Отношение к любви базарова и кирсанова


Тема любви в романе «Отцы и дети» раскрывается на примере взаимоотношений следующих четырех пар: Базарова и Одинцовой, Павла Петровича и княгини Р., Аркадия и Кати, Николая Петровича и Фенечки. В этой статье мы кратко охарактеризуем чувства этих героев. Тема любви в романе «Отцы и дети» помогает понять характер персонажей. Испытание этим чувством раскрывает особенности личности каждого из них.

Самым ярким персонажем произведения является Базаров. Автор поставил этого героя в центр повествования, а истории его взаимоотношений с Анной Сергеевной отводится значительное место. Поэтому мы начнем именно с него.

Чувство Базарова к Одинцовой

Высказывания о любви Базарова и его чувство к Одинцовой выдают противоречия в натуре Евгения. Возможно, в какой-то степени иронией автора является изображение победы над нигилизмом вспыхнувшего романтического чувства. Однако настоящий смысл этой ситуации представляется обратным. Дело в том, что для Тургенева настоящая любовь всегда была критерием высокой личности. Автор отнюдь не стремился унизить Евгения, напротив, он хотел возвысить его. Тургенев пытался показать, что в черствых и сухих нигилистах скрыта мощная сила чувства, такого, на которое не способен Аркадий во взаимоотношениях с Катей.


Однако любовь в судьбе разночинцев-демократов редко играла роковую роль, как, например, в жизни Павла Петровича. То, что случилось с Евгением, – скорее, исключение. Именно поэтому Тургенев в своем произведении отводит второстепенную роль любовному сюжету.

Базаров в начале романа относится к этому чувству как к романтической чепухе. Он считает, что это «пустота» и «распущенность». Рассказ о чувстве, которое испытывал к княгине Р. Павел Петрович, введен Тургеневым как предупреждение Базарову, этому заносчивому юноше. Любовь в жизни героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» становится роковой.

Образ Анны Сергеевны

Анна Сергеевна – вот виновница больших перемен, произошедших с главным героем. Это красавица, аристократка, молодая вдова 28 лет. Одинцова многое пережила и прочувствовала. Это гордая, независимая и умная женщина, которая обладает решительным и свободным характером. Безусловно, Евгений поразил ее воображение. И Анна Сергеевна заинтересовала героя свободой суждений, безмятежным спокойствием, начитанностью, незаурядностью, демократизмом. Однако Одинцова не может ответить Базарову таким же сильным чувством. Безусловно, в глазах читателя она проигрывает Евгению, который оказывается выше нее.

Можно сказать, что благодаря ей в душе Евгения Базарова произошел перелом. Любовь к ней является началом трагического возмездия Базарову. Это чувство как будто раскалывает на две половины его душу.

Перелом в душе Евгения Базарова


В герое с этого момента живут два человека. Первый и них является противником романтических чувств. Духовная природа любви отрицается им. Второй – одухотворенно и страстно любящий человек, который столкнулся с таинством этого чувства. Евгений обычно не придает внешнему виду человека большого внимания, однако его поразила красота Одинцовой, и он увлекся ей. Отрицавший ранее красоту герой теперь становится захвачен ею. Базаров, отвергавший любовь, начинает испытывать это чувство. Сам Евгений осознает, что бороться с собой – безнадежное дело!

Одиночество Базарова в любви

Базаров в любви одинок. Герой раскрывается в горьком чувстве к Анне Сергеевне как глубокая, страстная и сильная натура. Автор показывает, как любовь сломила Евгения, выбила из колеи. В конце произведения это уже не тот человек, что был в начале. Базаров испытывает тяжелый душевный кризис. У него все начинает валиться из рук. Даже заражение как будто неслучайно: находящийся в подавленном состоянии человек становится неосторожным. Однако Базаров все-таки не отказывается от борьбы и не унижается перед Анной Сергеевной. Всеми силами он пытается побороть отчаяние и боль.

Сходство историй Евгения Базарова и Павла Кирсанова


Любовь в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» показана как на противопоставлении (чувство Аркадия к Кате и Базарова к Одинцовой), так и на сходстве. Можно заметить, что истории Евгения Базарова и Павла Кирсанова очень похожи. И тот, и другой знакомятся со своими возлюбленными на балу. И Базаров, и Кирсанов несчастны в своем чувстве. Оба они раньше были «охотниками до женщин», однако вдруг изменились, полюбив. Павел Петрович, привыкший к победам, скоро добился своей цели и в отношении к княгине Р. Однако эта победа не охладила его. Евгений же скоро осознал, что от Анны Сергеевны «не добьешься толку», однако не смог не думать о ней. И для Павла Петровича, и для Базарова любовь не простое влечение. Она становится для них настоящей мукой. Кирсанов со временем не только не охладел к княгине, но и «еще мучительнее» к ней привязался. Эта история любви в романе «Отцы и дети» проходит через всю его жизнь. Базарова тоже «мучила и бесила» любовь, от которой его спасла только смерть. И этом можно найти сходство историй двух героев. Любовь и в том и в другом случае оказывается связанной со смертью. Павел Петрович не смог разлюбить княгиню и после того, как она скончалась. И Кирсанов потерял все. Автор отмечает, что «исхудалая голова» Павла Петровича лежала на подушке, будто голова мертвеца. Полюбив Анну Сергеевну, Базаров тоже умирает. Не так, как Павел Петрович, а физически.

Любовь в жизни Николая Петровича


Как же раскрывается тема любви в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» в отношении следующего героя, Николая Петровича? Для него это чувство – движущая сила и опора. Тема любви в романе «Отцы и дети» Тургенева получает новое освещение, когда речь идет о Николае Петровиче или его сыне. Для них это не роковое чувство, как для Павла Петровича или Базарова. Это нежная привязанность, естественная потребность души, с которой они не пытаются бороться.

Вначале Николай Петрович испытывал к своей жене Маше глубокое, нежное и трогательное чувство. Супруги практически не расставались. Так прошло 10 лет, а затем жена Кирсанова скончалась. Николай Петрович едва смог вынести этот удар. Прошло 10 лет, прежде чем его сердце смогло вместить новую любовь.

Фенечка не равна ни по общественному положению, ни по возрасту Николаю Петровичу. Однако это не остановило Кирсанова. Героиня родила ему второго сына. Эта дочь бывшей экономки Николая Петровича смогла наполнить дом радостью и осветить жизнь Кирсанова на склоне лет.

Взаимоотношения Аркадия и Кати

Тема любви в романе «Отцы и дети» представлена также взаимоотношениями сына Николая Петровича и Кати. В отношении Аркадия нужно сказать, что перед его глазами был пример глубокой и нежной любви родителей. У него было совершенно другое представление об этом чувстве, чем у Базарова.
этому этот герой возмущался, когда Евгений высмеивал тайну отношений между мужчиной и женщиной. Стоило Аркадию отдалиться от своего друга, как в нем стала преобладать потребность в любящем и близком человеке. Незаметно в его жизнь вошла Катя. В отношениях между Катей и Аркадием автор разоблачает нигилизм, несвойственный натуре сына Николая Петровича. Катя прямо заявляет, что берется переделать его. И девушке удается претворить эти слова в жизнь. Через некоторое время Аркадий отказывается от нигилистической идеологии и становится примерным семьянином.

Заключение

Очень широко представлена тема любви в романе «Отцы и дети» Тургенева. Сочинение по этому произведению написать не сложно. Для раскрытия темы любви можно выбрать взаимоотношения двух героев или же представить общий обзор, как в нашей статье. Страницы романа «Отцы и дети» Тургенева буквально пронизаны духом этого вечного чувства. Характер героев наиболее полно раскрывается как раз во время испытания любовью. Безусловно, тема любви в романе «Отцы и дети» – одна из ключевых в этом произведении.

Источник: FB.ru

    Проблема поколений.                                                                           Сравнительная характеристика                        Е. Базарова и П. Кирсанова .                                         ( по роману И. С. Тургенева                « Отцы и дети»)                                              

Конспект урока                                                                          учителя русского языка и литературы                                 МБОУ «Арх- Голицинская СОШ»                                 Михеевой Людмилы Николаевны.

                               2014 год

Проблема поколений.                                                        Сравнительная характеристика Е. Базарова и                                П. Кирсанова .  ( по роману И. С. Тургенева « Отцы и дети»)                                             

Цели:                                                                                                                           1.Совершенствовать умение учащихся составлять сравнительную характеристику персонажей.                                                                                                                                                                   2. Уметь определять нравственные и идейные позиции героев произведения.                                             3.  Развивать мышление учащихся, устную речь.                                                                                                4. Развивать интерес учащихся к чтению романа.                                                                                        

Оборудование :                                                                                                                                      Портрет И. С. Тургенева , презентация  « Отцы и дети».      

Ход урока.     

  1. Оргмомент.
  2.  Сообщение  темы и целей урока.( На  экране – портрет                                       И . С . Тургенева)                                                                                                            Мы продолжаем изучение романа И . С. Тургенева  « Отцы и дети».                               «Вся  моя жизнь – в моих сочинениях» ,- писал  он. У Тургенева- особое чувство времени . « Наше время требует уловить современность в ее приходящих образах; слишком запаздывать   нельзя». В своих произведениях он « улавливал» то новое , что только зарождалось в русской жизни.                                                                                                                  Сегодня на уроке мы попытаемся ответить с вами на вопросы:                                                                                       -В чем смысл заглавия романа?                                                                                                            -Как и почему идет спор между представителями  разных поколений ?                                              Ребята , дома вы составляли сравнительную характеристику образов                                      П. П. Кирсанова и Е. Базарова.                                                                                                              3. Работа по таблице.                                                                                           

Сравнительная характеристика  Е. Базарова и     П. П. Кирсанова.                                                                                            

 

1. Происхождение, социальная принадлежность

2.  Портрет

3. Речь

4. Философские, общественно-политические взгляды, нравственная позиция

5. Отношение к любви

6. Образ жизни, интересы

7. Отношение друг к другу

                           

C:Users1DesktopDSCN5497.JPG

Конфликт поколений… Эта проблема актуальна во все времена.                                                                        — В каких произведениях  рассмотрена  эта проблема? ( Шекспир « Ромео и Джульетта»,  А. Островский « Гроза» и др.)                                                                      В середине 19 века ,в канун отмены крепостного права в России, резко обострились   споры между либералами и революционными демократами , аристократами и разночинцами. Об этом и рассказывает нам И. С. Тургенев в своем романе.

— Кто из героев романа противостоит друг другу?

-Как называют таких людей? (антиподы)                                                                                          

Антипод –человек , противоположный кому-нибудь  по убеждениям, свойствам, вкусам.( Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова )

-Назовите антиподы в русской литературе.( Гринев и Швабрин , Обломов и Штольц , Чацкий и Молчалин…)                                                                                                                                                Сегодня мы проведем сравнительную характеристику  новых героев романа.

-1.Что вы можете сказать  о происхождении, социальной принадлежности героев?                                                                                                                     П.Кирсанов – дворянин , аристократ , сын генерала ,офицер в отставке, либерал-консерватор.                                                                                                                                                Е. Базаров-сын военного лекаря, имел крестьянские корни, студент мед. Факультета Петербургского университета ,  разночинец ,  демократ- нигилист».

2.Портрет.                                                                                                                                     Базаров- «высокого роста в длинном балахоне с кистями». Лицо «длинное и худое ,с широким лбом,  сверху плоским , книзу заостренным  носом , большими зелеными глазами и висячими бакенбардами песочного цвету…» У него « обнаженные красные руки».        

 П. П. Кирсанов-во всем внешнем виде  «лоск  и щегольство» , облик «изящный и породистый», красивые руки с длинными розовыми ногтями.                                                                

3. Речь —      П. П. Кирсанов употребляет в разговоре французские выражения,  речь изысканная ,часто искажает русские слова на иностранный манер (принСипы и др. )                                                                                                                    Е.  Базаров- говорит просто и бесхитростно, речь простонародна, часто употребляет поговорки и афоризмы.( читаем из текста )

C:Users1DesktopDSCN5496.JPG

  1. Между героями много различий ,  но , пожалуй , самое главное ,что делает их непримиримыми противниками- это  философские  позиции каждого.

-О  чем же  спорят наши герои?

1.Об отношении к дворянству

П. Кирсанов.  Павел Петрович именно в аристократах видит основную общественную силу. Значение аристократии, по его мнению, в том, что когда-то она в Англии дала свободу, что в аристократах сильно развито чувство собственного достоинства, самоуважения. Их самоуважение важно, так как общество строится на личности

Е. Базаров. Разговор о том, что аристократия давала Англии свободу – «Старая песня», многое изменилось после семнадцатого века, поэтому ссылка Павла Петровича не может служить доводом. От аристократии нет никому никакой пользы, их основное занятие – ничегонеделание («сидят сложа руки»). Они заботятся только о себе, о своем внешнем виде. В этих условиях их достоинство и самоуважение выглядят как пустые слова. Аристократизм – бесполезное слово. В безделье и пустой  болтовне Базаров видит основной политический принцип всего дворянского общества, живущего за чужой счет.

 

2.О принципе деятельности нигилистов

Павел Петрович  стоит за сохранение старых порядков. Ему страшно представить разрушение «всего» в обществе. Он согласен пойти лишь на мелкие изменения при сочетании основ существующего строя, на приспособления к новым условиям, как это делает брат. Они не реакционеры, они либералы 

Е. Базаров.    Нигилисты действуют обдуманно, исходя из принципа полезности деятельности для общества. Они отрицают общественный строй, то есть самодержавие, религию, таков смысл слова «ВСЕ». Базаров замечает, что свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдёт впрок; в этой фразе содержится намек на готовившиеся реформы. Базаров не принимает реформу как средство изменения общественного положения. Отрицание воспринимается новыми людьми как деятельность, а не болтовня.

3.Об отношении к народу

П. Кирсанов.  Русский народ – патриархальный, свято ценит предания, не может жить без религии. Эти славянофильские взгляды ( при образе жизни на английский лад) говорят о реакционности. Он умиляется отсталостью народа и в этом видит залог спасения общества.

Е. Базаров.   Положение народа вызывает в Базарове не умиление, а гнев. Он видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Базаров оказывается дальновидным и осуждает то, что потом станет символом веры народничества. Не случайно он говорит, что русскому народу не нужны бесполезные слова типа «либерализм», «прогресс». У Базарова трезвое отношение к народу. Он видит необразованность и суеверие народа. Эти недостатки он презирает. Однако Базаров видит не только забитость, но и недовольство народа.

 

4.О взглядах на искусство

 П. Кирсанов.   Новые художники-передвижники отказываются от застывших академических традиций, от слепого следования старым образцам, в том числе и Рафаэлю.  Художники- передвижники, по его мнению, абсолютно отказывались от традиций. Новые художники                                            « бессильны и бесплодны до гадости».

 

 Е. Базаров.   Отрицает и старое и новое искусство: «Рафаэль гроша ломаного не стоит, да и они не лучше его».

-Кто одерживает верх  в спорах?

-Имеет ли Базаров право так унизительно судить о своем оппоненте и его                        « принсипах»?                  ( Надо уважать  чужое мнение , возраст ..)                                                                                            

5. Отношение к любви.     (слайд « Сцена признания  в любви Е. Базарова к А. Одинцовой»)                                                                                                                                 

П. П. Кирсанов всегда пользовался успехом у женщин, ему завидовали мужчины. Он вел активный образ жизни, но все вмиг изменилось, когда в его жизни появилась княгиня Р. , которую Кирсанов повстречал на балу и в которую влюбился страстно. Княгиня довольно скоро охладела к нему, и он чуть с ума не сошел, стал гоняться за ней по всему свету, проявляя малодушие. Измученный этими отношениями, Павел Петрович состарился, поседел и потерял интерес к жизни. 

Базаров же к любви относится весьма холодно. «Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви, и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина», — замечает он. Любовь показалась испытанием для Базарова… Любовь побеждает эгоизм, просветляет мир, это чувство оказалось не физиологией, как предполагал герой, это чувство потрясает и травмирует. На словах он отрицал любовь, а на деле жизнь заставила её признать.
Для Базарова подобная же драма означает унижение и воспринимается как проявление позорной слабости.

6. Образ жизни ,  интересы.

Имеются разногласия Базарова и Павла Петровича в отношении к искусству, природе. С точки зрения Базарова, “читать Пушкина — потерянное время, заниматься музыкой смешно, наслаждаться природою — нелепо”. Павел Петрович, напротив, любит природу, музыку.  Искусство (и литература, и живопись, и музыка) размягчает душу, отвлекает от дела. Все это “романтизм”, “чепуха”. Рассматривая альбом Саксонской Швейцарии, Базаров говорит Одинцовой: “Вы не предполагаете во мне художественного смысла — да во мне действительно его нет, но эти виды могли меня заинтересовать с точки зрения геологической”. Базаров пытается развенчать бездейственные „принсипы", не принимает иллюзорную мечтательность, отказываясь от достижений культуры (“Рафаэль гроша медного не стоит”) и утилитарно воспринимая природу.
Кирсанов и Базаров остаются каждый при своем мнении. 
Базаров — враг отвлеченной науки, оторванной от жизни. Он за науку, которая была бы понятна народу. Базаров — труженик науки, он неутомим в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией.

7.Отношение друг к другу.

Базаров не должен забывать об уважении к поколению старших. Он перечеркивает всю жизнь  П. Кирсанова , который   считал, что ведет жизнь благородную и достоин уважения.

4.Подведение итогов урока.

— Есть ли победитель в споре?

 -Хотели герои найти истину или просто выясняли отношения?

 -Как вы  считаете , на чьей стороне автор?                                                                               И. С. Тургенев  относит себя к поколению «отцов», пытается донести до нас мысль о важной роли «стариков» в прошлом и настоящем России. Нельзя отрицать  весь накопленный человеческий опыт , искусство, религию , духовную сторону жизни  общества. Автор пытался донести до читателя мысль о нахождении некого компромисса между поколениями.

 5.Выставление оценок.

6. Домашнее задание.  Анализ    последних глав романа. «Смерть Базарова».

Источник: nsportal.ru

Любовь в жизни Базарова и братьев Кирсановых

Автор: Тургенев И.С.

Творчество великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева — это гимн высокой, вдохновенной, поэтической любви. Достаточно вспомнить романы “Рудин”, “Дворянское гнездо”, “Накануне”, “Ася”, “Первая любовь” и многие другие произведения. Любовь, по мнению Тургенева, таинственна. “Есть такие мгновения в жизни, такие чувства… На них можно только указать — и пройти мимо”,— читаем в финале романа “Дворянское гнездо”. Вместе с тем способность любить Тургенев считал мерилом человеческой ценности. В полной мере относится это и к роману “Отцы и дети”.

Что же значит любовь в жизни Базарова? Ведь молодой нигилист отрицает все “романтические чувства”. Впрочем, нельзя представить героя аскетом. Он был “великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью…”.

Фенечка привлекает Базарова тем же, чем и братьев Кирсановых,— молодостью, чистотой, непосредственностью. Дуэль с Павлом Петровичем происходит в тот момент, когда Базаров выведен из душевного равновесия страстью к Одинцовой (об этом говорит и симметричное построение глав). Речь, таким образом, не идет о любви героя к миловидной, но простенькой и “пустой” Фенечке.

Иное дело — отношения с Одинцовой. “Одинцова ему нравилась: распространенные слухи о ней, свобода и независимость ее мыслей, ее несомненное расположение к нему — все, казалось говорило в его пользу, но он скоро понял, что в отношениях с ней “не добьешься толку”, а отвернуться от нее он, к изумлению своему, не имел сил”. Тургенев показывает внутреннюю борьбу героя с самим собой. Именно в этом заключается объяснение показного цинизма Базарова. “Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр”,— говорит он об Одинцовой. А между тем Аркадий замечает в своем друге и учителе непривычное волнение, даже робость в отношениях с Одинцовой. Чувство Базарова — это не только физическая страсть, “голос крови”, это — любовь. “…Он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость”. Борьба Базарова со своим чувством изначально обречена на неудачу.

Своим романом Тургенев утверждает вечную ценность для человека любви, красоты, искусства, природы. Во время свидания с Одинцовой Базаров вдруг ощущает потрясающую красоту и таинственность летней ночи. Герой прекрасно видит, что Одинцова слишком уж себя “заморозила”, что она очень высоко ценит собственное спокойствие и размеренный порядок жизни. Решение расстаться с Анной Сергеевной оставляет в душе Базарова тяжелый след. Прощаясь перед смертью с Одинцовой, тургеневский герой говорит о своем высоком предназначении, о трагическом одиночестве, о России. Исповедальные слова! Такие слова произносят только перед самым близким человеком… Базаров — незауряден во всем. И все-таки такой тип людей пока остается невостребованным. Базаров умирает. “Умереть так, как умер Базаров,— все равно что сделать великий подвиг…” (Писарев).

Любовь играет существенную роль в жизни Николая Петровича Кирсанова. Женившись сразу же после смерти родителей, Николай Петрович отдается мирному течению деревенской жизни. “Десять лет прошли как сон”. Смерть жены — страшный удар для Николая Петровича. “Он едва вынес этот удар, поседел в несколько недель; собрался было за границу, чтобы хоть немного развеяться… но тут настал 48-й год”.

Отношения Николая Петровича с Фенечкой значительно спокойнее. “… Она была так молода, так одинока; Николай Петрович был сам такой добрый и скромный… Остальное досказывать нечего…” Фенечка привлекает Кирсанова именно своей молодостью, красотой.

Тургенев проводит через испытания любовью и Павла Петровича Кирсанова. Встреча на балу с княгиней Р. изменяет всю жизнь героя. “Загадочный взгляд” молодой кокетки проникает в самое сердце. Он “встретил ее на одном бале, протанцевал с ней мазурку, в течение которой она не сказала ни одного путного слова, и влюбился в нее страстно”.

Павел Петрович не в силах противиться своему чувству. Понаблюдаем за отношениями Кирсанова и княгини Р. “Тяжело было Павлу Петровичу, когда княгиня Р. его любила; но когда она охладела к нему, а это случилось довольно скоро, он чуть с ума не сошел. Он терзался и ревновал… таскался за ней повсюду… вышел в отставку…” Безответная любовь окончательно выбивает Павла Петровича из колеи. “Десять лет прошло… бесцветно, бесплодно и быстро, страшно быстро”. Известие о смерти княгини Р. заставляет Павла Петровича отказаться от “суеты” и поселиться в Марьине. “… Потеряв свое прошедшее, он все потерял”. Дуэль с Базаровым из-за Фенечки говорит, ко-: нечно же, не о силе чувств Кирсанова, а о мелкой ревности и желании отомстить за поражение в споре. Но можно ли говорить, что “старички” Кирсановы не выдержали испытания любовью? Мне кажется, что нельзя. Слишком уж сильное и сложное чувство — любовь!

В суждениях о любви Аркадия Кирсанова чувствуется влияние Базарова. Подобно своему “учителю”, младший Кирсанов считает любовь “вздором”, “чепухой”, “романтизмом”. Впрочем, реальная жизнь быстро все ставит на свои места. Знакомство с Анной Сергеевной Одинцовой заставляет Аркадия ощущать себя “школьником”, “студентом” рядом с ней. “Напротив, с Катей Аркадий был как дома…” Молодой Кирсанов, говоря словами Базарова, не создан для “терпкой бобыльной жизни”. Судьба Аркадия типична. Женившись на Катерине Сергеевне, он становится “рьяным хозяином”. “У Катерины Сергеевны родился сын Коля, а Митя уже бегает молодцом и болтает речисто”. Интересы Аркадия замыкаются в тесном кругу семейных и хозяйственных забот.

Таким образом, и в жизни братьев Кирсановых, и в жизни нигилиста Базарова любовь играет трагическую роль. И все же сила и глубина чувств Базарова не исчезают бесследно. В финале романа Тургенев рисует могилу героя и “двух уже дряхлых, старичков”, родителей Базарова, которые приходят к ней. Но ведь это тоже любовь! “Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна?”

Таков философский финал романа “Отцы и дети”. Главный итог жизни Базарова в том и заключается, что герой сумел, пусть на недолгое время, пробудить непосредственные чувства в тех, кто холоден от природы (Одинцова). Базаров оставляет в мире любовь, а не ненависть или нигилизм. Поэтому так уместны в финале романа слова Тургенева “о вечном примирении и о жизни бесконечной…”.

 

 

 

Источник: zinref.ru

Литература, 10 класс.

Урок №14.

Испытание любовью героев романа.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Продолжение изучения и анализа романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».
  2. Выявление отношения Базарова к любви, женских образов в романе.
  3. Рассмотрение темы любви и определение того, как герой проходит испытание любовью.

Глоссарий

Конфликт — специфически художественная форма отражения противоречий в жизни людей, воспроизведение в искусстве острого столкновения противоположных человеческих поступков, взглядов, чувств, стремлений, страстей.

Контраст — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому.

Композиция литературного произведения предусматривает следующие части: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка.

Роман — литературный жанр, чаще прозаический, зародившийся в средние века у романских народов как рассказ на народном языке и ныне превратившийся в самый распространенный вид эпической литературы, изображающий жизнь человека с её волнующими страстями борьбой, социальными противоречиями и стремлениями к идеалу.

Система образов — совокупность и принципы организации образов автора, персонажей, повествователя, рассказчика.

Сюжет— совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения.

Основная литература по теме урока

Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. М.: Просвещение, 2015.

Дополнительная литература по теме урока

Е. А. Маханова, А. Ю. Госсман, Н. Д. Киосе. Цитаты из произведений по литературе. 9-11классы. Р.-на-Д.: Феникс, 2017.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Тема любви в литературе является лейтмотивом многих произведений. В романе «Отцы и дети» существует несколько любовных линий. Наиболее значимой является история Евгения Базарова и Анны Одинцовой.

В начале романа Базаров демонстрирует сухость и резкость в своих суждениях о женщинах: «Это что за фигура?.. На остальных баб не похожа». Писатель отмечает: «Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни». Герой не верит в возникновение эмоциональной связи между людьми, поэтому размышляет: «Нравится тебе женщина, старайся добиться толку; а нельзя — ну, не надо, отвернись — земля не клином сошлась».

Он осуждает любовь Павла Петровича: «А я всё-таки скажу, что человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина, не самец. Ты говоришь, что он несчастлив: тебе лучше знать; но дурь из него не вся вышла».

Но рациональная жизнь Базарова меняется в один миг, когда он встречает Анну Одинцову. Он не в силах противостоять сильному чувству.

Тургенев наделяет Анну Сергеевну множеством достоинств. Она умна, красива, аристократична, независима, горда и лишена высокомерия: «она поразила его достоинством своей осанки», «её прекрасные глаза светились вниманием, но вниманием безмятежным». Но Базарова она заинтересовала своим спокойствием, интеллигентностью, способностью слушать и понимать собеседника. «Анна Сергеевна, — поторопился сказать Базаров, — прежде всего я должен вас успокоить… — Кто их помнит? Да притом любовь… ведь это чувство напускное. — В самом деле?». Тургенев показывает, что жизнь не так однозначна, какой она казалась герою ранее. Писатель заставляет Базарова переживать то, что он уверенно отрицал.

Одинцова выражает холодность по отношению к мужчинам. Она никогда не любила по-настоящему: «Как все женщины, которым не удалось полюбить, она хотела чего-то, сама не зная, чего именно».

Однако Базаров заинтересовал Анну Сергеевну. Он поразил воображение Одинцовой; он занимал её, она много о нём думала. В его отсутствие она не скучала, не ждала его, но его появление тотчас её оживляло; она охотно оставалась с ним наедине и охотно с ним разговаривала, даже тогда, когда он её сердил или оскорблял её вкус, её изящные привычки. Она как будто хотела и его испытать, и себя изведать». Дмитрий Писарев отмечает: «Отношения Базарова с Одинцовою кончаются тем, что между ними происходит странная сцена. Она вызывает его на разговор о счастье и любви, она с любопытством, свойственным холодным и умным женщинам, выспрашивает у него, что в нём происходит, она вытягивает из него признание в любви; она же отскакивает с испугом на другой конец комнаты и уверяет его, что он её не так понял, что он ошибся».

Вторая любовная линия в романе — это неудачные отношения Павла Петровича Кирсанова и княгини Р.

27-летним молодым человеком Павел Петрович влюбляется в замужнюю женщину. Такую характеристику даёт ей Тургенев: «Она внезапно уезжала за границу, внезапно возвращалась в Россию, вообще вела странную жизнь. Она слыла за легкомысленную кокетку, с увлечением предавалась всякого рода удовольствиям, танцевала до упаду, хохотала и шутила с молодыми людьми, которых принимала перед обедом в полумраке гостиной, а по ночам плакала и молилась, не находила нигде покою и часто до самого утра металась по комнате, тоскливо ломая руки, или сидела, вся бледная и холодная, над псалтырем. День наставал, и она снова превращалась в светскую даму, снова выезжала, смеялась, болтала и точно бросалась навстречу всему, что могло доставить ей малейшее развлечение».

Павел Петрович знакомится с ней на балу в Петербурге. Писатель отмечает её недалекий ум, но Кирсанова она покоряет загадочностью и обаянием: «Он ещё мучительнее, ещё крепче привязался к этой женщине… Казалось, она находилась во власти каких-то тайных, для неё самой неведомых сил; они играли ею, как хотели…». Она уехала за границу, а он последовал за ней, бросив службу и блестящую карьеру, и стал волочиться, пока не произошло окончательного разрыва: «Он вернулся в Россию, попытался зажить старою жизнью, но уже не мог попасть в прежнюю колею … О женитьбе он, разумеется, и не думал. Десять лет прошло таким образом, бесцветно, бесплодно и быстро, страшно быстро…».

Тургенев подчёркивает, что эта любовная интрига была самым ярким событием в жизни Павла Петровича. После разрыва он чувствует себя несчастным и погружается в воспоминания, живя лишь ими, оторванный от реальной действительности. В настоящем героя ничего не происходит. Таким образом, любовь уничтожила Кирсанова, он утратил жажду жизни.

Совсем другой тип отношений в романе представляет пара Аркадия и Кати.Дружба с Катей перерастает в настоящую любовь: «Катя смутно понимала, что он искал какого-то утешения в её обществе, и не отказывала ни ему, ни себе в невинном удовольствии полустыдливой, полудоверчивойдружбы». Тургенев показывает на примере Аркадия и Кати, как прекрасна любовь: «Он схватил её большие, прекрасные руки и, задыхаясь от восторга, прижал их к своему сердцу. Он едва стоял на ногах и только твердил: “Катя, Катя…”, а она как-то невинно заплакала, сама тихо смеясь своим слезам. Кто не видал таких слёз в глазах любимого существа, тот ещё не испытал, до какой степени, замирая весь от благодарности и от стыда, может быть счастлив на земле человек».

Отец Аркадия, Николай Петрович, тоже счастлив в семейной жизни. В молодости он сломал ногу, что помешало ему стать военным, но он учился в университете, женился, воспитал сына. Он искренне любил свою супругу. Но счастье, казалось, закончилось, когда жены не стало. В честь неё он даже назвал имение Марьино. Но судьба предоставила Николаю Петровичу возможность влюбиться снова — в простую девушку Фенечку, которая привлекла его чистотой и непосредственностью. Её происхождение и положение не повлияли на их отношения. Они наполнены теплотой и счастьем. Фенечка признаётся: «…Я Николая Петровича всем сердцем люблю … Мне Николая Петровича не любить — да после этого мне и жить не надо! … Я Николая Петровича одного на свете люблю и век любить буду!».

Любовные отношения героев в романе «Отцы и дети» разнообразны. Так, чувство Базарова трагично из-за холодности Одинцовой, которая отказалась открыть своё сердце. Павел Петрович поглощён воспоминаниями о былом счастье, утрачивая способность радоваться жизни. А отношения Аркадия и Николая Петровича стали примерами семейной идиллии.

Тургенев пишет: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами…». По мнению писателя, бренность человеческого бытия ничтожна по сравнению с силой любви и красоты.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля.

Пример 1.

Единичный / множественный выбор

Какой поступок совершил Павел Петрович Кирсанов из-за страстной любви к княгине Р.?
Он оставил карьеру и уехал за границу к любимой;
Он сражался на дуэли;
Много работал.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Он оставил карьеру и уехал за границу к любимой.

Подсказка: «…Тяжело было Павлу Петровичу даже тогда, когда княгиня Р. его любила; но когда она охладела к нему, а это случилось довольно скоро, он чуть с ума не сошел. Он терзался и ревновал, не давал ей покою, таскался за ней повсюду; ей надоело его неотвязное преследование, и она уехала за границу…».

27-летним молодым человеком Павел Петрович влюбляется в замужнюю женщину, княгиню Р. Ее в обществе считают странной: «Она слыла за легкомысленную кокетку, … по ночам плакала и молилась, не находила нигде покою и часто до самого утра металась по комнате, тоскливо ломая руки, или сидела, вся бледная и холодная, над Псалтырем».

Пример 2.

Ребус – соответствие.

Соотнесите героев и их высказывания.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Аркадий

«… уныние не мешало ему сблизиться с Катей; оно даже помогло ему войти с нею в ласковые, приятельские отношения…».

Базаров

«… сам почувствовал, что сконфузился, и ему стало досадно. «Вот тебе раз! бабы испугался!».

Ситников

«Долой авторитеты!».

Подсказка: «В Базарове … стала проявляться небывалая прежде тревога: он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не мог усидеть на месте, словно что его подмывало…».

Уверенный в себе Евгений Базаров, всё отрицающий, не мог предположить, что сможет когда-нибудь влюбиться. Женщин он рассматривал исключительно «физиологически»: «Это что за фигура? на остальных баб не похожа», «у неё такие плечи, каких я не видывал давно». Он был охотник до женщин, но влюбляться никогда и не думал, называя любовь к женщине белибердой и непростительной дурью: «Нравится тебе женщина, … старайся добиться толку; а нельзя — ну, не надо, отвернись — земля не клином сошлась». Базаров чувствует, что с ним что-то происходит. Мысли об Одинцовой не дают ему покоя. Чем же привлекла его эта женщина? Анна Сергеевна прекрасна, в ней соединяется аристократизм и идеал русской женской красоты: «…достоинством своей осанки», «спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза…». Но не только за это полюбил Базаров Одинцову, сколько за её ум, умение слушать, за способность понимать собеседника. Базаров не может справиться с новым чувством, так не похожим на те, которые у него были с другими женщинами.

Источник: resh.edu.ru

ХІХ век был не самым спокойным временем в России. Менялись вековые устои, произошла отмена крепостного права, в обществе процветал нигилизм. Все эти проблемы затронул в своём романе «Отцы и дети» И.С. Тургенев. На мой взгляд, он очень точно описал все достоинства и недостатки жизни в России 19 века. Тема любви в романе занимает далеко не последнее место.

Вероятно, это связанно с тем, что нигилисты недооценивали значимость чувств людей. И.С. Тургенев был убеждён, что любовь в жизни играет немаловажную роль. Она раскрывает истинную сущность человека, его отношение к людям, является одной из главных частей смысла жизни. Именно поэтому автор описал в своем романе несколько любовных историй, которые совершенно не похожи друг на друга. Мне кажется, тем самым И.С. Тургенев показал нам, что чувства могут изменить жизнь человека кардинальным образом.

Самой главной любовной линией в романе, на мой взгляд, являются отношения Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой. На примере этих двух героев автор показал мне, что чувства человека не подвластны его разуму. Даже несмотря на то, что Базаров был нигилистом и полностью отрицал всё, он поддался чувствам любви. Евгений был человеком упрямым, не одобряющим чужие взгляды на жизнь. Он всегда стойко стоял на своём и, когда не смог противоборствовать чувству любви, был очень зол. Я считаю, что Базарова можно назвать мужественным человеком, ведь он нашёл в себе силы признаться Одинцовой в любви. После этого поступка, как мне кажется, Евгений представлен нам совершенно другим человеком, настоящим романтиком: «Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась…». В этот момент я увидела в Евгении Васильевиче искреннего мужчину, с добрым сердцем, которой способен по-настоящему любить. Мне кажется, совершить такой смелый шаг было очень сложно для Базарова, потомучто в первую очередь молодому человеку нужно было признаться самому себе, что ему всё же пришлось изменить своим жизненным принципам. Евгений воспринимал эту любовь скорее как трагедию, а после отрицания взаимных чувств Одинцовой герой ещё больше разочаровался в самом себе. Я думаю, И.С. Тургенев, создав именно такой поворот событий, хотел показать нам, что каждый человек способен любить, даже вопреки своим жизненным позициям. Автор убедил меня, что мы не в силах управлять чувствами, и даже самый ярый нигилист в любой момент может оказаться под их влиянием.

Павел Петрович Кирсанов — герой, полностью противопоставленный Базарову взглядами на жизнь и отношением к окружающему. В судьбе этого человека любовь также сыграла немаловажную роль. В молодости он был влюблен в княгиню Р., но эта история закончилась неудачей. Павел Петрович остался отвергнутым, долгое время не мог забыть девушку, ему было очень тяжело пережить расставание: «Он терзался и ревновал… таскался за ней повсюду… вышел в отставку…». Мне кажется, на примере этого героя И.С. Тургенев показал читателю, что такое несчастная любовь. Ведь Павел Петрович был обречен на одиночество, разочарован в собственной судьбе. Любовь в жизнь этого человека не принесла ничего хорошего. И даже испытывая чувства к Фенечке, он не признался в этом. Но, мне кажется, Павел Кирсанов сделал всё, чтобы девушка была счастлива, пускай даже не с ним, а с его братом.

Любовь Николая Кирсанова к Фенечке, на мой взгляд, является олицетворением обычных семейных отношений. Эта девушка смогла пробудить в сердце Николая любовь, спустя много лет после смерти его первой жены. Она сумела осветить его жизнь и наполнить дом радостью. Любовь Николая к Фенечке была искренней и настоящей. Я думаю, И.С. Тургенев создал эту любовную линию, что бы на примере показать нам, как выглядит настоящее семейное счастье.

Аркадий Кирсанов — нигилист по жизни, как и Базаров, однако это человек, который сумел вовремя отказаться от своей идеологии, поняв, что любовь — это прекрасное чувство. Отношения Кати и Аркадия начались с дружбы, постепенно переросшей в крепкую любовь. Катерина Локтева была робка, молчалива, любила читать и размышлять о жизни. Кирсанову было легко и просто рядом с ней. Мне кажется, Катя более близка по духу Аркадию, и именно поэтому чувства к ней победили в нем симпатию к старшей сестре девушки. Именно Катя смогла убедить Кирсанова, что Базаров совершенно другой человек, что они с Аркадием абсолютно не похожи: «он мне чужой, и я ему чужая… да и вы ему чужой… Он хищный, а мы с вами ручные». Тем самым девушка убедила возлюбленного, что ему стоит пересмотреть свои взгляды на жизнь, она обещала изменить его и воплотила свои слова в жизнь. Описав такую историю любви двух людей, И.С. Тургенев показал мне, что в жизни нельзя быть слишком упрямым, жить, следуя лишь своим убеждением. Порой, отказавшись от собственных принципов, мы можем стать по-настоящему счастливы, как это и произошло с Аркадием.

Любовь в жизни героев романа «Отцы и дети» стала роковым моментом для всех. Под её влиянием каждый осознал своё место в жизни, приобрел новые черты характера. И.С.Тургенев, по моему мнению, испытывал героев этим чувством. Автор показал нам, как сильно любовь может повлиять на судьбу человека. Также её с помощью он раскрыл настоящий внутренний мир героев, их характер. Читая роман, я ещё раз убедилась, что человеческие чувства являются высшей ценностью в жизни и что без них невозможно дальнейшее существование общества.

Источник: www.kritika24.ru


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.