Условия эффективного разговора


Существует немало различных условий, которые способствуют повышению результативности коммуникации. Укажем на некоторые из них. Прежде всего это наличие самой необходимости в общении, в той или иной мере личной или иной в нем заинтересованности. Например, наличие у общающегося желания одолжить у соседа денег или жену или выйти замуж за Васю, у которого совсем другое на уме…

Одним из условий эффективного общения является и настроенность его участника на него, на мир и интересы других, а также учет этого в самом процессе коммуникации.

Допустим, когда вы начнете посвящать в премудрости рыбной ловли женщину, на которую стремитесь произвести впечатление, это вряд ли вам удастся. Но если вы заговорите с ней о том, кто «в чем», коммуникация сразу приобретет активный и, возможно, эмоциональный характер.

К условиям, повышающим эффективность общения, относятся и внешние для него обстоятельства, т.е. его место, время, присутствие или отсутствие посторонних лиц и различных катализаторов, физическое и моральное состояние общающихся.


Если объект не может или не хочет коммуникации или не в состоянии адекватно воспринимать адресованную ему информацию, выраженную вербальными и внесловесными средствами, то она вряд ли будет успешной.

Большое значение имеет и следующее условие: для того, чтобы она была эффективной, ей необходим позитивный климат, т.е. она должна происходить в условиях доверия и открытости между ее участниками, отсутствия между ними недоброжелательности и враждебности.

Теперь остановимся на тех предпосылках, наличие которых повышает успешность коммуникации. Среди них укажем на следующие:

1. Признание права партнера на иные, отличные от ваших, мнение и позицию.

2. Предоставление равной возможности для всех участников коммуникации на получение необходимой для нее информации.

3. Осознание того, что позитивный ее результат определяется не только устремлениями и волей ее участников, но и складывающейся реальной ситуацией.

4. Поиск в процессе общения того, что объединяет, а не выпячивание того, что разъединяет, акцент на общих точках зрения, общей позиции, совместном решении.

5. Терпимость не на словах, а наделе к чужому мнению или поведению, даже если они не по душе или вызывают несогласие.

6. Способность при поиске совместных решений идти на компромиссы, на уступки.

7. Умение контролировать свое поведение, которое присуще далеко не всем общающимся.

8. Наличие у них положительных моральных установок, отсутствие норм двойной морали и аморальных проявлений.


Имеется виду их готовность и способность вести себя в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, в том числе с представлениями о добре и зле, о плохом и хорошем, о справедливости и несправедливости и Т.д.

Нельзя также забывать, что содержание моральных норм разные люди могут трактовать неоднозначно. Например, то, что одни считают хорошим, другие воспринимают как противоположное. Учитываем и другое: у общающихся по отношению к одной личности может проявляться доброта, а по отношению к другой злость (на одинаковые высказывания и поведение).

Оказывает свое влияние па нравственные проявления общающихся и их эмоциональное состояние. Допустим, у человека сегодня все в порядке и он добр, а завтра у него неприятности и вчерашняя доброта уже не проявляется.

Результативность коммуникации в немалой степени зависит от соблюдения или игнорирования в процессе ее участниками определенных принципов. Важнейший из них — принцип равной безопасности общающихся. Он заключается в не причинении ими друг другу психологического, физического, материального, нравственного и иного вреда, в том числе и тем лицам, которые, с вашей точки зрения, вполне этого заслуживают.

Человек, который руководствуется этим принципом, не станет употреблять слова и словосочетания, оскорбляющие или унижающие достоинство других. Согласно этому принципу каждый участник коммуникации, независимо от своего социального статуса, национальной принадлежности и других своих характеристик, имеет равное право не только на собственное мнение и на собственную позицию, но и на их защиту и отстаивание. Одновременно он должен признавать такое право и за другими.


Вторым принципом, руководствоваться которым необходимо, является принцип децентрической направленности.

Он заключается в том, что усилия участников не должны быть направлены только на достижение личной выгоды, на удовлетворение своих эгоцентричных интересов. А их следует концентрировать на поиск взаимоприемлемого для обеих сторон решения, а также на непричинение вреда делу, которое рассматривается.

Третий принцип, без соблюдения которого невозможно эффективное общение, это принцип адекватности восприятия его участниками. Будем исходить из того, что неадекватное восприятие может быть непроизвольным, а может также быть и сознательным искажением смысла и намерения, поведения и действий других участников.

Может оно также быть итогом и специальных усилий одного из общающихся, направленных на затуманивание своей информации или позиции, низкого образовательного или интеллектуального уровня.

К сожалению, довольно часто общающиеся преднамеренно искажают свою или воспринимают чужую информацию, чтобы тем самым, как им кажется, иметь преимущества.

Полезно в процессе коммуникации руководствоваться и определенными ее правилами. Одни из них носят общий характер, присущий вообще всякому общению, а другие имеют место только при отдельных его видах. Г. Ф. Келли рекомендует использовать следующие, с его точки зрения, основные правила коммуникации:


1. Подумайте о том, насколько вы доверяете партнеру и верите ли в прочность своих с ним отношений. Если между участниками такой прочности нет, то она вряд ли будет результативной.

2. Определите ваши собственные моральные ценности, свое собственное отношение к тем вопросам, которые будут затрагиваться в процессе общения. Но при этом исходите из того, что мнение противоположной стороны всегда следует воспринимать спокойно.

3. Ведите коммуникацию с равных позиций, не стремитесь при этом в той или в иной степени демонстрировать свое превосходство. Это затрудняет доверительный и открытый ее характер.

4. Относитесь с доверием к партнеру. Если этого нет, при общении весьма возможны стесненность, напряженность, дискомфорт, отсутствие искренности.

5. Не проявляйте категоричности, выбирая взаимоприемлемое время и место для коммуникации.

6. Руководствуйтесь установкой на сердечность, заботу и уважение по отношению к партнеру. Доброжелательное отношение к нему — залог того, что общение не будет происходить на поверхностном уровне. Демонстрация установки может производиться различными способами. Один проявляет ее соответствующим действием, другой путем сообщения о ней партнеру. Можно продемонстрировать установку и выразительным молчанием или подчеркнутым вниманием при слушании.


7. Избегайте резких суждений и категорических заявлений. Коммуникация нередко бывает неэффективной из-за склонности участвующих в ней лиц к поспешным выводам и резким суждениям о других. Результативность ее повышается, когда общающиеся оставляют в стороне свои предубеждения и дают возможность партнеру свободно высказать свое мнение. Следует избегать категорических суждений, начинающихся словами «никакой», «все»,« всегда».

8. Слушайте собеседника внимательно и старайтесь слышать именно то, что он говорит. Слушание — это активный процесс восприятия не только слов, но и невербальных проявлений противоположной стороны. Довольно широко распространена ситуация, когда участники коммуникации делают вид, что внимательно слушают других, а сами в это время размышляют о том, что им ответить и в какую форму облечь свой ответ. Это приводит к тому, что смысл услышанного искажается, а также отсутствует взаимопонимание между общающимися. Чтобы этого не было, следует внимательно слушать говорящего до конца, а уж затем определять свою реакцию на его слова и формулировать ответ.

9. Проявляйте эмпатию и понимание тех чувств, которые проявляет противоположная сторона, т.е. готовность отождествлять свои чувства с ее переживаниями. Для хорошей коммуникации нужно быть готовым разделить с ней чувства и проявить эмпатию ко всем ее участникам.

10. Будьте искренними и общительными, скрытность и некоммуникабельность негативно воздействуют на процесс и результаты контактирования.


11. Уточняйте правильно ли вы поняли собеседника, поскольку его слова и средства внесловесной выразительности могут быть восприняты неадекватно. Если сразу не поняли смысл сказанного, обратитесь за разъяснениями. Это даст возможность внести необходимые коррективы в свое толкование услышанного.

12. Не бойтесь молчания партера, не торопитесь его прерывать,так как оно может иметь не только негативный оттенок, но и быть свидетельством понимания, одобрения, близости и покоя.

13. Остерегайтесь положения: «Я не хочу тебя расстраивать», поскольку при общении правомерны не только положительные эмоции. Тем не менее, стараемся не затрагивать болезненные для собеседника темы, чтобы не обидеть или вывести его из себя. Полезно это и в ином плане: оно позволяет и себя избавить от душевного дискомфорта, возникающего при их затрагивании.

14. Используйте потенциал внутреннего монолога, который оказывает влияние на общение. Высказываемые про себя мысли могут придать позитивную или негативную эмоциональную окраску вашим реакциям.

«ПРИЯТНЫЙ ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ СОБЕСЕДНИК»

Способность достойно, результативно и приятно вести общение — это во многих случаях просто природный дар. Те же, кто им обделен, имеет возможность овладеть необходимыми для этого навыками и умениями. Путем их теоретического изучения и практического применения можно стать всегда желательным собеседником.

Считается, что одним из самых значительных свойств такого собеседника является умение правильно слушать других. Любому человеку приятно, когда ему «внимают», проявляют признаки заинтересованности, одобрения к тому, что он говорит, проявляют готовность к дальнейшему слушанию.


Понятно, что проявлять их по отношению к собеседнику, к его высказываниям, особенно длительным, удается Далеко не всегда. Причины этого различны.

Это, например, имеет место, когда в роли слушателя выступает человек, у которого рот вообще редко закрывается и оттуда почти Непрерывно «извергаются» слова и словосочетания, которые редко для кого представляют интерес.

Причиной невнимательного слушания могут быть и другие факторы: тема для слушающего не представляет интереса или он в ней «не сечет», длительный или малоинтересный по содержанию или форме подачи рассказ, недоброжелательное отношение к говорящему, неудовлетворительное физическое или эмоциональное состояние, отвлеченность внимания на другое…

Нельзя овладеть навыком правильного слушания, если не научиться управлять своим «словесным потоком». Без этого вряд ли будет симпатия и доброе отношение, внимательное слушание. Чаще всего будет скука, недоброжелательность, стремление прервать «болтуна» или вообще прекратить с ним общение и впредь его избегать.

Практика общения свидетельствует, что человек, который больше слушает, чем говорит, редко бывает «в накладе». Прежде всего это проявляется в том, что у говорящего к нему нередко возникает просто симпатия и доброе расположение, которые тот может использовать для достижения своей дели.


С другой стороны, тот, кто больше слушает, имеет возможность, наблюдая за собеседником, составить о нем в большей или в меньшей степени конкретное представление как о личности, об его характере, о том, чего он хочет и чего не хочет. А это, может быть, весьма полезно использовано в процессе коммуникации для выстраивания своих отношений с партнером, чтобы добиться от него осуществления своих целей.

Люди, отличающиеся малой коммуникабельностью, нередко испытывают затруднения в поддержании беседы. Им следует оказывать помощь в этом плане. Для этого следует взять такую тему (или заранее ее определить), которая должна интересовать (всегда или в данном случае) партнера.

Это может привести к тому, что он активно включится в разговор и избавит вас от необходимости много говорить самому. Желанный везде собеседник старается избегать тем, которые неприятны или могут таковыми быть для других. Не следует, например, лысого человека убеждать в преимуществах нового лака для волос или перед больным хвалиться своим крепким здоровьем.

Если в процессе коммуникации станет возникать противостояние во взглядах и подходах, «приятный во всех отношениях» собеседник тактично сменит тему разговора. Он отличается и тем, что не повышает голос, не выходит из себя, управляет своими эмоциями и своими словами, уважительно и с постоянным вниманием относится к другим.

Не присуща ему и категоричность в суждениях. Он не употребляет фразы типа «Да вы в этом ничего не понимаете!», «Ничего подобного!», «Да это просто чушь собачья!». Приятный собеседник не станет продолжать разговор или спор, если ему дали понять, что этого делать не следует. Он также старается не перебивать партнера, предоставляет ему возможность полностью высказаться, не «бахвалится», т.е. соблюдает меру, когда ведет речь о своих достоинствах и успехах.


Ему также не следует распространяться о своих трудностях, проблемах, болезнях и несчастьях, которые обычно мало кого интересуют или вообще действуют другим на нервы. Соблюдение разумного и удобного для общения межличностного пространства между его участниками тоже присуще для собеседника, к которому все хорошо относятся.

К примеру, он не станет контактировать с лицом, находящимся далеко от него, допустим, на противоположной стороне улицы. Такой собеседник не станет и навязывать свою коммуникацию человеку, который к этому не расположен вообще или в данном случае.

Неприлично не только присутствующих, но и отсутствующих, называть не по их имени или по фамилии, а «он» или«она», т.е. использовать безликую и не очень уважительную форму. Уважающий не только себя человек не станет распространяться о том, о чем имеет туманное представление или в чем вообще не разбирается.

Кроме прочего, это избавит его от возможной ситуации, которая называется «попасть пальцем в небо». «Лучше держать рот закрытым, — говорится в старой народной мудрости, — и пусть тебя считают дураком, чем открыть его и развеять сомнения».


Общающимся не всегда нравится, когда к ним подходят другие и бесцеремонно прерывают представляющую для них интерес беседу. Прежде чем присоединиться к коммуникации других, нужно спросить на это их согласия.

Иногда у человека, казалось бы, все есть для того, чтобы везде быть желанным собеседником, но таковым он не становится. Причина этого в том, что во время своего повествования он излишне увлекается второстепенными и ненужными деталями.

А это способствует ослаблению внимания у слушающего и порождает у него скуку. Человек, который хочет, чтобы к нему хорошо относились, проявляет осторожность и осмотрительность, когда речь заходит о финансовых делах партнера, об его доходах и расходах, о стоимости приобретенных им вещей и вообще избегает разговоров на эту тему.

Не станет желанный собеседник также вести речь и о тех вещах, которые по тем или иным причинам неприятны для присутствующих или они просто им непонятны. Не станет он также выражать сомнение или удивление по поводу успехов и способностей других, особенно если они являются общепризнанными.

Такой собеседник не станет различными способами намекать партнеру на то, чтоон не заинтересован в том, о чем говорят, или хочет поскорее прервать коммуникацию, допустим, демонстративно поглядывая на свои часы. Не всем нравится, когда во время общения их партнер неумеренно жестикулирует, прикасается к собеседнику, хлопает его по плечу или по другой части тела или другим способом проявляет свою бесцеремонность.

Приятный собеседник проявляет осторожность во время своих шуток, следит за тем, чтобы они были доброжелательными и не поставили в неловкое положение кого-либо из присутствующих. Если же такая ситуация возникает, то он своевременно принимает меры к тому, чтобы загладить свою вину или ликвидировать неловкую или неприятную ситуацию.

Не следует увлекаться шутками с лицами, находящимися у вас в подчинении, зависимом положении, а также со старшими по возрасту или социальному статусу. Легко нажить в собеседнике недоброжелателя, а то и врага, если над ним насмехаться.

Используемые при коммуникации шутки неоднозначны: после одних не обижаются, после других перестают здороваться, после третьих могут пересчитать ребра, после четвертых начинают разводиться… В любой коммуникативной ситуации предпочтительнее шутки первого рода. Будем также постоянно исходить из того, что шутки чаще всего любят все, кроме тех, кого они затрагивают. Поэтому будем вообще осторожны с шутками. Особенно, когда человек чувствует особый приступ остроумия, допустим, после успешного оприходования бутылки с «огненной» водой. Глупо ради того, чтобы продемонстрировать свое остроумие, утратить иллюзии, друга, зубы, поскольку нередко осмеянные люди не оставляют это в дальнейшем без последствий. Если хотите, чтобы собеседники к вам хорошо относились, чтобы коммуникация с ними происходила без осложнений, не насмехайтесь без причины над людьми.

Создавая людей, бог, видимо, разделил их не только на умных и наоборот, на пьющих и наоборот, на уголовников и наоборот. Кроме того, он дал одним чувство юмора, а другим неукротимый аппетит. Однако не все общающиеся осознают это в должной степени и считают себя конкурентами О.Генри, Марка Твена и Остапа Вишни. Хоть их шутки в основном радуют только их самих. Например, очень веселым и находчивым считал себя Иван IV, великий князь московский, но его шутки веселили только его самого. Одна из них заключалась в том, что московский князь бросал из окна высокого терема собак и «давился от смеха», глядя на их предсмертные судороги. Другая шутка, тоже сильно его веселившая, заключалась в том, что он скакал по улицам, избивая хлыстом встречных. Став царем, Иван IV смеялся чуть ли не до потери сознания, наблюдая за тем, как выпущенные им медведи расправляются с людьми.

Царь много «шутил» и на свадьбе своей племянницы с датским принцем. Он сильно смеялся, наблюдая затем, как ее участники по его приказу плясали под пение псалмов. При этом Иван IV весело отбивал такт, ударяя по их головам своим железным посохом.

Охотно он «шутил» и общаясь со стрелецким головой Голохвастовым. Тот, чтобы этого избежать, постригся в монахи. Но и это не помогло ему избавиться от царских шуток. Иван IV приказал привести его к себе и сказал, что поможет новоиспеченному монаху поскорее «пообщаться с богом». Голохвастова посадили на бочку с порохом, а порох царь поджег. От одолевавшего его при этом смеха царь чуть не свалился.

Иван IV держал при себе десятки шутов и «дураков» (придворные должности). Одного из них звали Гвоздевым. Был он княжеского роду. Однажды шутки ради царь вылил ему на голову миску горячих щей. Однако тот шутки не понял и ошпаренный закричал. Возмущенный царь ударил его кинжалом. Шут, обливаясь кровью, упал на пол и умер, а московский князь продолжал веселиться.

Желанный для всех собеседник отличается и тем, что во время коммуникации он полностью ей «отдается», т.е. не отвлекается на другие вещи, например, на одновременное «рытье» в сумке или кармане, на разглядывание фотографий в журнале, на приведение в порядок косметики, прически и т.д.

Такой собеседник также отличается особым тактом, т.е. знает меру приличного и допустимого вообще и в каждой конкретной ситуации, а также в отношении того или иного человека. Он, допустим, не станет распространяться о том, сколько он съедает каждый день бананов и других заморских овощей перед человеком, который себе этого не может позволить из-за своих материальных проблем.

Людям не нравится, когда обращают внимание на присущие их речи недостатки и в орфоэпическом, и в семантическом, и в ином отношении. Разумно поступают те, кто при этом не акцентируют на них внимание.

Когда общающийся испытывает трудности с подбором слов и словосочетаний, чтобы выразить свою мысль, не следует спешить с оказанием ему в этом отношении помощи. Он может воспринять это негативно, как проявление к нему неуважения или сомнения в его способностях и возможностях языкового плана.

Человек, который обычно доброжелательно относится к другим, редко является при общении персоной нон грата. Это же свойственно и лицам, которые не зацикливаются на одной теме, вовремя меняют ее и позволяют это делать другим, не перебивают без особой необходимости других.

Уважением и приязнью пользуется тот, кто незаметно и ненавязчиво руководит беседой или направляет ее в нужное не только для себя русло, следит за тем, что бы она не носила вымученный или искусственный характер или вообще не угасла.

Он также предлагает темы, представляющие интерес не только для него, своевременно устраняет возникающие противоречия и конфликтные ситуации. Всеобщей симпатией в процессе общения обычно пользуется и человек, который старается сказать или сделать для других его участников что-либо приятное, допустим, вручить сувенир или порадовать комплиментом.

Надо также учитывать, что иногда комплимент может быть воспринят как насмешка или издевка. Причем это зависит не только от их буквального содержания, но и от других факторов.

Например, если сравнить крепкого и сильного мужчину с быком, он вряд ли обидится, а, возможно, и слегка от гордости выпятит грудь. А если сравнить, даже из лучших побуждений, особу женского пола с коровой, она вряд ли от этого придет в восторг.

Внешний облик участника коммуникации нередко повод или предлог для комплиментов со стороны других участвующих в ней лиц. Они могут быть разными: положительными, отрицательными и теми, от которых краснеют уши, появляется желание лобызаться или «вмазать»… Комплименты любят все, в том числе и коммунисты, и невесты неопределенного возраста, и члены союза писателей, и закоренелые двоечники, и лица нетрадиционной сексуальной ориентации, и новый старый президент России.

Комплимент должен, по возможности, опираться на. реальную основу, а не быть надуманным. В основе его не должно быть сравнение, вызывающее неприятные ассоциации. Не следует, например, говорить женщине, что она похожа на «вечную невесту» Пугачеву. Даже если очень хочется расположить ее к себе, допустим, пообщаться с ней при луне или под часами, висящими над собственной кроватью. Будем помнить, что лесть в виде грубых комплиментов не всегда эффективна. Тем не менее, перед ней многие «устоять не могут». Особенно дамы, которые уже махнули рукой на свое светлое будущее.

Иногда результативно на них действуют и примитивные неопределенного содержания комплименты. Очень уважаемый среди женщин доцент Г.А.Луцик говорил при встрече всем им независимо от их возраста, роста, размеров бюста и степени привлекательности комплименты типа:

— Ну ты и выглядишь!

— Ух ты, какая!

— На вас посмотришь и не забудешь!

Никто из женщин, которым адресовались эти неопределенные комплименты, не воспринимали их отрицательно. Особенно приходили от них в восторг те женщины, которым их никогда не говорили или говорили последний раз много лет тому назад.

При произнесении и восприятии комплиментов нужно проявлять осмотрительность, особенно тех, после которых хочется утопиться или утопить их автора. Всегда разумнее употреблять при общении положительные комплименты, чем произносить слова противоположного значения. Будем помнить, что комплимент отрицательного значения может испортить не только настроение того, кому он предназначен, но иногда и физиономию того, кто его говорит. Будем относиться к недостаткам партнеров по коммуникации снисходительно, в том числе к своему мужу и женщине, которая и так переживает из-за своей малой привлекательности. Стараемся не судить строго других. Это, кроме прочего, даст вам возможность сохранить настроение, друзей и зубы. Будем исходить из того, что идеальные личности бывают только в романах и ковбойских фильмах. В жизни все иначе. Все мы имеем недостатки, в том числе участковый милиционер, жена президента и недавно вернувшийся после очередной отсидки сосед. К сожалению, есть немало людей, которые увлекаются тем, что постоянно стараются найти недостатки у других и выразить это с помощью «комплиментов». Людям, этим увлекающимся, лучше начинать с себя. Хотя это и бывает очень нелегко.

Прежде, чем сказать или сделать другому человеку что-либо приятное, постараемся, поставить себя на его место и подумаем, как, бы вы сами это восприняли в данной конкретной ситуации. Кроме того, комплименты не должны быть вычурными, напыщенными и надуманными, а также неприличными и малоприличными.

«Приятный во всех отношениях собеседник» полностью владеет своими эмоциями, особенно негативными. Хотя, бывают ситуации, когда трудно себя сдержать. Например, когда на вас наехал троллейбус или начальник, или когда сын получил двойку или вызов на лечение в кожно-венерологический диспансер. В связи с этим бывает и сильное желание дать другому участнику общения по шее или по иному подходящему его органу.

Однако не будем торопиться размахивать кулаками, даже если они для этого вполне подходят. Вина человека, который возбудил ваше недовольство, может оказаться не такой значительной, как вам кажется вначале.

В XVIII в. лорд Честерфильд отличался не только тем, что имел парик, белые чулки и не пустую голову на плечах. Он совершенно справедливо утверждал, что человека, который не может управлять своим темпераментом и эмоциями, могут ожидать различные сюрпризы. Не сдерживание гнева побуждает человека к поступкам, последствия которых, утверждал этот английский аристократ, могут быть весьма неприятными. Особенно, если под рукой у него окажется кирпич, рогатка или «ствол».

Не надо в этом отношении брать пример с Ивана IV, который совсем не умел сдерживать свой гнев. По свидетельству современников, раздражаясь, он «приходил как бы в безумие», а на его губах выступала «пена». В порыве гнева мог совершить такое, от чего подданные приходили в ужас. Известен такой эпизод. Спасаясь от такого царского «общения», любимый его воевода А.Курбский бежал в Литву. Оттуда его служитель Шапкин привёз царю послание, в котором воевода объяснял причины своего поступка. Когда Шапкин его читал, царь, в крови которого была значительная примесь литовской (от матери) и татарской (отца) крови, совершенно утратил над собой контроль. Он в ярости своим острым железным посохом пришпилил ногу Шапкина к полу, но тот и виду на это не подал и послание своего хозяина дочитал до конца.

Другие эпизоды из жизни Ивана IV тоже свидетельствуют о том, что он не умел сдерживать свой гнев и что его коммуникация в связи с этим была очень своеобразной. Псков прислал к нему многочисленную депутаций с жалобой на притеснение его наместника. Царь в это время развлекался в одном из подмосковных дворцовых сел с помощью «пития». Разгневанный тем, что его от него оторвали, он начал с ней коммуникацию с того, что собственноручно обварил челобитчиков кипящим вином и свечою опалил им волосы на голове и бороде. Вслед за тем по его приказу челобитчиков раздели до нага, уложили на землю и московский государь стал их бить палкой весьма при этом стараясь.

Вот иной эпизод из жизни Ивана IV, возмущенный тем, что некоторые татары после взятия Казани отказались принять христианство, царь велел увезти их в Новгород и там лишить головы. А после завоеваний в Ливонской войне велел по той же причине казнить в Ливонии всех местных евреев. В припадке гнева царь принудил Федора Басманова зарезать собственного отца — Алексея Басманова, своего любимца и «ударника» опричнины.

Будучи недовольным своим старшим сыном и наследником (тоже Иваном), царь нередко общался с ним с помощью кулаков и палки. Несдержанность его привела к серьёзнейшим династическим последствиям.

Осенью 1531 г. царская семья отдыхала в Александровской слободе. Однажды Иван IV застал беременную сноху в одной рубахе на лавке в жарконатопленной горнице. По тогдашним понятиям о морали женщина считалась вполне одетой только тогда, когда на ней было не менее трёх рубах. Возмущённый тесть провёл с ней интенсивную воспитательную коммуникацию. От страха и побоев у царевны начался выкидыш, но это царя не остановило. Находившийся здесь же наследник престола пытался защитить жену. Он схватил отца за руки. Тогда тот пообщался с ним с помощью своего железного посоха. В результате этого царевич через пару дней умер.

Иван IV потом горько сожалел о своих действиях и ездил на покаяние в Троицу. Стал больше молиться и пьянствовать.

Он также решил посмертно «простить всех опальных», которые были им самим убиты или казнены по его приказу. В связи с этим были составлены огромные списки «убиенных». Они были посланы в монастыри вместе с большими денежными пожертвованиями и предписанием молиться за них.

Если вами овладело чувство гнева, не торопитесь ломать сложившиеся отношения, мебель, челюсти. Не спешите также произносить слова, после которых отношения между общающимися могут быть испорчены до следующей совместной выпивки или навсегда. Лучше сжать свои губы и не давать возможности гневным словам выскакивать изо рта. Если сделать это не удаётся, можно использовать пальцы. С их помощью зажать собственные губы. Чтобы чувство гнева вас не победило, разумно отвлечь себя «математикой», т.е. начните медленно, стараясь не сбиться, считать в порядке возрастания цифр. Полезно при этом и следить за тем, чтобы охватившее вас чувство гнева, не сделало вас похожим на мало любимого женщинами героя романа В.Гюго «Собор парижской богоматери» по имени Квазимодо.

Стараемся при гневе контролировать своё лицо. Оно у общающихся не только для того, чтобы на нем выращивать усы, румянить щёки и пленять достойных этого лиц противоположного пола. Оно также и для того, чтобы вовремя скрыть своё неуважение или презрение к человеку, с которым общаетесь. Ведь если вы дадите человеку понять, что считаете его глупым, невеждой, идиотом, то он будет гораздо дольше и сильнее вас ненавидеть чем, когда вы ему об этом скажете.

Лорд Честерфильд в связи с этим дал такую полезную рекомендацию: «Враги твои должны быть безоружны твоим любезным, внимательным, улыбчивым обращением. Чем больше не любишь человека, тем больше ему улыбайся».

Источник: studopedia.ru

Уральский социально-экономический  институт (филиал)

Образовательного учреждения профсоюзов

высшего профессионального  образования

«Академия труда и социальных отношений»

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Русский язык и культура речи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ варианта:

18

 

Форма обучения:

Заочная

Направление:

Реклама и связи с общественностью

Курс:

1

Группа:

РЗ_101

Выполнила:

Евдокимова Д.А

   
 

Челябинск 2013 

 

Введение

 

       Я считаю, что данная тема очень актуальна так как если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставаться полу животным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным, общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он как организм, вполне сохранит, тем не менее остается биологическим существом в своем психическим развитии.

Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей, средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие личности.

Общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы  и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать  средства их реализации. Разнообразное по содержанию, цели, средствам общения так же выполняет специфическую функцию в психическом развитии индивида.

Среди многообразия проблем современной  психологии, общение является одной  из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности.

В то же время актуальным, в частности  в связи с решением задач воспитания подрастающего поколения, является другой ракурс рассмотрения проблемы общения — формирования личности в нем.

Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, именно в общении, и, прежде всего в непосредственном общении  со значимыми другими (родителями, педагогами, сверстниками и т.д.) приходит становление  человеческой личности, формирование важнейших её свойств, нравственной сферы, мировоззрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условия эффективного разговора.

 

Наше время –  время  активных,   деловых,  предприимчивых  людей.  В

стране  созданы  предпосылки  для  развития  творческой  инициативы,  открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений  оценок.  Все  это требует  развития коммуникативных возможностей современного человека.

          Без общения как без воздуха  человек  не  может  существовать.  Без

общения невозможно формирование личности человека, его воспитание,  развитие интеллекта. Общение  помогает организовать  совместную  работу,  наметить  и обсудить планы, реализовать их.  Овладение  искусством  общения,  искусством слова, культурой устной и письменной речи необходимо  для  каждого  человека независимо от  того,  каким  видом  деятельности  он  занимается  или  будет заниматься.

            Общение — сложный процесс взаимодействия  людей,  явление

далеко не  однозначное.  Поэтому  особенности  поведения  людей  в  процессе общения, применение  различных  методов  и  приемов,  использование  речевых средств во многом определяются видом общения,  с  которым  приходится  иметь дело в каждом конкретном случае.

Существуют различные  подходы к классификации общения.   Прежде  всего выделяют  бытовое  и  деловое  общение,  т.е.  общение,  связанное  с  нашей повседневной жизнью,  с  обиходом,  и  общение  на  работе,  при  исполнении служебных обязанностей,  при  решении  производственных  вопросов  и  т.  п. Бесспорно,   эти   виды   общения   взаимосвязаны   друг    с    другом    и взаимообусловлены. Иногда  невозможно  провести  четкую  грань  между  ними. Умение общаться  в  домашней  обстановке,  в  кругу  семьи,  родных,  друзей является зачастую хорошей опорой и в деловом  общении.  И  наоборот,  навыки делового общения порой помогают человеку  с  честью  справиться  со  сложной ситуацией, возникающей дома, на улице, в общественном месте.

         В зависимости от различных  признаков как  бытовое,  так и деловое

общение можно разделить  на следующие виды:

1. контактное — дистантное (по  положению коммуникантов  в пространстве  и времени);

2. непосредственное —  опосредованное (по наличию или  отсутствию  какого-либо опосредующего «аппарата»);

3. устное — письменное (с точки зрения формы существования  языка);

4. диалогическое — монологическое (в зависимости от переменной и постоянной позиции: я — говорящего и ты — слушающего);

5. межличностное — массовое (с точки зрения количества  участников) и др.

 

          В жизни большинства  людей   преобладает  бытовое  общение.  Оно  —

самое распространенное. Не только дома, в кругу семьи, но и  на  работе,  на

улице, в городском транспорте, в электричке, особенно когда дорога  дальняя, мы часто вступаем в контакт с окружающими, чтобы о чем-то  спросить,  что-то узнать, посоветоваться, рассказать,  как  говорят,  отвести  душу,  наконец, просто скоротать время. Но всегда ли такой разговор удается?  Всегда  ли  мы бываем им довольны?

          Если  разговор  не  получается,  значит,   отсутствует   одно   из

необходимых условий: обоюдное желание вести диалог.  В нашей  жизни  довольно часто встречаются  такие ситуации.  Например, сидит человек  на  скамейке  в парке  или  едет  в  автобусе,  троллейбусе,  в  электричке.  Рядом  садится гражданин и заводит разговор. Ему односложно отвечают из  вежливости,  давая понять,  что  не  хотят  поддерживать  разговор,  а  он  назойливо  лезет  с вопросами, что-то рассказывает. Остается в таких  случаях  только  встать  и поменять место или уйти. Да иногда и дома нет желания разговаривать  даже  с близкими, отвечать  на  вопросы,  выслушивать их  рассказы.  Причины этому бывают    разные:    недомогание,    усталость,    хандра,     необходимость сосредоточиться на каком-то деле, обдумать  его.  В  таких  случаях  следует помнить о  культуре  общения.  Нельзя   навязываться  с  разговором.   Когда собеседник  не  проявляет   интереса,    необходимо   прекратить   разговор,

подождать, когда у партнера появится необходимость в общении.

        Успех  общения зависит  так же  и от  того, насколько  удачно  выбрана

тема разговора, представляется ли она актуальной  и  интересной  для   обоих

собеседников,  в  какой  степени  предмет  обсуждения  известен  каждому  из

разговаривающих.

       Общенародный  русский язык —  сложное   явление.  Высшая  его  форма  

литературный язык, которым  владеют люди, получившие образование. Затем,  как средство общения  в  среде  недостаточно  грамотных  людей,  преимущественно жителей городов, используется просторечие, а в сельской местности,  особенно в  деревнях,  —   различные   диалекты.   Существуют   еще   жаргоны.   Есть профессиональные  жаргоны,  молодежные  (школьный,   студенческий),   жаргон воровской, тюремный.

         Таким образом, чтобы говорить  на одном  языке,  надо  хорошо  знать

нравы, обычаи, особенности  людей, с которыми приходится общаться.

         Общение сопровождает человека  всю его жизнь.  В  былинах,  сказках,

песнях, пословицах  и поговорках  народ выразил свое  понимание значения общения в  процессе  труда,  определил  его  положительные  и  отрицательные качества, показал, что влияет на успех  общения,  какие  требования  следует предъявлять к участникам общения. В  этом  отношении  особенно  показательны пословицы и поговорки.

              Осмысление   народной    мудрости    позволяет    нам    лучше

ориентироваться в сложных  жизненных ситуациях  и  находить  наиболее  верные решения. Собеседование, общение, речь, по мнению народа, должны  обогащать  человека, развивать  его  интеллект,  содержать  в  себе  что-то  новое,  неизвестное, поучительное. Тогда общение приносит  удовлетворение  собеседникам,  рождает взаимное уважение  обогащает жизненный опыт.  «В  чужой  беседе  всяк  ума наберется». Отсюда предупреждение определяющее  отношение к словам,  речи, языку: «Слово не зря молвится», «Когда говоришь – думай»,  «Не  бросай  слов на ветер».

     Общение двусторонний  процесс. В  нем  участвуют  по  меньшей мере  два человека. И от каждого из них зависит каким будет собеседование.  Каждый  по собственному  опыту  знает,  что  собеседники   бывают   разные.   Пословицы показывают  какими  качествами  должен  обладать  собеседник,  чтобы беседа приносила удовлетворение,  не  была  в  тягость.  «  Умей  вовремя  сказать, вовремя смолчать», то есть знай меру в разговоре,  не  утомляй  собеседника, дай возможность ему высказаться.

        Очень  неприятно когда тебя не слушают, но еще хуже  когда один  из

участников диалога,  не  дослушав,  включается  в  разговор  и  одновременно

звучат два голоса. Такое  общение похоже скорее на  базар,  а не  на  беседу

уважающих друг друга людей. Особенно плохо, когда  подобное  наблюдается  на заседаниях собраниях и дискуссиях. Пословица предостерегает:   «Петь  хорошо вместе,  а говорить порознь».

        Ответственное   отношение  к  сказанному,  отсутствие  пустозвонства,

похвальбы, находчивость при  разговоре – положительные качества говорящего.

         Общение и общество — родственные  слова. Именно  объединение   людей, их  совместная  работа,  добывание  пищи,  защита  от  нападений,  стихийных бедствий и породили необходимость  общения. Слово общение  (как и  общество) восходит к слову общий. Это не случайно. При общении должны быть:

    — общая  необходимость   и  заинтересованность  в   передаче  и  получении

      информации;

    — общая тема  разговора;

    —   общий  язык с его системой  звуков  и  знаков,  с  особым  «голосом»,

      позволяющим передать тончайшие оттенки мыслей и чувств человека.

         Под культурой речи понимается  совокупность таких  качеств,  которые

оказывают наилучшее воздействие  на  адресата с учетом конкретной  обстановки и в соответствии с поставленной задачей. К ним относятся:

— богатство (разнообразие) речи,

— ее чистота,

— выразительность,

— ясность и понятность,

. точность и правильность.

  Русский язык принадлежит  к числу наиболее развитых  и обработанных  языков мира, обладающих богатейший книжно-письменной традицией.

Говорящему необходимо иметь достаточный запас слов,  чтобы выражать  свои мысли четко и ясно. Важно постоянно заботиться о  расширении  этого  запаса, стараться использовать богатства родного языка.

         Не следует забывать о том,  что  словесные  штампы  не  вызывают  в

сознании  необходимых ассоциаций.  Вряд    ли   человек,   злоупотребляющий стандартными выражениями, может взволновать слушателей, убедить  их  в  чем- то,  воздействовать  на  них.  Шаблонная,  избитая  фраза  «отскакивает»  от слушателей, не дает им возможности вникнуть в суть высказывания.

Почему же некоторые все-таки используют  в  своей  речи  шаблонные  слова  и выражения? Причины бывают самые разные. Одни стараются  говорить  «гладко  и плавно»,  другие  пытаются  скрыть  свое   отношение   к   предмету   речи, доверительный  разговор  заменяют  общими  фразами.  Употребление  шаблонных выражений   и  фраз  бывает  вызвано   неподготовленностью,   поверхностными знаниями, обусловлено низкой речевой культурой, недостаточным запасом  слов.

А бедность,  серость  языка  связывается  в  свою  очередь  с  однообразием,

бедностью, серостью и не оригинальностью мысли.

Слова-сорняки,  слова-паразиты  не  несут  никакой  смысловой  нагрузки,  не

обладают информативностью. Они просто засоряют речь  говорящего,  затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания  высказывания.  Кроме  того, лишние  слова  психологически  действуют  на  слушателей,  которые  начинают подсчитывать количество таких слов в устном выступлении.

      Почему  же все-таки  слова-сорняки   появляются  в  нашей  речи?  Это  и

волнение во время говорения, и неумение мыслить публично,  подбирать  нужные слова для оформления  своих  мыслей  и,  конечно,  бедность  индивидуального словаря  говорящего.  Забота  о  чистоте  речи  повышает  качество   речевой деятельности.

      Речь должна  быть  яркой,  образной,  выразительной.  Говорящий  должен

воздействовать не только на разум, но и на чувства, воображение  слушателей. Образность и эмоциональность речи усиливают ее  эффективность,  способствуют лучшему  пониманию,  восприятию  и  запоминанию,   доставляют   эстетическое удовольствие.

      Если  слушатели   не  воспринимают   смысл   произносимых   слов,   они

неправильно понимают то, о  чем говорится, следовательно,  не  могут  усвоить преподносимый материал. Ясность,  понятность  речи  в  значительной  степени зависят от правильного использования различных пластов лексического  состава языка:    терминов,    иностранных    слов,    диалектизмов,    жаргонизмов, профессионализмов,  историзмов,  архаизмов,  неологизмов.  Применение   слов ограниченной сферы употребления должно быть обязательно мотивировано.

Источник: myunivercity.ru

 

 

 

Кафедра: русского языка

 

 

Реферат по русскому языку

 

Тема: Условия эффективного разговора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011 год

 

Оглавление

 

Введение

1. Поведение собеседников и эмоциональная окраска речи

2. Характеристики культуры речи

3. Содержание речи

 

Заключение

Литература

 

Введение

 

Беседы — это способ межличностной коммуникации и основа хороших межличностных отношений. Когда беседа идет хорошо, она информативна, стимулирует мышление и часто доставляет удовольствие. Понимая, как протекает разговор, и извлекая пользу из его динамики, мы можем научиться лучше вести беседы. Рассмотрим навыки эффективного ведения беседы.

Поведение собеседников и эмоциональная окраска речи

 

Требования к поведению собеседников связаны с представлениями о вежливости и уважении. Некоторые из них можно сформулировать в определенных правилах для слушающего и говорящего.

Для слушающего собеседника — рекомендуется принимать любую речь и отдавать ей предпочтение перед любым действием, т.е. всегда быть готовым к приему речи. Если человек занят своим делом, то ему рекомендуется оставить свое занятие, выслушать обращенную к нему речь и постараться понять сказанное. Если в тот момент, когда к нему обращена чья-то речь, человек сам говорит, то правильнее будет замолчать и выслушать, чем продолжать говорить. То есть основные правила:

а) отдавать предпочтение беседе перед неречевым занятием

б) выслушиванию собеседника перед своей речью.

Для говорящего – запрещено наносить ущерб слушающему собеседнику содержанием или формой высказывания. Для этого следует быть осторожным и предвидеть возможность такого ущерба. Для создания позитивной атмосферы общения большую роль играют существующие у собеседников установки: доброжелательность, терпеливость, готовность к сотрудничеству, внимательность и уважение к собеседнику. Таким образом, любая форма проявления вежливости связана с тем, что на какой-то момент времени свои интересы и потребности отходят на второй план, а предпочтение отдается интересам и потребностям собеседника, т.е. вежливое поведение – это всегда поведение в интересах собеседника. В этом плане в деловом поведении для подчиненного совпадают норма субординации и норма вежливости, и невежливое поведение разрушает также и систему отношений подчинения. При построении поведения со старшими по статусу (руководителями, преподавателями) не следует: опровергать критику со стороны начальника, повышать голос, стремиться во что бы то ни стало доказать свою правоту, стремиться – доказать начальнику, что он ошибается, ставить начальника в неловкое положение.

Характеристики культуры речи

Культура речи – совокупность и система ее коммуникативных качеств: богатство (разнообразие) словаря; чистота речи, отсутствие слов- паразитов, слов-сорняков, не несущих смысловой нагрузки, ненормативной лексики, так как это затрудняет восприятие речи, отвлекает внимание от содержания, раздражает собеседника; выразительность ; точность, ясность и понятность; правильность. Следует заботиться о доступности речи, использовать разнообразные речевые средства: сравнения, примеры. Коммуникативный процесс эффективен, когда в речи заложены определенные коммуникативные качества, такие как: правильность, точность, чистота, логичность, богатство и разнообразие средств, выразительность, уместность и др. Они обеспечивают целесообразность функционирования языка в коммуникативном процессе. Целесообразность – это способность речевой культуры высказывания обеспечить достижение коммуникативных целей.

Правильность – соответствие речи актуальным литературным нормам. Правильность как структурное качество речи обеспечивает его функциональные качества: без правильности не может быть логичности, функциональности, точности.

Точность – это адекватность содержания речи планируемой информации. Причиной неточности речи является неправильное соотнесение языковой единицы с обозначаемым ею предметом или понятием, а также  нарушение норм лексической сочетаемости слов, находящихся в системных отношениях. Использование многозначных слов также может привести к неточности, двусмысленности. Еще одна причина неточности речи – трансформация фразеологизмов.

Чистота – коммуникативное качество, связанное с нормами употребления языковых средств, ограниченных в каком-либо отношении: стилистически; территориально; в силу исторического бытования (историзмы, архаизмы, неологизмы); социально-ограниченные (профессионализмы, просторечия, жаргоны). В теории культуры речи выдвигается ряд требований:

                  лексико-семантическая правильность, т.е. соответствие значения ограниченного слова обозначаемому предмету, соответствие норм лексической и семантической сочетаемости;

                  четкое определение слов, если они непонятны широкому кругу людей;

                  умеренность и целесообразность использования.

Чистоту речи можно рассматривать и как ситуативное качество, т.е. в каждой ситуации, в каждом определенном стиле имеются свои средства, которыми мы пользуемся  для достижения чистоты речи.

Богатство и разнообразие языковых средств – качество, имеющее различную степень проявления в разных стилях. Например, в официально-деловом стиле языковое разнообразие сводится к минимуму, а для художественной литературы, беллетристики – это необходимое, важнейшее качество.Разнообразие средств предполагает оптимальное использование возможностей синонимии и вариантности языка.Выразительность речи предполагает наличие в тексте специальных выразительных средств, таких как тропы, фигуры, стилистически окрашенная лексика. В широком смысле выразительность – это способность текста поддержать внимание и интерес адресата к содержанию и форме данного текста. Выразительным может быть любой текст: научный,  деловой и др.

Уместность – это регулятор степени проявления всех остальных коммуникативных качеств. Качество уместности исследователи рассматривают в разных аспектах:

1) ситуативная уместность – уместность по отношению к предмету речи, к цели высказывания (информация, общение или воздействие), к конкретным целям и намерениям говорящего (склонить к своему мнению, что-либо доказать, выразить солидарность и т.д.);

2) личностно-психологическая уместность – учет подготовленности адресата к восприятию информации. Здесь важную роль могут играть различные характеристики, в том числе такие как пол (большинство женщин более эмоциональны по сравнению с мужчинами) и возраст (к примеру, если вы расскажите  ребенку, что храните деньги в банке,  он, скорее всего, представит себе банку-емкость, а не банк-учреждение).Исследователи русского языка (Д.Э. Розенталь, В.Г. Костомаров, Л.М.Майданова) рассматривают также другие коммуникативные качества речи: краткость (лаконичность), благозвучие, ясность (понятность), популярность, доступность (простота) и другие.

При изучении речевого  взаимодействия принято выделять два вида общения:

а)межличностное общение;

б)социально ориентированное  общение.

Речь в межличностном взаимодействии – это разговорная речь. Для нее характерны неподготовленность и непринужденность. Говорящий вынужден мыслить и говорить одновременно, времени на обдумывание фразы почти нет. С этим  связаны такие особенности речи, как меньшая лексическая точность, свобода словоупотребления, наличие речевых  ошибок и заполнителей пауз. Непосредственное участие говорящих в речевом акте усиливает эмоциональную окраску   речи, в ней проявляются  личностные особенности собеседников, их отношение  друг к другу и к предмету разговора.

Содержание речи

Речь считается содержательной, если она имеет внутренний смысл. Не случайно

уже в древнерусском языке одно из значений слова смысл было «разум, рассудок, ум». В таком значении оно ос­тавалось известным и в XIX в. Вспомним строчки из «Руслана и Людмилы» А. С. Пушкина: «Руслан томился молчаливо, и смысл и память потерял». Таким образом, содержательность речи зависит от степени умственного развития говорящих, от их интеллекта. Это подтверждает и пословица «Красно поле пшеном, а беседа умом».

Содержательные лекции, выступления, романы, статьи доставля­ют человеку

наслаждение, приносят радость, обогащают новыми зна­ниями, недаром народ

говорит: «Хорошую речь хорошо и слушать», «В чужой беседе всяк ума

наберется». Пословицы имеют в виду не пустословие, а содержательный, умный

разговор. Отсюда предупреждение, определяющее отношение к слову, речи, языку: «Когда говоришь — думай», «Слово не зря молвится», «Не бросай слов на ветер», «Не следует слова тратить попусту», «Коня на вожжах не удержишь, а слова с языка не воротишь». И в этих по­словицах озабоченность о содержательной стороне речи: обдумай то, что хочешь сказать; слова подбирай соответственно смыслу. Сколько юмора, иронии заключает в себе пословица «Из пустого в порожнее переливать». Пустое дело подобно пустому разговору. И от того и от другого никакой пользы. «Наговорили, что наварили, а глянь — ан нет ничего», «Во многословии не без пустословия», «Го­ворит день до вечера, а послушать нечего», «Много наговорено, да мало сказано». Как видим, пословицы порицают бессодержательные речи, разговоры, ничего не дающие ни уму ни сердцу. Чтобы речь была содержательной, информативной, обогащала слушателей, привлекала их внимание, важно, работая над текстом, осмыслить:

1)     какие положения будут развиты;

2)     что нового вносится в решение вопроса;

3)     что остается спорным и требует дальнейших размышлений;

4)     насколько высказываемые мысли аргументированы;

5)     какова авторская позиция.

 

Заключение

Человек существо социальное, а ведущим коммуникативным средством является речь. Главной функцией речи является трансформация внутреннего

образа человека, возникшего в результате подсознательной внутренней или

духовной работы, в сознание слушающего. Для точного воспроизведения образа

необходима выразительная речь, благодаря которой воспроизводимая информация пробивается через призму субъективной оценки человека и становится неотъемлемой частью его внутреннего мира. Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя. Выразительно может говорить человек  соответствующий следующим условиям: самостоятельность мышления; неравнодушие;  хорошее знание языка, его выразительных возможностей;  хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей; систематическая и осознанная тренировка речевых навыков. Одно умение находить «свои», выразительные и эмоцио­нальные слова еще не сделает вашу речь живой, если вы не владеете секретами экспрессивного синтаксиса. Ведь слова надо уметь выстроить из них такие предложения, которые позволяли бы использовать разнообразные интонации, умело расставить паузы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Васильева А. Н. Основы культуры речи. – М., 1990

2. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Деловая риторика. — Ростов-на-Дону:

Издательский центр «МарТ», 2001

3. Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Культура и искусство речи. Современная

риторика. —  Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996

4. Зарецкая Е, Н, Логика речи для менеджера. – М., 1996

5. Клюев Е, В. Речевая коммуникация: Учебное пособие для университетов и

вузов. – М., 1998

6. Клюев Е. В. Риторика: Учебное пособие для вузов. – М., 1999

7. Сопер П. – Основы искусства речи. – М., 1992

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник: freepapers.ru


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.