Теория роберта мертона


Одной из наиболее популярных теорий девиантного поведения является теория социального напряжения Р. Мертона. При создании этой теории, Мертон использовал дюркгеймовскую концепцию аномии применительно к проблемам социологии преступности. Главная идея этой теории заключается в том, что основной причиной преступности является противоречие между ценностями, на которые общество нацеливает людей, и возможностями их достижения по установленным обществом правилам.

Возникающее социальное напряжение приводит к тому, что человек, не сумевший получить определенные ценности, будет реагировать на это той или иной формой девиантного поведения (в том числе и связанно с агрессией и насилием). Всего Мертон выделял пять типов реакций на устанавливаемые обществом ценности и институционализированные средства их достижения. Традиционно, эти пять типов поведения трактуются применительно к такой общепризнанной в современном обществе культурной цели, какой является стремление к материальному благополучию. Основным социально приемлемым средством достижения этой цели считаются образование и карьера. Напряжение в отношении этой цели является очень сильным, поскольку ценность успеха поддерживается в сознании людей многочисленными СМИ (реклама, репортажи о жизни знаменитостей и т.д.), а реальная возможность сделать успешную карьеру доступна немногим. Это может быть представлено в виде следующей таблицы:


Виды поведения Культурные цели

(материальное

благополучие)

Институциализированные

средства (успешная карьера)

 

Конформизм признаются признаются
Инновация признаются отрицаются
Ритуализм отрицаются признаются
Отступление

(ретретизм – от лат. Retro – «назад»)

отрицаются отрицаются
Мятеж отрицаются и заменяются отрицаются и заменяются

 

Согласно этой таблице, единственно «нормальным» поведением будет конформизм, признающий, как цели, так и средства. Одной из девиантных реакций на напряжение может быть инновация. В этом случае субъект признает социальные цели (напр. материальное благополучие), но, не будучи в состоянии достичь их при помощи социально одобряемых средств (успешная карьера), применяет собственные средства, зачастую не одобряемые социумом (напр. преступная деятельность, рэкет).


Ритуализм — это непризнание целей, при использовании институционализированных средств их достижения. Например: субъект не считает себя способным добиться социального успеха, но продолжает усердно трудиться в неперспективных областях, без надежды на какие-либо достижения.

Отступление — это отрицание как целей, так и средств их достижения, уход от социума. Примером может служить поведение человека употребляющего наркотики и пытающегося таким образом “заслониться” от общества.

Мятежник не признает социальные цели и заменяет их своими собственными, так же как и средства. Например, вместо экономических выгод человек может стремиться к разрушению несправедливой социальной системы, с помощью насилия.

Читателю следует обратить внимание на то, что приведенные в этой теории варианты отношения к ценностям и способам их достижения являются простым перечислением формальных возможностей, то есть не содержат (и не претендуют содержать) никаких указаний на личностные особенности индивидов,  к которым сказанное может быть приложено. В психологическом смысле это – способ классификации, но не объяснения, и следовательно, такое объяснение лежит за пределами «чистой» психологии, не может быть дано без учета социальных факторов.


Теория социального напряжения Мертона перебрасывает своеобразный мост между Дюркгеймом, который рассматривал преступление как продукт взаимоотношений личности и общества, к Марксу, который акцентировал внимание на неравном распределении жизненных шансов в обществе.

В 1961 году ученики Мертона Р. Кловард и Л. Олин опубликовали монографию “Делинквентность и возможности: теория делинквентных групп”. Авторы монографии убедительно показали, что общество, навязывая молодежи определенные ценности (в частности стремление к успеху) не замечает того, что их достижение является мало реальным для большинства молодых людей (что опять таки противоречит официально декларируемому равенству возможностей). На самом деле, подчеркивают авторы монографии, достигнуть социальных целей законными способами могут лишь немногие. Большинство вынуждены для достижения успеха проявлять ловкость — нарушать закон и нормы морали. Молодой человек, попадая во взрослую жизнь, сталкивается совсем не с тем, что ему внушали в процессе воспитания. Результатом такого противоречия становится разочарование, фрустрация. Типичные реакции на это:

— создание воровских шаек, члены которых посредством хищений и грабежей получают возможность жить в соответствии с господствующими в обществе стандартами потребления; в схеме Мертона — это инновация, использование насилия и краж для достижения целей;


— объединение в агрессивные банды, которые снимают напряжение, вызванное социальной несправедливостью, совершением актов насилия и вандализма; по Мертону — мятеж;

— вступление в антисоциальные группировки, где молодые люди, употребляя наркотики и алкоголь, уходят в себя, замыкаются в тесном кругу сверстников, озабоченных теми же проблемами, и таким путем пытаются уйти, заслониться от социальной несправедливости.

Теория напряжения относится к функциональному направлении в социологическом теоретизировании. Она показывает как некоторые элементы общественной структуры (обнищавшие слои, расовые меньшинства и т.п.) могут быть социально дисфункциональны из-за невозможности реализации культурных целей. Однако эта теория менее эффективно объясняет отклоняющееся поведение привилегированных групп, поскольку социальное положение представителей высших слоев общества не препятствует, а, напротив, способствует успеху.

Энциклопедическая справка (БСЭ)

Мертон (Merton) Роберт Кинг (р. 5.7.1910, Филадельфия, штат Пенсильвания), американский социолог, профессор социологии (с 1947) и заместитель директора «Бюро прикладных социальных исследований» Колумбийского университета. Президент Американской социологических ассоциации (1954). М. — представитель структурно-функционального анализа [ввёл понятие «дисфункции», разграничение «явных» и «латентных» (скрытых) функций]. Ему принадлежит идея т. н. «теорий среднего уровня», которые должны связать эмпирические исследования и общую теорию социологии.


Примером социологического анализа М. является его теория «аномии» (понятие, заимствованное у Э. Дюркгейма). «Аномия», по М., — особое нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы «моральных ценностей» и «вакуумом идеалов». М. считает причиной «аномии» противоречие между господствующими в США индивидуалистическими «нормами-целями» культуры (стремление к богатству, власти, успеху, выступающее в качестве установок и мотивов личности) и существующими институтами, санкционированными средствами достижения этих целей. Последние, по М., практически лишают подавляющее большинство американцев всякой возможности реализовать поставленные цели «законными путями». Это противоречие, по М., лежит и в основе преступности (бунт индивидуалиста против сковывающих его законов и правил, создаваемых институтами), апатии и разочарованности в

жизни (потеря жизненных целей). М. рассматривает это противоречие не как продукт капиталистического строя, а как «всеобщий» конфликт, якобы типичный для «индустриального общества». В ряде работ М. выступает как либерально-демократический критик бюрократических и милитаристских тенденций в США, не выходя, однако, за пределы буржуазной идеологии.

М. принадлежат эмпирические исследования средств массовой коммуникации в США (радио, кино, телевидение, пресса), содержащие критику последних, а также работы по социологии познания и социологии науки.


СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ — принцип исследования социальных явлений и процессов как системы, в которой каждый элемент структуры имеет определенное назначение (функцию). Основные представители структурно-функциональной школы в современной социологии — Т. Парсонс, Р. К. Мертон и др.

ИСТОЧНИК  А.В. Хомич. Психология девиантного поведения.

______________________________________________________________

Еще одна статья о теории социального напряжения

http://shiza.com.ua/teoriya-sotsialnogo-napryazheniya/#more-1291

В 1961 году ученики Мертона Кловард и Олин опубликовали монографию «Делинквентность и возможности: теория делинквентных групп». Авторы монографии убедительно показали, что общество, навязывая молодежи определенные ценности, в частности стремление к успеху, не замечает того, что их достижение является практически нереальным для большинства молодых людей, что опять таки противоречит официально декларируемому равенству возможностей. На самом деле, подчеркивают авторы монографии, достигнуть социальных целей законными способами могут лишь немногие. Большинство вынуждены для достижения успеха проявлять ловкость — нарушать закон и нормы морали.

Молодой человек, попадая во взрослую жизнь, сталкивается совсем не с тем, что ему внушали в процессе воспитания. Результатом такого противоречия становиться разочарование, фрустрация.
пичные реакции на это: создание воровских группировок, члены которых посредством хищений и грабежей пытаются жить в соответствии с принятыми в обществе стандартами потребления.   По Мертону —  это  инновация, то есть использование жестокости и насилия для достижения целей; создание агрессивных банд, которые снимают напряжение, спровоцированное социальной несправедливостью, совершая акты насилия и вандализма; и мятеж, то есть вступление  в  антисоциальные  группы,  где  молодые  люди с помощью алкоголя и наркотиков, уходят в себя, замыкаются в кругу сверстников, опечаленных теми же проблемами, так же пытающихся уйти от социальной несправедливости.

Работа Кловарда и Олина произвела сильное впечатление на Кеннеди, по инициативе которого

был принят закон о предупреждении преступлений несовершеннолетних. Так же была создана специальная программа расширения возможностей несовершеннолетних. По мнению ее создателей, социальная работа с молодежью — помощь в получении образования и работы — позволит снизить рост преступности несовершеннолетних.

Мертон, благодаря своей теории социального напряжения, в достаточной мере поспособствовал пониманию основных причин высокого уровня преступности. Завышенная социальная ценность материального благополучия, при неравных возможностях его достижения для разных социальных групп, приводит к росту преступного поведения именно тех, кто оказывается не в состоянии его получить. Эта теория показывает одну из главных проблем современного общества — его «двуликость»: высокие стандарты уровня жизни, которые демонстрируют всевозможные СМИ, и полная нищета, которая не дает возможности реализовать свой «жизненный шанс» большей части нашего социума.


Если теория социального напряжения помогает выявлению глубинных корней девиантности в несоответствии между общественными целями и приемлеиыми возможностями их достижения, то другие теории обращаются к иным социальным аспектам девиантности.

_________________________________________________________

Источник: redpsychology.wordpress.com

Выдающийся современный американский социолог Роберт Мертон (1910-2003) уже при жизни был признан классиком социологической науки. В его весьма обширном научном наследии наиболее существенное значение для развития современной социологии имеют две теоретические конструкции: теория «среднего уровня» и «неофункциональная теория», ставшая альтернативной парадигмой структурного функционализма.

Теория «среднего уровня».Мертоновская концепция «теории среднего уровня» стала эффективной методологической новацией, позволившей в существенной мере преодолеть кризисную ситуацию, возникшую в социологической науке к середине ХХ века.
ть этого кризиса состояла в увеличении разрыва между двумя уровнями социологического знания: общетеоретической (фундаментальной) социологией и эмпирической социологией. Эмпирический уровень социологии связан со сбором многочисленных фактов, сведений, мнений членов социальных групп, личностных данных, их последующей обработкой, а также обобщением и формулированием первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни. Названный разрыв означал, что был поставлен под сомнение (заявленный еще О. Контом) важнейший базовый принцип социологии – единство общесоциологической теории и эмпирического исследования. Действительно, общее теоретизирование, не подкрепленное знанием конкретных фактов социальной действительности, становится бессодержательным, лишенным непосредственной практической значимости. В то же время эмпирические исследования, не связанные общетеоретическими выводами, не могут объяснить природу большинства социальных явлений. В данном контексте сформулированная Мертоном теория предложила альтернативную методологию социологического познания, которая стала успешным способом накопления и познания в социологии.

Само понятие «теории среднего уровня» (theories of the middle range) используется Мертоном в двух смыслах: 1) теории с ограниченным, «средним» диапазоном применения; и 2) теории среднего уровня обобщения, занимающие промежуточное положение между конкретными эмпирическими закономерностями и высокоабстрактными интеллектуальными схемами.
ичем второе значение является для Мертона основным. По мнению Мертона, теории среднего уровня – это теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но также необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватывающими систематическими попытками создать единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных организаций и социальных изменений. Таким образом, ограниченные по уровню обобщения и эмпирически подтвержденные «теории среднего уровня» позволяют объединить, консолидировать отдельные рабочие гипотезы, и сами, в свою очередь, подлежат объединению в более крупные теоретические системы.

Согласно Мертону, именно «теории среднего уровня», как эмпирически подтвержденные гипотезы, и составляют основу, предмет социологической науки. Теории среднего уровня могут быть как результатом обобщения большой группы социальных фактов, так и средством конкретизации отдельных областей социологии. Познавательная эффективность новой методологии была достаточно убедительно продемонстрирована самим американским социологом. Так, Мертон активно разрабатывал социологию девиантного поведения, социологию бюрократии, социологию науки, социологию медицины, социологию референтных групп, социологию массовых коммуникаций, социологию ролевого конфликта, социологию агрессии и другие подобные теории. В настоящее время в русле мертоновской методологии социологами разработано порядка 50 «теорий среднего уровня». Данные теории объемлют собой все новые и новые пространства социальной реальности, в итоге создавая целостное, эмпирически подтвержденное, т.е собственно научное, представление об обществе как сложной структурно-функциональной системе.

Неофункциональная теория.Мертоном была разработана новая парадигма (модель) структурно-функционального анализа в социологии. Формулирование новых подходов осуществлялось как ревизия классической функциональной теории (представленной, прежде всего, Э. Дюркгеймом и Т. Парсонсом), которая к середине ХХ века фактически во многом исчерпала свой познавательный потенциал и переживала серьезный методологический кризис. По сути, Мертон дал вторую жизнь старейшей социологической школе, адаптировав ее основополагающие принципы к современным социальным условиям и состоянию науки.

Выстраивая обновленную концепцию структурно-функционального анализа Мертон подвергает основательной критике три главных постулата (гипотезы) классических версий функционализма (структурного функционализма).

Первый постулат, критикуемый Мертоном – идея функционального единства общества, предполагающая полную функциональную согласованность и системно-интегративную направленность всех социокультурных образцов общества и индивидуальных практик. Речь идет о том, что любая часть социальной системы функциональна для всей системы. Данный тезис означает, что существует «предустановленная гармония» между целями конкретного деятеля, объективными последствиями его действий и потребностями выживания социальной системы (общества).

Мертон считал ошибочным теоретическое допущение о высокой степени интеграции современных социальных систем. Данный тезис может быть в основном справедливым лишь в отношении традиционных, особенно ранних, дописьменных обществ. Современные же, сложные, очень дифференцированные общества не могут рассматриваться как абсолютно слаженно функционирующие и полностью интегрированные социальные системы. Идея функционального единства ведет, по мнению Мертона, к игнорированию сложности результатов и неоднозначности последствий взаимодействия разных социокультурных структур для разных социальных групп и отдельных членов общества. Поэтому необходимо отказаться от отождествления намерений и мотивов социального поведения и его объективных последствий. Отсюда следует необходимость признания наряду с явными функциями социальных структур наличия у них латентных (скрытых, неявных) функций. Явная функция – это объективное последствие действия, вызванное намеренно и признаваемое действующими субъектами в качестве такового. Явная функция предполагает совпадение внутренней смысловой мотивации с объективными следствиями социального поведения. Согласно Мертону, явная функция может быть определена как объективное следствие действия социальной структуры, вызванное намеренно, открыто признаваемое сообществом и действующими субъектами и способствующее саморегуляции социальной системы, ее адаптации к среде. Латентная функция – это те объективные последствия, которые не входили в намерения действующих субъектов и не были ими осознаны. Это непреднамеренное и непризнанное (т.е. неосознанное и неожидаемое) следствие социального действия.

Второй постулат классического функционализма, отвергаемый Мертоном, — это идея универсальности функционализма, согласно которой любое подразделение социальной системы, любая социальная практика рассматриваются как «полезные», т.е. опять же как функциональные для поддержания целостности системы. Мертон считал данное допущение не только упрощенным, но и зачастую неправильным. Всегда можно найти примеры событий, социокультурных практик или следствий поведения, которые не только не соответствуют, но и противоречат задаче интеграции социальной системы. При функциональном анализе следует исходить из той посылки, что определенная социальная структура может быть по отношению к обществу как системе функциональной, дисфункциональной или нефункциональной. Функция – это те наблюдаемые последствия действия социальной структуры, которые способствуют адаптации или приспособлению данной системы. Дисфункция – это те наблюдаемые последствия действия социальной структуры, которые уменьшают приспособление или адаптацию системы. Нефункциональность – это те наблюдаемые последствия действия социальной структуры, которые безразличны для рассматриваемой системы. Мертон предложил заменить постулат универсальности функционализма на критерий, согласно которому существующие культурные формы обладают целым набором функциональных последствий. Мертон формулирует также тезис о «функциональном балансе». Суть данного тезиса заключается в том, что устойчивые культурные формы (структуры) имеют «чистый баланс» (положительное соотношение) функциональных последствий либо для общества как целого, либо для подгрупп, обладающих достаточной властью для удержания неприкосновенности этих форм или через прямое принуждение, или через непрямое убеждение.

Третий постулат классического функционализма, подвергнутый ревизии Мертоном, — это тезис о функциональной необходимости (принудительности) и функциональной незаменимости (безальтернативности) отдельных структур общества. Суть данного тезиса сводится к тому, что любой конкретный социальный институт (социокультурное подразделение) необходим для удовлетворения потребности выживания, сохранения социального порядка системы. При этом только данный конкретный институт может удовлетворять конкретную социальную потребность. Согласно классическому функционализму, каждая функция выполняется каким-то одним социальным институтом. При этом социальный институт характеризуется функциональной однозначностью и незаменимостью (как необходимая функциональная часть целого).

Мертон отверг тезис о функциональной необходимости и незаменимости определенных структур. Взамен он выдвинул идею «структурно-функциональных эквивалентов» или «структурно-функциональных альтернатив». Согласно Мертону, одну и ту же роль в различных системах могут играть различные структуры: точно так же, как один и тот же элемент может иметь множество функций, одна и та же функция может выполняться различными альтернативными элементами. При этом подчеркивается, что, хотя функция может раскрыть себя через альтернативные структуры, однако диапазон таких альтернативных возможностей не безграничен.

Аномия.К числу важнейших категорий неофункционального анализа относится понятие «аномия». Классическую трактовку этому явлению дал Э. Дюркгейм, который использовал его для характеристики особого кризисного состояния общества. Мертон модифицировал данное понятие, расширив границы его использования для характеристики в целом достаточно упорядоченных, благополучных обществ. Мертон понимал под аномией особое социальное состояние, связанное с напряженностью функциональной деятельности социальных структур общества и обусловленными ею (напряженностью) отклонениями в поведении отдельных индивидов. Аномическое состояние возникает вследствие невозможности практического согласования в действиях индивидов социально (официально) одобряемых целей и институционализированных (предписанных обществом в качестве долженствующих) средств их достижения. Данное положение Мертон иллюстрирует на примере современного американского общества. Общеизвестно, что в американском обществе общепринятые ценности ориентируют человека на социальное самопродвижение, на «делание денег», на успех. В качестве средств достижения этой цели (установки) предполагается самодисциплина и интенсивный труд. Согласно данным общественно (структурно) предписываемым нормам, люди, много и напряженно работающие, должны добиться успеха вне зависимости от своей стартовой позиции в жизни. В действительности же это не так, поскольку большинство людей, изначально находящихся в неблагоприятном положении, располагают ограниченными перспективами роста. Те же, кто «не преуспел», сталкиваются с непониманием и даже осуждением со стороны окружающих своей неспособности добиться успеха. В такой ситуации возникает большое искушение продвинуться любыми средствами, в том числе и незаконными. Таким образом, Мертон напрямую связывает состояние аномии с провоцированием девиантных (отклоняющихся) форм поведения.

Аномия и социальная девиантность. Развивая теории аномии и девиантного поведения, Мертон разработал классификацию моделей социальной адаптации (и соответствующего поведения) личности к выработанным в обществе культурным нормам в зависимости от того, признают ли люди господствующие ценности (цели) и следуют ли они принятым в обществе правилам достижения ценностных благ.

Классификация Мертона включает в себя пять поведенческих моделей:

1) конформистская (приспособленческая) модель адаптации (поведения). Она предполагает, что индивид разделяет цели данного общества и стремится осуществлять их легальными, рекомендуемыми обществом средствами;

2) инновационная модель адаптации характеризуется тем, что индивид принимает цели общества, но отрицает существующие в обществе ограничения в средствах достижения этих целей;

3) ритуализм, ритуальный тип адаптации и поведения характеризуется следованием общепринятым стандартам при отсутствии понимания индивидами действительных целей и смыслов, социальных последствий своих действий;

4) Ретритизм или эскейпизм как модель девиантной адаптации проявляется в отрицании индивидами как доминирующих в обществе целей, так и предписываемых обществом средств их достижения;

5) Бунт (мятеж), бунтарская форма поведения как радикальная форма девиантного поведения связана с решительным и тотальным отказом индивидов как от общественно признанных целей, так и от средств их достижения с одновременной заменой того и другого принципиально новыми целями и принципиально новыми средствами.

 

Источник: lektsia.com

        Роберт Мертон "О социологических теориях среднего уровня".
  Свою работу Роберт Мертон начинает с того, как сейчас употребляют слово теория и что оно означает. Он пишет, что в наше время в это слово входит слишком много значений и из-за этого возможна потеря его смысла. В книге автор употребляет слово социологическая теория, под которым он понимает множество логических утверждений. Но в центре внимания находятся теории среднего уровня: "это теории, находящиеся между второстепенными, но необходимыми рабочими гипотезами, появляющимися в изобилии в ходе проведения рутинного исследования, и всеобъемлющими систематическими попытками разработать общую теорию, которая объяснит все наблюдаемые закономерности социального поведения, социальной организации и социального изменения" [1]. В социологии чаще всего их используют как ориентир для эмпирического исследования. Далее автор пишет, что теории среднего уровня очень не происходят от всеобъемлющих теорий, но очень часто всеобъемлющие теории совпадают друг с другом и теорию среднего уровня можно включить во всеобъемлющую.
  Мертон считает, что в современный ему период поиск всеобъемлющей социологической теории является бесполезным. Социология пока еще к этому не готова. Затем автор пишет о "балканизации" социологии. Под ним он понимает то, что если каждый социолог разработает свою собственную общую теоретическую систему, то тогда в разных частях будет действовать своя система. Сейчас социологическая теория представляет собой "общую ориентацию на данные , указывающие на типы переменных, которые теории должны каким-то образом учитывать, а не четко сформулированные, поддающиеся проверке утверждения о взаимоотношениях между точно определенными переменными" [2].
  Роберт Мертон выделяет несколько свойств теорий среднего уровня:
1) Теории среднего уровня состоят из ограниченного количества утверждений, из которых логически выводятся и подтверждаются экспериментом конкретные гипотезы
2)  Эти теории не разрозненны, а объединены в более широкие теоретические системы. К примеру теории уровня стремлений, референтных групп и структуры возможностей.
3)  Эти теории достаточно абстрактны, чтобы иметь дело с разными сферами социального поведения и социальной структуры, они выходят за пределы описания или эмпирического обобщения.
4) Такого рода теория выходит за пределы различий между микросоциологическими и макросоциологическими проблемами, что видно из сравнения социальной организации и официальных организаций  и взаимозависимости социальных институтов.
5) Всеобщие социологические теоретические системы представляют собой скорее теоретическими ориентациями, чем строгие и упорядоченные системы.
6) Многие теории среднего уровня пересекаются с рядом систем социологической мысли
7) Теории среднего уровня продолжают классические теоретические традиции.
8) Установка на средний уровень позволяет точно определить сферу непознанного. Она четко указывает, что нужно сначала узнать, чтобы затем получить еще большие знаниям.  Она не может решить все существующие на проблемы, но она может решить те проблемы на которые у нее хватит знаний.
  И заканчивает Мертон свою работу перечислением функций парадигм качественного анализа:
1) Парадигмы вводят систему относительных обозначений. Они предоставляют малогабаритную классификацию основных понятий и их взаимоотношений, какие употребляются для описания анализа.
2) Парадигмы убавляют возможность непроизвольного вступления скрытых допущений и понятий, так как любое новое допущение и любое новое понятие обязано или логически выводиться из прошлых компонентов парадигмы, или быть четко введено в нее.
3) Парадигмы способствуют накоплению теоретических интерпретаций. [3]
4) Парадигмы предполагают перекрестное сведение в таблицы важнейших понятий.
5) Парадигмы способствуют кодификации качественного анализа. [4]

                        Роберт Мертон " Явные и латентные функции ".
   Роберт обращает свое внимание именно на функционализм потому, что он появился на многих интеллектуальных фронтах. Мертон возлагает на него большие надежды.
  Наиболее слабая составляющая функционального анализа это метод. 
  Мертон начинает свое рассмотрение с определения слова «функции» и «функционального анализа».
  Путаница состоит в том что под словом «функция» скрывается много понятий и соответственно в «функциональном анализе» тоже.
  Мертон выделял несколько понятий функции. Первое состояло в том, что это прием или торжественное собрание обычно официального характера. Второе заключалось в том, что «функция»  становится фактически эквивалентна термину «профессия». Третье понятие было основано на том, что функция это деятельность по выполнению обязанностей, возложенных на человека.
Мне кажется, наиболее значимое для социологии является третье словоупотребление.
  По Малиновскому она определяется как « роль, которую играют в обществе».
  В качестве синонимов понятий функции используются такие слова как «использование», «полезность», «цель», «мотив», «намерение», «задача», «последствия».
  «Социальная функция относится к наблюдаемым объективным последствиям, а не к субъективным планам. А отсутствие межу ними объективными социологическими последствиями и субъективными планами неизбежно ведет к неразберихе».
  Преобладающие постулаты в функциональном анализе:
1.постулат функционального единства.
2.постулат универсального функционализма.
3.постулат обязательности.
  «Функциональная теорема — это всего лишь установка консервативного социолога, который настроен защищать существующее положение дел».
  Понятие функциональных альтернатив означает разные возможности в определении функционального анализа.
  Мертон приходит к выводу функциональный анализ исповедовал теологию. Как только он примет постулат обо всех существующих социальных структурах, то функциональный анализ грозит к абсурду.
  Парадигма и функциональный анализ посвящены влиянию конкретных религиозных систем на мнения и настроения, понимание определенных ситуаций и действий. Старые теории занимаются дифференциальными влияниями религиозных верований и ритуалов на различные подгруппы и слои общества.
  Отличие функционального анализа заключается в том что, при применении этого анализа для социологов в отличие от физиологов не корректно выполнять операционально -осмысленные процедуры, они не применяют общий набор понятий и не используют одинаковых критериев действенности.
  Парадигма это одновременное рассмотрение основных требований функционального анализа. Она показывает саму суть понятий. Так же она представляет собой кодификацию понятий и проблем.
  В каждом функциональном анализе присутствует концепция функциональных требований.
   Функциональное требования в функциональном анализе занимают такое место, которое для социологии понятие функционального требования в тавтологическое сводится к условиям «выживания».
  Взаимодействие элементов социальной структуры ограничивает реальную возможность изменений или  функциональных альтернатив.
  Структурный контекст — это структурное ограничении, которое соответствует «принципу ограниченных возможностей».
  Первая и главная цель парадигмы функционального анализа  —  это дать предварительный кодифицированный ориентир для адекватного и плодотворного функционального анализа.
Вторая цель заключается в непосредственных  пастулатах.
В- третьих парадигма должна заставить социолога осознать научные выводы функционального анализа.
[1] — Мертон Р.К. "Явные и латентные функции",стр. 64
[2] — Мертон Р.К. "Явные и латентные функции",стр. 80
[3] — Мертон Р.К. "Явные и латентные функции", стр. 103
[4] — Мертон Р.К. "Явные и латентные функции", стр. 104

Источник: nogalawka.livejournal.com

Теории среднего уровня

Хотя, Роберт Мертон сознательно не претендовал на формирование еще одного – отраслевого или частного (специального) уровня – социологической науки, он применил термин «теории среднего уровня» лишь к своей разработанной для объяснения отклоняющегося поведения и аномии теории девиантного поведения, а также к теории ролей. Мертон положил начало теориям среднего уровня в социологии, под которыми в дальнейшем стали пониматься все теории подобного рода.

Теория девиантного поведения

В такие периоды люди испытывают нормативную дезориентацию, когда им трудно координировать свои действия с общественными нормами, которые теряют свою значимость. Старые нормы устаревают, а новые еще не сформированы.

Роберт Мертон экстраполировал теории аномии и социальной солидарности Дюркгейма на общественную жизнь в США. Его теория аномии исходит из тезиса об отсутствии общего и равного доступа к средствам достижения культурно одобряемой и санкционированной жизненной цели, выраженной в американской философии прагматизма. Эта жизненная цель, к которой должен стремиться любой американский гражданин, — достижение успеха.

Такая ситуация проявляется в том, что беднякам и представителям национальных меньшинств часто доступны лишь более низкие уровни образования и скудные экономические ресурсы. Если же они усвоили в качестве основной жизненной цели достижение материального успеха, сильные ограничения в доступе к средствам восходящей социальной мобильности (например, к высшему образованию и финансовым ресурсам) могут толкнуть их к отклоняющемуся поведению, потому что они не могут достичь общепризнанных культуросообразных целей нормативными средствами. Они пытаются добиться престижной цели любыми средствами, включая порочные и преступные. Именно так в обществе возникает девиантное поведение.

Мертон выделил пять реакций на противоречие культурной цели и средств достижения:

  1. Конформизм.
  2. Инновация. В таком случае индивиды могут использовать для достижения материального благополучия воровство, махинации, изготовление и торговлю наркотиками, нелегальным алкоголем и т.д.
  3. Ритуализм. Примером являются бюрократы.
  4. Ретритизм является свойственным для маргиналов.
  5. Бунт. Пример – радикальные контркультуры.

Изучение СМИ

Также заслугой Р. Мертона является его исследование средств массовой коммуникации (радио, прессы, кино, телевидения) в сотрудничестве с П. Лазарсфельдом. На основании обобщения результатов данных исследований Мертон выделил основные социальные функции средств массовых коммуникаций:

  1. функция присвоения статуса;
  2. функция укрепления социальных норм;
  3. дисфункция наркотизации.

Источник: spravochnick.ru

Враг универсальности

«Апокалиптическими и неактуальными» Мертон называл в 40-е годы 20 столетия все попытки конструирования общей социологической теории, которая смогла бы направить исследователей в русло жизненно важных проблем. Академические философы 19 века всегда претендовали на создание концепций, полностью охватывающих картину мира. Точно так же понимали свою задачу американские социологи, приверженцы той или иной философской школы.

Другой путь, который избрал Мертон, — это попытка социологов, не базируясь на каком-то одном философском учении, получать новые знания примерно так, как это делают естественные науки. Но и на этом пути ученых подстерегали ошибки. Были «за» и «против», существовала поляризация мнений по поводу теорий среднего уровня в социологии.

Свойства теории

Любопытно, что Мертон считал: теории среднего уровня не отрицают, а развивают классические традиции. Ссылаясь на идеи Дюркгейма и Вебера, он предлагал ставить перед социологией теоретические вопросы.

Социологические авторитеты – Маркс, Парсонс, Сорокин — остаются в качестве неких общих ориентаций. Мертон не оставляет за их учениями роли «единой руководящей» системы или концепции.

Роберт Мертон перечислил главные признаки теории среднего уровня:

  • состоят из ограниченного числа положений;
  • объединяются в другие обширные теоретические системы;
  • абстрактны — работают в разных областях социального поведения и социальной структуры;
  • содержат методологию для изучения микросоциологических и макросоциологических процессов;
  • задают точные вопросы, касающиеся непознанных процессов в социальной сфере.

Образцы социологии «среднего уровня»

Есть ли у эмпирического исследования какие-либо теоретические перспективы?

Ответ Мертона: «не предполагаемый в процессе исследований факт вынуждает создавать теорию. Модель «серендипити» заключается в том, что аномальное событие как побочный продукт изучения может привести к новой гипотезе. Несовместимость данных подстегивает любопытство и заставляет социологов выдвигать новые гипотезы».

Роберта Мертона, отказавшегося от построений «универсальной социологии», увлекло создание новых связей между эмпирическими наработками и теоретическими построениями, само понятие теории среднего уровня. Это теории референтных групп и девиантного поведения, социального конфликта, социальной мобильности. Именно таковы социологические теории среднего уровня Мертона.

Большая заслуга принадлежит американскому социологу в исследовании локальных и космополитических типов «значимых» людей, структуры социального влияния.

Интересны наблюдения Мертона в сфере пропаганды в кино и на радио во времена Второй мировой войны. Итог его размышлений: не следует преувеличивать роль пропаганды. Например, фашисты убедились, насколько она не успешна, когда противоречит реальным событиям.

Самоосуществление пророчества

Одна из очень интересных идей – концепция «самоосуществления пророчества».

Как писал Мертон, теорема У. А. Томаса гласит: если многие люди определяют события как реальные, то последствия их тоже будут реальными.

Социологическая притча, которую рассказывает Мертон в качестве иллюстрации, такова. В 1932 году возник слух о неплатежеспособности Нового национального банка. Наступила «черная среда». Взбудораженные вкладчики пытались лихорадочно «спасти» свою собственность. Но банк был изначально платежеспособным! И только ложное определение ситуации сделало реальным его банкротство. Предсказание привело к его осуществлению.

Именно в осуществлении определенного типа предсказаний Мертон видел причину расовых, этнических и ряда других конфликтов в Америке.

Идея «самоосуществления пророчества» подчеркивает ответственность социологов при выдвижении новых гипотез и теорий. Речь идет о том, что выводы социологов смогут подтолкнуть, спровоцировать, заставить осуществить социальные программы и действия. Ложное определение ситуации может спровоцировать поведение людей, при котором ситуация станет истинной.

Интеллектуалы в государственной бюрократии

Не стоит ли социологам обратиться к изучению собственной социальной группы? Ведь было немало усилий, направленных на изучение разных социальных и профессиональных групп в обществе. И это уже дало свои позитивные плоды. Криминальные личности, безработные, трудящиеся, военнообязанные – все группы общества могут быть описаны в теории среднего уровня.

Однако «хорошо бы начать с порядка в собственном доме» — утверждает Мертон. Например, какова роль интеллектуала на государственной службе? Основным пробелом в исследованиях, по Мертону, является недостаток необходимых данных.

Кто такой интеллектуал? Видимо, тот, чья деятельность посвящена развитию и формулировке знаний. Это понятие относится к социальной роли, а не к личности в целом. Есть интеллектуалы независимые, а есть завербованные в государственную бюрократию.

Интеллектуалы, по-своему понимая роль в правительстве, считают себя экспертами в области информации для нововведений. Что же приводит их к фрустрации в бюрократической системе? И чем отличаются политические деятели и интеллектуалы?

Гипотезы и идеи Роберта Мертона в этой связи заслуживают особого внимания. Он предложил внимательно изучить, почему значительные социологические результаты не всегда привлекают внимание политических деятелей. И почему интеллектуал испытывает эйфорию, отказавшись от участия в бюрократических процессах.

Россия и Мертон

Роберт Мертон приветствовал издание своих работ на русском языке: его статьи были изданы в 60-90-е годы. К сожалению, Мертон не дожил всего несколько лет до выхода в свет в 2006 году русского перевода своей большой книги «Социальная теория и социальная структура».

Родители Роберта Мертона (по отцу – Школьник) в 1904 году эмигрировали из России. И до 1910 года, когда он родился в Филадельфии, прошел не такой уж большой срок.

Создатель теорий среднего уровня, Мертон утверждал (вполне «всеобъемлющим» образом — в духе классической философии): «История способна делать стереотипы устаревшими».

Источник: FB.ru


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.