Стадии переживания горя по кюблер росс


 

Короткое изложение статьи Дэвида Б. Фельдмана в журнале «Psychology Today»

 

Основные моменты:
 

1. Отрицание — это способ мозга убедиться, что человек не получит слишком большую дозу горя слишком рано.

2. Горе требует времени, потому что оно может повлечь за собой принятие потери своей прежней роли и переопределение себя.

3. Иногда самые сильные чувства горя, известные как “острое горе”, начинают ослабевать в течение нескольких месяцев.

 

Среди широкой публики, — указывает автор — одна из наиболее известных и общепринятых психологических концепций заключается в том, что горе протекает поэтапно. Если вы уже знакомы со стадиями горя, вам следует поблагодарить за это психиатра и провидца, эксперта по смерти и умиранию Элизабет Кюблер-Росс. Благодаря своим многочисленным книгам и неустанной активности Кюблер-Росс удалось изменить отношение большей части мира к смерти. Она помогла смягчить некоторые из стигм, которые ранее присутствовали, сделав возможным говорить о потере и получать поддержку.


 

Однако есть то, чего вы, возможно, не знаете. Это тот факт, что Кюблер-Росс изначально не разрабатывала эти стадии, чтобы объяснить, через что проходят люди, когда теряют любимого человека. Вместо этого она разработала их, чтобы описать процесс, через который проходят пациенты, когда они смиряются со своими неизлечимыми болезнями. Стадии — отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие — были применены только позже к скорбящим друзьям и членам семьи, которые, похоже, прошли аналогичный процесс после потери своих близких.

Горе, оказывается, не так просто.

 

Далее Дэвид Фельдман ссылается на исследование, опубликованное в Scientific American, в котором утверждается, что  скорбящие люди не проходят эти стадии поэтапно. Следовательно, когда кто-либо из нас теряет кого-то, кого любит, мы можем обнаружить, что мы точно соответствуем этапам, описанным Кюблер-Россом, или мы можем пропустить все, кроме одного. Мы можем пройти через них или пройти весь путь до принятия. Мы можем даже повторить или добавить стадии, о которых Кюблер-Росс и.
ельности/.

 

Из исследования, на которое ссылается Дэвид:
«…по-видимому, нет никаких доказательств того, что большинство людей … проходят большинство стадий в том или ином порядке.  Рассел П. Фридман, исполнительный директор Института восстановления после горя в Шерман-Оукс, Калифорния. (www.grief-recovery.com ) с соавтором  Джоном У. Джеймсом в своем «Руководстве по восстановлению после горя» (HarperCollins, 1998) утверждают: “ни одно исследование никогда не устанавливало, что стадии горя действительно существуют, и то, что определяется как таковое, нельзя назвать стадиями. Горе — это нормальная и естественная эмоциональная реакция на потерю…. Независимо от того, как сильно люди хотят создать простые, понятные рекомендации для человеческих эмоций горя, не существует стадий горя, которые подходят для любых двух людей или отношений ”.


 

Неудачный побочный эффект ошибочной, но твердой веры нашего общества в пять стадий заключается в том, что многие люди начинают критиковать себя за то, что «не справляются с горем правильно”. Когда люди верят в идею, что есть только один здоровый способ скорбеть, им легко нападать на себя, когда они, естественно, обнаруживают, что делают это по-другому. Такая самокритика никогда никому не помогает.

 

Еще из исследования, которое цитируется мной выше:
«Почему стадии? Мы — приматы, ищущие закономерности, рассказывающие истории, пытающиеся разобраться в часто хаотичном и непредсказуемом мире. Теория стадий работает аналогично эвристике классификации видов или схеме эволюционной последовательности. Этапы также хорошо вписываются в хронологическую последовательность, где истории задают повествовательные шаблоны. Теории стадий “налагают порядок на хаос, предлагают предсказуемость вместо неопределенности и оптимизм вместо отчаяния”, — объяснила социальный психолог Кэрол Таврис. “Одна из привлекательности теорий стадии заключается в том, что они рассказывают историю — они дают нам повествование, по которому можно жить («ты чувствуешь это сейчас, но скоро …’). В когнитивной психологии, а также в нарративной психотерапии было много работ о важности рассказывания историй. Некоторые терапевты теперь разъясняют эту идею, помогая клиентам изменить негативное, обреченное на провал повествование («посмотрите, как я страдал») на позитивное («Я не только выжил, но и одержал победу ”) «.


 

Даже если стадии не совсем соответствуют принятому, из работы Кюблер-Росс можно извлечь три важных урока, каким бы ни был наш уникальный процесс переживания горя.

 

Урок 1: Небольшое отрицание естественно

 

Утверждение о том, что отрицание полезно, может показаться странным, учитывая, что психологи долгое время считали отрицание по своей сути вредным. Исследования теперь говорят нам, что это не так. Ронни Янофф-Булман, психолог и эксперт по психологическим травмам, заметил, что отрицание может быть полезным в умеренных количествах. Это способ мозга “дозировать” себя. Так же, как медицина полезна для нас, полное осознание того, что любимый человек умер, в конечном итоге полезно для нас. Но слишком много лекарств слишком быстро может вызвать неприятные побочные эффекты. Точно так же, когда тебя заставляют одновременно сталкиваться с трудными эмоциями, связанными с горем, может быть излишне болезненным.

 

Янофф-Булман не выступает за игнорирование реальности. Вместо этого она считает, что отрицание — это способ мозга убедиться, что мы не получаем слишком большую дозу горя, прежде чем будем готовы. Мозг естественным образом дает нам “перерывы на отрицание”. Эти перерывы позволяют нам расслабиться, перегруппироваться и подготовиться к трудным чувствам, с которыми мы неизбежно столкнемся.


 

Отрицание становится нездоровым только тогда, когда оно непоколебимо. В таких случаях люди иногда не могут встретиться лицом к лицу со своим горем. Временная передышка от горя, чтобы посмотреть фильм, поговорить с другом или просто помечтать на некоторое время, полезна, но попытка полностью избежать этого может иметь пагубные последствия. Как правило, единственный выход из горя — пройти через него. Если эмоции есть, важно не убегать от них. Но мы также не должны чувствовать, что должны столкнуться со всеми сразу. Правильно скорбеть означает уделять достаточно времени, чтобы вспомнить и прочувствовать потерю, а также использовать случайные возможности отвлечься и перегруппироваться.

 

Урок 2. Горе может поколебать нашу веру

 

Вера относится не только к религии. Мы верим во многие вещи — в себя, в других и в будущее. Когда кто-то умирает, наша вера во все это может пошатнуться. Может показаться, что мир уже никогда не будет прежним. Мы можем задаться вопросом, будем ли мы когда-нибудь прежними.

 

Люди часто задают вопросы типа: “Как это могло случиться с таким хорошим человеком?”, “Как мир может быть таким несправедливым?” Согласно исследованию психолога Мелвина Лернера, на каком-то уровне большинство людей верят в старую поговорку: “Что случается, то случается”. У нас есть вера в то, что, если мы будем вести себя хорошо, с нами должны произойти хорошие вещи. Многих из нас учат этому убеждению в детстве, и с возрастом мы не отказываемся от него полностью.


 

Однако жизнь не всегда справедлива, и люди не всегда получают то, чего заслуживают. Потеря любимого человека бросает вызов этим убеждениям. В результате люди иногда чувствуют себя виноватыми. Если мир справедлив и наш любимый человек умер, легко поверить, что мы  сделали что-то не так. Некоторые люди даже пытаются торговаться с богом (одна из стадий горя). Они могут пообещать быть более нравственными, справедливыми, понимающими или заботливыми, если только их любимый человек вернулся. Однако важно помнить, что у смерти есть медицинские и физические причины — причины, которые не являются нашей виной или, как правило, чьей-либо еще. Естественно подвергать сомнению справедливость потери того, кого мы любим. В конечном счете, однако, смерть не является ни справедливой, ни несправедливой. Это просто печальная реальность.

 

В дополнение к сомнению в нашей вере в справедливо.
можем потерять одну или несколько из этих важных ролей.

 

В этой ситуации естественно чувствовать смущение, грусть и даже гнев (некоторые из переживаний по Кюблер-Росс описаны в ее работах). Горе требует времени, потому что оно влечет за собой принятие потери этих ролей и переосмысление самих себя. В это время перемен важно помнить, что не изменилось. Хотя многое изменилось, обычно присутствуют некоторые константы — наши оставшиеся друзья и семья. Важно находить утешение в том, что стабильно, и использовать это как “домашнюю базу”, на которой можно построить новую веру в то, кто мы есть.

 

Урок 3. Горе обычно приводит к принятию

 

Центральное место в стадиях Кюблер-Росс занимает представление о том, что горе — это процесс, который в конечном итоге приводит к принятию,  последней стадии. Хотя большинство людей никогда не перестают скучать по своим ушедшим близким, болезненные эмоции, которые они испытывают вскоре после смерти, почти наверняка со временем смягчаются.


 

Помнить об этом может быть утешительно. Если мы говорим себе: “Это никогда не закончится”, “Я слаб, что так себя чувствую”, “Я схожу с ума” или какое-то другое негативное (и, вероятно, не совсем точное) утверждение, мы в конечном итоге почувствуем себя  хуже. Если мы вместо этого убедим себя, что “это нормально и не будет длиться вечно”, нам будет легче почтить нашу потерю без дополнительного бремени.

 

Однако важно не торопить горе. Многие скорбящие люди говорили мне, что друзья давали им всевозможные заключения о том, сколько времени должен занять процесс скорби. Один человек может сказать, что несколько недель, в то время как другие могут сказать, что от нескольких месяцев до нескольких лет. Эти люди не лгут — они просто передают свой собственный опыт.

 

И еще из упомянутого исследования Майкла Шермера:
Стадии — «это вина и давление, которые теории налагают на людей, которые не чувствуют того, что, по их мнению, должны чувствовать. Вот почему потребители любого вида психотерапии или посттравматического вмешательства, которые пропагандируют понятие ‘неизбежных» стадий, должны быть скептичными и осторожными ”.

 


 

Но горе очень личное, и каждый из нас имеет право на свой собственный график. В то время как люди иногда продолжают испытывать моменты умеренной грусти даже через несколько лет после потери любимого человека, самые сильные чувства горя у большинства людей, известные как “острое горе”, начинают ослабевать в течение нескольких месяцев. Но важно не критиковать себя, если наше горе действует не так, как у большинства людей.

Горе — это не гонка до финиша, и это не соревнование, чтобы увидеть, кто лучше подходит для этапов Кюблер-Росс. Это естественная, хотя и эмоционально сложная часть жизни, которую нелегко объяснить пятью простыми стадиями.

 

Литература

1. David B. Feldman Ph.D.

Why the Five Stages of Grief Are Wrong. Lessons from the (non-)stages of grief

2. Michael Shermer on November

Five Fallacies of Grief: Debunking Psychological Stages. From the stages of grief to the stages of moral development, stage theories have little evidentiary support // Scientific American 

 

3. Elisabeth Kübler-Ross and David Kessler

On Grief and Grieving. Finding the Meaning of Grief Through the Five Stages of Loss

 

4. Sidney Zisook, Katherine Shear

Grief and bereavement: what psychiatrists need to know

 

 

Источник: irinakamaeva.ru

Стадии горя согласно классификации Кюблер-Росс


В целом люди реагируют на такие события одинаково. Исследователь из США Элизабет Кюблер-Росс в своей книге «О смерти и умирании» (1969 год) выделила пять стадий, сопровождающих процесс переживания горя. Эти этапы стали хрестоматийными.

1. Отрицание

«Нет, этого не могло произойти. Кто-то другой ушел из жизни, но не моя бабушка (мать, отец). Человек стремится уйти от реальности. Срабатывают защитные механизмы психики. Личность может находиться в стадии отрицания от нескольких минут до нескольких лет. В последнем случае ей может казаться, что давно умерший родственник в действительности просто находится где-то далеко в больнице или санатории.

2. Протест

«Чем я это заслужил?». На этом этапе горюющий ощущает гнев. Он не понимает, за что ему все это, почему он должен испытывать страдания. Он ругает бога или обстоятельства. Возникает злость по отношению к тем, кому не пришлось столкнуться с утратой.

3. Торг

«Я стану хорошим. Я покаюсь в церкви, буду подавать милостыню нищим, только пусть Бог меня спасет». Человеку кажется, что если он начнет вести себя, словно примерный ребенок, то небеса смилостивятся над ним и вернут потерю. Либо он может считать, что за хорошее поведение Господь избавит его от печали. Как правило, такой подход не срабатывает.

4. Отчаяние

На этом этапе горюющий погружается в пучину депрессии. Время от времени глубокая печаль охватывает его, подобно волнам. Он может плакать в течение некоторого времени, затем – успокаиваться, после чего снова накатывает волна депрессии.

5. Принятие

Наступление данной стадии возможно лишь при том условии, что человек сумел пройти остальные четыре. Если личность сумела пройти через этап депрессии, следующей стадией будет принятие. У горюющего, наконец, возникает желание жить. Он замечает то хорошее, что еще есть в его повседневности. Также он осознает, что и его собственная жизнь – не бесконечна. И поэтому нужно пользоваться тем, что она пока что дает.

Психические двойники

Фрейд подчеркивал то, что личность в принципе не склонна отказываться от тех эмоциональных привязанностей, которые имеются в её жизни. Даже когда человек оказывается покинутым, внутри психики отношения с объектом утраты продолжаются. Сохраняется не просто память об ушедшем, но и эмоциональная реакция на его личность — в психике присутствует двойник умершего или ушедшего.

Бессознательное каждого человека таит в себе большое количество различных психических двойников. Это те люди и предметы, что когда-либо встречались на жизненном пути.

При этом психоаналитики подчеркивают: психический двойник не представляет собой копию реального человека. Это фантом, созданный психикой человека, пропущенный через его личный опыт. Создание психического двойника сравнимо с рисованием картины. Художник на своих полотнах преобразует реальность, а психический двойник является отражением личной связи с объектом утраты.

Если человек проходит через все этапы горя, то «отношения» с психическим двойником переходят в более спокойную стадию. Остается светлая память о совместной жизни, общих радостных моментах. Если же этого не происходит, тревога и гнев по отношению к психическому двойнику продолжают мучить человека. Иногда это провяляется в снах. Покойник или бывший супруг становятся частыми гостями сновидений, содержание которых наполнено страхом, печалью, агрессией.

5 стадий принятия по Кюблер-Росс

Процесс работы горя

Внутренняя переработка утраты и горя поглощает все силы человека. Позитивные моменты, которые переживались при жизни, во время горевания превращаются в болезненные воспоминания. Словно уколы, эти моменты приносят душевные мучения, связанные с невозможностью вернуть близкого родственника или ушедшего супруга. Под этим давлением человек ощущает себя обессиленным.

Но повседневные требования жизни дают о себе знать. Нужно ходить на работу, делать уборку, совершать, в конце концов, гигиенические процедуры. Человек понимает, что невозможно весь день плакать или находиться в кровати. У него возникает стремление избавиться от тягостных эмоций и жить дальше.

При этом часть его психики все же остается вовлеченной в горевание. Еще не полностью завершился пересмотр совместной жизни. Душа не готова к исцелению. Если человек сознательно переключается на внешние дела, может возникнуть ощущение, что он предает утраченного близкого.

В стадии проработки горя человек является особенно уязвимым. Нередко обостряются болезни внутренних органов. Появляется склонность к алкоголизму, курению, что также плохо сказывается на здоровье. Именно поэтому в случае тяжелой утраты крайне полезным бывает обращение к психологу.

5 стадий принятия по Кюблер-Росс

Завершение горевания

В действительности вопрос о том, когда же заканчивается горе, не совсем корректен. Правда в том, что человек никогда по своей доброй воле не отпустит близких, которыми он дорожит. Психический двойник навсегда поселяется в уголках бессознательного разума. Иногда утрата снова оживает и причиняет боль.

В некоторых случаях личность полностью проживает все пять стадий потери, однако снова сталкивается с горем в дату смерти близкого, или же по причине какого-либо напоминания о нем.

Это не говорит о том, что не нужно проходить все стадии горевания. Делая это, человек получает шанс освободить себя от тягостных переживаний, а нередко и предупредить развитие психосоматических болезней. Если снова возникли воспоминания о близком – стоит позволить себе еще раз подумать о нем, погоревать. Сейчас его образ может снова вызывать слезы. Да, такова плата, присужденная Высшими силами людям за бесценный дар нежной эмоциональной привязанности к ближнему. Но пережив это горе достойно, мы получаем шанс обрести целостность, не допустить депрессии разрушить нас как личностей.

Похожие записи:

Источник: inha.ru

  1. ВСТУПЛЕНИЕ

Мы можем не знать ответы на многие вопросы, касающиеся нас, нашей деятельности, но все мы можем, ответить, что ждёт человека в конце его жизни. Мы обязательно умрём, т.к. человек не может жить вечно. Мы умрём завтра, или через несколько десятков лет, но это обязательно произойдёт. Почему же мы боимся самого процесса умирания и непосредственно смерти?

На сегодняшний момент, отношение к смерти является одной из важнейших проблем, с которой человек непременно сталкивается в своей жизни. Мнение многих заключается в том, чтобы дожить до 85 лет в полном здравии, закончить начатое и безболезненно умереть. Но, к сожалению, так получается не всегда.

современных людей учат отрицать смерть, учат, что она не содержит ничего, кроме уничтожения и потери. большинство людей в этом мире живет, либо отрицая смерть, либо страшась ее. Некоторые относятся к смерти с наивным и бездумным легкомыслием, полагая, что по какой-то неизвестной причине смерть для них пройдет хорошо, и тут не о чем беспокоиться. «Ну, смерть случается со всеми. Это не что-то важное, это естественно. Со мной все будет в порядке» – думают они. Это приятная теория – пока не умираешь.

Один из двух подходов к смерти рассматривает ее как то, от чего нужно бежать, а другой – как то, что произойдет само собой. Как же это далеко от понимания истинного значения смерти! Я считаю, что разрушительное действие этого отрицания смерти выходит далеко за пределы отдельного человека; оно влияет на всю планету. Поскольку основной верой современных людей является то, что эта жизнь – единственная, у них нет ответственности за отдаленное будущее. Поэтому ничто не останавливает их от разграбления этой планеты для достижения краткосрочных целей, от эгоистичного образа жизни, который может оказаться роковым для будущего.

Страх перед смертью и отсутствие знаний о жизни после смерти ведут к уничтожению нашей среды обитания, а значит и нас самих. Именно поэтому лично у меня вызывает недоумение, почему людей не учат ни тому, что такое смерть, ни тому, как нужно умирать.

  1. КОГДА ПРИХОДЯТ К ПСИХОЛОГУ С ПРЯМЫМ ЗАПРОСОМ ПРО СТРАХ СМЕРТИ:

5 СТАДИЙ ПРИНЯТИЯ СМЕРТИ

Элизабет Кюблер-Росс выделила в процессе приспособления к мысли о смерти 5 стадий:

  1. Стадия отрицания. Человек отказывается принять возможность своей смерти и занимается поисками других, более обнадеживающих мнений, диагнозов.

  2. Как только человек осознает, что действительно умирает, его охватывает гнев, обида и зависть к окружающим – наступает стадия гнева. Умирающий испытывает состояние фрустрации, вызванное крушением всех его планов и надежд.

  3. На стадии торга человек ищет способы продлить жизнь, дает обещания и пытается договориться с Богом, врачами, медсестрами или другими людьми, чтобы отдалить развязку или облегчить себе боль и страдания.

  4. Когда ничего выторговать не удается или время истекает, человека охватывает чувство безнадежности. Наступает стадия депрессии. На этой стадии умирающий человек сожалеет о том, что уже потерял, о предстоящей смерти и расставании с родными и близкими.

  5. На финальной стадии принятия человек смиряется со своей судьбой и спокойно ожидает развязки.

Но не все люди проходят через эти стадии, и только некоторые проходят их именно в такой последовательности. На реакцию умирающего оказывают влияние многие факторы, это и культура, и религия, и личность, и собственная философия жизни, а так же продолжительность и характер заболевания. Одни испытывают гнев и депрессию до самой смерти, другие приветствуют смерть как освобождение от боли и одиночества. Прохождение процесса умирания индивидуально, и нет универсальной последовательности стадий.

Присутствие в семье смертельно больного человека прекращает привычные формы деятельности, возникают эмоциональные и финансовые трудности. В зависимости от того, насколько успешно семья их преодолевает, строятся дальнейшие взаимоотношения родственников и близких умирающего человека.

Кюблер-Росс описала стадии, через которые проходят близкие друзья и родственники умирающего человека, они очень похожи на те, которые проходит сам умирающий. Сначала родные отрицают наличие тяжелой болезни своего родственника. На этой стадии, общаясь, друг с другом, тема о надвигающееся несчастье является закрытой. Затем, неопределенность вызывает у них тревогу, депрессивные состояния. Впоследствии, близкие умирающему человеку люди впадают в гнев, который чаще всего направлен на медицинский персонал или на тех, кто ухаживает за больным, а так же и на самого больного, обвиняя его в происходящем.

У людей, которым не грозит скорая смерть, больше времени на то, чтобы привыкнуть к мысли, что когда-нибудь они все же умрут. Свои последние годы они вспоминают прошлое и заново переживают старые радости и горести. Батлер считает, что это обозрение жизни является очень важной ступенью, на которую индивидуум поднимается в конце своего жизненного пути. В старости человек сильнее стремиться к самосознанню, этот процесс часто ведет к настоящему росту личности: решаются старые конфликты, переосмысливается жизнь и открывается что-то новое в себе. Только в ситуации с реальным приближением смерти, человек может твердо определиться в отношении того, что для него имеет особую важность, и кто он есть на самом деле.

Если смерть внезапна, то на обозрение жизни просто нет времени, но и болезнь, сопровождающаяся сильнейшими болями и ограничением подвижности, тоже не оставляет достаточного количества времени, чтобы приспособиться к смерти.

Человек, который решил для себя вопрос смерти, минует первые четыре стадии и сразу оказывается на 5 – принимает неизбежность смерти, смиряется и не испытывает страха смерти.

ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ СО СТРАХОМ СМЕРТИ, УТРАТОЙ, ГОРЕМ

Переживание потери проходит через несколько важных этапов.

 Кризисное консультирование и психотерапия потерь включает в себя такие темы как, смерть близкого человека, умирание и сопровождение умирающего, горевание и прощание, развод и расставание. Тема потерь, наверное, самая болезненная и сложная в работе психолога, психотерапевта. И все-таки: чем может помочь психолог человеку, который пережил и переживает сложный период? Психолог, подробно рассказывая и объясняя все стадии проживания горя, помогает осознать человеку,  на каком этапе он находится. Это дает возможность не зафиксироваться на этой стадии и избежать негативных последствий в будущем. Каждую стадию важно прожить — не перескочить от болезненнных чувств — а прожить до конца.

Первая стадия, стадия шока, отрицания, протеста длится от нескольких секунд до нескольких дней.  Шок — это интенсивный уровень тревоги без осознавания ее источника (что-то происходит, а я не понимаю что). Человек предъявляет симптоматику избегания, он не может поверить в реальность происходящего. Такая психологическая защита дает психике «не развалиться». Мир может казаться нереальным: время в восприятии клиента может ускоряться или останавливаться, пространство — сужаться. Иногда человек в этом состоянии проходит механически через все положенные ритуалы.В этот период важно внимание, забота, и просто человеческое присутствие близких людей. Слезы — это естественная и нормальная реакция в эти дни, и нужно дать возможность выплакать столько, сколько нужно человеку.

Первый этап — неверие в то, что это произошло. Отрицание, ощущение, что это происходит не в вашей жизни, поиск виноватых, поиск причин, поиск шансов и возможностей исправить случившееся, обмануть реальность, обмануть, в конечном счете, самого себя, найдя подтверждение, что все не так уж страшно. Это происходит от того, что принять случившееся страшно, невыносимо болезненно. И именно из-за избегания правды люди застревают в этом периоде чаще всего навсегда. И тогда вся жизнь летит под откос, хотя поначалу так не кажется.

Лекарство от этого несчастья очень горькое: поверить в то, что то, что случилось — безвозвратная, безжалостная, бескомпромиссная, ужасная, окончательная правда. Это очень больно и очень тяжело, но это путь в будущее.

Второй период — период отчаяния. Это может быть агрессия, которая выражается в форме негодования, агрессивности и враждебности по отношению к окружающим; обвинении в смерти близкого человека себя, родных или знакомых, лечившего врача, Бога и др. Находясь на этой стадии столкновения со смертью, человек может угрожать «виновным» или, наоборот, заниматься самобичеванием, чувствуя свою вину за произошедшее. Наряду с этими переживаниями появляется чувство злости, обиды, отчаяния. Злость может быть направлена как на себя, на окружающих, так и на умершего; может возникнуть из-за рухнувших планов и на все, что связано с психотравмой. Для того, чтобы снять эмоциональный накал, необходимо дать возможность человеку вербализовать событие, т.е. выговариваться, вспоминать. Одни люди в этот период яростно и жестко бьются за свою жизнь, и они правы: в ярости есть сила и несогласие, позволяющие в будущем построить новую жизнь. Другие опускают руки, сочтя потерю знаком, что жизнь не удалась… И так и остаются на всю оставшуюся жизнь с опущенными руками, игнорируя возможности начать жить… Лекарство от этой болезни очень трудное: поверить в то, что жизнь не кончилась.

3 стадия На стадии торга человек, потерявший близкого, практически не бывает. За редкими исключениями. Вспомним Грабового и матерей, отдающих ему деньги за обещание воскресить их детей.

4 стадия – депрессии — Когда злость находит свой выход и интенсивность эмоций снижается, наступает стадия депрессии — тоски, одиночества, ухода в себя и глубокого погружения в правду потери.характеризуется снижением остроты психоэмоциональных переживаний и любой активности. Окружающие замечают у человека депрессивное настроение, нарушение аппетита и сна, быструю утомляемость. Очень важно говорить страдающему человеку простые, но такие нужные слова: «Я рядом, ты не один; я готов помогать и быть с тобой». Люди, пережившие психотравму, часто отвергают помощь, но и тогда надо быть присутствующим, внимательным, но ненавязчивым. Человеку необходимо помочь найти силы пройти этот путь, «дойти до самого дна, чтобы хорошо оттолкнуться от него и вынырнуть».

5 стадия — период перестройки картины мира. Нужно найти место своей потере, не пряча ее за другими событиями, не маскируя другими людьми, а возложив цветы на ее могилу, чтить все то, что было обретено благодаря ей. Многие люди пытаются забыть о потере, спрятать ее, задвинуть, как дырку на обоях, картинами или людьми. Нельзя называть детей именами умерших младенцев — они не виноваты в смертях своих предшественников и не должны носить на себе всю жизнь печать смерти, не должны оправдывать ожиданий, возложенных не на них, нести бремя ваших несбывшихся мечт.

Этап восстановления длится примерно год. К этому времени происходит «экзистенциальная переработка», принятие и примирение с фактом утраты. Если человек находится в гармоничной обстановке и постепенно вовлекается в социум, то его психофизиологическое состояние приходит к балансу. Это большая внутренняя работа.

Через год, когда прожиты важные даты без близкого человека, наступает этап завершения. Человек учится сохранять память об ушедшем и в то же время жить настоящим, находит новые точки опоры, планирует свое будущее.

Кажется, что все очень просто: всего пять шагов от шока до полного принятия смерти. На самом деле, нет никаких стадий. Есть только непрерывно изменяющийся поток сознания, мерцание которого бросает напуганную смертью душу от раздражения к принятию, а потом — в глубокую депрессию и снова в агрессию. И так снова и снова, проходя по несколько раз одни и те же сомнения, мысли, чувства, фантазии, страхи. Мы говорим о стадиях переживания потери, стадиях горя, стадиях умирания потому, что это помогает нам сконцентрироваться на потоке бесконечных изменений внутри человека и понять их суть. И не смотря на то, что мы выделяем общие закономерности, каждый человек — это особый случай; это не «стадия», а беспрерывный процесс изменений, наполненных жизнью, страданием и поиском.

Проводя человека через различные стадии переживания потери, горевание, тем не менее, выполняет ряд «психотерапевтических» задач. 

1. Принять реальность потери. Причем не только разумом, но и чувствами. 

2. Пережить боль потери. Как мы говорили выше, боль высвобождается только через боль, а это значит, что пережитая боль потери рано или поздно все равно проявиться в каких-либо симптомах, в частности в психосоматических. 

3. Создать новую идентичность, то есть найти свое место в мире, в котором уже есть потеря. Это значит, что человек должен пересмотреть свои взаимоотношения с умершим, найти для них новую форму и новое место внутри себя. 

4. Перенести энергию с потери на другие аспекты жизни. Во время горевания человек поглощен умершим; ему кажется, что забыть о нем или перестать скорбеть равносильно предательству. На самом деле возможность отпустить свое горе дарует человеку чувство обновления, духовного преображения, переживание связи с собственной жизнью.

Что происходит, когда горе не отработано, и человек застрял на одной из стадий:

27 лет, не работаю и не учусь. Не замужем, детей нет. Меня преследуют панические состояния, связанные с состоянием моего здоровья. Каждый день я прислушиваюсь к себе и фактический день у меня что-то болит, То желудок, то кишечник, то ОРЗ. Почти каждый раз я вызываю скорую, потому как любое проявление состояния » в не норме» вызывает непреодолимый СТРАХ смерти, панику, повышение давление, усиление серцебиения, тремор, повышение температуры, тошнота рвота, иногда приступы удушья. ( Мне кажется что у меня лопнет сосуд в голове, в желудке начнется кровотечение или то что у меня камень в почке, и что неминуемая гибель неизбежна). Естественно, скорая реагирует, приезжает, делает кучу различных преддиагнозов и увозит в больницу. Пью множество таблеток ( хотя их принимать тоже боюсь), одно перестает болеть, начинает болеть другое. Паника и страх не отступают. Я никуда не езжу, боюсь перелетов, не знакомой пищи, болезней и пр. Детей тоже боюсь заводить, думаю от психов не смогу не выносит не родить, боюсь умереть при родах. Когда еду в машине , всё время смотрю по сторонам и во все зеркала, кажется, что произойдет авария, сама за руль боюсь садиться. Вообщем одна паника и страх. Все случилось 5 лет назад, после смерти отца, я начала прислушиваться к себе и болеть, болеть, болеть. В прошлом году в феврале попала в больницу, а там люди умирали через день, там моя психика окончательно расшаталась и мама забрала меня оттуда под расписку, месяц я почти не выходила из дома. Потом постепенно начала выходить на улицу, более-менее начала нормальную жизнь. Сейчас каждый день истерики и неврозы, успокоиться никак не могу, постоянно болею, слабость жуткая, ничего не хочется. Сплю отвратительно, часто просыпаюсь, вся трясусь и ещё долго не могу уснуть. Начались проблемы с памятью, путаю слова, хочу сказать одно, а вылетает другое, постоянно в напряжении. Хочу вылечиться и избавиться от навязчивого страха, очень боюсь умереть. Только таблетки, как я уже говорила не помогают, хочется походить на групповые и индивидуальные занятия по психотерапии, надеюсь, психиатр мне пока не нужен, хотя сойти с ума уже боюсь.

ДРУГОЙ КЛИЕНТ ЖАЛУЕТСЯ НА ПРЕСЛЕДУЮЩИЕ ЕГО СНЫ:

Ты просыпаешься от того, что трудно дышать, тебя озаряет, что ты в каком то ГРОБУ и в этот момент паника охватывает тебя, начиная бессмысленно бить в крышку, понимаешь что над тобой толща земли и тебе не выбраться отсюда НИКОГДА и у тебя есть только ключи и ручка!!!!!!Сбив руки в кровь ты смиряешься и ждешь СМЕРТЬ!!!

В таких случаях психолог возвращает клиента к 1 стадии и заново вместе с клиентом их проходит, следя за тем, чтобы разорвалась прежняя фиксация и не произошла новая. Попутно необходимо убрать ту симптоматику, которая появилась в процессе прежней фиксации. Это, как правило, занимает также около полугода- года кропотливой регулярной работы.

Однако, когда мы теряем отношения или мечты, мы не встречаем часто такой же поддержки, как в случае утраты близкого. Мы часто можем услышать «держи голову выше, хвост пистолетом, это не такая уж большая потеря». Когда потерявший слышит такие слова, его реакция часто — обида, поскольку смысл этих слов можно воспринять как «моя потеря — это нечто несущественное, не важное».

Я часто наблюдаю в своем кабинете, как, потеряв мечту или отношения, люди пытаются вернуть их и этими попытками разрушают свою жизнь в настоящем. Мужчина, не переживший потерю отношений с любимой в юности, в 50 лет разводится с женой от того, что ему показалось, что его мечта может осуществиться в лице молоденькой сотрудницы… Спортсмен, не переживший утрату карьеры, случившейся из-за перехода в зрелый, не-спортивный возраст, убивается на тренировках, не дающих результата и теряет возможности реализовать себя в другой деятельности… Женщина, не сумевшая вовремя выйти замуж из-за завышенных требований к кандидатам, почти в 40 лет рожает ребенка от последнего из оставшихся кандидатов, который ее бросает, и она остается с ребенком-инвалидом на руках…

Отчего это все происходит? Нереализованные мечты не отпускают сами. Они греют и питают надежды когда-нибудь сбыться. Предвижу ваш вопрос: а что ж мечтать-то вредно? Отвечу.

В нашей жизни всему свое время. Есть события, которые могут случиться только в какие-то определенные моменты жизни. И если они произошли — вы чувствуете, что не зря живете. Но обстоятельства жизни, когда люди находятся под властью родителей или родительских установок, могут сложиться таким образом, что события, которые должны произойти, не происходят. Вам не удалось пожить отдельно от родителей, вы сразу выскочили замуж и родили детей? Вам не удалось построить отношения с любимым, потому что мама была против? Вы не поступили в ВУЗ, в который хотели? Вы не переехали в другую страну, когда была возможность? Вы не сумели отстоять свои чувства, ценности, мечты?

Часто все это является причиной страданий на всю жизнь. И хорошо, если представился шанс таки реализовать это. А если нет? А если в жизни уже так много всего произошло, что реализация давней мечты может разрушить нажитое, а, кроме того, не факт, что сделает счастливыми? Ведомые несбывшимися желаниями люди часто, сломя голову, разметают все ценное, что удалось нажить в погоне… за иллюзией счастья. В этой погоне часто упускается из вида, что и человек-то уже не тот, и ценности поменялись, и мир поменялся.. Но упорству страждущего нет остановки…и псу под хвост летит настоящее…

Я знаю многих людей, не сумевших проститься с несбывшейся мечтой. Эти люди живут, ненавидя каждый свой день из-за того, что мечта не сбылась. День за днем проходят в сожалениях и ломаньях рук, в поисках зацепки, шанса, надежды сбыть то, о чем мечталось… И в это же самое время они ТОЧНО ТАК ЖЕ ТЕРЯЮТ СВОЕ НАСТОЯЩЕЕ! Через некоторое время они начинают страдать по новым потерям — тем, что случились в тот самый момент, пока они старались вернуть утраченное ранее… Ужасная вещь: они все время живут вчерашним днем и вчерашними потерями, безнадежно упуская настоящее…

Как же так? Ведь это нормально — горевать по утраченному? Да, нормально. Нормально горевать, а не пытаться воскресить. Все страдания таких людей происходят от попыток воскресить умершее прошлое. И в этих натужных и напрасных попытках они умерщвляют свое настоящее.

Для того, чтобы не случилось такого в вашей жизни, утратив мечту, потеряв отношения — не воскрешайте их. Похороните то, что умерло, оплачьте потерю всей душой и дайте шанс родиться новому. И это новое — не воплощение утраченного, не замена, не компенсация, нет! Не нагружайте новую жизнь прахом воспоминаний, не одевайте новых людей и новые события в саван усопших ценностей — отпустите прошлое. Откройтесь настоящему. Проститесь с потерянным, отдав ему все слезы, которых оно просит, всю досаду, всю горечь — разразитесь ими и плачьте до тех пор, пока не почувствуете, что боль ушла. Переживанию утраты нужно время: нельзя отмахиваться от нее и делать вид, что она не важна, что ее можно заменить. Это неправда. Любой опыт нашей жизни неповторим и незаменим. И если вам хватит смелости встретиться с горечью потери и пережить ее всю до дна, она отпустит вас, сохранив для вас возможность строить новую жизнь, а не теребить трупы ушедших возможностей.

Когда человеку не достает честности для того, чтобы расстаться с мечтой, он живет в мире иллюзий и миражей, гоняется за тенями, каждый раз разбивая лоб о реальность и теряя свое настоящее…. И тогда гора неоплаканных потерь растет как снежный ком… И тогда в конце жизни человек изрекает: я так и не жил…

Жизнь идет прямо сейчас. Простите себе потери и примите смерть того, что уже нельзя вернуть. Оставьте иллюзии ради возможности постичь счастье здесь и сейчас.

8

Источник: studfile.net

История[править | править код]

В 1965 году студентам Чикагской теологической семинарии было дано задание написать курсовые работы на тему «Кризис в человеческой жизни» и четверо из них решили, что им наиболее интересен последний кризис в жизни — умирание[1]. Эти студенты обратились к Элизабет Кюблер-Росс, работавшей в Медицинской школе им. Прицкера Чикагского университета, с просьбой организовать им несколько встреч с умирающими людьми, которые лежат в этой больнице, чтобы узнать, что они чувствуют, попытаться понять их нужды и по возможности их удовлетворить[1]. Предполагалось, что беседу будет вести Кюблер-Росс, а студенты-богословы будут стоять вокруг койки, наблюдая за происходящим[1].

Несмотря на возникшие трудности в виде противодействия персонала больницы, Кюблер-Росс организовала такой междисциплинарный семинар[1]. Раз в неделю она со студентами-богословами стала встречаться с безнадёжными больными, записывая беседы на магнитофон, а потом вместе со студентами их анализировать[1]. Постепенно семинар вырос до полусотни участников, и беседы с умирающими стали проводить уже не в палате, а в специальной комнате с зеркалом Гезелла, где большинство участников семинара находилось в соседней комнате и не были видны умирающему, с которым разговаривали Кюблер-Росс и иногда священник[1]. К 1967 году эти занятия стали признанным курсом для медицинских институтов и богословских семинарий[1]. Кроме наблюдения за умирающими, в учебный курс вошли также лекции, посвящённые теории смерти, философским, морально-этическим и религиозным сторонам этой проблемы, которые поочередно читали Э. Кюблер-Росс и больничный священник[1]. Этот курс, по словам Кюблер-Росс, проходили практикующие врачи, медсёстры и санитары, сиделки и работники социальных служб, христианские священники и раввины, терапевты и психологи[1].

В 1969 году Элизабет Кюблер-Росс опубликовала книгу «О смерти и умирании» (англ. On Death & Dying), в которой обобщила свой опыт и выделила пять этапов восприятия смерти во время развития смертельных болезней[1].

Этапы восприятия смерти[править | править код]

Первый этап — «Отрицание и изоляция» (англ. Denial and isolation). Обычно шок и отрицание возникают у пациентов, которым сообщили смертельный диагноз в самом начале развития болезни, или у тех, кто догадался об этом сам. Слишком сильный шок присутствует у пациентов, которым эту новость преждевременно и неожиданно сообщил человек, плохо знающий больного, либо не подготовленный. Отрицание и шок присуще почти всем пациентам и не только на первых стадиях болезни. Шок, по мнению Кюблер-Росс, выступает некой формой защиты, он смягчает неожиданное потрясение и позволяет пациенту собраться с мыслями, а позже пользоваться другими, менее радикальными формами защиты. После шока наступает стадия отрицания, которая позже трансформируется в стадию частичного отрицания.

Второй этап — «Гнев» («Злость», «Ярость») (англ. Anger). Когда пациент не в силах отрицать очевидное, его переполняют ярость, раздражение, зависть и негодование. Он задает вопрос: «Почему именно я?» В этом случае семье пациента и сотрудникам больницы очень трудно общаться с пациентом. Пациент неожиданно выплескивает свое возмущение на окружающих. Он ругает врачей за то, что те слишком долго держат его в больнице, медсестёр за то, что те либо слишком назойливы, либо равнодушны, а посещение родных вызывает у больного только раздражение и злость, что приводит родственников в состояние скорби.

Третий этап — «Депрессия» (англ. Depression). Оцепенение, раздражительность и обиды вскоре сменяются ощущением огромной потери. Наступает депрессия. Кюблер-Росс выделяет два вида депрессии: реактивную и «подготовительную скорбь». Реактивную депрессию часто сопровождает чувство вины за то, что человек изменился из-за болезни, то есть сожаление о прошлом. Человек в таком состоянии не может взглянуть в лицо собственной болезни и угрозе смерти, но при этом склонен к многословному общению, так как хочет поделиться своими тревогами. Стадия депрессии, которую Кюблер-Росс назвала «подготовительная скорбь», характерна тем, что она вызвана неминуемыми потерями в будущем, то есть пациент осознает неизбежность конца. И на этой стадии обычно человек в основном молчит.

Четвёртый этап — «Торговля» («Торг») (англ. Bargaining). Этот этап довольно непродолжительный. Пациент пытается «договориться» с болезнью. Он знает, что хорошее поведение вознаграждается. Сначала желания пациента заключаются в продлении жизни, а позже сменяются надеждой на хотя бы несколько дней без болей и неудобств или надеждой на исполнение заветного желания. По существу, сделка представляет собой попытку отсрочить неизбежное. Она не только определяет награду «за примерное поведение», но и устанавливает некую «окончательную черту». Если мечта исполнится, пациент обещает ни о чём больше не просить. При этом обычно никто своих слов не держит.

Пятый этап — «Смирение» («Принятие») (англ. Acceptance). К этому этапу больной уже выплеснул все прежние чувства. Теперь он начинает размышлять о грядущей смерти, но испытывая при этом спокойствие. Часто больной чувствует усталость и слабость. Пациент много спит. Это значит, что сопротивление ослабевает, но это не конец борьбы. Смирение почти лишено чувств: круг интересов сужается, больной больше времени проводит в одиночестве. Наступает время «последней передышки перед дальней дорогой». В конце этапа начинается постепенное отрешение (декатексис) и общение перестаёт быть двусторонним.

Согласно Кюблер-Росс, смертельно больной человек почти никогда не теряет надежды. Сами этапы, хотя и появляются последовательно, но не всегда сменяют друг друга сразу. См. схему:

Критика[править | править код]

Критика модели основывается на недостатке эмпирических исследований и данных, которые бы подтверждали стадии, описанные Кюблер-Росс. Также модель Кюблер-Росс — продукт определённой культуры и определённого времени, поэтому может быть неприменима к людям других культур. Эта точка зрения были высказаны профессором Робертом Дж. Кастенбаумом, экспертом в области геронтологии, старения и смерти. Кастенбаум говорил о следующих моментах[3]:

  • Не было продемонстрировано существование стадий;
  • Последовательный переход от первой стадии к последней не был доказан;
  • Не были признаны ограничения метода;
  • Граница между описанием и предписанием размыта;
  • Не принимаются во внимание особенности среды, в которой находились пациенты.

В 2003 году Пол Мациевский из Йельского университета провёл исследование, в результате которого были получены как данные, согласующиеся с моделью Кюблер-Росс, так и данные, с ней не согласующиеся[4].

В российской психологии темой переживания горя занимался Ф. Е. Василюк, описавший пять фаз переживания горя[5].

Источник: ru.wikipedia.org


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.