Внешность арины власьевны базаровой


Меню статьи:

  • Несколько слов о сюжете романа
  • Василий Иванович Базаров
  • Арина Власьевна Базарова
  • Разрыв отцов и детей

Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», безусловно, давно стоит на полке классики русской литературы. Самая яркая фигура произведения – Евгений Базаров – стал не только примером для наследования, но и выразителем свободомыслия и последних идейных веяний, бушевавших в 1860-е годы среди молодежи.

Несколько слов о сюжете романа

Итак, перед нами события, которые разворачиваются за два года до крестьянской реформы 1861-го. Роман начинается приездом Аркадия Кирсанова и его друга – Евгения Базарова – в именье родителей Аркадия – Марьино.

Уважаемые читатели! Рекомендуем вам прочитать драматическое произведение “Му-му” Ивана Тургенева.

Евгений – представитель того, что позже будет названо прогрессивной молодежью. Представителей этой своеобразной и маргинальной тогда прослойки прекрасно описал, в том числе, Борис Акунин в романе-эпопее «Приключения Эраста Фандорина». Итак, у Базарова и Кирсановых случается идейный конфликт и Евгений решает отправиться в город. За ним следует и Аркадий Кирсанов.


Повесть "Отцы и дети"

Базаров отличается приверженностью нигилистическим идеям, и в городе на балу у губернатора он знакомится с достаточно молодой вдовой – Анной Сергеевной Одинцовой. Последняя склонна принимать у себя представителей молодежного подполья того времени. В именье Одинцовой – Никольское – приглашаются и Аркадий с Евгением. Однако Анну пугают слишком открытые и откровенные романтические чувства к ней Базарова, и тот снова решает покинуть очередное разочаровавшее его место.

Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию характеристику Павла Кирсанова” в повести Ивана Тургенева “Отцы и дети”.

Следующая «остановка» – дом родителей Базарова – Арины Власьевны и Василия Ивановича. Однако их специфика – это тема следующей части нашей статьи. А пока обратимся к логике дальнейшего развертывания сюжета.


Евгений быстро отягощается излишней любовью родителей, которых вскоре снова покидает. Путь снова приводит Евгения и Аркадия к Одинцовой, но та не выказывает теплоты при встрече с ними. В итоге наши герои в очередной раз оказываются в Марьино.

Евгений проводит некоторое время в доме родителей Аркадия, но вступает в конфликт с его дядей и стреляется с ним на дуэли – из-за девушки. Младший Кирсанов же уезжает в Никольское, где дает волю своим чувствам к Кате – сестре Анны Одинцовой.

Что касается Базарова, то он также вскоре снова покидает Марьино. В этих перипетиях Базаров переживает некое духовное и идейное обновление: он просит прощения у Анны, а также, вконец разругавшись с Кирсановыми, возвращается в родительский дом. Евгений также прерывает общение с Аркадием, который, наконец, все же признается в любви сестре Одинцовой.

Эпизод из повести "Отцы и дети"
Пребывая у родителей, Базаров оказывает помощь отцу – доктору. Однако после неудачного вскрытия трупа человека, умершего от тифа, Евгений погибает от заражения крови.

Василий Иванович Базаров

Что известно о внешности отца Евгения? Василий Иванович описывается высоким мужчиной худощавого телосложения. Он – человек не слишком богатый, но и не бедный. Крестьяне были у него в оброке, а всего имение насчитывало 22 души и принадлежало жене Базарова – Арине. Сам же Василий работал армейским хирургом.


Как отец, так и мать, не чают души в своем единственном сыне – Евгении. Некоторое новшество, витавшее в дореформенном воздухе, проявляется здесь в том, что культуролог Маргарет Мид назвала префигуративной культурой. Что же это означает? Например, это означает то, что отец учится у сына, а не наоборот, что было, безусловно, более привычно для того времени, да и вообще для патриархальной и консервативной российской культуры.

Отец воспринимает нигилистическое мировоззрение сына с любопытством. Он начинает активно изучать новейшие публицистические тексты, вникать в особенности современной мысли.

Но зачем? Потому ли Василий Базаров делал это, что и сам проникся искренними чувствами к последним культурным веяниям? Нет, он просто очень боялся потерять сына, он страшился, что тот отвернется от него, перестанет обращать на отца внимание. В итоге Василий запутывается и не может заново отыскать ориентиры в жизни.

На самом деле, позиция отца Базарова выражает его внутреннюю силу: как ни трудно ему было отринуть принципы, строгие и консервативные, в которых он был воспитан, он все же делает это, избирая приоритеты. Да, он стремится иметь образ просвещенного и современного человека, воспринимающего и принимающего прогрессивные идеи, однако читатель догадывается (что сделать вовсе и не сложно), что это лишь личина, в которую и сам герой старается поверить, но на деле он все так же остается консерватором, а не либералом.


Арина Власьевна Базарова

Как и супруг, она безумно любит сына и боготворит его. Арина не дворянка, она обыкновенная, простая и добродушная женщина. Если ее муж – высокий и стройный, то она низкого роста, суетливая и полноватая – хозяйка и любящая, заботливая мать.

Она покладиста и добра, но слишком уж старомодна в ее набожности и приверженности старым порядкам. Даже сам автор романа замечает, что ее рождение должно было произойти намного раньше, лет так на 200.

Кроме гордости за сына, она испытывает также страх перед ним. Но если Василий Базаров пытается наладить с ним контакт, то Арина замыкается в себе и старается вовсе обходить младшего Базарова стороной.

Она почти не говорит с ним и практически не выказывает своего отношения и чувств к сыну. Однако делает она это не потому, что хочет так, а лишь по причине, что знает: Евгений не любит излишних нежностей. Конечно, ее простота иногда выдает ее: бывает, что женщина плачет или бросается обнимать Базарова. Но эти порывы пресекаются либо же самим Евгением, либо же его отцом.

Эпизод из повести "Отцы и дети"


Родители Базарова – пример того, как отеческая и материнская любовь без границ, до уподобления собственного ребенка Богу, может оказать обратное влияние на этого ребенка: вместо того, чтобы приблизиться к Евгению, они стали от него бесконечно далеки, несмотря на все старания несчастных стариков.

Разрыв отцов и детей

Из романа видно, что образованный и начитанный Евгений тянется к похожим на него по уровню интеллектуального развития Кирсановым, однако и у них он не находит себе места. Что касается родителей Базарова, то нельзя сказать, что он не любит их: разумеется, любит, но он не может говорить с ними на одном языке.

Конечно, можно притвориться, что такой язык существует, но это все равно не позволяло Евгению вести дискуссии и интеллектуальные, идейные споры с его родителями. Как и многие ученые люди, внутренне Базаров частично усох, иссушился, словно слишком долго живущее дерево. Если вслушаться, всмотреться в образ Базарова-младшего, можно увидеть, насколько он несчастен и потерян, ведь его жизненная философия проповедует всеоотрицание, скепсис и постоянные сомнения.

Не все литературные критики, однако, соглашаются, что Базаров любил своих родителей. Между тем, не вызывает сомнений, что любовь Арины и Василия к сыну была слепа: это прослеживается не только в их словах, но и в каждом поступке. В Евгении был заключен весь смысл жизни Базаровых.


В конце романа мы видим, насколько тонка и хрупка идейная скорлупа: на умы людей, вроде Евгения Базарова, она влияет лишь в той мере, что перестраивает его поведение, а не внутреннюю сущность. Лишь умирая, он, наконец, говорит родителям, что любит их, и на самом деле всегда замечал и ценил их заботу. Но проявить свои чувства он не умел. Возможно, и прав был Кирилл Туровский, когда писал о том, что некоторым людям свойственно впадать в «печаль ума».


Источник: r-book.club

Базарова, Арина Власьевна («Отцы и дети»)
Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Мать Евгения Базарова. «Кругленькая, низенькая старушка, «с пухлыми ручками», в белом чепце и короткой пестрой кофточке. «Василий Иванович сравнил ее с «куропатицей»: куцый хвостик ее коротенькой кофточки действительно придавал ей нечто птичье». У нее было «круглое лицо, которому одутловатые, вишневого цвета губки и родинки на щеках и над бровями придавали выражение очень добродушное». «В молодости А. Б. была очень миловидна, играла на клавикордах и изъяснялась немного по-французски; но в течение многолетних странствий со своим мужем, за которого вышла против воли, расплылась и позабыла музыку и французский язык».
171;А. В. была настоящая русская дворяночка прежнего времени; ей следовало жить лет за 200, в старомосковские времена. Она была очень набожна и чувствительна, верила во всевозможные приметы и гадания, заговоры, сны; верила в юродивых, в домовых, в леших, в дурные встречи, в порчу, в народные лекарства, в четверговую соль, в скорый конец света…» «…Любила покушать и строго постилась; спала 10 часов в сутки и не ложилась вовсе, если у Василия Ивановича заболевала голова; не прочла ни одной книги, кроме Алексиса, или Хижины в лесу; писала одно, много два, письма в год, а в хозяйстве, сушеньи и вареньи — знала толк, хотя своими руками ни до чего не прикасалась и вообще неохотно трогалась с места. А. В. была очень добра и, по-своему, вовсе не глупа». «Она не только отличная женщина, она очень умна, право», — отозвался о ней Аркадий. Сегодня утром она со мной с полчаса беседовала, и так дельно, интересно». «А. В. знала, что есть на свете господа, которые должны приказывать, и — простой народ, который должен служить, — а потому не гнушалась ни подобострастием, ни земными поклонами; но с подчиненными обходилась ласково и кротко, ни одного нищего не пропускала без подачки и никогда никого не осуждала, хотя и сплетничала подчас». «Управление имением предоставила Bac. И—чу и уже не входила ни во что: она охала, отмахивалась платком и от испуга подымала брови все выше и выше, как только ее старик начинал толковать о предстоявших преобразованиях и о своих планах; она была мнительна, постоянно ждала какого-то большого несчастья и тотчас плакала, как только вспоминала о чем-нибудь печальном».
171;Сына своего она любила и боялась несказанно». При встрече с ним «она ахнула, пошатнулась и наверно бы упала, если б Базаров не поддержал ее. Пухлые ручки ее мгновенно обвились вокруг его шеи, голова прижалась к его груди, и все замолкло. Только слышались ее прерывистые всхлипывания». «Ах, В. И.! — пролепетала старушка, — в кои-то веки батюшку-то моего, голубчика-то, Енюшеньку… и, не разжимая рук, она отодвинула от Б. свое мокрое от слез мятое и умиленное лицо, посмотрела на него какими-то блаженными и смешными глазами и опять к нему припала». «Извините меня глупую. — Старушка высморкалась и, нагиная голову то направо, то налево, тщательно утерла один глаз после другого. — Извините вы меня. Ведь я так и думала, что умру, не дождусь моего го…о…о…лубчика». «Ведь три года его не видала, не кормила, не поила, легко ли?» Для торжества А. Вл. «успела принарядиться: надела высокий чепец с шелковыми лентами и голубую шаль с разводами. Она опять всплакнула, как только увидела своего Енюшу, но мужу не пришлось ее усовещевать: — она сама поскорей утерла свои слезы, чтобы не запачкать шаль». А. В. «не сводила глаз с сына и все вздыхала.
смертельно хотелось узнать, на сколько времени он приехал, но спросить его она боялась. «Ну, как скажет на два дня», — думала она, и сердце у нее замирало». «Но глаза А. В., неотступно обращенные на Б., выражали не одну преданность и нежность; в них виднелась и грусть, смешанная с любопытством и страхом, виднелся какой-то смиренный укор». После второго приезда сына «она видела его только за столом и окончательно боялась с ним заговаривать». Увидев, что он грустен, худеет — «Господи, Господи! — шептала старушка: — надела бы я ему ладонку на шею, да ведь он не позволит!» Когда сын уезжал, «А. В. тихо плакала: она совсем бы растерялась и не совладала бы с собою, если бы муж рано утром целые два часа не уговаривал ее». Но когда после отъезда сына храбрившийся В. И. впал в отчаянье и малодушие, она «приблизилась к нему и, прислонив свою седую голову к его седой голове», «утешила его в печали». «Только я останусь для тебя на век неизменно, как и ты для меня». Во время болезни Базарова «А. В. не ложилась и, чуть отворив дверь кабинета, то и дело подходила послушать, «как дышит Енюша», и посмотреть на В. И—ча». Когда умер сын и В. И., в порыве отчаяния и исступления, «возроптал», «А. В. вся в слезах повисла у него на шее». «Как рассказывала потом в людской Анфисушка», «сели рядышком и понурили свои головки, словно овечки в полдень».


Словарь литературных типов. — Пг.: Издание редакции журнала «Всходы». Под редакцией Н. Д. Носкова. 1908-1914.

Источник: literary_types.academic.ru

Матерью главного героя романа «Отцы и дети» Евгения Базарова была Арина Васильевна Базарова. Читателю она представляется как милая кругленькая старушка, обожающая своего сына. По приезду Евгения домой, она бросилась к нему в объятья, обвив его шею своими пухлыми ручками, и долго плакала от счастья.

Арина Васильевна была женщиной дворянского рода и воспитывалась в кротости и религии. Она была очень верующим человеком и верила во всякие приметы, наговоры, гадания, сны, порчи, привороты, пророчества; а так же в домовых, русалок, леших и прочую нечисть. Болезни она предпочитала лечить народными средствами, так как больше верила в силу трав и природы, нежели кровопусканию. Так же она верила во всевозможные народные приметы, не ела некоторых видов продуктов из-за личных предубеждений.

Например, она не ела телятины, сыра, картошки и зайца, арбуз и рабов. Но все же любила сытно покушать, о чем говорит ее внешность, но и постилась регулярно. Как слабая набожная женщина она страшно боялась рыжих людей, считая их колдунами и черных кошек, считая их помощниками колдунов. Так же она боялась мышей, ползучих гадов, грома, лошадей и много чего другого.

Регулярно она спала около десяти часов в сутки, но когда у мужа болела голова, могла и вовсе не ложиться.

Читать она вовсе не любила и прочитала за всю жизнь всего несколько книг. В хозяйственных делах и заготовках продуктов она знала толк, но сама никогда ничего не делала, а перепоручала все слугам. Сама же Арина Васильевна двигалась мало и неохотно.

Воспитываясь в дворянской семье, она знала, что есть люди, которым нужно служить и те, кто служит. Хотя по своей доброте, обращалась со слугами очень ласково и часто подавала милостыню нищим.

В молодости Арина Васильевна была очень симпатичной, умела играть на клавикордах и немного разговаривать по-французски. Но после того, как родители выдали ее замуж за нелюбимого человека против ее воли, она перестала музицировать и разговаривать по-французски, ей стала неинтересна жизнь и она понемногу расплылась.

Наибольшей отрадой ее жизни был ее сын – Евгений Васильевич.

После замужества, все тяготы по управлению имением взял на себя ее муж – Василий Иванович, из-за чего Арина Васильевна уже не интересовалась ни чем.

Она была очень чувствительной и мнительной, и часто ждала каких-то бед и несчастий.

Василий Иванович все же любил свою жену и видел в ней свою подругу, с которой готов был прожить жизнь. Она же, в свою очередь, в благодарность за его хорошее отношение, тоже заботилась о нем, утешала его и разделяла все тяготы их жизни.

Источник: sochinenieliteratura.com


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.