В современном мире ни одна нация не может жить в полной изоляции. Народы обязательно вступают в межнациональные отношения. Это могут быть экономические, политические, культурные и иные связи. Они могут быть стабильными или нестабильными (периодическими), равноправными или неравноправными. Основанными на сотрудничестве или соперничестве.
Для начала разделим отношения между этническими общностями внутри одного государства и между разными нациями-государствами.
Человечество – это приблизительно 3 тысячи наций и народностей. Независимых государств, признанных международным сообществом, – 195.
Если считать те, которые признали лишь некоторые государства-члены ООН, самопровозглашённые государства, зависимые и заморские территории, насчитаем 252 страны. Но в любом случае, большинство народов живёт в многонациональных государствах. Не во всех из них выделяется национальное большинство. То есть народ, доля которого в общей численности населения превышает 50 %.
Благополучие, а зачастую и жизнь людей зависят от их толерантности по отношению к соседям, от способности уважительно относится к особенностям, обычаям, нравам, верованиям, взглядам представителей других национальностей. Большую роль в формировании толерантности играет политика государства. Она может быть направлена на подавление национального меньшинства, его ассимиляцию. Или на соблюдение прав и свобод каждой народности и нации, проживающей на территории страны.
Тут самое время сказать об изменении взглядов на то, что такое нация. Многие исследователи считают, что необходимо отличать нацию как этническую и межэтническую общность – гражданскую нацию. Под этим термином принято понимать совокупность всех граждан государства.
Россияне – совокупное название граждан России вне зависимости от их этнической принадлежности.
Они могут быть разной этнической принадлежности, сохранять свой язык, культуру, обычаи и традиции. И тем не менее, ощущать себя единым целым.
В отношениях между нациями-государствами проявляются две основные тенденции: интеграция и дифференциация.
Интеграция в самом широком смысле слова – объединение частей в целое. Когда мы говорим об интеграции стран, имеем в виду расширение их сотрудничества в самых разных областях, развитие связей, углубление взаимодействия.
Примером интеграции в современном мире могут быть межгосударственные экономические и политические союзы.
Главы государств-членов СНГ
Россия является членом многих международных организаций подобного рода: Содружество независимых государств, Организация Договора о коллективной безопасности, Евразийское экономическое сообщество, Большая двадцатка, Шанхайская организация сотрудничества и другие.
Проявлениями интеграции является также деятельность транснациональных корпораций, международных культурных центров. В конце концов, усиливающееся взаимопроникновение культур, религий, ценностей – это тоже межнациональная интеграция (так сказать, на уровне каждого отдельного человека).
Сближение наций и народов, традиционные границы между которыми постепенно стираются, принято обозначать термином глобализация.
Дифференциация – процесс, противоположный интеграции: разделение, расчленение развивающегося целого на части, ступени или уровни.
Её формы в межнациональных отношениях разнообразны. Это глобальный изоляционизм той или иной страны. Попытка свести к минимуму контакты с другими народами и государствами. Примеры такого рода – скорее исключение, но они есть: скажем, Корейская Народно-Демократическая республика.
Съезд Трудовой партии Кореи (правящей партии КНДР)
Официальной идеологией этого государства является чучхе. В ней много разных положений, но одно из основных – построение идеального общества («чисан нагвон» – рая на земле), опираясь исключительно на внутренние ресурсы.
Чаще предпринимаются попытки отгородиться от мира в какой-то одной сфере жизни:
· политика протекционизма в экономике – поддержка отечественных производителей, защита их от иностранных конкурентов.
· национализм в политике и/или культуре.
Вспомним, что национализм – идеология и политика, которая ставит интересы нации на первое место, выше социальных, экономических и прочих. Национализм часто сопровождается недоверием к другим народам. Если при этом речь идёт об идее превосходства своей нации над всеми остальными, праве господствовать над ними, то мы говорим о шовинизме.
Национализм может быть прогрессивным, когда способствует объединению нации в борьбе за независимость, самоопределение.
Махатма Ганди – лидер национально-освободительного движения в Индии
И реакционным, когда направлен на подавление и угнетение других народов.
Одна из самых опасных форм межнациональной дифференциации – религиозный фанатизм и экстремизм. Это – фундамент современного международного терроризма, выходящей на первый план глобальной проблемы человечества.
Последствия террористического акта 31 января 2016 г. в Дамаске. Сирия
Взаимные претензии народов, наций друг к другу, открытое их противостояние, вплоть до вооружённых столкновений – межнациональный конфликт. Его возникновение может быть связано с разными причинами.
· Например, историческими. Когда проблемы прошлых взаимоотношений между народами – войны, колониальная зависимость приводят к сохранению на длительное время недоверия и вражды.
· Социально-экономические причины – неравенство в уровне жизни.
· Культурно-языковые – недостаточные условия для развития языка и культуры этнических меньшинств.
Подумайте, какие ещё причины межнациональных конфликтов вы могли бы назвать. Приведите примеры ситуаций, когда они проявлялись.
Всё сказанное представим в виде схемы.
Источник: videouroki.net
4.7. Межнациональные отношения.
План.
- Сущность понятия межнациональные отношения.
- Основные направления межнациональных отношений.
- Межнациональный конфликт, причины его возникновения, пути решения.
- ТЕРМИНЫ по теме.
Межнациональные отношения – это отношения между народам (этносами), охватывающие все сферы общественной жизни.
Основные направления межнациональных отношений.
Межнациональное сотрудничество, межнациональная интеграция – это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни; участие граждан различной национальной принадлежности, представителей национальных организаций, структур национальной государственности в общем деле, опирающееся на наличие устойчивых взаимовыгодных интересов.
Проявление межнационального сотрудничества.
- В экономике – создание совместных предприятий, осуществление взаимовыгодной торговли.
- В науке – совместные исследования.
- В спорте – проведение соревнований, олимпиад.
- В духовной сфере – театральные и кинофестивали, издание и распространение печатной продукции и др.
- В политико-правовой сфере – совместное решение проблем международной политики, заключение договорённостей об улучшении условий жизни соотечественников за рубежом и др.
Международный конфликт – спор, столкновение, возникшее между людьми разных национальностей, между государствами.
Конфликт приводит к межнациональной дифференциации – к разъединению, разделению, противостоянию различных наций, этносов и народов в самых разных планах.
Причины возникновения межнационального конфликта.
- Территориальные споры.
- Неравенство социально-экономических условий.
- Противоречия с использованием национального языка, особенно национальных меньшинств, недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни.
- Бытовые предрассудки обыденного сознания.
- Отрицание государством самобытности этнических меньшинств
- Ущемление достоинства личности на национальной или расовой почве.
- Социально-экономическое неравенство — неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти.
- Конфессиональные — из-за принадлежности к разным религиям и конфессиям, различий в уровне современной религиозности населения.
Глобализация — это исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую систему.
Пути решения межнациональных конфликтов
- Проведение продуманной национальной политики.
- Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, формирование культуры межнациональных отношений, уважения самобытности, национального самосознания, языка, обычаев народов, исключение проявления национального недоверия, вражды.
- Использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации.
- Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры — национальные общества и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры.
- Организация эффективно действующих международных комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров.
- Применение широкого спектра санкций. Вооруженное вмешательство допустимо только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму вооруженных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека
Термины.
Этнос – совокупность людей, обладающих общностью культуры, осознающих эту общность как выражение общности исторических судеб. Является обобщающим понятием для племени, народности, нации.
Род – группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии.
Племя – объединение нескольких родов.
Народность – исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, культурой, следует за племенем и предшествует нации.
Нации появляются в период развития капиталистических отношений.
Нация – исторически сложившаяся общность, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общностью территории, языка, культуры, психологического склада, самосознания.
Признаки нации:
- единство территории
- единство языка
- общность исторической судьбы
- общая культура
- общее самосознание – знание истории своего народа, бережное отношение к национальным традициям, чувство национального достоинства
- устойчивая государственность
- единство экономических связей
- развитая социальная структура
Национальность – принадлежность человека к той или иной нации (использование её членами общего языка, приверженность общим традициям, осознание культуры народа).
Национальное меньшинство – значительная совокупность людей определенной национальности, проживающих на территории определенного государства, являющихся его гражданами, но не принадлежащих к коренной национальности.
Диаспора – пребывание значительной части населения вне пределов страны.
Дискриминация – принижение, умаление, ущемление прав
Национализм – это идеология, политика, ставящие интересы нации превыше всего, любых других экономических, политических, социальных интересов; стремление к социальной занятости, недоверие к другим нациям, часто перерастающее во вражду.
Шовинизм – политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление её интересов другим нациям и народам, внедрение в сознание людей неприязни, ненависти к другим народам, разжигание вражды между людьми разных национальностей и вероисповеданий.
Геноцид – систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Источник: obschestvoznanie-ege.ru
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
— корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1) Понятие нация:
а) как этническая группа;
б) как общегражданская общность.
2) Признаки этноса:
а) наличие территории проживания;
б) общность языка, традиций, обычаев;
в) общность исторического и социокультурного опыта;
г) сходные черты внешнего облика, характера и ментальности.
3) Разновидности этнических групп:
а) род и племя;
б) народность;
в) нация.
4) Основные тенденции в развитии межнациональных отношений:
а) межнациональная интеграция;
б) межнациональная дифференциация.
5) Демократические принципы межнациональных отношений:
а) равноправие представителей разных наций во всех сферах жизни общества;
б) свободный доступ к изучению национальных языков, обычаев и традиций;
в) право граждан на определение своей национальной принадлежности;
г) развитие толерантности и поликультурного диалога в обществе;
д) создание в обществе нетерпимого отношения к ксенофобии, шовинизму, пропаганде национальной исключительности.
6) Межнациональные отношения и национальная политика в современной России.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 1, 2, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Источник: soc-ege.sdamgia.ru
Понятие
В современном обществе формирование наций приобрело устоявшийся характер, хотя и сейчас есть место локальным изменениям. Нации не существуют изолированно, напротив, они находятся в постоянном взаимодействии. Узнаем, что такое межнациональные отношения и кратко рассмотрим их разновидности.
Межнациональные отношения – это тип социальных отношений, участниками которых выступают различные народы.
Существует два основных вида межнациональных отношений:
- внутри одного государства;
- между нациями разных стран.
Проблемы межнациональных отношений
Взаимодействие наций не всегда идет мирным путем, порой возникающие трудности и противоречия вызывают агрессию и даже военные столкновения.
Причинами этого могут служить:
- различный уровень развития и культуры народов;
- стремление выжить и достичь привилегий, избавиться от дискриминации;
- борьба за экономические ресурсы.
Можно привести примеры стран, в которых взаимоотношения наций происходили мирным (Современная Америка) и немирным путем (Завоевание соседних народов Римской Империей).
Несмотря на всеобщее признание права наций на сохранение своих традиций, свободное пользование языком, в повседневной жизни конфликты между представителями разных народов случаются довольно часто. Они происходят из-за того, что некоторые люди не готовы мириться с чужой культурой, которая кажется им странной и неправильной. Такое отношение к традициям других народов и уверенность в правильности только своего образа жизни называют этноцентризмом.
Расовая и национальная дискриминация не соответствует принципам, действующим в современном мировом сообществе, поэтому любые формы ее проявления вызывают потребность в регулировании и принятии мер по предотвращению подобных случаев.
Национальная политика
В России, как в многонациональном государстве, в условиях постоянной международной интеграции (налаживание отношений с другими государствами), вопрос национальной политики является одним из самых важных.
Государство стремится не допустить национальной розни, уничтожая и не допуская любые различия в правах народов. Так, разрешается использование родного языка, в том числе, в образовательных учреждениях, в качестве школьного предмета. Тенденции развития межнациональных отношений в России связаны с организацией мирного и конструктивного диалога разных культур, их взаимообогащения, взаимного принятия и уважения (толерантности).
Источник: obrazovaka.ru
Межнациональные отношения в силу их многоаспектности представляют собой сложное явление. Они включают две разновидности:
– отношения между разными национальностями внутри одного государства;
– отношения между разными нациями-государствами.
Формы межнациональных отношений следующие:
– Мирное сотрудничество.
– Этнический конфликт (от лат. conflictus – столкновение).
Способы мирного сотрудничества довольно многообразны.
Самый цивилизованный путь объединения разных народов – создание многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными, например, в Бельгии – французский, датский и немецкий, в Швейцарии – немецкий, французский и итальянский. В результате формируется культурный плюрализм (от лат. pluralis – множественный).
При культурном плюрализме ни одно национальное меньшинство не теряет самобытности и не растворяется в общей культуре. Он подразумевает, что представители одной национальности добровольно овладевают привычками и традициями другой, обогащая при этом собственную культуру.
Культурный плюрализм – показатель успешной адаптации (приспособления) человека к чужой культуре без отказа от своей собственной. Успешная адаптация предполагает овладение богатствами еще одной культуры без ущерба для ценностей собственной.
В современном мире просматриваются две взаимосвязанные тенденции в развитии наций.
Межнациональный конфликт
В современном мире практически не существует этнически однородных государств. К таковым можно условно отнести только 12 стран (9 % всех государств мира). В 25 государствах (18,9 %) основная этническая общность составляет 90 % населения, еще в 25 странах этот показатель колеблется от 75 до 89 %. В 31 государстве (23,5 %) национальное большинство составляет от 50 до 70 %, и в 39 странах (29,5 %) едва ли половина населения является этнически однородной группой.
Таким образом, людям разных национальностей так или иначе приходится сосуществовать на одной территории, и мирная жизнь складывается далеко не всегда.
Межнациональный конфликт – одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.
В мировой конфликтологии нет единого концептуального подхода к причинам межэтнических конфликтов.
Анализируются социально-структурные изменения контактирующих этнических групп, проблемы их неравенства в статусе, престиже, вознаграждении. Есть подходы, сосредоточивающиеся на поведенческих механизмах, связанных с опасениями за судьбу группы, – не только за потерю культурного своеобразия, но и за использование собственности, ресурсов и возникающей в связи с этим агрессией.
Исследователи, опирающиеся на коллективные действия, концентрируют свое внимание на ответственности элит, борющихся за власть, ресурсы. Очевидно, элиты прежде всего ответственны за создание «образа врага», представлений о совместимости или несовместимости ценностей этнических групп, идеологии мира или вражды.
В ситуациях напряженности создаются представления о чертах народов, препятствующих общению, – «мессианстве» русских, «наследуемой воинственности» чеченцев, а также иерархии народов, с которыми можно или нельзя «иметь дело».
Большим влиянием на Западе пользуется концепция «столкновения цивилизаций» американского исследователя С. Хантингтона. Она объясняет современные конфликты, в частности недавние акты международного терроризма, конфессиональными различиями. В исламской, конфуцианской, буддийской и православной культурах будто бы не находят отклика идеи западной цивилизации – либерализм, равенство, законность, права человека, рынок, демократия, отделение церкви от государства.
Основной причиной конфликтов, трений, различного рода предубеждений между представителями разных национальностей выступает этноцентризм.
Этноцентризм – совокупность неправильных представлений (предубеждений) одной нации по отношению к другой, свидетельствующих о превосходстве первой.
Этноцентризм – уверенность в правоте собственной культуры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные. Поэтому многие межнациональные конфликты называют ложными, поскольку в их основе лежат не объективные противоречия, а непонимание позиций и целей другой стороны, приписывание ей враждебных намерений, что порождает неадекватное чувство опасности, угрозы.
Современные социологи предлагают следующую классификацию причин межнациональных конфликтов.
Причины межнациональных конфликтов
– Социально-экономические – неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти.
– Культурно-языковые – недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни.
– Этнодемографические – быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.
– Экологические – ухудшение качества окружающей среды в результате ее загрязнения либо истощения природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы.
– Экстерриториальные – несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов.
– Исторические – прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства-подчинения и т. д.).
– Конфессиональные – из-за принадлежности к разным религиям и конфессиям, различий в уровне современной религиозности населения.
– Культурные – от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры народа.
Социологи выделяют различные типы межнациональных конфликтов.
Межэтнические конфликты не возникают на пустом месте. Как правило, для их появления необходимы определенный сдвиг привычного уклада жизни и разрушение системы ценностей, что сопровождается у людей чувствами растерянности и дискомфорта, обреченности и даже потерей смысла жизни. В таких случаях на первый план в регуляции межгрупповых отношений в обществе выдвигается этнический факторкак более древний, выполняющий функцию группового выживания.
Действие этого социально-психологического фактора реализуется следующим образом. Когда появляется угроза существованию группы как целостного и самостоятельного субъекта межгруппового взаимодействия, на уровне социального восприятия ситуации происходит социальная идентификация по признаку происхождения, по признаку крови; включаются механизмы социально-психологической защиты в виде процессов внутригрупповой сплоченности, внутригруппового фаворитизма, усиления единства «мы» и внешнегрупповой дискриминации и обособления от «них», «чужих».
Эти процессы могут привести к национализму.
Национализм (фр. nationalosme от лат. natio – народ) – идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.
Виды национализма
• Этнический – борьба народа за национальное освобождение, обретение собственной государственности.
• Державно-государственный – стремление наций воплотить в жизнь свои национально-государственные интересы, нередко за счет малых народов.
• Бытовой – проявление национальных чувств, враждебное отношение к инородцам, ксенофобия (гр. хепов – чужой и рКоЬов – страх).
Национализм может перерасти в свою крайне агрессивную форму – шовинизм.
Шовинизм (фр. chauvinisme – термин происходит от имени Никола Шовена, литературного героя комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трехцветная кокарда», радетеля величия Франции в духе идей Наполеона Бонапарта) – политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов интересам других наций и народов, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм.
Одним из проявлений государственного национализма является геноцид.
Геноцид (от лат. genos – род и caedere – убивать) – преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп. Примером геноцида является холокост – массовое уничтожение гитлеровцами еврейского населения во время Второй мировой войны.
Объединение группы по этническому признаку происходит на основе:
– предпочтения своих соплеменников «чужим», пришлым, некоренным и усиления чувства национальной солидарности;
– защиты территории проживания и возрождения чувства территориальности для титульной нации, этнической группы;
– требований о перераспределении дохода в пользу «своих»;
– игнорирования законных потребностей других групп населения на данной территории, признаваемых «чужими».
Все эти признаки обладают одним преимуществом для группового массового действия – наглядностью и самоочевидностью общности (по языку, культуре, внешности, истории и т. д.) по сравнению с «чужими». Индикатором состояния межнациональных отношений и, соответственно, их регулятором является этнический стереотип как разновидность социального стереотипа. При этом регуляция межгрупповых отношений с помощью этнического стереотипа приобретает как бы самостоятельное существование и психологически возвращает социальные отношения в историческое прошлое. Когда сталкиваются интересы двух групп и обе группы претендуют на те же блага и на ту же территорию (как, например, ингуши и североосетинцы), в условиях социального противостояния и девальвации общих целей и ценностей, национально-этнические цели и идеалы становятся ведущими социально-психологическими регуляторами массового социального действия. Поэтому процесс поляризации по этническому признаку неизбежно начинает выражаться в противостоянии, в конфликте, который, в свою очередь, блокирует удовлетворение базовых социально-психологических потребностей обеих групп.
При этом в процессе эскалации (расширения, наращивания, увеличения) конфликта объективно и неизменно начинают действовать следующие социально-психологические закономерности:
– уменьшение объема коммуникации между сторонами, увеличение количества дезинформации, ужесточение агрессивности терминологии, усиление тенденции использовать СМИ как оружие в эскалации психоза и противостояния широких масс населения;
– искаженное восприятие информации друг о друге;
– выработка установки враждебности и подозрительности, закрепление образа «коварного врага» и его дегуманизация, т. е. исключение из рода человеческого, что психологически оправдывает любые зверства и жестокости по отношению к «нелюдям» при достижении своих целей;
– формирование ориентации на победу в межнациональном конфликте силовыми методами за счет поражения или уничтожения другой стороны.
В острых конфликтных ситуациях одной из первых промежуточных фаз его урегулирования является юридизация конфликта.
Само по себе подписание каких-либо соглашений еще не гарантирует погашения конфликта. Определяющей является готовность сторон их выполнять, а не использовать в качестве «дымовой завесы» для продолжения попыток добиваться своих целей неправовыми средствами. Для этого, в свою очередь, необходимо хотя бы частичное преодоление конфликта интересов или по крайней мере снижение его остроты, к чему может повести, например, появление в отношениях между сторонами новых стимулов: суровая экономическая необходимость, заинтересованность сторон в ресурсах друг друга, «премии» за урегулирование конфликта в виде международной или иностранной помощи – могут (правда, не всегда) переключить интересы конфликтующих сторон в иную плоскость и значительно притушить конфликт.
Таким образом, в социально-политическом плане пути к преодолению межнациональных конфликтов лежат либо через хотя бы частичное удовлетворение требований сторон, либо через понижение для них актуальности предмета конфликта.
Существующие межнациональные проблемы (территориальные споры, стремление к суверенизации; борьба этнических меньшинств за самоопределение, создание независимого государственного образования; дискриминация языка, образа жизни; проблема беженцев, вынужденных переселенцев и т. д.) требуют значительных усилий для их разрешения.
Пути разрешения межнациональных проблем
– Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики.
– Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, овладение культурой межнациональных отношений, требующей безусловной реализации прав и свобод лиц любой национальности, уважения самобытности, их национального самосознания, языка, обычаев, исключающей малейшее проявление национального недоверия, вражды.
– Использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации.
– Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры – национальные общества и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры.
– Организация эффективно действующих международных комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров.
Образец задания
C6. Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте каждую из них примером.
Ответ: Могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие тенденции в развитии современных межнациональных отношений: Интеграция; экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (например, Европейское сообщество). Стремление ряда народов сохранить или обрести культурно-национальную самостоятельность, автономию (например, корейское меньшинство в Японии).
Источник: soociety.ru