Основные тенденции развития межнациональных отношений


Межнациональные отношения в силу их многоаспектности представляют собой сложное явление. Они включают две разновидности:

– отношения между разными национальностями внутри одного государства;

– отношения между разными нациями‑государствами.

Формы межнациональных отношений следующие:

– Мирное сотрудничество.

– Этнический конфликт (от лат. conflictus – столкновение).

Способы мирного сотрудничества довольно многообразны.

Основные тенденции развития межнациональных отношений

Самый цивилизованный путь объединения разных народов – создание многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными, например, в Бельгии – французский, датский и немецкий, в Швейцарии – немецкий, французский и итальянский. В результате формируется культурный плюрализм (от лат. pluralis – множественный).


При культурном плюрализме ни одно национальное меньшинство не теряет самобытности и не растворяется в общей культуре. Он подразумевает, что представители одной национальности добровольно овладевают привычками и традициями другой, обогащая при этом собственную культуру.

Культурный плюрализм – показатель успешной адаптации (приспособления) человека к чужой культуре без отказа от своей собственной. Успешная адаптация предполагает овладение богатствами еще одной культуры без ущерба для ценностей собственной.

В современном мире просматриваются две взаимосвязанные тенденции в развитии наций.

Основные тенденции развития межнациональных отношений

Межнациональный конфликт

В современном мире практически не существует этнически однородных государств. К таковым можно условно отнести только 12 стран (9 % всех государств мира). В 25 государствах (18,9 %) основная этническая общность составляет 90 % населения, еще в 25 странах этот показатель колеблется от 75 до 89 %. В 31 государстве (23,5 %) национальное большинство составляет от 50 до 70 %, и в 39 странах (29,5 %) едва ли половина населения является этнически однородной группой.


Таким образом, людям разных национальностей так или иначе приходится сосуществовать на одной территории, и мирная жизнь складывается далеко не всегда.

Межнациональный конфликт – одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.

В мировой конфликтологии нет единого концептуального подхода к причинам межэтнических конфликтов.

Анализируются социально‑структурные изменения контактирующих этнических групп, проблемы их неравенства в статусе, престиже, вознаграждении. Есть подходы, сосредоточивающиеся на поведенческих механизмах, связанных с опасениями за судьбу группы, – не только за потерю культурного своеобразия, но и за использование собственности, ресурсов и возникающей в связи с этим агрессией.

Исследователи, опирающиеся на коллективные действия, концентрируют свое внимание на ответственности элит, борющихся за власть, ресурсы. Очевидно, элиты прежде всего ответственны за создание «образа врага», представлений о совместимости или несовместимости ценностей этнических групп, идеологии мира или вражды.


В ситуациях напряженности создаются представления о чертах народов, препятствующих общению, – «мессианстве» русских, «наследуемой воинственности» чеченцев, а также иерархии народов, с которыми можно или нельзя «иметь дело».

Большим влиянием на Западе пользуется концепция «столкновения цивилизаций» американского исследователя С. Хантингтона. Она объясняет современные конфликты, в частности недавние акты международного терроризма, конфессиональными различиями. В исламской, конфуцианской, буддийской и православной культурах будто бы не находят отклика идеи западной цивилизации – либерализм, равенство, законность, права человека, рынок, демократия, отделение церкви от государства.

Основной причиной конфликтов, трений, различного рода предубеждений между представителями разных национальностей выступает этноцентризм.

Этноцентризм – совокупность неправильных представлений (предубеждений) одной нации по отношению к другой, свидетельствующих о превосходстве первой.

Этноцентризм – уверенность в правоте собственной культуры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные. Поэтому многие межнациональные конфликты называют ложными, поскольку в их основе лежат не объективные противоречия, а непонимание позиций и целей другой стороны, приписывание ей враждебных намерений, что порождает неадекватное чувство опасности, угрозы.


Современные социологи предлагают следующую классификацию причин межнациональных конфликтов.

Причины межнациональных конфликтов

– Социально‑экономические – неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти.

– Культурно‑языковые – недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни.

– Этнодемографические – быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.

– Экологические – ухудшение качества окружающей среды в результате ее загрязнения либо истощения природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы.

– Экстерриториальные – несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов.

– Исторические – прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства‑подчинения и т. д.).

– Конфессиональные – из‑за принадлежности к разным религиям и конфессиям, различий в уровне современной религиозности населения.

– Культурные – от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры народа.

Социологи выделяют различные типы межнациональных конфликтов.


Основные тенденции развития межнациональных отношений

Межэтнические конфликты не возникают на пустом месте. Как правило, для их появления необходимы определенный сдвиг привычного уклада жизни и разрушение системы ценностей, что сопровождается у людей чувствами растерянности и дискомфорта, обреченности и даже потерей смысла жизни. В таких случаях на первый план в регуляции межгрупповых отношений в обществе выдвигается этнический фактор как более древний, выполняющий функцию группового выживания.

Действие этого социально‑психологического фактора реализуется следующим образом. Когда появляется угроза существованию группы как целостного и самостоятельного субъекта межгруппового взаимодействия, на уровне социального восприятия ситуации происходит социальная идентификация по признаку происхождения, по признаку крови; включаются механизмы социально‑психологической защиты в виде процессов внутригрупповой сплоченности, внутригруппового фаворитизма, усиления единства «мы» и внешнегрупповой дискриминации и обособления от «них», «чужих».

Эти процессы могут привести к национализму.

Национализм (фр. nationalosme от лат. natio – народ) – идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.


Виды национализма

• Этнический – борьба народа за национальное освобождение, обретение собственной государственности.

• Державно‑государственный – стремление наций воплотить в жизнь свои национально‑государственные интересы, нередко за счет малых народов.

• Бытовой – проявление национальных чувств, враждебное отношение к инородцам, ксенофобия (гр. хепов – чужой и рКоЬов – страх).

Национализм может перерасти в свою крайне агрессивную форму – шовинизм.

Шовинизм (фр. chauvinisme – термин происходит от имени Никола Шовена, литературного героя комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трехцветная кокарда», радетеля величия Франции в духе идей Наполеона Бонапарта) – политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов интересам других наций и народов, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм.


Одним из проявлений государственного национализма является геноцид.

Геноцид (от лат. genos – род и caedere – убивать) – преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп. Примером геноцида является холокост – массовое уничтожение гитлеровцами еврейского населения во время Второй мировой войны.

Объединение группы по этническому признаку происходит на основе:

– предпочтения своих соплеменников «чужим», пришлым, некоренным и усиления чувства национальной солидарности;

– защиты территории проживания и возрождения чувства территориальности для титульной нации, этнической группы;

– требований о перераспределении дохода в пользу «своих»;

– игнорирования законных потребностей других групп населения на данной территории, признаваемых «чужими».

Все эти признаки обладают одним преимуществом для группового массового действия – наглядностью и самоочевидностью общности (по языку, культуре, внешности, истории и т. д.) по сравнению с «чужими». Индикатором состояния межнациональных отношений и, соответственно, их регулятором является этнический стереотип как разновидность социального стереотипа.
и этом регуляция межгрупповых отношений с помощью этнического стереотипа приобретает как бы самостоятельное существование и психологически возвращает социальные отношения в историческое прошлое. Когда сталкиваются интересы двух групп и обе группы претендуют на те же блага и на ту же территорию (как, например, ингуши и североосетинцы), в условиях социального противостояния и девальвации общих целей и ценностей, национально‑этнические цели и идеалы становятся ведущими социально‑психологическими регуляторами массового социального действия. Поэтому процесс поляризации по этническому признаку неизбежно начинает выражаться в противостоянии, в конфликте, который, в свою очередь, блокирует удовлетворение базовых социально‑психологических потребностей обеих групп.

При этом в процессе эскалации (расширения, наращивания, увеличения) конфликта объективно и неизменно начинают действовать следующие социально‑психологические закономерности:

– уменьшение объема коммуникации между сторонами, увеличение количества дезинформации, ужесточение агрессивности терминологии, усиление тенденции использовать СМИ как оружие в эскалации психоза и противостояния широких масс населения;

– искаженное восприятие информации друг о друге;

– выработка установки враждебности и подозрительности, закрепление образа «коварного врага» и его дегуманизация, т. е. исключение из рода человеческого, что психологически оправдывает любые зверства и жестокости по отношению к «нелюдям» при достижении своих целей;


– формирование ориентации на победу в межнациональном конфликте силовыми методами за счет поражения или уничтожения другой стороны.

В острых конфликтных ситуациях одной из первых промежуточных фаз его урегулирования является юридизация конфликта.

Основные тенденции развития межнациональных отношений

Само по себе подписание каких‑либо соглашений еще не гарантирует погашения конфликта. Определяющей является готовность сторон их выполнять, а не использовать в качестве «дымовой завесы» для продолжения попыток добиваться своих целей неправовыми средствами. Для этого, в свою очередь, необходимо хотя бы частичное преодоление конфликта интересов или по крайней мере снижение его остроты, к чему может повести, например, появление в отношениях между сторонами новых стимулов: суровая экономическая необходимость, заинтересованность сторон в ресурсах друг друга, «премии» за урегулирование конфликта в виде международной или иностранной помощи – могут (правда, не всегда) переключить интересы конфликтующих сторон в иную плоскость и значительно притушить конфликт.

Таким образом, в социально‑политическом плане пути к преодолению межнациональных конфликтов лежат либо через хотя бы частичное удовлетворение требований сторон, либо через понижение для них актуальности предмета конфликта.


Существующие межнациональные проблемы (территориальные споры, стремление к суверенизации; борьба этнических меньшинств за самоопределение, создание независимого государственного образования; дискриминация языка, образа жизни; проблема беженцев, вынужденных переселенцев и т. д.) требуют значительных усилий для их разрешения.

Пути разрешения межнациональных проблем

– Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики.

– Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, овладение культурой межнациональных отношений, требующей безусловной реализации прав и свобод лиц любой национальности, уважения самобытности, их национального самосознания, языка, обычаев, исключающей малейшее проявление национального недоверия, вражды.

– Использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации.

– Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры – национальные общества и центры, школы с национально‑культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры.

– Организация эффективно действующих международных комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров.

Образец задания

C6. Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте каждую из них примером.

Ответ: Могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие тенденции в развитии современных межнациональных отношений: Интеграция; экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (например, Европейское сообщество). Стремление ряда народов сохранить или обрести культурно‑национальную самостоятельность, автономию (например, корейское меньшинство в Японии).

Источник: studfile.net

1

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Красноярский край — многонациональная территория. Процесс формирования этнической структуры края имеет долгую историю, обусловленную различными событиями, которые происходили не только в России, но и в мире [1-10]. Особое географическое положение Красноярского края, богатые природные и энергетические ресурсы, его климат, удалённость от центральных территорий — всё это и многое другое сыграло свою роль в развитии миграционных процессов в Центральной Сибири.

Важное место в становлении межнациональных отношений в Красноярском крае занимает период 1940-1990-х гг. В Государственном архиве Красноярского края хранится значительный массив документов, характеризующих наиболее важные вехи формирования этнической структуры края.

Вслед за репрессиями 1930-х гг., в результате которых некоторые народы подверглись ссылке и депортации не только по социальному, но и по национальному признаку, Великая Отечественная война внесла свои коррективы в формирование национального состава Красноярского края. Кроме того, после присоединения Эстонии к России в 1940 г. в Сибирь было депортировано около 30 000 эстонцев. В 1942 г. в Красноярск стали прибывать эшелоны с финнами, депортированными из блокадного Ленинграда. Также Красноярским краем были приняты польские благотворительные учреждения.

С началом Второй мировой войны резко возрастает в крае количество населения немецкой национальности. Немецкое население в Красноярском крае стало занимать по своей численности третье место.

Также депортировали литовцев, латышей, калмыков. Все национальности распределялись по различным отраслям народного хозяйства, среди которых преимущественными были лесозаготовки, рыбная промышленность, добыча золота. Благодаря этому были освоены новые отрасли промышленности, сельского и народного хозяйства.

После войны на территорию края попало большое количество японских военнопленных. В Красноярске сохранились многие промышленные и жилые объекты, построенные их руками.

Во второй половине ХХ века в процессе формирования межнациональных отношений прослеживаются новые тенденции. После полного или частичного снятия всех ограничений на выезд лиц, насильно переселённых в Красноярский край, многие из них уехали на родину. К примеру, с территории нашего края выехали почти все венгры, калмыки, японцы, литовцы. Также впоследствии начинают эмигрировать евреи, немцы, поляки, мордва, финны. Оставшиеся представители нерусских народов пополнили существующие или положили начало новым, нетипичным для Красноярского края диаспорам (греки, корейцы, китайцы и др.).

С другой стороны, в большом количестве начинают приезжать выходцы из так называемых трудоизбыточных районов Средней Азии, чему способствовало промышленное освоение территории края, увеличение потребности в трудовых ресурсах. В регионе появляются крупные группы таджиков, киргизов, осетин, чеченцев, ингушей, дагестанцев и некоторых других народов.

Необходимо отметить, что на масштабные стройки Красноярского края приезжала молодёжь со всех концов страны. Также население пополнялось выпускниками учебных заведений, попавших в наш край по распределению. Некоторые из представителей этих групп обзаводились здесь семьями и оседали.

Важнейшим фактором, характеризующим интеграционные процессы, происходившие на территории Красноярского края в означенный период, является образование национальных обществ, которые объединяют людей одной или нескольких национальностей. Зачастую инициатором создания того или иного национального общества выступает государство. Эти общества являются источниками комплектования Государственного архива Красноярского края:

  1. Армянская община «Ехпайрутюн»;
  2. Греческий культурный центр;
  3. Латышское культурное общество «Дзинтарс»;
  4. Сибирское финское общество «Ингрия»;
  5. Красноярская краевая национально-культурная автономия «Украина»;
  6. Красноярское краевое добровольное немецкое общество «Возрождение»;
  7. Краевая национально-культурная автономия «Дом Польский»;
  8. Межнациональный культурный центр;
  9. Межрегиональная ассоциация коренных народов Севера.

Армянская община г. Красноярска «Ехпайрутюн» («Братство») им. Сурена Спандаряна образована в 1990 г. В своём уставе община обозначает наиболее важные аспекты своей деятельности:

  • более полное и глубокое освоение членами общины богатства армянской духовной и материальной культуры;
  • активное приобщение к художественному творчеству, эстетическое воспитание на лучших образцах отечественной и мировой культуры;
  • совершенствование национальных отношений, укрепление братской дружбы наций и народностей.

Состав документов общины, переданных на хранение в КГКУ «ГАКК» за 1960-2005 гг., достаточно разнообразен: кроме учредительных документов общины, в фонде содержатся книги и буклеты об Армении, документы об участии общины в выборах кандидата в депутаты крайсовета, материалы благотворительной и культурно-просветительной деятельности (в том числе на армянском языке), об открытии консульства Армении в Сибири, устав церкви «Сурб Саркис» (1998 г.), устав общероссийской организации «Союз армян России» (2000 г.), программа международной конференции «Армяне мира на рубеже веков и актуальные проблемы международных экономических отношений» (2002 г.). Особенно ценны фотографии общины, отражающие её общественную, культурную и социальную деятельность.

Греческий культурный центр был создан в ноябре 1990 г. как добровольная общественная организация, главной задачей которой было объединение лиц греческой национальности и членов их семей с целью возрождения и развития национальной культуры греков, проживающих в г. Красноярске. Состав документов фонда охватывает 1989-1993 гг. и состоит из учредительных документов, списков представителей греческого населения, проживающих в Красноярском крае, справок, информаций о деятельности центра в Красноярске и в Красноярском крае.

Красноярское городское латышское культурное общество «Дзинтарс» («Янтарь») создано в ноябре 1991 г. Позже оно было реорганизовано в Общество, создано с целью объединения латышей, проживающих в Красноярском крае, для удовлетворения их общих духовных потребностей:

  • содействие установлению культурных и деловых связей;
  • содействие изучению культурно-исторических и духовных ценностей, традиций, образа жизни латышского народа, изучения латышского языка;
  • содействие укреплению мира и дружбы между народами, расширению международных связей.

Документы фонда общества включают в себя, помимо учредительных документов, материалы за 1982-2004 гг., среди которых: перепись латышского населения в Красноярском крае, переписка с Верховным Советом СССР и органами государственной власти Латвийской Республики по вопросу реабилитации, планы проведения культурных мероприятий, а также газеты и журналы на латышском языке.

Красноярское краевое финское национально-культурное общество «Ингрия» образовано в ноябре 1991 г. и, в соответствии со своим уставом, ставило перед собой следующие задачи:

  • возрождение национального самосознания;
  • защита социальных интересов проживающих в крае финнов;
  • обеспечение пользования родным языком;
  • сохранение и развитие финской культуры;
  • изучение истории;
  • развитие национальных видов спорта.

В документах фонда общества, переданных на хранение в КГКУ «ГАКК» и охватывающих период 1991-1995 гг., кроме учредительных документов, находятся также газеты и журналы на финском и русском языках о финнах, проживающих в Красноярском крае, и о самом обществе.

Красноярское украинское национально-культурное общество «Украина» создано на учредительной конференции 18 апреля 1992 г. Задачами общества являются:

  • развитие самосознания украинского национального меньшинства в крае;
  • изучение и совершенствование украинского языка;
  • изучение и развитие национальной культуры и традиций;
  • изучение истории и религии;
  • развитие культурных и общественных связей с Украиной;
  • защита социальной справедливости и социальных интересов граждан, связанных своим происхождением с Украиной;
  • развитие дружбы между народами различных национальностей, уважительное отношение к их языку, истории и культуре.

В документах фонда общества за 1992-96 гг. также содержатся издания периодической печати, выходящие на территории Украины, и документы с информацией о проведении обществом культурно-массовых мероприятий.

Красноярское краевое добровольное общество немцев «Возрождение» («Видергебурт») создано как отделение Межгосударственного объединения немцев бывшего СССР в целях реализации и защиты гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав немцев бывшего СССР. Устав общества зарегистрирован в 1993 г., и в нём обозначено, что общество осуждает всякие призывы и действия к нагнетанию ненависти и нетерпимости к другим народам, отвергает национальную рознь. Среди документов общества, охватывающих период 1988-2005 гг., есть материалы о восстановлении немецкой автономии, программы научно-практических конференций, материалы периодической печати по вопросам межнациональных отношений, документы о реабилитации репрессированных народов, а также фотодокументы, отражающие в основном культурную деятельность общества.

Национально-культурная автономия «Дом Польский» была учреждена 1 декабря 1996 г., зарегистрирована — 18 февраля 1997 г. и представляет собой общественное объединение граждан Красноярского края, относящих себя к польской этнической общности, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Документы автономии сданы в КГКУ «ГАКК» за 1995-2005 гг. и включают в себя: учредительные документы, списки членов автономии и их детей, печатную продукцию «Дома Польского» и о нём, информацию о польском гражданстве и репатриантах, переписку автономии с посольством Польши в Москве по организационным вопросам, документы о проведении культурно-массовых мероприятий, о привлечении и использовании рабочей силы в Российской Федерации из Польши, информации о получении образования в польских ВУЗах, о социальной помощи полякам.

Межнациональный культурный центр Красноярского края создан как структурное подразделение Красноярского культурно-исторического и музейного комплекса в 1996 г. Согласно «Положению о МКЦ», его учредителями стали не только общества, объединяющие людей по национальному признаку, но и другие общественные организации:

  • комитет по делам культуры и искусства администрации Красноярского края;
  • культурно-исторический музейный комплекс;
  • краевое общество финской культуры «Ингрия»;
  • краевое общество еврейской культуры «Гаскала»;
  • краевое общество эстонской культуры «Ээсти»;
  • краевое общество латышской культуры;
  • краевое общественное объединение фонд «Славянский дом»;
  • краевое общество российских немцев;
  • краевое общество украинской культуры «Украина»;
  • краевое общество чувашской культуры «Чоко;»
  • краевое общество грузинской культуры «Ертоба»;
  • краевое общество армянской культуры «Ехпайрутюн»;
  • Греческий культурный центр;
  • городская культурно-просветительская ассоциация корейцев;
  • краевое общество татарской культуры «Истоки»;
  • краевое общество польской культуры «Дом Польский»;
  • краевое общество Енисейского казачьего войска;
  • краевое общество «Блокадник»;
  • краевое культурно-просветительское общество последователей Рериха;
  • краевое общество русской культуры;
  • краевое общество узников фашизма;
  • краевое общество литовской культуры «Литуаника»;
  • краевая ассоциация студентов, аспирантов, молодёжи республики Саха (Якутия);
  • Союз духовного возрождения.

Целями МКЦ являются:

  • содействие развитию культурной деятельности представителей малочисленных народов, национальных диаспор, проживающих на территории Красноярского края;
  • обеспечение диалога, организация межнационального культурного взаимодействия;
  • сохранение культурного наследия, языка, уклада жизни, традиций и их пропаганда;
  • обеспечение гарантированных Конституцией РФ равных прав и свобод в области культуры.

Кроме учредительных документов, в фонде центра имеются документы за 1996-2006 гг., среди которых: материалы о первом международном фестивале тюркских народов, о презентации Хакасского культурного центра, а также выпуски газеты «Содружество», выпускаемой МКЦ.

В октябре 2005 г. состоялся I съезд коренных малочисленных народов Севера Красноярского края, в результате которого была создана Ассоциация коренных малочисленных народов Севера. В свидетельстве о регистрации этого общественного объединения от 15 июля 1999 г. перечислены следующие основные цели деятельности:

  • объединение коренных малочисленных народов Севера края в защите своих экономических и национально-культурных прав, развитии национального самосознания;
  • содействие установлению общественного согласия, взаимного доверия и дружбы между всеми народами, проживающими на территории края;
  • сохранение и развитие культурно-национальной самобытности, защита, восстановление и сохранение исконной культурно-исторической и природной среды обитания северных народов края в соответствии с международными правовыми актами.

Состав документов Ассоциации достаточно разнообразен и включает в себя следующие документы за 1990-2001 гг.: документы I съезда коренных малочисленных народов Севера, об учреждении Ассоциации, об оказании материальной помощи членам Ассоциации, о проведении культурно-массовых мероприятий, по развитию международного туризма в местах проживания коренных малочисленных народов Севера Красноярского края, о направлении абитуриентов в высшие и средне-специальные учебные заведения, списки малочисленных народов Севера по округам и районам Красноярского края, проекты законов, планов, программ о территориях традиционного природопользования коренных народов Севера, по стабилизации социально-экономического положения коренных малочисленных народов Севера.

Во все времена территория нашего края была многонациональна. Развитие межнациональных отношений в Красноярском крае имеет свою особую, насыщенную историю, и она касается каждого из нас.

Рецензенты:

Копцева Н.П., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой культурологии Гуманитарного института Сибирского федерального университета, г. Красноярск.

Минеев В.В., д.филос.н., профессор кафедры философии и социологии Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, г. Красноярск.


Библиографическая ссылка

Липатова К.Ю. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В 1940–1990-Х ГГ. (ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ КГКУ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ») // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=11088 (дата обращения: 24.11.2019).


Источник: science-education.ru

Понятие

В современном обществе формирование наций приобрело устоявшийся характер, хотя и сейчас есть место локальным изменениям. Нации не существуют изолированно, напротив, они находятся в постоянном взаимодействии. Узнаем, что такое межнациональные отношения и кратко рассмотрим их разновидности.

Межнациональные отношения – это тип социальных отношений, участниками которых выступают различные народы.

Существует два основных вида межнациональных отношений:

  • внутри одного государства;
  • между нациями разных стран.

Проблемы межнациональных отношений

Взаимодействие наций не всегда идет мирным путем, порой возникающие трудности и противоречия вызывают агрессию и даже военные столкновения.
Причинами этого могут служить:

  • различный уровень развития и культуры народов;
  • стремление выжить и достичь привилегий, избавиться от дискриминации;
  • борьба за экономические ресурсы.

Можно привести примеры стран, в которых взаимоотношения наций происходили мирным (Современная Америка) и немирным путем (Завоевание соседних народов Римской Империей).

Несмотря на всеобщее признание права наций на сохранение своих традиций, свободное пользование языком, в повседневной жизни конфликты между представителями разных народов случаются довольно часто. Они происходят из-за того, что некоторые люди не готовы мириться с чужой культурой, которая кажется им странной и неправильной. Такое отношение к традициям других народов и уверенность в правильности только своего образа жизни называют этноцентризмом.

Расовая и национальная дискриминация не соответствует принципам, действующим в современном мировом сообществе, поэтому любые формы ее проявления вызывают потребность в регулировании и принятии мер по предотвращению подобных случаев.

Национальная политика

В России, как в многонациональном государстве, в условиях постоянной международной интеграции (налаживание отношений с другими государствами), вопрос национальной политики является одним из самых важных.

Государство стремится не допустить национальной розни, уничтожая и не допуская любые различия в правах народов. Так, разрешается использование родного языка, в том числе, в образовательных учреждениях, в качестве школьного предмета. Тенденции развития межнациональных отношений в России связаны с организацией мирного и конструктивного диалога разных культур, их взаимообогащения, взаимного принятия и уважения (толерантности).

Источник: obrazovaka.ru

Виды межнациональных отношений

Межнациональные отношения — многоаспектное явление. Они подразделяются на два основных направления — это отношения между национальностями в пределах одного государства и отношения между разными нациями-государствами. В российском языке термины этнос и национальность сходны по своему смыслу, поэтому межнациональные отношения часто также называют межэтническими отношениями.

По формам взаимодействия этносов различают мирное сотрудничество и этнический конфликт.

К основным формам мирного сотрудничества можно отнести этническое смешивание и этническое поглощение. При этическом смешивании различные этносы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих лет, результатом становится образование единой нации. Зачастую это происходит путем межнациональных браков (например, так сформировались многие латиноамериканские народы).

В результате этнического поглощения (ассимиляции) происходит растворение одного народа в другом. Ассимиляция может иметь мирный и насильственный характер.

Наиболее цивилизованный путь объединения народов — многонациональное государство, в котором соблюдаются права и свободы каждой нации. В таких государствах сразу несколько языков являются государственными и ни одно национальное меньшинство не растворяется в общей культуре. С многонациональным государством тесно связано понятие культурного плюрализма. Он отражает успешную адаптацию одной культуры без ущерба для другой.

Сегодня большинство государств являются многонациональными. Доля государств, в которых основная этническая общность составляет абсолютное большинство — менее 19%. Таким образом, в большинстве случаев разным национальностям приходится сосуществовать на одной территории. Правда, не всегда им удается делать это мирно.

Межэтнический конфликт — форма социально-политического конфликта между группами людей, принадлежащих к различным этносам. К его основным особенностям относят разделение по этническому признаку конфликтующих групп, политизацию по этическим факторам. Такие этноконфликты не являются ценностными и происходят вокруг групповых интересов. Новые участники межнациональных конфликтов объединяются исходя из общей этнической идентичности, даже если не разделяют позицию группы.

Тенденции развития межнациональных отношений

В современном мире прослеживается ряд тенденций в развитии наций, которые могут и противоречить друг другу. Среди них можно выделить:

— межнациональную дифференциацию — это разъединение или даже противостояние различных наций; она может проявляться в формах
самоизоляции, проявлениях национализма, религиозного фанатизма;

— межнациональную интеграцию – это противоположный процесс, предполагающий объединение наций через различные сферы общественной жизни;

— глобализацию — это исторический процесс межнациональной интеграции, в результате которого постепенно стираются традиционные границы; свидетельством данного процесса являются различные межнациональные экономические и политические союзы (например, ЕС), ТНК, культурные центры.

Источник: www.kakprosto.ru


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.