продолжительного периода своей исследовательской дея­тельности.

Парадигмасистема научных знаний, которой в течение продол­жительного периода придерживаются ученые в своей исследова­тельской деятельности.

Наличие парадигмы — методологическая основа единства научного содружества (школы, направления), которая значительно облегчает профессиональную коммуникацию. Парадигма имеет приоритет перед другими средствами регуляции научной деятельности и соединяет логически-атомарные компоненты (законы, стандарты, правила) и совокупную научную деятельность в единую функционирующую целостность.


В последние годы в отечественной психологии все больше распространяется гуманитарная парадигма как общий подход к человеку и исследовательская стратегия в отдельных отраслях психологии, в отличие от природно-научной парадигмы, которая доминировала раньше. Специфика гуманитарного знания состоит в том, что:
1) Объектом изучения в гуманитарных науках являются духовные и культурные феномены, т.е. феномены, так или иначе связанные с человеком и обществом, и выраженные с помощью текстов.
2) Непосредственным предметом гуманитарного познания является постижение (интерпретация) глубинного содержания текста.
3) Объект и предмет гуманитарного знания обусловливает ряд специфических черт последнего:
а) аксиологичность: ценности исследователя определяют содержание интерпретационных схем
б) рефлексивность: полученные путем исследования результаты могут изменять поведение объекта исследования
в) интенция исследователя на понимание того, что допускается диалог, столкновение, конфликт двух активных субъектов- исследователя и испытуемого
г) субъективность или субъективированная форма результатов
д) принципиальная невозможность извлечения текстов из мира культуры, вне которого они теряют свою значимость
е) необходимость установления отношений с объектом
ж) исследование единичных, уникальных и неповторимых объектов
4) Исходя из специфики гуманитарного знания, из того, что содержание текста скрыто от исследователя, на первое место выходят интерпретационные методы исследования.
Методы гуманитарной психологии — методы описания и понимания природы человека: включенное наблюдение, самоотчеты, интроспекция, биографический метод, беседа, клиническое обследование, анализ результатов (продуктов) деятельности, психоаналитический метод.

Парадигма это: образец для исследования, какие проблемы и как их исследовать, ставить исследовательские задачи и решать их.
(например: естественно научная парадигма — масса, исследование реакции. Гуманитарная парадигма — каждый человек уникален, исследовать — ценности, смысл жизни, уникальный единичный случай)

Парадигма естественнонаучного (экспериментального) подходабазиру­ется на достоверных фактах. Ее автор, В. Вундт (1832-1920), одним из первых обозначил контуры психологии как самостоятельной науки с собственным инстру­ментарием. По его мнению, психология должна отойти от проблемы соотношения души и тела и стать наукой об опыте сознания. Выделяя в сознательном опыте отдельные структурные элементы (ощущение, восприятие, представление и др.), а затем объединяя их путем «творческого синтеза», можно выявить механизм превращения комбинаций отдельных элементов в нечто новое, целое. Такие ис­следования можно проводить методом интроспекции («внутренней перцепции»), предполагающим наблюдение за собственным сознанием. Взгляды В. Вундта развиты в работах О. Кюльпе (1862-1915) и Ф. Брентано (1838-1917).

 

Парадигма структурализма,связанная с именем Э. Титченера (1867-1927), предполагает, что основная задача психологии — поиск составляющих сознатель­ного опыта. выявление структуры психики. Другими словами, все внимание долж­но быть сосредоточено на отдельных элементах сознания («атомах психики»), а не на изучении целого. В качестве основных элементов рассматривались ощу­щения, образы и эмоциональные состояния. Единственным инструментом иссле­дования признавался метод интроспективного наблюдения.

 

В рамках парадигмы функционализмаобосновывалась целесообразность изучения процессов функционирования психики («психической деятельности»), и ставилось под сомнение стремление «разложить» психику на отдельные состав­ляющие. Каковы принципы работы сознания, какие функции выполняет психика в адаптации организма к окружающей среде, каковы последствия психической деятельности человека, какие индивидуальные различия порождают те или иные психические процессы, почему человек ведет себя так, а не иначе — вот основные вопросы, подлежащие изучению с позиций данной парадигмы. Интроспективный метод исследования здесь дополнялся экспериментальными опытами, объективными наблюдениями, тестами и опросами. Основы функционализма заложены в работах У.Джемса (1842-1910), Дж. Дьюи (1859-1952), Дж. Энжелла (1869-1949),Г. Кэрра (1873 — 1954), Р. Вудвортса (1869-1962).

Сторонники прагматической парадигмыисходят из того, что психология должна быть ориентирована на эффективное решение практических задач.Основной посыл: «Результат важнее, чем процесс, и тем ценнее, чем полезнее егоприкладные последствия». Предыдущие парадигмы работали на исследовательские идеи,академические изыскания и использовались лишь в лабораториях. Результатыприкладной психологии должны давать практический эффект в сфере производства товаров и услуг, клиниках и больницах, школах и вузах, рекламном бизнесе и армии. Логика исследований, демократизм в выборе инструментария, энтузиазм в продвижении полученных результатов в практику — все работало на запросы повседневной жизни. Первые значимые результаты прикладной психо­логии проявились в работах Г. Холла (1844-1924) по психологии развития детей; Дж. Кеттела (1860-1944) и А. Бине (1857-1911) по тестированию умственных способностей; Л. Уитмера (1867-1956) по диагностике и лечению отклонений умственном развитии школьников; У. Скотта (1869-1955) по психологии рекла­мы, подбору персонала, психологии труда; Х. Мюнстерберга (1863-1916) по су­дебной, индустриальной и клинической психологии.

Поведенческая парадигмасвязана с упоминавшимися выше создателями и бихевиоризма и требовала отказаться от понятий «сознание», «образ», «разум», столь же недоступных, как и сама душа. Психологию должны интересовать лишь поведенческие акты, поддающиеся наблюдению, описанию и оценке. Прогнозирование и управление поведением человека в целом, включая влияние окружающей среды, — вот главная задача психологии. Инструментарий бихевиоризма ограничился объективными методами, исключив интроспективные. «Отцом» бихевиоризма признается Дж. Уотсон (1878-1958):

Парадигма целостностиобоснована в рамках гештальт-психологии и исходит из положения, что при исследовании приоритет следует отдавать целостным структурам, так как целое всегда больше суммы его отдельных частей. Объекты окружающего мира воспринимаются органами чувств мгновенно и самопроиз­вольно в виде целостных образований, а не отдельных составляющих. Различ­ные мелодии порождаются одними и теми же музыкальными нотами в их различ­ных комбинациях. Однако эти мелодии не прослушиваются ни в одной из отдельных нот. Основателями данной парадигмы были М. Верттхеймер (1880-1943), К Коффка (1886-1941), В. Келер (1887-1967), К. Левин (1890-1947).

Парадигма бессознательного(в основе — психоаналитическая теория) базируется на идее, что поведение человека контролируется не столько разумом (сознанием), сколько бессознательными силами, не зависящими от сознания («рассудок не является хозяином в собственном доме»). Именно неосознаваемые влечения, желания и защитные механизмы определяют всю повседневную жизнь человека. Исследовательский арсенал не включал сбор данных, контроли­руемый эксперимент и статистическую обработку получаемых результатов. Все сводилось к анализу вербального и невербального поведения испытуемого и ба­зировалось больше на интуиции и критическом «чутье» психолога. Идеи данной парадигмы отражены в работах 3. Фрейда (1856-1939) и его последователей:К. Юнга (1875-1961), А. Адлера (1870-1937), К. Хорни (1885-1952), r Мюррея (1893-1988), Э:Эриксона (1902-1994).

Гуманистическая парадигмаотрицает рассмотрение человека в качестве пассивного биопсихического существа, ситуативно реагирующего на текущие раздражители или как индивида, который находится во власти бессознательных сил. Человек, по мнению гуманистов, целостен, потому нельзя рассматривать и делать акцент только на одной его грани. В каждой личности заложено стремление сделать себя лучше, реализовать свои возможности через собственный сознательный опыт. Наивысший мотив жизнедеятельности любого человека проявляется во врожденном стремлении к самоактуализации, самореализации, самосовершенствованию. Идеи гуманистической парадигмы связаны с Г. Олл­портом (1897-1967), А. Маслоу (1908-1970), К. Роджерсом (1902-1987) и др.

Парадигма развитиясодержит идеи, согласно которым психика человека развивается через ряд характерных познавательных стадий, которым соответ­ствуют типовые способы мышления. При этом природа наделяет новорожденно­го универсальными механизмами обработки входящей информации. С некоторы­ми отличиями в деталях таких взглядов придерживались Ж. Пиаже (1896-1980), Л. Кольберг (1927-1987), А. Валлон (1879-1962).

 

В центре внимания когнитивной парадигмынаходятся психические позна­вательные (мыслительные) процессы на сознательном и неосознаваемом уровнях и их решающее влияние на поведение. Каковы закономерности обработки инфор­мации в мыслительных процессах, каковы механизмы понимания речевых сигна­лов, формирования коммуникативных связей и решения новых задач — это лишь часть задач, решаемых в рамках когнитивной психологии. Ключевыми фигурами когнитивной психологии считаются дж.Брунер (р. 1915), Дж. Келли (1905-1966),Дж. Милллер (р. 1920), У. Найссер (р. 1928). .

Экзистенциальная парадигмаакцентирует внимание на таких аспектах су­ществования личности, как смысл жизни, переживания личностью своей жизни, соотношение внутренней природы человека и его внешней жизни. Утверждается, что человек по своей истинной природе устремлен к внутренней свободе, что тождественно его желанию всегда оставаться самим собой. Свободная личность формирует себя сама, абстрагируясь от всего (общества, социальных групп и пр.), кроме собственной субъективности. Главное требование к методическому инструментарию экзистенциальной психологии — ориентация на оригинальность и неповторимость личности. Наиболее влиятельные представители экзистенциальной психологии – Ж.Сартр (1905-1980), Р. Мэй (1909-1994) В. Франкл (1905-1997). ‘

Согласно деятельностный парадигме, все психические функции чело­века формируются, развиваются и проявляются в предметной деятельности; деятельность — способ взаимодействия человека с окружающим миром, вклю­чая и взаимодействие с другими людьми. В историческом плане сознание есть результат усвоения опыта деятельности. Именно в деятельности рождается, совершенствуется личность человека через появление потребностей, целей, мотивов.Деятельность и сознание едины. Методы изучения психики весьма разнообразны и опираются на анализ психического отражения в процессе деятельности. Непосредственная разработка основ деятельностный парадигмы принадлежит С.Л.Рубинштейну (1889-1960) и А.Н.Леонтьеву(1903-1979).

Каждая из означенных выше парадигм внесла свой весомый вклад в развитие психологии как науки. Но иной раз сложности возникают с тем, что подходы и идеи многих парадигм отличаются, часто противоречат друг другу. Это в значительной степени усложняет развитие психологического знания и некоторые говорят о кризисном состоянии психологии. Но как в любом кризисе, важно его не как неразрешимую проблему, а как новую возможность следующих шагов.

Кроме принципов на развитие психологии как науки влияет и формирование ее категориального строя, т.е. тех постоянных проблем (инвариант), которые составляют ее предмет и его содержание.

Психологические категории – это наиболее общие и существенные понятия, через каждое из которых понимаются и определяются частные понятия, стоящие на более низких ступенях иерархической лестницы.Наиобщаякатегория психологии, являющаяся одновременно и ее предметом, – психика. Ей подчинены такие общепсихологические категории, как формы психического отражения, психические явления, сознание, личность, деятельность, развитие психики и др. Им, в свою очередь, подчинены частнопсихологические категории.

К общепсихологическим категориям относятся:

1) формы психического отражения;

2) психические явления;

3) сознание;

4) личность;

5) деятельность;

6) развитие психики.

Частнопсихологическиекатегории – это:

1) ощущения, восприятие, память, мышление, эмоции, чувства и воля;

2) процессы, состояния, свойства личности (переживание, знание, отношение);

3) подструктуры личности (биопсихические свойства, особенности форм отражения, опыт, направленность, характер и способности);

4) цель, мотивы, действия;

5) развитие психики в филогенезе и онтогенезе, созревание, формирование

В настоящее время выделяют несколько основных категорий, которые являлись основой психологической науки на протяжении почти всей ее истории. Это категории мотива, образа, деятельности, личности, общения, сознания. В разные периоды развития психологии и в разных школах эти категории имели неодинаковое значение, однако всегда так или иначе присутствовали в психологических концепциях.

Мотив (от лат. moveo – двигаю) – это то, что движет живым существом, ради чего оно тратит свою жизненную энергию.

Мотив не может быть адекватно объяснен сам по себе, вне неразлучных связей и изначальной включенности в систему тех детерминант – образа, отношения, действия, которые конституируют общий строй психической жизни. Его "служба" в этой жизни представлена тем, чтобы придать поведению импульс и направленность к цели, поддерживая энергетическое подкрепление поведения на всем пути стремления к ней.

Будучи непременным "запалом" любых действий и их "горючим материалом", мотив издавна выступал на уровне житейской мудрости в различных представлениях о чувствах (например, удовольствия или неудовольствия), побуждениях, влечениях, стремлениях, желаниях, страстях, силе воли и т.д.

Мотивы поведения человека и цели поведения могут не совпадать: одну и ту же цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Цель показывает — к чему стремится человек, а мотив — почему он к этому стремится.

Мотив имеет сложную внутреннюю структуру:

— с возникновением потребности в чем-то, сопровождаемый эмоциональным беспокойством, неудовольствием, начинается мотив;

— осознание мотива ступенчато: вначале осознается, в чем причина эмоционального неудовольствия, что необходимо человеку для существования в данный момент, затем осознается объект, который отвечает данной потребности и может ее удовлетворить (формируется желание), позже осознается возможность достичь желаемого с помощью каких действий, каким образом;

— реализуется энергетический компонент мотива в реальных поступках. Мотив может быть не осознанным, если осознание потребности не вполне соответствует подлинной нужде, вызывающий неудовлетворение, т.е. человек не знает подлинной причины своего поведения. К неосознанным мотивам относят: влечение, гипнотические внушения, установки, фрустрационные состояния.

Побуждающая функция мотивации заключается в том, что для того, чтобы личность начала действовать, она должна войти в состояние активности, т.е. чем-то побуждаться. При этом побуждение — это двигательный импульс, эмоционально-волевое устремление личности. Это побуждение и получило название мотива.

Деятельность – процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта.

Говоря о категории деятельности, необходимо помнить о том, что в психологии рассматривается и внешняя деятельность (поведение), и внутренняя (прежде всего, мыслительная деятельность). На первых этапах развития психологии учеными не подвергалась сомнению мысль о том, что поведение является таким же психологическим понятием, как и мышление. Однако со временем психологи, как уже говорилось выше, отождествлять психику только с сознанием, а все внешние проявления активности выходили, таким образом, за рамки собственно психического. Поэтому на долю психологических исследований оставалось изучение только внутренней, умственной деятельности. Это мешало развитию объективных методов исследования психики, останавливало и развитие экспериментальной психологии. В середине XIX в. английский психолог и философ Г. Спенсер впервые сказал о том, что предметом психологии являются ассоциации между внутренним и внешним, т.е. между сознанием и поведением. Таким образом, было не только зафиксировано уникальное положение психологии, но и узаконено место внешней деятельности в качестве психологической категории. В современной психологии существует несколько школ, для которых категория деятельности является ведущей — это и бихевиоризм, и отечественная психология, в которой теория деятельности занимает одно из центральных мест. В то же время изучение внутренней и внешней деятельности, их взаимосвязи и взаимопереходов — одна из центральных проблем возрастной психологии, так же как и многих других психологических направлений и отраслей.

Проблема раскрытия психологической структуры деятельности может решаться как с позиций определения ее инвариантной психологической структуры, так и с позиций организации ее основных компонентов – действий. В том случае если в качестве «единицы» деятельности (ее психологической «ячейки», согласно С. Л. Рубинштейну) берется действие, то ее психологическая структура принимает вполне определенную форму. Согласно теории деятельности А. Н. Леонтьева, деятельность построена на основе структурно-уровневого принципа. Это означает, во-первых, что общая структура деятельности образована качественно различными уровнями, формами психической регуляции активности человека. Во-вторых, что эти уровни иерархически соподчинены и образуют целостную систему. А. Н. Леонтьев различает три основных уровня организации деятельности – операций, действий и автономной деятельности. Второй из этих уровней (действий), занимая центральное место в общей структуре деятельности, наиболее важен для понимания психологических особенностей деятельности и ее строения. Действие – это основная единица структуры деятельности, представляющая собой произвольную, преднамеренную активность, направленную на достижение осознаваемой цели.

Деятельность человека имеет сложный генетический, функциональный и структурный характер. Она имеет свои истоки, «причины» и более или менее определенную структурную и функциональную организацию. Ее состав многокомпонентен. В ее осуществление вовлекаются психические процессы, состояния и свойства личности разного уровня сложности.
Только целенаправленную активность человека предлагается называть деятельностью. Когда мы употребляем термин «человеческая деятельность», мы имеем в виду прежде всего осознанную, целенаправленную активность человека, которая может разворачиваться как в физическом пространстве, так и в пространстве психических образов.

Побудительными причинами деятельности являются мотивы – внешние и внутренние условия, вызывающие активность субъекта. Мотив, побуждая к деятельности определяет ее задачи и цели.

Цель – это осознанный предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие. Целью может быть явление, предмет или действие.
В зависимости от целей эта деятельность может длиться годами или даже всю жизнь. Однако, какой бы сложной она ни была, как бы долго она ни длилась, ее можно описать, используя универсальные единицы, в которых отражается не содержательный, а именно структурно-уровневый подход к ее описанию.

В книге «Психология педагогической оценки» Б.Г. Ананьев впервые в развернутой форме показал важность учета категории общения.

Общение – взаимодействие двух людей или более людей, состоящее в обмене между ними информацией.

Способность общаться друг с другом — одно из величайших, если не самое главное, приобретение человека в ходе эволюции. Каждому человеку необходимо на протяжении всей жизни постоянно учиться общению, непрерывно обогащая свой коммуникативный опыт, совершенствуя свои умения и навыки, развивая коммуникативную компетентность. Понимание законов общения и владение его техниками, мощным потенциалом родного языка, умение убеждать и позитивно влиять на других людей, управлять конфликтными ситуациями приносит практическую пользу во всех областях жизни, помогает в карьере, приводит к успеху.

Слово «общение» происходит от латинского communis, означающего «общество, община, общий». Для того чтобы с кем-то обменяться информацией, необходимо прежде вступить в контакт, в общение, а затем попытаться достичь единого понимания в процессе совместной деятельности.

Общение — это процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя: восприятие и понимание людьми друг друга, обмен информацией, взаимодействие.

В едином процессе общения социальные психологи (Б. Д. Парыгин, Г.М.Андреева) выделяют три стороны или функции: коммуникативную (передача, получение и обмен информацией); интерактивную (взаимодействие); перцептивную (восприятие и понимание или взаимопонимание). Отсюда, общение можно представить в виде своеобразной пирамиды, состоящей из нескольких граней. Каждая грань имеет самостоятельное значение и в разное время и в разных ситуациях может превалировать. Однако полноценным общение становится лишь тогда, когда проявляются все грани одновременно: обмен информацией, взаимодействие с другими людьми, понимание и познание их, а также переживание, возникающее в ходе общения. Именно психический контакт характеризует общение как двустороннюю деятельность, предполагающую не только взаимосвязь и взаимодействие для решения разных задач, но и взаимный обмен эмоциями, сопереживание, сострадание.

В психологической литературе практически отсутствует четкое разделение понятий, в

Источник: cyberpedia.su

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

частное образовательное учреждение

«ОО ДПО МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ЭКСПЕТИЗЫ И ОЦЕНКИ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Методологические основы психологии»

Автор:

слушатель Искандярова Марина Ахтямовна

подпись______________

Руководитель:

подпись______________

Саратов 2018 г.

Методология науки — это система знаний о принципах построения, формах и способах организации научного познания, а также о способах установления степени достаточной обоснованности и верифицированности знаний, получаемых в процессе научного исследования естественных (природных) и социальных явлений.

Когда рассматриваются методологические основания современной научной психологии, часто собственно методологические проблемы смешиваются с проблемами теоретическими, с одной стороны, и с проблемами методическими, с другой стороны. Эти две группы проблем полезно разграничивать.

Методологические проблемы психологии, как правило, связываются с поиском ответов на два центральных для психологии вопроса:

  • Что выступает предметом исследования в психологии? Что такое психика?

  • Как добиться научной достоверности и объективности знаний, получаемых в процессе исследования психических явлений?

Теоретические проблемы психологии, как и любой другой науки, возникают в связи с построением конкретных психологических теорий, направленных на объяснение определенных понятий:

  • Как объяснить особенности состава, структуры, функций, происхождения, формирования и развития различных психических явлений?

  • Какие закономерные, причинно-следственные связи лежат в основе формирования, развития психических явлений?

Методические проблемы связаны с планированием, организацией и анализом конкретных способов получения новых научных результатов, с ответами на вопросы:

  • Какие существуют конкретные способы (методы) получения новых научных данных?

  • Как могут быть организованы конкретные условия и какие средства могут быть использованы для получения новых научных данных?

Как правило, выделяется три уровня методологического анализа научных исследований и получаемых результатов — научных знаний: общефилософский, общенаучный и конкретно-научный.

Общефилософский уровень методологической ориентировки определяется теми философскими позициями, которые занимает ученый по отношению к изучаемым явлениям. Диапазон возможных стихийных или осознаваемых философских позиций достаточно широк, и их последовательный анализ или обоснование требует от исследователя высокой философской культуры.

Общенаучный уровень методологической ориентировки обеспечивает обоснование тех критериев, в соответствии с которыми организация исследований и получаемые результаты признаются научными и относительно верными для данного уровня развития познавательной деятельности.

Конкретно-научный уровень методологии обеспечивает ориентировку в организации научной деятельности и в анализе научных знаний в рамках каждой конкретной науки.

Обобщение научных взглядов на категорию «методология» (включая и приведенные дефиниции), показывает, что, во-первых, она выполняет две глобальные функции: служит теоретико-мировоззренческой (идеологической) основой научного познания и выступает как учение о методе познания и, во-вторых, по степени общности методология (в обоих своих вариантах) может представляться как понятие всеобщее, общенаучное и частное.

В соответствии с первой частью приведенной констатации главная роль методологии науки заключается в определении того, что должна исследовать данная наука, то есть ее предмета и в выработке типичных для данной науки способов добывания новых знаний, которые кратчайшим путем вели бы познание к выявлению сущности изучаемого явления, то есть ее методов.

Как теоретико-мировоззренческая основа научного познания методология раскрывается через систему соответствующих понятий (убеждения, принципы, теория и др.).

В качестве учения о методе познания методология, как и любая наука, имеет круг специфических проблем. Важнейшими среди них являются следующие:

1) анализ принципов, концепций, теорий, подходов;

2) проработка понятийного аппарата познавательного процесса и соответствующей терминологии, языка исследований;

3) описание и анализ исследовательского процесса, его этапов и фаз;

4) изучение сфер применимости различных методов, процедур, технологий;

5) разработка отдельных методов (от частных до всеобщих).

В соответствии со второй частью той же констатации методология является теоретико-мировоззренческой и методической базой:

1) на уровне всеобщего для всей системы наук (как со-временной, так и на прошлых этапах развития научной мысли);

2) на уровне общего — для значительной части этой системы, но не для всех наук (обычно для совокупности наук, имеющих общий объект исследования и/или относящихся к определенной сфере знаний: естественнонаучных, социальных, технических и т. д.);

3) на уровне частного — для какой-либо конкретной науки. И тогда говорят о методологии физики, химии, биологии, психологии и т. д. и даже о методологии отдельных дисциплин в рамках этих наук. Например, методология социальной психологии, методология зоопсихологии, методология психофизиологии и т. д.

В качестве опорного определения методологии предлагается дефиниция, приводимая П. Копниным и А. Спиркиным, отличающаяся точным отражением сущности методологии, учетом ее процессуальности (что в большинстве других определений отсутствует) и лаконичностью: «методология есть применение принципов мировоззрения к процессу познания».

Содержание методологии как идеологической основы научного познания раскрывается, через систему соответствующих понятий.

Исходным в этой системе по степени общности следует признать понятие мировоззрение. Это высший уровень осознания действительности, представляющий достаточно устойчивую и целостную систему взглядов (знаний, мнений, отношений) человека на мир и на себя. Формируется мировоззрение в результате обобщения индивидуальных и общественных знаний и опыта во всех сферах бытия под влиянием жизненных условий (естественных и социальных, макро- и микросредовых).

Мировоззрение определяет позиции человека по отношению ко всем явлениям действительности в виде его ценностных ориентации и принципов деятельности (в том числе познавательной).

Убеждение — это высшая форма проявления мировоззрения, заключающаяся в осознании правоты своей позиции как единства ценностных ориентации и соответствующих им принципов деятельности вплоть до потребности в систематической реализации этой позиции. Убеждения оформляются в принципах.

Принцип — это обусловленные убеждениями правила действий и норма поведения в какой-либо сфере бытия и соответствующем виде деятельности. Категория «принцип» может употребляться не только по отношению к субъекту деятельности, но и к объекту, в том числе и к неодушевленному. Например, можно говорить о принципе работы технического устройства. Но и тогда речь идет об отражении в сознании субъекта основополагающих, по его убеждению, правил взаимодействия частей этого механизма между собой и взаимодействия устройства в целом со средой.

Научный принцип — это конкретизация мировоззренческих позиций, убеждений и общих принципов в процессе научного познания. Научные принципы обычно имеют строгое речевое оформление в виде определений и развернутых пояснений, способствующих их однозначному пониманию. Так, в отечественной психологии советского периода было сформулировано несколько основных принципов: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития, принцип личностного подхода и др. Атомарный принцип строения сознания был положен в основу структурной и функциональной психологии. Принцип целостности присущ гештальтизму и другим холистическим течениям в психологии.

Гуманистическая психология руководствуется персоналистическим принципом. Фундаментальными принципами теории познания (гносеологии) выступают принципы соответствия, дополнительности, соотношения неопределенностей.

Научные принципы являются, с одной стороны, исходными условиями, определяющими направление и характер научного поиска, а с другой — объяснительными представлениями и моделями для добываемых научных фактов. В одной из наиболее известных обобщающих психологических работ этот момент специально подчеркнут: «Принципы определяют подход к объяснению всех психических явлений, свойств и состояний. В конечном итоге они направлены на раскрытие психологии человека как субъекта познания, общения и деятельности, как личности». Совокупность тех или иных принципов, разделяемых исследователем, предстает как его научная концепция.

Концепция — это вытекающая из мировоззренческих позиций и усвоенных принципов специфическая система аргументированных взглядов, оформляющая то или иное понимание изучаемой реальности и предопределяющая стратегию ее изучения. Специфичность заключается, во-первых, в том, что в концепции, в отличие от мировоззрения, отражаются взгляды на отдельные «фрагменты» реальности, выносятся суждения по поводу относительно ограниченных областей действительности, ее отдельных проявлений. Во-вторых, специфика состоит в более или менее явственной речевой (устной или письменной) оформленности позиций и взглядов. Наконец, суждения, составляющие концепцию, должны быть аргументированы, то есть логически обоснованы или снабжены ссылками на авторитеты (научные теории, религиозные догматы, авторитетные личности, традиции, здравый смысл и т. д.).

Таким образом, концепция является как бы выжимкой из мировоззрения, четко сформулированной системой принципов применительно к той или иной проблеме. Кроме того, в научной концепции отражается главная исследовательская мысль — что и для чего изучается, то есть отражены предмет и цели исследования, а также возможный спектр способов исследования (методов). Иначе говоря, в концепции отражается научный замысел исследователя. Научная концепция опирается в своей аргументации преимущественно на определенные научные теории.

Теория — это обобщенное достоверное знание о какой-либо сфере действительности, оформленное знаковыми средствами (словами, символами) и выполняющее функции описания, объяснения и предсказания фактов и закономерностей в данной области. Достоверность этого знания справедлива в пределах господствующей в данном социуме на данный момент парадигме как относительно частного «фрагмента» реальности, так и общего мировоззрения.

Научная теория есть, с одной стороны, стройное и непротиворечивое воплощение мировоззрения и соответствующих научных принципов, а с другой — осмысление и обобщение практики и непосредственного опыта. В процессе формирования, выдвижения и смены теорий отражается магистральный путь научного познания — бесконечное продвижение в освоении относительных истин к принципиально недостижимой всеобъемлющей абсолютной истине.

Каждая теория имеет свой предел применимости и согласно принципу соответствия может включать в себя более частные теории или входить составной частью в более общие теории.

Концептуальные основы и теоретические пристрастия исследователя, а также задачи исследования предопределяют выбор того или иного подхода к изучению намеченных объекта и предмета. Научный подход в широком значении — это олицетворение определенных концептуальных позиций и принципов, а в узком — процедурная стратегия исследования. Эта стратегия выстраивается в зависимости от уже определенных предмета и задач исследования. Но именно от нее зависит ход исполнения исследовательского процесса, в том числе выбор конкретных методов и методик на этапах сбора, обработки и интерпретации данных об изучаемом объекте.

Таким образом, при широком толковании научный подход понимается преимущественно как методологическое содержание исследования, восходящее к мировоззренческим установкам, а при узком — преимущественно как его методологическая форма, конкретизирующаяся в тех или иных методах и процедурах. Подход служит отправной базой в выявлении фактов и закономерностей, и их объяснительным принципам. Не случайно научные подходы в психологической литературе иногда преподносятся как принципы. Но все же представляется, что принципы — понятия исходные, базовые для научного подхода. Так, личностный подход включает в себя:

  • принцип целостности (личность как целое),

  • принцип детерминизма (личность как отражение социальных отношений),

  • принцип дополнительности (описание личности как синтеза психических явлений и ипостасей человека).

Принцип целостности теснейшим образом связан с системным принципом, поскольку целое обычно в современной науке рассматривается в первую очередь как система. Данный принцип утверждает, что целостность есть неотъемлемое свойство всех объектов реальности на всех уровнях их организации. Целостность объекта выражается в единстве всех его частей и функций, в их согласованности.

Основными формами существования любого целого как объекта реального мира являются пространство и время. Основным способом существования любого целого является движение. Движение может рассматриваться в двух аспектах: энергетическом и информационном. В энергетическом аспекте движение представляется как бесконечные взаимодействия и преобразования объектов, изменения их состояний в пространстве и времени. Тогда категория «энергия» выступает в качестве общей меры различных форм материального движения.

Объекты как целое обладают свойствами связности, ограниченности и системности. Связность позволяет выделять более связные объекты из менее связной среды. Связность позволяет дать числовую характеристику целого: целое есть одно, будь это элемент или сложная система. Связность есть показатель внутренних связей целого (между его частями) и внешних связей между целым и средой.

В методологии науки этот факт двойственности связности особо подчеркивается: универсальными частями любого материального объекта можно считать совокупность внутрисистемных и внесистемных связей.

Эти связи находятся в отношении дополнительности, и их взаимодействие обусловливает равновесие/ неравновесие, а следовательно, и стабильность/нестабильность существования целого. Если внутренняя связность стремится к нулю (или внешняя связность стремится к бесконечности), то целое распадается на части и становится нецелым. Если внутренняя связность стремится к бесконечности (или внешняя связность стремится к нулю), то объект «замыкается» на себя и утрачивает связи со средой, то есть он исключается из среды и гибнет. Во всех этих случаях происходит разрыв непрерывности во времени существования целого.

Принцип детерминизма — базовый принцип научного познания психических явлений, объединяющий на уровне психологической конкретизации общенаучные принципы объективности и детерминации (причинности в широком смысле). В материалистически ориентированной психологии детерминизм провозглашает первичность физиологического субстрата по отношению к психике (психика — свойство мозга) и первичность объективной реальности по отношению к ее субъективному образу (психика — способ отражения действительности).

Истории психологии известны различные воззрения на детерминизм. Так, долгое время господствовал механистический детерминизм, согласно которому внешние материальные причины непосредственно и однозначно определяют психологический эффект своего воздействия. Несмотря на свою ограниченность, это представление способствовало становлению и развитию важнейших для психологии учений: о рефлексе, об ассоциациях, об аффектах.

С дарвинизмом связано возникновение биологического детерминизма. В психологии утвердился взгляд на психику как на необходимую для выживания организмов функцию. Если механистический детерминизм рассматривал психику как побочное явление (эпифеномен), то теперь она выступила как неотъемлемый компонент жизнедеятельности.

В дальнейшем было установлено, что этот компонент имеет самостоятельное причинное значение, и сформировалось понятие о психологическом детерминизме. Одна ветвь этого воззрения вылилась в учение об особой психической причинности, якобы противостоящей материальной причинности. Ярким представителем этого учения был великий немецкий психолог, один из основоположников экспериментальной психологии В. Вундт. Другая ветвь этого учения связана с не менее крупными именами Г. Гельмгольца, И. М. Сеченова, Ф. Дондерса и др.

Они считали, что обусловленные воздействиями внешних объектов на организм психические явления формируются по законам, отличным от физических и биологических, и выступают как особые регуляторы поведения.

Дальнейшее развитие принцип детерминизма получил в связи с разработкой идеи активности психики, и в первую очередь активности сознания как высшего уровня развития психики. Это создало предпосылки для реализации принципа детерминизма на уровне социальной организации человеческой деятельности: изменяя реальный, не зависимый от сознания, мир своей предметной деятельностью, ее субъект изменяется сам.

Принцип дополнительности (комплементарности) констатирует сложность организации (структурной, функциональной, генетической и пр.) любых объектов реальности и, как следствие, необходимость в многоплановом описании этих объектов. История науки (да и житейской практики тоже) пестрит непримиримыми, взаимоисключающими взглядами (нередко оформленными в виде теорий) на один и тот же факт, на одну и ту же проблему, на одно и то же событие. Зачастую создается впечатление полной неразберихи в той или иной области человеческого знания, а апологеты противоположных воззрений становятся непримиримыми врагами (причем не только идеологическими, но и личными), хотя исходно занимаются общим делом и стремятся к общей цели — истине.

Предельно ясно потребность в сопряжении альтернативных теорий с целью максимально адекватного целостного описания реальности была осознана физиками в первой четверти XX века, когда они столкнулись с парадоксальной ситуацией при изучении поведения электронов в составе атома. Парадоксальность заключалась в том, что электрон представлялся одновременно как микрочастица вещества с определенной массой покоя и как волна электроколебаний.

Научным сообществом признается, что концепция дополнительности проистекает из недостаточности наших выразительных средств. Наш естественный язык приспособлен к выражению явлений на макроскопическом уровне организации мира, на микро- и мегауровнях он недостаточен, что и отмечают исследователи микромира: «Понятие дополнительности, введенное Бором, при истолковании квантовой теории, сделало для физиков более желательным использовать двузначный язык вместо однозначного». Сохраняется макрословарь, но микромир требует своей грамматики. И эта грамматика заключается в том, что несочетаемым образам и понятиям разрешено дополнять друг друга. Так устроено наше знание. Уже не классическое, но уже и не беспомощное перед своеобразием глубин материи. Доведенная до крайности беда противоречивости превращается в благо дополнительности! Так дополняют друг друга прерывистость и непрерывность.

Итак, понятие дополнительности «призвано описывать ту ситуацию, когда одно и то же событие мы можем охватить с помощью двух различных способов рассмотрения. Оба эти способа взаимно исключают друг друга, но они также и дополняют друг друга, и лишь сопряжение двух противоречащих друг другу способов рассмотрения полностью исчерпывает наглядную суть явления.

В рамках той или иной концепции могут применяться различные подходы, что предопределено вариативностью задач в пределах единой концепции. Лишь бы эти подходы не противоречили основным принципам, составляющим данную концепцию.

Так, для целого ряда психологических направлений прошлого, объединяемых концепцией «психологии сознания», допустимы генетический, структурный, функциональный и даже, по-видимому, системный подходы. Но неприемлемы личностный и деятельностный подходы.

Бихевиористической концепции соответствует объективистский подход, возможно использование функционального и, в упрощенном виде, деятельностного подходов. Но затруднительно реализовать генетический подход, а субъективистский и личностный подходы совершенно неприемлемы.

Сложность взаимосвязей научного подхода и других рассмотренных категорий, в первую очередь принципов и концепций, проявляется в том, что иногда один и тот же подход может применяться в исследованиях, стоящих на совершенно разных мировоззренческих платформах, ориентирующихся на несовместные концепции.

Связан этот парадокс, видимо, с тем, что как концепция, так и подход включают в себя некоторые совокупности принципов. И когда часть принципов совпадает, то остальными можно пренебречь. В этом случае на первый план выходит не мировоззренческая составляющая подхода, а методико-процедурная. Этим, кстати, предопределена возможность так называемой адаптации методов. Примером такого положения служит личностный подход, который был разработан в советской психологии, стоящей на марксистских мировоззренческих позициях, но вполне способный решать задачи западной гуманистической психологии, весьма далекой от марксизма.

Субъективистский подход «гуманистов» не сопрягался с объективистским подходом советских ученых. Но признание и теми и другими личности как высшего интегратора психических явлений, самоценности личности открывает возможности использования личностного подхода в обоих случаях. К слову сказать, подобные примеры позволяют оптимистично расценивать перспективы интеграции отечественной психологии, долгое время развивавшейся изолированно, с мировой наукой.

Категория «методология» тесно связана с некоторым множеством понятий, раскрывающих содержание познавательного процесса. Ближайшими из этих понятий являются «метод» и «методика». Методология по отношению к ним является понятием более широким и общим. Напомним ее определение: методология есть применение принципов мировоззрения к процессу познания.

Метод есть конкретизация методологии. В нем зафиксированы возможный круг объектов и предметов исследования, основные процедурные требования к работе с объектом, предполагаемые результаты. Метод — это способ достижения результатов в познании объекта и предмета изучения. По степени общности методы делятся на всеобщие, общие и частные.

Всеобщие методы — это познавательные приемы, которые могут быть использованы в любой области знаний и любой наукой. Они позволяют вскрыть наиболее общие отношения, закономерности и свойства изучаемых объектов или предметов. Таковы, например, методы научного анализа и синтеза, диалектический метод, моделирование, метод классификации, базисный метод.

Общие (или общенаучные) — это методы, которые могут применяться в разных, но не во всех областях знания и использоваться многими, но не всеми науками. Например, наблюдение, эксперимент, математические методы. Частные (или специальные, конкретно-научные) — это методы, применяемые в отдельных областях знания. Они характерны для какой-либо одной конкретной науки или для группы смежных наук. Например, специфически психологическими методами следует считать интроспекцию, психофизические методы, психодиагностическое тестирование, социометрию, психологический тренинг и т. п.

Как правило, конкретные условия применения метода налагают дополнительные ограничения, которые требуют методических уточнений. И тогда метод распадается на ряд вариантов. Некоторые из них, если степень конкретизации невысока, продолжают самостоятельную жизнь в ранге метода. Но чаще эти уточнения ведут к преобразованию метода в конкретную методику.

В психологических методиках указываются конкретные частные задачи, которые могут быть решены с помощью этого метода. Содержится подробное описание исследовательских процедур, стимульного материала, требований к конкретному контингенту испытуемых, к внешним (физическим) и внутренним (психологическим) условиям исследования. Приводятся правила регистрации ответов и в целом фиксации исследовательского процесса, алгоритм обработки данных, а иногда и рекомендации по истолкованию результатов.

Таким образом, методику можно охарактеризовать как совокупность сведений о целесообразном применении метода в конкретных условиях.

Важным компонентом методики, главным образом и определяющим ее специфику, выступает процедура.

Процедура — это определенная последовательность определенных действий. В психологических исследованиях в первую очередь имеются в виду действия на этапе сбора данных об объекте, то есть эмпирические действия, непосредственно затрагивающие изучаемый объект. Хотя, конечно, и методы обработки и интерпретации тоже включают в себя процедурный момент, алгоритмизирующий вычисления и объяснения. Процедура в составе методики обычно четко оформляется в виде соответствующих описаний и предписаний. И в этом смысле ее можно определить как официально установленный порядок исследовательских действий.

Итак, в совокупности рассмотренных категорий отражается многоуровневость познавательного процесса. В этой системе методология олицетворяет стратегический уровень (наивысший по всеохватности, общности уровень организации познавательного процесса, на котором определяются общий замысел и конечные цели всей акции). В методе реализуется промежуточный, тактический уровень познания (средний по всеохватности, общности уровень организации познавательных действий, на котором разрабатываются указания по оперативному исполнению стратегических замыслов).

Методика олицетворяет собой оперативный уровень познания (наиболее низкий по всеохватности, общности уровень организации познавательного процесса через практическое выполнение акций и мероприятий, определенных на стратегическом и тактическом уровнях, путем исполнения конкретных действий, конкретных операций).

Любой метод исследования несет на себе печать, той или иной теории, которая определяет и выбор объекта исследования, и способы расшифровки полученных результатов. Исходя из особенностей объекта, предмета и задач исследования, разрабатываются определенные варианты основных методов — методика изучения тех или иных сторон развития психики человека и ребенка. Успех исследования во многом зависит от методической изобретательности исследователя, от его умения подобрать такое сочетание методик, которое точно соответствует поставленным задачам.

Хотя наука не стоит на месте и как все в этом мире изменяется, основные принципы и направления методологического исследования, как минимум, будут господствовать достаточно длительно в данный исторический период времени, в научном обществе.

Источник: infourok.ru


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.