Зачем в романе ситников и кукшина


В романе «Отцы и дети» Тургенев изобразил общественно-политическую борьбу в России накануне реформы 1861 года. Прогрессивно настроенные русские люди понимали, что изменения в обществе необходимы, что старый экономический уклад и старое государственное устройство исчерпали себя. Но по какому пути должна развиваться Россия? Этот важнейший вопрос либералы и демократы решали по-разному. В предыдущих романах, Тургенев явно симпатизировал дворянским либералам, хотя видел и честно изображал их недостатки: вялость характера, нерешительность, погружённость в собственные переживания (например, Фёдор Лаврецкий из романа «Дворянское гнездо», Андрей Берсеньев и Павел Шубин из романа «Накануне»),

В «Отцах и детях» писатель сделал главным героем демократа, который выступает принципиальным противником либерального дворянства. Поэтому тема романа — описание общественной борьбы накануне 1861 года, а идея — изображение «нового человека», как Тургенев видел и понимал его.


По тому, как писатель представил Базарова, можно сказать, что в Тургеневе боролись два чувства. С одной стороны, революционный демократ Базаров отрицает идеалы дворянского общества, то есть, как казалось автору, уже ничего не признаёт и заслуживает названия нигилист. С другой стороны, Тургенев честно старается понять и изобразить характер Базарова. Именно такой подход к «новому человеку» делает роман «Отцы и дети» чрезвычайно интересным.

Автору не очень симпатичен Базаров, что заметно из описания его непривлекательной внешности, странного балахона-пальто, бесцеремонного поведения, хотя одновременно с этим Тургенев признаёт в главном герое пытливый ум, трезвость мысли, прямоту чувств, собранность воли, что делает его необычным человеком среди мягких, безынициативных дворян Кирсановых. Писателю не нравится презрение Базарова к дворянской культуре и её традиционным ценностям (к семейным отношениям, любви, искусству, природе), но Тургенев не нашёл среди дворян, общающихся с молодым нигилистом, никого, кто мог бы победить его в идейных спорах.

В романе среди дворян у Базарова нет достойных противников, но и настоящих единомышленников у него тоже нет. Аркадий Кирсанов дорожит дружбой «лекарского сына» и искренне считает, что Базаров — «один из самых замечательных людей» (XXI), с которыми он когда-либо встречался. Но в конце романа Аркадий прощается со своим другом-учителем навсегда, так как не выдерживает требований базаровского максимализма. Для Базарова дело — борьба с устаревшими научными взглядами и несправедливыми общественными порядками; для Аркадия дело — любовь, семья, поэтому он спокойно меняет передовые общественные идеи на счастливое житьё-бытьё в родовом имении. К нему Базаров относится дружелюбно и одновременно снисходительно-иронически.


Откровенно презрительно относится Базаров к двум другим «нигилистам» — к Кукшиной и Ситникову, но вынужден их терпеть, чтобы иметь под рукой помощников, предназначенных для разных грязных дел: «Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!..» (XIX). При всей нелюбви Базарова к аристократам он должен признать, что дворяне Кирсановы и Локтевы по уму и развитию многократно превосходят «нигилистов» Ситникова и Кукшину.

Если Базарова Тургенев изображает в романе серьёзно, а в некоторых эпизодах даже сочувственно, то Кукшина и Ситников описываются просто сатирически. Тургенев сознательно заостряет их безалаберность, распущенность, глупость. Их вполне справедливо характеризуют слова Павла Петровича: «Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотели прослыть за невежд, так они поневоле трудились. А теперь им стоит сказать: всё на свете вздор! — и дело в шляпе. (…) И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты» (X).

Чтобы показать своё отношение к женской эмансипации (равноправию), Тургенев рисует в романе двух помещиц — Авдотыо Никитичну Кукшину и Анну Сергеевну Одинцову.


е героини свободны, правда по разным причинам. Одинцова — молодая вдова и поэтому вполне самостоятельна: сама успешно управляет своим имением, заботится о младшей сестре Катей старой тётке. Она, не боясь злых сплетен, приглашает Базарова и Аркадия к себе в имение. Кукшина тоже самостоятельна, так как «разъехалась» (XII) (разводы были в то время чрезвычайно редки) с мужем, но эта «передовая», по рекомендации Ситникова, дама не знает, что делать со своей независимостью. Её имением практически управляет староста Ерофей, которого она красиво сравнивает со знаменитым американским литературным героем (!) — Патфайндером (Следопытом из одноимённого романа Ф.Купера), детей у неё нет, о её бедных родственниках ни разу не упоминается. Одним словом, Кукшина использует свою свободу очень неразумно: ведёт беспорядочный образ жизни и скандализирует время от времени губернское общество.

Тургенев помещает в свой роман два очень похожих эпизода: сначала Базаров и Аркадий запросто приходят в гости к Кукшиной (XIII), а через несколько дней, после бала, наносят визит Одинцовой, по её приглашению (XV). Дом Авдотьи Никитичны напоминает Бедлам (знаменитый сумасшедший дом в Лондоне): автор не забывает отметить криво прибитую визитную карточку на входной двери, пыль и беспорядок в комнате, растрёпанные волосы хозяйки, её неопрятное платье, безвкусные браслеты на коротких руках, бурые от табака пальцы.
зяйка с лёгкостью судит обо всём, начиная с мастики для склеивания кукол и кончая женским трудом на фабриках. Кукшина сама говорит без умолку, перескакивает с одной темы на другую, задаёт вопросы собеседнику и не слушает ответы. Она не видит ничего зазорного в том, чтобы упиться шампанским в компании малознакомых мужчин и участвовать в пьяном веселье, которое даже цинику Базарову показалось неприличным.

 

Одинцова свой номер в губернской гостинице украсила множеством цветов, к гостям — Аркадию и Базарову — она вышла в «простом утреннем платье» (XV), которое было ей к лицу, и во всё время визита «оставалась совершенно спокойной» (XV). Одинцова отличается тактом, умением слушать собеседника, неназойливым умом и начитаностью, так что обоим приятелям было легко говорить с ней: «Часа три с лишком длилась беседа, неторопливая, разнообразная и живая» (XV).

Одинцова одевается со вкусом, держится с достоинством, не стремится во что бы то ни стало привлечь всеобщее внимание к своей персоне, но на балу у губернатора она с момента знакомства совершенно очаровывает Аркадия, да и Базаров выделяет её из пёстрой толпы дам. А Кукшина на том же балу может «блеснуть» только грязными перчатками, райской птицей в волосах (XIV) и весьма смелым танцем с Ситниковым.


Ситников столь же ничтожный человек, как и Кукшина, он призван оттенить незаурядность личности главного героя. Робость и развязность отмечает Тургенев в его портрете (XII), а в его поведении переплетаются апломб и неуверенность. Вот он без приглашения приезжает в Никольское. «Трудно передать словами, какою перепёлкою влетел в комнату молодой прогрессист» (XIX), — язвительно замечает Тургенев. Именно Ситников, как никто другой, похож на «шута горохового» и нелепым костюмом (славянофильской венгеркой — XII), и заискивающим поведением.

Несмотря на свои прогрессивные убеждения, он всеми силами стремится втиснуться в светское общество, где его встречают удивлённо-презрительно. Ситников спешит представиться губернатору, на балу он обещает познакомить Аркадия с Одинцовой, хотя сам едва знает её. Для Ситникова нигилизм — мода, возможность показать себя интересным человеком и тем самым скрыть обыкновенную глупость и сомнительное происхождение, которого он очень стесняется (XIII): его отец — известный винный откупщик. Для уничтожающей характеристики этого нигилиста достаточно вспомнить его слова, невольно пародирующие знаменитое высказывание Диогена: «Я — ученик Базарова. Я ему обязан своим перерождением. (…) Когда Евгений Васильевич при мне в первый раз сказал, что не должно признавать авторитетов, я почувствовал такой восторг …словно прозрел! «Вот, — подумал я, — наконец я нашёл человека!»» (XII).


Кукшина и Ситников — пена, которая всегда оказывается на поверхности, на виду, но по пене нельзя судить о глубинной сути явления. Сын откупщика Ситников и femme emancipee (свободная от предрассудков женщина) Кукшина извращают передовые идеи своего времени, для них нигилизм — способ скандализировать общество и таким образом отличиться самим, стать заметными.

 

Базаров считает, что изучение естественных наук — нужное дело, потому что приносит конкретную пользу людям, а искусство — бесполезное занятие, которое, может быть, и украшает жизнь, но не относится к насущным человеческим потребностям. Поэтому, по мнению героя, Рафаэль, вместе с остальными художниками, «гроша медного не стоит» (X). Исходя из таких убеждений, Базаров и не тратит время на изучение искусства, демонстрируя, например, своё абсолютное незнание творчества Пушкина (XXI). Кукшина усвоила то же презрительное отношение к литературе, для неё даже Жорж Санд — «отсталая женщина и больше ничего!» (XIII). Однако Базаров — хороший лекарь, серьёзно знающий смежные с медициной науки (химию, физику, ботанику), он начитан в философии, политологии. А Ситников и Кукшина ничего как следует не знают, ничего не умеют делать толком. Из последней главы-эпилога читатель узнаёт, что Кукшина забросила свои занятия химией и уже не изобретает мастику, а, «якшаясь» с русскими студентами, открывает в Гейдельберге новые законы архитектуры (!). Ситников же с пустейшими людьми, похожими на него самого, «толчётся» в Петербурге, продолжая «дело» Базарова. Оба карикатурных «нигилиста» пытаются прикрыть свою никчёмность новейшими научными и социальными понятиями, ничего не разумея в них по сути.


Итак, поставив рядом с Базаровым Кукшину и Ситникова, Тургенев подчеркнул тем самым всю значительность характера, всю серьёзность убеждений главного героя. Несомненно, у Базарова должны были быть и друзья, и настоящие единомышленники по общественной деятельности. «Нас не так мало, как вы полагаете. (…) От копеечной свечи Москва сгорела» (X), — говорит молодой нигилист Павлу Петровичу, но в романе нет никаких намёков на важную общественную деятельность героя. Тургенев показал его одиночкой. В этом сказалась тенденциозность писателя, идейное неприятие характера и убеждений героя со стороны автора.

Последняя картина романа — могила Базарова, куда приходят только старые родители, — подтверждает ту же мысль об одиночестве и одновременно демонстрирует сочувствие писателя своему герою. Да и последний поступок главного героя (короткая смертельная болезнь) представлен Тургеневым как личный триумф молодого нигилиста. Ведь случайную и нелепую смерть Базаров принимает с такой трезвостью и мужеством, на какие, конечно, не способны ни его идейные противники, ни «преданные ученики».

Источник: lit-helper.com

Внешность и характер Ситникова


Виктор Ситников позиционирует себя как ученик Евгения Базарова. Он искренне считает себя нигилистом, яростным последователем своего учителя. При близком знакомстве с этим героем становится очевидно, что его нигилизм напускной, он становится кривым отображением Базарова. Пытаясь перенять его манеру поведения, он выглядит нелепо, так как ему для этого не хватает внутреннего стержня и мудрости.

Внешность Ситникова производит отталкивающее впечатление

«..Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким то коротким, деревянным смехом…».

Все в нем неестественное, напускное, визгливый смех Ситникова вызывает отвращение. При восторженном отношении к нигилизму он не чурается комфорта, следит за модой и является истинным сибаритом.

Ситников любит демонстрировать презрение к окружающему обществу:

«…Возможность презирать и выражать свое презрение было самым приятным ощущением для Ситникова; он в особенности нападал на женщин…».

Виктор очень стесняется своей семьи «…Он очень стыдился своего происхождения…».

В финале романа судьба Ситникова играет над ним шутку. Он, всю жизнь демонстрировавший презрение к женщинам, становится настоящим подкаблучником у своей жены. Виктору приходится угождать ей, так как она принадлежит к старинному влиятельному роду.

Заключение


Виктор Ситников вызывает неприятные впечатления, демонстрирует собой яркий пример человека бестолкового и глупого. Нигилизм привлекает его, в первую очередь, возможностью критиковать и отрицать. Ситников не способен увидеть более глубокого смысла этого направления

Виктор Ситников необычный и интересный персонаж, он является близким другом Базарова и младшего Кирсанова. Несмотря на то, что у Виктора знатные дворянские корни, он все время стесняется своего происхождения. Ситников относит себя к нигилистам и придерживается либеральных взглядов.

Внешне Ситников довольно привлекательный молодой мужчина, но со странным, даже слегка глуповатым выражением на лице. Виктор следит за модой, красиво и со вкусом одевается, любит комфорт. У него слабое здоровье, его преследуют постоянные простуды и недомогания. К женщинам он относиться скептически, одним словом, он их презирает и не стесняется об этом говорить. Первое, что отталкивает от молодого человека окружающих – его визгливый и неприятный смех. Он вызывает неподдельное отвращение. Несмотря на весь пафос и старание казаться умным и интересным собеседником, большинство из его окружения считают Виктора попусту глупым.

Молодой человек во всем подражает Базарову, считая его своим учителем. Он старается во всем походить на Евгения – манере общения, поведении и рассуждениях. Но этим он только вызывает презрение и отвращение у общества. Чтобы хоть как то соответствовать и быть таким как Базаров, Виктору не хватает уверенности в себе и внутреннего стержня. Базаров прекрасно все видит и понимает, поэтому постоянно глумится и высмеивает Ситникова.


Самое интересное, что полностью поддерживая нигилизм и негативно высказываясь о женщинах, в конечном итоге Виктор связывает себя узами брака и становиться подкаблучником. Маска нигилизма, одев которую, он хочет казаться уверенным в себе и дерзким. На самом деле она скрывает от посторонних глаз его полную неуверенность в себе и сильную закомплексованность. Как личность, Ситников ничего из себя не представляет, его внутренний мир пустой и никчемный.

Виктор, как и его сторонница «видимого» нигилизма Евдокия Кукшина – это сатирический персонаж произведения Тургенева «Отцы и дети». Он постоянно выглядит смешно и комично. Именно за лицемерие и подхалимство его презирает лучший друг, Евгений Базаров. Ситников, пытается следовать чужим идеям, не имея собственного мнения, он не задумывается о том, что говорит и что на самом деле все это означает. Одним словом Виктор Ситников – псевдо нигилист.

В современном мире много таких людей, как Виктор. Они преследуют и верят в те цели, реальность которых они не понимают и не осознают.

2 вариант

Ситников, это друг Базарова, он имеет дворянское происхождение, но в обществе его не любят из-за странного внешнего вида и некрасивого смеха. Кроме этого Виктор Ситников придерживается нигилистских взглядов, а все дворяне не поддерживают эти идеи.

Внешне Ситников обычный молодой человек, который имеет привлекательный внешний вид, симпатичное лицо, но выражение на лице у него глупое и даже немного пугливое, это отталкивает людей. Хотя одет Виктор красиво, опрятно и согласно моде.

По состоянию здоровья Виктор постоянно простужен и болен, женщин не любит, относиться к ним скептически. Самым отпугивающим и неприятным в образе Ситникова является его визгливый смех, который режет уши.

Он всегда выглядит модно одетым, богатым, старается говорить умные вещи и поддерживать высоко интеллектуальные беседы, но это у него не получается, а наоборот создается пафосный и глупый образ.

Виктор хочет быть таким как Базаров, он повторяет его манеры в поведении, одежде, но это не дает такого нужного результата, как он хочет. И поэтому Ситников кажется просто глупым и странным молодым человеком, который вызывает недоумение и отвращение у окружающих людей.

Для того чтобы быть либералом и нигилистом, как Базаров у него не хватает мужества и внутренних сил. Это все замечает Базаров и постоянно подшучивает над своим другом, Виктора это просто выводит из себя, и он еще больше, хочет стать таким как Базаров.

Вскоре Ситников жениться, хотя всем рассказывал, что ненавидит женский пол. По причине того, что он скромный и неуверенный в себе человек в браке становиться главной его жена. Ситников просто прикрывается тем, что он относиться к либералам и нигилистам, на самом деле эти течения он не поддерживает.

Внутренний мир Ситникова совершено, пуст и однообразен, такой же герой произведения «Отцы и Дети» Евдокия Кукшина, она тоже постоянно восхваляет нигилистов, хотя ничего в этом не понимает. В итоге эти два героя романа смотрятся смешно и неактуально, просто выставляют себя посмешищем в глазах других людей.

На самом деле Виктор ничего не понимает ни в нигилизме, ни в жизни вообще, просто повторяет чужие слова и мысли. А сам он ничего сказать не может, сделать выводы или умозаключения, все услышанное у других людей, и взято с их слов.

Поэтому Ситников пародия на уверенного в себе Базарова, просто антигерой, он не несет никакой ценности. Просто повторяет все за другими людьми, именно такие люди и составляют большинство входящих в высшие круги общества, которые хотят казаться умными и образованными, сами такими же на самом деле не являются. Поэтому Ситников, это отрицательный герой произведения, не нужно становиться похожим на него.

Сочинение на тему Ситников

И.С. Тургенев — один из известных русских писателей-реалистов XIX века. За свою жизнь он написал множество уникальных произведений и внес огромный вклад в развитие литературы. Его знаменитый роман «Отцы и дети» повествует о конфликте старого и нового поколения, о нравственных взглядах и идейных замыслах людей разного времени. В нем автор создает множество незаурядных, интересных персонажей, со своими разносторонними характерами. Одним из таких героев является Ситников.

Виктор Ситников – один из приятелей Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова Он — сын богатого купца, но своего происхождения стыдится. Виктор считает себя нигилистом, придерживается либеральных взглядов. На фоне своих друзей он выглядит глуповатым, его суждения ограничены и узки, а взгляды и идеи не наполнены каким-либо истинным глубоким смыслом.

Следование этим взглядам для него отчасти считается результатом соблюдения некой моды, он хочет создать о себе определенное мнение в обществе. Он нигилист лишь потому что ему нравиться что-либо отрицать, это натянутая, пустая маска: «Когда при мне Евгений Васильевич в первый раз сказал, что не должно признавать авторитетов, я почувствовал такой восторг… словно прозрел!». То, что Виктор не предан своим взглядам и убеждениям, то, что это всего лишь некий образ, который он сам не понимает, не осознает до конца и доказывает нам то, что в романе он не раз осуждает женщины и нелестно о них отзывается

Однако, сам в итоге женится и становится подкаблучником: «Он в особенности нападал на женщин, не подозревая того, что ему предстояло несколько месяцев спустя пресмыкаться перед своей женой потому только, что она была урожденная княжна Дурдолеосова.». Многие считают Ситниктова откровенно глупым человеком, даже его собственная жена: «а жена считает его дурачком… и литератором». По сути, Виктор является недалеким, слабохарактерным человеком, который подвержен влиянию чужих мнений и без разбора и анализа готов следовать идеям, даже не вникая в их подлинную суть, от чего взгляды его напускные. Он назойлив и болтлив, во всем для него нужен комфорт и постоянство. Ситников считает себя учеником Базарова, хотя на самом деле он прост и глуп и является обыкновенным обывателем, типичным представителем общества того времени.

Несмотря на все эти черты, герой запоминается и кажется интересным читателю. Многие его поступки забавны, но все же заставляют задуматься, ведь появление такого персонажа в романе не случайно: он является некой антитезой Базарова, который истинно предан своим идеям. На его фоне автор дает возможность более детально увидеть сущность и действительную значимость взглядов. Он является неким образом, высмеивающим незначительные, но все-таки характерные для людей того времени пороки.

Сочинение 4

В своём произведении “Отцы и дети” Тургенев описал интересную историю, в которой нашли отражение множество различных идей, которые, автор так или иначе хотел донести до читателя. В произведении он раскрыл огромное количество персонажей, которые тем или иным образом оставили след в памяти читателя, и раскрыли через свой образ темы, которые им присвоил автор. Одним из таких образов является образ персонажа Ситникова.

Ситников – мужчина в среднего возраста, знакомый с одним из главных персонажей произведения, а именно – Базаровым, человек который всегда был, принижаем окружающими из-за отрешенности от общества, решает изменить свою жизнь. В это же время он знакомится с Базаровым, и, видя насколько к тому, тянутся люди, какое уважение и харизму он имеет, он понимает, что необходимо вести себя также как и Базаров, после чего старается полностью перенять образ поведения и философию Базарова.

После, Ситников принимает философию нигилизма, но понимает её слишком искажённо, из-за чего начинает вести себя отвратительно с противоположным полом, отчего и получает репутацию странного типа, с которым лучше никоим образом не взаимодействовать. Таким образом, Ситников получает результат, который ещё хуже того, чем было раньше.

Характером же Ситников, как видно из произведения, довольно слабая личность, без внутреннего стрежня и самоуверенности. Он очень сильно зависим от мнения окружающих его людей, из-за чего он никогда не сможет стать счастливым. Также он человек, который не может держать своего слова, так как, несмотря на все его клятвы придерживаться нигилизма, в конце произведения он всё-таки предаёт свою идеологию, и решает жить как раньше, так как она не дала желаемого результата.

Через его образ автор проносит идею о том, что многие люди обладают очень отвратительной привычкой – не доводить дело до конца. Автор подчеркивает это в образе Ситникова, и на контрасте с другими персонажами Ситников становится весьма заметен, из-за чего читатель может ясно увидеть его суть.

Я считаю, что данные черты преобладают в образе Ситникова в произведении Тургенева “Отцы и дети”.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно

    Наши бабушки и дедушки жили в тяжелое время, большой кровопролитной отечественной войны, почти каждый защищал свой род от погибели.

    «Герой нашего времени» — самый известный роман русского прозаика и поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Работу над романом писатель начал после оставившей множество впечатлений ссылки на Кавказ.

В романе «Отцы и дети» Тургенев изобразил общественно-политическую борьбу в России накануне реформы 1861 года. Прогрессивно настроенные русские люди понимали, что изменения в обществе необходимы, что старый экономический уклад и старое государственное устройство исчерпали себя. Но по какому пути должна развиваться Россия? Этот важнейший вопрос либералы и демократы решали по-разному. В предыдущих романах, Тургенев явно симпатизировал дворянским либералам, хотя видел и честно изображал их недостатки: вялость характера, нерешительность, погружённость в собственные переживания (например, Фёдор Лаврецкий из романа «Дворянское гнездо», Андрей Берсеньев и Павел Шубин из романа «Накануне»),

В «Отцах и детях» писатель сделал главным героем демократа, который выступает принципиальным противником либерального дворянства. Поэтому тема романа — описание общественной борьбы накануне 1861 года, а идея — изображение «нового человека», как Тургенев видел и понимал его.

По тому, как писатель представил Базарова, можно сказать, что в Тургеневе боролись два чувства. С одной стороны, революционный демократ Базаров отрицает идеалы дворянского общества, то есть, как казалось автору, уже ничего не признаёт и заслуживает названия нигилист. С другой стороны, Тургенев честно старается понять и изобразить характер Базарова. Именно такой подход к «новому человеку» делает роман «Отцы и дети» чрезвычайно интересным.

Автору не очень симпатичен Базаров, что заметно из описания его непривлекательной внешности, странного балахона-пальто, бесцеремонного поведения, хотя одновременно с этим Тургенев признаёт в главном герое пытливый ум, трезвость мысли, прямоту чувств, собранность воли, что делает его необычным человеком среди мягких, безынициативных дворян Кирсановых. Писателю не нравится презрение Базарова к дворянской культуре и её традиционным ценностям (к семейным отношениям, любви, искусству, природе), но Тургенев не нашёл среди дворян, общающихся с молодым нигилистом, никого, кто мог бы победить его в идейных спорах.

В романе среди дворян у Базарова нет достойных противников, но и настоящих единомышленников у него тоже нет. Аркадий Кирсанов дорожит дружбой «лекарского сына» и искренне считает, что Базаров — «один из самых замечательных людей» (XXI), с которыми он когда-либо встречался. Но в конце романа Аркадий прощается со своим другом-учителем навсегда, так как не выдерживает требований базаровского максимализма. Для Базарова дело — борьба с устаревшими научными взглядами и несправедливыми общественными порядками; для Аркадия дело — любовь, семья, поэтому он спокойно меняет передовые общественные идеи на счастливое житьё-бытьё в родовом имении. К нему Базаров относится дружелюбно и одновременно снисходительно-иронически.

Откровенно презрительно относится Базаров к двум другим «нигилистам» — к Кукшиной и Ситникову, но вынужден их терпеть, чтобы иметь под рукой помощников, предназначенных для разных грязных дел: «Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!..» (XIX). При всей нелюбви Базарова к аристократам он должен признать, что дворяне Кирсановы и Локтевы по уму и развитию многократно превосходят «нигилистов» Ситникова и Кукшину.

Если Базарова Тургенев изображает в романе серьёзно, а в некоторых эпизодах даже сочувственно, то Кукшина и Ситников описываются просто сатирически. Тургенев сознательно заостряет их безалаберность, распущенность, глупость. Их вполне справедливо характеризуют слова Павла Петровича: «Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотели прослыть за невежд, так они поневоле трудились. А теперь им стоит сказать: всё на свете вздор! — и дело в шляпе. (…) И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты» (X).

Чтобы показать своё отношение к женской эмансипации (равноправию), Тургенев рисует в романе двух помещиц — Авдотыо Никитичну Кукшину и Анну Сергеевну Одинцову. Обе героини свободны, правда по разным причинам. Одинцова — молодая вдова и поэтому вполне самостоятельна: сама успешно управляет своим имением, заботится о младшей сестре Катей старой тётке. Она, не боясь злых сплетен, приглашает Базарова и Аркадия к себе в имение. Кукшина тоже самостоятельна, так как «разъехалась» (XII) (разводы были в то время чрезвычайно редки) с мужем, но эта «передовая», по рекомендации Ситникова, дама не знает, что делать со своей независимостью. Её имением практически управляет староста Ерофей, которого она красиво сравнивает со знаменитым американским литературным героем (!) — Патфайндером (Следопытом из одноимённого романа Ф.Купера), детей у неё нет, о её бедных родственниках ни разу не упоминается. Одним словом, Кукшина использует свою свободу очень неразумно: ведёт беспорядочный образ жизни и скандализирует время от времени губернское общество.

Тургенев помещает в свой роман два очень похожих эпизода: сначала Базаров и Аркадий запросто приходят в гости к Кукшиной (XIII), а через несколько дней, после бала, наносят визит Одинцовой, по её приглашению (XV). Дом Авдотьи Никитичны напоминает Бедлам (знаменитый сумасшедший дом в Лондоне): автор не забывает отметить криво прибитую визитную карточку на входной двери, пыль и беспорядок в комнате, растрёпанные волосы хозяйки, её неопрятное платье, безвкусные браслеты на коротких руках, бурые от табака пальцы. Хозяйка с лёгкостью судит обо всём, начиная с мастики для склеивания кукол и кончая женским трудом на фабриках. Кукшина сама говорит без умолку, перескакивает с одной темы на другую, задаёт вопросы собеседнику и не слушает ответы. Она не видит ничего зазорного в том, чтобы упиться шампанским в компании малознакомых мужчин и участвовать в пьяном веселье, которое даже цинику Базарову показалось неприличным.

Одинцова свой номер в губернской гостинице украсила множеством цветов, к гостям — Аркадию и Базарову — она вышла в «простом утреннем платье» (XV), которое было ей к лицу, и во всё время визита «оставалась совершенно спокойной» (XV). Одинцова отличается тактом, умением слушать собеседника, неназойливым умом и начитаностью, так что обоим приятелям было легко говорить с ней: «Часа три с лишком длилась беседа, неторопливая, разнообразная и живая» (XV).

Одинцова одевается со вкусом, держится с достоинством, не стремится во что бы то ни стало привлечь всеобщее внимание к своей персоне, но на балу у губернатора она с момента знакомства совершенно очаровывает Аркадия, да и Базаров выделяет её из пёстрой толпы дам. А Кукшина на том же балу может «блеснуть» только грязными перчатками, райской птицей в волосах (XIV) и весьма смелым танцем с Ситниковым.

Ситников столь же ничтожный человек, как и Кукшина, он призван оттенить незаурядность личности главного героя. Робость и развязность отмечает Тургенев в его портрете (XII), а в его поведении переплетаются апломб и неуверенность. Вот он без приглашения приезжает в Никольское. «Трудно передать словами, какою перепёлкою влетел в комнату молодой прогрессист» (XIX), — язвительно замечает Тургенев. Именно Ситников, как никто другой, похож на «шута горохового» и нелепым костюмом (славянофильской венгеркой — XII), и заискивающим поведением.

Несмотря на свои прогрессивные убеждения, он всеми силами стремится втиснуться в светское общество, где его встречают удивлённо-презрительно. Ситников спешит представиться губернатору, на балу он обещает познакомить Аркадия с Одинцовой, хотя сам едва знает её. Для Ситникова нигилизм — мода, возможность показать себя интересным человеком и тем самым скрыть обыкновенную глупость и сомнительное происхождение, которого он очень стесняется (XIII): его отец — известный винный откупщик. Для уничтожающей характеристики этого нигилиста достаточно вспомнить его слова, невольно пародирующие знаменитое высказывание Диогена: «Я — ученик Базарова. Я ему обязан своим перерождением. (…) Когда Евгений Васильевич при мне в первый раз сказал, что не должно признавать авторитетов, я почувствовал такой восторг…словно прозрел! «Вот, — подумал я, — наконец я нашёл человека!»» (XII).

Кукшина и Ситников — пена, которая всегда оказывается на поверхности, на виду, но по пене нельзя судить о глубинной сути явления.

Страница: [ 1 ]
Галерея героев романа И.С. Тургенева обширна и разнообразна. Нельзя утверждать, что важны только главные действующие лица, второстепенные персонажи выполняют немаловажную функцию. На их фоне оттеняются, подчеркиваются определенные черты характеров главных героев.

Образ и характеристика Ситникова с цитатами помогут глубже понять личность Евгения Базарова.

Внешность и характер Ситникова

Виктор Ситников позиционирует себя как ученик Евгения Базарова. Он искренне считает себя нигилистом, яростным последователем своего учителя. При близком знакомстве с этим героем становится очевидно, что его нигилизм напускной, он становится кривым отображением Базарова. Пытаясь перенять его манеру поведения, он выглядит нелепо, так как ему для этого не хватает внутреннего стержня и мудрости.

Внешность Ситникова производит отталкивающее впечатление

«..Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким то коротким, деревянным смехом…».

Все в нем неестественное, напускное, визгливый смех Ситникова вызывает отвращение. При восторженном отношении к нигилизму он не чурается комфорта, следит за модой и является истинным сибаритом.

Ситников любит демонстрировать презрение к окружающему обществу:

«…Возможность презирать и выражать свое презрение было самым приятным ощущением для Ситникова; он в особенности нападал на женщин…».

Виктор очень стесняется своей семьи «…Он очень стыдился своего происхождения…».

В финале романа судьба Ситникова играет над ним шутку. Он, всю жизнь демонстрировавший презрение к женщинам, становится настоящим подкаблучником у своей жены. Виктору приходится угождать ей, так как она принадлежит к старинному влиятельному роду.

Заключение

Виктор Ситников вызывает неприятные впечатления, демонстрирует собой яркий пример человека бестолкового и глупого. Нигилизм привлекает его, в первую очередь, возможностью критиковать и отрицать. Ситников не способен увидеть более глубокого смысла этого направления

В романе «Отцы и дети» Тургенев изобразил общественно-политическую борьбу в России накануне реформы 1861 года. Прогрессивно настроенные русские люди понимали, что изменения в обществе необходимы, что старый экономический уклад и старое государственное устройство исчерпали себя. Но по какому пути должна развиваться Россия? Этот важнейший вопрос либералы и демократы решали по-разному. В предыдущих романах, Тургенев явно симпатизировал дворянским либералам, хотя видел и честно изображал их недостатки: вялость характера, нерешительность, погружённость в собственные переживания (например, Фёдор Лаврецкий из романа «Дворянское гнездо», Андрей Берсеньев и Павел Шубин из романа «Накануне»),

В «Отцах и детях» писатель сделал главным героем демократа, который выступает принципиальным противником либерального дворянства. Поэтому тема романа — описание общественной борьбы накануне 1861 года, а идея — изображение «нового человека», как Тургенев видел и понимал его.

По тому, как писатель представил Базарова, можно сказать, что в Тургеневе боролись два чувства. С одной стороны, революционный демократ Базаров отрицает идеалы дворянского общества, то есть, как казалось автору, уже ничего не признаёт и заслуживает названия нигилист. С другой стороны, Тургенев честно старается понять и изобразить характер Базарова. Именно такой подход к «новому человеку» делает роман «Отцы и дети» чрезвычайно интересным.

Автору не очень симпатичен Базаров, что заметно из описания его непривлекательной внешности, странного балахона-пальто, бесцеремонного поведения, хотя одновременно с этим Тургенев признаёт в главном герое пытливый ум, трезвость мысли, прямоту чувств, собранность воли, что делает его необычным человеком среди мягких, безынициативных дворян Кирсановых. Писателю не нравится презрение Базарова к дворянской культуре и её традиционным ценностям (к семейным отношениям, любви, искусству, природе), но Тургенев не нашёл среди дворян, общающихся с молодым нигилистом, никого, кто мог бы победить его в идейных спорах.

В романе среди дворян у Базарова нет достойных противников, но и настоящих единомышленников у него тоже нет. Аркадий Кирсанов дорожит дружбой «лекарского сына» и искренне считает, что Базаров — «один из самых замечательных людей» (XXI), с которыми он когда-либо встречался. Но в конце романа Аркадий прощается со своим другом-учителем навсегда, так как не выдерживает требований базаровского максимализма. Для Базарова дело — борьба с устаревшими научными взглядами и несправедливыми общественными порядками; для Аркадия дело — любовь, семья, поэтому он спокойно меняет передовые общественные идеи на счастливое житьё-бытьё в родовом имении. К нему Базаров относится дружелюбно и одновременно снисходительно-иронически.

Откровенно презрительно относится Базаров к двум другим «нигилистам» — к Кукшиной и Ситникову, но вынужден их терпеть, чтобы иметь под рукой помощников, предназначенных для разных грязных дел: «Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!..» (XIX). При всей нелюбви Базарова к аристократам он должен признать, что дворяне Кирсановы и Локтевы по уму и развитию многократно превосходят «нигилистов» Ситникова и Кукшину.

Если Базарова Тургенев изображает в романе серьёзно, а в некоторых эпизодах даже сочувственно, то Кукшина и Ситников описываются просто сатирически. Тургенев сознательно заостряет их безалаберность, распущенность, глупость. Их вполне справедливо характеризуют слова Павла Петровича: «Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотели прослыть за невежд, так они поневоле трудились. А теперь им стоит сказать: всё на свете вздор! — и дело в шляпе. (…) И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты» (X).

Чтобы показать своё отношение к женской эмансипации (равноправию), Тургенев рисует в романе двух помещиц — Авдотыо Никитичну Кукшину и Анну Сергеевну Одинцову. Обе героини свободны, правда по разным причинам. Одинцова — молодая вдова и поэтому вполне самостоятельна: сама успешно управляет своим имением, заботится о младшей сестре Катей старой тётке. Она, не боясь злых сплетен, приглашает Базарова и Аркадия к себе в имение. Кукшина тоже самостоятельна, так как «разъехалась» (XII) (разводы были в то время чрезвычайно редки) с мужем, но эта «передовая», по рекомендации Ситникова, дама не знает, что делать со своей независимостью. Её имением практически управляет староста Ерофей, которого она красиво сравнивает со знаменитым американским литературным героем (!) — Патфайндером (Следопытом из одноимённого романа Ф.Купера), детей у неё нет, о её бедных родственниках ни разу не упоминается. Одним словом, Кукшина использует свою свободу очень неразумно: ведёт беспорядочный образ жизни и скандализирует время от времени губернское общество.

Тургенев помещает в свой роман два очень похожих эпизода: сначала Базаров и Аркадий запросто приходят в гости к Кукшиной (XIII), а через несколько дней, после бала, наносят визит Одинцовой, по её приглашению (XV). Дом Авдотьи Никитичны напоминает Бедлам (знаменитый сумасшедший дом в Лондоне): автор не забывает отметить криво прибитую визитную карточку на входной двери, пыль и беспорядок в комнате, растрёпанные волосы хозяйки, её неопрятное платье, безвкусные браслеты на коротких руках, бурые от табака пальцы. Хозяйка с лёгкостью судит обо всём, начиная с мастики для склеивания кукол и кончая женским трудом на фабриках. Кукшина сама говорит без умолку, перескакивает с одной темы на другую, задаёт вопросы собеседнику и не слушает ответы. Она не видит ничего зазорного в том, чтобы упиться шампанским в компании малознакомых мужчин и участвовать в пьяном веселье, которое даже цинику Базарову показалось неприличным.

Одинцова свой номер в губернской гостинице украсила множеством цветов, к гостям — Аркадию и Базарову — она вышла в «простом утреннем платье» (XV), которое было ей к лицу, и во всё время визита «оставалась совершенно спокойной» (XV). Одинцова отличается тактом, умением слушать собеседника, неназойливым умом и начитаностью, так что обоим приятелям было легко говорить с ней: «Часа три с лишком длилась беседа, неторопливая, разнообразная и живая» (XV).

Одинцова одевается со вкусом, держится с достоинством, не стремится во что бы то ни стало привлечь всеобщее внимание к своей персоне, но на балу у губернатора она с момента знакомства совершенно очаровывает Аркадия, да и Базаров выделяет её из пёстрой толпы дам. А Кукшина на том же балу может «блеснуть» только грязными перчатками, райской птицей в волосах (XIV) и весьма смелым танцем с Ситниковым.

Ситников столь же ничтожный человек, как и Кукшина, он призван оттенить незаурядность личности главного героя. Робость и развязность отмечает Тургенев в его портрете (XII), а в его поведении переплетаются апломб и неуверенность. Вот он без приглашения приезжает в Никольское. «Трудно передать словами, какою перепёлкою влетел в комнату молодой прогрессист» (XIX), — язвительно замечает Тургенев. Именно Ситников, как никто другой, похож на «шута горохового» и нелепым костюмом (славянофильской венгеркой — XII), и заискивающим поведением.

Несмотря на свои прогрессивные убеждения, он всеми силами стремится втиснуться в светское общество, где его встречают удивлённо-презрительно. Ситников спешит представиться губернатору, на балу он обещает познакомить Аркадия с Одинцовой, хотя сам едва знает её. Для Ситникова нигилизм — мода, возможность показать себя интересным человеком и тем самым скрыть обыкновенную глупость и сомнительное происхождение, которого он очень стесняется (XIII): его отец — известный винный откупщик. Для уничтожающей характеристики этого нигилиста достаточно вспомнить его слова, невольно пародирующие знаменитое высказывание Диогена: «Я — ученик Базарова. Я ему обязан своим перерождением. (…) Когда Евгений Васильевич при мне в первый раз сказал, что не должно признавать авторитетов, я почувствовал такой восторг…словно прозрел! «Вот, — подумал я, — наконец я нашёл человека!»» (XII).

Кукшина и Ситников — пена, которая всегда оказывается на поверхности, на виду, но по пене нельзя судить о глубинной сути явления. Сын откупщика Ситников и femme emancipee (свободная от предрассудков женщина) Кукшина извращают передовые идеи своего времени, для них нигилизм — способ скандализировать общество и таким образом отличиться самим, стать заметными.

Базаров считает, что изучение естественных наук — нужное дело, потому что приносит конкретную пользу людям, а искусство — бесполезное занятие, которое, может быть, и украшает жизнь, но не относится к насущным человеческим потребностям. Поэтому, по мнению героя, Рафаэль, вместе с остальными художниками, «гроша медного не стоит» (X). Исходя из таких убеждений, Базаров и не тратит время на изучение искусства, демонстрируя, например, своё абсолютное незнание творчества Пушкина (XXI). Кукшина усвоила то же презрительное отношение к литературе, для неё даже Жорж Санд — «отсталая женщина и больше ничего!» (XIII). Однако Базаров — хороший лекарь, серьёзно знающий смежные с медициной науки (химию, физику, ботанику), он начитан в философии, политологии. А Ситников и Кукшина ничего как следует не знают, ничего не умеют делать толком. Из последней главы-эпилога читатель узнаёт, что Кукшина забросила свои занятия химией и уже не изобретает мастику, а, «якшаясь» с русскими студентами, открывает в Гейдельберге новые законы архитектуры (!). Ситников же с пустейшими людьми, похожими на него самого, «толчётся» в Петербурге, продолжая «дело» Базарова. Оба карикатурных «нигилиста» пытаются прикрыть свою никчёмность новейшими научными и социальными понятиями, ничего не разумея в них по сути.

Итак, поставив рядом с Базаровым Кукшину и Ситникова, Тургенев подчеркнул тем самым всю значительность характера, всю серьёзность убеждений главного героя. Несомненно, у Базарова должны были быть и друзья, и настоящие единомышленники по общественной деятельности. «Нас не так мало, как вы полагаете. (…) От копеечной свечи Москва сгорела» (X), — говорит молодой нигилист Павлу Петровичу, но в романе нет никаких намёков на важную общественную деятельность героя. Тургенев показал его одиночкой. В этом сказалась тенденциозность писателя, идейное неприятие характера и убеждений героя со стороны автора.

Последняя картина романа — могила Базарова, куда приходят только старые родители, — подтверждает ту же мысль об одиночестве и одновременно демонстрирует сочувствие писателя своему герою. Да и последний поступок главного героя (короткая смертельная болезнь) представлен Тургеневым как личный триумф молодого нигилиста. Ведь случайную и нелепую смерть Базаров принимает с такой трезвостью и мужеством, на какие, конечно, не способны ни его идейные противники, ни «преданные ученики».

Источник: sevenzip.ru

Тургенев – великий писатель, создавший множество великих произведений. К одному из них относится роман «Отцы и дети».

Евгений Базаров – главный герой произведения. Он очень сильный и стойкий человек, отличающиеся ото всех остальных. Он считает себя нигилистом – презирает старые порядки и обычаи. Среди людей, окружающих в Базарова, находятся и его последователи – Ситников и кувшина.

Евгений относится к ним презрительно, но понимает, что ему нужны помощники, поэтому не отталкивает их.

Кукшина – молодая женщина, называющая себя «эмансипированной». Она считает себя ученицей Базарова. Тургенев описывает её как женщину со своими взглядами на жизнь: «…явные признаки прогрессивных стремлений хозяйки». Несмотря на то, что она сама по себе не красавица, неопрятно одета, курит папиросы и любит выпить, все же, хочет казаться хорошим человеком: «А ведь я говорил вам: замечательная личность! Вот каких бы нам женщин побольше. Она, в своем роде, высоконравственное явление». Как жена считает себя борцом за права женщин: «Я не могу слушать равнодушно, когда нападают на женщин – это ужасно, ужасно».

Ситников – человек, не имеющих чётких убеждений, толком не умеющий ничего делать. Он считает себя учеником Евгения Базарова, подражает ему. Видит идеал в главном герое: «Я ему обязан моим перерождением». Он демонстрирует резкость в поступках, хоть и не впечатляет этим главного героя. Ситников следуют моде: «Нашли там карточку с загнутыми углами и с именем Ситникова, на одной стороне по-французски, на другой – славянской вязью». Тургенев его описывает болтливым и назойливым, а также слабохарактерным персонажем. Он пресмыкается перед своей женой, отец им помогает. Но все же он хочет стать великим и знаменитым, мечтает добиться чего-нибудь в жизни: «Ситников, тоже готовящиеся стать великим…»

Описание Тургеневым этих персонажей саркастическое. Например, Павел Петрович говорил: «Прежде они просто были балованы, а теперь нигилисты». В его словах мы видим насмешку над ними.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, Евгений Базаров, сравнивая себя с Ситниковым и Кукшиной, в самом деле показывается настоящим нигилистом. Тургенев презирает людей, которые безрассудно увлекаются новыми веяниями и ничего не смыслят в них.

Источник: www.kritika24.ru


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.