Романтическая лирика лермонтова


М.Ю. Лермонтов – это выдающийся поэт первой половины девятнадцатого века. В своих стихах поэт описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. И, исходя из этого, хотелось бы уделить особое внимание романтической лирике в его произведениях.
Ещё в юности, Лермонтов начал систематичное занятие поэзией, отразившие увлечения романтической литературой России и Западной Европы ( Дж. Г. Байрон, А. С. Пушкин и другое). Всё это сподвигло Лермонтова на написание таких романтических поэм как «Черкесы», «Измаил – бей», «Литвинки».
Наиболее известная романтическая поэма М. Ю. Лермонтова это «Демон». Эта поэма была своеобразным итогом в развитии русского романтического жанра. В «Демоне» Лермонтова нашли отражение библейский миф о свержении с небес злого духа и легенды кавказского народа, что несомненно придало сюжету поэмы иносказательный характер. Лермонтовский Демон, как это свойственно любому романтическому персонажу, осуждае.


й предстаёт в самом начале поэмы.
Не менее известна так же поэма «Мцыри». В основе сюжета этой поэмы лежит традиционная романтическая ситуация — бегство из неволи. Эта тема очень часто проходит через всё творчество М.Ю. Лермонтова. Свобода для Мцыри — высшее благо, главная ценность жизни, ее смысл. Время, проведенное в монастыре, он считает лишь подобием жизни. Три дня воли стали истинной, единственно возможной для свободолюбивой, волевой личности жизнью:

Ты хочешь знать, что делал я
На воле?
Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
Эти три дня полной, абсолютной свободы позволили герою узнать себя. Он вспомнил детство: внезапно открылись ему картины младенчества, проведенные в отцовском доме:

И вспомнил я отцовский дом,
Ущелье наше и кругом
В тени рассыпанный аул…
Эти, и многие другие поэмы определили М.Ю. Лермонтова на начальных этапах его творчества как поэта – романтика.
r /> В творчестве Лермонтова романтическая лирика достигла своего наивысшего развития. В его ранних стихах выражено весьма глубокое восприятие индивидуальности человека, его внутреннего мира. Человек и мир – вот то, что прежде всего волновало молодого поэта. Его живое внимание к чувствам и переживаниям личности мы видим в его произведениях. Поэзия М. Ю. Лермонтова удивительно созвучна нашему времени: она мятежна и беспокойна, а потому всегда будет волновать сердца людей.

Источник: myessay.ru

Романтическая лирика в творчестве М.Ю. Лермонтова

Автор: Лермонтов М.Ю.

М.Ю. Лермонтов – это выдающийся поэт первой половины девятнадцатого века. В своих стихах поэт описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. И, исходя из этого, хотелось бы уделить особое внимание романтической лирике в его произведениях.

Ещё в юности, Лермонтов начал систематичное занятие поэзией, отразившие увлечения романтической литературой России и Западной Европы ( Дж. Г. Байрон, А. С. Пушкин и другое). Всё это сподвигло Лермонтова на написание таких романтических поэм как «Черкесы», «Измаил – бей», «Литвинки».


Наиболее известная романтическая поэма М. Ю. Лермонтова это «Демон». Эта поэма была своеобразным итогом в развитии русского романтического жанра. В «Демоне» Лермонтова нашли отражение библейский миф о свержении с небес злого духа и легенды кавказского народа, что несомненно придало сюжету поэмы иносказательный характер. Лермонтовский Демон, как это свойственно любому романтическому персонажу, осуждает человеческую сущность и сам мир в частности:

«Где нет ни истинного счастья,

Ни долговечной красоты…»

Само же отношение Демона к действительности Лермонтов высказал в двух строчках:

«И всё, что пред собой он видел,

Он презирал иль ненавидел…»

Но Демон помимо абсолютного отрицания ещё отверг и идеалы прекрасного:

«… и всё прекрасное хулил»

Всё это привело Демона к внутреннему опустошению, одиночеству и бесперспективности и именно таким герой предстаёт в самом начале поэмы.

Не менее известна так же поэма «Мцыри». В основе сюжета этой поэмы лежит традиционная романтическая ситуация — бегство из неволи. Эта тема очень часто проходит через всё творчество М.Ю. Лермонтова. Свобода для Мцыри — высшее благо, главная ценность жизни, ее смысл. Время, проведенное в монастыре, он считает лишь подобием жизни. Три дня воли стали истинной, единственно возможной для свободолюбивой, волевой личности жизнью:

Ты хочешь знать, что делал я

На воле?


Жил — и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

Эти три дня полной, абсолютной свободы позволили герою узнать себя. Он вспомнил детство: внезапно открылись ему картины младенчества, проведенные в отцовском доме:

И вспомнил я отцовский дом,

Ущелье наше и кругом

В тени рассыпанный аул…

Эти, и многие другие поэмы определили М.Ю. Лермонтова на начальных этапах его творчества как поэта – романтика.

В творчестве Лермонтова романтическая лирика достигла своего наивысшего развития. В его ранних стихах выражено весьма глубокое восприятие индивидуальности человека, его внутреннего мира. Человек и мир – вот то, что прежде всего волновало молодого поэта. Его живое внимание к чувствам и переживаниям личности мы видим в его произведениях. Поэзия М. Ю. Лермонтова удивительно созвучна нашему времени: она мятежна и беспокойна, а потому всегда будет волновать сердца людей.

Источник: mirznanii.com

С обращения к лирике начался творческий путь М. Ю. Лермонтова. Он создавал лирические произ¬ведения во все периоды своей короткой жизни. Это¬го поэта всегда считали преемником Пушкина, но не¬смотря на сюжетное и жанровое сходство стихотвор¬ных сочинений величайших представителей отече¬ственной литературы, отмечается и определённое различие. В частности, тема любви, которая широко представлена в лирике обоих авторов, у Лермонто¬ва сочетается с темой одиночества.


Основные мотивы любовной лирики Лермонтова. Исходным для Лермонтова было понимание любви как непреодолимой силы, охватывающей всего человека. Представление о любви для поэта – это представление о любви как о высшем идеале, а потому неосуществимом. И если герой клянется любить вечно, то это предзнаменование трагического конца. Лермонтовская любовь – это приговоренность на вечность, она превыше всего. И пусть любящего ожидают несчастья, жертвы и даже смерть – все равно они не отменяют и не разрушают любви. Любовь, — по Лермонтову, — чувство первичное, несоотносимое и несоизмеримое. У поэта нет и не может быть бегства в любовь или бегства от любви, она везде, во всем, она сама – человек. При такой силе и напряженности чувств любовь поэта была легко уязвимой и опасно ранимой. Эта незащищенность сердца составила существенную черту трагедии лермонтовского героя, а равно и самого поэта. Такая любовь не могла не принести страданья и горечи. Сила любви поэта, ее неотступность, ее приговоренность на вечность обрекла его на вечные страдания. И когда Лермонтов говорит: «Люблю», то это слово означает «страдаю». И еще один синоним к этим двум – «не верю». Вне этих слов невозможно понять диалектики чувств поэта. У Лермонтова нет ликующей радости любви. Но есть безмерные страдания, и они являются мерой жестокости безлюбовного мира, где царствуют иные связи и отношения; они – мера величия любви поэта.


У Лермонтова больше, чем у других русских лириков, любовная лирика пронизана мотивами страдания – неудачи, неисполнимости надежд.

Неразделенная любовь наряду с темой страдания от измены любимой женщины или обманчивости всей жизни выступает как лейтмотив. Кто-то заметил, что любовь Лермонтова зла и мстительна в отличие от величественно-жертвенной любви Пушкина: «…Как дай вам бог любимой быть другим…». Что для Лермонтова такое стихотворение, как «Я вас любил», является невероятным и невозможным. Если В великом пушкинском стихотворении, перед нами встает не только образ поэта в благородстве и могуществе и силе любви, но и образ женщины во всей чистоте любви, достойной великой любви и великого преклонения. То В жизни же Лермонтова ему не встретилась женщина, способная полностью понять поэта, быть верной ему. Отсюда и звучит в стихах Лермонтова мотив страдания и безверия.

Важную роль в изображении любви и любовных ситуаций нередко играют социальные мотивы. Тема «света», на глазах у которого развивается и гибнет любовь, проходит через все творчество Лермонтова. Но настоящая любовь дает убежище от «бесчувственной толпы» и ядовитой «злобы» людей или хотя бы надежду на такое убежище: «Романс к И…»

Любовь у Лермонтова нередко проявляется в целом комплексе чувств и порывов, таких как восхищение, благодарность, нежность, поклонение и одновременно страдание, досада, ревность, ненависть. Любовь способна порождать ненависть – прежде всего через ревность. В раннем творчестве этот мотив перерастает в идею о мщении. В зрелой же лирике любовь, даже отвергнутая и безнадежная, выступает как светлое, одухотворяюще-нравственное начало.


По силе, просветленности, опоэтизированности и вместе с тем гибельности чувства любви произведения М.Ю. Лермонтова принадлежат к шедеврам мировой лирики.

В отличие от Пушкина, который видел в любви движущую силу жизни, Лермонтов показал в своей поэзии совсем другое восприятие этого чувства. Его стихотворения, относящиеся к данному жанру, отли¬чаются искренностью и глубиной. Лермонтовские строки наполнены грустью и безысходностью. Я ду¬маю, что такое восприятие поэтом любви вовсе не означает, что он в неё не верил. Просто Лермонтов искал вечную любовь, идеал которой поэт и пытался отобразить в своём творчестве.

Источник: StudFiles.net

Адресаты. Любовная лирика Лермонтова

Да, женщин у поэта Лермонтова было немало, и, конечно же, он воспевал свои чувства к ним в своих произведениях. Среди них можно выделить несколько самых ярких его муз, к которым поэт испытывал неподдельные чувства. Это, прежде всего, В. А. Лопухина, Н. Ф. Иванова, Е. Г. Быховец, Е. А. Сушкова, М. А. Щербатова. Но и это еще не все нежности и вдохновения адресаты. Любовная лирика Лермонтова занимает одну из ведущих позиций в его творчестве.

Лирический герой


Он желает любить жертвенно и самозабвенно, искренне и преданно. Но властвующая дисгармония жизни всегда нарушала красоту и идеалы, которые, проходя сквозь призму интриг и сплетен светского общества, становились пошлыми и оскверненными, очерненными и растоптанными. Поэтому в своем стихотворении «Отчего», посвященном Наталье Ивановой, любовная лирика М. Лермонтова в тот период выразится в строках:

«Мне грустно, потому что я тебя люблю… ».

У него любовь всегда неразлучна с печалью.

Наталья Иванова

Любовная лирика Лермонтова включала в себя так называемый «Ивановский цикл» (1830-1832 гг.), насчитывавший около 40 стихов. Наталья Федоровна Иванова – адресат юношеских лермонтовских стихотворений. Она была дочерью московского литератора Ф. Ф. Иванова. В свои семнадцать она стала предметом вожделения шестнадцатилетнего Лермонтова. Среди стихотворений можно выделить «Я не унижусь пред тобою», «Время сердцу быть в покое», «Когда одни воспоминанья» и другие. Их отношения были сложными. Сначала Лермонтов встретил приязнь и внимание, но потом они резко сменились на холодность и непонимание. Их отношения были тотчас разорваны. В эти минуты Лермонтов ощущал себя оскорбленным и униженным и даже желал для себя смерти. Позже он назовет ее «бесчувственным холодным божеством».

Варенька Лопухина

В студенческие годы, в 1832 году, Лермонтов был представлен русской дворянке Варваре Александровне Лопухиной. Молодые люди полюбили друг друга, причем Лермонтов бережно хранил в сердце образ девушки до самой смерти. Их чувства на тот момент были взаимны, но родители девицы в 1935 году решили выдать ее замуж, подыскав выгодную партию — богатого помещика Н. Ф. Бахметева, который был намного старше ее. Возможно, на брак повлияли слухи об ухаживаниях Мишеля за Екатериной Сушковой.


Любовная лирика Лермонтова принимает новый поворот. Современные литературоведы уверены, что Вареньке Лермонтов посвятил немало своих произведений, стихов и поэму «Демон». Она же, Лопухина, стала прототипом Веры в повести «Герой нашего времени», которую любил Печорин, похожий на самого автора. В драме «Два брата» гений тоже высказывается о неравных браках по расчету, намекая на семью Варвары.

Может быть, и была Варенька верной и покорной женой, но счастливой ей стать не довелось — муж был ревнив и не разрешал даже вспоминать о Лермонтове. Но она так и не смогла забыть поэта.

Ей Лермонтов посвятил стихотворение «Она не гордой красотою».

После ссылки на Кавказ, в 1838 году, Лермонтов виделся с Лопухиной-Бахметевой. К тому времени она уже была больна, и вид ее немного удручал.

Лермонтов посвятил ей стихотворение «Ребенку». В этот период была красива и нежна любовная лирика Лермонтова. Стихотворения трогают до глубины души.

В 1841 году, когда не стало Лермонтова, нервы Варвары совсем сдали, восстанавливать силы она не хотела ни в Москве, ни за границей, потом она сильно ослабла и в 1851 году, когда ей исполнилось всего 36 лет, скончалась. История этой любви запечатлена в романе Лермонтова «Сказки Золотого века».

Екатерина Сушкова


Еще одни любовные отношения связывают Лермонтова уже со взрослой светской дамой Екатериной Александровной Сушковой. В 1830 году ей он посвящает целый цикл своих стихотворений. Любовная лирика Лермонтова оказалась в новой страдальческой фазе. Но Сушкова поначалу не воспринимала влюбленного в нее Лермонтова и, благосклонно слушая стихи-посвящения, не скрывала насмешливого отношения к их автору. А Лермонтов мог часами спорить с ней до слез, дабы доказать свою правоту.

Одно из стихотворений — «Нищий», другое — «К Сушковой», или «Зови надежду сновиденьем…» и т. д. Везде он признается ей в любви и просто зачарован ею. Ровно год длился их роман, с 1830 по 1831 год. Сушкова была его московской знакомой, с которой часто виделся в подмосковной усадьбе у своих родственников Столыпиных. Как жениха она его не рассматривала, но прошло пять лет, и Лермонтов появился возле нее уже бравым гусаром. Прознав, что она собирается выйти замуж за его друга Лопухина, он ведет себя так искусно и хитро, что пленяет сердце красавицы и тем самым компрометирует ее в глазах окружающих. А потом признается ей в том, что никогда не любил. В итоге они прощаются. Лермонтов рад тому, что отомстил за свою любовь и насмешки. Скорее всего, эта самая темная страница его биографии появилась из-за юнкерского воспитания и желания всегда быть на пьедестале.

История их отношений хорошо отображена в незаконченном романе «Княгиня Лиговская» (1935 г.), там прототипом Сушковой выступает Елизавета Негурова.

Мария Щербатова

Вдовой Марией Алексеевной Щербатовой Лермонтов был увлечен в период с 1839 по 1840 годы. Он не знал, любила она его или нет, но у него было желание бросить к ее ногам весь мир. Она была украинкой по происхождению, высока и стройна, с копной блестящих, бронзового оттенка волос. И опять на пике оказалась любовная лирика Лермонтова. Стихи, посвященные прекрасной вдове, содержали такие строки: «Мне грустно, что я вас люблю…». Ей же он посвятит стихотворение «М. А. Щербатовой».

Екатерина Быховец

Быховец Екатерина Григорьевна была дальней родственницей Лермонтова. Скорее всего, он познакомился с ней в доме у тетки, М. Е. Быховец, в период с 1838 по 1841 год. По мнению Екатерины Григорьевны, она напоминала Лермонтову Лопухину, видимо, поэтому он посвящает ей стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Так постепенно утрачивает свою силу любовная лирика Лермонтова, стихи еще сильнее наводят тоску об утраченных чувствах, жизнь великого гения подходит к концу.

Быховец имела много поклонников, причем из окружения поэта. Он имела смуглый цвет лица и карие очи. Она говорила, что Лермонтов не любил танцевать, но был очень веселым. Однако с ней он был настоящим и почти всегда грустил. Скорее всего, это было предчувствием надвигающейся беды. С ним Екатерина Григорьевна была и в день дуэли, у нее на глазах прошли последние минуты великого поэта. Потом Быховец писала в своих воспоминаниях, что утром они беседовали, а потом ездили с Лермонтовым и общими друзьями на пикник.

Роковая любовная лирика М. Ю. Лермонтова

В одесской газете потом напишут, что «15 июля 1841 года, в 5 часов вечера, разразилась сильнейшая буря с громом и молниею». Именно в это время между горами Бештау и Машуком будет убит Лермонтов. Пуля из револьвера Мартынова пройдет сквозь сердце поэта. Одна из версий причин дуэли — насмешки Лермонтова над свои другом Мартыновым и его сестрой Натальей Соломоновной, которую поэт якобы карикатурно изобразил в знаменитом произведении «Герой нашего времени». А она была сильно увлечена им и думала, что это взаимно. В этой повести он как будто предрек свою судьбу.

Источник: www.syl.ru

«Я жить хочу! хочу печали,
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело;
Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман:
Что без страданий жизнь поэта?
И что без странствий ураган?

………Лети со мной, как равный,
Над бездною пространства, – я открою
Тебе живую летопись миров
Прошедших, настоящих и грядущих. (1)

Тебя я, вольный сын эфира,
Возьму в надзвёздные края;
И будешь ты царицей мира,
Подруга первая моя..
………………………………
Я опущусь на дно морское,
Я полечу за облака,
Я дам тебе всё, всё земное –
Люби меня!.. (10)

О, как бы я рыдал, когда бы мог!
О, как бы к небу я хотел подняться!
Но нет, внизу я должен пресмыкаться,
Где свист и шип, где вьётся змей клубок. (7)

Мне в лес бы зелёный! Как дивно там
Цветы цветут, распевают птицы!
Умру, и тьма могильной ночи
Землёй забьёт мне слух и очи, —
И не цвести для меня цветам,
И звонким щебетом мне не упиться. (7)

…И всё зачем? Чтоб в цвете лет,
Едва взглянув на божий свет,
При звучном ропоте дубрав
Блаженство вольности познав
Унесть в могилу за собой
Тоску по родине святой,
Надежд обманутых укор
И вашей жалости позор!.. (10)

И я задумался. Мой дух на той вершине
Обрел крыла, каких не обретал доныне.
Ещё подобный свет не озарял мой путь.
И долго думал я, пытаясь заглянуть
В ту бездну, что внизу, под зыбью волн таилась,
И в бездну, что во тьме души моей раскрылась.
Я вопрошал себя о смысле бытия,
О цели и пути всего, что вижу я,
О будущем души, о благе жизни бренной
И я хотел постичь, зачем творец вселенной
Так нераздельно слил, отняв у нас покой,
Природы вечный гимн и вопль души людской. (8)

Он недоверчивость вселяет,
Он презрел чистую любовь,
Он все моленья отвергает,
Он равнодушно видит кровь… (10)

И в горном закатном пожаре,
В разливах синеющих крыл,
С тобою, с мечтой о Тамаре,
Я, горний, навеки без сил… (10)

То не был ада дух ужасный,
Порочный мученик – о нет!
Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь, – ни мрак, ни свет!.. (10)

Но, боже! – кто б его узнал?
Каким смотрел он злобным взглядом,
Как полон был смертельным ядом
Вражды, не знающей конца, –
И веяло могильным хладом
От неподвижного лица. (10)

Теперь один старик седой
Развалин страж полуживой,
Людьми и смертию забыт,
Сметает пыль с могильных плит… (10)

Скала угрюмого Казбека
Добычу жадно сторожит,
И вечный ропот человека
Их вечный мир не возмутит. (10)

Вода бушуют всё свирепей
И как безумец, рвущий цепи,
Рыдает зло.
Но глухи груды скал могучих
Они надменно прячут в тучах
Своё чело. (8)

Лишь только божие проклятье
Исполнилось, с того же дня
Природы жаркие объятья
Навек остыли для меня… (10)

Внизу глубоко подо мной
Поток, усиленный грозой,
Шумел, и шум его глухой
Сердитых сотне голосов
Подобился. Хотя без слов,
Мне внятен был тот разговор,
Немолчный ропот, вечный спор
С упрямой грудою камней.
То вдруг стихал он, то сильней
Он раздавался в тишине;
И вот, в туманной вышине
Запели птички, и восток
Озолотился; ветерок
Сырые шевельнул листы;
Дохнули сонные цветы,
И, как они, навстречу дню
Я поднял голову мою… (10)

Я сам, как зверь, был чужд людей
И полз и прятался, как змей. (10)

………О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнии ловил… (10)

Хочу я с небом примириться,
Хочу любить, хочу молиться,
Хочу я веровать добру. (10)

Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог. (10)

И страшно было мне, понять
Не мог я долго, что опять
Вернулся я к тюрьме моей;
Что бесполезно столько дней
Я тайный замысел ласкал,
Терпел, томился и страдал. (10)

Я царь познанья и свободы,
Я враг небес, я зло природы… (10)

Оставь же прежние желанья
И жалкий свет его судьбе:
Пучину гордого познанья
Взамен открою я тебе. (10)

Владеть безвестным благом — невозможно;
Владеть же им в неведенье — равно
Что вовсе не владеть; и, наконец,
Что запретил Он? Знанье! Запретил
Благое! Запретил нам обрести
Премудрость! (15)

…………………………Добро! –
Познать его так справедливо! Зло! –
Коль есть оно, зачем же не познать,
Дабы избегнуть легче?… (15)

……………Один лишь добрый дар
Дало вам древо знания – ваш разум:
Так пусть он не трепещет грозных слов
Тирана, принуждающего верить
Наперекор и чувству и рассудку. (1)

Дух вечно-мыслящий, будь милостив ко мне.
Прими под сень свою, прими под Древо Знанья,
В тот час, когда, как храм, пан жертвенное зданье
Лучи своих ветвей оно распространит,
И вновь твою главу сияньем осенит.
Владыка мятежа, свободы и сознанья. (4)

Он провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел –
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел. (18)

И дик и чуден был вокруг
Весь божий мир; но гордый дух
Презрительным окинул оком
Творенье бога своего,
И на челе его высоком
Не отразилось ничего. (10)

И всё, что пред собой он видел,
Он презирал иль ненавидел. (10)

Счастливый первенец творенья!
Не знал ни злобы, ни сомненья,
И не грозил уму его
Веков бесплодных ряд унылый… (10)

Я высшей силой, полнотой всезнанья
И первою любовью сотворён.
Древней меня лишь вечные созданья,
Я с вечностью пребуду наравне. (9)

……клятву молвил он,
Когда блистающий Сион
Оставил с гордым сатаною. (10)

Он искусить хотел – не мог,
Не находил в себе искусства;
Забыть – забвенья не дал бог,
Любить – недоставало чувства. (10)

Я не для ангелов и рая
Всесильным богом сотворен;
Но для чего живу, страдая,
Про это больше знает он.

Как демон мой, я зла избранник,
Как демон, с гордою душой,
Я меж людей беспечный странник,
Для мира и небес чужой;

Прочти, мою с его судьбою
Воспоминанием сравни
И верь безжалостной душою,
Что мы на свете с ним одни. (10)

И проклял Демон побежденный
Мечты безумные свои.
И вновь остался он, надменный,
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви!… (10)

Что люди? что их жизнь и труд?
Они прошли, они пройдут…
Надежда есть – ждёт правый суд:
Простить он может, хоть осудит!
Моя ж печаль бессменно тут,
И ей конца, как мне, не будет;
И не вздремнуть в могиле ей!
Она то ластится, как змей,
То жжёт и плещет, будто пламень,
То давит мысль мою, как камень –
Надежд погибших и страстей
Несокрушимый мавзолей!.. (10)

И смертный час для них недостижим,
И эта жизнь настолько нестерпима,
Что все другое было б легче им. (9)

Продолжение следует…

Библиография:

1. Байрон Дж.Г. Стихотворения, поэмы, драматургия. М., 1997.
2. Библия
3. Блок А. Избранные произведения. Л.. 1970.
4. Бодлер Шарль. Цветы зла. СПб., 1999.
5. Вольтер. Собрание сочинений. Белый бык. М., 1998.
6. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. М., 2000.
7. Гейне Генрих. Лорелея. СПб., 1999.
8. Гюго Виктор. Труженики моря. Роман. Стихи. М., 1977.
9. Данте. Божественная комедия. СПб., 1999.
10. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений. М., 1976.
11. Лермонтовская энциклопедия. М., 1999.
12. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996.
13. Лотман Ю.М. О русской литературе. СПб., 1997.
14. Лотман Ю.М. Семиосфера. Культура и взрыв. СПб., 2000.
15. Мильтон Джон. Потерянный Рай. СПб., 1999.
16. Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1., М., 1991.
17. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. Т. 5. Л., 1978.
18. Я связь миров. Философская лирика русских поэтов XVIII — начала XX веков. М., 1989.

Источник: cult-tur.livejournal.com


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.