Базаров и одинцова отношение к любви


Отцы и дети — произведение Тургенева, которое он завершил писать в 1862 году. Его мы изучили на уроке, познакомившись с такими героями, как Базаров и Одинцова. Именно их писатель решил испытать любовью.

Испытание любовью Базарова и Одинцовой

Базаров — человек будущего, нигилист, которому чужды романтические проявления. Он не признает никого и не имеет авторитетов, нет для него ни одного принципа на веру. Для него существует только то, что можно потрогать руками, увидеть глазами, попробовать на вкус. А любовь и романтика — это не для него, это белиберда. Вот писатель и решает испытать героя Базарова, познакомив его с Одинцовой. И что происходит?

Этот неприступный нигилист, для которого были чужды чувства, кто не верит в любовь, утверждая, что романтизм вздор, полностью меняется. Увидев Одинцову и выделив однажды ее из толпы, Базаров влюбляется. Сначала его привлекла только физическая красота, но позже, общаясь с героиней, Базаров понимает, насколько это эрудированная, интересная и умная женщина. Незаметно для себя он открывается с другой стороны. Теперь это уже не гордый и целеустремленный человек, уверенный в своих силах. Теперь это человек, которому трудно сохранять выдержку и самообладание. Это человек, чьи мысли заняты лишь Анной Одинцовой. Теперь Базаров и сам испытывает те чувства, что некогда презирал и отвергал их существование.


Испытание любовью Базарова и Одинцовой

Получается, испытание любовью для Евгения Базарова и Анны Одинцовой стало серьезным испытаниям на верность нигилистическим взглядам. Так Базаров проигрывает, открывшись своим чувствам, а вот героиня не стала изменять привычному укладу жизни, жертвовать комфортом, поэтому она не отвечает взаимностью на признания в любви Базарова. Наверное героиня и не испытывала по отношению к герою настоящего чувства любви, в противном случае, мне кажется, она также ради любви была бы готова на все и они были бы счастливы. Но совсем другой ход событий ожидает нас в произведении автора. Герой не может оставаться верным своим убеждениям, поэтому когда он получил отказ, для него была потеряна цель жизни и ее смысл. Он уезжает к родителям, занимается медицинской практикой, а заразившись тифом, умирает.


Показав испытание любовью Базарова и Одинцовой автор прямо говорит, что невозможно противостоять человеческой природе. Он развенчивает теорию нигилизма. Человек по природе создан для чувств, для прекрасного, для восхищения. Отвергая все это, мы лишь обрекаем себя на существование, а не на полноценную жизнь.

Источник: sochinyshka.ru

Убеждения Базарова

Прежде чем обратиться к отношениям Базарова и Одинцовой, необходимо разобраться в мировоззрении самого героя. Характер Базарова раскрывается через взаимодействие персонажа с окружающими людьми. Например, с Павлом Петровичем Кирсановым, который во многом становится зеркальным отражением своего соперника. При чтении романа трудно удержаться от сопоставления этих героев.

Павел Петрович представляет собой мир отцов, но при этом система его взглядов и жизненная стратегия во многом напоминают базаровскую.

Например, оба упрямы и горды до самозабвения. Они пережили несчастную любовь и являются честными, принципиальными людьми. Но между ними есть существенная разница. Павел Петрович склонен много говорить, но при этом мы не видим его в действии. Базаров – его противоположность.


По существу, перед нами целостный герой, который не пытается кого-то в чем-то убедить, ему неинтересно навязывать свою позицию. Каждая реплика Базарова – вынужденная. Да, он эпатажен, но при этом внутренне органичен. В этом состоит художественная правда Тургенева, который всегда уклончиво говорил о своем герое: «Я не знаю, люблю ли я его или ненавижу!».

Под нигилизмом обычно понимают особое мировоззрение, которое основано на тотальном сомнении в абсолютности тех или иных истин. Базаров сомневается в чем угодно, но только не в себе. Если мы внимательно вчитаемся в высказывания главного героя, то обнаружим, что они не терпят возражений: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца» и т. д.

Таким образом, перед нами человек, который твердо придерживается своих убеждений. При этом ему не хватает гибкости, чтобы трезво взглянуть на окружающий мир. Мы понимаем, что Базаров совершенно незаурядный человек и талантливый ученый. Правда, думается, что для занятия наукой необходима все та же гибкость, которой недостает главному герою.

Базаров и Одинцова


Отношения Базарова и Одинцовой становятся для романа центральными. Именно любовь обнажает страстную натуру главного героя. Основной конфликт заключается в том, что Базаров циничен и не хочет верить в возможность сильного чувства. Для него любовь – это химия, обычная биологическая реакция.

Показательны слова героя, когда он впервые видит Одинцову: «Это что за фигура? На остальных баб не похожа». В этой грубоватой фразе мы видим явную заинтересованность.

И действительно, только такая женщина и могла его увлечь. На момент появления в романе ей 28 лет, она многое пережила, но никогда не любила. Одинцова умна, расчетлива, холодна, но при этом нравственна. По существу, она – это отражение Базарова.

Но если Базаров смог с очевидной страстью влюбиться в Одинцову, могла ли она ответить ему взаимностью? В письме к Случевскому Тургенев дает однозначный ответ:

Одинцова так же мало влюбляется в Аркадия, как в Базарова, как Вы это не видите! — это та же представительница наших праздных, мечтающих, любопытных и холодных барынь-эпикуреек


И действительно, ее характеристика в романе красноречива. Одинцова способна увлечься, но не до самозабвения. По всей видимости, она и сама не понимает, чего именно хочет от жизни, но совершенно точно хочет прожить ее размеренно и спокойно. Тургенев пишет об этом так:

Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне; да она едва ли и желала полного удовлетворения

Мог ли Базаров быть счастлив в любви?

Тургенев-человек и Тургенев-писатель – не одно и тоже. В романе четко проговаривается, что Базаров не просто увлек Одинцову, а «поразил воображение». Тем не менее она продолжает вести все ту же размеренную жизнь. В его отсутствие «она не скучает, не ждет его», но много о нем думает. То есть перспектива будущих отношений, будущей взаимности обозначается достаточно отчетливо. Но любви не суждено сбыться.

Причиной этой невозможности становятся убеждения Базарова, которые заводят его в тупик. Тургенев пишет, что новое чувство «мучило и бесило» молодого человека. Более того, если кто-нибудь сказал бы ему об этом, то Базаров «отказался бы от него с презрительным хохотом и циничною бранью».


Вероятно, если бы он смог проявить гибкость мышления, признаться самому себе в том, что происходит на самом деле, и выждать необходимое время, то история не закончилась бы отказом Одинцовой.

Для Базарова любовь – это нечто противоестественное, мучительное, постыдное.

В момент признания он испытывает «страсть, похожую на злобу». Одинцовой же дорого ее собственное спокойствие. Таким образом, любовь Базарова разбивается о его собственные идеи, которые оказываются совершенно нежизнеспособными, так как перечат естественному движению жизни.

Автор подчеркивает это в финальной сцене романа. Это сцена на кладбище, в которой он подробно описывает пейзаж. По сравнению с бесконечным равнодушием природы человеческая жизнь — с ее метаниями, идеологиями, идеями — представляется суетной.

Именно поэтому счастье в «Отцах и детях» обретает не бунтарь Базаров, а кроткий, добродушный и ничем не примечательный Николай Петрович Кирсанов. Он не пробует сопротивляться естественному ходу событий. И в итоге такое отношение к жизни вознаграждается. Он сближается со своим сыном Аркадием и обретает счастливую семью с Фенечкой.

А что вы думаете о Базарове? Могла ли его судьба сложиться по-другому?

Тургенев – представитель критического реализма в русской литературе. Подробнее об особенностях стилей разных писателей и их главных произведениях вы узнаете на курсе «История русской литературы»

Источник: zen.yandex.ru


Любовь Базарова и Одинцовой

Любовь в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» является, по своей сути, испытанием для главного героя – испытанием для его мировоззрения, проверкой нигилистических убеждений на состоятельность в реальной жизни.

Отношения между мужчиной и женщиной для Базарова сводились лишь к физиологии. Какие-либо романтические чувства герой отрицал, а разговоры о любви считал полнейшей выдумкой и чепухой.

Именно с таким цинизмом Базаров относился к Одинцовой в самом начале повествования. Впервые он увидел ее на балу у губернатора и был поражен ее прекрасной благородной внешностью.

Ум, достоинство, спокойный и рассудительный нрав, мягкий и в то же время сильный характер – вот какие черты характеризуют героиню романа «Отцы и дети» Анну Сергеевну Одинцову.

Очевидно, что Базаров, столь умный и проницательный человек, не мог этого не заметить. Несмотря на то, что Одинцова произвела сильное впечатление на главного героя, Евгений Васильевич отзывался о ней исключительно в пренебрежительном тоне.


Читатель понимает, что героиня нисколько не уступает Базарову в образованности, интеллекте и силе характера. Анна Сергеевна есть тот человек, который сыграет в жизни Базарова очень важную роль.

Евгений Васильевич, сам того не замечая, ставит Одинцову и любовь в один ряд, и все же отрицает для себя возможность любить. Он еще не знает, что с этого момента настоящая жизнь, наконец, настигнет героя и разрушит его надуманную философию.

В первую очередь, Базаров оценивает Одинцову как интересного собеседника, затем он привязывается к ее семье, окружению, ему становится комфортно в ее доме, и вскоре Евгений Васильевич, совершенно того не ожидая, влюбляется в Анну Сергеевну.

Одинцова, женщина умная, сдержанная сама оказалась неравнодушна к Базарову. Отношения героев раскрываются в момент признания, когда Анна Сергеевна, оставшись наедине с Базаровым, начинает говорить о счастье.

Она признается, что не видит смысла в своей жизни, чувствует себя уставшей. Базаров называет причину ее несчастья: желание полюбить в купе с неспособностью отдаваться этому всепоглощающему чувству.

Одинцова не желает расставаться со своим внутренним комфортом во имя любви. Но суть человеческой души такова, что без любви она жить не может. Не испытывая теплых чувств, человек перестает быть счастливым, молодость его увядает, наступает хандра.

В конце концов, Базаров признается Одинцовой в своей «безумной» любви к ней. В ее власти было ответить герою взаимностью, но выбрала она совсем другой путь.


Любовь заставила Базарова разувериться в собственном мировоззрении, из-за чего он потерял всяческие ориентиры в жизни. Тот факт, что он влюбился, означал, что главный герой – самый обычный человек со свойственными ему слабостями и недостатками.

Базаров не смог дать ответы на те философские вопросы, которые он сам поставил перед собой, а потому гибель героя стала очевидным и логичным завершением его жизненного пути.

Базаров и Одинцова в романе Отцы и дети

Отношения между Одинцовой и Базаровым очень сложные, я бы сказал «болезненные».

У Евгения есть цель в жизни – большая, даже глобальная… Евгений Васильевич много учится, работает. Вся его энергия сосредоточена в деятельности на благо своей цели. О личной жизни он и не думает, не собирается отвлекаться.

Я так понимаю, что все симпатии свои к женщинам он подавляет. (Зачем время на глупости терять?) Если б кто-то собирался впервые лететь на Марс, например, то, может быть, ради полёта, подготовки-организации тоже бы всё «отодвинул». Или вот монахи ведь принимают постриг, чтобы молиться…

Но Базаров – не монах, конечно. И он не совсем справляется со своими чувствами.

Одинцова – женщина вполне светская. Она молода и красива, довольно богата. То есть её сложно представить «соратницей» Базарова в его почти революционной деятельности. Молодой человек интересен ей загадочностью, сосредоточенностью.


Когда он, будто против своей воли, признаётся ей в любви, то ей приятно.  Кстати, она его стоит, она тоже кажется всем холодной и гордой. Она и не боялась поведения Базарова, его резкости. Кажется, она не может сама полюбить…

Из-за того, что Евгений пытается бежать от своего чувства, оно становится каким-то невероятным. (Когда стараешься не думать о том самом медведе белом…)  Чувство отвлекает его, сбивает с пути, поэтому он злится и на себя, и на Анну Сергеевну.

В итоге, как известно, Евгений Васильевич из-за своей работы погибает… А Одинцова не имеет «законного» права скорбеть о нём, ведь она так и не стала его женой, невестой.

Я встречал такую формулировку, что, мол, любовь стала испытанием для Евгения Васильевича. Так и получилось. Его цель, как ему казалось, не подразумевает, создания семьи, человеческого счастья. Но думаю, что это, как если бы он никогда не спал или не ел… Чувства могли бы ему помочь, немного отвлечь от цели, но только ради её же достижения.

И всё-таки любовь, которой Базаров от себя и не ожидал, помогает ему увидеть себя по-новому, хотя и никаких привычных людям отношений у героев не складывается.

Одинцова – образ тургеневской девушки

И. С. Тургенев вошел в историю русской литературы как прекрасный прозаик, тонкий психолог в сфере человеческих чувств. Образы Тургенева необычайно колоритны и тщательно выписаны. Что же касается женских образов, то чаще всего в заслугу писателю ставят создание особого типа — “тургеневской девушки”.

О своей героине Анне Сергеевне Одинцовой Тургенев в письме к К. К. Случевскому писал: “Она та же представительница наших праздных, мечтающих, любопытных и холодных барынь-эпикуреек, наших дворянок.

Ей бы хотелось сперва погладить по шерсти волка (Базарова), лишь бы он не кусался — потом мальчика по его кудрям — и продолжать лежать, вымытой, на бархате”. И мы в ходе развития сюжета убеждаемся в этом.

Первая встреча с этой женщиной происходит на балу у губернатора. Базаров дает ей точную и лестную в его устах характеристику: “На остальных баб не похожа”. От облика Одинцовой веет спокойствием и непринужденностью, какой-то холодной свежестью и чистотой.

Она обладает достаточно свободным и решительным характером, что очень в ней привлекательно: не дорожит общественным мнением и, в сущности, живет так, как ей хочется. Чтобы ни случилось — все Одинцова принимает как данность и лишь еще один факт жизни.

Это спокойствие Тургенев приписывает тому, что Анна Сергеевна никогда не любила. И потому у этой зрелой во всех отношениях женщины, которая много пережила и повидала, девственная, “прохладная” душа, не испытавшая ни страстных порывов, ни отчаянной боли.

Автор называет свою героиню странным существом — “не имея никаких предрассудков, не имея даже никаких сильных верований, она ни перед чем не отступала и никуда не шла. Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло вполне; да она едва ли желала полного удовлетворения.

Ее ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время”. Это одна из тех женщин, внутренний мир которых напоминает аккуратно подстриженную клумбу. Одинцовой дорого это спокойствие, и едва ли она позволит кому-то нарушить его. С той же стороны Анну Сергеевну характеризует и ее роскошный дом, в котором порядки строгие и никогда не нарушаются.

Вспомним также сцену признания в любви Базарова. Какой контраст! Он, задыхающийся, не владеющий собой, и она — спокойная и ясная, как всегда.

После ухода Базарова ее чувства и мысли встревожены слегка, и, не мучаясь и не терзаясь, она принимает решение: “Нет; бог знает, куда это бы привело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете”. Однако Тургенев также подводит свой итог: пустота или… безобразие.

Из эпилога мы узнаем, что Одинцова вышла замуж за прекрасного человека, холодного, как лед. Автор делает едкое замечание — они доживутся, пожалуй, до любви.

Читайте также: Гранатовый браслет герои – характеристика персонажей Куприна.

У Базарова рядом нет родственной души, поэтому он замыкается. Даже женская любовь не способна быть для него интересной.

Источник: litfest.ru

Сочинение: Почему Одинцова отказывает Базарову? (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

(285 слов) В социально-психологическом романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» вместе с центральной темой столкновения поколений особое место занимает тема любви, представленная автором во многих eе проявлениях. Писатель придает этому чувству важное значение, поэтому в его произведениях герои часто проходят испытание любовью. Так, любовная линия Базаров-Одинцова становится одной из главных для выявления противоречивых черт в характере Евгения.

Отрицая романтику и любые проявления нежных чувств, Базаров влюбляется в независимую, умную и эгоистичную Одинцову, прошедшую через многие трудности в своей прежней жизни. Героя привлекает некая загадка в этой женщине, ее глубокая и сильная натура. Кроме того, в ней Базаров видит человека со схожими взглядами, хотя Анна Сергеевна и не придерживается принципов нигилизма. Одно только и роднит ее с Базаровым — чувство превосходства над другими людьми. Она как будто находится в своем собственном мире, живет строго по распорядку в окружении дорогих вещей: ей нет дела до городских сплетен и развлечений высшего света.

Свое отношение к Евгению Одинцова выражает прямо, говоря ему: «Мы будем хорошими друзьями». Затем следует сцена объяснения героя в любви, показывающая, что гармонии в их возможном союзе быть и не могло. Автор подчеркивает это описанием возникнувших в душе Анны Сергеевны страха и жалости. Ее пугает грозная сила, таящаяся в Базарове, поэтому она отстраняет его со словами: «Вы меня не поняли», — чуть позже размышляя: «Я и сама себя не понимала». Несмотря на то, что Одинцова одинока и ей хочется полюбить, она отказывает Евгению, выбирая скучное, но вместе с тем комфортное существование в привычных для нее условиях: «Спокойствие все-таки лучше всего на свете».

Таким образом, Анна Сергеевна Одинцова, единственная женщина, сумевшая понять и по достоинству оценить Базарова, решает не связывать свою судьбу с ним, потому что ей просто не хватает смелости и решимости, а разум ее преобладает над всеми чувствами.

Автор: Софья Брудкова

Анна Сергеевна Одинцова и Базаров

Анализ романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Испытание любовью: Павел Петрович и Базаров. «Системами дорожат только те, которым вся правда в руки не дается, – в этом был убежден Тургенев <�…>. – Система – точно хвост правды, а сама правда как ящерица: оставит хвост в руке – а сама убежит…» Убедиться, что правда жизни сложнее любых «систем», теоретических построений предстоит не только Базарову. Параллельно с ним тот же путь проходит его антагонист, Павел Петрович. В сфере любви – дважды. Первый раз – в Петербурге. Удачливый офицер узнал, что блестящая карьера может в одночасье рухнуть от одного «загадочного взгляда», а удовлетворенное самолюбие не приносит радости, если любимая несчастна. Крушение чувства, непоправимо исковерканная судьба заставили его замкнуться в броню аристократических «принсипов». Теперешняя его влюбленность в Фенечку вдвойне парадоксальна. Она не только противоречит принятой на себя рыцарской обязанности хранить верность любви и памяти княгини Р. Между простой и прелестной именно этой простотою Фенечкой и аристократической светской дамой нет ничего общего. Павел Петрович невольно лукавит с самим собою, когда усматривает сходство «особенно в верхней части лица». И все же он прав – княгиня и Фенечка «в том же роде». Бессильный объяснить самому себе истоки поздней страсти, Павел Петрович восклицает в полубреду: «Ах, как я люблю это пустое существо!» Но подобное впечатление производила на него и княгиня. Молодой офицер встретил ее на балу, где «язык ее лепетал самые пустые речи». Он танцевал с княгиней мазурку, «в течение которой она не сказала ни одного путного слова». Позднее он понял, что ее «небольшой ум» подчинен «власти каких-то тайных, для нее самой неведомых сил». С точки зрения умного мужчины (а Павел Петрович, бесспорно, умен) обе женщины достаточно наивны. В них нет ничего, что могло бы привязать к себе человека навсегда. Но ведь привязывают! Любовь, одна из загадок жизни, оказывается сильнее рассудка. Загадку жизни олицетворяет в романе сфинкс. А любовь приближает к разгадке.

Подобное испытание выпадает на долю Базарова. Интерес к Одинцовой у него зародился до знакомства, когда услышал о ней от Кукшиной и Ситникова. По их рассказам Анна Сергеевна смогла возбудить невольное любопытство как женщина смелая, свободная и независимая. Тем больше было оснований ожидать, что с ней можно завести свободные отношения, к которым в «Обрыве» призывал Веру Марк Волохов. Встретив Анну Сергеевну на балу, Базаров понял, что ошибся. И хотя он продолжает смущать Аркадия намеками на «богатое тело» Одинцовой, с этого момента стрелка жизненного компаса неуклонно смещается с плотского интереса – к духовным. «Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица», – пишет автор, характеризуя красоту Одинцовой. Перед нами истинно русская красота, красота «величавой славянки». С этого момента Базаров знает, что есть человек, который равен ему силою ума и духа. Анна Сергеевна настолько тонка и проницательна, что без труда угадывает за внешне вызывающим поведением героя попытки скрыть робость. «Ломание Базарова <�…> неприятно подействовало на нее <�…>; но она тотчас же поняла, что он чувствовал смущение…» Более того, Одинцова поняла причину их сближения, общую незаурядность и приподнятость над окружающими: «Мы оба уже не первой молодости <�…>; мы пожили <…>, мы оба – к чему церемониться? – умны». Именно ей Базаров решается поведать свои взгляды, заветные убеждения. «Все люди друг на друга похожи, как телом, так и душой <�…>, небольшие видоизменения ничего не значат». Одинцова мгновенно проникла в уязвимую сторону базаровских рассуждений: всеобщая усредненность как гарантия прекрасного будущего. Тонкого полемиста она «убивает» одним ироническим замечанием: «Да, понимаю; у всех будет одна и та же селезенка». Базарову ничего не остается, как сухо согласиться: «Именно так-с, сударыня».

Мы уже упоминали о главном идейном смысле романа: Базарова судят не люди, а судьба. Анна (Благодать Божья) послана судьбой, чтобы доказать ограниченность и его «прынцыпов». Появившись на балу, она привлекает внимание «достоинством своей осанки». О «чувстве собственного достоинства», «уважения к себе» как о главном признаке аристократизма толковал Павел Петрович. Одинцова величественно держит себя не только на балу, где она «непринужденно разговаривала <�…> с сановником». Даже в будний день, прогуливаясь в саду, она исполнена величавой непоказной грации: «Изящно, даже изысканно одетая», она, стоя на дорожке, «кончиком раскрытого зонтика шевелила уши» домашней собаки. «Ей бы шлейф сзади носить да корону на голове», – метко определяет ее Базаров.

Отражением хозяйки становится деревенский дом – со множеством лакеев, надменным дворецким, строгим чередованием трапез и отдыха. Подобно Павлу Петровичу, стремившемуся «в деревне, в глуши не ронять себя», Одинцова убеждена, что «в деревне нельзя жить беспорядочно, скука одолеет». Категоричному в своих воззрениях Базарову пришлось убедиться, что аристократизм тоже бывает разный. Между аристократизмом Анны Сергеевны и ее надменной тетки лежит пропасть. «Хороша герцогиня, – справедливо замечает Аркадий, – с первого раза пригласила к себе таких сильных аристократов, каковы мы с тобой». Ненавидимый аристократизм может быть разумным – по крайней мере, в укладе домашней жизни Никольского, где «оттого и жилось так легко».

Поначалу он пробовал, как в доме Кирсановых, подчинить волю окружающих и заставить слушать себя. Но нашла коса на камень. Анна Сергеевна, спокойно и логически объяснив целесообразность своих поступков, «продолжала делать по-своему», «заставляла других покоряться». Теории Базарова она противопоставила логику и опыт. Но самое главное, что женщину аристократичную, богатую, избалованную роскошью, именно такую – он полюбил: «…Чувство, которое его мучило и бесило и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и циническою бранью, если бы кто-нибудь <�…> намекнул ему на возможность того, что в нем происходило».

Тщетно пытается «самоломанный» герой уничтожить в себе и это чувство: «В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе. Тогда он отправлялся в лес и ходил по нем большими шагами <�…>, браня вполголоса и ее и себя; или забирался на сеновал, в сарай…»

Тургенев был убежден в непреодолимой, сверхчеловеческой силе любви. Ее нельзя объяснить логикой, ее нельзя вывести из дружбы или взаимных симпатий; она – самая большая тайна жизни. В своей повести «Переписка» Тургенев прямо заявляет, что «любовь даже вовсе не чувство – она болезнь <…>, обыкновенно она овладевает человеком без спроса, внезапно, против его воли – ни дать ни взять холера или лихорадка». В повести «Вешние воды» подбирает столь же яркое сравнение: «Первая любовь – та же революция: однообразно-правильный строй сложившейся жизни разбит и разрушен в одно мгновенье…» Разрушен настолько, что у сурового Базарова легко вырываются поэтические слова, похожие на комплименты: «Зачем вы, с вашим умом, с вашею красотою, живете в деревне?» И Анна Сергеевна с живостью отзывается: «Как? Как вы это сказали?»

Базаров воспринимает эту силу как пришедшую извне, чужую и враждебную – «что в нем происходило», «что-то в него вселилось», «точно бес его дразнил». Писатель не согласен с героем: любовь хоть и чувство ирреальное, но в человеке разворачивает свои возможности – то, что до времени скрывалось, дремало в душе. И уж тем более не враждебная сила, раз может подарить все богатства мира. Прежде Базаров был равнодушен к природе. Но вот он остается наедине с любимой. Анна Сергеевна просит растворить окно в сад – «оно разом со стуком распахнулось». Что же предстает герою (впервые)? «Темная, мягкая ночь глянула в комнату с своим почти черным небом, слабо шумевшими деревьями и свежим запахом вольного чистого воздуха». Время идет, а магическое обаяние природы не уменьшается: «…Сквозь изредка колыхавшуюся стору вливалась раздражительная свежесть ночи, слышалось ее таинственное шептание…» Любовь обостряет не только зрение, но и слух. Среди волшебной ночи «звуки фортепьяно долетели до них из гостиной».

Главное, у Базарова начинает меняться взгляд на мир и людей, недавно с такой убежденностью высказанный. Каждый человек, «что дерево в лесу», заниматься им бесполезно и скучно. Общение с Одинцовой, «странным существом», противоречивой, чарующей, – приводит к поразительному итогу: «Может быть <�…>, точно, всякий человек – загадка». Базаров, натура, не признававшая над собой никакой власти, убежденная, что самостоятельно строит свое будущее (и не только свое) – вдруг начинает допускать присутствие в мире посторонних, от него не зависящих сил: «…Что за охота говорить и думать о будущем, которое большею частью не от нас зависит?»

Что же Анна Сергеевна? Действительно, «странное существо». В облике своей героини автор подчеркивает холодную безмятежность, что-то сродни Снежной Королеве: «Ее прекрасные глаза светились вниманием, но вниманием безмятежным», «…И заснула, вся чистая и холодная, в чистом и душистом белье». Но в зеркале Одинцова видит себя другой, полной жизни и опасных страстей, «…с таинственною улыбкой на полузакрытых, полураскрытых глазах и губах, казалось, говорила ей в этот миг что-то такое, от чего она сама смутилась…». Вполне дерзким, вызывающим жестом явилось то, как она «с нерешительною, но хорошею улыбкой» пригласила накануне встреченных молодых людей погостить у себя в Никольском. Нам трудно себе представить всю смелость этого поступка, который наверняка поднял новую волну сплетен вокруг ее имени. Недаром ее тетка, княжна, выражает нескрываемое неудовольствие во все время пребывания молодых гостей: «Княжна, по обыкновению <�…>, выразила на лице своем удивление, точно затевалось нечто неприличное…» Эта злая, отталкивающая старуха не случайно сопровождает героиню на всем протяжении любовного сюжета: своего рода живой компас, показывающий, насколько та уклонилась от предписанных светским этикетом правил.

Анна Сергеевна не кокетничает, когда говорит о себе, что многое пережила. Наряду с холодностью в ней скрыта наследственная авантюрная жилка. Ведь она была любимой дочерью «известного афериста и игрока». Ее отец поставил все на карту и в конце жизни разорился, оставив Анну с маленькой сестрой на руках. Общественное мнение считало невозможным самостоятельную жизнь незамужней девушки. Анне пришлось приличия ради «выписать» тетку-княжну и терпеть выходки надменной самовлюбленной старухи. Существование в глуши обрекало ее на участь старой девы, второго варианта княжны. В отличие от нее, Анна любила сестру, и готова была отдать всю привязанность маленькой Кате. «Но судьба судила ей другое», – многозначительно замечает писатель. «Судьбу» в немалой степени предопределила ее пленительная красота. Автор не говорит, что сыграло решающую роль – страх пред бедностью или желание быть самостоятельной, – но девушка согласилась на брак с «пухлым, тяжелым, кислым» Одинцовым. Замужество, а затем обеспеченное вдовство вернуло ее на прежнюю ступень социальной лестницы, но не смогло воскресить прежнего отношения к жизни. Пережитое низвело жажду приключений на уровень неясных мечтаний. Оно заставило ценить комфорт и ту независимость, которую он представляет.

На протяжении всех эпизодов в Никольском для читателя остается тайной, питает ли Одинцова к гостю какие-то чувства? Или в ней говорит «сознание уходящей жизни», «желание новизны», опасное стремление «дойти до известной черты»? Она словно балансирует на пороге своего ледяного дворца, вся во власти «смутных», ей самой непонятных переживаний. Порою кажется, что ледяная маска вот-вот спадет с нее. Особенно после первого свидания, когда Анна Сергеевна, «внезапно, порывисто поднявшись с кресла, направилась быстрыми шагами к двери, как бы желая вернуть Базарова». И только появление свидетеля, горничной, остановило ее порыв.

Снова звучит мысль, высказанная в «Рудине». Показатель незаурядной натуры – способность понять одну- единственную женщину. В отличие от романтически-возвышенного Рудина, парящего в облаках, материалист Базаров не хочет, скорее, боится понять. Базаров довольствуется простым социальным объяснением. Одинцова – аристократка, скучающая барыня. Если она от чего страдает – от скуки, да от светских сплетен. На первом свидании Одинцова признается, что «очень несчастлива». «Отчего? – изумляется Базаров. – Неужели вы можете придавать <�…> значение дрянным сплетням?» «Одинцова нахмурилась. Ей стало досадно, что он так ее понял». Весь во власти чувств, Базаров, однако, полностью отвергает возможность подобного в ее душе: «Ты кокетничаешь <�…>, ты скучаешь и дразнишь меня от нечего делать, а мне…» Наконец он изрекает окончательный и страшный приговор, навсегда возвращающий Анну Сергеевну в ее ледяное одиночество: «Вам хочется полюбить, а полюбить вы не можете». Настойчивые уверения Базарова возымели свое действие. «Нет, – решила она наконец <�…>, – спокойствие все-таки лучше всего на свете».

При последнем свидании Анну Сергеевну, кроме того, испугала злоба, с какой Базаров заговорил о своем чувстве. «…Это страсть в нем билась», – объясняет автор, отходя от принципа невмешательства во внутренний мир персонажей. Но теперь это вторжение необходимо: настолько непривычно для нас, что происходит в душе Базарова: «Не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания <�…>, сильная тяжелая – страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей». Любовь поднимает со дна души не одни светлые чувства. Но и то врожденное, о чем Катя проницательно замечает: «Он хищный, а мы с вами ручные». «Дают себя знать инстинкты сильного зверя, для которого все встреченное на пути либо угроза, либо добыча, либо препятствие».

Базаров уже знает, какого взгляда на любовь придерживается Одинцова: «По-моему, или все, или ничего. Жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою, и тогда уже без сожаления и без возврата». «Это условие справедливое, Анна Сергеевна», – подхватывает он. Но Анна Сергеевна готова на это при гарантии полного к ее личности уважения – «как же собою не дорожить?» Для Базарова же любовь – полное подчинение его воле. При этом он сам уклоняется от вопроса о том, способен ли пожертвовать собой – «не знаю, хвастаться не хочу». Но именно такая страсть – самолюбивая, без желания счастья любимому существу, без самоотвержения – по мысли Тургенева, низводит человека до уровня животного. Недаром он останавливает внимание на «почти зверском лице Базарова». Можем ли мы упрекать Одинцову в холодности, когда эта умная женщина «раза два… посмотрела на его лицо, строгое и желчное, с опущенными глазами, с отпечатком презрительной решимости в каждой черте, и подумала: «Нет…нет..нет». При последнем грубом вопросе о ее чувствах, «глаза Базарова сверкнули на мгновенье из-под темных его бровей». «“Я боюсь этого человека”, – мелькнуло у нее в голове».

Но это не конец их отношений. Каждый этап своей жизни Базаров теперь поверяет встречей с Одинцовой. После краткого пребывания у родителей Базаров и Аркадий катят в город. Ямщик задает поистине судьбоносный вопрос: «направо аль налево?» Реакция Базарова не приводится, но говорится, что внутренне он «вздрогнул»:

– Евгений, – спросил он (Аркадий), – налево? Базаров отвернулся.

– Это что за глупость? – пробормотал он.

Мы знаем, что для Базарова «глупость» является синонимом слов «романтизм», «любовь». Друзья сворачивают к Одинцовой. Ее реакция – надменная, поистине аристократическая, под стать Ласунской в сцене изгнания Рудина. Анна Сергеевна напоминает тетку сменой настроений, капризной брезгливостью – «на меня теперь нашла хандра». Но, во-первых, ее «хандра» аналогична базаровскому ожесточению. Вероятно, она тоже внутри себя болезненно изживает свою любовь. А во-вторых, Одинцова демонстрирует Базарову манеру не стесняемой приличиями свободы поведения, к которой привык он сам. Привык, не желая замечать, что смертельно обижает родителей, Аркадия. Судьба держит перед ним зеркало. Оказывается, бесцеремонность бывает очень обидна. Недаром всю последую дорогу в Марьино Базаров «почти не раскрывал рта и все глядел в сторону <�…> с каким-то ожесточенным напряжением».

Теперь-то гордый Базаров, убежденный, что «лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца» – теперь (думаем мы) с Одинцовой расстался навсегда. И шагу не сделает он в Никольское, несмотря на запоздалое приглашение хозяйки («приезжайте опять <�…> через несколько времени»). Но нет! Повод самый «уважительный»: лично рассказать Аркадию (который еще раньше сорвался в Никольское, к Кате) о злополучной дуэли. Но это лишь повод. Недаром аскетичный в одежде Базаров «уложил свое новое платье так, что оно было у него под рукою». В вопросах внешних приличий щепетильна хозяйка Никольского…

В этот приезд Базаров пытается уверить ее и себя, что все кончено. «Перед вами смертный, который сам давно опомнился и надеется, что и другие забыли его глупости…» – говорит Базаров. Но как меняется строй его речи! Уже сейчас, задолго до последнего свидания, нигилист овладевает лексикой и тоном того романтизма, который отвергал. Лишнее доказательство, что романтизм жил в его душе всегда. Анна Сергеевна с облегчением подхватывает: «Кто старое помянет, тому глаз вон <�…>. То был сон, не правда ли? А кто же сны помнит?» Снова Тургенев-художник отказывается от миссии всезнающего и всеобъясняющего волшебника: «Так выражалась Анна Сергеевна, и так выражался Базаров; они оба думали, что говорили правду. Была ли правда, полная правда в их словах? Они сами этого не знали, а автор и подавно».

Отрывки подслушанного Аркадием и Катей разговора свидетельствуют, что далеко не все еще кончено:

– <�…> Я потерял для вас всякое значение, и вы мне говорите, что я добр… Это все равно, что класть венок из цветов на голову мертвеца.

– Евгений Васильевич, мы не властны… – начала <�…> Анна Сергеевна; но ветер налетел, зашумел листами и унес ее слова.

– Ведь вы свободны, – произнес немного погодя Базаров. «Больше ничего нельзя было разобрать…»

И не нужно. Сбылись предсказания отвергаемой баллады Жуковского. Подобно рыцарю Тоггенбургу, Евгений в ответ на просьбы любви слышит: «Сладко мне твоей сестрою, / Милый рыцарь, быть, / Но любовию иною / Не могу любить».

Герой способен ревновать. Едва Базаров заговорит об Аркадии – «кипение желчи слышалось в его спокойном, но глухом голосе». Чем искреннее Одинцова радуется, что Аркадий «с Катей совсем как брат», тем грубее Базаров уличает ее в хитрости. Любая женщина, упоминая так часто имя другого, желала пококетничать, проверить чувства к ней. Любая… но не холодная Анна Сергеевна. В свою очередь, и Анна Сергеевна ошибается относительно привязанности Аркадия к ее сестре. «Как это я ничего не видала? Это меня удивляет!» – восклицает она, получив письмо с просьбой Катиной руки. Базаров не может скрыть «злорадное чувство», «мгновенно вспыхнувшее в груди». Раздается безрадостный смех взаимного поражения. Вот уж поистине «горе от ума»! Уверенные в своей проницательности, наблюдательности, праве даже распоряжаться судьбами близких людей, сестры и друга, оба оказываются бесконечно чужды им.

Поражение «старших» героев имеет еще один аспект. Снова, как в «Рудине», злоключения неудачливой пары оттеняет чета счастливая. Здесь отношения развиваются вполне традиционно. Как подобает влюбленному, Аркадий, мучительно косноязыча, приступает к объяснению: «…Красноречие изменило Аркадию; он сбился, замялся. (“Да помоги же мне, помоги!” – с отчаянием думал Аркадий.)» И Катя держит себя, как подобает скромной барышне: «Казалось, она и не понимала, к чему это все ведет…» Наконец произносятся банальные вроде бы слова, что говорились миллионы раз… Но не сказав их, не узнаешь, «..до какой степени, замирая весь от благодарности и от стыда, может быть счастлив на земле человек». Эти наивные молодые люди оказались в чем-то мудрее, принимая без сомнений скромные дары жизни. А Одинцовой и Базарову остается одно – расстаться, сохранив гордость. «Нет! – сказал он и отступил на шаг назад. – Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал». Прощание их горькое – во многом именно потому, что много анализируют, понимают, стремятся проникнуть в тайну бытия. И слишком много говорят… Мысль изреченная не всегда ложь. «Это все равно, что класть венок из цветов на голову мертвеца», – произносит Базаров. «…Не в последний раз видимся», – заклинает Анна Сергеевна. Довелось же им увидеться уже у постели умирающего.

Одинцова спешит – звук роскошной кареты раздается в деревенской глуши. «Жив еще, жив мой Евгений и теперь будет спасен!» – восклицает восторженно Василий Иванович. Действительно, любовь может совершить чудо, воскресить больного. Простодушный старик ошибается в одном – чтобы случилось это чудо, нужна обоюдная любовь. А ее нет. «И теперь вот вы стоите, такая красивая…» Спустя столетие эти поэтические слова Базарова подхватил Маяковский. Но Одинцова – «она просто испугалась <�…>. Мысль, что она не то бы почувствовала, если бы точно его любила, мгновенно сверкнула у ней в голове». И хотя Анна Сергеевна «великодушно» «села <�…> возле дивана, на котором лежал Базаров», пренебрегая опасностью заражения, все же «подала ему напиться, не снимая перчаток и боязливо дыша».

После встречи с Анной Сергеевной Одинцовой Базаров попал в плен отрицаемой им ранее романтической любви. Все, что ранее Базаров — нигилист отрицал, входит в его жизнь, заставляя героя изменить своим убеждениям.

В 18 главе происходит объяснение героев. Если быть более точным, Анна Сергеевна провоцирует Базарова на объяснение. И герой со всей прямотой и резкостью говорит ей о своей любви. Тургенев пишет о чувствах Базарова как о страсти «сильной и тяжелой», «похожей на злобу». К такому повороту в отношениях Анна Сергеевна не готова. Ей был интересен Базаров, отличающийся от всех ее прежних знакомых умом, развитым мышлением, самостоятельностью, независимостью. Искренний порыв Базарова пугает изнеженную аристократку. Одинцова привыкла жить «рассудком», а не чувствами, ей стало страшно. Базаров не испугался собственного чувства, он сумел признаться в том, что любит.

Если бы Анна Сергеевна приняла предложение Базарова, то ей пришлось бы менять порядок жизни, к которому она уже привыкла. Кроме этого, нельзя не отметить, что такое сильное чувство, которое зародилось в душе Базарова, требует в ответ не менее сильного чувства. К этому Анна Сергеевна не готова. За последние несколько лет она привыкла все делать только для себя и любит она только себя. Она размышляет: «Нет, бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете»

Причина расставания героев заключается в бескомпромиссности Базарова и в том, что Анна Сергеевна не смогла или не захотела преодолеть свою рассудочность.

Что изменилось с Базаровым после встречи с Одинцовой?

Евгений Базаров – фигура весьма занимательная в произведении И.С. Тургенева «Отцы и дети». Герой является нигилистом, что было модным направлением среди молодежи того времени. И потому он отрицает все, без чего другие люди не представляют свою жизнь. Базаров не признает искусство, гения природы, не верит в силу любви и романтики. Все, что достойно внимания героя подчинено простым естественным законам и острому уму.

Будучи натурой несколько циничной и насмешливой, Базаров насмехается над слабостями других людей. Наверное, легко рассуждать о любви, как о ненужной вещи, когда сам ни разу не любил. Но встретив на своем пути Анну Одинцову, герой серьезно меняется. Еще с первого взгляда на женщину, от вида ее красоты Базаров конфузится, а после уже не может не думать об Одинцовой.

Не только красота свела с ума Евгения, но и ум, и незаурядность девушки. Любовь открывает в герое его романтическую сущность. Он начинает видеть в природе таинственность, окружающий мир меняется в его глазах. Любовные чувства раскрывают в Базарове личность, не знакомую читателям, душу, способную видеть и чувствовать прекрасное, стремиться к светлым и чистым порывам.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

Однако самому Базарову такая перемена в себе явно не нравится. Он чувствует себя слабым и упрекает себя за это. Пытаясь отделаться от своих же чувств, герой погружается в работу.

Знакомство

Впервые герои романа «Отцы и дети» встретились на балу. Тогда Аркадий, друг Базарова, представил его Одинцовой, вследствие чего Евгений «как будто сконфузился». Первоначальное поведение уже говорило о том, что Базаров неравнодушно относится к героине. «Вот тебе раз! бабы испугался!» – так подумал сам Евгений. Его смутил факт того, что ему могла понравиться женщина.

Одинцова приглашает Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова к себе в гости, где Базаров окончательно влюбляется в Анну, но пытается это скрыть. Отношения Базарова и Одинцовой приобретают более серьезный, но в то же время и более трагичный характер.

Базаров, находясь в гостях у Одинцовой, собирается ехать домой, чтобы навестить своих родителей, но Анна уговаривает его остаться. Ошибкой было бы сказать, что Одинцова ничего не чувствовала к Базарову и была к нему равнодушна. В тот момент она почувствовала что-то, что «словно ее в сердце кольнуло».

Спустя время Базаров решается признаться героине в своих чувствах, однако он был не понят ею и отвержен. История любви Базарова заканчивается только с его смертью, которая приносит ему облегчение в любовных делах.

Вариант 2

Взаимоотношения Евгения Базарова и Анны Одинцовой красной нитью проходят через сюжет романа. С первых страниц мы узнаем, что главный герой не верит в любовь, считает все романтическое и идеальное “белибердой”. С помощью любовной фабулы выражены интересные изменения, происходящие с убеждениями Евгения. Наклонности к нигилизму, внутренняя черствость теряют свою силу и власть над героем под воздействием чувств к Анне Сергеевне.

Первая встреча персонажей произошла на званом губернаторском балу, когда их общий знакомый, Аркадий Кирсанов, представил гостей друг другу. Евгений, как заметил Аркадий, сконфузился при знакомстве, но постарался скрыть это. Базаров уловил внезапно проснувшееся в нем чувство, но решил проигнорировать порыв эмоций.

Переломным моментом в сюжете послужило приглашение остановиться в поместье Одинцовых, адресованное Кирсанову и Базарову. В течение двухнедельного пребывания Анна и Евгений много времени проводили вместе: беседовали, гуляли в лесу. Именно тогда Базаров влюбляется. Тем не менее он пытается отвернуться от Анны Сергеевны, чтобы прервать мучительное чувство безответной любви.

Евгений держится уверенно в разговоре с Одинцовой, по-прежнему отрицает романтику и любовь, но наедине с самим собой герой не вправе утаить очевидного: в душе он романтик и этого не изменить. Внутренние переживания и конфликты не могли не повлиять на характер героя: он становится раздражительным, вспыльчивым и непредсказуемым. Не в силах больше сопротивляться, Базаров признается в любви, но Анна боится любви, она не готова идти на этот головокружительный шаг, который лишит ее жизнь покоя и размеренности. Одинцова отвергает его.

Любовная линия в романе не могла закончиться иначе. Во-первых, герои имеют противоположные мировоззрения. Базаров отвергает и презирает ценности, на которых выросла Одинцова. Одинцовская жизнь — это материальный достаток, стабильность, уверенность в завтрашнем дне, комфорт и отсутствие забот. Евгений — выходец из народа, будущий лекарь, нигилист, самолюбивый, высокомерный и резкий человек. Ему чужда роскошь дворянской жизни, но он любит испытания, споры и трудности, чтобы лишний раз доказать самому себе превосходство его взглядов и идей над другими. Во-вторых, Тургенев заставляет героя пройти испытание любовью, чтобы показать, насколько далеки от реальности убеждения Базарова. Иван Сергеевич считает, что нигилизм противоестественен, он противоречит природе человека. Поэтому любовь меняет Евгения, разоружает его перед миром, выворачивает его душу наизнанку.

Почему отношения Базарова и Одинцовой закончились трагически?…

Роман «Отцы и дети» создавался И. С. Тургеневым в переломную для России эпоху, когда передовая молодежь активно интересовалась будущим своей страны и отрицала все пережитки прошлого. Яркими представителями своего времени в романе изображены нигилист и ученый Евгений Базаров и аристократическая красавица Анна Сергеевна Одинцова. Красной нитью в произведении проходит описание чувств главных героев, их переживания и трагизм отношений.

Для Базарова, по натуре атеиста, внезапно вспыхнувшая любовь к Одинцовой, явилась потрясением. По началу он боялся признаться в этом романтическом чувстве даже себе самому.

Что касается, Анны Сергеевны, то расчетливая аристократка не отвечает Евгению взаимностью, но тем не менее она заинтересовалась им, он привлекает женщину своим умом и прогрессивными взглядами.

Одинцова видит в Базарове интересного собеседника, а он в ней равноценную по интеллекту натуру. Как писал сам Тургенев, несмотря на различность характеров, в этих двух молодых героях «было слишком много … однородного».

Казалось бы, встретившись эти две сильные личности могли бы в будущем создать крепкий союз, но их отношениям суждено было завершится трагически. Это объясняется прежде всего, различиями в восприятии мира и чувств главными героями. Евгений Базаров, отрицавший само существование любви, внезапно со всей глубиной и силой начинает испытывать это чувство. Но Одинцову он привлекает ровно до того времени, пока ей интересно с молодым человеком, как с новой игрушкой. Она эгоистична и совершенно очевидно, что очень скоро он наскучит красавице и уж, тем более, замуж за него она бы не вышла.

Трагичен финал романа, когда Евгений умирает, пожертвовав свою жизнь ради спасения людей. Перед кончиной Базарова, Одинцова целует его и только в этот момент, возможно, понимает, что потеряла самое дорогое в жизни. Что касается дальнейшей судьбы героини, то в скорости она удачно и расчетливо выходит замуж.

Сочинения

Отцы и дети — произведение Тургенева, которое он завершил писать в 1862 году. Его мы изучили на уроке, познакомившись с такими героями, как Базаров и Одинцова. Именно их писатель решил испытать любовью.

Испытание любовью Базарова и Одинцовой

Базаров — человек будущего, нигилист, которому чужды романтические проявления. Он не признает никого и не имеет авторитетов, нет для него ни одного принципа на веру. Для него существует только то, что можно потрогать руками, увидеть глазами, попробовать на вкус. А любовь и романтика — это не для него, это белиберда. Вот писатель и решает испытать героя Базарова, познакомив его с Одинцовой. И что происходит?

Этот неприступный нигилист, для которого были чужды чувства, кто не верит в любовь, утверждая, что романтизм вздор, полностью меняется. Увидев Одинцову и выделив однажды ее из толпы, Базаров влюбляется. Сначала его привлекла только физическая красота, но позже, общаясь с героиней, Базаров понимает, насколько это эрудированная, интересная и умная женщина. Незаметно для себя он открывается с другой стороны. Теперь это уже не гордый и целеустремленный человек, уверенный в своих силах. Теперь это человек, которому трудно сохранять выдержку и самообладание. Это человек, чьи мысли заняты лишь Анной Одинцовой. Теперь Базаров и сам испытывает те чувства, что некогда презирал и отвергал их существование.

Базаров и одинцова отношение к любви

Получается, испытание любовью для Евгения Базарова и Анны Одинцовой стало серьезным испытаниям на верность нигилистическим взглядам. Так Базаров проигрывает, открывшись своим чувствам, а вот героиня не стала изменять привычному укладу жизни, жертвовать комфортом, поэтому она не отвечает взаимностью на признания в любви Базарова. Наверное героиня и не испытывала по отношению к герою настоящего чувства любви, в противном случае, мне кажется, она также ради любви была бы готова на все и они были бы счастливы. Но совсем другой ход событий ожидает нас в произведении автора. Герой не может оставаться верным своим убеждениям, поэтому когда он получил отказ, для него была потеряна цель жизни и ее смысл. Он уезжает к родителям, занимается медицинской практикой, а заразившись тифом, умирает.

Показав испытание любовью Базарова и Одинцовой автор прямо говорит, что невозможно противостоять человеческой природе. Он развенчивает теорию нигилизма. Человек по природе создан для чувств, для прекрасного, для восхищения. Отвергая все это, мы лишь обрекаем себя на существование, а не на полноценную жизнь.

Базаров и Одинцова: испытание любовью

4 (80%) 3 votes

Источник: jiyuu.su

Знакомство

Впервые герои романа «Отцы и дети» встретились на балу. Тогда Аркадий, друг Базарова, представил его Одинцовой, вследствие чего Евгений «как будто сконфузился». Первоначальное поведение уже говорило о том, что Базаров неравнодушно относится к героине. «Вот тебе раз! бабы испугался!» – так подумал сам Евгений. Его смутил факт того, что ему могла понравиться женщина.

Одинцова приглашает Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова к себе в гости, где Базаров окончательно влюбляется в Анну, но пытается это скрыть. Отношения Базарова и Одинцовой приобретают более серьезный, но в то же время и более трагичный характер.

Базаров, находясь в гостях у Одинцовой, собирается ехать домой, чтобы навестить своих родителей, но Анна уговаривает его остаться. Ошибкой было бы сказать, что Одинцова ничего не чувствовала к Базарову и была к нему равнодушна. В тот момент она почувствовала что-то, что «словно ее в сердце кольнуло».

Спустя время Базаров решается признаться героине в своих чувствах, однако он был не понят ею и отвержен. История любви Базарова заканчивается только с его смертью, которая приносит ему облегчение в любовных делах.

Базаров и нигилизм

Нигилизм Базарова предусматривал то, что он не верил в любовь со всеми ее проявлениями. Поэтому он долгое время пытается скрыть свои чувства к Одинцовой. Фактически он обманывать самого себя. Евгений долгое время сопротивляется тому, что в него «вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость».

Противоречивый характер поступков и истинных желаний автор романа передал отчетливо: «В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе».

Несмотря на то что Евгений Базаров пытался скрыть от себя собственные чувства, он понимал, что «отвернуться от нее он, к изумлению своему, не имел сил».

То, что Базаров влюбился в Одинцову, тем самым признавая существование любви, говорит о несостоятельности теории Базарова-нигилиста. Автор специально испытывает главного героя любовью, чтобы показать читателю то, что его теория никак не совпадала с реальной жизнью.

Причины разрыва

Анна Одинцова – единственная женщина, которая смогла понять сущность главного героя, и он это очень ценил. Однако Одинцова не способна была любить, искренне и по-настоящему. Комфорт – вот что было главным во всей ее тихой и размеренной жизни. Она не привыкла к новым эмоциям и потрясениям. Поэтому между вспыльчивым и страстным Базаровым и спокойной жизнью Одинцова выбирает последний вариант. Она не хотела, чтобы Евгений вызвал в ней бурю новых, ранее неизведанных, а значит, мешающих жизни чувств.

Когда Базаров признается Одинцовой в своей любви, ей стало «и страшно и жалко его». Она поняла, что зашла в этих отношениях слишком далеко, что она не готова связать свою жизнь с таким человеком, как Базаров. Фиктивный брак, семейные узы не по любви казались ей намного комфортнее, чем замужество за Евгением. После его смерти она выходит замуж по расчету.

Источник: obrazovaka.ru


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.